Средняя группа развитие речи неваляшка идет трудиться. План-конспект занятия (средняя группа) на тему: Обучение рассказыванию: «Наша неваляшка

Многие песенки и потешки русского народа, авторские поэтические произведения являются удачным материалом для подвижных игр и импровизаций: «Зайчишка-трусишка…», «Гуси, вы, гуси…», «Дон! Дон! Дон!..» и др.

Перед тем как познакомить детей с песенкой «Дон! Дон! Дон!..», целесообразно напомнить им песенку «Тили-бом! Тили-бом!», в которой усилиями соседей удалось спасти кошкин дом. «В новой песенке кошкин дом сгорел. Попробуйте догадаться, почему это произошло?» – просит детей воспитатель.

«Все спешили, суетились, испугались», – говорят дети, и педагог подтверждает их ответ строчками из песенки: «Коза выскочила, глаза выпучила, залить не может»; «Бежит уточка с ковшом, но ковш уронила, воду-то разлила» и т. п.

Игру в прятки можно начать «Считалочкой» В. Витки (пер. с белор. И. Токмаковой).


Раз, два, три, четыре, пять,
Негде зайчику скакать:
Всюду ходит волк, волк,
Он зубами щелк, щелк!

А мы спрячемся в кусты,
Прячься, заинька, и ты.
Ты, волчище, погоди!
Как попрячемся – иди.

Перед дневным сном детям следует читать такие произведения, которые не заставляют их волноваться за судьбу героев, например: сказку «Война грибов с ягодами» в обр. В. Даля, «Заяц и еж» (из сказок братьев Гримм, немец., пер. А. Введенского, под ред. С. Маршака); главы из книги А. Милна «Винни-Пух и все-все-все» (пер. с англ. Б. Заходера) и главы из книги А. Введенского «О девочке Маше, о собаке Петушке и о кошке Ниточке».

Убаюкать детей поможет потешка:


Лень-потягота,
Поди на Федота,
С Федота на Якова,
С Якова на всякого…

«Сказка о кругленьких и длинненьких человечках» Р. Сефа – веселое и мудрое произведение, помогает легко предотвратить любую конфликтную ситуацию, стоит лишь прочитать строчки: «Ах, не надо, ох, не надо ссориться по пустякам».

Дошкольникам полезно читать уже знакомые произведения из программного репертуара для детей 3–4 лет: Д. Лукич «Три плюшевые сказки» (пер. с сербохорват. Л. Яхнина), Б. Поттер «Ухти-Тухти» (пер. с англ. О. Образцовой), Й. Чапек (главы из книги «Приключения песика и кошечки», пер. с чешск. Г. Лукина), Г. Цыферов (главы из книги «Про цыпленка, солнце и медвежонка»), С. Прокофьева (главы из книги «Машины сказки») и др.

Следует продолжать работу по приобщению детей к рассматриванию иллюстраций в книгах, начатую в младшем возрасте. Еженедельно в книжном уголке следует выставлять книги для рассматривания. Педагог должен восхищаться наблюдательностью детей, побуждая их описывать иллюстрации: «Догадайтесь, о чем книга. Расскажите, кому какой рисунок особенно понравился и почему». Позже он должен рассказать о том, что дети не заметили, описать рисунок, который им совсем не понравился, побуждая обратиться к книге еще раз.

Обязательно нужно рассматривать с детьми сборники русских народных песенок, например иллюстрированные Ю. Васнецовым, А. Елисеевым, В. Конашевичем; «Новую азбуку» Л. Толстого с рисунками А. Пахомова, М. Петрова, Т. Морковкина.

Удобны для рассматривания «Сказки в картинках» с рисунками Н. Шеварева, М. Меженинова и других художников.

