Воспитание ребенка в неполной семье. Как правильно воспитывать ребенка в неполной семье

В России неполные семьи это в основном мамы с детьми, случаи когда с маленькими детьми остаются отцы пока единичны. Тем не менее проблемы в обеих неполных семьях бывают схожими. Если направлять взгляд именно на семью, как на целое и не акцентировать взгляд на проблемах присущих неполным семьям, то можно уравновесить ситуации и избежать трудностей в воспитании ребенка. В большинстве случаях неполная семья имеет достаточный потенциал для полноценного воспитания детей.

Ребенок воспитывается в неполной семье.

Особенностью воспитания детей в неполной семье является то, что мама или папа воспитывают ребенка одни. Взрослому надо сначала принять ситуацию, взять ответственность на себя и начать работать над своим положительным образом. Начать опираться на свои потребности, чтобы обеспечить максимальный комфорт и ребенку.

Часто сам факт неполной семьи становится поводом для травли ребенка сверстниками. Случается травля или нет, зависит от отношения оставшегося родителя к той ситуации, которая сложилась, понимает он ее как критическую и унизительную или наоборот относится спокойно и видит перспективу развития семьи. Объяснять какие то неудачи отсутствием одного из родителей тоже не правильно, это перекладывание ответственности.

При воспитании ребенка в неполной семье, психологи рекомендуют родителю, взявшему на себя ответственность за воспитание ребенка, говорить только хорошее об отсутствующем родителе.

Если ребенок воспитывается в неполной семье и получает какую то негативную информацию об одном из родителей, то он волей неволей начинает примерять эти качества на себя. Другой информации у него нет, опираться больше не на что.

Если мамы или папы упрекают своего ребенка в негативной похожести на отсутствующего родителя, то потом пожинают плоды в том, что именно в этом он и становится похож.

Осознав свою половую принадлежность ребенок начинает осваивать особенности поведения своего пола, примером для подражания должны стать родители. В полной семье, мальчики учатся мужским манерам поведения на примере отца, а девочки учатся женственности у мамы. В неполной семье ни один из родителей на сможет выполнить роль и мамы и папы.

Любого из родителей, будь то мама или папа компенсировать сложно но можно, это зависит от мамы или папы желающего впустить в свою жизнь разных людей, чтобы они помогали в разностороннем развитии ребенка. Это могут быть бабушки и дедушки, друзья, крестные, тренеры или преподаватели, то; есть те, кто поможет; в развитии качеств недостающих ребенку из за отсутствия одного из родителей.

Иногда могут потребоваться психологи, выступающие в роли наставников и корректирующие возникающие ситуации. Создать такую команду важно, а испытывать иллюзию, что можно справиться одному опасно, потому что ребенку важно учиться у разных людей разным моделям поведения в социуме. Важно чтобы ребенок чаще находился в полных семьях, чтобы видеть, как ведут себя женщины и мужчины, как распределяются роли в семье.

Если ребенок воспитывается в неполной семье и появляется фигура заменяющая папу или маму, то появляется какая то опора для мальчика или девочки, будь то дедушка или бабушка, крестный или дядя с тетей. Дети видят модели поведения мужчин или женщин в обществе и в семье, учатся принимать заботу, общаться.

Особенности воспитания детей в неполной семье.

Не важно мама или папа воспитывают одни ребенка, Особенности воспитания детей в неполной семье присущи и тем и другим. Рассмотрим фундаментальные принципы воспитания на примере мамы, которая одна растит ребенка, потому что это наиболее распространенная ситуация.

Мама одна воспитывает сына.

  • В ситуации, когда мама одна растит сына, есть свои особенности. Если мама обижена на мужчин, у нее нет к ним уважения, это значит, что она может отыграться на своем сыне. Тем самым когда она критикует своего бывшего мужа она пилит корень, который питает ее ребенка. У мальчика страдает самоидентификация, он должен кому то подражать. Соответственно если нет мужчины, мальчик начинает отождествлять себя с женщиной.
  • Задача номер один, это никогда не критиковать отца ребенка, а причину расставания объяснить сложностями взаимоотношений. Никогда не говорите весь в своего папашу. И какие бы не были обиды найдите в себе силы похвалить отца ребенка и сказать что у ребенка есть такие же качества, для него это очень важно.
  • Самый лучший вариант если отец принимает участие в жизни ребенка: берет его на выходные, гуляет, приходит в гости. Если этого не происходит, то обязательно найдите в семье или среди друзей мужчину, наставника на которого он мог бы равняться, перенимать модель поведения, по мужски общаться. Если такого нет, то найдите книги и фильмы о настоящих мужчинах, это вашему сыну даст представление о том, что такое настоящий мужчина, как он должен себя вести.

Мама одна воспитывает дочь.

  • Если мама одна растит девочку, но здесь все намного проще. Модель поведения женщины в обществе и в семье дочь примет от матери, но не стоит забывать, что девочке необходимо и мужское общество, потому что она будущая мама и жена.
  • Никогда не говорите девочке гадостей о мужчинах, а тем более об отце. Мужчина для такой девочки нечто неизвестное, пугающее, она не знает, как с ними общаться, разговаривать, она никогда не была принцессой, соответственно такая девочка начинает страдать низкой самооценкой. В детском возрасте такие девочки часто бывают застенчивыми и забитыми, потому что не чувствуют за спиной стену. Это будет чувствоваться во взрослой жизни и выразится в неуверенности в общении с мужчинами, она будет чувствовать себя не защищенной, нет отца который за нее постоит.
  • Чтобы такого не произошло, постарайтесь показать дочери положительные примеры общения с мужчинами. Посещайте семьи друзей, где есть оба родителя, чтобы девочка видела модель поведения мужчин в социуме и семье. Хорошо если есть дедушка или дядя, которые ее любят и с которыми ее можно оставить без опасения. Самый лучший вариант это родной папа, который приходит хотя бы раз в неделю.

