Особенности обучения письму леворуких детей. Памятка для учителя начальных классов по работе с леворукими детьми


Введение 3

Заключение 26

Список литературы 31


Введение

Актуальность работы.


задачи:

Объект

методы исследования:


Выводы

Леворукий ребенок может иметь в школе немало проблем. Но следует отметить, что леворукость является фактором риска не сама по себе,
связи с теми определенными нарушениями и отклонениями в развитии, которые могут встретиться у конкретного ребенка. далеко не все леворукие дети, особенно если в дошкольном детстве уделялось внимание их полноценному психическому развитию, будут иметь серьезные осложнения при овладении учебной деятельностью. Современные школьные программы, ориентированные прежде всего на развитие логико-знаковых, т. е. левополушарных, компонентов мышления, не дают возможности реализовать потенциал леворукого ребенка, имеющего правополушарную ориентацию. Между тем специальные исследования свидетельствуют об относительно более высоком творческом потенциале левшей, который обнаруживается при проблемном обучении и приобщении к художественному творчеству.

При овладении письмом леворукий ребенок должен выбрать для себя тот вариант начертания букв, который ему удобен. Требовать от левши безотрывного письма противопоказано. В классе леворуких детей рекомендуется сажать у окна, слева за партой. В таком положении ребенок не мешает соседу, и его рабочее место имеет достаточную освещенность.

При организации развивающей работы у педагога может возникнуть необходимость в привлечении к сотрудничеству логопеда и детского психоневролога.
В работе с леворукими детьми следует учитывать определенные особенности выработки у них учебных навыков, в первую очередь навыков письма.

Следует принимать во внимание и еще один фактор, облегчающий учебную деятельность леворукого ребенка. Это касается учета ведущего глаза при выборе рабочего места учащегося. Парта ребенка должна быть размещена таким образом, чтобы информационное поле совмещалось с ведущим глазом. Так, если ведущим является левый глаз, то классная доска, рабочее место учителя должны находится в левом зрительном поле учащегося (Микадзе Ю. В., Корсакова Н. К.). Последнее из перечисленных требований может быть несовместимым с первым, поскольку обычное для левшей расположение рабочего места слева в ряду у окна целесообразно при ведущем правом глазе. Тем не менее, учет ведущего глаза при размещнии учеников в классе имеет значение не только для леворуких, но и для всех остальных детей.

Необходимо использовать пошаговую подачу материала. Т.е. для обучения левшей идеально подходит разбивка всей системы действий на последовательные операции. Левша должен все воспринимать строго последовательно.
Поэтому при объяснении способа действия необходимо выделять этапы выполнения в их четкой последовательности, а порядок оформления заданий унифицировать, сделав его пригодным для любого вида работ.
У левшей протекание многих видов психической деятельности требует привлечения внешних осознанных приемов для, овладения операциями, которые у правшей формируются независимо от усилий ребенка в процессе его роста. Поэтому начинать заниматься формированием отдельных звеньев пространственных представлений надо как можно раньше и уж не позднее 5- 7 лет, а 9 лет - это тот возраст, когда происходит нарастание саморегуляции и активности внутримозговых связей, что приходится именно на период обучения в начальной школе.

Понятия «верха» и «низа» (пол - потолок) обычно бывают усвоены хорошо, чего не скажешь о терминах «следующий», «предыдущий». Следует учитывать тот факт, что у детей, стоящих лицом к классу, «право» соответствует понятию «лево» для сидящих за партами, что с трудом и медленно усваивается первоклассниками, особенно левшами.

Параллельно совершенствуется ориентация на листе бумаги, ведь если понятия «право» и «лево» остаются без изменения, то направления «верх» и «низ» оказываются на одной плоскости, но если поставить лист вертикально и отметить на нем внизу точку, а затем положить бумагу на парту, то ребенок убедится в том, что «низ» оказывается именно в этом месте. То есть «низ» - у живота, а «верх» - самый дальний. Это лучше объяснить, потому что у правши операция переноса «низа» на низ листа, где он без сомнения и рисует траву, происходит естественно, а для левши надо привлечь внешние средства, чтобы все стало понятным, иначе он еще долго будет в уме каждый раз производить операцию переноса.

Далее отрабатываются понятия верхнего правого угла, нижнего леноугла и т.д. Продуктивен для занятий с целым классом вариант, при котором лист бумаги заменяется поверхностью парты и ребенок работает в границах своего рабочего места. Ученики по команде учителя кладут на указанное место, например в верхний правый угол, ластик. В этом случае проследить за движениями бывает значительно проще.

Очень важным этапом освоения левшой тетрадного листа является верный отсчет клеточек во всех направлениях. дело в том, что попытки их подстраховать часто заканчиваются провалом, так ак ребенок попросту не замечает точки-подсказки! Поэтому команду «отступить вниз три клеточки» хорошо подкрепить движением руки вниз.

Затем подходит очередь графических диктантов. Желательно, чтобы по окончании диктовки в тетради при верном выполнении получался какой- то узнаваемый силуэт.

В современных пособиях встречается много заданий на подбор пары данной фигурке из нескольких приведенных ниже вариантов, среди которых присутствует и зеркальное изображение. Полезно копировать образец, начав с простых фигур и постепенно их усложняя, но по-прежнему при предварительном анализе выделяя отдельные части и спланирован порядок работы.
дисграфические ошибки на письме леворуких детей и как их предотвратить.
Предлагайте ребенку как можно больше шнуровать, завязывать и развязывать узелки. Левой рукой, конечно. Пусть выкладывает мозаику, собирает пазлы.

Выводы

Полезно собирать-разбирать модельки из «Лего», раскручиватьзакручивать мелкие детали конструкторов.

Раскладывать карточки, сдавать карты - тоже хорошая тренировка.
Вашими помощниками в занятиях с ребенком могут стать обычные трафареты с изображениями животных, птиц, фруктов, овощей и т.п. для детей более старшего возраста будут полезны трафареты для написания букв и цифр. Эти занятия уже будут нацелены не только на развитие мелкой моторики рук, нон на профилактику ошибок в написании.

Очень хороших результатов помогает добиться штрихование.
Штриховать можно самостоятельно нарисованные геометрические фигуры, картинки в книжках-раскрасках, мультяшных героев.

Очень важно, чтобы ребенок имел представление о правильном образе букв и цифр. Написать среди «правильных» букв неправильные или сделать на компьютере «тренировочный» лист с ошибочно выписанными буквами и цифрами.
Предложите ребенку самостоятельно дорисовать отсутствующие элементы у букв, написание которых может вызвать сложности.

Ориентируясь на то, что образное мышление левши более развито, можно предложить ему найти ассоциации для каждой из «сложных» букв, тогда их ребенок запомнит гораздо быстрее.

Очень хорошее упражнение - обводить предметов по контуру.
Еще один вид упражнений, который направлен не только на подготовку к освоению навыков письма, но и на тренировку внимания и памяти, это срисовывание. Не стоит забывать о том, что ребенку очень полезно рисовать, раскрашивать, лепить из пластилина, делать аппликации. Так же упражнения и специально организованные занятия для развития мелкой моторики будут очень полезны.


Заключение

В начальной школе у ребенка формируются основные элементы ведущей в этот период учебной деятельности, необходимые учебные навыки и умения. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. Здесь складываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни. В этот период происходит психологическая перестройка, требующая от ребенка не только значительного умственного напряжения, но и большой физической выносливости. Школьник характеризуется доминированием внешней или, практической активности, причем сила этой активности достаточно велика. В этом возрасте начинается осознание себя, как субъекта учения для 85% населения земли правая рука является главной и издавна почиталась таковой в человеческой культуре. Вся наша цивилизация устроена согласно принципу «Удобно для праворуких» (включая изобретенный способ письма и принцип устройства книги: мы переворачиваем страницы справа налево правой рукой). Обычно мы над этим не задумываемся. Но стоит представить себе такую картинку: все двери и все ручки на дверях приспособлены для того, чтобы их было удобно брать левой рукой, чтобы понять, как встречает мир леворуких людей.
Опыт многих стран мира, в которых леворуких детей не только не переучивают, но и создают все условия для нормального существования, обучения, получения профессии, убедительно показал, что бережное отношение к этим детям благоприятно сказывается на их развитии. Во многих странах есть специальные магазины для леворуких людей, где можно купить ножи и ножницы, различные приспособления, спортивные принадлежности, швейные машинки и даже компьютеры с клавиатурой, приспособленной для работы леворуких людей. Предпочтение руки учитывается не только в детстве, леворукий взрослый может получить практически любую специальность, так как есть станки, устройства и приспособления, предназначенные для леворуких, У нас, к сожалению, всего этого нет. Возможно, ограничение в выборе некоторых профессий и толкает родителей на переучивание своих леворуких детей.

