Изонить идеи. Основные приёмы вышивки в технике «изонить» (начальные классы). Основные приемы и их использование

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………

1. ИЗ ИСТОРИИ ИЗОНИТИ …………………………………………………

2. О ГАРМОНИЧНОМ СОЧЕТАНИИ ЦВЕТОВ ………………………….

3. СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ ………………………………………………

4. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОГО ТРУДА …………………………………….

5. МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ………………………………………

6. ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ В ТЕХНИКЕ «ИЗОНИТЬ» ……………………

6.1. ЗАПОЛНЕНИЕ УГЛА ………………………………………………….

6.2. ЗАПОЛНЕНИЕ ОКРУЖНОСТИ ……………………………………..

6.3. ЗАПОЛНЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР …

6.4. ЗАПОЛНЕНИЕ ДУГИ …………………………………………………..

6.5. ЗАПОЛНЕНИЕ СПИРАЛИ ……………………………………………

6.6. НЕПОЛНОЕ ЗАПОЛНЕНИЕ ОВАЛА ……………………………….

7. СХЕМЫ ДЛЯ ВЫШИВАНИЯ ……………………………………………..

8. ИЗОНИТЬ НА ДИСКАХ ……………………………………………………..

9. МАСТЕР-КЛАССЫ ПО ИЗОНИТИ ……………………………………….

9.1. СОЗДАНИЕ НОВОГОДНЕГО МОТИВА «СНЕЖИНКА» …………

9.2. ИЗОНИТЬ НА ДИСКЕ …………………………………………………..

10. ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.…………………………………………………

11. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ …………………………………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………………

ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………..

1. ПРИМЕРЫ ОСНОВНЫХ ПРИЁМОВ ЗАПОЛНЕНИЯ …………….

2.СХЕМЫ…......................................................................................................

3. МАСТЕР-КЛАСС «ОТКРЫТКА «ВАЛЕНТИНКА» …………………

4. ИДЕИ ДЛЯ НИТКОГРАФИИ …………………………………………..

ВВЕДЕНИЕ

«Дети должны жить в мире красок, игры

сказки, музыки, фантазии, творчества» (В.А.Сухомлинский)

Вы приступаете к изучению нового и интересного курса «Изонить». Данное учебное пособие предлагает вам основу знаний и умений по обозначенным в нем темам, ничего не навязывая: пособие предполагает разные возможности. Из пособия вы узнаете, когда появилась ниткография и какие удивительные изделия можно изготовить самостоятельно в настоящее время. Это же пособие познакомит вас с азами простейших и в то же время базовых, технологических приемов вышивания в технике «изонить». Учебное пособие включает в себя схемы для вышивания, много идей для вышивания, мастер-классы, творческие задания и много-много другого, полезного для вашего творчества.

Изонить - очень интересная и увлекательная техника. Она привлекает простотой исполнения и оригинальностью. Техника «изонить» не требует дорогостоящих материалов - только цветные яркие нити и твердую основу.

На первый взгляд, кажется, что техника ниточного дизайна сложна и ее освоение требует невероятных усилий. В действительности все значительно проще. Это рукоделие сможет освоить любой человек, а после этого придумывать и создавать интересные, креативные, оригинальные композиции. И в этом вам поможет данное учебное пособие.

Успехов, творческих находок и достижений вам, юные мастера и мастерицы!

1. ИЗ ИСТОРИИ ИЗОНИТИ

Истоки этого творчества пошли от мастеров Англии. Они работали следующим образом: в плоскую деревянную доску забивали гвозди, на которые потом в определённой последовательности натягивали нити. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища. (Возникла версия, что эти работы были своего рода эскизами для узоров на ткани). В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилищ, предметов быта, для оформления интерьера, для изготовления подарков и сувениров.

В наше время чаще используется бархатная бумага – у нее готовый цветовой фон и фактура. Так же используют и цветной картон, и наждачную бумагу. Наждачная бумага обладает достаточной плотностью, не стягивается нитью при натяжении. Кроме того, наждачная бумага имеет очень благородную цветовую гамму. Особенно эффектно смотрятся работы, если цвета нитей подобрать по контрасту к основе. Нити можно использовать разные: простые катушечные, шерстяные и шёлковые, гарус и мулине, люрекс, ирис и т. д. На подарочных, поздравительных сувенирах будут великолепно смотреться золотые и серебряные нити.

Современные расходные материалы позволяют получать очень красивые и эффектные изделия. Работы можно выполнять не только на новых материалах, но и на бросовых. Это компакт диски, пластмассовые походные тарелки и многое другое, на что способна фантазия человека.

Интерес к нитяной графике то появлялся, то исчезал. Один из пиков популярности был в конце ХIХ века. Издавались книги по рукоделию, в которых описывался необычный способ вышивки на бумаге, простой и легкий, доступный даже маленьким детям. В работе использовались перфорированные карты (готовые шаблоны) и прием заполнения угла, стежки «крест», «стебельчатый» (для вышивания кривых). Используя минимум средств, любой человек (а главное дети) смог бы изготовить причудливые сувениры к праздникам.

В разное время дня и с разных мест картины воспринимаются и смотрятся совершенно по-разному. В этом состоит одна из существенных особенностей, обусловленная своеобразным характером поглощения, отражения и рассеяния света блестящими нитками, местами пересечения ниток и фоном, на котором они сделаны. Это следует иметь в виду при выборе места, где будет висеть картина.