После того как дети рассмотрели книгу и достаточно подробно описали содержание рисунков, важно объяснить им, почему именно эта книга заняла почетное место в книжном уголке. При этом обязательно следует назвать фамилию художника. Можно попросить детей обратиться за помощью в методический кабинет или к родителям с просьбой узнать, какие еще существуют книги с рисунками этого художника. В ходе работы с детьми следует обращать внимание на звукопроизношение; на то, что и как рассказывают дети, подсказывать им правильные формы слов, помогать без искажений строить предложения, бережно относиться к детским фантазиям.

Сентябрь

Занятие 1. Беседа с детьми на тему «Надо ли учиться говорить?»

Цель. Помочь детям понять, что и зачем они будут делать на занятиях по развитию речи.

Ход занятия

«Весь год каждую неделю на занятиях по развитию речи мы будем учиться правильно и красиво говорить на родном русском языке, – начинает занятие воспитатель. – Как вы думаете, почему надо (и надо ли!) хорошо владеть родным языком?» Педагог выслушивает ответы детей и обобщает их: «Богатый запас слов, умение понятно для окружающих строить высказывания, доброжелательность речи – показатели культуры человека».

Продолжая беседу, педагог напоминает, что пока не все слова дети произносят правильно, без ошибок, а иногда им не хватает слов, чтобы о чем-то рассказать. «Давайте проверим, права ли я?» – предлагает воспитатель. Он показывает яркую мягкую игрушку, например, лису. Дети описывают ее.

«Молодцы, – хвалит их педагог, – замечательные слова вспомнили. Но я дополню ваше описание лисички. Мех у нее блестящий, разных цветов: светло-желтый, оранжевый, ярко-рыжий. Хвост лохматый, ушки торчком, белоснежные щечки, под шейкой – пушистая белая пелеринка».

Воспитатель предлагает вниманию детей рисунок с образцами тканей.

«Вашему вниманию предлагаются ткани для наволочек, пододеяльников, простыней, – объясняет педагог. – Кто какую ткань выбирает?»

Воспитатель помогает детям правильно охарактеризовать ткань. Подсказывает, как по-другому можно начать свой ответ: «Я хочу наволочку из ткани…», «Мне понравилась ткань…», «Думаю, что самая красивая ткань…» И так далее.

Педагог объясняет, что принято говорить простыня , а не простынь . Просит объяснить смысл слова пододеяльник .

Завершая занятие, педагог спрашивает у детей, убедились ли они в том, что нужно учиться правильно говорить по-русски.

Занятие 2. Звуковая культура речи: звуки с и сь

Цель. Объяснить детям артикуляцию звука с , поупражнять в правильном, отчетливом его произнесении (в словах, фразовой речи).

Ход занятия

«Живет-поживает Язычок в своем домике, – начинает занятие воспитатель. – А домик Язычка – рот. Домик открывается и закрывается. (Медленно смыкает и размыкает зубы. Губы в положении улыбки.) Язычок то выглядывает из домика, то прячется».

Педагог предлагает детям выпустить Язычок погулять, а потом вернуть его в домик.

«Язычок очень любит петь разные песенки, – продолжает воспитатель. – Однажды он пел: „И-и-и“. Как он пел? Хотите спеть вместе со мной? Тогда помогайте мне: „И-и-и-и“. (Поют негромко.)

„С-с-с-с, – полилась из крана вода. – Язычок, выучи, пожалуйста, и мою песенку“. „Хорошо“, – согласился Язычок и запел: „С-с-с-с“. (Произносится отрывисто.)

Давайте споем песенку воды вместе. Чтобы песенка хорошо звучала, надо кончик языка прижать к нижним зубам.

Закройте рот, отдохните. А теперь вновь прижмите кончик языка к нижним зубам и тихонько пойте: „С-с-с“.

Давайте послушаем, как песня воды получается у Олега (у Саши). (Вызывает 4–5 детей, в том числе тех, кто не овладел произношением звука.)

А теперь споем песенку все вместе.

Вода течет небольшой струей – поет негромкую песню.

Теперь водичка зажурчала громче. Тише. Совсем тихо. Закрыли кран.

