Проект для детей старшего дошкольного возраста «Русская народная игрушка. Народная игрушка

Игрушка для ребенка - не просто забава, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный и сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины. Игра, в которую дошкольник включает манипуляцию теми или иными игрушками, это лучшая школа морали в действии (А.Н.Леонтьев). Можно сколько угодно объяснять ребенку "что такое хорошо и что такое плохо", но лишь игра способна через эмоциональное сопереживание, через постановку себя на место другого научить его действовать в соответствии с нравственными требованиями.

В этой связи велика роль именно народной игрушки . Самая основная, сильная сторона сюжетной народной игрушки, которой она обращена к ребенку, состоит в условности ее изображения. Условность изображения опирается на предельную отработанность тех средств и способов, которыми создается игрушка. Будет ли это изображение коня, птицы, человека - все решается традиционно выработанным, выверенным веками способом. В результате в игрушке остро выступает задуманное. Подробности дополняются воображением; эта игрушка рождает детскую фантазию, а вместе с ней и детскую игру. Взрослые, может быть, хотели видеть в игрушке нечто другое, но ребенка привлекает именно ее предельная простота и ясность. Эта простота линий и цвета проявляется и в дымковских "конюшках" и "баранах", и в алтайской глиняной "Катюше". А Загорская, чудесно раскрашенная птица с пищалкой - это ли не чудо простой мудрой радости, которой так не хватает современному, измученному компьютером и чуждыми для русской души американизированными игрушками, ребенку? Известно, что игрушка - часть культуры народа, лишив которой ребенка, мы лишим его важной составляющей части его личности: национального самосознания, патриотизма.

В.Я.Соловьев отмечал пластичность и многогранность русской народной игрушки, как инструмента народной педагогики. Смысл ее в следующем:

  • - введение ребенка с первых дней жизни в осязательное соприкосновение с природой при помощи натуральных материалов - глины, дерева, ткани;
  • - освоение через игрушку бытия конкретного этноса, прямое введение его в культуру с ее устойчивыми предпочтениями, становление ребенка в качестве сына или дочери своего народа;
  • - формирование в мальчике необходимых черт хозяина, кормильца, а в девочке - матери, воспитательницы, хранительницы домашнего очага и родовой традиции, мастерицы;
  • - активное вовлечение в непрерывную традицию народного творчества путем непосредственного участия в создании игрушек с самого малого возраста (с 2-3 лет);
  • - воспитание творческого отношения к миру как наиболее продуктивного;
  • - ориентация на высшее качество, так как народная игрушка всегда – подлинник и, как правило, маленький шедевр.

Нельзя не отметить и те поразительные по своей гармонии цвета и их сочетания, используемые в народной игрушке. Здесь вы не встретите тех ужасающих, кричащих оттенков, которыми обладает зачастую современная «антиигрушка». Ведь народные умельцы выбирали цвет для игрушки, руководствуясь мудростью природы. Тут вы увидите зелень травы, яркость синего неба, сияние желтого солнечного света и т.д. Ребенок, играя с народной игрушкой, имеет возможность знакомиться с цветовыми эталонами. Благодаря чистым, сочным, ярким окраскам, тщательной отделке поверхности, выдержанности формы эти игрушки воспитывают вкус, развивают зрение, осязание. Ни для кого не секрет, что цвет также обладает психотерапевтическим свойством и способен излечивать различные виды заболеваний. Поэтому народная игрушка помогает не только освоить цветовой ряд малышам, но и справиться с такими нежелательными проявлениями, как агрессия, страхи, расторможенность и т.п. Беседуя с детьми о том, «какая по характеру народная игрушка?», дошкольники определяют ее как «добрая, красивая, нарядная, ласковая, веселая, сказочная» и т.д. Выводы, как говорится, излишни.

Я думаю, что если бы «живая» народная игрушка попала к детям в повседневный быт, то они охотно приняли бы ее в свои игры. Ведь многие из существующих ее образцов просто не доходят до них. Время диктует перевод народной игрушки на более массовое производство, что сделало бы ее более доступной для малышей.

Говоря о дидактической составляющей народной игрушки, нельзя не отметить игрушку – вкладыш, ярким образцом которой является матрешка. Игры с такой игрушкой заставляют ребенка активно действовать: вкладывать, расставлять, переставлять. Так как принцип убывающей величины в игрушках строго выдержан, то ребенок не может обойти его при вкладывании их друг в друга и даже при простой расстановке в ряд. В конце концов он дает правильную гамму величин. Бирюльки – образец искуснейшей работы – представляют прекрасный педагогический материал для игр, упражняющих ребенка в развитии мышц руки, глазомера, а также воспитывающих настойчивость в достижении поставленной цели.

