Наблюдение за агрессивным поведением ребенка. Изучение агрессивного поведения младших школьников

«Дитя природы» - это выражение в полной мере относится к маленьким детям, потому что им пока неведомы законы общей нормы поведения, принятые в нем. Их обидели - понравилась игрушка - силой отнимает ее сосед, нисколько не задумываясь, правильно ли это. Подобное поведение, которое психологи называют детской агрессивностью, абсолютно нормально. Появляясь в младенчестве, агрессивность обычно растет на протяжении раннего дошкольного периода, прежде чем естественным образом пойти на убыль. Наблюдение за агрессивным поведением ребенка - тематика публикации.

0 62899

Фотогалерея: Наблюдение за агрессивным поведением ребенка

У малышей она не редкость - каждый ребенок хоть раз в жизни толкнул или стукнул другого, без этого не обходится даже у самых спокойных и воспитанных детей. Не надо быть Сухомлинским, чтобы объяснить малышу, стукнувшему другого лопаткой на детской площадке или отнявшему понравившуюся игрушку, что так делать не следует. Почему? Большинство детей пусть не с первого раза, но уж с третьего, с пятого способны это понять: потому что другому так же больно или обидно, как было бы тебе, если бы подобным образом поступили с тобой. Возрастной спад агрессии связан с элементарными вещами - с тем, что дети растут и под воздействием воспитания начинают лучше понимать окружающих и самих себя, стараясь вести себя более гибко. Они приучаются к управлению своими эмоциями и их сдерживанию, к разрешению конфликтов неагрессивными способами - словами, а не кулаками. Происходит неизбежный для большинства детей процесс социализации, и к 6-7 годам дети становятся менее эгоцентричными и начинают лучше понимать чувства и поступки других.

Особенности драчунов

Однако не со всеми детьми происходят подобные метаморфозы. Есть и такие, кому трава не расти, дай только применить силу. Такие ребята изначально наделены большей вспыльчивостью, непредсказуемостью, вздорностью. Они испытывают трудности в общении со сверстниками, обладают повышенной тревожностью, неуверенностью в себе. Такие дети недостаточно внимательны к чувствам окружающих, чрезмерно обидчивы и при этом не умеют отстаивать свои интересы с помощью адекватных аргументов. Эмоционально неудовлетворенные, они стремятся компенсировать это в причинении боли окружающим - прежде всего, физической. Лучшая защита для них - это нападение. Оно дает им пусть шаткое и временное, но хоть какое-то внутреннее равновесие. Интерпретируя действия других детей как враждебные, такой ребенок своими реакциями вызывает агрессию со стороны окружающих. При этом получается заколдованный круг - кто из сверстников захочет водиться с тем, кто чуть, что набрасывается на тебя с кулаками? Своим поведением такие дети отталкивают окружающих, вызывая их не‑ приязнь, недружественное, враждебное отношение. А это, в свою очередь, усиливает агрессивность, провоцирует ребенка на новые неадекватные поступки, возбуждая в нем страх и гнев. То есть он и рад бы общаться с ребятами, он отчаянно пытается найти выход из тупика, восстановить, так сказать, социальные связи, да только не знает, как сделать это в нормальной, здоровой форме.

Мальчики агрессивнее?

Ученые до сих пор не пришли к определенному выводу, является ли агрессивность мужчин, а значит, и мальчиков, биологически предопределенным качеством? Да, согласно множеству исследований мужчины и в самом деле чаще ведут себя боле агрессивно, чем женщины, причем в любом возрасте. Реакция за свершенное «злодеяние» должна быть четкой. Если мама начнет читать мораль: «А если тебя ударят, тебе же не понравится», ребенок, скорее всего, пропустит нудную лекцию мимо ушей. Иногда достаточно просто сказать: «Ваня, нет!», когда драчун замахнется. Как бы всем очевидно, что и мальчики ведут себя более жестко, чем девочки, чаще дерутся. Однако доказательств их генетической предрасположенности к подобному поведению ни медики, ни биологи предъявить нам не могут. Возможно, дело в другом - в культурно-воспитательной традиции. Социальные модели поведения, предлагаемые мальчикам, значительно отличаются от тех моделей, которые предоставляются на выбор девочкам. Агрессия входит в мужской стереотип поведения, она чаще ожидается и поощряется. Чего стоит одно выражение «сильный пол», давно укоренившееся в похожих вариантах в самых разных языках мира. Как только ребенок начинает ходить и вступает в контакт с ровесниками (то есть буквально уже на втором году жизни), появляются существенные различия в воспитании мальчиков и девочек, в том, что родители и общество ожидают от тех и других, а следовательно, и в формирующихся особенностях личности. Мальчика с раннего возраста хвалят за смелость, боевитость, активность, умение дать отпор, постоять за себя. Напористую и энергичную девочку, стремящуюся командовать и самостоятельно «разбираться» с обидчиками, за подобные же качества часто осуждают. Так что можно предположить, что это все же благоприобретенное, а не врожденное качество.

Почему они такие

По наблюдениям психологов, агрессивным детям, как правило, элементарно не хватает любви и понимания со стороны близких. Часто в семьях, где растут такие дети, царит авторитарный стиль воспитания. Вместо полноценного общения родители (как правило, это в первую очередь жесткий и брутальный папа) отдают приказы и ждут их четкого выполнения. Бывает и так, что ребенком вообще крайне мало занимаются, он растет сам по себе, чувствуя свою ненужность, отсутствие душевного контакта, холодность и безразличие родителей. Эгоцентрический стиль воспитания тоже приводит к повышенной агрессивности. Ребенку внушается, что он пуп земли, вокруг которого вращается вся вселенная. Понятно, что другие дети и взрослые об этом не знают, и их поведение вызывает у такого ребенка неприятие и капризы, доходящие до скандалов и драк. Травмирующее влияние на психику детей оказывают и ссоры взрослых между собой. Когда папа и мама изо дня в день скандалят между собой, ребенок поневоле перенимает такой стиль общения. Для него это становится нормой. Так что родителям, которые заметили у своих детей повышенную драчливость, первым делом стоит взглянуть со стороны на самих себя. Очень может быть, что и вы сами не всегда контролируете собственные агрессивные импульсы. Надо помнить, что дети учатся приемам социального взаимодействия, наблюдая за поведением окружающих людей (и в первую очередь, своих родителей).