Если петь песню воды медленно и отрывисто (вот так!), то кажется, что вокруг губ танцует ветерок. Хотите убедиться в этом? Тогда сделайте такой же заборчик, как у меня (подносит к губам ладонь, но не прижимает к ним), и разрешите ветерку потанцевать.

Посмотрите: сейчас я буду петь песню воды, и бумажка, которую я держу перед ртом, начнет шевелиться. Что вы видели? (Бумажка шевелилась .)

Возьмите по такой же полоске бумаги (узкие полоски папиросной бумаги лежат на столах) и спойте песенку воды. Давайте посмотрим на полоску Димы, когда он поет песню (Кати, Оленьки…).

Отложите бумажки и послушайте: Язычок стал сочинять другие песенки, похожие на песню воды. Сначала он запел: „Са-са-са“. Что запел Язычок? Потом: „Ся-ся-ся, ось-ось-ось“.


Су-су-су – ягоды в лесу,
Ус-ус-ус – на елке много бус».

Воспитатель читает русскую народную песенку «Сорока, сорока…»:


Сорока, сорока,
Сорока-белобока.
Кашку варила,
На порог скакала ,
Гостей скликала .
Гости услыхали ,
Быть обещали.
Гости – на двор,
Кашицу – на стол .

Затем предлагает детям загадку:
Скатерть бела весь свет одела.
(Снег)

Примечание. Для индивидуальной работы с детьми, которые плохо овладели произношением звуков с, сь , можно использовать соответствующие страницы рабочей тетради. (Уроки грамоты для малышей. Средняя группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – Тема: «Звук с ».)

Веселые детские стихи про куклу неваляшку для малышей 3-4 лет:

Л. Корчагина

Ты ложись со мной в кроватку,
Засыпай, Наташка, сладко.
Положу тебя на спинку
И на мягкую перинку.
Но не хочет спать Наташка.
Она - кукла- неваляшка .

А. Мирдеросевич

Свою куклу-неваляшку
Я укладывала спать:
Рассказать хотела сказку,
А она – решила встать.

Г. Верд

Влево-вправо, влево-вправо
Весело качается.
Влево-вправо, влево-вправо
На пол не роняется.

Н. Родивилина

Целый день стоят как свечки
Эти чудо - человечки.
Не желают куклы спать,
Не уложишь на кровать.
Покачаются немножко
И опять встают на ножки.
Подскажи - ка мне на ушко:
Как название игрушки?
Отгадать совсем не тяжко:
Это кукла неваляшка .

Ты, игрушка-неваляшка -
Ярко-красная рубашка -
Круглолицая матрешка,
Отдохнула бы немножко,
Прилегла бы на бочок.
Раскрутилась, как волчок!
Уложил - ты снова встала.
Неужели не устала?
Нет, напрасно папа с мамой
Говорят, что я упрямый.
Ты упрямее, гляжу!
Целый час уже сижу,
А вертлявую игрушку
На пуховую подушку
Ну никак не уложу!

Е. Раннева

Спать не может неваляшка,
У окна вздыхает тяжко.
Слышат куклы нежный звон,
Тихий звон: динь-дон, динь-дон

И. Даль

Плачет горько неваляшка ,
И не может слез унять.
-Что случилось – то, Наташка?
-Я устала стоя спать!

С. Ледкова

Все готовятся ко сну,
Зайки, мишки, кенгуру.
Только куколка одна
Все танцует у окна.
Кукла эта – неваляшка
Яркая на ней рубашка.
Положу ее в кровать,
Может там захочет спать.

Л. Фиросова-Сапронова

Мне купили неваляшку
В яркой розовой рубашке;
Шапочка её в кружочках.
Ямочки на круглых щёчках,
А глазки – удивляются,
А губки – улыбаются.
Вместе с ней мы ели кашу
И за папу, и за Дашу,
И за бабу, и за деда…
Спать пошли мы, пообедав,–
Но сон не получается,
Игрушка не валяется.
Я и песенки ей пела,
– Динь-дилень,– она звенела.
Вот какая непослуха,
Колокольчик-озоруха…
Мои глаза смыкаются.
Она стоит – качается.

