Особенности эмоциональной сферы женщины ранней и зрелой взрослости в браке. Исследование эмоционально-ценностной сферы одиноких женщин

Мир стремительно меняется. Меняется и современная семья.

Чем она отличается от традиционной модели семьи? Зачем люди сегодня вступают в брак? Чего ждут от отношений? Где скрыты семейные "подводные камни" ? Как сохранить семью и быть счастливым в браке сегодня?

В психотерапевтической практике я все чаще сталкиваюсь с тем, что люди не удовлетворены качеством семейной жизни. Они говорят о скуке, отсутствии смысла в отношениях, одиночестве в семье, отсутствии взаимопонимания со стороны супруга. Браки сегодня так легко рушатся.

Согласитесь, трудно представить, чтобы вопросы качества супружеских отношений волновали наших прабабушек и прадедушек 80-100 лет назад. Скука и одиночество если и замечались ими, то вряд ли были причинами разводов.

Сто лет назад семья создавалась с целью продолжения рода, сохранения и приумножения капитала, регулирования сексуальной жизни. Индивидуальность строго подчинялась семейным ценностям и правилам. Интересы семьи стояли выше интересов личности.

Сегодня все иначе. Современные пары ожидают от брака иных "дивидендов" - взаимопонимания, поддержки, уважения к своей индивидуальности. Выживать не надо.

Женщина способна содержать себя и растить ребенка самостоятельно. Запрета на секс вне брака давно не существует. В браке мы ищем не защиты и финансовой опоры, а комфорта, тепла и эмоциональной близости.

Лет 15 назад я спросила бабушку, любила ли она деда, когда выходила замуж. Я помню, как она удивленно посмотрела на меня, вздохнула и ответила: "О чем ты говоришь! Какая любовь? Закончилась война, мужчин не было. Родители сосватали меня за деда, потому что он был работящий, у него были руки и ноги. Он пришел с войны не инвалидом, чего еще желать? Мы и не думали ни о какой любви, надо было как-то жить". Вместе они прожили более 40 лет до самой смерти деда. О любви не говорили и не думали, но и о разводе речи не было.

Вряд ли сегодня кто-то выходит замуж или женится по таким причинам. Мы избалованы достатком и безопасностью, нам хочется любви, взаимопонимания и эмоционального контакта.

Сегодня семья строится именно на этой хрупкой, сложной и переменчивой основе. Представляете, как сложно ее сохранять? Никаких естественных и железных скреп в виде страха нищеты, голода или социального осуждения.

Получается, чтобы быть в счастливом браке сегодня нужно владеть другим инструментом – тем, что мы обычно называем эмоциональным интеллектом. Похоже, сегодня без него никуда. А моя бабушка даже слова такого не знала.

Эмоциональный интеллект (ЭИ; англ. emotional intelligence, EI) - способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Современная семья предъявляет к нам очень сложные требования, в какой-то степени нашим бабушкам было даже легче. Способность и умение строить и поддерживать отношения едва ли не самая тонкая и трудная компетенция.

Если пытаться вывести формулу счастья современной семьи, то она может выглядеть так – "Как мне быть собой, сохранять свою индивидуальность и при этом быть вместе, быть глубоко связанным с тобой". Иными словами, как быть одновременно и отдельно, и вместе.

Именно поэтому советы наших мам и бабушек про пироги, борщи и белоснежные скатерти, про традиционные мужские и женские роли в браке не работают. Семья вышла на другой уровень, где на первое место выходит способность глубоко общаться, создавать и поддерживать атмосферу понимания, доверия и уважения к индивидуальности партнера.

Что же нужно понимать и уметь, чтобы ваша семья была крепкой и здоровой? Я давно работаю с семьями как терапевт и вижу, что многих проблем в браке можно избежать, соблюдая вот такие правила:

1 . Не бойтесь конфликтов. Конфликты – это не всегда ссора, это возможность вывести отношения на более высокий уровень. Конфликт указывает, что в каком-то месте ваши потребности или ценности и потребности партнера не совпадают.

Замалчивание или обхождение стороной острых углов не приведет ни к какому результату, кроме накопления негатива и отдаления друг от друга. Противоречие же как было, так и останется.

А вот прояснение сути конфликта и поиск путей его разрешения создает практику конструктивного диалога, уважения и доверия, "вместе мы справимся".

2 . Учитесь распознавать свои чувства и мотивы поступков и действий. Высокая личная осознанность, понимание себя помогают понимать и человека рядом с вами.

3 . Не замалчивайте и не подавляйте своих негативных чувств. Почти все, заботясь об отношениях, склонны подавлять раздражение, гнев или обиды. Мы искренне считаем, что уберегаем таким образом друг друга от скандалов и ссор. Я вас расстрою – не уберегаем.

Злость и раздражение несут в себе много энергии, если не выносить их в конструктивный диалог, а накапливать, то рано или поздно они рванут, как перегретый пар из котла. И тогда никому мало не покажется.

Парадоксальным образом, желание уберечь от агрессии к ней же и приводит. Не терпите, разговаривайте друг с другом о том, что вам не подходит в отношениях или ранит, учитесь конфликтовать качественно и конструктивно.

4 . Семья – сложный организм, он подчиняется законам существования и развития систем. При рождении детей, болезнях членов семьи, переездах и пр. семейная система проходит через кризисы. Они неизбежны и нужны для того, чтобы семья могла перестроиться и адаптироваться к новым условиям существования.

Если об этом знать, то "тот, кто предупрежден, тот вооружен". И более подготовлен к сложному периоду.

5 . В любой сложной ситуации садитесь за стол переговоров. Умение и готовность разговаривать друг с другом, быть искренним и открытым – признак здоровых, динамично развивающихся отношений.

6 . Каждый из нас приходит в брак или отношения со своей собственной картинкой того, как должно быть, вынесенной из прошлого опыта или родительской семьи. Семейных укладов, традиций, способов ведения хозяйства существует столько, сколько и самих семей на свете.

Только представьте себе, тысячи комбинаций. У кого-то способ заботы в семье – это помощь по хозяйству, у кого-то – цветы жене каждую неделю. Кто-то привык выражать свою любовь делом, от него не дождешься теплых слов, а для другого эмоциональная скупость партнера считывается нелюбовь, потому что папа в детстве был очень теплым и эмоциональным.

И вот со всем этим багажом мы приходим в брак, искренне считая, что наш способ жизни - единственно возможный и правильный. Ну как, очевидно же, что полотенце после душа надо складывать и аккуратно вешать на край ванны. В моей семье все так делали. А тут оказывается, что муж бросает его где попало, иногда даже на пол. Потому что в его семье на это вообще никто не обращал внимания.

Вам сейчас покажется это смешным, но вот из-за таких моментов часто рушатся семьи. Просто потому что мы часто не готовы учитывать различие наших "картин мира".

Вместо того, чтобы понимать картинку супруга, сопоставлять со своей и искать третий, устраивающий обоих вариант, мы часто развязываем "борьбу за власть" в семье. Битва за то, чья картина мира более правильная. Ведь очевидно же, что моя. А он просто не понимает очевидных вещей.

Нет никаких очевидных вещей и правильных картин мира. Есть разные. И вы точно сможете построить более гармоничные и здоровые отношения, если будете интересоваться друг другом, впечатляться отличиями и уважать их. Нет борьбе за власть в семье, да – сотрудничеству и взаимному уважению.