В случае, когда работу выполняют на доске нитки при изготовлении картин заменяют на тонкую, лучше серебристую проволоку. Это придаёт работе и творчеству новизну. В упрощённой версии данная техника выполняется как вышивка по картону и носит название хордовой вышивки, или ниткографии. Такие картины весьма эффектны, вызывают восторг и удивление. Создание панно выполненных в этой технике становятся в последние годы все более популярным занятием. Освоив технику и имея желание, рисунок на картине можно дополнить вышивкой бисером или аппликацией из ткани. Но начинать рекомендуется все-таки с ниток. Это облегчает последующую работу.

Термин «ниточный дизайн» (нитяная графика или изонить) используется в России, в англоязычных странах используется словосочетание «embroidery on paper» - вышивка на бумаге или Form-A-Lines - формы из линий, то же самое, но по-французски - broderie sur papier. В немецкоязычных странах - термин «pickpoints». Термины даны для того, чтобы лучше было искать в сети, используя и иностранные ресурсы.

2. О ГАРМОНИЧНОМ СОЧЕТАНИИ ЦВЕТОВ

Практикой установлен целый ряд правил составления цветовых гармоний, главные из них нюансные и контрастные. Часто применяются гаммы, построенные на следующих сочетаниях, отличающихся по светлоте оттенков одного цветового тона:

    Трёх цветов, один из которых объединяет два других и является их смешением;

    Двух или трёх цветов, расположенных в спектре и близких по своей теплохолодности основного и дополнительного цветов - контрастная гамма;

    Трёх цветов, расположенных на равных расстояниях в цветовом круге;

    Тёплых тонов с чёрным цветом;

    Холодных тонов с белым цветом.

В многоцветных узорах хорошо сочетаются такие цвета:

    красный цвет - с жёлтым, серым, коричневым, бежевым, оранжевым;

    зелёный цвет – со всеми оттенками жёлтого, салатным, кремовым, оранжевым, коричневым;

    фиолетовый цвет – с сиреневым, розовым, жёлтым, белым;

    коричневый цвет - со всеми оттенками жёлтого, зелёным, красным, оранжевым, сиреневыми, серебристо-белым.

Однако не надо стремиться к большому разнообразию цвета в одной картине, выполненной в технике «изонить». Узор рисунка лучше смотрится не тогда, когда абсолютно всё пространство заполнено, а когда между натянутыми нитками просматривается фон.

Опыт показывает, что жёлтый цвет в картине на темном фоне воспринимается как весёлый и бодрящий, белый гигиеничен, но относится к числу холодных; красный и оранжевый очень живые, теплые; зелёный и голубой, хотя и относятся к числу холодных, весьма приятны для восприятия; коричневый спокойный, но скучный.

Картина смотрится эффектнее, если в ней доминирующий цвет – тёплый или холодный, светлый или тёмный, или используется разумное сочетание.

Красный, жёлтый и оранжевый цвета считаются праздничными, по-видимому, не случайно. Давно замечено, что красный цвет увеличивает мускульную активность и скорость реакции человека: увеличивается давление и частота дыхания. Влияние оранжевого цвета несколько мягче. Человек успокаивается при восприятии оранжевого цвета. Восприятие чёрного цвета совершенно обратное: пульс, давление и дыхание замедляются. Синий цвет снижает скорость реакции, пульс, частоту дыхания и мускульную силу. У зеленого цвета аналогичные отрицательные показатели меньше.

3. СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ

1. При «заполнении угла» на лицевой стороне нити протягиваются с одной стороны угла к другой, на изнаночной – стежки располагаются по сторонам угла в виде пунктирных линий.

2. При «заполнении окружности» на лицевой стороне получается рисунок в виде звездочки, а на изнаночной нить повторяет линию окружности.

3. Если надо удлинить нить, то ее можно закрепить с изнаночной стороны и ввести новую нить с изнанки на лицо, либо привязать к концу старой нити новую и продолжить работу.

4. Чтобы нить реже запутывалась, лучше не отмерять ее слишком длинной. Если же неприятность все же произошла, оттянуть ее назад и попытаться распустить. В начале и в конце работы нить хорошо закрепить. Мы используем узкий скотч, подклеивая с изнаночной стороны обрезки нитей и узелки. Избежать деформации картона можно, если нить не сильно натягивать. Но, при слишком свободном натяжении нити, узор получится неотчетливым. После окончания работы обратную сторону открытки аккуратно заклеить белой бумагой. Картину можно наклеить на лист картона большего размера клеем ПВА. При это получается контрастная рамка и скрывается изнанка работы.

5. В интернете можно много найти схем, но в основном это открытки, рисунки, сканы. Они не очень удобные для распечатки. Можно использовать программу Corel Draw, рисовать схемы, чтобы получалось ровно, чисто и красиво.

Для построения геометрических фигур и их разделения, можно использовать программу КОМПАС.

4. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОГО ТРУДА

Правила пользования иглой:

    хранить иглу только в игольнице и с ниткой;

    нельзя ронять иглу на пол;

    передавать друг другу только тупым концом вперед;

    нельзя вкалывать иглу в одежду, держать во рту;

    нитку нельзя откусывать зубами.

Правила пользования ножницами:

    нельзя держать ножницы острыми концами вверх;

    передавать друг другу ножницы можно толь­ко кольцами вперед.

Правила пользования циркулем:

    Это особый инструмент. На одном конце у него - игла, на другом - карандаш. Пользо­ваться им надо осторожно, чтобы не уколоться и не поломать грифель карандаша.

5. МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ

Изонить – это вид работы, который привлекает простотой ис­полнения и оригинальностью. Эта техника не требует дорого­стоя­щих материалов. Графический рисунок можно выполнить на кар­тоне, бархатной или наждачной бумаге, на шелке, наклеен­ном на флизелине, на пластиковых крышках от баночек из-под сметаны, сыра и т.д. В качестве фона также можно использовать фанеру, края которой обклеивают тесьмой, или пенопласт, обер­нутый бумагой, тканью.

