Физические изменения в подростковом периоде. Тема урока: Физические изменения у подростков

Общеизвестно, что весь жизненный цикл человека условно можно разделить на три основных этапа: созревание , зрелый возраст и, к сожалению, старение . При переходе от одного периода к другому выделяют критические возрастные периоды, в течение которых происходят качественные изменения в росте и развитии организма, его взаимодействии с окружающей средой.
Одним из таких очень ответственных периодов является подростковый (пубертатный) период . Это отрезок времени, когда происходит биологическая и психологическая перестройка организма, ведущая к зрелости. Что же происходит в это время?

Физиологические изменения

В этот период происходит очень быстрое биологическое созревание организма. Некоторые исследователи говорят даже о «физиологической буре» , имея в виду изменения, происходящие в подростковом периоде. Природа словно торопится завершить свое творение и в этой спешке не замечает, что в нем еще много «недоработок».
Кости растут так быстро, что мышечная ткань не успевает за ростом скелета. Из-за этого нередко бывают боли в мускулах, что удивляет и пугает самих подростков и их родителей. Резко меняется внешний вид: фигура становится нескладной, руки и ноги длинными и тонкими, движения неловкими и неуклюжими.
Многие начинают стесняться своего роста, а в связи с этим сутулиться, пытаясь уменьшить свой рост и сравняться с остальными в классе. Другие наоборот переживают из-за своего якобы маленького роста. Молодые девушки начинают переживать по поводу своей якобы полноты, недовольны пропорциями тела. На самом деле большинство этих проявлений временного порядка и исчезнут через некоторое время.

Противоречия в изменениях

В физиологических процессах, которые происходят в организме подростка, есть внутренние противоречия. Затраты на рост так велики, что в этот период человек часто ощущает усталость, необходимость дополнительного отдыха. Это время внутреннего противоречивого и нередко конфликтного состояния утраты привычного и обретения нового физического «Я».
Любые изменения в состоянии организма пробуждаю тревогу: физическое и половое созревание вызывают в первую очередь сомнение: «А правильно ли я развиваюсь?» Некоторые исследователи называют это комплексом «гадкого утенка» : человек сравнивает себя со сверстниками, которые переживают то же. Но он видит только их внешность, а не переживания, отчего приходит к выводу, что он не такой; в этот период никто не знает, каким он будет, а воображение рисует самое худшее. Сомнения и тревога выдают себя раздражительностью, нарочитой «крикливостью» одежды, прически, манер.

Гормональная перестройка организма

Важнейшее влияние на формирование подростка в период взросления оказывают гормоны. Железы внутренней секреции вырабатывают одинаковые гормоны, как у женщин, так и у мужчин. Исключение составляют половые железы : у мужчин - яички, продуцирующие половые гормоны андрогены (по большей части тестостерон), а у женщин - яичники, вырабатывающие эстроген и прогестерон.
Помимо секреции половые железы выполняют и другую функцию: в них созревают половые клетки - сперматозоиды у мужчин и яйцеклетки у женщин. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие.

Внешние изменения

Внешне это проявляется в первую очередь скачком роста, изменением фигуры, появлением вторичных половых признаков . Период полового созревания у девочек начинается, как правило, в 10-11 лет, т.е. несколько раньше, чем у мальчиков.
Как и было сказано, в этот период идет быстрый рост. У девочек, в отличие от мальчиков, заметнее увеличивается верхняя часть туловища, шире становятся бедра, фигура становится округлой. Увеличиваются наружные половые органы, кожа на них темнеет, начинают расти волосы в подмышечных впадинах, начинают развиваться молочные железы. Далее примерно через 2 года от начала полового созревания появляется первая менструация.
У мальчика также изменяется фигура: плечи становятся шире, а таз более узким, ноги длиннее и мускулистее; быстро растет скелет. Ежегодная прибавка роста у некоторых мальчиков доходит до 10 см. Начинают расти волосы на лобке, подмышечных впадинах и на лице (сначала над верхней губой, на подбородке, а затем и на щеках). Увеличиваются и изменяются хрящи гортани, а голосовые связки становятся толще - голос «ломается» и в дальнейшем тембр его становится ниже.
Под влиянием мужских половых гормонов усиливается секреция сальных желез, особенно на коже спины и лица. При недостаточном гигиеническом уходе нередко появляется угревая сыпь. Как правило, к 14 годам начинается выработка и выделение спермы (жидкости, вырабатываемая яичками и содержащая мужские половые клетки - сперматозоиды). В половых органах также происходят значительные изменения: увеличиваются яички и половой член (в длину и толщину). Кожа на них темнеет.
Все эти изменения касаются физиологического аспекта. Но важно также помнить и о том, что происходит во внутреннем мире подростка.

Психологические особенности подросткового периода

Часто родителям кажется, что детство - самый беззаботный и легкий этап жизни. Наверное, это можно сказать о дошкольниках и младших школьниках. Но только не о подростках. Кроме описанных физиологических изменений кардинально меняется сама личность подростка. Что же происходит в подростковом возрасте?
Кратко основные особенности подросткового возраста можно охарактеризовать так:

  • подросток становится эмоционально нестабильным , вспыльчивым, раздражительным и очень чувствительным к внешним оценкам;
  • подросток определяется со своей половой идентификацией , начинает задумываться об отношениях с противоположным полом и переживает первый опыт сексуального возбуждения;
  • подросток, сильно изменяясь физически, изменяет и внутренний образ себя , начинает иначе относится к себе в целом, к свой внешности, к своей новой социальной роли;
  • подросток кардинально изменяет свое самосознание - он начинает иначе мыслить, по-другому чувствовать, у него появляются новые ценности и цели.
Задачи подросткового периода

Такая картинка получается, если рассматривать этот период отстраненно. Если же посмотреть на все глазами самого подростка, то картина изменяется: вместо простой констатации фактов появляются реальные и очень сложные жизненные задачи , которые и взрослым, подчас, бывает трудно решить. Что же получается?
Подросток - уже не ребенок и еще не взрослый. Но ему предстоит осознать себя, понять, чего он хочет и что он может, выстроить свой внутренний мир и научиться эффективно общаться с внешним миром. При этом подростку необходимо еще и определиться с выбором профессии, научиться находить общий язык со сверстниками, изменить отношения с родителями… И все эти задачи встают перед подростком одновременно.

Внутренняя позиция подростка

Важно также помнить, что позиция, в которой находится в это время подросток, очень уязвима. С одной стороны, подросток хочет, чтобы его воспринимали как взрослого, стремится отстаивать свои права. С другой же стороны, он не обладает жизненным опытом, знаниями, необходимыми навыками.
Нестабильность в позицию подростка вносит и изменяющаяся самооценка . В этом возрасте очень важно чувствовать себя уникальной, значимой личностью. Но как раз в это время подросток сталкивается с серьезной критикой в свой адрес: и учиться он мог бы лучше, и давно пора стать самостоятельным.
Вот и представьте, что чувствует подросток. Коротко можно обозначить его состояние как продолжительный стресс , который может распространиться на всю семью. Что же можно сделать, чтобы благополучно пережить этот, несомненно, сложный и для родителей, и для самих подростков период?