Т. Пучнина

Цветная неваляшка ,
Забавная игрушка.
Она – очаровашка,
Смешная веселушка.
Танцует и поёт,
Но стоит положить,
Тот час она встаёт,
Опять начав кружить.

Т. Второва

Не укладывайте спать
Неваляшку на кровать!
Всё равно он встанет снова,
Тяжела его основа,
Голова его легка –
В ней ни капельки нет сна!

Т. Гетте

До чего ж забавен, глянь-ка,
Неваляшка Ванька-встанька!
На меня таращит глазки,
Требует любви и ласки.
Я кладу его в кровать-
Он пытается вставать!
Чуть прижму его ладошкой,
Он поддастся, но немножко-
Стоит руку мне отнять,
Продолжает он стоять!
Что ни попрошу, в ответ
Головой качает- нет!
Утверждает моя мама,
Что, как Ваня я упряма!
Пусть Ванюша не послушен,
Только мне он очень нужен!
Знают взрослые и дети-
Важно нужным быть на свете!

На порог скакала ,

Гостей скликала .

Гости услыхали ,

Быть обещали.

Гости – на двор,

Кашицу – на стол .

Затем предлагает детям загадку:

Скатерть бела весь свет одела.

(Снег)

Примечание. Для индивидуальной работы с детьми, которые плохо овладели произношением звуков с, сь , можно использовать соответствующие страницы рабочей тетради. (Уроки грамоты для малышей. Средняя группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – Тема: "Звук с ".)

Занятие 3. Обучение рассказыванию: "Наша неваляшка"

Цель. Учить детей, следуя плану рассматривания игрушки, рассказывать о ней при минимальной помощи педагога.

Ход занятия

Воспитатель ставит на стол спиной к детям неваляшку. Они просят хором и по одному (2–3 ребенка): "Неваляшка, повернись!" Воспитатель предлагает малышам позвать неваляшку иначе: "Неваляшка с большими синими глазами и длинными ресницами, повернись к нам!" (Хоровые и индивидуальные просьбы.)

Неваляшка поворачивается, дети рассматривают ее огромные синие глаза и длинные черные ресницы, обмениваются впечатлениями.

"Наша неваляшка очень красивая, – говорит педагог. – У нее большие синие глаза…" (длинные ресницы, румяные щеки ).

"Наша неваляшка не только красивая. Она нарядная, не правда ли?" – спрашивает педагог, переходя ко второй части описания. (Да, она нарядная: на ней яркое красное пальтишко с белыми пуговицами и красная шапочка с белым отворотом. )

"Наша неваляшка – веселая игрушка, – продолжает воспитатель. – Чуть тронешь ее, и она начинает звенеть и качаться. Покажите как". Дети качаются и "звенят", как неваляшки.

Воспитатель дает образец описания куклы. Затем просит детей рассказать про неваляшку, подсказывая им план рассказа: "Наша неваляшка хороша собой. У нее… Наша неваляшка – нарядная кукла. На ней… Наша неваляшка – веселая игрушка…"

Педагог вызывает 2–3 ребят. Если ребенку нужна помощь, подсказывает исходную фразу, например: "Наша неваляшка – нарядная кукла. Продолжай…"

"Мы сегодня учились рассказывать, – напоминает детям педагог, – и очень хорошо рассказали про неваляшку. Она решила до конца дня погостить в нашей группе. Вдруг кто-то из вас порадует ее, рассказав о том, какая она красивая, нарядная и веселая".

Примечание . Перед сборами на прогулку педагог напоминает детям о том, что у неваляшки глаза синие-синие. "Про того, у кого синие глаза, часто говорят синеглазый. А вот Андрюша у нас черноглазый, Аленушка – сероглазая…"

Дети выясняют, у кого какие глаза. Это позволит избежать характерных ошибок: "Глаза немножко белые и немножко черные".