Важное о чем стоит задуматься мамам или папам, воспитывающим одни ребенка, это то, что качества характера не передаются по наследству и именно тот сценарий, который мы задаем ребенку тот и будет им реализован в жизни.

Семья как ВУЗ первичной социализации малыша

Главнейшая соц. функция семьи - образование растущего поколения. Семья в идущем в ногу со временем сообществе рассматривается как ВУЗ первичной социализации малыша. Водительство имеет социокультурную природу и характеризуется системой указанных культурой и сообществом общепризнанных мерок и верховодил, регулирующих распределение меж опекунами функций ухода за детками и их образование в семье; характеризующих содержание ролей, модели ролевого поведения. Предки отвечают перед сообществом за компанию системы критерий, подходящих возрастным необыкновенностям малыша на любой из ступенек онтогенеза и обеспечивающих подходящие способности его личного и умственного становления. В ситуации водительства все наиболее определенной делается ценности ВУЗа семьи. До этого обязанность за образование малыша возлагалось на сообщество, на тот момент как личное водительство обхватывало только что касается непродолжительный период юношества малыша до начала предисловия его в трудовую работа, хотя с конфигурацией задач социализации малыша в масштабах домашнего воспитания на любой из возрастных стадий его становления испытывают перемены помимо прочего точные формы и средства воспитательных действий, нрав взаимоотношений с опекунами.

Основными задачками семьи считаются составление 1 общественной необходимости малыша - необходимости в общественном контакте (М.И. Лисина), базисного доверия к миру (Э. Эриксон) и привычки (Дж. Боулби, Мтр. Эйнсворт) в детстве; составление предметно-орудийной компетентности в ранешном возрасте и общественной компетентности в дошкольном, совместная работа и поддержка в освоении системы научных понятий и претворении в жизнь самостоятельной учебной работы в младшем школьном возрасте; существо критерий для становления независимости и самосознания в подростковом и юношеском возрасте. Чувственная интенсивность и эмоционально-позитивный нрав межличностных взаимоотношений, стабильность, продолжительность и устойчивость взаимодействия с партнером, общая работа и совместная работа со совершеннолетним как образчиком компетентности, общественная поддержка и инициирование к самостоятельной работы делают семью неповторимой текстурой, обеспечивающей более благосклонные условия для личного и интеллектуального становления малыша.

Семья как одно из обстоятельств отклоняющегося поведения ребят

Семье отводится главная роль в определении тенденции поведения малыша, конкретно в ней в ходе взаимодействия и взаимовлияния опекунов и ребят закладываются базы общепризнанных мерок и верховодил нравственности, умения общей работы, складывается мировоззрение, ценностные ориентации, жизненные намерения и эталоны. Исходя из того, как складываются данные отношения и обращение, какой воспитательный потенциал имеет семья (а он ориентируется текстурой семьи, совокупным образовательным и культурным уровнем опекунов, социально-бытовыми критериями жизни семьи, эмоциональным микроклиматом, распределением многофункциональных повинностей меж членами семьи, трудовыми и семейными прямыми обязанностями, организацией вольного времени и др.), сформировывает персона малыша.

Семейное обращение в этом возрасте имеет 1 специфика: оно носит противоречивый нрав. Разноречивость домашнего общения и взаимоотношений в этом возрасте необыкновенно остро имеет место быть в неблагополучных семьях, продуцирующих отклоняющееся поведение молодых людей. Неблагополучная семья - есть та семья, коя не исполняет либо исполняет де-юре собственную водящую функцию - образование полновесного жителя нашей планеты. В этот момент понятие неблагополучной семьи сможет вставать только согласно с точным ребенком. Для 1-го малыша семья быть может оптимальной, а для иного та же семья повлечет за собой трудных искренних переживаний.

Изъяны воспитания считаются признаком неблагополучия семьи. Ни материальные, ни домашние, не элитные характеристики не определяют ступень благоденствия или же неблагополучия семьи - исключительно отношение к ребенку. Впрочем не предусматривать структурные конфигурации в семье, перемена ее ценностных ориентаций бы было ошибочным .

Структурная деструкция семьи (неполные семьи) не соблюдает логику общения малыша, вызывает расстройство развивающей функции общения со ровесниками, обедняет практику связей с совершеннолетними людьми (особо с представителями сильного пола). Дети из этих семей традиционно претерпевают затруднения в выборе приятелей, в установлении контактов со ровесниками.

Моментом, оказывающим большое влияние на текстуру домашнего общения, имеет возможность оказаться и то, собственно 1 из опекунов в следствие конкретных обстоятельств (нередкие командировки, долгое неимение в семье либо просто нежелание заниматься воспитанием малыша и др.) словно самоустраняется от процесса воспитания, а, а значит, и общения с ним. Именно в данный момент у нас вместе с открытой безотцовщиной присутствует спрятанная безотцовщина, коя выражается в том, собственно в ряде всевозможных случаев папы, проживая в семье, не принимают роли в воспитании деток. Сокрытая безотцовщина понижает отдача домашнего воспитания.

Несоблюдение текстуры семьи делает плохое действие на школьников не само собой, ну а в сочетании с иными факторами, например с уровнем единого и педагогического образования опекунов, нравом их отношений в семье, содержанием общения и так далее Очередным признаком благосостояния семьи и ее воздействия на малыша считается отношение к социальным общепризнанным меркам и ценностям - в их младенец черпает 1-ые эталоны человечьих взаимоотношений и культуры общения, они в наиболее позднем возрасте считаются тем высоконравственным идеалом, по коему он сравнивает собственные действия.