В народной игрушке ярко выражено стремление порадовать, повеселить ребенка. Выделяется забавная игрушка , радующая детей свистом, писком, действием. На вопрос, предложенный вятской художнице-игрушечнице Е.А.Кошкиной о том, чем руководствуется она при создании игрушек, она отвечает: «А вот смотрю, чем бы ребятишек позабавить, да потешить… да и придумаю». И выходят из ее рук резвые кони с наездниками, свинки со стоящими на их спинах зайцами и другие забавные игрушки-свистульки. Игра – забава с такой игрушкой не перейдет в озорство или, того хуже, в хулиганство, но напротив, разовьет в ребенке чувство юмора, жизнерадостность, что особенно важно для застенчивых, склонных к унынию детей. Разноголосые пищалки, свистульки разовьют в ребенке музыкальность, слуховосприятие, внимание.

Нельзя не остановиться на игрушке-самоделке . Речь идет об игрушке, которая делается самими детьми или взрослыми – будь то воспитатель в детском саду или родители, бабушки и дедушки. Мастерство такой игрушки связано с определенными местными традициями в выборе материала, приемами изготовления. В одной местности наибольшей популярностью пользуются тряпичные куклы, в другой – из соломы, бабки, городки и масса других игрушек. Здесь прекрасен сам факт совместного творчества с ребенком, пусть даже роль его в процессе изготовления будет незначительна. Как ценно почувствовать тепло родительской ласки, заботы взрослого о малыше через игрушку. Игрушка-самоделка настойчиво напоминает нам, что, кроме компьютеров, сверхскоростей и изысков современной цивилизации, есть высокая простота жизни человека в гармонии с миром природы и согласии с Богом. И что это то и есть необходимая и настоящая основа для полноценного человеческого бытия на земле. Изготовление игрушек из подручных природных материалов всегда было делом семейным: мужчины и женщины в свободное от полевых работ время лепили, точили, красили детскую игрушку, привлекая к этому труду своих детей – так с ранних лет приучали их к усердию и терпению. Ярким примером такой игрушки является наша Алтайская игрушка. Отличается она простотой формы, незатейливым окрасом. Она никогда не делалась для продажи в отличие от ярких, ярмарочных Дымковских кукол. Алтайская кукла – это простая, но не лишенная стати и красоты труженица в простом сарафане и с длинной косой.

В русском крестьянском быту куклы иногда делались очень просто: какая-нибудь тряпочка или сильно поношенный головной платок свертывались в скалку, перетягивались ближе к одному концу ниткою, чтобы отделить голову от туловища, затем на туловище накидывался какой-нибудь пестрый лоскут, заменяющий костюм, - кукла была готова. Специалисты считают, что самая лучшая кукла – самая простая, без лица. Она может смеяться, плакать, быть похожей на маму или саму девочку. И ребенок может додумать те или иные ее повадки, характер.

У мальчиков могут быть и сегодня, как встарь, свои куклы-забавы – бойцовые куклы. Главное в бойцовой кукле – крестовина, основа «бойца». К концам привязывают кулаки побольше, которыми «боец» размахивает. Кулаки и голова отличаются только размерами, хотя изготавливаются одинаково: в узелок завязывается комок ваты. Кулаки получаются большие, но бьют не больно. Можно самим придумать костюмы и лица – но только обязательно веселые. Это уж точно не вызовет агрессии и ночных страхов, как после общения с такими «невинными трансформерами», как человек-машина, человек-чудище, человек-робот и т.п.

Народная игрушка приносит радость современному ребенку еще и потому, что она во многом схожа с творчеством самих детей . В восприятии ребенка фантазия преобладает над разумом, наивные представления – над опытом и фактами, которых у него мало. Поэтому изображение получается условным, он подчеркивает характерные черты изображаемого. Неживое часто смешивается с живым, одухотворяются предметы, очеловечиваются животные. То же самое происходит в народном творчестве. Только все эти образы закреплены в традиции, они не случайны, но выверены временем, как уже говорилось ранее. Чувство новизны у зрелых мастеров воплощено в традиционных образах изделий, которые отражают не только их живой интерес к миру, но и мировосприятие их предшественников. Такая близость народного и детского искусства формирует чуткое отношение к прекрасному, способствует становлению гармонично развитой личности.

Кроме того, народная игрушка воспитывает стремление к добру и правде, любовь к красоте. Являясь поэтическим отображением природы (через материал и созданные образы), она способна ослабить вредные последствия удаленности от природной среды у детей больших городов. Таким образом, обращение к народному искусству через игрушку способствует предупреждению нежелательных форм поведения у ребенка, а также гармоническому развитию всех дремлющих в нем сил и наклонностей.

Воспитатель

Балабова Татьяна Васильевна

Засилье Спанч-бобов, черепашек Ниндзя и кукол Барби отодвинуло на второй план народную игрушку. Вместе с тем, народная игрушка в детском саду входит в обязательный перечень развивающих пособий.