Занятие 4. Чтение стихотворения И. Бунина "Листопад". Составление рассказа о кукле

Цель. Продолжать учить детей составлять рассказы об игрушке. Познакомить со стихотворением о ранней осени, приобщая к поэзии и развивая поэтический слух.

Предварительная работа. Накануне во время прогулки "поискать" приметы осени: описать ее цвета, послушать шуршание листьев и, если удастся, отметить, что "воздушной паутины ткани блестят, как сеть из серебра".

Ход занятия

Педагог интересуется у детей, какое сейчас время года, с какого месяца начинается осень. "Начало осени – это ранняя осень, очень яркое и красивое время года, про которое написано много чудесных стихотворений. Я прочитаю вам одно из них".

Читает стихотворение И. Бунина "Листопад" (2 раза).

"Согласитесь, – обращается к детям педагог, – так красиво можно рассказать об осенней природе только в поэтическом (стихотворном) произведении. Даже кукла, пришедшая к нам на занятие, замерла в немом восторге!"

Воспитатель объясняет, что неваляшка рассказала игрушкам о том, как порадовали ее дети, отметив ее красоту, описав ее одежду и музыкальность. Теперь обо всем этом хочется услышать и этой красавице кукле. "Порадуем ее? – спрашивает педагог. – Тогда начнем. И эта кукла очень красива. У нее… Кукла нарядная. У нее… Кукла не простая, а говорящая…"

Педагог просит кого-нибудь из детей рассказать о кукле. Объясняет, почему рассказ получился без повторов.

Воспитатель завершает занятие чтением стихотворения И. Бунина "Листопад".

Занятие 1. Чтение сказки К. Чуковского "Телефон"

Цель. Порадовать детей чтением веселой сказки. Поупражнять в инсценировании отрывков из произведения.

Предварительная работа. Утром в уголок книги положить иллюстрированное издание сказки К. Чуковского "Телефон" (лучше с рисунками В. Сутеева).

Ход занятия

Воспитатель интересуется, заметили ли дети новую книгу, вспомнили ли, как она называется. Напоминает фамилию автора произведения. Просит вспомнить другие сказки К. Чуковского. Затем читает сказку "Телефон".

Педагог интересуется у детей, кому какой телефонный разговор кажется самым смешным. "Лично мне, – говорит воспитатель, подсказывая, как ответить на поставленный вопрос, – показалась смешной просьба свиньи и ответ автора:

– Нельзя ли прислать соловья?

Мы сегодня вдвоем

С соловьем

Чудесную песню

– Нет, нет, соловей

Не поет для свиней!

Позови-ка ты лучше ворону!"

Педагог предлагает детям поиграть в телефон. Он сообщает, что сейчас звонок будет сделан с Диминого (Олиного, Сашиного и т.д.) телефона. Перед тем как заговорит ребенок, дети произносят: "Динь-ди-лень, динь-ди-лень".

"Алло! Вас слушают, – говорит воспитатель. – Это я, крокодил (медведь, носорог…)". Далее воспроизводится отрывок (если потребуется, с помощью взрослого).

Примечание. В эту игру следует играть и в последующие дни (в помещении, на улице), помогая детям запоминать и выразительно читать диалоги.

Занятие 2. Звуковая культура речи: звуки з и зь

Цель. Упражнять детей в произношении изолированного звука з (в слогах, словах); учить произносить звук з твердо и мягко; различать слова со звуками з , зь .

Ход занятия

Педагог просит детей вспомнить свистящую песенку воды, вытекающей из крана. Эту песенку дети исполняют все вместе и индивидуально.