Преступление и наказание

Если ребенку удалось добиться чего-то с помощью агрессии, он будет прибегать к ее помощи еще и еще. Однако загвоздка в том, что и применение наказания для отучения от агрессии ее тоже часто усиливает. Особенно это касается физических наказаний. Кстати, часто именно они приводят к тому, что ребенок начинает бить других. Для того чтобы детская агрессия была не просто подавлена, а сошла на нет, нужны более сложные пути. Важно помнить, что главной потребностью любого ребенка является необходимость чувствовать, что его любят и ценят. Так что лекарством от повышенной агрессивности может стать только доверительное, дружелюбное отношение к ребенку. Участие отца, своим примером показывающего сыну, что подлинная мужественность заключается не в умении красиво расквасить нос обидчику, а в том, чтобы направить свою физическую силу в какое-то полезное русло. Можно переключить внимание, скажем, на какую-то «правильную» физическую активность. Хороший способ - записать драчуна в спортивную секцию, которой руководит опытный тренер, обладающий психологическими навыками. Можно завести специальную «сердитую подушку» для снятия стресса. Если ребенок зол на кого-то, пусть возьмет да и поколотит эту подушку. Такой совет часто дают психологи и своим взрослым клиентам, ведь совсем не испытывать агрессивных чувств может только святой. Поскольку мы с вами к ним явно не относимся, стоит научиться и научить своих детей контролировать свои отрицательные эмоции, не портя жизнь ни себе, ни окружающим.

Транскрипт

1 Критерий агрессивности (схема наблюдения за ребенком) Лютова Е. К., Монина Б. М. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными и аутичными детьми. М.: Генезис, Ребенок: 1. Часто теряет контроль над собой. 2. Часто спорит, ругается со взрослыми. 3. Часто отказывается выполнять правила. 4. Часто специально раздражает людей. 5. Часто винит других в своих ошибках. 6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо. 7. Часто завистлив, мстителен. 8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его Критерии агрессивности у ребенка (анкета) 1. Временами кажется, что в него вселился злой дух. 2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен. 3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же. 4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться. 5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит. 6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение. 7. Он не прочь подразнить животных. 8. Переспорить его трудно. 9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает. 10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих. 11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот. 12. Часто не по возрасту ворчлив 13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного. 14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других. 15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых. 16. Легко ссорится, вступает в драку 17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми. 18. У него нередки приступы мрачной раздражительности. 19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится. 20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

2 Ребенок глазами взрослого (опросник) ФИО Возраст Дата заполнения Заполнил (родитель, психолог, педагог) Определите, каким образом проявляется агрессивность у ребенка и как часто наблюдается: 0 нет проявления агрессивности 1 проявление агрессивности наблюдается иногда 2 часто 3 почти всегда 4 непрерывно Добавьте те, которые не указаны. Вегетативные признаки проявления агрессивности: - краснеет (бледнеет) в состоянии раздражения, гнева, - облизывает губы в состоянии раздражения, гнева, -. Внешнее проявление агрессивности: - кусает губы в состоянии раздражения, - сжимает кулаки в состоянии раздражения, гнева, - сжимает губы, кулаки, когда обижают, - тревожное напряжение разрешается гневом, - Длительность агрессии: - после агрессивной реакции не успокаивается в течение 15 минут - после агрессивной реакции не успокаивается в течение 30 минут - Чувствительность к помощи взрослого: - помощь взрослого не помогает овладевать собственной агрессией - помощь взрослого не помогает успокоиться - замечания в словесной форме не тормозят вербальной агрессии - замечания в словесной форме не тормозят проявления физической агрессии - чувство неприязни к другим не корректируется извне - Особенности отношения к собственной агрессии: - говорит, что поступил плохо, но все равно продолжает вести себя агрессивно - не воспринимает собственные агрессивные действия как таковые -

3 Недостаточность в проявлении гуманных чувств: - стремление делать назло другим - проявляет безразличие к страданиям других - стремится причинить другому страдание - не возникает чувства вины после агрессивных действий - Реакция на новизну: - новизна (непривычность обстановки) не тормозит проявления агрессивности - в новой, незнакомой обстановке проявляет агрессивные реакции - Реакция на ограничение: - яростно сопротивляется при попытке удержать его в состоянии гнева - Реактивность (чувствительность к агрессии других): - проявляет агрессивные реакции первым - первым отнимает игровой предмет, игрушку у другого ребенка - проявляет агрессивные реакции на действия других - толкается, когда обижают - бьет других детей, если его случайно толкнули - Чувствительность к присутствию других: - щиплется на глазах у всех - толкает свертника на глазах у всех - ситуация совместной деятельности провоцирует агрессивное повендение - Физическая агрессия, направленная на предмет: - ломает постройку на глазах у всех - стремится разорвать игровую предметную карточку, книжку - бросает предмет об стену - стремится бросить мяч сильнее, чем это требуется по правилам игры - отрывает кукле руки, ноги -

4 Физическая агрессия, направленная на животных: - щиплет кошку - выкручивает хвост кошке - специально наступает на лапы собаке - Физическая агрессия, направленная на сверстников: - толкает других детей в состоянии раздражения - проходя ударяет встречных - бьет других детей в состоянии раздражения - ударяет детей и внезапно успокаивается - стремится ткнуть в глаз (пальцем, предметом) - кусает других детей в состоянии раздражения - Агрессия, направленная на себя: - просит себя стукнуть еще раз - берет на себя вину за других - рвет на себе волосы - щиплет себя в состоянии раздражения - кусает себя в состоянии раздражения - Агрессия, направленная на взрослого: - бьет родителей по руке за то, что они не дают кидать игрушки - бьет чужого взрослого по руке за то, что он не дает разбрасывать игрушки - тянет взрослого за волосы только при нарастании утомления или пресыщения - в состоянии пониженного настроения бьет чужого взрослого кулаком - в состоянии пониженного настроения бьет родителя кулаком - царапает взрослого - беспричинное недоброжелательное отношение к члену семьи - бьет изо всех сил ногой бабушку - Вербальная (словесная) агрессия: - говорит обидные слова детям - говорит обидные слова взрослым - говорит нецензурные слова детям - говорит нецензурные слова взрослым -

