Университет педагогических знаний материал на тему. Педагогическое просвещение родителей Отношение к окружающим

  1. Университет педагогических знаний является одной из форм организации работы школы с родителями (законными представителями) обучающихся.

2. Цели и задачи.

  1. Университет педагогических знаний организуется с целью:
  • повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) путем просвещения;
  • наделения определенным минимумом психолого-педагогических, правовых знаний и социальных;
  • оказание помощи родителям (законным представителям) в организации педагогического самообразования; в выработке умений и навыков по воспитанию детей.
  1. Задачи Университета педагогических знаний:

Организовать правовое и педагогическое просвещения родителей (законных представителей),

Оказать родителям (законным представителям) помощь в семейном воспитании.

Способствовать формированию партнерских отношений (школа, семья, ребенок),

Предупреждение родителей (законных представителей) от наиболее распространенных ошибок в воспитании детей,

Установление постоянной связи с родителями (законными представителями), взаимопонимание и согласованное воздействие семьи и школы,

Включить родителей (законных представителей) в совместную со школой воспитывающую деятельность с детьми.

  1. Деятельность Университета педагогических знаний
  1. Организационное руководство деятельностью Университета педагогических знаний осуществляет заместитель директора школы по воспитательной работе.
  2. Университет педагогических знаний работает по плану, составленному в начале учебного года в соответствии с общешкольным планом работы и программой развития школы.
  3. Занятия Университета педагогических знаний планируются с учетом требований социума, уровня психолого-педагогической подготовленности родителей.
  4. Тематика занятий определяется в соответствии с программой Университета педагогических знаний.
  5. Занятия в Университете педагогических знаний проводятся по параллелям.
  6. В течение учебного года на параллели проводится не менее трех занятий.
  7. К подготовке и проведению занятий Университета педагогических знаний привлекаются классные руководители, педагоги-психологи, социальный педагог, работники правоохранительных органов и другие социальные партнеры.
  8. Непосредственную подготовку занятий Университета педагогических знаний осуществляют учителя, работающие на параллели и назначаемые приказом директора школы или заместителем директора по воспитательной работе.
  9. Родители информируются и приглашаются на занятия Университета педагогических знаний не позднее, чем за три дня до даты проведения.
  1. Финансовое обеспечение деятельности Университета педагогических знаний
  1. Финансирование деятельности Университета педагогических знаний осуществляется из средств, выделяемых учредителем школы и дополнительных финансовых источников.
  2. Педагогам, обеспечивающим занятия, может быть установлена доплата из средств бюджета
  1. Документация Университета
  1. Основными документами, регламентирующими работу Университета педагогических знаний является Положение об Университете педагогических знаний, программа работы Университета Педагогических знаний, план занятий на учебный год.
  2. В течение года классными руководителями, работающими на параллели, ведется журнал учета проведенных занятий и журнал посещаемости этих занятий родителями законными представителями).
  3. Отчетом о работе Университета педагогических знаний является анализ работы Университета педагогических знаний.

Программа

Университета педагогических знаний для родителей

Пояснительная записка

Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Права и обязанности родителей определены в статье 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской федерации «Об образовании». Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов. Обшеобразовательные учреждения по-прежнему остаются одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

В условиях кардинальных изменений в социальной жизни страны, перемен в области просвещения проблемы взаимодействия семьи и школы являются особенно актуальными. В сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы.

Непременным условием развития, воспитания и образования детей является сотрудничество педагогического коллектива с родителями учащихся. Именно родители должны быть более всего заинтересованы в том, чтобы дети здесь находились в комфортных условиях, получали полноценное образование и воспитание, творчески развивались. С другой стороны добиться положительных результатов в развитии детей родители и учителя могут только на основе тесного воспитательного взаимодействия, единства педагогических позиций. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблемы развития личности школьника. Для этого необходимо поднять педагогическую подготовленность родителей на качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям современного общества.

Повышение педагогической культуры родителей является основой раскрытия творческого потенциала родителей, совершенствования семейного воспитания. Всем этим требованиям отвечает программа Университета педагогических знаний по повышению педагогической культуры родителей и совершенствованию семейного воспитания.

Цель программы – повышение педагогической культуры родителей путем просвещения родителей , оказание им помощи в организации педагогического самообразования, в выработке умений и навыков по воспитанию детей.

Задачи:

  • - организация правового и педагогического просвещения родителей,
  • -оказание помощи родителям в семейном воспитании.
  • -способствовать формированию партнерских отношений (школа, семья, ребенок),
  • - предупреждение родителей от наиболее распространенных ошибок в воспитании детей,
  • - установление постоянной связи с родителями, взаимопонимание и согласованное воздействие семьи и школы,
  • - включение родителей в совместную со школой воспитывающую деятельность с детьми.

Ожидаемый результат :

  • - повышение психолого-педагогических знаний родителей
  • - в процессе сотрудничества школа и родители становятся союзниками в воспитательном процессе;
  • - взаимодействие с родителями будет носить характер встречного движения, совпадающего по своей направленности с целевыми установками, формами и методами воспитания детей;
  • - устранение традиционных конфликтов между школой и родителями
  • -оказание помощи родителям в решении проблем, возникающих в процессе воспитания и обучения.

5-е классы.

Психологические и физические особенности детей младшего подросткового возраста. Роль семьи и ее значение в адаптации школьника в связи с новым качеством обучения и возрастными особенностями. Законы школьной жизни в обучении и воспитании школьников. Новые требования к обучению, первые проблемы и пути их преодоления.

Общение и его роль в жизни человека. Значение общения ребенка в семье, результаты этого процесса для взрослых и детей. Проблемы общения в детском коллективе. Задачи школы и родителей по преодолению проблем в общении.

  1. Как помочь детям учиться?

Трудности обучения ребенка в 5 классе. Требования учителей к преподаваемым предметам. Способности учащегося и их реализация в учебной деятельности Виды оказания помощи родителей детям в учебе.

  1. Глушкова В.С. Система согласования с семьей целей и способов развития ребенка в процессе обучения в школе. Классный руководитель.- 2001. №7.
  2. Дареклеева Н.И. Справочник классного руководителя. М., 2003.
  3. Миленкова Л.И. Педагоги, родители и дети. – Мю.: Пед. общество России, 2000.

6-е классы.

  1. Психологические и физиологические особенности детей 12- 13 летнего возраста.

Психологические особенности развития ребенка. Физиологические, индивидуально - возрастные проблемы взросления детей. Анатомо –физиологическая перестройка организма, ее отражение на психике. Акселерация: причины и учет ее последствий в воспитании.

