Фз социальное обслуживание детей и подростков. Курсовая работа: Система правового регулирования социального обслуживания детей

Начало 21 века ознаменовалось укреплением российской государственности, в том числе и укреплении экономического базиса российского общества. Сейчас на повестке дня в нашей стране стоит вопрос реализации социальных программ.

Статья 7 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" закрепляет право граждан на социальное обслуживание.

Государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по основным видам, определенным указанным Федеральным законом в порядке и на условиях, которые устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Каждый гражданин вправе получить в государственной системе социальных служб бесплатную информацию о возможностях, видах, порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Проводимые в настоящее время реформирование социальной сферы, реализация приоритетных национальных проектов в образовании, здравоохранении, жилищной политике и сельском хозяйстве направлены на повышение качества жизни граждан Российской Федерации. Одним из признаков высокого качества жизни в цивилизованных государствах является возможность граждан пользоваться системой разнообразных услуг: информационных, правовых, транспортных, культурных, образовательных, медицинских и т.д.

Институт социальных услуг, невзирая на особый интерес, проявляемый к нему со стороны государства, общества, правовых норм, пока остается недостаточно изученным юридической наукой. Имеющиеся исследования можно условно разделить на две группы: в рамках первой группы изучаются права той или иной категории российских граждан на получение бесплатных социальных услуг, в рамках второй - анализируются гражданско-правовые основы оказания услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры. Продолжающийся процесс замены льгот денежными компенсациями породил всплеск интереса к первой группе исследований, в то время как недостаточность финансирования государственных гарантий в социальной сфере потребовала дополнительного изучения возможностей институтов гражданского общества в реализации социальной политики.

Социальные услуги являются неотъемлемым атрибутом современного социального государства. Значение этого явления приводит как к выделению самостоятельного этапа в развитии социального государства - государства социальных услуг, так и к рассмотрению функции по оказанию социальных услуг в качестве одной из сторон социальной деятельности современного государства .

Задачи по предоставлению социальных услуг населению в какой-то мере государство выполняло всегда. Действительно, если рассматривать в качестве одной из причин возникновения государства потребность общества в институте, способном решать "общие дела", то следует признать, что деятельность государства по строительству дорог, установлению связи между различными частями страны, ликвидации последствий природных и иных катаклизмов - это деятельность, имеющая выраженную социальную направленность. Можно спорить о причинах, по которым оказывались эти услуги, но следует признать, что они отвечали интересам большинства.

Теоретики "государства благоденствия" еще во второй половине XIX в. выделили причины, по которым государство оказывает гражданам определенные виды услуг. Во-первых, это незаинтересованность частного бизнеса в оказании ряда услуг ввиду отсутствия материальной прибыли и их высокой стоимости. Во-вторых, в этих услугах заинтересовано все общество, поэтому они должны быть оказаны обязательно. В-третьих, природа этих услуг требует наличия значительных ресурсов, не только финансовых, но и организационных, властных.

Оказание этих услуг на первых порах осуществлялось не путем непосредственной деятельности специальных государственных структур (их просто не существовало), а путем самостоятельной активности или целенаправленного привлечения государством общественных институтов, таких как церковь, общественные самоуправляющиеся организации, самоорганизация отдельных слоев населения (больничные кассы), частных лиц.

В современных условиях особую социальную направленность имеют образование, медицинские услуги, социальное обеспечение. К сожалению, в ряде исследований сущность социального государства значительно сужается и социальные услуги рассматриваются исключительно с точки зрения потребностей социально незащищенных общественных групп. Между тем в условиях постиндустриального общества эти услуги важны не только для беднейших слоев населения, но для большей части общества. Цель этих услуг - содействие, а иногда и непосредственное обеспечение человеку достойной жизни и свободного развития.

Следует иметь в виду, что социологическая составляющая социальных услуг далеко не всеми исследователями оценивается положительно. В частности, американский социолог А. Карлсон вслед за П. Сорокиным приходит к выводу о том, что возникновение "государства благоденствия" тесно связано с кризисом семьи и семейных ценностей, а причиной последнего стало распространение либеральной концепции . Оказание социальных услуг, следовательно, есть та функция государства, которая обусловлена изменением роли семьи и невозможностью ее выполнять одну из основных своих задач - обеспечение максимально возможного благополучия всех ее членов.

Существует немало исторических доказательств того, что государство вынуждено было взять на себя исполнение ряда социальных обязанностей, ранее лежащих на семье, общине, церкви, частных лицах, по иным причинам. Коренная перестройка общественных отношений вследствие буржуазных революций привела как к сложностям в ранее отлаженной деятельности по призрению нуждающихся, так и к появлению социальных невзгод в таких формах и масштабах, которых общество ранее не знало, и имеющиеся, традиционные институты социальной защиты удовлетворить потребности широких слоев населения (прежде всего, пролетариата) не могли.

Постепенная эволюция социальных услуг от отдельных видов деятельности в отношении отдельных групп населения к системе различных видов услуг для значительной части общества есть отражение новой модели взаимоотношений общества и государства в условиях XXI в.

Анализируя природу социальных услуг в качестве исходной точки, следует использовать тот факт, что сущность этого явления состоит в том, что это прежде всего услуги, то есть согласно п. 1 ст. 779 "Договор возмездного оказания услуг" ГК РФ определенные действия или определенная деятельность. Выделяя услуги связи, медицинские, ветеринарные, аудиторские, консультационные, информационные услуги, услуги по обучению, туристическому обслуживанию и иные, ГК РФ не проводит их дифференциации с учетом специфики социальных услуг. Данный подход, по мнению Конституционного Суда РФ, является недостаточным в части медицинских услуг, и с учетом специфики отношений, обусловленной их непосредственной связью с такими благами, как жизнь и здоровье, требует установления в рамках специального регулирования более детальных правил, регламентирующих предоставление гражданам медицинской помощи в различных формах .

В ряде имеющихся исследований по проблемам юридической природы социальных услуг в качестве критерия, позволяющего отграничить социальные услуги от иных публичных услуг, используется сфера жизни общества, в рамках которой происходит их реализация . Действительно, социальная сфера, включающая в себя образование, здравоохранение, науку, культуру, социальное обеспечение (социальную помощь), обладает значительной спецификой, особенно в условиях построения социального государства, параметры которого заданы ст. 7 Конституции РФ.

Этот критерий является определяющим, поскольку именно специфика социальной сферы как "совокупности отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление"), сферы, где реализуются социальные права граждан, определяет основные характеристики социальных услуг. В то же время использование других критериев (особенности финансирования, варианты нормативной правовой регуляции, субъекты соответствующих отношений, содержание отношений и других) позволяет к числу признаков социальных услуг отнести следующие:

· услуги оказываются гражданам в рамках государственной социальной политики и реализации социальных целевых программ;

· адресная субъектная направленность (социальные услуги получают те слои населения, которые нуждаются в оказании помощи);

· перечень таких услуг закрыт и нормативно регламентирован;

· финансирование затрат, связанных с оказанием социальных услуг, осуществляется в основном за счет бюджетных средств и внебюджетных фондов;

· субъекты, оказывающие услуги, - в основном государственные и муниципальные учреждения социальной службы.

Публичный коллективный порядок предоставления социальных услуг отмечается также некоторыми судьями Европейского Суда по правам человека, хотя решения Суда в большинстве своем исходят из преобладания частноправового регулирования над публично-правовым в отношениях по социальному страхованию, где также имеют место социальные услуги.

В случаях, когда государство не создает системы государственных учреждений или механизмов обязательного социального страхования рисков, оно обязано обеспечить доступность услуг частных организаций.

Всеобщая декларация прав человека в ст. 25 закрепляет достаточно абстрактное право на определенные параметры жизненного уровня, которое наполняется содержанием на уровне многочисленных конвенций, пактов и деклараций. Конвенция МОТ N 26 "О создании процедуры установления минимальной заработной платы" оперирует категорией "удовлетворительный уровень жизни", для достижения которого необходим высокий минимальный уровень заработной платы.

Право граждан на доступность необходимых благ и услуг предполагает, что в условиях техногенного общества, когда значительно возрастает зависимость человека от системы этих благ и услуг, необходимо не только участие государства в создании, расширении и совершенствовании этой системы, но и вмешательство в процесс получения, пользования теми или иными достижениями цивилизации.

На конституционном уровне в Российской Федерации не закреплено социальное право на обслуживание, хотя идея о том, что благосостояние людей определяется не только потреблением материальных благ, давно уже воспринята и зарубежным, и отечественным законодательством, и наукой.

Социальное обслуживание, включающее в себя совокупность соответствующих услуг, выступает в роли одного из тех способов, при помощи которых создаются условия для удовлетворения социально-приоритетных потребностей, исходя из интересов общества. Будучи средством наиболее полной интеграции человека в общественную жизнь посредством пользования услугами современной инфраструктуры и достижениями цивилизации, право на обслуживание, как уже указывалось, не соответствует возрастанию доли потребления социальных услуг. Если по состоянию на конец XX в. доля социальных услуг в структуре социальной помощи в России составляла всего 2%, а социальных льгот - 55%, то тенденцией последних лет является постоянный рост доли услуг, например, услуги в потребительской корзине 2000 г. составляли 18,6%, а в 2004 г. - 31,6% .

Одна из проблем, связанных с реформированием социальной сферы, состоит в том, что необходимо более четко определить вариант связи между организационно-правовой формой юридического лица, оказывающего услуги, и социальной сущностью этих услуг. Первый вариант - социальные услуги оказывают четко обозначенные государственные или муниципальные учреждения. Второй - организации любых организационно-правовых форм могут оказывать социальные услуги от имени государства на особых финансовых и иных условиях. Представляется, что последние изменения в российском законодательстве свидетельствуют о приверженности второй линии.

Зарубежный опыт показывает наличие множества вариантов решения данных вопросов. В отличие от прошлых лет, когда все учреждения социальной сферы (в частности, учреждения здравоохранения) делились на государственные, принадлежащие общественным (чаще всего благотворительным) организациям, и коммерческие (частные), в настоящее время число как полностью государственных, так и полностью частных организаций, оказывающих социальные услуги, неуклонно снижается. При этом помещения и оборудование заведений могут быть государственными, а предоставляемые услуги - частными или наоборот.

Тезис о том, что вложение в социальные услуги есть "проедание" бюджетных денег, не является верным, поскольку ряд исследований показывает, что перспективы экономического роста в странах с переходной экономикой на 64% связаны с развитием человеческого и социального капитала, на 16% обусловлены состоянием физического капитала и на 20% природными ресурсами. 40% валового национального продукта - результат развития системы образования. Инвестиции в образование наиболее выгодны, так, на один доллар затрат получается три-шесть долларов прибыли .

Доступность услуг - это их важнейшая характеристика, особенно актуальная для социальных услуг в России. На доступность услуг влияет множество факторов, среди них: географический фактор, экономический, культурный, организационный, фактор социальной принадлежности. В связи с этим полагаем, что правовое регулирование в сфере социальных услуг, наряду с имеющей место тенденцией по их стандартизации, должно создать дополнительные гарантии доступности тех услуг, которые непосредственным образом связаны с реализацией социальных и культурных прав, закрепленных в Конституции Российской Федерации.

2.1 Понятие социального обслуживания

Согласно статье 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

К признакам социального обслуживания следует относить и то, что условия договора по предоставлению социальных услуг, а также обязанность сторон вступить в договор предусмотрены нормативными правовыми актами и полностью исключают свободу договора.

Что касается содержания правоотношений, в рамках которых происходит социальное обслуживание, то необходимо учитывать следующее. Публичные услуги в социальной сфере обусловлены социальными правами граждан и, как правило, соответствуют видам социальных обязательств государства. При формальном закреплении принципов оказания социальных услуг, которые взаимосвязаны с принципами социального государства) законодатель ставит своей целью добиться такого баланса между частными и публичными интересами, который в наибольшей степени отвечал бы требованиям фактического равенства и справедливости.

Особые финансовые условия и иные гарантии доступности этих услуг, которые обеспечивает государство, и именно оно - также черта, отличающая социальные услуги от иных публичных услуг.

Используя данный признак в качестве основания для классификации, можно выделить следующие виды социальных услуг:

· изначально бесплатные для всего населения (общее образование, скорая медицинская помощь);

· бесплатные для отдельных категорий населения (высшее образование на конкурсной основе, получаемое впервые);

· частично оплачиваемые (проезд на железнодорожном транспорте, лекарственное обеспечение для льготных категорий).

Социальное обслуживание предполагают публичный характер прав лица, претендующего на получение этих услуг, обусловленный тесной связью между услугами и социальными правами. Социальные права как права "второго поколения" представляют собой те притязания, которые предъявляются не к отдельным лицам и организациям, а к обществу и государству как его организованной форме.

Признаком социальных услуг является и тот факт, что они регулируются нормами специальных законов, не имеющих "прописки" в гражданском законодательстве, а образующих особый блок законодательства - социальное законодательство, в рамках которого можно объединить законодательство об образовании, здравоохранении, культуре, частично жилищное и семейное законодательство, трудовое законодательство и законодательство о социальном обеспечении.

Следующий признак - преобладание императивного метода регулирования, характерного для публичного права, над диспозитивным, характерным для частного права. Использование императивного метода привело, в частности, к тому, что ряд социальных услуг непосредственно вытекают из системы обязательного социального страхования и обязательного медицинского страхования (медицинская помощь в рамках программ ОМС).

К числу признаков следует отнести и принятие государством (или иными публичными структурами, например, местным самоуправлением) на себя ответственности (полной или частичной) за социальные услуги. Учитывая, что большинство социальных услуг не имеют материального результата, что создает значительные сложности в определении их качества, важное значение имеет деятельность государства по созданию системы стандартов и регламентации самой процедуры оказания услуг.

Исходя из выделенных особенностей, можно предложить следующее определение: "Социальные услуги - все виды услуг в сфере реализации социальных прав, оплата которых полностью или частично производится за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов или средств государственных внебюджетных фондов" .

Данные социальные услуги в свете статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" как раз и представляют собой систему социального обслуживания.

2.2 Система законодательства о социальном обслуживании

Статья 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" определяет систему законодательства Российской Федерации о социальном обслуживании.

Законодательство Российской Федерации о социальном обслуживании состоит из указанного выше Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Безусловно в основе законодательства о социальном обслуживании лежит Конституция РФ, в статье 7 которой Российская Федерация провозглашена социальным государством.

Основным актом, дающим законодательное толкование ряда вопросов, связанных с пониманием сущности социальных услуг, является Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в ст. 1 которого дается определение понятия "набор социальных услуг" - перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Применительно к социальным услугам в ст. 3 названного закона используются такие характеристики, как: всеобщая доступность и общественно приемлемое качество услуг. Характерно, что введены эти требования Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ. Вообще именно этому закону мы обязаны насыщением Федерального закона "О государственной социальной помощи" термином "социальные услуги".

В данном законе социальные услуги связываются лишь с социальной помощью, то есть трактуются более узко, чем предлагается в настоящем исследовании. В связи с этой узкой трактовкой субъекты, обладающие правом на получение социальных услуг, - это обозначенные в виде закрытого перечня категории граждан (ст. 6.1), например, инвалиды войны. В статье 6.2 указанного закона раскрывается понятие "набор социальных услуг" путем перечисления входящих в него услуг. При этом недостаток данного закона состоит в том, что законодатель юридически установил две социальные услуги (п. 1 ч. 1 этой статьи и п. 2 ч. 1 ст. 6.2), а фактически в этих пунктах можно выделить гораздо большее число этих услуг: дополнительная бесплатная медицинская помощь; лекарственное обеспечение при получении дополнительной бесплатной медицинской помощи; санаторно-курортное лечение при наличии медицинских показаний; бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте.

Согласно ст. 6.2 в одну социальную услугу объединены первые три из вышеперечисленных услуг, последние две также рассмотрены законодателем как единая социальная услуга. Подобное понимание не отражает содержательной стороны каждой из услуг: медицинская помощь, лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение как специфический вид медицинской помощи, транспортные услуги, имеющие целевое назначение (к месту лечения), транспортные услуги как действия по перемещению из одной географической точки в другую независимо от цели перемещения.

В систему законодательства о социальном обслуживании входит Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" .

На региональном уровне порядок социального обслуживания осуществляется в соответствии с Областным законом Ростовской области от 22 октября 2004 г. N 185-ЗС "О социальном обслуживании населения Ростовской области" .

Таким образом, система правового регулирования социального обслуживания составляет систему нормативных актов как федерального уровня, так и уровня субъектов федерации.

3.1 Принципы осуществления социального обслуживания и система социальных служб

Статья 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" содержит принципы социального обслуживания.

Социальное обслуживание основывается на принципах:

· адресности;

· доступности;

· добровольности;

· гуманности;

· приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;

· конфиденциальности;

· профилактической направленности.

Эти же принципы социального обслуживания приводятся в Областном законе Ростовской области от 22 октября 2004 г. N 185-ЗС "О социальном обслуживании населения Ростовской области".

Социальные службы - предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица;

Клиентом социальной службы является гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются социальные услуги;

Социальные услуги – это действия по оказанию отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации, клиенту социальной службы помощи, предусмотренной настоящим Федеральным законом;

Трудная жизненная ситуация – это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Статья 4 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" определяет системы социальных служб.

Государственная система социальных служб - система, состоящая из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов Российской Федерации и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Государство поддерживает и поощряет развитие социальных служб независимо от форм собственности.

Согласно статье 4 Областного закона Ростовской области от 22 октября 2004 г. N 185-ЗС "О социальном обслуживании населения Ростовской области" государственная система социальных служб состоит из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся государственной собственностью Ростовской области и находящихся в ведении органа государственной власти Ростовской области по социальной защите населения.

Социальное обслуживание осуществляется также предприятиями и учреждениями иных форм собственности и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

Статья 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" устанавливает государственные стандарты социального обслуживания.

Социальное обслуживание должно соответствовать государственным стандартам, которые устанавливают основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания.

Установление государственных стандартов социального обслуживания осуществляется в порядке, определяемом органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Виды социального обслуживания детей в основном соответствуют видам социального обслуживания, предусмотренных для всех граждан. Однако, существуют специфические виды социального обслуживания, предназначенных только для детей.

Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" предусмотрен целый ряд видов социального обслуживания, которые могут получать и дети.

Материальная помощь предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе.

Основания и порядок предоставления материальной помощи устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 867 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи" социальное обслуживание детей может осуществляться в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, которые создаются для детей и подростков от 3-х до 18 лет и реализует программы общеобразовательные (основные и дополнительные) и начального профессионального образования.

Основными задачами учреждения являются:

· оказание помощи детям, испытывающим трудности в усвоении образовательных программ;

· осуществление индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной, медицинской и юридической помощи детям;

· оказание помощи другим общеобразовательным учреждениям по вопросам обучения и воспитания детей с проблемами школьной и социальной адаптации.

Основными направлениями деятельности учреждения являются:

· организация образовательной деятельности по общеобразовательным программам (основным, дополнительным) и начального профессионального образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья;

· диагностика уровня психического, физического развития и отклонений в поведении детей;

· организация коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения;

· психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми;

· проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий;

· оказание помощи обучающимся в профориентации, получении профессии, трудоустройстве и трудовой адаптации;

· анонимное консультирование детей с целью снятия стресса.

Согласно Типовому положению об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении (утв. постановлением Правительства РФ от 28 августа 1997 г. N 1117) учреждение создается в целях оказания помощи семье в воспитании и получении образования, обеспечения проведения реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий, адаптации к жизни в обществе, социальной защиты и разностороннего развития детей, нуждающихся в длительном лечении. В данных учреждениях также оказывают услуги по социальному обслуживанию детей.

Социальное обслуживание детей осуществляется в учреждениях, действующих в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 676 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" .

Это следующие учреждения:

· детский дом-школа, школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

· специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии;

· специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии.

Основные задачи данных учреждений:

· создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности;

· обеспечение социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников;

· освоение образовательных программ, обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства;

· обеспечение охраны и укрепление здоровья воспитанников;

· охрана прав и интересов воспитанников.

Деятельность учреждения строится на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности, защиты прав и интересов воспитанников, автономности и светского характера образования.

Воспитанники учреждения имеют право на:

· бесплатное содержание и получение общего образования (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего) в соответствии с государственными образовательными стандартами;

· защиту своих прав и интересов;

· уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации;

· удовлетворение потребности в эмоционально-личностном общении;

· защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности;

· развитие своих творческих способностей и интересов;

· получение квалифицированной помощи в обучении и коррекцию имеющихся проблем в развитии;

· отдых, организованный досуг в выходные, праздничные и каникулярные дни.

Временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания предоставляется детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства и определенных занятий, гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов, другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта.

Социальные приюты для детей действуют на основании Примерного положения о социальном приюте для детей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. N 896 "Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации"

В соответствии со своими задачами приют:

· совместно с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел и другими организациями осуществляет мероприятия по выявлению детей, нуждающихся в экстренной социальной помощи;

· обеспечивает временное проживание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

· оказывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействует возвращению несовершеннолетних в семьи;

· обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних;

· организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, находящихся в приюте;

· содействует органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;

· уведомляет родителей несовершеннолетних (их законных представителей), органы опеки и попечительства о нахождении несовершеннолетних в приюте;

· на основании проверки целесообразности возвращения в семьи несовершеннолетних, самовольно ушедших из них, приглашает родителей (их законных представителей) для решения вопроса о возвращении им несовершеннолетних;

· на основании проверки целесообразности возвращения несовершеннолетних в образовательные учреждения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или другие детские учреждения вызывает представителей этих учреждений для решения вопроса о возвращении им несовершеннолетних, самовольно ушедших из указанных учреждений.

Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеют право на получение образования и профессиональное обучение в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями. Это право обеспечивается путем организации в стационарных учреждениях социального обслуживания специальных образовательных учреждений (классов и групп) и мастерских трудового обучения в порядке, установленном действующим законодательством.

Согласно статье 9 Областного закона Ростовской области от 22 октября 2004 г. N 185-ЗС "О социальном обслуживании населения Ростовской области"

Социальное обслуживание несовершеннолетних и семей с несовершеннолетними детьми осуществляется в следующих формах:

· предоставления временного приюта детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

· организации дневного пребывания несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;

· консультативной помощи детям, семьям с несовершеннолетними детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, социального патронажа;

· реабилитационных услуг несовершеннолетним, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Право на получение социальных услуг в учреждениях социального обслуживания семьи и детей имеют несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет.

Помещение несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, в учреждения социального обслуживания семьи и детей осуществляется на основании:

· личного обращения несовершеннолетнего;

· заявления родителей или законных представителей несовершеннолетнего;

· направления органа управления социальной защиты населения или согласованного с этим органом ходатайства должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

· постановления лица, производящего дознание, следователя, прокурора или судьи в случае задержания, ареста или осуждения родителей или законных представителей несовершеннолетнего;

· акта оперативного дежурного районного, городского отдела (управления) внутренних дел о необходимости помещения несовершеннолетнего в учреждение.

Социальные услуги несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, в учреждениях социального обслуживания семьи и детей предоставляются бесплатно.

Несовершеннолетние находятся в учреждении в течение времени, необходимого для оказания социальной помощи и (или) социальной реабилитации и решения вопросов их дальнейшего устройства в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом учреждения.

Не допускается содержание в учреждениях социального обслуживания семьи и детей несовершеннолетних, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, с явными признаками обострения психического заболевания, а также совершивших правонарушения. В случае поступления таких несовершеннолетних принимаются меры по направлению их в соответствующие учреждения согласно законодательству Российской Федерации и Ростовской области.

Постановление Главы Администрации Ростовской области от 4 ноября 1998 г. N 458 "Об открытии областного социального приюта для детей и подростков в Октябрьском сельском районе" в 4 квартале 1998 года открыто областное государственное учреждение - Областной социальный приют для детей и подростков на 30 мест в Октябрьском сельском районе (п. Каменоломни, ул. Мокроусова, 44-а) за счет средств областного бюджета.

Таким образом, дети могут получать социальное обслуживание в виде социальных услуг, как предусмотренных законодательством для всех категорий, так и персональных услуг для детей.

В работе были рассмотрены вопросы правового регулирования социального обслуживания детей.

Система социального обслуживание детей является неотъемлемой составляющей системы социального обслуживания граждан Российской Федерации.

Государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по основным видам, определенным настоящим Федеральным законом в порядке и на условиях, которые устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Социальное обслуживание осуществляется на основании обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения.

Каждый гражданин, в том числе и ребенок, вправе получить в государственной системе социальных служб бесплатную информацию о возможностях, видах, порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Необходимо отметить, что социальное обслуживание детей имеет большое значение для нашей страны, т.к. ввиду неблагоприятной демографической ситуации государство должно бороться за каждого ребенка, чтобы из него получился добропорядочный гражданин.

И немаловажную роль в этом играет обеспечение социального обслуживания детей через систему государственных социальных услуг.

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г.

2. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // "Российская газета" от 10 декабря 1998 г.

3. Конвенция Международной Организации Труда N 26 о создании процедуры установления минимальной заработной платы (Женева, 30 мая 1928 г.) // Сборник "Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда. 1919 - 1956. Т. I". Женева, Международное бюро труда, 1991

4. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (с изменениями от 10, 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.) // "Российская газета" от 19 декабря 1995 г

5. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (с изм. и доп. от 22 августа, 29 декабря 2004 г., 25 ноября 2006 г.) // "Российская газета" от 23 июля 1999 г.

6. Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (с изм. и доп. от 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.) // "Российская газета" от 4 августа 1995 г.

7. Областной закон Ростовской области от 22 октября 2004 г. N 185-ЗС "О социальном обслуживании населения Ростовской области"(с изм. и доп. от 22 октября 2005 г., 18 сентября 2006 г.) // "Наше время" от 3 ноября 2004 г. N 266-269

8. Постановление Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 867 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи" (с изменениями от 23 декабря 2002 г.) // "Российская газета" от 26 августа 1998 г.

9. Типовое положение об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении (утв. постановлением Правительства РФ от 28 августа 1997 г. N 1117) (с изменениями от 23 декабря 2002 г., 1 февраля 2005 г.) // "Российская газета" от 19 сентября 1997 г.

10. Типовое положение об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении (утв. постановлением Правительства РФ от 28 августа 1997 г. N 1117) (с изменениями от 23 декабря 2002 г., 1 февраля 2005 г.) // "Российская газета" от 19 сентября 1997 г.

11. Постановление Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 676 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изм. и доп. от 14 октября 1996 г., 28 августа 1997 г., 30 марта 1998 г., 23 декабря 2002 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 10 июля 1995 г., N 28, ст. 2693

12. Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. N 896 "Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации" // "Российская газетае" (выпуск выходного дня N 49) от 9 декабря 2000 г.

13. Определение Конституционного суда Российской Федерации от 6 июня 2002 г. N 115-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Мартыновой Евгении Захаровны на нарушении ее конституционных прав пунктом 2 статьи 779 и пунктом 2 статьи 782 Гражданского Кодекса Российской Федерации" // ВКС РФ. 2003. N 1

14. Калашников С.В. Функциональная теория социального государства. М.: ЗАО "Издательство "Экономика", 2002.

15. Карлсон А. Общество - Семья - Личность: Социологический кризис Америки. Альтернативный социологический подход / Пер. с англ. под ред. профессора А.И. Антонова. М., 2003.

16. Марова А.П. Инвестиции в человеческий капитал и социальную инфраструктуру // Социологические исследования. 1998. N 9. С. 72-74.

17. Сироткина А.А. Договор оказания медицинских услуг: особенности правового регулирования. М.: Статут, 2004.

18. Путило Н.В. К вопросу о природе социальных услуг // "Журнал российского права", 2006, N 4.

19. Терещенко Л.К. Услуги: государственные, публичные, социальные // Журнал российского права. 2004.

20. Фаршатов И.А. Право на обслуживание: социальная природа, юридические основы // Правоведение. 1998. N 1. С. 53-57.

21. Чиркин В.Е. Государство социального капитализма (перспектива для России?) // Государство и право. 2005. N 5.


Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г.

Калашников С.В. Функциональная теория социального государства. М.: ЗАО "Издательство "Экономика", 2002. С. 69.

Карлсон А. Общество - Семья - Личность: Социологический кризис Америки. Альтернативный социологический подход / Пер. с англ. под ред. профессора А.И. Антонова. М., 2003. С. 13-15.

Определение Конституционного суда Российской Федерации от 6 июня 2002 г. N 115-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Мартыновой Евгении Захаровны на нарушении ее конституционных прав пунктом 2 статьи 779 и пунктом 2 статьи 782 Гражданского Кодекса Российско Федерации" // ВКС РФ. 2003. N 1

Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // "Российская газета" от 10 декабря 1998 г.

Конвенция Международной Организации Труда N 26 о создании процедуры установления минимальной заработной платы (Женева, 30 мая 1928 г.) // Сборник "Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда. 1919 - 1956. Т. I". Женева, Международное бюро труда, 1991

Путило Н.В. К вопросу о природе социальных услуг // "Журнал российского права", 2006, N 4.

Марова А.П. Инвестиции в человеческий капитал и социальную инфраструктуру // Социологические исследования. 1998. N 9. С. 72-74.

Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (с изменениями от 10, 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.) // "Российская газета" от 19 декабря 1995 г

Терещенко Л.К. Услуги: государственные, публичные, социальные // Журнал российского права. 2004. N 10. С. 17.

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (с изм. и доп. от 22 августа, 29 декабря 2004 г., 25 ноября 2006 г.) // "Российская газета" от 23 июля 1999 г.

Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (с изм. и доп. от 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.) // "Российская газета" от 4 августа 1995 г.

Областной закон Ростовской области от 22 октября 2004 г. N 185-ЗС "О социальном обслуживании населения Ростовской области"(с изм. и доп. от 22 октября 2005 г., 18 сентября 2006 г.) // "Наше время" от 3 ноября 2004 г. N 266-269

Постановление Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 867 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи" (с изменениями от 23 декабря 2002 г.) // "Российская газета" от 26 августа 1998 г.

Типовое положение об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении (утв. постановлением Правительства РФ от 28 августа 1997 г. N 1117) (с изменениями от 23 декабря 2002 г., 1 февраля 2005 г.) // "Российская газета" от 19 сентября 1997 г.

Постановление Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 676 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изм. и доп. от 14 октября 1996 г., 28 августа 1997 г., 30 марта 1998 г., 23 декабря 2002 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 10 июля 1995 г., N 28, ст. 2693

Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. N 896 "Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации" // "Российская газетае" (выпуск выходного дня N 49) от 9 декабря 2000 г.

Относительно самостоятельной формой является социальное обслуживание детей. Эта категория лиц, включающая в себя детей - здоровых, больных и инвалидов, предопределяет особенности их социального обслуживания, поэтому в данном случае выделяются три основных вида социального обслуживания:

  • 1) детей дошкольного возраста в дошкольных детских учреждениях, таких как дошкольное детское учреждение (детский сад) с дневным пребыванием и обслуживанием в нем ребенка в рабочие дни недели. В детском саду ребенок получает необходимое питание и соответствующее социальное обслуживание. Предельный размер суммы, взыскиваемой с родителей, дети которых находятся в дошкольном учреждении, различен. Размер оплаты определяется органами исполнительной власти на местах. Зачастую оплата ставится в зависимость от числа детей и может составлять от 20 до 70% от среднего размера оплаты, взимаемой с родителей за посещение ребенком детского дошкольного учреждения. Родители детей, у которых по заключению медицинского учреждения выявлены недостатки в физическом или психическом развитии, а также детей, находящихся в туберкулезных дошкольных детских учреждениях, полностью освобождаются от платы за содержание в этих учреждениях детей;
  • 2) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Оно осуществляется в образовательных учреждениях, специально созданных для таких детей, - детских домах; детских домах-школах; школах-интернатах; санаторных детских домах, организованных для детей, нуждающихся в длительном лечении; в специализированных детских домах и школах-интернатах, создаваемых для детей с отклонениями в умственном или физическом развитии. Содержание и обучение воспитанников во всех таких учреждениях осуществляется на основе полного государственного обеспечения. В эти учреждения принимаются дети-сироты; дети, отобранные у родителей по решению суда; дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также дети, местонахождение родителей которых не установлено. В такие учреждения могут быть временно приняты дети одиноких матерей (отцов), дети безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, а также дети из семей, пострадавших в результате стихийных бедствий и не имеющих постоянного места жительства (на срок не более года). Как правило, дети одной семьи или дети, состоящие в родственных отношениях, направляются в одно учреждение, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам их воспитание и обучение должны осуществляться раздельно *;
  • 3) детей в приемной семье. Лица, взявшие на воспитание ребенка (детей), именуются приемными родителями. Ребенок, переданный им на воспитание, признается приемным ребенком. Приемные родители по отношению к приемному ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя). Приемная семья образуется на основании договора между органом опеки и попечительства и приемными родителями. (Между приемными родителями и приемными детьми не возникают алиментные или наследственные отношения.)

Дети, находящиеся в родстве между собой, передаются обычно в одну приемную семью, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам они не могут воспитываться вместе. Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, как правило, не должно превышать восьми.

Договор о передаче ребенка является возмездным. На содержание каждого приемного ребенка выплачиваются ежемесячно денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, белья, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр и пр. Такой семье предоставляются также льготы, установленные для воспитанников образовательных учреждений - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Денежные средства, выделяемые на содержание ребенка (детей), перечисляются на счета приемных родителей (опекунов). Их труд оплачивается. Размер оплаты труда зависит от числа взятых на воспитание детей и устанавливается законодательством РФ.

  • Данные учреждения могут находиться и в ведении местных органов народногообразования.

Самостоятельным видом социального обслуживания граждан является содержание детей в детских учреждениях. В современных условиях жизни нашего общества очень остро стоит проблема реального обеспечения прав детей во всех сферах их жизнедеятельности, в связи с чем в последние годы принят целый ряд специальных нормативных актов.

Указом Президента РФ от 18 августа 1994 г. утверждена президентская Программа «Дети России», включающая федеральные целевые программы «Дети-сироты», « Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев» и др. Указом Президента РФ от 14 сентября 1995 г. утверждены Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской

Федерации до 2000 г. (национальный план действий в интересах детей). В них наряду с общими мерами по решению приоритетных задач жизнеобеспечения детей предусматриваются специальные меры по улучшению положения детей, находящихся в особо трудных условиях, к которым относятся прежде всего дети-сироты и бездомные дети, дети-инвалиды, дети-беженцы. Количество детей этих категорий весьма значительно. В целях обеспечения полноценной реабилитации Основные направления определили в качестве первоочередных задач защиту прав и интересов детей, оказавшихся в особо трудных обстоятельствах; ослабление негативных последствий сиротства; оказание незамедлительной помощи детям в экстремальных ситуациях. Предусмотрены также меры по развитию сети социальных приютов для детей, попавших в трудные жизненные ситуации, разукрупнение государственных учреждений для детей-сирот и создание в них условий проживания, приближенных к семейным. Федеральный закон РФ « Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 9 июля 1998 г. в числе основных направлений обеспечения прав ребенка в РФ определяет: содействие ребенку в реализации и защите его прав и денежных интересов со стороны государственных органов, родителей ребенка, педагогических, медицинских социальных работников и специалистов, которые в соответствии с законом несут ответственность по его воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной защите. Государство устанавливает государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизнедеятельности, включающие в себя минимальный объем социальных услуг по: образованию и профессиональному обучению, медицинскому обслуживанию профессиональной ориентации, обеспечению питанием (в соответствии с минимальными нормами), социальному обслуживанию, социальной защите, обеспечению прав на жилище, социальной адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Впервые на законодательном уровне определены конкретные органы, призванные обеспечить реализацию защиты прав ребенка.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. утверждено Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в котором предусмотрены следующие виды образовательных учреждений для детей:

· детский дом;

· детский дом-школа;

· школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

· санаторный детский дом для детей-сирот, нуждающихся в длительном лечении;

· специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии;

· специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии.

Учредителями государственного учреждения могут быть федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Учредителями муниципального учреждения являются органы местного самоуправления.

В соответствии с Типовым положением в образовательные учреждения принимаются: дети-сироты; дети, отобранные у родителей по решению суда; дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также местонахождение родителей которых не установлено. Временно, на срок не более одного года, могут приниматься дети одиноких матерей (отцов), дети безработных, беженцев, вынужденных переселенцев и дети из семей, пострадавших от стихийных бедствий и не имеющих постоянного места жительства.

Администрация учреждения имеет право в исключительных случаях разрешить временно (до одного года) бесплатно проживать и питаться в учреждении своим выпускникам до их трудоустройства или дальнейшего обучения. Характерно, что кроме бесплатного содержания, обеспечения, социального обслуживания такие учреждения обеспечивают детям возможность посещать любые учреждения для дополнительного образования - музыкальные, художественные и спортивные школы, клубы, секции, кружки, студии и т. д.

Для осуществления профилактической работы по предупреждению безнадзорности несовершеннолетних, оказания помощи по ликвидации трудной жизненной ситуации в семье, предоставления несовершеннолетним временного проживания до определения наиболее оптимальных форм его жизнеустройства создаются специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и др.).

Примерное положение о таком учреждении утверждено постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. № 10921.

В специальные учреждения принимаются несовершеннолетние лица: оставшиеся без попечения родителей; нуждающиеся в социальной реабилитации и экстренной медико-социальной помощи; испытывающие трудности в общении с родителями, сверстниками, педагогами и другими лицами; подвергшиеся физическому или психологическому насилию; отказавшиеся жить в семье или учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Специальные учреждения оказывают следующие услуги:

· предоставляют временное проживание несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в помощи государства;

· оказывают первую доврачебную помощь и проведение санитарной обработки;

· оказывают комплексную медико-социальную помощь и содействие органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних в интернатное учреждение, семью и т.д.;

· выявляют и анализируют причины, обусловившие социальную дезадаптацию несовершеннолетних;

· разрабатывают и реализуют программы социальной реабилитации несовершеннолетних, включающие комплекс мероприятий, направленных на вывод их из трудной жизненной ситуации.

В необходимых случаях несовершеннолетние обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, другими предметами вещевого довольствия и медикаментами. Срок пребывания несовершеннолетних, формы и порядок работы с ними определяются самим учреждением. Государство оказывает всемерную поддержку приемным семьям как одной из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Статус и материальное попечение таких семей закреплены в Положении « О приемной семье», утвержденном постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 8292.

На воспитание в приемную семью передаются дети, оставшиеся без попечения родителей: сироты; дети, родители которых неизвестны; родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены; родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их содержание и воспитание, а также дети, оставшиеся без попечения родителей, находящихся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях.

Ребенок (дети), переданный в приемную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию (по случаю потери кормильца, инвалидности) и другие социальные выплаты и компенсации, которые перечисляются в соответствии с законодательством Российской Федерации на счета, открываемые на имя ребенка (детей) в банковском учреждении.

За ребенком (детьми) сохраняется также право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением; при отсутствии жилого помещения он имеет право на предоставление ему жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Органы опеки и попечительства по месту нахождения имущества (в том числе жилого помещения) ребенка (детей) обеспечивают контроль за его использованием и сохранностью.

Ребенок (дети) в приемной семье имеет право на поддержание личных контактов с кровными родителями, родственниками, если это не противоречит интересам ребенка (детей), его нормальному развитию, воспитанию. Контакты родителей с ребенком (детьми) допускаются с согласия приемных родителей. В спорных случаях порядок общения между ребенком (детьми), его родителями, родственниками и приемными

родителями определяется органами опеки и попечительства.

Федерации для воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На ребенка (детей), передаваемого на воспитание в приемную семью на один год и более, выделяются средства на приобретение мебели.

Органы местного самоуправления исходя из установленных норм материального обеспечения выделяют на приемного ребенка (детей) денежные средства по фактически сложившимся ценам в данном регионе, а также производят оплату отопления, освещения, текущего ремонта жилья, приобретения мебели и услуг бытового обслуживания. Размер денежных средств, необходимых для содержания приемного ребенка (детей), пересчитывается ежеквартально с учетом изменения цен на товары и услуги.

При передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью на срок до достижения им совершеннолетия приемным родителям выплачиваются денежные средства до достижения ребенком (детьми) возраста 18 лет.

Размер оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества взятых на воспитание детей, устанавливаются законами Российской Федерации.

Приемные родители ведут учет расходов в письменной форме по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание ребенка (детей). Сведения об израсходованных средствах представляются ежегодно в орган опеки и попечительства.

Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат.

Для приобретения продуктов питания приемная семья прикрепляется органом местного самоуправления непосредственно к базам, магазинам, снабжающим образовательные учреждения. Приемная семья пользуется преимущественным правом на получение путевок для детей, в том числе бесплатных, в санатории, оздоровительные лагеря, а также дома отдыха, санатории для совместного отдыха и лечения приемных родителей с детьми.

Вопросы материального и жилищного обеспечения, не обусловленные Положением, рассматриваются и решаются органами местного самоуправления.

Существенные льготы предусмотрены законодательством для детей из многодетных семей. Указом Президента РФ « О мерах по социальной поддержке многодетных семей» от 5 мая 1992 г. установлены льготы по оплате коммунальных услуг, право на бесплатный проезд на внутригородском транспорте для учащихся

Вопросы улучшения социального положения
семей с детьми являются приоритетными для Департамента социальной защиты населения города Москвы.

В целях организации социального обслуживания семей с детьми в городе Москве в настоящее время функционируют 132 отделения по работе с семьей и детьми в центрах социального обслуживания (ЦСО).

ЦСО являются многопрофильными учреждениями и осуществляют комплексное обслуживание семей и детей по месту жительства путем оказания своевременной и квалифицированной социальной помощи различных видов.

Указанные учреждения оказывают социальную помощь следующим категориям семей: малообеспеченным, многодетным, неполным, опекунским, с детьми-инвалидами и т.д.

В 2012 году будет реализован ряд мер, направленных на оказание социальной помощи малообеспеченным семьям с детьми, состоящим на учете в учреждениях социального jбслуживания.

Социальная помощь является адресной, оказывается на основании личного заявления и акта обследования материально-бытового
положения семьи.

Малообеспеченным семьям с детьми могут быть оказаны следующие виды социальной помощи:


  • продуктовая;
  • вещевая;
  • в виде товаров длительного пользования (холодильников, телевизоров,
    стиральных машин);
  • путевки для детей в оздоровительные учреждения;
  • билеты на различные культурно-досуговые мероприятия и пр.

Помимо этого, в данных учреждениях
оказываются следующие виды услуг:

  • социально-медицинские (санитарно-просветительская работа, массаж, занятия лечебной физкультурой и др.);
  • социально-психологические (консультирование психолога, психодиагностика, проведение индивидуальных занятий и групповых тренингов, в том числе по вопросам профилактики вредных привычек и избавления от них, адаптации детей к школе, общения со сверстниками и т.д., привлечение к участию в клубах общения, экстренная
    психологическая помощь по телефону и др.);
  • социально-правовые (консультирование по гражданскому, жилищному, семейному, трудовому праву, помощь в составлении исков, содействие в оформлении льгот,
    пособий, компенсаций, жилищных субсидий, помощь в решении вопросов занятости и др.);
  • социально-педагогические (педагогическая коррекция, оказание
    помощи родителям в воспитании детей и преодолении педагогических ошибок и конфликтных ситуаций с детьми, организация совместного досуга родителей и детей
    и т.д.);
  • социально-бытовые (обеспечение
    талонами в парикмахерские, химчистки, бани, прачечные).

Во многих центрах социального обслуживания работают отделения дневного пребывания несовершеннолетних, в которых дети получают 2-разовое питание (обед и полдник), организуются различные досуговые мероприятия, проводится работа по развитию творческих способностей детей в кружках, клубах по интересам, оказывается помощь в подготовке домашних
заданий, реализуются программы социальной реабилитации детей.

В дни зимних и летних школьных каникул дети и подростки, посещающие отделения
дневного пребывания, получают 3-разовое питание (завтрак, обед и полдник).

Кроме того, в отделениях дневного пребывания проводятся и выездные мероприятия с посещением музеев, выставок, концертов, театров, спортивных мероприятий, экскурсий по сторическим местам и др.

Телефоны горячих линий и экстренных служб

Телефон «Горячей линии» Департамента социальной защиты населения города Москвы (круглосуточно): 8-495-623-10-59.

«Горячая линия по решению проблем беспризорных несовершеннолетних
»: 8-499-201-06-50.
Целью службы является координация движения беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних,
выявленных в городе, для осуществления экстренного устройства детей, оказавшихся в социально опасном положении, а также содействия родителям в розыске пропавших детей на базе Социального приюта «Алтуфьево».

«Горячая линия социально-психологической помощи детям и семьям мигрантов,
находящихся в трудной жизненной ситуации»: 8-499-201-59-47.
Функционирует на базе Социального приюта для детей и подростков «Алтуфьево».

Городская круглосуточная приемная:
607-17-19.
Работает на базе Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних
- «Красносельский», специалисты которого осуществляют практическую помощь обратившимся в формах телефонного консультирования, а также консультативных приемов, семейного консультирования и психотерапии семьи, индивидуальной и групповой коррекции.

В соответствии с Соглашением между
Правительством Москвы и Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, телефон Городской круглосуточной приемной для несовершеннолетних
СРЦ «Красносельский» ЦАО города Москвы подключен к Общероссийскому детскому телефону доверия:
8-800-2000-122.

Городская круглосуточная мобильная служба по оказанию экстренной
социальной помощи несовершеннолетним 8-499-975-27-50.
Создана на базе СРЦ «Красносельский» при поддержке
Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в РФ в целях раннего выявления семейного неблагополучия, профилактики детской
безнадзорности, оказания разносторонней помощи несовершеннолетним и семьям с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Специалисты ГКМС в любое время суток готовы выехать для оказания экстренной социальной помощи несовершеннолетним вне Центра и принять меры по устранению причин, обусловивших трудную жизненную
ситуацию.

Социальное обслуживание детей - самостоятельный, обособленный вид социального обслуживания. Его специфика определяется особенностями контингента, в орбите данного вида обслуживания находятся дети - здоровые, больные и инвалиды. Можно выделить три основных подвида социального обслуживания детей.

Первый подвид - это социальное обслуживание детей дошкольного возраста в дошкольных детских учреждениях. Предоставление этого вида обслуживания сужается вследствие сокращения числа таких учреждений и мест в них. Причины все те же: ограниченные финансовые возможности муниципальных органов и организаций, в ведении которых находятся эти детские учреждения.

Различается несколько типов дошкольных учреждений. Наиболее распространенный - дошкольное детское учреждение (детский сад) с дневным пребыванием и обслуживанием в нем ребенка в рабочие дни недели. В детском саду ребенок получает необходимое питание и соответствующее социальное обслуживание.

Предельный размер платы, взыскиваемой с родителей, ребенок которых находится в детском саду, составляет 20%, а с родителей, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, - не более 10% затрат на содержание ребенка в данном учреждении. Родители детей, у которых (по заключению медицинского учреждения) выявлены недостатки в физическом или психическом развитии, а также детей, находящихся в туберкулезных дошкольных детских учреждениях, полностью освобождаются от оплаты за содержание детей .

Второй подвид - это социальное обслуживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Оно осуществляется в образовательных учреждениях, созданных для таких детей: детских домах; детских домах-школах, школах-интернатах; санаторных детских домах (организованных для детей, нуждающихся в длительном лечении); специальных детских домах, школах-интернатах (создаваемых для детей с отклонениями в развитии).

В эти учреждения принимаются дети-сироты; дети, отобранные у родителей по решению суда; дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также дети, местонахождение родителей которых не установлено.

В учреждения могут приниматься временно дети одиноких матерей (отцов), дети безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, а также дети из семей, пострадавших в результате стихийных бедствий и не имеющих постоянного места жительства (на срок не более года).

Дети членов одной семьи или дети, состоящие в родственных отношениях, направляются в одно учреждение, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам их воспитание и обучение должны осуществляться раздельно.



Третий подвид - это социальное обслуживание детей в приемной семье. Положение о приемной семье утверждено Правительством РФ. Такая семья является одной из форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.

Граждане (супруги), взявшие на воспитание ребенка (детей), именуются приемными родителями; ребенок, переданный им на воспитание, - приемным ребенком, а семья, где воспитывается ребенок, - приемной семьей.

Приемные родители по отношению к приемному ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя). Приемная семья образуется на основании договора между органом опеки и попечительства и приемными родителями. Между приемными родителями и приемными детьми не возникают алиментные и наследственные отношения.

Приемными родителями могут быть совершеннолетние граждане, за исключением тех из них, которые признаны судом недееспособными или ограниченно дееспособными, лишены судом родительских прав или ограничены в этих правах и некоторые другие.

На воспитание в приемную семью передаются дети, оставшиеся без попечения родителей. К ним относятся дети-сироты, дети, родители которых неизвестны, лишены судом родительских прав либо ограничены в таких правах, признаны судом недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены, не могут по состоянию здоровья лично осуществлять их воспитание и содержание, находятся в лечебно-профилактических и некоторых других учреждениях (социальной защиты и т.д.).

Дети, находящиеся в родстве между собой, передаются обычно в одну приемную семью, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам они не могут воспитываться вместе.

Передача ребенка в приемную семью осуществляется «с учетом его мнения», а ребенка, достигшего возраста 10 лет, «только с его согласия» (цитируется по Положению).

Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, как правило, не должно превышать восьми.

Договор о передаче ребенка возмездный. На содержание каждого приемного ребенка выплачиваются ежемесячно денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, белья, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр и т.д. Такой семье предоставляются также льготы, установленные для воспитанников образовательных учреждений - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Размер денежных средств, необходимых для содержания приемного ребенка (детей), пересчитывается ежеквартально с учетом изменения цен на товары и услуги (учитываются фактически сложившиеся цены в данном регионе). Денежные средства, выделяемые на содержание ребенка (детей), перечисляются на счета приемных родителей (опекунов) не позднее 20-го числа предыдущего месяца.

Труд приемных родителей оплачивается. Размер оплаты труда зависит от числа взятых на воспитание детей и устанавливается законом соответствующего субъекта РФ.

Наряду с перечисленными выше наиболее значимыми видами социального обслуживания есть и иные. К ним относится, например, срочное бесплатное социальное обслуживание (оно осуществляется в целях оказания неотложной помощи разового характера гражданам пожилого возраста и инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке), предоставление бесплатно временного приюта (он предоставляется в специализированных учреждениях социального обслуживания детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и некоторым другим гражданам), бесплатная социально-консультативная помощь (ее оказывают муниципальные учреждения и органы социальной защиты населения всем гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации).

Отношения, связанные с предоставлением пожилым гражданам и инвалидам некоторых видов социальных услуг, являются предметом регулирования других отраслей права и правовых институтов, например жилищного права, трудового права (отношения по регулированию труда инвалидов и несовершеннолетних и т.п.).

Контрольные вопросы:

1.Раскройте понятие социального обслуживания как элемента системы социального обеспечения.

2.Дайте характеристику нормативных актов, регулирующих социальное обслуживание нетрудоспособных граждан и семей, имеющих детей.

3.Какие установлены правила обеспечения населения протезными
изделиями и каков порядок выдачи этих изделий?

5.Каков порядок возмещения расходов, связанных с эксплуатацией
выданных инвалидам моторных транспортных средств?

6.Какие основные виды социального обслуживания предусмотрены
для граждан, нуждающихся в посторонней помощи?

7.В чем сущность стационарного и полустационарного социального обслуживания?

8.Каков порядок оплаты социального обслуживания? Каким категориям граждан предоставляется бесплатное социальное обслуживание?

9.Назовите виды социального обслуживания детей и правила оплаты
их социального обслуживания в различных учреждениях для детей.

10. Что такое приемная семья? Каков порядок ее материального обеспечения?


Глава 29. Льготы по системе социального обеспечения

§ 1. Понятие социальных льгот и их отличие от социального обслуживания

Льгота в обычном понимании - это преимущество в чем-то, перед кем-то. Социальная льгота - это льгота для соответствующих категорий граждан, выделенных по определенным признакам, которые дают основания для их дополнительной социальной защиты. Определенные признаки - соответствующий возраст, болезнь, нетрудоспособность, инвалидность, многодетность, сиротство и другие жизненные обстоятельства, вызывающие необходимость особого внимания, повышенной заботы о данном человеке по сравнению с другими гражданами. Социальная льгота - правовое понятие, ее содержание закреплено в правовой норме, порождающей определенные права и обязанности. Есть льготы и другого характера, например для судей, депутатов Федерального Собрания, граждан, проходящих военную службу, службу в органах внутренних дел и т.д. Льготы для таких граждан назвать социальными вряд ли можно: они не нуждаются в социальной защите. Эти льготы, следовательно, не по системе социального обеспечения, а по роду деятельности, служебному положению.

На первый взгляд кажется, что развитая система социальных льгот в нашей стране свидетельствует о повышенном внимании общества, властных структур, их устанавливающих, к тем гражданам, которые в силу ряда объективных причин нуждаются в особой заботе. Однако это не совсем так. Эта система у нас практически восполняет, правда, далеко не в полной мере, крайне низкий реальный уровень материального обеспечения в денежной форме, т. е. пенсий и различных социальных пособий (на детей, в частности). Предоставить право на бесплатный проезд на городском транспорте всем пенсионерам, например, гораздо дешевле, чем повысить пенсию до уровня, позволяющего пенсионерам без излишних лишений оплачивать такой проезд за счет пенсии (ездят на транспорте не все пенсионеры, да и не так уж часто). В недалеком прошлом льготы по оплате проезда предоставлялись, например, не по признаку бедности, а в связи с физическими затруднениями при оплате (право на бесплатный проезд имели лишь инвалиды с тяжелыми дефектами конечностей или их ампутацией, слепые).

В перспективе система социальных льгот должна сужаться по мере повышения реального уровня пенсий и социальных пособий. Однако это, видимо, будет не скоро. Кстати, в тех странах, где достаточно высокий уровень пенсий и социальных пособий, социальные льготы не распространены так широко, как в России.

Анализ контингентов граждан, для которых установлены социальные льготы, позволяет выделить два основания для введения льгот. Первое - низкие доходы, как правило, у большинства таких граждан. К ним относятся практически все категории пенсионеров, многодетные семьи, семьи, где воспитываются инвалиды с детства, и некоторые другие граждане. Второе - особые заслуги. Это Герои Советского Союза, России, полные кавалеры ордена Славы, Герои Социалистического Труда и полные кавалеры ордена Трудовой Славы. Объем льгот, устанавливаемых по первому основанию, зачастую определяется с учетом заслуг (инвалиды войны, участники войны и т.д.).

Социальные льготы отличаются от социального обслуживания тем, что их предоставление обычно не связано с деятельностью специальных, особо созданных социальных служб (различных социальных учреждений и организаций); они предоставляются обычными службами - коммунальными, торговыми и иными организациями и органами. Однако этот критерий разграничения условен. Кроме того, для осуществления права на социальные льготы часто не требуется решение обязанной стороны. Другими словами, граждане сами осуществляют свое субъективное право на льготы (бесплатный проезд на городском транспорте, пониженная оплата коммунальных услуг и т.п.).

Льготы обычно имеют определенное материальное содержание - освобождение от оплаты за оказание социальной услуги либо снижение оплаты и т.д. Однако социальная услуга может и не носить материальный характер. Нематериальные социальные услуги порождены дефицитом в прошлом и настоящем. Такие услуги обычно связаны с первоочередным, внеочередным, преимущественным предоставлением обслуживания (первоочередная установка квартирного телефона, преимущественное право на вступление в различные кооперативы, товарищества, внеочередное пользование всеми видами услуг связи, культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта, внеочередное обслуживание предприятиями розничной торговли и бытового обслуживания, первоочередное помещение в дом-интернат для престарелых и инвалидов и т.п.). Постепенно, в связи с преодолением дефицита, подобные социальные услуги теряют свою значимость, некоторые из них уже сейчас носят архаичный характер.

Надо отметить, что в законодательной практике четко не разграничивается социальное обслуживание и льготы. Так, соответствующее обеспечение инвалидов протезно-ортопедическими изделиями и средствами передвижения в Законе «О ветеранах» рассматривается как льгота, а в законах «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» - как один из видов социального обслуживания.