Развитие у ребёнка чувства собственного Я (практические советы). Психологическая проблема: не могу раздавать детские вещи

Бережное отношение к собственным игрушкам и другим вещам вовсе не означает, что ребёнок не может делиться ими со своими друзьями. В некоторых ситуациях могут возникнуть проблемы, например, когда малыш хочет забрать обратно свою вещь, дарит слишком дорогую игрушку или ту, которая ему не принадлежит. В результате дети и их родители оказываются вовлеченными в неприятный конфликт. Взрослым приходиться вмешиваться в неприятную ситуацию и возвращать подаренную игрушку законному владельцу. Прежде чем проводить воспитательную беседу с ребёнком, чтобы избежать подобных проблем в будущем, необходимо разобраться с возможными причинами поступка ребёнка. Он может довольно часто раздавать или обменивать игрушки, при этом руководствоваться совершенно разными мотивами: щедростью, простотой и наивностью, неуверенностью, мягкостью и безотказностью.

В случае, когда ребёнок дарит игрушку, а потом хочет забрать её обратно, необходимо объяснить ему всю суть подарка. Маленький ребёнок не всегда понимает разницу между «подарить» и «одолжить», поэтому часто одалживает игрушки на время испытывая определённый эмоциональный всплеск, но потом естественно хочет забрать их обратно. Малыши не умеют контролировать свои желания, поэтому не задумываются о возможных последствиях. Когда они хотят что-то подарить, родителям следует напомнить им о том, что потом эти вещи забирать нельзя: если игрушка дариться, то у неё появляется новый хозяин. Уступать ребёнку, когда он начинает капризничать и требовать игрушку обратно не стоит, лучше просто привести пример: «А если твой подарок у тебя отобрали бы через некоторое время? Тебе было бы приятно?»

Некоторые дети, когда теряют интерес к вещам, то с легкостью с ними расстаются, производят неравноценный обмен. Родителям не стоит расстраиваться, так как очень редко бывает, что малыш в 3-4 года в состоянии оценить дорогую вещь. Например, девочка может обменять золотое украшение матери на желаемую куклу. В таком случае, чтобы избежать плохих последствий необходимо объяснит ребенку как правильно обмениваться игрушками с другими детьми. Главное, что должен запомнить малыш - вещи мамы и папы брать, а тем более обменивать, нельзя. Важно помочь ребёнку понять, что его игрушки имеют определённую ценность - в них вложен труд самих родителей, которые приобрели их за заработанные деньги, поэтому просто так отдавать дорогие вещи нельзя.

Поощрять малыша делать подарки надо, но можно акцентировать внимание на том, что лучшие подарки делаются собственными руками. Если ребёнок раздаёт всем подряд собственные вещи, чтобы получить внимание друзей, то это говорит о том, что ему не хватает внимания и любви. Он пытается получить необходимое тепло с помощью благодарностей за подарки. Родители должны рассказать ребёнку, что таким образом он настоящих друзей не заведет.

Чуть ли не каждый день на просторах интернета раздается недовольное ворчание и громкое возмущение: утомленные чужими детьми граждане требуют оставлять малышей дома.

– Я заплатил столько-то миллионов за билет на самолет, – брызжет слюной тридцатилетний молодой человек, – и не собираюсь терпеть в салоне шум и детский плач.

– А мне недавно всю экскурсию ребенок испортил, – жалуется его товарищ по несчастью. – Орал так, как будто в него гвозди вбивали.

Казалось бы, дети мешают только тем, кто еще сам не обзавелся семьей. Но нет.

– Хоть у меня и есть собственные дети, – поддерживает возмущенных мужчин молодая женщина, – но должна согласиться, что малышам не место на отдыхе. Люди заплатили больше деньги за путевки и имеют право на полноценный отдых.

То есть они имеют право, а дети – нет?

Хватает родителей, полностью поддерживающих негодующих и утверждающих, что детям на отдыхе не место. Потому как родителям в отпуске нужны покой и тишина. Дети им мешают.

Дети почему-то всем мешают.

Разве они не такие же полноценные члены общества, как и взрослые? Разве они виноваты в том, что они еще дети?


А что такое воспитанные дети? Неподвижные болванчики? Где посадишь, там и сидит? Не ест, не пьет, не писает. Молчит и терпит. Чтобы дяденьке, за билет уплатившему, не мешать.

