Занимательная грамматика для дошкольников. Как заниматься с детьми дошкольного возраста грамматикой иностранного языка? Как маленькие дети осваивают грамматику родного языка
Тема: «Огород. Овощи»
1. Вспомни 8-10 названий овощей. Назови овощи красные, жёлтые, зелёные, бордовые.
______________________________________________________________
2. Дидактическая игра «Один-много»:
Огурец - огурцы
Помидор - __________
Перец - __________
Баклажан - __________
3. Д/и «Назови ласково»:
Огурец – огурчик тыква - ___________
Лук – __________ чеснок - ___________
Морковь – __________ помидор - ___________
4. Д/и «Назови сок»:
Сок из моркови – морковный
Сок из огурца - __________
Сок из чеснока - __________
5. Отгадай загадки, выучи любые две:
- Красная девица сидит в темнице, а коса - на улице. __________
- Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. К земле прирос крепко. Что это? __________
- Голова на ножке, в голове – горошки. __________
- Я длинный и зелёный, вкусный и солёный, вкусный и сырой, кто же я такой? __________
- Уродилась я на славу, голова бела, кудрява. Кто любит щи – меня ищи. __________
- Сидит дед, в шубу одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает. __________
6. Расскажи о своём любимом овоще (если ребёнок затрудняется, даём ему план рассказа):
Я люблю __________, он (она) __________ цвета, __________ формы, __________ на вкус. Из него (неё) можно приготовить __________. А я люблю есть его (её) __________(сырым, в салате…).
7. Нарисуй в квадрате огурец так, чтобы он одним концом касался левого нижнего угла квадрата, а другим правого верхнего. Раскрась его.
8. Из какой сказки этот овощ и как он называется? Раскрась картинку.
Тема: « Сад. Фрукты»
1. Вспомни 8-10 названий фруктов. ___________________________________________________________________________
2. Д/и «Один – много»: 3. Д/и «Назови сок»:
Яблоко – яблоки
Груша - __________ из лимона - __________
Слива - __________ из апельсина - __________
Персик - __________ из яблока - __________
Банан - __________ из сливы - __________
4. Д/и «Большой – маленький»: 5. Что лишнее и почему?
Яблоко – яблочко
Лимон - __________ Яблоко, груша, помидор, лимон
Банан - __________
Апельсин - __________
6. Расскажи о своём любимом фрукте по плану:
- Как твой любимый фрукт называется?
- Где он растёт?
- Какого он цвета, какой формы?
- Что можно из него приготовить?
- В каком виде ты его любишь есть?
7. Объясни словечко:
Плодоносит ____________________________________________________________
Удобрение _____________________________________________________________
Толстокожий ___________________________________________________________
8. Отгадай загадки:
Само с кулачок, На сучках висят шары,
Красный бочок, посинели от жары.
Потрогаешь – гладко, __________
А откусишь – сладко.__________
9. Нарисуй в правом верхнем углу квадрата банан, в правом нижнем углу – яблоко, в левом верхнем углу – грушу, в левом нижнем углу – апельсин.
10. О каком фрукте загадка? Раскрась его. Какие ещё фрукты ты видишь?
Жёлтый, сочный, кислый он. Называется …
Тема: «Осень. Деревья»
1. Знать , какое сейчас время года. Учить названия осенних месяцев. Какие изменения произошли в природе осенью?
2. Вспомни не менее 5 названий деревьев._____________________________
__________________________________________________________________
3. Выучить загадку:
Его весной и летом мы видели одетым,
А осенью с бедняжки сорвали все рубашки. __________
4. Д/и «Скажи наоборот»:
У сосны иглы длинные, а у ели __________
У клёна листья большие, а у берёзы __________
У дуба ствол толстый, а у берёзы __________
У берёзы ствол светлый, а у клёна __________
5. Д/и «Какой лист?»:
У клёна лист – кленовый у тополя - __________
у берёзы - __________ у ивы - __________
у рябины - __________ у дуба - __________
6. Что лишнее и почему?
Дуб, рябина, осень, осина. ___________________________________________
7. Объясни словечко:
Разноцветные ______________________________________________________
Листопад __________________________________________________________
Проливной ________________________________________________________
8. Исправь предложения:
На клёне желтеют берёзовые листья.___________________________________
Когда идёт дождь, на улице сухо. _____________________________________
9. Обведи по точкам и раскрась капельку дождя и листик. С какого дерева слетел этот лист?
10. Нарисуй три листочка так, чтобы красный был между жёлтым и зелёным.
Тема: «Грибы и ягоды»
1. Назови 3-5 съедобных и 1-2 несъедобных гриба. ______________________
___________________________________________________________________
Назови 3-5 названий ягод садовых и 3-5 – лесных. _______________________
___________________________________________________________________
2. Д/и «Назови ласково»:
Боровик - __________ клубника - __________
Груздь - __________ малина - __________
Моховик - __________ черника - __________
Корзина - __________ смородина - __________
Поляна - __________ клюква - __________
3. Что лишнее и почему?
Малина, клубника, ананас, черника. ___________________________________
Подосиновик, маслёнок, мухомор, груздь. ______________________________
Солить, варить, подметать, мариновать. ________________________________
4. Скажи по образцу:
Компот Варенье
Из малины - малиновый малиновое
Из черники - __________________________________
Из клубники - __________________________________
Из брусники - __________________________________
Из смородины - __________________________________
Из вишни - __________________________________
5. Объясни словечко:
Подосиновик _______________________________________________________
Подберёзовик ______________________________________________________
Черноплодная (рябина) ______________________________________________
Сыроежка _________________________________________________________
6. Про какую ягоду загадка? Раскрась её. Какие ещё ягоды ты видишь?
Про какой гриб загадка? Раскрась его. А как называется другой гриб?
На полянке у дорожки А вот кто-то важный
Красные горошки. На беленькой ножке.
Кто мимо пройдёт - Он в шапочке красной,
В рот себе их кладёт. На шапке – горошки.
Тема: «Игрушки»
1. Рассмотреть с ребёнком несколько игрушек, определить материал, из которого каждая из них сделана, отметить внешние признаки игрушки (форму, цвет, качество).
2. Д/и «Назови ласково»:
Кукла - __________
Мяч - __________
Мишка - __________
Матрёшка - __________
3.Д/и «Скажи наоборот»:
Мишка мягкий, а кубик - __________
Грузовик тяжёлый, а мяч - __________
Кукла новая, а пирамидка - __________
4. Д/и «Из чего – какой?»:
Автобус из металла (какой?) – металлический
Мишка из плюша - ____________________
Дом из пластмассы - ____________________
Ослик из резины - ____________________
Пирамидка из дерева - ____________________
Ведро из железа - ____________________
5. Составить описательный рассказ об игрушке по следующему плану:
- Что это?
- Каков её внешний вид (величина, цвет, форма)?
- Из какого материала сделана?
- Как с ней можно играть?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Отгадай загадки:
Глаза голубые, румяные щёчки. В небо взлетает со скоростью света.
Я с нею играю в маму и дочку. Эта игрушка, конечно, ……………
Его бьют, а он не плачет,
Упадёт – поскачет.
Обведи и раскрась игрушку, которая тебе больше нравится.
Тема: «Осенняя одежда, обувь, головные уборы»
1. Назвать осеннюю одежду, обувь, головные уборы. Рассказать о порядке надевания вещей при выходе на прогулку.
2. Рассмотреть верхнюю одежду и назвать её детали (воротник, карман, пуговицы, рукава…).
3. Подобрать как можно больше предметов к местоимениям:
Моя – шапка,_______________________________________________________
Мои - _____________________________________________________________
Мой - _____________________________________________________________
Моё - _____________________________________________________________
4. Д/и «Подбери признак»:
Куртка (какая?) – красная, тёплая,…
Сапоги (какие?) - ____________________
Шарф (какой?) - ____________________
Пальто (какое?) - ____________________
5. Д/и «Четвёртый лишний»:
Куртка, сапоги, панамка, перчатки.
6. Д/и «Назови, какие»:
Сапоги из резины - _______________________
Шапка из шерсти - _______________________
Перчатки из кожи - _______________________
7. Составить описательный рассказ об осенней одежде, обуви, головном уборе (по выбору).
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Закончи узор на свитере и раскрась его. Обведи шарфик, придумай узор для него.
Тема: «Как лес к зиме готовится»
1. Д/и «Чей дом?»: 2. Д/и «Кому что дать?»:
Берлога - дом медведя. Орехи - __________
Логово - __________ Мёд - __________
Нора - __________ Грибы - __________
Дупло - __________ Кору - __________
3. Д/и «Назови ласково»:
Белка - __________ Хвост - __________
Лиса - __________ Нос - __________
Заяц - __________ Лапа - __________
4. Пересказать текст:
Заяц
У зайца длинные уши и вытянутая мордочка. Задние лапы у него намного длиннее, чем передние. Поэтому заяц очень быстро бегает и скачет. Шкурка у зайчика мягкая, тёплая. Зимой она белая, а летом серая: так ему легче скрываться от врагов. Заяц вместе с зайчатами живёт в лесу в норе.
