Жизненный путь профессора А.Е. Личко

Личко а. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков

Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 288-318.

Психопатии – это такие аномалии характера, которые, по словам П. Б. Ганнушкина (1933), "определяют весь психический облик индивидуума, накладывая на весь его душевный склад свой властный отпечаток", "в течение жизни... не подвергаются сколько-нибудь резким изменениям", "мешают... приспособляться к окружающей среде". Эти три критерия были обозначены О. В. Кербиковым (1962) как тотальность и относительная стабильность патологических черт характера и их выраженность до степени, нарушающей социальную адаптацию.

Указанные критерии служат также основными ориентирами в диагностике психопатий у подростков. Тотальность патологических черт характера выступает в этом возрасте особенно ярко. Подросток, наделенный психопатией, обнаруживает свой тип характера в семье и в школе, со сверстниками и со старшими, в учебе и на отдыхе, в труде и в развлечениях, в условиях обыденных и привычных, и в чрезвычайных ситуациях. Всюду и всегда гипертимный подросток кипит энергией, шизоидный отгораживается от окружения незримой завесой, а истероидный жаждет привлечь к себе внимание. Тиран дома и примерный ученик в школе, тихоня под суровой властью и разнузданный хулиган в обстановке попустительства, беглец из дома, где царит гнетущая атмосфера или семью раздирают противоречия, отлично уживающийся в хорошем интернате – все они не должны причисляться к психопатам, даже если весь подростковый период происходит у них под знаком нарушенной адаптации.

Относительная стабильность черт характера является менее доступным для оценки в этом возрасте ориентиром. Слишком короток бывает еще жизненный путь. Под сколько-нибудь резкими изменениями в подростковом возрасте следует понимать неожиданные трансформации характера, внезапные и коренные смены типа. Если очень веселый, общительный, шумливый, неугомонный ребенок превращается вдруг в угрюмого, замкнутого, ото всех отгороженного подростка или нежный, ласковый, очень чувствительный и эмоциональный в детстве становится изощренно-жестоким, холодно-расчетливым, бездушным к близким юношей, то все это скорее всего не соответствует критерию относительной стабильности, и как бы не были выражены психопатические черты, случаи эти нередко оказываются за рамками психопатии...

Нарушения адаптации, или, точнее, социальная дезадаптация, в случаях психопатий обычно проходит через весь подростковый период...

Таковы три критерия – тотальность, относительная стабильность характера и социальная дезадаптация, – позволяющие отличать психопатии...

Типы акцентуаций характера весьма сходны и частично совпадают с типами психопатий.

Еще на заре учения о психопатиях возникла проблема отграничения их от крайних вариантов нормы. В. М. Бехтерев (1886) упоминал о "переходных состояниях между психопатией и нормальным состоянием"...

П. Б. Ганнушкин (1933) подобные случаи обозначал как "латентную психопатию", М. Framer (1949) и О. В. Кербиков (1961) – как "предпсихопатию", Г. К. Ушаков (1973) – как "крайние варианты нормального характера".

Наибольшую известность получил термин K. Leongard (1968) – "акцентуированная личность". Однако правильнее говорить об "акцентуациях характера" (Личко; 1977). Личность – понятие гораздо более сложное, чем характер. Она включает интеллект, способности, наклонности, мировоззрение и т. д. В описаниях K. Leongard речь идет именно о типах характера...

Отличия между акцентуациями характера и психопатиями основываются на диагностических критериях П. Б. Ганнушкина (1933) – О. В. Кербикова (1962). При акцентуациях характера может не быть ни одного из этих признаков: ни относительной стабильности характера на протяжении жизни, ни тотальности его проявлений во всех ситуациях, ни социальной дезадаптации как следствия тяжести аномалии характера. Во всяком случае, никогда не бывает соответствия всем этим трем признакам психопатии сразу.

Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с повзрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Социальная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжительной.

В добавление к критериям П. Б. Ганнушкина, О. В. Кербикова можно отметить еще один важный признак, отличающий акцентуации и психопатии (Личко, 1977). При психопатиях декомпенсации, острые аффективные и психопатические реакции, социальная дезадаптация возникают от любых психических травм, в самых разнообразных трудных ситуациях, от всевозможных поводов и даже без видимой причины. При акцентуациях нарушения возникают только при определенного рода психических травмах, в некоторых трудных ситуациях, а именно лишь тогда, когда они адресуются к "месту наименьшего сопротивления", к "слабому звену" данного типа характера. Иные трудности и потрясения, не задевающие этой ахиллесовой пяты, не приводят к нарушениям и переносятся стойко. При каждом типе акцентуации имеются свойственные ему, отличные от других типов, "слабые места".

На основании сказанного можно дать следующее определение акцентуации характера.

Акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим...

В зависимости от степени выраженности нами было выделено две степени акцентуации характера: явная и скрытая (Личко; Александров; 1973).

Явная акцентуация. Эта степень акцентуации относится к крайним вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера...

В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, адресующихся к "месту наименьшего сопротивления", могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении. При повзрослении особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации.

Скрытая акцентуация. Эта степень, видимо, должна быть отнесена не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Даже при продолжительном наблюдении, разносторонних контактах и детальном знакомстве с биографией трудно бывает составить четкое представление об определенном типе характера. Однако черты этого типа могут ярко, порой неожиданно, выявиться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые предъявляют повышенные требования к "месту наименьшего сопротивления". Психогенные факторы иного рода, даже тяжелые, не только не вызывают психических расстройств, но могут даже не выявить типа характера. Если же такие черты и выявляются, это, как правило, не приводит к заметной социальной дезадаптации...

