Проект (средняя группа) на тему: Педагогический проект "Хотим всё знать". Методическая разработка педагогического проекта «Хочу всё знать

Конкурс «Проектная деятельность детей в образовательном учреждении»

Проект рассчитан для детей старшего дошкольного возраста и состоит из нескольких мини-проектов, в которых дети путем опытно-экспериментальных действий знакомятся со свойствами дерева, магнита, о вредных качествах для здоровья некоторых продуктов.

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», « Художественно-эстетическое развитие».

Руководитель проекта : воспитатели подготовительной группы.

Возраст участников проекта : дети от 6 до 7 лет.

Состав проектной группы : воспитатель и воспитанники группы, родители воспитанников.

Тип проекта : краткосрочный (1 месяц), групповой, познавательно - исследовательский.

Цель проекта :реализация познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования.

Задачи:

  • Создать условия для поисковой деятельности и элементарного детского экспериментирования.
  • Формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
  • Обеспечить самостоятельное проведение опыта детьми (с небольшой подстраховкой воспитателя), соблюдение техники безопасности.
  • Развивать чувственный аппарат (обоняние, осязание, слух, зрение, вкус).
  • Развивать память, внимание, мышление, речь.
  • Развивать интеллектуальные способности, прогнозирование, планирование, построение гипотезы; развивать познавательную активность.
  • Развивать самостоятельность детей в постановке целей, прогнозирование событий, принимаемых действий.
  • Поощрять оригинальность и выразительность решений.
  • Воспитывать положительные взаимоотношения со сверстниками в игровой и практической деятельности, трудолюбие, чувство самосохранения, основы безопасного поведения во время проведения опытов.

Предполагаемый результат:

  • Ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить.
  • Предлагает возможные решения.
  • Проверяет эти возможные решения, исходя из данных.
  • Делает выводы в соответствии с результатами проверки.
  • Применяет выводы к новым данным.
  • Делает обобщения.

Уголок экспериментирования

Свою работу по экспериментальной деятельности мы начали еще в младшей группе. Это были элементарные опыты с песком, глиной, камешками, водой, воздухом, наблюдение за растениями. С каждым годом опыты усложнялись. Это были исследовательские проекты «Огород круглый год», «Белый снег пушистый», детско-родительские проекты «Урожайка», «Волшебница-вода», в ходе которых была проведена огромная работа по экспериментальной деятельности. В этом учебном году мы продолжили работу в этом направлении и хотим представить вашему вниманию краткосрочный проект «Хочу все знать», в который вошли несколько мини-проектов.

Исследовательский мини-проект «Волшебные свойства магнита»

В последнее время мы обратили внимание на то, что дети стали приносить в группу магнитные игрушки (самая популярная из них - магнитные конструкторы magwis , ). Увидев интерес детей к магнитам, мы решили поближе познакомить их со свойствами магнитов, подробнее рассказать об их использовании

Образовательная область « Познавательное развитие».

Сроки реализации проекта: 1 неделя.

Цель: Расширить и систематизировать знания детей о магните и его свойствах.

Задачи:

  1. Формирование представлений о свойствах магнита.
  2. Актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком.
  3. Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.
  4. Воспитание навыков сотрудничества, взаимопомощи.

Нами были намечены основные направления реализации проекта. Начали мы с постановки проблемы, для этого мы использовали игровую ситуацию: во время экспериментирования в детской мини лаборатории в ёмкость с водой просыпались скрепки. Мы поставили перед детьми проблему: как быстро и при этом, не намочив руки, достать скрепки из воды. Дети начали искать решение проблемы и пришли к выводу использовать магнит.

Далее дети проводили опыты с магнитом, как в самостоятельной деятельности, так и в совместной деятельности со взрослыми. Вот некоторые из них: «Что притягивает магнит?», «Магнитное поле», «Эта волшебная магнитная сила», «Притягиваются или отталкиваются?».

Опыт 1. На столе лежат разные предметы. Надо отобрать металлические предметы. Как это сделать? Дети приходят к выводу, что необходимо поднести магнит по очереди ко всем предметам.

Вывод. Металлические предметы притягиваются к магниту, а неметаллические не испытывают его притяжения.

Опыт 2.

В ходе второго опыта мы выяснили, что вокруг магнита находится магнитное поле. Оно действует на все железные предметы и притягивает их; магнитное поле это пространство вокруг магнита, которое притянуло железные опилки. У магнита есть магнитное поле это его второе свойство.

Опыт 3.

Создается проблемная ситуация: как-то раз, когда Незнайка загорал на берегу ручья, он по рассеяности потерял в песке ключи от своего домика. Как же их найти, посоветуйте Незнайке? Дети приходят к выводу, что нужно магнитом провести над песком, ключи железные и притянутся. Далее дети выясняют, что магнит действует сквозь стекло и воду, и даже сквозь плотные предметы (стол)

Вывод: сила магнита действует сквозь стекло и воду, песок и даже сквозь плотные предметы (стол)

Опыт 4.

Поднести два магнита друг к другу. Перевернуть один из магнитов другой стороной и снова поднести магниты друг к другу. В одном случае магниты притягиваются, в другом отталкиваются. У каждого магнита, даже самого маленького, есть два полюса — северный и южный. Северный полюс принято окрашивать в синий цвет, а южный — в красный.

Вывод: два магнита могут притягиваться и отталкиваться в зависимости от того, как их подносить друг к другу. Полюсы одного цвета отталкиваются, полюсы разных цветов притягиваются.

Опыт 5 (со скрепками). Магнит имеет свойство примагничивать предметы, которые находятся близко вокруг него, потому что вокруг магнита находится магнитное поле. Оно действует на все железные предметы и притягивает их.