Что может помочь?

Во-первых , подросткам следует сказать о необходимости бережного и уважительного отношения к себе и своему телу , напомнить им, что они становятся взрослыми, а это непросто. Каждый человек уникален, неповторим в своем роде, и это нужно понимать и ценить! И к своей индивидуальности надо относиться с уважением.
Во-вторых , важно самим взрослым понимать и помогать понять подростку, что происходит в его жизни . Знание, что многие процессы обусловлены резкой перестройкой организма, помогут легче отнестись к таким непростым изменениям. Эмоциональная нестабильность, резкие перемены в настроении, противоречивость позиции - основные проблемы данного возрастного этапа - все это следствия гормональной перестройки организма и изменений в строении и функционировании мозга. Они неизбежны и правильны. Осознание этого факта может значительно снизить тревогу подростков и непонимание, иногда разочарование, родителей.
В-третьих , подросткам в это время может помочь опыт его родителей и близких взрослых . Разговаривая по душам, делясь собственным опытом и рассказывая про ваши чувства, вы помогаете подростку узнавать самого себя и окружающий его мир. Если же подросток понимает и с вниманием относится к своему внутреннему пространству, он легче сможет встроиться в новые для него, уже взрослые, социальные взаимодействия.
И, наконец , главная помощь - это внимательное, бережное и уважительное отношение друг к другу . Только так вы сможете сохранить доверительные отношения и без потерь пройти через этот непростой период. И помните: любой сложный период заканчивается, отношения же - остаются.

В подростковом возрасте тело ребенка начинает активно перестраивается: резко увеличивается рост, меняется внешность, колеблется вес. Контроль массы тела подростка в этот период очень важен. Ведь именно в этот период формирования избыток или дефицит массы тела может сказаться на здоровье во взрослой жизни.

Изменения

Если при вступлении в период полового созревания у подростка начинает резко изменяться вес, родители, как правило, сохраняют олимпийское спокойствие. Полноту не считают проблемой и ожидают, что она исчезнет к совершеннолетию. Чрезмерную худобу объясняют ускоренным ростом и ждут «оформления тела» в старшем возрасте.

Физическая трансформация может иметь различный смысл для ребенка. Изменение тела ребенка сопровождается изменением поведения окружающих людей. Взрослые, но и сверстники, могут по-другому реагировать на «новое» тело подростка. Реакция соседства существенно влияет на то, воспринято ли это изменение субъективно, как то, к которому может гордиться подросток, или к изменению, которому он должен стыдиться. Как подростк испытывает свое тело, является частью его личности. Если реакции окружающей среды являются довольно негативными, уверенность в себе подростка также ухудшается.

Однако любое отклонение массы тела у подростка от нормы должно насторожить родителей - возможно они упускают начало серьезных проблем.

Многие родители считают, что дефицит веса - это неплохо, ребенку не грозит ожирение и отсутствие внимания противоположного пола. Однако недостаток массы не менее опасен, чем ее избыток.

Дефицит массы наблюдается и у тех подростков, которые уже обзавелись вредными привычками: курением, пристрастием к алкоголю или привычкой проводить бессонные ночи за компьютером.

Подростковый возраст - это обычное отношение. Мы часто сталкиваемся с подростками, внимательно изучающими их тело - с большой озабоченностью рассматриваем асимметрию их лиц, форму носа, цвет глаз, девушки, наблюдающие размер их груди, бедер. Мы можем говорить о так называемом нарциссическом фокусе.

Вы наверняка знаете, как долго ваш ребенок стоит перед зеркалом, исследуя, сколько веснушек должен принять цвет трюка. Сильнее это для девочек, но вы наверняка встретились с мальчиками. Это вполне естественно и нормально. И давайте не будем бояться, со временем взглянем на это хотя бы частично, или это будет полностью.

Но нередко подростки и сами недоедают - из-за серьезного стресса или в попытке соответствовать стандартам красоты. Даже если у подростка нет лишних килограммов, присущие этому возрасту способы самооценки могут привести к слишком критичному отношению к своей фигуре и попыткам ее исправить.

Все начинается с «быстрых» и несбалансированных диет. «Постоянно худеющие девочки-подростки - это проблема, которая начинается с увлечения диетой, а затем может перейти в разряд психических заболеваний. К сожалению, мы в последние годы часто наблюдаем развитие нервной анорексии среди девочек 15–18 лет», - объясняет главный врач Лечебно-реабилитационного центра Минздравсоцразвития РФ Татьяна Шаповаленко.

Этот период очень чувствителен к любым комментариям взрослых властей. Такое замечание о добавленных убийствах может привести к большому разочарованию, подростковый возраст перестает верить, а в худшем случае он может стать стимулом для патологического отказа от пищи, ведущей к психической анорексии, расстройства, которое сегодня очень распространено в подростковом возрасте.

Иногда в подростковом возрасте происходит неравномерное развитие, когда существует разница между физическим и умственным созреванием. Мы говорим о преждевременном телесном успехе. Давайте представим девушку, которая начала менструацию в возрасте девяти лет, и какое влияние это раннее созревание может иметь в социальном контексте ее повседневной, возможно, школьной реальности.

Растущий организм недополучает витамины и целые группы питательных веществ и вынужден затормозить свое развитие. У подростка снижается мышечная масса, может нарушиться рост костей, половое развитие, пострадать функции мозга. Все эти изменения приводят к хроническим заболеваниям и требуют длительного лечения.

Толстячки

Важная открытая атмосфера в семье. Очень важно иметь открытую атмосферу в семье, в которой можно поговорить и обсудить много детей о вещах, прежде чем они произойдут. Некоторые из них слишком открыты и говорят обо всем и все время. Некоторые из них более закрыты или, по крайней мере, в этой области, и стыдятся говорить об этом.

Подростковый возраст - это период развития сексуальной идентичности, Сознание «Я мужчина» - «Я женщина». Сложные изменения в сексуальной идентичности включают, например, развитие лесбиянок, гомосексуализм или транссексуализм, когда девушка не принимает ее женскую идентичность и хочет изменить свой пол. Развивается сексуальность молодого человека. Тело является частью нашей идентичности. Что влияет на развитие сексуальной идентичности и развитие сексуальности ребенка? Отношения между их телом, их телом, их собственной сексуальностью будут родителями ребенка.

Среди современных подростков 10–15 процентов юношей и девушек страдают лишним весом. Нередко избыток массы тела вызван гормональными проблемами, но большинство полных подростков - жертвы гиподинамии.