Эйдемиллер Э.Г. (Санкт-Петербург)

Я познакомился с А.Е. Личко в 1970 г. Поводом моего обращения к нему было желание поступить в клиническую ординатуру. Когда я представился, он воскликнул громким голосом: «Судя по фамилии, Вы — немец!». Далее он сказал, что он живет на Васильевском острове, на набережной Макарова. И что до войны Васильевский остров называли — Немецким.


Э.Г. Эйдемиллер на набережной адмирала Макарова в Санкт-Петербурге, возле дома,
в котором жил А.Е. Личко. Коммунальная квартира Личко находилась на втором этаже,
над аркой (там, где балкон)

В те годы фамилия «Эйдемиллер» у многих чиновников вызывала подозрение — не является ли этот Эйдемиллер евреем.

Андрей Евгеньевич поделился своими планами о создании первого в СССР отделения подростковой психиатрии. Он сказал, что берет меня в клиническую ординатуру по детской и подростковой психиатрии. Для меня это предложение было и почетным, и неожиданным. Я себя идентифицировал как взрослого психиатра, и откровенно испугался перспективой стать детским и подростковым специалистом. Но Андрей Евгеньевич меня успокоил, сказав, что в документе об окончании будет написана специальность — «психиатрия».


Отделение подростковой психиатрии

Тогда я полюбопытствовал, из-за чего он хочет стать подростковым психиатром? Личко спросил: «Вам какой ответ дать, серьезный, или шутливый?»

Мой ответ был, что оба.

Серьезный ответ состоял в том, что никто в Советском Союзе не занимался углубленным изучением психики подростков. Шутливый ответ: «Те, кто работает с детьми и подростками, сохраняет в себе свою молодость». И надо сказать, что если в этот момент Андрей Евгеньевич был одет старомодно, то после того, как было открыто отделение подростковой психиатрии в психиатрической больнице № 3 имени Скворцова-Степанова, он преобразился. Личко стал носить очень красивый приталенный пиджак фирмы BIDERMAN и необыкновенно модный по тем временам широкий галстук.

Когда я, спустя год, заказывал себе костюм в ателье имени Н.К. Крупской, самом модном ателье Ленинграда, то сказал портному, что хочу костюм, как в фирме BIDERMAN.

Еще при первом знакомстве с Андреем Евгеньевичем меня поразила его устная речь. Личко говорил экспрессивно, с использованием примеров, цитат из литературы и метафор. Он был очень начитанным человеком, любил стихи М. Цветаевой. Более сдержанно оценивал А. Ахматову. Цитировал по памяти многие стихотворения Ф. Тютчева, А. Блока.

Главной житейской и научной ценностью для Андрея Евгеньевича был поиск «золотой середины». Приведу в связи с этим разговор с ним Юрия Львовича Нуллера, профессора Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева, работавшего в то время над докторской диссертацией по лечению эндогенных депрессий.

Нуллер: «Понимаешь, Андрей, я в растерянности. Когда я читаю много литературы, то перестаю думать и предлагать что-то свое. Когда я читаю мало, у меня появляется ощущение, что я чего-то не знаю и что-то не могу сделать». — Ответ Андрея Евгеньевича: «Юра, читай средне».

И это было лейтмотивом всей его профессиональной и личной жизни — стремиться к «золотой середине». Правда, за это его критиковали. Известный гериатрический психиатр профессор Ефим Соломонович Авербух говорил: «Конечно, нужно стремиться к золотой середине во всем, но только Андрей Евгеньевич знает, как ее достигнуть».

В то время заканчивалась научная дискуссия о расширительной и ограничительной диагностике шизофрении. Андрей Евгеньевич признавал «золотой серединой» в этом споре сближение концепции академика А.В. Снежневского и концепции реабилитации психически больных директора Психоневрологического НИИ им. Бехтерева М.М. Кабанова. Он старался соединить в них самое лучшее.

С позиции современной психиатрии, психотерапии и медицинской психологии можно сказать, что это было развитие идей психоневрологии В.М. Бехтерева, которое в настоящее время называется биопсихосоциальной парадигмой R. Engel.

Андрей Евгеньевич Личко родился в 1926 году, в городе Луга Ленинградской области. После окончания Владимирской фельдшерско-акушерской школы он стал студентом 1-го Ленинградского медицинского института им. академика И.П. Павлова, а затем — аспирантом психиатрического сектора Института физиологии им. И.П. Павлова АН СССР. Его кандидатская диссертация была посвящена нарушениям высшей нервной деятельности при инфекционных психозах.

В 1954 А.Е. Личко стал сотрудником группы академика Леона Апгаровича Орбели и под его руководством сформировался как оригинальный мыслитель и исследователь. В 1956 г. при открытии Института эволюционной физиологии им. И.М. Сеченова АН СССР он был назначен его ученым секретарем, сделав впоследствии в этом институте блестящую карьеру. Он много сделал для разработки дифференцированной для разных категорий больных программы инсулинокоматозной терапии. За монографию «Инсулиновые комы» (М., Л.: Изд. АН СССР, 1962. — 260 с.) ему была присуждена ученая степень доктора медицинских наук. Благодаря этой книге, я, будучи интерном в Республиканской психиатрической больнице Марийской АССР, стал проводить инсулинокоматозную терапию психически больным.

В 1966 года Личко был назначен заместителем директора по научной части Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева и в этой должности проработал до конца своей жизни.

Скончался А.Е. Личко летом 1994 года после тяжелой и продолжительной болезни в областной клинической больнице Санкт-Петербурга.

Сообщение Андрея Евгеньевича о том, что он организует первый в нашей стране научный коллектив по изучению проблем подростковой психиатрии, открывает отделение подростковой психиатрии, разрабатывает патохарактерологический диагностический опросник для подростков (ПДО), удивило и воодушевило меня.