Простите, дяденька, за то, что у нас дети…

Чем ребенок отличается от взрослого человека? У него вообще-то те же самые права.

Естественно, чужие дети мешают раздражительным гражданам не только в самолетах. Они шумят на пляжах, нервируют их брызгами в воде и плохо ведут себя в ресторанах. Слушая бесконечные претензии, начинаешь терять веру в человечество.

Помимо пустого сотрясания воздуха возмущающиеся пытаются найти для заточения матери с детьми в четырех стенах весомые, на их взгляд, аргументы. Основной из них базируется на том, что маленькие дети путешествие все равно не запомнят, а польза для их здоровья от такой поездки весьма сомнительна, да еще и акклиматизация, кишечные инфекции… В общем, делают вывод негодующие, ребенку поездка на курорт вовсе не нужна, а значит, на первое место выходит эгоизм "нерадивой мамаши", пытающейся прикрыть собственное желание вырваться на море заботой о здоровье малыша.

Разоблачили все-таки. Мама – эгоистка. На море ей, видите ли, хочется. А те, кто хочет жить в мире без шума и пыли, отгородившись от детворы, – не эгоисты? Мы с вами не эгоисты? Съездить на отдых – нормальное желание каждого человека. Вне зависимости от возраста, семейного положения и наличия детей. И мать вовсе не обязана сидеть с ребенком дома в течение семи лет только потому, что кому-то мешает детский плач. В конце концов, для чего придуманы беруши? А еще можно "уйти" в наушники. И будет вам счастье.


А что касается ребенка, так для него главное – наличие рядом мамы. А с остальным родители способны разобраться без советов посторонних.

Вам мешает чей-то ребенок? А кому-то мешает ваш супруг, храпящий в соседнем кресле на весь салон. Или ваш выпивший товарищ, разговаривающий на три тона выше положенного. Да, еще и с нецензурными выражениями. И громкая музыка по ночам, кстати, тоже.

При желании можно найти массу мешающих нам всем деталей. Чужие ноги в проходе, музыка, телефонные разговоры

Моя свекровь вот тоже любит покой и тишину. Поэтому для отдыха она выбирает отели без детей.

Если я не выношу табачный дым, то я не хожу в заведения, где курят. Но не возмущаюсь и не указываю курильщикам, что им делать. Потому как это их право. У каждого из нас вообще-то равные права.

Если вы чайлдфри и совершенно не переносите детей, то это ваша личная драма. И ваша задача сделать так, чтобы избегать мест, где вы можете их встретить. Это вы должны сидеть дома, а не указывать родителям оставлять дома своих малышей.

Если избежать мест таких нельзя, то нужно смириться. Это и есть терпимость. Воспитанность. Признак развитого цивилизованного общества.

Цивилизованное общество, кстати, и отличает именно отношение к детям, пожилым и людям с ограниченными возможностями.

Отнюдь не маленький процент наших соотечественников настаивает на том, что до определенного возраста детям стоит сидеть дома, а если все же возникнет необходимость выехать, то их нужно каким-то образом изолировать от остального общества.

А старики и инвалиды вам случайно не мешают?

Окружающий мир не принадлежит лишь избранным. Мы все являемся его частью. С равными правами. И дети – не исключение.

Утро в детском саду Монтессори. В холле раздаются первые детские голоса. Румяные дети появляются в открытых дверях, здороваются каждый на свой лад с педагогами, прощаются с родителями и проходят в группу. Родители остаются за дверью, в класс они не входят, дети переодеваются сами. Процесс этот длительный и забавный: кто-то делится впечатлениями от событий прошедшего дня в тот момент, когда уже в третий раз пытается стянуть с себя комбинезон; кто-то вот уже пять минут сидит, задумавшись, в одном ботинке; кто-то копошится в своем шкафу в поисках одежды для переодевания; а кто-то уже давно переоделся и болтается на шведской стенке в игровой. В Монтессори группе начался новый день.

Спустя примерно полчаса еле слышно звенит звонок. Я даже не осознаю этот звук сначала, но проходящий мимо Никита сообщает: «Собираемся на круг!». И все дети быстро собирают игровые модули, ускоряются в натягивании одежды и стекаются со всех концов класса к красной линии, которая в виде эллипса нарисована посредине самой большой комнаты. Начинается круг или работа на линии, как это обычно называется в классических Монтессори школах. Педагог Надя звонит в колокольчик и объявляет о начале занятия.