Приобщение детей к народной культуре, воспитание гордости и преданности родному краю возможно через ознакомление с промыслами своих предков, с народной игрушкой. Расписанная декоративными узорами, сочетающими в себе определенный ритм, счетность, симметрию, народная игрушка в детском саду развивает элементарные математические представления у ребенка. Сделанная полностью из природных материалов, она являет собой неразрывную связь человека и природы. Ничто не может сравниться с самобытной народной игрушкой. Для промыслов народных умельцев характерен ряд черт, который позволяет делать народные матрешки, дергунчики, каталки легко узнаваемыми.

Воспитателю на заметку: специализированный раздел НАРОДНАЯ ИГРУШКА В ДЕТСКОМ САДУ в магазине «Детский сад» detsad-shop.ru. Здесь можно купить предметы народного промысла, русские народные игрушки, музыкальные инструменты (смотрите раздел муз. инструментов), пособия по росписи и многое другое!

Городецкая деревянная игрушка богата сюжетами, персонажами. Живые краски, простой, сродни детскому орнамент, выразительность формы, придают игрушке неповторимость.

Дымковская глиняная игрушка — это соединение четких форм, простоты сюжета и живой росписи.

Матрешка актуальна во все времена. Она привлекает не только яркой росписью и неповторимостью лиц, но и игровым элементом. Матрешки семеновские, загорские и полхов-майданские одеты по крестьянской моде: платок, расписной сарафан, полушалок, передник.

Гжельские изделия сделаны из белой глины и расписаны широкими голубовато-синими мазками.

Хохлома вобрала в себя всю красоту и богатство нашей природы.

Богородская игрушка знакомит ребенка с животными и разными предметами, передавая образа точно и реалистично.

Выставка НАРОДНАЯ ИГРУШКА В ДЕТСКОМ САДУ

В рамках знакомства детей с русскими традициями, с обычаями своих предков, в детском саду может быть организована выставка народной игрушки.

Цели выставки:

  • Прививать любовь и бережной отношение к народной игрушке.
  • Развивать эстетическое восприятие образцов народного искусства.

Народная игрушка в детском саду, на выставке, может быть представлена игрушками из дерева (богородскими, городецкими, семеновскими), из глины (дымковскими, филимоновскими, калининскими, каргопольскими), матрешками (загорскими, семеновскими, полхов-майданскими). Кроме этого, ввести детей в экскурс по истории игрушки помогут фотографии, книги о народных промыслах, иллюстрации Ю. Васнецова к «дымковским» поговоркам и сказкам.

Выставка народной игрушки в детском саду организуется совместными силами детей, педагогов и родителей.

Работа с детьми

Воспитатель знакомит детей с историей края, старается передать посредством рассказов, образов ту среду, в которой зарождалась народная игрушка.

Особое внимание следует уделить цветам, используемым для росписи, так как они несут символический смысл, помогают передавать замысел автора, сюжет. Показательна в этом плане каргопольская игрушка. Зеленый цвет означает землю и природу, голубой — небо, белый — правду и добро, черный — зло и горе, красный — красоту и здоровье.

Тематические занятия в детском саду включают в себя:

  • Просмотр видеофильмов по теме.
  • Рассказы педагога.
  • Творческую деятельность: лепку и роспись объемных игрушек из соленого теста или глины по мотивам филимоновской, каргопольской и дымковской игрушек; рисование народных орнаментов на бумаге.
  • Игры с движущимися богородскими игрушками, городецкими и семеновскими каталками.
  • Дидактические игры по типу «Составь узор».
  • Исполнение музыкальных произведений с помощью народных игрушек-свистулек.
  • Театрализованное представление.
  • Экскурсия на фабрику игрушек.

Работа с родителями

Работа с родителями включает в себя семинар-практикум, на котором дети вместе со взрослыми учатся лепить из глины и расписывать получившиеся изделия орнаментами, характерными для народных игрушек.

Кроме этого, на семинаре может быть показан фильм под названием «Сокровищница народного искусства», «Экскурсия по фабрике игрушек» и другие.

Для родителей в преддверии выставки рекомендуется провести семинар-практикум «Народная игрушка из глины». В ходе семинара родители совместно с детьми могут вылепить игрушки из глины и расписать их по мотивам дымковской, филимоновской, каргопольской, калининской игрушек.

На семинаре можно показать видеофильмы «Сокровищница народного искусства», «Народная игрушка» и другие.

Работа с педагогами

Педагоги принимают участие в тематических консультациях, на которых обсуждаются примеры использования народной игрушки в различных видах дошкольной деятельности: изо, музыке, играх и других.

Завершающим этапом может стать общая поделка — например, большое панно из глины и соленого теста, которое впоследствии украсит интерьер детского сада.

Материал подготовила Даниленко Мария.

Ольга Стрыгина
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Русская народная игрушка»

Проект разработала:

Проект «Русская народная игрушка»

Краткая аннотация проекта:

Данный проект выполняется воспитателями дошкольного учреждения, деятельность организуется с родителями и детьми для выполнения запланированных мероприятий.