5. Вопросы на засыпку:
- Кто больше – лиса или заяц? А у кого лап больше?
- Нора справа от дерева. Что слева?
6. Д/и «Четвёртый лишний»:
Нора, аквариум, логово, берлога.
7. Развитие звукового анализа и синтеза:
- Хлопни, когда услышишь слово со звуком «м»: мак, бак, мама, баба, майка, зайка.
- Назови 1-ый звук в слове МУКА.
- Придумай ещё слова на этот звук. ________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
8. Отгадай загадку, раскрась отгадку. Каких ещё животных ты здесь увидел?
Кто, забыв свои тревоги,
До весны храпит в берлоге?
Тема: «Перелётные птицы»
1. Вспомнить вместе с ребёнком, какое сейчас время года, какие изменения произошли в природе. Назвать птиц, которые улетают на юг, объяснить, почему они улетают и называются перелётными. Рассмотреть иллюстрации с изображением перелётных птиц.
2. Д/и «Улетает – не улетает». (Взрослый называет птицу, а ребёнок говорит, перелётная она или зимующая.)
3. Д/и «Скажи наоборот»:
Аист большой, а соловей __________
У аиста длинная шея, а у кукушки __________
Аист белый, а грач __________
4. Д/и «Скажи одним словом»:
У аиста ноги длинные, поэтому его называют __________
У ласточки хвост длинный, поэтому её называют __________
5. Д/и «Чьи крылья?»:
У журавля – журавлиные.
У гуся - __________
У утки - __________
У грача - __________
6. Объясни словечко:
Водоплавающие - ___________________________________________________
Насекомоядные - ___________________________________________________
7. Какое слово не подходит?
Утка, утиный, уточка, минутка, утёнок.
Лебедь, лебединый, лебеда, лебёдушка.
Журавль, журавлиный, журнал, журавушка.
8. Вопросы на засыпку!
Чего больше – крыльев или птиц?
Чего больше – крыльев или ног у птицы?
9. Обведи скворечник и скворца. Раскрась рисунок.
Тема: «Зимующие птицы»
1. Вспомни 5-7 названий зимующих птиц. ______________________________
___________________________________________________________________
2. Исправь ошибки:
Чёрный ворона - __________
Белый сова - __________
Серое голубь - __________
Снегирь клевала хлеб. - _________________________
Сорока сидел на заборе. - ________________________
Ворона чирикала на солнышке. - ___________________
3. Д/и «Назови одним словом»:
У сороки белые бока, поэтому её называют белобокая.
У сороки длинный хвост, поэтому её называют __________.
У синицы грудка жёлтая, поэтому её называют __________.
У вороны чёрные крылья, поэтому её называют _________.
У дятла длинный клюв, поэтому его называют __________.
4. Д/и «Сравни птичек»:
У совы – голова, а у воробья – головка.
У совы – тело, а у воробья - __________.
У совы – лапы, а у воробья - __________.
У совы – крылья, а у воробья - __________.
У совы – глаза, а у воробья - __________.
У совы –клюв, а у воробья - __________.
5. Д/и «Скажи наоборот»:
Воробей маленький, а ворона - __________.
У синицы хвост короткий, а у сороки - __________.
Голубь тяжёлый, а воробей - __________.
У синицы клюв тонкий, а у вороны - __________.
6. Сравни птиц с людьми и животными:
У человека – дети, а у птицы - __________.
У человека – нос, а у птицы - __________.
У животных – шерсть, а у птиц - __________.
У кошки – лапы, а у птицы - ___________.
7. Отгадай загадку. Раскрась птичку.
Тема: «Домашние животные»
1. Назвать домашних животных, обсудить внешние признаки каждого.
______________________________________________________________________________________________________________________________________
- С хозяином дружит, дом сторожит, живёт под крылечком, а хвост колечком. __________
- Спереди – пятачок, сзади – крючок, посреди – спинка, а на ней – щетинка. __________
- По горам, по долам, ходит шуба и кафтан. __________
- Мягкие лапки, а в лапках царапки. Всё время умывается, а с водой не знается. __________
- Я большой и я красивый, я бегу – и вьётся грива, длинный шёлковый хвосток и копытами – цок, цок. __________
3. Назови детёнышей животных:
У кошки – котёнок котята
У собаки - __________ __________
У свиньи - __________ __________
У лошади - __________ __________
У козы - __________ __________
У коровы - __________ __________
У овцы - __________ __________
У осла - __________ __________
4. Д/и «Подскажи словечко»:
Табун – много лошадей
Стадо – много __________
Отара – много __________
Свора – много __________
Корова мычит. Овца __________.
Лошадь __________. Собака ________.
Кошка __________.
Свинья _________.
6. Опиши своё любимое домашнее животное по плану:
- Как называется «мама» и «папа» твоего любимого домашнего животного?
- Как выглядит твоё любимое домашнее животное?
- Чем оно питается?
- Какую пользу оно приносит человеку?
7. Отгадай загадку, раскрась отгадку.
Предварительный просмотр:
Тема: «Домашние птицы»
1. Рассмотреть иллюстрации с изображением домашних птиц и их семей. Уточнить какую пользу приносят.
2. Отгадать загадки:
- Квохчет, квохчет, детей созывает,
Всех под крыло собирает. __________
- Хвост с узорами, сапоги со шпорами.
Всех бужу, хоть часов не завожу. __________
- Явился в жёлтой шубке, прощайте, две скорлупки. __________
- Красные лапки, щиплет за пятки, беги без оглядки. __________
3. Д/и «Исправь ошибку»:
У утки – гусята __________
У индюшки – цыплята __________
У курицы – утята __________
У гусыни – индюшата __________
4. Назови всю семью:
Гусь – гусыня – гусята
Петух - __________ - __________
Селезень - _________ - __________
Индюк - __________ - __________
5. Д/и «Скажи наоборот»:
Утка большая, а утёнок - __________
Цыплёнок молодой, а петух - __________
У гуся шея длинная, а у курицы - __________
У курицы лапы без перепонок, а у утки - __________
6. Что лишнее и почему?
Утёнок, гусёнок, котёнок, цыплёнок.
Перо, крыло, клюв, утка.
7. Раскрась петушка:
Тема: «Зима. Зимняя одежда»
1. Вспомни и перечисли названия времён года. Назови зимние месяцы.
2. Каким может быть :
Снег - _____________________________________________________________
Зима - _____________________________________________________________
Мороз - ___________________________________________________________
3. Собери предложения:
Позёмка, улица, метёт, по. ___________________________________________
Окно, мороз, узор, на, нарисовал. _____________________________________
4. Отгадай загадки:
- Сижу верхом,
Не знаю на ком. __________
- Чтоб не мёрзнуть, пять ребят
В печке вязаной сидят. __________
- Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой:
Утром – в школу, днём – домой. __________
5. Д/и «Из чего – какой?»:
Свитер из шерсти (какой?) - __________
Платок из шерсти (какой?) - __________
Шапка из меха (какая?) - __________
Сапоги из кожи (какие?) - __________
6. Что лишнее и почему?
Август, декабрь, январь. _____________________________________________
7. Д/и «Узнай по описанию»:
Взрослый описывает один из предметов одежды кого-нибудь из членов семьи, а ребёнок называет, что это и кому принадлежит.
8. Отгадай загадку, раскрась отгадку:
Тема: «Зимние забавы. Новый год»
1. Какие зимние игры и забавы ты знаешь? Назови зимние праздники.____________________________________________________________________________________________________________________________
2. Отгадай загадки, выучи любую:
- Две новые, кленовые
Подошвы двухметровые:
На них поставил две ноги
И по большим снегам беги. __________
- Мчусь как пуля я вперёд, лишь поскрипывает лёд,
Да мелькают огоньки. Кто несёт меня? __________
- Всё лето стояли, зимы ожидали.
Дождались поры – помчались с горы. __________
- По снегу покатите – я подрасту,
На костре согреете – я пропаду. __________
- Меня не растили –
Из снега слепили
И вставили ловко
Мне в носик морковку. __________
3. Подбери по 3 признака к каждому слову:
Лыжи (какие?) - _____________________________________________________
Коньки (какие?) - ___________________________________________________
Санки (какие?) - ____________________________________________________
4. Д/и «Исправь ошибку»:
Лыжнику нужны санки. ______________________________________________
Конькобежцу нужны лыжи. __________________________________________
Саночнику нужны коньки. ____________________________________________
Хоккеисту нужны санки. _____________________________________________
5. Что лишнее и почему?