В то время существовало противостояние двух школ — патопсихологии Блюмы Вульфовны Зейгарник в Москве и зарождающейся медицинской психологии в Ленинграде, которую отличало внимание к клинической психодиагностике, стремление к изучению личности с помощью опросников и проективных методик. Трудно себе представить, что врач, который долгое время работал, основываясь на биологических теориях функционирования головного мозга, не только сделал смелый шаг в сторону психологии, но также взялся за разработку одного из первых отечественных опросников, который активно используется и в настоящее время.

В 1970 г. мы познакомились с рецензией профессора Эрика Якобовича Штернберга на монографию Карла Леонгарда «Акцентуированные личности». Обсуждение этой публикации вызвало у всех сотрудников отделения подростковой психиатрии живой интерес.

Вспоминаю такой случай. Андрей Евгеньевич проводил клинический разбор подростка с нарушением поведения. У каждого, кто принял участие в дискуссии было смутное ощущение, что это не психопатия, но в то же время и не вариант нормы. Заведующая отделением Лия Борисовна Богдановская сказала: «Ну, кто он такой, кто его знает… Вообщем, акцентуант какой-то.»

Надо было видеть реакцию А.Е. Личко! Он сразу понял, что этот термин окажется наиболее востребованным для описания и определения крайних вариантов нормы.

На основе классификации типов психопатий Петра Борисовича Ганнушкина А.Е. Личко создал собственную классификацию акцентуаций характера у подростков. Как я уже раньше говорил, он обладал богатым, образным литературным языком. Портреты акцентуантов, созданные им, были настолько живыми и яркими, что позволяли лучше понимать переживания этих подростков

В то время ленинградские психиатры, диагностируя те или иные нарушения у психически больных, старались не стигматизировать их (хотя в то время такого термина еще не было). Например, я предлагал Андрею Евгеньевичу такой вариант диагноза — «транзиторные нарушения поведения на фоне такой-то акцентуации, обусловленные семейной дисфункцией».

Использование термина «акцентуация» было тем более оправданным, что в ряде катамнестических исследований было показано, что некоторые подростки с диагнозом «психопатия» оказывались вполне адаптированными, когда становились взрослыми. Кроме того, диагноз «психопатия», освобождая от службы в советской армии, закрывал молодым людям путь в некоторые вузы, режимные предприятия, на корабли торгового и рыбного флотов.

Ближе к середине 70-х годов у меня начало формироваться противоречивое отношение к избранной А.Е. Личко концепции акцентуаций характера. В дальнейшем для себя это противоречие я назвал «реформатор и консерватор в одном лице». Дело в том, что Андрей Евгеньевич считал, что тип акцентуации определяет все многообразие эмоционально-поведенческих реакций человека. Например, если подросток курит крепкие папиросы, пьет водку и любит кошек, то в сочетании с другими признаками дезадаптации он обязательно определялся, как эпилептоид.

Попытки мои и других сотрудников доказать Андрею Евгеньевичу, что надо также учитывать неосознаваемые мотивы поведения, особенности интеллекта, воспитания, зависимость от социальной среды, — во внимание им не всегда принимались.

Могу вспомнить смешную историю.

Застолье коллег. Андрей Евгеньевич с интересом смотрит на одного из гостей и с изумлением говорит: «Нет, подумать только, эпилептоид, вместо того чтобы злиться, смеется и шутит!»

В настоящее время общепризнано, что Личко внес существенный вклад в развитие медицинской психологии, особенно психологической диагностики и патохарактерологии. Разработанный под его руководством патохарактерологический диагностический опросник ПДО, предназначенный для оценки психопатий и акцентуаций характера у подростков, получил широкое признание. Вместе с тем, Андрей Евгеньевич испытывал большие трудности, внедряя ПДО в практику. Упреки в его адрес были следующими: 1. Почему, вместо того, чтобы прямо отвечать на каждый вопрос «да» или «нет», испытуемый может выбрать от одного до трех ответов, или вовсе отказаться отвечать на вопросы данной темы? 2. Каждая тема в опроснике обозначена, например, «Отношение к родителям», «Отношение к друзьям» и пр. Психологи говорили, что такие обозначения формируют установочные реакции испытуемых. 3. В опроснике отсутствует шкала лжи, что снижает надежность результатов.

Эти замечания в какой-то мере были конструктивными, но одновременно эмоциональный подтекст замечаний был недоброжелательным, в нем порой сквозила зависть.

В середине 70-х годов состоялась научная дискуссия, посвященная возможности использования ПДО в психодиагностике. Большинство выступавших психологов и психиатров заняли негативную позицию и активно критиковали опросник. Психиатры говорили, что вообще никакие опросники в психиатрии неуместны. Психологи не верили в валидность и надежность опросника. Андрей Евгеньевич сидел бледный, подавленный, с трудом нашел в себе силы сделать заключительное сообщение. В защиту опросника выступили только Модест Михайлович Кабанов, Борис Дмитриевич Карвасрский и автор этих строк, тогда аспирант А.Е. Личко.

В своем выступлении я рассказал, что использую опросник не только для аутоидентификации подростков, но также для создания портретов родителей подростками и портретов подростков — родителями. Тогда мы еще не знали, что эта процедура, предложенная также А.Е. Личко, в будущем будет называться «исследование прогностической эмпатии». Я, находясь в состоянии сильной тревоги и страха, обратился к аудитории с вопросом: «Как быть с результатами взаимооценок, когда родители больных шизофренией достоверно чаще, чем родители других подростков, выбирают определенные ответы, которые являются проекцией их собственных нежелаемых качеств на больных детей? Разве можно проигнорировать такой факт, если эта информация позволяет выдвинуть новые гипотезы о происходящем в семьях?»

