Сексуальная агрессия подростков и сексуальное насилие над ними. Рекомендации родителям по воспитанию подростка без насилия

Травля, или буллинг - явление, к сожалению, нередкое в детских коллективах. Сегодня постараемся разобраться, как и почему она возникает и что делать родителям и детям, столкнувшимся с травлей.

Сразу оговоримся, что нужно разделять собственно травлю, то есть регулярное проявление агрессии со стороны других детей, и обычную непопулярность. Если, приходя за ребенком в школу или сад, вы постоянно видите, что он играет в одиночестве или идет в строю без пары - это еще не признак того, что его травят. Возможно, и не нуждается в постоянной компании и шумных развлечениях. Если при этом ребенок спокоен, ни на что не жалуется и у него есть друзья за пределами школы, то и у вас особых поводов для волнения нет.

Травля же - это жестокое обращение со стороны сверстников (реже - и взрослых), выражающееся в обзываниях, насмешках и физическом насилии. Как правило, объект травли в конкретном коллективе в определенный момент времени всегда один, и приходится ему очень несладко. Последствия травли могут быть трагичными и для жертвы, и для преследователей, и задача родителей - как можно раньше распознать ситуацию и вмешаться.

Как понять, что ребенка травят?

Если вы внимательный родитель, то разглядеть первые признаки травли вам не составит труда:

Ребенок неохотно идет в школу, чаще ссылается на несуществующую болезнь; замыкается и не хочет говорить о том, что происходило в классе в течение дня;
обидная или жестокая кличка, которая к нему «приклеилась»;
постоянная пропажа школьных мелочей - ручек, стерок, карандашей и пр.;
более серьезная порча предметов - разбитый телефон, порванные тетрадки и учебники, грязные портфель и школьная форма;
синяки, царапины и другие травмы, наличие которых ребенок не может или не хочет объяснить.

Детям сложно рассказывать о травле родителям, так как часто они обвиняют в ней себя и считают, что сами во всем виноваты. Если ребенок все же пришел к вам с жалобой на одноклассников, обязательно внимательно выслушайте его и постарайтесь тактично выяснить, была ли проблема разовой (подрались, одноклассник назвал обидным словом), какое количество детей было замешано и как распределились их роли. Если выяснится, что ситуация повторяется постоянно, ваш ребенок всегда в роли «козла отпущения» и никто никогда не встает на его защиту - время принимать меры.

Можно ли уберечь ребенка от травли?

Ответ, к сожалению, отрицательный - выбор жертвы травли часто иррационален и каждый может оказаться «не таким». Однако вы можете определить, входит ли ваш ребенок в группу риска, и принять упреждающие меры.

Если в детском коллективе есть предпосылки к травле (о них - чуть позже), то внимание агрессоров в первую очередь могут привлечь:

Физические особенности ребенка (заметная полнота или худоба, рыжие волосы, очки, высокий или низкий рост, заикание и пр.);
материальный достаток, сильно отличающийся от прочих (причем как в «минус», так и в «плюс»);
национальность;
слишком хорошая или, наоборот, худшая успеваемость.

В то же время факторами, снижающими риск для ребенка оказаться изгоем в коллективе, могут стать:

Занятия спортом, укрепляющие и уверенность в себе, и физическую силу;
хорошие отношения с одноклассниками, выстраивающиеся за счет регулярных походов в гости, совместных прогулок;
активное участие родителей в жизни класса и школы, что позволяет и налаживать связи «на высшем уровне» (с другими родителями и педагогами), и самим оценивать обстановку в классе. Идеально, если и дети, и родители, и учителя все вместе периодически делают какие-то совместные проекты, мероприятия;

Воспитание в ребенке смелости и умения постоять за себя, нежелания ощущать себя жертвой.

Кто виноват и что делать?

Травля - это всегда не проблема одного ребенка, который оказался «неправильным», это проблема коллектива. В «облегченном» виде травля может возникнуть и в старшей группе детского сада, но наиболее остро вопрос обычно встает в 10-12 лет. Если на этот момент детский коллектив разрознен («класс недружный»), то неприятностей не избежать - дети сами найдут себе общее занятие, выбрав жертву и сплотившись против нее. Единственным антидотом в данном случае может стать позиция педагога, который жестко выскажется о недопустимости травли вообще и переключит внимание детей на более полезные занятия. К сожалению, учителя редко вмешиваются в отношения внутри класса или даже усугубляют их, первыми обозначая жертву (например, постоянно называя кого-то «бестолковым») и отделываясь философским «сам виноват» в ответ на жалобы обиженного ребенка.

Светлана Гордон, психолог : «Если ваш ребенок попал в такую ситуацию, то закрывать на это глаза нельзя! «Ну посмотрим, время пройдет, все уладится». Не уладится! Бейте во все колокола! В первую очередь, поставьте в известность классного руководителя. Если ничего не меняется, подключайте завуча по воспитательной работе. Подобными проблемами в учебных заведениях занимается школьный психолог. При слаженной и грамотной работе родителей, учителя и психолога вопрос, как правило, решается. В редких случаях родители вынуждены прибегнуть к переводу ребенка в другую школу. Если там начинается та же история, есть смысл обратиться всей семьей к психологу за индивидуальной консультацией. Скорее всего, придется пересмотреть семейные взаимоотношения».

Наталья Волошина

И ПОДРОСТКОВ: ТРАГЕДИЯ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА

Воронеж, 2009

УДК- 616-053.5/.6-07-09.91

А.П. Савченко – кандидат медицинских наук

А.Ю. Лихачёва – кандидат философских наук

Е.В. Стеньшинская – кандидат медицинских наук

А.П. Швырёв – доктор медицинских наук

Издание ориентировано на привлечение внимания к проблеме насилия над детьми и подростками и жестокого обращения с ними. Освещены философские, медицинские, психологические и юридические аспекты означенной проблемы. Предлагаемое издание предназначено для педиатров, детских психиатров, психотерапевтов, психологов, социальных работников, педагогов, правозащитников.

Рецензенты:

А.А. Шевченко – кандидат философских наук

Н.С. Толстоухова – кандидат психологических наук

В.Н. Кручинин - кандидат юридических наук
«Насилию нет места ни в природе, ни в пространстве человеческого разума… Путь к добру лежит только через добро… Через насилие нельзя прийти к обществу без насилия. Аморальные средства не могут вести к морали так же, как богохульство не может приблизить к Богу… Насилие не может получить нравственной санкции даже в порядке исключения. Нет таких ситуаций и аргументов, которые позволяли бы считать насилие благом».

Л.Н. Толстой


Введение ……………………………………………………………………………………………..

Часть I. Насилие над детьми и подростками …………………………………………

1. Феномен насилия и жестокого обращения с детьми и подростками …..

2. Формы жестокого обращения с ребенком…………………………………………..