5 Агрессивность в виде угрозы (невербальная): - замахивается, но не ударяет другого - пугает другого - Агрессия разных видов и направленности: - агрессия (физическая, словесная, скрытая, в виде угроз), направленная на все окружающее (предметы, близких людей и пр.) - - Другие проявления агрессии: - плюется в состоянии раздражения - Сложив полученные баллы, вы определите уровень агрессивности ребенка. Уровень 1 от 0 до 65 баллов. Вероятнее всего, у ребенка нет опасности закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических, он самостоятельно овладевает собственной агрессивностью Уровень 2 от 65 до 130 баллов. Есть опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических, ребенку требуется помощь в овладении собственным поведением. Уровень 3 от 130 до 195 баллов. Ребенку требуется значительная психологопедагогическая и медикаментозная помощь в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций. Уровень 4 от 195 до 260 баллов. Психолого педагогическая помощь взрослого почти не оказывает влияния на агрессивное поведение, требуется медикаментозная помощь ребенку.


Критерий агрессивности (схема наблюдения за ребенком) Ребенок: 1. Часто теряет контроль над собой. 2. Часто спорит, ругается со взрослыми. 3. Часто отказывается выполнять правила. 4. Часто специально раздражает

Консультация для воспитателей на тему: «Агрессивное поведение детей и взрослых.» Проводила педагог-психолог Лиханова А.А. от 27 января2016 г. 1) Что такое агрессивность? Слово «агрессия» произошло от латинского

Карта индивидуальной и групповой работы педагога-психолога с обучающимся младшего и среднего школьного возраста с проявлениями агрессивного поведения Обучающийся Дата начала заполнения карты Класс Психодиагностические

«СКОРАЯ ПОМОЩЬ» ПРИ РАБОТЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЕНКОМ 1. Отвлечь ребенка от его капризов. 2. Предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность). 3. Задать неожиданный вопрос 4. Отреагировать

Карта индивидуальной и групповой работы педагога-психолога с обучающимся старшего школьного возраста с проявлениями агрессивного поведения Обучающийся Дата начала заполнения карты Класс Целью данной коррекционной

Мир подростка «Наши дети это наша старость. Правильное воспитание это наша счастливая старость, плохое воспитание это наше будущее горе, это наши слёзы. Это наша вина перед другими людьми, перед всей страной»

М.М. Карпенко Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут АГРЕССИВНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Для изучения преимущественной направленности агрессивных проявлений

Портрет агрессивного ребенка Почти в каждой группе детского сада встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает

Признаки тревожности по Лаврентьевой Г.П., Титаренко Т.М. Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл. 1. Не может долго работать, не уставая 2. Ему трудно сосредоточиться

Агрессивность детей План: 1. Понятие агрессии (определение) 2. Формирование агрессивности как черты личности (факторы) 3. Преодоление и профилактика агрессивных тенденций (практикум) 4. Выводы и итоги

Консультация для педагогов «Шпаргалка для взрослых, или Правила работы с агрессивными детьми». Цель: познакомить педагогов с правилами работы с агрессивными детьми, предостеречь от типичных ошибок. Причины

Дата проведения: 19.04.2017г. Секретарь: Борисова Ю.А. Присутствуют: 32 чел Воспитатель: Цыренова С.М. Приглашенные: Детский психолог, логопед дефектолог Родительское собрание Цель: познакомить родителей

Агрессия это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический

Консультация для родителей детей дошкольного возраста Все родители рано или поздно встречаются с детской агрессивностью. И всякий раз это приводит в замешательство. Иногда грешным делом думаешь: кто этот

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 5» РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО на заседании директор школы: педагогического совета ОУ М.Н. Былин протокол Приказ 207

Психологические особенности детей 3-4 лет В данной возрастной группе сохраняется непроизвольный характер основных психических процессов - внимания, памяти, мышления, а также эмоциональная лабильность и

Игры и упражнения на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций Детская агрессивность признак внутреннего эмоционального неблагополучия, сгусток негативных переживаний, один из неадекватных способов

Агрессия у подростков Одним из важных факторов, подрывающим и уничтожающим психическое здоровье подростка, является его собственная агрессия. Что побуждает подростков вести себя агрессивно? Иногда агрессивное

Агрессия подростков одно из наиболее типичных проявлений подросткового кризиса. Часто родители теряются, столкнувшись с подростковой агрессией, и все их попытки пресечь агрессивное поведение только еще

Консультация Тема: «Агрессивные дети и работа с ними» Искажение семейных отношений и воспитания семьи на развитие ребёнка постоянно поддерживают всё более распространяющееся явление «социального сиротства»

Если ваш ребенок дерется В любом периоде развития ребенка, большинство родителей сталкиваются с детской агрессией. Это ситуативные эмоциональные эпизоды, когда малыш может драться, кричать, причем не только

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА В ДОУ Вяхирева Анна Михайловна воспитатель МБ ДОУ Д/С 36 комбинированного вида г. Иркутск, Иркутская область ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Методика 3 Укажите обязательно Ваш пол Ваш возраст Инструкция: Ответьте, пожалуйста, на эти утверждения «ДА» или «НЕТ». 1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим да нет 2. Иногда

Травля детей группы риска со стороны сверстников Буллинг травля, повторяющаяся агрессия по отношению к определенному субъекту, включающая в себя принуждение и запугивание. Может проявляться в физическом

УДК 159.9:316.37 Ю.В.Михеева, Л.А.Петрова Муниципальное учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения «ИЗГЕЛЕК» Кировского района городского округа город Уфы Республика Башкортостан

Агрессивный ребёнок (консультация для родителей дошкольников) Уважаемые родители! Тема нашей сегодняшней встречи серьёзна и трудна. Это тема проявления нашими детьми жестокости и агрессии друг к другу.

(кризис 3-х лет и как с ним справиться?) Подготовила педагог-психолог Марченко Нина Григорьевна Особенности развития ребенка 3 4,5 лет Физическое развитие бурный физический рост. Потребность в движении.