Педагоги старого поколения и родители прошлых десятилетий, приуч я всех детей без разбора пользоваться правой рукой, руководствовались йолне понятными практическими соображениями: быть леворуким неудобно. Привычка пользоваться левой рукой, с их точки зрения, снижала адаптивные возможности ребенка.

Чтобы не ошибиться в выбираемой педагогической стратегии, лучше вовремя определить, присущи ли малышу признаки леворукости. Особенно важно знать это перед его поступлением в школу. Специальное определение так называемого «мануального предпочтения руки» психологи с9ветуют проводить в возрасте четырех-пяти лет. Квалифифiрованно это могут сделать только специалисты. Но «первые пробы» под силу провести и педагогам, и родителям - для того чтобы потом их подтвердили или опровергли психологи-профессионалы.

Несомненно, леворукость нельзя считать причиной нарушений или отклонений в развитии, причиной сниженных интеллектуальных и физических возможностей. Ясно и другое - преимущественное владение рукой зависит не от желания ребенка или его упрямства, а от особой организации деятельности мозга, определяющей не только «ведущую» руку, но и некоторые особенности организации высших психических функций. Цёной больших усилий можно научить леворукого ребенка работать правой рукой, но нельзя изменить его биологическую суть.

Список литературы

1. Азаров Ю.П. Радость учить учиться.- М.: Вентана-Граф, 2010, с.335.

2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Трудности в обучении леворуких детей. - М.: Вентана-Граф, 2010, с.221.

3. Бабанский Ю.К. Методы стимулирования учебной деятельности леворуких школьников в процессе обучения» // Выбор методов обучения в средней школе// Под ред. Ю.К. Бабанского. Просвещение, 2006г., с.118-131.

4. Бардин К.В. Как научить детей учиться. М.: Просвещение, 2010, 112с.

5. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - М.: Вентана-Граф, 2010, 416с.

6. Безруких М. М. Леворукий ребенок: Тетрадь для занятий с детьми. Методические рекомендации. - М.: Вентана-Граф, 200.

7. Боденко Б.И. «Выявление некоторых причин трудностей в учении. Научно-практические проблемы школьной психологической службы», - М.: Вентана-Граф, 2007., 104-126.

8. Венгер А.Л., Поливанова К.Н. Особенности принятия учебных заданий леворукими детьми// Психология, 2006.

9. Выготский Л.С. Детская психология //Собр. соч. В 6т, Т.2. - М.: Вентана-Граф, 2004.

10. Гаврина С. Прописи для леворуких детей. Издательство РОСМЭН, 2006

11. Гролщева А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию, Педагогика. - М.: Вентана-Граф, 2006.,130с.

12. Гузин Н.В. «Учись учиться»; М.: Просвещение, 2004.,108с.

13. Зинченко С.Н. «Почему детям бывает трудно учиться», 2006г., 54с.

14. Кулько В.А., Цэхлистрова Г.Д. «Формирование у учащихся умений учиться», Педагогика. - М.: Вентана-Граф, 2007.

15. Леворукий ребенок в школе и дома// Приложение: 128 карточек для развития логики и речи. Изд. 2-е, перераб. Издательство: Екатеринбург: У -Фактория

16. Лисина М.И. «Адаптация леворуких детей в школе»; - М.: Вентана-Граф, 2005.

17. Лисина М.И. «Проблемы онтогенеза общения»; М.: Просвещение 2002.

18. Маркова Т.А. «Леворукий ребенок в школе»; М.: Просвещение 2004 .

19. Нежнова Т.А. «Динамика "внутренней позиции" при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту», Психология. 2006г.

20. Осницкий А.К. «Психология самостоятельности», 2005г.

21. Рубинштейн С. Л. «Основы общей психологии», 2000

22. Талызина Н. «Управление процессом усвоения знания леворукими детьми», 2006г.

23. Фопель Клаус. «Как научить детей сотрудничать?» Психологические игры и упражнения для леворуких детей; Практич. пос. для педагогов и школьных психологов, 2000г.

24. Хамблин Д. «Формирование учебных навыков у леворуких детей», 2007г.

25. Шаграева О.А. «Детская психология: Теоретический курс», 2000г.

26. Эльконин Д.Б. «Если ваш ребенок левша», 2005г.

Леворукий ребенок в начальной школе


Введение 3

Глава 1. Психолого-педагогические особенности работ с леворукими детьми 5

1.1 Понятие и причины «леворукости» 5

1.2 Особенности познавательной сферы леворуких детей 7

1.3 Проблема обучения леворуких детей в школе 11

Глава 2. Экспериментальная работа с леворуким ребенком в начальной школе 17

2.1 Работа с леворуким ребенком в начальной школе 17

Заключение 26

Список литературы 31


Введение

Актуальность работы. Левшами являются около 10% людей, причем, по оценкам зарубежных и отечественных специалистов, доля леворуких имеет тенденцию к увеличению. Практически в каждом классе начальной школы можно встретить 1-2 (а иногда и более) детей, активно предпочитающих при письме, рисовании и выполнении других видов деятельности левую руку правой. Леворукость - это не патология и не недостаток развития. И тем более не каприз или упрямство ребенка, просто не желающего работать «как все» правой рукой, как иногда считают некоторые родители и «опытные» учителя. При переучивании использовали порой самые жесткие меры (наказание, надевание варежки на левую руку и пр.), не считаясь с индивидуальными особенностями и возможностями ребенка и принося в жертву его здоровье. Существуют многочисленные данные, показывающие, что у леворуких детей невротические состояния и неврозы встречаются значительно чаще, чем у детей-правшей. Одной из главных причин развития неврозов у левшей считается насильственное обучение действиям правой рукой в первые годы жизни или в первый год обучения в школе. Эта причина становится очевидной в свете данных об особенностях функциональной асимметрии мозга: переучивание приводит к ломке естественно сложившегося индивидуального профиля латерализации, что служит мощным стрессогенным фактором. По существу, насильственное переучивание является формой давления праворукой среды, подравнивающей под себя леворукого ребенка и игнорирующей его индивидуальность.

В последние годы школа отказалась от практики переучивания леворуких детей и они пишут удобной для них рукой.
Однако тем самым проблема леворукости для школы не снимается, поскольку остаются дети - скрытые левши. Речь идет о тех случаях, когда природного левшу переучивают в дошкольном детстве. Такое переучивание может носить целенаправленный характер, когда родители, замечая склонность ребенок предпочтительно левой руки, стремятся исправить этот «недостаток» и предупредить те возможные трудности, которые ожидают ребенка в дальнейшем Чаще всего это происходит в семьях с наследственной леворукостьюо, где один или оба родителя либо ближайшие родственники также леворуки. В таких семьях взрослые особенно внимательны к этой стороне развития ребенка, поскольку сами столкнулись с проблемами жизни левши в праворукой среде.

Таким образом, вопрос о переучивании леворукого ребенка в каждом конкретном случае должен решаться строго индивидуально с учетом индивидуальных физиологических и психологических особенностей, адаптационных возможностей организма и личных установок ребенка.

Целью настоящей работы является изучение особенностей работы с леворукими детьми в начальной школе.

для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Изучить психолого-педагогические особенности работы с леворукими детьми;

Обобщить опыт работы преподавателя начальных классов с леворуким ребенком.

Объект исследования: леворукий ребенок в начальной школе.
Предмет исследования: процесс организации педагогической работы с леворуким ребенком в начальной школе.

В работе использовали следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа, контент-анализ, диагностические – педагогические ситуации.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что результаты данной работы могут быть полезны учителям начальных классов при работе с леворукими детьми.

Как обучать леворуких детей

В настоящее время в связи с большими изменениями в сфере образования большое внимание уделяется развитию индивидуальности и воспитанию полноценной личности. Все нововведения и психолого-педагогические подходы стремятся внести в свои программы такие условия, в которых одинаково комфортно было бы всем учащимся и воспитанникам.

Проблема адаптации ребенка в жизни всегда волнует родителей.И любое отклонение от общепринятых норм,даже не обязательно патологическое,вызывает у них опасения. Порой взрослые стремятся во что бы то ни стало подстроить малыша под общие стандарты, для его же удобства. Очень часто родители хотят переучить и леворуких детей, считая, что это неправильно. Но так ли это на самом деле?