табл.1

ШВЕЙНЫЕ НИТКИ. Швейные нитки могут быть суровые, белые и крашеные. По внешнему виду они различаются на матовые и глянцевые. Более прочными являются глянцевые. Швейные нитки выпус­кают раз­личной толщиной. Для выполнения нитяной графики лучше ис­пользовать белые или крашеные толстые швейные нитки.


НИТКИ ДЛЯ ВЫШИВАНИЯ. Мулине и ирис – это вышивальные нитки. Наиболее краси­вые и широко используемые – это хлопчатобумажные нитки – мулине. Их изготавливают из лучших сортов хлопка и окраши­вают в самые различные цвета. Каждая прядь мулине состоит из шести тонких ниток, легко отделяемых друг от друга. Это свой­ство можно при­менять, соединяя пряди разного цвета. Чем больше цветов и оттен­ков ниток, тем богаче будет композици

ИГЛА. Швейные ручные иглы вы­пускают от №1 до №12. Иглы, имеющие четные номера, - корот­кие и толстые, иглы с нечетными номерами – тонкие и длинные. Для вышивки выпускаются специальные иглы, ушко и от­вер­стие в ушке у которых значительно больше. Крупное отвер­стие в ушке позволяет вдевать нитки нужной толщины, что крайне необ­ходимо при выполнении нитяной графики.

ШИЛО. Отверстия удобно прокалывать шилом, сдви­нув край основы (картона) за край стола. То­гда шило проходит сквозь картон. При этом не­обхо­димо внимательно следить за тем, чтобы не пора­нить руку, держащую картон.

НОЖНИЦЫ. Ножницы, без которых сегодня мы не можем представить своей жизни, появились впервые в Италии. Неизвестно, является ли эта страна их настоящей родиной, но до этого времени по­добного орудия не было еще нигде. Раньше, когда требовалось что-нибудь разрезать, брали нож, но приблизительно 3,5 тысячи лет назад один мастер со­единил ручки двух ножей пружинящим мостиком, и получились первые ножницы.

Для рукодельных работ в начальных классах наиболее под­хо­дят хозяйственные ножницы длиной от 110 до 170 мм. Лезвия ножниц должны быть хорошо отточены. Для выполнения «изо­нити» надо подбирать ножницы с плавным, разработанным ходом и прочным соединением половинок.

ЦИРКУЛЬ. Это особый инструмент, с его помощью чертят окружно­сти. На одном конце у него игла, а на другом – карандаш. Поль­зо­ваться им надо осторожно, чтобы не уколоться и не поломать грифель ка­рандаша.

Чтобы начертить окружность, необходимо иголку циркуля поставить на деление 0, а карандаш на ту цифру, какого размера будет радиус окружности.

ЛИНЕЙКА. Линейка – это чертежный инструмент для вычерчивания прямых линий и измерения. Отмечать размеры нужно с деления 0. При разметке угла в нитяной графике можно пользоваться уголь­ником.

КАРАНДАШ. Слово «карандаш» произошло от тюркского кара – «чер­ный» и таш – «камень». В старину таких карандашей, как сейчас, не было. Школьники писали мелом или свинцом, художники ри­совали «серебряной» палочкой. Свинцовая палочка оставляла на бумаге серый, неясный след, поэтому 300 лет назад свинец заме­нили графитом.

Но одного графита для изготовления карандаша мало, нужны еще заготовки из дерева. Самая лучшая одежда для каран­даша получается из кедра. Чтобы сделать карандаш, кроме графита и дерева нужна еще и глина. Чем больше примешать глины, тем тверже будет писать карандаш. Все карандаши поэтому разде­ляются по твердости. Разметку выполняют мягким хорошо отточенным каранда­шом. Фломастер и шариковую ручку при разметке угла и окруж­ности использовать нельзя.

КЛЕЙ ПВА. Клей – вязкая, липкая масса, которая используется для скрепления деталей без дополнительных крепежных соедине­ний.

Клей изготавливают из самых различных материалов – это отходы мясной промышленности, растительных крахмалов, смол и химических веществ.

Скрепляющие свойства клея известны человеку с древних времен, он научился получать клей из вываренных отходов жи­вотных и рыб. Вплоть до конца XIX века такой клей считался самым распространенным липким веществом. Относительно не­давно широкое применение получила синтетическая смола, сде­ланная из неорганических химических веществ.

Начало и конец нитки (длиной примерно в 1 см) приклеи­вают к основе с изнаночной стороны клеем ПВА.

Цветной картон

Цветная бархатная бумага

6. ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ В ТЕХНИКЕ «ИЗОНИТЬ»

Для освоения техники «изонить» достаточно знать два основных приёма: «заполнение угла» и «заполнение окружности» .

6.1. ЗАПОЛНЕНИЕ УГЛА

    Чертим угол.

    Каждую сторону угла необходимо разбить на равные отрезки. Количество отрезков на сторонах угла должно быть равно.

    Делаем проколы во всех точках кроме 27.

    С изнанки нить вводится в точку 1 и опускается в точку 26

Угол может быть любым: прямым, острым, тупым. Прошивание любого угла ведут от края к вершине, на другой стороне – от вершины угла к краю (на схемах направление перемещения к местам проколов показано стрелками).

Если угол неравносторонний, то количество мест проколов всё равно должно быть одинаковым на обеих сторонах угла.