Использование магнитов

Магниты используют для производства ювелирных изделий: ожерелья и браслеты могут иметь магнитную застежку или быть полностью изготовлены из магнитов. Магниты используются и в детских игрушках; в медицине (лечат магнитным током);

Магниты используют в магнитофонных колонках - динамиках, в холодильниках, даже в сверхскоростных поездах вместо обычных колес и рельс человек придумал использовать магнит. Благодаря своей способности притягивать под водой, магниты используют при строительстве и ремонте подводных сооружений. С их помощью удобно держать инструменты.

Магнитом можно помочь маме быстро собрать рассыпавшиеся иголки?

Свойство магнитов отталкиваться используют на железных дорогах в Китае и Японии. Некоторые скоростные поезда не имеют колес: внутри поезда и на рельсах устанавливаются мощные магниты, которые повернуты друг к другу одинаковыми полюсами. Такие поезда практически летят над рельсами и могут развивать огромные скорости

Вот сколько полезных свойств у магнита.

Проект «Хочу все знать»

Скачать:


Предварительный просмотр:

С 28 по 31 августа в нашем детском саду прошла тематическая неделя «Хочу все знать».

Целью этой недели являлось развитие познавательной активности и любознательности воспитанников в процессе поисково-исследовательской деятельности; формирование представлений у детей целостной картины мира; использование разнообразных форм и методов работы по развитию познавательной активности дошкольников.

В основе идеи проведения тематической недели положен приём погружения детей в конкретную тему, которая позволяла объединять их в совместной деятельности. Каждый день недели проходил под своим названием:

понедельник - «В гостях у Почемучки»;

вторник -

среда - «Путешествие в прошлое»

четверг - День коллекционеров «Пещера сокровищ»

В рамках проведения тематической недели «Хочу все знать» в каждой группе создавалась предметно-развивающая среда, которая соответствовала тематике дня и способствовала вовлечению детей в практико-познавательную деятельность, в ходе которой дети расширяли свой кругозор.

В основе получения знаний нашими дошкольниками лежит жажда познания, стремление к открытиям, любознательность. И, следовательно, как один из вариантов знакомства детей с окружающим миром – это получение ответов на свои вопросы!

Хочу всё знать - про то,

как много интересного вокруг!

Хочу всё знать -

про осьминогов и про морских больших севрюг!

Хочу всё знать - о тайнах страшных!

О чудесах хочу всё знать!

И о вещах простых и важных -

хочу всё знать!

(Р.Мадатов)

Воспитатели: Аверьянова Елена Николаевна,

Вишнякова Елена Викторовна

Предварительный просмотр:

Познавательная неделя «Хочу все знать!»

Понедельник «В гостях у Почемучки»

1.Подбор и размещение в книжном уголке «умных книг»:

энциклопедий, литературы познавательного характера (согласно возрасту) (Беседы по книгам)

2. Продолжить знакомство детей с макетом Земли, картой мира, России.

Обратиться к личному опыту детей:

Кто знает, как называется город, в котором мы живем?

Какие места в городе особенно любимы вами?

Рассмотреть карту города.

3.Зарисовки детей «Портрет Земли», «Глобус».

4.Целевая прогулка вокруг детского сада.

Уточнить знания детей об окружающих детский сад объектах:

школе, домах, магазинах.

Дидактическая игра «Из чего построен дом?»

«Как вы думаете, в каком доме лучше жить? Почему?»

Вторник День экспериментирования «Маленькие исследователи»

1.Чтение глав из книги Л. Л. Сикорук «Физика для малышей»

(в свободном доступе в интернете)

Показать детям, что окружающий их мир познаваем, побуждать детей к самостоятельным наблюдениям и экспериментам, к играм, подобным тем, которыми заняты герои книги.

2.Провести опыты в группах (из книги)

«Как сделать звук громче» , «Изготовление спичечного телефона» .

2.Прогулка «Наблюдение за солнцем».

Обратить внимание на изменения, происходящие с солнцем, на продолжительность дня. С помощью проблемных вопросов подвести детей к выводу, что солнышко не так сильно греет, как раньше. Предложить отметить, где утром всходит солнце, когда и где оно садится. Загадать загадки о солнце.

Среда «Путешествие в прошлое»

1.Путешествие по оси времени в прошлое микроскопа.

(О. В. Дыбина «Что было до…» , стр. 127).

2.Рассматривание иллюстраций к книге С. Михалкова

«От кареты до ракеты» .

3.Творческое задание «Изобрази свой вид транспорта».

4.Прогулка «Наблюдение за транспортом».

Закрепить знание некоторых понятий и правил дорожного движения: «проезжая часть» , «пешеход» , «пешеходный переход» ;

знаки – «поворот» , «пункт общественного питания» , «больница» .

Загадывание загадок о транспорте.

Четверг День коллекционеров «Пещера сокровищ»

1. Беседы «Для чего нужны музеи?» , «Какими бывают музеи?»

2. Работа в групповых мини-музеях.

3. Просмотр познавательных презентаций о музеях.

4.Прогулка. Наблюдение.

Обратить внимание детей на деревья, кусты, растущие на территории детского сада. Рассказать об изменениях, происходящих с деревьями. Уточнить названия, строение. Объяснить, как отличить дерево от куста. Активизировать в речи детей прилагательные: «гладкий» , «колючий» , «толстый» , «тонкий» , «длинный» , «короткий» и др.


Конспект занятия для средней группы

Образовательные области: « Социум», «Коммуникация».

Разделы : Ознакомление с окружающим миром.

Тема: Хочу знать о себе всё.