Эта разработка будет осуществляться через комплексную образовательную деятельность в процессе разных форм работы, направленных на расширение потенциала творческих и познавательных способностей детей, через активизацию детской жизнедеятельности. Проект предполагает активное участие детей и родителей и по своей доступности и эффективности может применяться в дошкольных учреждениях любого типа.

Актуальность:

Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время существует противоречие между требованиями концепции дошкольного образования к необходимости приобщения детей к русской народной культуре и недостаточным рассмотрением этой темы в разделах общеобразовательных программ.

Сейчас современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур. На экранах телевизоров ребенок видит диснеевские мультфильмы, а героями современных игр становятся персонажи иностранных фильмов.

Наши дети живут во время, когда рушатся традиции, передаваемые веками. Исходя из этого, мы видим острую необходимость приобщения детей к русской народной культуре уже с дошкольного возраста.

Ребенок должен знать не только историю Российского государства, но и традиции народной культуры, самореализовывать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные промыслы, творчество, и конечно же русские народные игрушки, в которые дети очень любят играть.

Знакомя детей с народными игрушками, мы возрождаем добрую традицию, передаем опыт старшего поколения. Игра формирует высокую нравственность.

С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.

Проанализировав уровень воспитанности детей в детском саду, мы пришли к выводу, что у них недостаточно формируются нравственно-этические чувства и любовь к Родине. Данные результаты помогли разработать педагогический проект, основанный на приобщении дошкольников к истокам русской народной культуры посредством знакомства детей с русскими народными игрушками.

Новизна проекта:

создание педагогических игровых условий по духовно-нравственному воспитанию.

Педагогические цели:

Создание условий для духовно-нравственного воспитания дошкольников средствами русской народной культуры через знакомство с народными игрушками.

1. Знакомить детей с народными промыслами России, мастерством

народных умельцев, русским фольклором.

2. Рассказать об истории возникновения игрушек на Руси.

3. Продолжить формировать эмоционально-окрашенное чувство причастности детей к наследию прошлого.

Вид проекта: информационно-практический, игровой.

По продолжительности: долгосрочный (6 месяцев).

По характеру контактов: групповой, фронтальный.

По предметно - содержательной области: общество – культурное наследие.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы (6-7 лет, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Ресурсное обеспечение: художественная литература, наборы различных игрушек, картинки и иллюстрации, настольно – печатные игры, видео - и аудиозаписи, фотоаппарат, магнитофон, материалы для изобразительной деятельности, компьютер, альбом «Народная игрушка», деревянные, глиняные народные игрушки, рисунки матрешек, бланки анкет для родителей, консультации для родителей, русская народная музыка, русские народные костюмы и атрибуты для народных игр.

Сроки реализации: январь 2016 г. – май 2016 г.

Ожидаемые результаты:

Умение детей самостоятельно играть с русскими народные игрушками.

Привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через знакомство с русскими народными игрушками, знакомство с русскими народными промыслами.

Реализация проекта будет разбита на 3 этапа.

1. Подготовительный:

Определение проблемы воспитателем совместно с детьми

Определение воспитателем целей и задач для реализации поставленной цели

Дети: вхождение в проект

Родители: вызвать положительный отклик на существующую проблему

2. Практический этап:

Проведение опроса-анкетирования родителей и детей (первичный мониторинг)

Встречи за круглым столом с родителями

Консультации в родительском уголке

Создание творческой выставки, посвященной народной игрушке

Праздник «Народная мастерская»

3. Заключительный этап:

Проведение заключительного мониторинга

Презентация проекта для коллег

Самоанализ.

Результат проекта:

В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к русской народной игрушке в группах детского сада были организованы мини-музеи старины, народных игрушек и народного творчества, у детей появилось желание использовать народную игрушку в самостоятельной игре, у детей повысился интерес к народной культуре. Дети стали использовать русскую народную игрушку в игре чаще. Но продолжительно. В те дни, когда проводилась работа над проектом (творческая деятельность, знакомство с видами игрушек и т. п.) дети проявляли интерес к игрушкам, но, в самостоятельной деятельности всё же отдавали предпочтение современным игрушкам. А народную игрушку чаще использовали как «наблюдателя», как «гостью», которой отдавалась пассивная роль в играх.

Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов проявляло у детей восторженные чувства удивления, и желания сделать что-то своё. Что говорит о желании детей творить, оглядываясь на свои истоки.

Дети и родители проявляли интерес в работе над проектом. Что говорит о желании изучать родной край и особенностях своего народа.

В результате работы сделан вывод, что народная игрушка способствует развитию духовно-нравственного, нравственно-патриотического и эстетического воспитания.

Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка.

«Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики» /Е. Флерина/.

Перспективное планирование

к проекту «Русская народная игрушка»

Месяц Вид деятельности воспитателя и детей

Январь 2неделя Определение проблемы воспитателем совместно с детьми,

определение воспитателем целей и задач для реализации поставленной цели. Сбор информации по народной игрушке.