6.2. ЗАПОЛНЕНИЕ ОКРУЖНОСТИ

Заполнение окружности выполняется тоже по правилу заполнения угла. Надо лишь помнить, что выполнение работы имеет зеркальное отображение. Заполнение окружности на изнаночной стороне выполняем по часовой стрелке, на лицевой будет против часовой стрелки. С окружностью можно экспериментировать. Комбинация их в различных вариантах и создает то, что называется искусством.

    Вначале окружность нужно поделить на четное количество равных частей;

    Затем выбираем любую хорду окружности. Например, 9-24;

    1 -> 10;

    10 ->11.

6.3. ЗАПОЛНЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР

Чтобы лучше понять технологию заполнения геометрических фигур рассмотрим заполнение фигуры «бантик» и «лесенка».

Для изделий со сложной структурой можно использовать фигуры, образующиеся при неполном прошивании окружностей и овалов (например, лепестки цветка).

Для составления композиций недостаточно только углов и окружностей, поэтому нужно научиться прошивать другие фигуры, которые наиболее часто встречаются в работах. Овалы, спирали, завитки и дуги заполняются по тем же правилам, что и окружности.

Для усиления декоративного эффекта окружность или замкнутый контур можно прошить в несколько этапов, выбирая каждый раз хорду (стежок) разной длины. На схеме этапы прошивания обозначаются римскими цифрами.

Для того чтобы избежать слишком прямолинейной формы элемента или избавиться от линий, ограничивающих фигуру по периметру, первый стежок (от точки 1 до точки 2) укладывается со сдвигом на одну точку вперёд от вершины угла.

6.4.ЗАПОЛНЕНИЕ ДУГИ

Длина стежков, которыми прошивается дуга, должна быть меньше половины дуги. Чем меньше длина стежка, тем тоньше изображение дуги.

6.5. ЗАПОЛНЕНИЕ СПИРАЛИ

Работа начинается с начальной точки завитка, длина стежка выбирается от 3-х до 5-ти проколов. Заполнение спирали производится путем продвижения к конечной точке всё время в одном направлении.

6.6. НЕПОЛНОЕ ЗАПОЛНЕНИЕ ОВАЛА

Работа начинается с острого конца элемента, там же и заканчивается вышивка. Расстояние между двумя точками лучше выбирать одинаковыми линиями, касательной нижней части лепестка.

Когда надо заполнить фигуру веером из одной точки (например, лепестки, бутоны, цветы), применяют прием “заполнения треугольникам”.

С примерами основных элементов заполнения в технике «изонить» можно ознакомиться в приложении 1.

7. СХЕМЫ ДЛЯ ВЫШИВАНИЯ

После ознакомления с основными технологическими приемами техники «изонить» целесообразно применять схемы, рисунки, орнаменты и целые композиции, которые нужно внимательно рассмотреть, попробовать отдельные элементы выполнить под руководством учителя, а затем постараться самостоятельно вышить предлагаемые изделия. Простые схемы для вышивания в технике «изонить» можно использовать на начальном этапе освоения данной техники (приложение 2).

1. 2.

3.

4. 5.

8.ИЗОНИТЬ НА ДИСКАХ

У каждого из нас накопилось огромное количество компакт дисков, и мы ищем, куда бы их применить. В Интернете есть много примеров их применения в технике изонить. Начинать нужно с простого рисунка, заполнения окружности, а затем составления композиции и воплощения их в жизнь. Такими дисками можно украсить новогоднюю ёлку, стены в своих комнатах, дарить друзьям и родственникам. Диск имеет зеркальную поверхность и дополнительно можно украсить бисером, бусами, декоративными цветами.

Для выполнения работы на дисках или тарелках, вначале составляют схему рисунка или чертят сам рисунок на тетрадном листе в клеточку. Можно составить целую композицию. Затем рисунок приклеивают или прикрепляют скотчем на изнаночную сторону. Отверстия в дисках можно просверлить дрелью, или на станке сверлом 1мм, при толстой нитке - 2мм. Можно проткнуть или проколоть отверстия раскаленной иглой, шилом. Подготовленные отверстия зачистить пилочкой для ногтей.

Вы можете посмотреть и применить на практике несколько схем (приложение 2) отверстий для работ по вышивке в технике «изонить» на дисках. Простор для творчества и фантазии огромен и придумать вам свой узор не составит никакого труда.

9. МАСТЕР-КЛАССЫ

9.1. СОЗДАНИЕ НОВОГОДНЕГО МОТИВА «СНЕЖИНКА»

После изучения основных приемов заполнения в технике «изонить», вы можете самостоятельно приступить к изготовлению открытки «Валентинки» (приложение 3) и к вышивке снежинки по представленному мастер-классу по созданию новогоднего мотива.



Для этого нам потребуется:
- схема (найденная в Интернете и распечатанная);
- цветной картон (бархатная бумага);
- цветные нитки (мулине, ирис, шерсть);
- две иголки (одна для протыкания дырочек, другая для вышивания.) Желательно, чтоб иголка для вышивания была острой, если вдруг некоторые дырочки на картоне будут проколоты слабо, острой иголкой во время вышивания можно устранить этот дефект;
- прозрачный скотч;
- скрепки или зажимы, для прикрепления схемы к картону.

1. Для начала прикрепляем схему к картону, чтобы во время проколов схема была по краю совмещена с картоном.

2. Приступаем к процессу переноса схемы на картон.

3. Вот что из этого вышло.

4. Вдеваем нитку в иголку и приступаем к созданию снежинки.

5. Согласно схеме иголку вводим в отверстие с номером 1.
На обратной стороне картона ниточку закрепляем с помощью ленты (или скотча).