Использование метода канистерапии в интегративной работе специалистов ГБУ ГППЦ ДОгМ. Дата: 15.12.2016г. Докладчик: педагог-психолог, канистерапевт Флорова Ю.А. Метод канистерапии основан на организации

Особенности агрессивного поведения подростков В современных условиях рост агрессии в подростковой среде отражает одну из острейших проблем нашего общества. За последние несколько лет резко возросла молодежная

Методика Баса-Дарки для диагностики агрессивности Опросник Басса-Дарки (Buss-Durkey Inventory) разработан А. Бассом и А. Дарки в 1957 г. и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций.

Откуда берет свое начало детская агрессия. В настоящее время в современном обществе родители все чаще сталкиваются с проявлением агрессивных тенденций в поведении своих детей. Все родители делятся на две

Психолого-педагогические принципы воспитания межличностных отношений Проблема воспитания гуманных, доброжелательных отношений в группе дошкольников стояла перед педагогами всегда. Практически все образовательные

Различные аспекты готовности ребенка к школе 1. Личностная и социально-психологическая готовность ребенка к школе Личностная и социально-психологическая готовность ребенка к школе заключается в формировании

Научно-исследовательская работа ВЛИЯНИЕ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ НА УРОВЕНЬ АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ Выполнил: Атрошкин ГригорийВячеславович учащийся 3-в_ класса Муниципального общеобразовательного учреждения средней

Сохранение психологического здоровья ребенка в дошкольном учреждении Костырева Валентина Викторовна педагог-психолог Муниципальное автономное дошкольное учреждение «Буратино» Россия, город Когалым Охрана

Что делать если ребёнок ведёт себя агрессивно? Агрессивное поведение детей одна из самых распространѐнных проблем современного общества. Как часто можно видеть случаи, когда маленький ребѐнок кричит, вырывается

МБДОУ «Детский сад 40 комбинированного вида Городское методическое объединение педагогов-психологов "Игры в коррекционноразвивающей работе с детьми с особенностями в развитии" Подготовил: Коссаковская

12 ПРАВИЛ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ 1. Во-первых, требуется проявление со стороны родителей безусловной любви к ребенку в любой ситуации. Нельзя допускать высказываний, наподобие следующих:

«Бывают ли плохие дети!?» (из опыта работы) Токарева Нелли Ивановна, воспитатель МБДОУ 157, г. Воронеж. Выпускной бал. Для каждого ребенка, было написано стихотворение только о нем. Признание и пожелание!

1 Пояснительная записка. Актуальность программы, научная обоснованность Увеличение числа агрессивных детей является актуальной проблемой в наши дни. Повышенная агрессивность является одной из острых проблем

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 5 «Радуга» г. Холмска МО «Холмский городской округ» Сахалинской области Консультация для родителей «Детская агрессия» Подготовила:

Агрессия в дошкольном возрасте Педагог-психолог Струцкая Анна Владимировна Что такое агрессия? Агрессия (от латинского «agressio» - нападение, приступ) это мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее

Детская агрессия Р Е К О М Е Н Д А Ц И И П С И Х О Л О Г А Р О Д И Т Е Л Я М Детская агрессия Агрессивное поведение наиболее распространенный способ реагирования на срыв какой-то деятельности, на непреодолимые

Психология ПСИХОЛОГИЯ Чермашенцева Ксения Эдуардовна студентка Полетаева Ольга Витальевна канд. пед. наук ГБОУ СПО ЯНАО «Муравленковский многопрофильный колледж» г. Муравленко, ЯНАО АГРЕССИЯ У ДЕТЕЙ КАК

Если ребенок кусается Многим родителям знакома ситуация, когда маленький ребенок начинает кусаться. Всем, конечно же, хочется, чтобы их малыш был спокойным и послушным, а такое поведение не вписывается

Детский сад «Филиппок» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТСКАЯ АГРЕССИЯ Что такое агрессия? Агрессия это физическое или вербальное (словесное) поведение, направленное на причинение вреда кому-либо. Как агрессивность

Плясова Анна Александровна педагог-психолог Пригожинкова Ольга Валерьевна учитель-дефектолог Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр психолого-педагогической, медицинской

УДК 379.8 ББК 74.900.6 Н54 Н54 Нерета В. С. Агрессивный ребёнок / В. С. Нерета / ил. Н. В. Крыдченко. Х. : Изд. группа «Основа», 2013. 188, с. : ил. (Серия «А мой не такой как все»). ISBN 978 617 00

Муниципальное бюджетное дошкольное образование учреждение детский сад комбинированного вида 33 «Мечта» г.о Тольятти Консультация для родителей: «Как бороться с агрессивностью у детей» Подоготовили студентки-практикантки

Введение Отношение детей: к самим себе, к собственным чувствам и поступкам и к взаимоотношениями с другими людьми, а также умение управлять этим это и есть то, что мы называем - эмоциональным развитием.

Ответы опросник дап-2-1 >>>

Ответы опросник дап-2-1 >>> Ответы опросник дап-2-1 Ответы опросник дап-2-1 Я убежден, что существует лишь одно-единственное правильное понимание смысла жизни. Бывали случаи, что мне было трудно удержаться

Ответы опросник дап-2-1 >>> Ответы опросник дап-2-1 Ответы опросник дап-2-1 Я убежден, что существует лишь одно-единственное правильное понимание смысла жизни. Бывали случаи, что мне было трудно удержаться

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 41 общеразвивающего вида Калининского района Санкт-Петербурга Круглый стол с родителями: «Кризис 3-х лет. Как его преодолеть?»