Актуальность данного исследования обусловлена большим количеством вопросов, связанных с данной проблемой, и очень небольшое степенью ее разработанности. В обществе сложилось неоднозначное отношение к леворукости, одни считают это серьезным недостатком, другие - проявлением гениальности. Существуют легенды о фантастических способностях и даже гениальности леворуких. Но это лишь легенды. Столь же бездоказательными оказываются при тщательном анализе и сведения о леворукости как патологии.

В обществе сложилось неоднозначное отношение к леворукости, одни считают это серьезным недостатком, другие - проявлением гениальности. Существование таких крайних точек зрения свидетельствует о малой изученности этого явления. Большая часть человечества – праворукие. Левшей гораздо меньше, по данным исследователей из разных стран от 5 до 30 %. Отмечается, что есть люди сильно леворукие или сильно праворукие, то есть, наиболее активно действующие той или иной рукой, а есть амбидексторы - люди, одинаково хорошо владеющие и той, и другой конечностью. Число левшей заметно сокращается по мере взросления, но это не значит, что леворукость исчезает сама по себе. Просто социальная среда заставляет их переучиваться, порой с огромным трудом.

Различают два определения: «левшество» и «леворукость». По мнению известного российского нейропсихолога, профессора МГППУ А. В. Семенович, леворукость – это предпочтение и активное использование левой руки, т.е. внешнее проявление того, что по каким-то причинам правое полушарие мозга взяло на себя (временно или навсегда) главную, ведущую роль в обеспечении произвольных движений. Леворукость может быть и временным признаком. Это бывает связано с задержкой формирования у малыша межполушарных взаимодействий, и по мере наращивания функционального потенциала левого полушария может произойти «превращение» левши в правшу. Но это происходит далеко не всегда.

Что касается понятия «левшество», по словам А. В. Семенович, это проявление устойчивой, неизменной психофизиологической характеристики, специфического типа функциональной организации нервной системы (в первую очередь головного мозга) человека, имеющей кардинальные отличия от таковой у правшей, если это левшество генетическое. Иными словами левшество – это не просто предпочтение левой руки, но и совершенно другое распределение функций между полушариями мозга. Левшество может быть связано и с доминированием левого глаза, левого уха, левой ноги.

Малоизученность данной проблемы во многом связано с тем, что отечественные педагоги и родители активно и долгое время переучивали левшей, хотя во многих странах мира, в которых леворуких детей не только не переучивают, но и создают условия для нормального существования, обучения, получения профессии, это не является никакой «отрицательной особенностью». Во таких странах есть специальные магазины для леворуких людей, где можно купить ножи и ножницы, различные приспособления, спортивные принадлежности, швейные машины и даже компьютеры с клавиатурой, приспособленной для работы леворуких людей. У нас, к сожалению, этого нет, возможно, ограничение в выборе некоторых профессий и толкает родителей на переучивание.

Особенности леворуких детей ведут за собой и особенную предметно-развивающую среду, особенные, специализированные программы, рекомендации для родителей и педагогов по обучению и воспитанию леворуких детей. Но, к сожалению, в отечественной педагогике и психологии нет полноценных таковых программ, есть только отдельные рекомендации, элементы программ и отдельные советы, которые очень малоопробированы и слишком разрознены, что в значительной степени усложняет обучение и воспитание как педагогам, так и родителям, и конечно же – непосредственно самим детям. А пока в нашей стране нет таких условий, леворукие дети сталкиваются с большим количеством трудностей при поступлении в образовательное учреждение. Согласно исследованиям М.М.Безруких, адаптационные реакции леворуких учащихся проходят трудно, что часто приводит к формированию риска школьной дезадаптации, школьного стресса, риска появления трудностей в процессе обучения. Наиболее острой проблемой является проблема леворукости, которая в плане функциональной организации мозга не всегда является просто противоположностью праворукости, скорее можно отметить иной характер функционирования мозга. В связи с этим психологические проблемы ребенка могут начаться не только при поступлении в школу, но и при неправильном и угнетающем подходе педагогов и родителей могут проявить себя и в дошкольном учреждении. Наиболее частым негативным последствием является астенический невроз, при котором отмечается повышенная утомляемость, быстрое истощение нервной системы, резкое снижение работоспособности. Появляются головные боли, неспокойный сон, раздражительность, несдержанность, снижается аппетит. Отмечаются аффективные реакции: бурные взрывы недовольства, отказ от работы.

У мальчиков и девочек невроз может проявляться по-разному. Мальчикам свойственны расторможенность, неусидчивость, двигательное беспокойство. А для девочек более характерны пониженный фон настроения, вялость, плаксивость. Довольно часто леворуких детей беспокоят страхи перед неудачами, порицаниями со стороны воспитателей и родителей. У некоторых детей страхи кратковременны, и если нет новых стрессов, они могут исчезнуть.

И для того, чтобы этого избежать вышеперечисленных проблем нужно как можно активнее и глобальнее изучать проблему функциональной асимметрии мозга, леворукости и доносить результаты исследований до работников образовательных учреждений и родителей. На современном этапе есть некоторые авторы, которые внесли свой вклад в развитие этой темы. Например, у Безруких М.М. есть труды с рекомендациями для родителей по воспитанию и приемам адаптации леворуких детей, публикации, характеризующие леворуких детей, их особенности и индивидуальность, где описаны трудности и проблемы таких детей с возможными путями разрешения, а также есть методические разработки в виде тетрадей для занятий с леворукими детьми. Также публикации по данной теме есть и у таких авторов, как Чуприков А.С., Доброхотова Т.А., Аракелов Г.Г. Но для достижения значительных успехов в развитии и воспитании, а так же для создания полноценных и качественных программ, которые можно было бы реализовывать общеобразовательных дошкольных и школьных учреждениях и успешно выводить в жизнь такую группу людей, как «левши», их очень мало. А соответственно очень высока вероятность того, что дети все еще будут продолжать испытывать трудности и дискомфорт при адаптации и жизнедеятельности в детских садах, школах и в дальнейшей жизни.

Наше исследование проводилось на базе МАДОУ №48 и заключалось в отборе леворуких детей путем тестирования по методам, предложенным Безруких М.М. («переплетение пальцев рук», «поза Наполеона», «одновременные действия обеих рук», «скорость движений»), а также с помощью методов Ф. Кречмера (полить цветы, пересыпать песок лопаткой, почистить зубы, толкнуть палкой шарик, достать книги с полки, открыть замок-молнию). По итогам констатирующего эксперименты было выявлено 10 детей в возрасте от 3,5 лет до 6,5 лет с разной функциональной асимметрией мозга. Изучения их карт адаптации, медицинских карт, выявления особенностей путем опроса родителей и воспитателей. Формирующий эксперимент заключался в разработке основных направлений психолого-педагогического сопровождения детей с разной функциональной асимметрией мозга в дошкольном учреждении, целью которого являлась реализация личностно-ориентированного подхода к детям с учетом их особенностей; и, непосредственно, реализация разработанной системы сопровождения. По итогам нашего исследования был выделен перечень рекомендаций для работы с леворукими детьми. Некоторые из них:
- самое главное: не проявляйте свое негативное отношение к леворукости ребенка!
- во время занятий леворуких детей рекомендуется садить слева за столом, чтобы не ребенок не мешал соседу, тем самым не чувствовал себя неуверенно и некомфортно;
- левшам при заучивании материала нельзя повторять его про себя автоматически, необходимо использовать специальные техники, особенно эффективен ассоциативный способ;
- во время продуктивной работы желательно использование специальной продукции для леворуких (например, ножниц, ручек);
- организовать ребенку рациональный режим дня, без перегрузок, так как леворукие дети, как правило, возбудимы, быстро утомляются;
- выполнять специальные упражнения, игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию;
- начинать и заканчивать занятия нужно такими заданиями, с которыми дети легко справляются;
- активно использовать игры и упражнения, направленные на взаимодействие полушарий.
В завершении хотелось бы отметить, что многие родители интересуются, имеют ли какие-то отличия левши от правшей и кто из них лучше адаптируется в школьной среде и получает более высокие отметки. Дети - левши будут учиться намного лучше своих праворуких сверстников, если до начала занятий, в подготовительный период, то есть в детском саду, с ними будет проведена определенная обучающая работа, в противном случае они будут отставать от правшей. Это связано со специфичностью переработки информации левшей. и в первую очередь хочется отметить, что важно развивать личность и индивидуальность, формировать высокие нравственные и моральные качества, независимо от того, какая сторона полушария у него доминирует, и что еще очень важно: насильственное переучивание леворуких детей, а тем самым принудительное изменение сложившейся системы работы головного мозга ведет к нежелательным последствиям. А для того, чтобы леворукому ребенку было максимально комфортно в окружающем его праворуком мире и оградить от лишних трудностей, необходимо выявить и понять его особенности. Для чего и необходимо как можно активнее прорабатывать и изучать данную проблему, чтобы воспитание и обучение леворуких детей не было в будущем не составляло никаких проблем. Тем более что по данным некоторых исследований, процент леворуких детей с каждым годом возрастает в значительной степени.