Цель: Расширять представление детей о себе и своих частях тела. Познакомить с функциями частей и органов своего тела: головой, ушами, ртом, языком, зубами, руками, ногами.

Развивать мелкую моторику рук через синтез движения, поэтического слова, музыку. Развивать внимание, память, пополнять словарный запас детей, учитьих отвечать на вопросы.

Воспитыватьдоброжелательное и чуткое отношение друг к другу, учить культуре поведения в здоровьесбережении.
Словарная работа: Органы чувств.

Билингвальный компонент: қыз- девочка, үл бола – мальчик, дене мүшелері - части тела, бас- голова, кол- рука, аяқ- нога.

Ход занятия.

Звучит приветствие «Дружба начинается с улыбки».

Задача: способствовать эмоциональному сближению детей, созданию доброжелательной обстановки в коллективе

– Утром встали малыши.

В детский сад они пришли.

Рада видеть вас всегда

Гости здесь у нас с утра.

Поздороваемся, детвора

Сәлем барлықдостарыма!

Возьмёмся за руки, друзья

Друг другу улыбнемся. И пожелаем всем добра!

Мы погладим лобик,

Носик, щечки.

Ушки мы слегка потрем

Так здоровье бережем.

Улыбнемся снова,

Будьте все здоровы!

Дети садятся на стульчики.

Звучит музыка

Приходит в гости кукла Алия.

Сәлеметсіздерме балалар! Меня зовут Алия, я хочу знать о себе всё. Помогите разобраться.

Ребята поможем, слушай внимательно, Алия.

На Земле живёт очень много людей. Все они имеют тело и похожи друг на друга.

А у меня есть тело?

У каждого из нас есть тело. Рассмотрим тебя, Алия

У человека есть туловище, голова, руки и ноги.

И у нашей Алии тоже такие же части тела.Назовите их

Валера…………………………

Диана……………………………

Ребята, наши тела похожи друг на друга, потому что мы люди.

Воспитатель: Молодцы! Ребята показали правильно все части тела.

Игровое упражнение “. Рассмотри себя в зеркале”.

А теперь представьте себе, что вы смотрите на себя в зеркало. И каждый видит там себя. Рассмотрите себя внимательно.

(Воспитатель обобщает, что несмотря на то что дети разные, у них одинаковые части тела)

Алия- ребята а знаете, как на казахском языке қыз –девочка, үл бола- мальчик

Игровое упражнение Девочки похлопали громче веселее, мальчики потопали (тише –тише поднимаем руки выше –выше)

Игровое упражнение «Собери куклу»

Воспитатель: Мы уже знаем, из каких частей состоит человек. Но важно также знать, как они нам служат, как помогают жить?

Алия: А они нам помогают? Воспитатель: Конечно! И сейчас ты в этом убедишься.Игра «Что для чего нужно?» (Наклоните голову вперёд, назад, направо, налево. С помощью какой части тела двигается ваша голова?) Итак, рассматриваем голову. Что есть у нас на голове.

Загадывает загадки :

Он бывает самым разным: добрым, вредным, гордым, важным,толстым, тонким, конопатым. (Нос)Алия: А для чего нужен нос? Дети Носом мы дышим, нюхаем.

Игра «Что чем пахнет?»

Воспитатель завязывает ребенку глаза и предлагает ему отгадать, что лежит в банке по запаху. (Чеснок, лимон)

Проводится дыхательная гимнастика «Воздушный шарик"

Цель: снять напряжение, успокоить детей.

Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: "Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу".

Загадывает загадки : Два Егорки живут возле горки, живут дружно,

А друг на друга не глядят? (Глаза)

Ребята, для чего нам нужны глаза? Верно, глаза нам нужны для того, чтобы видеть. (Берет игрушку) Посмотрите на меня. Что вы видите у меня в руках? Теперь закройте глаза. Вы можете посмотреть на меня и что- то увидеть закрытыми глазами? Откройте глаза, посмотрите на меня. Что вы видите у меня в руках?

Глазами мы можем увидеть много интересного: картинки в книжках, мультфильмы и т.д. Глаза нужно беречь!

(Глазная гимнастика) Вдаль на палец посмотри. (Отводят палец далеко, смотрят на него.) Близко к носу поднеси. (Подносят палец к кончику носа, скашивают на него взгляд.) Раз, два, три - глаза закрой. (Закрывают глаза.) Раз, два, три - глаза открой. (Открывают глаза) Воспитатель:

Алия -Как нужно беречь глаза?

Дети: нельзя долго смотреть телевизор, сидеть около компьютера, когда сидите за столом рисуете нужно сидеть правильно, спинки должны быть ровные.
У зверюшки- на макушке, а у нас – ниже глаз. (Уши).

Алия: А для чего нужны уши?

Воспитатель: Да ушами мы слышим. Послушайте вот такие звуки.

Уши тоже нужно беречь. (Массаж ушей)

Алия: Для чего нужен рот?

Воспитатель: Правильно рот нужен для того, чтобы есть, разговаривать, петь песни и т.д. (гимнастика для язычка)

Воспитатель - Голова нужна человеку
Глазки …Смотрят
Ушки…Слушают.
Носик…Дышит.
Ротик…Кушает.

Воспитатель-Глаза нос, уши - это органы чувств

Ребята какие вы знаете основные части тела?

Дети Голова, туловище, руки, ноги.

Алия: Ребята какая часть тела самая большая?

Дети –Туловище.

Теперь скажите, для чего нужны руки?

Дети: Руками мы держим ложку когда едим, зубную щётку когда зубы чистим, хлопаем в ладоши, лепим, рисуем и делаем многое другое полезное.Не зря говорится в пословице: «Где труд, там и счастье»

Воспитатель: А еще мы умеем рассказывать стихотворение пальцами.