На круг приходят не все. Настя все еще переодевается, Соня и Гоша ушли на кухню и нашли себе какие-то занятия, Никита сел в уголок на кресло и читает книгу. Педагоги никого не торопят и никого не зовут специально. Круг – дело добровольное. Всего в группе 28 детей в возрасте от 3 до 7 лет. Разновозрастный принцип – это один из самых важных критериев Монтессори групп. В такой среде дети учатся друг у друга, старшие помогают младшим, младшие тянутся за старшими.

Между тем все пришедшие на круг, включая двух педагогов, садятся на линию, берутся за руки и поют незамысловатую приветственную песенку. После приветствия выясняют, какой сегодня день, месяц и время года, дату обозначают на специальном календаре. Затем обсуждают, что нового у ребят произошло. На кругу говорят по очереди и в полголоса, я сижу в отдалении, и мне приходится прислушиваться. За это время приходят еще двое опоздавших детей. Саша быстренько переодевается и бежит в круг, а Полина все делает медленно-медленно, прислушивается к тому, о чем говорят.

А на кругу тем временем уже начали обсуждать новую тему. Педагог просит приложить детей руку к груди и сказать, что там стучит. Дети высказывают свои предположения о том, зачем человеку сердце, какого оно размера и какую важную роль играет в нашей жизни. Педагог рассказывает детям о системе кровообращения, показывает картинки. Вены – синие, артерии – красные, сердце работает как насос.

«Сейчас мы будем рисовать схему кровеносной системы человека, - педагог Надя кладет в центр круга большой лист картона, - для этого нам необходимо обвести контур кого-то из вас». Вызываются многие, решают взять самую маленькую Катю. Девочка ложится на картон и педагог фломастером обводит ее контур. Теперь можно наглядно показать, где у человека находится сердце, а также нарисовать как вены и артерии распределяются по всему телу до самых кончиков пальцев.

монтессори.jpg

По такому принципу проходят все занятия на кругу. Обсуждаются естественнонаучные или социальные темы, там же проводят эксперименты, химические или физические опыты. Самое главное - дать детям почувствовать предмет обсуждения, по возможности потрогать или увидеть.

Я смотрю на часы и понимаю, что занятие длится уже 40 минут, при этом дети с интересом продолжают обсуждать довольно сложную для них тему.

Монтессори.jpg

Круг заканчивается, все дети разбредаются по классу в поисках занятий. А у нас тем временем, есть возможность внимательнее разглядеть все пространство. Монтессори-класс – это специально подготовленная развивающая среда с низкими полками вдоль стен и с методическими материалами на них. Важный момент – каждый материал (а именно так здесь называются все пособия - не игрушки, а материалы) представлен в единственном экземпляре. Это учит детей договариваться о совместной работе или о работе по очереди. Учит ждать и уважать право первого.

детский сад.jpg

Вся среда разбита на несколько зон. Первая – зона практической жизни. Здесь дети учатся овладевать важными навыками, необходимыми в быту – учатся переливать воду, застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, чистить обувь, утюжить и складывать одежду. Зона практической жизни очень удобно переходит в большую кухню, в которой все оборудовано специально для детей – низкая мебель, маленькие раковина, плита и духовка. Здесь дети учатся готовить, мыть посуду, стирать, ухаживают за цветами.

детский сад.jpg

Далее мы переходим в зону сенсорного развития. Это пространство, наполненное предметами, позволяющими развивать и утончать в ребенке восприятие цвета, размера, веса, шума, и запахов. Это классические Монтессори пособия – розовая башня, коричневая лестница, цветовые таблички, шумовые цилиндры.

Затем, мы проходим в зону математики. Вместо привычных нашим представлениям о математике цифрам и примерам на стене мы видим полки, заставленные странными на первый взгляд пособиями, – это стержни, кубы и цепочки из бусин, деревянные таблички, длинные штанги с отрезками. Все это - уникальный математический Монтессори материал, который позволяет познавать математику не как нечто абстрактное, а как совершенно конкретное и материальное.

