Как восстановить психику ребенка после побоев. Психические расстройства у детей. Способы укрепления нервной системы и психики

Частые скандалы родителей могут развить в ребенке чувство незащищенности, неуверенности и даже недоверия к миру.

Речь в данном случае идет не только о конфликтах по поводу пьянства или побоях, а и об обычных выяснениях отношений, иногда на повышенных тонах и которые происходят практически в каждой семье.

Часто можно слышать от родителей: «Ребенок еще маленький и ничего не понимает». Так ли это?

В этом сложном вопросе помогла разобраться психолог Елена Кривошта.

Чем опасны семейные скандалы для ребенка? Возможно, есть какие-то примеры.

Семейные конфликты родителей всегда имели, и будут иметь большое влияние на психику ребенка. Очень важно учитывать возрастные особенности детей, и восприятие таких ситуаций, которые однозначно травмируют их. У детей, которые растут в семьях, где конфликты между родителями решаются в их присутствии может наблюдаться:

Скандалы родителей могут развить в ребенке повышенную тревожность, что будет накладываться на успеваемость в школе;

Нарушения сна, в том числе недержание мочи и кала (как протест);

Скандалы родителей приводят к отсутствию чувства защищенности, которое будет постоянно находить отклик в социальных контактах, ребенок будет либо отыгрывать негативный опыт на более слабых детях, либо сам подвергнется давлению со стороны более сильных детей;

Ребенок может стремиться на улицу, чтобы не видеть того, как кто-то из родителей унижает другого. Так может появиться стремление к бродяжничеству;

Когда между родителями скандал, то у детей, особенно у мальчиков, может наблюдаться чувство вины, если папа бьет маму или оскорбляет ее. В этом случае чувство вины накапливается до такой степени, что потом ребенок испытывает сильные приступы агрессии. И так как не может их адресовать отцу (чувствует себя слабым, или страшно противостоять), то агрессия может выйти из-под контроля и вылиться на сверстников (известны случаи, когда ребенок избивал другого ребенка до потери сознания);

У девочек в будущем может не осознаваться желание «помериться силами» с супругом и стремиться его подавить, чтобы таким образом отомстить отцу за маму. Часто супруги сильно ссорятся, а через некоторое время даже не могут вспомнить причины этих ссор. Здесь речь о том, что детский опыт никуда не девается, он накладывается на нашу взрослую жизнь;

Если девочка в детстве часто была свидетелем сильных конфликтов родителей, с побоями и унижениями со стороны папы в отношении мамы, то подсознательно или сознательно она будет стремиться быть одна, без партнера. То есть, она может быть одинока.

Если мальчик наблюдал часто, что папа обижает маму и был с ним не согласен, жалел маму и сочувствовал ей, то это не означает, что со своей супругой он будет терпелив и ласков. Очень часто молодые люди из таких семей продолжают линию поведения своего отца в отношении супруги. И при этом помнят, как больно им было, как казалось это несправедливым и из чувства вины могут пить.

Есть еще много разнообразных способов, когда наш детский негативный опыт воплощается в каком-то измененном виде нами во взрослой жизни, и часто это грустные истории, в которых идет продолжение родительских отношений. Мы копируем опыт наших родителей, хотя от него же в детстве и страдали.

shutterstock.com

Могут ли скандалы родителе й послужить основой для развития психологических патологий у ребенка?

И да, и нет. Здесь речь может идти как о негативном влиянии (когда ребенок видит отношение между родителями и в будущем будет строить свои отношения по такому же типу: с ссорами, побоями, оскорблениями…), так и позитивном, когда ребенок видя отношения между родителями будет стремиться в своей семье к другим способам решения конфликтных ситуаций (посредством обсуждений, консультаций у специалистов, получение совета от друзей…).

Ответ на этот вопрос больше в области индивидуальность ребенка, все ж таки мы не точные копии своих родителей, а значит, допускаются другие способы реализации поведения. То, что такое общение родителей отражается на ребенке, это однозначно. Вариантов развития патологий масса, но вот всегда ли они развиваются в ребенке - это сказать точно нельзя. Один ребенок реагирует на эти скандалы родителей, другой отгораживается и находит себя со сверстниками, третий получает поддержку от бабушки, четвертый ушел в чтение книг с головой... Важным фактором остается амплитуда разногласий в семье. В одной семье конфликты на уровне слов, в другой это оскорбления, в третьей это побои и унижений, в четвертой это запои и драки. Здесь можно говорить о том, что когда негативные факторы в большом количестве или достаточном для данного ребенка сходятся в одну точку, то мы можем наблюдать развитие психопатологий у ребенка. Например, формирование таких черт характера как депрессия, негативизм, ироничность, язвительность, пессимистическое восприятие мира, недоверие к противоположному полу на грани патологии и другое.

«Кодируется» ли сознание ребенка в дальнейшем вести себя так, как ведут себя его родители? А именно: все проблемы решать через скандалы и выяснения отношений.

Очень часто да. Дети как губка впитывают через родителей в себя опыт, связанный с поведением в конкретных ситуациях, отношениями к людям, ценностями, правилами, моралью и нормами общества в котором живет его семья. Именно родители первые показывают, как и что делать. Своим опытом они обучают ребенка и формируют его личность. Если родители учат ребенка не обманывать, а сами при этом часто обманывают, то такой ребенок будет знать что обман - это нормально, потому что его родители этому научили через свое поведение.