Алия: Как это?

Воспитатель: Сейчас мы тебе покажем.

(Проводит пальчиковую гимнастику)

Игровое упражнение «Определи, что там в внутри». (Дети на ощупь и по цвету шаров определяют, что там в внутри.)

Алия: Зачем же нужны ноги?

Дети: Нам нужны ноги, чтобы ходить, бегать, прыгать, приседать и танцевать.

Воспитатель: Ну, что, Алиятеперь ты знаешь, из каких частей состоит человек?

Алия: Запомните ребята, что на казахском языке дене мүшелері - части тела, бас- голова, кол- рука, аяқ- нога.

Все части тела нам нужны…

Воспитатель:Ты лучше с нами попляши!

Физминутка (Музыка Екатерины Железновой)

Алия: Как здорово иметь такие части тела!

Давайте назовём их ещё раз!

Воспитатель-Алия а, что ты принесла в красивой папке

Игра « Хочу знать о себе всё».

Назови всех, начиная с самого маленького.Малыш, мальчик, юноша, мужчина, дедушка.

Малыш, девочка, девушка, женщина, бабушка

Алия, мы тебе помогли разобраться ты знаешь о себе всё.

Спасибо вам ребята, вы мне очень помогли.

Заключительная часть.

О чем мы сегодня говорили на занятии?

Называли мы слова: Лоб, затылок, голова,

Шея, плечи, пальцы ногти,

Кулаки, ладошки, локти, нос, живот, колени,

Пятки, губы, бёдра, и лопатки

Части тела изучали, Дене мүшелері называем

бас- голова,кол- рука аяқ- нога

Ну вот мы и рассказали Алии о всех частях тела человека

Алия: Мне очень понравилось на вашем занятии, Молодцы ребята сегодня я много узнала нового и интересного. Девочки и мальчики вы должны не ссориться друг с другом. Мальчики должны заботиться о девочках, потому что девочки слабее мальчиков. Мне пора возвращаться домой, но я обещаю, что обязательно приду еще к вам в гости.

Попрощайтесь с Алиёй.

Сау бол! Дружно хлопнули в ладоши, вместе топнули ногой.Все, во что мы здесь играли, мы запомнили с тобой.До свиданья всем сказали и красиво помахали.

ГККП “Детский сад №2 “Болашақ” при ГУ ""Аппарат Акима города Есиль Есильского района Акмолинской области "".

Конспект занятия для средней группы

Тема: Хочу знать о себе всё.


Воспитатель: Митина В.К.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №12 комбинированного вида 2 категории города Алейска Алтайского края

рабочая программа «Хочу всё знать»

развитие познавательных способностей детей в экспериментальной и исследовательской деятельности

г. Алейск

Пояснительная записка..............................................................................3

Цель Программы.......................................................................................4

Задачи Программы....................................................................................4

Принципы и подходы к формированию программы................................4

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.............5

Показатели целевого ориентира в развитии познавательных

способностей...............................................................................................8

Комплексно-тематическое планирование..................................................9

Календарно-тематическое планирование...................................................15

Уровни овладения детьми навыками экспериментирования (5-6 лет)......15

Взаимодействие с родителями.......................................................................17

Методическое обеспечение............................................................................17

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии сЗаконом «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012, Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 гг., ФГОС ДО, Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами к содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях (2013), с учётом примерной основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, образовательной программой ДОУ и направлена на развитие познавательного интереса детей к объектам живой и неживой природы.

Исследования современных психологических и педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Н.Н. Подьяков, И.Д. Зверев, В.В. Запорожец, И.Я. Лернер, А.И. Савенков, Г.И. Щукина) показывают, что возможности умственного развития дошкольников и их потребность в познании окружающего мира значительно выше, чем это предполагалось раньше. Ребёнок по своей сути – пытливый исследователь мира (Н.Н. Подьяков). На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение для развития ребёнка приобретает познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, но и, главным образом, как поиск, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, в процессе сотрудничества, сотворчества.

Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем полноценнее и быстрее он развивается. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Поэтому эксперимент является одним из методов ознакомления дошкольников с окружающим миром.

Работа по развитию поисково-исследовательской деятельности ведётся по трём взаимосвязанным направлениям (живая природа, неживая природа, человек), каждое из которых представляется несколькими темами.

Цель программы: развитие познавательных способностей детей в экспериментальной и исследовательской деятельности.

Задачи:

    Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности.

    Расширять представление детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями.

    Способствовать развитию связной речи детей: побуждать, рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством.

    Воспитывать желание самостоятельно объединятся для совместной деятельности, оказывать друг другу помощь.

Принципы и подходы к формированию Программы

Актуальность Программы находит отражение в современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петров ский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства, где на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности.

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.

Программа:

    соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

    сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;

    соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности;

    обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;

    строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

    основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

    предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

    предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;

    допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей.

Реализация задач программы осуществляется в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности детей, при взаимодействии с семьями воспитанников.

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» - зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные

цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд - по возрастанию или убыванию - до 10 различных предметов.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но

и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д.

Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов.

Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д.

Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.

Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона.

Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность

речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче

становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Показатели целевого ориентира в развитии познавательных способностей

    Знание основных физических свойств предметов и явлений;

    Умение объяснить причинно-следственные связи;

    Повышение самостоятельности, организованности, активности, любознательности.

Комплексно-тематическое планирование

Сентябрь

Тема: «Делаем фигурки»

Задачи: познакомить детей со свойствами песка; развивать мелкую моторику кистей рук; воспитывать интерес к деятельности.

Материал: песок, разные формочки.