3. Объяснение насилия в семье над детьми и подростками……………………

4. Защита детей и подростков от насилия и жестокого обращения ………

Часть II. Помощь детям и подросткам, пережившим насилие ……………….

1. Формы и методы работы с детьми и подростками, пережившими насилие ……………………………………………………………………………………………….

2. Технологии оказания психологической помощи детям и подросткам – жертвам насилия ………………………………………………………………………………..

Заключение…………………………………………………………………………………………

Приложение…………………………………………………………………………….…………..

Библиографический список ……………………………………………………………..…..



5

53
53
57

ВВЕДЕНИЕ

Жестокое обращение с детьми и подростками сегодня, к сожалению, стало обычным явлением, с которым все свыклись, что само по себе ужасно.

Пренебрежение интересами детей и подростков не только наносит непоправимый вред их здоровью, но и влечет за собой тяжелые социальные последствия. До 10% детей и подростков – жертв насилия – погибает, а у большинства – появляются серьезные отклонения в психическом и физическом развитии, в эмоциональной сфере. Такие дети и подростки не могут быть полноценными членами общества, они нуждаются в лечении и уходе.

Жестокость по отношению к детям и подросткам формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не способных трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия по отношению к детям и подросткам является дальнейшее воспроизводство самой жестокости, поскольку жертвы тоже могут стать насильниками.

Насилие над детьми и подростками - явление весьма распространенное в наше время. Во многих странах специалисты по юриспруденции и адвокаты, специализирующиеся на защите прав детей, считают, что домашнее насилие занимает одно из первых мест среди тех видов преступности, сведения о которых редко доходят до правоохранительных органов.

Причины проявления насилия над детьми и подростками многочисленны. Они определяются сочетанием различных факторов, ни на один из которых в отдельности нельзя возложить ответственность за данное явление, поэтому принято рассматривать причины и факторы насилия в целом.

Во-первых, насилие может иметь социокультурную природу, быть неотъемлемой частью стереотипических представлений о сущности семейных взаимоотношений, воспринятой с воспитанием, подкрепляемой внешними впечатлениями и представляющейся таким образом единственно возможной их моделью.

Во-вторых, жестокое обращение с детьми и подростками может быть результатом личного жизненного опыта индивида или индивидов, и тем самым для них тоже создается морально-психологическое основание считать такой тип взаимоотношений универсальным.

Третья группа причин связана с «травмой детства», с пережитым в раннем возрасте разрушительным опытом, что заставляет индивида вымещать на ребенке свои детские комплексы.

В-четвертых, социальная и психологическая декомпенсация в результате внешних воздействий, превышающих пределы личностной устойчивости индивидов, вынуждает некоторых из них искать заместительной компенсации своей неудовлетворенности дома, на работе, в общественной жизни, самоутверждаясь за счет более слабых, неспособных дать отпор и защитить себя.

Пятая группа причин связана с личностными особенностями индивида, с чрезмерно развитыми их доминирующими чертами и особенностями его характера, не компенсированными в свое время достаточно адекватным воспитанием.

В настоящее время не существует единого мнения о первопричине насилия над детьми и подростками. Было предложено множество микро - и макротеорий - от наличия психических нарушений до влияния социально-культурных ценностей и социальной организации. Основные споры развернулись между последователями психологических теорий и теми, кто верит в социальную причинность. Психологи установили особую роль в росте насилия таких психических факторов, как ослабление управления инстинктами, разочарование, агрессивность, алкоголизм и психопатизация личности. Приверженцы теории социальной причинности концентрируют внимание на культурных нормах, провоцирующих насилие над детьми и подростками, на патриархальной социальной структуре.

Р. Джиллес и М. Страус (1979) сформулировали 15 теоретических положений, которые могли бы объяснить основные причины насилия над детьми и подростками, и показали, что не существует единой теории, способной полностью объяснить все случаи насилия над ними. Принимая во внимание сложность человеческой натуры, социальное взаимодействие и социальную структуру, некоторые исследователи предложили более перспективный подход. Они создали комплексную модель насилия над детьми и подростками в семье и обществе. Их модель учитывает разнообразие устройства общества и семей, индивидуальные характеристики и социальные отклонения их членов, сочетание которых вызывает насилие. Эта модель придает особое значение взаимному влиянию между людьми, их поступкам, предшествующим насилию и следующим за ним.

С насилием над детьми и подростками наиболее часто связывают четыре социально-психологических фактора, имеющих отношение, как к насильникам, так и к самим детям и подросткам, а именно: стресс, общественную изоляцию, алкоголизм и изначальную приверженность к насилию.

Насилие над детьми и подростками тесно связано с социальным стрессом в семье и обществе. Среди множества проблем, которые могут повысить уровень напряженности и привести к жестокости, следует назвать разногласия среди супругов в воспитании детей, денежные затруднения, безработица, необходимость в долговременной медицинской помощи. Постоянное раздражение отчасти можно объяснить хроническим беспокойством о нерешенных проблемах и взаимоисключающими требованиями, которые предъявляет общество, несовпадением между желаниями и возможностями.

Связанность семейными обязанностями, неучастие в общественной деятельности и наличие ограниченной системы социальной поддержки увеличивают риск насилия со стороны родителей, опекунов и других взрослых над ребенком.

Предметом широких исследований были и психологические факторы, способствующие и предрасполагающие к насилию над детьми и подростками. По данным исследователей, для родителей, истязающих своих детей, характерны депрессия, деспотичность, одержимость и патологическая ревность. В тоже время определенные характерные черты жертвы, такие как постоянные претензии и жалобы, также могут способствовать жестокости по отношению к ним со стороны родителей.

В психологии существует множество объяснений насилия над детьми и подростками. Например, психоанализ видит в нем перенесение индивидом примитивного влечения к смерти (которое Фрейд называл «инстинктом смерти») с самого себя на внешние объекты. Необихевиоризм считает насилие над детьми и подростками следствием фрустраций, претерпеваемых личностью в процессе социального научения (Дж.Доллард, Н.Миллер, А.Бандура). Интеракционизм – следствием объективного «конфликта интересов», «несовместимости целей» отдельных личностей и социальных групп (Д.Кэмпбелл, М.Шериф). Когнитивизм рассматривает насилие над детьми и подростками как результат «диссонансов» и «несоответствий» в познавательной сфере субъекта (Л.Фестингер, Г. Тэшфел).

Кровотечения из ануса;

Разрывы ануса, прямой кишки, влагалища, промежности;

Выпадение матки;

Выпадение прямой кишки;

Психо-соматические расстройства.

Особенности психического состояния и поведения детей и подростков, позволяющие заподозрить сексуальное насилие:

дети дошкольного возраста:

Ночные кошмары;

Регрессивное поведение (появление действий или поступков, характерных для более младшего возраста);

Несвойственные характеру сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками;

Открытая мастурбация;

Несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении;

Беспричинные нервно-психические расстройства.