Отношения опекунов с ребятами оказывают большое влияние на нрав и содержание общения, вмести с этим обращение корректирует дела, развивает и обогащает их. Нрав домашнего общения и стиль взаимоотношений, в большинстве случаев, имеет место быть во содействии родственников. Раз данные дела чувственно позитивным, то семейное обращение плодотворно, притягательно, навевает обоюдное ублажение; а раз дела конфликтны, чувственно отрицательны, значит и семейное обращение воспринимает отрицательный оттенок. Тогда как в разговоре заложен очень немаленький воспитательный потенциал, который имеет возможность поиграть главную роль в изменении, как нрава внутрисемейных взаимоотношений, но и стиля взаимодействия в семье, по следующим причинам оно нацелено не столько на понимание жителей нашей планеты, на оценку их действий и поведения .

Черта неполной семьи

До того как уяснить характеристику неполной семьи, давайте определим, собственно считается уверенностью и неполной семьей. Присутствует немного определений семьи. В первую очередь, семья - данное базирующаяся на браке и (или же) кровном неразрывной связи небольшая соц. категория, члены коей объединены общим проживанием и ведением хозяйственного хозяйства, психологической взаимосвязью и обоюдными повинностями по отношению приятель к приятелю.

Так же, семьей величается общественный ВУЗ, характеризующийся стабильной формой отношений меж людьми, в масштабах которого исполняется главная часть ежедневной жизни жителей нашей планеты: сексапильные дела, деторождение и изначальная социализация ребят, существенная часть домашнего ухода, образовательного и врачебного профилактики и т.п.

Как вид выделяют семьи неполную. Неполная семья - семья, в какой в следствии расторжения брака либо погибели отсутствует 1 из мужей. Неполные семьи оформляют солидную долю народонаселения в Рф - 13%, в подавляющем количестве случаев данное семьи одиноких мам, разведенных дам и вдовцов. Как правило в данных семьях 1, реже - 2 малыша .

Увеличивается количество одиноких мам и их деток. Так, в случае если в 1993 году доля ребят, родившихся у барышень, не состоящих в зарегистрированном браке, сочиняла 18%, то в 1997 году она превысила 25%. Означает, раз в год любой 4-ый - 5-ый новорожденный делается ребенком из неполной семьи, относимой традиционно к семье риска.

Каждый год, по достоверным сведениям Госкомстата, распадается 500-600 тыл браков, кроме того образуя неполные семьи, и практически столько -же деток в возрасте до 18 лет стают детками семей риска .

Неполная семья относится к семьям категории риска. Она считается отклонением от общепризнанных мерок.

Неполной семьей величается таковая семья, коя состоит из 1-го опекуна и его ребят. Она возникнет по разным первопричинам: в следствии погибели кого-то из мужей, расторжения брака, рождение внебрачного малыша или же усыновление. Неполная семья считается юридически правомочной. По российскому семейному законодательству она использует вблизи льгот, способствующих настоящему воспитанию деток.

При разводе два опекуна юридически несут ответственность за образование деток, на практике ушедший из семьи муж имеет менее полномочия разговаривать с ребятами, а у остального помимо прочего делается менее времени для воспитания и общения с ими, по следующим причинам повышается численность хлопот и повинностей. Собственные проблемы претерпевает и мама, воспитывающая малыша 1, в отсутствии супруга.

В неполных семьях детки по-всякому обращают внимание на неимение 1-го либо иного опекуна, мальчишки наиболее уязвимы, нежели девчонки. В семьях в отсутствии основателя встает масса общественных трудностей. Безотцовщина особо негативно и чревато отрицательными воспитательными результатами для мальчиков.

От случая к случаю в неполных семьях, где материальные условия невысокие, опекуны водят аморальный противоправный стиль жизни, где жилищно-бытовые условия не отвечают простым санитарно-гигиеническим притязаниям, а воспитанием ребят, в большинстве случаев, никто не занимается, ребята оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии. Они стают потерпевшими насилия, как со стороны опекуна, но и иных жителей такого же общественного строя.

Одним из известных типов неполной семьи в наше время делается внебрачная семья, коя встает в следствии рождения малыша вне брака. Стремление скрасить одиночество, рвение удовлетворить необходимость материнства и др первопричины водят к тому, собственно почти все барышни находят решение сейчас на таковой шаг принципиально. Проблемы воспитания в таковой семье состоят как правило в том, собственно мама, перегруженная работой, уделяет недостающее внимание ребенку. В таковой семье затруднено ознакомление малыша с общественной ролью основателя: он не имеет возможности обнаружить и усвоить вида поведения, образчик для подражания. Зачастую мама, воспитывая малыша по собственному виду и подобию, самым что ни на есть несознательно подталкивает его повторению собственной индивидуальной жизни, к усвоению стереотипов собственного поведения.

Отрицательным образом сказывается на воспитании в таковой семье недоступность авторитета, символизируемого папой. Необыкновенно неблагоприятно недоступность отцовской опеки отражается на подготовке девчонок к грядущей домашней жизни. В критериях бессчетных проблем у мамы имеют все шансы складываться трудные дела с ребенком. Отсель встает иногда несправедливость с ребенком, собственно сказывается на его высоконравственном развитии.

Негативно оказывает большое влияние на малыша и полоумная материнская любовь: забывая, собственно привязанная к нему всем сердечком, она делается ревнивой, защищает его от всех «больных» воздействий и достигает самым что ни на есть хладнокровия либо недовольства, направленного сначала против неё.

Ключевые меры совершенствования воспитательных полномочий в таковой семье состоят в последующем: существо доверительных взаимоотношений в семье, составление эмоций взаимопомощи и втягивание деток в дела и хлопоты семьи, мудрое соответствие родительской любви и строгости, возрастание роли собственного образца, составление у ребят полезного эталона совершеннолетнего .

Ключевые трудности деток из неполной семьи

Неполная семья, при всей имеющейся жертвенности и геройских усилиях маме, не имеет возможности обеспечить полновесных критерий социализации малыша, под коей специалисты по психологии разумеют обыкновенно весь процесс вхождения его в общественную среду, механизм к ней, освоение (даже творческое) соц ролей и функций. И тут процесс данной социализации, другими словами вхождения малыша из неполной семьи в общественную среду, усугубляется и деформируется.

Изыскания проявляют, собственно одинокая мама имеет наиболее воплощенную установку на образование ребят, нежели мама в абсолютной семье. Процесс воспитания и вся система взаимоотношений мамы с ребятами чувственно наиболее сочна. Мама рвется собственным воздействием, собственной любовью, собственной заботой восполнить то, собственно считает она, ребята недополучают в следствии недоступности основателя. Относительно к ребятам эта мама занимает опекающую, охранительную, осуществляющую контроль, ограничивающую инициативу малыша сделку. Данное содействует формированию чувственно ранимой, безынициативной, несамостоятельной, поддающейся наружным воздействиям, «снаружи управляемой» эгоистической персоны.

Невозможно скидывать со счетов и воздействия наружной среды. Малыш из неполной семьи больше как оказалось объектом высоконравственно - эмоционального давления со стороны ребят из благоприятных полных семей, что и приводит к формированию чувства закомплексованности, а часто и озлобленности, злости. У таковых ребят имеют все шансы не сформироваться альтруистические и гуманистические свойства, черты, в отсутствии которых нельзя творение теснее личной благоприятной домашней обстановки. Составление персоны малыша еще больше осложняется в том случае, коль скоро он был очевидцем либо соучастником всех фамильных столкновений и скандалов, которые привели его опекунов к расторжению брака. Сохраняющаяся привычка к папе при злобном отношении к нему мамы готов стать основанием раздвоения психической жизни малыша, его персоны .

Недоступность представители сильного пола в семье особо деформирует процесс социализации мальчиков, для которых в ней не как оказалось натуральной общественной модели для подражания.

Еще труднее процесс социализации ребят случается там, где мама упрямо пробует «сделать» собственную судьбу. В семье нередко бывают замечены новейшие «дяди». Некие из их подселяются в жилплощади, перестраивают на собственный лад их домашний обиход, настоятельно просят от малыша явного дела к себе, а позже уходят. Их место занимают иные, и все наступает вначале. Малыш заброшен. Он ощущает себя никому не необходимым. В этих критериях вполне вероятно составление персоны человеконенавистника, преступника, законопреступника.

Исследование психологии законопреступников указывает, собственно первым толчком в формировании их противоправного поведения считается внутреннее отчуждение школьника от семьи и средние учебные заведения. Далее начинается период разумного обоснования собственных деяний, извинения и объяснения их, поиск единомышленников. В группе данных заброшенных единомышленников вырабатывается своя подкультура, в какой на 1-ый проект выдвигается стандарт «потерпевшие» как создания другого, постороннего мира, создания, которого не жаль, которое наверное «наказано».

Воспитывающемуся в нервной ситуации (то лишней опеки, то отчуждения) ребенку из неполной семьи тяжело не попасть на таковой путь. К данному еще необходимо прибавить, собственно в неполной семье не совсем только нарушен психологический климат; она еще как оказалось в большей ступени изолированной, оторванной от мира вокруг нас. Вот отчего между не достигших совершеннолетия правонарушителей немалая часть приходится на иммигрантов из неполных семей. Как видим, нелегкую судьбу готовят разводящиеся опекуны не столько себе, ведь и ребятам. Детки всей имеющейся искалеченной жизнью выплачивают за неспособность опекунов сделать сильную семью со здоровым высоконравственно - эмоциональным климатом . личностный качество педагог семья

Действие состава семьи на личностное становление деток дошкольного возраста

Семья считается лидирующим среди весомых и авторитетных моментов развития персоны малыша. Потому фамильные условия воспитания, общественное положение семьи, семейство занятий ее членов, материальное обеспечивание и уровень образования опекунов, в солидной мере предопределяют жизненный путь малыша. Помимо ответственного, полновесного и целенаправленного воспитания, которое выделяют опекуны, на малыша повлияет вся внутрисемейная воздух, при этом результат данного действия с годами скапливается, преломляясь в текстуре персоны.

Необыкновенности взаимодействия малыша с опекунами, ступень их сочувственности, присутствие чувственных взаимосвязей и взаимоотношений привычки оказывают воздействие в протяжении всего периода юношества, но и в последующей жизни, считаются необыкновенным идеалом возведения его взаимоотношений с иными людьми.

Ребяческие специалисты по психологии, специализирующиеся исследованием закорочек домашнего воспитания, сообщают о том, что абсолютная семья сама собой не обеспечивает удачи в воспитании малыша, а только воссоздает посылы удачного формирования его персоны.

Неполной ведь величается таковая семья, коя состоит из 1-го опекуна с одним либо несколькими несовершеннолетними детками. Специалисты по психологии выделяют еще вспомогательную группу неполных семей - данное так-называемые высокофункционально неполные семьи, где существуют два опекуна, хотя по вопросу проф или иными жизненными обстоятельствами малюсенько оставляют времени для семьи, или вообще запамятывают о личных воспитательных функциях.

Неполная семья образовывается, обычно, вследствие развода, внебрачного рождения малыша, погибели кого-то из опекунов либо отдельного их проживания. В этой связи нужно будет выделять последующие типы неполных семей: осиротевшие, внебрачные, разведенные и распавшиеся. Исходя из того, кто из опекунов занимается воспитанием ребят, выделяют материнские и отцовские неполные семьи .

В критериях прогрессивной реальности неполная семья почти всегда состоит из мамы с ребенком или же несколькими детками, т.е. считается на самом деле материнской.

Передовыми психологическими изысканиями было подтверждено, собственно недоступность в семье не попросту основателя, а, сначала представители сильного пола считается актуальной посылом отклонений в психическом развитии малыша.

Недостаток мужского воздействия в неполных семьях имеет место быть повторяющий вид :

  • · нарушений становления интеллектуальной сферы (испытывают страдания аналитические и пространственные возможности малыша с помощью становления вербальных);
  • · мало точного воплощения процесса половой идентификации мальчиков и девчонок;
  • · затруднений преподавания школьников умениям общения с адептами другого пола;
  • · формирования лишней, патологической привычки к маме.

Для полновесного становления интеллекта малыша чрезвычайно существенно, дабы в его окружении начиная с раннего юношества, встретились два на подобии мышления: и мужской, и дамский. Неимение основателя в семье, с нежели бы оно ни было соединено, негативно сказывается на развитии интеллектуальных возможностей, как мальчиков, но и девчонок.

Присутствие представители сильного пола в семье оказывает большое влияние не столько на нрав умственного становления деток, ведь и на составление их энтузиазма к учению. Замечено, собственно нежели почаще мальчик посещает с основателем, тем гораздо лучше он обучаться, и данная зависимость отмечается в том числе и при одинаковых возможностях. Стройный, энергичный, нацеленный на триумф основатель вызывает у отпрыска рвение отвечать данному виду.

Иной весомой эмоциональной неувязкой, связанной с воспитанием малыша в неполной семье, считается несоблюдение половой идентичности, несформированность умений полоролевого поведения. Утрата или несформированность чувства пола порождает глубочайшие конфигурации всей персоны жителя нашей планеты. В развитии специфичных половых эмоциональных свойств парней и барышень несчетная роль принадлежит папе.

Теснее в 1-ые месяцы жизни малыша основатель по-всякому играет с мальчуганом и девчонкой, самым что ни на есть начинает сформировывать их половую схожесть. 1-ые 5 лет жизни играют характеризующую роль в развитии черт мужественности у мальчугана и в установлении в дальнейшем гетеросексуальных взаимоотношений у девчонки. В следствии этого, нежели длиннее в данный период ребенку понадобиться жить в отсутствии основателя и практически никакой иной представитель сильного пола не поработает успешной его подменой, тем серьезнее имеют все шансы оказаться проблемы половой идентификации.

У мальчиков, вежливых исключительно мамой, имеются становление дамских черт нрава, в том числе словесная злость, предпочтение игр и занятий, обычно присущих девчонкам, или наоборот, становление "компенсаторной мужественности", для коей отличительно хитросплетение преувеличенного мужского поведения с зависимым нравом.

Недостаток мужского воздействия в процессе взросления девченки значимо затрудняет ее становление как грядущей дамы, осложняет составление у нее умений межполового общения, собственно потом отрицательно отразиться на собственной и домашней жизни.

На взгляд М.А. Костенко, величайшая опасность для становления малыша, необыкновенно в ранним возрасте, начинается в тех случаях, как скоро нет мамы (отцовская семья) . От маме находится в зависимости не совсем только уход, хотя и еще ублажение основной массы его психических необходимостей - она дает базу для дела малыша к лицам, для его доверия к находящемуся вокруг миру, сначала непосредственно мама делает для малыша "дом".

Часто в неполной отцовской семье личную мама малыша получается применимым образом поменять, ее роль начинает соблюдать мачеха или же кто-нибудь из членов семьи малыша (старушка, тетя, старшая сестра). Как правило на ребенке концентрируется довольно, время от времени ведь очень большое количество внимания, хлопоты и любви. В этих семьях больше, нежели в природной семье, образуются всевозможные инциденты, поскольку связи тут считаются наиболее трудными и поболею тяжелыми.

Плохое действие неполной отцовской семьи сможет ясно проявляться в том случае, коль скоро в последствии погибели или же ухода мамы деток воспитывает основатель лично, в отсутствии чужой поддержки.

Роль маме в семье:

  • · считается идеалом женственности для собственных деток, образцом дамы и маме для девчонок;
  • · делает воздействие на чувственное, высоконравственное становление малыша;

По данным демографа А. Г. Волкова, среди детей дошкольного возраста каждый десятый ребенок воспитывается одним родителем, а среди детей школьного возраста - каждый седьмой. Сегодня среди неполных семей по-прежнему наиболее распространена «материнская» семья. Однако все больше увеличивается и количество семей с одинокими отцами. Как отражается неполнота семьи на эмоциональном самочувствии ребенка? С чем могут быть связаны скрытые и явные воспитательные риски неполной семьи и как с ними справляться?

У каждой неполной семьи - своя история. Такая семья возникает в связи с вдовством родителя, с разводом, а также с внебрачным рождением ребенка.

Как ни трагично образование неполной семьи в связи с ранней смертью одного из родителей, ее воспитательная атмосфера считается более благоприятной по сравнению с предыдущими вариантами. В особенности если сохраняются прежние родственные связи, которые обеспечивают детям эмоциональную поддержку и компенсируют дефицит общения, а оставшийся родитель пользуется уважением и помощью родных и близких.

Наличие в неполной семье нескольких детей также позволяет отчасти скомпенсировать неполноту. Если взрослые поведут себя правильно, старший ребенок станет для младшего «ведущим», стимулом в социальной сфере. Старший сможет встать на позицию защитника, ощутить так необходимую ему жизненную уверенность. Известно, что в неполных семьях сестры и братья гораздо меньше конкурируют и больше эмоционально привязаны друг к другу. Неоценима обычно помощь бабушек и дедушек.