Большую роль в увеличении массы тела у подростка играют неправильные пищевые привычки, приобретенные еще в раннем детстве не без попустительства родителей: любовь к фаст-фуду или привычка к обильным застольям.

Как родители будут приближаться к вашему телу, т.е. будут ли они отвергать или принимать, как говорить об этом дома - будет ли открытое пространство для общения по этому вопросу или что все вокруг тела будет табуировать. Может быть, мы все помним, как мы воспринимали этот факт в нашей собственной семье, когда мы были детьми. Видели ли мы или не видели, как наши родители обнимаются или целуются. Примером совершенно естественных выражений любви среди родителей может также помочь ребенку естественным образом принять его собственное тело.

Важно, чтобы был достаточно физического контакта с родителями. Мы не должны бояться физической близости, важно согнуть согнутое колено или массировать тело маленького ребенка. В период полового созревания мы больше не будем этого делать. В период полового созревания важно сначала выяснить, не являются ли подростки физическими выражениями, а если нет, то очень важно уважать это.

«Как правило, толстого ребенка дразнят в школе и на улицах, - рассказывает Татьяна Шаповаленко, - из-за этого он еще больше замыкается в себе, его психологические проблемы обостряются, и подросток пытается избавиться от них традиционным способом - заедая свое несчастье. Образуется замкнутый круг, из которого выйти очень тяжело».

Например, дома, ребенок в возрасте 15 лет всегда будет поцеловать вас, если вы добры и пойдете в школу. Но если вы хотите поцеловать своих одноклассников, когда отправляетесь на лыжную прогулку, горе! Его отношение совершенно нормальное, и его нужно уважать. Это не изменяет любовь между опушенным и родителем и не изменяет ее.

Ребенок должен знать тело своей матери, отца. Здоровое развитие сексуальности определенно не помогает, когда родители с беспокойством приближаются к своему дому в ванной, чтобы поймать их в нижнем белье. Ребенок часто видит, например, грудное вскармливание матери своего младшего брата. Она должна воспринимать тело матери очень естественно и нормально. С другой стороны, в семейной среде очень важно узнать, что он может себе позволить в домашней, безопасной обстановке и что он не хочет делать в чужой среде.

Школьники почти весь день проводят, сидя за партой или за уроками дома. Но и в свободное время далеко не все ориентированы на двигательную активность. Многие предпочитают отдыхать сидя перед телевизором или за компьютером. И только единицы продолжают или начинают заниматься спортом, а не отправляются развлекаться – зачастую с алкоголем.

Он должен знать разницу и границы в мире «внутренние» и в мире «иностранные». Какова роль матери и отца в формировании сексуальной идентичности ребенка? Например, мать от матери нуждается в поддержке в развитии женской роли. Мать не слишком помогает, когда уходит в отставку своей женской роли, потому что в этих условиях она не будет приемлемой моделью для ее дочери. Мы говорим о так называемой схеме идентификации здесь. Это означает, что дочь может видеть, что ее мать любит быть женщиной. Важность отца незаменима - она ​​является мужской моделью для мужчин, мужского мира.

Если лишних килограммов немного, они быстро сбрасываются, как только подросток увеличит физическую активность или немного скорректирует меню. Но ожирение, начавшееся в этом возрасте, продолжится и во взрослой жизни.

В подростковом возрасте избыток веса серьезно повлияет на гормональную систему организма, создаст дополнительную нагрузку на пищеварительный тракт и сердце. А пару десятков лет спустя приведет к развитию диабета второго типа и серьезным заболеваниям сердечно-сосудистой системы.

Важно, чтобы потребность в дочери принималась и уважалась отцом, поскольку она в конечном счете подтвердит ее роль женщины. Папа не должен бояться проявлять свои чувства и определенную нежность, реагировать на девочку-подростка, у которой рождается женщина, в смысле, например, «я вижу, как вам это нравится».

Изменение опыта и мышления

Мы говорим о опушении как период «вулканизма», где каждая тенденция имеет более высокую температуру, чем в детстве и зрелом возрасте. Что характерно для этого периода переживания? Большая эмоциональная лабильность, склонность чувствительно реагировать на общие раздражители, относительность, уязвимость, хрупкую самооценку, большую импульсивность, раздражительность. Пузырь неожиданно приходит в атаку, а затем снова отступает. Близость молодого человека возрастает, он становится более замкнутым, поэтому он не хочет выражать свои чувства извне.

Что могут сделать родители?

Прежде всего с ребенком надо посетить врача, чтобы он выяснил, насколько сильно изменился вес ребенка. Если окажется, что повышение или понижение веса серьезно превышает норму, подростку предстоит обследование, чтобы узнать, какие заболевания это вызвали.

«Желательно, чтобы рацион полного подростка вписывался в рацион всей семьи, а не напоминал больничную диету. И здесь родителям придется проявить фантазию: научиться вкусно готовить диетические продукты и красиво оформлять блюда. И, что немаловажно, приучить к здоровой еде и самих себя», - напоминает Шаповаленко.

Девушки в этот период часто пишут дневник, учась на самом деле называть чувства, фиксируя их уникальность таким образом. Частая оборонительная реакция - это побег в фантазию, которая позволяет вам оторваться от реальности и, по крайней мере, на символическом уровне фантазии справиться с различными, возможно, трудными ситуациями. Она сидела в кронах деревьев, где она была лесной принцессой, и у нее было много эльфов, с которыми она пошла поговорить и проконсультироваться. В этот период также много критики, подростки любят сравнивать реалии с провозглашенными идеалами.

Очень важно родителям изменить и отношение к весу собственного ребенка. Малейшая критика в его адрес в подростковый период может привести к серьезному стрессу и закономерному результату - отказу от еды или очередному витку «заедания» проблемы.

Ровные, дружеские отношения и ощущение поддержки со стороны семьи помогут подростку спокойно нормализовать свой вес.

Частота - это радикальность и нежелание идти на компромисс. Для этого радикализма необходимо понять взрослые, потому что часто эта радикальность и нежелание идти на компромисс, защищаясь от двусмысленности и, по существу, вытекает из неопределенности.

Подростковый возраст - это этап поиска и развития личности. Различные психологи разных видов терапии согласны с тем, что сильная потребность каждого человека состоит в том, чтобы иметь свою собственную идентичность, то есть самосознание. Подросток стремится развить свою личность, которая будет индивидуально специфичной, отличать ее от других людей и утверждать ее как отдельное существо. Процесс развития нашей собственной идентичности называется индивидуализацией. Процесс индивидуализации начинается в подростковом возрасте и продолжает взрослую жизнь.

Но, если родителям не получается наладить контакт с подростком, а контролировать его режим питания и вес самостоятельно не удается, следует обратиться к психологу. Промедление в таких случаях очень опасно.