Лыжи, зима, санки, коньки. ___________________________________________
6. Обведи снежную бабу, дорисуй ей нос (морковку), глаза (угольки), рот, шляпу (ведро), метлу, пуговицы.
Тема: «Человек. Части тела»
1. Назови и покажи части тела:
Ступня, колено, бедро, голень, пятка, локоть, кисть, бровь, лоб, висок, скула, затылок.
2. Отгадай загадки:
- Живёт мой братец за горой –
Не может встретиться со мной. __________
- Всегда во рту, а не проглотишь. __________
- Пять братьев годами равные, а ростом разные. __________
- Всю жизнь ходят наперегонки, а обогнать друг друга не могут. _______
3. Д/и «Один – много»:
Глаз - __________ Палец - __________
Ухо - __________ Рот - __________
Нос - __________ Лоб - __________
4. Объясни словечко:
Пятипалый - __________ Сероглазый - ______________
Двуногий - __________ Кареглазый - ______________
Одноногий - __________ Длинноволосый - __________
Широкоплечий - __________ Безрукий - _______________
5. Что лишнее и почему?
Рога, копыта, пятки, хвосты.___________________________________________
Нога, колено, тапка, пятка.____________________________________________
6. Что можно делать:
Руками - ___________________________________________________________
Ногами - ___________________________________________________________
Зубами - ___________________________________________________________
Ушами - ___________________________________________________________
Носом - ___________________________________________________________
7. Рассмотри портреты. Что забыл нарисовать художник? Дорисуй недостающие части лица героям сказки и раскрась портреты.
Тема: «Транспорт»
1. Назови 3-4 вида транспорта – наземного, водного, воздушного.__________
______________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Назови одним словом машину, которая:
Возит молоко - __________
Мешает бетон - __________
Возит воду - _____________
Дробит камни - __________
Возит бензин - __________
Убирает снег - ___________
3. Как назвать остановку:
Трамвая - ______________
Автобуса - _____________
Троллейбуса - __________
4. Д/и «Кто чем управляет?»:
Самолётом – управляет лётчик;
Машиной - ________________
Поездом - _________________
Кораблём - ________________
5. Д/и «Четвёртый лишний»:
Пароход, лодка, самолёт, парусник.
Самолёт, вертолёт, мотоцикл, воздушный шар.
Трамвай, троллейбус, велосипед, автобус.
6. Исправь предложения:
Дом подъехал к машине._____________________________________________
Бензин кончился потому, что машина остановилась. _____________________
___________________________________________________________________
7. Дорисуй недостающие детали. Раскрась рисунки.
Тема: «Транспорт. Правила дорожного движения»
1. Расскажи , как следует правильно переходить улицу.
2. Объясни, для чего нужны:
Фары _____________________________________________________________
Тормоза___________________________________________________________
Багажник __________________________________________________________
Ветровое стекло ____________________________________________________
Правила дорожного движения ________________________________________
3. Какую машину нужно пропустить на дороге первой и почему?
Снегоуборочная и «скорая помощь».
Пожарная, бетономешалка и бензовоз.
Грузовик, аварийная и молоковоз.
4. Закончи предложения:
Машинист – это тот, кто…_____________________________________________
Регулировщик – это…________________________________________________
Шофёр – это…______________________________________________________
Лётчик – это…_______________________________________________________
Пешеход – это…_____________________________________________________
Пассажир – это…____________________________________________________
Кондуктор – это…___________________________________________________
5. Д/и «Из чего – какой?»:
Дверца из металла (какая?) - ____________________
Руль из пластмассы (какой?) - ___________________
Сиденье, обшитое кожей (какое?) - ______________
Колесо из резины (какое?) - _____________________
6. Подобрать подходящий по смыслу глагол с приставкой от глагола ехать :
Машина из гаража… Машина до дома…
Машина в ворота… Машина от дома…
Машина к дому… Машина с моста…
7. Обведи и правильно раскрась светофор:
Обведи и раскрась жезл, который помогает милиционеру регулировать уличное движение. Раскрась фуражку регулировщика:
Тема: «Посуда. Продукты питания»
1. Назови посуду:
Чайную - _________________________________________________________
Столовую - _______________________________________________________
Кухонную - _______________________________________________________
2. Составить предложения с предлогом в , упражнять в словообразовании:
В какую посуду кладут … (хлеб, горчицу, перец, салат, конфеты, соль, молоко, селёдку, масло)? ____________________________________________________
___________________________________________________________________
Что кладут в салатницу (селёдочницу, солонку, маслёнку, сухарницу)?
___________________________________________________________________
Что наливают в супницу, молочник, соусницу, кофейник, чайник?
___________________________________________________________________
3. Д/и «Какое это блюдо?»:
Какой суп из … (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей)? ______________________________________________________________________________________________________________________________________
Какая каша из … (пшена, геркулеса, манки)?
___________________________________________________________________
Какое варенье из …(яблок, сливы, абрикоса, малины, смородины)?
___________________________________________________________________
4. Назови части посуды:
Чайник – носик, крышка, стенки, донышко.
Кружка - _____________________________
Кастрюля - ___________________________
Стакан - _____________________________
5. Объясни словечко:
Овощерезка - ______________________________________________________
Картофелечистка - __________________________________________________
Кофеварка - ________________________________________________________
Мясорубка - _______________________________________________________
Кофемолка - _______________________________________________________
Соковыжималка - ___________________________________________________
6. Обведи посуду, придумай и нарисуй на ней узор:
Тема: «Материалы и инструменты»
1. Вспомни 5-7 названий инструментов. ______________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Отгадай загадки, выучи любую:
- Зубы есть, а хлеба не ест. __________
- Без головы, а в шляпе
Одна нога, да и та без сапога. __________
- Одноглазая старушка
Узоры вышивает,
Весь мир одевает,
А сама нагишом. __________
3. Что делают:
Топором - ___________ Граблями - ____________
Молотком - __________ Ножницами - __________
Лопатой - ____________
4. Из чего – какой?
Из чугуна – чугунный; из серебра - ___________
Из металла - __________ из пластика - __________
Из бумаги - ___________ из золота - ____________
Из стали - ____________ из дуба - ______________
Из резины - __________ из глины - _____________
Из камня - ____________ из пластмассы - ________
5. Что лишнее и почему?
Иголка, шёлк, ножницы, напёрсток.
Топор, дрова, пила, рубанок.
6. Придумай предложения с парами слов:
Гвоздь – молоток ___________________________________________________
Лопата – яма _______________________________________________________
7. Отгадай загадку, раскрась отгадку:
Предварительный просмотр:
Тема: «Защитники Отечества»
1. Рассказать ребёнку о празднике, кто такие защитники Отечества, кого поздравляют в этот день.
2. Отгадай загадки:
- Он знаком ребятам всем,
И с орлом он носит шлем,
За спиной его винтовка,
Марширует очень ловко. ____________
- Не трактор, а с гусеницами,
Не крепость, а с башней,
Не ружьё, а с дулом. ___________
3. Как называется человек, который:
Летает на вертолёте – ______________________________________________
Ездит на танке - ____________________________________________________
Служит в пехоте - ___________________________________________________
Прыгает с парашютом - _____________________________________________
Служит на подводной лодке – ________________________________________
4. Какое слово не подходит?
Воин, воинский, воет, воевать, война.
Рана, ранить, охрана, раненый, ранение.
5. Что общего и чем отличаются?
Танк и трактор
Футболка и тельняшка
6. Составить предложения с парами слов:
Пограничник – собака _______________________________________________
Солдат – автомат ___________________________________________________
7. Раскрась по желанию танк или корабль:
Тема: «Комнатные растения»
1. Познакомить ребёнка с комнатными растениями, рассмотреть их, обратить внимание на их внешний вид. Объяснить , как нужно ухаживать за растениями, выучить некоторые названия комнатных растений.
2. Вспомни , как надо ухаживать за комнатными растениями и закончи предложения:
Чтобы цветы не сохли, их надо _______________
Когда земля уплотняется, её надо ____________
Пыльные листья надо _______________________
3. Д/и «Назови ласково»:
Цветок - __________
Лист - ____________
Стебель - _________
Корень - __________
4. Д/и «Скажи наоборот»:
Листья (какие?) узкие - __________ Стебель (какой?) толстый - __________
Большие - _____________________ Длинный - _______________________
Гладкие - ______________________ Вьющийся - ______________________
Мелкие - ______________________
5. С помощью взрослого сравнить кактус и алоэ, составить небольшой сравнительный рассказ о внешних особенностях этих растений.