Матери, воспитывающие детей без участия отцов, в два раза чаще, чем замужние, оценивают процесс воспитания как трудный. У одинокой матери чаще возникают разного рода страхи и опасения: «как бы не избаловать», «не отбился бы от рук», «вдруг проявится плохая наследственность». Тогда матери начинают резко дозировать проявление ласки, стараются - в особенности общаясь с сыновьями - играть роль «строгих отцов»... и обычно это не приводит ни к чему хорошему. Ведь дети по-разному воспринимают авторитарность отцовскую и материнскую. Критика отцовская - это просто критика; материнская же подсознательно воспринимается ребенком как отказ ему в любви. Ребенок либо начинает бороться за потребность ощущать себя любимым и значимым, используя весь арсенал доступных ему средств, включая упрямство и капризы, либо сдается и растет инфантильным, принимая за норму всецелое доминирование женщины. А это чревато будущей деформацией половой идентификации, нарушением эмоциональных связей с миром людей.

Противоположностью жесткой позиции матери по отношению к ребенку выступает позиция всеобщей жалости к «сиротинушке», которому просто по определению разрешается все. Такая позиция создает условия для возникновения эгоистических притязаний ребенка, он лишается возможности учиться внутренней уверенности и не получает опыта искреннего присутствия взрослого в его жизни.

В полной семье родители предстают перед детьми не только в родительских ролях, но и как мужчина и женщина в супружеском партнерстве. Именно эта грань межличностных отношений оказывается дефицитом неполной семьи. В результате здесь часто происходит перераспределение ролей по принципу «свято место пусто не бывает». Жизнь в неполной семье нередко поощряет ребенка к реализации таких функций, как «замещать кого-то из членов семьи», «дружить в семейных союзах», «сохранять семейные секреты»... Этот ранний опыт оказывает сильное воздействие на психику ребенка, травматично влияет на процессы его полоролевой социализации.

Адаптация к иному стилю жизни в роли родителя «без пары», выработка новых форм семейной жизни - сложная психологическая задача. Для разведенных родителей это настоящий экзамен на взрослость. Но сложная ситуация заставляет быстрее взрослеть и ребенка. Для него жизнь после развода родителей - это ломка привычных отношений, конфликт между привязанностью к отцу и к матери. И наиболее глубокое влияние развод оказывает на детей-дошкольников. В силу их возрастной склонности консервативно держаться привычных форм поведения и установленного порядка, дети с трудом адаптируются к новому. Завяжите малышу шарф не так, как обычно, и он не успокоится, пока вы не перевяжете правильно, - что же говорить о столь кардинальных изменениях привычного жизненного уклада!

В неполной семье, особенно образовавшейся после развода, отношения между оставшимся родителем и ребенком могут развиваться по модели «культа самопожертвования», когда родители и дети связаны друг с другом не только любовью и заботой, но и страданием, болью, печалью. Такая семья несет ребенку много неуверенности, тревоги, беспокойства, мрачных настроений. Когда родитель погружается в мир своих переживаний, он эмоционально «покидает» своего ребенка, от чего дети начинают слабеть душой и телом, ощущая не только потерю отца, но и - отчасти - матери.

Сегодня отцы значительно активнее участвуют в воспитании и уходе за ребенком буквально с раннего возраста. Поэтому теперь его отсутствие ощущается детьми сильнее и переживается тяжелее, чем в прошлом. Без отца ребенку не хватает авторитета, дисциплины, порядка, труднее формируется эмоциональная сдержанность, самоуважение, самодисциплина и организованность, затруднена половая идентификация. Важное значение имеет стиль поведения матери по отношению к бывшему мужу. Одни никогда о нем не упоминают и делают вид, вопреки собственным воспоминаниям детей, что отца у них никогда и не было. Другие стараются изгладить из памяти детей всякое позитивное воспоминание о нем - якобы никудышном муже и отце. В этих случаях мать покушается на развитие самооценки, чувство собственного достоинства ребенка - трудно ведь считать себя хорошим, полагая, что тебя произвел на свет плохой и недостойный человек. И наиболее мудрые матери создают у детей представление об отце как о человеке, у которого есть свои положительные черты и свои недостатки.

Как отмечает известный специалист, основоположник семейного консультирования, Вирджиния Сатир, самое простое для матери - внушить ребенку, что отец «плохой». Но в этом случае мальчик нередко расплачивается развитием комплексов, а подрастающей девочке становится трудно представить себе, что мужчина может быть желанным.

Что же можно посоветовать родителям, воспитывающим детей в неполной семье?

Говорите с ребенком и слушайте его! Поддерживайте его желание быть понятым и услышанным вами, когда он рассказывает о детском саде или школе, чтобы все время оставаться с ним в контакте.

Чаще хвалите, а не наказывайте! Эмоционально стабильная и оптимистичная атмосфера в семье сохранит у ребенка доверие к миру, укрепит чувство собственного достоинства и уверенности в себе.

Относитесь с пониманием к праву ребенка на воспоминания о прошлом.

Не перекладывайте функции отсутствующего родителя на плечи своих детей!

Помогайте ребенку осваивать навыки поведения, соответствующие его полу.

Развивайте социальные связи своей семьи , чтобы ребенок мог активно общаться и устанавливать комфортные отношения со знакомыми мужчинами.

Попробуйте вступить в новый брак и вернуться к жизни в полной семье.