"Сейчас слушайте особенно внимательно, – обращается воспитатель к детям и произносит звуки с (с-с-с-с-с) и з (з-з-з-з-з) . – Что вы услышали? Молодцы. Сумели услышать две похожие песенки, два звука, которые легко спутать. При их исполнении язык прижимается к нижним зубам. Проверим? Звуки произносятся похоже, только звук з получается звонким.

З-з-з-з-з – эта звонкая песенка очень хорошо получается у комаров. Летом в вечернее время з-з-з-з-з слышится слева, справа, сзади, над головой".

Педагог предлагает поиграть. Одна группа дошкольников изображает комаров, которые поют то тихо, то громко, а остальные дети отмахиваются, отгоняют комаров. Затем ребята меняются ролями.

Путем индивидуального исполнения комариной песни (3–4 ответа) выбирается лучший певец – комар-солист.

Воспитатель продолжает: "В музыкальной комариной школе малыши-комары (их еще можно назвать иначе: вы – ребята, а они… (комарята ), вы – ребятишки, а они… (комаришки )) исполняют сложные песенки. Например.

ОО «Речевое развитие»

Развитие речи: Обучение рассказыванию: «Наша неваляшка»

Целевые ориентиры: Учить детей, следуя плану рассматривания игрушки, рассказывать о ней при минимальной помощи педагога.

Воспитатель ставит на стол спиной к детям неваляшку. Они просят хором и по одному (2–3 ребенка): «Неваляшка, повернись!» Воспитатель предлагает малышам позвать неваляшку иначе: «Неваляшка с большими синими глазами и длинными ресницами, повернись к нам!» (Хоровые и индивидуальные просьбы.)
Неваляшка поворачивается, дети рассматривают ее огромные синие глаза и длинные черные ресницы, обмениваются впечатлениями.
«Наша неваляшка очень красивая, – говорит педагог. – У нее большие синие глаза…» (длинные ресницы, румяные щеки).
«Наша неваляшка не только красивая. Она нарядная, не правда ли?» – спрашивает педагог, переходя ко второй части описания. (Да, она нарядная: на ней яркое красное пальтишко с белыми пуговицами и красная шапочка с белым отворотом.)
«Наша неваляшка – веселая игрушка, – продолжает воспитатель. – Чуть тронешь ее, и она начинает звенеть и качаться. Покажите как». Дети качаются и «звенят», как неваляшки.
Воспитатель дает образец описания куклы. Затем просит детей рассказать про неваляшку, подсказывая им план рассказа: «Наша неваляшка хороша собой. У нее… Наша неваляшка – нарядная кукла. На ней… Наша неваляшка – веселая игрушка…»
Педагог вызывает 2–3 ребят. Если ребенку нужна помощь, подсказывает исходную фразу, например: «Наша неваляшка – нарядная кукла. Продолжай…»
«Мы сегодня учились рассказывать, – напоминает детям педагог, – и очень хорошо рассказали про неваляшку. Она решила до конца дня погостить в нашей группе. Вдруг кто-то из вас порадует ее, рассказав о том, какая она красивая, нарядная и веселая».
Примечание. Перед сборами на прогулку педагог напоминает детям о том, что у неваляшки глаза синие-синие. «Про того, у кого синие глаза, часто говорят синеглазый. А вот Андрюша у нас черноглазый, Аленушка – сероглазая…»
Дети выясняют, у кого какие глаза. Это позволит избежать характерных ошибок: «Глаза немножко белые и немножко черные».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение рассказыванию дошкольников с общим недоразвитием речи.

Консультация для педагогов. В материале кратко описана система работы по обучению дошкольников с ОНР связной монологической речи, предлагаются игры и игровые приемы, позволяющие активизировать д...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством обучения рассказыванию с использованием моделирования.

Опыт работы по развитию речи детей для воспитателей и родителей старших дошкольников....

Консультация для воспитателей «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» будет интересна воспитателям, старшим воспитателям....

Обучение рассказыванию: «Наша неваляшка»

Учить детей, следуя плану рассматривания игрушки, рассказывать о ней при минимальной помощи педагога....