На следующих полках мы видим деревянные таблички с шершавыми буквами, множество карточек, а также коробочек с предметами для изучения звуков – это зона русского языка. По методу Монтессори дети не учат буквы алфавита, но учат звуки, т.е. звук «м»», а не «эм». Письмо в Монтессори предшествует чтению, а чтению как таковому не учат вовсе, дети постигают этот навык самостоятельно.

И, наконец, мы попадаем в зону космического воспитания. Она в классе самая большая и полки ее уставлены множеством интересных пособий и материалов – глобусы, карты, флаги, образцы насекомых, макеты географических ландшафтов, мини-лаборатория для проведения химических и физических опытов. Также в классе есть уютно оборудованная комната для уединения – небольшое пространство с маленьким креслом, напольными подушками, полкой для книг и аквариумом в углу.

Каждый вид деятельности, будь то отдых или работа ребенок здесь выбирает сам, также ребенок сам решает, сколько времени он будет заниматься с тем или иным материалом. Теперь я предлагаю понаблюдать за детьми. Все ребята уже давно разбрелись по своим делам. Ричард обводит буквы в прописях. Володя учится резать яблоки. Соня режет ножницами и клеит что-то из бумаги. Вова слушает классическую музыку. Гоша перемалывает сахар в ступке. Нина учится считать на счетных штангах. Саша режет хлеб на сухарики. Никита читает.

Детский сад.jpg

Дети хаотично передвигаются по классу, при этом в классе очень тихо, и каждый чем-нибудь занят. Маша застегивает пуговицы и что-то напевает еле слышно, но увлекшись, девочка повышает голос и поет все громче и громче. Мимо проходит Саша и демонстративно закрывает уши. «Маша, очень громко!» - говорит он, Маша замолкает. Мария Монтессори называла это воспитанием свободой. Когда ребенку разрешено делать все, что не опасно для его жизни и то, что не ограничивает свободу других людей. Кричать, безусловно, можно, но тогда ты помешаешь другим, а в следующий раз кто-то сможет помешать тебе. Дети легко улавливают логику простых житейских правил.

Со стороны кажется, что педагоги практически не включены в процесс. На самом деле это не так. Монтессори педагоги заняты своей главной задачей – они наблюдают за детьми. И вовремя умеют направить детей в нужное русло, проводят презентации материалов индивидуально или в малых группах. В итоге, дети не остаются без внимания. Но главный принцип все же остается неизменным – не вмешиваться, давать максимум свободы самовыражения, не давать никаких шаблонов и следовать за ребенком.

Рассказывает педагог Инга: «Недавно все наши дети начали писать. Причем независимо от возраста и знания букв. Когда ребенок что-то просит, а я не могу ему помочь в данный момент, потому что занята, я предлагаю ребенку написать мне записку, чтобы я не забыла о просьбе. Сначала ребенок недоумевает - «я не умею писать», но я отвечаю: «Все дети умеют писать. Напиши, как умеешь». И трех-четырех летний малыш идет за листочком и ручкой и выводит какие-то каракули. Затем он приносит записку мне, и я спрашиваю: «Что здесь написано?». Ребенок рассказывает: «Инга помоги мне, пожалуйста, завязать колечко, я подарю его маме». Разумеется, просьбу я выполняю как можно скорее. И, вот, через пару дней я замечаю этого ребенка в зоне русского языка, он начинает проявлять интерес к буквам. Так к шести годам дети у нас начинают довольно сносно писать».

Незаметно проходит около двух часов. Слышатся звуки классической музыки. «Заканчиваем!» - раздаются детские голоса со всех сторон. Дети завершают свою работу и торопятся навести порядок – все убрать на место, выбросить мусор, задвинуть стулья. Кто уже освободился, помогает другим. Все снова собираются на кругу. Теперь сюда пришли уже все дети, никто не остался вне круга.

На кругу педагоги благодарят всех за еще один плодотворный день, а потом передают мячик, и каждый из сидящих делится своими впечатлениями о том, что он сегодня сделал или узнал нового.

«Сегодня я сделала дом из бумаги, - говорит Настя и показывает свой бумажный домик, - Раньше не умела, а сегодня вот научилась». Кто-то работал с красными штангами, кто-то составлял макет местности и нарисовал карту, кто-то занимался со звуковыми коробочками, а кто-то научился считать десятками. У каждого есть о чем рассказать.

«А я сегодня резал и сушил сухарики, - говорит Саша. И действительно из кухни доносится аромат подсушенного хлеба. «Да, - поддерживает педагог, - Саша приготовил для нас целый противень сухариков, сейчас мы закончим и пойдём пробовать их».

Круг заканчивается, дети идут мыть руки и направляются на кухню, где берут блюдца, выстраиваются в очередь и каждый накладывается сухарики себе в тарелку.

Перекусив, дети собираются на прогулку. Одеваются сами, старшие помогают младшим завязывать шапки и застегивать замки на верхней одежде. Выходят гулять двумя-тремя партиями, так как кто-то одевается быстро, а кто-то медленно.

Педагоги рассказывают, что случается, что ребенок не успевает погулять. Он так долго одевался и отвлекался на что-нибудь, что в итоге, собравшись, на пороге уже встречает группу возвращающихся детей. Расстраивается, конечно, но в следующий раз одевается одним из первых.

Середина лета, сезон отпусков в самом разгаре, и из-за каждого угла раздаются крики недовольных чужими детьми отдыхающих.

Подумать только, какому количеству окружающих мешают чужие дети. Они, оказывается, шумят, а также хотят есть, пить и в туалет. Ну надо же. Просто поразительно. Запретить!

pikabu.ru

Чуть ли не каждый день на просторах интернета раздается недовольное ворчание и громкое возмущение: утомленные чужими детьми граждане требуют оставлять малышей дома.

– Я заплатил за билет на самолет, – брызжет слюной тридцатилетний молодой человек, – и не собираюсь терпеть в салоне шум и детский плач.

– А мне недавно всю экскурсию ребенок испортил, – жалуется его товарищ по несчастью. – Орал так, как будто в него гвозди вбивали.

Казалось бы, дети мешают только тем, кто еще сам не обзавелся семьей. Но нет.

– Хоть у меня и есть собственные дети, – поддерживает возмущенных мужчин молодая женщина, – но должна согласиться, что малышам не место на отдыхе. Люди заплатили больше деньги за путевки и имеют право на полноценный отдых.

То есть они имеют право, а дети – нет?

Хватает родителей, полностью поддерживающих негодующих и утверждающих, что детям на отдыхе не место. Потому как родителям в отпуске нужны покой и тишина. Дети им мешают.

Дети почему-то всем мешают.

Разве они не такие же полноценные члены общества, как и взрослые? Разве они виноваты в том, что они еще дети?


redigo.ru

А что такое воспитанные дети? Неподвижные болванчики? Где посадишь, там и сидит? Не ест, не пьет, не писает. Молчит и терпит. Чтобы дяденьке, за билет уплатившему, не мешать.

Простите, дяденька, за то, что у нас дети…

Чем ребенок отличается от взрослого человека? У него вообще-то те же самые права.

Естественно, чужие дети мешают раздражительным гражданам не только в самолетах. Они шумят на пляжах, нервируют их брызгами в воде и плохо ведут себя в ресторанах. Слушая бесконечные претензии, начинаешь терять веру в человечество.

Помимо пустого сотрясания воздуха возмущающиеся пытаются найти для заточения матери с детьми в четырех стенах весомые, на их взгляд, аргументы. Основной из нихбазируется на том, что маленькие дети путешествие все равно не запомнят, а польза для их здоровья от такой поездки весьма сомнительна, да еще и акклиматизация, кишечные инфекции… В общем, делают вывод негодующие, ребенку поездка на курорт вовсе не нужна, а значит, на первое место выходит эгоизм "нерадивой мамаши", пытающейся прикрыть собственное желание вырваться на море заботой о здоровье малыша.

Разоблачили все-таки. Мама – эгоистка. На море ей, видите ли, хочется. Ате, кто хочет жить в мире без шума и пыли, отгородившись от детворы, – не эгоисты? Мы с вами не эгоисты? Съездить на отдых – нормальное желание каждого человека. Вне зависимости от возраста, семейного положения и наличия детей. И мать вовсе не обязана сидеть с ребенком дома в течение семи лет только потому, что кому-то мешает детский плач. В конце концов, для чего придуманы беруши? А еще можно "уйти" в наушники. И будет вам счастье.


ourbaby.ru

А что касается ребенка, так для него главное – наличие рядом мамы. А с остальным родители способны разобраться без советов посторонних.

Вам мешает чей-то ребенок? А кому-то мешает ваш супруг, храпящий в соседнем кресле на весь салон. Или ваш выпивший товарищ, разговаривающий на три тона выше положенного. Да, еще и с нецензурными выражениями. И громкая музыка по ночам, кстати, тоже.

При желании можно найти массу мешающих нам всем деталей. Чужие ноги в проходе, музыка, телефонные разговоры…

Моя свекровь вот тоже любит покой и тишину. Поэтому для отдыха она выбирает отели без детей.

Если я не выношу табачный дым, то я не хожу в заведения, где курят. Но не возмущаюсь и не указываю курильщикам, что им делать. Потому как это их право. У каждого из нас вообще-то равные права.

Если вы чайлдфри и совершенно не переносите детей, то это ваша личная драма. И ваша задача сделать так, чтобы избегать мест, где вы можете их встретить. Это вы должны сидеть дома, а не указывать родителям оставлять дома своих малышей.

Если избежать мест таких нельзя, то нужно смириться. Это и есть терпимость. Воспитанность. Признак развитого цивилизованного общества.

Цивилизованное общество, кстати, и отличает именно отношение к детям, пожилым и людям с ограниченными возможностями.

Отнюдь не маленький процент наших соотечественников настаивает на том, что до определенного возраста детям стоит сидеть дома, а если все же возникнет необходимость выехать, то их нужно каким-то образом изолировать от остального общества.

А старики и инвалиды вам случайно не мешают?

Окружающий мир не принадлежит лишь избранным. Мы все являемся его частью. С равными правами. И дети – не исключение.

О том, что генетическая аномалия - это еще не трагедия, сегодня говорят уже многие. Информация о том, что дети с такой особенностью способны к нормальному развитию и социализации, все чаще появляется в СМИ. При этом подчеркивается, что жить, развиваться, учиться и проявлять свои таланты дети с синдромом Дауна способны лишь в атмосфере любви. Им нужно чуть больше помощи, внимания и понимания - как со стороны семьи, так и всего общества.

Однако до сих пор для многих родителей слова «синдром Дауна» звучат, как приговор. Как ведут себя люди, столкнувшиеся в своей жизни с подобной проблемой, какой выбор они делают и почему? На эти вопросы нам помогли ответить женщины, детям которых в свое время был поставлен этот диагноз.

«У вас одна лишняя хромосома»

О том, что у нее родится ребенок с синдромом Дауна, Екатерина во время беременности даже не подозревала. Анализы были в норме, и только после родов акушер произнесла роковую фразу:
- У вашей дочери подозрение на синдром Дауна. Запомните, как она выглядит, чтобы вы не сказали потом, что вам ее подменили.

Эти слова прозвучали, как гром среди ясного неба. Лежа в одиночестве в палате, Катя все еще не могла поверить, что такое может случиться именно с ней. Она не отвечала на телефонные звонки близких людей и их поздравления, и даже не решалась сообщить родным о предварительном пока диагнозе.
- Возможно, если бы это было сказано в другой форме, и моя реакция была бы другой, - вспоминает Екатерина.

Целые дни проводя с новорожденной дочкой, молодая мама надеялась, что диагноз не подтвердится, но результаты из генетического центра пришли неутешительные: «у вас одна лишняя хромосома». Тем не менее, Екатерина была полна решимости забрать девочку домой. Однако ее супруг Александр и родственники рассудили иначе. Боясь, что Катя забросит мужа и старшую семилетнюю дочь Дашу, они настояли на том, чтобы женщина написала отказ от ребенка-инвалида.

Сердцем я так и не приняла свой отказ, и тайком от родных продолжала каждую неделю ездить к моей Вике в роддом, привозила подгузники, кормила дочь, играла с нею, - рассказывает Екатерина.

Затем маленькую Викторию перевели в Дом ребенка N1. К счастью, администрация интерната разрешила несчастной матери раз в неделю навещать дочь.

Первые недели я просто рыдала каждый раз, когда к ней приходила. Вика смотрела на меня, такая маленькая, беззащитная, а я постоянно повторяла: «Прости меня, доченька, я оставила тебя, предала», - со слезами вспоминает Катя.