6. Иголку с ниткой продеваем в отверстие № 2. Далее продолжаем протыкать иголкой дырочки, согласно номерам на схеме. Далее рядом с 4 будет 5, а на другой стороне, где 2 и 3 – будет 6 и так далее.


Первый фрагмент снежинки готов.


7. Теперь нужно сделать очень простые манипуляции: окружность заполним, соединяя противоположные точки, ориентируясь на схему.


8. По понятному теперь принципу заполняем всю снежинку. Вот такая получилась снежинка!


Всем творческих успехов!

9.2. ИЗОНИТЬ НА ДИСКЕ

Используя основные приемы заполнения угла, окружности, овала, дуг, можно создать различные варианты вышивки.

Для работы нам потребуется:

Твердое основание - диск CD ; ножницы; игла, шило; нити разных цветов; линейка; циркуль.

1. На бумаге рисуем эскиз диска и наносим карандашом точки для создания необходимого рисунка.

2. Вырезаем шаблон ножницами.

3. Переносим рисунок с шаблона на диск.

4. Далее иголкой (шилом) разогретой на огне делаем точечные отверстия по уже нанесенным точкам. Можно использовать также электродрель с тонким сверлом.

5. Теперь при помощи иголки с нитью заполняем нужные углы, получая замысловатый рисунок.

Вот и готовы маленькие шедевры – украшения на ёлку:





Сделанные своими руками изделия высоко ценятся в современном мире: ведь именно благодаря этим вещам наш дом становится непохожим на другие, наполняется уютом и теплом. Декоративные панно, различные композиции и многое другое можно выполнить именно в технике «изонить» (приложение 4).

10. ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. Решите кроссворд. В выделенных ячейках определите ключевое слово.

1. Основной инструмент для шитья.

2. Инструмент для прокалывания, имеет деревянную ручку и иглу.

3. Инструмент для резания, состоит из двух лезвий с кольцеобразными ручками, соединенными посредством винтика.

4. Чертежный инструмент в виде планки для вычерчивания прямых линий и измерения.

5. Толстая бумага.

6. Тонко скрученная пряжа.

2. Из основного цветового круга, выберите теплые оттенки и раскрасьте цветы. Выберите холодные оттенки и раскрасьте геометрические фигуры.

Цветовой круг

3. Отгадайте загадки.

1. Маленького роста я,

Тонкая и острая,

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу.

2. Конь стальной - хвост льняной.

3. На всем теле - только одно ухо.

4. Инструмент бывалый –

Не большой, не малый.

У него полно забот:

Он и режет, и стрижет.

5. Смотрите, мы раскрыли пасть –

В нее бумагу можно класть,

Бумага в нашей пасти

Разделится на части.

6. Умный Ивашка,

Деревянная рубашка,

По листу пройдет-коснется,

Там след остается.

7. Кто я, если прямота

Главная моя черта?

8. Мой циркач, циркач лихой

Чертит круг одной ногой,

А другой проткнул бумагу,

Уцепился и ни шагу.

4. Начертите на листе формата А4 две окружности разных диаметров и разделите одну окружность на 12 равных частей, а другую – на 6 равных частей. Все полученные точки пронумеруйте в соответствии с порядком заполнения окружности.

5. По данной схеме (схему увеличить и распечатать) выполните образец вышивки в технике «изонить». Оформите готовую вышивку в виде открытки.

6. Разработайте схему на листе бумаги формата А 4 по следующему плану:

    создайте композицию из геометрических фигур;

    разделите все стороны треугольников, квадратов, трапеций и др. на равные отрезки;

    разделите окружности, овалы на равные части;

    пронумеруйте все полученные точки и покажите на вашей схеме первый стежок карандашом;

Схема готова!

11. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Табл. 2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Занятия вышивкой в технике «изонить» направлено на развитие творческих, интеллектуальных и эстетических способностей; создание условий для самореализации человека в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности. Это творчество даёт возможность познакомиться с профессиями вышивальщицы, художника-дизайнера, оформителя. Изучая творчество «изонить», вы познакомились с творчеством народных умельцев. Занятия таким творчеством продолжает формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных или плоскостных форм.

Именно так человек придумывает новые вещи, которыми другие люди пользуются с большим удовольствием. Попробуйте дома самостоятельно спроектировать что-то красивое и полезное, то, чем вы сможете порадовать своих близких и друзей. Вы можете привлечь для совместной деятельности своих братьев и сестер, пап, мам, бабушек и дедушек. Чем больше людей применяют свои знания, тем интереснее получается результат.

Это может быть красивая новогодняя композиция из цветов; или поздравительная открытка, выполненная разными способами; а может быть, это будет необычный образ новогодней игрушки с изображением зверей. Используйте для этого любой материал, который попадется вам в доме. И тогда вы сможете почувствовать себя настоящими волшебниками! И вы ими станете!

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

    Горбачёва Т. А. Единство учебной, внеурочной и внешкольной работы – основа реализации права каждого ребенка на творческое развитие. // “Классный руководитель” № 6, 2002.

    Гусарова Н. Н. Техника изонить для дошкольников. Методическое пособие. – СПб.: “Детство – Пресс”, 2000.

    Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. – М.: Легпромбытиздат, 1993.

    Иванова Л. А. Активизация познавательной деятельности учащихся: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2000.

    Изонить(Текст ).- http :// klk . pp . ru /2007/08/14/ izonit . html .

    http://images.yandex.ru .