  1. В семье растет сын (дочь).

Половозрастные особенности развития детей. Проблемы, связанные с половым созреванием и пути их решения. Значение семьи в период полового созревания ребенка.

Значение понятия «семья». Взаимопонимание в семье. Пути его достижения. Определение роли каждого члена семьи. Тактика воспитания в семье и типы семейных взаимоотношений: диктат, опека, невмешательство, сотрудничество, конфронтация.

Родители – пример для подражания. Культурные традиции семьи.

  1. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М.2000.
  2. Баркан А. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. - М.: Аст-пресс. 1999
  3. Тархова Л.П. Мальчик, мужчина, отец. – М., 1992.
  4. Попова Л. Воспитание сына. Воспитание школьников. – М., 2001.№3
  5. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. В семье сын и дочь. – М., 1985.

7-е классы

Труд подростка в семье. Воспитание трудолюбия и прилежания. Обучение детей различным видам труда. Воспитание на основе трудовой деятельности родителей, старших членов семьи. Участие подростка в ведении домашнего хозяйства.- важное условие воспитания. Стремление и умение бережно относиться к результатам труда других; чувство личной ответственности за свой труд, умение работать в коллективе.

Расширение трудовых умений, увеличение физической нагрузки по мере развития подростка, повышение трудности заданий.

Роль родителей в становлении личности ребенка. Педагогические ситуации, связанные с проблемами, волнующими детей, педагогов, родителей. Организация жизнедеятельности ребенка, корректировка вне семьи. Учет в семейном воспитании возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Родительская любовь и педагогический такт. Использование педагогического такта в воспитательной деятельности родителей.

Психологические основы физического воспитания школьников. Воспитание интереса и потребности в занятиях спортом, физической культурой.

Условия эффективности физического воспитания подростка в семье. Влияние ритма жизни на соблюдение режима дня, на занятиями физическими упражнениями. Участие семьи с спортивных соревнованиях, походах, играх, прогулках.

Создание необходимых гигиенических условий для занятия спортом, физической культурой, гимнастикой. Соблюдение режима дня, отдыха, питания. Профилактика детского травматизма.

  1. Афанасьева Т.М. Семья.- М., 1988.
  2. Степанов С.С. Психологический словарь для родителей. – М., 1996.
  3. Азбука любви: Книга для родителей. – М., 1996.
  4. Корягина О.П. Педагогический ринг. Классный руководитель. – 2000, №8.

5. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений.

М.: Владос.2002

6.Марьясис Е.Д., Скрипкин Ю.К. Азбука Здоровья и семьи.- М., 1992.

8-е классы

Причины тревожного состояния детей: внутренние и внешние конфликты ребенка. Поведенческие признаки тревоги.

Страх - «первая производная тревоги». Мир фантазий – спасение от тревог. Фантазии тревожных детей. Агрессивность как средство преодоление тревоги. Последствия тревожных переживаний: вялость, апатия, безынициативность.

Способы преодоления тревожного состояния.

  1. Нравственные уроки семьи – нравственные законы жизни.

Основные задачи нравственного воспитания школьников подросткового возраста в семье. Учет в процессе нравственного воспитания анатомо-физиологического и психологического развития подростков.

Освоение подростками опыта нравственных отношений в процессе семейной жизни и участия в разнообразной деятельности. Забота семьи о формировании детей основных нравственных качеств.

Нравственные основы «Правил для учащихся».

Формы и методы нравственного воспитания в семье. Организация повседневной жизни в соответствии с нравственными нормами..

Пути и средства формирования у подростков правосознания, уважения к законам.

Предупреждение правонарушений несовершеннолетних. Гражданская и уголовная ответственность. Меры воспитательного характера, предусмотренные законодательством. Ответственность взрослых за вовлечение несовершеннолетних в антиобщественную деятельность, пьянство, наркоманию.

Роль родителей в формировании правосознания и воспитания гражданской ответственности у детей в семье. Образ жизни родителей, труд, отношение к окружающему – пример для детей.

  1. Бодина Е., Ашеулова К, Педагогические ситуации. – М., 2002.
  2. Саматова А. Диалог с родителями. Этика родительской любви. Этическое воспитание. – 2003. №1.

3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М.2000.

4. Баркан А. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. - М.: Аст-пресс. 1999

9-е классы

1. Помощь семьи в профессиональной ориентации школьников.

Самоопределение и выбор жизненного пути. Выявление психофизических особенностей и наклонностей девятиклассников к определенным видам труда.

Роль семьи в определении жизненного пути, социальной позиции детей, видов их деятельности. Пути и формы ознакомления девятиклассников с профессиями.

Возрастающее значение самовоспитания в формировании личности ребенка. Самовоспитание как средство формирования ответственности, дисциплинированности, трудолюбия, познавательных интересов, творческих способностей.

Основные направления самовоспитания – нравственное, интеллектуальное, физическое, трудовое.

Внимание родителей к самовоспитанию детей. Обсуждение жизненных ситуаций, требующих от них морально-волевых усилий.

Воспитание привычки и способности к самоконтролю, самооценке, саморегуляции поведения, к точности, единству слова и дела, требовательности к себе и другим.

Проблемы наркомании и токсикомании. Статистические данные о проблеме наркомании. Воздействие наркотических веществ на центральную нервную систему. Стадии наркомании. Симптомы и опасность болезни. Пути и средства предупреждения наркомании…Роль родителей в пропаганде здорового образа жизни

История СПИДа и общемировые тенденции проблемы. Стадии ВИЧ инфекции. Симптомы больного СПИДом. Меры профилактики СПИДа. Пути распространения СПИДа. Информационная роль семьи.

  1. Мнацаканян Л.И. Личность и оценочные способности старшеклассников. – М., 1991.
  2. Соловов А.В. Наркомания: причины, виды, последствия, профилактика. Казань. 1999.
  3. Гаррисон М. Любовь, секс, СПИД.- М., 1996.
  4. СПИД, его последствия и предупреждение.
  1. классы.
  1. Психология старшеклассников.

Неравномерность созревания и развития детей старшего школьного возраста. Типы развития и их характеристика. Переплетение половых, возрастных особенностей и процессов с личностными: процессы развития самосознания, динамика саморегуляции образов «Я».

Дифференциация интересов и предпочтение тех или иных видов деятельности. Формирование у обучающихся индивидуального стиля деятельности.

Развитие самосознания – центральный психологический процесс юношеского возраста. Самовоспитание личности.