Это мое высказывание в какой-то мере переломило ход дискуссии в позитивную сторону.

Еще один сложный момент, связанный с опросником ПДО, произошел на одном из научных заседаний в Институте судебной медицины имени В.П. Сербского. Выступил Владимир Николаевич Мясищев и сказал, что по данным опросника ПДО больше 60% советских подростков являются конформными, то есть конституционально глупыми по П.Б. Ганнушкину. Шок, вызванный этим сообщением, побудил А.Е. Личко внести изменения в опросник. Это привело к тому, что ПДО сейчас вообще не диагностирует конформный тип акцентуации характера и определяет только степень конформности.

Историю с созданием и апробацией опросника можно использовать для характеристики Андрея Евгеньевича и как реформатора, и как консерватора. Его консерватизм проявлялся также в том, что, безусловно веря в свой опросник, он в то же время с недоверием относился к другим психологическим методикам, таким как, тест интеллекта Векслера, проективные тесты, а также современным методам статистической обработки данных.

А.Е. Личко задался благородной целью дестигматизации психических расстройств у подростков. Для этого им было создано в стенах института имени Бехтерева амбулаторное отделение подростковой психиатрии, в котором подростки могли зарегистрироваться анонимно, приходить по желанию с родителями или без них. Учитывалось согласие подростков посылать или не посылать медицинские сведения в психоневрологические диспансеры по их месту жительства.

Такая организационная форма была обусловлена тем, что углубленное изучение Андреем Евгеньевичем вялотекущей шизофрении в подростковом возрасте позволило ему определить, что нередко госпитализации подростков в психиатрический стационар были обусловлены не только и не столько обострением самого заболевания, но также дефицитом родительского внимания и неумелой тактикой ведения больных участковыми психиатрами.

Личко первым в СССР заявил, что больные вялотекущей шизофрении не нуждаются в длительной поддерживающей медикаментозной терапии.

Таким образом, разрабатывая актуальные вопросы психиатрии подросткового возраста, А.Е. Личко развил ряд оригинальных концепций, касающихся не только акцентуаций характера у подростков и специфических подростковых поведенческих реакций, но также эндореактивных психозов у подростков. Итоги этих исследований представлены в монографии «Психопатии и акцентуации характера у подростков» (1-е издание в 1977 г., 2-е в 1983 г.) и руководстве «Подростковая психиатрия» (1-е издание в 1979 г., 2-е — в 1985 г). За монографию о психопатиях А.Е. Личко был удостоен Почетного диплома им. В.М. Бехтерева АМН СССР. Эти книги, а также «Шизофрения у подростков», «Подростковая наркомания» широко известны среди психиатров страны.

А.Е. Личко — автор около 200 научных трудов. Он известен также активным участием в дискуссиях по актуальным вопросам психиатрии. Андрей Евгеньевич принимал активное участие в возрождении журнала «Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева». Кроме того, был автором популярных статей в журналах «Наука и религия», «Здоровье», «Юность» . Особенно он гордился книгой очерков «Эти трудные подростки», изданной в 1983 году Лениздатом.

Научные и научно-популярные работы, написанные А.Е. Личко, с интересом и пользой изучали и изучают не только специалисты, но также все, кто интересуется вопросами психиатрии и психологии.

К психотерапии, особенно групповой, Личко относился двойственно. Групповую психотерапию он часто называл «душевным стриптизом». Предупреждал, подчас необоснованно, что некоторым акцентуантам групповая психотерапия противопоказана. И, в то же время, именно в своем отделении он стимулировал проведение разных моделей групповой психотерапии с подростками.


Ученики А.Е. Личко Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис —
соавторы первой в СССР монографии по семейной
психотерапии и знаменитой монографии
«Психология и психотерапия семьи» (январь 2008)

А.Е. Личко, также как и В.Н. Мясищев, верил, что настоящая психотерапия может быть только индивидуальной. При всем этом, моему знакомству и творческому сотрудничеству с Викторасом Юстицкисом способствовал интерес Андрея Евгеньевича к семейным взаимоотношениям и разработкам в области семейной психотерапии. Под руководством А.Е. Личко я защитил в 1976 году кандидатскую диссертацию «Взаимоотношения в семьях подростков с психопатиями и психопатоподобными расстройствами».

Всего под руководством А.Е. Личко было подготовлено и защищено 18 кандидатских и 4 докторских диссертаций. Длительное время он был экспертом ВАКа.

А.Е. Личко любил общаться с молодежью. Его лекции-семинары, проводимые на школах молодых психиатров СССР, были самыми посещаемыми. На них собиралась не только молодежь, но и известные психиатры. С большим восторгом они до сих пор вспоминают его занятия по возрастной психопатологии, подростковым суицидам, наркоманиям у подростков.

А.Е. Личко был очень эрудированным человеком, великолепно знал историю. Написанные им патографии императора Павла 1, А.Ф. Керенского, И.В. Сталина, А. Гитлера до сих пор привлекают внимание широкого круга читателей. Андрей Евгеньевич с удовольствием проводил экскурсии для своих коллег и гостей по памятным местам Ленинграда-Санкт-Петербурга. От Андрея Евгеньевича я впервые узнал, что дом, находящийся напротив окон комнаты его матери, принадлежал фавориту императрицы Анны Иоанновны Бирону.