Он не лютеранец и не протестанец, а русской веры.
- А зачем же он левой рукой крестится?
- Он - левша, и всё левой рукой делает.
Николай Семёнович Лесков. "Левша"

Левша - человек, предпочтительно пользующийся левой рукой вместо правой. Люди, являющиеся левшами, в основном, используют левую руку намного чаще, чем правую.

Левша преимущественно будет пользоваться левой рукой для личных нужд, приготовления еды и подобных дел. Рука, используемая для письма, не является точным индикатором лево-(право-)рукости. Так, множество левшей пишут правой рукой, используя левую руку для выполнения большинства других задач.

На самом деле, левши и правши отличаются друг от друга не только тем, какой рукой они пишут и держат ложку. У леворуких гораздо сильнее выражены конкретно - образные качества. Они более впечатлительны, возбудимы, подвержены эмоциональным всплескам и резкой смене настроений. Именно поэтому среди людей искусства (актеров, композиторов, поэтов и художников) очень много леворуких. А вот точные науки, как правило, левшам даются с трудом.

Вообще, между полушариями мозга существует определенная специализация, свыше 90% функций контролируется перекрестно, как бы наоборот. Поэтому левша должны отличаться некоторыми особенностями. Написать "Алису в Зазеркалье" и придумать улыбку чеширского кота, которая остается, когда его и след простыл, мог только левша Льюис Кэрролл. Такое не каждому придет в голову.

В процессе развития головного мозга у человека происходит разделение функций между левым и правым полушариями. Правое полушарие головного мозга отвечает за конкретно - образную деятельность (распознавание предметов по запаху, цвету и зрительное восприятие). А левое полушарие отвечает за речевые функции, чтение, письмо, а так же математическое, логическое и аналитическое мышление. Именно поэтому левое полушарие называют доминантным или преобладающим.

В осуществлении движений телом участвуют оба полушария головного мозга. Левое полушарие управляет правой рукой и ногой. А правое, соответственно, левой рукой и ногой.

Следовательно, у правшей доминирует левое полушарие, а преобладающей является правая рука. Но иногда в процессе развития головного мозга происходят некоторые изменения, и доминирующую роль выполняет правое полушарие. В этом случае основной является левая рука.

СТАТИСТИКА.

Левши составляют 10-17% населения нашей планеты. Доподлинно известно следующее: среди детей праворуких родителей левши составляют примерно 2 %, если один родитель праворук - 17 %, у двух левшей - 46 %. В мире насчитывается примерно 9-11 % леворуких детей, но в нашей стране - почти 25 %. Объясняется этот факт одним прискорбным обстоятельством: редкая российская мама рожает без проблем. Патология в родах достигает 70 %.

Психологи отмечают следующие качества леворуких детей.

  • "Левши" часто отличаются от своих сверстников затянувшимся периодом упрямства.
  • Обычно - это художественно одаренные и очень эмоциональные дети. Уже с трех лет они намного лучше, чем другие малыши, рисуют, лепят из глины, воска или пластилина.
  • У них нередки хорошие музыкальные способности и абсолютный слух.
  • Часто они позже начинают говорить и иногда испытывают затруднения в произношении некоторых звуков.
  • Бывает, что им с трудом даются чтение, письмо и математика.
  • Ребенок-левша непосредственен, доверчив, легко попадает под влияние сиюминутных чувств и настроений. Отсюда - плаксивость, капризность, подверженность ярости и гневу, настойчивость в осуществлении желаний.

Причины особенностей левшей и правшей кроются в том, что правое и левое полушария мозга человека ответственны за различные сферы психической деятельности. Это может быть представлено в следующем виде. (Рисунок 1).

ТЕСТЫ ДЛЯ ЛЕВШЕЙ.

Есть специальный тест, который позволяет среди новорожденных выявить левшей. Он называется "поза фехтовальщика", это когда правая рука прижата к туловищу, а левая вытянута вперед. Если в положении на спине младенец в течение первого месяца жизни, регулярно принимает эту позу, то значит он левша. Еще доминирующую руку у ребенка можно распознать по повороту головы в течение первых 3-5 дней жизни. Если лежа на спине, малыш непроизвольно наклоняет голову в правую сторону, то он правша, а если в левую - то левша.

Для определения преобладающей руки у ребёнка постарше, предложите ему выполнить задания и ответьте на вопросы.

  1. Попросите малыша расчесаться. В какую руку он возьмет расческу?
  2. Обратите внимание на то, в какой руке он держит карандаш или ручку во время рисования.
  3. Дайте ребенку послушать часики. К какому уху он их поднесет?
  4. Предложите посмотреть одним глазом в бумажную трубочку. Какой это будет глаз?
  5. Понаблюдайте, какая рука у ребенка активнее, когда он мастерит цепочку из скрепок, или нанизывает пуговицы на толстую нитку.
  6. Пусть малыш вырежет ножницами рисунок из любой открытки (цветок, машину и т.п.). Ведущая - та рука, которой ребенок держит ножницы.
  7. Предложите малышу 2-3 пузырька с завинчивающимися крышками. Попросите его открыть и закрыть пузырьки. Ведущая рука та, которая крутит крышку (или пузырек).

Если из этих заданий более шести ребенок выполнил левой рукой, то, скорее всего, он - леворукий.

Если по этим тестам вы не смогли определить ведущую руку ребёнка, попробуйте следующее упражнение. Возьмите стакан, положите в него мелкие пуговицы или бисерины и попросите ребенка ложкой доставать их по одной штуке. Эти действия очень сложны для детей, поэтому они обязательно возьмут ложку в ведущую руку.

Говорят, что Владимир Владимирович Путин - скрытый левша. Что он частенько кладет левую руку на правую. И еще - он очень эмоционален, поэтому его пламенные речи имеют такой успех у слушателей. (Рисунок 2).

Самые знаменитые ЛЕВШИ:

Николай Лесков (писатель, автор "Левши"), Владимир Даль (писатель, лексикограф, этнограф), Лев Толстой (писатель), Иван Павлов (физиолог), Сергей Прокофьев (композитор, пианист, дирижер), Сергей Рахманинов (композитор, пианист, дирижер), Василий Кандинский (живописец и график), Гарри Каспаров (шахматист). Александр Волков (теннисист), Виктор Сухоруков (актер), Пол Маккартни (музыкант), Джулия Робертс (актриса), Альберт Энштейн (ученый), Наполеон Бонапарт (император), Майя Плисецкая (балерина), Тина Канделаки (теле-радиоведущая), Леонардо да Винчи (гений), Бетховен (композитор), Моцарт (композитор), Чарли Чаплин (актер), Мэрилин Монро (актриса), Жанна д"Арк (революционерка) и многие другие.

Раньше в школах леворуких детей переучивали. Сегодня физиологи, психологи, педагоги едины во мнении: ни в коем случае этого делать нельзя! Насильственное переучивание левшей, а тем самым принудительное изменение сложившейся системы головного мозга, как правило, ведет к негативным последствиям. Ребенок может стать раздражительным, вспыльчивым, капризным, плаксивым. Бывают нарушения сна, потеря аппетита, головные боли, жалобы на усталость в правой руке, повышенная утомляемость и снижение работоспособности.

К наиболее часто встречающимся проявлением невротической симптоматики у переученных левшей можно отнести:

  • нарушение сна;
  • нарушение аппетита;
  • головные боли (боли в животе);
  • страхи;
  • энурез;
  • заикание;
  • тики; навязчивые движения;
  • повышенная возбудимость, раздражительность;
  • укачивание в транспорте:
  • повышенная чувствительность к жаре, духоте, запахам;
  • двигательное беспокойство, неусидчивость;
  • вялость, заторможенность.

К ЧЕМУ ПРИВОДИТ НАША НАСТОЙЧИВОСТЬ?