2. Семья и мир потребностей старшеклассника.

Влияние образа жизни, нравственных отношений в семье на формирование духовных и материальных потребностей старших школьников . Пагубное влияние на сознание и поведение школьников вещизма, потребительской психологии. Необходимость предупреждения скрытых проявлений безнравственности молодежи, равнодушия, цинизма, стремления получить больше, чем дать.

Мода и формирование разумных потребностей юношей и девушек. Карманные деньги. Духовное богатство семьи, нравственная чистота родителей и их влияние на формирование духовных потребностей детей.

Профессиональное самоопределение учащихся. Трудности выбора профессии: отсутствие представления о профпригодности, неумение оценивать себя, свои способности, возможности. Условия успешного профессионального самоопределения старшеклассников.

Учет интересов и склонностей в выборе профессии. Показатели выраженности склонности. Наблюдение родителей за деятельностью ребенка, дающие возможность судить о выраженности, глубине и устойчивости интереса ребенка и его склонностях.

Помощь родителей старшеклассникам. Знакомство с профессиями С акцентом на профессиональные требования, предъявляемые к психофизическим особенностям ребенка, его склонностям, способностям.

  1. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М.2000.
  2. Баркан А. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. - М.: Аст-пресс. 1999
  3. Афанасьева Т.М. Семья.- М., 1988
  4. Снайпер Д. Практическая психология для подростков, или как найти свое место в жизни. – М., 1997.
  5. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М., 1996.

8.Дружинин В И. Психология семьи. – М. 1996.


Цель: вооружить родителей основами педагогических знаний, необходимых для организации жизни и воспитания детей в семье; обеспечить единство воспитательных воздействий детского сада и семьи; обобщить и распространить положительный опыт семейного воспитания; предупредить наиболее распространенные ошибки воспитания в семье.

10) Выставки – это собрание предметов (рисунков, фотографий, книг и журналов, детских поделок, летописей группы, семьи и пр.)

Выставки детских работ организуются в детском саду в целях привлечения внимания семьи к результатам обучения детей. Работы детей должны быть подписаны или расположены в индивидуальных ячейках, чтобы каждый родитель мог легко найти работу, выполненную его ребенком. Тематические выставки («Как воспитать здорового ребенка», «Досуг в семье», «Домашнее чтение», «Игры детей», «Общение с детьми» и др.) позволяют познакомить родителей с актуальными вопросами общественной жизни, вопросами теории и практики воспитания и обучения детей, пропагандировать лучший опыт семейного воспитания, в доступной наглядной форме представить демонстрационный материал.

11) Медиатека. Информация храниться не только в книгах, но и на дисках, аудио-видеокассетах. В состав семейной медиатеки могут быть включены:

· мультимедийные материалы к занятиям с детьми и взрослыми;

· мультимедийные энциклопедии, словари;

· развивающие и обучающие программы;

· собрание медиа – объектов (аудио-, видео-,мультмедиа-,ресурсы):

· коллекция проектов и итоговых мультимедийных презентаций, выполненных педагогами и родителями.

Киноуниверситеты или кинолектории

Позволяют широко использовать как короткометражные научно-популярные и хроникально-документальные фильмы, так и полнометражные художественные. После просмотра фильмов – обсуждение.

Тренинги

Проводит психолог с родителями по какой-либо проблеме («Послушание детей», «Поощрения и наказания в воспитании детей», «Развитие воображения», «Детские конфликты»).

14) Акция это действие, предпринимаемое для какой–либо цели (благотворительность, выражение гражданского протеста, благоустройство детского сада и др.). Инициатором акции в детском саду могут быть как сотрудники детского сада, так и семьи воспитанников.

В последнее время получают распространение акции по благоустройству детского сада, например, «Сделаем наш детский сад красивым!».

Цель акции : объединение усилий родителей, детей и сотрудников детского сада в благоустройстве участков детского сада.

1 этап. Подготовительный. Составление текста обращения к семьям воспитанников и подготовка необходимого материала.

2 этап. Покраска забора.

3 этап. Создание детьми проектов оформления веранд. Презентация проектов родителями.

4 этап. Оформление веранд.

5 этап. Организация и открытие выставки фотографий и рисунков «Как мы делали детский сад красивым». Подведение итогов. Награждение благодарственными письмами активных участников акции.

Совместное проведение досуга

Тематика разнообразная - «Литературная гостиная», «Дети и музыка», «Папа, мама, я – дружная семья», «Веселые посиделки».

16) Клубы по интересам – неформальные объединения родителей, созданные для решения практических задач воспитания (молодые семьи, по профессиональным интересам, хобби и пр.)

Кружки для родителей

Тематика: мягкая игрушка, кружевоплетение, оригами, бисероплетение, домоводство и др.

Год семьи, день семьи

Международный день семьи утвержден в 1993 году Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН. С 1995 года ежегодно 15 мая этот праздник отмечается в России. В этот день в детском саду можно устраивать акции, выставки семейных газет, семейные посиделки, конкурсы, концерты, спектакли семейных коллективов, фестивали детского творчества, спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья» и др. Этот праздник – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях, поблагодарить семьи воспитанников за активное участие в жизни детского сада. На такие праздники могут приглашаться гости (мэр, депутаты, общественность).

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

_______________

Егорова Л.В.

201__г.

Программа родительского всеобуча

«Университет педагогических знаний для родителей»,

разработанная и реализуемая в МКОУ «Мазурская ООШ»

с. Мазурка

Поворинский район

Воронежская область

Пояснительная записка

Дети рождаются от родителей. Родители живут в семьях. А из множества семей складывается общество, социум. В принципе, каждый человек хочет чего-то своего, стремится к достижению какой-то своей цели. Желаемое и цели у всех людей довольно разные. Что произойдет, когда одни люди войдут во взаимодействие с другими людьми, предсказать очень трудно. В свою очередь, семьи – тоже очень разные, мечтают каждая о своем. Казалось бы, на уровне взаимодействия семей и других человеческих групп о каком-то точном предсказании предстоящих событий не может быть и речи. К счастью, это не так. Великая наука социология доказала, что чем запутанней социальный «клубок», тем легче прогнозируется его поведение. Поэтому становится реальным делом организовать в недрах огромного и сложного социума реальную и полезную помощь каждой нуждающейся в такой помощи семье, каждому взрослому и каждому ребенку. Но для этого нужно приложить определенные усилия.