Тема: «Чудесный мешочек»

Задачи: способствовать развитию у детей спосбности сравнивать различные овощи, отмечая их особенности; совершенствовать тактильные ощущения, сенсорное восприятие; воспитывать внимательность.

Материл: мешочек, различные овощи.

Тема: «Воздушные затеи»

Задачи: познакомить детей с физическим свойствами воздуха; способствовать развитию любознательности; воспитывать самостоятельность.

Материал: воздушные шары, полиэтиленовые мешочки, футбольный мяч, палочка.

Октябрь

Тема: «Почему осенью бывает грязно»

Задачи: познакомить детей со свойствами почвы; способствовать развитию у детей логического мышления; воспитывать интерес к явлениям природы.

Материл: пульверизатор с водой, чашка с землёй.

Тема: « Ах, вода, вода, водица»

Задачи: познакомить детей со свойствами и качествами воды; способствовать развитию наблюдательности; воспитывать умение действовать сообща.

Материл: стакан с водой, стекло, ложка, соль, сахар, спиртовка, монеты, камешки.

Тема: «Вот так пена!»

Задачи: познакомить детей со свойствами мыла, способствовать развитию самостоятельности; воспитывать желание соблюдать гигиену.

Материал: таз с водой, мыло или мыльный раствор.

Тема: «Секреты мыльных пузырей»

Задачи: познакомить с основными свойствами жидких веществ; развивать логическое мышление; воспитывать интерес к деятельности.

Материал: мыльный раствор, вода, глицерин, проволочное кольцо, трубочка.

Ноябрь

Тема: «Куда дует ветер»

Задачи: познакомить детей с определением направления ветра; развивать умение ориентироваться в пространстве; воспитывать интерес к явлениям природы.

Тема: «Игры с тенью»

Задачи: познакомить детей со свойствами света и тени; развивать творческое воображение; воспитывать желание заниматься деятельностью.

Материал: лампа, белая скатерть или экран.

Тема: «Разноцветные комочки»

Задачи: познакомить детей с различными видами бумаги; развивать тактильные ощущения; способствовать становлению дружеских взаимоотношений.

Материал: бумага разной текстуры.

Тема: «Защитные свойства снега»

Задачи: познакомить детей со свойствами снега; развивать логическое мышление; воспитывать выдержку и умение доводить начатое дело до конца.

Материал: три бутылочки с водой.

Декабрь

Тема: «Сундучок самоцветов»

Задачи: продолжать знакомить детей со свойствами воды; закрепить название цветов; воспитывать эстетический вкус.

Материла: вода, гуашь, формы разных размеров.

Тема: «Ах, снег, снежок»

Задачи: познакомить детей со свойствами мокрого и рассыпчатого снега; развивать творческое воображение; воспитывать интерес к деятельности.

Материал: снег, разные формы.

Тема: «Ателье»

Задачи: познакомить детей с разными видами ткани и её свойствами; развивать сенсорное и тактильное восприятие; воспитывать аккуратность.

Материал: ткань разной фактуры.

Тема: «Из чего едим и пьём – всё посудою зовём»

Задачи: познакомить детей с материалами, из которых изготавливают посуду; развивать логическое мышление; воспитывать аккуратность.

Материал: глиняная, стеклянная, деревянная, железная посуда.

Январь

Тема: «Верёвочный человек»

Задачи: познакомить детей с опорно-двигательной системой человека – скелетом; воспитывать желание каждый день выполнять физические упражнения.

Материал: верёвочки.

Тема: «Для чего человеку кожа?»

Задачи: дать детям элементарные представления о функциях кожи и волосяного покрова; воспитывать желания следить за чистотой своего тела.

Материал: лупа, волос, шерсть животных, чешуя рыб, перья птиц, спиртовка, спички.

Февраль

Тема: «Тайнам нет конца»

Задачи: дать представление об органах дыхания; воспитывать желание заботится о своём организме.

Материал: детская гармошка, воздушные шары.

Тема: «Наши глаза»

Задачи: знакомить детей с особенностями своего организма; развивать желание узнать о себе новое; воспитывать привычку каждый день ухаживать за своими органами.

Материал: разнообразные предметы: различные по форме, цвету и величине.

Тема: «Ушки на макушке»

Задачи: продолжать знакомить детей с особенностями своего организма; развивать любопытство. Воспитывать желание заботится о своём организме.

Материал: погремушки, бубен, аудиазапись с различными звуками (журчание ручья, громовые раскаты и т.д.)

Тема: «Тает снежок»

Задачи: познакомить детей с превращением снега в воду, развивать логическое мышление; воспитывать желание наблюдать за происходящим.

Материал: прозрачная ёмкость, снег, взятый с разных участков территории детского сада (ближе к котельной, дороге, в центре)

Март

Тема: «Посадили семечко»

Задачи: познакомить детей с условиями, необходимыми для роста и развития растений; развивать любознательность; воспитывать интерес к деятельности.

Материл: прозрачные ёмкости с землёй, семена.

Тема: « Высушим платочек»

Задачи: познакомить детей с температурой, развивать умение детей устанавливать взаимосвязь между температурой и скоростью высыхания; воспитывать желание наблюдать за происходящим.

Материал: мокрые платочки.

Тема: « Тёплый камешек»

Задачи: продолжать экспериментировать с неживой природой; развивать тактильное восприятие; воспитывать самостоятельность.

Материл: гладкие камешки разных размеров.

Тема: «Где живёт ветер»

Задачи: продолжать знакомить детей с природными явлениями; развивать умение устанавливать простейшие взаимосвязи между силой ветра и особенностью местности; воспитывать интерес к деятельности.

Материал: ветродуи.