Переучивая ребенка-левшу держать в правой руке ложку, карандаш, мы тем самым перекладываем врожденные функции ведущего у левшей правого полушария на левое, в котором у них нет так называемой проекционной базы для тонких движений пальцев и артикуляционного аппарата. Развивающаяся на базе слухового восприятия речь "не знает", в каком полушарии ей "осесть", ее все время "запихивают" в то полушарие головного мозга, которое должно реализовать не речевое, а музыкальное восприятие и воспроизведение.

Именно поэтому нередко взрослые левши, которых в раннем детстве жестоко переучивали, не умеют ориентироваться на местности, танцевать, не воспринимают мелодии (о таких людях говорят, что им медведь на ухо наступил). Дети неловки в движениях, позже начинают говорить, неверно произносят многие звуки и, как всякий лишенный свободы человек, подвержены неврозам: либо заторможены в развитии, либо чрезмерно возбуждены, упрямы, невнимательны.

Если у ребенка ведущий глаз левый, он не сразу может научиться ориентированию на листе бумаги. Зрение устроено так, что у левши глаз невольно падает на правую сторону книги и тетради. Поэтому он и читает слово с конца. Видит, что получается бессмыслица, и не решается произнести это вслух. Родители же или учитель не понимают, почему ребенок читает с паузами, торопят его, травмируют, тогда как малышу надо помочь.

Настойчивое переучивание левши с левой руки на правую может привести к недостаткам произношения, заиканию, трудностям в школьном обучении, второгодничеству, нелюбви к чтению чуть ли не на всю жизнь. А бывает и похуже - к негативизму, уходу из школы и из семьи, бродяжничеству. Речь таких ребятишек долгое время остается односложной, задерживаются навыки рисования, двигательная пластика. А виноваты в бедах ребенка его родители, стремящиеся сделать своего младенца таким, как все, то есть правшой.

Многие левши, переученные в детстве, всю жизнь пишут и держат ложку правой рукой. Зато все, чему их не обучали в детстве делать правой рукой, даже в зрелом возрасте делают левой. Правая рука нередко остается у них менее ловкой, менее приспособленной к труду.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СЕКРЕТЫ ОБУЧЕНИЯ МАЛЕНЬКИХ ЛЕВШЕЙ.

Необходимо использовать пошаговую подачу материала. Т.е. для обучения левшей идеально подходит разбивка всей системы действий на последовательные операции. Левша должен все воспринимать строго последовательно.

Поэтому при объяснении способа действия необходимо выделять этапы выполнения в их четкой последовательности, а порядок оформления заданий унифицировать, сделав его пригодным для любого вида работ.

У левшей протекание многих видов психической деятельности требует привлечения внешних осознанных приемов для овладения операциями, которые у правшей формируются независимо от усилий ребенка в процессе его роста. Поэтому начинать заниматься формированием отдельных звеньев пространственных представлений надо как можно раньше и уж не позднее 5-7 лет, а 9 лет - это тот возраст, когда происходит нарастание саморегуляции и активности внутримозговых связей, что приходится именно на период обучения в начальной школе.

Понятия "верха" и "низа" (пол - потолок) обычно бывают усвоены хорошо, чего не скажешь о терминах "следующий", "предыдущий". Следует учитывать тот факт, что у детей, стоящих лицом к классу, "право" соответствует понятию "лево" для сидящих за партами, что с трудом и медленно усваивается первоклассниками, особенно левшами.

Параллельно совершенствуется ориентация на листе бумаги, ведь если понятия "право" и "лево" остаются без изменения, то направления "верх" и "низ" оказываются на одной плоскости, но если поставить лист вертикально и отметить на нем внизу точку, а затем положить бумагу на парту, то ребенок убедится в том, что "низ" оказывается именно в этом месте. То есть "низ" - у живота, а "верх" - самый дальний. Это лучше объяснить, потому что у правши операция переноса "низа" на низ листа, где он без сомнения и рисует траву, происходит естественно, а для левши надо привлечь внешние средства, чтобы все стало понятным, иначе он еще долго будет в уме каждый раз производить операцию переноса.

Далее отрабатываются понятия верхнего правого угла, нижнего левого угла и т.д. Продуктивен для занятий с целым классом вариант, при котором лист бумаги заменяется поверхностью парты и ребенок работает в границах своего рабочего места. Ученики по команде учителя кладут на указанное место, например в верхний правый угол, ластик. В этом случае проследить за движениями бывает значительно проще.

Очень важным этапом освоения левшой тетрадного листа является верный отсчет клеточек во всех направлениях. Дело в том, что попытки их подстраховать часто заканчиваются провалом, так как ребенок попросту не замечает точки-подсказки! Поэтому команду "отступить вниз три клеточки" хорошо подкрепить движением руки вниз.

Затем подходит очередь графических диктантов. Желательно, чтобы по окончании диктовки в тетради при верном выполнении получался какой-то узнаваемый силуэт.

В современных пособиях встречается много заданий на подбор пары данной фигурке из нескольких приведенных ниже вариантов, среди которых присутствует и зеркальное изображение. Полезно копировать образец, начав с простых фигур и постепенно их усложняя, но по-прежнему при предварительном анализе выделяя отдельные части и спланировав порядок работы.

Дисграфические ошибки на письме леворуких детей и как их предотвратить:

Выраженные нарушения почерка,

Неправильное начертание букв (оптические ошибки: п-т, л-м, н-к, х-ж и др.), - искажение соотношения частей, зеркальное письмо.

  • Предлагайте ему как можно больше шнуровать , завязывать и развязывать узелки. Левой рукой, конечно. Пусть выкладывает мозаику, собирает пазлы.
  • Полезно собирать-разбирать модельки из "Лего", раскручивать-закручивать мелкие детали конструкторов.
  • Раскладывать
  • карточки, сдавать карты - тоже хорошая тренировка.
  • Вашими помощниками в занятиях с ребенком могут стать обычные трафареты с изображениями животных, птиц, фруктов, овощей и т.п. Для детей более старшего возраста будут полезны трафареты для написания букв и цифр. Эти занятия уже будут нацелены не только на развитие мелкой моторики рук, но и на профилактику ошибок в написании.
  • Очень хороших результатов помогает добиться штрихование .

Штриховать можно самостоятельно нарисованные геометрические фигуры, картинки в книжках-расскрасках, мультяшных героев.

  • Очень важно, чтобы ребенок имел представление о правильном образе букв и цифр . Написать среди "правильных" букв неправильные или сделать на компьютере "тренировочный" лист с ошибочно написанными буквами и цифрами.
  • Предложите ребенку самостоятельно дориовасть отсутствующие элементы у букв, написание которых может вызвать сложности.

Ориентируясь на то, что образное мышление левши более развито, можно предложить ему найти ассоциации для каждой из "сложных" букв, тогда их ребенок запомнит гораздо быстрее. Например Буква Ч похожа на чайник с носиком.

  • Можно предложить ребенку конструировать буквы из палочек разной длинны, спичек, зубочисток.
  • Очень хорошее упражнение - обводить предметов по контуру .
  • Еще один вид упражнений, который направлен не только на подготовку к освоению навыков письма, но и на тренировку внимания и памяти, это срисовывание.

(для начала можно использовать простые геометрические рисунки как образец, постепенно усложняя, используя наборы букв и цифр, а так же несложные тексты для тех детей, которые уже научились читать).

  • Не стоит забывать о том, что ребенку очень полезно рисовать, раскрашивать, лепить из пластилина, делать аппликации. Так же упражнения и специально организованные занятия для развития мелкой моторики будут очень полезны.

ТОВАРЫ ДЛЯ ЛЕВШЕЙ.

Важно понять, что ребенку-левше неудобно пользоваться обычными пишущими принадлежностями, они тратят больше времени и усилий, чем правши. Например, левшам очень неудобно работать с ластиками обычной формы. Им удобнее пользоваться ластиками треугольной формы, которая соответствует естественному захвату руки и уменьшает мышечные усилия, необходимые для удержания ластика.

Также пользоваться обычной линейкой леворуким ученикам неудобно. Это связано с тем, что рука движется слева направо, при этом закрывается шкала и размазывается линия. Эти проблемы решаются с помощью линейки для леворуких, разметка шкалы в которой идет справа налево.

Также для левшей разработаны:

1. Ручки для левшей.

Особенность ручек для левшей в том, что многие из них имеют эргономичную трехгранную форму, которая соответствует естественному захвату руки и уменьшает мышечные усилия, необходимые для держания пишущего инструмента. А специальные резиновые подушечки для пальцев одновременно оказывают "массажные услуги".