П Р И Л О Ж Е Н И Я

Приложение 1

ПРИМЕРЫ ОСНОВНЫХ ПРИЁМОВ ЗАПОЛНЕНИЯ В ИЗОНИТИ


Приложение 2

СХЕМЫ

1. Цветок (схему можно использовать для вышивания на диске)

2. Ромашки

3. Схема цветочная для открытки

4. Лошадь

5. Модель

6. Схемы узоров для вышивания на диске


7. Схемы для вышивания на диске

8. Лилия

9. Валентинка

10. Лебедь

11. Цыпленок

Приложение 3

Приложение 3

МАСТЕР-КЛАСС

ОТКРЫТКА «ВАЛЕНТИНКА»

Приближается День Святого Валентина. В этот день мы дарим друг другу валентинки с нежными словами и признаниями в любви, уважении, привязанности. Этот мастер-класс поможет вам сделать красивую открытку в подарок своим друзьям, родным и близким.
Для работы понадобятся:
- двухсторонняя цветная бумага;
- бумага с рисунком;
- нитки мулине;
- атласная лента;
- клей «Момент-кристалл»;
- скотч;
- фигурные ножницы.
1 . Из однотонной бумаги вырезаем прямоугольник желаемого размера и два сердца, края которых обрезаем фигурными ножницами.

2 . Далее берем бумагу с рисунком, вырезаем из нее прямоугольник так, чтобы он со всех сторон получился меньше основы примерно на 1,5 см - и приклеиваем к основе. Бумагу с рисунком и однотонную следует подобрать сочетающуюся между собой по цвету, так открытка будет смотреться гармонично.

3 . Теперь по периметру основы приклеиваем атласные ленты, имитируя рамочку.

4 . А сейчас вернемся к нашим сердечкам. С ними мы поработаем в технике «изонить». С обратной стороны скотчем приклеиваем кончик нитки.



5 . Выводим нить на лицевую сторону и начинаем оплетать сердечко с центра, отступив один «зубчик». Нить направляем не ровно вниз, а немного наискось.



6. Затем движемся по часовой стрелке, при этом направляем нитку вниз и перекрещиваем с предыдущим витком.

7 . Так делаем 7 - 9 витков, остальные уже не скрещиваем, а направляем все в одну точку.

8 . С другой стороны делаем все точно так же, с одним отличием – движемся против часовой стрелки.

10 . В итоге у вас получится вот такое сердечко. Конец нитки с обратной стороны закрепить скотчем. Со вторым сердечком проделываем все то же самое.

11 .Теперь сердечки приклеиваем к открытке клеем или двухсторонним скотчем. Можно приклеить на каждое по маленькому белому сердечку, всё зависит от вашей фантазии. Открытка готова!

Теперь эта открытка будет хранить в себе частичку вашей души – ведь она делалась с любовью и мыслями о дорогих и близких вам людях!

Приложение 4

ИДЕИ ДЛЯ НИТКОГРАФИИ

Цветы «Каллы» Луговые цветы Цветочная фантазия

Гроздь винограда Одуванчики Букет

Роза Клубнички Парусник

Тюльпан


Каких только творческих работ с бумагой не существует. Вырезание различных фигурок, оригами, квилинг. А теперь вот еще и изонить.

Изонить – это вышивание по бумаге. Суть довольно проста. Нити разных цветов натягивают на бумаге и картоне, с помощью переплетений создают различные орнаменты.

Читайте также:

Немного истории

Возникло это искусство в Англии еще в XII веке. Ткачи придумали переплетать нитки по-особому. Брали две дощечки, делали дырочки между ними, протягивали нити и переплетали их между собой. Получались очень красивые ажурные вещи. Платочки, салфеточки, шарфики.

Но эти изделия были по карману только богатым людям, бедные не могли себе позволить такое роскошество. Сейчас эта техника доступна любому человеку.

Как вышивать по картону?

Замечательно, что овладеть данным искусством может при желании любой человек: мужчина и женщина, взрослый и ребенок. С помощью этой техники можно сделать:

  • всевозможные закладки для книг,
  • настенные панно для украшения интерьера,
  • картины изонитью,
  • сувениры,
  • коробочки,
  • расписные шкатулочки,
  • открытки и т.д.

На любой праздник или дни рождения можно сделать оригинальную открытку, а главное, что второй такой не будет.

Вот инструменты необходимые для работы изонитью:

ножницы;
карандаши простые;
плотная бумага;
белый или цветной картон;
толстые и тонкие иглы;
цветные нитки;
линейка небольшая;
клей карандаш;
циркуль.

Основные этапы изонити для детей

  1. Берем картон цветной или белый. Некоторые виды вышивки отлично смотрятся на белом картоне, а некоторые только на цветном. Можно будет вышивать на бархатной цветной бумаге , но сначала потренируйтесь на обычной. С бархатной бумагой нужно работать аккуратно, она не такая гибкая, как картон и может порваться.
  2. Необходимо определиться с тем, что будем вышивать. Находим схему, перерисовываем ее на оборотную сторону картона, а можем просто прикрепить ее с обратной стороны. Берем простой карандаш, делим узор точками на равные части.
  3. Берем иголку или булавку и делаем аккуратные проколы, вместо точек.
    Новичку стоит делать расстояние между точками побольше, это сэкономит время, правда, изображение будет не очень объемным.
  4. Чтобы не держать при покалывании картон на весу, используйте подручный материал , на который можно положить картон. Это может быть кусок пенопласта, линолеума, деревянная дощечка или фанера. Если ничего этого нет, то возьмите обычную стопку газет.
  5. Теперь берем иголку, которой будем вышивать, вдеваем нитку. Нитки можно брать любые, кроме шерстяных. Блестящие нитки смотрятся выигрышнее. Замечательный выбор – нитки мулине, которые имеют огромное количество расцветок и прочную основу. Нитки можно использовать одного-двух цветов, а можно нескольких. Все зависит от того, что собираетесь вышивать. А вот обычно — для других целей.
  6. Проталкиваем иголку в первую сделанную на картоне дырочку. Делаем узелок, чтобы нитка не распустилась.
  7. Затем проталкиваем иголку во вторую дырочку и дальше делаем все по схеме. Все узелки будут на обратной стороне.