Здравствуйте, уважаемые пользователи сайтом! Сегодня мы поговорим о достаточно распространенной проблеме – растяжки у подростков, рассмотрим причины их появления и эффективные способы лечения.

Нахождение и развитие личности подростка представляет собой, помимо уже упомянутой сексуальной идентичности, ответы на ряд фундаментальных экзистенциальных вопросов. Это означает признание ваших возможностей ограничения, принятие вашей уникальности с некоторыми ограничениями. Признание, следовательно, является важным аспектом развития каждого молодого человека и продолжается во взрослой жизни.

Мы говорим здесь о способности интроспекции, способности думать о себе, которая развивается в период юности. Важным и очень распространенным выражением самопознания является экспериментирование. Это экспериментирование имеет много разных форм, которые часто не совпадают с идеями взрослого. В любом случае экспериментирование является важной и нормальной частью процесса развития подростка, когда молодой человек проверяет свои возможности и границы. Рискуя, они проверяют пределы своих возможностей. Очевидно, что более сложный вопрос, хотя и очень распространенный, имеет место в случае тестирования на наркотики.

Стрии (растяжки) дефект кожи, вызванный микроразрывами сетчатого слоя дермы, проявляется он в виде рубцов и шрамов на теле, длинной до 10 см и шириной до 5 мм.

На начальной стадии растяжки имеют окрас от темно-фиолетового до бледно-розового цвета, а через полгода обесцвечиваются и укрепляются в подкожно-жировом слое. Чаще всего стрии появляются при беременности, увеличении жировой или мышечной массы и в подростковом возрасте, о котором мы сегодня и поговорим.

Подростковый возраст является требовательным периодом, в котором, помимо здорового наращивания личности человека, могут возникать различные психологические проблемы, такие как анорексия, самоповреждение, агрессия или злоупотребление психоактивными веществами. Родители также должны быть обеспокоены, если потомство является «бесшовным», не конфликтует с ними и не пытается «встать на ноги».

Как вы узнаете, что подростковый возраст вашего ребенка идет не так хорошо? Вы не замечаете никаких изменений в поведении и опыте своего ребенка, не выражаете своих собственных взглядов и взглядов, не критичны для вас или других взрослых, не имеете дело с самим собой и не ищете контактов со сверстниками. Это, вероятно, свидетельствует о том, что ребенок не подвергается разлуке и не выполняет свою текущую задачу развития. Это происходит, когда ребенок по какой-то причине заперт, стыдится и чувствует, что с ним что-то не так.

Образование растяжек может стать серьёзной эстетической проблемой даже для взрослого человека, но особенно опасным временем их появления считается подростковый возраст.

В пубертатном периоде ребенок подвергается глобальным внутренним изменениям, происходит половое созревание, и уровень гормонов зашкаливает, естественно это проявляется в виде: резких перепадов настроения, быстрой утомляемости, усталости или наоборот чрезмерной перевозбужденности.

Часто существует образование, основанное на сравнении с другими: Посмотрите, насколько хороша Анника, как она может. Возможно, вам захочется немного попробовать. Или: Понимаете, Хонцик имеет номер один и все еще лучший в футболе. Что вы сделали? Вы задавались вопросом, как часто дети слышат такое предложение и какое несчастье они могут сделать. Закрытие также происходит, когда ребенок унижается и помещается на него. Классический случай - когда первый и успех - это, конечно же, незаметно, но два и неудача - почти трагедия.

Ребенок может почувствовать, что речь идет не о том, какова его личность и талант, но есть ли у него успех в оценке по внешним критериям: имеет ли он хорошую оценку или лучше других. Они учатся постоянно сосредоточиться на оценке других и рассматривать свои собственные чувства как низшие, подчиненные оценки окружающей среды. Когда наступает период подросткового возраста и начинает проявляться его идентичность, а также способность смотреть на себя из мировоззрения и видеть себя иначе, чем перспектива внешней оценки, возникает проблема.

Подросток в это время видит мир в черно-белых тонах, появление на коже эстетических недостатков может привести к истерике, стрессу, длительной депрессии, что впоследствии перерастет в непреодолимые комплексы. Помимо психологических расстройств, растяжки могут свидетельствовать о более серьезных проблемах, которые мы разберем чуть позже, для начала следует понять причины появления подростковых стрий.

Почему образуются растяжки у подростков

Растяжки у подростков могут появляться по ряду причин, и если одни из этих причин абсолютно безопасны и не нанесут вред здоровью, то другие могут свидетельствовать о серьезных проблемах, которые нужно устранять в первую очередь. Рассмотрим основные причины образования стрий:

  1. Гормональная перестройка организма на фоне полового созревания;
  2. Стремительное физиологическое развитие - подросток значительно выше своих сверстников или растяжки у девочек подростков появляются на груди, из-за быстрого роста и развития молочных желез.
  3. Ослабленная иммунная система – организм проявляет гиперактивность, то есть принимает собственные клетки и ткани за чужеродные и атакует их. В процессе нарушается циркуляция иммунных клеток и нормальное функционирование организма в целом, кожа теряет эластичность и устойчивую структуру, из-за чего и образуются микроразрывы дермы в виде стрий.
  4. Наследственная предрасположенность – если у кого-то из родителей, в свое время, сформировались растяжки.
  5. Резкое увеличение веса и объемов тела или весовые скачки, когда подросток сначала быстро худеет, а потом резко набирает вес.
  6. Ожирение, вызванное гипоталамическим синдромом пубертатного периода – усиливается синтез глюкозы из неуглеводных продуктов (глюконеогенез), что способствует образованию растяжек.
  7. Недостаток мышечной массы – нарушается правильное соотношение жировых тканей и мышц, в этом случае растяжки чаще всего локализуются на спине и пояснице.

Давайте более детально разберем причины образования подростковых растяжек, которые встречаются чаще всего.

Растяжки у подростков, на фоне гормональных изменений и стремительного роста

Чаще всего стрии появляются у подростков, которые по физиологическому развитию превосходят своих сверстников: у девочек рано формируются молочные железы и появляется менструация, у мальчиков развиваются вторичные половые признаки и быстро меняется тембр голоса.

Дело в том, что растяжки у подростков и эндокринная система – тесно связаны между собой, поэтому гормональный дисбаланс может стать основополагающей причиной появления микроразрывов дермы.

На фоне активного роста и полового созревания, у юношей и девушек, увеличивается выработка целого ряда гормонов: адренокортикотропного, тиреотропного, гормонов щитовидной железы, половых гормонов и других.

При нормальном функционировании организма, половое созревание и физиологическое развитие протекают равномерно и взаимосвязано, стремительное развитие коллагеновых и эластинорвых волокон продолжается, поэтому кожа не теряет упругости и эластичности, что защищает её от образования растяжек.

Если же баланс нарушен, происходит гормональный сбой, гормоны, имеющие преобладающую роль в строении подкожных тканей, начинают вырабатываться хаотично. Снижается синтез фибриллярных белков, которые составляют основу соединительной ткани, и обеспечивают прочность и эластичность дермы.

