Международный день школьных библиотек четвертый понедельник октября. Всероссийский проект «Читающая мама». Сведения о празднике

В 2016 году Международный день школьных библиотек будет отмечаться 26 октября. Праздник был учрежден ЮНЕСКО в 1999 году.

Посещение школьной библиотеки - неотъемлемая часть учебного процесса. Библиотека дает ученикам и учителям возможность пользоваться учебной, методической и художественной литературой, не покидая школы.

История и причины появления праздника

Международный день школьных библиотек был внесен в реестр праздников по предложению ЮНЕСКО в 1999 году. Далее, около десяти лет он отмечался в последний понедельник октября, но с 2008 года было решено посвящать теме весь октябрь. С этого времени в школах в течение месяца выбирают дни для организации различных мероприятий, посвященных работе библиотек и библиотекарей.

Целью этих мероприятий служит привлечение внимания к многочисленным проблемам, связанным с работой школьной библиотечной системы. Среди них главной является недостаточное финансирование сферы, и связанные с этим дефицит учебников и художественных книг, малое количество новых поступлений, низкий технический уровень оснащения библиотек, падение авторитета профессии библиотекаря, а также общее снижение интереса к чтению среди школьников.

События, происходящие в рамках празднования

Как правило, часть мероприятий носит благотворительный характер. Они направлены на сбор средств для приобретения библиотекой новых книг, или акции, в ходе которых библиотеки принимают книги в дар.

Другие, организуются библиотекарями для школьников младшего, среднего и старшего звена. На этих встречах работники библиотек знакомят учеников с правилами работы в библиотеке, учат бережному и уважительному отношению к книге, как источнику и хранилищу знаний.

На мероприятиях районного и городского уровня библиотекари участвуют в конференциях, встречах, семинарах, на которых они обмениваются трудовым опытом и обсуждают способы улучшения и оптимизации работы вверенных им участков. Ежегодно месячники школьных библиотек проходят под различными тематическими лозунгами.

Помимо обсуждения и решения проблем, в течение месяца происходят торжественные и праздничные события. Школьники участвуют в литературных викторинах, конкурсах авторов и чтецов. По фрагментам произведений школьной программы организуются театральные постановки, проводятся конкурсы на лучшую иллюстрацию или рисунок по мотивам любимых книг.

Цикл мероприятий обычно завершается большим литературным праздником. В тематически оформленном актовом зале школы происходят награждение победителей конкурсов, выставки работ учеников, чествование библиотечных работников, силами учеников и учителей организуется концертная программа.

Международный месячник школьных библиотек (ISLM) – 2017

Уважаемые школьные библиотекари! Поздравляем вас с Международным месячником школьных библиотек – 2017!

Пусть октябрь станет месяцем стартов ваших новых проектов, месяцем укрепления сетевого сотрудничества с российскими и зарубежными коллегами, месяцем открытия новых региональных представительств РШБА в небольших городах, поселках, деревнях – всюду, где есть школы, а значит, школьные библиотеки и маленькие читатели, а главное, есть вы – их добрые наставники, мудрые руководители в выборе хороших книг, советчики и друзья – школьные библиотекари!

В 2008 году, в десятую годовщину создания Международной ассоциации школьных библиотек (International Association of School Librarianship, IASL/ИАСЛ) был учрежден ежегодный Международный месячник школьных библиотек (International School Library Month, ISLM).

В том же году РШБА провела первый российский месячник школьных библиотек под девизом «Школьные библиотеки – на повестке дня!». Цель этой акции - рассказать представителям органов власти, общества и бизнес-структур о важном социальном институте детства – школьной библиотеке.

Международный месячник школьных библиотек дает возможность всем, кто занимается школьными библиотеками во всем мире, выбрать наиболее удобный день в октябре, чтобы отметить важность школьных библиотек. Месячник – это время привлечения всеобщего внимания к школьным библиотекам, детскому чтению и это возможность поддержать школьных библиотекарей и дать им признание, которого они заслуживают.

По традиции ежегодно объявляется тема месячника. В 2017 году тема Международного месячника школьных библиотек: «Объединяя культуры и сообщества» (Connecting Communities and Cultures»). Идея связи между сообществами и культурами тесно перекликается с идеей обучения без границ. В этом году школьным библиотекам всего мира предлагается при проведении мероприятий сосредоточится на идее, что Международный месячник школьных библиотек изучает и соединяет социальные сообщества и разные культуры всего мира. В октябре 2017 года школьные библиотекари всего мира будут рассказывать о своих замечательных мероприятиях и талантливых читателях.

  • МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по проведению мероприятий в образовательных организациях Российской Федерации, посвященных Международному месячнику школьных библиотек (ISLM)

Новости Месячника:

  • Ульяновская область
  • Республика Башкортостан
    • План проведения Месячника в г. Октябрьский Республики Башкортостан

Общероссийские проекты Месячника школьных библиотек

Декларация школьных библиотекарей России «Библиотеки меняют жизнь школы. Право российского школьника на библиотеку»

Уже собраны сотни тысяч подписей под этой Декларацией от школьников, родителей, учителей, руководителей образовательных организаций, представителей общественных организаций и др. Предлагаем в рамках Месячника - 2017 продолжить эту акцию, как эффективный инструмент привлечения внимания к важнейшему институту детства – школьной библиотеке.


Всероссийский проект «Читающая мама»

Дорогие друзья! Предлагаем вам активнее участвовать в проекте РШБА, посвященному семейному чтению «Читающая мама», который становится общероссийским движением и направлен на повышение родительской компетенции в вопросах детского чтения и укрепление школьной библиотеки.

Материалы Месячника будут публиковаться на сайте РШБА () и страницах информационно-методического журнала «Школьная библиотека».
Присылайте новости о проводимых вами мероприятиях в рамках Месячника на эл. почту: с пометкой в теме письма "Месячник 2017". Ваша работа способна вдохновить тысячи ваших коллег!
Присылайте новости о проводимых Вами мероприятиях в рамках Месячника на эл. почту: , с пометкой в теме письма "Месячник 2017". Ваша работа способна вдохновить тысячи Ваших коллег!

В целях широкой трансляции региональных мероприятий Месячника материалы будут публиковаться на сайте РШБА () и страницах информационно-методического журнала «Школьная библиотека».

Международный месячник школьных библиотек в России:

  • Международный месячник школьных библиотек – 2012


Информация официального сайта IASL

(https://iasl-online.wildapricot.org/advocacy/islm/index.html )

Логотип Месяца школьных библиотек был разработан Петером Руджендайком (Peter Rugendyke) (обновленное изображение Вы можете скачать на сайте http://peterrugendyke.carbonmade.com) из Пинджарры, Западной Австралии. Этот логотип используется не в коммерческих целях, а только для пропаганды Международного Месяца школьных библиотек.

Проекты Месяца школьных библиотек

1. Проект «Закладка»

Проект ISLM «Закладка» включает в себя создание школами-партнерами самодельных закладок для книг (любого стиля, формы и т.д. – подход должен быть творческим), которые отражали бы тему Месяца школьных библиотек. В этом году проект обмена закладками снова будет координировать Бридж О"Брайен из Ирландии. Пройдите регистрацию пораньше, чтобы у вас и ваших учеников было достаточно времени для создания замечательных закладок.

Проект «Закладка» - это простой и увлекательный способ разделить удовольствие от книг и библиотек, а также завести новых друзей по всему миру через школьные библиотеки. Если вы и ваши ученики не принимали в нем участие в прошлом году, то, возможно, поучаствуете в 2017-ом.

Если вы уже выбрали школу-партнера ранее, ваши ученики могут активно общаться друг с другом, прежде чем они сделают и обменяются своими закладками в рамках Международного месячника школьных библиотек в октябре.

Если вы хотите принять участие в этом проекте, вам необходимо отправить следующую информацию координатору проекта ISLM «Закладка», Бридж О"Брайен (Breege O"Brien) [email protected]

  • Название вашей школы
  • Место расположения вашей школы (город, штат / область, страна)
  • класс / возраст школьников, участвующих в проекте
  • Число студентов, участвующих в проекте (это очень важно, чтобы количество ваших учеников соответствовало школе такого же размера)
  • контактная информация (имя и адрес электронной почты - включая контакты электронной почты, по которой с вами можно связаться в любое время школьных каникул)

Подбор школ будет проходить на регулярной основе с августа до конца сентября.

Пожалуйста, обратите внимание на следующее:

  • Вы должны направить закладки для вашей школы-партнера в октябре
  • Для того чтобы избежать разочарования студентов и преподавателей вашей школы-партнера, пожалуйста, придерживайтесь своих обязательств по выполнению закладок.

Для участия в проекте, зарегистрируйтесь как можно скорее, чтобы мы смогли подобрать вам соответствующую школу, отправив всю нужную информацию координатору проекта «Закладка». Если вы уже отправили нам свои данные, и не получили подтверждения до конца августа, отправьте их повторно.

2. Проект Skype

Ваши ученики хотели бы пообщаться во время Международного месячника школьных библиотек с другими школьниками из далекой страны? Главная задача - найти кого-то в своем часовом поясе, когда вы можете связаться по скайпу во время школьных занятий.

Присоединяйтесь к веселью! Если вы хотите быть частью проекта Skype, напишите координатору и она найдет для вас школу, с которой вы сможете связаться.

3. Что мы делаем для ISLM 2017

Пришлите вашу заявку для участия в проекте "Что мы делаем для ISLM 2017" на электронную почту в Секретариат ИАСЛ [email protected]

В предметной строке укажите: деятельность ISLM

В заявке должна содержаться следующая информация:

  • Страна
  • Ваша должность
  • Название вашей школы или организации
  • Краткое описание вашей деятельности относительно ISLM
  • Интернет-ссылки(в случае необходимости)
  • До 6-ти фото, иллюстрирующих ваш доклад

Если для доклада о вашем вкладе в ISLM вы пересылаете изображения, пожалуйста, присылайте их в формате JPG или. GIF. Кроме того, они должны быть небольшого размера, например 240 х 180, т.к. большие файлы замедляют отображение веб-страницы.

4. Электронная закладка

Проект обмена электронными закладками

В этом году мы решили запустить новый проект - обмен электронными закладками. Проект "Электронная закладка" может стать отличной альтернативой для тех школ, для которых слишком обременительны расходы, связанные с отправкой закладок по почте, а также для школ, расположенных в районах, где почтовые услуги ненадежны или вовсе недоступны.

Суть проекта обмена электронными закладки та же, что и у проекта по обмену обычными закладками, только эти закладки создаются в электронной форме. У получателей есть возможность распечатать присланные электронные закладки или просто распространить закладки в электронном виде среди своих участников.

Это самостоятельный проект, который не имеет отношение к проекту "Закладка", поэтому школы должны отдельно зарегистрироваться на него на сайте IASL.

Для участия в проекте будет полезна следующая информация:

1. Все ученики создают свои отдельные электронные закладки, которые высылаются координатору школы-партнера по электронной почте или передаются заранее оговоренным способом.
2. Для экономии бумаги и чернил при печати рекомендуемый размер закладки составляет 6,5 см х 21,5 см.
3. Рекомендации для распечатки закладок: если закладки печатаются горизонтально и их размер составляет 6,5 см х 21,5 см, то на странице получится 4 закладки.
4. Использование пастельных или черно-белых чернил позволит школам сэкономить на цветных чернилах при печати. Получатели могут пожелать несколько цветовых вариантов полученных закладок. В этом случае рекомендуется выслать черно-белый вариант, а варианты окраски согласуются позже.
5. Когда вам уже подобрали школу-партнера, обеим школам необходимо обсудить и договориться о способах, которыми будут изготовлены закладки и о формате, в котором будет осуществляться обмен этими закладками.
6. Вот некоторые варианты создания закладок - MS Word, Google Drive и т. д
7. Вот некоторые варианты обмена закладками - Google Drive, Dropbox или документ, прикрепленный к письму электронной почты

Если по какой-либо причине вам необходимо связаться с координатором проекта по вопросу, связанному с вашим участием, пожалуйста укажите в письме электронную ссылку на регистрационную форму вашей школы и отправьте это письмо координатору. Это поможет ответить вам более оперативно.

Координатор проекта обмена электронными закладками: Чхави Джайн (Chhavi Jain):

Коллективное творческое дело (КТД)

«Международный день школьных библиотек»

Время проведения мероприятия: 1 час.

Возраст участников: 13 – 14 лет

Форма проведения: игровая программа

Место проведения: аудитория

Цели:

    познакомить учащихся с историей праздника;

    расширять кругозор учащихся;

    сформировать интерес к отмечаемому празднику;

    способствовать воспитанию коллективизма;

Задачи:

    развивать наблюдательность, внимание, память;

    развивать интеллектуальную активность, умения анализировать, обобщать, сравнивать;

    побудить учащихся к чтению литературы, к посещению библиотек.

Участники: ученики 7 класса. Ребята делятся на равные по силам команды. Численность команд зависит от общего количества детей.

Необходимый инвентарь:

    изображения портретов писателей и поэтов;

    бланки ответов на вопросы викторины;

    бланки для решения головоломок и для написания письма младшим школьникам;

    медали для награждения.

Ход проведения мероприятия

На доске написана цитата, один из учащихся читает ее вслух:

Что за наслаждение находиться в хорошей библиотеке. Смотреть на книги – и то уже счастье. Перед вами пир, достойный богов; вы сознаёте, что можно принять в нём участие и наполнить до краёв свою чашу.

(Уильям Мейкпис Теккерей)

Учитель: Ребята, перед вами слова английского писателя-сатирика XIX века Уильяма Мейкписа Теккерея. Как вы понимаете их?

Дети выражают свое мнение.

Учитель: Молодцы ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем мероприятии?

Дети предполагают.

Учитель: Совершенно верно! Речь сегодня пойдет о библиотеках. 24 октября отмечается Международный день школьных библиотек, ежегодно его проводят в четвертый понедельник октября. Этот праздник отмечается во многих странах уже на протяжении многих лет, начиная с 1999 года.

Впервые президент Международной ассоциации школьных библиотек (International Association of School Librarianship, IASL) Бланш Вуллз провозгласил этот праздник. Только к 2005 году Питер Дженко, новый президент данной организации, подтвердил уже официальный статус праздника. С 2008 года Международный день школьных библиотек стал преобразовываться в месячник, проходящий под разными девизами.

В нашей стране Международный месячник школьных библиотек был впервые проведен в 2008 году. В этот период были проведены обучающие семинары, чествование ветеранов библиотечного дела, были организованы съезды школьных библиотекарей, многочисленные мероприятия для школьников (конкурсы, выставки, конференции, сборы книг).

Следует отметить что, наряду с международным днем и месячником школьных библиотек, отмечается также профессиональный праздник весной. Общероссийский день библиотек, который приходится на 27 мая.

Учитель: Ребята, а вы любите ходить в библиотеки? Почему?

Дети отвечают.

Учитель: Библиотека школы всегда занимала особое место в образовательной сфере. Библиотеки были в каждом учебном заведении: в духовных школах, в гимназиях, лицеях и т. д. Отечественные педагоги всегда рассматривали библиотеку как важнейшее неотъемлемое звено учебно-воспитательного процесса, они говорили о колоссальном влиянии содержания ресурсов библиотек на качество обучения учащихся.

Библиотека школы развивается в рамках конкретного учебного заведения, планирует свою работу, опираясь на цели, которые были поставлены перед педагогическим коллективом школы. Стоит отметить, что школьная библиотека становится первой в жизни для ребёнка.

Итак, ребята, сейчас мы с вами узнаем, ходите ли вы в библиотеки, как много вы читаете, и сколько интересного вы знаете. Я предлагаю вам разделиться на две команды, придумать название и девиз.

Дети: Первая команда «Библиотекари», наш девиз: «Библиотека – наш дом, и нам прекрасно в нем».

Вторая команда «Читатели», наш девиз «Читаем мы везде и всюду, ведь знание подобно изумруду».

1 этап

Учитель: Итак, начинаем первый этап нашего мероприятия. Внимание, «Викторина»!!!

    Звуковой повтор, преимущественно на конце, в двух или более стихах (Рифма).

    В лицее этот человек серьезно занимался французской поэзией, за что его прозвали «французом» (Пушкин).

    Совокупность событий в художественном произведении, которые представлены в определенной связи (Сюжет).

    В молодости этот писатель был участником обороны Севастополя, после этого он написал цикл «Севастопольские рассказы» (Толстой).

    Когда, по вашему мнению, появилась первая библиотека? (Первые библи o теки, обнаруженные археологами, относятся к IV веку до нашей эры. При раскопках древнего государства Ассирия, был найден огромный дворец, где в ящиках были размещены глиняные таблички с тестами).

    Устный рассказ, в основе которого, лежит чудо, фантастический образ или представление, воспринимаемое как достоверное (Легенда).

    Этот великий поэт и драматург никогда не хотел, чтобы его пьесы записывались и публиковались, он считал, что его пьесы должны воспроизводиться только на сцене (Шекспир).

    Перенос наименования одного предмета или явления на другой предмет или явление по сходству (Метафора).

Учитель: молодцы ребята, по итогам первого конкурса побеждает команда «Библиотекари».

2 этап

Учитель: следующий этап называется «Юный поэт». Для каждой команды предоставляется список слов, из которых вы должны составить свое собственное стихотворение.

Список слов для первой команды: литература, желание, физкультура, послание, любить, служить, радость.

Список слов для второй команды: писать, поэт, воспитать, совет, книга, двигать, мир.

Дети выполняют задание.

Учитель: молодцы ребята! Подводим итоги, по-прежнему лидирует команда «Библиотекари».

3 этап

Учитель: Для следующего конкурса, который называется «Я – фотоаппарат» приглашаются капитаны команд. Этот конкурс поможет узнать нам, насколько наши «Библиотекари» и «Читатели» внимательны, и как хорошо развита их память, ведь это так важно.

На доске (для каждого учащегося отдельно) расположены портреты известных писателей и поэтов (с указанием фамилий). Ваша задача в течение 30 секунд запомнить все портреты, после этого, одно изображение удаляется, и каждый из капитанов должен озвучить, кто был изображен на исчезнувшем портрете.

Подводим итоги… Побеждает команда «Читатели».

4 этап

Учитель: Сегодня было получено письмо от одного неизвестного писателя. Но, к сожалению, содержание письма непонятно, так как состоит оно их хаотичного набора букв, и вам, ребята, предстоит понять, какие слова зашифрованы. Письмо для первой команды:

Сеть локоть онод дерствос татсь руткульмын мечелоков – теинче.

Ответ: «Есть только одно средство стать культурным человеком – чтение». (А. Моруа)

Письмо для второй команды:

Водасбо тесущетвус тазем, бочты дохить в олибебтику.

Ответ: «Свобода существует затем, чтобы ходить в библиотеку». (И. Бродский)

5 этап

Учитель: молодцы, ребята! Пока жюри подводит итоги конкурсов, ваша задача написать письмо младшим школьникам, рассказав им, почему же так важно посещать библиотеки.

Подведение итогов.

Дети завершают работу. Подсчитывается общее количество баллов. Учитель объявляет результаты, награждает победителей памятными призами.

По итогам всех конкурсов побеждает команда «Библиотекари». (Команде «Библиотекари» учитель вручает медали «Победитель», а команде «Читатели» медали «За активную работу»). Учитель спрашивает у ребят, понравилось ли им мероприятие, он должен спросить у них то, что они предлагают провести в следующий раз.

Виват библиотекарь! Сценарий праздника, посвященного Международному дню школьных библиотек.


Предлагаю сценарий праздника «Виват библиотекарь!», посвященного Международному дню школьных библиотек, который я провела для библиотекарей школ Кировского района г.Уфы. Будет интересен и полезен для школьных библиотекарей.

Оформление зала: цитаты о книге, чтении, библиотекаре, поздравительные плакаты, нарисованные детьми, воздушные шары.
Библиотекарь: Дорогие мои коллеги, дорогие мои друзья! Сегодня у нас праздник. Праздник тех, кто решил посвятить свою жизнь служению книге и человеку! Предлагаю начать его с гимна школьных библиотекарей Кировского района города Уфы.
Пусть сияет в жизни нам звезда,
Что издревле книгою зовется.
Пусть приходят дети к ней всегда,
И тогда надежда к нам вернётся.
Да, у нас сегодня много дел,
Мы в свою удачу твердо верим-
Будет много впереди побед,
Коль читатель открывает двери.
Припев: Читатель – наш компас земной,
Наши книги хорошему учат,
Судьбы нам не надо иной-
Путь к знаниям дети получат.
И забыть по-прежнему нельзя
Как с тобою книгам мы служили,
Разные бывали времена -
Мы читателя всегда любили.
И сегодня свято верим в то,
Наши книги будут в школе вечно
Сеем в детских душах мы добро
Знатоки страны библиотечной.
(Н.А.Валеева, педагог-библиотекарь МБОУ СОШ №34)

Библиотекарь : Выбор профессии – один из главных аспектов самоопределения личности. Мы этот выбор сделали давно и полюбили свою профессию – школьный библиотекарь, навсегда, на всю жизнь, и уже не представляем себя вне стен школы.
Да! Я люблю свою профессию
И с каждым годом все сильней,
Она похожа на поэзию,
Хоть много будничного в ней,
Она, как стих, не терпит серости,
Не терпит косности и зла,
Она еще в глубокой древности
Талант и мудрость обрела.
Ведущий 1: Труд библиотекаря… На Руси о нем заговорили с XYI века. И, если в западной Европе библиотекарь имел известный общественный вес, положение русского библиотекаря было более, чем скромным. Тогда библиотеки находились в монастырях, и должность библиотекаря сводилась к книгохранению. В XYII веке уже появились первые инструкции об охране книг, о приемах их использования. Их необходимость была вызвана появлением библиотеки Академии Наук, созданной при Петре I. Тогда же появились и первые школьные библиотеки: «При школах надлежит быть библиотеке довольной, ибо без библиотеки Академия яко без души». («Духовный регламент», раздел «Дома училищные», параграф 8).
Ведущий 2: К началу 30-х годов ХХI века в России было уже 62 гимназических библиотеки и несколько десятков при уездных училищах. В 30-х годах ХХ века школьных библиотек было уже более 44 тыс. школьных библиотек. Для улучшения библиотечного обслуживания в школах была введена дожность библиотекаря. В настоящее время в России функционирует более 62 тыс.библиотек образовательных учреждений.
Ведущий 1: Созвездие величайших имен включает в себя плеяда представителей библиотечного дела России. Это Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец, драматург, сатирик. В течение 30 лет он работал помощником библиотекаря императорской публичной библиотеки в Петербурге.
Ведущий 2: В течение 50 лет в этой же библиотеке работал известный музыкальный и художественный критик, публицист, ученый – Владимир Васильевич Стасов. В понимании Стасова библиотекарь – это, прежде всего, эрудит, ученый, высококвалифицированный специалист, консультант и руководитель читателя.
Ведущий 1 : И мы знаем, что в нашем Кировском районе г. Уфы школьные библиотекари именно такие люди.
Выступают ученики 4 класса.
1 ученик: Библиотекари - народ
Особенной породы.
В тиши библиотек идет
Важнейшая работа.
2 ученик: Доступен мир познания,
И, помогая всем,
Складирует все знания
Ваш мозг, как ЭВМ.
3 ученик: Все больше вам так хочется
Читать, умнеть, мечтать
Или сосредоточиться -
Великое создать.
4 ученик: Великое без громких слов,
Незримое для глаз.
Для вас основа всех основ -
Чтоб свет души не гас.
Выступают ученики 3 класса.
1 ученик : Все у них всегда в порядке,
Книжки выстроены в ряд,
Четкость записей в тетрадке -
Это их святой обряд.
2 ученик: Тот, кто книгам друг сердечный,
Частый гость здесь, в этот день
Поздравляем всех, конечно,
Это праздник всех людей!
Ведущий 2 : Дорогие друзья, как вы думаете, с чего начинается библиотекарь?
Ведущий 1: Скорее всего, библиотекарь начинается с любви к книге. И эту любовь они прививают всем – и детям, и взрослым.
Выступают ученики 2 класса.
1 ученик: Давайте представим хотя бы на миг,
Что мы вдруг лишились журналов и книг,
Что люди не знают, что значит поэт,
Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.
2 ученик: Что будто никто никогда в этом мире
И слыхом не слыхивал о Мойдодыре.
Что нету Незнайки – вруна-недотёпы,
Что нет Айболита и нет дяди Стёпы.
3 ученик: Наверно, нельзя и представить такого?
Так здравствуй же, умное, доброе слово!
Пусть книги друзьями заходят в дома!
Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!
Юрий Энтин. Слово про слово)
Ведущий 2: А как же читатель? Ведь без него не было бы и вашей профессии!
Библиотекарь : Ну, конечно, мы любим не только книгу, но и своих читателей, любим и надеемся, что обретем в их лице единомышленников – таких же книголюбов. Ведь в книгах каждый для себя находит что-то интересное, полезное для учебы, на кого-то хочет быть похожим, а на кого-то и нет.
Выступает ученица 9 класса.

Библиотека. В зале тишина.
Ты здесь сидишь, часов не замечая,
Друзей своих испытанных встречая,
Которым жизнь навеки продлена.
Они с тобой взрослеют наравне,
И учат неприметно, год за годом,
Идти вперёд, противиться невзгодам,
И видеть вечность в мимолетном дне.
Герои книг. Они нам все сродни,
Дубровский, Чацкий, чуточку – Печорин.
Характер наш рождается из зёрен,
Которые посеяли они.
На улице – зима. И лёгкий снег
Свивается в бесшумные волокна.
И манят нас задумчивые окна
В далёкий, близкий мир библиотек.
(Ю.Тюкавин.Песня о библиотеке)
Библиотекарь : Да, мы всегда будем верить и надеяться, что наши читатели «Самые лучшие изо всех живущих людей», они будут читать все, что мы посоветуем. И самое главное, что они будут свято хранить книгу. И исчезнет из нашего обихода такое нехорошее слово как «задолжник»
Ведущий 1: И тогда вам будет легко работать. И, наверно, профессия библиотекаря станет не только женской, но и мужской, хотя вы и сейчас выполняете много тяжелой работы – выдача учебников, бесконечные переезды, сбор и разбор стеллажей, передвигание мебели…
Выступают ученики 7 класса.
1 ученик: Милые лоцманы книжного моря,
Феи, дарящие радость другим,
Труд ваш невидим порой, но упорен
И безусловно необходим.
2 ученик: Искренни, пылки, добры неизменно,
В сложные миги не пряча лица,
Вы через рифы, прибои и пену
К знаньям ведете людские сердца.
3 ученик: Вы открываете новые дали
В бурном потоке шуршащих страниц,
Вечно стремясь, чтобы все понимали,
Что у надежд не бывает границ.
4 ученик: Милые феи, горячие души,
Скромные в жизни, святые в мечтах,
Пусть Вас обходят житейские стужи,
Пусть не погаснет волненье в очах.
5 ученик: И на Земле почитаемы будут
В тьме поколений и в точке любой
Ваши усилья, дарящие чудо -
Чудо общения с книгой самой.
Библиотекарь: Дорогие, друзья, вот и подошел наш праздник к концу. Праздник нашей профессии, нашей школьной библиотечной работы.
Поздравляем с Днем школьных библиотек,
Дорогие труженицы наши,
Пусть идут года, за веком век -
Книга - это то, чем мир украшен.
Книга - это радость для души,
Добрый друг, учитель, верный спутник.
Пусть и впредь к сиянию вершин
Мир она ведет глубинной сутью.
Ведущий 2 : Библиотечная работа
На вид простой и тихий труд
Вдали от пышного почета
Библиотекари живут!
Ведущий 1 : Так пусть же живут они вечно!
Ведущий 2: Всем здоровья мы желаем.
Будьте счастливы навек!
Вы не только библиотекарь,
Но еще и человек!!!
Ведущий 1: С помощью книги сейте разумное, доброе, вечное.
Сейте! Спасибо Вам скажет сердечное
Читателей дружный народ!
Все вместе: Спасибо!
Ведущие: Пусть всегда будет мир!
Пусть всегда будет солнце!
Пусть всегда буду я!
Пусть всегда будет книга!
Библиотекарь: Пусть добрым и умным будет наш Труд!
(Дети и библиотекарь поднимают плакаты с этими лозунгами.)
Звучит песня «Как прекрасен этот мир». Дети дарят библиотекарям шары и открытки.
Плакаты.
Библиотекарь начинается с книги.
Библиотекарями не рождаются, ими становятся в школьных библиотеках.
Библиотекарь должен знать всё, но не больше!
Толковый библиотекарь из любого читателя сделает книголюба.
Цитаты.
Библиотекарь – первый вестник Красоты и Знания. Н. Рерих
Пока жива библиотека – жив народ, умрёт она – умрёт наше прошлое и будущее. Д.С.Лихачев
Библиотека и была, и будет
Священный храм живых печатных слов,
В её жрецах ходил и юный Бунин,
И целых 30 лет – мудрец Крылов.
Б.Черкасов
Фото с мероприятия

«Крымская гимназия-интернат для одаренных детей»

Информационный час

на тему:

«Международный день школьных библиотек»

Воспитатель:

Умерова Лилия Аликовна

Симферополь 2016 г.

Цель информирования : повышение уровня информационной культуры учащихся.

Международный день школьных библиотек отмечается в четвертый понедельник октября. В 2016 году мероприятия проходят 24 октября. С инициативой о создании и проведении праздника выступила в 1999 году ЮНЕСКО. Его целью стало привлечение внимания общества к состоянию, формированию и пополнению литературных запасов в школьных библиотеках.

Впервые событие отпраздновали 25 октября 1999 года. В 2005 г. официальный статус этого дня был закреплен главой Международной ассоциации школьных библиотек. 2008-й год ознаменовался великими переменами. Тогда в октябре прошел первый Месячник школьных библиотек. Участники данной акции смогли самостоятельно выбрать день или неделю для проведения своих праздничных мероприятий, посвященных этим учреждениям – хранилищам книг. Россия впервые отметила данное событие в 2008 году, организовав Месячник школьных библиотек.

Традиционно в этот праздник проходят сборы книг для нужд библиотек, организуются встречи с авторами произведений, презентации, конференции, конкурсы. При помощи учеников библиотекари готовят стенгазеты и оформляют школьные уголки.

Школьная библиотека прививает учащимся потребность в постоянном самообразовании, развивает воображение, воспитывает гражданскую ответственность.

И первоклассник, и выпускник школы, и педагог, и директор учебного заведения вовлечены в общую орбиту, имя которой образование. Доказано, что сотрудничество библиотекарей и учителей способствует повышению уровню грамотности учащихся, содействует развитию навыков чтения, запоминания, а также выработке умения пользоваться информационно - коммуникативными технологиями.

В одном ряду с умением писать, читать и считать сегодня стоит и умение самостоятельного поиска необходимой информации, владения навыками культуры чтения, куда входит:
- Сознательное и заинтересованное отношение к книге, знание правил обращения с ней и гигиены чтения;
- Владение навыками самостоятельного выбора книг, умения пользоваться каталогами, картотеками, рекомендательными списками литературы;
- Знакомство с разными видами справочной литературы: словарями, энциклопедиями, справочниками, обучение самостоятельной работе с ними для расширения и углубления знаний, полученных учащимися на уроках.
Справедливо утверждение, что именно интерес к книге во все времена объединяет людей, воспитывает культуру общения, является носителем нравственных и духовных ценностей. Являясь своего рода «спасательным кругом», школьная библиотека, открывает двери всем желающим, помогает детям с толком и интересно провести свободное время, а родителям оказывает помощь в гармоничном воспитании ребенка. Именно в библиотеке дети получают первое представление о необъятности книжного мира, учатся пользоваться справочной литературой. Привитие ребенку любви к книге, воспитание тяги к знаниям, потребности постигать окружающий мир, обучение навыкам культуры чтения – являются основными задачами школьной библиотеки.

Чтение формирует взгляды на жизнь, закладывает многие нравственные качества. Иногда воздействует на человека в противовес, впечатлениям окружающего мира, сохраняя и создавая личность. У многих людей старшего поколения привычка к чтению, заложенная в детстве, осознается как одна из самых необходимых для внутреннего комфорта.

Согласно исследованиям психологов, чтение обладает лечебным воздействием на человека. Оказывается, чтение помогает при бессоннице, при зубной и головной боли, при расстройстве желудка. Например, русская классическая литература рекомендована при нервных расстройствах и депрессивных состояниях. Таким образом, литература влияет на физическое здоровье, но ведь физическое здоровье связано с нашим душевным состоянием.

Улучшая духовное состояние и тем самым «заряжая» человека положительной энергией, незаметно, но благотворно и мощно воздействует на нас и наше здоровье чтение книг.

И главное не в том, что, читая, допустим, детектив, мы увлекаемся, переключаем внимание, и зубная боль перестает беспокоить. Главное в том, что привычка к постоянному чтению серьезной литературы гармонизирует личность, закладывает позитивное отношение к жизни. Для подрастающего, неокрепшего еще человека это очень важно. Взрослые часто жалуются на усталость от потока негативной информации, «отрицательных» впечатлений, которые буквально вторгаются в нашу жизнь – с экранов, по радио, со страниц газет… Но взрослые знают, что должно быть «не так», что это не «норма» бытия, что в жизни должно быть гораздо больше другого – радостного, светлого. Детская психика - как губка, доверчиво вбирающая все впечатления, у нее нет критериев отбора и не выработаны способы защиты от негативного воздействия. Появляется отторжение от жизни, неприятие окружающего, в котором воспринимается только мрачное, черное. Как результат – растущее число детских неврозов. Физическое здоровье подрастающего поколения обеспечивается, прежде всего, здоровьем духовным. И здесь роль чтения переоценить невозможно.

Полезные советы.

1. Чтение делает взгляд острее.

Вы будете лучше понимать и видеть окружающий мир и людей, а самое главное, самого себя. Хорошую книгу обязательно прочитайте ещё раз – вы наверняка увидите там что-то новое.

2. Чтение сохраняет ваше физическое здоровье.

Складывать буквы в слова, слова в образы, осознавать то, что хотел выразить ими автор, и находить им собственное объяснение – это гимнастика для мозга. Без всякого риска получить травму!

3. Чтение положительно влияет на окружающую среду.

Если вы читаете книгу, значит, дерево из которого она изготовлена, было срублено не напрасно. Для чтения книг нет нужды тратить электричество или покупать батарейки, и при этом они легче ноутбука. Вы читаете, а значит, не можете вести машину и ходить по улицам, что ведёт к сокращению пробок и очередей.

4. Чтение научит вас общаться.

Ваши интересные замечания чудесным образом преобразят даже скучные разговоры о вчерашних спортивных событиях или телевизионной передаче. А ваш растущий талант рассказчика позволит вам с лёгкостью приписывать себе приключения вымышленных персонажей. Особенно большое впечатление это производит на людей, которые почти не читают.

5. Чтение помогает приятно проводить свободное время.

Вам никогда не надоест читать книги, потому что их – огромное множество, не хватит и нескольких жизней, чтобы прочитать всё. Придётся перепробовать много разных жанров, прежде чем вы найдёте книги, от которых действительно получаете удовольствие. Не сдавайтесь, пока не отыщете «свою» книгу, ведь она может изменить жизнь.

6. Чтение дарует спокойствие.

Родители, учителя и другие взрослые будут настолько рады видеть ребёнка читающим, что не станут лишний раз дёргать его.

7. Чтение выгодно для вашего кошелька.

Во-первых, книги дешевле, чем компьютерные игры. Во-вторых, ваши знакомые не будут мучиться с выбором подарка, если узнают, что вы любите читать. (Есть одно «но»: составляйте списки пожеланий, иначе придётся довольствоваться одними только бестселлерами.) А в-третьих, для тех, кто не получил книгу в подарок, всегда существуют библиотеки – книги там ничего не стоят.

8. Чтение помогает сконцентрироваться.

Читать можно и под музыку, и во время занятий: читать и не обращать внимания на суету вокруг. Тренированный читатель без проблем может параллельно смотреть четыре передачи, всё время переключая каналы. При желании вы можете читать в транспорте.

9. Чтение хорошо сказывается на вашей фигуре.

Не бойтесь набрать лишние килограммы. Читающему человеку не требуется калорийная пища, чтобы справиться с тяготами скучной жизни. С книгой вы способны путешествовать так далеко, как только пожелаете, и воплощать самые фантастические мечты. Вас сложнее соблазнить попкорном: ведь «кино» уже идёт в вашей голове.

10. Чтение полезно для родителей.

Наблюдая за тем, как ребёнок наслаждается книгой, взрослые тоже втягиваются в чтение, даже если они слишком заняты, чтобы читать. Взрослые будут благодарны ребёнку за вновь обретённое счастье.