Изонить — схемы для начинающих

Изонить – это нитяная графика. Известна она так же как вышивка по картону. Но не всегда вы можете использовать картон в качестве основы, так же прекрасно подойдет бархатная бумага или просто плотная бумага. Изонить также называют и изографикой или вышивкой по картону. Только с виду творчество кажется сложным, на самом деле это очень и очень просто. Наша статья про мастер-класс в технике изонить полезна для начинающих рукодельниц и научит Вас выполнять схемы изонити для детей.

Нитки для выполнения могут быть любые: швейные, мулине, цветные шелковые. Какие есть под рукой и какие пожелаете. Впервые эта техника была придумана английскими ткачами. Они образовывали рисунки, вбивая гвозди в деревянную дощечку. Вначале это были простые абстракции, которые в дальнейшем переросли в настоящие произведения искусства. В нашем времени техника проста и понятна для детей и взрослых. Зачастую в детских учреждениях техника изонить преподается для улучшения работы мелкой моторики, развития внимания и пространственного воображения.

Изучаем технику выполнения изонити своими руками для начинающих

Для начинающих, как правило, на схемы наносят цифры. Арабские цифры означают последовательность прокалывание действий, т.е. из 1 в 2, из 2 в 3 и т.д. Картинки уже выполненных работ с цифрами предоставлены ниже.Римские цифры говорят о том, что вы должны прошить фигуры несколькими стежками разной протяженности. Протяженность указывается линиями, а рядом с линией ставят римскую цифру, показывающую последовательность стежков. Направления стрелок покажут, в какую сторону вы должны будете двигаться в процессе выполнения элемента. Тонка черта на внутренней части элемента будет указывать протяженность стежка.

Эта техника очень нравится детям. Сделав одну фигурку, вы поймете, как делать все.

Техника заполнения круга изонитью

Схемы с цифрами для начинающих, а так же картинки уже выполненных работ предоставлены в нашем мастер-классе. Итак, начинаем. Берем основу, это может быть картон, чертим циркулем круг. Нет циркуля, можно взять то, что есть под рукой, например, обвести крышку чего – либо.

Пронумеровываем части, как часы, от 1 до 12, прокалываем с изнаночной стороны дырочки под каждым номером, и начинаем вышивать по принципу 1-4, 5-2, 3-6, 7-4, т.е. вышиваете по часовой стрелке. Доходите до вышитого фрагмента и продолжаете заполнять круг. У вас получаются треугольники. К примеру, 1-5-9, 2-6-10 и т.д.

У вас получаются пересекающиеся треугольники. А если окружность делить не на 12, а на 8 частей, то можно по отдельности вышить каждый угол и получится звезда или паутинка. Это уже получится сложная техника.

Техника выполнения угла

Рисуем угол на картоне, стороны угла нумеруем без учета вершины. Если первая сторона угла сверху - вниз у нас шла от 1 до 20, то вторая сторона пойдет в зеркальном отражении, от 20 до 1. Далее прокалываем дырочки с обратной стороны картона по точкам, которые мы пронумеровали и начинаем сшивать по тому же принципу, что и круг. 1-2, со 2-3 и т.д.

Выполняем лису: мастер-класс для совместного рукоделия с детьми

Эта схема по своей простоте и тематике прекрасно подойдет и для детей. Если вышивкой хочет заняться ребенок младших классов, схему к вышивке лучше готовить взрослому.

Для выполнения нам потребуется:

  • Плотная картонная основа зеленого цвета
  • Цветная бумага
  • Ножнички
  • Нитки светлого и оранжевого цвета
  • Иголка – булавка с цветным ушком или шило. Им удобно на картоне делать дырочки.

Приступаем. При помощи иглы сделайте на картоне дырочки с обратной стороны вышивки, в зеркальном отражении по отношению к рисунку.

Корпус лисички прошейте оранжевыми нитками, по технике «круг», лапки прошейте так же, используя цветные нити. На кончиках можно сделать светлыми нитями, оставшееся пространство – оранжевыми, как и корпус. Ушки и мордочку вышейте по технике «угол», используя цветные переходы. Глазки и носик для завершения картины вырежьте из цветной бумаги и приклейте.

Делаем одуванчики: разбираем технику со схемами и описанием

Рисуем одуванчики с картинки на бумагу, делим листики и цветочки сразу.

Переносим рисунок на обратную сторону фона черной бархатной бумаги.

Каждую часть шарика будем вышивать по технике «круг», для этого нам понадобятся белые нитки. Делим с изнаночной стороны окружность на части, каждая часть будет примерно по 0,5 см, делаем дырочки булавкой, и приступаем к вышивке.

Это один готовый шарик.

Шарики мы вышили.

При желании можно прошить края одуванчика, но тогда он не будет воздушным.

Далее вышиваем листики по уже изученной технике «угол». Для этого каждый кусочек листика (промежуток между прожилками) расчерчиваем с изнаночной стороны на углы и делим на отрезки, каждый по 0,5 см. Далее снова прокалываем и прошиваем.

Остается у нас сделать прожилки и стебельки. Их нужно вышивать более темной нитью. Стебли делим на отрезки по 1 см каждый, нумеруем по порядку, далее вышиваем по принципу выходим в 1, заходим в 3, 2-4 и т.д. Вышили стебли, одуванчики готовы.