2. Карандаши для левшей.

3. Фломастеры для левшей.

4. Ножницы для левшей.

5. Линейки для левшей.

6. Точилки для левшей.

7. Ластик для левшей.

Рисунок 3,4.

ЛИТЕРАТУРА, которая поможет лучше понять леворукого ребёнка и оказать ему квалифицированную помощь:

Рисунок 5

Автор: Ольга Шелопуха. Главные герое книги - маленький левша и маленький правша, такие похожие, но такие разные. Из этой книги вы узнаете о том. Каковы особенности развития левшей и правшей, как и в каком возрасте определить ведущую руку, нужно ли переучивать малыша с левой руки на правую. Занимательные упражнения и задания помогут маленьким левшам и правшам научиться рисовать и копировать, правильно держать ручку, подготовить руку к письму, развить интеллект и воображение.

Рисунок 6

Рисунок 7

Автор: А.В.Семенович. Книга написана известным нейропсихологом, профессором МГППУ, автором монографий и практических пособий. Она адресована психологам, педагогам, дефектологам, родителям и всем, кого волнуют проблемы детей - левшей. Автор обобщает наиболее часто встречающиеся вопролсы и показывает пути выхода из, казалось бы, тупиковых ситуаций. Описываются нейро-психологические закономерности феномена левшества, основные особенности развития "детей - левшат", приводятся конкретные рекомендации и комплексы упражнений для занятий с ними.

Рисунок 8.

Автор: Светлана Чижова. Ваш ребёнок левша? Значит он просто не такой, как большинство. Скорректировать особенности его зрительно-пространственного восприятия и подготовить малыша к обучению в школе поможет эта книга. Ребёнок познакомится с буквами, разовьёт мышцы кисти пишущей руки, научится штриховать, писать печатными буквами, подготовится к письму и чтению. А в дальнейшем будет чувствовать себя уверенно на уроках и в коллективе сверстников. Задания придутся малышу по душе, ведь при их составлении автор учитывала присущие левше эмоциональность восприятия, непроизвольную память, образное мышление. Творческий подход автора, проверенная годами методика и ваше терпение дадут положительный результат.

Рисунок 9.

Автор: Диана Хорсанд. Если ваш ребёнок родился левшой, считайте, что вам повезло! Скорее всего он обладает феноменальными способностями. Но этот мир предназначен, в основном, для правшей, и поэтому, проблем маленькому гению не избежать. Только родительская любовь, терпение, понимание помогут ребёнку перестать чувствовать себя "белой вороной" и реализовать таланты, заложенные от природы.

Рисунок 10

Автор: М.М. Безруких. В книге рассказывается о происхождении леворукости, об особенностях маленьких левшей, их дошкольных и школьных проблемах. Подробные тесты для определения леворукости, множество практических рекомендаций, примеров и заданий помогут понять леворуких детей и правильно организовать работу с ними. Издание адресовано родителям, педагогам, психологам и тем специалистам, которых интересует данная проблема.

Леворукий ребенок в школе

Левшами являются около 10% людей, причем, по оценкам зарубежных и отечественных специалистов, доля леворуких имеет тенденцию к увеличению. Практически в каждом классе начальной школы можно встретить 1-2 (а иногда и более) детей, активно предпочитающих при письме, рисовании и выполнении других видов деятельности левую руку правой.

Леворукость - это не патология и не недостаток развития. И тем более не каприз или упрямство ребенка, просто не желающего работать «как все» правой рукой, как иногда считают некоторые родители и «опытные» учителя. Леворукость - очень важная индивидуальная особенность ребенка, которую необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.

Асимметрия рук, т. е. доминирование правой или левой руки, или невыраженное предпочтение какой-либо из рук (амбидекстрия) обусловлены особенностями функциональной асимметрии полушарий головного мозга. У правшей доминирующим, как правило, является левое полушарие, специализирующееся на переработке вербальной информации (у 95% правшей центр речи расположен в левом полушарии).

У левшей же расположение основных функций между полушариями более сложно и не является просто зеркальным отражением асимметрии мозга, обнаруживаемой у правшей. Многочисленные исследования (Спрингер С., Дейч Г.) показывают, что функциональная асимметрия у левшей менее выражена, в частности, центры речи могут быть расположены как в левом, так одновременно и в правом полушарии, а зрительно-пространственные функции, выполняемые обычно правым полушарием, могут контролироваться также и левым. Таким образом, у левшей отмечается менее четкая специализация в работе полушарий головного мозга.

Специфика мозговых функций левшей влияет на особенности их познавательной деятельности, к числу которых относятся: аналитический способ переработки информации, поэлементная (по частям) работа с материалом; лучшее опознание вербальных стимулов, чем невербальных; снижение возможности выполнения зрительно-пространственных заданий (Безруких М. М.; Микадзе Ю. В., Корсакова Н. К.).

До недавнего времени леворукость представляла серьезную педагогическую проблему. Считалось необходимым систематически переучивать леворуких детей, у которых не оставалось альтернативы при выборе руки для письма - все должны были писать правой. При переучивании использовали порой самые жесткие меры (наказание, надевание варежки на левую руку и пр.), не считаясь с индивидуальными особенностями и возможностями ребенка и принося в жертву его здоровье. Существуют многочисленные данные, показывающие, что у леворуких детей невротические состояния и неврозы встречаются значительно чаще, чем у детей-правшей. Одной из главных причин развития неврозов у левшей считается насильственное обучение действиям правой рукой в первые годы жизни или в первый год обучения в школе. Эта причина становится очевидной в свете данных об особенностях функциональной асимметрии мозга: переучивание приводит к ломке естественно сложившегося индивидуального профиля латерализации, что служит мощным стрессогенным фактором. По существу, насильственное переучивание является формой давления праворукой среды, подравнивающей под себя леворукого ребенка и игнорирующей его индивидуальность.

В последние годы школа отказалась от практики переучивания леворуких детей и они пишут удобной для них рукой.

Однако тем самым проблема леворукости для школы не снимается, поскольку остаются дети - скрытые левши. Речь идет о тех случаях, когда природного левшу переучивают в дошкольном детстве. Такое переучивание может носить целенаправленный характер, когда родители, замечая склонность ребенка к предпочтению левой руки, стремятся исправить этот «недостаток» и предупредить те возможные трудности, которые ожидают ребенка в дальнейшем Чаще всего это происходит в семьях с наследственной леворукостыо, где один или оба родителя либо ближайшие родственники также леворуки. В таких семьях взрослые особенно вни¬мательны к этой стороне развития ребенка, поскольку сами столкнулись с проблемами жизни левши в праворукой среде.

В дошкольном возрасте возможно и ненасильственное переучивание. В раннем дошкольном возрасте родители и воспитатели не всегда обращают специальное внимание на то, какая рука у ребенка ведущая, тем более что направление «рукости» достаточно отчетливо устанавливается только к 3-5 годам. Между тем при обучении новым действиям дети стараются сделать так, как говорит взрослый: брать ложку в правую руку, держать карандаш правой рукой и т. п. И ребенок-левша, выполняя требования взрослого, делает так, как велят, даже если это действие ему не очень удобно. В результате такого ненасильственного переучивания многие родители могут и не подозревать, что их ребенок - левша.

При овладении бытовыми навыками скрытая леворукость ребенка, как правило, не сказывается на успешности выполнения действий, однако, приступая к систематическому обучению в школе, особенно при овладении письмом и чтением, такие дети могут встретиться с неожиданными трудностями.

Поэтому важно определить направление «рукости» ребенка до начала обучения: в детском саду или при приеме в школу.

Для диагностики типа ведущей руки у детей начиная с 5-6 лет возможно использование различных функциональных проб: тест переплетения пальцев, тест «аплодирование», тест перекреста рук на груди, или «поза Наполеона», и др.

В практике работы с детьми широко применяется метод оценки участия рук в процессе выполнения различных действий. Это могут быть символические действия, когда ребенка просят показать, как он, например, поливает цветы, режет хлеб, держит зубную щетку, ножницы и т. д. Действия могут быть и реальные, выполняемые в специально подобранных заданиях, требующих манипулирования.

Тестовая батарея подобных заданий включает в себя такие игровые задания: рисование правой и левой рукой, открывание коробочки, вырезание ножницами по контуру рисунка, нанизывание бисера, развязывание узелков и др. (Безруких М.М.) В каждом задании оценивается степень активности правой и левой руки. На основании этого делается заключение о доминирующей руке у ребенка и даются соответствующие рекомендации в отношении того, какой рукой его целесообразно учить писать.