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме протекания жизни ребенка в неполной семье. В данной статье рассмотрены вопросы детско-родительских отношений, вопросы формирования личности ребенка из неполной семьи. Описываются характерные особенности воспитания детей родителями-одиночками и возникающими трудностями воспитания в социальной и педагогической сфере.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ

Т.В.Кудрявцева

НДОУ «Детский сад №118» ОАО «РЖД», г. Самара, Россия

Аннотация: Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме протекания жизни ребенка в неполной семье. В данной статье рассмотрены вопросы детско-родительских отношений, вопросы формирования личности ребенка из неполной семьи. Описываются характерные особенности воспитания детей родителями-одиночками и возникающими трудностями воспитания в социальной и педагогической сфере.

Ключевые слова: одинокая мать, неполная семья, воспитание

Основное назначение семьи - удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и вытекают основные функции семьи: репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, организации досуга и отдыха. Между ними существует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимодополняемость.

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и закладывается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

Семья во все времена находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных деятелей и ученых, начиная от древних философов и заканчивая современными реформаторами. И это не удивительно. Семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества.

Вопросы, посвященные проблеме детско-родительских отношений, рассматривались учеными на протяжении всего развития психологической науки и практики. В отечественной психологии исследованиями в этой области занимались ученые Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, М.И. Лисина, А.Н. Леонтьев, В.С.Мухина, Г.Т. Хоментаускас, Д.Б. Эльконин и многие другие.

Чешский психолог З. Матейчек считает, что воспитание в неполной семье – это такое же обычное, нормальное воспитание, только оно осуществляется в более трудных условиях. Он утверждает, что более всего следует учитывать особенности личности того человека, который остается с ребенком один. Способность этого воспитателя соответствовать всем требованиям играет в формировании личности ребенка значительно большую роль, чем тот факт, что семья неполная.

Исследованием проблем, которые возникают у детей, воспитывающихся в неполной семье, занимаются такие российские специалисты, как: Пухова Т.И., Кочубей Б.И., Григорьева Е. и др. Все они, расходясь в каких-то аспектах, приходят к единому мнению, что не любая полная семья является нормальной средой для полноценного развития и воспитания ребенка, но все же наличие в семье обоих родителей помогает успешнее решать многие задачи, связанные с сохранением его психического здоровья.

В последние годы демографы, социологи, психологи, педагоги и другие специалисты проявляют тревогу в связи с глубоким системным кризисом института семьи, который проявляется в деформации традиционных семейных устоев и семейного воспитания.

Неполная семья - это не только семья разведённых родителей, но и семья, потерявшая кормильца, семья матери-одиночки, а также женщины, которая решилась взять ребёнка из детского дома. И каждая ситуация отличается своими психологическими особенностями и трудностями, с которыми сталкивается одинокая мать (реже одинокий отец).

В последнее время значительно сократился перечень социальных гарантий и снизился уровень социальной защиты. Женщина-мать, воспитывающая ребенка без отца, сама должна нести ответственность за благосостояние своей семьи. Особенную нужду испытывают неполные семьи, в которых растут дети с отклонениями от нормы в физическом или нервно- психическом развитии, а тем более дети - инвалиды. Если ребенок - инвалид нуждается в постоянном присмотре и уходе, то женщина не имеет никакой возможности улучшить материальное благосостояние, им приходится жить на пенсию по инвалидности ребенка и детское пособие.

Необходимость ухода за ребенком в отсутствие помощи со стороны, разрушение сферы бытовых услуг не позволяют женщине проявить себя в профессиональной сфере: решающее значение на их выбор и формирования поведения оказывает материальная ответственность. Многие женщины считают воспитание и уход за детьми своим главным предназначением и отодвигают на второй план профессиональный успех и карьеру. В то же время материальное благополучие и нередко занятость на двух работах отстраняет одинокую мать от воспитания и ухода за ребенком, и он предоставлен самому себе.

Даже самая заботливая женщина в неполной семье, физически не имеет достаточно времени для воспитания своего ребенка.

Среди проблем неполных семей особенно остро стоит проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Правы те, кто полагает, что издержки воспитания детей в неполной семье связаны, прежде всего, с воздействием негативных экономических факторов.

Специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе. Отсутствие одного родителя в семье может явиться причиной неполноценного, неудачного воспитания детей. В материнских неполных семьях мальчики не видят примера мужского поведения в семье, что способствует формированию в процессе их социализации неадекватного представления о ролевых функциях мужчины, мужа, отца. Поведение незамужней матери в семье во многом обусловлено отсутствием второго родителя. Это влияет и на социализацию воспитывающихся в материнских неполных семьях девочек, искажает их представления о ролевых функциях женщины, жены, матери. Дети, воспитывающиеся в монородительских семьях, лишены примера взаимоотношений мужчины и женщины в семье, что негативно влияет на их социализацию в целом и на подготовленность к будущей семейной жизни в частности. Педагогика оценивает показатель идентификации детей со своими родителями одним из основных критериев эффективности семейного воспитания. При этом ребенок выражает принятие нравственных и идеологических норм своих родителей. Осуществление этой составляющей воспитательного процесса в неполной семье деформируется в связи с отсутствием одного родителя. В отцовских неполных семьях к перечисленным выше проблемам добавляются отсутствие материнской ласки, без которой воспитание детей тоже не может быть полноценным.

Вследствие отсутствия одного из родителей, оставшемуся приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещения всех этих задач весьма затруднительно. Поэтому большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами. Психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие утраты одного из родителей. Большинство неполных семей возникают по причине ухода отца. Матери редко удается сдерживать и скрывать свое раздражение по отношению к нему; ее разочарование и недовольство нередко бессознательно проецируется на их общего ребенка. Возможна и иная ситуация, когда мать подчеркивает роль безвинной жертвы, в которой оказался ребенок. При этом она стремится с избытком восполнить недостаток родительской заботы и переходит все разумные пределы. Во всех подобных случаях воспитательная атмосфера семьи искажается и отрицательно сказывается на становлении личности ребенка.