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи

Межличностные отношения - это субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах межличностного взаимодействия, т.е. взаимных влияний, оказываемых людьми друг

КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ И СЕБЕ ПРЕОДОЛЕТЬ НЕГАТИВНЫЕ ЭМОЦИИ Как научить ребенка владеть собой? Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А ведь если

256 Раздел 3 Психология развития и педагогическая психология в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. 2. Токарская Л. В. Психолого-педагогическая реабилитация семей,

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Аббасова Ольга Елмаровна воспитатель Шафиева Ирина Михайловна воспитатель МБДОУ 59 «Ягодка» г. Тамбов, Тамбовская область ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО. АГРЕССИЯ - ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА ДРУГИМ Аннотация:

Анкетирование родителей в период адаптации ребенка к условиям детского сада. Период адаптации ребенка к условиям детского сада в настоящее время невозможен без профессионального психологического сопровождения

Консультация психолога Психологические особенности развития детей 5-6 лет Каждый ребенок развивается по-разному, у каждого свой путь и темп развития. Но все же есть нечто общее, что позволяет охарактеризовать

Анкета для родителей и близких детей 5-7 лет для выявления и оценки симптомов гиперактивности (Н.Н. Заваденко, 2005) Есть ли у вашего ребенка трудности в поведении? Да; нет (подчеркните нужное). Если есть,

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение начальная школа-детский сад 2 г-к. Кисловодска Согласовано: Утверждаю: Председатель профкома: Директор МКОУ НШДС 2 (Е.Н. Калинченко) 20 г. (Л.А. Потапова)

Как научить детей общаться и сотрудничать Одна из проблем современных детей дефицит общения. Многие дошкольники растут, практически не общаясь со сверстниками и чужими взрослыми. А потом, начиная учиться

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Вариант 2 Школа Класс Фамилия, имя Задание 1. Оцени данные в списке поступки. A. Так нужно делать всегда. Б. Чаще всего так нельзя делать. B. Так можно делать иногда. Г. Так делать

Игры и игрушки в развитии интеллекта и креативности ребенка. О важности игры и игрушки в жизни ребенка так много сказано и так много написано, что убеждать кого-то в их необходимости для развития ребенка

Особенности младшего школьного возраста Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет, когда он проходит обучение в начальных классах, и определяется важнейшим обстоятельством в жизни

Приложение 6 к образовательной программе дошкольного образования Особенности адаптации ребенка к условиям детского сада Цель: создание психолого-педагогических условий, облегчающих адаптационный период

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 8 ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПА ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО АНАМНЕСТИЧЕСКОЙ СХЕМЕ (Продолжительность практической работы 2 часа) Цель работы Исследовать особенности высшей нервной деятельности

Отчет об исследовании процесса адаптации первоклассников в МКОУ СОШ 12 с. Малая жалга в 2016-2017 учебном году. Количество: 1 класс 6 человек. Цель: Определение уровня адаптации учащихся 1-ых классов.

1.2 Методы исследования агрессивного поведения.

Агрессия сравнительно недавно стала объектом эмпирического изучения. Попытка научно исследовать агрессию порождает ряд проблем, потому что интересующее нас поведение опасно. Поэтому во многих случаях применяются сравнительно «безопасные» методы исследования, такие как опросы и наблюдения. Изобретательные исследователи разрабатывают также методики, позволяющие изучать агрессию, не причиняя никому реального вреда.

1.2.1 Экспериментальные и неэкспериментальные подходы в исследованиях.

Исследователи вынуждены наблюдать и понимать агрессию, не провоцируя при этом людей причинять друг другу вред. Один из сравнительно безопасных способов изучения агрессии заключается в поиске «естественно возникающих случаев агрессии и регистрации событий, сопутствующих инциденту». Например, исследователь может оправиться по барам, злачным местам, записывая, кто вел себя агрессивно и какие агрессивные действия совершал (бил посуду, кричал).

Схожий метод – опрос людей, – каким образом, как часто и при каких обстоятельствах они проявляют агрессию. При таких неэкспериментальных подходах исследователь избегает любого прямого вмешательства или поощрение поведения, причиняющего вред. Эти методы всегда были и остаются весьма полезными.

Однако в таких процедурах есть один недостаток: исследователи, применяя такие методы, часто не могут установить, какие конкретно факторы предопределили, вызвали или подавили прямую агрессию (например, алкоголь, жара).

Из-за подобных трудностей многие психологи предпочитают использовать для изучения агрессивного поведения экспериментальный подход. Исследователь манипулирует одним или несколькими параметрами, которые считаются стимулирующими или подавляющими прямую агрессию, а затем оценивает результаты этой процедуры.

Например, если мы хотим применить экспериментальный подход для изучения связи агрессивного поведения с опьянением, мы будем варьировать независимую переменную, давая одной группе испытуемых большую дозу алкоголя, а другой группе – кока-колу с запахом алкоголя. Если мы обнаружили, что люди, выпившие коктейль с настоящим алкоголем ведут себя более агрессивно, чем те, кто пил кока-колу с ароматизатором, мы будем более-менее уверены, что причиной такого поведения был алкоголь.

Существуют различные методы, используемые для изучения агрессивного поведения: некоторые из них применяются исключительно в экспериментах, другие же могут быть использованы как в экспериментальных, так и в неэкспериментальных исследованиях.

Наблюдение агрессии.

Эти подходы предусматривают «прямую» запись поведения подготовленным наблюдателем, который придерживается строгих правил и установленной процедуры для регистрации текущего реального поведения. Главное преимущество таких методов состоит в том, что они позволяют изучать причиняющее реальный вид повреждение.

Полевые наблюдения.

Слово «полевые» подразумевает наблюдение за поведением людей в естественных условиях, когда они занимаются повседневными делами и не помышляют об участии в каких-то психологических исследованиях.

Недостаток в том, что исследователь может потратить уйму времени, наблюдая неагрессивное поведение, прежде чем дождется хоть каких-то проявлений агрессивного поведения. Поэтому во многих случаях приходится вмешиваться в ситуацию способом, повышающим вероятность агрессивного поведения.

Натуралистические наблюдения.

Когда наблюдатель просто следит за естественным поведением, не вмешиваясь в него, то это называется методом натуралистических наблюдений.

Такая техника применяется главным образом в исследованиях поведение детей и животных.

Автомобильные сигналы.

Неформальные наблюдения свидетельствуют, что автомобилисты при интенсивном движении нередко бывают, раздражены: они кричат, жестикулируют и сигналят друг другу даже из-за незначительных заминок. В связи с этим дорожные ситуации могут оказаться полезным контекстом для полевых исследований агрессивного поведения. Например, машина помощника не трогалась с места в течение 15 секунд после загорания зеленого сигнала светофора.