Леворуким считается ребенок, набравший больше плюсов в графе «Левая рука». Как указывают авторы, если такой ребенок берет ручку в левую руку и пытается писать ею, нецелесообразно его переучивать и заставлять писать правой рукой. Но даже если ребенок получил больше плюсов в графе «Правая рука», но рисует левой рукой и качество рисунка выше, чем при рисовании правой рукой, не следует принуждать его писать правой рукой (при том условии, что сам он пытается писать левой).

Определенные сложности возникают при выборе ведущей руки у амбидекстров, т. е. тех детей, которые продемонстрировали одинаково хорошее владение и левой, и правой рукой. В этом случае возможны такие варианты:

Ярко выраженные бытовые левши, но графические амбидекстры, т. е. одинаково хорошо пишущие и рисующие правой и левой рукой. Как правило, эти дети - левши, но дома или в детском саду их переучивали с раннего детства, при рисовании поощряли работу правой рукой. У этих детей процесс обучения письму идет легче, если они будут писать левой рукой, хотя качество письма может быть недостаточно удовлетворительным (плохой почерк, пишет как курица лапой).

Ярко выраженные бытовые правши, но пишут и рисуют левой рукой или одинаково правой и левой. На практике причиной использования при письме и рисовании не правой, а левой руки может быть имевшаяся ранее травма правой руки, нарушение ее моторных функций. В этом случае целесообразно учить ребенка писать правой рукой.

Определение ведущей руки ребенка необходимо для того, чтобы полнее использовать его природные особенности и снизить вероятность осложнений, возникающих у леворуких детей при переходе к систематическому школьному обучению. Однако, стремясь предупредить сложности, ожидающие левшу при обучении письму правой рукой, нужно помнить: определение ведущей руки и выбор на этом основании руки для письма - чрезвычайно ответственный шаг.

Действительно, переучивание леворуких детей во многих случаях не только нежелательно, но и недопустимо. Как показывает опыт работы с такими детьми, нередко переучивание, начатое уже после того, как ребенок приступил к систематическому обучению письму (в середине-конце I класса), только усугубляет ситуацию. Поэтому вопрос о переучивании левши может быть поставлен только до начала обучения письму.

Однако наряду с этим известно немало случаев успешного переучивания леворуких детей без отрицательных последствий.

Таким образом, вопрос о переучивании леворукого ребенка в каждом конкретном случае должен решаться строго индивидуально с учетом индивидуальных физиологических и психологических особенностей, адаптационных возможностей организма и личных установок ребенка. При этом следует учитывать результаты диагностики всех латеральных признаков, сопутствующих леворукости: доминантность глаза, уха, нижней конечности (Крылов Д. Н., Кулакова Т. П.). Как уже упоминалось, дети-левши обладают определенной спецификой познавательной деятельности. Это относится как к истинным левшам, так и к переученным, у которых полушария мозга выполняют несвойственные им функции.

В деятельности леворукого ребенка особенности организации его познавательной сферы могут иметь следующие проявления:

Сниженная способность зрительно-двигательной координации- дети плохо справляются с задачами на срисовывание графических изображений, особенно их последовательности; с трудом удерживают строчку при письме, чтении; как правило, имеют плохой почерк.

Недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти, трудности при анализе пространственных соотношений: у левшей часто отмечаются искажение формы и пропорции фигур при графическом изображении; зеркальность письма; пропуск и перестановка букв при письме; оптические ошибки, смешение на письме близких по конфигурации букв (т-п, м-л, н-к, и-н); ошибки при определении правой и левой сторон, при определении расположения предметов в пространстве (под-над, на-за и т. п.).

Особая стратегия переработки информации, аналитический стиль познания: для левшей характерна поэлементная работа с материалом, раскладывание его «по полочкам», на основании такого подробного анализа строится целостное представление об объекте деятельности. Этим во многом объясняется медлительность леворуких детей, так как для полного восприятия или понимания им необходима более длительная поэтапная проработка материала (Микадзе Ю. В., Корсакова Н. К.).

Слабость внимания, трудности переключения и концентрации.

Речевые нарушения: ошибки звукобуквенного анализа. Перечисленные особенности самым непосредственным образом влияют на успешность овладения учебными навыками, прежде всего письмом (в меньшей степени - чтением), в усвоении которого у леворуких детей отмечаются наибольшие сложности.

Одной из наиболее важных особенностей леворуких детей являются их эмоциональная чувствительность, повышенная ранимость, тревожность, обидчивость, раздражительность, а также сниженная работоспособность и повышенная утомляемость. Это следствие не только специфики межполушарной асимметрии, но и попыток переучивания, которых не избежали многие дети-левши. Кроме того, немаловажное значение может иметь и тот факт, что примерно у 20% леворуких детей в анамнезе отмечаются осложнения в процессе беременности и родов, родовые травмы (по некоторым данным, родовая травма может выступать одной из причин леворукости, когда функции поврежденного левого полушария, более подверженного влиянию неблагоприятных условий, частично принимает на себя правое полушарие).

Повышенная эмоциональность леворуких детей является фактором, существенно осложняющим адаптацию к школе. У левшей вхождение в школьную жизнь происходит значительно медленнее и более болезненно, чем у большинства сверстников. Поэтому леворукие первоклассники требуют пристального внимания со стороны учителей, родителей и школьных психологов.

Леворукость ребенка может быть выявлена психологом во время записи ребенка в школу. С такими детьми целесообразно провести более глубокое диагностическое обследование, направленное на выявление их психологических особенностей, с тем, чтобы дать родителям необходимые рекомендации по организации специальных занятий в летний период.

На протяжении I класса (а возможно, и более продолжительное время) леворукие школьники могут нуждаться в проведении комплекса специальных занятий, направленных на развитие:

зрительно-моторной координации;

точности пространственного восприятия;

зрительной памяти;

наглядно-образного мышления;

способности к целостной переработке информации;

моторики;

фонематического слуха;

речи.

При организации развивающей работы у психолога может возникнуть необходимость в привлечении к сотрудничеству логопеда и детского психоневролога.

В работе с леворукими детьми следует учитывать определенные особенности выработки у них учебных навыков, в первую очередь навыков письма.

Постановка техники письма у левшей специфична: для леворукого ребенка одинаково неудобно как правонаклонное, так и левонаклонное письмо, так как при письме он будет загораживать себе строку рабочей рукой. Поэтому следует ставить руку так, чтобы строка была открыта. Для леворуких рекомендуется правонаклонный разворот тетради и прямое (безнаклонное) письмо (Безруких М. М.). При этом способ держания ручки может быть различным: обычным, как у правшей, или инвертированным, когда рука расположена над строчкой и изогнута в виде крючка.

При овладении письмом леворукий ребенок должен выбрать для себя тот вариант начертания букв, который ему удобен (леворукие дети чаще выполняют овалы слева направо и сверху вниз; их письмо имеет больше обрывов, менее связно, буквы соединяются короткими прямыми линиями). Требовать от левши безотрывного письма противопоказано. В классе леворуких детей рекомендуется сажать у окна, слева за партой. В таком положении ребенок не мешает соседу, и его рабочее место имеет достаточную освещенность.

Следует принимать во внимание и еще один фактор, облегчающий учебную деятельность леворукого ребенка. Это касается учета ведущего глаза при выборе рабочего места учащегося. Парта ребенка должна быть размещена таким образом, чтобы информационное поле совмещалось с ведущим глазом. Так, если ведущим является левый глаз, то классная доска, рабочее место учителя должны находится в левом зрительном поле учащегося (Микадзе Ю. В., Корсакова Н. К.). Последнее из перечисленных требований может быть несовместимым с первым, поскольку обычное для левшей расположение рабочего места слева в ряду у окна целесообразно при ведущем правом глазе. Тем не менее, учет ведущего глаза при размещении учеников в классе имеет значение не только для леворуких, но и для всех остальных детей.

Итак, леворукий ребенок может иметь в школе немало проблем. Но следует отметить, что леворукость является фактором риска не сама по себе, а в связи с теми определенными нарушениями и отклонениями в развитии, которые могут встретиться у конкретного ребенка. Далеко не все леворукие дети, особенно если в дошкольном детстве уделялось внимание их полноценному психическому развитию, будут иметь серьезные осложнения при овладении учебной деятельностью.