Психологические исследования (А.И. Захарова  1  , Е.О. Смирновой  4  , B.C.Собкина, З. Матейчека, Я.Г. Николаевой  3  и др.) свидетельствуют, что в силу названных причин дети из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, обладают рядом психологических особенностей: более низкой успеваемостью, склонностью к невротическим нарушениям и противоправному поведению, проявлениями инфантильности, негативным отношением к родителям, нарушениями полоролевого поведения, тягостным чувством отличия от сверстников, неустойчивой, заниженной самооценкой с актуальной потребностью в ее повышении, неадекватной требовательностью к матери и высоким желанием изменений ее поведения, активным поиском «значимого взрослого».

Немаловажно и то, что в отсутствие одного из родителей ребенок лишен возможности полноценного формирования стереотипа поведения своего пола. Так, в отсутствие отца мальчик не имеет возможности на ближайшем примере наблюдать особенности мужского поведения и невольно перенимает женские черты. И для девочки мать в этой ситуации вынуждена совмещать собственную материнскую роль и роль отсутствующего отца; в результате психосексуальное развитие отличается противоречивостью.

В неполной семье для будущих супругов отсутствует главное - пример брачных отношений. Поэтому отсутствует для детей - будущих супругов и родителей - определенная возможность формирования культуры чувств, отношений, характерных для взаимоотношений мужа и жены. Будущие мужья, воспитывающиеся без отца, нередко усваивают женский тип поведения или же у них формируется искаженное представление о мужском поведении как агрессивном, резком, жестоком. А у будущих жен, выросших без отца, хуже формируются представления об идеале будущего супруга, в семейной жизни им значительно труднее адекватно понимать мужа и сыновей. Поэтому в таких семьях заведомо больше причин для конфликтов, разводов.

Воспитательные возможности в неполной семье ограничены: затрудняется контроль за детьми, отсутствие отца лишает детей возможности знакомиться с разными вариантами семейных отношений и влечёт за собой односторонний характер психического развития. Это связано с отсутствием образцов сексуального поведения взрослого человека, которым можно было бы подражать в будущем. Мальчик, получивший "охранное" материнское воспитание, нередко лишён необходимых мужских черт: твёрдости характера, дисциплинированности, самостоятельности, решительности. Девочке общение с отцом помогает формированию образа мужчины. Если отца в семье нет, то образ мужчины получается искажённым - обеднённым или, напротив, идеализированным, что приводит впоследствии либо к упрощённости в личных отношениях с мужчиной, либо к непреодолимым сложностям. Опираясь на негативный опыт родительской семьи, супруги из неполных семей легче идут на разрыв и в собственной семье.

Все это не означает, однако, что неполная семья обязательно является неблагополучной в воспитательном аспекте. Указанные проблемы могут возникнуть в неполной семье с большей вероятностью, чем в полной, но из этого вовсе не следует, что они обязательно возникнут. В ряде случаев психологическая атмосфера семьи достаточно благоприятна и не создает затруднений в формировании здоровой личности.

Бытуют самые разноречивые мнения о семьях, где воспитанием ребенка занимается только мать. Одни считают, что это всегда плохо, другие утверждают, что для ребенка абсолютно безразлично, кто его воспитывает, а третьи доказывают, что неполная семья имеет даже определенные преимущества перед полной семьей, так как оставшийся с детьми родитель несет персональную ответственность за все, что происходит в его семье и не пытается переложить вину за собственные неудачи, просчеты или ошибки на других членов семьи. В качестве иллюстраций к своим утверждениям они приводят многочисленные примеры воспитания прекрасных (зачастую выдающихся) людей, выросших без отца.

Для маленького ребенка окружающее общество – это семья. Именно в ней изменяется «Я» ребенка. И не имеет большого значения в данном вопросе число окружающих людей. Гораздо важнее качество и интенсивность взаимных отношений. Ребенок может жить с одной матерью и хорошо понимать, что они с большим уважением относятся друг к другу. Ребенок ясно осознает, что в мечтах матери он сильный и хороший человек, что она с ним считается, от него многого ждет. Такое положение не всегда бывает и в полных семьях.

Несомненно, каждая из этих точек зрения может быть в одинаковой степени и принята, и опровергнута другими примерами, которыми изобилует жизнь.

Таким образом, неполная семья, хотя и сталкивается с рядом объективных трудностей, но, тем не менее, обладает достаточным потенциалом для полноценного воспитания детей. Родителю, в силу обстоятельств оказавшемуся главой неполной семьи, необходимо трезво осознавать психологические особенности создавшейся ситуации и не допускать, чтобы они приводили к негативным последствиям. Опыт множества благополучных неполных семей свидетельствует, что это возможно.

Библиографический список

  1. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка. - М.: Просвещение, 1986.
  2. Матейчек З. Некоторые психологические проблемы воспитания детей в неполной семье// Воспитание детей в неполной семье/ перевод с чеш. Хваталовой Л.Н., общ. ред.и послесловие Н.М. Ершовой.- М.: Прогресс,1980.
  3. Николаева, Я. Г. Воспитание ребенка в неполной семье.// Я.Г. Николаева.- М., Владос, 2006.-159 с.
  4. Смирнова, Е.О. Специфика эмоционально-личностной сферы детей, живущих в неполной семье / Е.О. Смирнова, B.C. Собкин // Вопр. психол. 1999. №6. C.18−28.
  5. Сохранная, Н.А. Работа с неполными семьями.// Н.А. Сохранная.- Минск., Красико-Принт, 2006.-176 с.
  6. Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи. // В.М. Целуйко - М., Владос, 2003.-272 с.
  7. Целуйко, Н.А. Родители и дети: психология взаимоотношений в семье. //Н. А. Целуйко. Мозырь., 2006. – 132 с.