3 неделя Проведение опроса-анкетирования родителей и детей (первичный мониторинг, обработка результатов. Сбор информации по народной игрушке.

4неделя Беседа «Какие игрушки я играю?».

Цель: уточнить увлечения детей видами игр и игрушек.

Беседа «Игрушки из бабушкиного сундука».

Цель: познакомить с русскими народными игрушками, их видами и разнообразием.

Консультация для родителей «Современные игрушки».

Февраль 1 неделя Беседа «Кто делает игрушки?» (труд взрослых)

Цель: дать первичные знания о профессии игрушечника.

Отгадывание загадок о народных промыслах.

Продуктивная деятельность:

Цель: Изготовление альбома «Как сделать игрушку?»

2 неделя Беседа «Тряпичная кукла - пеленашка».

Цель: познакомить с новой игрушкой старины, дать представления о материалах изготовления кукол в старину.

Рассматривание иллюстраций на тему «Народные игрушки»

Продуктивная деятельность: изготовление куклы «Пеленашка»

Консультация для родителей: «Русская народная игрушка»

3 неделя Беседа «Русская народная игрушка Матрешка».

Цель: познакомить с народной игрушкой (матрёшкой, дать представление об особенностях росписи матрешек.

Дидактическая игра «Домик для матрешки» (соотнесение по величине; с элементами конструирования, «Которая по счету матрешка спряталась.

Продуктивная деятельность: «Вырезание силуэта матрешки из бумаги сложенной пополам, её раскрашивание»

Слушание «Русские матрёшечки» сл. А. Осьмушкин, муз. В Темнов;

4 неделя Беседа «Куклы-неваляшки»

Цель: дать представления о секретах изготовления кукол-неваляшек.

Продуктивная деятельность: лепка «Кукла-неваляшка» из пластилина.

Художественное чтение: Э. Котляр «Матрешкины потешки»

Март 1 неделя Беседа «Глиняные игрушки - «Дымковский конёк»

Цель: познакомить с особенностями изготовления глиняных игрушек.

Дидактическая игра: «Разрезанные картинки»

Продуктивная деятельность: изготовление глиняной игрушки «Конёк»

2 неделя Беседа «Музыкальные народные игрушки».

Цель: дать представления с особенностями музыкальных народных игрушек, познакомить с их разновидностями.

Оркестр «Народные игрушки»

Дидактическая игра «Из чего сделана игрушка?»

Продуктивная деятельность: организация выставки народных музыкальных игрушек в мини-музее группы.

3 неделя Рисование «Моя любимая народная игрушка»

Дидактическая игра «Собери игрушку»

Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия в музей народного творчества»

4 неделя Беседа «По одежке встречают».

Цель: объяснить детям значение наряда, прически куклы и ее статуса в игре.

Рассматривание кукол, игровая деятельность.

Организация выставки в мини-музее «Народные игрушки»

Работа с родителями: «Создание страниц альбома «Такие разные народные игрушки»

Апрель 1 неделя Сюжетно-ролевая игра «Фабрика игрушек»

Художественное чтение «Норвежская сказка «Куколка в траве» Познакомить детей со сказкой, беседа по содержанию.

2 неделя Дидактическая игра «Узнай по описанию»

Художественное чтение «Конёк - горбунок» П. П. Ершов

Рисование: «Конёк-горбунок»

3 неделя Разучивание танца «Мы милашки - куклы неваляшки»

Подготовка к проведению праздника «Ярмарка»

4 неделя Проведение заключительного мероприятия - досуг «Народная ярмарка».

Проведение опроса-анкетирования родителей и детей (вторичный мониторинг, обработка результатов.

Используемые источники и литература в проекте

1. Аникина, В. П. «Русские пословицы и поговорки» - М. : Сфера, 2012г.

2. Арапова-Пскарёва, Н. А. «Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников». – М., 2005. – 136 с.

3. Ветохина, А. Я, «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» планирование и конспекты занятий».– Ветохина, А. Я, Дмитренко З. С. / М. : Детство- Пресс, 2011г.

4. Захарова, М. А.. «Проектная деятельность в детском саду: родители и дети»/ М. А. Захарова, Е. В. Костина- М. : Школьная пресса, 2010г.

5. «От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования» под редакцией Н. Ю. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-Синтез, 2011г.

6. Косарева, В. Н. «Народная культура и традиции: занятия с детьми 3 – 7 лет» – Волгоград: Учитель, 2012.

7. Петрова, В. И. «Нравственное воспитание в детском саду»./Петрова, В. И., Стульник Т. Д. / Программа и методические рекомендации – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 72 с.

8. «Родные сказки: Нравственно - патриотическое воспитание» -М. : Прометей, 2003г.

9. Рякина, И. В. «Народные праздники», Издательство Возякова, Екатеринбург, 2002 г.