Условия содержания и отношение персонала к детям в доме ребенка оказались очень хорошими, но внимания ребенку все равно не хватало. Вика часто болела, лежала в изоляторе и в больницах, где некому было заниматься ее развитием. Екатерина не теряла надежду забрать девочку домой, но супруг был непреклонен. В результате все чаще начали возникать скандалы, слезы, взаимные упреки. Поставить под угрозу счастливый брак молодая женщина не решалась.

Все чаще Катя принялась выходить на сайт организации родителей детей с синдромом Дауна «Солнечные дети», читать истории различных семей, собирать информацию об особенностях развития «особых» детей. Наконец, она решилась написать на сайт письмо, в котором рассказала свою историю. В ответ руководитель организации Татьяна Черкасова пригласила Екатерину на специальный семинар для родителей с участием московских специалистов. После него Катя окончательно решила во что бы то ни стало забрать своего ребенка домой, даже пожертвовав ради этого отношениями с мужем. К счастью, на ее стороне оказались не только родители, но и свекор со свекровью. Они даже предложили свою помощь в воспитании девочки. После этого Александр сдался. Особых сложностей с оформлением документов не было, и уже через две недели Вика была дома.

Теперь маленькая Виктория окружена вниманием и заботой. Даша буквально не отходит от младшей сестры, а сама Катя души не чает в своей маленькой «принцессе». Конечно, год в детском доме не прошел даром - Вика пока еще не умеет даже вставать. В остальном же она ничем не отличается от обычного ребенка: с такой же радостью тянется к маме, начинает, лежа в кроватке, «пританцовывать» и по-своему «подпевать», когда слышит музыку, играет погремушками и живо интересуется окружающим миром.

Когда мы приехали домой, Саша просто не отпускал ее с рук. Он носил ее по комнате, играл с ней, разговаривал, а потом подошел ко мне и сказал: «У нас все будет хорошо», - со счастливой улыбкой рассказывает Катя.

Кстати, в практике Дома ребенка N 1 это уже третий случай, когда родители забирают малышей с синдромом Дауна назад. Ни один из принявших такое решение об этом не пожалел.

Желанный и любимый

Сегодня Оксана уже не сомневается в том, что у нее родится «особый» ребенок.
- Все началось на сроке двенадцати недель, когда в больнице, где я состою на учете, врач предложил мне сдать кровь на пороки развития плода, - рассказывает Оксана.

Затем девушку пригласили на консультацию в Центр планирования семьи, где сообщили, что кровь выявила высокий риск синдрома Дауна у ребенка. Результаты УЗИ и двух генетических анализов окончательно подтвердили этот диагноз. Первой реакцией Оксаны на это известие было отчаяние и страх. Разумеется, тут же пришла мысль о прерывании беременности. Однако в аборте девушке отказали – срок беременности был слишком большим. Правда, врачи подсказали еще одно, «гуманное», как они выразились, решение проблемы: преждевременные искусственные роды на двадцатой неделе развития плода.

Когда ребенок начал шевелиться в животе, я уже стала сомневаться в том, стоит ли прерывать беременность. Мы с мужем провели своего рода голосование: независимо друг от друга написали решение, а потом обменялись бумажками. Я заранее знала, что он напишет, поэтому написала противоположное. Он написал: «Оставить ребенка»…, - вспоминает Оксана. - Потом и я изменила свое мнение. Просто я очень совестливый человек, и знала, что убийство ребенка себе никогда не прощу. Я понимала, что выбираю свой путь не в рамках месяца или года, но в рамках всей последующей жизни, - продолжает она.

Немалую роль в этом выборе сыграла организация «Солнечные дети». Татьяна Черкасова приехала к Оксане домой в течение часа после ее первого звонка. После разговора с родителями «особых» детей девушка окончательно перестала мучаться сомнениями.

Приняв решение, Оксана стала продолжать обычную жизнь беременной женщине. Малыш был запланированным и желанным, и будущая мама начала приготовления к рождению ребенка: перестановку мебели, покупку вещей и одежды, чтение специальной литературы об особенностях развития детей с синдромом Дауна. Внутренне она уже готова к любым трудностям.

Параллельно с синдромом Дауна моей дочке ставят предварительный диагноз: порок сердца. Конечно, мне все равно страшно, ведь возможно, что в первый же месяц жизни нашей девочке будут делать операцию. Но я стараюсь сохранять позитивный настрой. Мы с мужем делаем все то, что и планировали делать изначально, когда думали, что у нас обычный ребенок. Например, провели 3D-сканирование, записали его себе на память, уже сделали первую внутриутробную фотографию ребенка, - рассказывает Оксана.