Апрель

Тема: «Солнечные зайчики»

Задачи: продолжать знакомить детей с явлениями неживой природы; развивать пространственную ориентацию; воспитывать желание участвовать в деятельности.

Материал: зеркала.

Тема: «Сила ветра»

Задачи: продолжать знакомить детей с силой ветра и со свойствами предметов; развивать логическое мышление; воспитывать желание узнавать что-то новое.

Материал: стол, предметы разного веса: перо, карандаш, картон, деревянный кубик, фен.

Тема: « Электричество притягивает»

Задачи: познакомить детей с физическим явлением; развивать умение устанавливать простейшие взаимосвязи; воспитывать интерес к деятельности.

Материал: синтетическая одежда, волосы, расчёска, бумажные фигурки, шерстяная материя.

Тема: « Почва»

Задачи: познакомить детей с составом почвы, её качествами; развивать логическое мышление; воспитывать интерес к деятельности.

Материал: лупа, почва, перегной.

Май

Тема: « Куда исчезла вода?»

Задачи: продолжать знакомить детей с явлениями неживой природы; развивать логическое мышление; воспитывать желание узнавать что-то новое.

Материал: стакан с водой.

Тема: «Как вырастить кристалл?»

Задачи: дать детям представление о растворе и способе его получения; развивать умение делать простейшие умозаключения; воспитывать интерес к деятельности.

Материал: посуда, соль, вода. спиртовка.

Тема: « Чудо природы – магнит»

Задачи: познакомить детей со свойствами магнита, его использованием; развивать логическое мышление; способствовать становлению дружеских отношений.

Материал: магнит, металлические предметы, фанерная доска, емкость с водой.

Календарно-тематическое планирование

Образовательная деятельность в режиме дня

Непосредственно образовательная деятельность

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьёй

Формы организации деятельности детей

Групповые, подгрупповые, индивидуальные

Индивидуальные, подгрупповые

Групповые, подгрупповые, индивидуальные

Ситуативные беседы; наблюдения

во время прогулки,

сюжетно-ролевые игры.

Беседы, опыты, эксперименты, исследования,

познавательные занятия,

проектная деятельность,

Создание условий для самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности в группе:

* подбор материала и оборудования для экспериментальной и исследовательской деятельности.

ТСО. Дидактические игры.

*Консультации для родителей;

*Родительские встречи;

*Индивидуальные беседы;

*Совместное проведение праздников и развлечений;

*Открытые просмотры НОД;

*Создание средств наглядно-педагогического просвещения и т.д.

Уровни овладения детьми навыками экспериментирования (5-6 лет)

Высокий уровень :

Дети имеют ярко выраженную потребность спрашивать у взрослых обо всём, что неизвестно.

Формулируют задачу исследования самостоятельно, но при поддержке со стороны взрослого.

Часто принимают участие в разработке методики проведения опытов. Делают первые попытки выполнения всего опыта по одной инструкции.

Приобретают способность прогнозировать результат опыта.

Воспринимают инструкции по правилам безопасности, данные до начала эксперимента, но не всегда их выполняют.

Продолжительность непрерывного наблюдения 4-6 минут.

При фиксировании результатов используют несколько графических способов.

Умеют сравнивать объекты между собой, находят не только различие, но и сходство.

Видят 2-3 звена причинно-следственных связей. Составляют развёрнутый рассказ об увиденном.

Начинают работать под неявным (скрытым) контролем взрослого.

Средний уровень :

Ребята часто задают вопросы, проявляя любознательность.

Формулируют задачу опыта при помощи педагога.

Принимают участие в методике разработки опыта только в том случае, если воспитатель их к тому постоянно побуждает.

Выполняют до 4 поручений одновременно, если при этом они не сложны.

Охотно высказывают предположения о результате опыта, любят отвечать на вопрос: «Угадай, что получится?».

Выполняют предупреждения педагога относительно наиболее опасных моментов опыта, иногда задают вопрос: «Можно ли так сделать?».

Продолжительность наблюдений 3-4 минуты.

При фиксировании результатов самостоятельно выполняют простейшие зарисовки.

При сравнении объектов между собой находят только различия.

Хорошо понимают одночленные причинно-следственные связи.

Составляют короткие рассказы об увиденном.

Работают под непосредственным контролем воспитателя.

Низкий уровень :

Время от времени ребята проявляют любопытство.

Понимают задачу эксперимента. Но не пытаются её сформулировать ни с помощью взрослого, ни самостоятельно.

Не принимают участие в разработке методики опыта.

Выполняют инструкции, содержащие не более двух поручений одновременно.

Предположение о результатах опыта, высказывают, опираясь на подсказывающие и подталкивающие к ответу вопросы взрослого.

При выполнении правил безопасности начинают предвидеть некоторые последствия своих действий.

Продолжительность наблюдений 1-2 минуты.

При фиксировании результатов испытывают затруднения, требуется помощь воспитателя.

Находят и отмечают только ярко выраженные различия между объектами.

При составлении рассказов об увиденном, нуждаются в помощи взрослого.

Работают с помощью воспитателя.

Взаимодействие с родителями

Консультации:

«Познавательная активность и детское экспериментирование».

«Экспериментальная деятельность дошкольника в семье».

Оформление папок передвижек :

«Игрушки и пособия для экспериментирования».

«Проведение экспериментов летом».

Тренинг по овладению методом экспериментирования.

КВН «Маленькие исследователи».

Практикум «Хочу всё знать»

Методическое обеспечение

    Дитрих А.К., Юрмин Г.А., Кошурникова Р.В. Почемучка. - М.: Педагогика-Пресс, 1994.

    Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ «Сфера»,2001.

    Журнал «Дошкольная педагогика» №3, №4 2011.