В результате, при активном росте, происходит перерастяжение кожи и сетчатый слой дермы, в местах наименьшей прочности, разрывается, образуя провал в виде рубца.

Чем опасны растяжки у подростков

Родители должны понимать, что растяжки у подростков, не могут появляться без причины и хорошо, если их возникновение связано с активным ростом или ранним половым созреванием.

Однако наличие стрий, может сигнализировать о более серьезных проблемах, среди которых:

  1. Ослабленный иммунитет – может стать причиной частых инфекционно-воспалительных заболеваний (грипп, ангина, ОРВИ и т.п.);
  2. Заболевания внутренних органов;
  3. Серьезное гормональное нарушение, которое может стать причиной быстрой утомляемости, чрезмерного оволосениния, ожирения, сбоя работы репродуктивной функции и щитовидной железы, бесплодия и т.д.
  4. Смещение позвонков – сопровождается болью в спине, растяжки локализуются на спине и пояснице;
  5. Сахарный диабет, болезнь Иценко-Кушинга, синдром Марфана – и другие, не менее серьезные заболевания.

Родители должны быть бдительны и подготовить ребенка к возможному возникновению растяжек. Если подросток обнаружил на своем теле рубцы, он должен незамедлительно сообщить об этом родителям.

При первых проявлениях стрий, в первую очередь, нужно обратиться к специалисту, сдать необходимые анализы и пройти медицинский осмотр, для поиска первопричины, а уже после заняться лечением.

Места появления растяжек на теле подростков

Чаще всего растяжки у подростков образуются, в следующих областях: внутренняя и внешняя часть бедер, живот, поясница и ягодицы. Растяжки у девочек подростков часто локализуются в области груди. Очень редко растяжки могут появиться на затылке, спине или руках – это, как правило, говорит о проблемах со здоровьем.

Как избежать появления подростковых растяжек

Лучшей профилактикой подростковых растяжек является правильное питание . Повседневный рацион должен быть сбалансированным и включать блюда содержащие клетчатку, белки и сложные углеводы.

Необходимо минимизировать употребление жирной пищи, быстрых углеводов, соли и консервантов. Продукты должны быть обогащены необходимыми витаминами и минералами.

В подростковом возрасте рекомендуется соблюдать определенный режим, старайтесь питаться в одно и тоже, строго определенное время, каждый день. Классическая система питания предполагает три основных приема пищи (завтрак, обед и ужин) и два перекуса (второй завтрак и полдник), не рекомендуется, есть за 2-3 часа до сна. Особое внимание следует уделить достаточному употреблению воды, примерно 1,5-2,5 л в день.

Вторым элементом программы по предупреждению растяжек у подростков, является активный образ жизни, необходимо больше ходить пешком и часто бывать на свежем воздухе. Рекомендуется заниматься каким либо видом спорта, для профилактики растяжек, больше подойдут: бег, плавание, роликах или коньках, теннис и т.п. Силовые нагрузки полезны подросткам с недостатком мышечной массы.

Немало важен отдых и здоровый сон (не меньше 6 часов и не больше 10), рекомендуется ложиться спать и вставать в одно и то же время.

Если у кого-то из членов семьи имеются растяжки, это свидетельствует о возможной наследственной предрасположенности, так же если подросток физически развит лучше сверстников или наоборот есть недостаток мышечной массы.

В таких случаях, следует усилить меры профилактики, с помощью массажа и постоянного увлажнения и питания кожи маслами, кремами, гелями и другими средствами от растяжек.

Средства для лечения растяжек у подростков

Крем от растяжек для подростков

Для того чтобы устранить и предупредить растяжки у подростков, в первую очередь, рекомендуется использовать крем от растяжек - это самое безопасное средство борьбы со стриями, так как кремообразная косметика практически не имеет противопоказаний и ей можно пользоваться ежедневно.

Сегодня в продаже имеются специальные кремы от растяжек для подросткового возраста. Для очень чувствительной кожи лучше выбирать гипоаллергенные средства, отлично подойдут крема для беременных, так как они содержат минимум отдушек и максимум натуральных экстрактов.

Витамины от растяжек у подростков

Правильно подобранный витаминно-минеральный комплекс поможет замедлить процесс проявления уже образовавшихся растяжек, сделав их менее заметными, и предотвратит развитие новых стрий. Витамины необходимые подростку для борьбы с растяжками:

  1. Витамин А – «витамин роста», оказывает положительное влияние на рост и формирование организма и костных тканей подростка. Так же витамин А способствует регенерации клеточного обмена и укрепляет иммунитет. Содержится в: молочных продуктах, печени, рыбьем жире, яйцах, оранжевых фруктах и овощах и зелени.
  2. Витамин Е – восстанавливает упругость и эластичность кожи, участвует в синтезе гормонов, способствует восстановлению иммунной системы. Содержится в: натуральных растительных маслах, сое, орехах, злаковых культурах и молочных продуктах. Помогает витамину А усваиваться.
  3. Витамин С - мощный антиоксидант, защищает от пагубного воздействия свободных радикалов, участвует в синтезе коллагена и восстанавливает прочность подкожных тканей. Содержится в: грецком орехе, горохе, киви, красном перце, черной смородине, клубнике, цветной и брюссельской капусте , злаках, ягодах облепихи и цитрусовых.
  4. Витамин Д - регулирует функции надпочечников, гипофиза, паращитовидной и щитовидной железы, укрепляет мышцы и костные ткани. Содержится в: подсолнечном масле, сыре, желтках, сливочном масле , твороге, морепродуктах, картофеле, овсянке и петрушке.
  5. Витамин К - нормализует процесс свёртывания крови, сохраняет эластичность кожи. Содержится в: мясе, зеленых овощах, грибах, сливах, помидорах, авокадо, киви, клубнике, зеленом чае, фасоли и т.д.

Народные способы лечения растяжек у подростков

Если стрии на теле подростка уже сформировались, а крема от растяжек не дали должного результата, пора перейти к лечению с помощью народных средств . К народным способам лечения растяжек, относят:

  1. Маски с медом, морскими водорослями, овсяными хлопьями, соком алое, огурцом, глиной и т.п.
  2. Обертывание крупными листами ламинарии, шоколадное, медовое, глиняное, с мумие, с какао, с эфирными маслами и т.д.
  3. Разнообразные виды массажа: щипковый массаж с натуральным маслом, медовый массаж, разглаживающий массаж с кремом от растяжек, массаж с мумие и бодягой, вакуумный баночный массаж.
  4. Пилинг с отшелушивающими средствами, приготовленными на основе молотого кофе, морской соли, соды или сахара, с добавлением эфирных масел цитрусовых.
  5. Растирание: зародышей пшеницы, подсолнуха, оливы, фукуса, виноградных косточек, льняным, абрикоса или персика; с добавлением эфирных масел: анисового, сандалового, корицы, лаванды, пачули, розмарина, фенхеля, бергамота, лимона, имбирного, грейпфрутового и апельсинового.