Халезова, Н. Б. Декоративная лепка в детском саду: Пособие для воспитателя/ Под ред. М. Б. Халезовой – Зацепиной. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 112 с. – (Программа развития)

Галина Реброва

«Детство – это незабываемое время в жизни каждого человека…».

В дошкольном возрасте усвоение новых знаний происходит в игре. Всем известно, что игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста. Ребенок, увлеченный игрой, не замечает того, что он не только играет, но может ориентироваться в окружающем мире, знакомится с чем-то новым и ранее неизвестным. Если на занятии ребенок выполняет задание взрослого, то в игре происходит решение собственных задач.

Вот поэтому игрушка в игре имеет большое значение для обучения и развития ребенка.

Прежде чем отобрать игрушки для игры , очень важно для нас, родителей и педагогов, знать какую положительную или отрицательную ценность несет в себе та или иная игрушка . В настоящее время изобретено большое разнообразие игрушек , способных не только развивать наших детей, но и нарушать ход нормального психического развития ребенка, и мы, педагоги, часто задумываемся над этим, нам очень важно знать, какие игрушки находятся рядом с нашими детьми.

Чем старше становятся дети, тем чаще слышишь от них о компьютерных играх, современных электронных игрушках . Но, несмотря на значительное место, занимаемое игрушкой заводского изготовления, произведения народных мастеров- игрушечников России , выполняемые из традиционных материалов – дерева, ткани и глины – вызывают большой интерес у современных детей, особенно старшего дошкольного возраста. Сегодня возрождается интерес к русскому народному творчеству . Взрослые все активнее приобщают детей к национальной культуре. Приобщение к ней детей является средством формирования у них патриотических чувств.

Большую радость приносят детям всех возрастов русские народные игрушки и игры с ними . Начиная с младших групп детского сада , мы знакомим детей с этим видом народного промысла . Дети осваивают отдельные элементы, а далее технику росписи и начальные этапы лепки народной игрушки , с удовольствием разрисовывают также и заготовки – силуэты, лепят и расписывают готовые фигурки, регулярно выставляются детские работы на выставки . Постепенно подводим детей к осмыслению понятия «народная игрушка » , знакомим с историей возникновения и мастерами, создававших ее, с техникой выполнения.

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем.

Приобщение детей к народной культуре , воспитание гордости и преданности родному краю возможно через ознакомление с промыслами своих предков, с народной игрушкой . Расписанная декоративными узорами, сочетающими в себе определенный ритм, счетность, симметрию. Сделанная полностью из природных материалов, она являет собой неразрывную связь человека и природы. Ничто не может сравниться с самобытной народной игрушкой . Для промыслов народных умельцев характерен ряд черт, который позволяет делать народные матрешки , дергунчики, каталки легко узнаваемыми, тряпичные игрушки и из талаша .

Городецкая деревянная игрушка богата сюжетами , персонажами. Живые краски, простой, сродни детскому орнамент , выразительность формы, придают игрушке неповторимость .

Дымковская глиняная игрушка - это соединение четких форм, простоты сюжета и живой росписи.

Матрешка актуальна во все времена. Она привлекает не только яркой росписью и неповторимостью лиц, но и игровым элементом. Матрешки семеновские, загорские и полхов-майданские одеты по крестьянской моде : платок, расписной сарафан, полушалок, передник.

Гжельские изделия сделаны из белой глины и расписаны широкими голубовато-синими мазками.

Хохлома вобрала в себя всю красоту и богатство нашей природы.



В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой. Кукол дарили друг другу даже в знак любви и дружбы. К началу 19 века русская кукла окончательно стала игрушкой для ребенка . Когда дети узнали об истории создания народной куклы , в группе начался процесс изготовления кукол своими руками. Здесь были и куклы-пеленашки, и куклы-кувадки, куклы-пасхальницы и пасхальные зайцы, игрушки из талаша .


Детям так понравилось узнавать все новое, что они с большим удовольствием продолжали знакомиться с другими видами народных игрушек .

Перед взрослыми стоит задача развивать у детей устойчивый интерес к произведениям искусства, к традициям, обычаям, быту; знакомить с различными игрушками , начиная от старинного оберега и заканчивая современной игрушкой , а также с их историей и с процессом изготовления игрушек собственными руками ; прививать детям любовь, эстетический вкус и бережное отношение к игрушке . Ведь не зря говорят : «Пока живы народные традиции и обычаи народа , жив народ ». Совместная работа педагогов, детей и родителей поможет выполнить поставленную задачу и еще больше сплотить коллектив группы.

Публикации по теме:

Проект «Русская народная деревянная игрушка матрешка» "Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики".

Методическая разработка «Русская народная песня в детском саду» Что означает современный подход к вокальному развитию ребёнка? На мой взгляд, это понимание и приятие его индивидуальных особенностей в.

Интегрированное занятие в 1 младшей группе Матрёшка-народная игрушка. Программное содержание: знакомить детей с народными промыслами России, материалом игрушки. Развивать тактильные ощущения, умение рисовать.

Конспект занятия «Народная игрушка» Конспект- занятия на тему: «Народная игрушка» Технологии: 1 Развивающие 2 Здоровьесберегающие 3 Информационные 4 Коммуникативные 5 Игровые.

Выполнила: воспитатель Романенко Е. А. Паспорт проекта Тип проекта – познавательно-творческий По предметно-содержательной области –,художественно.

Аниса Гильфанова
Роль народной игрушки в воспитании дошкольника

Основа развития маленького ребенка - крепкое здоровье, жизнерадостность Любимые детские игрушки побуждают малышей бегать, бросать, метать, прыгать, ловить- то есть развивают движения, удовлетворяют потребность в двигательной активности, общении. Игрушки с сюрпризом звучащие, заводные – вызывают удивление, неожиданную радость, смешат и забавляют, делают жизнь ребенка счастливее. Игрушка наряду с детской книгой - первое произведение искусства, которое входит в жизнь малыша. Хорошо оформленная игрушка будит в нем эстетические переживания, прививает художественный вкус. Признавая большое значение игрушек для развития детей , взрослые культивируют их, создают, мастерят, производят на фабриках, вносят в жизнь ребенка. Игрушки стали частью общечеловеческой культуры.

К. Д. Ушинский одним из первых обратил внимание на то, что игрушка – это своеобразная школа воспитания чувств ребенка . Дитя искренне привязывается к своим игрушкам , любит их горячо. Любимые игрушки учат ребенка доброте, сопереживанию.

Игрушки – специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых. Главной особенностью игрушки является то , что в ней в обобщенном виде представлены черты, свойства предмета, в зависимости от которых ребенок, играя воспроизводит те или иные действия.

Возникновение игрушки в человеческом обществе ученые связывают с развитием трудовой деятельности первобытного человека. С тех древнейших времен известны игрушки в форме орудий труда, оружия, предметы быта. С помощью которых осваивали многие жизненно важные действия, способы деятельности.

Археологические исследования, литературные источники донесли до наших дней сведения об игрушках древнего мира . Раньше игрушки делали из дерева , ткани. Сохранились фигурки домашних животных, куклы, мячи. Древние мастера пытались оживить игрушку , передать в ней характерные движения, присущие реальному предмету : игрушка -крокодил с открывающийся пастью, тигр - заносящий лапу над предполагаемой жертвой и другие. Некоторые игрушки дают представление о социальной структуре Древнего Египта; телесные наказания раба или работающий раб.

В античные времена в Греции, в Риме игрушки считали важным средством воспитания . Сохранились художественные игрушки из слоновой кости , янтаря, терракоты (это куклы, фигурки животных) использовали –кожи, дерева, драгоценные металлы, Было развито ремесленные производства игрушек , которые стали предметом торговли, в разных странах Для развития силы, ловкости производились мячи, волчки, серсо. По свидетельству греческого философа Плутарха среди игрушек тех времен , были игрушки с заводными механизмами, что говорит о высоком профессионализме мастеров. На территории Восточной Европы древнейшие игрушки , которые найдены археологами, относятся ко 2ому веку до нашей эры. Это всадники и повозки из глины. При раскопках славянских городищ Среднего Приднепровья были обнаружены погремушки, глиняные фигурки.

Образцы древнерусских игрушек (глиняные свистульки, уточки, птички, куколки) найдены в ходе археологических раскопках Москвы, Коломны, Петербурга.

Об игрушках средневековья можно судить по музейным коллекциям, имеющимся во многих странах мира. Сохранились игрушки , предназначенные для представителей знати и их детей. Много игрушек военного содержания (кони в рост ребенка, шлемы, щиты, мячи, доспехи) . Обязательным атрибутом каждого состоятельного дома была кукла, которой придавалась магическое значение как хранительнице домашнего очага. От тех времен сохранились кукольные дома с полной обстановкой, выполненной из дорогих материалов, часто с украшенными из драгоценных металлов и камней. Кукольные дома так же как и заводные, предназначались для украшения интерьера, увеселения гостей. Такие игрушки мастер обычно делал в единственном экземпляре. Многие из них - настоящие произведения искусства. Неудивительно, что они хранились как фамильные ценности, передавались по наследству.

Существовали игрушки и для детей бедноты , но они не дошли до наших дней из-за недолговечности материала, из которого их мастерили (это солома, глина, кора деревьев, дерево, ткани) .

На Руси игрушки имели серьезное значение; с игрушками передавалось по наследству мастерство, они готовили детей к жизни, развивали физически и духовно.

Смысл народной игрушки - развивать , занять, повеселить, порадовать ребенка. Первые игрушки вешали над зыбкой . Это были колокольчики, подвески с шумом, пестрые лоскуты, трещотки. А потом ребенок получал мячи, волчки, луки, дудки, кубарики, куклы, свистульки.