Межличностные конфронтации.

В экспериментах Харриса, испытуемые, которым случилось оказаться в магазинах, ресторанах, аэропортах и прочих заведениях, подвергались прямому и сильному подстрекательству к агрессии. В одних случаях помощники экспериментатора намеренно налетали на людей сзади. В других случаях ассистенты влезали перед человеком, ждущим своей очереди в магазинах, ресторанах и банках. Затем записывались вербальные и невербальные реакции испытуемых на эту провокацию.

Лабораторные наблюдения.

Наиболее общий способ наблюдения агрессии состоит в наблюдении за поведением контролируемых лабораторных условиях. У этого метода немало важных достоинств.

Большинство методов исследования агрессии относятся к одной из 4 категорий: 1) «Игровые» методы; 2) Вербальные нападения на других; 3) «безопасное» не приносящее вреда нападение на живого человека; 4) «якобы причиняющее вред» нападение.

«Игровые» меры агрессии.

Типичная процедура состоит из следующих этапов:

1) участников каким-либо образом подстрекают к агрессии – зачастую демонстрируя или агрессивные действия на примере;

2) затем им предоставляют возможность пинать, щипать или еще каким-то образом нападать на неживые мишени;

3) агрессия оценивается по частоте совершения подобных действий против «жертв». Подобные процедуры чаще всего применяются для изучения того, каким образом люди усваивают агрессивное поведение.

Подобные процедуры стали объектом критики со стороны некоторых ученых, которые утверждали, что поскольку действия испытуемых не приносят вреда ни одному живому существу, их нельзя считать проявлениями агрессивного поведения, а лучше интерпретировать как форма игры.

По мнению Бандуры, дети, усвоившие новые способы нападения на других и причинения им вреда, могут с такой же готовностью продемонстрировать подобное поведение, как на кукле, так и на любом человеке.

Измерение вербальной агрессии: когда слово (или оценки) ранят.

В подобных экспериментах испытуемых предварительно фрустрировали или подстрекали в какой-либо форме, а затем или предоставляли возможность посчитаться со своим обидчиком посредством вербальных комментариев, письменных отзывов или более формальных оценок. Какие ответы следует считать агрессивными приходится определять исследователю. Например, отзывы, в которых употреблялись слова идиот, ненормальный, чудило, придурок, псих или в которых предлагали этих людей расстрелять, засадить, оцениваются как крайне агрессивные.

Наиболее часто в методе изучение вербальной агрессии используют процедуру, когда испытуемых сначала фрустрируют или иными способами подстрекают к агрессии, а затем просят дополнить опросник, в котором они оценивают подстрекателя.

Прямая физическая агрессия: вред без ущерба.

Один из наиболее часто используемых методов лабораторного изучения агрессии предусматривает прямое физическое нападение на живую жертву. Методика основана на обмане, посредством которого участников экспериментов заставляют поверить, что они тем или иным способом могут причинить другому человеку физический вред, хотя в действительности они этого сделать не могут. Например, использование против объекта агрессии игрушечного пистолета, шариков, игрушечных кирпичей.

В такой процедуре удается изучить намерение причинить вред, избегая при этом физических увечий.

1.2.2 Методы изучения агрессивного поведения с помощью опроса.

Архивные исследования – состоят в сборе информации из публичных источников. Например, сведения автоинспекции, статистика преступности и бракоразводные записи, данные о массовых беспорядках и милиции о насильственных преступлениях в качестве источников информации об агрессивном поведении.

Одно из главных достоинств архивных данных заключается в том, что они относительно свободны от вносимых исследователем искажений (так как не он их собирал). Но так как данные изначально собирались для других целей, исследователю бывает трудно найти сведения, непосредственно касающиеся интересующей его проблемы. Это является одной из самых больших проблем архивных исследований.

Вербальная информация. Психологи часто используют ответы людей для получения необходимой информации. Эти сведения могут сообщаться как самим объектом исследования, так и знакомыми этого человека. Для измерения агрессивности психологи разработали множество опросников. Некоторые из них посвящены общей агрессивности, другие же предназначены для изучения агрессивного поведения в конкретных ситуациях. Во многих случаях опросники составлены так, чтобы испытуемые не знали о заинтересованности исследователя в выявлении их агрессивности.

Инциденты, лежащие в подоплеке гнева и агрессии, как правило, таятся в прошлом, в истории взаимоотношений, которая недоступна непосредственно, поэтому исследователю не удается выявить подлинные мотивы.

Таким образом, утверждает Эврилл, опросы являются лучшим способом для изучения поведения и эмоций, в которых люди, может быть, не хотят признаваться.

В анкетах людей спрашивают об их собственной агрессивности или об их непосредственном опыте, связанном с агрессивном поведением других. Большинство подобных опросников предназначены для оценки агрессии в конкретных ситуациях.

Штраус и Штаймец применяли анкеты в исследовательской программе, предназначенной для выявления причин и последствий насилия в семье. Их стандартный опросник называется «Шкала тактики поведения в конфликтах».

Галли, Денджерник, Пеппинг и Бергстром использовали версию «Шкалы тактики поведения в конфликтах» в исследовании влияния сибсов (дети из одной семьи) на агрессивное поведение. Исследователи заключили, что переживание насилия в семье могут способствовать будущей агрессивности, в частности благодаря возможности тренировки такой формы поведения на сибсах.

1.2.3 Личностные шкалы.

Иногда опросники предназначены для измерения постоянного уровня агрессивности. Такие опросники являются разновидностью личностных тестов. Наиболее часто употребляемая мера агрессии и враждебности – это тест враждебности по Бассу и Дарки. Басс и Дарки установили меру двух видов враждебности (негодование и подозрение) и пяти видов агрессии (нападение, косвенная агрессия, раздражение, негативизм и вербальная агрессия).