Все процедуры можно делать самостоятельно в домашних условиях. Они помогут увеличить эластичность тканей, разгладить растяжки и улучшить кожи, сделав её мягкой и бархатистой.

Помните, что дети в пубертатном возрасте очень чувствительны и болезненно реагируют на любые изменения во внешности. Нельзя закрывать глаза на возникновение растяжек, иначе вы рискуете пропустить начало серьезных проблем со здоровьем.

К тому же, стрии могут стать причиной ухудшения психоэмоционального состояния, подросток может закрыться, потерять уверенность в себе и развить кучу неоправданных комплексов.

Надеюсь, эта информация была полезна для вас. Оставляйте ваши отзывы, и если статья вам пригодилась, поделитесь ею в социальных сетях с друзьями. Нам очень важно знать ваше мнение!

Всегда ваша, Анна 😉

- период бурного и неравномерно- го роста и развития организма, когда происходит интенсив-ный рост тела, совершенствуется мускульный аппарат, идет процесс окостенения скелета. Несоответствие, неравномер- ность развития сердца и сосудов, а также усиленная деятель- ность желез внутренней секреции часто приводят к некото- рым временным расстройствам кровообращения, повышению кровяного давления, напряжению сердечной деятельности у подростков, а такж, к повышению их возбудимости, что мо жет выражаться в раздражительности, быстрой утомляемос- ти, головокружениях и сердцебиении. Нервная система под- ростка еще не всегда способна выдержать сильные или длительно действующие раздражители и под влиянием их ча- сто переходит в состояние торможения или, наоборот, силь- ного возбуждения.

Одним из первых и наиболее заметных телесных измене- ний является резкое ускорение роста.

Статистика разных лет указывает, что дети в настоящее время выше ростом, чем их предки. Скорее всего, это проис- ходит благодаря хорошему питанию, медицинскому обслу- живанию, физическим упражнениям, отдыху и возможности восстанавливать свои силы. Сегодня человек становится зрелым в половом отношении намного раньше, чем в преж- нее время.

Современные данные показывают, что средний возраст по- лового созревания приблизился к 13 годам. Причем измене- ние роста происходит по-разному у мальчиков и девочек. Де- вочки растут быстрее всего примерно в 12-летнем возрасте. У мальчиков максимальная скорость увеличения роста и веса приходится примерно на 14 лет. В детстве девочки обычно бывают меньше ростом и весят меньше, чем мальчики одного с ними возраста. Однако они раньше начинают созревать и поэтому уже с 10 лет обгоняют мальчиков по весу, а с 12 лет - по росту. Такое соотношение роста и веса девочек и мальчиков сохраняется примерно до 14 лет.

На рост человека влияет множество факторов, в том числе правильный режим жизни, в частности режим труда, отдыха, сна и питания, физического воспитания и спорта. Как показы- вают исследования, дети, которые в годы активного роста хо- рошо питаются, вырастают выше тех, кто не имел полноцен- ного питания. В современном обществе на рост подростка влияет и качество питания. Если дети едят не вовремя, всухо- мятку, потребляют много концентратов, то, как правило, они плохо растут и развиваются.

На рост ребенка также оказывают влияние политическая и экономическая ситуации в стране. Всевозможные военные конфликты ведут к массовому голоду, ухудшению питания. В течение Второй мировой войны и в первое десятилетие по-сле ее окончания очень многие дети отставали в росте.

Научные данные свидетельствуют о том, что в настоящее время процесс роста человека ускоряется. Современные дети и подростки раньше вступают в период быстрого роста и пре- кращают расти раньше, чем дети и подростки 60 или 70 лет назад. Нормальная здоровая девочка на 1,3-2,5 см выше рос- том, чем ее мать. На рубеже XIX-XX веков девочки прекра- щали расти к 18-19 годам, а сегодня - к 16 годам. За послед- ние сто лет рост взрослого мужчины увеличился на 6-9 см. В 1880 году мужчины достигали своего окончательного рос- та только в возрасте 23-25 лет. В настоящее время они до- стигают его уже к 18 годам. Современный среднестатистиче- ский мужчина носит обувь 42-43 размера, а его дедушка носил 39 размер. Ширина сиденья в театрах XVIII века рав- нялась 45 см. Сегодня удобное сиденье должно иметь шири- ну не менее 60 см.

Подведем итоги

Физические изменения подростков обусловлены ря-дом факторов , таких , как наследственность , питание , среда обитания и т . д . Все эти факторы взаимосвязаны между собой . В период роста с изменением внешно- сти связаны психологические проблемы самооценки и оценки окружающих .

Подростковый возраст – это время кардинальных физиологических изменений и развития социального статуса. В западных культурах это переходный период между детством и взрослой жизнью, обычно охватывающий период с 12 до 20 лет. Основная часть значительных изменений в подростковом организме происходит за первые несколько лет этого периода. Однако важные и глубокие изменения в поведении и в ролевых отношениях имеют место в течение всего этого отрезка жизни. С точки зрения кросскультурных стандартов подростковый период в нашем обществе несколько растянут. Во многих культурах роль взрослого принималась в значительно более раннем возрасте. Ребенок входил во взрослую жизнь с наступлением пубертата, и в жизни человека не было продолжительного периода со статусом ребенка-взрослого.

Пубертат (лат. pubescere – покрываться волосами) – это термин, часто используемый для обозначения периода быстрых физиологических изменений в раннем подростковом возрасте. Механизмы, запускающие череду изменений, до конца не изучены. Вместе с тем известно, что ключевую роль играет гипоталамус.. Если говорить в общих чертах, в возрасте от 8 до 14 лет в гипоталамусе повышается секреция веществ, стимулирующих выработку гипофизом в кровь большего количества гормонов, называемых гонадотропинами. Эти гормоны химически идентичны у мальчиков и девочек. Они стимулируют активность гонад. Но у мужчин они вызывают увеличение выработки тестостерона, а у женщин стимулируют яичники к увеличению уровня эстрогенов. Примерно у 97% мальчиков и девочек первыми признаками пубертата является увеличение яичек (у мальчиков) и молочных желез (у девочек) к 14 годам.

В ответ на повышение уровня мужских и женских гормонов начинают проявляться внешние признаки созревания мужчины и женщины. Результаты этих изменений (увеличение молочных желез, понижение голоса, рост волос на лице, на теле и на лобке) называются вторичными половыми признаками. Рост лобковых волос у обоих полов и набухание молочных желез (легкое их выступание под соском) у девочек обычно являются самыми ранними признаками пубертата. Затем следует резкое ускорение роста, стимулируемое повышением уровня половых гормонов, гормона роста и еще одного вещества, называемого инсулиноподобным фактором роста I. В дальнейшем рост останавливается, опять-таки под влиянием половых гормонов, по сигналу которых закрываются зоны роста в костях. Скачок роста у девушек отмечается на два года раньше, чем у мальчиков, отчего первые бывают выше своих сверстников в раннем подростковом возрасте. Увеличиваются и наружные половые органы – пенис и яички у мальчиков, половые губы – у девочек.