Мастер-класс предназначен для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Изонить - это вышивка по плотному материалу (бумаге, картону, бархатной бумаге, наждачной бумаге и др.). Работы в этой технике получаются необычными и изысканными. Вышивкой в данной технике можно украсить настенное панно, открытку, упаковочную коробку. В данном мастер-классе мы вышьем картинку на тему «Петушок», такую картину можно использовать для подарка к любому празднику.

Цель: Закрепить умение в создании образов нитью.

Задачи : Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать у детей эстетическое восприятие, самостоятельное рисование нитью.

Нам потребуется готовая схема рисунка или рисуем сами.

Для данной вышивки нам потребуются:

швейные нитки (голубые, желтые, оранжевые, красные);

швейная игла;

лист картона (зеленый);

графитный карандаш;

канцелярские кнопки;

кусочек пенопласта для подкладки во время прокалывания канцелярской кнопкой.

Описание:

На листе цветного картона с изнаночной стороны наносим рисунок Петушка (круги, треугольники) при этом я использую трафареты.

По линиям с изнаночной стороны наносим разметку для дырочек (по трафарету). Число дырочек по обеим сторонам угла должно быть одинаково.

Подложив пластину пенопласта, канцелярской кнопкой прокалываем дырочки по разметке. На лицевой стороне будут отверстия, повторяющие рисунок на изнанке.

Вдеваем нить в иглу и начинаем вышивать угол с любой стороны по схеме. Вышиваем все углы, имеющиеся на рисунке.

Вышиваем все круги по схеме.

Картинка «Петушок» готова.

Таким же образом можно вышить следующие картинки (фото 9 - «Зайчишка», 10 - «Котик», 11 - «Солнце», 12 - «Мыльные пузыри», 13 - «Фейерверк»).

Анна Капитоненко

Мастер-класс «Вышиваем на картоне »

Одним из моих увлечений является вышивка . Мои дети любят смотреть, как я своими работами украшаю нашу группу. В прошлом году, когда моим ребятишкам было 4 – 5 лет (они посещали среднюю группу, им очень захотелось научиться вышивать . Они долго просили меня дать им попробовать вышить «хоть что-нибудь» . Я же не знала, как можно приступить к такому занятию (еще маленьким для этой работы) детям. Совершенно случайно обнаружила, что вышивка «изонитью» может помочь мне дать возможность каждому заинтересованному ребенку освоить технику владения иголкой.

Показала и рассказала какие инструменты нужны : иголка, нитки, ножницы, картон , познакомила с техникой безопасности при работе с очень опасными предметами …

И вот мы приступили к работе. Вышивали простыми стежками , потом работы стали разнообразить и вот в апреле приняли участие в выставке, посвященной Дню космонавтики в городском конкурсе. Одна из работ заняла третье место.

Этим летом мои дети ходят в разновозрастную группу (старшая-подготовительная) . И вот, когда я вернулась из отпуска, дети, посещавшие среднюю группу вспомнили о вышивке . Заинтересовались и «подготовишки» .

Итак, приступим к обучению.

Для работы нужны :

1) картон (лучше всего брать небольшой кусочек – четвертую часть листа А-4) ;

2) иголку с тупым концом (я беру для вышивания крестиком ) ;

3) ножницы;

4) цветные нитки (мулине, простые катушечные) ;

5) простой графитный карандаш.

Начинаем работу с выбора предмета для вышивки . Например, сейчас лето, и мы готовим выставку работ «Вот оно какое – наше лето!»

На картоне рисуем , например, море

Иголкой прокалываем дырочки для облегчения работы детям


Вдеваем нитку в иголку, закрепляем ее с обратной стороны и вышиваем :

с изнаночной стороны иголка вставляется в пустую дырочку


а с лицевой стороны – в дырочку с ниткой


Вот и получилось море или река, как хотите.

Таким же образом рисуем, вышиваем корабль/лодку , солнышко, мячик…


Эту работу выполнил мальчик, который впервые взял иголку в руки. Хочу сказать, что работал ребенок всего два дня.


Если произошла ошибка, то ее легко исправить, вернув иголку в исходное положение. При работе с тканью это сделать сложнее, поэтому процесс вышивки на картоне , гораздо проще, а рука ребенка работает так же.

(особенно хорошо сочетается такая работа с подвижной деятельностью на прогулке : побегал – вышил , опять поиграл, можно и повышивать )


С обратной стороны работа выглядит не очень красиво, но оформляя ее, вы поможете ребенку оформить вышивку в оригинальную рамку, которую можно сделать своими руками, и получится прекрасный речной или морской пейзаж.

Вот такие работы мы приготовили к нашей выставке.





Вот таким образом мы можем помочь в развитии мелкой моторики, внимания, усидчивости, интереса.

Публикации по теме:

Русские рукодельницы с давних пор любили вышивать крестом – это умение передавалось от матерей к дочерям. Они считали крест оберегом от.

У нас в саду все чем-то увлекаются. Кто делает цветы из бумаги, другие занимаются оригами. Я очень люблю цветы. С ранней весны до осени.

Изонить. Схема и работа в технике нитяной графики. Вышивка нитками по картону. Техника работы - изонить - рисование нитью. Используя эту.

Коллектив Занимается по общеобразовательной программе «Волшебный мир бумаги» Модуль «Вышивка лентами» Педагог доп. образования Королева.

Предлагаю Вашему вниманию поздравительную открытку к 8 Марта, которую я сделала для своей маленькой "принцессы" - внучке Юлечке. Сложного.