Как научить ребенка контролировать свои эмоции. Разберитесь в собственных чувствах. Тренировка эмоциональной сферы

1) Наказать ребенка (поставить в угол, лишить мультиков или что-то другое).

В этом случае Вам придется слушать проявления недовольства ребенка, может быть даже истерику, потом долго объяснять ребенку, что его наказали ради его блага, чтобы он вырос послушным, воспитанным, культурным человеком и что его (ребенка) все равно очень любят и ценят родители.

2) «Подкупить» ребенка (обещать подарить игрушку, дать карманных денег побольше и т. д.)

В этом случае появляется риск того, что ребенок перестанет Вас «бесплатно» слушаться.

Существует более тонкий и хитрый психологический вариант управления поведением ребенка.

3) Управление ребенком с помощью его кумира.

У каждого ребенка есть любимые герои фильмов или мультфильмов, с которых он берет пример, которых любит и уважает, а главное доверяет.

Поэтому Вы просто невзначай узнаёте у ребенка его кумиров и затем приводите их в пример, когда Вам это необходимо, чтобы ребенок Вас послушался. Например, ребенок отказывается чистить зубы, тогда Вы ему говорите, что его кумир очень любит чистить зубы по утрам и вечерам. И Ваш ребенок начинает с удовольствием чистить зубы, думая о своем кумире. Итак, Вы поняли основную идею.

Еще есть такой момент, не используйте кумиров, с которыми ребенок может лично пообщаться и спросить их о чем-либо. Например, Ваш ребенок берет пример со своего дворового друга, и если Вы этого друга используете как кумира и будете говорить, что он обожает наводить порядок в своей комнате. На следующий день Ваше чадо спросит у своего друга насчет «порядка в своей комнате» и выяснится, что Вы его обманываете, и перестанет верить Вам. А этого нельзя допускать.

Поэтому пользуйтесь кумирами ребенка из фильмов и мультфильмов, смело управляя поведением ребенка, и даже прививая ему полезные на Ваш взгляд привычки.

Пять способов управления поведением ребенка.

Два из них имеют позитивный характер, и вы можете использовать их при любых обстоятельствах, два – негативный и могут применяться только при необходимости, а один – нейтрален, но применять его следует с большой осторожностью. Эффективность любого из этих методов напрямую зависит от того, насколько наполнен сосуд детской души положительными эмоциями.

Итак, это:

  • просьба (позитивный),
  • приказание (негативный),
  • мягкое физическое побуждение (позитивный),
  • наказание (негативный),
  • модификация поведения (нейтральный).

Просьба.

Просьба действует на детей успокаивающе, а это особенно важно для исправления поведения. Обращаясь к ребенку с просьбой, вы адресуете ему множество других, подразумеваемых посланий, таких, как, например: “Я уважаю твое мнение по этому поводу” или “Я знаю, что тебе это не безразлично и ценю твои чувства”. И самое ценное – то, что вы даете понять ребенку следующее “Я надеюсь, что ты сам будешь отвечать за свое поведение”. Ваш сын или дочь могут взять на себя ответственность, как только вы дадите им такой шанс.

Если же одних просьб оказывается недостаточно, следует прибегать к приказаниям.

Приказания.

Приказания как негативный способ воздействия допустим лишь в тех случаях, когда просьбы не действуют. Приказания могут спровоцировать в ребенке гнев и неповиновение. Повелевая ребенку сделать что-то и не оставляя ему никакого выбора или шанса для дискуссии, вы даете ему понять, что его мнение по данному вопросу не имеет значение. Вы также демонстрируете, что берете всю ответственность на себя. Чем чаще вы прибегаете к авторитарным методам, например, приказанию, обличению (пилению) или крику, тем менее эффективно вы действуете. Если вы взяли за правило обращаться к ребенку с доброжелательной просьбой, тогда периодические приказания будут вполне оправданы.

Как родитель, вы обладаете большой властью, которая, однако, не безгранична. Поэтому нельзя безрассудно расходовать ее в постоянных негативных проявлениях, иначе у вас ничего не останется на тяжелые критические ситуации в будущем.

Нужно помнить, что больше всего дети боятся вашего гнева и неодобрения. Когда вы заручаетесь их любовью и благодарностью, они никогда не забудут вашей доброты и любви, всегда будут признательны вам.

Мягкое физическое воздействие.

Этот метод особенно эффективен в младшем возрасте, но хорошо действует и на более старших детей. Он уместен там, где нарушение правил поведения не очень серьезно, где есть возможность оставаться в позитивных рамках. Этот способ особенно хорош для двух-трехлетних малышей, которые в соответствии со своими возрастными особенностями совершенно естественно говорят “нет” на любую просьбу. К примеру, вы говорите своей маленькой дочери: “Подойди, пожалуйста, к маме” и слышите в ответ “нет”. Если вы перейдете к приказному тону и потребуете: ”Иди сейчас же сюда!”, вы опять можете услышать “нет”. В этот момент вы почувствуете сильное искушение наказать малышку, но это было бы большой ошибкой. Однако вы можете легко справиться с этой совершенно нормальной ситуацией, применив мягкое побуждение к действию, то есть сами подведете ребенка к себе.

А если ваш ребенок отказывается повиноваться? Если вы после использования трех предыдущих методов все равно сталкиваетесь с непослушанием? Вы не должны мириться с этим. В этой ситуации не остается ничего другого, кроме как использовать наказание.

Наказание.

Это самый негативный способ, самый трудноисполнимый способ управления поведением ребенка. По четырем причинам.

  1. Наказание должно быть адекватно проступку. Это особенно важно для детей, которые обладают обостренным чувством справедливости.
  2. Наказание эффективное для одного ребенка, может совершенно не подействовать на другого.
  3. Суровость наказания в конкретный момент обычно зависит от настроения и самочувствия родителя.
  4. К выбору наказания нужно подходить с учетом возраста и уровня развития ребенка.

Но каким бы трудным ни был для вас выбор времени и способа наказания, он всегда должен быть оправданным и осмысленным. Здесь может помочь предварительное обдумывание своих возможных действий. Если маленький ребенок ведет себя плохо, тотчас задайте себе вопрос, не страдает ли ваш ребенок от какого-нибудь физического недуга. Не голоден ли. Не испытывает ли жажду и т.п. Спросите себя, не является ли его поведение выражением обычного младенческого негативизма. Если на все эти вопросы вы даете отрицательный ответ, тогда задайте следующий вопрос: “Может это непослушание?” Неповиновение, открытый протест против родительского авторитета – это то, с чем нельзя мириться. Вы должны постоянно удерживать контроль над ситуацией и по мере надобности корректировать поведение ребенка. Тем не менее, не следует преувеличивать роль наказания. Ваша цель в том, чтобы сломить неповиновение. Но делать это надо осторожно, при минимальном расходе вашего авторитета и власти. Нужно пользоваться своей властью только ради блага других людей, а не ради демонстрации своего неудовольствия. Если ваши дети увидят нашу мудрость, они будут учиться мудрости у нас.

Приучать к дисциплине – значит наставлять на правильный путь. Чем дисциплинированнее ребенок, тем меньше необходимости в его наказании. Главное - не наказание ребенка, а его душевное здоровье. Есть много прекрасных детей, которых наказывают и которых не наказывают. Главное в том. Чувствует ли ребенок себя безусловно любимым, и насколько правильно его воспитывают.

Физическое наказание допустимо, если оно не вредит ребенку и не ранит его сердце, если оно применяется как последнее средство и не сопровождается родительским гневом.

Модификация поведения.

Модификация или изменение поведения стоит на последнем месте в списке методов управления поведением ребенка. Она включает позитивное поведение (привнесение в окружающую среду позитивного фактора), негативное воздействие (удаление из этой среды позитивного фактора) и наказание (привнесение негативного фактора). В некотором смысле, модификационный подход нейтрален, поскольку предполагает как позитивные, так и негативные элементы. Однако, этот “нейтральный ”подход, если ему отводить первое место в процессе дисциплинирования, чреват серьезными осложнениями:

  • он может препятствовать проявлению безусловной родительской любви;
  • он может способствовать формированию у ребенка эгоистических мотивов типа “А какая мне от этого выгода?”

Модификационный метод следует использовать осторожно и вдумчиво. Если родители злоупотребляют им, ребенок не чувствует себя любимым, и прежде всего потому, что в основе этого подхода заложена условность: ребенок получает награду только при условии определенного поведения. Данный метод не учитывает эмоциональные потребности ребенка, препятствует раскрытию безусловной любви родителей.

Если вы используете модификационный метод, приучая ребенка к дисциплине, то вы сталкиваетесь с еще одной опасностью: если родители слишком часто прибегают к нему, то их ребенок учится использовать этот метод в своих интересах. Он будет делать то, что от него требуют, только с целью получить желаемое. Все это приводит к манипулированию другими людьми.

Иногда этот метод может быть довольно успешно использован. Например, если при дурном поведении у ребенка отсутствует чувство вины и раскаяния. Если вы наказываете ребенка, который и без того сожалеет о своем поступке, вы не только теряете редкий шанс открыть ему прощение, как один из величайших даров вашей жизни, но и препятствуете формированию у вашего ребенка здоровой совести. Когда ваш ребенок по-настоящему сожалеет о своем плохом поступке – это повод для радости, это значит, что совесть у вашего ребенка жива и действует. Прощая своих детей, когда они по-настоящему раскаиваются, вы учите их прощать и преподаете практический урок прощения.

Воспитатель Камильянова И.Х.

Несколько лет назад западные психологи провели такой эксперимент: 4‑летних детей оставили одних в комнате, где на столе стояла тарелка с конфетами, при этом взрослые запретили детям брать сладости. Многие малыши изо всех сил боролись с соблазном - и успешно. Но большинство детей не выдерживали и, пока родителей не было в комнате, уплетали конфеты за обе щеки.

Спустя 20 лет психологи собрали данные о тех ребятах, и выяснилось, что дети, не устоявшие перед соблазном, повзрослев, не смогли побороть более серьезные искушения и стали заложниками губительных зависимостей.

Почему не каждый из нас «обрастает» вредными привычками? Почему мы умеем ждать, терпеть, вести себя в соответствии с ситуацией и не «сгибаемся» под непредвиденными обстоятельствами? Внутри нас выработан механизм, позволяющий подстраиваться под происходящее. Это - регуляция поведения, которой мы учимся с детства.

Хорошо, когда родители прививают своим малышам такое умение. Но если ваш ребенок до сих пор бунтует, когда что-то идет не по его правилам, если не может устоять перед соблазнами - возьмите на вооружение наши рекомендации.

Четыре довода «за»

Зачем вообще ребенку саморегуляция? Многие считают, что «жизнь его научит», поэтому пусть детство малыша протекает беззаботно. Однако умение себя контролировать принесет ребенку много плюсов.

Саморегуляция помогает отказаться от чего-либо соблазнительного, но вредного . Например, залезть на участок соседа и нарвать чужих яблок (в лучшем случае).

Контроль над поведением учит оставаться вежливым даже в тех случаях, когда ребенку кажется, что с ним поступают несправедливо. Например, в отношениях с учителями в школе.

Регуляция поведения позволяет сохранять спокойствие в стрессовых ситуация х (например, во время контрольных), помогает управлять эмоциями, вниманием, своим поведением во время усталости, концентрироваться при решении сложных задач.

Благодаря регуляции мы умеем ждать и терпеть, подавлять вспышки гнева , выслушивать до конца точки зрения других людей. И если вы видите вокруг людей, у которых все вышеописанное не получается, - будьте уверены, что в детстве у них были проблемы с освоением азов самоконтроля.

Развиваем выдержку

Ставьте ребенка в такие ситуации, когда он должен сделать выбор , при этом чувствуя рядом вашу поддержку. Это могут быть ситуации, где он сталкивается с трудностями, переживает негативные эмоции… Умение делать выбор и осознание того, что у тебя есть выбор, вносит в жизнь ощущение контроля над ситуацией и своим поведением.

Присмотритесь к ребенку, когда он наиболее подвержен стрессу . Если вы не можете назвать его слабые стороны, возьмите за правило наблюдать за ним и его поведением каждый день.

Сами демонстрируйте выдержку . Когда отправляетесь с малышом по делам и оказываетесь в ситуации стресса (долго стоите в очереди или едете в переполненном транспорте), покажите ему, как можно проявлять терпение и терпимость (объясните заодно, что означают эти понятия). Расскажите, какими полезными делами можно заниматься в минуты ожидания. И как можно относиться к тому, что порой ситуация меняется и мы вынуждены тратить на ожидание больше времени, чем планировали.

Обучите ребенка словам, которые позволят ему проявлять эмоции . Пусть это будут не уничижительные, оскорбительные слова, которые можно услышать повсеместно. А выражения, которыми он мог бы просто определять свои чувства (а не давать оценки ситуации и окружающим - чаще всего мы учим именно этому).

Объясните отпрыску, что он всегда должен помнить о своей изначальной цели . Если он стоит с вами в огромной очереди и нервничает, расскажите, зачем вы стоите. И пусть он всегда понимает мотив своих или ваших действий. Это успокаивает и настраивает на достижение конечного результата.

Поощряйте активное взаимодействие ребенка с другими детьми . Когда дети играют, они учатся социальным ролям взрослых, многие из которых предполагают поведенческую регуляцию (роль мамы, роль учительницы). Кстати, творческие игры в семейном кругу тоже помогают развить этот навык.

Существует тесная связь между регуляцией поведения и развитием речи ребенка. У детей с большим словарным запасом и высоким уровнем грамотности более эффективно развиты навыки саморегуляции.

Вводите в распорядок дня ребенка правила . Дети должны понимать, что все в мире, ход самой жизни подчинен определенным правилам, которые нужно уметь соблюдать. Составьте свой свод правил, повесьте на холодильник, напротив кровати, сделайте их в виде свода пиратских правил или правил поведения юных принцесс - не важно. Пусть они будут нескучными, предполагающими поощрение. И следите, чтобы они всегда выполнялись. Правила учат ответственности, дисциплине и регуляции поведения.

Хорошо, когда в жизни ребенка есть спорт . Спортивные тренировки как ничто другое учат поведенческой регуляции, стойкости духа и самоконтролю!

Недостаточно только любить детей и умиляться их капризам и чудачествам. Надо уметь направлять и следить, чтобы любимые мальчики и девочки не сбились с заданного курса.

После рождения ребенка многие добрые и спокойные женщины превращаются в нервозную и истеричную особу, реагирующую на каждую мелочь "взрывом" негативных эмоций. Постоянный недосып, нервное напряжение из-за различных проблем со здоровьем малыша, отсутствие помощи со стороны близких и домашние дела, которых никто не отменял, приводят к тому, что мама начинает тонуть в своих эмоциях. Она регулярно кричит на ребенка, если никак не может его успокоить, орет на него, если малыш делает не так, как она его об этом просит.

Даже самая спокойная и уравновешенная мама не может контролировать свои эмоции, если она решила родить второго , когда первому нет еще и 3-х лет. При этом младший начинает брать ее измором, а старший уже проявляет свой характер. Никакие просьбы и уговоры старшего ребенка играть тихо, чтобы малыш уснул, при этом не помогают. Достойно справиться с задачей многодетной матери под силу только тем женщинам, у которых муж не пропадает с утра до позднего вечера на работе или которым помогают родители. А если вы одна стараетесь стать заботливой матерью и хорошей женой, то нервный срыв и непреодолимое желание выкричаться на ребенка неизбежны. Поэтому лучше всего родить второго ребенка спустя 5-6 лет после рождения первенца, это сбережет нервы не только самой женщине, но и первому ребенку. Иначе от постоянных криков и угроз он будет бояться лишний раз ступить не так, страдать комплексом неполноценности и быть уверенным в том, что мама его не любит.

Крик - это сигнал беспомощности женщины, а не приступ ярости и не желание калечить психику ребенка. Каждая женщина желает воспитать своего ребенка уверенным в себе человеком и страдает от неумения контролировать свои эмоции в моменты раздражения и гнева. Как же не позволить ребенку наматывать истончавшиеся нервы мамы на свой маленький кулачок?

Ведь дети на бессознательном уровне сами провоцируют маму на крик, чтобы понять насколько она их любит и способна защищать. А когда детей двое, они проверяют, кого из них мама больше любит. И этой ежеминутной проверки выдержать очень трудно, но анализировать свое поведение в те моменты, когда хочется заорать на ребенка, под силу каждой из нас. Как известно, чтобы достичь какого-то результата, надо иметь хорошую мотивацию. Например, чтобы эффективно похудеть, надо ставить цель стать стройной к какому-то важному событию. Также и при воспитании детей. Чтобы впредь не накричать на ребенка и удержать свои эмоции, надо знать к каким последствиям это может привести. И каждый раз, как только у вас возникнет желание отругать ребенка, вспомните, что ваш крик может стать причиной:

1. Серьезных заболеваний . Родители, которые регулярно орут на своих детей и наказывают их, подвергают здоровье своего ребенка высокому риску. Истеричный крик мамы может настолько испугать малыша, что он начнет заикаться и бояться всего. По утверждению психологов из Университета Плимута в Девоне, повышение голоса и физическое наказание увеличивает риск развития рака у ребенка в 1,7 раз, астмы - в 1,6 раз и болезней сердца - в 1,2 раза. Чем чаще ваш ребенок подвержен стрессу, тем больше различных изменений в работе органов и систем происходят в его организме.

2. Нарушения психики ребенка . Большинство детей не воспринимают информацию, когда на них кричат. Орущая мама для них означает одно - надо вести себя тихо и перестать проявлять свои эмоции. В дальнейшем этот ребенок будет бояться всех, ему будет очень сложно находить общий язык с взрослыми. Некоторые дети реагируют на крик мамы плачем и раздражением, что также становится причиной поломанной детской психики. Как известно, нервные клетки не восстанавливаются. С этой психикой ребенку придется жить всегда. Он станет взрослым, вы уже не сможете на него кричать, зато он сам будет срываться на своих близких и орать на своих детей в целях воспитания.

3. Неуверенности в себе . Своим родителям ребенок все простит, даже если они будут наказывать его ремнем, но вырастит он таким человеком, какой пример показывали ему родители. Воспитывая, они закладывают в ребенка, какая у него будет жизнь и как он должен вести себя в разных ситуациях. Если родители привыкли криком заставлять ребенка отказаться от выполнения каких-либо действий, то он никогда не станет успешным человеком, умеющим защитить себя и отстаивать свои позиции. Он будет бояться всех, кто обратится к нему, повышая голос, или кто кажется ему сильнее его самого.

Чтобы научить себя не орать на ребенка , всегда держите в голове, что ваш ребенок - это . Он заслуживает такого же отношения к себе, как и мы с вами. Ведь можем же мы не орать на маму, на мужа или на подругу, хотя их поведение нас также иногда не устраивает. Научите себя уважать ребенка, как личность, и ведите себя по отношению к нему так же, как и с другими членами семьи. Если ребенок бесится и не слушается, постарайтесь спокойно остановить его и отвлечь его внимание.

Все время следите за интонацией , не повышайте голос во время общения с ребенком и не оскорбляйте его. Вспомните наставления великого писателя-классика А.П. Чехова родителям: "Дети чисты и святы, как ангелы. Они во многом лучше, чем взрослые. Даже у крокодилов и разбойников дети состоят в ангельском чине. Следовательно, их мы должны окутывать в атмосферу, приличную их чину, даже если мы сами залезем в какую-нибудь яму. Нельзя ребенка делать игрушкою своего настроения и безнаказанно похабничать в его присутствии... Нельзя на него бешено топать ногами, а потом его нежно лобызать..."


Детская эмоция - такая яркая, зачастую непредсказуемая, удивительно глубокая - ставит нас, взрослых, в сложную ситуацию, и мы не знаем, как правильно реагировать. Не знаем, как объяснить ребёнку, что с ним происходит и как этим управлять.

Как нам, взрослым, реагировать на детские эмоции? Тем более, если большинство из нас не могут ни управлять своими эмоциями ни принимать их. Но чтобы чем-то управлять, это надо осознать, чтобы понимать, с чем имеешь дело. Нас этому не учили. Нас учили эмоции контролировать и подавлять. И эти же знания мы транслируем своим детям. Знания, которые в XXI веке, скорее навредят, чем помогут.

Реальность требует от человека развитого эмоционального интеллекта.

Что такое эмоциональный интеллект? Как научить детей эмоциональному интеллекту?

Начните с себя

Дети нас копируют, подражают нашему поведению, зачастую, эмоционально - они наше отражение, усиленное в несколько раз.

Что делать? Разрешите себе испытывать эмоции, отслеживайте свои чувства. Развитый эмоциональный интеллект поможет научиться управлению своим эмоциональным состоянием и своевременно освобождаться от негатива. Чем лучше это будет получаться у вас, тем легче вам будет научить этому вашего ребенка.

Научите ребёнка отслеживать свои эмоции и называть их.

Что делать? Пока ребенок маленький, вы сами вслух можете проговаривать его эмоции, которые в настоящий момент, по вашему мнению, испытывает ребёнок. И, конечно, слушайте, что он будет отвечать. Тогда, подрастая, ребёнок сам начнет называть эмоции, которые он испытывает.

Простой пример. Ребенок пришел в слезах. Что делает мама? Она начинает спрашивать: «Почему ты плачешь?» «Тебе больно?», «Ты обижен?», «Тебе грустно?».

Помните, что ребёнка за проявление эмоций не ругают, а поддерживают! Ребёнок имеет право на эмоцию и на её выражение.

Хорошо, если вы будете сами рассказывать о своем эмоциональном состоянии, если ребенок интересуется. «Да, я расстроена» «Я переживаю», «Я разозлилась».

УПРАЖНЕНИЕ «Угадай эмоцию».

Найдите картинки, на которых люди разного возраста (взрослые и дети) выражают эмоции. Лучше, если это будут фотографии, а не иллюстрации. Расскажите «истории» об этих людях. Почему они смеются, плачут, боятся. Когда ребенок подрастет, пусть он вам расскажет свои истории по фотографиям.

Важно помнить, что осознание и проговаривание эмоции снижает её переживание в несколько раз не только у детей но и у взрослых.

УПРАЖНЕНИЕ «Угадай эмоцию» №2.

Покажите ребёнку картинки, на которых изображены портреты детей с различными выражениями эмоциональных чувств. Ребёнок должен разложить их по стопочкам. В первую -изображения тех детей, которые празднуют, веселятся. Во вторую - тех, кто нуждается в поддержке. В последнюю - тех, кто злится. Ребёнок должен назвать признаки, по которым он сделал свой выбор.

УПРАЖНЕНИЕ «Тренируем эмоции».

Это упражнение хорошо развивает способность понимать эмоциональное состояние другого человека. Предложите ребёнку поиграть в превращения.

Пусть он станет грозовой тучей, злой/ым волшебницей/ком, хищником на охоте.

Пусть покажет сердитого взрослого человека, ребёнка; злого человека.

И под конец пройдитесь по приятным эмоциям. Пусть зажмурится, как котёнок на солнышке.

Пусть представит себя красивым цветком / могучим дубом. Пусть улыбнётся, как радостный ребёнок или так, как будто увидел чудо.

Главная родительская ошибка - детей заставляют подавлять свои эмоции. «Плакать нельзя!». Когда эмоция не пережита, подавлена, она остается у человека «в теле». Со временем ребенок вырастает, а его тело хранит все подавленные в его жизни эмоции, они оказываются заблокированы в нём.

Следующий важный этап работы с детской эмоцией - научиться находить её локализацию в теле.

Что делать? Когда вы вслух проговариваете эмоции, которые может в настоящий момент испытывает ребенок или он сам вам об этом рассказывает, надо у него спросить: “А где у тебя эта злость/обида/ грусть?» Пусть покажет рукой, пальцем, опишет, как она отражается в теле - теплом, холодком, покалыванием.

Так ребенок научится осознавать свое тело. Для того, чтобы снижать её негативное действие на себя. Для этого достаточно физически расслабить место, где локализуется эмоция с помощью упражнений или дыхания.

УПРАЖНЕНИЕ на расслабление «Вертер» (по имени робота из фильма «Гостья из будущего»).

Ребенок представляет, что он робот. Стоит прямо. И начиная с кончиков пальцев ног начинает напрягать и расслаблять мышцы, поднимаясь всё выше, до макушки. Пальчики, коленки, ноги, живот, спину, плечи, руки, ладошки (сжать в кулаки, потом расслабить), шею, голову. В конце напрячь все тело и расслабить.

Это упражнение можно делать лежа, оно улучшает сон.

УПРАЖНЕНИЕ для расслабления мышц №2 «Снеговик»

Предложите ребёнку пофантазировать и стать на какое-то время большим, красивым, белым снеговиком, которого только что слепили ребята. Он стоит очень устойчиво на своих маленьких ножках. Шло время. Стало пригревать солнышко и снеговичок «поплыл». ребёнок должен показать, как снеговик будет таять: в первую очередь подтает (расслабляется) голова, потом «поплывёт» спина, руки и ноги и снеговик окончательно растает. Ребёнок «растекается» на полу, как лужица, которая осталась после снеговика.

Не забывайте хвалить, подбадривать и поддерживать ребёнка во время игр-упражнений.
Получив навык управления своим эмоциональным состоянием в детском возрасте, ваш ребёнок, взрослея, с каждой пережитой эмоцией будет становится сильнее, его устойчивость в стрессе и внутренняя сила будет расти. Он сможет в режиме реального времени превращать свои негативные эмоции в свою жизненную силу, не идти у них на поводу, а наоборот, управляет ими.

Уверенность в том, что его чувства важны, а умение выражать их, а не подавлять, поможет ему построить отношения с окружающими и быстрее достигать своих целей. Плюс к этому, развитый эмоциональный интеллект - надежная защита от «взрослых» зависимостей и вредных привычек.

«Спокойствие, только спокойствие!», контролировал любую ситуацию веселый и находчивый Карлсон…Как же оставаться в хорошем расположении духа, если ребенок постоянно капризничает, кричит, рвет, бьет и даже дерется? А ваши доводы о том, что так делать нельзя остаются неуслышанными и даже незамеченными…

Почему подобное происходит? Как научить ребенка контролировать свои эмоции ? Благодаря какой оказии ребенок сможет овладеть столь необходимыми навыками?

Человек способен проявлять эмоции с первых минут своей жизни. С их помощью малыш общается с окружающим его миром. И через них же окружение, в свою очередь, учит его реагировать на события. Если мама испугалась внезапно возникшей громкой музыки, ребенок, прочитав на ее лице испуг, зальется громким плачем, испугавшись вместе с ней.

Если маминой реакцией на внезапный громкий звук будет улыбка, ребенок улыбнется в ответ. Таким способом мама учит кроху огорчаться и радоваться, тревожиться и оставаться спокойными, раздражаться, удивляться, получать удовольствие.

Дети учатся реагировать на разные события таким же образом, как реагирует взрослые, находящиеся рядом. Для того, чтобы научится что-то регулировать, необходимо четко понимать, чем именно мы собираемся управлять.

Родители должны научить своего ребенка различать эмоции. Самый легкий способ выучить новое слово - это услышать его в контексте.

Итак, учимся учить:

  • Общаясь с ребенком, называйте свои и его эмоции.
  • Рассказывайте о том, какие бывают эмоции и чувства, как на них нужно реагировать.
  • Нарисуйте на бумаге рожицы с различными эмоциями: радость, грусть, удивление и. т. д. Изобразите примеры на своем лице. Предложите ребенку отобразить их самостоятельно. Устройте викторину с угадыванием эмоций.
  • Играйте с ребенком, изображая поведение животных (как рычит злой волк, прыгает трусливый зайчик, радуется котенок и т.д.).
  • Подберите фильмы где, по вашему мнению, персонажи проживают разные эмоциональные состояния. Вместе смотрите их, читайте рассказы, сказки, стишки, и анализируйте поведение героев.

Эмоциональная сфера влияет на взаимоотношения с окружающими. Взрослому человеку бывает сложно стать хозяином своих эмоций, научится управлять ими. Маленькому ребенку, психика которого еще не сформирована, этот навык дается еще тяжелей. Именно поэтому, важно научить ребенка экологично безопасно проявлять свои эмоции.

Для начала, примем утверждение о том, что нет плохих или хороших эмоций. Эмоции могут быть приятными и неприятными. Почему? Разве может что-то плохое приносит пользу?

Страх, например, может предупредить об опасности. Неудовлетворенность, гнев заставляют что-то менять в жизни в лучшую сторону, побуждая к действию, помогают двигаться к цели. В конце концов, это совершенно нормально испытывать весь разнообразный спектр эмоций.

Благодаря эмоциональной насыщенности человек способен ощутить всю полноту жизни с ее яркими красками, теплыми, светлыми, а иногда, и холодными оттенками. Другое дело поведение, вызванное этими эмоциями. Вот оно то и может быть хорошим или плохим. Отделяйте эмоции от поведения.

Ошибка многих родителей состоит в том, что они с успехом поощряют положительные эмоции и чувства, но, одновременно, неприемлемыми считают отрицательные эмоциональные проявления ребенка.

Дети, желая соответствовать ожиданиям родителей, начинают скрывать свой страх, злость, гнев. Затаенные, спрятанные и накопившиеся негативные эмоции обычно приводят психическому перенапряжению и расстройству.

Существует закономерность: если у ребенка сильное эмоциональное перенапряжение — его познавательная потребность падает. Происходящее вокруг его не интересует. Чтобы такого не происходило, необходимо давать выход всем эмоциям, спускать их. Чтобы не нанести вреда малышу, сильные переживания не должны выражаться импульсивно.

Существует ряд мягких способов ослабить напряжение, вместе с тем они помогут ребенку научиться выражать свои эмоции:

  • Слушайте ребенка. Гораздо легче рассказать взрослым о своих неприятностях, если они действительно слушают.
  • Концентрируйте внимание малыша на положительных эмоциях, это поможет ему, в будущем, легко находить повод для радости.
  • Фиксируйте и закрепляйте позитивную «солнечную, светлую эмоцию» с помощью приятных воспоминаний.
  • Учите ребенка управлять эмоциями с помощью игр:
  1. Представьте себя роботом, которого только что включили. Изо всех сил напрягите руки и ноги. Внезапно робота отключили от блока питания – резко расслабьтесь (в эти моменты дети, обычно, падают на пол).
  2. Разрешите ребенку позлиться и поколотить подушку.
  3. Устройте сражение бумажными снежками. Их можно изготовить, смяв ненужную газету.
  4. Предложите ребенку вспомнить весёлые, интересные моменты из жизни, вспоминая которые он будет улыбаться. Затем — грустные истории. Проговорите о смене его состояния. Обязательно зафиксируйте «светлую эмоцию».
  5. Прорисуйте с ребенком грустные, злые, напуганные, удивленные, веселые, счастливые линии.

Случается, что ребенок, как умеет «спускает пар». Если вы вернулись домой, а на пороге вас встречает обессиленная бабушка и любимое чадо, колотящее кулаками и пятками пол, с нарастающим желанием продолжать начатое. Главное – спокойствие.

Возьмите лист бумаги, блокнот и карандаш. Опуститесь к ребенку и предложите показать на бумаге, как он злится. Нарисовать картинку того, что он сейчас чувствует. Если ребенок не отозвался на такое предложение, начните рисовать сами, говоря о том, что чувствуете вы.

Помните: в спокойном состоянии нам легче контролировать свои эмоции и чувства.

Помочь себе восстановить хорошее эмоциональное состояние вы сможете в считанные минуты:

  • Закройте глаза.
  • Сделайте глубокий вдох и еще более глубокий выдох. Повторите три таких дыхательных цикла.
  • Вспомните позитивные моменты своей жизни (много и долго не вспоминайте, остановитесь на первом, который припомнили). Сконцентрируйтесь на этом воспоминании.
  • Все позитивное из головы переместите в область груди.

Хорошо, если ваши воспоминания, будут связаны с ребенком. Уделяйте время эмоциональному развитию своего малыша. Здорово, если у вас обоих будет опыт проживания ярких, запоминающихся историй, окрашенных палитрой приятных, вкусных, зажигательных эмоций.