Вид из окна комнаты матери А.Е. Личко на Малую Неву и «Дворец Бирона»

Еще одна грань, иллюстрирующая, как в одной личности столкнулись и связались реформаторские и консерваторские тенденции, — это любовь к литературе и искусству. Личко очень любил драму, но постановки — только классические, к авангарду относился отрицательно. Обожал балет, следил за жизнью и карьерой любимых артистов, но предпочтение, опять же, отдавал классике. При страстной любви к литературе довольно сдержанно относился к живописи.

Однажды мы спросили его, каких художников он любит больше всего. Каждый из нас внутренне ожидал, что ответ будет — или Ван Гог, или Сезанн, или кто-то из импрессионистов, которыми все тогда увлекались. То, что мы услышали, огорошило: «Я люблю Шишкина…»

В то время мы не знали, что у И.И. Шишкина были как «мертвые», так и немногочисленные «живые картины».

А.Е. Личко всю свою жизнь тяжело болел, но находил в себе силы справляться с недугами. И здесь проявилось его стремление к «золотой середине» — сочетание принятия факта болезни, ответственного отношения к лечению и необходимости творческой работы (либо на своем рабочем месте, либо в постели).

Сочетание широты взглядов с четкостью и яркостью их изложения сделало А.Е. Личко одним из самых авторитетных психиатров страны, который при жизни, к сожалению, не получил должного признания. Как одна его тенденция, реформаторство, так и другая, консерватизм, лично мне помогали спорить с ним, с самим собой, расти и развиваться, за что я Андрею Евгеньевичу благодарен.

Литература

1. Ведущие ученые Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева: Антология / Акименко М.А., Вид В.Д., Коцюбинский А.П., Попов Ю.В. / под общей ред. Н.Г. Незнанова. - СПб: Изд. ин-та им. В.М. Бехтерева, 2007. - 425 с.

УДК 159.9(092)

Эйдемиллер Э.Г. Андрей Евгеньевич Личко — реформатор и консерватор в психоневрологии в одном лице (воспоминания ученика) [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2012. - N 5 (16)..мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] - дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

Гипертимный тип. Подростки, которые относятся к гипертимному типу, с детства отличаются большой шумливостью, общительностью, избыточной самостоятельностью, даже смелостью, склонностью к дебоширу. У их нет ни стыдливости, ни робости, перед незнакомцами, но зато недостает чувство дистанции в отношении к взрослому. В игре любят руководить однолеткой. Воспитатели жалуются на их неугомонность. Лишь изредка солнечное настроение затмевается вспышкой раздражения и гнева, вызванной противодействием окружающих, их стремлением придушить слишком бурную энергию, покорить своей воле. Крайне бурно реагируют на повседневную опеку, наставление и мораль; плохо переносят твердую дисциплину и строго регламентированный режим. Но в необычной ситуации не теряются, обнаруживают ловкость, умеют хитрить. Характерно красивое чувство нового. Гипертимный тип встречается, как правило, в виде явной акцентуации.

Циклоидный тип. В детстве не отличаются от ровесников или создают впечатление гипертимных личностей. С наступлением пубертатного периода может возникнуть первая субдепрессивная фаза. В дальнейшем эта фаза чередуется с фазой подъема и с периодами ровного настроения. Длительность фазы меняется - сначала дни, потом 1-2 недели, с возрастом они могут продлеваться, наоборот ли, сглаживаться. Циклоидная психопатия не существует. При резко выраженной циклоидности возникает циклотимия, что правомерно рассматривать как легкую форму маниакально-депрессивного психоза. Сама циклоидная акцентуация может быть фоном для развития как этого, так и шизоаффективного психозов.

Лабильный тип. В детстве такие лица отличаются от одногодков, но обнаруживают склонность к невротичной реакции. Главная черта в подростковом возрасте - крайняя лабильность настроения, которое меняется слишком часто и излишне резко от незначительных и даже незаметных для окружающих поводов. От настроения в данный момент зависит все: и самочувствие, и сон, и аппетит, и работоспособность, и общительность. Таких подростков отличают глубокие чувства, искреннее расположение к тем, от кого они видят любовь, беспокойство и внимание. Любят компанию, изменение обстановки, но в отличие от гипертимных подростков ищут в их не полет деятельности, а только новые впечатления. Чуткость к всякому роду знакам внимания, благодарности, похвале и поощрениям, которые доставляют искреннюю радость, не сообщается с высокомерием. «Слабым звеном» данного типа является зависимость от эмоционально значимых лиц, разлука с ими. Этот тип акцентуации служит почвой для острой аффектной реакции, неврозов, особенно неврастении, реактивной депрессии и для психопатического развития личности.

Астеноневротический тип. С детства нередко оказываются признаки невропатии: плохой сон и аппетит, капризность, пугливость, плаксивость, иногда ночные страхи, ночной энурез, заикание и тому подобное В других случаях детство проходить благополучно, и первые признаки астеноневротической акцентуации возникают только в подростковом возрасте. Главной чертой является утомляемость, раздражительность, рассудительность и капризность. Такие подростки внимательно прислушиваются к наименьшим телесным ощущениям, охотно лечатся, заключаются в постель, поддаются врачебным обследованиям. Самооценка обычно в первую очередь отражает беспокойство о здоровье.

Сенситивный тип. С детства пугливые и робкие. Часто страшатся темноты, сторонятся животных, боятся остаться одни, быть закрытыми дома. Избегают резвых и шумных ровесников. Не любят подвижных игр. Робкие и стыдливые среди посторонних и в необычной обстановке. Несклонны к легкому общению с незнакомыми. Все это может создать ошибочное впечатление о замкнутости и отгороженности от окружающего. В действительности такие деть достаточно приветливы с теми, к кому они привыкли. Играть часто любят с малышами, чувствуя себя с ими увереннее и спокойнее. К родными и близкими бывают привязаны, даже при холодном и суровом обращении с ними. Отличаются послушностью. Имеют репутацию «домашних детей». Самооценка отличается высоким уровнем объективности. Ударом по «слабому звену» обычно представляется ситуация, в которой подросток становится объектом недоброжелательного внимания окружающих, насмешек или подозрений в непорядочных поступках, когда на репутацию падает тень, когда подросток подвергается несправедливым обвинениям.