Одними из самых популярных методик на Западе по диагностике гнева являются, разработанные под руководством Ч.Спилбергера, шкалы: оценки гнева как состояния - свойства (STAS) и ориентации гнева (АХ). Первая шкала измеряет а) состояние гнева, т.е. эмоциональное состояние или настроение, включающее в себя субъективные чувства напряжения, досады, раздражения, злобы и ярости с сопутствующей активацией или возбуждением периферической нервной системы и б) свойство гневливости, т.е. индивидуальные различия в том, как часто возникает состояние гнева (Spielberger et al., 1983). Вторая шкала включает в себя три субшкалы: "гнев-внутрь" (anger/in), указывающая на удержание его внутри себя, "гнев-во вне" (anger/out), измеряющую внешнее проявление гнева и "контроль гнева" (anger/con). Эти 3 субшкалы определяют общее "выражение" («экспрессия») гнева (anger/ex): AX/EX = AX/OUT + AX/IN - AX/CON + 16, где 16 -константа.

Тест построен в виде анкеты с четырьмя вариантами ответов: при изучении состояния гнева - " вовсе нет", "немного", "умеренно", "очень сильно", в остальных случаях - "почти никогда", "иногда", "часто", "почти всегда". Каждому ответу соответствует свой балл (от 1 до 4).

1.2.4 Оценивание другими.

Еще один вид вербальной информации – оценивание другими – состоит в том, что человека, чья агрессивность нас интересует, оценивают люди, отличные от него: знакомые, знакомые, друзья, родители, одноклассники, сибсы. Этот метод наиболее часто используется в исследованиях детской агрессивности. Преимущества такого оценивания заключается в том, что окружающие могут быть более объективны, чем сам испытуемый. С другой стороны, подобные оценивания зависят от восприятия испытуемого окружающими, которое может быть искаженным.

1.2.5 Проективные методы.

Проективные методы особенно полезны для изучения агрессии и враждебности, так как не раскрывают испытуемым, что именно интересует исследователей. Одна из главных проблем заключается в том, что методы могут быть довольно трудны для интерпретации, и поэтому непросто найти людей, согласных с одной и то же интерпретацией.

Наиболее часто используемые проективные методы – тест тематической апперцепции (ТАТ). Этот тест состоит из серии картинок, о которых испытуемый пишет или рассказывает истории: что происходит, и что предшествовало событиям на картинке.

В тесте Роршаха исследователь показывает испытуемому серию карточек с чернильными пятнами и просит сказать, на что они похожи или о чем они ему напоминают.

Например, если человеку одно из пятен напоминает схватку зверей, или пистолет, значит, он описывает агрессивное поведение и ответ должен засчитывается в качестве агрессивного.

Рисуночный тест изучение фрустрации по Розенцвейгу является полупроективной методикой, предназначенной для оценки типичных реакций на повседневные фрустрирующие события. Испытуемым показывают комикс, где на каждой картинке персонаж произносит слова, из которых следует, что герой столкнется с фрустрирующей ситуацией. Задача испытуемого – вписать ответ фрустрирующего героя в облачко, выходящее из его рта. Ответы классифицируются по «направленности» и «типу агрессии». Направленность может быть вовне, на самого себя или на избежание агрессии. Типы агрессии включают сосредоточение на препятствии или фрустрирующем обстоятельстве; нападение или обвинение; попытку, несмотря на препятствие, разрешить фрустрирующую проблему.

1.3 Становление человеческой агрессии.

Речь пойдёт об эволюции агрессивного поведения на протяжении жизни, а скорее о возникновении и закреплении агрессивных реакций. Какие факторы, связанные с образом жизни, семьей и ранними детскими переживаниями, могут предопределить последующую агрессивность человека?

Дети черпают знания о моделях агрессивного поведения из трех основных источников.

    Семья может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление. Вероятность агрессивного поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с проявлениями агрессии у себя дома.

    Агрессии они также обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр.

    И, наконец, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах (поведение сверстников и членов семьи), но и на символических, предлагаемых масс-медиа.

Именно в лоне семьи ребенок проходит первичную социализацию. На примере взаимоотношений между членами семьи он учится взаимодействовать с другими людьми, обучается поведению и формам отношений, которые сохранятся у него в подростковом периоде и в зрелые годы. Реакции родителей на неправильное поведение ребенка, характер отношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии или дисгармонии, характер отношений с родными братьями или сестрами - вот факторы, которые могут предопределять агрессивное поведение ребенка в семье и вне неё, а также влиять на его отношения с окружающими в зрелые годы.

Прежде чем обратиться непосредственно к семейным взаимоотношениям, следует отметить, что такая характеристика семьи, как «полная или неполная», представляется связанной с агрессивностью детей. Эта характеристика квалифицирует как раз те самые составляющие семейной обстановки, которые связываются со становлением агрессивности, - один или оба родителя живут с ребенком под одной крышей, и каков характер отношений между ними. Чтобы лучше понять, почему возможно говорить о корреляции между детской агрессивностью в полных-неполных семьях, ниже мы рассмотрим более специфические аспекты семейных отношений, которые могут объяснить эту взаимосвязь.

Несколько исследований продемонстрировали зависимость между негативными взаимоотношениями в паре «родители-ребенок» и агрессивными реакциями со стороны ребенка. Если у детей (независимо от того, к какой возрастной группе они принадлежат) плохие отношения с одним или обоими родителями, если дети чувствуют, что их считают никуда не годными, или не ощущают родительской поддержки, они, возможно, окажутся втянутыми в преступную деятельность; будут ополчаться на других детей; сверстники будут отзываться о них как об агрессивных; будут вести себя агрессивно по отношению к своим родителям. Штайнметц сообщает, что для людей, совершавших заказные политические убийства (или покушения), характерно происхождение из распавшихся семей, где родителям было не до ребенка. Женщины, на которых в детстве их собственные матери обращали не так много внимания и которые не получили от родителей необходимой поддержки, склонны применять карательные меры воспитания (например, браниться, шлепать) и срывать гнев на своих детях.