дети младшего школьного возраста:

Низкая успеваемость;

Замкнутость, стремление к уединению;

Изменение ролевого поведения (берет на себя функции родителя);

Ухудшение взаимоотношений со сверстниками;

Несвойственное возрасту, сексуально окрашенное поведение;

Стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет необходимости.

дети старшего школьного возраста:

Депрессия;

Побеги из дома и институциональных учреждений;

Низкая самооценка;

Угрозы или попытка самоубийства;

Сексуализированное поведение;

Употребление наркотиков, психоактивных веществ, алкоголя;

Проституция или беспорядочные половые связи.

Психическое (эмоциональное, психологическое) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) и других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических черт характера или же тормозящее развитие личности и вызывающее у детей страх. К этой форме насилия относятся:

Открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

Поведение взрослых, вызывающее у детей и подростков страх;

Психологическое давление в унизительных формах, оскорбление и унижение его достоинства ребенка;

Заниженные или завышенные требования к ребенку, свидетельствующее о непризнании его взрослыми и препятствующие построению им представлений о собственной ценности;

Предъявление к ребенку требований, которые не соответствуют его возрастным возможностям;

Угрозы в адрес ребенка, проявляющееся в словесной форме без физического насилия со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей;

Унижение человеческого достоинства ребенка;

Обвинение ребенка в том, в чем он не виноват;

Постоянная демонстрация нелюбви и неприязни к ребенку;

Душевная жестокость;

Преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;

Предъявление к нему чрезмерных требований, не соответствующих возрасту или возможностям;

Ложь и невыполнение взрослыми обещаний;

Запреты чего-либо, оправданные любовью к ребенку;

Гиперопека и чрезмерная забота о ребенке со стороны родителей или опекунов;

Однократное или неоднократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.

Особенности психического состояния и физического развития, позволяющие заподозрить эмоциональное насилие:

Задержка физического, нервно-психического, интеллектуального и умственного развития;

Нервный тик;

Печальный вид;

Различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология).

Особенности поведения ребенка, позволяющие заподозрить психическое насилие:

Беспокойство или тревожность;

Нарушение сна;

Длительно сохраняющееся подавленное состояние;

Агрессивность;

Склонность к уединению;

Чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение;

Угрозы или попытки самоубийства;

Неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми , включая сверстников;

Плохая успеваемость;

Низкая самооценка;

Нарушение аппетита;

Беспомощность ребенка;

Абсолютная зависимость ребенка от взрослых.

К особенностям поведения взрослых, которые позволяют заподозрить психическое насилие с их стороны по отношению к детям и подростками, относят:

Нежелание утешить ребенка, который действительно в этом нуждается;

Оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка;

Постоянное сверхкритичное отношению к нему;

Негативная характеристика ребенка;

Отождествление ребенка с ненавистным или нелюбимым родственником;

Перекладывание на него ответственности за свои неудачи;

Открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку.

Пренебрежение интересами и нуждами ребенка (моральная жестокость) – отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

Что может служить причиной неудовлетворения основных потребностей ребенка?

Отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка ухода, питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от его лечения, воспитания, образования.

Отсутствие должного внимания или заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

Отсутствие требовательности и контроля со стороны родителей или опекунов.

Вовлечение ребенка в совершение правонарушений.

Недостаток заботы о ребенке может быть и непредумышленным. Он может быть следствием болезни, бедности, неопытности родителей или их невежества, следствием стихийных бедствий и социальных потрясений.

Одним из проявлений жестокого обращения с детьми является отсутствие у женщины любви к ребенку, когда он еще находится в материнской утробе, то есть к ребенку от нежеланной беременности. Будучи эмоционально отвергнутыми, еще до рождения, такие дети рождаются раньше срока в два раза чаще по сравнению с детьми от желанной беременности, имеют экстремально низкую массу тела, имеют нарушения психологического развития.

Особенности внешнего вида, клинические симптомы, по которым можно заподозрить пренебрежительное отношение к нуждам и интересам ребенка:

Утомленный, сонный вид;

Гигиеническая запущенность;

Педикулез;

Чесотка;

Низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании (например, во время пребывания в больнице или приюте);

Задержка роста;

Задержка речевого и моторного развития, исчезающая при улучшении ситуации и появлении заботы о ребенке;

Выраженная пеленочная сыпь, характерная для грудных детей;

Частая заболеваемость;

Многократная госпитализация в отделения неотложной и скорой помощи;

Повторные эпизоды случайных травм или отравлений.

Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить пренебрежительное отношение к нему:

Постоянный голод и/или жажда;

Кража пищи;

Стремление любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание взрослых;

Требование ласки и внимания;

Подавленное настроение, апатия;

Пассивность;

Агрессивность и импульсивность;

Делинквентное (антиобщественное) поведение, вплоть до вандализма;

Неумение общаться с людьми, дружить;

Неразборчивое дружелюбие;

Регрессивное поведение;

Мастурбация;

Трудности в обучении, низкая успеваемость, недостаток знаний;

Низкая самооценка.

В процессе педагогического и социального воздействия детям и подросткам необходимо усвоить те нормы и моральные принципы, которые сложились в социуме. Только тогда они имеют шанс интегрироваться в социальное пространство и занять определенную социально одобряемую позицию, дающую им возможность действовать легально. В противном случае им предстоит пройти путь формирования девиантной или преступной карьеры, которая, вырастая из неблагоприятных условий, может развиваться по трем схемам: 1) «неудачи в школе – знакомство с преступной субкультурой – правонарушения – тюрьма или колония – углубленная профессионализация в преступном мире»; 2) «неудачи в школе – знакомство с деликвентной субкультурой – девиантное поведение (злоупотребление алкоголем, наркотиками, проституция) – смерть или самоубийство); 3) наложение друг на друга первой и второй схем.

Любой вид жестокого обращения с детьми и подростками ведет к самым разнообразным последствиям, но их объединяет одно – ущерб здоровью или опасность для его жизни. Отрицательными последствиями для здоровья детей и подростков являются: потеря или нарушение функции какого-либо органа, развитие различных соматических заболеваний, нарушение физического, полового и психического развития.

Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения и невнимательного отношения к детям и подросткам.

К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, рвота, головные боли, потеря сознания, кровоизлияния в глазные яблоки, острые психические нарушения в ответ на любой вид агрессии, особенно на сексуальную. Эти реакции могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. Ребёнок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. У детей подростков возможно развитие тяжёлой депрессии с чувством собственной ущербности и неполноценности.

Среди отдалённых последствий жестокого обращения с детьми выделяются нарушения физического и психического развития ребёнка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия.

У большинства детей , живущих в семьях, в которых тяжёлое физическое наказание, брань в адрес ребёнка являются «методами воспитания», или в семьях, где они лишены тепла, внимания, например, в семьях родителей-алкоголиков, имеются признаки задержки физического и нервно-психического развития. Зарубежные специалисты назвали это состояние детей «неспособностью к процветанию».

Дети, подвергшиеся жестокому обращению, часто отстают в росте, имеют белково-энергетическую недостаточность. Они позже начинают ходить, говорить, реже смеются, значительно хуже успевают в школе, чем их одногодки. У таких детей развивается невроз или неврозоподобные состояния в виде навязчивых движений, проявляющихся сосанием и кусанием пальцев и ногтей, ковырянием в носу, ушах, раскачиваниями, занятием онанизмом. Внешне дети, живущие в условиях пренебрежения их интересами, физическими и эмоциональными нуждами выглядят гигиенически запущенными. Часто они страдают педикулёзом, чесоткой.

Независимо от вида и характера насилия у детей могут наблюдаться ном предполагается, что первые лучше вторых, что они имеют право так поступать.ятся подчинить их себе.ю черту, которую они ране различные заболевания, которые относятся к психосоматическим: булимия или анорексия, язвы желудка, боли в животе, энурез, энкопрез.

Практически все дети и подростки, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются с определёнными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.

Дети и подростки, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых - младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки гнева не имеют видимой причины. Некоторые из них, напротив, чрезмерно пассивны, не могут себя защищать. И в том, и в другом случае нарушается контакт, общение со сверстниками. У заброшенных, эмоционально депривированных детей стремление любым путём привлечь к себе внимание проявляется в виде вызывающего, эксцентричного поведения.

Дети и подростки, пережившие сексуальное насилие, приобретают несвойственные возрасту познания о сексуальных взаимоотношениях, что проявляется в их поведении, в играх с другими детьми или игрушками. Даже маленькие, не достигшие школьного возраста дети, пострадавшие от сексуального насилия, впоследствии сами могут стать инициаторами развратных действий и втягивать в них большое число участников.

Наиболее универсальной и тяжёлой реакцией на любое насилие, является низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению психологических нарушений, связанных с насилием . Личность с низкой самооценкой переживает чувство вины, стыда, для неё характерны постоянная убеждённость в собственной неполноценности. Вследствие этого ребёнку трудно добиться уважения окружающих, успеха, общение его со сверстниками затруднено. Среди этих детей и подростков, даже во взрослом состоянии, отмечается высокая частота депрессий, что проявляется в приступах беспокойства, безотчётной тоски, чувстве одиночества, в нарушении функции сна. В старшем возрасте, у подростков, могут наблюдаться попытки покончить с жизнью или завершённые самоубийства. Чувствуя себя несчастными, обездоленными, приспосабливаясь к ненормальным условиям существования, пытаясь найти выход из создавшегося положения, они и сами могут стать шантажистами.

Среди социальных последствий жестокого обращения с детьми и подростками можно выделить два одновременно проявляющихся аспекта этих последствий: вред для жертвы и общества. Дети и подростки, пережившие любой вид насилия, испытывают трудности социализации: у них нарушены связи с взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудицией, чтобы завоевать авторитет. Решение своих проблем дети и подростки – жертвы насилия – часто находят в криминальной, асоциальной среде, а это часто сопряжено с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотикам, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия. Девочки нередко начинают заниматься проституцией, у мальчиков нарушается половая ориентация. И те и другие впоследствии испытывают трудности при создании собственной семьи, они не могут дать детям достаточно тепла, поскольку не решены их собственные эмоциональные проблемы. Как говорилось выше, любой вид насилия формирует у детей и подростков такие личностные и поведенческие особенности, которые делают их малопривлекательными и даже опасными для общества.

Каковы же общественные потери от насилия над детьми и подростками? Это, прежде всего, потери человеческих жизней в результате убийств детей и подростков или их самоубийств, это потери в их лице производительных членов общества вследствие нарушения их физического, психического и психологического развития и здоровья, низкого образовательного и профессионального уровня, криминального поведения. Это потери в лице родителей, способных воспитывать здоровых в физическом и нравственном отношении детей. Наконец, это воспроизводство жестокости в обществе, поскольку бывшие жертвы сами часто становятся насильниками.

Влияние насилия на судьбу ребенка трагично.

Одна из тенденций текущего столетия – неуклонный рост частоты психических заболеваний, относящихся к пограничным состояниям и психогенным расстройствам. Основными причинами их возникновения являются «психические переживания», «моральное потрясение», «удары судьбы», «эмоциональное перенапряжение». Среди наиболее уязвимых в этом отношении возрастных групп на первое место уверенно выходят дети и подростки. Именно они в первую очередь страдают от неблагополучия в семьях (частота систематически конфликтующих и разведенных родителей, отсутствие или крайняя недостаточность семейных традиций, осознанная или вынужденная эмансипация женщин, психическое или социальное неблагополучие родителей) и, как правило, от насилия в виде физического или морального притеснения.

3. ОБЪЯСНЕНИЕ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ НАД ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ
Несмотря на все многообразие видов насилия над детьми и подростками, можно выделить ряд взаимосвязанных факторов, характерных для разных типов жестокого отношения:

Неравенство сил обидчика и жертвы, усиленное экономическими факторами, что позволяет доминирующему индивиду агрессивными методами насаждать собственные требования и при этом оставаться безнаказанными;

Нормативная структура, потворствующая использованию насилия в качестве метода разрешения конфликта, что способствует переходу стилей агрессивных реакций от поколения к поколению;

Наличие внешних стрессов, например безработицы или неудовлетворение жилищных условий;

Пережитое в детстве насилие со стороны взрослых;

Личностные характеристики обидчика, например, индивидуальная психопатизация личности или неадекватные навыки разрешения конфликтов.

Большинство теоретических объяснений насилия над детьми и подростками можно причислить к одному из трех уровней:

Макроуровень общества или социальных групп, в рамках которых наблюдается насилие;

Микроуровень семейной среды;

Уровень индивидуальных характеристик жертв и обидчика.

Теории макроуровня.

Теории данной группы причины насилия над детьми и подростками ищут в социальной структуре и целостных системах общества или отдельной социальной группы. Считается, что на распространенность жестокого обращения с детьми и подростками влияет то, насколько насилие приемлемо в культуре данного общества.

Помимо культурных ценностей, потворствующих проявлению агрессии по отношению к детям и подросткам, другими макроуровневыми переменными, которые могут оказать влияние на насилие над детьми и подростками, считаются экономические условия. Внешний стресс может способствовать уязвимости ребенка для насилия.