Психастеничный тип. Главной чертой типа психастении является нерешительность, склонность к всякому роду рассуждений, тревожная рассудительность в виде опасений за будущее - свое и своих близких, любовь к самоанализу, самому копанию и легкость возникновения навязчивых страхов, опасений, ритуалов, представлений, мысли. Защитой от постоянной тревоги за будущее становятся вымышленная примета и ритуалы. Часто выделяется склонность находить у себя черту самих разных типов, в том числе вовсе не свойственные, например, истерические. Акцентуация психастении служит благодатной почвой для развития обссесивного невроза.

Шизоидный тип. С первых лет такие дети любят играть одни. До этого может добавляться какая-то недетская сдержанность и даже холодность. Замкнутость сообщается с недостатком интуиции. Внутренний мир почти всегда закрыт для посторонних и чаще всего бывает заполненный фантазией и захватами. Реакция группирования с однолеткой внешне выражена слабо. Захваты нередко отличаются необыкновенностью, силой и постоянством. Чаще встречаются интеллектуально эстетичные хобби. Алкоголизация встречается редко. Делинквентное поведение встречается нечасто. Групповые правонарушения не свойственные. Самооценка шизоидов отличается избирательностью. Ударом по «слабому звену» шизоидной акцентуации является ситуация, при которой необходимо быстро и легко вступать в неформальные контакты. Шизоидная акцентуация связана с повышенным риском развития шизофрении.

Эпилептоидный тип. Главной чертой является склонность к периодам злобно тоскливого настроению с раздражением. Общей чертой является вязкость, тугоподвижность, инертность, которая откладывает отпечаток на всем, - от моторики и эмоциональности к мышлению и личностной ценности. Отмечаются склонность к периодам мрачного настроения («на меня находит»), осмотрительность, расположение к аккуратности и порядку, нелюбовь к пустым мечтаниям и преимущество, жить реальной жизнью, обеспокоенность о здоровье, даже склонность к ревности. В другом представляют себя намного более конформными, чем это является в действительности. Среди захватов должна быть отмеченная склонность к азартной игре. Эпилептоидная акцентуация является почвой для острой аффектной реакции, ситуативно обусловленных нарушений поведения делинквентного и даже криминального типа, ранней алкоголизации, а также психопатического развития.

Истероидный тип. Главной чертой является эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания окружающих к своему лицу, потребность вызывать восхищение, удивление, почитание, сочувствие. Вся эта черта нередко намечается из детского лет. Такой ребенок не выносит, когда при ее хвалят других детей, другим уделяют внимание. Игрушка ей быстро надоедает и часто служит лишь предметом хвастовства перед другими малышами. Насущной потребностью рано становится привлечение к себе взглядов, выслушивания восторгов и похвалы. В подростковом возрасте с той же целью - привлечь к себе внимание, в первую очередь товарищей, могут использоваться нарушения поведения. Истероидная акцентуация нередко сообщается с психическим инфантилизмом. Реакция группирования с однолеткой соединена с претензией на лидерство или на чрезвычайное состояние в группе. Захват полностью обусловлен эгоцентризмом. Самооценка очень далека от объективности. Обычно представляют себя такими, каковыми в данный момент возможно скорее всего обратить на себя внимание.

Удары по эгоцентризму являются самими чувственными для истероидной личности. Сочетание истероидной акцентуации с гиперпротекцией, с воспитанием в стиле «кумир семьи» легко приводит к психопатическому развитию.

Неустойчивый тип. С детства отличаются непослушанием, непоседливые, при этом трусливые, боятся наказаний. Рано оказывается повышенная тяга к удовлетворениям, развлечениям. Поиск необычных впечатлений легко толкает на правонарушение. Все захваты, которые требуют какого-то труда, для их непостижимые. Доступным оказывается только информативно - коммуникативный тип хобби, азартная игра. К занятиям спортом чувствуют сразу. Работают только в силу крайней необходимости. Самооценка обычно необъективна: себе приписывают гипертимные или конформные черты. Главное «слабое звено» неустойчивой акцентуации - остаться без пристального присмотра, быть предоставленным самому себе. При воспитании по типу гипопротекции из неустойчивой акцентуации развивается психопатия.

Конформный тип. Главная черта - постоянная и избыточная конформность к своему непосредственному привычному окружению. Жизненное правило - думать «как все», делать «как все», чтобы все было «как во всех» - от одежды и манеры вести себя, к мировоззрению и суждениям. Конформность сообщается с поразительной некритичностью. Все, что говорит привычное окружение, все, что приносят привычные каналы информации, - это и есть истина. Консерватизм идет рука об руку с конформностью. Конформные подростки очень дорожат местом в привычной группе одногодков, стабильностью этой группы, постоянством окружения. Захваты конформного подростка полностью определяются его средой и велением времени. Слабое место в конформном характер-несносность крутых изменений. Психопатия конформного типа не бывает. Гипопротекция, безнадзорность, асоциальное окружение могут привести к психопатическому развитию по неустойчивому типу.

Смешанные типы. Эти типы составляют почти половину случаев явных акцентуаций. Их особенность нетрудно представить на основании предыдущих описаний. Сочетания, которые встречаются, не случайны. Они подчиняются определенной закономерности. Черта одних типов сочетается друг с другом достаточно часто, а с другими практически никогда.

Теория акцентуированных личностей Леонгарда быстро доказала свою достоверность и полезность. Однако использование её было ограничено возрастом испытуемых – опросник для определения акцентуации рассчитан на взрослых испытуемых. Дети и подростки, не имея соответствующего жизненного опыта, не могли ответить на ряд вопросов теста, поэтому их акцентуации оказалось затруднительным определить.

Решением этой проблемы занялся отечественный психиатр Андрей Евгеньевич Личко. Он модифицировал с целью применения его в детском и подростковом возрасте, переработал описания типов акцентуации, изменил названия для некоторых из них и ввёл новые типы. А. Е. Личко считал более целесообразным изучать акцентуации у подростков, так как большинство из них формируется до подросткового возраста и ярче всего проявляется именно в этот период. Описания акцентуированных характеров он расширил за счёт информации о проявлениях акцентуаций у детей и подростков, изменении этих проявлений по мере взросления. Перу А. Е. Личко принадлежат фундаментальные монографии «Подростковая психиатрия», «Психопатии и акцентуации характера у подростков», «Подростковая наркология».

Акцентуации характера с точки зрения А. Е. Личко

А. Е. Личко первым предложил заменить термин «акцентуации личности» на «акцентуации характера», мотивируя это тем, что нельзя объединять все личностные особенности человека определением только акцентуации. Личность – гораздо более широкое понятие, включающее мировоззрение, особенности воспитания, образованности, реагирования на внешние события. Характер же, являясь внешним отражением типа нервной системы, служит узкой характеристикой особенностей поведения человека.

Акцентуации характера по Личко — временные изменения характера, которые меняются или исчезают в процессе роста и развития ребёнка. При этом многие из них могут переходить в психопатии или сохраняться на всю жизнь. Путь развития акцентуации определяется её выраженностью, социальным окружением и видом (скрытая или явная) акцентуации.

Как и Карл Леонгард, А. Е. Личко считал акцентуации вариантом деформации характера, при которой чрезмерную выраженность приобретают отдельные его черты. Это повышает чувствительность личности к определённым видам влияний и затрудняет адаптацию в некоторых случаях. При этом в целом способность к адаптации сохраняется на высоком уровне, а с некоторыми видами влияний (не задевающими «места наименьшего сопротивления») акцентуированные личности справляются легче обычных.

Акцентуации А. Е. Личко рассматривал как пограничные между нормой и психопатией состояния. Соответственно, их классификация основана на типологии психопатий.

А. Е. Личко выделил следующие типы акцентуаций: гипертимный, циклоидный, сенситивный, шизоидный, истероидный, конморфный, психастенический, паранойяльный, неустойчивый, эмоционально-лабильный, эпилептоидный.

Гипертимный тип

Люди с этой акцентуацией – отличные тактики и плохие стратеги. Находчивы, предприимчивы, активны, легко ориентируются в быстро меняющихся ситуациях. Благодаря этому могут быстро улучшить своё служебное и общественное положение. Однако в отдалённом времени часто теряют положение из-за неумения продумывать последствия своих действий, участия в авантюрах и неправильного выбора товарищей.

Активны, общительны, предприимчивы, настроение всегда хорошее. Дети этого типа подвижны, непоседливы, часто проказничают. Невнимательные и слабо дисциплинированные, подростки этого типа учатся нестабильно. Часто возникают конфликты со взрослыми. Имеют множество поверхностных увлечений. Часто переоценивают себя, стремятся выделиться, заработать похвалу.

Циклоидная акцентуация характера по Личко характеризуется высокой раздражительностью и апатичностью. Дети предпочитают находиться в одиночестве дома вместо игр в компании сверстников. Тяжело переживают любые неприятности, раздражаются в ответ на замечания. Настроение меняется от хорошего, приподнятого, до угнетённого с периодичностью в несколько недель.

При взрослении проявления этой акцентуации обычно сглаживаются, но у ряда лиц могут сохраняться или надолго застревать в одной стадии, чаще угнетённо-меланхоличной. Иногда наблюдается связь перемен настроения с временами года.

Сенситивный тип

Отличается высокой чувствительностью как к радостным, так и к пугающим или грустным событиям. Подростки не любят активных, подвижных игр, не проказничают, избегают больших компаний. С посторонними боязливы и стыдливы, производят впечатление замкнутых. С близкими знакомыми могут быть хорошими товарищами. Предпочитают общаться с людьми младше или старше их. Послушные, любят родителей.

Возможно развитие комплекса неполноценности или сложности с адаптацией в коллективе. Предъявляют высокие моральные требования к себе и коллективу. Имеют развитое чувство ответственности. Усидчивы, предпочитают сложные виды деятельности. Очень тщательно подходят к выбору друзей, предпочитают старших по возрасту.

Шизоидный тип

Подростки этого типа замкнуты, общению со сверстниками предпочитают одиночество или компанию старших. Демонстративно равнодушны и не интересуются общением с другими людьми. Не понимают чувств, переживаний, состояние окружающих, не проявляют сочувствия. Собственные чувства также предпочитают не проявлять. Сверстники часто не понимают их, и поэтому настроены к шизоидам враждебно.

Истероиды отличаются высокой потребностью во внимании к себе, эгоцентризмом. Демонстративны, артистичны. Не любят, когда в их присутствии уделяют внимание кому-то другому или хвалят окружающих. Имеется высокая потребность в восхищении со стороны окружающих. Подростки истероидного типа стремятся занять исключительное положение среди ровесников, обращать на себя внимание, влиять на окружающих. Зачастую становятся инициаторами различных мероприятий. При этом истероиды неспособны организовать окружающих, не могут стать неформальным лидером, заслужить авторитет у сверстников.

Конморфный тип

Дети и подростки конморфного типа отличаются отсутствием собственного мнения, инициативы, критичности. Они охотно подчиняются группе или авторитетам. Их жизненный настрой можно охарактеризовать словами «будь как все». При этом такие подростки склонны к морализаторству и очень консервативны. Ради защиты своих интересов представители этого типа готовы на самые неблаговидные поступки, и все эти поступки находят объяснение и оправдание в глазах конморфной личности.

Психастенический тип

Подростки этого типа характеризуются склонностью к размышлениям, самоанализу, оценке поведения окружающих. Их интеллектуальное развитие опережает сверстников. Нерешительность у них сочетается с самоуверенностью, суждения и взгляды безапелляционны. В моменты, когда необходима особая осмотрительность и внимательность, они склонны к импульсивным поступкам. С возрастом этот тип мало изменяется. Часто у них возникают обсессии, служащие средством преодоления тревоги. Также возможно употребление алкоголя или наркотиков. В отношениях мелочны и деспотичны, что мешает нормальному общению.

Паранойяльный тип

Не всегда типы акцентуации характера по Личко включают этот вариант акцентуации в силу его позднего развития. Основные проявления паранойяльного типа появляются к 30-40 годам. В детстве и подростковом возрасте для таких личностей характерна эпилептоидная или шизоидная акцентуация. Основная их черта – завышенная оценка своей личности, а соответственно наличие сверхценных идей о своей исключительности. От бредовых эти идеи отличаются тем, что воспринимаются окружающими как реальные, хотя и завышенные.

Подростки проявляют повышенную тягу к развлечениям, безделью. Отсутствуют интересы, жизненные цели, их не волнует будущее. Часто их характеризуют как «плывущих по течению».

Эмоционально-лабильный тип

Дети непредсказуемы, с частыми и сильными перепадами настроения. Поводы для этих перепадов – незначительные мелочи (косой взгляд или неприветливая фраза). В периоды плохого настроения требуют поддержки близких. Хорошо чувствуют отношение к себе окружающих.

Эпилептоидный тип

В раннем возрасте такие дети часто плаксивы. В старшем – обижают младших, мучают животных, издеваются над теми, кто не может дать сдачи. Для них характерны властность, жестокость, самолюбие. В компании других детей стремятся быть не просто главным, а властителем. В группах, которыми они управляют, устанавливают жестокие, самодержавные порядки. Однако их власть держится в значительной мере на добровольном подчинении других детей. Предпочитают условия жесткой дисциплины, умеют угодить руководству, завладеть престижными постами, которые дают возможность проявить власть, установить свои правила.

А. Е. Личко - видный советский психиатр, заслуженный деятель науки РСФСР, профессор, доктор медицинских наук, заместитель директора по научной работе и руководитель отделения подростковой психиатрии Ленинградского психоневрологического института им В М. Бехтерева. Известен как ведущий специалист в области подростковой психиатрии и основатель первой подростковой психиатрической клиники в нашей стране, автор первого клинического руководства по подростковой психиатрии. Первое издание монографии (1977 г.) удостоено Президиумом АМН СССР Диплома именной премии им. В. М. Бехтерева. В книге описаны основные типы психопатий и акцентуаций характера, основные виды психопатических нарушений поведения - делинквентность, побеги из дому, ранняя алкоголизация и др., а также подростковые личностные реакции, лежащие в основе этих нарушений: реакции эмансипации, группирования со сверстниками и т д Второе издание дополнено главой о психопатоподобных нарушениях при шизофрении у подростков, разделами о смешанных типах психопатий и акцентуаций, о видах неправильного воспитания, способствующего психопатическим развитиям Больше внимания уделено психотерапевтическим рекомендациям Книга предназначена для врачей-психиатров, школьных и подростковых врачей и медицинских психологов. Издание содержит 4 таблицы, 1 рисунок и 200 библиографических названий

ПРЕДИСЛОВИЕ

ГЛАВА /. АЗГРАНИЧЕНИЕ ПСИХОПАТИИ, ПСИХОПАТОПОДОБНЫХ РАССТРОЙСТВ И АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

ГЛАВА ІІ . БИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАРУШЕНИИ ПОВЕДЕНИЯУ ПОДРОСТКОВ

ГЛАВА ІІІ. ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИИ ПОВЕДЕНИЯ

ГЛАВА ІV. ТИПЫ КОНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ПСИХОПАТИИ И АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

ГЛАВА V. ПСИХОПАТИЧЕСКИЕ РАЗВИТИЯ И ВИДЫ НЕПРАВИЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

ГЛАВА VI ОРГАНИЧЕСКИЕ ПСИХОПАТИИ

ГЛАВА VII. ПСИХОПАТОПОДОБНЫЕ НАРУШЕНИЯ ПРИ ШИЗОФРЕНИИ У ПОДРОСТКОВ

Книги и учебники по дисциплине Психология:

  1. ЩЕРБАК Е.А., КУТАШОВ В.А.,СИВОЛАП Ю.П.. ДЕПРЕССИЯ И АЛКОГОЛИЗМ. клинико-социальные взаимоотношения. МОСКВА-2018 - 2018 год
  2. Обухова, Л. Ф.. Возрастная психология: учебник для бакалавров / Л. Ф. Об­ухова. - М.: Издательство Юрайт,2013. - 460 с. - Серия:Бакалавр. Базовый курс. - 2013 год
  3. Гамильтон Д.. Мысль имеет значение. Поразительное доказательство власти разума над телом. - СПб.: ИГ «Весь»,2011. - 160 с. - (Энергетическая медицина). - 2011 год