У каждого народа с незапамятных времен существуют свои игрушки , в которых отразились общественный уклад, быт, нравы, обычаи, технические и художественные достижения. Игрушки у многих народов , несмотря на их различие во многом сходны по конституции, форме, декору. А произошло это, потому что игрушки рождались в труде , и известный мастер и простой крестьянин учились у одного мастера - природы. И в роскошном дворце и в соломенной хижине ребенок играл, только игрушки эти были разными - у одних игрушкой служила деревянная чурка, завернутая в тряпку, у других дорогостоящие затейливые, сделанные на заказ механические куклы.

Самые древнейшие куклы обнаружены при раскопках в Египте. Возраст их более 4 тысячи лет. Вырезаны они из деревянных дощечек, прямоугольные узоры, изображавшие одежду, украшали их. На голове - парики прически из глиняных или деревянных бусинок.

Археологи на раскопках находят игрушки с утварью , предметами быта, что доказывает древние мастера понимали назначение детской игрушки - забавлять ребенка , помогая ему познавать мир. Самые ранние игрушки были примитивны , обобщены, представляли собой уменьшенные изображения окружающих вещей, игрушечные инструменты , миниатюрная посуда, погремушки, свистульки, лошадки рыбки и птички. И сегодня эти находки нас удивляют - из чего их делали? Из веток, плодов, сучков дерева, цветов, соломы, глины, хлебного мякиша, то есть из того что давала щедрая окружающая природа. Эти игрушки жили не долго - они быстро ломались, поэтому они не дошли до наших дней. Чтобы сделать их более занимательными предки наши заставляли их действовать; совершать не сложные движения, издавать звуки и шумы, ярко и красиво их расписывали. Важную роль отводили кукле , так как человек видел в ней себя. Она была символом продолжения рода и игра в куклы всячески поощрялась взрослыми. Существовала даже примета - что если дети много и усердно играют в куклы то в семье прибыль и достаток, а если небрежно относятся к игрушкам – быть беде . Колыбельке ребенку клали куклу «оберег» считая, что она охраняет его покой и сон.

Кукла участвовала и во взрослых обрядах. В старину на свадьбе она, нарядно одетая, с алой лентой в косе украшала свадебный стол. Возможно, отголоском той традиции стало украшение машины жениха и невесты куклой в свадебном наряде.

Символические куклы сопровождали другие крестьянские праздники и обряды. Провожали масленицу большой соломенной куклой, которую в конце праздника сжигали на костре. К празднику троицы делали из веток Семина и Семиниху, сажали их под березу водили вокруг них хороводы, а в конце обряда топили в реке. Только мне не понятно почему такой трагический конец этих кукол?

Игрушки сделанные мастерами называли «потешными» , то есть сделанными на потеху, на забаву. Это были потешные лошадки, оружие (пистолеты, рогатки, коровы, олени, солдаты, деревянные куклы в полном тогдашнем наряде. Но такие куклы появились 150 лет назад. А гораздо раньше куклой могло стать и березовое полено – белая кора которого становилась личиком куклы. Дальше люди придумали другие материалы - делали куклы из соломы – куски ткани становились одеждой. Фантазия мастеров была безгранична -они кроме кукол из соломы мастерили миниатюрные птицы, делали игрушки стригушки - подобную стригушку можно сделать из мочалки, из веток или из льняной пакли, из трав семейства злаков.

Самой первой игрушкой малыша была погремушка, считают многие исследователи. Шлиман нашел детские погремушки в троянских раскопках они были известны грекам, римлянам. Игрушки эти называли шаркунами, гремушками, брякулками, брякушками, делали из разного материала и разной формы, их плели из бересты, в виде куба или многогранника, вытачивали в виде шара, бочоночка из древесины, лепили из глины. Погремушке родственница трещотка – игрушка , взятая из жизни, музыкальной игрушкой была – свистулька . Они могли быть в виде птиц, лошадей, собак, кошек, солдатиков. Особый более сложный вид свистулек составляли так называемые соловьи - маленькие глиняные горшочки с просверленным носиком. В такой горшочек наливалась вода и тогда при вдувании воздуха в носик получались забавные звуки.

Любимыми детскими забавами в Тульской Московской и других губерниях были гармошки. Они отличались друг от друга своими размерами и звучанием. Существовали гармошки так называемые баян, хромка, тальян, аккордеоны. Самой распространенной игрушкой деревенских детей была тряпичная кукла. Кукол этих берегли – вырастает девочка, становится мамой и куклу передает дальше своей дочке. Будучи обязательным спутником детства, предметом развлечений, переживаний, забав – игрушка имеет общеобразовательное значение, служит целью разностороннего развития ребенка. Широкий круг воспитательных задач ребенка благодаря разнообразию игрушек по содержанию , видам, материалам, технике использования, возрастному назначению.