______________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Отгадай загадки:
- Есть зелёные уроды
Из колючей злой породы. __________
- Раным-рано поутру
Лейку новую беру.
Мне воды не жалко.
Пей, моя … __________
7. Раскрась фиалку, запомни как она выглядит:
Тема: «Ранние признаки весны. Первые цветы»
1. Отгадай загадки:
- Первый вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький. _______________
- Лежит полгода покрывало,
А весной его – как не бывало._______________
2. Объясни словечко:
Подснежник - ______________________________________________________
Проталина - ________________________________________________________
Оттепель - _________________________________________________________
Капель - ___________________________________________________________
Сосулька - _________________________________________________________
Первоцвет - ________________________________________________________
Ледоход - __________________________________________________________
3. Найди общее слово:
Льётся, журчит - __________
Дует, шумит - ____________
Пригревает, ослепляет - __________
Голубое, высокое, чистое - ___________
4. Д/и «Скажи наоборот»:
Зимой снег чистый, а весной - __________
Зимой дни холодные, а весной - _________
Зимой солнце тусклое, а весной - __________
Зимой погода часто пасмурная, а зимой - _________
5. Д/и «Подбери признаки»:
Весна (какая?) - _____________________________________________________
Солнце (какое?) - ___________________________________________________
Небо (какое?) - ____________________________________________________
6.Раскрась зелёным карандашом веточку и листики мимозы, а жёлтым – цветки. Дорисуй листочки.
Тема: «Весна в природе»
1. Закончи предложение:
Зимой в лесу появляется много зайчат, бельчат,_________________________.
2. Отгадай загадки:
- Кто пчелиный любит мёд,
Лапу кто зимой сосёт? __________
- Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней. ___________
- Чей тоскливый вой
Слушал лес зимой? _____________
3. Назови деток:
У зайцев - __________ У белок - __________
У волков - __________ У ежей - ___________
У медведей - ________ У лосей - __________
У лис - ______________ У бобров - _________
4. Что лишнее и почему?
Медвежий, лисий, заячий, холодный.
Лисёнок, бельчонок, утёнок, рысёнок.
5. Скажи наоборот:
Холод - ______________
Солнечный - __________
Ветреный - ___________
Радостный - __________
Глубокий - ___________
Быстрый - ____________
6. Исправь предложения:
Волчица учила зайчат охотиться. ______________________________________
Волчица привела волчат в тёплое дупло. _______________________________
7. Весной у диких животных появляются детёныши. Правильно назови мам и их детёнышей, раскрась их. Проведи дорожку от мамы к её детёнышу.
Тема: «Труд людей весной»
1. Объясни пословицы:
- Весной не поработаешь – зимой не поешь.
- Кто весной не пролежит – целый год сыт будет.
2. Д/и «Назови ласково»:
Сад - __________
Огород - __________
Грядка - ___________
Парник - __________
Яблоня - __________
3. Составь предложения с парами слов:
Копать – грядка
___________________________________________________________________
Поливать – теплица
___________________________________________________________________
4. Назови и объясни 4-е слово:
День - ночь, лето - зима;
Птица - яйцо, растение - __________;
Яблоня – сад, луковица - __________;
Клумба – цветы, грядка - __________;
Лопата – копать, лейка - ___________.
5. Что лишнее и почему?
Копать, сажать, мариновать __________________________________________
Поливать, удобрять, играть ___________________________________________
Сад, огород, грабли _________________________________________________
6. Какое слово не подходит?
Семя, семечко, Семён, семена.
Сад, ссадина, садик, садовый, садовод.
7. Отгадай загадку, раскрась отгадку. Назови инструменты.
Тема: «Космос»
1. Рассказать ребёнку о празднике День космонавтики, объяснить , что это за праздник. Рассказать о первом космонавте – Ю.Гагарине.
2. Отгадай загадки:
- Светит, сверкает, всех согревает. __________
- Рассыпался горох на тысячи дорог._________
- Поле не меряно,
Овцы не считаны,
Пастух рогат. ____________________________
3. Д/и «Скажи наоборот»:
Далеко - _________ Темно - _________
Высоко - _________ Ярко - __________
Улететь - _________ Тесно - _________
Взлетать - _________
4. Объяснить ребёнку значение слов:
Созвездие, луноход, спутник, космонавт, невесомость, скафандр.
5. Что лишнее и почему?
Приземлиться, припоздниться, прилуниться.
Солнце, Луна, ракета.
6. Д/и «Где какой?»:
На Земле – земной;
На Луне - ____________
На Солнце – __________
7. Какое слово не подходит?
Солнце, сон, солнечный, солнышко.
Космос, косматый, космонавт, космический.
8. О какой «птице» загадка? Раскрась её. Что ещё ты видишь на картинке?
Тема: «Возвращение птиц. Насекомые»
1. Назови птиц, которые осенью от нас улетают, а весной возвращаются. ______________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Д/и «Назови ласково»:
Комар - __________ Гнездо - ____________
Паук - ____________ Кукушка - ___________
Гусеница - _________ Соловей - ___________
Пчела - ___________ Скворец - ___________
Жук - _____________
3. Кто лишний и почему?
Сорока, ворона, ласточка.___________________________________________
Жук, бабочка, птенец._______________________________________________
4. Кого выводят эти птицы?
Журавли – журавлят
Грачи - ___________
Скворцы - _________
Гуси - _____________
Утки - _____________
5. Исправь предложения:
Птица высидела птенцов и отложила яйца. __________________________________________________________________
Червяк склевал скворца._____________________________________________
Песня спела соловья. _______________________________________________
6. Продолжи предложение:
Птицы едят насекомых – жуков, _______________________________________ В квартире нашей новый дом. Живёт посуда в доме том.
В нём место есть и для конфет, он называется __________.
- С ногами, а без рук, с сиденьем, а без живота,
Со спинкой, а без головы. __________
- По ночам во сне Ванятка до того задремлет сладко,
Что не хочется вставать, что за штука я? __________
- Под крышей четыре ножки, на крыше суп да ложки. ___________
3. Д/и «Из чего – какой?»:
Ножки табуретки из металла. Они (какие?) __________________.
Дверцы шкафа из стекла. Они (какие?) ______________________.
Ручки на дверцах из пластмассы. Они (какие?) ________________.
Столешница стола из дерева. Она (какая?) ___________________.
Обивка на кресле из кожи. Она (какая?) _____________________.
4. Д/и «Скажи одним словом»:
Стол для газет и журналов называется журнальный .
Стол, за которым обедают, называется ________________________________.
Стол, за которым пишут, называется __________________________________.
Стол для компьютера называется _____________________________________.
Полка для книг называется __________________________________________.
Шкаф для одежды называется _______________________________________.
Шкаф для книг называется ___________________________________________.
5. Придумай предложения по опорным словам, включая маленькие слова В, НА, ПОД, НАД:
Полка – диван ____________________________________________________
Торт –стол _________________________________________________________
Платье – шкаф ______________________________________________________
Щенок – кресло ____________________________________________________
6. Закончи стишки, дорисуй то, чего не хватает. А ещё нарисуй на столе вазу, а под стулом мяч.
Тема: «День Победы»
- Рассказать ребёнку о том, какой праздник отмечают в нашей стране 9 мая и почему он называется «День Победы» .
2. Отгадай загадку:
Он знаком ребятам всем,
И с орлом он носит шлем,
За спиной его винтовка,
Марширует очень ловко. ______________
3. Подобрать родственные слова:
Герой - ____________________________________________________________
Защита - ___________________________________________________________
4. Подобрать синонимы (слова близкие по смыслу) к слову смелый:
___________________________________________________________________
5. Объясни пословицы:
- Бой красен мужеством, а товарищ – дружеством.
- Бой отвагу любит.
- Мир строит, а война разрушает.
6 . Д/и «4 лишний»:
Снайпер, сапёр, танкист, артист.
Пистолет, генерал, винтовка, ружьё.
7. Нарисовать картину на военную тематику.
Тема: «Рыбы»
1. Рассмотреть с ребёнком картинки с изображением рыб (морских, пресноводных, аквариумных).
2. Отгадай загадки:
- Ног нет, а движется, перья есть, а не летает, глаза есть, а не мигает.
- У родителей и детей вся одежда из монеток.
- Блещут в речке чистой спинкой серебристой.
3. Покажи части тела рыб (туловище, хвост, спинку, голову, глаза, рот, плавники, чешую, жабры).
4. Объяснить ребёнку понятия хищные и мирные рыбы. Рассказать , чем питаются хищные рыбы (мальками рыб, мелкими рыбами, лягушками), мирные рыбы (личинками насекомых, водорослями), аквариумные рыбы (специальным кормом).