  • Введение
  • Глава 1 – Теоретические аспекты исследования личностных и эмоциональных особенности женщин состоящих в браке
  • 1.1 Личностно-эмоциональные особенности женщин
  • 1.2 Особенности гражданского и официального брака в аспекте отношения партнеров
  • Глава 2 – Исследование личностных и эмоциональных особенностей женщин состоящих в браке
  • 2.1. Характеристика выборки исследования
  • 2.2. Описание процедур и методик исследования
  • 2.2.1 Исследование эмоциональной сферы женщин, состоящих в браке
  • 2.2.2 Исследование особенностей личности женщин, состоящих в браке
  • 2.3. Результаты исследования
  • 2.3.1 Анализ эмоциональных особенностей женщин состоящих в браке
  • 2.3.2 Анализ личностных особенностей женщин состоящих в браке
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложения

Введение (отрывок)

С точки зрения психологии, личностные и эмоциональные особенности женщины, являются важнешим фактором выбора опрделенной формы организации семейных отношений.

Цель: исследование личностных и эмоциональных особенностей женщин состоящих в гражданском и официальном браке.

Объект исследования: Личностно-эмоциональная сфера женщин.

Предмет исследования: особенности личностно-эмоциональной сферы женщин состоящих в гражданском и официальном браке.

Гипотеза: для женщин, состоящих в гражданском браке характерен следующий комплекс личностных качеств – независимость, эмоциональная стабильность, самостоятельность, напористость, высокая самооценка и доминантные качества, а для женщин, состоящих в официальном браке – эмоциональноя неуравновешенность, толерантность, тревожность, высокий уровень социальной напряжённости, зависимость от мнения других, склонность к подчинению.

Заключение (отрывок)

В ходе выполнения работы были рассмотрены особенности личностно-эмоциональной сферы женщин; проанализировать особенности гражданского и официального брака в аспекте отношения партнеров; проведено исследование личностных и эмоциональных особенностей женщин состоящих в гражданском и официальном браке; проведен сравнительный анализ личностных и эмоциональных особенностей женщин состоящих в гражданском и официальном браке.

Таким образом, наша гипотеза – для женщин, состоящих в гражданском браке характерен следующий комплекс личностных качеств – независимость, эмоциональная стабильность, самостоятельность, напористость, высокая самооценка и доминантные качества, а для женщин, состоящих в официальном браке – эмоциональная неуравновешенность, толерантность, тревожность, высокий уровень социальной напряжённости, зависимость от мнения других, склонность к подчинению – полностью подтвердилась.

Список использованной литературы

  • 1. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб.; М., 2001 – 320с.
  • 2. Бирюкова Н. В., Ипатов Б. Ю., Моисеенко С. А. Изучение некоторых личностных свойств школьников разного возраста // Психофизиологические вопросы изучения личности спортсмена. - Л., 1976. - С. 168-174.
  • 3. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов / Издательство: Питер. 2010 – 351 с.
  • 4. Винокуров А.И. Взаимосвязь индивидуальных и личностных характеристик человека: Автореф, дис. ...канд.психол.наук. - СПб., 1996. - 30 с
  • 5. Визгина А. В., Пантилеев С. Р. Проявление личностных особенностей в самоописаниях мужчин и женщин // Вопросы психологии. - 2001. - № 3. - С. 91-100.
  • 6. Знаков В. В. Половые различия в понимании неправды, лжи, обмана // Психологический журнал. - 1997. - № 1. - С. 38-49.
  • 7. Знаков В. В. Психология понимания правды. - СПб.: Алетейя, 1999 – с. 204
  • 8. Изард К.Е. Эмоции человека. - М.: Издательство МГУ, 1980 - 432с.
  • 9. Ильин Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. СПб.: Питер, 2008. - 432 с.
  • 10. Ильин Е. П. Структура эмоциональности как свойства личности // Психологические проблемы самореализации личности. .[Текст] / Е. П. Ильин, В. Г. Пинигин - СПб.: Изд-во СпбГУ, 2001. - Вып. 5. - С. 102-110
  • 11. Ильин Е.П. Эмоции и чувства - СПб: Питер, 2002 - 115с.
  • 12. Каган В. Е. Стереотипы мужественности - женственности и образ «Я» у подростков // Вопросы психологии. - 1989. - № 3. - С. 53-62.
  • 13. Ковалев С. В. Психология современной семьи. М., 1988 – 244с.
  • 14. Козырева Е.В. Влияние маскулинности-феминности на проявление ауто-и гетероагрессивности //Психология ХХI века: Тезисы науч.-практ. конференции.-СПб.: СпбГУ, 2000.-С.28-30.
  • 15. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики.- М.,1984.- 255с.
  • 16. Курбатова Т. Н., Куус Я. В. Когнитивная сложность и идентичность в кросс-культурном и гендерном исследовании // Психологические проблемы самореализации личности. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. - Вып. 5. - С. 204-217.
  • 17. Лидовская, Н.Н. Гражданский брак как предмет социально-психологического исследования [Текст] / Т.Е. Аргентова, Н.Н. Лидовская // Сибирская психология сегодня: сб. научн. трудов.- Вып. 2. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. - С. 231-236.
  • 18. Лидовская, Н.Н. Особенности взаимоотношений супругов в незарегистрированном «гражданском» браке // Теория и практика в современных социальных и психологических исследованиях: сб. научн. статей по рез. Всеросс. конф. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2005. - С. 168-73.
  • 19. Лидовская, Н.Н. Сравнительное исследование проблем во взаимоотношениях супругов с зарегистрированными и незарегистрированными брачными отношениями [Текст] / Л.В. Аргентова, Н.Н. Лидовская // Сибирский психологический журнал.– 2007. - № 25. – С. 132–136.
  • 20. Лидовская, Н.Н. Структура семьи, представления о семье и «гражданском» браке у супругов с незарегистрированными брачными отношениями Психология и педагогика домашнего образования: мат. научн.- практ. семинара / Под общ.ред. И.А. Хоменко. - СПб.: САГА, 2005. - С. 134–138.
  • 21. Непомнящая, Н.И.Психодиагностика личности: теория и практика. Учеб. пособие для вузов - М. : ВЛАДОС, 2001. - 188 с.
  • 22. Обозов Н. И., ОбозоваА. Н. Диагностика супружеских затруднений //Психологический журнал. 1982. Т. 3. №2- с 23-29.
  • 23. Обозов Н. Н. Психология взрослого человека. - СПб., 1997 – 411с.
  • 24. Пеньков А. И. Изучение ценностных ориентаций // Психология XXI века: Тезисы Международной межвузовской научно-практической студенческой конференции. - СПб., 2000. - С. 49-50.
  • 25. Петрова С. М. Мотивационная обусловленность Я-концепции личности в юношеском возрасте: Автореф. дис.... канд. наук. - СПб., 1995 – 18с.
  • 26. Пономарева, М. А. Психодиагностика личности: пособие для студентов вузов под общ. ред. М. А. Пономаревой. - Минск: Тесей, 2008. -312 с
  • 27. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского - М.: Политиздат, 1990 - 494с.
  • 28. Хорни К. Женская психология. - СПб., 1993 – 222с.
  • 29. Шалимова Г. А. "Психодиагностика эмоциональной сферы личности: Практическое пособие" - М.: АРКТИ, 2006.- 330с.
  • 30. Электронный ресурс: Сайт факультета психологии СПбГУ. Социально-психологические особенности лиц, состоящих в "гражданском" браке / Сидоренко Л.И. / Магистерская работа. СПбГУ – 2011г. Код доступа: http://www.psydiplom.ru
  • 31. Browerman I. K., Vogel S. R., Browerman D. M., Clarkson F. E., Rosenkranz P. S. Sex-role stereotypes: A current appraisal // J. of Social Issues, 1972, v. 28, p. 59-78.
  • 32. Williams J. E., Best D. L. Sex and psyche: Gender and self viewed cross-culturally. Beverly Hills, Sage, 1990 – 114с.

Детали работы

Код: 457

Тип работы: курсовая работа

Количество страниц: 50

Год: 2011

Стоимость: 500 руб.