Также следует помнить о том, что наша ДНК во многом состоит из опыта наших предков, поэтому дети находятся под сильным влиянием родителей как внешнего фактора, где демонстрируется форма поведения и внутреннего фактора, где диктуется поведение и реакции, закодированные в ДНК. Поэтому важно беречь ребенка от излишне негативной информации, не перегружать его психику, стремиться создать дома такие условия, чтобы он чувствовал защищенность и любовь.

shutterstock.com

Как научиться родителя не «срываться» в присутствии ребенка?

Для родителей, которые хотят вырастить здоровую личность необходимо научиться общаться знаками и найти альтернативы, чтобы не скандалить и разрядить обстановку не в присутствии ребенка:

Махнуть головой - призывая выйти;

Говорить какую-то фразу, которая будет закодирована: например вместо: «…заткнись, достала!» можно использовать «не говори много». Иногда у супругов это вызывает улыбку, что уже терапевтично;

Отложить беседу на позднее время, когда ребенок будет спать. Часто это срабатывает, потому что эмоции до вечера утихают, и тогда происходит конструктивная беседа;

Для женщин полезно вести дневник эмоций, куда можно выписать все что думаешь о муже или другом человеке, а не носить в себе;

Один из вариантов купить грушу и когда накипит сбрасывать агрессию на нее;

Если есть возможность пойти в спортзал, то там голова отдыхает.

Как действовать, если «сдержать» ссору не получилось?

Но если вопрос требовал срочного решения или эмоциональной разрядки, супруги не сдержались и конфликт состоялся, стоит позаботиться об ощущениях и переживаниях ребенка и объяснить ему что родители спорят по взрослым вопросам и что он тут не при чем. Возможно, извиниться за то, что малыш стал свидетелем их разногласий. Если родители позже помирились, то стоит это продемонстрировать ребенку, чтобы его внутреннее напряжение ушло. Например, взяться за руки, или вместе пойти пить чай. В этот момент важно не обещать, что этого не повторится, чтобы потом не страдать от угрызений совести. Все мы, прежде всего люди, а поэтому нам свойственны эмоции.

Семейные скандалы - это болезненный и острый вопрос. Родителям не стоит ставить свои амбиции на первое место, необходимо помнить о том, что их неразумные и необдуманные действия могут привести к непоправимым последствиям у ребенка. К тому же, такое выяснение отношений наносит вред не только ребенку, но и каждому члену семьи. К чему такие жертвы? Все в этой жизни можно решить, главное - захотеть!

Каждая семья должна быть эмоционально здорова. И если следовать советам нашего психолога, то можно не только избавить своих детей от психических патологий и прочего, но и научиться решать все конфликты правильно, слажено и без криков.

Валерия Лещенко

Как бы мы не хотели, мы не можем полностью защитить детей от страшных, болезненных и трагических событий. Болезни, смерть близких людей, развод и переезд, стихийные бедствия и насилие – всё это часть нашего мира, с которым детям тоже приходится сталкиваться.

Маленький ребёнок освобождается от негативных, травматических переживаний, когда плачет на руках у взрослых. Слёзы не только помогают сбросить напряжение, но и работают как обезболивающее – снижают и физическую и душевную боль. Дети старше 3-4 лет интуитивно находят способы снятия стресса: выражают свои переживания в рисунках и играх, возвращают себе способность активно действовать, а не быть пассивной жертвой, через «агрессивные» игры, разговоры о том, что пугает или беспокоит со взрослыми, которым доверяет.

Родители обычно очень беспокоятся о том, чтобы последствия пережитого стресса для ребёнка не оказались разрушительными и не оказали длительного негативного действия на дальнейшую жизнь ребёнка.

Что может делать родитель (или другой заботящийся взрослый), чтобы помочь ребёнку пережить трудное время:

9 шагов от травмы к нормальной жизни

1.Создавайте охранительный режим для нервной системы и телесный комфорт ребёнку. Постарайтесь ограничить активности, слишком возбуждающие нервную систему, такие как просмотр телевизора (из-за мелькания), походы в многолюдные места, слишком громкие звуки. Этот режим похож больше всего на режим выздоравливающего ребёнка после гриппа. Как после болезни все силы уходят на восстановление и выздоровление, также все ресурсы психики и тела после стрессового события брошены на его переработку. Частое питье и питание по чуть-чуть, больше времени на сон или пассивный отдых. На фоне стресса обычно снижается аппетит, но бывает, что ребёнок начинает есть больше обычного и таким образом ищет способы снизить тревогу и успокоиться. Комфортный ребёнку тактильный контакт, спокойное внимание и присутствие близкого взрослого, «вышагивание» тревоги в совместной прогулке с родителем – этого обычно достаточно, чтобы снизить тревогу и свести на нет «заедание стресса».

2. Поддерживайте разговор о страшном (стрессовом) событии. Слушайте спокойно, помогите восстановить последовательность событий. Называйте вещи своими именами, избегайте иносказательности и преуменьшения – «умер», а не «ушел», «развод», а не «ссора», «укол» – вместо «укольчик». Назовите словами чувства, которые мог испытать ребёнок: страх (испугался, стало страшно, ужасно), злость (разозлился, рассердился, возмутился, был взбешен), растерянность (растерялся, не знал, что делать), бессилие (ничего не мог поделать), горе (расстроился, горевал, было грустно, горько).