Кстати, родственники девушки и даже ее родная мать до сих пор не приняли ее решения оставить ребенка. Тем не менее, менять своего мнения Оксана не собирается, а со временем и близкие начали помогать будущей маме. Долгожданный малыш еще не родился, но девушка уже вступила в актив организации «Солнечные дети». Конечно, ее пугают предстоящие трудности, но она уже знает, что не будет сожалеть о своем выборе.

Черно-белое ожидание

Положительный результат теста на беременность породил в душе Юлии невыразимую радость и в то же время волнение. Как-никак, она была уже не очень молода, к тому же несколько лет назад у нее удалили щитовидную железу, что увеличивает риск возникновения отклонений у будущего ребенка.

В тот же день я появилась в женской консультации со словами: «Я беременна, и беременность буду сохранять!», - вспоминает Юлия.

Из консультации женщину отправили наблюдаться в городской центр планирования семьи – в районной консультации врачи не решились брать на себя ответственность за «проблемную» беременную. К счастью, в центре все прошло благополучно, Юлию поставили на учет и тут же назначили все долженствующие анализы. Кровь на гормоны щитовидной железы показала совершенно немыслимые цифры - превышение нормы в несколько десятков единиц. Эндокринолог и невропатолог при консультации тут же стали говорить о том, что подобные патологии у матери могут привести к серьезным нарушениям в деятельности и к порокам развития центральной нервной системы ребенка.

Примерно с этого момента и началось мое черно-белое ожидание. Врачи говорили, что при моих патологиях тесты могут дать положительный результат даже в случае, если патологий развития плода нет. И некоторые результаты действительно пугали, — рассказывает Юлия.

В числе прочих процедур будущая мама должна была сдать кровь на ИФА-скрининг для исключения синдрома Дауна у ребенка. Результат оказался шокирующим: риск синдрома Дауна составлял один к шестидесяти.

Врач сказала, что теперь я должна сделать кордоцентез, причем очень быстро – до 25 недель, чтобы успеть сделать преждевременные роды, пока плод, по законодательству, считается не жизнеспособным. После этих слов меня с головой затопило чувство паники, горя, какой-то близкой беды. Я помню только, что спрашивала у врача: «Этот анализ, прокол – он опасен для ребенка? Чем это чревато? Я могу его не делать? Что будет, если я откажусь? Насколько велик риск действительно, что у моего малыша будет синдром Дауна?», — вспоминает Юлия.

Тем временем врачи вкрадчивыми голосами принялись убеждать женщину:
— Зачем вам ребенок-даун? И решайте быстрее – надо успеть до 25 недель. Сегодня пятница, так что давайте, мы запишем вас на понедельник.
При этом медики признались, что в случае, если Юлия согласится сделать анализ, риск выкидыша составит около 90 %. Мысль о том, что она может потерять своего ребенка, так и не увидев его, остановила женщину.

В тот день я позвонила своей самой близкой подруге, и она мне сказала: «Ну ты подумай сама: ведь у нее (тогда уже было известно, что в животе растет девочка) уже есть все – ручки, ножки, она умеет сосать пальчик, и когда ты ее родишь, она будет плакать». После этого у меня прошли все сомнения. Я поняла – это же мой ребенок. Моя дочка, которая будет любить свою маму любой. Но ведь и мама любит своего ребенка любым! Даже если он другой, не такой, как все остальные дети, — делится своими мыслями Юля.

Юлия так и не стала делать рискованный анализ, решив принять своего будущего ребенка, каким бы он не оказался. Несколько недель спустя на свет появилась девочка: очаровательная, рыженькая и… абсолютно здоровая!

Я смотрела на нее и понимала, что вот это создание могло так легко погибнуть из-за того, что ее мама испугалась… чего? Неизвестности? Трудностей? Общественного мнения? Но разве все это стоит того, что ваш ребенок будет улыбаться вам самой счастливой, самой любящей и самой солнечной улыбкой?! Конечно, нет! — заключила Юлия.

В самом деле, опыт всех этих женщин показывает, что материнская любовь становится выше любых сомнений и тревог, а сама возможность дарить эту любовь своему ребенку – лучшей наградой для матери.