5. Д/и «Назови ласково»:
Сельдь - __________ Ёрш - __________
Окунь - ___________ Сом - __________
Щука - ____________
6. Д/и «Чьи хвосты?»:
Хвост щуки (чей?) - ___________
Хвост окуня (чей?) - __________
Хвост ерша (чей?) - ___________
Хвост акулы (чей?) - ___________
7. Ответить на вопросы:
- Как называется суп из рыбы? (уха)
- Чем ловят рыбу? (удочкой, сетью, неводом)
- Кто такие мальки? (детки рыб)
- Кто такой рыболов? (человек, который ловит рыбу)
8. Подобрать родственные слова к слову «рыба»:
Рыбка, рыбный, ____________________________________________________
9. Обведи рыбку, раскрась водоросли, камни, не забудь вокруг нарисовать голубым карандашом воду.
Эта рыбка-меченосец,
Длинный острый хвостик носит.
Чтобы говорить на иностранном языке правильно, необходимо знать грамматику этого языка. Это верное утверждение, но верно оно в большей степени для взрослых, изучающих иностранный язык. Дети могут не знать грамматику с точки зрения теории, но они могут «чувствовать» и интуитивно говорить грамматически правильно. Ведь ребенок до школы или соответствующих занятий дома не знает, что такое будущее время, что такое глагол и существительное, не знает, как правильно склонять существительные и прилагательные, но при этом без проблем может сказать на родном языке: «Мы завтра пойдем на детскую площадку». Он просто знает, что нужно сказать именно так.
Как маленькие дети осваивают грамматику родного языка?
Все очень просто. Дети постоянно слышат, как употребляются разные слова в реальной жизни, как они соотносятся друг с другом и как согласовываются между собой. Дети видят применение одних и тех же грамматических структур в похожих жизненных ситуациях тысячи раз. Мозг человека активнее всего развивается до 6-7 лет. В этом возрасте мозг ребенка в состоянии анализировать бесконечные объемы информации, выявлять логические закономерности и запоминать исключения. Дети анализируют речь взрослых и сами пытаются по аналогии говорить фразы, которые они раннее не слышали. Если они ошибаются, то взрослые поправляют их. Так ребенок узнает об исключениях и о новых для себя правилах. Таким образом основной принцип изучения грамматики родного языка для маленьких детей это многократное повторение правильных грамматических структур в устной речи.
Что же такое грамматика?
Знание грамматики любого языка означает знание закономерностей построения правильных осмысленных фраз на этом языке.
Грамматика включает в себя:
- знание разницы между частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол и т.д.), их правильное применение и согласование между собой (с использованием окончаний, приставок. предлогов, частиц или артиклей)
- знание порядка слов в предложении (в русском языке нет строгого порядка слов, но во многих языках порядок довольно строгий и, переставив слова местами, можно изменить смысл фразы)
- знание временных категорий глагола (как передать будущее, настоящее, прошедшее время)
- знание принципов словообразования (например, переходы из одной части речи в другую за счет окончаний, частиц или предлогов (на основе глаголов формируются инфинитив, герундий, причастие))
Чтобы Ваш ребенок освоил все эти области грамматики иностранного языка, нужно постепенно включать их все в Ваши занятия. Это значит, что сначала Вы будете говорить с ребенком самими простыми фразами из 2-3 слов, потом количество слов в одном предложении будет увеличиваться, появятся прилагательные, наречия и служебные части речи. Сначала Вы будете говорить только в простом настоящем времени, а постепенно подключать к речи все остальные времена. Важно постепенно включить в речь все основные грамматические структуры языка, а не ограничиваться только самими простыми. Не нужно недооценивать своего ребенка, детям процесс изучения грамматики дается намного проще, чем взрослым.
Как заниматься с детьми дошкольного возраста грамматикой иностранного языка?
Чтобы изучение иностранного языка было для ребенка естественным процессом, при его изучении нужно использовать такой же принцип как и при изучении родного языка. Повторение-повторение-повторение. Причем не отдельных слов, а фраз, и эти фразы должны быть привязаны к реальным ситуациям. Поэтому обучение иностранным языкам детей дошкольного возраста должно строиться только на играх. Так как для ребенка создать реальные ситуации применения устной речи на иностранном языке можно только в играх (если нет возможности долго и часто путешествовать). Обыгрывайте любые сценки из жизни Вашего ребенка. Например, чтобы изучить прошедшее время, вспомните, что ребенок увлекательного делал в прошлом, и сделайте такую сценку с его игрушками, проговаривая все на иностранном языке в прошедшем времени.
Однозначно Ваш ребенок сначала будет говорить грамматически неправильно. Но это нестрашно. Пусть говорит с ошибками. Главное, чтобы он говорил. В основном ошибки будут потому, что он будет переводить дословно с родного языка на иностранный. Поэтому чтобы он начал говорить правильно, нужно стараться избегать перевода на родной язык. Не стремитесь объяснять правила на родном языке с примерами на иностранном языке. Ребенку будет скучно и неинтересно это слушать. Он намного быстрее заговорит правильно, если будет слышать правильную речь. Он быстрее проанализирует ее сам и начнет говорить правильно.
Поэтому никаких специальных занятий грамматикой с дошкольниками и даже младшими школьниками не нужно. Минимальное количество объяснений на родном языке, да и то только в том случае, если ребенок Вас спрашивает.
Просто говорите больше, читайте больше, учите стихи.
Боитесь учить ребенка грамматике и говорить с ребенком, потому что сами не знаете грамматики?
Не стоит этого боятся. Если Вы сами начинаете заниматься иностранным языком с ребенком с нуля, то сначала Вы будете говорить с ребенком самими элементарными фразами, где сложно ошибиться (см.статью ). То есть первые занятия будут состоять с фраз на иностранном языке «я бегу», «я иду», «я стою» и т.д. При этом Вы будете вместе ребенком бежать, ходить и стоять. Постепенно фразы будут усложняться, но и Ваши собственные знания будут увеличиваться. Вы будете постоянно практиковаться с ребенком в устной речи, постепенно переходя от простого к сложного. Поэтому и Ваши познания в грамматике быстро окрепнут.
Дети дают нам уникальную возможность, освоить то, что мы сами в детстве или юности по каким-то причинам упустили. Воспользуйтесь этим! Работайте над собой!
В чем подход при изучении грамматики взрослыми отличается от детей?
Взрослые, начиная изучать иностранный язык, уже обладают большим количество шаблонов грамматики родного языка (или изучаемых раннее других иностранных языков). Обладая этими знаниями, мы по аналогии начинаем использовать их в других языках. Где-то это облегчает процесс обучения, если правила в языках похожи. Например, мы знаем, чем глагол отличается от существительного. Зная корень одного иностранного слова, мы быстро понимаем смыл однокоренных с ним слов из других частей речи.
английский: to read – reading – reader – read
немецкий: lesen – das Lesen – der Leser – gelesen
Нам не нужно учить каждое слово по отдельности. А для малыша каждое слово будет уникальным.
С другой стороны дети легче чем взрослые осваивают те шаблоны другого языка, которых нет в родной речи. Ребенку все равно учить китайский или английский.
Когда начинать заниматься с детьми грамматикой иностранного языка?
Переходить к изучению грамматических правил в теории иностранного языка с детьми дошкольного и младшего школьного возраста стоит:
- если ребенок уже начал понимать теорию грамматики родного языка (неважно в школе или дома) и
- если ребенок уже слышал и начал использовать эти грамматические структуры в своей речи на иностранном языке.
Первый пункт важен, чтобы не тратить время дважды на изучение одних и тех же понятий. К тому же на примере родной речи грамматические правила освоить намного проще.
Второй пункт взрослым переварить бывает сложно. Как это начать говорить в прошедшем времени, не зная правил образования глаголов в прошедшем времени? Но ведь дети именно так начинают говорить на родном языке.
Чем старше становится ребенок, тем раньше нужно начинать с теоретических правил грамматики. Чем мы старше, тем больше мы хотим понимать, почему нужно говорить так, а не иначе. Меняется психика, меняется подход к обучению.
В любом случае при изучении грамматики с более старшими детьми и взрослыми желательно использовать учебники отечественных авторов. То, что легко понять англичанину, опираясь на шаблоны английского языка, бывает сложно понять русскому. И наоборот. В русском нет артиклей и строгого порядка слов, поэтому частые ошибки у русских именно в этих областях грамматики. Англичанам же крайне тяжело даются русские падежи, которых нет в английском.
Но в любом возрасте обучение грамматике должно строиться на многократном применении правил. Правила нужно «чувствовать», а не только знать. То есть их применение должно быть уже на уровне рефлексов, а не на уровне воспоминаний таблички из учебника. Для этого нужно не бессмысленные письменные упражнения делать, а нужно либо много говорить, либо много читать. Только тогда правила из теории перейдут в рефлексы.
Грамматику учить скучно, и тем более к этому не готовы маленькие дети. Но чтобы говорить понятно, хотя бы основы грамматики знать нужно обязательно. Мы все смогли освоить грамматику родного языка, и если сделать для ребенка этот процесс максимально естественным, он сможет освоить без особых сложностей грамматику любого иностранного языка. Говорите, читайте, учите стихи, играйте! Грамматика освоится постепенно сама.
Примеры занятий на 5 языках, отвечающих этим принципам, Вы можете найти
Здравствуйте!
При подготовке к школе необходимо заниматься с детьми развитием речи. Уже с 3-4 лет можно играть с детьми в грамматические игры. Вы можете задать мне вопросы. Зачем грамматика таким маленьким детям? Может она и не нужна? Зачем так рано забивать детям голову разными склонениями, спряжениями, приставками и суффиксами, зачем знать про падеж, род, число и т.д?
Конечно, изучать все правила, Ваш ребёнок будет на уроках русского языка в будущем. Но и начиная с 3-4 лет, Ваш малыш обязательно должен научиться строить свою устную речь правильно. Он должен научиться говорить в соответствии с нормами и правилами родного языка. И этому легко можно научиться в игре.
Вы же обязательно будете обращать внимание на правильность построения речи Вашего малыша, будете исправлять ошибки. А чтобы не делать формальных замечаний, что так не говорят. Именно в этот момент предложите Вашему малышу поиграть в грамматические игры.
Такие игры помогут Вашему малышу развить «чувство языка» и предупредят возникновение новых ошибок. Во время игры Ваш малыш с большим удовольствием будет экспериментировать, и открывать для себя всё новые и новые закономерности родного языка.
Предлагаю Вам следующие игры.
ИГРА 1. «НАЗОВИ ЛАСКОВО»
В этой игре Вашему малышу необходимо назвать, то есть создать новые слова из предложенного слова, используя ласкательно-уменьшительные суффиксы.
Начните с имени своего ребёнка. Спросите, как его называют все члены Вашей семьи. Например, Вашего малыша зовут Ваня. Его в семье ласково могут называть все по-разному: Ванечка, Ванюшка, Ванятка, Ванюшечка, Иванушка. Так же можете поэкспериментировать с именами мамы, папы, бабушек, дедушек и т.д.
Гуляя на улице, можно всё, что Вы видите тоже называть ласкательно-уменьшительными словами. Например, дом – домик, трамвай – трамвайчик, солнце – солнышко и так далее.
Если у Вас есть животные, то тоже им можно дать и ласкательные имена. Можно использовать не только имена собственные животные. Например, собака – собачка, кошка – кошечка, хомяк – хомячок и т.д.
ИГРА 2. КТО ЧТО ДЕЛАЕТ?
Эта игра разовьёт у Вашего малыша «языковое чутьё» и внимание к слову, он научится точно подбирать слова по смыслу.
Эта игра из серии «Грамматика для дошкольников» научит Вашего ребенка различать смысловое значение приставок в словах. Например, налить (чай в чашку), полить (цветы), вылить (грязную воду), пролить (нечаянно кофе).
Попробуйте поиграть со своим малышом в такую игру. Просто, чтобы Вы ни делали, начните проговаривать: — Я бельё… Ваш малыш пусть добавит: — глажу. Мы с тобой в лифте… (поднимается или опускаемся). Конечно, первое время Вам придётся подсказывать ребёнку Ваши действия.
В эту игру можно играть даже на кухне. Например, Вы накрываете с ним вдвоём стол к обеду. Попросите Вашего малыша озвучивать все Ваши и его действия. Тарелки… (расставляем), ложки … (раскладываем), хлеб… (режем) и т.д.
Попросите ребёнка помочь Вам, что он уже умеет делать? Подметать пол, пылесосить ковёр, убирать свои игрушки, кормить Ваших домашних животных и т.д.
Рассмотрите картинки и пусть Ваш малыш скажет, что делает гномик Шляпсик.
ИГРА 3. КТО ОТКУДА И КУДА
Эта игра поможет Вашему малышу правильно подбирать предлоги. Например, за углом детская площадка, под стулом ботинки, на тумбочке шкатулка и т.д. Попробуйте со своим малышом ставить/класть игрушки/предметы: на, около, за, перед, (рядом) с и т.д.
Посмотрите с ребёнком картинки:
ИГРА 4. КТО КЕМ РАНЬШЕ БЫЛ
Эта игра поможет Вашему малышу узнать грамматически правильные названия животных при рождение. Например, кошка – котёнок, собака – щенок, волк – волчонок и т.д. Рассмотрите со своим ребёнком картинки ниже:
ИГРА 5. ДВА В ОДНОМ
Эта игра поможет Вашему ребёнку из двух слов составить одно.
Посмотрите вместе с малышом картинки и пусть он попробует по подобию придумать свои слова.
ИГРА 6. КТО В КАКОМ ДОМИКЕ ЖИВЁТ
Эта грамматическая речевая игра поможет Вашему ребёнку правильно определить род предметов на картинках. В домиках «он», «она», «оно» живут слова мужского, женского и среднего рода. Пусть Ваш малыш «расселит» слова по домикам – интуитивно определив их род без названия терминов. Называйте слова, показывайте картинки или сами предметы своему малышу, а он пусть расселяет их по домикам.
ИГРА 7. ЗАГАДКИ
Эта игра поможет Вашему малышу овладеть очень важным, но довольно сложным умением логично, выразительно и последовательно описывать предложенные ему картинки или предметы.
Предложите своему малышу придумывать самим . Сначала вспомните с малышом загадки, которые уже знаете. Напомните ему, что такое загадка. Для начала можно придумывать загадку по картинкам или, например, по любому фрукту или овощу.
1. Допустим, Вы взяли грушу.
Показываете грушу и не называя её, говорите:
– похожа … (…»на лампочку», — говорит ребёнок).
— она …. (сочная, вкусная, сладкая).
— Что это? (Груша)
2. Картинка – морковь.
«Она длинная как……………(карандаш, указка, палочка и др.) Она оранжевая, как……………..(апельсин, солнышко, майка Вашего ребёнка). Её любят… (зайчик, лошадка, кролик). Она вкусная как……………..(любимое блюдо ребенка).Что это? (Морковь)
Если Ваш ребенок, играя в грамматические игры и проявляя словотворчество, вдруг придумал слово, которого не существует в языке (например, детёныша коровы назвал «коровёнок» или дерево назвал ласково «деревьеце»). Вы скажите ему: «Возможно, такие слова могли бы существовать, но люди договорились, что будут говорить по-другому: корова – телёнок, дерево - деревце»
Игры со словами – очень важный вклад в развитие Вашего дошкольника. Такие игры развивают у Ваших детей языковые способности. А значит - помогут Вашему малышу не только легко освоить родной язык, но и в дальнейшем без проблем освоить иностранные языки.
Понравились игры — расскажите друзьям. Нажмите на кнопочки ниже.
А Вы в какие грамматические игры играете со своим ребёнком. Поделитесь с нами в комментариях. Нам всем очень интересно.
Уважаемые читатели, я с большим интересом прочитаю все ваши комментарии к любой моей статье.
Если статья вам понравилась, оставьте, пожалуйста, свой комментарий. Ваше мнение для меня очень важно, а обратная связь просто необходима. Это позволит сделать блог более интересным и полезным.
Буду Вам очень признательна, если Вы скажете «Спасибо». Это сделать очень просто. Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь этой информацией с Вашими друзьями.
Спасибо Вам за понимание.
С уважением - Лидия Витальевна.
Навык изменения слов и их образования называется грамматической стороной речи. Грамматический строй речи у дошкольников приобретается самостоятельно, так как дети копируют речь окружающих людей.
Основы грамматического строя
Способность верно проговаривать окончания, использовать предлоги — важна для цельного и правильного становления речи ребенка. Формирование грамматически правильной речи возникает на базе когнитивного развития, в игровой форме или с применением других способов продуктивной деятельности. Благоприятная атмосфера в семье, хорошая степень развития лексикона, речевая практика, уравновешенная нервная система ребенка — на все это обращайте внимание в процессе становления малыша как личности.
Развитие грамматического строя речи у дошкольников важно для понимания того, о чем говорят окружающие, умения выражать мысли. Благоприятно сказывается на становлении ребенка как личности, расширяет спектр его знаний и кругозора, способствует социализации.
Иногда у дошкольников возникает сложность с овладением грамматическими формами речи. Перечень некоторых из них:
- ошибки в употреблении окончаний;
- неправильное употребление форм;
- ошибки в использовании падежных форм;
- неуместное использование предлогов.
Этапы и задачи
Формирование грамматического строя речи у дошкольников — постепенный процесс, проходящий в несколько этапов разного уровня сложности. Здесь важно замечать общие закономерности построения фраз.
План, по которому проходит лексико-грамматическая система речи у дошкольников, может включать:
- организацию;
- презентацию очередного материала;
- укрепление знаний с помощью наглядных материалов;
- связанные с темой занятия физические упражнения;
- индивидуальное закрепление материала.
Все этапы дают возможность обеспечить:
- хорошую активность;
- закрепление навыков;
- экономию учебного времени.
Эмоциональную активность детей повышает верно выбранный иллюстративный материал, который способствует увеличению эффективности упражнений.
Каждое занятие должно быть познавательным, проходить в игровой форме. Возможно применение соревновательного момента, физических упражнений, чтобы обучение проходило в более интенсивном режиме и занимательной атмосфере.
Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста начинается рано. В возрасте трех лет уже используются понятия, как время, число, род. Речь для малыша уже является главным средством общения. Своевременное овладение грамматическим строем речи включает не только закономерности усвоения, но и сложности на пути изучения русского языка. Наш язык богат исключениями и правилами, которые важно запомнить. В полной мере малыш осваивает грамматику в возрасте 8 лет, это подтверждено исследованиями.
Методика формирования грамматического строя речи у дошкольников состоит из предупреждения ошибок, результативного исправления ошибок, развития синтаксиса.
Особенности
В образовательной деятельности детей дошкольного возраста значительное внимание уделяется обучению родному языку и развитию речи. В первую очередь грамматической стороне речи малыш обучается в общении и развивает лексикон с помощью родителей и педагогов. Дидактические игры, включенные в речевые уроки, — важный элемент в усвоении изученного материала.
Стоит отметить, что не все сложные грамматические формы могут быть закреплены в ходе уроков. Это значит, что важно развивать языковое нутро детей, когда ребенок сможет без посторонней помощи ориентироваться в образовании слов.
Неодинаково усваиваются детьми синтаксис, морфология и словообразование. Младшая и средняя группа направлены на усвоение закономерностей склонения и спряжения. Старшая возрастная группа ставит задачи, которые нацелены на изучение традиционных форм слов. Из этих форм состоит словарь ребенка, которым активно пользуется. Методы сообразования слов изучаются после усвоения материала по словоизменению.
Особенности усвоения детьми грамматического строя определяются установившимися методами подготовки и проведения занятий, способами общения с окружающими. Каждый дошкольник имеет свой опыт, личные особенности, присущие его уровню речи. Поэтому грамматические занятия в детском учреждении должны проходить так, чтобы ребенок получал задачи с которыми справится.
Этапы формирования грамматического строя
- На первых порах изучения материала малыш учится понимать смысл сказанного.
- Далее малыш приступает к практике. Использует усвоенные грамматические средства в речи. Дошкольник копирует речь окружающих взрослых.
- Следующий этап — самостоятельное словообразование в соответствии со знакомыми словами.
Анализ правильности речи
У каждого возраста стоят свои грамматические цели. Например, в младшем возрасте главное — морфология: чередование звуков, использование сравнительной степени прилагательных. Усваивается образование существительных и глаголов.
В среднем возрасте, например, уже используются точные названия посуды. Для изучения новых слов требуется немалое количество тренировок, в которых ребенок учиться их употреблять. В этом случае дидактические игры и занятия — лучшие помощники.
Новые направления грамматики добавляются в старшей группе. Усложняется синтаксис, запоминаются единичные формы и исключения, усваиваются новые способы образования слов всех частей речи. Дошкольники заинтересованы в грамотной речи, исправлении своих и чужих ошибок.
Игровая форма развития грамматики у детей дошкольного возраста
Игра — важная развивающая техника для детей, которая всегда интересна. Чаще всего для детей игра носит самопроизвольный характер и возникает при соблюдении ряда условий: впечатления, которые дарит окружающий мир, игрушки, взаимодействие со взрослыми. Игра воспитывает сразу несколько качеств, так как участвуют разные органы и психические процессы, которые вызывают переживания. Такого рода деятельность помогает адаптироваться в группе, развивает организаторские навыки, дисциплинирует.
Грамматика — часть формирования речи и мышления дошкольника и задействована в становлении личности малыша. В процессе полноценного развития грамматическая сторона речи — важный элемент. Анализируя речь взрослых, дошкольник изучает непростую систему закономерностей грамматики, выявляет общие практические правила, собирает и закрепляет их в речи.
Понятной и организованной нашу речь делает грамматика. Правильное ее усвоение положительно влияет на мышление дошкольника. Мысли становятся логичными, последовательными. Стремление говорить грамматически правильно важно воспитывать с раннего возраста.
Формирование грамматически правильно построенной речи происходит следующими путями:
- нахождение в благоприятной языковой обстановке, где ребенок находит образцы для подражания;
- высокий уровень речевой культуры у родителей и педагогов;
- предупреждение грамматических ошибок;
- практика полученных знаний в речи;
- корректирование ошибок.
Речь взрослых может принести дошкольнику как пользу, так и вред. Например, ребенок зачастую подражает взрослым, копируя их ошибки. Важно подавать культурный и верный речевой пример. Если взрослые говорят правильно, внимательно относятся к речи окружающих, дети перенимают их манеру общения. Не стоит забывать, что перенимают и неряшливую манеру, поэтому важно следить за собой при воспитании дошкольников. Это профессиональный долг педагога и обязанность любящих родителей. Первые прививают базовую часть правильной речи на практических занятиях, а вторые при воспитании в повседневном общении.
Обследование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста
Обследование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста проводится для понимания того, как малыш использует непростые системы грамматических выражений.
В ходе беседы с малышом иногда не удается заметить аграмматизм в речи. Поэтому иногда нужно специально исследовать грамматическую сторону речи. Составление историй или предложений по определенным картинкам — один из методов, который используется в таком случае.
Здесь необходимо заострить внимание на следующем:
- каким образом ребенок рассказывает содержание картинок (в виде повествования или перечисления);
- какие использует предложения (простые или распространенные);
- также важна правильность применения предлогов.
Кроме этого метода должны быть использованы и другие способы занятий. Например, применяя опорные слова, необходимо составить предложение. Ребенку называют четыре опорных слова, просят при помощи дополнительных слов составить предложение. Существует усложненный вариант упражнения — составление не просто предложения, а целого рассказа.
Для определения уровня грамматических знаний у дошкольника для начала проверяют умение использовать предлоги в речевой практике. Например, малыш вставляет пропущенные предлоги в предложенный рассказ. У детей старшего возраста проверяют навык употребления более сложных предлогов.
Далее определяется умение использовать существительные в различных падежных формах. Здесь также можно воспользоваться картинками. Таким же способом проверяют умение употреблять падеж в зависимости от числительного. Чтобы проверить навыки употребления существительного с глаголом, используйте карточки, на которых изображено действие. Навык использования суффиксов проверьте, предложив дошкольнику словообразование по аналогии, например, дача — дачник, защита — защитник и т.д.
Ребенок дошкольного возраста с хорошим и приемлемым уровнем речевого развития запросто справляется с перечисленными упражнениями, дети со слабо развитой речью допускают ошибки. От уровня грамматического развития зависит и количество допущенных ошибок: кто-то совершает их часто, а кто-то лишь в трудных ситуациях.
Современный метод формирования грамматического строя
Исходя из уровня познавательного развития происходит формирование грамматической стороны речи, овладение которой — долгий и непростой путь. К 5-6 годам этот процесс завершается. Школьные запросы к развитию речи ребенка в нашем мире крайне высоки. Программа школьного обучения становится более сложной. Дети, которые только поступают в школу, должны уметь изменять слова, знать основы словообразования, обладать навыками нахождения связи слов в предложениях, без посторонней помощи находить и исправлять ошибки. Перед педагогами дошкольного образования стоит цель по формированию грамматических категорий у детей.
Грамматический строй включает синтаксис, словообразование. Подражая манере взрослых, которые составляют окружение, у дошкольника формируется собственный аппарат речевого грамматического строя. Именно он позволяет людям общаться между собой. Необходимо обращать внимание на правильность речи с малолетнего возраста. На первый взгляд даже самые незначительные нарушения могут свидетельствовать о каких-либо отклонениях в развитии малыша. Если же допущенные ошибки не связаны с незнанием правил, необходимо вовремя обратиться к логопеду.
Использовать дидактические игры при формировании грамматической стороны речи у ребенка дошкольного возраста — весело и продуктивно. Такой способ считается одним из самых эффективных приемов обучения. Мяч — частый атрибут в таких играх. Педагог передает его дошкольнику, произнося какое-либо слово, например стул, малыш, называет уменьшительный вариант этого слова — стульчик.