    Малофеева Н.Н. Энциклопедия дошкольника.- М.: ЗАО «РОСМЕН-ПРЕСС», 2008

    Шишкина С.К. Мир, в котором я живу: пособие для педагогов ДОУ по планированию и организации занятий познавательного цикла. Изд. 2-е. – Барнаул: АКИПКРО, 2008.

Перспективный план работы кружка «Хочу всё знать!»

Кружок «Хочу всё знать!»

Пояснительная записка

В законе Российской Федерации «Об образовании» говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в законе (ст. 14), педагоги должны переориентировать содержание образовательного процесса на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации».

. В работах многих отечественных педагогов (Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами могли обнаруживать все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие. Одним словом, необходимо предоставление детям возможности приобретать знания самостоятельно. В связи с этим и представляет особый интерес изучение детского экспериментирования и его активное внедрение в практику работы детского дошкольного учреждения.

Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, недостаточность методических разработок в плане осуществления системно-деятельностного подхода к детскому экспериментированию, актуальной становится проблема разработки системы методической работы по осуществлению системно-деятельностного подхода к проблеме детского экспериментирования.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.

Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий.

Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата.

С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре.

Представленный материал построен в логике естественного развития ребёнка, становлении его мировоззрения, результатом которого является целостная картина окружающего мира. В данной программе содержание, средства и формы исследовательской деятельности детей подобраны с учётом их возможностей и интересов, которые, в свою очередь, обеспечивают последовательный рост осмысленного восприятия окружающего мира. Весь практический материал построен с учётом перехода от традиционной дидактики к личностно – ориентированной, при этом базовой основой является государственный образовательный стандарт.

Работа в кружке построена следующим образом:

Каждый месяц планируется 3 самостоятельные темы, каждую неделю новая тема, последняя неделя месяца – повторение и закрепление пройденного. Занятия проходят в увлекательной форме (путешествия, игры – задания, мозговой штурм и т. д.)

Практикуется такая форма работы, как домашнее игровое задание, с целью вовлечения родителей в процесс развития детей. Повторение пройденного необходимо для того, чтобы дети лучше усвоили изученный материал. Не исключено добровольное посещение кружка ребёнком в зависимости от его желания, настроения и самочувствия. Приветствуется посещение родителей, внедрение их в практическую деятельность.

Цель программы : Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста посредством экспериментирования.

Задачи:

Познавательные:

Расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей.

Формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.

Развивающие:

Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.

Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Стимулировать желание детей экспериментировать.

Формировать коммуникативные навыки.

Базовые средства:

Беседы, опыты, эксперименты, наблюдения, познавательные игры, моделирование (триз), проблемные ситуации, алгоритмы, опорные карточки, планы – схемы, пиктограммы, таблицы, календарь природы.

Этапы организации и проведения опытов:

1. Постановка проблемы (задачи).

2. Поиск путей решения проблемы.

3. Проведение опытов.

4. Фиксация наблюдений.

5. Обсуждение результатов и формулировка выводов ироды.

Мотивация детей : Я – могу, хочу, буду, узнаю, попробую, смогу, не боюсь, мне интересно!

Алгоритм подготовки и проведения занятия – эксперимента :

1. Предварительная работа по изучению теории вопроса (экскурсии, беседы, наблюдения)

2. Определение типа, вида и тематики.

3. Выбор цели, задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные) .

4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления.

5. Подготовка пособий и оборудования с учётом сезона, возраста и темы.

6. Исследовательская работа с использованием оборудования в центрах.

7. Обобщение результатов в различных формах: дневник наблюдений, коллаж, фотографии, пиктограммы, рисунки, рассказы, таблицы.

Разделы : вода, песок, почва, воздух, свет, бумага, ткань, железо, стекло, дерево, продукты, ветер, снег, зеркало, краски, мыло, пластилин, камни, шампунь, магнит, лупа.

Мониторинг освоения программы дополнительного образования «Хочу все знать!» проводится педагогом на основе наблюдения и анализа продуктов детских видов деятельности.

Перспективный план кружковой работы «Хочу всё знать!»

месяц

неделя

Тема недели

Задачи

Сентябрь

Вода. «Весёлая капелька»

Песок «Песочный городок»

Почва «Земля матушка»

Мини досуг «Кладоискатели»

1.Познакомить со свойствами воды (жидкая, прозрачная, без запаха без вкуса).

2.Выявить свойства песка, дать понятие о песочных часах, создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы.

3.Расширять представления детей о свойствах почвы. Дать элементарные понятия о песке, глине, камнях .

Октябрь.

Свет. «Солнечный блик»

Тень. «Моя тень»

Воздух. «Пляшущие бабочки»

Рисование «Лучики и тень»

1 . Формировать представления о свойствах солнечных лучей (тепло, отражение, свет)

2.Выяснить способы возникновения тени, её свойствах, важности её в жизни живых организмов.

3. Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека

Ноябрь.

Ткань. «В магазин ткани»

Бумага. «Для чего? »

Железо. «Магнит»

Оригами.

1.Дать знания о свойствах ткани (плотная, нельзя порвать руками, можно

Разрезать ножницами, намокает в воде)

2.Познакомить с бумагой разной фактуры, выяснить её назначение.

3. Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы

Декабрь.

Стекло. «Калейдоскоп»

Дерево. «Тонет не утонет? »

Камень. «Домик черепашке»

Рисунки камешками.

1 .Узнавать предметы, сделанные из стекла,определять его качества (структура поверхности:толщина. прозрачность и свойства: хрупко.

2. Дать представления о предметах плавающих и тонущих в воде. Развивать умение классифицировать по признаку: тонет, плавает

3.Определить качества камней (вес, размер, цвет, форму, применение)

Январь.

Мука. «Колобок – румяный бок»

Краски. «Радуга - дуга»

Соль. «Тает, не тает»

Практическая часть «Тестомес»

1.Дать представление о свойствах муки (сыпучесть, соединение с водой, преобразование в тесто, способность принимать любую форму)

2. Получать оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски

3. Выяснить качества и свойства соли (цвет, вкус, растворимость, влияние на другие материалы)

Февраль.

Шампунь. «Прозрачный пузырь»

Мыло. «Кусает, не кусает»

Пластилин. «Мои руки волшебники»

Игра – развлечение «Мыльные пузыри»

1.Расширить знания о свойствах шампуни (цвет, запах, вязкость, мылкость), о сфере её использования.

2.Аналогично с шампунью.

3.Уточнить знания о свойствах пластилина, подвести к тому, что они схожи с тестом.

Март.

Снег. «Чисто – грязно»

Сосулька. «Кап кап и нету»

Лупа. «Лучики снежинки»

Работа с пиктограммой.

1.Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды, формировать представление детей о значимости чистой воды и воздуха в жизни человека

2. Продолжать знакомиться со свойствами воды, льда, снега, сравнивать их, выявить особенности их взаимодействия.

3.Познакомить с увеличительным стеклом, понятием «линза». Свойствах, назначении, применении в жизни.

Апрель.

Магнит. «Собери игрушки»

Вода. «Кто пьет воду? »

Картон «Бумажный дворец»

Просмотр видеофильма «Цель воды»

1. Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла.

2.Дать понятие о значимости воды в жизни человека. Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений.

3.Обобщить знания о бумаге (изготовление, применение, свойства, назначение).

Май.

Зеркало. «Всё наоборот»

Ветер. «Деревья проснулись»

Почва. «Аквариум»

Работа с коврографом.

1.Расширить представления о свойствах зеркал, дать понятие «зеркальное отражение»

2. Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений, формировать умение сравнивать семена растений,

Воспитывать интерес к изучению растений.

3.Расширить знания детей о разновидностях почвы, выяснить специфику почвы в аквариуме (чем покрыто дно аквариума, почему, что ещё может быть на дне)

Июнь, Июль, Август.

Закрепление, повторение, обследование, манипу-ляции пройденного материала на прогулке, в экскурсиях, беседах, развлечениях, досугах.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ.

Овладение средствами познавательной деятельности, способами действий, обследования объектов. Расширение познавательного опыта. Формирование умения самостоятельно «добывать» нужную информацию. Формулирование своего познавательного интереса в вербальной форме или с помощью условных символов. Использование приобретённых знаний, умений и навыков в игровой деятельности. Увеличение объема памяти ребенка, активизация его мыслительных процессов, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации; увеличение познавательной активности воспитанников, любознательности; развитие уровня умственных умений дошкольников.

Диагностический инструментарий

Методика «Маленький исследователь» предполагает выбор картинок, со схематичным изображением уголка экспериментирования с разными материалами и предметами и других схематичных изображений различных зон развивающей среды (чтение книг, уголок изодеятельности, игровой). Воспитатель предлагает детям осуществить из четырех один выбор: «К тебе пришел маленький исследователь. С чем бы ты посоветовал ему позаниматься?» Ответы фиксируются в протоколе цифрами 1, 2, 3,4. За первый выбор засчитывается 4 балла, за второй – 3 балла, за третий- 2 балл, за четвертый-1 балл.

Вопросы к беседе с детьми:

Что ты любишь делать в уголке экспериментирования?

С какими предметами и материалами ты любишь экспериментировать в уголке?

Тебе нравится проводить опыты? Почему?

Какой опыт самый интересный? Расскажи о нем.

Расскажи, какие опыты проводят другие дети?

С кем ты любишь вместе исследовать?

Что бы ты хотел добавить в уголок экспериментирования?

Определены критерии уровня знаний детей по познавательной деятельности. Результаты отражены в мониторинге уровня освоения развивающего материала на основе итоговых занятий, наблюдений, бесед с детьми.

Высокий уровень – четкое представление о целостности мира, взаимосвязи и взаимозависимости явлений, времени, пространстве; самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность: умение поставить проблему, определить гипотезу, организовать эксперимент, сформулировать вывод; активное участие в занятиях кружка, играх, исследовательской деятельности;

Средний уровень – наличие элементарных представлений у детей о взаимосвязи и взаимозависимости явлений, времени, пространстве; с помощью взрослого организует поисковую и самостоятельную деятельность; участвует в занятиях и совместной с педагогом исследовательской деятельности;

Низкий уровень – отсутствие представлений об окружающем мире; отсутствие интереса к занятиям кружка, отказ от исследовательской деятельности.

Литература

1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

2. Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. М., 2002.

3. Дыбина О. В. Что было до…: Игры – путешествия в прошлое предметов. М. 1999.

4. Ковинько Л. Секреты природы – это так интересно! – М: Линка-Пресс, 2004. – 72с.

5. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 80с.

6. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л. Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 64с.

7. Перельман Я. И. Занимательные задачи и опыты. Екатеринбург, 1995.

8. Поддьяков Н. Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников. // Вопросы психологии. 1985, №2.

9. Равиза Ф. В. Простые опыты. М., 1997. Радуга: Программа и руководство для воспитателей детского сада. М., 1994.

10. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. М., 1999.

11. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. / Под ред. О. В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.

12. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

13. Рыжова Н. Опыты с песком и глиной. // Обруч, 1998. - №2

14. Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками: под редакцией Л. А. Венгера. – М.: ИНТОР, 1996. – 128с.