В состоянии стресса. Особенности физического и психологического состояния женщины после родов

Привязанность, или стремление к установлению и поддержанию контакта и близости, является базовой человеческой потребностью от колыбели до могилы. Мы нуждаемся в близких людях, когда приходим в этот мир, и мечтаем видеть любящие лица, когда покидаем его. Для маленького ребёнка нет ничего ужаснее, чем внезапное ощущение брошенности, потеря контакта с заботящимися о нём взрослыми.

Чтобы поддерживать у ребёнка ощущение непрерывности связи, важно не только физическое присутствие близких ему людей, но и их эмоциональная вовлеченность в отношения. Эмоциональная недоступность, холодность в общении воспринимаются малышом как потеря контакта и близости, у ребёнка наступает сепарационная тревога и дистресс.

Эдвард Троник (Dr. Edward Tronick), директор Отделения развития ребёнка при Гарвардском университете, проводил лабораторный эксперимент под условным названием “Безжизненное (или каменное) лицо” (Still Face Еxperiment). В эксперименте он просил родителей посидеть и поиграть с их маленьким ребёнком так, как они обычно это делают. Затем экспериментатор просил родителя прекратить общение с ребенком. Мать или отца инструктировали продолжить смотреть на малыша, но придать своему лицу застывшее или отсутствующее выражение.

В начале эксперимента мать и младенец настроены друг на друга, их эмоции синхронизированы. Затем мать просят сделать «безжизненное лицо» и не отвечать на реакции малыша. Практически моментально малыш начинает протестовать против потери контакта, привязанности. Мы видим (в буквальном смысле), как включаются защитные реакции ребёнка. Эти реакции инстинктивны, они не зависят от разума. Когда мама снова начинает эмоционально реагировать на ребёнка, он достаточно быстро приходит в себя, успокаивается, защита сменяется эмоциональным контактом с матерью.

В данном эксперименте эмоциональное “воссоединение” происходит довольно быстро и не наносит вреда. Но представьте, если младенец подолгу находится в ситуациях, когда на его нужды не реагируют: мама в депрессии или в семье не принято «нянчиться» с младенцем, или семьи банально нет.

Например, дети, матери которых находились в депрессии в первый год их жизни, намного более склонны к развитию психопатологий, чем дети из контрольной группы. У многих детей из детских домов, которые с самого рождения не имели возможности сформировать отношения со взрослым (они все время лежали в кроватках одни, а персонал следил только за гигиеной и режимом питания) обнаруживается сильнейшее недоразвитие орбитофронтальной зоны коры головного мозга, которая отвечает за контроль над эмоциями.

Мама влияет на ребенка, это уже доказано. Все мамины эмоции оказывают влияние на ребенка, как во время беременности, так и после. И эта связь очень сильна, пока мама кормит ребенка грудью.

Дело в том, что ребенок полностью считывает с мамы ее эмоциональный фон. Вот как собаки чувствуют, когда их боятся, так и дети чувствуют маму. Хоть немного вы встревожились, а ребенок уже это почуял, и давай себе переживать, но даже еще больше чем вы, потому что он не знает о причинах вашей тревоги ничего, у него просто тревожный фон от вас. А потом еще и молоко поел с вашими гормонами стресса, и снова нервничает.

Если вернуться на много столетий назад, в пещерное время, люди жили рядом, кучно, в пещерах. Мама была на вытянутую руку от ребенка, и на любой его сигнал она отзывалась, брала на руки, давала грудь. Но если вдруг случалась опасная ситуация - землетрясение, или мамонты пришли. Встревоженная мама быстро, молча, брала ребенка на руки и они куда-то убегали. И веками закладывался этот механизм в генотипе человека - во время опасности всего два варианта действий - либо бить, либо бежать, иначе не спасешься. В современное же время, как только прием родов стал происходить в больничных стенах (а раньше это делали бабки-повитухи, и это происходило в доме роженицы), сама атмосфера роддома, а иногда и отношение медперсонала к мамочке изначально действуют как стресс, а потом еще начинают пугать разными диагнозами маму, или типа, он у вас голодный, молока не хватает, если смесь не возьмете, мы лялю под капельницу заберем, или вообще в реанимацию. А стресс у мамы зашкаливает, молоко пропадает, и от этого еще больше стресса! Представляете, как сильно мама влияет на ребенка , и эмоционально и физически.

А ребенок то не знает где он родился - в пещере, где мамонты ходят рядом, или в перинатальном центре! Его генотип диктует информацию, и ребенок родившись, реально знает как все должно быть, у него есть определенные ожидания в отношении матери - она защитит, накормит, согреет и будет рядом. А что в итоге - зачастую мамы сразу рядом нет, кормит не она, и никто не защищает! А потом, когда мама приходит, то у нее сплошной стресс. И у ребенка срабатывает та древняя информация из генома - мамонты пришли! И если мама горюет или плачет над ребенком - мамонты не уходят вообще! Они круглосуточные просто! И ребенку не понятно почему мы не спасаемся, если так опасно... И только мама может мамонтов прогнать! Объясните ребенку, что вы в безопасной пещере, что вы рядом, что вам с ним ничего не угрожает. А это получится только если мама успокоится сама.

Вот так вот все бывает грустно там в голове у малышей, и самое главное, что у них нет чувства времени. Ребенок не знает, когда закончится мамин стресс и поэтому маме нервничать - «себе дороже» называется. Думайте о ребенке, ему страшнее. Поэтому деть может висеть на груди - часто и долго, но не потому, что молоко типа "плохое", а потому что хочет успокоиться.

Но вы скажите, как не нервничать, когда диагнозы сыпятся от медиков. Ну во-первых, окончательный диагноз можно поставить лишь с полугода, а до этого многое просто компенсируется за счет ГВ и качественного ухода. Во-вторых, если реально что-то надо лечить, то это нужно просто принять, принять без условий, нам же нужен здоровый ребенок! Вот как солнце встает по утрам, и вы это принимаете, как бы не хотелось еще поспать, так и тут, болезнь и ее лечение нужно просто принять, без условий, и не рвать себе сердце желанием уйти домой, когда вы с лялей находитесь в больнице. Жизнь продолжается и в стенах стационара, и спокойная, уверенная мама нужна ребенку здесь и сейчас, тогда не будет ни мамонтов ни землетрясений, и у всех крепкие нервы и здоровая психика.

Читать далее Читать далее

Здравствуйте, дорогие друзья. В сегодняшней статье расскажу вам о том, каков мой ребенок на прогулке. За окном в полную силу «жарит» лето. Почему в кавычках? Не знаю, как у вас, но у нас лето никак не начинается… Температура держится в пределах 22−25 градусов, бывает и 19. И это вы называете середина лета? Июль? Что тогда дальше будет… Каждодневные дожди, порывы ураганного ветра. Хорошо ещё, что мы уже успели съездить в свой небольшой...

Приветствую своих дорогих читателей! Сегодня хочу предложить на обсуждение такую серьёзную тему — как уложить ребенка спать. Вам знакомо такое: наступает вечер, приближается время отдыха, Ваш малыш увлечен какой-то игрой? Причем, до этого момента он был как-то не особо занят, а вот именно тогда, когда нужно готовиться ко сну, внезапно появляются неотложные дела — обязательно нужно достроить дом для леговских человечков (ведь им негде...

Дорогие друзья, здравствуйте. В разгаре учебный год, но вместо новых знаний и радостных открытий школьника преследует безразличие, усталость, апатия. Что же с ним происходит? Неужели он не хочет учиться? На самом деле ваш малыш просто устает. Игнорировать такое состояние нельзя, иначе оно может привести к психологическим, а также физическим заболеваниям. Так почему ребенок устает после школы, а главное, как ему можно помочь? Давайте попробуем разобраться в этом...

Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня поговорим на такую тему — как накормить малоежку? Ваш ребенок не хочет ничего есть? Давайте сначала решим: является ли этот факт проблемой для вас или нет? Вы сильно переживаете по поводу того, сколько и чего именно съел Ваш малыш? Если для Вас это проблема, давайте с ней разберемся. А для начала ответьте на вопросы: ребенок всегда не хочет кушать или отвергает что-то...

Читать далее

Близится к завершению то время в истории родительства, когда длительное грудное вскармливание (например, хотя бы до 1,5 лет) вызывало удивление и даже неодобрение окружающих, и всё большее число людей сдаётся под напором фразы «рекомендовано Всемирной Организацией Здравоохранения» и принимает то, что ещё вчера казалось по крайней мере странным. И всё большее число родительниц удлинняет период кормления грудью и даже становится приверженцами самоотлучения ребёнка. И теперь, когда решение принято и можно вздохнуть «уф! Ну всё, кормим!», настаёт время присмотреться повнимательнее к этому самому ГВ и разобраться в его тонкостях, психологических моментах. Потому как продолжительное кормление грудью – это, как уже доказано, хорошо и для мамы и для малыша, а вот комфортное и гармоничное кормление грудью, приносящее взаимное удовольствие – это планка, которую ещё предстоит взять многим из сегодняшних мам-первопроходцев.

Мать и ребёнок поначалу существуют в некоем симбиозе, и хотя малыш физически уже отделился от мамы, но эмоциональное и психологическое отделение ещё только в самом зародыше и продолжаться оно будет до подросткового возраста. А пока что недаром матери даже в речи частенько не отделяют себя от ребёнка, говоря «мы»: «мы поели», «мы погуляли».

Грудные дети чрезвычайно чувствительны к состояниям матери, её эмоциональному настрою. Они всё ещё продолжают пока «жить её жизнью» и питаться её «соками», хоть и не через пуповину, а из груди.

Существует также мнение, что чувствительны малыши до определённого времени и не только к самой матери, а к людям вообще. Ещё с давних времён не рекомендовалось показывать новорождённого в течение месяца после родов посторонним людям, считалось, что его могут сглазить. Сглаз же действует особенно сильно на натур впечатлительных и чувствительных (ребёнок же в 10 раз впечатлительнее любого взрослого). Да и сами матери чисто интуитивно стремятся уединяться в первое время, избегают ездить с малышами в общественном транспорте. А известный основатель ребёфинга (одного из методов психотерапии) Л. Орр говорит, что дети обладают экстрасенсорной чувствительностью и вообще не рекомендует показывать ребёнка даже родственникам как можно дольше…

Впрочем, любая мать, имеющая хоть небольшую склонность к самонаблюдению, подтвердит, что дети очень тонко чувствуют изменение её эмоционального состояния и моментально реагируют изменением своего.

Грудное вскармливание – это не только процесс насыщения, это таинство, и картины кормящих матерей известных художников говорят об этом без лишних слов… Когда мать кормит своё дитя, она сама становится на некоторое время Мадонной – любящей и принимающей своего дитя без всяких условий, абсолютно и полностью.

Никто из мам не станет отрицать, что кормление грудью - это общение мамы с малышом… Народная мудрость (а говоря психологическим языком, коллективное бессознательное) говорит: «впитать с молоком матери». Всё больше современных авторов, вплотную изучающих тонкости взаимодействия матери с малышом, считают, что во время кормления грудью ребёнок получает не только полезные вещества для своего тела, но и важную информацию, необходимую для его души: ему передаётся эмоциональное состояние матери, и даже её переживание всего мироздания. Для наилучшего контакта с ребёнком советуют уединяться для этого таинства и сосредотачиваться на ребёнке и своих ощущениях. А некоторые православные священники предлагают матерям молиться перед каждым кормлением.

В связи с этим интересно отметить одно не так давно сделанное открытие японского учёного Масаро Эмото. Вообще, уже давно известно, что вода – вещество, способное хранить и передавать информацию, а последние открытия этого учёного, которые приобретают всё большую известность, показывают это шокирующе наглядно. Вот как рассказывает о его исследованиях одно Интернет-издание:
«Масаро Эмото исследовал капельки разной воды под мощным микроскопом и зафиксировал результаты фотографически. Он изучил, как влияют на структуру воды различные звуки и даже слова. В лаборатории включалась музыка Бетховена, народная, тяжелый рок. Потом вода замораживалась, и обнаруживалось, что музыка Бетховена и народные песни приводили к образованию геометрически правильных, красивых снежинок, а тяжелого рока - к беспорядочному нагромождению игл льда.

Опыты «лингвистические» вообще были на грани фантастики! На емкость с водой наклеивалась бумага с напечатанными словами: «любовь», «мать», «Бог», «я тебя убью». Оказалось, что даже напечатанная информация воспринимается водой! Слова «мать», «любовь» отражались в красоте и правильности снежинок, причем форма их была идентичной. Слово «Бог» сопровождалось образованием снежинок с… ликом человека в центре. Фраза «я тебя убью» приводила к образованию уродливых снежинок, будто взорванных изнутри.»

Человек на 80% состоит из воды, а молоко матери тогда на сколько? Молоко «слышит» все мысли мамы и воспринимает её чувства и, конечно, передаёт и ребёнку. Видимо, молоко, это очень мощный носитель информации о состоянии матери, неудивительно, что малыши так охочи до него и в особенности, если они чем-то обеспокоены или испуганы. Ведь мама – это всегда напоминание о том безмятежном состоянии, когда малыш ещё был с ней одно целое.

Очень возможно, что у многих трудных моментов кормления грудью ноги растут из этой ситуации: отказ от груди, встречающийся у малышей в первые месяцы жизни, укусы груди, становящиеся для некоторых матерей реальной проблемой, когда у ребёнка появляются зубы.
Почему он кусается? Может потому, что мама сама в этот момент злится на кого-то или что-то. Не думаю, что сам ребёнок злится на мать или тем более мстит ей, скорее всего он просто как чувствительный радар славливает настроение матери и, видимо, входит в подобное состояние, а сдавливание челюстей непроизвольно происходит при переживании злости, вроде как сжимание кулаков…

Что же получается, малыш в курсе всего, что происходит с мамой? Но ведь у мамы столько забот и тревог и ведь неспроста. А так хочется оградить своё чадо от всего нехорошего – ради того и стараешься! А вот в какую ловушку попадаешь – ловушку своих же стараний!
Как же использовать эту информацию, чтобы она пошла на пользу и сослужила родителю службу, а не стала поводом для появления ещё одной головной боли? Ведь мамы – народ, порядочно нагруженный заботами и моменты кормления для многих – это одна из немногих возможностей ненадолго отвлечься от забот, отдохнуть или же подумать о чём-то своём, а оказывается, что и тут надо потрудиться – так и перетрудиться недолго! Хочу вас предостеречь от подобного отношения. Со всех сторон сыпется информация о том, какая должна быть идеальная мама, а как же можно не дать своему ребёнку лучшее! И вот приходиться родителю поднапрячься… только хорошо ли от этого ребёнку, в выигрыше ли семья? На самом деле то, что действительно нужно ребёнку – это счастливая мама, а не идеальная и поэтому мамам больше всего действительно необходимо позаботиться о себе и дать себе больше любви, а вовсе не напрячься ещё больше, чтобы быть ещё лучшей мамой. Позвольте дать вам совет, как обойтись с этой информацией, которую я предлагаю вам. Не пытайтесь заставить себя контролировать свои мысли, чувства во время кормления грудью, не насилуйте себя, когда чувствуете, что не можете пребывать в благостном состоянии духа – насилие над собой только усугубит ситуацию. Позвольте в такой момент всему идти, как оно идёт, и не обвиняйте себя в слабости. Когда же вы будете в настроении, о! вот тут-то можно и потренироваться. В этот благоприятствующий вам момент подумайте о том, что ваш малыш очень близок к вам, может ещё ближе, чем вы думали, подумайте обо всём том хорошем, что бы вы хотели бы передать ему. О том сокровенном, что лежит в глубине вашей души и приготовлено специально для вашего дорогого дитя. О том, что вы действительно по-настоящему хотите и что придаёт вам сил в трудные минуты на вашем родительском пути. Позвольте появиться перед вами этому прекрасному образу и просто побудьте, покупайтесь в его лучах. Подумайте о том, что ваш малыш сейчас купается в этих лучах вместе с вами, и в эту самую минуту вы передаёте ему всё то, о чём мечтаете. Представьте себе, как вместе с вашим молоком, течёт тепло вашей души. Сейчас ваше дитя находится у самого вашего сердца и может это неслучайно, что именно во время кормления грудью он ближе всего к сердцу мамы, так пусть из груди течёт к нему молоко, а из сердца – любовь. Побудьте вместе с этим образом столько времени, сколько вы захотите, сколько он будет питать вас. И повторяйте это упражнение каждый раз, когда будет возникать желание.

Позвольте этой информации помочь вам стать более уверенным в себе и счастливым родителем, и не заостряйте внимание на том, что не всегда можно быть в хорошем настроении во время кормления грудью, а лучше порадуйтесь тому, что теперь вы знаете что-то ещё, что поможет вам в заботе о вашем сокровище.