В статье 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей (Семейный Кодекс РФ) говориться, что родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

В Законе РФ «Об образовании» говориться: «Родители являются первыми педагогами». Это действительно так. Воспитательное влияние семьи велико и, к сожалению, не всегда позитивно. От того, каков психологический климат в семье, какие сложились отношения, традиции, обычаи, во многом зависит личность ребенка в будущем.

С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательных учреждений. Целью этого взаимодействия является забота о развитии ребенка. Отсюда содержанием взаимодействия образовательного учреждения с родителями воспитанников является проявляемая забота о развитии и воспитании учащегося, его самочувствии, физиологическом и психологическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах развития. Иными словами необходимо помочь школьнику выявить свои возможности, задатки, склонности, интересы и развить их в различных видах деятельности. Это позволит ребенку стать полноценной личностью в современной жизни.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.

Все родители после рождения детей становятся педагогами, но далеко не у всех есть педагогическое образование. Усвоенные в своей семье воспитательные традиции не всегда педагогически грамотны. В этом заключается одна из причин многочисленных ошибок в семейном воспитании.

В работе, целью которой является повышение психолого-педагогической культуры родителей по вопросам воспитания, обучения, образования и развития детей, образовательное учреждение может выступать в качестве организатора общешкольных или классных мероприятий и самостоятельной работы родителей в этом направлении.

Взаимодействие семьи и нашего образовательного учреждения в интересах творческого развития личности ребенка осуществляется через:


    разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;


    семейные туристско-краеведческие и экскурсионные программы;


    систему социально-правовых и медико-педагогических
    занятий для родителей (университетов, лекториев, практикумов и др.);


    семейные клубы и мастерские.

Основными направлениями организации работы образовательного учреждения с семьей являются:


    Составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.).


    Организация диагностической работы по изучению семей.


    Использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьей.


    Организация психолого-педагогического просвещения родителей.


    Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся (воспитанников).


Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.


    Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков.


    Использование различных форм сотрудничества с родителями. Вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета.


    Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации учебно-воспитательного процесса: помощь в организации деятельности общественных родительских формирований (Совет школы, Попечительский совет, родительский комитет, и др.);


    Активное включение в работу с семьей классных руководителей, педагога-психолога, социального педагога, педагогов дополнительного образования, старшего вожатого, педагога-организатора, библиотекаря, воспитателей групп продленного дня;


    Оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений, подготовке старшеклассников к семейной жизни;


    Разработка тематического оформления по работе с семьей: уголок для родителей;

В нашей школе разработана и традиционно действует программа «Университет педагогических знаний для родителей».

Целью этой программы является повышение психолого-педагогической культуры родителей, укрепления взаимодействия школы и семьи, усиление воспитательного потенциала семьи.

В процессе реализации программы предполагается решение следующих задач:

Формировать у родителей восприятие феномена воспитания в семье и школе как социального, психологического и педагогического явления.

Содействовать выработке у родителей представлений о единстве и целостности воспитательного процесса в семье и школе.

Содействовать формированию у родителей представлений об этапах развития личности ребенка, помочь родителям научиться понимать внутренние законы этого развития, применять полученные знания в процессе воспитания детей в семье, отличать подлинно значимые в воспитании явления от проходящих и незначительных.

На основе понимания закономерностей процесса формирования и развития личностных качеств ребенка, содействовать освоению родителей навыками анализа детских поступков, понимания их мотивации.

Показать специфическую особенность семейного воспитания.

Определить роль и значение родительского воспитания в формировании личности ребенка.

Выявить характер и принципы взаимодействия между родителями и детьми, родителями и учителями, учителями и учениками и общие закономерности развития ребенка в процессе такового взаимодействия.

Вооружить родителей современными психолого-педагогическими знаниями о психическом, физическом, интеллектуальном развитии ребенка на различных возрастных этапах его жизни;

Дать возможность родителям овладеть педагогическими знаниями, навыками, умениями по организации семейного воспитательного процесса;

Помочь родителям грамотно оценивать проблемные, критические ситуации во взаимоотношениях с детьми с учетом специфических проблем каждого возраста;

Научить родителей анализировать типические ошибки в семейном воспитании детей, в том числе свое собственное поведение, свои родительские взаимоотношения;

Выработать навыки, умения, приемы оценки психического состояния детей с целью контроля за их психическим здоровьем;

Сформировать у родителей понимание важности и значимости организации в семье интересного и содержательного досуга как одного из средств профилактики асоциального поведения детей.

Содержание программы:

Исходя из вышеизложенного, в нашей школе была смоделирована модель образа выпускника, которая позволит существенно повысить научную аргументированность решения самых разнообразных вопросов; прежде всего, вопросов преемственности воспитания между семьей и школой с целью эффективного развития и образования учащихся.

Модель образа выпускника

МКОУ «Мазурская ООШ»

Выпускник школы – это духовно – нравственная, творческая, деятельная, развивающаяся, способная любить и имеющая гражданскую позицию личность, готовая к самоотверженному служению своему Отечеству.
1. Осмысленность личной жизни, целеустремлённость:

* быть образованным, целеустремлённым, любознательным, умеющим получать знания и использовать их на практике, приумножать свои знания во благо, а не во зло;

* обладать социальной ответственностью за свои действия и поступки.
2. Мировоззрение и мироощущение:

* стремиться к познанию Истины;

* мировоззренческая терпимость;

* патриотизм;

* правовая и политическая культура;

* понимание и принятие философии прав и свобод человека;

* социальный оптимизм.
3. Интеллектуальное развитие:

* стремление к постоянному интеллектуальному саморазвитию;

* умение обобщать, анализировать, делать выводы;

* потребность применять знания на практике;

* критичность сознания;

* навыки самоорганизации;

* навыки самообразования.
4. Отношение к труду, деятельности, обязанностям:

* уметь трудиться и уважать труд других;

* творческий подход к работе,

* конкурентно-способный, умеющий реализовать свои притязания на право занять значимое место в обществе;
5. Черты характера:

* порядочность;

* честность, правдивость;

* стойкость, умение переносить трудности;

* решительность, смелость;

* развитое чувство достоинства;

* внутренняя свобода;

* самокритичность.

6. Отношение к окружающим:

*гуманность, уважение прав, свобод и достоинств других людей;

* альтруистическая жизненная позиция – бескорыстная забота о других;

* доброжелательность, склонность к сотрудничеству.

7. Культура общения:

* сдержанность;

* тактичность;

* владение культурой речи.

8. Здоровье и здоровый образ жизни:

* отношение к здоровью как к важной личной и общественной ценности;

* стремление к физическому совершенствованию;

* отсутствие вредных привычек.