Согласно теории привязанности, маленькие дети различаются по степени ощущения безопасности в своих взаимоотношениях с матерью. У надежно привязанного ребенка в прошлом - надежное, устойчивое и чуткое отношение со стороны матери; он склонен доверять другим людям, имеет довольно хорошо развитые социальные навыки. Ненадежно привязанный или тревожащийся по поводу своей привязанности ребенок будет либо резистентным, либо избегающим. Тревожный избегающий ребенок, в общем, и целом избегает своей воспитательницы. Такие дети несговорчивы и сопротивляются контролю. Резистентный ребенок расстраивается при разлуке с матерью, а ей нелегко его успокоить при новой встрече. Такие дети проявляют физическую агрессию, импульсивны, для них характерны эмоциональные вспышки. Кон сообщает, что ненадежно привязанные дети оценивались своими сверстниками как участвующие в большем числе драк, чем надежно привязанные.

Изучая последствия родительского вмешательства в драки между детьми в семье, Фельсон обнаружил, что дети проявляют больше физической или вербальной агрессии против единственного брата или сестры, чем против всех остальных детей, с которыми они общаются. Очевидно, взаимоотношения ребенка с братом или сестрой являются основополагающими для научения агрессивному поведению.

Галли и др. собрали у студентов колледжей сведения о насилии в их семьях. Они интересовались отношениями до того момента, пока вы не стали взрослыми между родителями, между родителями и детьми, а также между детьми, включая самих испытуемых. Респондентов просили также спрогнозировать вероятность того, что они будут вести себя агрессивно в нескольких гипотетических ситуациях. Результаты исследования подтвердили тезис, что наличие или отсутствие насилия во взаимоотношениях между братьями-сестрами позволяет предсказать индивидуальный уровень агрессивности каждого из них. Как, оказалось, существует сильная корреляция между выраженностью агрессивных отношений между детьми в одной семье (испытуемого к брату или сестре, брата или сестры к испытуемому, братьев и сестер между собой) и прогнозом испытуемым своей собственной агрессивности, а по сообщениям о насилии испытуемого по отношению к брату или сестре можно предсказать другие аспекты агрессивного поведения. Исследователи подчеркивают важность взаимоотношений между братьями и сестрами для развития агрессии: «...исходя изэтихданных, представляется, что наличие насилия во взаимоотношениях между детьми в одной семье, оказывает большее, чем все прочие семейные взаимоотношения, влияние на социализацию индивида, результатом которой становится усвоение силовых моделей поведения».

Паттерсон сообщает, что «... братья и сестры - это учителя... в том самом процессе, который разрушаетим жизнь». Он обнаружил, что братья и сестры агрессивных детей более склонны отвечать на нападение контратакой, чем братья и сестры обычных детей - что повышает вероятность продолжения и эскалации силового противостояния.

Аспект семейных взаимоотношений, вызывающий наибольший интерес социологов, - это характер семейного руководства, то есть действия родителей, имеющие своей целью «наставить детей на путь истинный» или изменитьих поведение. Некоторые родители вмешиваются редко: при воспитании они сознательно придерживаются политики невмешательства - позволяют ребенку вести себя как он хочет или просто не обращают на него внимания, не замечая, приемлемо или неприемлемо его поведение. Другие же родители вмешиваются часто, либо поощряя (за поведение, соответствующее социальным нормам), либо наказывая (за неприемлемое агрессивное поведение). Иногда родители непреднамеренно поощряют за агрессивное поведение или наказывают за принятое в обществе поведение. Намеренное или ненамеренное, но подкрепление существенно предопределяет становление агрессивного поведения.

Изучение зависимости между практикой семейного руководства и агрессивным поведением у детей сосредоточилось на характере и строгости наказаний, а также на контроле родителей поведения детей. В общем, и целом выявлено,чтожестокие наказания связаны с относительно высоким уровнем агрессивности детей, а недостаточный контроль и присмотрза детьми коррелирует с высоким уровнемасоциальности, зачастую сопровождающимся агрессивным поведением.

Паттерсон и Стаутхамер-Лебер изучали зависимость между характером семейного руководства и асоциальностью. Исследователи проанализировали взаимоотношения в семьях более чем двухсот мальчиков из четвертого, седьмого и десятого класса. Они обнаружили, что два параметра семейного руководства - контроль (степень опеки и осведомленности о своих детях) и последовательность (постоянство в предъявляемых требованиях и методах дисциплинарного воздействия) связаны с количеством приводов ребен-ка в полицию и с его личной оценкой собственного образа жизни по отношению к социальным нормам. При этом сыновья родителей, которые не следили заихповедением и были непоследовательны в наказаниях, как правило, вели себя асоциально.

Использование физических наказаний как средства воспитания детей в процессе социализации скрывает в себе ряд специфических «опасностей». Во-первых, родители, наказывающие детей, фактически могут оказаться для тех примером агрессивности. В таких случаях наказание может провоцировать агрессивность в дальнейшем.

Во-вторых, дети, которых слишком часто наказывают, будут стремиться избегать родителей или оказывать им сопротивление. Если они «не сгибаются» под ударами «карающих мечей», вряд ли потом они усвоят другие, не такие горькие уроки, которые помогли бы им социализироваться. Вдобавок аверсивное обращение может, в конце концов, привести ребенка в компанию «людей, демонстрирующих и одобряющих чрезвычайно рискованное поведение, которое действительно должно быть наказано».

И структура работы кафедры физического воспитания в формировании здоровьесберегающей... совокупность базовых личностных характеристик, детерминирующих эффективность деятельности... - частые агрессивные реакции. Вероятность девиантного поведения юношей и...

  • 1 1 Нормативные документы для разработки ООП ВПО по направлению подготовки 040700 Организация работы с молодежью

    Основная образовательная программа

    ... . Роль образования и воспитания . Высшая школа и профориентация. Роль СМИ в формировании правового сознания и поведения . Тема 8. Делинквентное поведение российской...

  • Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях интеграция в европейское образовательное пространство

    Документ

    ... роль в воспитании и формировании ... поведения , вспыльчивостью, агрессивностью , прямолинейностью в отношениях, энергичны. В процессе учебных и тренировочных занятий они активно работают ... личностных качеств структуре ... детерминируются ... дипломной работы ...

  • Специальность социальная работа социальной работы дипломная работа

    Диплом

    ... РАБОТЫ ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Социокультурная динамика межпоколенных взаимодействий Работа выполнена студ. 5-го курса СРС Руководитель работы : Работа ... поведения , принимать на себя новую социальную роль ... детерминируются ... воспитания в семье и школе на формирование ...