Единственным четким различием пубертата у мальчиков и у девочек является рост. Эстроген стимулирует секрецию гормона роста в гипофизе сильнее, чем тестостерон. Поэтому достигнув пубертатного периода, девочки начинают расти быстрее. Хотя величина пубертатного скачка роста примерно одинакова у обоих полов, у девочек он начинается на два года раньше, чем у мальчиков. Вот почему среднестатистическая 12-летняя девочка значительно выше своего сверстника мужского пола. По мнению одного из авторов, раннее ускорение роста и признаки развития молочных желез – «причина мифа о том, что пубертат наступает у девочек раньше, чем у мальчиков».

Под влиянием гормональной стимуляции во время пубертата у обоих полов происходит дальнейшее развитие внутренних органов. У девочек утолщаются стенки влагалища, увеличиваются размеры и мускулатура матки. В ответ на изменившийся гормональный статус повышается секреция во влагалище и в шейке матки и pH влагалища из щелочной становится кислой. Затем начинаются менструации. Первый менструальный цикл называется менархе. Вначале месячные циклы могут быть нерегулярными и происходить без овуляции. У некоторых девушек месячные остаются нестабильными в течение нескольких лет, прежде чем стать регулярными и предсказуемыми. Поэтому метод контроля рождаемости, основанный на месячном цикле, особенно ненадежен у женщин этой возрастной группы. У большинства девушек менструации начинаются в 12-13 лет, хотя возраст менархе очень варьирует. Исследования говорят о том, что менархе запускается при определенном минимальном запасе жира в организме.. В начале пубертата среднее отношение нежировых тканей к жировой у девочек равно 5/1 (то есть жир составляет около 1/6 общего веса тела), а на момент менархе оно приближается к 3/1 (то есть около четверти веса тела – жир). Есть и другие доказательства связи между жиром в организме и наступлением менархе. Они вытекают из наблюдений за девушками-атлетами и балеринами с продолжительным и напряженным графиком тренировок. У этих подростков нередко отмечается задержка менархе или прерывающиеся менструации. Предположительно это происходит из-за недостаточного количества жира в организме.

У мальчиков в пубертатном возрасте значительно увеличиваются предстательная железа и семенные пузырьки. Хотя мальчики могут испытывать оргазм и в детстве, эякуляция невозможна до тех пор, пока под влиянием повышенного уровня тестостерона не начнут функционировать простата и семенные пузырьки. Как правило, первая эякуляция происходит через год после начала ускорения роста (обычно примерно в 13 лет), но, как и в случае менструаций, эти сроки очень варьируют. Первые сперматозоиды появляются в эякуляте к 14 годам. Примерно у двух третей мальчиков первая эякуляция возникает при мастурбации. После первой менструации или эякуляции у большинства девочек и мальчиков имеет место период раннего подросткового бесплодия. Однако нельзя полагаться на это как на метод контроля рождаемости. У некоторых мальчиков выработка сперматозоидов начинается на ранних стадиях пубертата, и даже первый эякулят может содержать живые сперматозоиды.

Изменение голоса, вызванное ростом гортани, отмечается у обоих полов, но наиболее драматично это происходит у мальчиков. Последние часто испытывают неловкость, когда их голос ломается и перескакивает с низких тонов на высокие и наоборот. Волосы на лице у мальчиков и в подмышечной области у обоих полов появляются примерно через два года после лобковых. Повышенная активность сальных желез может привести к появлению прыщей или угрей на лице.

Многие из этих изменений в организме могут стать причиной беспокойства или гордости подростка и его (ее) семьи или друзей. Обычной реакцией становится смущение, и особенно сильно смущаются те, кто опережает или отстает в развитии от других:

«У меня раньше всех появились волосы на груди. Сначала я выщипывал их, потому что не хотел отличаться от других в душевой.»

«У всех моих подруг уже давно начались месячные, а у меня их все еще не было. Я стала использовать прокладку раз в месяц, чтобы не так сильно отличаться от других.»

Описанные нами изменения происходят достаточно быстро и интенсивно. Тело, к которому за долгие годы привык человек, подвергается загадочным переменам, которые зачастую смущают и расстраивают.

Основной особенностью подросткового возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Процесс анатомо-физиологической перестройки является фоном, на котором кризис. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Увеличиваются рост и вес ребенка, причем у мальчиков в среднем пик «скачка роста» приходится на 13 лет, а заканчивается после 15 лет, иногда продолжаясь до 17. У девочек «скачок роста» обычно начинается и кончается на два года раньше. Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Сначала до «взрослых» размеров дорастают голова, кисти рук и ступни, затем конечности - удлиняются руки и ноги - и в последнюю очередь туловище. Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7 см в год, опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими. В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны изменения артериального давления, повышенная утомляемость, перепады настроения; гормональная буря приводит к неуравновешенности.

Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания. Половое созревание - центральный психофизиологический процесс подросткового возраста. Его функциональными специфическими признаками являются менархе (начало регулярных менструаций) у девочек и эякулярхе (начало эякуляций, первое семяизвержение) у мальчиков. В основе полового созревания лежат гормональные изменения, влекущие за собой сдвиги в телосложении (появление вторичных половых признаков), изменяющие физический облик подростка. В этот период у мальчиков происходит заметное увеличение и изменение формы гортани. Особенно значительно изменяется щитовидный хрящ, образуя гортанный выступ - кадык, адамово яблоко. В результате у мальчиков изменяется тембр голоса, он понижается примерно на одну октаву - происходит мутация голоса. На психическое состояние подростков оказывает заметное влияние разница в темпах индивидуального физического роста и физиологического развития.

Личностное развитие подростка

Особенности мотивационно-потребностной сферы подростка . Л.С. Выготский подробно рассматривал проблему интересов в переходном возрасте, называя ее «ключом ко всей проблеме психологического развития подростка». В подростковом возрасте, подчеркивал Л.С. Выготский, имеют место период разрушения и отмирания старых интересов и период созревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы. Л.С. Выготский перечислил несколько основных групп наиболее ярких интересов подростков, которые он назвал доминантами. Это «эгоцентрическая доминанта» (интерес подростка к собственной личности); «доминанта дали» (установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние); «доминанта усилия» (тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протесте и других негативных проявлениях); «доминанта романтики» (стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму).