9. Отношение к семье:

* почитание родителей, старших в семье, следование их добрым наставлениям;

* забота о благе и духовности своей семьи;

* отношение к браку как к важнейшему жизненному выбору.

10. Художественно-эстетическая культура:

* эстетический кругозор и эстетический вкус;

* развитое творческое начало.
11. Экологическая культура:

* иметь сформированную экологическую культуру: готовность охранять и защищать флору и фауну; рационально использовать природные ресурсы, заниматься восстановлением природы.

Педагогический родительский всеобуч способствует практической реализации данной модели личности выпускника, вооружает родителей основами педагогических знаний, необходимых для организации жизни и воспитания детей, обеспечивает единство воспитательных воздействий школы и семьи, обобщает и распространяет положительный опыт воспитания, предупреждает родителей от наиболее распространенных ошибок, привлекает их к активному участию в воспитательной работе.

Образованию родителей свойственна определенная очередность, постепенность освоения знаний, этапность, что определяет и специфику форм работы родительского всеобуча, и особенности контингента слушателей и формы проводимых занятий.

Первый этап – начальное родительское образование (группа родителей учащихся 1-х – 4-х классов).

Помощником родителя и учителя в гуманистическом воспитании детей на этапе начальной школы выступают такие особенности, как ярко выраженные познавательные потребности и восприятие мира с позиций нравственного сознания. Главная цель на этом этапе родительского образования – заложить навыки совместной учебной деятельности родителей и детей в начальной школе, познакомить родителей с методами, приёмами и формами адаптации младших школьников к условиям школы, дать представление об особенностях физического и психологического развития детей 6-ти -10-ти лет, о методах сохранения психического здоровья детей.

Второй этап – основное родительское образование (группа родителей 5-х - 9-х классов). Главной целью образования родителей учащихся основной школы будет стремление специалистов сформировать у родителей представление о возрастных особенностях личности подростка; дать представление об основных этапах развития личности учащегося 5-9 классов, о месте семейного воспитания на данном этапе развития ребенка; на основе психолого-педагогических знаний раскрыть перед родителями основные законы развития личности подростка как объекта и субъекта воспитания в семье и школе и отличия подросткового возраста от младшего школьного; познакомить родителей с основными понятиями, позволяющими проникнуть в глубину процесса воспитания подростка, вооружить их элементарным инструментарием для осуществления мудрого воспитания подростков.

Главной целью родительского всеобуча на этом этапе является изучение психолого-педагогических особенностей личности старшеклассника, освоение методов и приемов воспитания в семье и школе, позволяющих ориентировать старшеклассников на профессиональное самоопределение, осознанный профессиональный выбор, подготовить их к гармоничным семейным отношениям и браку.

Годовой тематический план занятий:

Тематика занятий для родителей учеников 1 класса

Сентябрь


Трудовое воспитание детей в семье.


Октябрь


О любви к живому.


Ноябрь


Как заниматься с ребенком на каникулах.


Декабрь


Выполнение режима дня – залог успешной работы.


Январь


Игра и труд в жизни первоклассника.


Февраль


Эстетическое воспитание школьников.


Март


Воспитание сознательной дисциплины школьника.


Апрель


Закаливание, профилактика простудных и инфекционных заболеваний.


Май

Тематика занятий для родителей учеников 2 класса Тематика занятий для родителей учеников 3 класса Тематика занятий для родителей учеников 4 класса

Тематика занятий для родителей учеников 5 класса


Тематика занятий для родителей учеников 6 класса Тематика занятий для родителей учеников 7 класса Тематика занятий для родителей учеников 8 класса Тематика занятий для родителей учеников 9 класса Мониторинг образования родителей

Мониторинг включает в себя диагностические методы, тесты, анкеты, написание рефератов, собеседования.

Мониторинговые показатели позволяют проследить эффективность процесса обучения и учения родителей, определить дальнейшее направление родительского образования. (См. приложение)
Литература:

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М.., 1985

2. Азаров Ю.П. Искусство воспитания. 2-е изд., испр. - М., 1985

3. Беншаминова М.В. Воспитание детей. - М., 1985

4. Бешенков А.К. и др. Семья и дети. – М., 1998.

5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М. Просвещение, 1968.

6. Голод С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. – Л., Наука, 1984.

7. Гордин Л.Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. – М., 1971.

8. Гранкин А.Ю. Родительская педагогика В.А. Сухомлинского /А.Ю. Гранкин; Пятиг. гос. лингвист. ун-т. - Пятигорск: Изд-во Пятиг. гос. лингвист. ун-та, 2002.

9. Гранкин А.Ю. Семейная педагогика в России во второй половине XIX – начале ХХ века. – Пятигорск, 1996.

10. Гранкин А.Ю. Теория семейного воспитания А.С. Макаренко / Александр Гранкин; [Пятиг. гос. лингвист. ун-т]. - Пятигорск: Изд-во Пятиг. гос. лингвист. ун-та, 2002.

11. Гребенников И.А. Педагогический всеобуч родителей: Примерная программа народного университета педагогических знаний. – М., 1986.

12. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., 1996.

13. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М., 1986

14. Казмин Н.В. Современное семейное воспитание в России // Семейное воспитание: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Сост. П.А. Лебедев. – М., 2001. –

15. Каптерев П.Ф. Задачи и основы семейного воспитания. Энциклопедия семейного воспитания и обучения. Вып. 1. – СПб., 1913

16. Каптерев П.Ф. Родители и дети // C емейное воспитание: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Сост. П.А. Лебедев. – М., 2001.

17. Караковский В.А. Воспитание эффективно, если оно системно // Воспитать человека. – М.: Вентана-Графф, 2002.

18. Кон И.С. Психология юношеского возраста. – 1979.

19. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М., Просвещение. 1980.

20. Кон И.С. В поисках себя. – М., 1984.

21. Корчак Януш. Как любить детей. - М., 2000

22. Корчак Я. Как любить ребенка. – М., 1990.

23. Крупина И.В. Основы семейного воспитания // Педагогика / Под. Ред. П.И. Пидкасистого. – 2-е изд. – М., 1996.

24. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. – М., 1989.

25. Лесгафт П.М. Семейное воспитание ребенка и его значение. - М., 1991

26. Макаренко А.С. Книга для родителей. – Петрозаводск, 1959.

27. Макаренко А.С. О воспитании. – М., 1988.

28. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1997.

29. Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М., Наука,1986.