Если ребёнок травмировался (порезался, сломал руку или ногу, сильно расшиб лицо или коленку и т.д.) или стал свидетелем того, как кто-то пострадал по собственной неосторожности, не торопитесь учить безопасному поведению в подобных ситуациях. Сначала – отреагирование чувств, успокоение, и только потом – «организационные выводы» и профилактическое обучение. Пока сильны эмоции, обучение не эффективно.

3. Дайте возможность «легально» выражать агрессивные импульсы: лепите вместе из пластилина или глины, делайте грязевые «бомбы», рвите бумажки (например, для отрывной аппликации или чтобы утилизовать ненужные газеты), играйте с водой (вода снимает психомышечное напряжение), пальчиковыми красками (даже со «взрослыми» детьми), или песком.

4. Помогите восстановить активность в игре. Например, ребёнку пришлось пережить болезненные процедуры (уколы из-за инфекции), когда его или ее насильно удерживали и естественная активность ребёнка подавлялась. В этом случае может помочь игра-фантазия, в которой ребёнок будет играть роль успешного борца с инфекцией (взрослый может взять на себя роль «инфекции», а ребёнок с мечом, или вооружившись «заклинаниями» будет эту «инфекцию» побеждать). Ребёнок, переживающий разъезд родителей, может найти опору на свою активность в создании своего песочного «мира», расселяя кукол и зверей по норам, или фантазируя о том, как будет самостоятельно и по своей инициативе переезжать из страны в страну, чтобы встретиться со старыми друзьями.

5. Не бойтесь агрессивных игр и того, что игра-отреагирование может повторяться много раз. Исключение составляют агрессивные действия по отношению к живым существам (тянуть за хвост кошку, бить других детей или кусать взрослых, обзывать или оскорблять других людей и т. д.). Если ребёнок начинает проявлять жестокость к живым существам, необходимо не только останавливать непозволительное поведение, но и сразу предоставлять легальные альтернативы выражения агрессии.

6. Создавайте и поддерживайте опоры безопасности и предсказуемости жизни: режим, проговаривание ближайших планов, повторение (иногда по нескольку раз) последовательности предстоящих действий. В острой фазе проживания горя и сразу после стрессового события может быть временно снижение памяти, внимания – говорить стоит простыми, короткими фразами, повторяйте по необходимости несколько раз одно и то же.

7. Если ребёнок стал с трудом засыпать или жалуется на кошмары, то во время укладывания посидите с ним подольше. Даже если ребёнок уже большой и до события самостоятельно умел сам укладываться, для возвращения чувства безопасности ему или ей может временно понадобиться ваше присутствие рядом. Перед сном можно, ласково поглаживая ребёнка, повторять «опорные послания» от родителя к ребёнку: «Мама тебя любит, папа тебя любит, бабушка тебя любит…» Можно также проговаривать положительные качества ребёнка («хорош_ая, любим_ая, сильн_ая, красив_ая»), называя его или ее по имени.

8. Заботьтесь о себе, своем здоровье и эмоциональной стабильности – больше отдыхайте, отложите на время все несрочные дела и уделите время своему душевному и физическому здоровью. Перегруженный делами, уставший или сильно встревоженный родитель едва ли может дать ощущения безопасности и поддержать своего ребёнка. Этот пункт идет в конце списка, но по важности может быть является самым первым.

9. Обратитесь за помощью и поддержкой для себя и своей семьи. К психологу или врачу стоит обратиться, если симптомы (см. статью ) после стрессового события сохраняются больше месяца или мешают нормальной жизни семьи. Также можно обратиться к специалистам «профилактически», если событие угрожало жизни и здоровью (травма, ДТП, серьезное заболевание) или существенно поменяло основы привычной жизни ребёнка (смерть близкого, переезд в другой город/страну, развод и разъезд родителей).

Чем может помочь психолог : Психолог помогает ребёнку восстановить целостность самоощущения, опору на собственную активность и найти новые основы достаточного чувства безопасности. Детям постарше психолог помогает начать говорить о событии и осознавать свои чувства и реакции, маленьким детям, которые еще не могут словами описать свои переживания словами, условия для освобождения от переживаний, восстановления активности и целостности создает в игре, во время рисования, игры в песочнице. Также в ненавязчивой игре психолог обучает ребёнка навыкам саморегуляции, приёмам снижения тревоги и страхов.

Казалось бы, не существует аргументов в пользу физического наказания. Только прошив. Но отчего-то число детей, регулярно подвергающихся подобному „семейному насилию", не уменьшается, а, наоборот, растет. К сожалению, некоторые родители пытаются таким образом добиться послушания и уважения от собственных детей.

Сидя за столом в гостях, я заметила удивленный взгляд 3-летней Ани. Вероятно, ей не понятно слово „аплодисменты", которое упомянул в разговоре ее папа. Уже выйдя из-за стола, спрашиваю: „Ты не знаешь, что такое аплодисменты?" „Не-е". „А почему же не спросила?" На Аниных глазах выступают слезы: „Мешать нельзя, а то папа побьет".

В ребенка в прямом смысле слова вдолбили правило: к беседе взрослых нужно относиться с уважением — нельзя их перебивать. Но Аня не спросила про непонятное слово не из уважения перед отцом, а из страха перед наказанием. Сейчас для девочки безопаснее не проявлять инициативу, постепенно это станет привычкой. В ребенке разовьется пассивность, пропадет пытливость ума. А в школьный коллектив Аня придет „серой мышкой".

Бить или...?

Иногда ошибочное представление об эффективности физических наказаний создается потому, что дети часто перестают делать то, за что их бьют. Но это, к сожалению, вовсе не означает, что ребенок действительно понимает, что он плохо поступил!

Просто страх перед физической болью затмевает другие желания и стремления. Наказание в этом случае способствует развитию малодушия и трусости. Не слишком ли высока цена такого „послушания"?

Ах ты, вредина!

Ирина, воспитатель детского сада, мама 5-летнего сына, жестоко наказала мальчика ремнем за то, что он стащил деньги из ее кошелька. На вопрос: „Ты понял, что так нельзя делать?" — Миша, захлебываясь слезами, кивнул. Наказание возымело действие — к маминому кошельку он больше не притрагивался. Казалось бы, у мамы все получилось. Но ситуация имела свое (кстати, вполне типичное) продолжение.

Через некоторое время уже в бабушкином кошельке Миша стал подменять пятирублевые монеты рублями и копейками и утаивать от близких сдачу от покупки конфет. Со временем, попадая с родителями в гости, мальчик начал таскать деньги из карманов и кошельков хозяев. Ирина добилась лишь того, что порок стал тайным. Вообще появление отрицательных черт характера — серьезное последствие рукоприкладства. Ребенок может стать очень упрямым: упрямство формируется из протеста насилию.

Если родителям удастся совершенно подавить волю малыша, из него вырастет слабый человек с дурным характером, вечно недовольный собой и окружающими, всю жизнь мстящий за свое забитое детство.

Еще одно распространенное заблуждение взрослых — миф о „злой воле" детей. Будто бы „вредничать" и не слушаться доставляет ребенку удовольствие. Нередко родители за подобное поведение принимают интерес малыша к новым вещам, желание познавать мир. Действительно, иногда даже собственного ребенка нелегко понять.

Часто папе и маме не хватает аргументов, терпения или времени убедить малыша делать так, а не иначе. Не долго думая, в ход пускается ремень. Но ведь у каждого родителя есть свои приемы убеждения , воздействия на малыша. Конечно, их применение требует сил, времени, собственных нервов.

Но ведь психическое здоровье ребенка дороже!

Бывает, что взрослые наказывают малыша не регулярно, время от времени, совершенно не придавая этому значения. Скажи таким „воспитателям", что они бьют ребенка — возмутятся. Но ведь подзатыльники, шлепки по попе, по рукам — это тоже проявления насилия. Малыш еще острее переживает чувство обиды, унижения, если при наказании присутствуют посторонние. Так, походя, можно запросто искалечить родную душу. Неужели именно такую цель преследуют родители?

Конечно же, нет. Но многим детям приходится терпеть такие мелкие телесные наказания, может быть, и не очень болезненные, но очень обидные и негативно влияющие на психику малыша. Те, кто пережили кошмар детства с побоями, знают это чувство отчуждения, возникающее между ребенком и родителем. Рождаясь, ребенок доверяет миру. Побои подрывают эту веру, особенно потому, что исходят от мамы и папы, которых малыш считает своими друзьями. Если его так предают самые близкие люди, что же ждать от чужих? В будущем уже у взрослого человека возможны проблемы в отношениях с людьми.

Страх довериться и испытать при этом боль превышает желание сближаться с другими людьми, дружить и доверять им.

Физические наказания в детстве влияют на развитие патологической сексуальности. Например, на развитие садистских или мазохистских пристрастий. Чаще всего детей бьют по ягодицам, и неизбежно затрагиваются эрогенные зоны. То есть удары приходятся по той части тела, которая со временем призвана дарить эротическое наслаждение и радость.

Получается, что из-за боли и агрессивной психологической обстановки между физическим воздействием на зоны удовольствия и чувствами в подсознании ребенка устанавливается стойкая связь. А чувства эти — страх, обида, тоска. Появление сексуальных отклонений не обязательно, но негативная ассоциация любви и боли остается в памяти ребенка. Вырастая, такие дети испытывают трудности в общении с противоположным полом, им сложно поддерживать настоящие, долгие, романтические отношения.

Некоторых родителей провоцирует на наказания то, что их самих били в детстве. Став взрослыми, они воссоздают модель воспитания своей семьи, подсознательно компенсируя свою обиду, причиняют боль собственным детям.

Так что, наказывая своих детей, папы и мамы закладывают бомбу замедленного действия по отношению к внукам. Мне приходилось разговаривать с уже взрослыми людьми, достигшими определенных успехов в жизни, чье детство было покалечено побоями.

Несмотря на жестокость родителей, они высказывали одобрение наказаний. „Ну и правильно делали, что били. Я был ужасным хулиганом, — говорит один из моих собеседников. — Где бы я сейчас оказался, если бы не родители?" Такое парадоксальное мнение можно объяснить. У малыша есть потребность любить маму, папу. Детское сознание вытесняет воспоминания о боли, страхе в область бессознательного, „обеляет" фигуры родителей. Для ребенка легче думать, что он заслужил наказание, нежели понять, что родные люди способны причинять такие телесные и душевные муки.

Так что поборникам физических наказаний не стоит обольщаться и думать, что дети действительно довольны тем, что их бьют. Счастье и благополучие детей в будущем зависит от того, каким было их детство. Дарите больше радости и любви своим малышам.

Инструкция

Когда очевидна, к примеру, сложности на работе или в личной жизни, начинать восстановление психики следует с устранения основных проблем. До тех пор пока раздражающий фактор не будет искоренен, пытаться привести психику в равновесие бесполезно.

Попробуйте перестать прокручивать в голове одни и те же мысли. Возьмите лист бумаги и напишите все то, что вас тревожит. Зачастую проблемы, перенесенные на бумагу, начинают выглядеть не так . Внимательно проанализируйте , решите, что необходимо сделать в первую очередь, чтобы разобраться с дискомфортом.

Поговорите о своем состоянии с близкими людьми, которым вы доверяете. Помимо того что вы выговоритесь, взгляд со стороны поможет найти новые решения ваших проблем.

Поменяйте режим дня и временно откажитесь от всех дополнительных подработок. Самое главное в вашей ситуации - постараться добиться внутреннего спокойствия. В освободившееся время старайтесь побольше гулять и уделять время себе. Можно заняться любимым хобби или регулярно то, что приносит вам радость - к примеру, сходить по магазинам, а мужчине - съездить на рыбалку.

Во время сложного психологического периода постарайтесь не забывать о питании. Откажитесь от жирной, копченой и сладкой пищи. Ешьте побольше легкоусвояемых белков и овощей. Помните, что состояние нашей нервной системы во многом зависит от правильного питания.

Ложитесь спать вовремя и спите не менее восьми часов. Не даром врачи утверждают, что сон - это лучшее лекарство.

Займитесь плаванием или йогой. При психологических проблемах у людей бывают мышечные зажимы, которые приносят вред здоровью, а также не позволяют расслабиться, что является очень важным для людей, которые испытывают психический дискомфорт. Физическая активность поможет разгрузить мышцы, а выделяющиеся при активном движении эндорфины, помогут почувствовать себя счастливее.

Не стесняйтесь обратиться к психологу. Специалист поможет разобраться в накопившихся проблемах, а также посоветует эффективные тренинги для расслабления.

При ухудшении состояния следует обратиться к врачу. Зачастую проблемы с психикой могут быть вызваны нарушением определенных органов и систем (к примеру, эндокринной). Врач назначит обследование, а также направит вас к психотерапевту, который сможет помочь не только с помощью бесед, но и назначением лекарственных препаратов, которые помогут вашей психики быстрее восстановиться.

Темпы современной жизни все ускоряются, становятся стремительнее. Пытаясь достичь все больших высот в профессиональной карьере, большинство доводит себя до нервных срывов и психических перегрузок. Постоянные проблемы приводят к усталости, неуравновешенности и хронической нервозности. Трудоголики, категория людей, которые не умеют отдыхать, пытаясь снять эмоциональную напряженность, способны загнать себя в состояние зависимости от психотропных препаратов.

Вам понадобится

  • - трава адониса;
  • - листья барбариса;
  • - корневища валерианы;
  • - трава душицы обыкновенной;
  • - трава мелиссы;
  • - плоды калины.

Инструкция

Адонис – ценное лекарственное растение, обладающее седативным, мочегонным и тонусоподдерживающим действием. Возьмите 1 чайную ложку измельченной сухой травы адониса и залейте 100 мл качественной водки. Настаивайте , затем профильтруйте. Пейте по 15 капель 3 раза в день, разбавленных кипяченой водой, при нервном возбуждении не более 7 дней. При применении настойки адониса следует соблюдать точную дозировку, так как адонис ядовит.

Барбарис обладает целым рядом лечебных , одним из которых является его способность успокаивать и укреплять нервную систему. Возьмите 1 столовую ложку листьев барбариса и залейте их 100 мл хорошей водки. Настаивайте 2 недели, затем отфильтруйте. Пейте по 20 капель трижды в день. Курс приема – до 3 . Нельзя барбариса при беременности и климактерических кровотечениях.

Народная и научная медицина использует валериану как успокаивающее и тонизирующее средство при хроническом функциональном расстройстве нервной системы, бессоннице, мигрени, неврозах желудка и спазме пищевода на нервной почве. Для приготовления эффективного сложного фитосбора возьмите 1 столовую ложку корней с корневищами валерианы, по 2 столовых ложки травы мелиссы, душицы, плодов калины. Все компоненты измельчите и перемешайте. 4 столовых ложки фитосбора засыпьте в термос и залейте 900 мл кипятка. Оставьте настаиваться 2 часа и процедите. Это дневная норма приема, которую разделите на 4 порции и выпейте через равные временные отрезки. Улучшение состояния наступает уже на 2-3 день.

Обратите внимание

При первых признаках психического расстройства рекомендуется обратиться к специалисту по лечению этих заболеваний, но увлекаться лекарственными препаратами официальной медицины не стоит. У них слишком много побочных свойств, негативно отражающихся на здоровье человека.

Полезный совет

Нервное потрясение тесно связано с семейными проблемами, сильной усталостью, с желаниями, которые не осуществились, и даже с хирургической операцией. Любое сильное переживание может привести к нервному потрясению.

Нервное потрясения: последствия и симптомы

Последствия нервного потрясения могут быть очень серьезными. Человек меняется в худшую сторону, становится замкнутым, агрессивным, растерянным, злым. Если вовремя не оказать помощь и не начать лечение в этот период времени, разовьются серьезные заболевания нервной системы, проявляющиеся в маниакальности, нездоровом влечении или навязчивых идеях.

Именно поэтому важно понять, когда начинается нервное потрясение. В первую очередь это психическое расстройство характеризует нарушение интеллекта. Обратите внимание, если ваш близкий человек стал страдать потерей памяти, перестал воспринимать информацию, стал рассеянным, плохо ориентируется в пространстве, то это тревожные звоночки.

Кроме того, нервное потрясение сопровождается сильной депрессией со странными болями, изменениями характера или бессонницей.

Как помочь себе при нервном потрясении

Если вы обнаружили тревожные признаки, характеризующие нервное потрясение, в первую очередь, вам следует обратиться к хорошему психологу. Он поможет вам справиться с этим серьезным заболеванием и вернуться к нормальной жизни.

В такой непростой жизненный период следует хорошо высыпаться и много отдыхать.

Лучший вариант отдыха – это поездки на природу и свежий воздух.

Если у вас есть возможность взять на работе отпуск или отгул, немедленно берите и отправляйтесь на дачу или на море.

Попробуйте пройти некоторые курсы медитации в . Если вы человек верующий, сходите в церковь, помолитесь, отведите душу.

Поменяйте свой пищевой рацион, придерживайтесь правильного питания. Не забывайте о волшебных свойствах настоящего шоколада, ведь доказано, что от сладкого поднимается настроение.

Есть множество природных лекарств, которые помогают справиться с нервным потрясением. Одно из самых популярных растений – это валериана. Если будете принимать настойку на основе этого натурального средства пару раз в день на протяжении одной недели, заметите положительный результат.

Если вы чувствуете, что злость и агрессивность нарастает, не сдерживайте себя. Нужно в обязательном порядке выплеснуть все негативные эмоции. Вы имеете полное право на это. Плачьте навзрыд, колотите подушку и разбейте посуду! Станет легче. После эмоциональной разрядки, заварите себе крепкий чай с лимоном, лягте в кровать, укройтесь теплым пледом и поспите. Сон вернет энергию, которую вы потеряли, даст восстановиться нервной системе.

Видео по теме

Совет 4: Какие психические заболевания являются самыми распространенными

В настоящее время количество психически больных людей в мире достигло 500 млн. Чаще всего встречаются шизофрения, маниакально-депрессивный психоз и эпилепсия.

Шизофрения

Шизофрения – самое распространенное психическое заболевание в мире. Существует множество форм шизофрении, но все они имеют общие черты. Выделяют негативные и продуктивные симптомы шизофрении.

Негативные отражают выпадение или извращение психической функции, продуктивные – появление добавочной симптоматики. Негативные симптомы в совокупности представляют собой так называемый шизофренический дефект. Сюда входят: эмоциональная плоскость, снижение уровня побуждений, мышления, нарушения поведения.

Для шизофрении характерен аутизм, при котором происходит самоизолирование больного от окружающего мира. Суждения и оценки становятся настолько субъективны, что непонятны другим.

Снижение энергетического потенциала проявляет себя в затруднении концентрации на деятельности, что может привести к интеллектуальной несостоятельности на фоне сохранного интеллекта. Больному все сложнее учиться и работать, воспринимать новую информацию.

Характерны нарушения мышления: неуправляемые мысли, мысленный ступор, неспособность удержать мысль. Отмечается непоследовательность мышления и скачка идей. Больной хаотично переключается с одной темы на другую без всякой логики.

Эмоциональные нарушения: утрата морально-этических свойств, эмоциональная холодность, потеря привязанностей к близким, цинизм. Сужается круг интересов, могут наблюдаться странности в поведении.

Расстройства восприятия: галлюцинации, параноидный бред, бред преследования, бред физического воздействия и другое. Характерны различные неприятные ощущения, на которые больные жалуются весьма специфично: сухость желудка, ощущение распирания одного из мозговых полушарий.

Из нарушений двигательной активности самым распространенным является кататонический синдром, проявляющий себя ступором либо возбуждением. Отмечаются нарушение волевой сферы: апатия, может иметь место и повышенная активность. В активных действиях больные обычно следуют выполнению своих бредовых замыслов.

На поздних стадиях шизофрении происходит кристаллизация бреда: бредовые идеи складываются в прочную картину, и ничто не может переубедить больного. Абсолютно непричастные факты используются больным как доказательства его точки зрения.

Биполярное расстройство

Биполярное расстройство или маниакально-депрессивный синдром проявляется чередованием депрессивных и маниакальных фаз. Оно не приводит к выраженным личностным изменениям.

Для депрессивной фазы характерны подавленное настроение и мыслительная заторможенность. Отмечается и двигательная заторможенность, также и речевая. Больные испытывают тоску, скуку, апатию, у них повышается чувствительность. Возможны суицидальные мысли, больной становится слишком критичен к себе.

В маниакальной фазе настроение резко повышается, происходит интеллектуальное и моторное возбуждение. Оживление больного доходит до неадекватной степени, он становится дерзким в общении и неуправляемым. Идеи больного , теряется логика в рассуждениях.

Внимание человека в маниакальной фазе легко отвлекается, не удерживается ни на чем подолгу. Он стремится к деятельности, часто не спит ночами в этот период.

Обе фазы чередуются с периодами полного исчезновения симптоматики.

Эпилепсия

Эпилепсия представляет собой хроническое заболевание, оно постепенно приводит к личностным изменениям. Самым характерным признаком являются судорожные припадки, которые больные способны предчувствовать. Подсказку дают раздражительность, слабость, головные боли.

Судорожные припадки сопровождаются потерей сознания, напряжение и резкие сокращения мышц, отсутствием реакции зрачков на свет. При атипичных припадках происходит только кратковременная потеря сознания.

У больного эпилепсией постепенно нарастает замедленность всех психических процессов. Отмечается вязкость и обстоятельность мышления, когда больной застревает на деталях и не может выделить главное. Человек становится мстительным и обидчивым, характерно резонерство.

Резонерство проявляется в пафосном философствовании по различным поводам, нравоучениях в адрес окружающих, переоценке собственного опыта. Больные не понимают юмора, они инфантильны, скупы.

Речь больных эпилепсией обычно замедлена, изобилует уменьшительно-ласкательными суффиксами. Они могут быть приторно учтивыми, что затем сменяется злобностью.

Здоровье вегетативной нервной системы определяет нормальное функционирование всех систем организма. Сторонники психосоматической теории убеждены, что стрессы по разным поводам неизбежно понижают локальный иммунитет разных органов, что в большинстве случаев провоцирует заболевания. Есть множество способов восстановить и укрепить психическое здоровье как взрослым, так и детям. Это может быть терапия у специалистов, прием лекарственных и фитопрепаратов. Не последнюю роль в укреплении нервной системы играет и образ жизни.

Переносимость стрессов взрослыми и детьми

Ребенок рождается с незрелой нервной системой. Интенсивнее всего ее развитие происходит в первые годы жизни. Именно нервная система помогает малышу нормально адаптироваться к окружающему миру.

Основные различия в переносимости стрессовых ситуаций у ребенка и взрослого:

  1. 1. Первые месяцы жизни у малышей формируется доверие к окружающему миру, основой которого являются взаимоотношения с родителями. Поэтому все призывы - крик, слезы, плач - не должны оставаться без ответа и помощи взрослых. Дети не плачут просто так, только когда им плохо. Родителям важно это знать и относиться к истерикам и капризам ребенка с пониманием.
  2. 2. Дети не самостоятельны. Их мозг еще не работает таким образом, чтобы они были способны придумать алгоритм решения проблемы. Им для этого необходимо участие взрослых.
  3. 3. В силу небогатого жизненного опыта дети гораздо впечатлительнее. Событие или факт, который кажется взрослым мелочью, для них является серьезной проблемой. Чтобы помочь малышу справиться со стрессом, нужно смотреть на ситуацию с позиции его мировоззрения.
  4. 4. Способы восстановления после перенесенного стресса тоже различаются. Здоровый образ жизни и сон считаются общим фактором, укрепляющим нервную систему. Но психолог, психотерапевт, хобби, развлечения детям до определенного возраста не помогут. Внимание и любовь родителей - главное, что им нужно очередь, чтобы их психика была здорова.
  5. 5. Многие события происходят с малышами впервые, поэтому для них это что-то новое и неизвестное. Даже если эмоции положительные, то все равно события сопровождаются переживаниями.

Способы укрепления нервной системы и психики

Чтобы укрепить нервную систему как взрослого, так и ребенка, нужно учитывать:

  • врожденные особенности личности - темперамент;
  • текущее состояние психического здоровья;
  • возраст и половую принадлежность;
  • возможности и условия жизни.

Большинство эффективных способов несложно реализовать в домашних условиях, если речь не идет о серьезных психических расстройствах.

Образ жизни

Здоровый образ жизни человека - лучшая профилактика, которая поможет стойко переносить все эмоциональные потрясения без лекарств. Главные его составляющие:

  1. 1. Здоровый сон. Организму просто необходимо восстанавливаться и отдыхать, а это происходит во время сна. Маленькие дети, у которых нестабильный режим сна, отличаются большей впечатлительностью и нервозностью.
  2. 2. Полноценное питание. Трансжиры, сахар, кофеин и спирт, угнетают нервную систему. Рацион человека должен состоять из большого количества овощей, фруктов, орехов, круп, нежирного мяса, рыбы, морепродуктов, яиц и кисломолочных продуктов. Питание ребенка должно быть богато медленными углеводами и белками, потому что он много двигается и быстро растет. Именно такой набор продуктов благоприятно влияет на физиологию и психику. Привычка правильно и сбалансировано питаться убережет от распространенного психического расстройства - пищевой зависимости.
  3. 3. Регулярные физические упражнения, подходящие по состоянию здоровья и темпераменту. Успокоить нервы помогут йога, дыхательная гимнастика.
  4. 4. Релакс-процедуры - можно принять теплую ванну с аромамаслами и травами, сделать массаж тела и отдельных его частей.
  5. 5. Закаливания - эти процедуры помогут укрепить ЦНС и физическое здоровье.

Режим дня, правильное питание, массаж, физическая активность и положительные эмоции - главные способы укрепления нервной системы ребенка.

Аптечные препараты

Восстановить вегетативную нервную систему и улучшить ее состояние помимо сбалансированного питания помогут витамины:

  • А, С - укрепляют нервные клетки и в общем иммунную систему;
  • Е - помогает справляться с усталостью, делает организм выносливее;
  • группы В - уменьшают нервозность и способствуют концентрации внимания, В6 укрепляет нервную систему детей, помогает при бессоннице, В12 избавляет от хандры;
  • D - повышает жизненный тонус и благоприятно влияет на настроение.

Принимать можно витамины одного вида или их комплексные составы.

Для борьбы с психическими расстройствами и для укрепления нервной системы применяют лекарственные препараты. Лучше отдавать предпочтение средствам растительного происхождения. Они выбираются в зависимости от целей и степени тяжести состояния больного. Наиболее популярные: Персен Форте, Валокордин, Афобазол.

Все препараты можно принимать только по назначению врача после комплексного обследования. В случае индивидуального подбора они способны вылечить расстройство.

Народная медицина

Укрепить нервную систему и психику можно с помощью народных средств:

  1. 1. Отвар картофеля, сваренного в кожуре. Средство благоприятно влияет на сердечно-сосудистую систему и успокаивает нервы. Именно в нем находится наибольшее содержание важного микроэлемента - калия.
  2. 2. Отвары трав: мелисы, ромашки, золототысячника, мяты, полыни, лаванды, пустырника. Рецепт приготовления: чайную ложку сушеной травы или смеси нескольких трав заливают кипятком и настаивают на водяной бане 10 минут. После дают остыть и настоятся и принимают либо по 2 столовые ложки трижды в день, либо добавляют в этом количестве в чай.
  3. 3. Калина. Ягоду перетереть с сахаром, дать настояться несколько дней и съедать по 3 столовые ложки в день. Можно приготовить отвар из ягод и пить по стакану ежедневно.
  4. 4. Ванны с добавлением эфирных масел хвойных и цитрусовых. Можно сделать отвар из шишек и иголок любого хвойного дерева и добавлять его в ванну.

Народные средства не принесут эффекта в случае заболеваний психики. Но они укрепят нервную систему человека, если данных патологий нет.

Сначала надо распознать поводы для беспокойства. По доктору Курпатову, причина депрессий - тревожность. Он называет 3 основных фактора и действенные техники, с помощью которых можно избавиться от проблемы:

  1. 1. Трагические события. Психотерапевт призывает соблюдать главное правило - думать о живых, то есть о себе, ведь именно человек, переживший катастрофу и утраты, остался жить в непростых обстоятельствах. Отчаяние и депрессия - не лучшая память об ушедших близких и обуза для тех, кто остался жив. Человек должен принять ситуацию и вместо того, чтобы страдать и кричать о несправедливости, вспомнить то многое, что у него осталось и строить дальше свою жизнь. Прием, который предлагает Андрей Курпатов: человек должен представить, что он сам погиб, и ответить себе честно на вопрос: "хотел бы я, чтобы мои близкие так страдали вместо того, чтобы жить дальше и вспоминать меня с любовью?"
  2. 2. Череда ежедневных проблем. Это могут быть трудности взаимоотношений с близкими, неудачи на работе, напряженное материальное положение, болезни. Необходимо признать, что эти проблемы не настолько значимые, насколько человек себе представляет, и вместо преувеличения их масштабов уменьшать их. Эффективный прием - заменить мысли "моя жизнь ничего не стоит" на "мои трудности ничего не стоят".
  3. 3. Проблема выбора. Человеку свойственно тревожится, выбирая между профессиями или способами заработка, решая: действовать или нет, говорить или молчать. В данном случае важно научиться переключаться на другие сферы: если не везет в карьере - занятая личной жизнью и наоборот. Важно во время концентрации внимания на сложном выборе не пропустить другие возможности, которые предоставляет жизнь.

Далее следует избавляться от депрессивных мыслей. Выяснив корень тревожности и посмотрев на него иначе, можно побороть саму депрессию. Доктор утверждает, что пессимистическое мышление "все плохо" - бегство от реальной жизни и очень удобная позиция для тех, кто не желает действовать, то есть для людей, остающихся в своей зоне комфорта. Со временем это переходит в привычку, а с ней бороться очень трудно. Человеку важно не верить себе в депрессивном состоянии, ведь это не его мысли, а сама депрессия. Эффективная техника: записать свои мысли, разбив их на темы "об окружающем мире", "о будущем" и "о себе" и анализировать их. Ответ на вопрос "это действительно плохо?" поможет осознать необъективность суждения "все плохо".

Никогда нельзя себя жалеть. Желание, чтобы пожалели - естественное, но оно приносит страдания, которые ведут к психическим расстройствам. Человек должен проанализировать все, что имеет - физические данные, умственные, семья, деньги на самое необходимое и признать, что этого достаточно, чтобы быть счастливым.

Занятость - самое эффективное лекарство от тревожных и негативных мыслей . Нужно организоваться: составить краткосрочные и долгосрочные планы, расписать время на каждый день. Эффективным будет занятие чем-то нетипичным для себя: можно купить домашний цветок, покормить дворовых котов, убраться в квартире и т. д. Все, что будет делать человек, должно вознаграждаться чем-то хорошим - признание и благодарность окружающих, покупка желанной вещи, подтянутое тело, вкусная еда и тому подобное. Важно хвалить себя за каждую мелочь.

Испытывая чувство вины, человек чисто обманывает себя. От этого никому легче не становится, а поступок, из-за которого происходит самобичевание, при детальном анализе видится не таким и страшным. При недовольстве поступками окружающих рекомендуется высказывать свои мысли в максимально корректной форме, но ни в коем случае не оставлять агрессию в себе.

Укрепить нервную систему помогают положительные эмоции. Умение находить их источники необходимо каждому человеку. Если возникают сомнения по поводу психического здоровья или просто трудно справиться с ситуацией самостоятельно - рекомендуется обратиться к психологу или психотерапевту.