Роль изобразительного искусства в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Экологическое воспитание средствами изобразительной деятельности консультация на тему Экологическое воспитание посредством изобразительной деятельности

, воспитатель

первой квалификационной категории,

МБДОУ детский сад №17 «Звёздочка»

Формирование экологического сознания детей через изобразительную деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования.

Влияние природы на ребенка огромно: она встречает его морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Но в веке современных технологий, ребенок много времени проводит у экрана телевизора, за компьютером. Малыш перестает замечать красоту вокруг себя, становится более агрессивным. Его восприятие становится поверхностным.

Наблюдая за детьми в детском саду, я замечаю, как ребенок может, проходя мимо дерева, сломать веточку, сорвать понравившийся ему цветок, посадить в карман или коробку жука, чтобы отнести его домой, не задумываясь о последствиях.

Поэтому экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Принципиально важно в сотрудничестве с детьми применять разнообразие форм и методов работы по экологическому воспитанию. В своей практике мы используем нетрадиционные формы занятий, исследовательскую деятельность , сочинение сказок о домашних, диких животных, с привлечением научных знаний об этих животных из энциклопедий, зарисовки животных, сочинение загадок, стихотворений о животных и многие другие виды деятельности .

Я постоянно внедряю в свою работу современные интерактивные методы:

ü ролевое моделирование;

ü мозговой штурм;

ü групповую дискуссию;

ü диагностирование, анкетирование;

ü пальчиковую гимнастику и гимнастику для глаз;

ü элементы релаксации и психогимнастику;

ü тренинги;

ü нетрадиционные приемы по технике рисования.

Доступность использования нетрадиционных техник рисования определяется возрастными особенностями дошкольников и моим собственным интересом к этому методу. Я считаю, что обучение рисованию, начинается с воспитания умения видеть в обыкновенном - необыкновенное, в обыденном – сокровенное, в частном – общее, видеть то, что иной даже не заметит и не заподозрит. Основа индивидуального художественного видения складывается в детстве. Рисование карандашами или красками требуют от ребенка высокого уровня владения техникой, сформированных навыков, знания приемов работы с красками, так и приемов рисования. Несмотря на усилия, рисунок получается непривлекательным. Если показать ребенку, как нарисовать дерево, дом, листья и т. д., малыш непременно повторит то, что ему показали. Правда это будет ваш домик и ваше дерево. Я считаю, что такой способ тормозит ребенка. А недостаток владения техникой может привести к потере уверенности в своих силах.

Исходя из выше сказанного, я поставила цель собственной педагогической деятельности - формирование экологического сознания детей через изобразительную деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования.

Для реализации поставленной цели я определила следующие задачи:

Создавать широкие возможности для накопления сенсорного опыта, обогащение чувственных впечатлений ребенка;

Помочь детям увидеть разнообразие и красоту форм, звуков, цвета, запахов в окружающем мире;

Побуждать проявлять эмоциональную отзывчивость на красоту природы;

Привлекать детей к работе с разнообразными материалами;

Научить замечать необыкновенное в обыкновенном;

Сопровождать чувственное познание словом;

Развивать ориентировку в предметах живой и неживой природы по форме, цвету, строению, запаху.

Решая, поставленные перед собой задачи я предоставляю широкие возможности для творческого самовыражения дошкольников. Возможности осуществляю через созданные следующие условия:

ü обогащение чувственного опыта ребенка во всех видах активности;

ü организация художественной деятельности, адекватной данному возрасту;

ü предоставление ребенку возможности выбора вида деятельности, сюжетов, материалов, средств воплощения художественного замысла;

ü поощрение, стимулирование фантазии и воображения ребенка;

В своей работе я опираюсь на рекомендации, которая говорит: «Ребенок начинает ценить красивое только тогда, когда оно вызвало у него эмоционально-душевный отклик, как-то его восхитило, удивило. Этому во многом способствуем мы, взрослые. Если мы испытываем подобные эмоции и чувства, видим красоту, то это, несомненно, передается ребенку».

Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать.

С детства ребенок, видя отдельные явления природы, воспринимает их как само собой разумеющуюся дань, не подозревая, какая картина мира перед ним раскрывается. Дошкольники часто нарушают правила взаимодействия с объектами природы, потому что у детей еще не развито умение обращать внимание на их состояние. Поэтому так важно сформировать у ребенка сочувственное отношение к представителям растительного и животного мира. Осуществить это можно только в процессе интеграции всех образовательных областей: «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы », «Художественное творчество», «Музыка».

С помощью ознакомления с художественной литературой: А. Барто «Уехали, В. Осеева «Плохо», С. Михалков «Зяблик», М. Пришвин «Золотой луг», «Ребята и утята» дети в процессе размышления сами делают выводы. Приобщая ребенка к природе, я способствую формированию человеческих ценностей:

1. Познавательных, когда ребенок начинает чувствовать себя первооткрывателем, экспериментирует.

2. Преобразовательные, когда у ребенка возникает желание беречь природу, сохранять и умножать ее по мере своих сил.

3. Ценности переживания, когда ребенок проникается красотой, близостью ко всему живому, чувствует свою общность с природой, одушевляет ее. Чтобы помочь ребенку сформировать у малыша доброе, ласковое, нежное чувство – чувство любви к живому в своей работе я использую такие приемы:

- даю возможность полнее воспринять природный объект, отметить цвет, запах, форму, красоту цветка, ветки, листочка и т. п;

Вызываю доброе чувство к рассматриваемому природному объекту;

Разговариваю с объектом живой природы (с березкой, травкой, елочкой), наделяя его человеческими качествами и «ответным чувством» к доброму поступку малыша. Например, сказать: «Видишь, как березка гладит тебя своими веточками. Она шепчет: «Спасибо, что ты меня ласково погладил!»;

Ввожу в наблюдения элементы поэзии и детского фольклора, рассказываю о добром отношении человека природе, восхищаясь ее красотой;

Отождествляю природный объект с человеком. Например, травушка-муравушка, зайчик - побегайчик и т. д.;

Ввожу элементы игры (покажи, как качаются березки, ветер закружил листочек);

Не допускаю в присутствии детей неблаговидного отношения к природе.

Обучение не может быть успешным, если у детей недостаточно высокий уровень сенсорной культуры. Без сенсорного развития дети не могут овладеть полными и точными знаниями. Органы чувств являются теми каналами, через которые в наше сознание входит внешний мир. Необходимо развивать и укреплять внешние чувства: зрение, слух, осязание. Для обогащения чувственного опыта детей предлагаю игры, направленные на то, что нас окружает. Например, в парке дети учатся различать окраску осенней листвы: у березы она лимонного цвета, у дуба – коричневая, у ивы – зелено-желтая, у осины – красная или лиловая. Картина осеннего парка воспринимается полнее, если детям предложить голоса птиц, шум ветра, шорох опадающих листьев, научить определять запах грибов, прелой зелени. Чем больше органов чувств участвует в таком познании, тем больше свойств выделяет ребенок в объекте. Следовательно, расширяются его представления, позволяющие ему различать, сравнивать. Так осуществляется сенсорное восприятие, на основе которого возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства. Детей надо учить видеть красоту природы, понимать ее, наслаждаться ею, передавать свои впечатления в слове, рисунке. А зимние сугробы бывают причудливой формы, напоминающей притаившихся зверей; ель – стройная, как свечка, с нарядными шишками на верхушке. Настоящая0сказка!
Трех - или четырехлетний ребенок тонко, чутко воспринимает цвет, цветовые отношения и их воздействие на настроение. Чтобы каждому ребенку найти свое понимание цвета и научиться, с его помощью, выражать свои эмоции, я провожу занятия на развитие у детей чувства цвета. Поэтому со второй младшей группы я ввожу экспериментирование с красками.

Для развития сенсорной культуры использую дидактические игры:

1. на ознакомление с цветом - «Воздушные шары», «Радуга» (с младшего возраста);

2. на ознакомление с теплыми и холодными цветами спектра - «Окраска воды», «Собери букет»;

3. на формирование зрительного анализа цветовых сочетаний «Цветной лед»;

4. на обобщение предметов по признаку - «Подбери предмет нужного цвета»;

5. на развитие глазомера - «Цветной диск».

В младшем возрасте я начинаю работу по формированию экологического сознания с таких техник: рисование пальчиками, ладошкой, кулачком; оттиск пробкой, различными печатками, обрывание, скатывание бумаги; рисование краской из мелков.

Рисование пальчиками.

https://pandia.ru/text/79/201/images/image006_18.jpg" alt="CIMG1760" align="left" width="216" height="175 src=">Каждый пальчик маленькая кисточка. Малышам нужна гуашь. Открываю перед ними баночки: у детей глаза разбежались – такое все яркое! Как тут не опустить палец в баночку с краской, которую он облюбовал? Раз уж палец в краске, то интересно оставить свой отпечаток на чем-нибудь. Я проводила занятия «Дождик», «Веселые жучки», «Веселое солнышко». Этот способ рисования можно применять с детьми, начиная с двухлетнего возраста. Для проведения занятия понадобятся пальчиковые краски или гуашь, салфетки и плотная бумага небольшого размера с нанесённым на неё рисунком или аппликацией , т. к. дети младшего возраста могут лишь дополнить работу недостающими деталями. Это может быть мухомор без пятнышек на шляпке, ветка рябины без ягод или Новогодняя ёлка без праздничных шаров и т. д. Ребёнку предлагается опустить пальчик в краску и нанести точки, пятнышки на бумагу для завершения рисунка. Рисовать можно как одним цветом, так и несколькими, причём краски разного цвета можно набирать на разные пальчики. После работы пальчики вытирают салфеткой, а затем легко смывают краску.

Рисование пальчиками доставляет большую радость детям, раскрепощает и повышает их самооценку.

Оттиск печатками из картофеля.

С удовольствием дети штампуют различными материалами. Самый дешевый материал – лук, картофель, морковь я предлагала детям на занятиях: «Одуванчики», «Красивые цветы».

https://pandia.ru/text/79/201/images/image008_13.jpg" align="left" width="238" height="190 src=">Жёсткой кистью можно рисовать с детьми любого возраста. Этот способ рисования используется для получения необходимой фактуры рисунка: пушистой или колючей поверхности. Для работы потребуется гуашь, жёсткая большая кисть, бумага любого цвета и размера. Ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон.

Такой способ рисования позволяет придать рисунку нужную выразительность, реалистичность, а ребёнку получить удовольствие от своей работы.

В 4 – 5 лет у ребенка появляется интерес к линии, ее пластичности и выразительности. Важно уловить момент появления этого интереса. Я закрепляю его с помощью упражнений: «Чудесные превращения точки», «Линия нам рассказала о…». В старшей группе я знакомлю детей с техниками: монотипия. С ее помощью появляется изображение, которое невозможно сделать кистью, что приводит детей в восторг.

Монотипия.

Предметную монотипию используют для рисования симметричных предметов с детьми старше пяти лет. Ребёнок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета. После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Также этот способ используют для рисования пейзажа – пейзажная монотипия . На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке. Рисунок выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок после отпечатка оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.

Проводила занятие «Осенняя сказка». Детям нравится играть с красками. На занятии «В краю удивительных бабочек» использовала технику рисования нитью. Рисуем восковыми мелками, затем покрываем изображение акварелью . Там, где остался след от воска, краска держаться не будет (занятие «Воздушные шары»). На занятиях «Озорные тучки», «Деревья в инее» использовала технику выдувания. Капаем краску на лист бумаги, и вооружаю детей трубочками. Он приставляет ее к пятну и сильно дует. Пятно растекается, напоминая дерево. Посыпаем рисунок солью – получается иней. В технике «по-сырому» работали на занятии «Радуга над домом».

Восковые мелки и акварель.

Манко" href="/text/category/manko/" rel="bookmark">манкой («Красивые цветы»);

· рисование на ткани («Птенчик»);

· рисование мятой бумагой («На полянке»);

· «эффект после дождя» («Что я вижу из окна?»);

· тычкование («Ежик»);

· рисование нитями («Бабочки») и многие другие.

Кляксография.

Начиная с пятилетнего возраста с детьми можно пробовать способ рисования пятнами, кляксами, которые ребёнок получает, выливая жидкую гуашь пластиковой ложкой на лист бумаги. Затем лист накрывают другим листом, прижимают и снимают. Полученное изображение рассматривают, определяют, на что оно похоже и дорисовывают недостающие детали.

Также используют кляксографию с трубочкой, когда на небольшое пятно, капельку краски, вылитую на лист бумаги дуют из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При этом лист бумаги можно поворачивать в разные стороны или дуть в трубочку с разных сторон. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются. Таким образом можно рисовать деревья, водоросли , салют и др.

Набрызг.

Этот способ хорошо использовать для рисования падающего снега, звездного неба, для тонирования листа и др. с детьми старше пяти лет. Краски нужного цвета разводят в блюдечке с водой, обмакивают в краску зубную щетку или жёсткую кисть. Направляют щётку на лист бумаги, резко проводят по ней карандашом (палочкой) по направлению к себе, в этом случае краска будет брызгать на бумагу, а не на одежду.

Граттаж.

https://pandia.ru/text/79/201/images/image012_12.jpg" align="left" width="164" height="160 src=">

Рисование производится гуашевыми или акварельными красками по намеченному карандашному контуру или спонтанно, без предварительной подготовки.

Только тесное сотрудничество с семьей позволяет решать проблему, над которой я работаю. При этом я использую различные формы взаимодействия: индивидуальные (беседы и консультации), коллективные (собрания), наглядно – информационные (родительские уголки, стенды, выставки методической литературы). В результате анкетирования выяснилось, что карандаши есть во всех семьях, но не всегда нужного ассортимента. Красками дома дети почти не рисуют, пластилин покупают немногие родители. Беседуя с родителями, я поняла, что они не имеют представления о способах изображения предметов нетрадиционной техникой рисования. Поэтому родителям была предложена оформленная папка с образцами работ и пояснением, консультациями «Как организовать домашние задания по рисованию и лепке» и др. Даю рекомендации родителям, чьи дети испытывают трудности в рисовании. Я стараюсь убедить родителей в том, что можно и необходимо развивать у дошкольников экологическое сознание как можно раньше. Чтобы добиться детской активности, надо с уважением относиться к работам детей, стимулировать, привлекать родителей к участию в совместных с детьми работах, участию в различных конкурсах, помогаю им аккуратно сохранять рисунки. Включаю родителей в процесс оформления группы, территорию детского сада. На участках детского сада родителями вместе с детьми были посажены деревья, а на клумбах цветы. Совместно с родителями изготовили творческого панно. Организованы выставки совместных с детьми работ «130 лет городу Гуково», «Вот такие наши мамы», «Экология, безопасность, жизнь». На развитие творческих способностей влияет окружающая среда, в создании которой посильную помощь оказали родители. В группе создана развивающая среда, способствующая изобразительной, творческой активности детей: в изоуголке имеются различные материалы: гуашь, акварель, восковые мелки, трафареты, нитки, трубочки, бумага различной фактуры, природный материал, палитры, баночки для экспериментов с красками, дидактические игры и др.; есть уголок экспериментирования, оформлена выставка работ местного художника. Регулярно меняются выставки репродукций русских художников. Постоянно функционирует выставка детских работ.

Показателем эффективности проделанной работы являются изменения в поведении детей. Дети испытывают радость от встречи с природой, с удовольствием заботятся о растениях и животных, гордятся правильными поступками, доводят начатую работу до конца. Неуверенные в себе и замкнутые дети стали веселыми и инициативными.

В результате проделанной работы у детей были сформировано экологическое сознание, четкие представления о гармоничных связях природы и человека. Представления о художественном образе природы через нравственно-эстетические категории, накопился эмоционально-творческий опыт чувственно откликаться на гармонию и красоту природы и воссоздавать ассоциированный образ через нетрадиционные техники рисования. Дети могут находить аналогии и отличия, необычность и обыденность звуков, красок, ритмов и т. п. природы, отраженных в рисунках, также находят точные слова для определения состояний природы и человека: трепетное, ожидающее, умиротворенное, застывшее, тревожное и т. д. – в музыке, живописи, литературе.

У моих воспитанников возник устойчивый интерес к изобразительной деятельности и многие продолжили обучение в художественной школе.

Литература

1. « Задачи программы «Детство» и др. 1997 г.

2. «Дошкольникам о живописи» . Москва. «Просвещение», 1992 г.

3. «Приглашение к творчеству» . Санкт-Петербург. «Детство-пресс», 2002 год.

4. «Дети и пейзажная живопись. Времена года» . Санкт-Петербург. «Детство-пресс», 2003 г.

5. «Рисование с детьми дошкольного возраста» (Нетрадиционные техники) . Москва. «Сфера», 2007 г.

6. «Художественные техники» С. Погодина. 2009 г. ДВ № 10

7. «Рисование красками» Мэри Энн Ф. Колль. Москва. «АСТ-Астрель» 2005 г.

8. «Развивающие игры» И. Коваль. Белгород «Клуб семейного досуга», 2010 г.

Статья "Роль ИЗО в экологическом воспитании дошкольников"

Природа подражает искусству.
Она способна продемонстрировать
лишь те эффекты, которые нам уже знакомы
благодаря поэзии или живописи.
Вот в чем секрет очарования природы.
К.Д.Ушинский

Общение с природой в дошкольном детстве помогает выработать и воспитать в сознании детей правильный взгляд на неё, оценить её современное экологическое состояние и взаимоотношения человека с окружающим природным миром.
Потребность в красоте и доброте, наблюдении и понимании отмечается у ребёнка с первых дней его жизни. Дети подсознательно ощущают «родство» с живыми существами и испытывают необходимость общения с ними. Очень важно, чтобы детские впечатления от красоты природы сохранились на всю жизнь. И в этом сможем помочь мы с вами, деликатно и ненавязчиво уча детей всматриваться в окружающий природный мир и любоваться им. Природа, как самый лучший художник, воспитывает у своих зрителей подлинно художественный вкус. Воспитание творческого восприятия природы особенно ярко выражается в деятельности по изобразительному искусству, где ребёнок получает возможность творить, создавать красивое в своих работах. Работая в этом направлении, стараюсь сформировать в детях такие качества личности, как умение одухотворять живую и неживую природу; способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы, готовность почувствовать боль и радость живых существ, сопереживать им; стремление заботиться о тех, кто зависит от человека, препятствовать насилию над природой; умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать своё отношение к ним в своих работах.
Именно это послужило поводом для углубленной работы в инновационном режиме по теме «Роль изобразительного искусства в экологическом воспитании детей дошкольного возраста».
Цель: создание устойчивой мотивации и потребности дошкольников в активном познании мира природы, совершенствование их интеллектуальных и творческих способностей с помощью изобразительного искусства.

Задачи:
Формирование общей экологической культуры;
Развитие эстетической направленности, умение видеть и понимать красоту природного мира;
Развитие эмоционально-волевой сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей;
Воспитание бережного отношения к природе и окружающему миру.
Гипотеза: /предполагаемые итоги реализации инновационной деятельности/
Формирование экокультуры посредством изобразительного искусства;
Обеспечение оптимального уровня знаний, умений и навыков экологического и эстетического развития;
Создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой развитой личности.
Для более эффективной передачи красоты окружающего природного мира в детских работах, из многочисленных видов изобразительного искусства мною было выбрано одно направление: нетрадиционная техника рисования, так как она создаёт ситуацию успеха у воспитанников, формируя при этом устойчивую мотивацию к творческой деятельности.
Все художественные техники, которые хочу сегодня представить, изучены и апробированы с детьми нашего дошкольного учреждения.
«Пальчики – палитра» . Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. Темы для рисования в этой технике. («Мой любимый дождик»; «Весёлые мухоморы»; «Первый снег»; «Ветка рябины»). Всю эту технику предлагаю детям в игровой форме, например, использую игру «Следы животных»: ритмическими движениями пальчиков стараемся передать характер походки зверей. Пальчиковый приём помогает органично почувствовать материал, её свойства (вязкость, бархатистость красочного слоя, яркость, фантазийность отпечатка).
«Рисование ладошкой». Ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Темы для рисования в этой технике. («Смотрит солнышко в окошко»; «Осенняя пора - очей очарованье» и т. п.). Можно ладошку и обвести. Дети замечают, что контур руки, обведённый на листе бумаги, напоминает что–то знакомое. В контуре ладошки можно увидеть птицу, бабочку, рыбу или листок.
«Оттиск печатками» . Это техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции. Ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке и наносит оттиск на бумагу («печатки» несложно изготовить самим). Но самые интересные печатки – подарила нам сама природа – колоски, листья и,конечно, головки мака. Печатая головками мака, мы можем получить букет хризантем, одуванчики, ромашки в траве.
«Пуантилизм». Техника рисования, когда изображение состоит из множества маленьких точек.
«Восковые мелки + акварель» . Выполняется рисунок цветными восковыми мелками, затем тонируют лист акварельными красками или наоборот. («Черепахи на прогулке»; «Букет в вазе»; «Летний луг» и т. п.).
«Граттаж» . Суть этой техники, которая издавна использовалась в России и называлась рисованием по восковой прокладке, - в процарапывании. В своих работах дети передают выразительный графический образ природы, где птицы, насекомые, звери общаются между собой, радуются цветам, солнцу, дождику.
«Монотипия». Это изображение на целлофане или пластмассовой дощечке, которое переносится потом на бумагу. В этой техники можно выполнить работы на тему: «Каких я видел бабочек»; «Осенний парк»
«Тычок жёсткой полусухой кистью» . Ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
«Набрызг». Непростая техника. Ее суть - в разбрызгивании капель с помощью специального приспособления, которое в детском саду нам заменят зубная щетка и стека (деревянная палочка с расширенными в виде лопатки концами). Зубной щеткой в левой руке наберем немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щетки - быстрыми движениями, по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу. Вот и все. Со временем капли будут мельче, станут ложиться ровнее.
«Пластилинография» . Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.
В непосредственно организованной образовательной и свободной деятельности по рисованию использую и другие нетрадиционные методики
(«Печатание бумагой», «Рисование мыльной пеной», «Рисование с помощью соли», «Рисование кляксами», «Рисование на мокрой бумаге», «Мятый рисунок», «Рисование по клейстеру» и т.д.)
Результатом данной работы с детьми дошкольного возраста является развитие познавательного интереса и речевой активности, различных видов мышления, мелкой моторики рук, сенсорных эталонов, а так же формируется интерес к окружающему миру и природе. Таким образом, используя в различных видах деятельности нетрадиционную технику рисования, художественное слово, игровые приёмы и методы, смогла достичь высоких результатов в формировании у детей изобразительных умений и навыков, развитии их творческих способностей, а так же способствовала формированию устойчивой мотивации и потребности дошкольников в активном познании мира природы.

Презентация на тему: Роль изобразительного искусства в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

По мнениюЛ.С. Выготского, Е.А.Флёриной, Н.П.Сакулиной, Г.Г.Григорьевой умение созерцать красоту, наслаждаться ею очень важно для развития детского творчества. Но в жизни современного общества существует ряд экологических проблем:

Отчуждение детей от мира природы;

Снижение уровня экологического сознания у детей и взрослых;

Неумение видеть, чувствовать красоту и уникальность окружающего мира.

Поэтому одним из направлений нашей творческой деятельности является изучение роли изобразительного искусства в воспитании основ экологической и эстетической культур.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Составила: Ахметова Л.Ш.

По мнениюЛ.С. Выготского, Е.А.Флёриной, Н.П.Сакулиной, Г.Г.Григорьевой умение созерцать красоту, наслаждаться ею очень важно для развития детского творчества. Но в жизни современного общества существует ряд экологических проблем:

Отчуждение детей от мира природы;

Снижение уровня экологического сознания у детей и взрослых;

Неумение видеть, чувствовать красоту и уникальность окружающего мира.

Поэтому одним из направлений нашей творческой деятельности является изучение роли изобразительного искусства в воспитании основ экологической и эстетической культур.

Изучив ряд исследований по данной теме, мы определили сущность эколого - эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности.

Природа во все времена служила содержанием изобразительного творчества, в том числе и детского.

Стремление передать образы природы в рисунке приводит к углублению, уточнению знаний о природе, её объектах и явлениях. Вместе с тем, обогащается содержание детского творчества образами природы, в рисунках появляются новые темы. И в процессе познания природы и в процессе изображения у детей развиваются психические процессы, лежащие в основе познания природы и отражения её в художественном творчестве: восприятие, мыслительные операции

(анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение). Именно художественная деятельность является и формой выражения, и средством воспитания.

Воздействуя на эмоции ребёнка своими эстетическими качествами - совершенством форм, разнообразным колоритом, природа вызывает эстетические чувства. Это способствует проявлению эмоционального отношения к объектам природы.

Дети с хорошо развитым эстетическим восприятием запоминают и соответственно отражают в своих рисунках большее количество образов, используют более разнообразные средства выразительности.

Искусство и изобразительная деятельность самих детей поможет им закрепить пока элементарные, но нужные знания о природе, о месте и роли человека, живущего в единстве с ней. Ребёнок- художник, наблюдая за природой, выражает в творчестве своё видение происходящих в них явлений. В этом раскрывается творческий потенциал ребёнка, его наблюдательность, фантазия и воображение. Воспитываются нравственные качества.

Детские рисунки убеждают нас в том, что ребёнок способен в них выразить своё мироощущение, они вызывают нашу эмоциональную реакцию и поэтому их можно назвать выразительными.

Одним из самых доступных для детей средств выразительности является цвет. Использование ярких красок в разнообразных сочетаниях присуще детям, но наблюдая за цветовым разнообразием окружающего мира, во время знакомства с произведениями художников ребёнок начинает использовать цвет более разнообразно, выразительно. Через цвет они передают своё настроение и отношение к образу.

Другое чувство выразительности, используемое дошкольником – линия. Исследователи отмечают, что явления, которые близки ребёнку, любимы им, он рисует старательно и аккуратно, а плохие, по его мнению, события изображает небрежной линией.

Как и взрослые дошкольники используют приём гиперболизации – преувеличение каких-то признаков. Они выделяют в изображённом предмете или явлении то, что на их взгляд, особенно значимо. Главный образ выделяется размером или цветом.

Композиция – это способ построения произведения. В рисунках дошкольников встречаются как с сюжетами, передающими развёрнутое повествование, так и с сюжетами, которые рассчитаны на передачу динамики действия. Усвоив навыки композиции, ребёнок начинает чувствовать центр, стороны листа, что даёт развитие творчества.

Рисуя, ребёнок использует и такое средство выразительности как агглютинация – склеивание, комбинирование в фантастическом образе каких-либо частей, качеств, разных предметов (цветок с глазами и ртом, руками вместо листьев). В выразительном рисунке форма служит средством передачи характера образа. Дети пытаются добиться выразительности образа посредством изображения определённых поз, жестов, определённого расположения фигур.

Творческая выразительность детских рисунков развивается под влиянием обучения. Эмоции являются движущей силой воображения, а следовательно, и выразительности детского творчества.

Мы поставили цель – способствовать становлению более совершенного человека в нравственном, эстетическом, творческом плане.

В нашем образовательном учреждении работают по основной общеобразовательной «Программе воспитания и обучения в детском саду»под редакцией М.А.Васильевой и дополнительной программе художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет « Цветные ладошки» И.А. Лыковой.

Работая с детьми в соответствии с современными требованиями воспитательно – образовательного процесса нельзя обойтись без новых педагогических технологий. Среди них можно назвать развивающие игры, приёмы ТРИЗ, мнемотехника.

В нашем учреждении созданы необходимые условия для организации работы в данном направлении. Функционирует зимний сад, одно из любимых мест детей и взрослых, который привлекает изобилием экзотических декоративно- лиственных и цветущих растений, бассейном с красноухими черепахами, аквариумами с разными породами рыб, вольерами с попугаями и амадинами, террариумами со степными черепахами, морскими свинками, хомяками. В зимнем саду имеется центр экспериментирования, мини- огород на подоконнике. С огромным интересом дети знакомятся с объектами и явлениями неживой природы, представленными в «звёздной» комнате, объёмной моделью города на фоне звёздного неба и светящихся планет солнечной системы.

Изостудия находится рядом с зимним садом. Впечатления от полученной информации на занятиях и экскурсиях дети отражают в своих рисунках. Свободное пространство изостудии позволяет детям выбирать удобное место при работе – стоя у мольберта, сидя за столом, лёжа на полу. Изображение в рисунках создаётся при помощи разнообразных материалов, которые предоставляются в распоряжение детей после совместного освоения техники работы с ними.

Наши дети любят рисовать не только кистью, карандашом, но и палочкой, поролоном, пальцами, ладошками. « свечой». Используют монотипию, «кляксографию», « точечный рисунок». Интересно рисуют краской из тюбика, по мокрой бумаге. Прекрасно справляются с коллажем, « клеевым рисунком».

Для ознакомления детей с произведениями искусства различных видов и жанров используются репродукции картин известных художников, собраны тематические подборки картинок, фотографий на разные темы. Есть мини - музей, где собраны изделия мастеров народных промыслов России. Через восприятие произведений художников и скульпторов ребята учатся подмечать индивидуальные особенночти объектов, распознавать авторское видение данного объекта или явления, эмоциональную окраску. Имеется и мини - библиотека в которой есть книги об искусстве, о творчестве художников, иллюстрации, альбомы по разным жанрам живописи, а также книжки-малышки, созданные детьми.

Для повышения эффективности обучения, зрительного восприятия и наглядно- образного мышления мы используем разнообразие дидактических и развивающих игр. Также постоянно действует мини-выставка работ художников и самих детей, выполненных в разных техниках. Многие рисунки наших детей можно увидеть в интерьере учреждения.

В творческом процессе огромную роль играет восприятие, поэтому всё, что окружает детей в группе: эстетический вид, предметно-развивающая среда, выставки работ детей, наблюдения живой и неживой природы отражается в рисунках детей.

Для реализации задач мы используем следующие методы и приёмы :

1- наблюдения явлений природы;

Рассматривание репродукций с картин;

Игровые приёмы с использованием кукол (карандаш, фауна, здравик, фырка)

Беседы на темы природы;

Чтение художественной литературы;

2 - обследование;

Игровые приёмы;

Экспериментирование с цветом;

Составление мнемодорожек;

Проблемные вопросы;

Вопросы для развития творческого замысла;

3 - проблемные ситуации;

Работа по неоконченному рассказу на темы природы;

Рисование музыки;

Элементы ТРИЗ и другие.

Важно отметить, что методы должны соответствовать общеё цели, специфике вида деятельности, возрастным особенностям.

Мы выделили следующие формы организации работы с детьми:

  • Занятия подгрупповые, интегрированные, комплексные.
  • Кружок.
  • Индивидуальная работа.
  • Экскурсии.
  • Праздники.

Непосредственно-образовательная деятельность является основной формой работы с детьми. На ней дети приобретают опыт работы с материалами, способами изображения. Чем более увлечены дети, тем более они раскрепощены и творчески себя проявляют.

Интегрированное занятие отличается использованием меж предметных связей, предусматривающих лишь эпизодическое включение материалов. Предметом анализа в нём выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных программах или разделах программы (например, рассматривание такого понятия, как « настроение» через произведения живописи, музыки, литературы) .

Детям предоставляется возможность экспериментировать, искать новые пути, сравнивать, анализировать, проявлять большую самостоятельность. Эти занятия объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.

Структура интегрированного занятия строится следующим образом:

  1. Вводная часть. Создаётся проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску её решения (« Как вы думаете, что произойдёт, если на Земле не будет воды?»)
  2. Основная часть. Поисковая деятельность детей для решения проблемного вопроса (например, значение воды в природе, жизни человека и в работе художника-мариниста) на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность. Параллельно идёт работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.
  3. Заключительная часть. Детям предлагается практическая работа (дидактическая игра, рисование) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.

Составление конспектов, самостоятельный поиск новых оптимальных схем – моделей требуют проявления творческой активности педагога. Последовательное усвоение знаний, способов действия, сопровождаемое усложнением задач, методами и техниками в соответствии со структурой занятия, а также проведение предварительной работы благотворно влияют на формирование выразительного образа природы в детских рисунках.

Благодаря правильной организации и экологолизации развивающей среды, интеграции и системности в обучении, а также разнообразию нетрадиционных форм и методов в организованной деятельности у нас решаются главные задачи экологического и художественно-эстетического воспитания дошкольников.

Кружковая работа ведётся в двух направления: 1- с детьми со слабым художественным развитием, требующих особого внимания и помощи со стороны педагога; 2- работа с талантливыми детьми строится на углублении способов изображения, на развитии творческого воображения, расширение представлений об окружающем мире, развитие творческой индивидуальности, поддерживании интересов в их развитии.

Единая позиция педагогов в понимании перспектив развития детей и взаимодействия разных субъектов образовательной деятельности очень важно для развития детского творчества. Решая единые задачи, предъявляя единые требования к детям, преследуя единую цель, мы помогаем детям раскрыть своё творческое «Я». Совместно с воспитателями проводятся экскурсии в парк, на речку, в музей, праздники и развлечения. В совместной работе с детьми готовятся подарки для родителей и друзей, декорации к постановкам театральной студии.

Для воспитателей регулярно проводятся консультации, семинары-практикумы, где они совершенствуют свои умения и навыки, знакомятся с новыми техниками изображения.

Для родителей проводятся консультации, праздники, создаются книги « Азбука рисования», работает творческая мастерская «Фантазия». Тесное сотрудничество с родителями помогает нам заинтересовать их в развитии художественного творчества своего ребёнка.

Мы через природу воспитываем детей, приобщаем их к нравственности, гуманности, бережному отношению к природе, развиваем эстетические чувства и вкусы. Пробуждаем эмоциональность – свойство, которое пробуждает разум, способность переживать, чувствовать, откликаться на окружающую нас красоту природы. Объекты и явления природы, предлагаемые для наблюдения, анализ художественных произведений искусства развивает детское воображение, фантазию, так необходимые в изодеятельности. Общаясь с природой, старшие дошкольники стремятся в рисунке выразить своё отношение к ней и делают это с помощью выразительных средств. Умело используют цвет в передаче образа, гармонично сочетают цвета. Используют выразительность форм и линий. Правильно строят композицию рисунка. Используют традиционные и нетрадиционные техники рисования


Министерство образования и науки Республики Казахстан

Управление образования Северо-Казахстанской области

Район имени Габита Мусрепова

КГУ «Калиновская средняя школа»

« Сайгаки в живой природе»

Направление: Охрана окружающей среды и здоровье человека

Исполнитель :

Нильга Юлия ученица 8 класса

КГУ «Калиновской средней школы»

района имени Г.Мусрепова

Северо – Казахстанской области

Научный руководитель –

Шафигури Людмила Владимировна

учитель биологии, зам. директор по УР-

Калиновской средней школы

с. Рузаевка

Абстракт………………………………………………………………………………….. 1

Цель проекта……………………………………………………………………………… 1

I . Теоретическая часть.

1.1 История возникновения сайгаков 1

1.2 Виды сайгак и их особенности ……………………………….………………………..1-2

1.3 Среда обитания сайгаков………………………………………………………………2-3

1.4 Численность и охрана сайгаков……………………..…………………………………3-4

Заключение………………………………………………………………….........................4-5

Абстракт

Проект «Сайгаки в дикой природе» направлен на расширение знаний об особенностях сайгаков, их роли в жизни человека, происхождение, численности особей, их охране.

Участие обучающегося в проекте будет способствовать развитию творчества, любознательности, наблюдательности, формированию ответственности за сохранение данного вида животного на территории Казахстана.

Цель проекта:

На основе исследования данных о сайгаках выявить благоприятные условия для разведения сайгаков с целью увеличения численности животных на территории Казахстана и их значение для формирования экологической культуры учащихся.

I . Теоретическая часть.

Сайгак - животное средних размеров, величиной с некрупную овцу. Внешний его вид весьма своеобразен, зверь этот не похож ни на одно из ныне живущих копытных. У сайгака большая голова своеобразной формы, верхняя часть морды в носовой части имеет сильное вздутие - своеобразный "нос", по форме напоминающий короткий и утолщенный хоботок, который нависает над ртом (особенно у взрослых самцов) и заканчивается большими округлыми ноздрями, разделенными тонкой мягкой перемычкой. При нормальном положении головы ноздри обращены вниз. Голых участков на конце морды нет. Уши небольшие с закругленной вершиной, покрыты шерстью внутри и снаружи. Сайгак имеет удлиненное туловище и тонкие, относительно короткие конечности. Общее телосложение плотное, шея тонкая и длинная. Ноги стройные, на передних ногах копыта массивные и более широкие, чем на задних. Имеются карпальные железы ("коленные щетки"), две маленькие паховые железы и преорбитальные на голове. Копытные железы (межпальцевые) есть на передних и задних ногах. Млечные железы с 4-мя сосками, из которых передняя недоразвита. У сайгака большие глаза с овальным разрезом, радужина темно-коричневая. Самцы имеют среднего размера лирообразные рога, которые слегка отклоняются назад, но концы их обращены вперед. На большой части рогов есть поперечные валики, но концы гладкие. По виду рога полупрозрачные, светло-воскового цвета, концы их бывают темными, почти черными. Самки безроги.

Виды сайгак: Сайгак (Saigatatarica) – мигрирующее копытное животное. Существует пяти главных популяций вида, три из которых находятся в Казахстане, одна в России (Калмыкия) и одна в Монголии. Некоторые сайгаки зимуют в Узбекистане. Монгольские сайгаки относятся к подвиду Saigatataricamongolica, остальные популяции - к подвиду Saigatataricatatarica.

По внешнему облику сайгак напоминает крупную овцу. Глаза большие. Ноги тонкие. Голову в спокойном состоянии держит горизонтально и только при сильном возбуждении поднимает выше холки. Рога лировидной формы есть только у самцов. Хвост и уши короткие.

В летнее время цвет животных желтовато-рыжий, зимой - очень светлый, почти белый. Летом шерсть короткая, всего 1,5-2 см, зимой -до 7 см. Вес крупных самцов достигает 50 кг, средний вес самцов-40-45 кг, вес самок - почти до 40 кг, в среднем около 30 кг, длина тела взрослых животных 110-150 см. Самцы живут около 4-5 лет, а самки дольше - до 8-9 лет. В нынешнее время сайгак относится к числу животных, находящихся под угрозой. В 1996 году он вошел в Красный список Международного Союза охраны природы (МСОП), а с 2002 года ему присвоен статус высшей степени угрозы, CR - вид, находящийся в критическом состоянии. В конце 20-го века после распада Советского Союза в трудный экономический период вырос спрос на мясо и рога сайгака. Из-за интенсивной охоты его численность сильно уменьшилась. Число сайгаков в Казахстане за 10 лет - с 1992 по 2003 г. - сократилось в 50 раз, с почти 1 млн. до чуть более 20 тысяч особей. С 2004 г. благодаря мерам, принимаемым по охране вида, численность постепенно растет, и в 2012 г. составила около 130 тысяч.

Среда обитания:

Для мест обитаний сайгака, как отмечали многие исследователи характерны две основные особенности: равнинность местности в сочетании с низкорослой разреженной растительностью полупустынного облика. В отношении рельефа сайгак действительно стенотопен и на всем протяжении ареала от Прикаспия до Монголии сайгак населяет исключительно равнинные пространства и, как правило, избегает гористой и резкопересеченной местности. На северо-западе ареала основные местообитания привязаны к равнинам Прикаспийской низменности. Здесь типичные местообитания представлены плоскими равнинами с отдельными понижениями-западинками, или плосковолнистыми равнинами с отдельными буграми и грядами с пологими склонами. Таковы типичные формы господствующего рельефа в Сарпинской низменности и на Черных землях на юге Прикаспийской впадины. На западной окраине Прикаспийской низменности вдоль восточных склонов Сало-Ергененской возвышенности тянется меридиональная, довольно широкая ложбина с цепью Сарпинских озер и плоских понижений, весной заливаемых талыми водами, а летом после высыхания воды, превращающимися в плоские, лишенные растительности, глинистые, с твердым покрытием такыры. Сайгаки охотно держатся на таких равнинных участках, устраивая летом лежки на оголенных местах выпасаясь по бордюру такыров, где произрастает полынно-солянковая растительность.

В Казахстане районы сезонных скоплений и основные миграционные пути сайгаков также строго привязаны к равнинам и впадинам с мягкими, оглаженными формами рельефа. Мигрирующие стада всегда выбирают открытые ландшафты, а массивы песков или небольших горных поднятий обходят, что хорошо прослеживается по системе троп, тянущихся на многие десятки километров. Однако это не исключает того факта, что в отдельных частях ареала эти звери могут держаться и среди холмистой местности, например в южной части Казахского мелкосопочника. В таких местностях сайгаки размещаются вынужденно, выселяясь с прилежащих равнинных участков под воздействием фактора беспокойства или в периоды засух в поисках сочных кормов. Таким образом, сайгак на всем протяжении ареала населяет равнинные ландшафты. Прикаспийская низменность, Устюрт, Бетпакдала, Иргиз-Тургайское междуречье, окрестности оз. Тенгиз, где зимуют и летуют сайгаки -это в основном равнинная местность. Во время миграций животные огибают гористые массивы, например Улутауское нагорье в Центральном Казахстане, обходя его с запада и с востока. Сглаженные холмы, сопки, плато сайгаки в период кочевок пересекают ежегодно. Они вынуждены преодолевать также довольно крутые участки Чу-Илийских гор, чинков Устюрта, высокие барханы песков Муюнкум (около р. Сарысу). Зимой 1976 г. сайгаков встречали кормящихся в ущельях хребта Сырдарышский Каратау, а в многоснежную зиму 1975/76 г. - даже высоко в горах (2400 м над ур.м.) Заилийского Алатау. Сайгаки держатся летом в холмистой местности на юге Казахского мелкосопочника, гдесочнее растительность. В целом же места с сильно пересеченным рельефом не характерны для сайгаков, и они держатся здесь вынужденно. Основным фактором, ограничивающим распространение сайгаков в зимний период, является высота и плотность снежного покрова. Животные не могут добывать корм при средней высоте снежного покрова в 35-40 см, а при плотном снеге - уже в 20 см Случаи добывания сайгаками корма из-под снега толщиной 25-30 см можно расценивать скорее как исключение, что бывает иногда при вынужденных обстоятельствах (внезапные снегопады и др.). Обычно же сайгаки откочевывают в таких случаях в южном направлении.

Численность и охрана сайгаков:

Численность популяций и её изменение к середине и в конце XX века

В результате хищнического промысла численность сайгака в начале XX века оказалась на минимальном уровне, и к 20-тым годам настоящего столетия только немногие сотни сайгаков сохранились в самых глухих местах Калмыкии Казахстана. Общая численность в 20-30-х годах некоторыми учеными оценивалась примерно в тысячу голов. Вид был по существу на грани истребления, но этого не случилось - сайгак как малочисленный редкий вид был взят под усиленную охрану. С этого периода начался новый этап в истории сайгака - этап восстановления.

Учёт, проведенный весной 1960 года, показал еще более низкую численность - всего 186 тыс. голов. Такое уменьшение численности было обусловлено взаимодействием многих неблагоприятных факторов. Сильная засуха, продолжавшаяся все лето 1959 года и охватившая все районы Северо-Западного Прикаспия, привела к большой смертности молодняка в период рождения и первый месяц жизни. Кроме того, в результате сильной засухи урожайность кормов была низкой, и это привело к большой подвижности сайгаков, которые все лето продолжали перемещаться по населенным районам западных окраин Прикаспийской низменности, где смертность также была высокой.

В начале 80-х годов популяция вновь начинает интенсивно промышляться без учета реального прироста, и одновременно в эти же годы резко нарастает воздействие негативных антропических факторов - мелиорация и строительство каналов, распашка земель, огораживание пастбищ, и самое главное поголовье скота увеличивается до 3,5-4 млн. голов.

Охрана сайгаков:

Охрана сайгака. 1 апреля 2008 года была создана специальная негосударственная служба охраны животного мира (СОЖМ), которая состояла из 3 групп по 2 человека. Основными задачами СОЖМ были: пресечение браконьерства на территории обитания бетпакдалинской популяции сайгака; мониторинг популяции сайги и ключевых видов степных и полупустынных экосистем. СОЖМ сотрудничала с государственными подразделениями, такими как РГП «ПО Охотзоопром» по Жезказганскому, Аркалыкскому и Баршинскому региону, с представителями природоохранной полиции по Карагандинской области, с Карагандинской, Актюбинской и Костанайской ОТИ КЛОХ, с руководством и инспекторским составом Иргиз-Тургайского государственного природного резервата (ГПР) и с егерями Жезказганское общество охотников и рыболовов (ЖООиР) и охотхозяйства «Арлан».

Охотничье хозяйство. С сентября 2009 года АСБК закрепила за собой в Жангельдинском районе Костанайской области, общей площадью около 350 тысяч га, с целью сделать эти территории заповедными охотничьими хозяйствами и наладить на них охрану редких и исчезающих животных. Эти территории очень важны для обитания сайгаков, и АСБК может внести реальный вклад в защиту этих копытных, численность которых только сейчас понемногу начинает восстанавливаться.

После появления охотхозяйств, задачи по охране сайгака и других видов были возложены на их егерей, а СОЖМ была преобразована в Службу мониторинга и пропаганды.

Авиаучет. С 2007 года АСБК принимает участие в государственных авиаучетах сайгаков. Для получения более точных данных о численности сайгаков, сотрудники АСБК совместно с Институтом зоологии разработали и внедрили улучшенную методику проведения авиаучета.

Спутниковое мечение. С 2009 года ведется работа по спутниковому мечению сайгаков, что позволяет определять пути миграции и места окота сайгаков. По результатам трех лет на двух популяциях (бетпакдалинская и устюртская) было установлено 68 передатчиков, в настоящее время успешно работают 44 (36 – бетпакдалинская; 8 - устюртская). Подобные работы, с разработкой специальной методики отлова, проведены впервые в мире. Еженедельно по данным, полученным с передатчиков, готовятся карты размещения помеченных животных и передаются в Комитет лесного и охотничьего хозяйства, для повышения эффективности работы по охране вида.

Заключение:

Казахстанская популяция сайги в настоящее время составляет около 70% всей мировой популяции. За последние 15 лет в результате антропогенного пресса эта популяция оказалась на грани исчезновения. В целом вид представлен пятью разобщенными группировками, которые сейчас насчитывают от 5 до 15 тыс. особей каждая - монгольской (Монголия), калмыцкой (Россия), уральской (Казахстан), устюртской (Казахстан, Узбекистан, Туркмения) и тургайско-бетпакдалинской (Казахстан). Все они сокращаются ежегодно на 20-40%. При сохранении такого темпа падения численности, учитывая биологические особенности этого вида (количество естественных врагов, влияние климатических факторов, подверженность болезням) и высокий спрос на продукты из рогов этой антилопы, можно всерьез ожидать исчезновения сайгака как вида в ближайшие 5-7 лет.

За 5 лет популяция сайгаков в Казахстане выросла почти в 2,3 раза, сообщает пресс-служба министерства охраны окружающей среды РК. «18 июня 2013 года в г.Астана Комитет лесного и охотничьего...

За 5 лет популяция сайгаков в Казахстане выросла почти в 2,3 раза , сообщает пресс-служба министерства охраны окружающей среды РК.

«18 июня 2013 года в г.Астана Комитет лесного и охотничьего хозяйства Министерства охраны окружающей среды Республики Казахстан и Секретариат Конвенции по сохранению мигрирующих видов диких животных (Боннская конвенция) провели техническое совещание по вопросам сохранения сайгака», - говорится в сообщении.

Меморандум о взаимопонимании между Правительством Казахстана и Секретариатом Боннской Конвенции был подписан в сентябре 2006 года в г. Алматы. Тогда же был принят План действий по сохранению, восстановлению и устойчивому использованию антилопы сайги.

Развитие международного сотрудничества способствует созданию благоприятных взаимоотношений между государствами для решения многих трансграничных проблем. Так как Казахстан находится на путях миграции многих видов животных, охрана которых невозможна без тесного сотрудничества с другими государствами, для сохранения мигрирующих популяций сайгаков были подписаны соглашения Правительства Казахстана с Правительствами Туркменистана (2007 год), Узбекистана (2010 г.), а также подписано соглашение между Министерством сельского хозяйства РК и Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (2012 г.). Объектами данных соглашений являются устюртская и уральская популяций сайгаков.

В Казахстане обитают три популяции сайгака. Таким образом, Казахстан играет ключевую роль в сохранении этого вида на глобальном уровне. За последние 5 лет в Казахстане на реализацию программы по сохранению сайгака было выделено 2 миллиарда 100 млн. тенге.

Вопреки высокому уровню браконьерства, вызванного постоянным ростом спроса на рога сайгаков со стороны традиционной китайской медицины, а также несмотря на случаи массового падежа животных от болезни в 2010-2012 годах, за истекшие 5 лет популяция сайгаков в Казахстане выросла почти в 2,3 раза, или с 61 тысячи до 137 тысяч особей. Это стало возможным благодаря мерам по выполнению обязательств, принятым Казахстаном в рамках Меморандума о взаимопонимании и Плана действий, подписаных всеми странами, в которых обитает сайгак.

В ходе технической встречи состоялось обсуждение вопросов минимизации негативного воздействия новых инфраструктурных объектов (заграждений на границе, трубопроводов, дорог, железнодорожных путей и др.) в ареале распространения сайгаков на состояние популяции этого вида.

Также обсуждены вопросы развития международного виртуального ресурсного центра, на котором будет аккумулироваться вся актуальная информация, касающаяся сайгаков. Данный центр создан совместно с Альянсом по сохранению сайгака и Казахстанской Ассоциацией сохранения биоразнообразия и служит оперативной и качественной координации действий по различным вопросам сохранения этого вида, включая научные публикации, информацию о проектах, образовательных программах, экспертах, а также об основных угрозах для устойчивого развития мировой популяции сайгака.

Список используемой литературы:

1. Клебелсберг Е. Природоохранная инициатива «Алтын-Дала»: долговременная программа по

сохранению находящихся в опасности степи и сайгака

3. Дуйсекеев Б.З., Скляренко С.Л. Сохранение сайгака в Казахстане.

На протяжении многих лет экологии гимназии тесно сотрудничает с КУ «Центром диких животных». Вместе с учеными республики учащиеся гимназии участвуют в международных проектах по сохранению сайгаков. С сентября 2012 года в трех странах – в России (Калмыкии), Казахстане и Узбекистане работает международный проект «Вовлечение местного населения в процесс сохранения объектов дикой природы в Казахстане, России и Узбекистане» . Инициатором этого проекта является Альянс по сохранению сайгака в лице профессора Лондонского Королевского (Империал) колледжа Элеоноры Милнер Гулланд. Руководителем проекта в России является директор КУ « Центр диких животных» Арылов Ю.Н.

В России, на базе Яшкульской многопрофильной гимназии, создан экологический клуб «Живое наследие». Руководителем клуба является Самтанова Е.А., Заслуженный учитель Республики Калмыкия. Идея празднования Дня Сайгака появилась в декабре 2010 году у представителей трех стран в Казахстане на семинаре по обмену опытом, организованном в рамках проекта « SOS, сайга». В 2013 году местом проведения Дня Сайгака выбрано не случайно - именно здесь находятся места обитания дикой антилопы, и находится сайгачий питомник «Яшкульский». Празднование Дня Сайгака по срокам приурочено к периоду размножения животных и является праздником возрождения и плодородия, сохранения природы родного края.

Огромным успехом в Яшкульской многопрофильной гимназии прошел праздник Международный День сайгака. В организации праздника приняли участие 140 делегатов из Ростовской области, г. Элисты, Целинного, Юстинского и Яшкульского районов. Проведение Дня сайгака стало возможным при поддержки благотворительной организации Альянс по сохранению сайгака и организации PTES (People Trust for endangered animals). На празднике выступили директор КУ «Центр диких животных», профессор, доктор биологических наук Арылов Ю.Н., заместитель директора Центра диких животных Айтбаева А.М., начальник отдела дополнительного образования, воспитания и защиты прав детства Министерства образования, культуры и науки Республики Калмыкия Очиров С.Ц., начальник управления образованием Яшкульского РМО Васлиева Т.Т., директор эколого-биологического центра учащихся Калмыкии Окаева К.П. и известный в Республике поэт, Заслуженный работник культуры Калмыкии Кукарека Г.Г.

Открыл праздник XI Хург «Гөрәснә тускар ухалх цаг», который был проведен лидерами детской организации «Ровесник» (руководитель Эрдниева Г.В.). Название в переводе с родного языка означает «Время думать о сайгаке. Ребята – вожатые свои отряды-улусы призывали к тому, что нельзя оставаться в стороне от проблем, нельзя жить с «краю», что нужно быть в «центре» этой планеты, иметь активную гражданскую позицию. В своей музыкально-литературной композиции они рассказали о причинах уменьшения численности сайгака, через легенду – предание рассказали о Белом старце – Цаган Аав, который погрозил охотнику и впредь наказал не стрелять в сайгаков. Старший вожатый – Богдо Кибашев Ринат четко сказал: «Сердце степняка сегодня болит и переживает о сайгаке, время заставляет нас подумать о том, как сохранить живое наследие». Учащимися 5 и 6 классов было подготовлено агитационное выступление – обращение к человеку. Ребята закончили Хург своими вожатскими словами, вот слова, которые прозвучали в конце:

Степи калмыцкой сайгак, поверь, так нужен

Его не сохраним – наказ мы предков тем нарушим.

Затем вниманию участников было представлено театрализованное представление «Спасем степную антилопу», подготовленное силами экологов степного клуба «Живое наследие». У гостей даже слезы накатывались на глаза от игры наших юных актеров. Участники агитбригады «Экос» познакомили с изменением численности сайгаков за последние 30 лет. Ужасающие цифры – 6-10 тысяч сайгаков сегодня обитают на территории Калмыкии. Основная угроза сайгаков - браконьерство!

Для участников праздника была продемонстрирована выставка лучших работ учащихся - победителей конкурса «Степная антилопа». На конкурс было предоставлено 136 работ по номинациям: рисунок, поделки, сочинение, стихотворение. Активное участие приняли дети разных возрастов с 7 до 15 лет. В своих работах ребята выразили любовь к сайгаку и тревогу за судьбу животного. Авторы лучших работ были награждены дипломами и призами. Наиболее интересные работы будут опубликованы в брошюре о сайгаках.

Каждая из участвующих в празднике школ представили на конкурс театрализованное представление. Не только свое актерское мастерство представили ребята, но прежде всего с помощью театральных приемов и образов отразили волнующую душу и сердце тему «Сохраним сайгака – наше живое наследие». Представления, подготовленные школами, были не похожи одно на другое. Они показывали мини-спектали о сайгаках, о других обитателях степи, о людях живущих рядом. Подняты важные вопросы: «Как и что должны мы сделать во имя спасения сайгака?». Все костюмы и декорации, использованных в постановках, были сделаны руками детей. Победителями этого конкурса стали экологи Уттинской СОШ и Яшкульской многопрофильной гимназии. Дипломами 2 и 3 степени удостоены учащиеся Орловской СОШ Ростовской области и Эрдниевской СОШ.

Для гостей гимназии была проведена зажигательная командно – танцевальная дискотека «Защитим и сохраним сайгака».

Завершился наш праздник звоном колокола, который звонили представители разных команд. Звон колокола оповещал, что только сегодня надо встать на защиту сайгака! Завтра будет уже поздно! Что спасти сайгака может только наше неравнодушие. Чем больше людей сознают эту проблему как свою личную, тем громче будут звенеть колокола.

Мы спасем сайгака, в это верю!

Слезы радости прольет весенний дождь

И как прежде, степь в апреле

В благодарность людям – зацветет!