Однако справедливым является замечание, что современные школьные программы, ориентированные прежде всего на развитие логико-знаковых, т. е. левополушарных, компонентов мышления, не дают возможности реализовать потенциал леворукого ребенка, имеющего правополушарную ориентацию. Между тем специальные исследования свидетельствуют об относительно более высоком творческом потенциале левшей, который обнаруживается при проблемном обучении и приобщении к художественному творчеству (Ротенберг В. С., Бондаренко С. А.).


Мир создан для правшей – в этом убеждаются маленькие левши и их родители, сталкиваясь с множеством школьных проблем. Обучение письму леворуких детей выделено в особую категорию. Если в остальных видах учебной деятельности левши и правши идут нога в ногу, то письмо вызывает большие трудности. Есть ли методы, способные облегчить письменный труд левшей? Являются ли они эффективными, и возможно ли их использование дома?

Три основные причины леворукости детей

Согласно наблюдениям специалистов, дети, пишущие левой рукой, унаследовали эту особенность от родителей. Если отец или мать левша, то шанс родить леворукого ребенка возрастает в 11- 12 раз.

Леворукость определяют не только гены. Бывают и более серьезные причины – например, нарушения деятельности мозга, а именно, его левой стороны. Поскольку правая рука контролируется левым полушарием, при поражении такового происходит смена ведущей руки.

Третья причина –травмирование правой руки. Вынужденное «безделье» при серьезной травме заставляет ребенка приспосабливаться к новым условиям. Некоторые детишки просто подражают любимому члену семьи. В отдельных случаях наблюдается умение писать двумя руками.

«Двурукость», как проблема обучения письму

При незнании, умение писать обеими руками рассматривается как положительный фактор развития ребенка и его особенной интеллектуальной организации. Однако отсутствие доминирования одной из рук может быть сигналом отрицательных особенностей развития мозга.

К пятилетнему возрасту у большинства малышей ведущая рука определена. Родители сами видят, какой рукой предпочитает пользоваться карапуз. В противном случае следует убедиться, что малыш не нуждается в психологической коррекции взаимосвязей полушарий мозга — отсутствия доминирования одного из них.

Как леворукость влияет на способности ребенка

Все вышеназванные факторы развития ребенка сформировали разное отношение к проблеме обучения левшей письму:

  • левши – творческие натуры, для усвоения нового необходимо дополнительное время;
  • левши – прекрасные приспособленцы в хорошем смысле этого слова;
  • левши и правши равны в своих возможностях.

Некоторые взрослые левши еще помнят те времена, когда учитель вынужден был любой ценой переучить маленького левшу в правшу. Мучились все – дети, родители и сами педагоги. К счастью, бессмысленное требование кануло в Лету. Новейшие методики учитывают особенности обучения леворуких детей письму и дают практические рекомендации по их обучению.

Психологические тонкости в обучении левшей письму

Врожденный пессимизм, которым щедро наделены левши, вносит свои коррективы в общий настрой занятий. Леворукие дети очень ранимы, поэтому им нужен особый подход.

  • Медлительность и инертность левшей доставляет много хлопот и выводит родителей из себя. Тем не менее, такие дети нуждаются в понимании, они не выносят понуканий, угроз, унизительных сравнений. Воспитание левши должно происходить на волне легких подшучиваний и позитива.
  • Категорически не рекомендуется напоминать детям, склонным к унылости, их былые неудачи. Методика обучения письму леворуких детей должна учитывать подобные особенности, потому что именно каллиграфия доставляет левшам наибольшее число неудач.
  • Необходимо помнить об импульсивности и дотошности левшей и не обижаться, если они, не задумываясь, остановят рассказчика, зададут уточняющий вопрос и уйдут в себя, обдумывая новую информацию.
  • Левши с трудом ориентируются в пространстве. Это находит свое отражение в занятиях по письму, при чтении и решении математических заданий.
  • Леворукие малыши предпочитают действовать по плану, поэтому творческие задания могут вызвать новые трудности.
  • Пробелы в знаниях левшей недопустимы. Эти школьники с нестандартным мышлением и трудностями в письме, очень доскональны. Чем подробнее алгоритм, тем выше шанс, что левша сделает задание правильно.

Особенности обучения письму левшей

Многие родители волнуются, что не сумеют научить левшу красиво писать, потому, как он держит ручку не так, как обычные дети. Было бы большой ошибкой приучать леворукого ребенка сидеть и держать ручку так, как это делают правши.

Правильная посадка

Посадка левши за письменным столом ничем не отличается от общепринятой.

Рабочий стол

Расположение предметов на столе у леворукого малыша несколько другое:

  • источник света стоит справа;
  • тетрадь лежит в зеркальном отображении – с наклоном вправо или прямо;
  • в процессе заполнения страницы, тетрадка сдвигается вверх.

В школе, где оборудование класса ориентировано на праворуких учеников, освещение располагается не совсем удобно для левши. Решить проблему можно, усадив школьника у окна, с левой стороны парты.

Как держать ручку

Если Вы заметили, что воспитываете ребенка-левшу, нужно позаботиться, чтобы как можно раньше, еще до школы, научить его писать ручкой правильно:

  • отступить от кончика ручки около 3,5 – 4см;
  • держать ее двумя пальцами (большим и указательным) и кладут на «подушечку» – средний палец; в отличие от праворукого письма, указательный палец левши должен быть выпрямлен, чтобы не закрывать строчку.

Ориентация в тетрадке

Левши часто путают стороны в тетрадке, поэтому им иногда «намечают» руки – это может быть браслетка или часы.

Отличия в каллиграфии

  • для левши допустимо и даже предпочтительно писать буквы прямо, без наклона вправо;
  • написание без отрыва для левши практически невозможно, поэтому это требование к каллиграфической грамотности для леворуких не актуально.

Ошибки левшей при письме и методы их коррекции

Как правильно научить писать левшу? Для леворуких детей характерна более стойкая склонность к дисграфии. Поэтому все действия родителей и педагогов должны быть направлены на предупреждение недочетов:

  • зеркальное написание;
  • незнание того, откуда начинать писать;
  • склонность «уезжать» со строки вверх и вниз;
  • нарушения последовательности букв;
  • написание лишних и недостающих букв.

Профилактика и исправление каллиграфических недочетов состоит в срисовывании картинок и схем. При чем, нужно обращать внимание, чтобы при выполнении задания ребенок не разворачивал детали рисунка в обратную сторону. Хороший эффект дают занятия прикладным творчеством: аппликацией, рисованием узоров, вышиванием.

Предпочтительные темы работ – геометрические, животных и растительные орнаменты. Такие виды творчества характерны для народных промыслов – росписи посуды и игрушек, создания эскизов, вышивки. Занятия ручным трудом облегчают ножницы для леворуких.

Прописи для левшей – довольно эффективные тетрадки, последнее слово методики в вопросе, как научить писать леворукого ребенка. Развивающие тетрадки, методички для родителей, беседы с учителем помогут левше адаптироваться к школе и стать успешным учеником.

Этапы в обучении письму леворуких школьников

Левшам гораздо труднее осваивать письмо, чем их праворуким товарищам. Проблему осложняет отсутствие энтузиазма в силу их психологических особенностей. При малейшей неудаче или критике, ученик готов бросить работу и даже возненавидеть каллиграфию.

Как научить писать левшу? Чтобы сформировать стойкие навыки, нужно соблюдать алгоритм работы с новым материалом.

Знакомство с буквой

  • расскажите, из каких элементов состоит новая буква;
  • покажите, как и в каком порядке, она пишется;
  • при демонстрации написания желательно пользоваться фломастером, так как он дает более четкий след и показывает последовательность нагляднее.

Пассивная практическая часть

Узнав, как писать новую букву, левша еще не готов работать ручкой. Предложите ему поруководить Вашей рукой. Пусть он говорит, что делать, а Вы будете выполнять.

Активная практическая часть

Теперь позвольте левше писать самому. При этом зорко наблюдайте и старайтесь не вмешиваться без необходимости. Комментирование вслух должно сопровождать все действия леворукого ученика, пока он не освоится достаточно, что бы работать молча.

Закрепление учебного эффекта

Учить писать левшу и закреплять материал можно таким методом, как анализ написанного. Ребенок должен подумать и рассказать, что он сделал хорошо, а где ошибся.

Для оптимизации обучения письму, полезна такая таблица, как прописной алфавит со схемами написания букв. Направление и порядок письма показаны с помощью стрелок и нумерации действий.

Эти плакаты – большая редкость. Поэтому Вы можете купить простой прописной алфавит и дополнить его самостоятельно.