Л.И. Божович также отмечала, что к началу переходного возраста в общем психическом развитии появляются новые, более широкие интересы, личные увлечения и стремление занять более самостоятельную, более взрослую позицию в жизни. Кардинальные изменения касаются мотивации. В содержании мотивов на первый план выступают мотивы, которые связаны с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни. Структура мотивов характеризуется иерархической системой, наличием определенной системы соподчиненных различных мотивационных тенденций на основе ведущих общественно значимых и ставших ценными для личности мотивов. Что касается механизма действия мотивов, то они действуют теперь не непосредственно, а возникают на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения. Именно в мотивационной сфере, как считала Л.И. Божович, находится главное новообразование переходного возраста.

Эмоционально волевая сфера . Подростковый возраст является одним из ключевых этапов в процессе становления эмоционально-волевой регуляции ребенка. Переживания подростка становятся глубже, появляются более стойкие чувства, эмоциональное отношение кряду явлений жизни делает длительнее и устойчивее, значительно более широкий круг явлений социальной действительности становится небезразличным подростку и порождает у него различные эмоции. Для детей в подростковом возрасте характерна легкая возбудимость, резкая смена настроений и переживаний. Но при определенных обстоятельствах (конфликты) подросток может проявить большую импульсивность в поведении. От тяжело переживаемой обиды он способен на такие поступки, как бегство из дома, даже попытка самоубийства. Резкий перепад настроения – это свойственная подростку особенность.

Нравственное развитие школьника существенным образом изменяется именно в переходном возрасте. Как писала Л.И.Божович, «выражая определенные отношения между людьми, нравственные нормы реализуются любой деятельностью, которая требует общения: производственной, научной, художественной и др.». Усвоение ребенком нравственного образца происходит тогда, когда он совершает реальные нравственные поступки в значимых для него ситуациях. Но усвоение этого нравственного образца не всегда проходит гладко. Совершая различные поступки, подросток больше поглощен частным содержанием своих действий. Процессы эти весьма глубинные, поэтому часто изменения, происходящие в области нравственности, остаются не замеченными ни родителями, ни учителями. Нравственные убеждения возникают и оформляются только в переходном возрасте. Вследствие недостаточной обобщенности нравственного опыта нравственные убеждения подростка находятся еще в неустойчивом состоянии. В убеждении, по мнению Л.И. Божович, находит свое выражение более широкий жизненный опыт школьника, проанализированный и обобщенный с точки зрения нравственных норм, и убеждения становятся специфичными мотивам поведения и деятельности школьников.

Одновременно с развитием убеждений формируется нравственное мировоззрение, которое представляет собой систему убеждений, что приводит к качественным сдвигам во всей системе потребностей и стремлений подростка. Под влиянием развивающегося мировоззрения происходит иерархизация в системе побуждений, в которой ведущее место начинают занимать нравственные мотивы. Установление такой иерархии приводит к стабилизации качеств личности, определяя ее направленность, и позволяет человеку в каждой конкретной ситуации занять свойственную ему нравственную позицию.

Сравнивая себя с взрослым, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими.

Виды взрослости в подростничестве изучены Т.В. Драгуновой. Подражание внешним признакам взрослости - курение, игра в карты, употребление вина, особый лексикон, стремление к взрослой моде в одежде и прическе, способы отдыха, развлечений. Это самые легкие способы достижения взрослости и самые опасные.

Социальная зрелость возникает в условиях сотрудничества ребенка и взрослого в разных видах деятельности, где подросток занимает место помощника взрослого. Обычно это наблюдается в семьях, переживающих трудности, там фактически подросток занимает положение взрослого.

Интеллектуальная взрослость выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы (кружки, музеи и т.п.). Значительный объем знаний у подростков - результат самостоятельной работы.

Многие психологи считают чувство взрослости источником развития личности в подростковом возрасте, основной мотивацией его активности. Но по какому пути будет идти это развитие, во многом зависит от взрослых. Так, если стремление быть взрослым вызывает сопротивление со стороны действительности, подросток вынужден тратить собственную энергию на доказательство своей взрослости, что приводит к преобладанию в активности ребенка трудовой деятельности и деятельности самоутверждения, чувство взрослости реализуется в сообществе сверстников. Если окружающие взрослые признают взрослость подростка, то возможно развитие общественно полезной деятельности и деятельности самосовершенствования. Интенсивный физический рост и переживания, с ним связанные, осязаемость проблем взрослой жизни, нарастающий груз ответственности и тому подобное вносят мощный диссонанс в Я-концепцию подростка. Напряжение, вызванное этим, требует преодоления за счет увеличения силы Я, которая приходит за счет освоения жизненного пространства, выстраивания своего места в нем. Подростки резко и часто меняют интересы и увлечения, у них наблюдается перестройка системы оценок других людей и себя, возникают конкретные жизненные планы и проявляются усилия по их осуществлению.

Развитие самооценки подростка сложный и противоречивый процесс. Подросток выделяет для себя «эталон взрослости», через который он воспринимает и оценивает себя, но который, однако, не всегда соответствует действительным возможностям подростка. В результате самооценка подростка часто колеблется, она неустойчива и, в основном, неадекватна. Подросток либо недооценивает, либо, напротив, переоценивает себя. Уровень его притязаний часто не соответствует уровню фактических достижений. Поведение, регулируемое подобной самооценкой, может привести к конфликту с окружающими.

Процесс формирования самооценки протекает на фоне высокой эмоциональности и связан с разнообразными переживаниями. По мере накопления и интеграции познавательного и аффективного опыта в отношении себя в ходе учебной деятельности, общения с взрослыми и сверстниками самооценка подростка теснее соотносится с социальными ценностями, с требованиями ближайшего коллектива, связывается с устремлениями ив будущее, становится более расчленённой, глубже учитывающей результаты самопознания и все более адекватной.

Самооценка подростка на всех уровнях своего развития включается во внутреннюю регуляцию поведения, деятельности, общения. Но психологические условия общения оказывают обратное воздействие на уровень его саморегуляции. М.И. Боришевский, исследуя моральную саморегуляцию поведения подростков, наблюдал, что у подростка с устойчивой и адекватной самооценкой, находящегося в условиях, способствующих удовлетворению его потребности в самоутверждении, моральная саморегуляция поведения проявляется на достаточно высоком уровне, происходит её дальнейшее развитие, усложнение. Если же подросток с такой же самооценкой оказывается в условиях общения, где он постоянно сталкивается с недооценкой его возможностей, ограничением самостоятельности, ущемлением достоинства и регламентацией действий, саморегуляция нарушается. У подростка может снизиться уровень уверенности в себе, уменьшается инициативность поведения, он превращается в исполнителя власти другого или восстает против любого авторитета. Подросток с заниженной самооценкой, недостаточным уровнем ее устойчивости, в такой ситуации оказывается в наиболее неблагоприятных условиях. Саморегулирование становится узко ситуативным, снижаются его возможности.