Теории макроуровня описывают те общесоциальные условия, при которых может возникнуть и развиться насилие над детьми и подростками. Они не рассматривают вопрос о том, почему в одних случаях насилие имеет место, а в других нет, почему его проявляют одни, но для других индивидов не характерно.

Теории микроуровня.

Данные теории рассматривают детей и подростков в качестве единицы анализа и пытаются вычленить те особенности их динамики, которые повышают вероятность агрессии. Среди факторов риска здесь доминирует напряжение, являющееся следствием конфликта, неадекватных коммуникативных навыков и домашнего раздражения. Кроме того, утверждается, что взрослые могут освоить модели агрессивного поведения через механизмы подкрепления и подражания. Если обидчик усваивает, что акты насилия приводят к рассчитанным последствиям, а жертва – что насилие можно прекратить, подчинившись требованиям агрессора, то происходит становление шаблонов взаимодействия, подкрепляющих демонстрацию агрессивного поведения. Более того, обидчики могут выступать в качестве ролевых моделей для других детей и подростков, внушая им мысли, что агрессия – это приемлемая и, возможно, единственная стратегия разрешения конфликтов.

С точки зрения теории социального обмена, удовлетворенность детей и подростков основана на анализе затрат и выгод, при котором дети и подростки сопоставляют свои вложения (например, эмоциональный вклад, время) с ощущаемыми преимуществами (например, эмоциональным удовлетворением). Если индивид полагает, что его вложения перевешивают полученную выгоду, то, согласно этой теории, возникает неудовлетворенность, и будут изучены альтернативные варианты взаимоотношений. С учетом того, что взаимоотношения между родителями и детьми разорвать практически невозможно, насилие при таком теоретическом подходе понимается как реакция на неудовлетворенность, проистекающую из взаимоотношений, которые не соответствуют ожиданиям.

Даудова Д.М. -к.пс.н., доцент кафедры общей и педагогической психологии, ДГПУ, [email protected]

Проблема насилия над подростками в семье в современной отечественной психологии

На сегодняшний день наиболее распространенной проблемой в обществе является проблема насилия над детьми в семье. И хотя насилия в семье изучается не так давно, но достаточно активно, такими учеными как К.Е. Игошев, С.В. Максимов, В.П.Ревин, Н.К. Асанова, Ю.М. Антонян, Р.М. Зулкарнеев, А.Г. Сапрунов, Л. М Клоски и др. .

Самой незащищенной, уязвимой и чаще подвергающейся насилию социальной группой являются дети. По вине взрослых они становятся жертвами физического, сексуального, эмоционального или психологического насилия .

Насилие над ребенком - это физическое, психологическое, социальное воздействие на ребенка со стороны другого человека вынуждающее его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей, либо угрожающее его физическому или психологическому здоровью и целостности .

Рассмотрим основные виды насилия в семье:

Физическое насилие. Представляет собой преднамеренное нанесение физических повреждений или травм родителями либо лицами, их заменяющими, или другими взрослыми, в результате чего у подростка возникают нарушения физического и/или психического здоровья и развития, либо наступает летальный исход . Физическое насилие выражается в форме ударов по лицу, удушений, заключений в запертом помещении, избиений ремнем, веревками, причинения увечий тяжелыми предметами.

На сегодняшний день существует два совершенно противоположных мнения на применение телесных наказаний в качестве воспитательного

средства. Сторонники телесных наказаний считают, что они являются

эффективным воспитательным средством, которое в ряде случаев оказывается

единственным способом поддержания дисциплины. Противники телесных

наказаний доказывают, что они приводят к более высокому уровню

противоправного поведения, провоцируют агрессивность и совсем

неэффективны в качестве меры дисциплинарного воздействия. Более того,

телесные наказания вызывают у ребенка чувство гнева, негативно сказываются

на его самооценке. В большинстве случаев телесные наказания отличаются от

физического насилия тем, что не сопровождаются причинением телесных

повреждений, однако по своим психологическим последствиям эти явления

тесно связаны

Физическое насилия имеет разнообразное проявление: от убийства или

причинения тяжких увечий ребенку до побоев. Наиболее распространенными

повреждениями при физическом насилии являются ушибы и ссадины, затем -

переломы костей и травмы головы. Однако любое физическое насилие, не

зависимо от тяжести, всегда сопряжено с причинением ребенку боли,

ограничением его свободы и навязыванием чужой воли, то есть имеет черты

психического насилия. Опасность физического насилия (тяжесть его

последствий) в значительной мере зависит от возраста ребенка. Доказано, что

родители, применяющие физическое насилие, склонны со временем применять

более тяжелые его формы. Поэтому незначительная травма, причиненная

маленькому ребенку, всегда является предпосылкой (фактором риска) более

тяжелого насилия в будущем. Таким образом, под физическим насилием

необходимо понимать умышленное причинение ребенку телесных

повреждений, а также любе иное использование физической силы (причинение

боли, лишение свободы, понуждение к употреблению психоактивных веществ),

которое причиняет ущерб его физическому или психическому здоровью,

нарушает нормальное развитие или создает реальный риск возникновения

таких нарушений. Как показывает практика, очень часто физическое насилие

сочетается с другими формами жесткого обращения с детьми (сексуальное

насилие, пренебрежение основными потребностями ребенка). По данным зарубежных исследователей один из шести перенесших физическое насилие детей также страдал и от сексуального насилия. Эмоциональное же насилие имеет место в большинстве случаев физического насилия. В связи с этим, необходимо активно выявлять другие формы жестокого обращения среди детей, пострадавших от физического насилия. Повышенный коэффициент риска стать жертвой физического насилия имеется у детей-инвалидов, особенно воспитывающихся в социально неблагополучных семьях. В некоторых случаях само физическое насилие в сочетании с пренебрежением основными потребностями ребенка, в том числе с неоказанием необходимой медицинской помощи, может быть причиной инвалидизации ребенка.

Данный тип насилия негативно сказывается на формировании личности и последующих этапах ее развития. Результаты подобного «общения» обычно приводят к тому, что подросток начинает испытывать достаточно противоречивые чувства: страх, боль, ненависть, обида, унижение и т. п. Поскольку, тело подростка подвергается насилию (телесным повреждениям), единство его личности сохраняется путем диссоциации «Я» от собственного тела. Результатом происходящего становится переживания «оцепенения», «омертвения», а также наступает ощущение нереальности происходящего и частичная амнезия .

Как отмечают Т.М. Журавлева и Т.Я. Сафонова: «... физическое насилие несет в себе очень сильный эмоциональный компонент» . Авторами отмечается, что очень важным в формировании последствий у подростков является тесная связь между физической и душевной болью. Как известно, чувство безопасности является основным механизмом успешного развития подростка. Отсутствие безопасности ведет к широкому спектру эмоциональных реакций - от беспокойства и замкнутости до гнева и неконтролируемого аффективного поведения.