1.4. Изменения эмоциональной сферы в период взрослости

Изменения эмпатии. Возрастные изменения уровня эмпатии у женщин и мужчин по данным Е. П. Ильина и А. Н. Липиной представлены в табл. 1.4.

Уровень эмпатии неуклонно повышается от юношеского возраста, достигая максимального значения у женщин и мужчин в возрасте 40–50 лет. В этом возрасте уровень эмпатии превышает таковой 15–20-летних в два раза. В дальнейшем происходит резкое падение уровня эмпатии как у женщин, так и у мужчин, минимум наблюдается в 60–75 лет. В этой возрастной группе уровень эмпатии даже ниже, чем у 15–20-летних.

Таблица 1.4. Выраженность эмпатии у взрослых мужчин и женщин разного возраста, баллов

У мужчин уровень эмпатии во всех возрастных группах, кроме последней, ниже, чем у женщин (различия достоверные в трех возрастных группах).

Возрастные изменения сентиментальности. Под сентиментальностью понимают излишнюю эмоциональную чувствительность, имеющую оттенок слащавости, приторной нежности или слезливой умиленности. Сентиментальный человек способен легко растрогаться, расчувствоваться, взволноваться, он легко приходит в состояние умиления, т. е. проявляет нежные «чувства» по отношению к объекту, кажущемуся ему трогательным.

Возрастная динамика выраженности сентиментальности у взрослых женщин и мужчин в разных возрастных группах по данным Е. П. Ильина и А. Н. Липиной (2007) представлена на рис. 1.9.

Рис. 1.9. Возрастная динамика изменения сентиментальности

Как следует из представленных на рисунке данных, среднегрупповые значения показателя сентиментальности с возрастом неуклонно возрастают, достигая максимума как у женщин, так и у мужчин в возрасте 50–60 лет. Однако в возрасте 61–75 лет происходит резкое снижение сентиментальности. Между смежными возрастными группами различия достоверные в большинстве случаев (на уровне 0,05–0,001).

Следует отметить, что средние значения показателя сентиментальности у мужчин значительно ниже значений показателя сентиментальности женщин во всех возрастных группах. Выявленные различия статистически достоверны во всех возрастных группах, кроме одной.

Возрастная динамика свойств эмоциональности. К свойствам эмоциональности отнесены эмоциональная возбудимость, интенсивность и длительность эмоций. Как видно на рис. 1.10, среднее значение показателя эмоциональной возбудимости у женщин сначала держится на одном уровне в возрастных группах 15–20 и 21–30 лет, а затем начинает постепенно снижаться. В выборке 51-60-летних женщин наблюдается незначительное повышение уровня эмоциональной возбудимости, однако уже в следующей возрастной выборке, у женщин в возрасте 61–75 лет, происходит резкое снижение данного показателя и он достигает своего минимума.

Рис. 1.10. Выраженность свойств эмоциональности у взрослых разного возраста. Эмоциональная возбудимость (верхний рисунок), интенсивность (средний рисунок) и длительность эмоций (нижний рисунок)

Таким образом, можно говорить о том, что имеется тенденция снижения у лиц женского пола уровня эмоциональной возбудимости от юношеского к пожилому возрасту.

У мужчин, в принципе, наблюдается та же тенденция (хотя плохо выраженная) изменения с возрастом уровня эмоциональной возбудимости, а именно постепенное ее снижение (лишь в выборке мужчин 41–50 лет происходит достаточно значительный скачок вверх данного показателя, а далее вновь наблюдается его снижение). Так же как и в выборках женщин, эмоциональная возбудимость максимальна в возрасте 15–20 лет и минимальна в возрастной группе 61–75 лет.

Следует отметить, что у мужчин уровень эмоциональной возбудимости во всех возрастных группах был значительно ниже, чем у женщин (различия достоверны).

Возрастная динамика выраженности интенсивности эмоций. Максимальная интенсивность эмоций у женщин наблюдается в выборке 15–20 лет; далее происходит постепенное снижение с возрастом выраженности данной характеристики эмоций, хотя в возрасте от 31 года до 60 лет наблюдается стабилизация выраженности этого свойства эмоциональности.

У мужчин заметна та же тенденция, но выражена она менее отчетливо в связи с большим разбросом среднегрупповых значений интенсивности эмоций в разных возрастных группах. Однако, так же как и в выборках женщин, интенсивность эмоций у мужчин менее всего выражена в старших по возрасту выборках, т. е. в возрасте 51–60 и 61–75 лет.

Показатели интенсивности эмоций во всех возрастных группах, кроме группы в 31–40 лет, у мужчин были ниже, чем у женщин. Различия достоверны в четырех возрастных группах из шести.

Возрастная динамика длительности переживаемых эмоций. Данные, полученные в отношении этого свойства эмоциональности, существенным образом отличаются от данных, полученных в отношении эмоциональной возбудимости и интенсивности эмоций, а именно наблюдается не снижение показателей, а, наоборот, постепенное их увеличение. Другими словами, мы можем сказать, что в то время как эмоциональная возбудимость и интенсивность эмоций с возрастом уменьшаются, длительность переживаемых человеком эмоций, наоборот, возрастает. Это наблюдается как у женщин, так и у мужчин. У мужчин в возрасте 31–40 лет происходит некоторое снижение данного показателя, но уже в возрасте 41–50 лет мы видим его заметный скачок вверх, и далее он повышается вплоть до самой старшей из обследованных нами выборок мужчин 61–75 лет.

Также следует обратить внимание на то, что во всех возрастных выборках у мужчин по сравнению с женщинами длительность переживания эмоций меньше.

Таким образом, учитывая все полученные нами данные об эмоциональных проявлениях мужчин и женщин, можно сделать вывод, что на протяжении всех возрастных этапов мужчины имеют меньшую эмоциональность, чем женщины. В отношении возрастных изменений различных проявлений эмоциональности наблюдается разная динамика. Сентиментальность и эмпатичность до определенного возраста возрастают и снижаются к старости; эмоциональная возбудимость и интенсивность переживания эмоций с возрастом снижаются, а длительность переживания эмоций возрастает. В результате, если у девушек и молодых женщин (15–20 и 21–30 лет) и юношей и молодых мужчин (15–20, 21–30 и 31–40 лет) показатели эмоциональной возбудимости и интенсивности эмоций превалировали над показателем длительности эмоций, то затем, начиная с возраста 31–40 лет, соотношения меняются. Теперь уже показатели длительности эмоций превалируют над показателями эмоциональной возбудимости и интенсивности эмоций.

Инициаторы ряда масштабных интернациональных исследований, проводившихся во многих странах и охвативших свыше 100 тысяч человек, выявили, что удовлетворенность жизнью увеличивается с возрастом, причем среди мужчин наблюдается более сильный эффект, чем среди женщин (WorldbValues Study Group, 1994). Та же закономерность установлена относительно положительных эмоций. Все эти возрастные изменения могут быть связаны с историческими факторами, т. е. со сменой поколений, и объясняться тем, что жизнь во всем мире становится хуже, приносит меньше удовлетворения. Таким образом, пожилые люди продолжают оставаться более счастливыми.

Уладить споры вокруг данного вопроса призваны лонгитюдные исследования, в рамках которых производятся наблюдения за одними и теми же людьми на протяжении длительного периода времени. Существует несколько подобных работ по рассматриваемой теме. Так, Хелсон и Лонен (Helson, Lohnen, 1998) анализировали положительные эмоции. В обследовании приняли участие 80 женщин и 20 их супругов. Субъекты обследовались начиная с двадцатисемилетнего возраста до достижения 52 лет. <…> В этот период наблюдается определенный рост положительных и уменьшение отрицательных эмоций <…>

В нескольких экспериментальных работах выявлено, что положительные эмоции и удовлетворенность жизнью усиливаются лишь у мужчин, в то время как у женщин наблюдается обратное. Мрожеки Коланц (Mroczak, Kolanz, 1998), проанализировав масштабную выборку американцев, изучили влияние возраста на эмоциональные показатели <…> Оказалось, рост позитивной эмоциональности отмечается только у мужчин-интровертов. Уменьшение негативных эмоций наблюдалось только среди замужних женщин.

М. Аргайл, 2003. С. 186–187.

Из книги Подросток [Трудности взросления] автора Казанская Валентина

Чувство взрослости подростка и его особенности Как уже отмечалось, подростковый период занимает особое место в жизни человека, потому что в эти годы подросток переходит от одного измерения жизни к другому, существующему в мире взрослых, переходит от одной эпохи к другой

Из книги Психология индивидуальных различий автора Ильин Евгений Павлович

2. Методики изучения индивидуальных особенностей эмоциональной сферы Четырехмодальностный эмоциональный опросник (Л. А. Рабинович)Методика направлена на выявление преобладающих у человека эмоций.Это вопросник, в котором 46 вопросов; на них испытуемые могут дать 4

Из книги Психология общения и межличностных отношений автора Ильин Евгений Павлович

18.4. Особенности эмоциональной сферы медицинских работников, влияющие на общение Больные ждут от медицинского персонала сочувствия, заботливости, что требует проявления эмпатийности. Поэтому считается, что в медицину, как и в другие социономические профессии, должны

Из книги Психология взрослости автора Ильин Евгений Павлович

1.2. Периодизация взрослости С давних пор существуют различные подходы к периодизации зрелости. По древней китайской классификации зрелость разделяют на четыре периода: с 20 до 30 лет - возраст вступления в брак; с 30 до 40 - возраст выполнения общественных обязанностей; с 40

Из книги Психология развития человека [Развитие субъективной реальности в онтогенезе] автора Слободчиков Виктор Иванович

1.3. Изменение психических функций в период взрослости Сенсорная сфераЗрение. Острота зрения сохраняется на одном уровне до 50 (Кравков С. В., 1950; Рыбалко Е. Ф., 1968 (рис. 1.2); Kline, Shieber, 1985) или даже до 62 лет (Slataper, 1950), а затем в быстром темпе начинает снижаться.Цветовая

Из книги Измените мысли – изменится жизнь. 12 простых принципов автора Кейси Карен

1.5. Изменения мотивационной сферы в период взрослости В период ранней взрослости происходят существенные изменения в потребностях и интересах молодых людей. Они начинают проявлять интерес к совершенно новым для них вещам и в то же время утрачивают интерес к тому, что

Из книги Самоутверждение подростка автора Харламенкова Наталья Евгеньевна

1.6. Изменение психомоторной сферы в период взрослости Мышечная сила у мужчин растет до 25 лет, а затем начинает снижаться и в возрасте свыше 50 лет уменьшение достигает 10 кг и больше (рис. 1.13). У женщин максимум мышечной силы достигается раньше - в 21–22 года, затем тоже

Из книги Семейное воспитание ребенка и его значение автора Лесгафт Пётр Францевич

1.7. Изменение личностных свойств в период взрослости Ответственность как черта личности в период зрелости практически остается на стабильном уровне (Е. П. Ильин, Е. Черницкая). Так, в возрасте 25–30 лет она равнялась 5,4 балла, в возрасте 31–40 лет - 5,0, в возрасте 41–50 лет - 5,3 и

Из книги Тренинги. Психокоррекционные программы. Деловые игры автора Коллектив авторов

4.5. Профессиональная карьера в период взрослости и пол Профессиональная карьера проходит ряд этапов. Первый - адаптация к выполняемой деятельности, к условиям труда и коллективу; длится около пяти лет. Второй этап - упрочение своего профессионального статуса; работник

Из книги Испытание детством. Что мешает нам быть счастливыми? автора Инина Наталия Владимировна

Из книги автора

Глава 13. Методы позитивного изменения жизни посредством изменения мышления Как вы уже поняли, все идеи, предложенные в этой книге, просты и понятны. Многие из них, скорее всего, были знакомы вам и прежде, но, вероятно, как и в моем случае, не будет лишним подумать о них еще

Из книги автора

5.4. Развитие и взросление в юности и в период взрослости Юношеский возраст был назван Э. Эриксоном периодом психосоциального моратория, который является продолжением подросткового возраста вплоть до момента взрослости. Молодому человеку дается некоторая отсрочка в

Из книги автора

ПЕРИОД ВОЗМУЖАЛОСТИ И ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ До настоящего времени еще слишком мало исследованы изменения форм человеческого организма и их отправлений, связанные с периодом возмужалости. Между тем изменения эти тесно соединены с физической

Из книги автора

Арт-терапия «Коррекция эмоциональной сферы» для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная запискаПроцесс арт-терапии с элементами релаксации позволяет детям: облегчить выражение эмоций; получить ощущение принадлежности к группе; получить возможность

Из книги автора

Коррекция эмоциональной сферы детей, страдающих бронхиальной астмой (дети младшего школьного возраста) Пояснительная запискаБронхиальная астма является классическим примером многофакторной обусловленности болезни, при которой взаимодействуют многочисленные

Из книги автора

Мир для меня или я для мира? Бухгалтерия взрослости Недавно судьба подарила мне удивительную встречу. Я имела счастье общаться с Александром Васильевичем Суворовым, единственным в мире слепоглухим доктором психологических наук, профессором нескольких ведущих

Введение. 3
1. Эмоции и ценности в жизни человека. 6
2. Психологические особенности одиноких женщин. 13
3. Исследование ценностной сферы одиноких женщин. 24
Заключение. 32
Список литературы. 34

Введение

Последнее десятилетие ХХ века стало периодом сильных потрясений в обществе. В России проблемы семьи, старательно в СССР не затрагиваемые, вдруг стали одной из важнейших тем в средствах массовой информации даже в провинции. Причина информационного взрыва - деградация семьи как ячейки общества. Поводов для тревоги более чем достаточно. Обратимся к фактам. По данным доктора наук (УГАТУ) Р.Т.Насибуллина, в России доля детей, рожденных женщинами, не состоявшими никогда в зарегистрированном браке, постоянно растет. Она составила в 1986 году 9,5 процента, в 1990-м - 14,6, в 1992-м - 17 процентов, в 1994 году - 19,6 процента.
Примета нашего времени - неполные семьи. Это значит, что в силу каких-то обстоятельств ребенок «при себе» имеет только одного родителя, но тем не менее, тут семья. Как правило, ребенок живет лишь с мамой (хотя иногда бывает, что и с папой, но крайне редко).
После войны, когда «свободных» мужчин брачного возраста было очень мало, на женщину с ребенком «со стороны» окружающие смотрели вполне терпимо. В Зауралье в первые послевоенные годы каждый десятый ребенок рождался одинокой женщиной.
Тогда, после войны, женщины за тридцать, понимающие, что природой созданы для материнства, старались любой ценой реализовать это. А, кроме того, желательно было через беременность женить на себе мужчину.
Весь парадокс нынешней ситуации вот в чем. Если женщина прежде последним аргументом в том, чтобы окончательно «привязать» к себе мужчину, считала рождение от него ребенка, то сейчас положение стало с точностью до наоборот - мужчина стремится зачастую побыстрее сделать приплод, надеясь им удержать женщину возле себя. Времена иные - эмансипация, равноправие полов (по крайней мере, декларированное Конституцией), растущее самоуважение побуждают женщину к большей независимости от мужчины. Последние это явно не учитывают, считая по-старинке, что путь к сердцу избранницы лежит через предлагаемый ей достаток в обмен на роль бесплатной домработницы и по совместительству наложницы. В подавляющем большинстве браки распадаются по инициативе женщины.
Произошло, на первый взгляд, необъяснимое: достаток мужчины вовсе не гарантирует ему счастье в семейной жизни. В массе своей российские девушки за эти годы перестали ждать принца на коне. На обязательном супружестве после интимной близости они уже не настаивают. Ученые Уфимского научного центра РАН два года назад провели выборочное исследование в молодежной среде, пытаясь спрогнозировать ситуацию во взаимоотношениях полов. Печально, но факт: свыше половины опрошенных (учащиеся старших классов школ и студенты) ориентированы только на свободную любовь без намека даже на какие-либо семейные отношения. Возможно, здесь максимализм, свойственный юности. Но дыма без огня не бывает: в родильных домах все чаще и чаще рожают матери- одиночки.

Да, приходится говорить банальные истины, известные давным-давно, но постигаемые многими исключительно на своих ошибках. Увы, все чаще те, кто пытается догнать ушедший поезд и любой ценой создать благополучную семью, терпят в российских условиях сокрушительное поражение. Наш возродившийся с претензиями на копию западного капитализм, не подкреплен в обществе должным финансовым достатком для нормальных семейных отношений. В частности, женщина с рождением ребенка не может целиком посвятить себя только его воспитанию, не думая при этом, где взять деньги.
В период перестройки больнее всего смена общественного строя ударила по сильной половине, потерявшей побудительные мотивы к семейной жизни. За исключением очень небольшого количества («новые русские»), мужчины рождения конца семидесятых годов не в состоянии обеспечить нормальный финансовый достаток семье. В какой-то мере тут, возможно, сказывается инфантильность молодых мужчин, нежелание или неумение сражаться за место под солнцем. И слабый пол осознал это, как отсутствие настоящих мужчин. Более дальновидные женщины, засидевшись в невестах, вовсе не кидаются на шею первому встречному и, забеременев, к браку не стремятся. Одной ребенка в наших экономических условиях поднять все же... легче (при помощи государства как матери-одиночке, хотя она и невелика), чем при двух «детях» - инфантильный муж-сверстник зачастую тот же самый ребенок.
Можно предположить, что подобная смена ролей семейных, деловых отражается на развитии личности как мужской половины, так и женской. Так или иначе изменившиеся условия жизни должны создать предпосылки возникновения новых приоритетов и ценностей у личности.
В данной работе мы рассмотрели особенности эмоционально-ценностной сферы одиноких женщин.
Цель работы – исследование эмоционально-ценностной сферы одиноких женщин.
Задачи:
1. Изучение теоретических вопросов, касающихся эмоционально-ценностной сферы личности в целом и одиноких женщин в частности.
2. Проведение исследования ценностной сферы одиноких женщин.
3. Обработка и анализ результатов исследования.
Объект исследования – личностные особенности одиноких женщин.
Предмет исследования – ценностная сфера одиноких женщин.
Исходя из анализа литературных источников, мы выдвинули следующую гипотезу: в ценностной сфере одиноких женщин преобладают ценности общения, семейные и дружбы.

1. Эмоции и ценности в жизни человека

Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. Эмоции включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.
С.Л. Рубинтшейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности.

Таблица 1. Сферы эмоциональных проявлений
(по С.Л. Рубинштейну)
Органическая (аффективно-эмоциональная) чувствительность Элементарные удовольствия и неудовольствия, преимущественно связанные с удовлетворением органических потребностей
Предметные чувства Связаны с обладанием определенными предметами и занятиями отдельными видами деятельности. Чувства, соответственно их предметам, подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические.
Обобщенные мировоззренческие чувства Мораль, отношение человека к миру, людям, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям.

Эмоции человека прежде всего связаны с его потребностями. Они отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребности. По эмоциям можно определить, что в данный момент времени волнует человека, какие потребности и интересы являются для него актуальными.
Люди как личности в эмоциональном плане отличаются друг от друга по многим параметрам: эмоциональная возбудимость, длительность и устойчивость возникающих эмоциональных переживаний, доминирование положительных (стенических) или отрицательных (астенических) эмоций. Более всего эмоциональная сфера развитых личностей различается по силе и глубине чувств, а также по их содержанию и предметной отнесенности.
На возникающие эмоции большое влияние оказывают не только сопровождающие их вегетативные реакции, но и внушение – пристрастная, субъективная интерпретация вероятных последствий воздействия на эмоции данного стимула. Через психологический настрой, когнитивный фактор оказалось возможным в широких пределах манипулировать эмоциональными состояниями людей.
Вопрос о связи эмоций и мотивации (эмоциональных переживаний и системы актуальных потребностей) непростой. С одной стороны, простейшие виды эмоциональных переживаний вряд ли обладают для человека выраженной мотивирующей силой. Они или непосредственно не влияют на поведение, не делают его целенаправленным, или вовсе его дезорганизуют (аффекты, стрессы). С другой стороны, такие эмоции, как чувства, настроения, страсти, мотивируют поведение, не только активизируя его, но направляя и поддерживая. Эмоция, выраженная в чувстве, желании, влечении или страсти, несомненно, содержит в себе побуждение к деятельности.
Сама система и динамика типичных эмоций характеризует человека как личность. Особое значение для такой характеристики имеет описание чувств, типичных для человека. Чувства одновременно содержат в себе и выражают отношение и побуждение человека, причем то и другое в глубоком человеческом чувстве обычно слито. Высшие чувства, кроме того, несут в себе нравственное начало.
Одним из таких чувств является совесть. Она связана с нравственной устойчивостью человека, его принятием на себя моральных обязательств перед другими людьми и неукоснительного следования им. Совестливый человек всегда последователен и устойчив в своем поведении, всегда соотносит свои поступки и решения с духовными целями и ценностями, глубоко переживая случаи отклонения от них не только в собственном поведении, но и в действиях других людей.
Эмоции человека проявляются во всех видах человеческой деятельности и особенно в художественном творчестве. Собственная эмоциональная сфера художника отражается в выборе сюжетов, в манере письма, в способе разработки выбранных тем и сюжетов. Все это вместе взятое составляет индивидуальное своеобразие художника.
Эмоции входят во многие психологически сложные состояния человека, выступая как их органическая часть. Такими комплексными состояниями, включающими мышление, отношение и эмоции, являются юмор, ирония, сатира и сарказм, которые также можно трактовать как виды творчества, если они приобретают художественную форму.
В течение жизни человека эмоции и чувства развиваются. Совершенствование высших эмоций и чувств означает личностное развитие их обладателя. Такое развитие может идти по нескольким направлениям. Во-первых, в направлении, связанном с включением в сферу эмоциональных переживаний человека новых объектов, предметов, событий, людей. Во-вторых, по линии повышения уровня сознательного, волевого управления и контроля своих чувств со стороны человека. В-третьих, в направлении постепенного включения в нравственную регуляцию более высоких ценностей и норм: совести, порядочности, долга, ответственности и т.п.
Ценности – это то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл, к чему стремится. Основные различия в эмоциональной сфере связаны с различием именно в содержании человеческих чувств, в том, на что, на какие объекты они направлены и какое отношение к ним человека они выражают. В чувствах человека в форме непосредственного переживания выражаются все установки личности, включая и мировоззренческие, идеологические, все его отношение к миру и, прежде всего, к другим людям.
Таким образом, ценностные ориентации человека предопределяют направленность его мотивационной сферы, его интересов и потребностей. Начальный этап в осознании потребности – влечение. Оно вовсе не обречено на то, чтобы застрять в органической чувствительности. Оно более или менее глубоко и органически включается в сознательную жизнь личности, и эта последняя включается в него. Целый мир тончайших человеческих чувств – эстетических и моральных включается в подлинно человеческую потребность. Потребность получает новое выражение в чувстве. Включаясь в сознательную жизнь личности, чувство человека тем самым входит в сферу ее мировоззренческих установок и подчиняется их моральному контролю.
Ценности человека являются составляющей частью как культуры, так и образа жизни. Разница лишь в том, что понятие культура выражает возвышенную, духовную сторону, а образ жизни - повседневную, материально-практическую сторону. Любую культуру можно рассматривать как традиционный образ жизни, выраженный в специфическом наборе обычаев, институтов и артефактов.
Концепция жизни - система философских представлений о смысле и перспективах личной жизни, совокупности общих принципов, которыми человек руководствуется в житейских ситуациях. Это понятие используется так же как синоним философии жизни - совокупности общих правил, принципов, норм, которыми человек руководствуется в повседневной практике. Концепция жизни представляет собой обобщение жизненного опыта и житейской мудрости, выводы о том, что человек считает для себя хорошим и плохим, иерархию ценностей. В нее входят перспективные цели и повседневные жизненные задачи, личные приоритеты.
Эмоционально-ценностная сфера человека взаимосвязана, в первую очередь, с персональным мироощущением и выявляет степень духовно-нравственной зрелости личности. Ее содержание определяет способы духовно наполненной жизни и нравственного совершенствования личности.
Наполненность эмоционально-ценностной сферы высвечивает глубинную суть персональной мировоззренческой культуры - её ценностное ядро, конкретизирующееся в личностно-значимых ценностях и ведущих мировоззренческих ориентациях.
Эмоционально-ценностное отношение человека к миру начинается с эмоционально-ценностного отношения к самому себе. Генезис эмоционально-ценностного отношения к себе, прежде всего, зависит от развития эмоциональной сферы человека, от его эмоционального опыта в целом.
Интеграции эмоционально-ценностных отношений к себе предшествует первоначальная дифференциация эмоций. Если человек испытывает радость от осознания своих возможностей, от доступного ему преобразования окружающего, то эта радость выступает как «подкрепление» выполняемых действий. Поэтому человек и в следующий раз решается на те же или еще более сложные действия. Отдельные эмоциональные реакции, будучи вначале ситуативными, временными, неустойчивыми, становится устойчивым эмоциональным отношением к себе.
Переживания, связанные с осознаванием своих особенностей, своей ценности, места в коллективе, с осознанием отношений других людей, являются активным внутренним фактором процесса интеграции эмоционально ценностного отношения к себе и формирования самосознания в целом.
Многообразные чувства, эмоциональные состояния, пережитые в разное время, в разных ситуациях жизни в связи с размышлением о себе, пониманием себя и т.д., составляют эмоциональный «фонд» самосознания, который, включаясь на любом уровне в процесс самопознания и саморегулирования, в большей степени направляет их, придавая им индивидуальный, личностный характер и сам постоянно уточняется.
Результаты интегративной работы в сфере самопознания, с одной стороны, и в сфере эмоционально-ценностного самоотношения - с другой, объединяются в самооценку. Процесс становления самооценки не имеет какого-то предела, ибо личность постоянно развивается и, следовательно, меняются и ее представления, понятия о себе, эмоционально-ценностное отношение к себе. В результате преобразуется содержание, способы выработки самооценки и мера ее участия в регуляции поведения личности.
Содержание самооценки многоаспектно, так же как сложна и многоаспектна сама личность. Оно охватывает мир ее морально-нравственных ценностей, отношений, возможностей. Единая целостная самооценка личности формируется на основе самооценки отдельных сторон её психического мира. Каждый из компонентов самооценки, отражающий степень знания личностью соответствующих ее особенностей и отношения к ним, имеет свою линию развития, в связи с этим весь процесс выработки общей самооценки противоречив и неравномерен. Самооценка различных компонентов в личности может находиться на разных уровнях устойчивости, адекватности, зрелости. Формы взаимодействия самооценок - единство, согласованность, взаимодополнение, конфликтные отношения - предшествуют процессу выработки единой самооценки, сопровождают его и выражаются в постоянных, иногда мучительных и безуспешных поисках личности самой себя, в непрерывном внимании к своему внутреннему миру с целью понять степень своей ценности в обществе, найти и определить своё место в системе сложнейших социальных, профессиональных, семейных и просто личностных связей и отношений.

Скачать бесплатно

Выдержки из статьи А. Х. Пашиной «Психология и практика. Взаимосвязь различных видов насилия в отношении женщин и особенностей их эмоциональной сферы». Психологический журнал, № 006, С. 98-105.

Результаты современных исследований и практика семилетней работы Центра психологической помощи женщинам «Ярославна» показывают, что, с одной стороны, вытеснение женщин с рынка труда, отсутствие реальных государственных институтов их социальной и правовой защиты, а с другой – напряженная ситуация в обществе, провоцирующая постоянные стрессы у мужчин, привели к серьезному увеличению фактов насилия в отношении женщин в России. Всемирная организация здравоохранения заявила, что насилие является такой же серьезной причиной смерти и инвалидности женщин репродуктивного возраста, как рак, и приводит к ухудшению здоровья чаще, чем дорожные происшествия и малярия вместе взятые.

В РФ о насилии в отношении женщин начали открыто говорить около 10 лет назад. Постепенно все больше людей приходит к пониманию, что утверждения, отражающие общественное сознание в связи с проблемой насилия в отношении женщин («бьет – значит, любит»; «женщина сознательно провоцирует насилие, потому что ей это нравится»; «она сама виновата в том, что ее бьют»; «насильники – это пьющие, малообразованные или психически больные мужчины»; «мужчины страдают от женского насилия значительно больше» и т.д.) не более чем удобные мифы, позволяющие представителям одного пола манипулировать судьбами другого. К настоящему времени и наше общество признало, что насилие – это не редкие события, имеющие место в отдельно взятых семьях, причиной которых является дурной характер жены или алкоголизм мужа, а страшная «эпидемия», поразившая все слои общества. Насилие было признано социальной проблемой, требующей серьезного внимания специалистов, государства в целом и незамедлительного решения.

Серьезность проблемы подтверждают такие данные. С 1998 по 1999 г. смертность женщин в результате насилия и убийств возросла на 17.4%. Согласно статистике МВД, в 2000 г. 60% всех тяжких преступлений произошло в семьях, жертвами их в подавляющем большинстве случаев были женщины и дети. Ежегодно два миллиона детей уходят из дома из-за невозможности пережить насилие в родительской семье.

Но есть и другая статистика, которая не отражена в сводках уголовных преступлений. У 80% женщин, обратившихся за первичной психологической помощью, как правило, уже выражены тревожные или депрессивные расстройства, или же наблюдается высокий уровень риска их заболеваний. Как оказалось, 70% из них испытывают хронический семейный стресс. Известно, что депрессия является одним из основных факторов суицидального поведения, рост которого отмечается среди россиянок. Звонки на телефоны доверия кризисных центров России показывают, что 2/3 женщин, обратившихся за психологической помощью, переживают стресс, причиной которого чаще всего является насилие. Получив серьезные психологические или физические травмы, они не обращаются в органы правозащиты (исключения крайне редки и чаще всего бесполезны). Поэтому эти факты скрыты от «глаз» общества, несмотря на то, что оно в связи с проблемой насилия несет невероятный урон в самых различных сферах.

Чрезвычайно важные аспекты проблемы насилия вообще и в отношении женщин в частности остаются за редким исключением за пределами интересов наших исследователей. Несмотря на приведенные выше, на наш взгляд впечатляющие цифры, мы не можем сказать, насколько распространено это явление; какие особенности общественных отношений порождают насилие одной личности над другой и, в частности, насилие в отношении женщин; как насилие отражается на психическом здоровье жертвы и ее окружения; какими специфическими чертами «жертва» насилия отличается от личности, в опыте которой не было насилия; что происходит с человеком перед тем, как болезнь проявится на телесном или поведенческом уровнях и т.д. Не секрет, что специфическое поведение женщины после пережитого насилия окружающие рассматривают не как его последствия, а как особенности характеристик ее личности – «истеричка», «мазохистка» и т.д. Это разрушительно действует на внутренние ресурсы женщины, так необходимые для восстановления их психологического благополучия.

Цель настоящей работы состояла в том, чтобы установить: 1) связь различных видов насилия с социологическими характеристиками респондентов и 2) выявить особенности эмоциональной сферы женщин, переживающих те или иные виды насилия.

В связи с этим основные задачи исследования сводились к тому, чтобы установить: соотношение числа женщин, переживающих, по их субъективной оценке, какое-либо насилие и не подвергающихся ему; наличие или отсутствие связи проявления насилия с возрастным, образовательным, семейным и трудовым статусом женщин; степень близости/отдаленности социального окружения, к которому принадлежит субъект насилия; соотношение различных видов насилия между собой; особенности влияния различных видов насилия в отношении женщин на состояние их эмоциональной сферы.

Результаты и их обсуждение

Нами исследовались четыре основных вида насилия: 1) психологическое , в частности те его проявления, которые наиболее часто упоминаются женщинами в разговоре с психологом по телефону доверия, то, что вызывает обиду, задевает самолюбие, достоинство и честь: критика (имеется в виду деструктивная, недоброжелательная, с намерением унизить: «не так выглядишь», «не умеешь готовить»); унижение («обзывает», «грубо обращается»); угроза («заведет другую женщину», «бросит», «заберет детей»); изоляция («запрещает общаться с близкими, выходить на улицу» и т.д.); 2) экономическое (лишение ресурсов, необходимых для поддержания физического и психологического благополучия – «заставляет просить деньги на необходимые расходы», «контролирует, как используются средства», «упрекает в неумении тратить» и т.д.); 3) прямое физическое (толчки, пощечины, избиения) и 4) сексуальное (изнасилование, сексуальные домогательства – «силой заставляет вступать в интимные отношения», «принуждает делать то, что мне категорически не нравится» и т.д.).

Вне зависимости от того, кто обидчик, 65.6% респонденток отметили, что в отношении них осуществляется одно или несколько видов насилия. Чаще всего женщины подвергаются насилию в семье, где обидчиками выступают родители или муж/бывший муж/сексуальный партнер. Кроме того, обращают на себя внимание несколько моментов. Первый: унижение и критика – наиболее распространенные виды насилия в отношении женщины как в семье, так и за ее пределами. Второй: число случаев сексуального насилия, происходящего на работе и дома (в последнем случае насильник – это собственный муж, бывший муж или сексуальный партнер), больше, чем где- либо еще. Судя по обращениям на телефон доверия, в действительности несоизмеримо большее количество женщин могли бы рассказать о сексуальном насилии со стороны мужа. Однако в общественном сознании укоренилось другое представление, а именно: все, что позволяет себе в постели муж, насилием не считается, как бы субъективно это ни было отвратительным и нежелательным. Даже если женщина рассматривает происходящее как насилие, говорить о столь интимной сфере ее жизни «не положено». Тем более, не поймут «откровений» относительно сексуального насилия или посягательства на работе: «не захотела бы, не было бы», – строгий приговор общества. Таким образом, полученные нами сведения не согласуются с распространенными в обществе мнениями (мифами) о том, что чаще всего изнасилование происходит на улице, поздней ночью, в темных переулках, а насильники – пьяницы, извращенцы, маньяки и т.п. Третий момент: количество женщин, переживающих домашнее насилие, вдвое больше, чем терпящих насилие (с их субъективной точки зрения) со стороны системы (работа, общество). Что корни семейных конфликтов, неблагополучия в семье в целом женщина ищет, например, в чертах характера своих или мужа. Соответственно, сфера вопросов и ответов, касающихся ее личных проблем, ограничивается исключительно семьей. Можно утверждать, что сосредоточенность на семье как основополагающей ценности мешает женщине задуматься о политике государства, выражающейся в разном отношении к мужчинам и женщинам.

Исследование показало, что:

    Возраст женщины не является фактором, связанным с проявлением насилия в ее адрес. Не выявлено также каких-либо корреляций между возрастом и состоянием исследованных показателей эмоциональной сферы.

    Наличие или отсутствие мужа и/или детей само по себе также не связано с особенностями эмоциональной сферы женщины. В то же время факт замужества и наличие детей достоверно связаны с проявлением насилия в ее адрес. А наличие детей связано с экономическим и физическим насилием, унижением и изоляцией в собственной семье. При этом женщина, имеющая детей, в своем поведении, в отношениях с мужем/партнером и родителями чаще использует тактику избегания конфликтов. По словам женщин, обратившихся на телефон доверия, смыслом такого поведения является сохранение семьи. Но, как видно из рассказов тех же женщин, эта тактика не приводит к предотвращению насилия. Более того, со временем акты насилия становятся более частыми, а жестокость возрастает. В то же время статус замужней женщины с детьми чаще, по сравнению с незамужними, избавляет ее от критики, унижения и экономического насилия со стороны родителей.

    Совпадение трех составляющих жизни женщины – замужество, дети и работа – значительно увеличивают вероятность проявления насилия со стороны мужа. Надо заметить, что в этом случае профессия женщины не играет какой-либо роли. Переживание насилия замужней, имеющей детей и при этом работающей женщиной в достоверно большей степени оказывает деформирующее влияние на такие параметры ее эмоциональной сферы, как социальная эргичность и пластичность. Трудности в процесс социальной адаптации добавляет и то, что свой женский опыт и необходимость вклада в общественно значимые дела они «меряют» по мужским стандартам, а возможность участия в них, оценку собственной роли, значимость своего труда и вознаграждение – по женским, заниженным стандартам. Достаточно редко собственная жизнь рассматривается ими сквозь призму двойной, а часто и тройной занятости. Вместе с тем результаты показывают, что работающая женщина, по сравнению с неработающей, в меньшей степени переживает ощущение изолированности от общества. Она более объективно оценивает ситуацию насилия как разрушительную, не оправдывая подобное поведение мужа/партнера или родителей, и реже испытывает страх перед обидчиками.

Взаимосвязь переживаемых видов насилия. Психологическое насилие, будь то критика, унижение или угроза, способствует проявлению всего спектра насильственного поведения в отношении женщины и со стороны мужа или партнера, и в родительской семье. Критика родителей достоверно сопровождается изоляцией, унижением, экономическим и физическим насилием, а также угрозами в родительской семье. При этом увеличивается вероятность быть подверженной сексуальному, экономическому и психологическому (унижение, критика) видам насилия со стороны других.

Изоляция женщины в родительской семье достоверно связана с сексуальным насилием, которое может проявляться в родительской же семье, отдаленном социуме, ее мужем или партнером. Об этом свидетельствуют также звонки на телефон доверия тех, кто пережил сексуальное насилие. Достаточно часто это «домашние» девочки 14 – 20 лет, которых родители оберегали от «сомнительного» общения, лишая их возможности приобретать опыт построения общения, в том числе предупреждать, избегать и противостоять насилию.

Оказалось, что сексуальное насилие достоверное связано с проявлением его физического и экономического видов. При этом сексуальное насилие со стороны мужа «идет рядом» с сексуальным насилием в родительской семье и в отдаленном социуме. В такой ситуации женщина подвергается и физическому, и экономическому видам насилия, изоляции и унижению.

Факт переживания сексуального насилия на работе связан с насильственным поведением мужа/партнера: унижением, изоляцией, физическим, экономическим и психологическим (критика) видами насилия.

Соотношение видов переживаемого насилия и характеристик эмоциональной сферы. Обнаружено, что практически все виды переживаемого насилия оказывают достоверное влияние на характеристики ЭСф (эмоциональной сферы). Но насилие в родительской семье (в частности, психологическое и экономическое) оказывает деформирующее влияние на эмоциональный фон женщины. Когда обидчик – муж, в случаях переживания экономического, физического видов насилия и особенно при психологическом (унижение, далее, в порядке уменьшения «плотности» связи, – угроза, критика) – у женщины наблюдается невероятно высокое превышение нормы показателей социальной эмоциональности и тревожности.

Оказалось, что критика со стороны мужа/партнера достоверно связана со всеми исследованными составляющими эмоционального фона: боязнью его настроения, генерализованным страхом (когда причина не выделяется, «страх вообще»), одиночеством, виной. Унижение и угрозы приводят, в первую очередь, к появлению чувства страха; остальные переживания также присутствуют. Количество женщин, испытывающих постоянный страх настроения партнера или избегающих конфликтов с ним (оба показателя с высокой степенью достоверности связаны с переживанием насилия), больше, чем тех, кто указал на наличие какого-либо насилия в свой адрес. Это наводит на мысль, что в реальности фактов насилия в отношении респонденток значительно больше, чем указано в анкетах. Такое несоответствие можно объяснить двояко: женщины осознанно не были искренними (стыдно, страх осуждения) или привычное поведение мужа действительно не рассматривалось ими как насилие. В телефонных беседах с консультантом 50% женщин (от общего числа переживающих физическое или сексуальное насилие со стороны мужа или партнера) не квалифицируют такое поведение (отношение) как насилие. Это, с их точки зрения, привычная семейная жизнь; без этого, мол, в семье не бывает. А в случаях даже невыносимых страданий от психологического насилия в семье мысль обратиться за помощью к специалистам приходит только единицам.

Интересно отметить, что переживания в связи с психологическим насилием со стороны мужа не распространяются на проявление их в родительской семье. Характер отношений «жертвы» с родителями в этом случае не меняется. И наоборот, все, что женщина «получает» (в смысле насилия) в родительской семье, переносится в собственную и сказывается на отношениях с мужем/партнером.

Обнаружена положительная связь между всеми видами насилия в отношении женщины и оправданием ее обидчика. От 73% женщин (насилие в собственной семье) до 89% (насилие на работе) отметили в анкете, что они оправдывают своих обидчиков. Осуществляемые в отношении их «принуждающие» действия переживаются ими как правомерные, общепринятые способы реагирования на конкретные ситуации. Данные нашего исследования показали, что оправдание обидчика практически не связано с возрастом женщины, с наличием или отсутствием у нее семьи, детей. Опыт зарубежной практики показывает, что при наличии чувства вины перед обидчиком и оправдании его действий «жертвой» отсутствует перспектива прекращения насилия по отношению к женщине.

Для «жертв» насилия особенно характерен запрет на проявление эмоций. Это относится не только к негативным эмоциям, но и позитивным переживаниям, обнаруживать которые, с их точки зрения, во-первых, «не прилично», а во- вторых, со временем их становится так мало, что они вообще не замечаются женщиной. В клинической практике хорошо известно: непременные последствия вытеснения чувств – разнообразные личностные и соматические расстройства.

Запрет на проявление эмоций, по мнению А. Б. Холмогоровой и Н. Г. Гаранян, которые в исследовании женщин, обратившихся за помощью в связи с переживанием депрессивных или тревожных состояний, получили подобную же картину, может определяться двумя факторами: 1. Другие не должны знать, что происходит в ее семье и с ней лично, поскольку это нанесет ущерб ее внешнему благополучию, «выносить сор из избы» – значит умалять достоинство «жалобщика» и т.д. (Подобные утверждения достаточно часто встречаются и в процессе консультирования женщин, обратившихся за помощью на телефон доверия). 2. Значительное количество женщин в последние годы обратились к религии, полагая, что в ней они найдут поддержку и облегчение. А церковь призывает к терпению и всепрощению.

Нам представляется, что такие качества, как смирение и терпение, наряду с послушанием, скромностью и т.п., не являются приобретением в зрелом возрасте. Они чаще воспитываются у девочки уже в раннем детстве, поскольку, как принято считать, необходимы для «хорошей» жены, т.е. для исполнения «главной» роли в ее взрослой жизни. Стоит отметить, что для русской женщины замужество – это традиционная жизненная стратегия, которая сложилась в результате не менее традиционного стиля воспитания. Мама сознательно или бессознательно с пеленок формирует установку на то, что женщина не равна мужчине, что женщина – для мужчины. По сути, этот стиль воспитания вполне можно рассматривать как проявление домашнего насилия в отношении ребенка женского пола. Ведь осознанное формирование только такого видения собственной судьбы накладывает существенные ограничения для самореализации в будущем способностей и возможностей женщины. Кроме этого, оно порождает неумение пользоваться своими правами или защитить их в случае насильственных действий в ее адрес. Как жена, воспитанная в подобном духе, она сразу принимает роль жертвы, определяя этим особенный характер отношений с мужем и впоследствии – детьми. Уйти от обидчика мешает множество причин. В их числе те самые стереотипы, которые были сформированы в родительской семье и обогащены затем социальными институтами. Что же касается насилия, то она уверена, что оно присутствует во всех семьях, что, тем не менее, семья – это «женское предназначение», и только она ответственна за происходящее в ней, поэтому развод – признак ее поражения как женщины.

Существует мнение, что свобода как одна из основных человеческих ценностей, с точки зрения русской женщины, миф. Поскольку статус замужней женщины более престижен, замужество рассматривается как личная жизненная карьера. К сожалению, в настоящее время огромное число женщин действительно готовы отказаться от свободы ради замужества, ради мифического «мира» в семье, где торжествует насилие, и сомнительного «будущего» своих детей. Эти женщины чувствуют себя беспомощными, часто больными и никому не нужными. К сожалению, они не подозревают или не принимают во внимание, что именно насилие, проявляемое самыми близкими людьми, является причиной утраты их здоровья.

Выводы

    Результаты статистического анализа показали, что 65.6% женщин исследованной выборки, вне зависимости от возраста, наличия или отсутствия семьи, детей, работы, характера профессии, по их субъективной оценке переживают какое-либо насилие. Наличие работы у замужней женщины, имеющей детей, является отягощающим фактором в проявлении насилия со стороны мужа.

    Наиболее распространенный вид насилия в отношении женщин, вошедших в данную выборку, – психологическое, далее частота встречаемости уменьшается в следующем порядке: экономическое, сексуальное и физическое. Проявление какого-либо одного вида насилия в отношении женщины достоверно часто сопровождается проявлением другого (других) вида насилия.

    Достоверно чаще насилие проявляется родителями и/или мужем (бывшим мужем или сексуальным партнером). При насилии в семье увеличивается вероятность быть подверженной ему и за ее пределами. Сексуальное насилие женщина чаще всего переживает на работе и затем – от собственного мужа/партнера. Обнаружена положительная связь между всеми видами насилия в отношении женщины и оправданием ее обидчика.

    Любое насилие, как правило, актуализирует весь спектр переживаний (страх, одиночество, вина), вне зависимости от того, кто является обидчиком. При этом, если женщина подвергается насилию в родительской семье, то в основном «страдает» ее эмоциональный фон. В случае, когда обидчик – муж или партнер, происходит и чрезвычайное повышение уровней тревожности (ситуативной и конституциональной) и социальной эмоциональности. Показатели социальной эргичности и пластичности, наоборот, в ситуации насилия ухудшаются.