30. Плохова М.Г. Семейное воспитание как средство социализации личности // Социализация личности: исторический опыт советского периода и современные тенденции. – М., 1993.

31. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М., Владос, 2001.

32. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1940.

33. Сазонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. – М., «Педагогический поиск», 2002.

34. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.

35. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.

36. Сухомлинский В.А. Осторожно: ребенок! // Сухомлинский, В.А. Мудрость родительской любви. – М., 1988.

37. Сысенко В.А. Процесс социализации ребенка в семье // Воспитать человека. – М.: Вента-Графф, 2002.

38. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития.- М., Интерпракс, 1995.

39. Шибутани Т. Социальная психология. – М., 1969.

40. Шмаков С.А., Алексеева Л.С. Дети – родители – учителя. – М., «ВТК «Классный воспитатель», 1992.

Приложение

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ

Эта анкета предназначена для изучения потребностей родителей в информации по темам родительской культуры и семейного воспитания.

«ВАЖНО ЛИ БЫТЬ РОДИТЕЛЯМИ?»

Заполнить анкету нетрудно, нужно просто отметить тот вариант предложенных ответов на вопрос, который вам подходит. Если подходящего ответа нет, то напишите, пожалуйста, свой ответ. Будьте внимательны и откровенны при ответах, не пропускайте вопросы, от вашей добросовестности будут зависеть результаты исследования. Опрос анонимный, его результаты будут использованы только в обобщенном виде.

1. Получали ли Вы когда-нибудь в жизни систематизированные знания но вопросам семейного воспитания и родительской культуры? (можно выбрать любое количество вариантов)

1) Нет, никогда.

2) Эти вопросы затрагивались на уроках этики и психологии семейной жизни в школе.

3) Эти вопросы затрагивались при получении профессионального образования.

4) Эти вопросы рассматривались на специализированных курсах, которые я посещал (а).

2. Из каких источников Вы получаете информацию по вопросам

семейного воспитания и родительской культуры? (можно отметить 2-3 варианта).

2) Из книг.

5) Из телевизионных, радиопередач.

8) Из лекций, курсов, занятий, семинаров, проводимых различными организациями.

3. Хотели бы Вы получать знания но вопросам семейного воспитания и родительской культуры?

1) Нет, мне эти знания не нужны.

2) Нет, у меня достаточно знаний.

3) Да, я хотел (а) бы получать такие знания, если это не потребовало бы от меня больших временных и финансовых затрат

4) Да, я хотел (а) бы получать эти знания, и готов (а) тратить на это определенные средства (например, на приобретение литературы) и время (на пример, на посещение специальных курсов).

4. Каким образом, на Ваш взгляд, правильнее воспитывать ребенка до школы? (отметьте только один вариант ответа).

1) Отдать ребенка как можно раньше в ясли, детский сад, где с ним будут заниматься воспитатели.

2) Растить ребенка дома, воспитывать и обучать до школы должны родители.

3) Растить и обучать ребенка дома, но при этом водить его в развивающие школы для маленьких детей.

4) Ваш вариант: ______________________________________________

5. Читаете ли Вы специальную литературу, посвященную проблемам материнства (беременность, подготовка к родам, уход за маленькими детьми, здоровье матери и ребенка и т.д.)?

1) Нет.

4) Да, прочитал (а) больше 5 книг.

6. Читаете ли Вы специальную литературу, посвященную проблемам воспитания детей?

1) Нет.

2) Да, прочитал (а) 1-2 книги.

3) Да, прочитал (а) 3-5 книг.

4) Да, прочитал (а) больше 5 книг

7. Из каких источников Вы хотели бы получать информацию по вопросам родительской культуры? (можно отметить 2-3 варианта).

1) Не интересуюсь такой информацией.

2) Из книг.

3) Из журналов, газет общей тематики.

4) Из журналов, газет, посвященным семье, детям.

5) Из телевизионных и радиопередач.

6) Из разговоров с родителями, родственниками.

7) Из разговоров с друзьями, знакомыми.

8) Из лекций, курсов, занятий, семинаров, проводимых различными организациями с родителями.

9) Из бесед со специалистами: педагогами, врачами.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ПРИКАЗ

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРАЕВОГО УНИВЕРСИТЕТА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ В 2016/2017 УЧЕБНОМ ГОДУ

В целях повышения компетентности родителей в вопросах воспитания и образования детей, развития общественно-государственных форм управления образовательной организацией приказываю:

1. Утвердить программу краевого Университета педагогических знаний для родителей (далее соответственно - Университет, Программа) на 2016/2017 учебный год (Приложение).

2. Отделу воспитательной работы и дополнительного образования детей (Пикалова О.Н.) довести настоящий приказ до сведения муниципальных районов и городских округов Ставропольского края.

3. Государственному бюджетному учреждению дополнительного профессионального образования "Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования" (далее - СКИРО ПК и ПРО) (Евмененко Е.В.) обеспечить:

3.1. Участие в работе Университета профессорско-преподавательского состава СКИРО ПК и ПРО, а также приглашенных специалистов.

3.2. Проведение выездных заседаний Университета в муниципальных районах и городских округах Ставропольского края согласно Программе.

4. Руководителям СКИРО ПК и ПРО (Евмененко Е.В.), государственного бюджетного учреждения дополнительного образования "Краевой Центр развития творчества детей и юношества им. Ю.А. Гагарина" (Найденко Г.В.) (далее - ГБУ ДО "КЦРТДиЮ"), государственного бюджетного учреждения дополнительного образования "Краевой Центр экологии, туризма и краеведения" (Зима Т.М.), государственного автономного образовательного учреждения дополнительного образования "Центр для одаренных детей "Поиск" (Жигайлов А.В.), государственным бюджетным образовательным учреждениям для детей, нуждающихся психолого-педагогический и медико-социальной помощи (Заика Е.В., Корюкина Е.Н., Анисимова И.А., Гайворонская Т.Б.) до 10 октября 2016 года разработать методические рекомендации, буклеты, памятки для родителей по курируемым направлениям работы.

5. ГБОУ ДОД "КЦРТДиЮ" (Найденко Г.В.), Центру реабилитации и коррекции несовершеннолетних (Заика Е.В.) в срок до 10 октября 2016 года разработать программу видеолектория в сфере профилактики рискованного поведения для родителей и студентов профессиональных образованных организаций и обеспечить ее реализацию в течение 2016/2017 учебного года.

6.1. Активизировать работу районных (городских) родительских университетов педагогических знаний для родителей.

6.2. Развивать формы социального партнерства с родительской общественностью, направленные на совершенствование механизмов управления образовательной организацией.

6.3. Предоставить в срок до 20 октября 2016 года план работы районных (городских) университетов педагогических знаний для родителей.

7. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра Рудьеву Д.Г.

8. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания.

Министр
Е.Н.КОЗЮРА

Приложение. ПРОГРАММА РАБОТЫ КРАЕВОГО УНИВЕРСИТЕТА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА 2016/2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

Приложение
к приказу
министерства образования
и молодежной политики
Ставропольского края
от 29 сентября 2016 года N 1066-пр

Дата проведения

Место проведения

Ф.И.О. выступающего

Шпаковский район

Открытие работы краевого Университета педагогических знаний для родителей в 2016/2017 учебном году

Противодействие коррупции в образовательной среде. Ответственность при совершении коррупционных действий.

Агабаян Н.Б., к.п.н., доцент кафедры психолого-педагогических технологий и менеджмента в образовании СКИРО ПК и ПРО

Профилактика суицидального поведения среди несовершеннолетних

Пикалова О.Н., к.п.н., начальник отдела воспитательной работы и дополнительного образования детей министерства образования и молодежной политики Ставропольского края

Сорокина М.И., заместитель начальника отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю (по согласованию)

г. Ессентуки

Противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма в образовательной среде

Койбаев Р.С., к.п.н., профессор кафедры физической культуры и здоровьесбережения СКИРО ПК и ПРО

Здоровьеформирующее воспитание детей в семье

Селезнев А.И., к.п.н., профессор кафедры физической культуры и здоровьесбережения СКИРО ПК и ПРО

О мерах по профилактике гриппа и ОРВИ в образовательных организациях

Представитель медицинской организации муниципального района/городского округа
(по согласованию)

Состояние и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма

Управление ГИБДД ГУ МВД России по Ставропольскому краю (по согласованию)

г. Ставрополь
(в режиме видеоконференцсвязи с территориями края)

Формирование правовой культуры детей Ставропольского края и их родителей. Организация правовой помощи детям

Уполномоченный по правам ребенка в Ставропольском крае, представители СКИРО ПК и ПРО, главное управление Минюста России по Ставропольскому краю, нотариальная палата Ставропольского края, Ставропольское региональное отделение Ассоциации юристов России

Изобильненский район

Дети с ограниченными возможностями здоровья: коррекционное или инклюзивное образование

Панасенкова М.М., к.п.н., заведующая кафедрой специального и инклюзивного образования СКИРО ПК и ПРО

Выполнение норма ГТО как семейная традиция

Олешкевич Т.Г., старший преподаватель кафедры физической культуры и здоровьесбережения СКИРО ПК и ПРО

О правильном питании детей в школе

Состояние и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма

Управление ГИБДД ГУ МВД России по Ставропольскому краю (по согласованию)

Дополнительное образование как ресурс формирования личности подростка

Лазарева А.Г., к.п.н., доцент кафедры воспитательной работы, дополнительного образования и технологии СКИРО ПК и ПРО

Александровский район

Формирование читательской культуры школьника: как читать и понимать художественный текст.

Ухтинская О.Г., старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин СКИРО ПК и ПРО

Экологическое воспитание детей в семье.

Зима Т.М., директор ГБУ ДО "Краевой центр экологии, туризма и краеведения"

Жестокое обращение с детьми: причины и предупреждение. Рекомендации родителям.

Микулан И.Н., к.п.н., доцент кафедры специального и инклюзивного образования СКИРО ПК и ПРО

Профилактика употребления психоактивных веществ подростками

ГБУЗ СК "Краевой клинический наркологический диспансер" (по согласованию)

Состояние и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма

Управление ГИБДД ГУ МВД России по Ставропольскому краю (по согласованию)

Петровский район

Роль родителей в профилактике правонарушений и преступлений, совершенных несовершеннолетними

Представитель ГУ МВД России по СК (по согласованию)

Профилактика "дефицитных свойств личности" ребенка в условиях семьи

Королькова О.В., к.п.н., доцент кафедры воспитательной работы, дополнительного образования и технологии СКИРО ПК и ПРО

О правильном питании детей в школе

Представитель Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю (по согласованию)

Гапич А.Э., доцент, к.с.н., заместитель директора по научной работе института образования и социологических наук, ФГАОУ ВО "Северо-Кавказский федеральный университете" (по согласованию)

Состояние и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма

Управление ГИБДД ГУ МВД России по Ставропольскому краю (по согласованию)

Советский район

Роль отца в семейном воспитании

Мамасьян С.А., к.ф.н., профессор кафедры гуманитарных дисциплин СКИРО ПК и ПРО

Психологическая подготовка детей к итоговой аттестации

Боброва И.А., к.п.н, заведующая кафедрой психолого-педагогических технологий и менеджмента в образовании СКИРО ПК и ПРО

Состояние и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма

Управление ГИБДД ГУ МВД России по Ставропольскому краю (по согласованию)

Проблемы детско-родительских отношений

Как защитить своего ребенка от ВИЧ-инфекции?

Представитель ГБУЗ СК "Ставропольский краевой центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" (по согласованию)

Левокумский район

Роль родителей в управлении качеством образования в современной школе

Токарева Т.А., руководитель научно-методического центра инновационного развития и мониторинга СКИРО ПК и ПРО

Основы правовых знаний. Что необходимо знать ребенку о своих правах и обязанностях?

Скиперский И.А., начальник отдела молодежной политики министерства образования и молодежной политики Ставропольского края

О правильном питании детей в школе

Представитель Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю (по согласованию)

Профилактика употребления психоактивных веществ подростками

ГБУЗ СК "Краевой клинический наркологический диспансер" (по согласованию)

Состояние и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма

Управление ГИБДД ГУ МВД России по Ставропольскому краю (по согласованию)

г. Ставрополь (видиоконференцсвязь с территориями края)

Закрытие краевого Университета педагогических знаний для родителей

Козюра Е.Н., к.и.н., министр образования и молодежной политики Ставропольского края

Особенности организации отдыха и оздоровления детей в летний период 2016 года

Рудьева Д.Г., к.б.н., заместитель министра образования и молодежной политики Ставропольского края

Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних

Заика Е.В., директор государственного образовательного учреждения "Краевой центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции"

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в летний период

Управление ГИБДД ГУВД по Ставропольскому краю, майор полиции (по согласованию)

Безопасность детей на водных объектах Ставропольского края

Кривенко М.Н., заместитель начальника аварийно-спасательной службы МЧС Ставропольского края (по согласованию)

Единые требования к педагогической деятельности родителей

. Родители воспитывают труженика, доброго человека .

. Хорошая , здоровая обстановка жизни ребенка в се-мье, дружеские взаимоотношения родителей, их честный труд, личный моральный пример — главный метод и важнейшее условие правильного воспитания детей .

. Физическое воспитание детей — первейшая обязанность родителей. Они обеспечивают детей пита-нием, одеждой, обувью, приучают их заниматься физ-культурой, укрепляют здоровье детей в разнообраз-ном труде .

. Важнейшей задачей родителей является трудовое воспитание детей через их участие в домашнем и учеб-ном труде, в общественно полезной работе, в произво-дительном труде. Это позволяет приучить детей пре-одолевать трудности .

. Вместе с учителем, классным руководителем родите-ли определяют режим дня школьника и настойчиво проводят его в жизнь. Распорядок труда и отдыха детей ус-танавливается с учетом особенностей их возраста, индивидуальных качеств, условий учебной работы в школе, состояния здоровья. Очень важно умение родителей кон-тролировать выполнение детьми режима дня .

. Важнейшей задачей родителей является умствен-ное воспитание детей, т.е. развитие познавательных способностей, расширение общекультурного круго-зора, развитие наблюдательности, речи, мышления, формирование убеждений и взглядов. Особую заботу проявляют родители об улучшении успеваемости де-тей, о приобретении ими прочных и глубоких знаний, практических навыков .

. Отец и мать постоянно следят за тем, что и как дети читают, какие смотрят кинокартины, умеют ли переска-зывать прочитанное или просмотренное, оценить книгу, спектакль, кинокартину, сделать для себя нужные выводы, проявляя нетерпимость к плохому и отжившему, заимствуя хорошие примеры и образцы .

. Родители интересуются общественной работой де-тей, их участием в школьной работе, следят за ростом и изменением интересов и привычек детей .

. Родители помогают своим детям в подборе друзей, приучая их брать пример с хороших поступков товари-щей и при необходимости оказывать положительное влияние на друзей. Если это не удается, то родители предлагают ребенку не общаться с таким товарищем .

. Очень важно в условиях семейного воспитания развивать у детей художественный вкус, приучать лю-бить искусство, природу, жизнь, видеть красоту в тру-де. Главное же — бороться за нравственную красоту самого человека .

. Родители создают и поддерживают в семье трудо-вые семейные традиции, соблюдают положительные семейные обычаи, приучая детей соблюдать и продол-жать их. Хорошие традиции укрепляют семью .

. Нельзя допускать противоречий и споров родите-лей при детях о методах воспитания, средствах наказа-ния и т.п. В вопросах воспитания детей старшие долж-ны действовать согласованно .

. Родители видят в школе своего друга, помогают ад-министрации школы, учителям, родительскому коми-тету. Родители не должны при детях критиковать шко-лу и учителей. Они обязаны поддерживать в глазах де-тей авторитет школы и требовать от них точного выпол-нения требований и просьб учителей. Свои замечания и предложения по улучшению обучения и воспитания детей в школе следует высказывать только учителям и
руководителям школы в тактичной форме на собрани-ях и в индивидуальных беседах, тогда дети будут луч-ше учиться и трудиться
.

. Родителям очень важно постоянно приобретать и расширять свои педагогические знания и умения, учиться искусству воспитания, заимствовать лучший опыт воспитания детей в других семьях .

. Воспитание детей - это наш общий большой и сложный труд; этому надо постоянно учиться.

Тематика занятий университета педагогических знаний (2018-2019 уч.год)

Тема Для родителей Дата
1 С кем дружит ваш ребёнок? 1,3 классов сентябрь
2 Пороки осанки у детей. 1,3 классов ноябрь
3 Ребёнок и гости 1,3 классов январь
4 Приобщение ребёнка к труду и наши ошибки. 1,3 классов март
5 О культуре поведения младших школьников. 2,4 классов октябрь
6 Режим дня младшего школьника 2,4 классов декабрь
7 Семейный климат 2,4 классов февраль
8 Почему не следует ограничивать детскую активность 2,4 классов апрель
9 Детские страхи. Причины их возникновения. 2,4 классов май
1 5-9 классов сентябрь
2 Трудности адаптации пятиклассников к школе. 5 класса октябрь
3 О значении домашнего задания в учебной деятельности. 6,5 классов март
4 Как подготовить себя и ребёнка к будущим экзаменам. 6,5 классов май
5 Роль книги в развитии интеллектуальных и личностных качеств человека. 7 класса январь
6 Результативность школьного урока. Отчего она зависит? 7 класса ноябрь
7 Физическое развитие школьника и пути его совершенствования. 7,8 классов февраль
8 Дети видят, дети подражают 6,7 классов апрель
9 Роль домашнего задания в самообразовании, подготовка к ГИА. 9 класса октябрь
10 Профессия от души, а не по знаниям. 8,9 классов май
11 Как сохранить здоровье ребёнка? Профилактика стресса у детей. 5-9 классов декабрь
1 Об ответственности родителей за вовлечение несовершеннолетних в употребление алкоголя и одурманивающих веществ. 10-11 классов сентябрь
2 Друзья моего ребёнка. Что я о них знаю? 10 класса октябрь
3 Влияние семьи на становление личности ребёнка. 10 класса декабрь
4 Ребёнок и его товарищи. Выбирая друзей… 10 класса январь
5 Склонности и интересы подростков в выборе профессии 10 класса март
6 Особенности организации учебного труда школьников в 11 классе и роль родителей в этом процессе. 11 класса ноябрь
7 Алкоголь и способности человека 11 класса февраль
8 Семейный бюджет и дети 11 класса апрель
9 Это вовсе не так просто - дружба с детьми 11 класса май

Информация для родителей

В соответствии с Законом Оренбургской области № 3280/761-1У-03 от 24.12.2009г. "О мерах по предупреждению причинения вреда физическому, психическому, духовному и нравственному развитию детей на территории Оренбургской области"

ЗАПРЕЩАЕТСЯ нахождение детей, не достигших 16 лет без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) в общественных местах:

с 22.00 ч. до 06.00. ч (местного времени)

с 23.00. ч. до 06.00 ч. (местного времени)

Несоблюдение установленных требований влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на родителей (лиц, их заменяющих) в размере от 500 до 1000 рублей.

За те же действия, совершенные повторно в течение года, штраф на родителей (лиц, их заменяющих) от 1000 до 2000 рублей .