Дети подросткового возраста выражают последствия (нанесенного им

физического насилия) в жестокости к окружающим, депрессии, протестных

реакций на наказания родителей, поиске поддержки в асоциальных компаниях, иногда в суицидальном поведении.

Сексуальное насилие. Вид жестокого обращения, представляющий собой вовлечение подростка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера со взрослыми с целью получения последними сексуального удовлетворения или выгоды . Иными словами сексуальным насилием считается любой сексуальный опыт с ребенком до 18 лет. Данный вид насилия характеризуется вовлечением зависимых, психически и физиологически незрелых детей и подростков в сексуальные действия, нарушающие общественные табу семейных ролей, которые они еще не могут полностью понять, и на которые не в состоянии дать осмысленного согласия. .

Сексуальное насилие является одним из наиболее опасных видов жестокого обращения, поскольку нередко вызывает тяжелые психические и поведенческие нарушения. К особенностям психического состояния и поведения подростка позволяющим заподозрить сексуальное насилие можно отнести депрессию, расстройства восприятия, побеги из дома или институциональных учреждений, угрозы или попытки самоубийства, сексуализированное поведение, употребление наркотиков или алкоголя, а в крайних случаях проституцию и беспорядочные половые связи. Таким образом, можно сделать соответствующий вывод - сексуализированное поведение -один из самых характерных изменений, позволяющих предположить факт сексуального насилия в отношении подростка.

Как показывает анализ зарубежных и отечественных исследований,

сексуальное насилие затрагивает все сферы функционирования:

эмоциональную, когнитивную, интеллектуальную, поведенческую и др.

Последствия сексуального насилия можно разделить на психологические и

поведенческие нарушения. Обычно к психологическим нарушениям относят

беспокойство из-за боязни повторения насилия, страх темноты, боязнь людей

(внешне напоминающих насильника), чувство стыда, вины и беспомощности.

Одним из частых проявлений характеризующих перенесенное сексуальное насилие является гнев, проявляющийся в неадекватном поведении. Это могут быть спонтанные приступы ярости, агрессия, направленная как на себя, так и на других людей, а также животных. Затрагивая эмоциональную сферу, последствия сексуального насилия влияют на быструю и необоснованную смену настроения и раздражительность. Необходимо отметить, что крайняя степень нарушений в эмоциональной сфере может привести к суицидальным попыткам. Спектр этих нарушений достаточно широк - от чувства беспокойства до глубоких постравматических расстройств.

Психологическое насилие. Представляет собой однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка, враждебное или безразличное отношение, а также другое поведение родителей и лиц, их заменяющих, которое вызывает у ребенка нарушение самооценки, утрату веры в себя, затрудняет его развитие и социализацию .

В отечественной психологии психический вид насилия делится на эмоциональное и психологическое насилие. Так, например, отечественными авторами Н.О. Зиновьевой и Н.Ф. Михайловой под эмоциональным насилием понимается любое действие, которое вызывает у ребенка состояние эмоционального напряжения, подвергая опасности, возрастное развитие его эмоциональной жизни; а под психологическим насилием - совершение по отношению к ребенку деяния, которое тормозит или вредит развитию его потенциальных способностей .

Отечественные исследователи утверждают, что психологическое насилие

является более серьезной угрозой, чем любой другой тип ненадлежащего

отношения. Однако, отметить необходимо и тот факт, что родительское

отвержение по своей сути приводит к дефициту самоуважения и уверенности в

себе у подростков, а также чрезмерной агрессивности и эмоциональной

нестабильности. Последствиями психологического насилия (словесная грубость

родителей: обзывания, негативное сравнение подростков со сверстниками и т.

д.) часто являются физическая агрессия со стороны подростков,

делинквентность, проблемы межличностных отношений. Вербальная агрессия тесно связана с психосоциальными проблемами, поскольку такие особенности подростков мешают их социальной адаптации, вызывают неприятие и отвержение со стороны сверстников и взрослых. Российские ученые указывают на то, что основными последствиями психического насилия чаще всего является заниженная самооценка жертвы, крайне искаженная Я-концепция. Могут возникнуть интеллектуальные дисфункции - негибкость, некритичность, узость мышления, низкая концентрация внимания, плохая память. Следствием психологического насилия становится межличностная дезадаптация и дезориентация. Подросток испытывает хроническое чувство вины, частые депрессии, неспособность переживать положительные эмоции. Для него характерна гиперсензитивность, высокая тревожность. Такие подростки беспомощны, безынициативны, неспособны к самостоятельным решениям и ответственным действиям. Т.М. Журавлева пишет: «Психологическое насилие, значение которого недооценивалось в течение долгого времени, является наиболее деструктивной формой жестокого обращения, затрагивающей все сферы развития. Не случайно психологи называют его душегубством» .

В последние годы в нашей стране намечается поворот от замалчивания к наблюдению и изучению фактов насилия в семье. Так, российскими учеными (С.В. Ильиной, А.Д. Кошелевой, О.С. Лобза, Е.Т. Соколовой и др.) выявлены «сензитивные к насилию» периоды развития подростка, когда анатомофизиологические, гормональные, эмоционально-личностные и психосоциальные изменения делают его легко травмируемым. Подростковый период является опасным в отношении, как сексуального насилия, так и жестокого обращения с подростком, телесных наказаний, и психологического насилия. Изменившийся телесный облик и поведение подростка становятся провокативными не только для потенциального насильника, но и вызывают у родителей стремление немедленно исправить непослушное чадо, актуализируя те или иные воспитательные установки. В настоящее время представители

различных теоретических ориентаций сходятся в признании патогенного

влияния физического и психологического насилия, в качестве которых указываются и сексуальные домогательства, и телесные наказания, и неадекватные родительские установки (манипуляторство) на личность и психику подростка.

Большинство исследователей сходятся на том, что результатами пережитого в детстве насилия (так называемые «оставленные эффекты травмы») являются нарушения Я-Концепции - чувство вины, депрессия, трудности в межличностных отношениях, сексуальные дисфункции, низкий уровень самооценки, склонность к самодеструктивному поведению, а также регресс в поведении.

Нарушения, возникающие после насилия, затрагивают все уровни человеческого функционирования. Проще говоря, патогенное влияние различных типов насилия на личность и психику подростка не оставляет сомнений. А так как первичным институтом социализации является семья, то именно она была, есть, и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа жизни. По мнению психологов, детство - период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность. Особо подчеркиваем, что эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть признанным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться многому.

Как одни из самых негативных последствий насилия являются проявления девиантного (отклоняющегося от нормы) поведения: зависимость, суицидальные попытки, агрессивность и др.

Таким образом, рассмотрев проблему насилия в семье, его виды и

последствия, а также влияние этих последствий на социализацию личности

подростка, мы приходим к выводу, что любая ситуация насилия над подростком носит полифакторный характер и переживается в дальнейшем как психологическая травма. На это влияют индивидуальные особенности подростка, условия, в которых протекает его развитие, характер негативных воздействий и другие факторы. Дальнейшие исследования и изучение последствий различных видов насилия у подростков, соотношение насилия и этапов личностного развития индивида, поможет специалистам в решении проблемы оказания полноценной помощи подросткам - жертвам насилия.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Алексеева Л.С. О насилии над детьми в семье // Социс. 2003. №4. С. 78.

2. Жестокое обращение с детьми. Помощь детям, пострадавшим от жестокого

обращения и их родителям / Под редакцией Т.Я.Сафоновой, Е.И. Цымбала. М., 2001. С. 36.

3. Журавлёва Т.М., Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Помощь детям - жертвам насилия. М.: Генезис, 2006.

4. Защита детей от насилия и жестокого обращения. Рабочая книга / Под ред.

Е.Н. Волковой. Нижний Новгород, 2004.

5. Зиновьева Н. О., Михайлова Н. Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. СПб.: Речь, 2003. С. 34.

6. Ильяшенко А.И. Основные черты насильственной преступности в семье /

Социс. 2003. № 4. С. 90.

7. Соколова Е.Т. Влияние на самооценку нарушений эмоциональных контактов

между родителем и ребёнком и формирование аномалий личности. // Семья и формирование личности / Под ред. В.В. Столина. М., МГУ, 1981. С. 15-21.

По телевизору довольно часто можно увидеть, как школьник приходит в школу с ружьём и убивает своих одноклассников и учителей, конечно же, такая агрессия не возникает на пустом месте. Психологи считают, что истоки подросткового насилия находятся в неблагополучных семьях, там, где родители жестоко обращаются со своим ребёнком.

В некоторых случаях, подростковое насилие возникает из-за неравенства в школе, какой-то ребёнок не может вписаться в коллектив класса и его начинают преследовать одноклассники. Всё начинается с мелочей, группа лидеров оскорбляет ученика, который кажется им более слабым либо просто плохо одет, потом подростки переходят к физическим нападкам. В конце концов, ученик оказывается в положении кролика, загнанного в угол и пытается справиться с ситуацией теми методами, которые ему доступны. Драться с большой группой противников и победить их он не может, поэтому берёт в руки оружие и в азарте убивает всех подряд.

Виноват ли такой подросток в убийстве или просто защищался от агрессивной толпы? Конечно же виноват, но так же виновны и те одноклассники, которые вынудили его защищаться и взять в руки оружие, ведь первоначальная агрессия исходила именно от них. Следователям, разбирающимся в таких делах, следует обратить внимание на таких провокаторов и выяснить, почему они решили, что имеют право издеваться толпой над одним человеком. Некоторые психологи утверждают, что подобное поведение возникает из-за просмотра жестоких боевиков, в которых прав тот, кто сильнее остальных, кто добивается своей цели, убивая людей десятками.

Достаточно часто агрессивными становятся те подростки, в семьях которых, на первый взгляд, царит благополучие, они прекрасно одеты, имеют замечательные модные телефоны и компьютеры, над ними не издеваются жестокие отцы. Если обратить внимание на таких молодых людей, можно понять, что всё своё свободное время они проводят, играя в разные компьютерные игрушки, вольно или невольно, развивающие агрессивность и превосходство над остальными членами общества. Чаще всего, подростки всё-таки понимают, что в одиночку не могут подчинить себе никого, поэтому сбиваются в стаи.

Когда группа таких подростков, оторвавшись на пару часов от любимой игрушки, выходит на улицу, возникает действительно опасная ситуация. Как стая волков они набрасываются на одинокого прохожего, и даже очень сильный человек не может в одиночку справиться с ними. Многие спорят о влиянии современной молодёжной музыки на неокрепшие умы подростков, ритмы такой музыки вызывают пограничное состояние, ведущее к агрессии. После посещения некоторых концертов, лавина агрессивных мальчишек и девчонок несётся по городу, ломая и круша всё, что подвернётся им под руку.

Большое значение имеют отношения внутри семьи, там, где царит постоянное пьянство, где отец поднимает руку и на мать, и на самого ребёнка, вырастает подросток, с надломленной психикой. Он не видит разницы между добром и злом, считает, что быть добрым человеком, это слабость, из-за которой можно подвергнуться насилию, поэтому нападает первым. Бывают случаи, когда подросток, увидев жестокость своего родителя, пытаясь защитить себя или маму от побоев, идёт на крайние меры и убивает мучителя. В таких случаях осуждают ребёнка, но разве случилось бы подобное преступление, если бы в семье были хорошие отношения?

В некоторых районах городов, и даже отдельных домах существуют молодёжные банды, в которые постоянно вовлекаются новые члены. Мальчики видят превосходство членов такой группировки над остальными людьми и тоже стараются попасть в данное сообщество, чтобы быть защищёнными. Однако, со временем, обычный подросток начинает совершать такие же жестокие поступки, ворует, угоняет машины и, в результате, попадает в тюрьму. Там находятся отнюдь не ангелы, в человеке взращивается ещё большая жестокость, и на свободу через несколько лет выходит уже состоявшийся преступник, способный избивать и убивать людей без сожаления.

Подростковое насилие, это большая проблема всего мира, бороться с которой чрезвычайно трудно, переделать сознание агрессивного человека гораздо сложнее, чем воспитать в душе ребёнка понятия о добре и справедливости, если этим заниматься с рождения малыша. Поэтому следует соединить усилия родителей, воспитателей и учителей, чтобы дети росли в здоровой обстановке, читали хорошие книги и смотрели добрые фильмы. Большое значение имеют занятия спортом, если ребёнок постоянно ходит на тренировки, ему не придёт в голову вступать в молодёжную банду. Кроме того, имея навыки самозащиты или просто тренированное тело, будет гораздо легче противостоять мерзавцам, нападающим из-за угла.

Проблема насилия среди подростков. Гогицаева О.У., Гобаева И.А. ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова», Владикавказ, Россия

Аннотация

Статья посвящена проблеме психологического насилия в подростковой среде, анализируется влияние возраста школьников на особенности проявления насилия в школе. Причины подростковой жестокости кроются в жизни всего нашего общества: «неблагополучные семьи»; окружение, в котором пребывает подросток; общение в школе; большой объем негативного материала в средствах массовой информации. Также к числу симптомов «приближения» подростка к агрессивному поведению относятся: курение, употребление спиртосодержащих и наркотических веществ; пропуски школьных занятий; вступление в неформальные субкультуры; импульсивность, раздражительность, конфликтность. Все это является основными причинами в формировании подростковой жестокости. К сожалению, сегодня психологическая жестокость является настолько распространенной, что можно с полной уверенностью утверждать: ни один человек не вырастает без того, чтобы не испытать на себе — прямо или косвенно — какое-то из ее проявлений. Отмечается необходимость профилактической работы по профилактике насилия в любых его проявлениях в каждом образовательном учреждении.

Ключевые слова: подростковая среда, психологическое насилие.

Современная образовательная среда становиться все менее безопасной для ребенка. Это проявляется в снижении показателей обученности и воспитанности, нарастающей напряженности психологического климата в ученических коллективах, расширяющемся диапазоне конфликтов. Практически в каждом классе, по мнению многих отечественных и зарубежных ученых, имеются дети, которые являются мишенью, т.е. «козлами отпущения» для окружающих . Их постоянно дразнят, унижают или бьют, издеваются, высмеивают их же одноклассники. Складывающаяся ситуация актуализирует проблему обеспечения психического здоровья всех участников образовательного процесса и требует активизации комплексного исследования насилия в школе.

Целью нашего исследования является изучение особенностей насилия у школьников средних и старших классов.

Предметом исследования выступают особенности психологического насилия у школьников средних старших классов: представление о том, кто является объектом психологического насилия, отношение к насилию, состояние субъекта психологического насилия.

Методы исследования: разработанная нами анкета на выявления особенностей психологического насилия в классе . В качестве эмпирического объекта исследования выступили учащиеся пятых и одиннадцатых классов общеобразовательной школы г. Владикавказ, в количестве 120 человек.

Платоновой Н.М. и Платоновым Ю.П. выделены типы психологического насилия :

  • Игнорирование нужд одного или нескольких одноклассников — игнорирование их потребности в безопасности, поддержке, одобрении, общении;
  • Отвержение — публичное унижение сверстника, предъявление чрезмерных, не адекватных требований, публичная негативная демонстрация отдельных поступков и качеств ребенка, постоянное аппелирование к чувству вины, стыда, жесткая критика;
  • Угрозы и терроризирование — унижение достоинства, угрозы наказанием, побои, угрозы насилием, оскорбление, использование ненормативной лексики в адрес соученика;
  • Изолирование — ограничение социальных контактов ученика со сверстниками или другими значимыми лицами, принудительное территориальное ограничение;
  • Развращение — создание мотиваций асоциального поведения, на воровство, проституцию, употребление алкоголя и наркотиков.

Все перечисленные формы психологического давления в том или ином варианте имеют место в каждой школе, все чаще переходя в физический травматизм .

В результате проведенного исследования были получены следующие данные: в 5-х классах психологическому насилию подвергаются в основном глупые и необщительные школьники, ябедники, а в 11-х классах — неудачники, доверчивые люди, не умеющие постоять за себя, не имеющие своей точки зрения, изгои (со странностями). Кроме того, насилию подвергаются как мальчики, так и девочки. В 11-х классах почти в полтора раза меньше школьников, которые подвергаются насилию. Причем, мальчики 5-х классов подвергаются психологическому насилию в 4 раза чаще, чем в 11-х классах. Безразличные и нейтральные чувства по отношению к объекту насилия испытывает большинство школьников 5-х классов. Большая часть школьников 11-х классов, подвергая насилию своих одноклассников, испытывает удовлетворение, удовольствие и радость.

Полученные данные могут говорить о том, что возраст школьников влияет на особенности проявления насилия в школе . По нашему мнению, безразличное отношение школьников 5-х классов к проявлению психологического насилия к сверстникам (при безразличном отношении к этому явлению всех участвующих в воспитании и образовании взрослых), может быть основой для получения удовольствия и удовлетворения в процессе насилия у школьников 11-х классов.

Наше исследование показало:

  1. Чаще всего в школах встречается эмоциональное и физическое насилие. Учащиеся отметили следующие виды эмоционального насилия, встречающиеся в образовательной среде:
  • насмешки (38,4 %);
  • отказ от общения (18,7 %);
  • угрозы (33,4 %);
  • систематическая необоснованная критика (46,9 %) и др.
  1. Психологическое насилие проявляется как в 5-х, так и в 11-х классах.
  2. Психологическое насилие не имеет гендерного аспекта: психологическому насилию подвергаются, как мальчики, так и девочки.
  3. Большинство школьников 11-х классов осознанно подвергают одноклассников психологическому насилию: пытаются унизить, оскорбить одноклассников.
  4. Преобладающее большинство школьников 5-х классов не осознает свои действия и поступки, как действия, унижающие другого человека, проявляя при этом безразличное нейтральное отношение. Большая же часть школьников 11-х классов осознанно подвергает насилию своих одноклассников, при этом испытывает удовлетворение, удовольствие.

Как видим потребность в формировании «Новой школы» безопасной и свободной от насилия назрела в обществе. Но достижение этой цели — задача будущего. На сегодняшний день теоретические представления о психологическом насилии развиты недостаточно, крайне мало накоплено и эмпирических данных по насилию в образовательной среде. Нечеткость категориальных оснований и эмпирического опыта затрудняет поиск эффективных как превентивных мер, так и путей коррекции проблемной ситуации, сложившейся в системе школьного образования .

Посильный вклад в профилактику насилия в образовательной среде может внести каждый участник образовательного пространства и, в первую очередь, это касается психологов, педагогов, социальных работников. Необходимо в каждом образовательном учреждении, начиная уже с первого дня начала учебного года, вести работу по профилактике насилия в любых его проявлениях.

Ссылки на источники
  1. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. — СПб.14 , 2002.
  2. Гогицаева О.У. Динамика межличностных отношений подростков//Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 4 (19). С. 38-41.
  3. Гогицаева О.У. Инновационные технологии в системе образования//В сборнике: Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты//Материалы IV Международной научно-практической конференции. 2015. С. 177-181. 0
  4. Гогицаева О.У. Педагогика индивидуальной работы//Nauka-Rastudent.ru. 2015. № 7 (19). С. 20.
  5. Гуриева С.Д. Влияние этнического фактора на динамику межгрупповых отношений//Сибирский психологический журнал. 2009. № 32. С. 89-94.
  6. Гуриева С.Д. Межэтнические отношения: этнический фактор в межгрупповых отношениях//Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 2008. Т. 5. № 4. С. 79-83.
  7. Гуриева С.Д. Проблемы межэтнических отношений в молодежной среде//Казанский педагогический журнал. 2008. № 10. С. 88-96.
  8. Зиновьева Н. О., Михайлова Н. Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. — СПб., 2003.
  9. Малиева З.К. Роль современных образовательных технологий в решении проблемы морального отчуждения личности // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 769.
  10. Платонова Н.М., Платонов Ю.П. (ред.) Насилие в семье: Особенности психологической реабилитации. Учебное пособие. СПб.: Речь, 2004.- 154 с.