Следующая техника таких игр заключается в том, что малыш рисует какой-то предмет и объясняет, что нарисовал. Так игры помогают более осознанно усвоить пройденный материал грамматического строя речи. В ходе игры дети сосредоточенно выполняют задания. Игра вызывает у малышей больший интерес к урокам, проще выявляются закономерности языка, которые дети привносят в речь. Такая игровая деятельность познавательного характера благоприятно сказывается на психике ребенка.
В повседневной жизни родители могут должны продолжать учить детей грамматически правильно выстроенной речи. Во время прогулки, бытовых дел взрослые обязаны подавать правильный пример для подражания. Тогда лексико-грамматический строй речи у дошкольника будет на достойном уровне.
Слайд 2.
Грамматика — это строй языка, иначе говоря, те закономерности, по которым в языке образуются и соединяются слова.
Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский назвал грамматику «логикой языка». У ребенка, который на практике осваивает грамматические законы родного языка, совершенствуются не только речь, но и логическое мышление. Ведь, чтобы понимать речь, мало знать значения слов, из которых она состоит, надо еще понять отношения между этими словами, выраженные с помощью грамматических изменений самих слов. Ребёнок может понимать смысл отдельных слов «капуста» и «посадить», но, тем не менее, не уловить общего смысла предложений «Капуста посажена» или «Капусту посадят». В результате у ребенка могут возникать затруднения в понимании не только самой фразы, но и высказанной в ней мысли.
Слайд 3.
Грамматика подразделяется на морфологию и синтаксис. Морфология изучает грамматические свойства слова, его формы, то есть словообразование и словоизменение, а синтаксис — словосочетания и предложения.
Для успешного овладения грамматикой зачастую недостаточно обеспечить ребёнку правильное речевое общение и правильные образцы для подражания. Грамматическая система русского языка весьма сложна (недаром русский язык считается одним из наиболее трудных для изучения в качестве иностранного). В русском языке много исключений из общих правил, которые ребёнку необходимо не только запомнить, но и научиться самостоятельно употреблять в речи, иначе неминуемо возникнут ошибки. Поэтому рассмотрим каждый раздел поподробнее.
Слайд 4.
Словоизменение - это изменение слов по числам, падежам, родам. Примером изменения слов по числам может служить игра «Один-много» (стол- столы, окно-окна).
Овладение дошкольниками изменением слов по падежам происходит на практическом уровне. В процессе словесных игр можно научить этому («Чего нет?», «Кому что?» - коту дам молоко, кролику дам морковку..., «Кто чем работает?» - маляр кистью, повар ножом, «Кто (что) с кем (чем)?» - тигрица с тигрятами, кошка с котятами, чашка с блюдцем, книжка с картинками..., «О чём мечтаешь?» - заяц мечтает о морковке, а ты о чём?, «Исправь ошибку» - мечтаю о телефон)
Игры с предлогами: «Угадай игрушку» - что лежит под столом, за диваном, перед тумбочкой, между столом и шкафом, над кроватью... «Что изменилось?»
Изменение слов по родам (мужской, женский, средний) нужно начинать с понимания рода существительных и прилагательных. игра «Угадай»: про что можно сказать круглый, круглая, круглое (солнце, стол, монета)
Слайд 5.
Словообразование - это образование новых слов
С помощью суффиксов:
Игры «Скажи ласково», «Помоги гному (великану)» кровать-кроватка-кроватища, стол-столик-столище)
«Чья, чей, чьи?» (заячья, лисий, медвежьи)
«Из чего сделано?» (из бумаги - бумажный, из дерева - деревянный, из слив - сливовый, из меха - ...)
С помощью приставок (корабль - плывет, переплывает, уплывает, заплывает...; самолёт - летит, перелетает, подлетает …)
С помощью сложения основ (сложные слова): сам летает - самолёт, сам катит - самокат, пыль сосёт - пылесос, у лисы рыжий хвост, лиса какая? (рыжехвостая), у верблюда два горба - двугорбый, у снегиря красная грудка - красногрудый.
Слайд 6.
Составление предложений доступно ребёнку уже с 2-3 лет. Прежде, чем ребёнок сможет составить предложение, н должен осмыслить о чём он будет говорить, то есть спланировать своё высказывание. А это уже глубокий мыслительный процесс. Поэтому нужно сначала учить понимать связные высказывания, инструкции (сначала простые, затем сложные). Например, покажи тетрадь карандашом, покажи карандаш тетрадью. Петя ударил Васю. Кому больно? Я пошел в кино, после того, как сделал уроки. Что я сделал раньше - пошел в кино, или сделал уроки? Володя сломал карандаш, который ему подарила Маша. Что случилось раньше Володя сломал карандаш, или ему его подарили?
При составление предложения по картинке, надо назвать всё, что изображено на ней, а затем предложить придумать предложение, помогая вопросом: скажи про... .
Чтобы предложения были более развёрнутыми, более информативными, надо учить распространять предложения, добавляя слова. (примеры из Новоторцевой «Логопедическая грамматика»)
Полезно исправлять предложения, добавляя или изменяя слова, предлоги.
Составление предложений из слов, данных в разбивку, формирует у детей умение правильно строить предложения, сохраняя смысл.
Слайд 7.
Согласование слов в предложении - одна из проблем у детей. Нарушение согласования называют аграмматизмами. Основную трудность составляют согласование прилагательных и числительных с существительными.
Всегда и везде мы можем «просчитывать» предметы. По дороге в детский сад посчитайте с ребенком машины, деревья, столбы, птичек… (одно дерево - два дерева… - пять деревьев). Поднимаясь по ступенькам, считайте ступеньки (одна ступенька - две ступеньки… - пять ступенек). Когда стоите на остановке, посчитайте этажи соседнего дома или сами дома. Собираясь завтракать, обедать, пить чай в воскресный день, посчитайте ложки, вилки, тарелки, чашки, конфеты, сушки, которые есть на столе. Когда играете с ребенком, попросите посчитать кубики, кукол, книги, карандаши… все то, что можно посчитать. Когда вы на даче собираете урожай, считайте яблоки, груши, сливы, которые лежат в корзинке и так далее. Так будет отрабатываться согласование существительных с числительными. Главное, чтобы окончания были правильными.
Просите подбирать к предметам признаки: дом - высокий, новый, деревянный, современный, одноэтажный и др. Обращайте внимание на окончания прилагательных, при возникновении трудностей, помогайте ребёнку вопросом: какая тыква - большая, какой огурец - большой, какое солнце - большое, выделяйте окончания.
На практическом уровне происходит овладение спряжением глаголов. Например, я собираю помидоры на огороде, ты собираешь..., он собирает..., мы собираем..., Вы собираете..., они собирают... . Аналогично в прошедшем и будущем времени.
Слайд 8.
У детей часто возникают аграмматизмы, то есть нарушения правил грамматики. Привести примеры из диагностики.
Причины аграмматизмов могут быть следующими:
1. Речь детей никто не исправляет.
2. Недостаточно устойчивые процессы внимания, памяти, восприятия, которые не позволяют ребенку распределять свои силы между удержанием мысли, которую желает высказать ребенок, подбором слов, и соблюдением грамматических правил.
3. Недоразвитие артикуляционного аппарата и фонематического слуха - дети «недослышат» или не могут выговорить некоторые приставки, суффиксы и окончания.
4. Наличие периода словотворчества (возрастные аграмматизмы сохраняются до 5-6 лет).
Слайд 9.
Грамматика у дошкольника развивается успешно, если соблюдаются следующие условия:
Создание благоприятной языковой среды: давать образцы правильной речи, культура речи взрослых;
Чтение художественной литературы;
Развивать у детей понимание речи, упражняя их в выполнении словесной инструкции, в ответах на вопросы; беседах по содержанию прочитанного;
Развитие грамматических умений в процессе игровых заданий и речевого общения;
Поощрение детского словотворчества;
Исправление грамматических ошибок.
Слайд 10.
Исправлять грамматические ошибки нужно правильно:
1. Исправлять ошибки надо обязательно! Дети будут привыкать осознавать языковые нормы.
2. Неисправленная грамматическая ошибка - лишнее подкрепление неправильных условных связей как у того ребенка который говорит, так и у тех детей, которые его слышат
3. Не повторять за ребенком неправильную форму, а сразу дать ребёнку образец правильной речи и предложить повторить.
(Методика исправления грамматических ошибок (О.И. Соловьева, Л.М. Бородич)
Слайд 11.
Итак, сформулируем правила для смелых и упорных родителей.
Если ребёнок испытывает затруднения в грамматических заданиях, то выполняйте эти задания не иногда, не часто, а очень часто. Через какое-то время он будет легко выполнять их.
Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или десятью… Но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.
Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла.
Если что не получилось или получилось с трудом - улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди!