Познавательно - исследовательский проект "юный эколог". Инновационный проект "юный эколог"

Выполнила: Семенихина Н.В. Воспитатель 1 кв. кат. Д.сад. №33 Киселевск 2016г.

Паспорт проекта

Тема проекта: «Юный эколог» .

Вид проекта: информационно-творческий.

Участники: дети 5-6 лет

Срок реализации проекта: один год

Проблема: зачем необходимо беречь и любить живую природу?

Цель проекта: ознакомление с разнообразием живой природы и формирование осознанно – правильного отношения к представителям растительного и животного мира.

Задачи:

  1. закрепить и расширить знания детей об охране природы родного края;
  2. развивать сплоченность коллектива, логическое мышление, смекалку, в процессе игровой деятельности;
  3. воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.

Ожидаемые результаты проекта:

  1. Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
  2. Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА:

1 этап – подготовительный

(Выявление проблемы)

2 этап - основной

(Организация совместной работы детей и педагога над проектом)

3 этап – заключительный

(Подведение итогов)

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

Непосредственно – организованная деятельность:

НОД №1 «Царство животных» Приложение 1

Цель: подвести детей к пониманию, что в природе есть удивительный мир животных; ввести и обосновать классификацию животных на диких и домашних .

НОД № 2 «Царство растений» Приложение 2

Цель: подвести детей к пониманию, что в природе есть удивительное царство – мир растений; ввести и обосновать классификацию растений как дикорастущих и культурных (по взаимоотношениям с человеком) .

Совместная деятельность по художественному творчеству «Будь природе другом!» (рисование с детьми «запрещающих знаков» поведения человека в природе) Приложение 3.

Чтение художественной литературы после сна.

  • Загадки о растениях и о животных. Приложение 4
  • Пословицы, поговорки о растениях и о животных. Приложение 5
  • Чтение: рассказа «Прогулка в лес» Т. А. Шорыгина, стихотворение Б. Заходера «Про всех на свете» , рассказ «Девочки в лесу» по В.А. Сухомлинскому. Приложение 6
  • Дидактические игры. Приложение 7
  • Физкультминутки. Приложение 8
  • Презентация проекта – Выставка детских работ «Будь внимателен и осторожен к природе!»

Перспективно планирование

СЕНТЯБРЬ – НОЯБРЬ

1-й блок. Чтение художественной литературы, стихов, загадок, примет. Заучивание стихотворений: «Осень» К.Д. Бальмонта, «Скучная картина» А.Н. Плещеева, «Листопад» И.А. Бунина, «Листопадничек» И.Соколова – Микитова, «Лес осенью» А.Твардовского.

Дидактические игры: «Времена года» , «Когда это бывает?» , «Сложи картинку» , «Такой листок, лети ко мне» .

Цель: формировать у детей смекалку, сообразительность.

2-й блок. Экскурсии в лес: «Золотая осень» .

Цель: познакомить детей с изменениями в природе осенью. Научить их составлять гербарии из опавших листьев различных деревьев. Начать знакомить с жизнью насекомых, птиц.

«Поздняя осень» .

Цель: уточнить и обобщить представления детей об изменениях в природе поздней осенью. Продолжать развивать наблюдательность. Дать представления о семенах различных растений.

3-й блок. Беседа с детьми на тему «Как природа рисует красками» , рассматривание иллюстраций художников: И.Шишкина, И.Левитана, И.грабаря, К.Юона, К.Коровина, П.Трубецкого.

Цель: развивать эстетическое восприятие детей, формировать навыки эстетических контактов с произведениями искусства. Обратить внимание детей, какими выразительными средствами пользовались художники, передавая красоту родной природы. Какие цвета были использованы художником.

4-й блок. Прослушивание аудиозаписи А.Вивальди «Осень» из цикла «Времена года» . П.И. Чайковский: «Осенняя песня» , «Октябрь» .

5-й блок. Рассматривание гербария.

Цель: закрепить в памяти названия деревьев.

Дидактические игры: «С какого дерева листок» , «Не ошибись» , «К дереву беги» .

6-й блок. Занятия:

1. Развитие речи:

- «Учимся рассказывать по картине. И.Левитан «Золотая осень» .

Цель. Учить детей рассматривать картину в определённой последовательности; помогать им придумывать начало и конец рассказа; обогащать словарь детей; вызвать эмоциональное отношение к картине, помочь увидеть красоту осенней природы, изображённой художником.

- «Литературный калейдоскоп» .

Цель: помочь детям вспомнить стихотворения об осени; учить читать выразительно знакомые стихотворения.

2. Художественное творчество. - «Изготовление пластин, украшенных оттисками листьев растений» . Цель: вызвать эмоциональный отклик на красоту осенних листьев; заинтересовать возможностью надолго сохранить совершенство их формы, строения, запечатлев на декоративном панно; показать преимущества коллективной работы.

1- «Осень золотая» (рисование) .

Цель: учить детей отражать в рисунках свои впечатления от наблюдения за осенней природой. Передавать колорит осени в ясный день: яркую разнообразную по цвету окраску листвы, листопад; продолжать учить детей составлять композицию сюжетного рисунка – располагать предметы на широкой полосе земли ближе и дальше. Заполнять изображением весь лист бумаги; формировать навыки использования рациональных приёмов при рисовании однородных предметов (сначала рисуют все стволы и ветки деревьев, потом листву на всех деревьях) .

2- «Осенний лес» (рисование по мокрому слою: изготовление панно для украшения группы) . Цель: упражнять детей в использовании приёмов получения симметричного изображения путём складывания листа бумаги пополам и рисования по мокрому слою бумаги; развивать интерес к участию в коллективной работе.

3. Познание:

- «Уходит осень золотая» (итоговое занятие) .

Цель: совершенствовать экологические знания; уточнить и обобщить представления детей об изменениях в природе осенью; уточнять и углублять знания детей о взаимосвязи человека и природы; развивать умение слушать литературные произведения, рассматривать картины художников; пробуждать стремление выразить себя в изобразительном творчестве; воспитывать активность, инициативность; способствовать развитию психических процессов и положительных эмоций.

7-й блок. Музыкальное развлечение «Праздник осени» . Цель: закрепить знания о сезонных изменениях. Происходящих в природе осенью; создать эмоциональный настрой: радостный, приподнятый; формировать эстетический вкус и приобщение к миру прекрасного.

Взаимодействие с семьёй:

  1. Разучивание с детьми стихотворений.
  2. Беседы, чтение художественной литературы.
  3. Подбор иллюстраций, открыток, фото.
  4. Совместная ИЗО – деятельность с детьми (изготовление альбома с детскими рисунками «Времена года» ) .
  5. Помощь в организации и проведении экскурсий в осенний лес.
  6. Тематическая выставка «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье» .
  7. Консультация для родителей «Досуг с ребёнком на природе» .
  8. Привлечь родителей к изготовлению костюмов к развлечению.
  9. Выставка «Осенняя фантазия» .

ДЕКАБРЬ – ФЕВРАЛЬ

1-й блок. Вводная беседа «Зимние приметы» .

Стихи, пословицы, поговорки, приметы о зиме.

Цель: закрепить у детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом. Учить детей понимать смысл пословиц и народных примет, помочь в придумывании своих. Развивать связную речь, умение грамотно составлять предложения.

Дидактические игры: «Письмо мальчику Почемучке» , «Ночное путешествие в канун Нового года» .

2-й блок. Экскурсия в зимний лес.

Цель: уточнить и расширить знания о характерных признаках зимы: холодно, мороз, солнце не греет; везде лежит снег, он серебрится на свету; ветер холодный; деревья, кусты и трава под снегом живые, но не растут (спят) . Дать знания о помощи людей растениям и птицам в зимних условиях. Закрепить умения находить и узнавать зимующих птиц:

воробья, сороку, ворону, синицу. Учить видеть особенности их поведения зимой. Упражнять в умении различать деревья по расположению ветвей и оставшимся семенам. Воспитывать эстетическое видение природы, стремление беречь её.

Дидактические игры: «Путешествие в лес в поисках диковинных снежных фигурок, зверьков»

Прогулки зимой.

3-й блок. Знакомство с искусством – рассматривание «зимних» пейзажей. Выставки – загадки.

Цель: закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе и знание о жанре изобразительного искусства – пейзаже.

Дидактические игры: «Времена года» , «Узнай по описанию» .

Цель: развивать внимание, сообразительность. Рассказ – загадка о разных предметах и явлениях природы.

4-й блок. Чтение детям: Н.Сладков «Суд над декабрём» , В.Одоевский «Мороз Иванович» , С.Маршак «Двенадцать месяцев» , С.Иванов «Каким бывает снег» , Е.Трутнева «Первый снег» , Л.Чарская «Зима» , Р.Кудашева «Зимняя песенка» , Н.И. Сладков «Солнцеворот – январь – месяц» , Г.Скребицкий «Четыре художника» , «Зима» .

Заучивание стихотворений: И.Суриков «Зима» , А.Фёдоров «Мороз» , Л.Толстой «Декабрь» .

Дидактические игры: Какое время года?», «Необыкновенное путешествие по временам года в круглый год» .

5-й блок. Прослушивание аудиозаписи. П.Чайковский «Декабрь – Святки» «времена года» , В.Шаинский «Снежинки» , А.Внукова «Если снег идёт» .

6-й блок. Занятия:

1. Развитие речи:

- «Зимние развлечения» .

Цель: закреплять умение детей запоминать прочитанное; развивать речь детей, учить высказывать своё мнение; расширять представление детей о художниках, содержании их картин; упражнять в рисовании пейзажа на наклонной полосе.

- «Зимнее время года. Стихотворения о зиме»

Цель: формировать умение высказывать своё отношение к временам года; научить детей красиво вырезать снежинки; приучать честно выполнять правила игры.

- «Стихотворение Ф.Тютчева «Зима недаром злится…» .

Цель: закреплять знания детей о временах года, о закономерности изменений в природе; упражнять в подборе определений, в изображении сюжета на всём листе; воспитывать умение прощать, признавать свои ошибки;; развивать пластику в движениях.

2. Художественное творчество.

- «Дети на прогулке зимой» (лепка) .

Цель: развивать умение детей вдвоём выполнять общую работу6 договариваться о содержании лепки, согласовывать величину фигурок. Их размещение на общей подставке в соответствии с выбранным сюжетом; продолжать учить детей передавать движения персонажей.

- «Какой это мастер на стёкла нанёс и листья, и травы, и заросли роз?..» (аппликация) .

Цель: развивать навыки выполнения аппликации методом обрывания; учить совмещать обрывание с вырезанием для получения красивого изображения; развивать навыки гармоничного размещения деталей композиции на листе бумаги; развивать творческую фантазию и воображение детей.

- «Волшебные превращения снеговиков» (лепка) .

Цель: упражнять детей в лепке снеговиков; побуждать путём изменения формы, использования налепов и внесения различных дополнительных деталей превращать снеговиков в знакомых сказочных героев.

- «Рисование по стихотворению В.Приходько «Белый город» .

Цель: развивать воображение детей; побуждать создавать изображение на сюжет стихотворения; показать преимущества общей работы, объединив детские рисунки на большом листе бумаги.

- «На свете нет некрасивых деревьев» (рисование) .

Цель: развивать способность к образному восприятию красоты природы и её передаче в рисунке с помощью цвета, формы, композиции. Научить детей смешивать краски для получения разных оттенков цвета.

- «Времена года» (рисование) .

Цель: воспитывать у детей любовь к природе, желание её изображать, развивать эстетическое восприятие. Учить воспринимать красоту природы, замечать выразительность образов, настроения. Учить видеть характерные особенности разных времён года.

3-. Конструирование.

- «В зимнем лесу» (коллективная работа) .

Цель: совершенствовать навыки в экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в разных нетрадиционных техниках. Развивать творчество, воображение.

4. Познание:

- «Пройдёт зима холодная» (итоговое занятие) .

Цель: уточнить представления детей о зиме, о жизни растений и животных в это время года. Показать зависимость состояния растений от внешних условий. Формировать эстетическое отношение к зимним явлениям.

5Взаимодействие с семьёй:

  1. Разучивание стихотворений с детьми о зиме.
  2. Выставка «Рассказы – загадки о сезонных явлениях» .
  3. Помощь в организации экскурсии в зимний лес.
  4. Консультация для родителей «Двигательная активность на прогулке в зимний период» .
  5. Изготовление кормушек для птиц.
  6. Выставка «Зимняя сказка» .
  7. Подбор художественной литературы о зиме для выставки.

Муниципальное образовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №6»

Проект

«Юный эколог»

Организовала и провела

уч. год

Проект «Юный эколог»

Цели и задачи:

Подвести итоги работы экологического отряда по проекту «Юный эколог»;

Продолжать формировать экологическую культуру младших школьников

Воспитывать любовь к природе, желание быть ее защитниками

Оборудование и оформление: на доске надпись: планета «Любимый школьный островок», правила друзей природы, эмблема планеты; презентация-проект «Юный эколог», глобус, фонограмма, для сценки – мусорный мешок, савок, метла, экологические листовки.

1 слайд

Учитель. Мы сегодня проводим итоговое заседание экологического кружка, где предлагаем вашему вниманию проект «Юный эколог». Проект выбран не случайно. Несколько ребят прочитали отрывки из сказки Антуана де Сент Экзюпери « Маленький принц». Судьба Маленького принца и его планеты не оставила равнодушным ни одного ребёнка. Дети решили также стать заботливыми хозяевами своей планеты. В этот момент руководство школы предложило нам организовать работу экологического кружка, где мы решили и реализовать свой проект. Работа над проектом проходила в три этапа (подготовительный, основной и заключительный).

Подготовительный этап

2 слайд

На подготовительном этапе была разработана программа кружка, которая помогла нам в реализации проекта. Создавая этот проект, перед нами ставилась

цель: формирование экологической культуры личности младшего школьника, создание рабочего экологического отряда школы.

Вначале проекта ребятами были обозначены проблемы планеты Земля. Дети определили, какой вред человек наносит природе. Ребята, давайте еще раз вспомним о каком вреде человека мы говорили:

Вырубает леса, осушает большие территории;

Загрязняет почву мусором, который не разлагается;

Уничтожает много животных и растений;

Хлорофитум прекрасно очищает воздух от пыли

Гибискус помогает при язвах и фурункулах

Дихоризандра хорошо лечит кожные болезни

Алоэ применяется при заболеваниях глаз

Сансевиерия Теплый сок из листьев этого растения закапывают в уши

- открытие птичьей столовой , еженедельная проверка наполняемости кормушек

У-ль. Ребята, кто из вас может рассказать, как мы с вами открывали птичью столовую? (Рассказ ребенка)

Песня «Воробьиная песенка»

- экологические рейды с распространением листовок о призыве жителей микрорайона к чистоте и порядку

У-ль. Как мы проводили рейды? Расскажите. (Рассказ ребенка, один из учеников раздает листовки присутствующим зрителям). И мы вас сегодня призываем к чистоте и порядку в ваших микрорайонах.

- уборка снега, уборка мусора

У-ль. Кто может рассказать, как мы проводили наши средники и субботники?

У-ки. Мы не скажем, мы покажем!

Сценка «Сэр Мусэр»

Под музыку появляется Сэр Мусэр

Я, Сэр Мусэр известный, я весел, я богат
И обо мне повсюду, повсюду говорят.
Моя одежда в золоте, ботинки - в серебре.
Мои владенья в каждом доме и дворе.
Все, кто мусор повсюду бросает,
Здоровья и радости мне прибавляет.

(Под музыку появляется вся свита, едят конфеты, пьют сок и упаковки бросают на пол.)

Сэр Мусэр:

Пришли прислужники мои,
Они со мной, как свои!
Как не любить таких ребят!
Повсюду мусор, как я рад!

(С другой стороны сцены появляются юные экологи. В руках веники , совки, метелки для мусора, начинают убирать мусор. Прислужники убегают)

1 эколог:

А мы, юные экологи, мусор убираем!
Мы бумажек не бросаем.
2 эколог Двор аккуратно уберем
И чисто-чисто подметем.
3 эколог Нам по душе чистота!
У нас во дворе красота.

(Замечают сэра Мусэра и его свиту.)

1 эколог

Мы с чистотой, порядком дружим,

А мусор нам совсем не нужен.

2 эколог (подступая к сэру Мусэру):

Мы его сейчас разденем
И ничуть не пожалеем.
Ну-ка, сэр Мусэр, держись -

Лучше с нами не борись.

(дети снимают с сэра Мусэра и его свиты все украшения и складывают в мусорный мешок.)

Сэр Мусэр (в ужасе):

Ой, не трогайте меня!
Где же вы, мои друзья!
Ни подмоги, ни поддержки -

Потерял свою одежду,
Потерял свое богатство -

Как бы мне куда податься?

(Убегает вместе со свитой, приговаривая.)
Ну, ничего мы отыщем приют,
Мусора много - весь не уберут.
Есть еще в городе нашем дворы,
Где мы дождемся лучшей поры.

(экологи остаются на сцене и разбирают мусор, сложенный в мешок)

1 эколог

Бумага - не мусор

Положим в мешок.

Пусть людям послужит она новый срок.

Из макулатуры получаются новые книги и тетради.

2 эколог

Для яблочных ОГРЫЗКОВ местечко мы найдем,

Отходы пищевые на школьный огород снесем.

Яичная скорлупа, овощные очистки - всё это перегниёт и превратится в хорошую питательную землю.

3 эколог (отобрав пластмассовые стаканчики)

Мы вырастим в этих стаканах рассаду,
Зеленные дорожки разобьем по саду.

Чтоб воздух чистым был,

Здоровье наше не губил

Эколог

В природе нет мусора, нет отходов,

Давайте учиться, друзья, у природы.

Хором

Всех приютила наша планета,
Только для мусора места здесь нету.
Дом наш природный не погубите!
Сэра Мусэра в шею гоните. (Из-за кулис выглядывает сэр Мусэр, пробегает, за ним гонятся экологи.)

-экологические праздники

У-ль. Члены экологического отряда не только хорошо работали, но и весело проводили свой досуг. Это тоже являлось одним из шагом к достижению нашей цели.

17 слайд

На основном этапе экологического проекта хорошо проявилось творчество кружковцев:

Мини-доклады о комнатных растениях;

Конкурсы рисунков «Моя планета», «Житель Красной книги»

Сочинения (мысли о будущем своей планеты, что еще нужно сделать для того, чтобы она стала лучше)

Изготовление книжек-малышек о домашних питомцах

Песня «Веселая зверобика»

Тихо звучит музыка . Дети стоят перед глобусом

Смотрю на глобус-шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой;
И шепчут мне материки:

Ты береги нас, береги!

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники:

Ты береги нас, береги!

Остановил олень свой бег:

Будь человеком, человек!

В тебя мы верим – не солги!

Ты береги нас, береги!

Смотрю на глобус-шар земной,

Такой прекрасный и родной.

И шепчут губы: «-Сберегу,

Я сберегу вас, сберегу!»

Заключительный этап

У-ль. Все мы обязаны жизнью нашей планете - прекрасной Земле, стонущей от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед людьми. Наша жизнь и наше будущее зависит от каждого из нас. «Пошаговое» выполнение « своих важных добрых дел» при осуществлении плана действий постепенно подвело нас к этапу подведения итогов.

Стали ли мы заботливыми хозяевами своей планеты? (Да) Что мы должны продолжать делать, чтобы наша планета оставалась всегда цветущей и красивой?

(Дети передают друг другу мяч-глобус и произносят свои пожелания)

Не топтать и не рвать цветы. Расчищать родники. Сажать цветы и кустарники. Не ловить бабочек. Убирать мусор. Заботиться о птицах. Защищать братьев наших меньших. Бороться с нарушителями природы. Не разорять птичьи гнезда. Не разорять муравейники. Не забирать из леса домой животных. Не шуметь в лесу. Не засорять водоемы. Не вырезать надписи на деревьях. Не отрывать лапки насекомым и т. д.

19 слайд

У-ль. Все ли пожелания вы назвали? Что еще необходимо делать, особенно вам, как отряду юных экологов? (Бороться с нарушителями природных законов) Итак, чего мы добились? Что мы смогли сделать на маленьком островке нашей планеты?

Вывод. Мы смогли сделать нашу планету лучше!

Песня «Доброта»

20 слайд

Давайте будем

Беречь планету,

Во всей Вселенной

Похожей нету.

Во всей Вселенной

Совсем одна,

Что будет делать

Без нас она?

На этом итоговое заседание кружка «Юный эколог» подошло к финальной точке. Огромное спасибо всем за внимание.

Муниципальное образовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №6»

Проект

«Юный эколог»

Организовала и провела

учитель 2 класса

Лексина Светлана Николаевна

2010-2011 уч. год
Проект «Юный эколог»

Цели и задачи:

Подвести итоги работы экологического отряда по проекту «Юный эколог»;

Продолжать формировать экологическую культуру младших школьников

Воспитывать любовь к природе, желание быть ее защитниками
Оборудование и оформление: на доске надпись: планета «Любимый школьный островок», правила друзей природы, эмблема планеты; презентация-проект «Юный эколог», глобус, фонограмма, для сценки – мусорный мешок, савок, метла, экологические листовки.

1 слайд

Учитель. Мы сегодня проводим итоговое заседание экологического кружка, где предлагаем вашему вниманию проект «Юный эколог». Проект выбран не случайно. Несколько ребят прочитали отрывки из сказки Антуана де Сент Экзюпери « Маленький принц». Судьба Маленького принца и его планеты не оставила равнодушным ни одного ребёнка. Дети решили также стать заботливыми хозяевами своей планеты. В этот момент руководство школы предложило нам организовать работу экологического кружка, где мы решили и реализовать свой проект. Работа над проектом проходила в три этапа (подготовительный, основной и заключительный).

Подготовительный этап

2 слайд

На подготовительном этапе была разработана программа кружка, которая помогла нам в реализации проекта. Создавая этот проект, перед нами ставилась

цель: формирование экологической культуры личности младшего школьника, создание рабочего экологического отряда школы.

Вначале проекта ребятами были обозначены проблемы планеты Земля. Дети определили, какой вред человек наносит природе. Ребята, давайте еще раз вспомним о каком вреде человека мы говорили:

Вырубает леса, осушает большие территории;

Загрязняет почву мусором, который не разлагается;

Уничтожает много животных и растений;

Загрязняет водоемы и воздух

3 слайд

Перед ребятами обозначилась проблема - « Как сделать свою планету лучше?»

Учащиеся « вживались» в проблему, ставили перед собой цели, отвечая на следующие вопросы

Что мы хотим сделать? (Чему научиться, кому помочь, какими стать?). Ребята, вспомните, пожалуйста, что вы хотели и что хотите еще сделать для своей планеты. (Ответы детей)


  • Я хочу сделать свою планету чище, добрее. (Хочу научиться быть добрее,
отзывчивее, приходить на помощь тем, кто нуждается.)

  • Я хочу, чтобы моя планета всегда « улыбалась»
(Земля- наш общий дом. Все должны заботиться о своём доме. Чем больше теплоты и добра отдашь другому, тем больше тебе вернётся.)

  • Я хочу, чтобы моя планета была самой красивой и цветущей. (Хочу научиться выращивать комнатные цветы и дарить их людям. Пусть в каждом доме станет чуточку уютнее и красивее.)
4 слайд

Дети должны были:

Цель проекта: «открыть» свою «Планету» и стать её заботливыми хозяевами.

Итак, проблема обозначена, цель и задачи поставлены. Необходимо было выбрать эмблему для своей планеты
5 слайд

Какую «планету» я выбираю?

Детям были предложены три варианта названия планет и эмблем:

Планета « Любимый школьный островок»

Планета « Улыбка цветов и друзей»

Планета «Добрых дел»

Ученик. Мы выбрали Планету «Любимый школьный островок», так как вся работа велась

на базе школы и в микрорайоне школы. Островок школы представлен в виде сердца, которое нам так близко и дорого: жёлтый - цвет солнца, зеленый-цвет жизни, синий - чистота и прозрачность воздуха и водоёмов.

6 слайд

У-к. Чтобы стать настоящими хозяевами своей планеты нас посвятили в юных экологов, где дана была настоящая клятва защитников своей планеты и повязаны галстуки.

У-ль Когда совершили этот обряд

У нас в школе получился такой отряд. (Дети встают около доски)

Давайте вспомним нашу клятву.

7 слайд

Я – воспитанник объединения «Юный эколог», юный любитель природы, преклоняюсь перед богатством и красотой лесов, лугов, полей, рек, озер и морей! Чтобы вырасти здоровым и крепким, торжественно клянусь быть достойным другом и защитником природы, бороться с загрязнением окружающей среды, заниматься очищением и озеленением Земли!

Клянусь, что никогда не отступлю от своих принципов и не предам своих друзей! Клянусь! Клянусь! Клянусь!
У-ль. Все ли вы исполнили в чем клялись в самом начале нашего проекта? (Да) А сейчас еще раз поклянемся нашей планете в бережном к нейотношении. (Клянусь! Клянусь! Клянусь!)
8 слайд

У-ль. На подготовительном этапе нашего проекта мы выпустили отрядный уголок с девизом и гимном юных экологов
9,11 слайды Девиз и гимн

Командир.

Эту истину знаю от роду

И ее никогда не таю:

Кто не любит родную природу,

Тот не любит Отчизну свою!
К. Отряд! Наш девиз!
Все пройдем – леса и горы,

Путь наш труден и тенист.

Охранять природу будем:

Каждый кустик, каждый лист!
К. Отрядную песню запевай!
Гимн на мотив песни «Вместе весело шагать»

Ну зачем, скажите, нам губить природу,

Губить природу, губить природу!

Ведь не станет жить нам лучше год от года,

Год от года, год от года!

А цветы, трава, деревья, реки, птицы-

Все в природе на века пусть сохранится.

Очень многое зависит лишь от нас,

И поэтому всем вам даем такой наказ…

Позаботьтесь вы о тех, кто беззащитен,

И, конечно, нашу Землю берегите!

Пусть рассвет встречает небо голубое-

Будет легче на Земле нам жить с тобою!

(Дети садятся)
10 слайд

Основной этап

У-ль. На основном этапе выстраивался алгоритм наших действий, ведущих к достижению поставленных целей. Этот алгоритм представлен в виде карты с условными обозначениями о наших добрых делах.
12 слайд

Карта наших добрых дел. По этой карте велась вся наша работа на основном этапе нашего проекта. Это каждое конкретное важное дело - шаг, который приближал нас к намеченной цели: уход за комнатными растениями, открытие птичьей столовой, экологические рейды, уборка снега, уборка мусора, экологические праздники.
- оранжерея на окне (уход за комнатными растениями)
У-к. Комнатные растения – наши друзья. Они не только радуют нас своей красотой, но и могут помочь нам справиться с болезнью. Мы постарались узнать как можно больше лекарственных комнатных растений и научились ухаживать за ними.

У-ль. Давайте вспомним лекарственные растения, о которых мы с вами говорили

(Дети перечисляют растения и рассказывают о их полезных свойствах)

Фиалка душистая поможет при ангине

Хлорофитум прекрасно очищает воздух от пыли

Гибискус помогает при язвах и фурункулах

Дихоризандра хорошо лечит кожные болезни

Алоэ применяется при заболеваниях глаз

Сансевиерия Теплый сок из листьев этого растения закапывают в уши
- открытие птичьей столовой , еженедельная проверка наполняемости кормушек
У-ль. Ребята, кто из вас может рассказать, как мы с вами открывали птичью столовую? (Рассказ ребенка)
Песня «Воробьиная песенка»
- экологические рейды с распространением листовок о призыве жителей микрорайона к чистоте и порядку

У-ль. Как мы проводили рейды? Расскажите. (Рассказ ребенка, один из учеников раздает листовки присутствующим зрителям). И мы вас сегодня призываем к чистоте и порядку в ваших микрорайонах.
- уборка снега, уборка мусора
У-ль. Кто может рассказать, как мы проводили наши средники и субботники?

У-ки. Мы не скажем, мы покажем!
Сценка «Сэр Мусэр»
Под музыку появляется Сэр Мусэр

Я, Сэр Мусэр известный, я весел, я богат
И обо мне повсюду, повсюду говорят.
Моя одежда в золоте, ботинки - в серебре.
Мои владенья в каждом доме и дворе.
Все, кто мусор повсюду бросает,
Здоровья и радости мне прибавляет.

(Под музыку появляется вся свита, едят конфеты, пьют сок и упаковки бросают на пол.)

Сэр Мусэр:

Пришли прислужники мои,
Они со мной, как свои!
Как не любить таких ребят!
Повсюду мусор, как я рад!

(С другой стороны сцены появляются юные экологи. В руках веники, совки, метелки для мусора, начинают убирать мусор. Прислужники убегают)

1 эколог:

А мы, юные экологи, мусор убираем!
Мы бумажек не бросаем.
2 эколог
Двор аккуратно уберем
И чисто-чисто подметем.
3 эколог
Нам по душе чистота!
У нас во дворе красота.

(Замечают сэра Мусэра и его свиту.)

1 эколог

Мы с чистотой, порядком дружим,

А мусор нам совсем не нужен.

2 эколог (подступая к сэру Мусэру):

Мы его сейчас разденем
И ничуть не пожалеем.
Ну-ка, сэр Мусэр, держись -

Лучше с нами не борись.

(дети снимают с сэра Мусэра и его свиты все украшения и складывают в мусорный мешок.)

Сэр Мусэр (в ужасе):

Ой, не трогайте меня!
Где же вы, мои друзья!
Ни подмоги, ни поддержки -

Потерял свою одежду,
Потерял свое богатство -

Как бы мне куда податься?

(Убегает вместе со свитой, приговаривая.)
Ну, ничего мы отыщем приют,
Мусора много - весь не уберут.
Есть еще в городе нашем дворы,
Где мы дождемся лучшей поры.

(экологи остаются на сцене и разбирают мусор, сложенный в мешок)

1 эколог

Бумага - не мусор

Положим в мешок.

Пусть людям послужит она новый срок.

Из макулатуры получаются новые книги и тетради.

2 эколог

Для яблочных ОГРЫЗКОВ местечко мы найдем,

Отходы пищевые на школьный огород снесем.

Яичная скорлупа, овощные очистки- всё это перегниёт и превратится в хорошую питательную землю.

3 эколог (отобрав пластмассовые стаканчики)

Мы вырастим в этих стаканах рассаду,
Зеленные дорожки разобьем по саду.

Чтоб воздух чистым был,

Здоровье наше не губил
Эколог

В природе нет мусора, нет отходов,

Давайте учиться, друзья, у природы.

Хором

Всех приютила наша планета,
Только для мусора места здесь нету.
Дом наш природный не погубите!
Сэра Мусэра в шею гоните. (Из-за кулис выглядывает сэр Мусэр, пробегает, за ним гонятся экологи.)

-экологические праздники

У-ль. Члены экологического отряда не только хорошо работали, но и весело проводили свой досуг. Это тоже являлось одним из шагом к достижению нашей цели.
17 слайд

На основном этапе экологического проекта хорошо проявилось творчество кружковцев:

Мини-доклады о комнатных растениях;

Конкурсы рисунков «Моя планета», «Житель Красной книги»

Сочинения (мысли о будущем своей планеты, что еще нужно сделать для того, чтобы она стала лучше)

Изготовление книжек-малышек о домашних питомцах

Песня «Веселая зверобика»
Тихо звучит музыка . Дети стоят перед глобусом

Смотрю на глобус-шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой;
И шепчут мне материки:

Ты береги нас, береги!

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники:

Ты береги нас, береги!

Остановил олень свой бег:

Будь человеком, человек!

В тебя мы верим – не солги!

Ты береги нас, береги!

Смотрю на глобус-шар земной,

Такой прекрасный и родной.

И шепчут губы: «-Сберегу,

Я сберегу вас, сберегу!»
Заключительный этап

У-ль. Все мы обязаны жизнью нашей планете - прекрасной Земле, стонущей от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед людьми. Наша жизнь и наше будущее зависит от каждого из нас. «Пошаговое» выполнение « своих важных добрых дел» при осуществлении плана действий постепенно подвело нас к этапу подведения итогов.

Стали ли мы заботливыми хозяевами своей планеты? (Да) Что мы должны продолжать делать, чтобы наша планета оставалась всегда цветущей и красивой?

(Дети передают друг другу мяч-глобус и произносят свои пожелания)

Не топтать и не рвать цветы. Расчищать родники. Сажать цветы и кустарники. Не ловить бабочек. Убирать мусор. Заботиться о птицах. Защищать братьев наших меньших. Бороться с нарушителями природы. Не разорять птичьи гнезда. Не разорять муравейники. Не забирать из леса домой животных. Не шуметь в лесу. Не засорять водоемы. Не вырезать надписи на деревьях. Не отрывать лапки насекомым и т.д.
19 слайд

У-ль. Все ли пожелания вы назвали? Что еще необходимо делать, особенно вам, как отряду юных экологов? (Бороться с нарушителями природных законов) Итак, чего мы добились? Что мы смогли сделать на маленьком островке нашей планеты?
Вывод. Мы смогли сделать нашу планету лучше!
Песня «Доброта»

20 слайд

Давайте будем

Беречь планету,

Во всей Вселенной

Похожей нету.

Во всей Вселенной

Совсем одна,

Что будет делать

Без нас она?
На этом итоговое заседание кружка «Юный эколог» подошло к финальной точке. Огромное спасибо всем за внимание.

Муниципальное автономное дошкольное учреждение

РОДНИКОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД

Проект

"Юный эколог"

Воспитатели группы «Радуга»

Полозкова Александра Сергеевна

Содержание:

    Пояснительная записка.

    Цели и задачи проекта.

    Организационно-методическое обеспечение проекта.

    Формы и методы занятий.

    Техническое оснащение занятий.

    Учебный план работы кружка

    Предполагаемые результаты.

    Литература

Пояснительная записка.

Природа и человек …. Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью.

В наше время отношения человека и природы претерпели изменения.

Экологические проблемы, ставшие сегодня глобальными, затрагивают интересы каждого человека, так как Земля наш общий дом. Их решение зависит в первую очередь от уровня сознания людей, поскольку именно человек несет ответственность за все живое на Земле.

Формирование у ребенка культуры сознания, культуры мышления, «экологической совести» является в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования.

Для выполнения этой задачи необходимо дать ребенку определенные знания о природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему живому.

Как и с какого возраста нужно начинать экологическое воспитание и образование?

Любовь к матери, к родному дому зарождается в раннем возрасте ребенка. Расширить понятие дома, помочь ребенку осознать себя частицей огромного мира, научить его правильно вести себя в этом мире, быть с ним в гармонии, жить в созвучии с природой, беречь и умножать прекрасное на Земле можно и нужно еще в дошкольном детстве. Именно в это время сознание ребенка широко распахнуто для восприятия, жаждет познаний об окружающем его мире, охотно откликается на добро.

Маленький человек начинает делать свои первые шаги. Он душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. У него возникает множество вопросов, на которые он с нетерпением ждет ответа. Так начинается для него познание мира.

В это время очень важно обратить внимание детей на жизнь природы, взаимосвязь ее составляющих, хрупкость и зависимость от всевозможных воздействий, на единство всего живого. Постепенно у ребенка начинает формироваться взгляд на сказочный мир природы. У него появляется желание поближе узнать и понять законы природы научиться жить в гармонии с ней. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. А вместе с этим формируются такие нравственные качества как доброта, милосердие, любовь к природе, желание помочь нуждающимся - а это христианские добродетели.

2. Цель и задачи программы:

Цель: нравственное воспитание детей посредством формирования основ экологического мировоззрения:

Человек - неотделимая часть природы;

Природа – едина и многообразна;

Человек ответственен за сохранность природы;

Человек должен учиться жить в гармонии с окружающим его миром.

Задачи

образовательные:

Дать обобщенные представления о жизни животных и растений в сообществах - экосистемы; о целостности и уникальности каждого сообщества о разнообразии животных и растений на Земле, о взаимосвязях неживой природы, растений, животных; о сезонных изменениях в неживой природе, растительном и животном мире, их взаимосвязях;

Учить овладевать умениями ориентироваться в мире физических явлений на основе уточнения представлений;

Организовать сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним;

Научить детей простейшим правилам поведения в природе;

развивающие:

Развивать психические процессы (внимание, память) и мыслительные операции (сравнение, обобщение);

Развивать познавательные и творческие способности детей, коммуникативное общение;

Развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;

воспитательные:

Сформировать у детей чувство ответственности за жизнь окружающих животных и растений;

Сформировать понимание необходимости охранять природу, проявлять инициативу действий по её охране и предупреждению насилия над природой;

Научить через общение с природой видеть и любить ее красоту во всем проявлении многообразии форм и красок;

Формировать в детях христианские добродетели: доброту, милосердие, сострадание, любовь к природе и др.

Принципы, лежащие в основе программы:

    Принцип сознательности, активности, самостоятельности при руководящей роли воспитателя;

    Принцип систематичности и последовательности;

    Принцип наглядности;

    Принцип доступности и посильности;

    Принцип учета возрастных особенностей детей;

3. Организационно-методическое обеспечение проекта.

Проект рассчитан на 9 месяцев по 2 занятия в месяц, длительностью 20-25 мину.

Возраст детей 5-7 лет.

4. Формы и методы занятий.

Занятия по данному проекту важно проводить с детьми, как в помещении, так и на природе.

Общение с природой доставляет детям огромную радость. Ведь они видят мир по-своему, во всем многообразии цвета, запахов, звуков, их сердца открыты к восприятию красоты. И это первое знакомство с миром природы, ее лесными обитателями, можно провести в увлекательной для детей форме игры, сказки, загадок, викторин.

Занятия, проводимые на природе (экскурсии, прогулки), очень полезны и необходимы для детей. Свежий воздух, красота окружающей природы оказывает весьма благотворное воздействие на здоровье детей. Эти занятия развивают их физические возможности, выносливость, учат умению преодолевать препятствия.

При общении с природой дети становятся добрее, гармоничнее, в них воспитаются чувства дружбы и взаимопомощи.

Во время экологических занятий они учатся наблюдать за явлениями природы, их изменениями во времени. Это развивает их внимание, наблюдательность, воображение. Дети также осваивают первые правила поведения в лесу, учатся следовать закону « не навреди».

Организуется и проводится сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним. Выполняются и посильные для детей экологические задачи, такие как, например, уборка парка и леса от мусора. Такая работа способствует воспитанию у детей чувства ответственности за сохранность окружающей природы, бережного отношения к ней.

Формы проведения занятий различные: экскурсии, игровые, сюжетные, занятия с использованием опытно – экспериментальной деятельности, с использованием мультимедийного сопровождения и др.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей :

Объяснительно-иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию).

Репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности).

Частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом).

Исследовательский (самостоятельная творческая работа).

Методы , в основе которых лежит форма организации деятельности:

Фронтальный (одновременно со всей подгруппой).

Индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы).

Подгрупповой (работа в группах: парах, тройках и др.).

Индивидуальный (выполнение заданий, решение проблем).

5. Техническое оснащение занятий

    Мультимедийное оборудование;

    Предметные картинки с изображением растений, животных и насекомых;

    Фигурки с домашними и дикими животными;

    Муляжи и натуральные овощи и фрукты;

    Групповой уголок природы, в котором находятся аквариум с рыбками и комнатные растения;

    Гербарий растений;

    Огород, клумбы находящиеся на территории детского сада;

    Карты – схемы экологических троп на территории детского сада и за её пределами;

    Кормушка для птиц;

    Оборудование для проведения опытнической деятельности (формочки для льда, палочки для рыхления почвы и т. д.)

6. Учебный план работы

1

Сентябрь

Какие они – цветущие растения?

Что цветет на нашем участке в начале сентября

Кто помогал цветам расти

Продолжить знакомство с растениями на участке д/с;

Закрепить знания о растениях способах ухода за ними;

Сбор семян растений цветника

«Юный Эколог» Стр.5,6,7

«Программа экологического воспитания дошкольников» С. Н. Николаева с.6

Растения в нашем уголке природы

Уточнить представления детей о 4-5 видах знакомых растений, о необходимых для них условиях жизни (вода, почва, тепло и т.д.); учить распознавать влаголюбивые и засухоустойчивые виды

«Юный Эколог» С. 20- 22

Дары осени.

Овощи и фрукты на нашем столе

Уточнять представления о внешних и вкусовых качествах овощей и фруктов, о способах их употребления в пищу, об их значении для здоровья человека, учить готовить салат

«Юный Эколог»

С. 15

Перелетные и зимующие птицы

Закрепить знания детей о перелетных и оседлых птицах, их внешнем облике и образе жизни

См.«Программа экологического воспитания» Николаева С. Н. с.9

Октябрь

Уходит золотая осень

Уточнить представление детей об осени; пробуждать стремление выразить себя в худ. тв-ве; развивать умение слушать литературные произведения

«Юный эколог»

С.25,27

Корова и коза – домашние животные

Формировать у детей обобщенное представление о том, что корова и коза – домашние животные, о пользе животных для человека и способах ухода за ними;

«Юный эколог»

С. 35

Лошадь и овца – домашние животные

Формировать у детей обобщенное представление о том, что лошадь и овца – домашние животные, о пользе животных для человека и способах ухода за ними;

«Юный эколог»С.34

Наши четвероногие друзья (кошка и собака)

Формировать представление детей о том, что собака умное дом. животное; воспитывать любовь и заботливое отношение к дом. животным

«Юный эколог»

С. 69;77

Ноябрь

Для чего животным хвосты

Дать детям представление о приспособленности строения животных к среде обитания, о значении отдельных органов для взаимодействия с внешней средой

«Юный эколог»

С.27

Как лесные звери – медведь и белка готовятся к зиме

Дать детям представление о том, как звери готовятся к зиме

«Юный эколог»

С.31

Какие птицы прилетают на корм. Ищем птичьи следы, как птицы передвигаются по земле? Как летают? Когда птицы бывают заметны? Чем кормим и что они особенно любят

Учить детей наблюдать за птицами, их повадками.

«Юный эколог»

С.48, 49, 51, 54, 58

Декабрь

«Письма заболевшим детям»

Воспитывать у детей ценностное отношение к своему здоровью, понимание того, что здоровый человек выглядит красиво (чистая кожа, крепкие мышцы и т. д.). Познакомить детей с названиями лекарственных растений, помогающих при простуде. Воспитывать к близким людям, познакомить с процессом оформления и отправки письма.

«Юный эколог.»

Стр.39

Как узнать ель? Какие у неё иголки? Сколько лет нашей ели?

Показать детям, что ежегодно у ели вырастают новые ветки. Сосчитав сверху вниз ряды ветвей можно узнать возраст ели

«Юный Эколог»

С.41-42

Какой снег? Наблюдения за снежинками.

Наблюдать с детьми свойства снега. Показать детям строение снежинок на темном фоне. Нарисовать снежинки на свежевыпавшем снегу. Вырезать снежинки из бумаги для украшения группы.

«Юный эколог»

С.47

Опыты с водой (получаем талую воду, замораживаем воду)

Показать детям свойства снега и воды

С.47

Январь

Лес – это дом для многих жильцов

Дать детям первоначальное представление о том, что лес- это сообщество растений и животных, проживающих вместе на одной территории; жизнь всех обитателей зависит друг от друга

« Программа экологического воспитания»

С.11

«Юный Эколог»

С.53

«Станем юными защитниками природы»

Учить детей отличать хорошие, добрые поступки от иных, учить создавать плакаты на тему бережного отношения к природе

«Юный Эколог»

С.42

Как лесные звери – белка, заяц, медведь, лиса – проводят зиму в лесу

Дать детям представление о том, что в лесу живут разные животные; зима для всех трудное время года; звери по разному приспособлены к жизни в этот период

«Юный Эколог»

С.45

Как люди помогают лесным обитателям?

Формировать у детей представление о лосях, об их жизни в лесу в зимнее время, о лесниках и их природоохранной деятельности - подкормке животных; воспитывать желание совершенствовать хорошие поступки

«Юный Эколог»

С.56

Февраль

Выращивание лука

Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, связывать эти изменения с наличием благоприятных условий (влага, свет, тепло и т. д.). Учить сравнивать луковицы, находящиеся в разных условиях, делать зарисовки с натуры.

С.58,59,64,65,68

Досуг посвященный

В. Бианки

«Юный эколог»

С.59

Прошла зима холодная – (занятие)

Уточнить знания детей о зиме, как о сезоне, наиболее неблагоприятном для жизни растений и животных. Обобщить знания о приспособленности к жизни в этот период животных и растений. Побуждать детей к отражению своих впечатлений об этом сезоне в рисунках.

«Юный эколог»

С.66

март

Как люди заботятся о своём здоровье весной

Уточнить представления детей о человеческом теле, объяснить, что организм нужно укреплять, развивать и закалять. Весной организм очень ослаблен, поэтому нужно чаще бывать на воздухе, употреблять продукты, богатые витаминами.

«Юный эколог»

С.73

Вечер досуга «Люблю березку русскую»

С.85

Комплекс занятий «Береги деревянные предметы»

С.87

Бережно относитесь к бумаге

С..100

апрель

Божья коровка

Уточнять представления детей о внешнем строении насекомых, учить бережному отношению к окр. миру

«Юный эколог»

С. 81, 85

Весна в жизни лесных обитателей

Уточнять и расширять представления детей о том, как оживает жизнь в лесу с приходом весны

С.82

Первоцветы: мать и мачеха(одуванчик)

Вызвать у детей интерес к наблюдениям за знакомыми растениями. Уточнить их представления о последовательности роста и развития (после цветов бывают семена и т. д.) обратить внимание на то, что цветы открыты в полдень и закрыты вечером.

С.76, 80, 84, 102, 107, 108

Наблюдаем за попугаем. Чем отличается от воробьёв. В хороших ли условиях живут попугаи

Установить вместе с детьми, что у попугая на голове есть глаза, уши и т. д. Учить сравнивать его с другими птицами. Рассказать о том как правильно ухаживать за птицей.

С.64

Май

Праздник юных любителей природы

Учить детей отгадывать загадки о животных, читать стихи и т. д., закрепить правила поведения в лесу.

С.91

Экскурсия в парк

Познакомить детей с весенними явлениями природы в парке, показать его многоярусность. Показать чувство «дома», парк – это место, где человек отдыхает, набирается сил и красоты, собирает дары леса.

С.103

Как человек охраняет природу

Дать детям представление о том, как человек должен охранять природу. Вспомнить, что такое «Красная книга»

С.110

Весна кончается – лето начинается

Уточнить и обобщить представления детей о весне как о сезоне, когда природа быстро меняет условия жизни (становится тепло, увеличивается световой день и т. д.)

С.111

7. Предполагаемые результаты

В результате занятий дети должны научиться правилам поведения в природе, бережному отношению к растениям и животным. Закрепить знания о животных, птицах, растениях, насекомых их повадках, строение тела и образе жизни, о временах года и природных явлениях. Дети познакомятся с произведениями писателей и поэтов, пишущих о природе.

Литература

С. Н. Николаева «Юный эколог», «Программа экологического воспитания дошкольников», «Программа экологического воспитания в детском саду»

Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова «Формирование экологической культуры дошкольников»

О. А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений

В настоящее время экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны экологически образованные и воспитанные люди. Дошкольный период – самое благодатное время, когда через эмоциональную сферу можно формировать познавательный интерес к природе и желание общаться с ней. От того, как ребенок научится мыслить и чувствовать окружающий мир природы, как воспримет ценности мировой культуры, зависит то, как он будет действовать, какие поступки совершать. Воспитание основ экологической культуры дошкольников будет проходить результативно, если педагог будет использовать деятельностный подход обучения, акцент на обучение через практику, продуктивную работу детей в группах, развитие самостоятельности и личной ответственности за принятие решений, использовать личностно – ориентированную модель общения между педагогом и ребенком, привлекать к решению поставленных задач родителей воспитанников, т.е. использовать проектный метод во всех возрастных группах «МАДОУ «Детский сад №20 «Золушка»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА «ДЕТСКИЙ САД № 20 «ЗОЛУШКА»

Экологический проект

«Юный эколог»

Перемитина Марина Вячеславовна,

Старший воспитатель

Нефтеюганск, 2017

Информационная карта проекта:

Полное название проекта

«Юный эколог»

Специализация проекта

Экологический проект

Образовательные области

Интеграция «Познание», «Художественно-эстетическая», «Социально-коммуникативная», «Речевая»

Тип проекта

Познавательно-исследовательский

По времени продолжения

1 год

По характеру контактов

в контакте с семьей и воспитателей

Участники проекта:

1.Воспитанники всех возрастных групп Учреждения.

2.Педагогические работники.

3.Родители (законные представители)

География проекта

МАДОУ «Детский сад №20 «Золушка», г. Нефтеюганск

Краткое описание проекта

В настоящее время экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны экологически образованные и воспитанные люди. Дошкольный период – самое благодатное время, когда через эмоциональную сферу можно формировать познавательный интерес к природе и желание общаться с ней. От того, как ребенок научится мыслить и чувствовать окружающий мир природы, как воспримет ценности мировой культуры, зависит то, как он будет действовать, какие поступки совершать. Воспитание основ экологической культуры дошкольников будет проходить результативно, если педагог будет использовать деятельностный подход обучения, акцент на обучение через практику, продуктивную работу детей в группах, развитие самостоятельности и личной ответственности за принятие решений, использовать личностно – ориентированную модель общения между педагогом и ребенком, привлекать к решению поставленных задач родителей воспитанников, т.е. использовать проектный метод во всех возрастных группах «МАДОУ «Детский сад №20 «Золушка»

Эффективность проекта

Систематическое использование проектной технологии в воспитании экологической культуры дошкольников во всех возвратных группах позволяет достичь поставленных целей, опираясь на интерес дошкольников и сотрудничество с родителями; через понимание и осознание причинно – следственных связей в природе, дети познают нормы экологически грамотного безопасного поведения в природе.

Пояснительная записка

Экологическое образование и воспитание дошкольников является чрезвычайно актуальной проблемой настоящего времени. От экологического мировоззрения, экологической культуры людей зависит, можно ли будет вывести человечество и планету из того катастрофического положения, в котором они находятся сейчас.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Большую роль в экологическом воспитании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети, особенно «северные дети», имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. Дети неплохо знают растения и животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. А ведь экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения неэффективен без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов и рассветов. Нельзя изучать природу по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества. В нашем детском саду создана система экологического воспитания дошкольников, которая основана на интеграции экологического воспитания во все виды детской деятельности и ориентирована на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства.

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях .

Работа по развитию познавательной активности детей, через экологическое воспитание строится с учетом интересов и потребностей воспитанников, пожеланий родителей (законных представителей), с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. С учетом принципа интеграции образовательных областей, на принципе комплексно-тематического построения образовательного процесса, проектном методе, позволяет решать задачи совместной деятельности взрослых и детей, а также самостоятельной деятельности детей, не только в образовательной работе, но и в режимных моментах.

Цель: Воспитание основ экологической культуры личности, воспитанию у дошкольников эстетических качеств, а именно формирование начал экологической культуры, практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие.

Задачи:

Формировать основы экологической культуры дошкольников: экологических представлений, знаний о ценностях природы и правилах поведения в ней;

Популяризировать экологическое образование и воспитание дошкольников;

Развивать познавательно – поисковую деятельность воспитанников, способность к наблюдениям и моделированию;

Обогащать воспитанников знаниями о природе, её многообразии, целостности живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни.

Формировать познавательно – исследовательскую деятельность воспитанников в процессе проведения опытно – экспериментальной работы.

Пути реализации экологической работы в ДОУ:

Создание условий (экологизация развивающей среды, программно-методическое обеспечение);

Повышение экологической грамотности педагогов;

Обновление содержания, форм и методов работы с воспитанниками;

Активизация экологического просвещения родителей (законных представителей).

Экологические мероприятия повысят у дошкольников познавательный интерес к окружающему миру, осознание ребёнком собственного «Я» как части природы. Дети узнают что такое мусор и отходы, и в чем разница, как сохранить природу и сделать мир краше. Данная деятельность создаст условия развития, социализации, успешности ребенка в будущем, его личного развития.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап:

Выбор темы проекта;

Составление плана мероприятий с воспитанниками и родителями (законными представителями);

Подборка соответствующих методических пособий;

Работа с интернет – ресурсами;

Участие во Всероссийской экологической акции «Спаси и сохрани»

Основной этап:

1 блок – работа с воспитанниками всех возрастных групп Учреждения – повышение познавательной активности детей через экологическое воспитание.

2 блок – работа с родителями (законными представителями), задачи которого являются – повышение информационной культуры, повышение уровня экологических знаний родителей.

3 блок – работа с социальным окружением.

Этапы реализации проекта:

Схема 1

План реализации экологического проекта «Юный эколог»

в МАДОУ «Детский сад №20 «Золушка»

Срок

проведения

Название акции

Основные мероприятия

1 блок Работа с воспитанниками

Сентябрь-Октябрь

Под проекты:

  1. «Природа – лучший художник».
  2. «Студия юных мастеров».
  3. «Песочное чудо».
  4. «Удивительное рядом».
  5. «В природе нет ничего лишнего».
  1. Дискуссия с воспитанниками всех возрастных групп -ритуал мозгового штурма.

Беседа «Экология -что это?»

  1. Сбор природного материала
  2. Изготовление поделок из природного материала во всех возрастных группах
  3. Оформление выставки методической литературы и пособий по экологическому воспитанию дошкольников
  4. Чтение художественной и познавательной литературы, просмотр фильмов о жизни животных осенью.
  5. Экологический десант: уборка участка, сбор листьев.
  6. Праздник Осени (подведение итогов акции)

Ноябрь -Декабрь

1.Уголки природы;

2. Лаборатории природы, экологическая тропа.

3. Сохраним «Елочку зеленой»

1.Изготовление буклетов об экологических опасностях, памяток: «Правила поведения в лесу», «Мусор земле не к лицу», «Чтобы не было опасно!» и др.

2. Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм в рамках темы «Охрана окружающей среды»

3.Пополнение дидактического материала (иллюстрации, стихи, рассказы, аудио- и видеозаписи) по охране окружающей среды

4.Цикл занятий по охране окружающей среды «Мы природу бережем!»

5. Конкурс чтения стихотворений о природе родного края, птицах, растениях и животных

Январь –Февраль

Акции:

1. «Красная книга ХМАО-Югры»;

2. «Покормите птиц зимой»;

  1. Создание и оформление стенда «2017 – год экологии»
  2. Презентация для детей «Красная книга»
  3. Оформление альбомов «Животные нашего края», «Деревья», «Цветы – улыбка природы», «Лекарственные растения»
  4. НОД «Сохраним природу зимой»
  5. Показ презентации «Научимся любить природу»

Март – Апрель

Акции:

1.«Огород на окне в каждой группе»;

2. «Веселые скворечники»

3. «День земли»

  1. Подготовка и установка с воспитанниками кормушек, скворечников для птиц, организация подкормки пернатых.
  2. Выставка-конкурс детского творчества:

«Наши пернатые друзья»

«Птичка-невеличка (коллективная)

  1. Беседы с детьми «Растения нашего края»
  2. Нетрадиционное рисование (крупа)- совместная работа с родителями: «Животные Севера».

Май –Июнь

«Защитим окружающую среду»

1.Проведение консультаций, семинаров по экологическому воспитанию дошкольников

2. Выставка детского творчества «Цветочный город» (рисунки, аппликация, лепка)

3.Развлечение «Зеленые сказки»

4. Праздник «Люблю берёзку русскую»

5. Всемирный день защиты и охраны окружающей среды. Беседы с детьми на тему – «Мусор и люди».

6. ЭКО-квест «Мы – дети Земли», посвящённый Дню защиты и охраны окружающей среды и Дню защиты детей.

Июль –Август

1.Организация экологических десантов «Чистоту любимому детскому саду»

2.Смотр-конкус «Огород на участке ДОУ»

3. Праздник «Славим мы берёзку русскую»

4. Экологическая сказка «Пожар в лесу» (Совместная постановка родителей и воспитанников)

5. Выставка поделок «Летняя полянка»

2 блок - работа с родителями (законными представителями)

Сентябрь –Октябрь

1.Анкетирование родителей «Экологическое воспитание ребенка в семье»

2.Индивидуальные консультации по результатам анкетирования

Ноябрь-Декабрь

1.Экологический театр (подборка экологических пьес и сказок для постановок).

2.Показ экологического театра, постановка «Спаси и сохрани»

Январь-Февраль

1.Консультации с родителями:

«Наш чистый город»

«Научите детей любить природу»

  1. Изготовление малых архитектурных форм – «Микрорайон будущего», «Искусственный водоем»
  2. Подготовка и установка кормушек для птиц, организация подкормки пернатых.

Март-Апрель

в рамках «Книжной недели»

(22.04. по 30.04.)

1.Участие в субботнике «Каждую соринку – в корзинку».

2. «Подарим книжке вторую жизнь – спасем одно дерево»

3.Посадка деревьев, цветов, кустарников на территории ДОУ

Май-Июнь

1.Организация выставки художественной литературы по экологическому воспитанию для семейного чтения.

2. Тайны природы (родительское собрание-КВН)

3.Выставка совместного детско-родительского творчества поделок из вторичного сырья «Мусор смело пустим в дело!»

Июль-Август

1.Экологическая сказка «Пожар в лесу» (Совместная постановка родителей и воспитанников)

2. Семейный фотоконкурс «Лето в Югре»

В течении года

1.Участие в конкурсах, выставках, акциях.

2. Создание на сайте страницы «2017 год – Год Экологии»

3. Оформление фотостенда «Экспериментальная деятельность в детском саду».

4. Оформление информационно – справочных материалов (буклетов, папок – ширм, передвижек) по экологическому воспитанию дошкольников.

5. Участие в мастер-классах.

3 блок – работа с социальным окружением

В течении года

Социальное партнерство с МБУ «СОШ №8» города Нефтеюганска.

В течении года

Совместные мероприятия с Местным Отделением Партии "ЕДИНАЯ РОССИИ города Нефтеюганска.

Механизм оценки результатов.

Оценку эффективности проекта осуществляют педагоги, родители МАДОУ «Детский сад №20 «Золушка»

Методы оценки эффективности проекта:

Наблюдение;

Анкетирование;

Тестирование;

Диагностическое исследование.

Полезная литература:

Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Программа экологического воспитания дошкольников «Юный эколог» С.Н.Николаева.

Программа по экологическому образованию дошкольников «Наш дом природа» Н.А. Рыжова.

Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6–7 лет»

Бондаренко Т.М. Методическое пособие Прогулки в детском саду Теплюк С. Н.

Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми.