Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста: основы, средства, методы

Евдакова Т.Ю. ,старший воспитатель МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №29 «Золушка»

Свою статью я хочу начать со слов В.А.Сухомлинского «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: через т.н. «половое просвещение» у детей формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.
«Хаос и неразбериха современной жизни, развал семей, общественных институтов, дискредитированные по вине "человеческого фактора" высокие идеи - все это следствие утраты ответственности. Переставая отвечать за содеянное, человек не имеет возможности реально оценить глубину нарушений и характер необходимых исправлений. Разрушается его связь с окружающим миром... само содержание жизни в обществе... Нынешнее поколение растет и с пеленок воспитывается в бесстержневой, безрамочной атмосфере. Структурность жизни, ее иерархичность, обычаи, границы любого рода - внешние рамки, в которых возможно произрастать росткам ответственности в современном обществе, безжалостно ликвидированы» (Игумен Евмений. Духовность как ответственность).
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.
Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Участником образовательного процесса (по письменной просьбе родителей) может быть священник.
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Православная педагогика направляет воспитание на конкретную личность, которая должна быть ответственной не только за свою жизнь, но и за сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего народа. Православная педагогика обогащала педагогику светскую цельностью миропонимания, опытом нравственного уклада жизни, развития гармоничной личности.
Понятия «нравственный» и «духовный» в православной педагогике определяются следующим образом: духовность - это состояние близости души, внутреннего мира человека к Вышнему и Горнему миру; нравственность- это твердая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие).
Исходя из этого, духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой - служение добру, служение людям.
Поэтому в нашем дошкольном учреждении одним из приоритетных направлений является духовно-нравственное воспитание, которое реализуется посредством региональной экспериментальной площадке по теме: «Региональная модель реализации духовно-нравственного воспитания детей в системе дошкольного образования (в рамках многоуровневой преемственности модели Белгородской области)». Целью, которой является содействие целостного формирования духовно-нравственной личности ребенка дошкольника, обеспечивая сохранение его духовного, психического и телесного здоровья.
Реализовывая цель эксперимента, перед педагогами МАДОУ были поставлены следующие задачи:
· Воспитание нравственных и эстетических чувств;
· Формирование базисных основ личности;
· Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности:
- к родному дому, семье, детскому саду, городу, стране;
- к культурному наследию своего народа;
- к природе родного края;
· Создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка;
· Обеспечение обогащенного художественно-эстетического, познавательного развития, выявление ранней одаренности.
Цель и задачи, заключают в себе такие формы воспитательно-образовательного процесса, как:
· Занятия;
· Педагогических проекты («Влияние синтеза искусства на развитие личности дошкольника», «Образ природы в музыке», «Отвори дверь в мир искусства», «Ненаглядная краса России», «Сказка ложь, да в ней намек», «Ты детям сказку расскажи»);
· Мастер-классы;
· Творческие объединения педагогов;
· Досуги, развлечения;
· Экскурсии;
· Конкурсы, выставки.
В своей практической деятельности педагогами используются следующие методы: наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод используется во время:

чтения педагогом рассказов;
экскурсий в картинную галерею;
наблюдений;
показа сказок (педагогом, детьми);
рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
проведения дидактических игр;
экскурсий по городу, целевых прогулок;
моделирования сказок.

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

чтения литературных произведений воспитателем;
чтения стихотворений детьми, воспитателем;
бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
ответов на вопросы педагога, детей;
проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
сообщения дополнительного материала воспитателем;
загадывания загадок;
рассматривания наглядного материала;
рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
разбора житейских ситуаций;
проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
чтения литературных произведений родителями.

Практический метод используется, когда необходимо:

организовывать продуктивную деятельность;
провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
приготовить с детьми различные блюда (овощной или фруктовый сок, картофельное пюре, овощной суп и др.);
оформить коллекцию семян для занятия;
сшить кукол к сказкам;
организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;
провести экскурсии различной направленности;
организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

В программу по экспериментальной площадке также включены формы работы с детьми:
· Факультативные занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
· Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
· Проведение совместных праздников.
· Просмотр слайд - фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.
· Экскурсии, целевые прогулки (по городу, району, в областной центр).
· Детская благотворительность.
· Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
· Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
· Постановка музыкальных сказок духовно - нравственного содержания.
· Творческие вечера.
· Организация совместного проживания событий взрослыми и детьми.
Таким образом, работа по духовно-нравственному воспитанию прослеживает несколько направлений:

1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).
2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, про гулки, экскурсии, походы).
3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр диафильмов).
4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).

Основное внимание в программе по реализации экспериментальной площадки духовно-нравственного воспитания детей уделяется работе с семьей, а именно:
· родительские собрания на духовно-нравственные темы;
· лекторий для родителей;
· открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
· вечера вопросов и ответов;
· проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары с использованием ТОО);
· факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
· индивидуальные консультации специалистов;
· наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
· экскурсии;
· визиты домой;
· ведение социальной карты с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания;
· индивидуальная работа с детьми дома (ведение тетради эмоционального развития ребенка);
· совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;
· совместное посещение богослужений и прогулки по монастырю;
· помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).
Таким образом, положительные результаты деятельности детского сада по данному направлению позволяют продолжить работу и в дальнейшем, но, не застаиваясь на месте, а работая в инновационном режиме.
Детский сад, как дом и мир детей – проблема взрослых. Каким он должен быть, чтобы наши дети выросли по-настоящему успешными, счастливыми, состоявшимися людьми? Главный результат деятельности нашего дошкольного учреждения мы видим в обогащении внутренней культуры ребенка, в прикосновении его к истории, воспитании чувства гордости за свою родину, народ. Мы стремимся, чтобы наши воспитанники были самостоятельны, активны, эмоционально отзывчивы, проявляли инициативу, творческие способности, имели яркую индивидуальность, практические умения и навыки для внесения изменений в окружающий мир.

Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной и православной культуры, на сегодняшний день, является актуальной темой. Актуальность диктуется теми противоречиями, теми трудностями и даже кризисными явлениями, которые сложились в обществе.

Перспектива в работе с детьми заключается в том, чтобы сформировать, чувство причастности к наследию прошлого. Ведь в основе человеческой культуры лежит духовное начало. Жизнь без духа, бездуховность никогда не была присуща русскому человеку и народу в целом, русской истории и культуре. В народе всегда сильна была власть добра, справедливости, праведно­сти, нравственности.

Соприкосновение с народными и православными традициями, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в котором народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Дети должны знать традиции, обычаи русского народа, историю народной культуры, проникнуться чувством понимания её древности и вели­чия, чтобы приобщиться к её истокам.

Ребенок, начиная активную жизнь, сталкивается с множеством проблем и трудностей, связанных не только с тем, что ещё мало знает об этом мире, но должен и хочет познать его, ему нужно научиться жить в окружении себе подобных. И не только физически жить, но и хорошо, комфортно чувст­вовать себя среди людей, развиваться и совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порица­ют, за что хвалят, а за что ругают и даже наказывают. В процессе этого сложного познания ребенок становится личностью со своим мировоззрением, пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собст­венное поведение.

Духовно-нравственное воспитание детей возможно только совместны­ми усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Предпри­нятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно нравственной лич­ности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном воз­расте происходит усвоение социальных норм, моральных требований. По­этому важно помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычая и цен­ности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспи­тание детей.

В последние годы в системе дошкольного образования произошли опре­деленные перемены. Обновляется содержание образования и воспитания детей. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-новому, многое для себя открываем заново и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.

Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделя­лось большое внимание. В.Г. Белинский. К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов и другие считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотде­лимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, спо­собности противостоять лжи и жестокости.

Русский философ И.А. Ильин писал: «Судьбы народа сокрыты в его истории. Она таит в себе не только его прошлое, но и его будущее; она явля­ет собой его духовное естество и его силу, и его дар, и его задание, и его при­звание. История народа есть молчаливый глагол его духа, таинственная за­пись его судеб, пророческое знамение грядущего».

Народная культура и основанная на ней народная педагогика — неис­черпаемый кладезь мудрости, нравственных начал, духовности, необъятного запаса любви, доброты и бережного отношения ко всему, что окружает чело­века: к природе, её богатству, к людям, к народным традициям. «Ведь все живое и неживое создано Творцом и дано нам в виде бесценного подарка. Так будем же, братии, беречь его», — так обращался к своей пастве Феофан Затворник, известный толкователь евангельских притч.

Основной целью в работе по духовно-нравственному воспитанию де­тей на основе формирования представлений о народной и православной культуре русского народа являются следующие задачи:

  • Знакомство детей с основами духовно-нравственных народных тра­диций русского народа и традиционного уклада жизни. Важно чтобы, окру­жающие предметы, впервые пробудившие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность были национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа.
  • Использование всех видов фольклора с учетом регионального компо­нента (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.);
  • Знакомство с русскими народными традициями, православными праздниками. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблю­дения за характерными особенностями времен года, погодными изменения­ми, поведением птиц, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Духовно-нравственное воспитание на основе народных и православных традиций благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений че­ловека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориента­цию, интеллектуальный потенциал.

В работе с детьми для большего понимания смысла обычаев, об­рядов нужно использовать фольклорные произведения. Содержание фольклора от­ражает жизнь народа, его опыт, просеянный сквозь сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков.

Фольклор, как сокровищница русского народа, находит свое примене­ние в разных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобрази­тельной, музыкальной. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности — представ­ление о добре, красоте, правде, верности. Особое место в таких произведени­ях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством че­ловеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. При организации занятий нужно использовать методические приемы, связанные с поиском игровых персонажей. Использовать игрушки в виде животных, наиболее часто встречающиеся в фольклорных произведениях (котик, мышка, петушок, мишка). По-иному звучат песенки, потешки, сказки из уст детей, выразительнее получаются ро­ли в играх-драматизациях. Все это превращает детский сад не в учреждение, а добрый теплый дом.

Наиболее эмоциональный отклик в душе детей, дающие духовные ро­стки, вызывают народные и православные праздники. Праздники — неисся­каемый источник не только традиций и обрядов, но и жизненного оптимизма. Они вносят радость в наши дома, задают особый ритм духовной жизни чело­века, обращая его к традициям нашего народа. Детскому восприятию прису­ща удивительная особенность. В памяти остается незабываемое осеннее мно­гоцветье к Покрову, сияние огоньков и аромат хвои на Рождество, березки — на Троицу, ванильный вкус куличей и пасочек, красные свечи и крашенки на Пасху, а народные гуляния на Масленицу. У каждого праздника есть свой цвет, свой запах, своё звучание, своя музыка. Уже в младшем дошкольном возрасте дети способны воспринимать радостную атмосферу праздников. Учитывая то, что дошкольники находятся еще в том возрасте, когда все со­бытия ими воспринимаются очень эмоционально, во время проведения праздников важно создать радостную атмосферу. Перед праздниками Свет­лого Христова Воскресенья, Рождества Христова, Троицы — праздника рус­ской березки, Масленицы — проводов зимы, разъяснять некоторые обряды, обычаи, слова, связанные с данным праздником. На Пасху принято красить яйца; на праздник Троицы у христиан существует обычай украшать дома, комнаты зелеными ветвями и цветами. Весенняя зелень и цветы указывают на обновление людей силой, сошедшего на них Святого Духа. На Рождество нужно делать с детьми ангелов и украшать рождественскую елку, на Масле­ницу сжигать чучело Масленицы и лакомиться блинами.

Одна из задач — воспитание таких добродетелей, как милосердие, со­страдание, умение прощать обиды и другие. Что же кажется проще, чем общать­ся друг с другом? Любому человеку, а особенно маленькому, общение необ­ходимо так же, как дыхание для жизни. Нужно научить ребенка видеть в себе движение к добру и злу и различать их, воспитывать желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечения сердца и совести (добронра­вие), формировать доброе отношение к близким. Народная мудрость гласит: «Кто добро творит, тому зло не вредит».

Народная и православная культура — источник чистый и вечный. В чем бы не выражал себя народ: в танце, в песне, в сохранении своих традиций, ясно одно — это идет от души. А душа народа добра и красива. И дети наши начинают говорить языком доброты: будь красив делом, чтобы о тебе не могли сказать: «На слово скор, да на дело не скор», умей веселиться, но помни: «Делу — время, потехе — час», береги дружбу и помни: «Нет друга, так ищи, а нашел — береги», люби и цени свою семью; «В семье лад, так не ну­жен и клад», цени Отчизну свою, ведь не даром в народе говорят: «Дерево красно корнями, а Отчизна сыновьями». Ушинский говорил: «Воспитание существует в русском народе столько веков, сколько существует сам народ — с ним родилось, с ним — выросло, отразило в себе всю его историю».

Воспитание дошкольников в русле духовно-нравственного воспитания является залогом будущего возрождения Святой Руси, фундаментом к про­цветанию и укреплению нашего народа. Поэтому вся наша работа должна быть направлена на оздоровление нравственной атмосферы в коллективе и семьях, с которыми мы работаем и возрождение духовно-нравственных тра­диций. Мы любим детей и надеемся, что с детства осознав, что самое высшее на свете — это Бог, а самое страшное — грех, наши дети будут стремиться к Богу, избегая греха.

Литература:
1. Алексеева А. Примерная программа православного воспитание детей дошкольного воз­раста.
2. Киркос Р.Ю Православное воспитание детей дошкольного возраста. СПб.: Сатисъ- Держави, 2005.
3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб: Детство-пресс, 2004.

Кистер Г.Н., дошкольное структурное подразделение (филиал) МБОУ «СОШ с.Таловка Калининского района Саратовской области».

Современные проблемы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

«Воспитание – великое дело;

им решается участь человека».

В. Белинский

Проблему духовно-нравственного воспитания следует отнести к одной из самых актуальных в современном образовании. Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Вызвано это, прежде всего тем, что современное российское общество столкнулось с проблемой бездуховности, циничности, преобладания прагматического в целеполагании подрастающего поколения, утратой духовно-нравственных ориентиров среди молодежи. Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников - основа всех основ. От того, что вложил педагог в ребенка в этом возрасте, будет зависеть, чего достигнет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим миром.

Основой моей педагогической философии являются краткие и ёмкие слова великого педагога А. Макаренко: «…Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». Работая педагогом дошкольного образования, необходимо вкладывать более глубокий смысл в эти слова.

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера. Это в первую очередь средства массовой коммуникации и информации, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на его формирующуюся сферу нравственности. Духовно-нравственное воспитание - проблема комплексная, и решить ее можно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума, как детей, так и взрослых.

Считаю, что основой духовно-нравственного воспитания, прежде всего, является духовная культура той среды, в которой ребёнок живет, в которой происходит его становление и развитие - это духовная культура семьи, детского сада, школы. Тот дух, который царит в семье и детском саду, школе, дух которым живут родители и педагоги - люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, - оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка.

Своё предназначение, как педагога дошкольного образования, вижу в наставничестве, в воспитании духовно-нравственных начал, сохранении и приумножении чистых, светлых и прекрасных образов на пути к формированию индивидуальности маленького человека. Насколько актуальны на сегодняшний день мудрые слова Н. Шелгунова: «Детство есть та великая пора жизни, когда кладётся основание всему будущему нравственному человеку».

Как известно, жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Какие бы высокие требования не предъявлялись дошкольному учреждению, проблемы духовно-нравственного воспитания нельзя решить только в рамках дошкольного образования. На сегодняшний день обозначился ряд проблем, которые необходимо решать для полноценного духовно-нравственного воспитания.

Наиболее важной, на мой взгляд, проблемой духовно-нравственного воспитания дошкольников является девальвация семейных ценностей. Недаром существует высказывание: «Самое трудное в работе с детьми – это работа со взрослыми». Разрушение и кризис семьи, крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных родителей, некомпетентность семьи в вопросах духовного становления и воспитания ребенка приводит к большим проблемам духовно-нравственного воспитания детей в условиях ДОУ. У многих родителей отсутствует такое понятие, как «ответственность» за воспитание. Поистине вспомнишь слова В.Г.Белинского «Как много вокруг родителей, и мало отцов и матерей!». Как следствие этой проблемы - необходимость массового просвещения родителей и педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.

Так же среди основных проблем духовно-нравственного воспитания детей выступает недостаточное кадровое обеспечение. Ставки психологов, педагогов дополнительного образования сокращены, в детском саду их просто нет. Выход из этой ситуации только один – расположить к себе ребенка самостоятельно без помощи психологов, сделать так, чтобы маленький человек стал доверять воспитателю и открылся ему. В своей работе с детьми я не испытываю затруднений при установлении контакта и общения с ними, скорее всего потому, что искренне люблю детей, а они это чувствуют. Это и есть секрет воспитателя. Когда ребёнок доверяет взрослому, он ведёт себя открыто, непосредственно, он предстаёт совершенно в другом образе: доброжелательный, многогранный.

Немаловажной проблемой в духовно-нравственном воспитании является проблема политическая. Государство, призванное выполнять важную функцию в духовно-нравственном просвещении и воспитании, не имеет сегодня четкой идеологической позиции и позволяет заполнять духовно-нравственную сферу суррогатами и продуктами западной массовой культуры. Средства массовой коммуникации и информации призваны выполнять функцию не только информативную, развлекательную, но и воспитывающую, просветительскую.

И наконец, среди основных проблем можно выделить отсутствие системы общественного духовно-нравственного воспитания для разных уровней системы образования. Эта проблема современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Молодежь лишается возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знает, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

Таким образом, решая проблемы духовно-нравственного воспитания детей, мы гарантируем свое светлое будущее. Заложенные мудро, ненавязчиво духовно-нравственные принципы детям дошкольного возраста станут фундаментом личности творческой, думающей, созидающей, будут потребностью и неотъемлемой частью достойного человека.

Да, каждый ребёнок вправе выбирать краски и кисти в созидании своей судьбы. Но ему нельзя позволить «хватать» первое попавшееся. Он должен увидеть всё. Задача педагога: направить ребёнка к краскам и кистям – Доброго, Вечного, Прекрасного, а какие оттенки им будут выбраны – решать только ему.

Список литературы

  1. Брутенц К. Н. Пагубный упадок нравов: нужна действенная терапия / Экономика и общественная среда: неосознанное взаимовлияние. М., 2008.
  2. Воловикова М. И. Нравственно-правовые представления в российском менталитете// Психологический журнал, 2004. N 5.
  3. Воспитание и социализация личности: Материалы областных педагогических чтений. - Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр. - 2011.
  4. Данилюк, А.Я/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России - М.: Просвещение,2010.
  5. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников /под ред. А.Я. Данилюка - М.: Просвещение, 2011.
  6. Кудрявцев Л. Д. Современное общество и нравственность. М., 2000
  7. Оболонский А. В. Этические ценности – «спасательный круг» в меняющемся мире// Экономика и общественная среда: неосознанное взаимовлияние. М., 2008.

Григорьева Г.Г. кандидат педагогических наук, доцент заведующий кафедрой теории и методики дошкольного образования Нижегородский институт развития образования

Нижний Новгород, Россия

Духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста

Аннотация: Статья посвящена одному из магистральных направлений модернизации дошкольного образования - духовно-нравственному воспитанию и развитию ребенка дошкольного возраста. В статье анализируются проблемы, поясняются возможности их успешного решения именно в дошкольном детстве; раскрываются задачи, принципы, содержание, формы и методы развивающего взаимодействия взрослых с детьми, направленного на духовно-нравственное развитие дошкольников, и возможные позитивные результаты этой деятельности.

Актуальность духовно-нравственного воспитания и развития детей обусловлена, с одной стороны, объективным и непрерывным процессом нравственного развития человека, который может быть разной направленности, и объективной заинтересованностью человеческого сообщества в управлении этим процессом, стремлением передать новому поколению культуру духовно-нравственной жизни, систему нравственных ценностей, как одного из условий сохранения и развития человека, общества, Отечества.

Деформация нравственных идеалов, кризис системы ценностей в современном обществе; стихийно складывающееся понимание «свободы» как «вседозволенности», а «разумного контроля» как «цензуры»; некритичное заимствование зарубежного опыта и ценностей, не

соответствующих менталитету российского народа; как следствие, возникновение в обществе феномена бездуховности - всё это факторы, усиливающие актуальность проблемы.

В этих условиях «...образованию отводится ключевая роль духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочению перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны»1 (стр. 4-5) То есть, объективная необходимость и востребованность незамедлительного решения проблемы - главное основание, актуализирующее повышенное внимание к ней в сфере образования.

Другим основанием являются благоприятные возможности и необходимость начинать ее решение в раннем и дошкольном возрасте. Пластичность нервной системы человека в раннем и дошкольном возрасте, способность к подражанию, как один из механизмов саморазвития и основа зарождения способности к идентификации, эмпатия, образное мышление, активность воображения, эмоционально-окрашенное поведение, деятельное отношение ребенка к миру - всё это благодатные предпосылки нравственного (или безнравственного) развития человека. И начинается этот процесс с рождения, с элементарного чувства привязанности к матери.

Однако современная система образования вообще и дошкольного в частности не в полной мере реализует задачу духовно-нравственного воспитания и развития ребенка по ряду причин. Не способствует успешности работы нравственное состояние современного общества. Другие причины находятся в самой системе образования. Одна из них - несогласованность, а нередко и несовместимость различных методологических позиций при решении проблемы, в частности, трудности в установлении взаимосвязей, согласовании позиций православного и светского образования.

1 Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2011. 23 с.

Очевидно, необходимо объединить каноны светского и религиозного воспитания в стремлении сохранить чистоту детских душ, проясняя образ Божий в каждом ребенке, с точки зрения православия, и целенаправленно содействуя становлению и развитию духовного мира ребенка в соответствии с нравственными идеалами, ценностями, принятыми в обществе, - с позиций светского образования. Основанием такого интегративного подхода к решению проблемы является, на наш взгляд, наличие общих позиций в понимании и трактовке многих проблем развития личности. Одна из сущностных общих позиций заключена в понимании развития личности, как саморазвития. То есть, и православное и светское воспитание признают главным, определяющим в развитии личности фактор саморазвития, самостроительства, самосозидания своего внутреннего мира на основе свободного выбора, рефлексии, самокоррекции образа «Я» в соответствии с системой ценностно-нравственных ориентиров, принятых человеком. Вопрос состоит в том, какие ценности будут приняты человеком. Выявление, осмысление и практическая реализация этих связей - одна из задач и теоретическая основа разработки содержательных и методических аспектов интегрированного образовательного процесса.

Другая причина малой эффективности образовательного процесса заключается в доминировании знаниевой парадигмы в решении проблемы и слабое внимание к формированию соответствующих чувств и поступков. Это не способствует целостному развитию духовного мира ребенка, вносит диссонанс в целостное развитие когнитивной, эмоциональной, волевой сфер его личности и проявляется в рассогласовании знаний, чувств и поступков ребенка в поведении, в деятельности.

Очевидны и низкая компетентность взрослых в вопросах духовно-нравственного воспитания и развития детей; слабая взаимосвязь деятельности разных субъектов образовательного процесса (родителей, педагогов, представителей разных социальных и религиозных структур); отсутствие системы в работе; недостаточно высокий уровень духовно-

нравственного развития взрослых, взаимодействующих с детьми (педагогов, родителей и др.)

Главным ресурсным условием решения данной проблемы является взрослый человек, компетентный педагог, вводящий ребенка в мир культуры и содействующий его личностному развитию.

Таким образом, налицо противоречие между острой объективной необходимостью и востребованностью решения проблем духовно -нравственного развития человека, благоприятными возможностями для этого в раннем возрасте, с одной стороны, и поверхностной их реализацией в системе дошкольного образования - с другой. Положение усугубляется малоинформативным представлением проблемы духовно-нравственного воспитания в современных нормативных документах по дошкольному образованию, включая ФГТ.

Базовые национальные ценности духовно-нравственного развития и воспитания детей заданы в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». В ФГТ к дошкольному образованию базовые национальные ценности не представлены в явном виде, они содержатся в контексте документа: частично в социальном портрете ребенка, в содержании образовательных областей, целях и задачах некоторых из них. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников основаны на традиционных источниках нравственности: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.

При наличии разнообразных определений духовности человека наиболее адекватным, на наш взгляд, смыслу современного образования человека может быть понимание духовности «... как высшего уровня развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно-смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности».1 Это способ существования человека,

достигшего личностной зрелости. В этом определении задан высший уровень, идеал, к которому надо стремиться. Содействие становлению способности к саморегуляции, самоуправлению, саморазвитию человека в соответствии с высшими духовно-нравственными ценностями и есть главная цель духовно-нравственного воспитания поколения.

Цель духовно-нравственного воспитания и развития детей: содействие развитию у детей дошкольного возраста основ, базиса личностной культуры в отношении к людям, явлениям общественной жизни, природе, предметному миру, к самому себе в соответствии с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе.

Задачи, направленные на духовно-нравственное развитие детей:

1Краткий психологический словарь -Ростов-на- Дону: «Феникс». Л,А,Карпенко, А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский, 1998

1. Приобщать детей к духовно-нравственным ценностям, различению добра и зла, как основы саморегуляции, самоуправления поведением и деятельностью. Развивать в единстве и гармонии все сферы личности ребенка: когнитивную, эмоциональную, волевую.

2. Формировать у детей доступные системные знания об окружающем его мире: людях, природе, рукотворных предметах и месте ребенка в этом мире.

3.Содействовать развитию интереса ребенка к родному краю: его природе, истории; народной и национальной культуре (традиции, обычаи, искусство, праздники и др.)

4. Содействовать развитию у детей эмоциональной сферы:

4.1. Разнообразных по качеству чувств к своеобразию окружающего мира (удивление, любование, восхищение, гордость, благоговение к

святыням, почитание и уважение родителей и других людей, милосердие, со-радование, сочувствие, сопереживание, огорчение, неприятие, возмущение).

4.2. Культуры их выражения ^вербальные и невербальные приемлемые способы выражения, управление эмоциями/

4.3. Способности к эмоциональному предвосхищению последствий своих поступков.

4.4. Развитию эмоциональной децентрации ^воспринимать, различать, уважать чувства другого, учитывать в своем поведении).

4.5. Становлению и развитию предпосылок гражданских и патриотических чувств.

5. Воспитывать у детей инициативную деятельностную позицию к окружающему миру, проявляемую в поведении (бережное и заботливое отношение, милосердие, стремление к добротворчеству, доступному созиданию, желание и умение трудиться, дисциплинированность, неприятие и стремление избегать плохих поступков).

6. Создавать условия для постепенного становления самосознания ребенка: предпосылок к объективному самоанализу, самооценке, зарождению основ рефлексивных способностей, стремлению к позитивному образу «Я», в соответствии с нравственными ценностями, пробуждению совести.

7. Содействовать возникновению и развитию предпосылок уважительного отношения к своеобразию национальных особенностей, традициям, культуре других народов, зарождению способности вхождения в мировую культуру.

Принципы духовно-нравственного воспитания и развития детей

1.Принцип развивающего образования, целью которого является духовно-нравственное становление и развитие ребенка. В психологии категория «развитие» трактуется как созревание; - развитие как искусственная, специально конструируемая «деятельность развивания»; -развитие как саморазвитие «. как фундаментальная способность человека

становиться и быть подлинным субъектом своей собственной жизни. И с этой точки зрения подлинно развивающим образованием может считаться то, и только то, которое реализует все три типа развития, центральным из которых (и в этом смысле сущностным) является саморазвитие» . Специально организованное образование детей раннего и дошкольного возраста должно быть природосообразным, отвечающим потребностям и возможностям ребенка, в тоже время отвечающим запросам социума и ориентированным по возможности на развитие способности к самообразованию, саморазвитию. В области духовно-нравственного становления личности механизмы саморазвития главные, ключевые. Безусловно, в дошкольном возрасте возможности к осознанному, целенаправленному саморазвитию ограничены, однако и подражание другому, и выбор цели, средств ее достижения, и элементарные рефлексивные действия, оценка и самооценка, постепенно подчиняются правилам, нравственным ценностям, принятым и реализуемым в системе отношений в условиях семьи, ДОО в детско-взрослом, детском сообществах. По мере развития общей произвольности, воли эти возможности к саморазвитию возрастают, одновременно и в духовно-нравственном поведении формируются произвольность и воля.

2.Принцип социально-педагогического партнерства субъектов образовательного процесса. Объединение и взаимодействие взрослых (социальных структур), участвующих в образовательном процессе на основе познания и принятия каждым участником духовно-нравственных ценностей, в соответствии с которыми воспитывается ребенок, озабоченных развитием собственной духовности, способных к рефлексии своей деятельности (от самоанализа и самооценки к добротворчеству).

3. Принцип интеграции образовательного процесса, предполагающий комплексный и системный подходы к содержанию и организации образовательного процесса. В основе систематизации

4.Личностно-ориентированный подход предполагает принятие ребенка таким, каков он есть, доброжелательность теплота в отношениях, вера в его позитивное развитие; стремление взрослого быть значимым для ребенка, приоритет субъект - субъектных отношений, диалогического общения.

5.Индивидульно-дифференцированый подход. Индивидуальный подход детям с учетом возможностей, индивидуальных темпов, способов развития, интересов. Дифференцированный - с учетом семейных, национальных традиций и т.п.

6.Деятельностный подход реализуется в развитии ребенка в специфических для дошкольника видах деятельности; содействии появлению у ребенка в их условиях субъектной позиции в нравственном поведении.

7. Принцип культуросообразности как следование в процессе духовно-нравственного воспитания и развития традиционным российским ценностям, предполагает воспитание с использованием материала народной педагогики, народной культуры и искусства, народных, в том числе национальных, традиций.

8. Принцип соответствия задач, содержания, форм и методов воспитания возрастным особенностям дошкольников, закономерностям их физического, психического и личностного развития.

9. Принцип идентификации - отождествление себя со значимым другим, стремлением быть похожим на него. Соотнесение собственного поведения с нормой, правилом и т.п.

творчество», «Музыка». Задачи духовно-нравственного воспитания детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области.

Решение данной проблемы возможно в разных формах организации образовательного процесса: непосредственно образовательной деятельности (НОД), режимных процессах, самостоятельной деятельности детей в условиях семьи и при сотрудничестве с семьей, с использованием развивающих технологий и методик. Это проектирование, экспериментирование, занятия разных типов и видов, игры сюжетные и с правилами, элементы ТРИЗ, проблемные ситуации и т.п. Все они ориентированы на специфические для дошкольника виды мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное) и способы познания (сенсорные, игровые, экспериментирование, вопросы к взрослым в процессе общения), доступные способы действия, поведения, преобладающую в дошкольном возрасте эмоциональность. В связи с этой особенностью интересны идеи, выделяемые Е.О.Смирновой: в общении ребенок осваивает не только культурные образцы, но и мотивы новых видов деятельности. Ценностные, мотивационные уровни деятельности осваиваются только через другого, через взрослого. Способ передачи новых мотивов имеет свою специфику: через эмоциональное заражение, вовлеченность, создание общего смыслового поля.

Эффективность специально организуемой деятельности «развивания» в образовательном процессе определяется не только оптимальным культурным содержанием (отбором культурного содержания), но и способами взаимодействия с детьми, способами организации совместной деятельности и определением при этом роли, места, способов включения взрослого в процесс этого взаимодействия. Полагаем, что термин «совместная деятельность» следует рассматривать в более широком контексте. Он применим и относительно самостоятельной деятельности ребенка, в которой

также необходимо разумное, развивающее детей соучастие взрослого. Просто там другие способы совместности: косвенные - целенаправленное создание взрослым предметной среды; установление связей самостоятельной деятельности детей с содержанием и формами работы всего образовательного процесса, например, использование детских рисунков, поделок, выполненных в самостоятельной деятельности, в играх, на других занятиях и т.п.; прямые - педагогически оправданная и естественная реакция взрослого на содержание, успехи, затруднения ребенка в самостоятельной деятельности в виде поощрения, удивления, готовности прийти на помощь; сотрудничество как ответ на инициативную активность ребенка, позитивный отклик на высказанную потребность ребенка в сотрудничестве: совете, практической помощи, поощрении, защите и т.п.

Идея интеграции содержания, разных форм, методов, совместной деятельности субъектов образовательного процесса распространяется и на взаимодействие ДОУ и семьи. Образовательный процесс не ограничивается пространством ДОУ, если родители - равноправные его субъекты. Полагаем, что расширительное толкование сущности совместной деятельности применимо и для характеристики образовательного процесса в условиях семьи. Разница лишь в социальном окружении, составе детско-взрослой общности. В семье у ребенка другие партнеры, другие субъекты образовательной деятельности.

Индивидуальная деятельность детей

Деятельность «рядом»

Взаимодействие в малой группе

Каковы возможные результаты духовно-нравственного развития ребенка к концу дошкольного возраста?

В связи с этим нам представляется весьма важной позиция известного психолога В.И. Слободчикова. Рассуждая о преемственности (непрерывность образования и развития), он замечает, что прежде чем говорить о развивающем образовании, надо иметь представление о «норме развития» на разных возрастных ступенях. А «... норма - это не то среднее, что есть, а то лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного ребенка, при соответствующих условиях» . Прогнозируемые результаты духовно-нравственного развития мы рассматриваем как ориентир воспитания, мера приближения к которому у детей будет различна, так как духовно-нравственное развитие зависит от очень многих факторов. Важна, на наш взгляд, позитивная динамика в развитии ребенка.

Прогнозируемые результаты духовно-нравственного развития ребенка старшего возраста:

рассматривание

предметов, картин

предметная

деятельность

изобразительная

деятельность

конструирование

Наличие первичных духовно-нравственных представлений о

духовно-нравственных ценностях в отношении семьи, сверстников и взрослых, природного окружения, предметного мира и себя в этом мире;

Наличие и адекватное проявление разнообразных нравственных чувств, эмоционально-ценностного отношения к окружающему: (людям, природе, предметному миру, к себе; испытывает чувство удовлетворения или стыда от качества поступка, действия, поведения;

Стремление и способность выразить себя в доступных видах деятельности и поведении в соответствии с духовно-нравственными ценностями:

Воспитанник самостоятельно применяет усвоенные правила; владеет нормами, конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве);

Воспитанник преобразует полученные знания и способы деятельности, изменяет поведение и стиль общения со взрослыми и сверстниками в зависимости от ситуации;

Воспитанник способен к творческому поведению в новых ситуациях в соответствии с принятой системой нравственных ценностей.

Пробуждение у детей познавательного интереса к отношениям, поведению людей, стремление их осмысливать, оценивать в соответствии с усвоенными нравственными нормами, ценностями-

воспитанник задает вопросы взрослому, экспериментирует в сфере установления отношений, определения позиции в собственном поведении. способен самостоятельно действовать, в случаях затруднений обращаться за помощью.

Возникновение предпосылок рефлексивных способностей,

позволяющих осознавать свое «Я» в соответствии с духовно-нравственными ценностями - воспитанник знает собственные достоинства и недостатки

пытается (нередко с помощью взрослого) соотнести свое поведение с правилами, нормами; определяет свои вкусы, интересы, предпочтения в деятельности, в отношениях со сверстниками, близкими людьми; осознает свое эмоциональное состояние; имеет свою позицию, может обосновать ее.

Развитие способности управлять своим поведением и планировать действия - поведение воспитанника преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо»; ребенок старается не нарушать правила поведения, испытывает чувство неловкости, стыда в ситуациях, где его поведение неблаговидно.

Один из сложных вопросов духовно-нравственного воспитания -мониторинг эффективности образовательного процесса. Интересны подходы к решению этой проблемы в работах Абраменковой В.В. . На наш взгляд, педагогическое наблюдение за ребенком в естественных и специально создаваемых ситуациях, позволяют увидеть динамику нравственного развития ребенка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абраменкова В.В. Принципы и критерии духовно-нравственного развития современного ребенка в образовании - Сборник материалов первой ежегодной международной научно-практической конференции / Воспитание и обучение детей младшего возраста - М., 2011. с. 151-169

2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2011

3. Закон Российской Федерации "Об образовании" (в новой редакции)

4. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. 1989, №

5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (2008 г.)

6. Короткова Н.А., Нежнов П.Г. Возрастные нормативы и наблюдения за развитием дошкольников // Ребенок в детском саду, 2005. №3, №4

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования" (вступил в силу: 16 марта 2010 г.)

8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 15 мая 2010 г. №2151 "Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования" (вступил в силу 20 июля 2011 г)

9. Слободчиков В.И. Очерки психологии образования. - 2-е изд., переработ. и допол. - Биробиджан: Издательство БГПИ, 2005, 272 с.

10. Смирнова Е.О. Детская психология. - М.: «Владос», 2008

11. Сайт http://www.portal-slovo.ru/

12. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения/ М.: «Педагогика», 1988