Конспект занятий по социализации в подготовительной группе. Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе "уроки вежливости и доброты". Самостоятельная работа детей в парах

Наталья Самойленко
Конспект НОД по социализации в подготовительной группе «Коли семья вместе то и душа на месте»

Муниципальное дошкольное образовательное

учреждение городского округа Балашиха

«Детский сад общеразвивающего вида № 1 «Светлячок»

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Образовательная область : социализация

ТЕМА : Коли семья вместе – то и душа на месте

Подготовила и провела :

воспитатель

подготовительной группы №6

Самойленко Н. А.

Балашиха, 2012

Методы :

Словесный;

Игровой;

Объяснительно-иллюстративный;

Репродуктивный;

Проблемный.

Задачи :

1. Формировать представление о семье , как о людях, которые живут вместе ; учить строить элементарные родственные связи; активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье .

2. Развитие умения рассуждать и доказывать, развитие мышления.

3. Воспитывать любящее заботливое отношение к членам своей семьи , чувство гордости за свою семью .

Словарная работа : семья , дедушка, бабушка, тётя, дядя.

Материал : рисунки на тему «Моя семья » , дидактическая игра «Кто какую работу в доме выполняет» , персонажи сказки «Репка» , сюжетные картины.

Музыкальный ряд : песня «Неразлучные друзья» .

Предварительная работа : чтение рассказов – Л. Квитко «Бабушкины руки» , А. Яковлев «Мама» , Дора Габе «Моя семья » , Л. Воронкова «Как Вовка бабушек выручал» , Л. Толстой «Старый дед и внучек» ; совместные рисунки родителей и детей «Герб семьи » ; рисунки детей на тему «Моя семья » ; совместное обсуждение смысла пословиц о маме, о семье .

Ход занятия.

1. Орг. момент.

Дети стоят в кругу.

Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Сегодня у нас гости, давайте поздороваемся с ними.

Дети садятся на места .

1. Сообщение темы занятия.

Ребята, сегодня на занятии мы с вами совершим путешествие в сказку. Хотите?

Её название вы узнаете, ответив на вопрос : «Как называется сказка, в которой благодаря дружной работе всей семьи удалось собрать большой урожай этого овоща?» (показывается репка) .

Это сказка про дружную семью . Назовите её членов (Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка.)

1. Беседа. Рассказы детей.

Как вы понимаете, что такое семья ?

- Семья – это дом . Семья – это мир , где царят любовь, преданность, дружба. Семья – это самое дорогое , что есть у каждого человека.

Репка хочет познакомить вас с семьёй , которая её растила, рассказать про них сказку.

- «Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить : тянет – потянет - вытянуть не может. Позвал дед на помощь бабку. А бабка говорит : «Я тебе обязательно помогу, но уж очень мне интересно, что это за рисунки у ребят?»

Дети, расскажем бабке?

Сегодня у нас на занятии открыта выставка рисунков «Моя семья » . Кто хочет рассказать о своей семье ? (Дети по желанию выходят к своим рисункам, рассказывают, кто изображён.)

Наводящие вопросы :

С кем ты живёшь?

Кто самый старший в вашей семье ?

Кто самый младший?

Как ты заботишься о членах своей семьи ?

Ты любишь своих близких? Почему?

1. Динамическая пауза.

Покажите, какое бывает выражение лица у папы и мамы, у бабушки, когда они радуются, когда у них хорошее настроение?

А если они хмурятся?

«Бабка за дедку, дедка за репку, тянут – потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку, а внучка говорит : «С удовольствием, а потом с ребятами поиграю» .

5. Игра «Кто какую работу выполняет» .

Дети выходят к доске. Каждому участнику раздаётся карточка с названием того или иного задания, которое выполняет кто-то из членов семьи . Дети ставят эту карточку рядом с иллюстрацией члена семьи , произнося при этом фразу, например : «брат катается на коньках» . И т. д.

Внучка с детьми участвует в игре.

1. Физ. минутка «Семейная зарядка» .

Осенью, весною,

Летом и зимой.

Мы во двор выходим

Дружною семьёй .

Встанем в круг и по порядку

Каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает (руки вверх и вниз) .

Папа бодро приседает (приседания) .

Повороты вправо-влево

Делает мой братик Сева (руки на поясе, повороты всем корпусом) .

А я сам бегу трусцой

И качаю головой (бег на месте и наклоны головой в стороны) .

- Сказка продолжается : «Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут – потянут, вытянуть не могут. Крикнула внучка Жучку. Та охотно прибежала на помощь». Потом она увидела иллюстрации на доске, и ей захотелось у нас остаться. Разрешим Жучке?

7. Работа над иллюстрациями.

Воспитатель предлагает детям иллюстрации, где изображены семьи животных .

Рассмотрите иллюстрации. Как можно назвать каждую из них? (Семья кошки с котятами ; семья коровы и быка с телятами).

Можно сказать, что на каждой картине изображена семья ?

Что чувствует кошка рядом со своими котятами? Корова и бык с телятами?

Правильно и животные испытывают чувство радости, когда находятся в окружении семьи , потому что дети радуют своих родителей тем, что они подрастают, крепнут, учатся новому в жизни. А детёныши радуются тому, что родители их согревают, защищают.

Понравилось жучке вместе с вами иллюстрации рассматривать, но репку надо дальше тянуть.

Кого позвала Жучка?

Кошка прибежала, хочет с вами поиграть.

8. Пальчиковая гимнастика «Дружная семья » .

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

А вот этот пальчик – я,

Вместе – дружная семья !

Сказка продолжается. «Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут – потянут, вытянуть не могут. Позвала кошка мышку».

Мышка прибежала не с пустыми руками, принесла для вас загадки.

1. Мне она тётя, а моей маме (сестра) .

2. Моему папе он папа, а мне (дедушка) .

3. Моему папе она жена, а мне (мама) .

4. Папе он родной брат, а мне (дядя) .

5. Мальчик для папы и мамы кто?

6. Мальчик для дедушки и бабушки?

7. Девочка для папы и мамы?

8. Девочка для дедушки и бабушки?

9. Папа для дедушки и бабушки?

10. Мама для дедушки и бабушки?

11. Мальчик для девочки в семье кто ?

12. Девочка для мальчика в семье кто ?

Вот какие интересные задания приготовила для вас мышка. Взялись они все вместе за репку и вытянули её из земли.

Как вы думаете, почему они вытащили репку? (Тянули все вместе , дружно) .

Как хорошо, что у всех у вас есть семьи . Главное, чтобы в семье всегда был мир , дружба, уважение, любовь друг к другу.

10. Исполнение песни «Неразлучные друзья» .

Закончить наше игровое занятие я предлагаю песней, которая называется «Неразлучные друзья» .

Программное содержание.

Цель: развитие нравственных основ личности в процессе формирования представлений о дружбе.

Задачи:

  • формировать опыт сотрудничества со сверстниками;
  • закреплять знания детей пословиц и поговорок о дружбе;
  • развивать речевые умения дошкольников;
  • воспитывать положительное взаимоотношение между дошкольниками, взаимовыручку, умение участвовать в игре.

Предварительная работа:

  • чтение художественной литературы по теме;
  • заучивание пословиц и поговорок о дружбе;
  • этические беседы о культуре поведения, нравственных качествах и поступках, о жизни людей;
  • организация совместной игровой деятельности;
  • обучение составлению рассказа о дружбе из собственного опыта.

Развивающая среда: ноутбук; телефон; кирпичи из поролона для дома; крыша для дома с написанными на ней правилами дружбы; буквы для слова «дружба»; магнитная доска; нарисованное дерево с написанным у его корней словом «дружба»; заготовки для аппликации, детали частей лица жильцов, клей, кисточки, салфетки; воздушные шары по количеству детей; обруч, полотно для ручейка, мешочки с песком.

Музыкальное сопровождение: песни из мультфильма «Крокодил Гена», «Вместе весело шагать», «Дружба».

Тип занятия: интегрированная непосредственно-образовательная деятельность с преобладанием образовательной области «Социализация».

Возраст детей: 6 лет.

Предполагаемые результаты: коммуникативные навыки: умение участвовать в совместной игре, дружеские взаимоотношения со сверстниками; обогащенная речь дошкольников.

Воспитатель: Ребята, давайте проверим, с каким настроением мы пришли сегодня в детский сад.

Психогимнастика

К солнышку мы потянулись,

Лучик взяли,

К сердцу прижали,

Людям отдали

Всем улыбнулись!

И сказали: «Здравствуйте!».

Воспитатель. Какие мы все молодцы! Замечательно мы с вами поздоровались и своим приветствием пожелали здоровья и добра друг другу и гостям. И я вижу, что у всех у нас хорошее настроение.

Ребята, вы слышали какой-то звук. Это, наверное, нам пришло сообщение (открывает ноутбук). Ой, да это не сообщение, а видеозвонок. Сегодня у нас работает видеосвязь.

На экране появляется старуха Шапокляк и Шапокляк. Здрасьте вам! Узнали? Меня зовут Шапокляк. Мне так грустно и скучно одной. Из-за моей жадности воздушные шары унесли меня далеко от моего города, в котором я так хотела прославиться: обливала прохожих водой, стреляла в голубей из рогатки и всегда переходила улицу в неположенном месте. Но для своих злых дел я так и не нашла помощников. И вот теперь я оказалась в вашем поселке. Но и тут я не могу найти себе друзей. Я так надеюсь на вашу помощь и обещаю, что никогда не буду вредничать и хулиганить.

Воспитатель: Как же можем помочь Шапокляк?

Дети: Пригласим к нам в гости. Напишем объявление. Построим Дом дружбы.

Воспитатель: Давайте построим Дом дружбы, как герои известного мультфильма «Крокодил Гена». Шапокляк мы приглашаем тебя в гости в детский сад «Колокольчик».

Шапокляк. Я обязательно приду к вам в детский сад. До встречи!

Звучит фонограмма песни Шапокляк.

Дети . До свидания!

Воспитатель . А из чего же мы будем строить Дом дружбы?

Дети. Из дерева, кирпичей.

Воспитатель . Правильно самый прочный дом можно построить из кирпичей. А где же нам их взять?

Дети. Купить, попросить у кого-нибудь.

Воспитатель. Давайте позвоним в строительную организацию и закажем кирпичи.

Дети (разговаривают по телефону). Здравствуйте. Это строительная организация. А можно у вас заказать кирпич для строительства дома. Наш адрес: …, подготовительная группа № 2.

Воспитатель. А как мы будем строить дом, с чего начнем?

Дети . Сначала крепкий фундамент, стены дома, потом крышу.

В группу заходит рабочий с тележкой, наполненной кирпичами.

Рабочий. Вы кирпич заказывали?

Воспитатель и дети благодарят рабочего и подходят к куче кирпичей, воспитатель берет в руки кирпич, на котором написано задание.

Воспитатель. Ребята, дом наш необычный, поэтому и кирпич нам доставили необычный. А вот задание какое-то.

1 задание. «Составьте слово «дружба».

Воспитатель. Давайте прочитаем его все вместе.

Дети . Дружба.

Воспитатель. А что такое дружба?

Дети. Когда мы вместе играем, гуляем, не обижаем друг друга.

Воспитатель : Как вы думаете, можно ли прожить без друзей?

Дети : Без друзей скучно, не интересно. Не с кем поговорить и поиграть.

Воспитатель: Что друзья могут делать вместе?

Дети: Играть, работать, учиться, отдыхать, смеяться, шутить, разговаривать, помолчать и т.д.

Воспитатель : Молодцы! Мы выполнили первое задание, и можем заложить первый кирпич Дома дружбы.

Воспитатель: (берет кирпич и читает задание) Найдите родственные слова к слову «дружба».

Игра «Родственные слова». Дети подходят к магнитной доске. На ней закреплен рисунок дерева, в корнях которого написано слово «дружба».

Воспитатель: Давайте назовем слова похожие на слово дружба.

Дети: Друг, дружочек, дружить, дружные, друзья, подружиться.

Воспитатель : А давайте проверим, согласно ли дерево с нами? Вот на дереве висят листики, прочитаем, что на них написано.

Воспитатель и дети читают родственные слова к слову «дружба».

Воспитатель. Молодцы! Мы справились со вторым заданием, и можем заложить еще один кирпич Дома дружбы.

Воспитатель : Вот еще один кирпич с заданием: «Паутина добрых слов», а вот и клубок дружбы. Ребята, я, думаю, вы знаете очень много добрых слов и готовы их сказать друг другу. Становитесь в круг.

Проводится игра «Паутина добрых слов».

Воспитатель: А теперь посмотрите, какая длинная паутина добрых слов у нас получилась. Какое у вас настроение?

Дети: Настроение радостное, веселое, потому что всем приятно слушать добрые слова.

Воспитатель: А вам было приятно говорить такие слова своим друзьям?

Дети: Да и самим было приятно говорить добрые слова друзьям.

Воспитатель . А теперь давайте аккуратно смотаем наш клубочек, чтобы в нем остались добрые слова.

Воспитатель : Еще один кирпичик дома дружбы мы заложили. А что же за задание на этом кирпичике: «Покажите, какая у вас крепкая дружба».

Ребята, я, думаю, нам поможет выполнить это задание игра «Дружные ребята».

Дети, повернувшись лицом друг к другу, берутся за руки и преодолевают препятствия (перешагивают через кочки, проходят в обруч, перепрыгивают через ручеек и т.д.). Звучит фонограмма песни «Вместе весело шагать».

Воспитатель. Молодцы, как вы друг другу старались помочь. Справились и с этим заданием. Ставим четвертый кирпичик.

Воспитатель берет еще один кирпич, читает задание: « Вспомните пословицы о дружбе».

Дети.

  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  • Один за всех, и все за одного.
  • Человек без друзей, что дерево без корней.
  • Друг за друга держаться - ничего не бояться.
  • Друзья познаются в беде.

Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием справились! Еще один кирпичик положили. Как быстро растет наш дом. А вот на этом кирпичике такое задание: «Повтори за мной».

Мне кажется, что с этим заданием мы справимся, если встанем парами, повернемся друг к другу лицом, и (называем имена детей) будут показывать движения, а их друзья должны быть их зеркальным отражением.

Воспитатель.

Головами покиваем, (выполняем подражательные

Носиками помотаем, движения в соответствии с текстом)
А зубами постучим
И немножко помолчим. (прижимаем указательные пальцы к губам)
Плечиками мы покрутим
И про ручки не забудем.
Пальчиками потрясем

И немножко отдохнем. (качаем расслабленными руками)
Мы ногами поболтаем
И чуть-чуть поприседаем,
Ножку ножкой подобьем. (подпрыгиваем на месте)

Воспитатель : Справились с заданием, вот и следующий кирпичик, да здесь он не один, а посмотрите сколько. Давайте скорее достраивать дом.

Воспитатель : Вот и дом наш готов, но чего-то у него не достает.

Дети. Крыши.

Воспитатель . Правильно, крыши. А вот и она, когда же ее смогли доставить. Вы не заметили, ребята? А крыша не простая, на ней что-то написано.

  • Помогать другу.
  • Быть честным.
  • Уступать.
  • Не бояться просить прощения.
  • Не грубить.
  • Не жадничать.
  • Не злиться.

Что же это за правила? Как вы думаете, ребята?

Дети . Правила дружбы.

Воспитатель : Благодаря нашим совместным стараниям Дом дружбы получился большим и красивым. Как много трудных заданий мы выполнили, и пока трудились, еще сильней сдружились. Но, чего-то, по-моему, еще у нашего Дома дружбы не хватает?

Дети : Окон. Людей. Жильцов.

Воспитатель : Кто будет жить в доме Дружбы? В нем нужно поместить друзей, чтобы было светло, весело и нашей Шапокляк не было скучно!

Дети делают аппликации портретов друзей, помещают их в окошках дома Дружбы. Звучит фонограмма песни «Ты да я, да мы с тобой».

Воспитатель : Замечательные жильцы у вас получились. Посмотрите, как озарился Дом дружбы радостными улыбками, согрелся теплом дружеских сердец!

Появляется старуха Шапокляк с воздушными шарами. Звучит фонограмма песни Шапокляк.

Шапокляк . Здравствуйте, я сюда попала? Это д/с «Колокольчик», подготовительная группа №2. А это настоящий Дом дружбы? И в этом доме вы разрешите мне жить? (Обходит дом со всех сторон.)

Воспитатель . Да. А чтобы тебе не было скучно, мы тебе уже нашли друзей и поселили их в дом. Но помни, что больше ты никогда не будешь вредничать и хулиганить, а будешь соблюдать правила дружбы, которые написаны на крыше дома. Давайте все вместе вспомним их.

Дети и воспитатель озвучивают правила дружбы.

Шапокляк. Спасибо, ребята. Я все, все запомнила и буду учиться дружить. А сейчас я побегу покупать мебель для дома. Ой, шарики, возьмите, ребята, это я вам принесла, мне теперь ничего не жалко для друзей (раздает шары детям).

Шапокляк (кричит, убегая ) Жду вас в нашем Доме дружбы.

Воспитатель: Как приятно делать добрые дела. А еще приятнее делать их вместе с друзьями.

А теперь давайте встанем в круг, соединим свои ладошки и громко произнесем девиз нашей группы.

Главное – вместе,

Главное – дружно,

Главное – с сердцем горячим в груди,

Нам равнодушных не нужно?

Не нужно.

Скуку и лень ты из сердца гони!

Воспитатель. Вместе весело идем, нашу песенку поем.

Дети уходят, исполняя песню «Вместе весело шагать».

Татьяна Парначева
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по социально-нравственному развитию «Мы - будущие ученики»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детски сад №1 комбинированного вида» с. Визинга

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по социально-нравственному развитию .

Образовательная область : Познание (ФЦКМ)

Тема : «Мы – будущие ученики »

Составитель :

Парначева Татьяна Леонидовна

Воспитатель МДОУ «Детский сад №1» с. Визинга

с. Визинга

Группа : подготовительная

Место проведения : МДОУ «Детский сад №1 с. Визинга»

Форма организации : НОД – игра-путешествие

Вид занятия : интегрированное

Цель : Способствовать психологической подготовке детей к школьой жизни.

Задачи : 1. Образовательные : Учить применять знания детей о школьной жизни на практике.

2. Развивающие :

Развивать позитивный интерес к самому процессу обучения .

Развивать коммуникативные умения во взаимодействии со сверстниками и педагогами, произвольности поведения.

Способствовать развитию творческих способностей, познавательной мотивации, интеллектуальных качеств детей .

3. Воспитательная :

Воспитывать уважительное отношение к школе, учителю, друг к другу.

Интеграция образовательных областей :

Коммуникация

Социализация

Чтение художественной литературы

Художественное творчество

Материал : план-карта, конверты с заданиями, магнитная доска, иллюстрации с правилами поведения в школе, карточки-задания по количетву детей, пиктограммы, карандаши, листы бумаги, кроссворд, флажок, дедактическая игра «Хорошо-плохо» , магнитофон, диск с песней «Чему учат в школе» , колокольчик.

Предварительная работа :

Беседы о школьной жизни, о правилах поведения в школе.

Решение проблемных ситуаций.

Проведение цикла занятий о школе .

Экскурсия в школу.

Чтение художественной литературы.

1. Организационная часть.

Звучит звонок, дети парами заходят в группу . Звучит песня «Чему учат в школе»

Воспитатель : Ребята, что необычного вы заметили в начале занятия ? Как вы думаете, о чём мы бдем говорить?

Дети : Звонок, песня о школе, разговор пойдёт о школе.

Воспитатель : Правильно. Наше занятие будет посвящено школе. Мы буем путешествовать вот по этому плану-карте и выполнять задания, которые находятся в конвертах (на каждом конверте приклеены разные геометрические фигуры разного цвета) Все готовы? Тогда скажите, куда мы пойдём сначала? (дети открывают первый конверт с заданием)

Задание №1 «Рассуждалки»

Воспитатель : Что вы знаете о школьной жизни? (дети рассуждают, высказываются) .

Рассказ воспитателя об истории возникновения и развития школы на Руси .

Воспитатель : Молодцы, много знаете о школьной жизни. А теперь пойдём дальше (дети находят по карте дорогу и конверт с заданием)

Задание №2. Игра – «Скажи слова, относящиеся к школе» (по кругу дети передают флажок, у ого флажок, тот отвечает)

Воспитатель : Справились хорошо, отправляемся дальше.

Задание №3. Решение проблемных ситуаций (по иллюстрациям «Правила поведения в школе» )

Например : «Если ты опоздал…»

«Если забыл книжку…»

«На перемене…»

Воспитатель : Вот эти правила нужно соблюдать в школе.

Задание №4. Решение кроссворда с помощью загадок.

Загадки :

Я люблю прямоту,

Я сама прямая,

Сделать новую черту,

Всем я предлагаю (Линейка)

Если ей работу дашь –

Зря трудился карандаш (Резинка)

Новый дом несу в руке,

Двери дома на замке,

А живут в том доме,

Книжки, ручки и альбомы (Портфель)

Стальной конёк по белому полю бежит

За собой чёрные следы оставляет (Ручка)

В школьной сумке я лежу,

Как ты учишься скажу (Дневник)

По чёрному белым пишет то и дело,

Потрут тряпцей – чистая страница (Доска)

Белый камушек растаял,

На доске следу оставил (Мел)

Воспитатель : Все загадки отгадали правильно, значит и кроссворд решили.

Задание №5. Найди школьные принадлежности и обвеи их кружком (задание даётся индивидуально каждму ребёнку) .

Воспитатель : А теперь проверьте у своего соседа правильность выполнения задания и поставьте друг другу оценки.

Задание №6. Игровое упражнение «Хорошо-плохо» (Дети выбирают карточки и откладывают к пиктограммам. Карточки на тему правил поведения школьника)

Воспитатель : Я надеюсь, что все вы будете прележными учениками и вс будете делать наотлично.

Задание №7. Картинка для азбуки (Дети рисуют букву и предмет, котрый на эту букву начинается)

Задание №8. Добрые советы

Воспитатель : Я хочу дать вам добрые советы, которые пригодятся в школе.

Ответить хочешь, не шуми,

А только руку подними.

Ответить хочешь – надо встать,

Когда же сесть позволят – сядь.

Парта – это не кровать,

И на ней нельзя лежать.

Ты сиди за партой стройно,

И веди сея спокойно!

1. Советуют дети.

Утром рано просыпайся,

Хорошенько умывайся,

Чтобы в школе не зевать

Носом парту не клевать.

2. На уроках не хихикай,

Стул туда-сюда не двигай,

Педагога уважай,

И соседу не мешай.

3. Не дерись, не зазанавайся,

В школе всем помочь старайся,

Зря не хмурься, будь смелей,

И найди себе друзей.

4. Вот и все наши советы,

Их мудрее, проще нет,

Ты дружок их не забудь,

В страну знаний держишь путь.

Воспитатель : Что хорошего вы ждёте от школы? Какие трудности могут возникнуть в школе? (ответы детей) Ход занятия: I. Организационный момент. Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие – в Страну вредных.

Конспект НОД по социально-нравственному развитию «Какие мы?» Конспект НОД по социально-нравственному развитию на тему: «Какие мы?»Цель:обратить внимание ребёнка на самого себя, учить видеть признаки,.

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию (ОБЖ) в подготовительной группе

Конспект занятия по социально-нравственному воспитанию в подготовительной группе

Образовательные цели:
расширять и конкретизировать представления о профессиях людей (повар, врач, шофер, кондуктор, продавец)
закреплять в речи существительное с обобщающим значением “профессии”
Развивающие цели:
развивать познавательные интересы;
совершенствовать грамматический строй речи (упражнять. в образовании прилагательных от существительных, согласование числительных с существительными);
совершенствовать навыки построения простого и сложного предложения;
развивать речевую активность, диалогическую речи (посредством ответов на вопросы, диалога);
развивать устную связную речь (через построение грамматически верной фразы и предложения).
уточнять и расширять словарный запас слов по данной теме, совершенствовать навыки речевого общения;
корригировать слуховое внимание, память, мышление.
Воспитательные цели:
формирование сплочения детского коллектива, повышать уровень игрового взаимодействия между детьми;
воспитывать мотивацию к обучению, эмоциональные чувства.
Оборудование:
предметные картинки (врач, повар, учитель, продавец)
предметы для организационного момента – молоток, метла, нитки с иголкой, кисточка, ножницы, шприц, фотоаппарат;
халат врача, фартук продавца, руль, мяч, сумка кондуктора:
градусник, линейка, стетоскоп, очки, шприц, иголка, витамины, конфеты, микстура, варенье, шпатель;
игра “магазин”, продукты, витрина, сумки для покупателей.
Предварительная работа:
Рассматривание картинок с изображением профессий, составление описательных рассказов по теме.
Проведение д. игр «Кому что?», «Что лишнее?» »Угадай по описанию» , «Кем хочешь быть?», сюжетно ролевые игры, настольно печатные игры.
Беседы с детьми о профессиях родителей

Ход занятия.

Вводная часть
Организационный момент.
Дети входят в группу. На ковре лежат разные предметы: молоток, ножницы, фотоаппарат, кисточка, фен, пила.
Воспитатель: Посмотрите, какой беспорядок! Кто-то оставил предметы. Назовите их. Я думаю, что молоток оставил плотник. Ножницы оставил кто? и т.д. Эти предметы нужны людям разных профессий. Что такое профессия?
Дети: Профессия-работа, дело, которым занимается человек.
Основная часть
Воспитатель: Правильно ребята, в мире существует 1000 различных профессий. Каждый человек выбирает одну профессию, которой он посвятит всю свою жизнь. Сегодня на занятии мы с вами отправимся в путешествие по “городу профессий”, для того чтобы еще больше узнать о профессиях. А на чем мы с вами будем путешествовать, вы узнаете, если отгадаете загадку:
“Что за чудо – едет дом!
И людей как много в нем!
Носит обувь из резины.
И питается бензином!” (автобус)
Воспитатель: Правильно! Мы поедем на автобусе.
1) Закрепление названий и представлений о профессиях ШОФЕР и КОНДУКТОР.
Воспитатель: Кто управляет автобусом?
Дети: Автобусом управляет шофер.
Воспитатель : Улыбается водитель!
1 ребенок:
Проходите! Проходите!
У окошка место место есть,
Не желаете присесть?
На моём автобусе
Полоски,как на глобусе!
Мы объедем целый свет!
Вы садитесь или нет?
Воспитатель : Кто еще работает в автобусе?
Дети: В автобусе работает кондуктор.
2 ребенок: Быстро наш автобус мчится,
И стоит в нем шум и гам.
Каждый спорит,кипятится
Достаётся по бокам.
Всех в толкучке этой тесной
Невозможно померить.
Вдруг мы слышим:
«Вы проезд свой! Не забыли оплатить?»
То –КОНДУКТОР, он билеты
Пассажирам продаёт.
И направо и налево
Им советы раздаёт.
Дядя в шляпе почему-то
Тоже смотрит веселей.
Ай да молодец КОНДУКТОР-
Оказался всех главней!
Если спросят: «Кем ты будешь?»
Твёрдо я могу сказать.
Что КОНДУКТОРОМ,конечно.
Только им холел бы стать!
Воспитатель : Что делает кондуктор?
Дети: Кондуктор продает билеты.
Воспитатель : Давайте ребята, построим автобус из стульчиков и выберем, кто будет шофером.
- Ну вот, автобус может отправляться в путешествие. Посмотрите в окно, направо. Солнышко так ярко светит нам прямо в глаза. Зажмурьте крепко глазки. Посмотрите налево. Гости нам улыбаются. Давайте им тоже улыбнемся. Помашите им рукой. Ну вот, автобус остановился и мы приехали, чтобы отправится в путь, следует отгадать загадку:
Сюда я иду, чтобы чая попить
И чтобы пирожных сладких купить.
Салата отведаю здесь я и плова.
Здесь всё есть, что хочешь ты. Это..
(столовая)
Воспитатель : А кто работает в столовой?
Правильно, ребята, это повар.
2. Закрепление названия и представлений о профессии ПОВАР.
5 ребенок: А у нас сегодня в группе
Будет нова игра:
Все девчонки – поварихи,
А мальчишки – повара.
Мы халатики надели,
Колпаки на головах.
И кастрюльки с черпаками
Разложили на столах.
Наши кубики – картошка,
А морковка – карандаш.
Даже мячик станет луком –
Будет вкусным супчик наш.
Всё посолим, помешаем,
По тарелкам разольём.
Кукол весело посади.
Мы сегодня поварихи,
Мы сегодня повара!
Но тарелочки помоем,
Ведь закончилась игра.
Воспитатель: Что делает повар?
Ответы детей: варит, готовит, режет, разогревает, жарит, кипятит и т. д.
Воспитатель: Правильно! Повар готовит разные вкусные блюда. Я больше всего люблю сладкие блинчики. А что любите кушать вы?
Ответы детей.
-Какое у вас любимое блюдо? Начните свой ответ со слов: “Я люблю…”
Каждый ребенок называет свое любимое блюдо.
Воспитатель: Молодцы ребята, а сейчас поиграем в игру «Какой компот?»
А для нас повар приготовил вкусный компот из яблок. Какой компот приготовил повар?
Дети: Повар приготовил яблочный компот
Воспитатель: А если бы он приготовил компот из малины (из груши, из вишни, из абрикоса, из клубники, из сливы), какой бы он получился? Давайте попрощаемся с поваром и пойдем дальше. Но прежде, нам опять нужно отгадать загадку, слушайте внимательно…
Тут на каждом этаже
Побывали мы уже.
Вот внизу - регистратура,
А повыше - логопед.
Врач лечебной физкультуры
И массажный кабинет.
А пройдете коридор -
Там табличка "Доктор ЛОР". (Поликлиника)

Воспитатель: А кто работает в поликлинике?
Воспитатель: Совершенно, верно, это врач.
2 ребенок:
На уколы! На уколы!
Собирайся, ребятня!
Вы не бойтесь! Я не больно
Ведь хороший доктор я.
Поднимите-ка рубашки,
Я послушаю живот.
Ой-ой-ой! Урчит там что-то,
Срочно выпейте компот.
Вот вам градусник по мышку,
Посидите пять минут.
Я натру вас лучшей мазью,
Наложу на руку жгут.
Может, банки вам поставить?
Я умею – верь - не верь.
И давление измерю,
Вы прилягте на постель.
Я вам выпишу рецептик,
Всё купите по нему.
Позабочусь я о детках,
Потому что их люблю.
Воспитатель: Как по-другому можно назвать врача? (доктор)
3) Закрепление названия и представлений о профессии ВРАЧ.
Воспитатель : Ребята, а что делает доктор?
Дети: Доктор лечит людей.
Воспитатель : Поиграв в игру «Что нужно врачу», мы узнаем, какие предметы нужны врачу в работе. Выберите каждый один предмет, который нужен врачу для работы. Расскажите, для чего нужен этот предмет? В вашем предложении должны быть слова: “Врачу нужен градусник, чтобы измерить температуру.
Каждый ребенок проговаривает четко предложение.
Воспитатель: А я выберу конфеты, они тоже нужны врачу (дети отрицают ответ). Хорошо! А теперь попрощаемся с доктором и отправимся дальше.
Динамическая пауза «Делай как я!»
Детям предлагается выполнить упражнение по словесной инструкции (дети имитируют движения).
-Что делает швея? (шьет).
-Что делает сапожник (чинит обувь)
-Что делает водитель? (управляет машиной)
- Что делает дворник? (убирает двор)
- Что делает маляр? (красит стены)
- Что делает лесоруб? (рубит лес).
Воспитатель: Молодцы, ребята, отправляемся дальше в наше путешествие, послушайте следующую загадку:
Надо хлеба нам купить,
Иль подарок подарить,
Сумку мы с тобой берем,
И на улицу идем,
Там проходим вдоль витрин
И заходим в …
(магазин)
Воспитатель: Кто работает в магазине?
Дети: В магазине работает продавец.
4) Закрепление названия и представлений о профессии ПРОДАВЕЦ.
4 ребенок:
Я сегодня продавщица
В магазине для детей.
У меня полно товаров,
Заходите поскорей.
Входом служат эти стулья,
На прилавок стол похож,
А скамеечки как стены,
Правда, магазин хорош!
Здесь прекрасные игрушки:
Танк, конструктор, мяч, ружьё.
А для девочек есть кукла
И одежда для неё.
Слева детская посудка,
Справа сказки и стихи.
Выбирай, дружок, по вкусу
И на кассу проходи.
Я сегодня продавщица.
Я приветлива,добра.
Покупателям-ребятам
Очень нравится игра!
Воспитатель: Что делает продавец?
Дети: Продавец продает.
Воспитатель : Давайте рассмотрим, что продается в нашем магазине (уточнение обобщающих занятий). Как сказать одним словом, что на витрине?
Дети: Продукты.
Воспитатель: Продавец должен, быть каким?
Дети: Внимательным, вежливым и спрашивать «Что хотите купить?»
Воспитатель: А кто мы?
Дети: Покупатели
Игра“ Покупаем и считаем” (выбирается ребенок на роль продавца)
Воспитатель: Мы будем покупать только продукты. Но мы не просто будем их покупать, а еще считать.
Создается ситуацию для диалога, предъявляется образец речи «Я куплю два помидора и посчитать: один помидор, два помидора».
Воспитатель : Вы были хорошими покупателями.
- Наше путешествие в “город профессий” подходит к концу, вспомните, с кем мы встретились по пути?
Дети: Мы встретились с шофером, кондуктором, поваром, врачом, продавцом.
Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру “Исправь ошибку», с помощью мяча, будьте внимательными, и постарайтесь исправить все мои ошибки.
Игровое упражнение “Исправь ошибку”
Строитель управляет самолетом. – Строитель строит дом.
Пожарный лечит людей. – Пожарный тушит пожары.
Швея красит дом. – Швея шьет одежду.
Парикмахер стирает белье. – Парикмахер стрижет людей.
Почтальон выступает на арене - Почтальон разносит почту.
Дворник варит обед. – Дворник подметает двор.
Летчик управляет машиной. – Летчик управляет самолетом.
Воспитатель красит стены – воспитатель воспитывает детей.
Сапожник раздает книги – сапожник чинит обувь.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы были очень внимательными.
Заключительная часть
Игра «Кем хочешь быть?»
Воспитатель: Человек с детства мечтал стать доктором и стал. Ему хотелось бы узнать, кем вы хотите стать, когда вырастите? Я хочу быть…
Профессий много на Земле,
Но выбирай, любя.
Решай мой друг, кем быть тебе,
Ведь, каждая из них важна.
А сейчас мы отправляемся в замечательное место, но нужно отгадать загадку:

Угадай, куда ведут
Малышей с утра.
Тут и завтрак, и уют,
Няня, медсестра. (Детский сад)

Итог занятия
- Вам понравилось путешествие??
- Что больше всего вам понравилось в путешествии?
Спасибо, всем за интересное путешествие!

Цель: формирование чувства собственного достоинства, полоролевой социализации.

Задачи:

— продолжать знакомить детей с понятиями «благородство» и «достоинство»;

— учить соотносить собственное поведение с благородными и достойными образцами, соответствующими полу ребенка;

— способствовать стремлению к положительно оцениваемым действиям, признанию окружающих;

— способствовать самостоятельному применению полученных знаний в игровой деятельности;

— развивать речь детей, обогащая словарь новыми словами: достоинство, благородство.

Оборудование: настольно-печатная игра «Хорошо — плохо»; страницы и обложка для книги, иллюстрации к сказкам и рассказам («Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака, «Сказка о царе Салтане...» А.С. Пушкина, «Снежная королева», «Стойкий оловянный солдатик» Г.-Х. Андерсена, «Аленький цветочек» С. Аксакова); альбом детских рисунков «Наши добрые дела»; иллюстрации на тему «Что такое хорошо и что такое плохо» (примерные темы: «Драка», «Дружба», «Не поделили», «Чужой секрет», «Помощь слабому», «Играют, а меня не берут», «Обман» и др.); мяч.

Ход занятия

Воспитатель . Ребята, к вам за помощью обратилась воспитатель старшей группы Наталья Юрьевна. Она хочет рассказать своим воспитанникам о достойных поступках. Для этого ей нужна такая книга, в которой было бы много картинок и игр по этой теме, ведь маленькие дети так любят рассматривать картинки и играть, а не просто слушать! К сожалению, Наталья Юрьевна нигде не смогла найти такую книгу. Тогда она вспомнила о вас, ребята. Наталья Юрьевна видела у нас группе много книг, сделанных вами и с помощью родителей, знает, что вам много рассказывали и читали о достойных поступках, поэтому она решила обратиться за помощью именно к вам. Ребята, вы согласны сделать книгу для детей старшей группы?

Дети . Да.

Воспитатель. Какое название будет у нашей книги?

Дети высказывают предположения.

Чтобы книга получилась интересной, я предлагаю сегодня на занятии вспомнить все, что вы знаете о достойных поступках. А книгу мы начнем делать прямо сейчас. Воспитанный, культурный человек умеет сдерживать себя, чтобы другим людям рядом с ним было хорошо. В этом проявляется его человеческое достоинство. А вот чем оно определяется, вы вспомните, если послушаете рассказ В. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой».

Оля и Лида пошли в лес. Они устали и сели на травку отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки поели, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.

Соловей перестал петь. Оля собрала остатки еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила в сумку.

— Зачем ты берешь с собой мусор? — сказала Оля.

— Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.

— Стыдно... перед соловушкой, — тихо ответила Лида.

Как поступила Оля?

Дети. Она бросила мусор в лесу.

Воспитатель . Что сделала Лида?

Дети . Лида завернула мусор в газету и положила в сумку.

Воспитатель . Как показали себя девочки?

Дети . Оля поступила плохо, потому что нельзя оставлять мусор в лесу, а Лида поступила правильно.

Воспитатель. Почему в лесу нельзя оставлять мусор?

Дети. В лесу не будет красоты, людям будет неприятно гулять.

Воспитатель. Поступок какой девочки можно назвать достойным?

Дети. Поступок Лиды.

Воспитатель . В чем проявилось достоинство Лиды?

Дети. Лида бережно относится к красоте природы.

Воспитатель . Достоинство человека определяется его отношением к окружающему (к рукотворному миру, природе, самому себе). Достойный человек не позволит себе говорить неправду, быть злым, обижать слабых, разрушать то, что создано руками человека, губить живое. Ребята, а почему нужно стремиться делать хорошее?

Дети. Чтобы быть приятными другим, не огорчать родителей, чтобы у всех было хорошее настроение, чтобы радовать собой и своими поступками людей, быть довольным собой, иметь много друзей.

Воспитатель . Все верно! Бывает так, что ты хорошо нарисуешь, поможешь маме, защитишь малыша и будешь доволен собой. Что ты будешь чувствовать при этом?

Дети. Радость.

Воспитатель . Да, тебе радостно и все говорят о тебе хорошо. У тебя появилось самоуважение, ты себя уважаешь, думаешь о себе: «Какой я хороший». А бывает наоборот, что-то не получилось на занятиях, разбил любимую мамину чашку, поссорился с другом и думаешь о себе: «Какой я плохой!» Если ты будешь стремиться делать хорошее, тебя будут уважать окружающие: взрослые, друзья, малыши, у тебя будет самоуважение, т.е. достоинство. Ребята, что означает словосочетание «держаться с достоинством»?

Дети . Стремиться совершать хорошие поступки, всегда делать только хорошее.

Воспитатель . Все верно! Держаться с достоинством — означает стремиться к хорошим поступкам, признанию окружающих, самостоятельности. О достойных людях написано много сказок, рассказов, стихов. Вспомните, пожалуйста, героев этих произведений и назовите их.

Дети. Неизвестный герой из «Рассказа о неизвестном герое» С. Маршака, Гвидон из «Сказки о царе Салтане...» А.С. Пушкина, Герда из «Снежной королевы» Г.-Х. Андерсена, младшая купеческая дочь из сказки «Аленький цветочек» С. Аксакова.

Воспитатель . Ребята, как вы думаете, картинки с изображением этих героев можно поместить в нашу книгу о достойных поступках?

Дети . Да.

Воспитатель. Я тоже думаю, что можно. Ребята, предлагаю продолжить рассказ о Лиде и Оле и придумать ему другое окончание.

Дети предлагают варианты окончания рассказа «Стыдно перед соловушкой».

Ребята, а были ли в вашей жизни такие случаи, когда кто-то поступал неправильно, а рядом поступали правильно? Помогает ли пример друга исправить свой недостойный поступок? (Выслушивает рассказы детей.)

Продолжим наш разговор о достойных поступках. Предлагаю рассмотреть ваши рисунки о хороших поступках из альбома «Наши добрые дела».

Дети находят рисунки с изображением смелого, доброго поступка, проявления дружбы, любви к природе, животным и вывешивают их на стенде. Воспитатель предлагает дополнить выставку детских рисунков иллюстрациями с изображением хороших поступков, которые нужно выбрать из других. Примерные темы иллюстраций: «Драка», «Дружба», «Не поделили», «Чужой секрет», «Помощь слабому», «Играют, а меня не берут», «Обман» и др.

Что люди, изображенные на картинках и ваших рисунках, чувствуют? Хорошо это или плохо? Что случилось? Кто из изображенных персонажей вызывает уважение?

Дети отвечают.

Ребята, какие картинки из тех, что здесь находятся, можно поместить в нашу книгу?

Дети. Картинки, на которых изображены достойные и благородные поступки.

Воспитатель . Девочки и мальчики по-разному проявляют свое человеческое достоинство. Как мальчики могут проявлять его?

Дети . Мальчики защищают слабых, выполняют работу, которая требует физического усилия, проявляют внимание к старшим, девочкам.

Воспитатель. О достойных поступках мальчиков написано много стихов. Послушайте одно из них.

Ребенок читает стихотворение «Защитник» О. Бундура.

О каком достойном поступке мальчика рассказывается в этом стихотворении?

Дети . Этот мальчик всегда защищает малышей.

Воспитатель . Мальчиков ценят и уважают за мужские поступки, в которых проявляются смелость, честность, сила, благородство. Слово «благородство» произошло от двух слов: «благо» и «род». «Благо» обозначает добро, «род» — объединение родственников. Быть благородным — значит не только приносить пользу и быть нужным другим людям, но и прославлять свой род, по крупинкам добавлять в его историю добрые дела, которыми может гордиться вся семья. Как вы думаете, можно ли стихотворение «Защитник» поместить на следующую страницу нашей книги?

Дети . Да.

Воспитатель . А в нашей группе есть мальчики, которые ведут себя достойно и благородно?

Дети отвечают.

Предлагаю поиграть в игру, в ходе которой вы вспомните о том, за какие мужские поступки ценят и уважают мальчиков.

Игра «Мужские качества»

Дети встают в круг. Воспитатель бросает мяч и называет качество (прилагательное). Если оно присуще мужчине, нужно кинуть мяч обратно и сказать: «Да-да-да». А если качество не мужское, произнести: «Нет-нет-нет». (Слова: «мужественный», «сильный», «кислый», «колючий», «смелый», «ловкий», «благородный», «стеклянный», «квадратный», «заботливый», «веселый», «любящий», «одаренный», «способный», «талантливый», «решительный», «находчивый», «вдумчивый» и т.п.).

Воспитатель. Я хочу проверить, были ли вы внимательны. Передавайте мяч друг другу и называйте слова, характеризующие мужчин, мужские качества.

Давайте послушаем рассказ «Хитрое яблоко» Т. Пономаревой и подумаем, хорошо ли поступил мальчик.

«Петя нарисовал яблоко. Оно получилось такое красивое, что не выдержало и выкатилось из альбома, как настоящее! Петя взял яблоко и отнес его маме.

На следующий день он опять нарисовал красивое яблоко. И опять оно выкатилось из альбома. Он взял и подарил его папе.

На третий день Петя нарисовал большое-пребольшое яблоко: один бок у него был ярко-красный, другой — ярко-желтый, а на маленьком черенке — зеленый листик. Яблоко скатилось со странички и упало Пете на колени. Петя откусил яблоко, оно оказалось таким вкусным, что он тут же пожалел: “Зря я отдал два яблока папе и маме. Лучше бы сам их съел. Теперь только для себя буду рисовать”.

Только он это сказал, как яблоко выпало из его рук и вкатилось в его альбом. Теперь оно стало нарисованным, только один бок у него был надкусан.

Как вы думаете, что мальчик сделал не так? Какое качество он проявил? Почему эта история называется «Хитрое яблоко»? Как вы думаете, что почувствовал Петя, когда вместо большого красивого яблока у него на рисунке появилось яблоко с надкусанным боком?

Дети отвечают.

В чем проявляется достоинство девочек?

Дети. В доброте, нежности, заботе по отношению к окружающим. В том, что они следят за чистотой, создают уют.

Воспитатель . Если девочка неряшливо одета, не причесана, злится и кричит, дерется, ведет себя грубо, она проявляет достоинство?

Дети. Нет.

Воспитатель . Если девочка может утешить малыша, успокоить расстроенного человека, проявить доброту и нежность ко всему живому, если у нее ласковые руки, доброе сердце — это достойная девочка, из нее вырастет прекрасная женщина. А в нашей группе есть девочки, которые ведут себя достойно?

Дети отвечают.

Игра «Хорошо — плохо»

По предложению воспитателя дети выбирают из данных им картинок те, на которых изображены дети, ведущие себя достойно, и рассказывают о них.

Воспитатель . Ребята, как вы думаете, можно эту игру поместить в нашу книгу?

Дети . Да. Эта игра о достойных поступках мальчиков и девочек.

Воспитатель . Чему она может научить детей старшей группы?

Дети отвечают.

Когда мальчики и девочки станут взрослыми, они смогут создать семью, у них будут дети. А чтобы быть хорошими мамами и папами, нужно многому научиться. Что нужно знать и уметь девочкам, чтобы в будущем стать настоящими женщинами и хорошими мамами?

Дети. Знать колыбельные песни, уметь подметать и мыть пол, стирать, украшать дом.

Воспитатель . Девочкам (будущим мамам) нужно знать колыбельные песни, чтобы малыши спокойно засыпали, уметь стирать, шить, вышивать, чтобы все в семье выглядели аккуратно, уметь составлять букеты, убирать дом, сервировать стол, чтобы было чисто и красиво. Что нужно знать и уметь мальчикам, чтобы в будущем стать настоящими мужчинами и хорошими папами?

Дети. Нужно быть сильными, умными.

Воспитатель . Мальчикам (будущим папам) нужно быть сильными, чтобы оберегать свой дом, семью, выполнять тяжелую работу, быть решительными, умными, чтобы все их слушали. О настоящих, достойных мужчинах и женщинах, мамах и папах написано много книг, песен, стихов. Каждый ребенок мечтает вырасти и сделать так, чтобы у него была хорошая и дружная семья. Что для этого нужно знать и уметь?

Дети. Нужно быть добрыми, смелыми, благородными, достойными.

Воспитатель . Чтобы стать настоящими мужчинами и женщинами, хорошими мамами и папами, достойными людьми, нужно многое знать, многому научиться. Быть добрыми, честными, смелыми, благородными, иметь чувство собственного достоинства, уважать его в других. Предлагаю еще раз рассмотреть страницы нашей книги.

Дети и воспитатель рассматривают оформленные на занятии страницы, беседуют по их содержанию.

Сегодня после дневного сна мы продолжим оформление книги о достойных поступках. Думаю, что она получится интересной, будет нужна, полезна и очень понравится детям старшей группы.