Как развивать ребенка в 7 месяцев занятия. Общее развитие ребенка в семь месяцев. Игры для физического развития

Ребенку 7 месяцев : что умеет малыш, чем его занять, развивающие игры и упражнения, особенности развития.

В каждом разделе статьи Вы найдете:
1) Описание перечня умений ребенка 7 месяцев к концу этого месяца развития. Чему он научится за месяц?
2) Особенности развития ребенка – что нужно знать каждой маме.
3) Перечень развивающих упражнений и игр для ребенка 7 месяцев по данному направлению развития.
В конце статьи Вы найдете стишки для проведения игр-показов с ребенком в семь месяцев.

Ребенку 7 месяцев: особенности развития, игры и упражнения

Первое направление.Физическое развитие ребенка в 7 месяцев.

Что умеет ребенок в семь месяцев к концу этого месяца:

Ползает быстро во всех направлениях. Заползает по ступенькам на невысокую детскую горку.
Учится самостоятельно садиться.
Может поменять положение тела из положения сидя – например, после сидения лечь на животик.
Учится вставать у опоры, держась за перила кроватки или опираясь на сиденье кресла, стула, дивана. Если у ребенка получается встать у опоры, то может стоять у нее 1-1,5 минуты. Затем садится – опускается на колено, сгибает другую ногу и, опираясь, становится на четвереньки или садится.
Учится, держась за опору, делать приставной шаг вбок (один – два шага).

Какие физические упражнения полезны малышу?

В возрасте 7 месяцев для развития мышц брюшного пресса и формирования умения садиться очень полезно присаживание.
Когда ребенок учится садиться, он поворачивает голову в сторону игрушки из положения лежа на боку, после этого опираясь на руку садится.

Присаживание.

Упражнение 1. Присаживание. Малыш лежит на спине. Возьмите его за кисти рук. Слегка подтягивая за согнутые в локтях руки, побудите ребенка сесть. Повторите 2-3 раза.
Упражнение 2. Присаживание с поддержкой за одну руку. Ребенок лежит на спине. Зафиксируйте одной рукой его колени, а другой придерживайте за ручку, отведенную в сторону. Подтягивайте осторожно ребенка за руку и приговаривайте: «Садись, Сашенька!». Повторите 2 раза. Один раз за правую ручку, второй — за левую ручку.
Хорошо, если Вы заинтересуете малыша игрушкой в этом упражнении.
Сначала ребенок будет сидеть недолго, но затем освоит это новое для него движение.
Насильно усаживать ребенка нельзя, здесь нужно «идти за ним» и действовать с учетом его возможностей на данный момент времени.

Более подробно о том, как малыш учится сидеть, какие упражнения ему нужны и полезны, какая поза сидения правильная и неправильная — в статье

Игра для развития ползания для ребенка 7 месяцев.

В разных местах комнаты разложите звучащие игрушки, прикройте их так, чтобы их не было видно салфетками. Начните звучать одной игрушкой – например, покачните колокольчик. Но не показывайте игрушку. Малышу станет интересно, и он подползет к игрушке и заглянет под салфетку. После этого дайте ребенку поиграть с этой игрушкой. Покажите, как можно захватить предмет ручкой (как можно захватить сверху, сбоку, снизу и т.д.).
Затем повторите игру с другим звучащим предметом. Малыша в конце его пути ползания должно ждать что-то интересное для него, спрятанное под салфетку.

Второе направление. Социально-эмоциональное развитие ребенка в 7 месяцев.

Что нужно знать об эмоциональном развитии ребенка в 7 месяцев?

К концу месяца, т.е. к восьми месяцам у ребенка сложится эмоциональная привязанность к определенному взрослому. Обычно это мама или другой взрослый человек, который заботится о малыше. Эта привязанность очень необходима ребенку, поэтому очень нежелательно ее нарушать, отдавать ребенка в ясли или передавая няне. Привязанность означает, что у малыша может появиться наиболее любимый взрослый, и это нормально!

Привязанность к маме будет сформирована только в том случае, если мама выступает для ребенка интересным партнером по игре, если она поддерживает его инициативу.

Очень важно, чтобы взрослые, хваля малыша, подчеркивали, за что хвалят, за какие конкретные действия: «Вот как хорошо Анечка ротик открывает!», «Умница! Все шарики в коробочку положил!». Общей положительной оценки или ласки уже недостаточно, малыш тянется к деловому общению со взрослым. Для него важно, чтобы мама выразила удовольствие его конкретными действиями, поддержала его действия в окружающем мире, а не просто приласкала. Хотя ласка, конечно же, не отменяется! Но ее, просто уже становится мало для малыша! Ему надо идти дальше в своем развитии – к деловому сотрудничеству с мамой в интересной для него игре!

Всегда хвалите малыша, рассказывайте ему, что он «умница», «любимый», «молодец», «хороший». Этими словами и своим эмоциональным отношением и поддержкой Вы создадите атмосферу радостного делового сотрудничества, которая нужна ребенку в 7 месяцев и более старшим деткам.

Что умеет малыш в 7 месяцев к концу этого месяца:

Отзывается на настроение взрослых, реагирует на него. Веселится, если они веселы.
Интересуется другими детьми – наблюдает, смеется или лепечет.
Активно играет в игры-потешки: «Ладушки», «Ворону», «Прятки», «Ку-ку» и другие.
Проявляет чувствительность к похвале взрослого. Добивается внимания взрослых улыбкой или хныканьем.
Обнаруживает привязанность к близким взрослым, может выделять среди всех взрослых наиболее любимого.

Третье направление. Познавательно-речевое развитие ребенка в 7 месяцев.

1. Сенсорное развитие.

В возрасте 7 месяцев для ребенка очень важно деловое общение с мамой. Ему уже не хватает просто ласки и внимания, ему нужна мама, которая будет партнером по исследованию окружающего мира, которая покажет новые способы действия с предметами, которая будет знакомить с окружающим миром.

Что умеет ребенок:

Узнает предметы с разного расстояния и показанные под разным углом зрения.
Стремится обследовать предметы всеми способами.
Действует с множеством предметов, а не с одним – двумя как это было раньше. Может перекладывать предметы из руки в руку. В играх с предметами задействованы обе руки.
Познает «прямые и обратные действия». Например, складывает и раскладывает, надевает кольца на стержень и снимает их. В этих активных действиях складывается представление ребенка о себе как об активном, действующем человеке!
Действует с игрушками в зависимости от их свойств: шарики катает, кубики кладет друг на друга или стучит ими друг о друга, из ведерка выкладывает игрушки и кладет их обратно, открывает крышки коробочек, придвигает, сжимает, толкает, трясет, стучит, переворачивает и так далее.
По-разному берет предметы: большие предметы берет всей ладонью, а маленькие – щепотью.
Может заниматься с интересной игрушкой 3-6 минут, а вместе со взрослым до 8-10 минут.

2. Развитие речи.

Что умеет ребенок в семь месяцев к концу этого месяца:

В семь месяцев ребенок может активно выполнять движения в разных потешках – сорока-ворона, ладушки, прятки, коза. Он может выполнять нужные разученные движения по слову. То есть, только услышит ребенок знакомые слова потешки в исполнении мамы, так сразу и начинает делать действие.
Малыш умеет выполнять действия по просьбе взрослого: дай, пей и т.д.

Малыш активно лепечет, повторяя разные слоги. Слоги повторяет громко, четко. Лепет очень активный, когда ребенок чем-то заинтересован.

Играет в переклички с мамой, повторяя за ней слоги. А мама повторяет за малышом его слоги. Так развивается и тренируется речевой аппарат.

На вопрос «Где…?» показывает пальчиком на нужный предмет. В более раннем возрасте в ответ на этот вопрос малыш показывал на предмет, поставленный в постоянное место. А теперь может показать пальчиком и на предмет, который был переставлен на другое место.

Ребенок может найти предмет среди других двух-трех знакомых предметов – в ответ на вопрос «Где…?» он смотрит в нужную сторону. Вопрос «Где…?» нужно задавать несколько раз, давая паузу 5 секунд.

Услышав свое имя, ребенок поворачивается к Вам, ползет к Вам.

Как провести развивающее речевое занятие-перекличку с ребенком 7 месяцев?

Чтобы переклички действительно развивали речь малыша, нужно знать, какие слоги и звуки уже говорит Ваш ребенок. Именно с этой «речевой базы» малыша и начинаются речевые занятия – переклички.

Во время перекличек ребенок должен видеть лицо мамы, слушать ее, следить за артикуляцией. А для этого нужно продумать место проведения переклички так, чтобы малышу было удобно смотреть на Вас, чтобы в его глаза не бил резкий свет.

Какой должна быть структура занятия-переклички с ребенком 7 месяцев

Ниже я даю структуру переклички, разработанную Л. Н. Павловой, кандидатом психологических наук, авторов многих книг и пособий по развитию детей раннего возраста. Такие мини-занятия желательно проводить ежедневно, чтобы у ребенка успешно формировались подготовительные речевые навыки.
Вводная часть. Наклонитесь над малышом, чтобы он сосредоточился на Вашем лице. Погладьте его, назовите по имени, протягивая гласные имени малыша: «ААааааанечка!» и произнося имя с разной интонацией: «Аааанечка? ААааанечка!». Затем сделайте паузу -15-20 секунд.

Часть 1. «Перекличка». Вы произносите звуки и слоги, которые уже говорит Ваш малыш. Затем делаете паузу 15-20 секунд. Если малыш откликнулся – повторил за Вами, повторите звуки еще раз за ним.
Часть 2. «Озвученная игрушка». Покажите звучащую игрушку, позвучите ей. Дайте возможность малышу сосредоточиться на звуке. Затем сделайте паузу 15-20 секунд.
Часть 3. Повторный показ игрушки. Покажите игровые действия с игрушкой, звукоподражания. Назовите игрушку.
Часть 4. Повторение первой части.
Часть 5. В заключение спойте песенку или расскажите стишок о показанной игрушке.

Полезно ли слушать сказки для маленьких с ребенком 7 месяцев?

С ребенком 7 месяцев уже можно слушать аудиозаписи сказок, но особенным образом. Если Вы просто поставите для малыша аудиозапись и уйдете из комнаты, то никакого развивающего результата не получите. Просто звучащая рядом речь не влияет на развитие речи самого ребенка.

А вот если Вы сядете рядом с малышом, будете увлеченно слушать сказку, то он начнет за Вами наблюдать. И Ваша увлеченность передастся и ему. Малыш начнет слушать то, что так сосредоточенно слушает мама.

Слушать можно 5 минут. И чем большее количество раз Вы прослушаете одну и ту же запись, тем больше радости будет переживать ребенок от узнавания знакомых ему звуков.

Во время прослушивания Вы можете шевелить губами, подговаривать-повторять слова. Это дополнительно привлечет внимание малыша.
А еще больший развивающий эффект будет, если Вы сказки будете рассказывать сами, с удовольствием, с разными выразительными интонациями! Именно рассказывать, а не читать по книжке. Не важно, что ребенок еще не говорит. Он учится вслушиваться в звуки речи!

Развивающие игры и упражнения с ребенком семи месяцев: подготовительный этап речевого развития

Игра 1. Показ игрушек и действий с ними.

Как провести игру-показ игрушки с ребенком в 7 месяцев?

Первая часть игры — занятия. Сначала привлеките ребенка к игрушке (подвигайте игрушку, назовите ее: «Вот зайчик. Зайчик прыгает: скок-скок-скок!». Если игрушка издает звуки, продемонстрируйте их малышу. Если малыш ползет к игрушке или хочет сесть, чтобы поиграть с ней, помогите ему.

Вторая часть игры-занятия. Пусть малыш сам подействует игрушкой, обследует ее со всех сторон. Как только интерес к игрушке падает, а действия с ней становятся однообразными, переходите к третьей части игрового занятия с игрушкой.

Третья часть игры – занятия. В третьей части сами покажите малышу разные сюжеты с игрушкой. Игрушка может спрятаться. Можно спеть песенку или рассказать стишок или потешку, сопровождая ее действиями с игрушкой. Можно и «потанцевать» с игрушкой.

Полезные советы по проведению развивающей игры — показа игрушки ребенку 7 месяцев:

Совет №1. В показе многократно четко повторяйте название игрушки, ее признаки, действия: «Вот петушок. Петушок красивый. Петушок поет: «Кукареку!». Или так: «Вот петушок ходит (показ действия). Нашел зернышки! Петушок клюет зернышки (показ действия)» А можно и по-другому: «Петушок поет (показ действия). Спрятался петушок. Где петушок? Нашла Анечка петушка и стала с ним плясать: ля-ля-ля, ля-ля-ля».

Совет № 2. В одной такой игре показывается и называется 1-2 действия. В следующей игре – следующие 1-2 новых действия.

Очень нужный совет № 3:). Для тех, кто не бросил читать эту длинную статью, а хочет узнать все нюансы и подробности! Для Вас я приготовила главный секрет, который обеспечит интерес малыша к занятиям и их результативность! Это ключ к успеху, и сейчас Вы узнаете, как увлечь малыша, и как гарантировать себе 100% успех!

Дело в том, что в возрасте 7 месяцев ребенок еще не может сознательно и произвольно сосредотачиваться на игрушке. Поэтому используются так называемые «ориентировочные реакции» То есть создается ситуация, когда малыш непроизвольно будет смотреть на игрушку.

Как создать такую ситуацию:

Эффект внезапного появления игрушки (из-под яркого платка, из яркого мешочка, из яркой коробки). Игрушку достают, называют, показывают 1-2 действия –и – внимание – это главное! – после этого снова убирают в коробку, под платочек или в яркий мешочек! Это очень важно! Игрушку надо спрятать! А затем вновь неожиданно достать и показать новое действие. И снова неожиданно ее убрать – убежала, спряталась игрушка.
Эффект контрастных действий и неожиданной смены действия. Например, сначала зайчик едет на лошадке, а потом вдруг – бух! Упал! Учтите, что яркие переживания приведут к тому, что в этот момент малыш не будет повторять нужных слогов за Вами, он будет весь в эмоциях. Так и должно быть! Лепетать – повторять слоги – малыш будет в перерывах между показами (когда Вы прячете игрушку и поете песенку).

Игра 2. Действия с игрушками по подражанию.

Например: выложить мячики, покатать их и положить в коробку. Или открыть сумочку, достать киску, закрыть сумочку.

Вы показываете действие, а малыш его повторяет или делает по-своему. Например, Вы складываете кубики в тележку, а он вынимает их обратно. Или Вы раскладываете шарики в две группы по цвету (желтые отдельно, синие отдельно), а малыш их опять смешивает. Именно в 7 месяцев ребенок осваивает противоположные действия (надеть-снять, поставить-сбросить), поэтому с радостью включится в подобную игру.

В игры с игрушками с ребенком 7 месяцев можно и нужно включать материалы с разной фактурой. Даже те же лоскутные мячики могут быть и бархатными, и ситцевыми, и фланелевыми, или на одном мячике сочетаются дольки из разных материалов. Это развивает тактильную чувствительность малыша.

Интересные игры с мячиком для игр и детей и стихи к ним разработаны Ф. Фребелем. С ними Вы можете познакомиться в статье

Как обучить ребенка новым действиям?

Обычно такое обучение происходит интуитивно само собою, ведь мама подстраивается под малыша. Но если говорить «по науке»:). то обучение малыша новому действию (дай…, покажи до свидания и т.п. проходит три этапа:

Первый этап. Новое действие называется взрослым и выполняется взрослым вместе с ребенком. Взрослый делает рукой ребенка нужное движение. Это называется «метод пассивных движений».
Второй этап. Вы действуете на глазах ребенка, побуждая малыша выполнить движение («метод показа со словом»).
Третий этап. Малыш делает действие по Вашему слову без показа («ладушки», «до свидания», «дай» и т.д.)

Игра 3. Игры с картинками.

В семь месяцев ребенок уже может найти знакомый ему предмет на картинке, то есть узнать в плоскостном изображении хорошо знакомый объемный предмет.

Игра 4. Игры для развития мелкой моторики.

Игры с игрушками для развития мелкой моторики и познавательного развития ребенка. Это игры с шарами, кубиками, конусами, кольцами, которые закреплены в гирлянду на ленту. Игры с развивающими книжками и развивающими ковриками. Игры с материалами с разной фактурой для развития тактильной чувствительности.

Игры для развития мелкой моторики Вы найдете в статье
Как сделать развивающую книжку для развития мелкой моторики, Вы узнаете из статьи

Игра 5. Учимся захватывать предметы двумя руками.

Дайте ребенку, держащему в руке одну игрушку, еще одну игрушку и помогите взять ее второй рукой.
В следующий раз помогите малышу научиться перекладывать игрушку из одной руки в другую.

Можно поиграть в барабан сразу двумя руками. Дайте малышу две палочки или погремушки, которыми можно постукивать по столу. Ребенок будет с удовольствием стучать двумя руками.

Говорите в это время слова ритмичного стишка или потешки. Например:

Тили- бом, тили-бом,
Загорелся кошкин дом.

Тук-тук, молотком,
Мы построим куклам дом.

Стихи для игр — показов игрушек с ребенком 7 месяцев.

Говорить тексты нужно как бы припевая, протягивая гласные звуки, ритмично, четко, внятно, в среднем темпе речи (не быстро)

Лошадка.

Я на лошади скачу,
Цок, цок, цок, цок!
Эх, садитесь, прокачу!
Цок, цок, цок, цок! (Т, Волгина).

Петушок.

— Кто проснулся рано? – Петушок.
Поднял кверху красный гребешок.
Петушок пропел: «Ку-ка-ре-ку!
Кто еще лежит там на боку?» (С. Прокофьева)

Погремушка.

Динь-динь, динь-динь-дооооон!
Всюду слышен перезвоооон!
Погремушечка, играй!
Нашу детку забавляй!

Барабан.

Любит барабанить,
Долго барабанить,
Долго барабааааанить,
Баааа-рааааа-баааан!

Кошка.

Киска к детям подошла,
Молочка просиииила.
Молочка просииииила,
МЯУ! Говорила.
Мяяяу, мяяяу, мяяяу (Н. Френкель).

Как у котика-кота
Шубка очень хороша!
Как у котика усы
Удивительной красы!
Глаааазки смеееелые!
Зууубки бееелые!

Зайчик.

Маленькие заааааиньки
Захотели бааааааиньки,
Захотели бааааа-иньки,
Потому что мааааааленьки!

Зайка серенький сидит,
И ушами шевелит.
Вооот – таааак, воооот-таааак,
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть,
Вооот-тааак, воооот-тааак,
Нужно лапочки погреть.

Бубен.

Поиграй нам, Аня, в бубен,
Мы в ладошки хлопать будем.
Поиграй нам, поиграй,
Маме бубен передай!

Собака.
Ребенок сидит на коленях у взрослого, взрослый его качает в ритм потешке и говорит:

Шла собака через мост,
Четыре лапки, пятый – хвост.
Если мост обваааааалится,
То собааааака сваааалится! (имитируем падение в ямку с колен)

Коза.

Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Кто кашу не ест,
Молока не пьет:
Забодаю, забодаю!

Голуби

Тииише, гуууули, не шумииите.
Мою деееетку не будиииите.
Не мешайте, гууууленьки,
Улетайте, гууууленьки!

Птичка.

Маааааленькая птииичка
Прилетела к нам, к нам, к нам.
Маааааленькой птичке
Зёрнышек я дам, дам, дам!
Села птичка на окошка,
Посиди еще немножко,
Подожди, не улетай,
Улетела, ай!

7 месяцев — уникальный период развития ребенка! Желаю Вам и Вашему малышу счастья, пусть он Вас радует! О дальнейшем развитии ребенка Вы узнаете из следующих статей сайта «Родная тропинка».А в этом коротком 2-минутном видео в заключении статьи давайте вспомним все особенности развития малыша в 7 месяцев:

Он также активно пытается ползать а если его поддерживать под грудь, он будет переступать ножками – так он готовится к тому, чтобы сделать первый самостоятельный шаг.

В восемь месяцев ребенок хорошо ползает, самостоятельно садится и ложится; встает, цепляясь за опору. Его движения становятся все более точными и целеустремленными: в шесть месяцев он может хватать предметы одной рукой, размахивать погремушкой, в семь он перекладывает игрушку из одной руки в другую, в восемь – пытается хлопать в ладоши, а в девять он уже способен собирать мелкие предметы или доставать кубики из коробки. Все больше времени ваш малыш проводит бодрствуя. Во что бы с ним поиграть? Может быть, потренировать пальчики?

Логопеды и психологи не устают повторять, что развитие речи непосредственно связано с развитием мелкой моторики. Дело в том, что речевые области мозга формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Как собирать пирамидку?

В шесть месяцев малыш уже может играть с пирамидкой. Пока, правда, он будет только снимать колечки, а вы – снова и снова надевать их на стержень. Обычно советуют надевать колечки только в «правильном» порядке – от большего к меньшему. Но можно попробовать и другие варианты: например, собрать «самоходную конструкцию». На оба конца стержня наденьте большие колечки, а посередине – маленькие. Конструкцию закрепите наконечником пирамидки, чтобы колечки не падали. Теперь пирамидку можно катать друг дружке по полу, а потом снова разобрать по колечку. Обязательно комментируйте действия малыша: «Дашенька сняла колечко. Еще одно колечко сняла. Даша сняла все колечки! Нет больше колечек».

Если же у вас случайно оказалось две пирамидки (почему-то родственники и знакомые очень любят дарить малышам именно эти игрушки), можно за пять минут соорудить почти настоящую гоночную машину. В большой пластиковой бутылке из-под воды или кваса аккуратно проделайте четыре отверстия, в которые потом вставьте два стержня от пирамидок (это будут оси). На каждую ось наденем по два колеса, и машина готова к путешествию по квартире.

Баловство с пользой для дела

Когда ваше чадо хватает еду руками, облизывая пальчики, расстегивает только что надетый памперс и ковыряет в носу, пусть утешением вам послужит мысль, что тем самым юный исследователь развивает мелкую моторику. Если же вас это раздражает, предоставьте достойную альтернативу.

Можно, например, выдать ненужную сумку или рубашку с крупной застежкой-молнией. Однако внимательно следите, чтобы в нее не попали пальчики малыша. Обычно детям нравятся открывать и закрывать застежки на липучке, особенно если под клапаном застежки спрятана интересная картинка или аппликация. Если же у вас на какой-нибудь одежде найдется карман на липучке, спрячьте в него небольшую игрушку и покажите малышу, как ее достать. Известные американские педиатры У. и М. Серз пишут, что их шестимесячный сын Мэтью обожал исследовать нагрудный карман папиной рубашки, поскольку там он неизменно находил авторучку.

Учите ребенка перелистывать странички сначала картонных, а потом и обычных книжек, стучать пальчиком по клавишам пианино, снимать носочки, выжимать в ванне небольшую тряпочку или губку – все это помогает развивать мелкую моторику.

Где найти новую игрушку?

В возрасте шести-семи месяцев нередко самым привлекательным местом в доме становится кухня. Во-первых, тут чаще всего бывает мама и творит что-то страшно интересное в своих кастрюльках и сковородках, из которых доносятся умопомрачительные запахи. А во-вторых, здесь столько всяких баночек, коробочек и крышечек, что просто глаза разбегаются! Но можно ли с этим играть? Конечно! На любой кухне наверняка найдутся:

  • пластмассовые чашки, ложки, тарелки и другая посуда (в ней можно понарошку готовить еду, размешивать «кашу» ложкой и угощать ею игрушечных друзей);
  • деревянные ложки любых размеров (они отлично стучат!);
  • маленькие кастрюльки и крышки к ним (можно примерять разные крышки к кастрюльке и выбрать подходящую);
  • пластмассовые бутылки – пустые или наполненные водой, различными крупами (только не нужно до конца заполнять бутылки, тогда будет интереснее следить за тем, как движутся крупинки или переливается вода);
  • пластмассовые банки с крышками (положите внутрь, скажем, несколько кусочков сахара и поэкспериментируйте с такой домашней погремушкой);
  • материя разной фактуры и цвета (подойдут небольшие полотенца и даже чистые тряпочки для мытья посуды);
    маленькие коробочки с крышками и без них (в коробочки тоже можно положить что-нибудь интересное, например, небольшую игрушку или кусочек яблока);
  • любые «мячики» – от шарика для пинг-понга или теннисного мяча до яблок, апельсинов, клубков шерсти и т.д.
    одноразовые бумажные стаканы или пластмассовые стаканчики из-под йогурта (их можно вкладывать один в другой, строить башни, а потом разбирать);
  • отличная игрушка – набор разноцветных поролоновых губок для мытья посуды. Сначала малыш будет их сжимать, ощущая пальчиками новую текстуру, а ближе к году, возможно, вместе с вами попытается выстроить из губок башню, дорожку или лесенку для маленькой куклы.

Не стремитесь «завалить» ребенка игрушками в надежде на то, что он надолго оставит вас в покое, разбирая свои сокровища. В этом возрасте малыш может заниматься лишь одной-двумя игрушками. А когда они ему наскучат, вы замените их новыми.

Психологи считают, что для развития ориентирования в пространстве полезно располагать игрушки на некотором расстоянии от малыша, чтобы он мог их достать, подтянув к себе. Можно и привязывать к игрушкам ленты длиной около 30-50 см, тогда возможности манипулирования игрушками увеличатся. Лучше использовать ленты или тесьму из натуральных тканей (прекрасно, если они будут разные по фактуре – шелк, бархат, хлопчатобумажная тесьма, кружево). Капроновые ленты слишком жесткие, и обычно они не очень нравятся детям.

Прятки

Спрячем игрушечного зайчика так, чтобы какая-нибудь его часть осталась на виду (прикроем, например, пеленкой или легким одеяльцем). Сначала лучше прятать игрушку на глазах у малыша. Нашел? Отлично! Теперь исхитримся и спрячем зайчика в тот момент, когда ребенок отвернется, однако какую-то небольшую часть игрушки по-прежнему оставим на виду. Где же зайчик? Задача усложнилась. Если не удалось справиться с ней с первого раза, не расстраивайтесь и уж тем более, не ругайте малыша. В 7-8 месяцев он решает важный вопрос: что происходит с предметами, когда их не видно. В его памяти запечатлевается определенный образ.

Эта игра, как ни удивительно, готовит кроху к первым разлукам. Для того, чтобы отпустить маму, ребенку нужна уверенность, что мама обязательно вернется, что она ушла не навсегда. А для этого в его памяти должен сохраниться мамин образ.

Потом можно попробовать спрятаться за каким-то укрытием и позвать малыша. Если он не смог сразу вас найти, выгляните из укрытия и снова позовите его. Ура, мама нашлась!

Ползем? Ползем!..

Значение ползания трудно переоценить, хотя зачастую родители не обращают на этот этап особого внимания. Именно с помощью ползания малыш впервые начинает самостоятельно передвигаться в пространстве. Но для того, чтобы он это делал, необходимо предоставить ему пространство для передвижения! У ребенка, который целый день находится в кроватке или в манеже, просто нет возможности поползти. Лучшее место для малыша от шести месяцев и старше – пол.

Однако предоставить возможность для ползания – это еще не все. Нужно создать потребность в ползании, а в этом, кроме специальных упражнений, как всегда, помогут игры. Вспомните, как в 4-5 месяцев ваш малыш учился хватать игрушку, висящую на ленточке (подробно мы говорили об этом в прошлом номере). Этот опыт теперь пригодится ему в освоении нового навыка. Может быть, ему понравится гоняться за сороконожкой на веревочке? Приблизьте ее к малышу на расстоянии вытянутой руки, а потом потихоньку чуть-чуть отодвиньте. Получилось? Дайте крохе почувствовать радость победы, искренне похвалите его за успешную «охоту» и, конечно, вручите ему честную добычу. Если же он не смог достать до игрушки, пробуйте снова и снова. У вас обязательно все получится!

Следующий этап: эстафета из игрушек. Расставьте на полу несколько игрушек на некотором расстоянии друг от друга (расстояние определяется исключительно возможностями вашего малыша). Обратите внимание ребенка на игрушки и предложите ему переползать от одного предмета к другому.

Когда малыш будет ползать более уверенно, можно поиграть в тоннель, сделанный из большой картонной коробки. Для начала прокатите через нее мяч, а потом предложите ребенку самому пролезть через тоннель.

Во втором полугодии принципиально меняется стиль общения ребенка и взрослого. Если в первые шесть месяцев это была исключительно эмоциональная связь, то теперь малыш и взрослый, если так можно выразиться, становятся еще и деловыми партнерами. Конечно, эмоциональная связь сохраняется, и кроха с удовольствием будет общаться с вами, сидеть у вас на руках, принимать вашу любовь и дарить вам свою. Но, кроме внимания и ласки, отныне он ждет от вас сотрудничества и активной совместной деятельности. Например, ребенок бросает игрушку и радостно улыбается в ожидании того, что вы ее поднимете и вручите ему. Подняли, вручили. Снова бросок с улыбкой на устах. Не раздражайтесь, малыш делает это не для того, чтобы испытать прочность ваших нервов, он лишь приглашает вас в игру. В другой раз он протянет вам игрушку и будет ждать, что вы не только возьмете ее, но и поиграете с ним.

Постарайтесь чутко реагировать на призывы своего чада, и он обязательно оценит это!

Здравствуйте, друзья! Вот и пролетели первые полгода жизни вашего крохи. Сейчас ваш ребенок перестал быть беспомощным новорожденным, а стал настоящим непоседливым исследователем. Седьмой месяц жизни ребенка — очень интересный период, поскольку именно с этого момента ваше чадо каждый день будет радовать вас своими новыми достижениями и умениями.

Седьмой месяц жизни: развитие ребенка

Ваш малыш набрал порядка 400-600 грамм за прошлый месяц и при этом весит около 9 кг. К этому времени он уже должен освоить такие навыки как: сидеть без поддержки и ползанье. Так же если малыша поставить на ножки возле опоры, то он достаточно уверенно будет стоять. К концу месяца он начинает ходить вдоль бортика кровати или манежа.

Кроха значительно расширяет свое жизненное пространство за счет ползанья. Ни в коем случае не препятствуйте его передвижению, ведь данные упражнения помогают укрепить мышцы, пресс, обогащают организм кислородом и тем самым улучшают кровоснабжение всех органов.

Ребенок в семь месяцев уже ест с ложки и можно начинать его учить пить с кружки. Сейчас ваш кроха уже придерживается режима дня и может жестами показать, что пора умываться или расчесываться, если мама вдруг об этом забыла. На данном этапе развития ребенок, скорее всего, может показать, где нос, уши, руки или другие предметы, о которых ему рассказывают.

Седьмой месяц жизни: питание

Именно сейчас по рекомендациям ведущих педиатров стоит вводить в рацион ребенка мясо. Данный продукт очень важен для полноценного развития человека, но стоит отметить, что до седьмого месяца жизни желудочно-кишечный тракт был не в состоянии переварить эту пищу.
Чем же так полезно мясо? Во-первых, это источник животного белка, аминокислот и витамин группы В. Во-вторых, в нем высокое содержание железа, которое очень легко усваивается маленьким организмом.

Первая порция мясного пюре должна быть небольшой – четверть чайной ложки, в течение недели следует дойти до 1 чайной ложки. Если ваш ребенок с недоверием относится к новым блюдам, то можно смешать мясное пюре с овощным.

У малыша семи месяцев необходимо формировать привычки, такие как: мытье рук перед едой и умываться или вытираться салфеткой после. Для того чтобы создать представление о красоте, стоит кормить ребенка с красивой и яркой посуды, возможно, в таком случае и аппетит у малыша увеличится.

Седьмой месяц жизни: зубы

Самым значимым событием этого месяца является появление первого зубика. У некоторых это происходит немного раньше, у кого-то позже, но именно в это время прорезается первый зуб, как правило — нижний резец. Не стоит переживать, если зуба еще нет, все дети индивидуальны. О состоянии здоровья ребенка говорит не наличие зубов, а очередность их роста.
При нормальном развитии первыми появляются нижние резцы, затем два верхних, потом боковые резцы (первые верхние, а за ними нижние). Следующими прорезаются по одному коренному сверху и снизу, затем верхние клыки и нижние и в конце последняя пара коренных. Поскольку рост зубов вызывает у ребенка чувство дискомфорта, то задача родителей облегчить малышу эти неприятные ощущения. Что вы можете сделать:

1. Приобрести в магазине специальные кольца с водичкой. Перед использованием их стоит охладить в холодильнике и после этого дать малышу. За счет холода воспаленные десна немного успокоятся, а малыш на некоторое время забудет о боли, ведь у него появилась новая игрушка, которую можно пожевать.

2. Гель для зубов. Продается в аптеке и содержит противовоспалительные и обезболивающие вещества. Перед применением обязательно проконсультируйтесь с педиатром.

В период появления зубов обратите внимание на элементарную технику безопасности. Ребенок пытается «почесать» десна о любые предметы, следите за тем, что он берет в рот. Если вы даете ему сухарики, то смотрите, чтобы хлеб не размок, поскольку малыш может подавиться крошкой.
Многие связывают рост зубов с повышенной температурой, поносом, насморком и другими болезнями. Запомните, в некоторых случаях такое бывает, но детские стоматологи убеждены, что с прорезыванием зубов это не связано! Просто на фоне снижения иммунитета, ухудшения сна и аппетита, ребенок становится восприимчив к различного рода инфекциям. Поэтому если у малыша температура превышает 38 градусов и есть признаки заболевания, лучше вызовите врача.

Седьмой месяц жизни: сон

У детей в этом возрасте остается потребность во сне продолжительностью 14-15 часов в сутки. Обратите внимание, что постоянный режим дня помогает наладить навыки сна. В норме малыш должен спать 10 часов в ночное время и примерно 3 раза по 2 часа днем. Если ребенок спит 2 раза днем, то страшного в этом ничего нет, просто один из дневных снов у него дольше.

Седьмой месяц жизни: прогулки на свежем воздухе

Самым оптимальным вариантом для детей этого возраста считаются прогулки на улице в зимнее время года 2 часа утром и вечером, а летом – все возможное время. Не стоит совершать прогулки в очень ветреный день и гулять по солнцепеку.

Седьмой месяц жизни: гимнастика

Физическая активность ребенка возросла. Давайте рассмотрим основные упражнения, которые подойдут для малыша семи месяцев.

1. Положите ребенка на спину. В каждую руку дайте ему по кольцу. Если он крепко их держит, то беритесь за них тоже и сделайте руками крохи пару движений по кругу.

2. Обязательно делайте массаж живота. Напоминаем, он делается только по часовой стрелке.

3. Сгибайте и разгибайте ноги в коленях, при этом обязательно зафиксируйте рукой колено.

4. Массажируйте ноги и стоп.

5. Совершите 2 раза поворот со спины на живот.

6. Массаж груди.

7. Сгибайте руки ребенка в локтях. Если ребенок умеет сидеть, делайте это упражнение сидя.

8. Подтягивайте лежащего ребенка за руки, побуждая его сесть.

9. Поворот с живота на спину 2 раза.

10. Ребенок лежит на животе. Берете малыша под мышки и на счет «раз» ставите на колени, на «два» — на ноги, «три» — кладете на живот.

11. Уложите малыша на спину и помогите ему сесть, при этом держите его только за одну руку.

12. Ребенок лежит на животе, а на полуметровом расстоянии от него яркая, любимая игрушка. Задача крохи доползти до нее.

13. Поставьте малыша перед собой, при этом держа его под мышками, и пусть он сделает 5 шагов.

Это примерный комплекс упражнений. Самое главное – это положительные эмоции вашего малыша. Если ребенок не хочет делать зарядку, не настаивайте на этом.

Седьмой месяц жизни: речь

Сейчас ребенок прислушивается к своей интонации, пытается повторить то, что услышал, обращает внимание на мимику и движение губ. Логопеды утверждают, чем разнообразнее звуки, которые издает ребенок, тем меньше повода для беспокойства у родителей относительно будущей речевой активности ребенка.

Очень важно развивать лепет у детей. Для этого читайте ритмичные стихи и делайте акцент на слоги, которые малыш лучше всего произносит. Вы заметите, как ребенок будет повторять понравившиеся ему сочетания звуков. Также малыш с удовольствием слушает разговор родителей и очень радуется, когда обращаются к нему.

Седьмой месяц жизни: игры

На этом этапе развития детям интересно все без исключения, и если взять ребенка на руки, то он обязательно пощупает вашу одежду, подергает за волосы и серьги. Для того чтобы доставить ему удовольствие повесьте разноцветные бусы – восторга будет море!

Помимо тактильных чувств у ребенка обострено восприятие звуков, поэтому обязательно играйте колокольчиками, бубенчиками, погремушками, шелестите фольгой, пакетами и прочими подручными материалами.

Вы можете играть с ребенком в «Ладушки» и «Сороку-ворону» — это способствует развитию моторики.

Ни в коем случае нельзя насильно заставлять малыша делать что-то или играть в то, что хотят родители. Всегда прислушивайтесь к мнению маленького члена семьи!

Седьмой месяц жизни: навыки и умения

1. Играет игрушками. Именно сейчас просыпается первый интерес к красочным книжкам. Обратите внимание на то, что книги должны быть из толстого картона, нетоксичных и прочных материалов. Рисунки должны быть большими и с четким контуром. Именно такие книги будут изучаться с большим удовольствием.

2. Играет с крупными кубиками, шарами, рамочками Монтессори и специальными игрушками для ванны.

3. Малыш знает свое имя. Это очень важно для формирования собственного «Я».

4. Ребенок умеет отыскивать называемый предмет.

5. Много лепечет, и повторят определенные слоги.

6. Приспосабливается к новой пище. Естественно, материнское молоко остается незаменимой частью рациона. Не стоит забывать, что детей кормить насильно нельзя!

7. Появляются первые зубы, и с этого момента за ними надо следить, чтобы не пришлось потом ставить и проводить дорогостоящее лечение.

8. Понимает смысл многих слов.

9. Испытывает страх при расставании с мамой.

10. Умеет вкладывать в большие предметы маленькие.

11. Твердо стоит у опоры, переступает ножками.

13. Ползает.

14. Ворочается со спины на живот и обратно.

15. Любит играть в «Ладушки» и различные пальчиковые игры.

16. Запоминает последовательность действий.

17. Интересуется людьми, внимательно рассматривает незнакомых.

18. Если вы не обращаете внимание на малыша, то он старается любым способом привлечь его.

19. По просьбе может показать нос, рот и другие части тела.

В этот период времени основная задача родителей обеспечить безопасность ребенка. Ведь он начинает ползать, а для его скорейшего физического и интеллектуального развития стоит спустить его на пол.

Обязательно уделяйте внимание воспитанию и развитию ребенка. Наша повседневная жизнь требует определенных правил поведения и уже пора учить малыша понимать значение слов «Нет!» и «Да, можно». Для этого стоит ласково или сердито откликаться на определенные намерения крохи. Не стоит думать, что вы сразу же научите ребенка послушанию, но ведь вы и не хотите воспитывать безвольного робота! Давайте своему крохе свободу, но учите элементарным бытовым навыкам общения и никогда не забывайте о его безопасности. Помните, что в любом возрасте для ребенка самое главное — родительская любовь!

Малышу исполнилось 7 месяцев, он продолжает все так же активно развиваться и познавать окружающий мир. Тяга к неизведанному пространству растет у ребенка с каждым днем. Чему научился маленький человечек, и каких успехов вашему крохе еще нужно достичь?

Физические показатели семимесячного ребенка – рост и вес в 7 месяцев

К этому возрасту параметры детишек могут отличаться от приведенных ниже данных, так как на рост и вес оказывают влияние наследственные факторы.

В среднем, показали ребенка в 7 месяцев, выглядят так:

С 7 до 8 месяцев детки в среднем поправляются на 500-600 грамм и подрастают на 2-2,5 см .

Чем кормить малыша: питание ребенка в 7 месяцев

Если каши, овощные и фруктовые пюре уже присутствуют в детском рационе с более раннего возраста, то теперь пора знакомить малыша с такими , как:

  • Мясо . Потребность детского организма в питательных веществах и витаминах неуклонно растет. Мясо, в котором присутствует легко усваиваемое железо, витамины А, В, В12 и необходимые белки, является строительным материалом для организма малыша. Мясные продукты помогают избежать такой проблемы, как анемия. Рынок детского питания представлен многими фирмами, производящими мясные пюре. Однако, совсем несложно приготовить такой продукт и самостоятельно. Для этого мясо хорошо проваривают и измельчают в блендере или мясорубке, добавляют немного бульона так, чтобы получилась пюреобразная масса. Прикорм начинают с половины чайной ложки. Для малыша подойдет мясо кролика, куриная грудка, нежирная говядина или телятина.
  • Яичный желток . Продукт богат такими необходимыми малышу веществами, как каротин, железо, фосфор, витамины А, Д, Е и ненасыщенные жирные кислоты. Яйцо необходимо сварить вкрутую, первый раз нужно дать малышу всего несколько крошечек. Если у ребенка не будет аллергии, то в неделю он должен съедать 1 полный желток (за 2 любых дня по половинке). Желток лучше смешивать с молоком или с другими продуктами, так как в чистом виде малышу будет сложно его проглотить.

Физическое развитие ребенка семи месяцев

Развитие ребенка в 7 месяцев имеет свои особенности.

К этому возрасту, малыш достаточно развит, он уже умеет:

  • Переворачиваться на бочок, спину и обратно.
  • Сидеть , имея за спиной точку опоры.
  • Уверенно пользоваться обеими ручками.
  • Делать попытки ползать и вставать на ножки, держась за опору.
  • Использовать жесты при общении с близкими людьми.
  • Показывать свой характер.

В 7 месяцев малыш продолжает быстро развиваться и совершенствовать приобретенные раньше навыки в двигательной, познавательной и речевой сфере.

Двигательные навыки семимесячного малыша

Ползу, куда хочу

Основным достижением семимесячного малыша является возможность передвигаться в нужном ему направлении. Умение ползать открыло для малыша новые горизонты . Теперь он сам способен добраться туда, куда ему хочется (конечно, если взрослые не «запрут» его в манеже или кроватке).

Маленькие непоседы используют разные способы передвижения, имитирующие ползание. Кто-то ползет по направлению вперед, а кто-то, наоборот, пятится назад. Некоторые крохи, не желающие ползать, просто перекатываются с одного места на другое. Дети могут ползать, как положено, то есть на четвереньках, а некоторые умудряются передвигаться на животике, отталкиваясь руками от пола.

Малыш способен передвигаться ползком достаточно длительное время, теперь, если не ограничивать площадь его перемещения, он сопровождает маму по всей квартире .

Чтобы избежать детского травматизма, ребенка нужно обеспечить достаточно большим, но безопасным пространством, где он мог бы свободно перемещаться. Не кроху рамками манежа или кроватки.

Ползание стимулирует физическое развитие, укрепляет вестибулярный аппарат, улучшает обмен веществ .

Поворачиваюсь с умом В 7 месяцев дети уже виртуозно освоили повороты со спины на живот и обратно. Теперь малыш может вовремя затормозить, подкатившись к краю кровати или манежа . Если в процессе перекатывания кроха натыкается на что-то твердое, он быстренько соображает, что лучше передвинуться в другую, безопасную сторону.
Сижу сам К началу 8 месяца все дети уверенно сидят без помощи подушек или другой опоры. Кроме того, сидя и держа спину ровно, они уверенно поворачиваются из стороны в сторону, тянутся , чтобы достать лежащие в небольшом отдалении игрушки, при этом не падая и сохраняя равновесие.
Готовлюсь к ходьбе В 7 месяцев не все, но многие детки, держась за кроватку, самостоятельно встают на ножки . Кроме того, держась за верхнюю перекладину, они переступают с ноги на ногу, делая первые шажки по кроватке.
Почему я непоседа Малыш не может усидеть на месте не только из-за потребности в движении. Просто положение его собственного тела в пространстве не дает ему покоя. Ребенку интересно, что он сможет увидеть из того или иного положения . Кроха познает сам себя, формируя собственные представления о своих способностях.

Зрение ребенка в возрасте 7 месяцев

Новые двигательные способности малыша открывают для него широкие возможности сенсорного развития, в том числе и зрения. Если к полугоду малыш стал видеть четче и различать большее количество цветов и оттенков, то в 7 месяцев ребенок видит и узнает предметы, находясь от них на разном расстоянии.

Теперь он рассматривает интересующие его вещи под разными углами зрения. Малыш уже ориентируется на такие признаки предмета, как форма, цвет или расположение. Кроха может узнать знакомую игрушку, если она расположена к нему не лицевой стороной, а в профиль.

Развитие речи ребенка в 7 месяцев

  1. Разговорное лепетание малыша переходит на новый уровень . Кроха с чувством повторяет. понравившиеся ему уже достаточно сложные сочетания звуков. Он как бы играет с ними, проводит эксперименты, прислушиваясь к собственным «сочинениям». Ребенок изменением интонации показывает свою радость или неудовольствие.
  2. Быстро набирает обороты подготовка к сенсорной речи . Кроха уверенно находит взглядом предмет в ответ на вопрос «Где?». Чтобы оценить это умение чаще задавайте малышу вопросы о том, где лежат хорошо знакомые ему предметы. Малыш уже умеет выбирать из 2-3 предметов тот, который вы назовете. Если у вас в руках, к примеру, мишка и зайчик, и вы попросили взять мишку, малыш протянет ручки именно к нему.
  3. Чтобы малыш лучше понимал взрослую речь и совершенствовал свою , с ним нужно общаться как можно больше.

При этом следует:

  • Использовать речь, как средство познания, рассказывая малышу обо всем, что он видит вокруг.
  • Продолжать развитие речевого аппарата, стимулируя ребенка к произношению новых сочетаний звуков.
  • Развивать умение малыша вслушиваться в чужую речь.
  • Помогать ребенку в понимании интонации речи – поощрительной, нейтральной или строгой.

Общее развитие ребенка в семь месяцев

Действия с предметами Ребенок, занимаясь с различными предметами и игрушками, способен учитывать их физические свойства. Мячик или шарик он будет катать, кубики складывать один к одному, колесики пирамидки снимать или надевать на стержень.

По выводам психологов, представление ребенка о себе, как об активном и деятельном человечке, складывается путем расширения его возможностей при действии с предметами.

Малыш уже давно является не пассивным наблюдателем, а активным исследователем окружающего пространства. Он, как и раньше, пытается схватить все, что плохо лежит и исследовать предмет на ощупь и на вкус.

Поэтому в связи с возросшей активностью крохи и возможностью передвигаться по дому, нужно убрать все опасные для здоровья ребенка предметы из зоны досягаемости маленького исследователя.

Потребность в общении В возрасте 7-8 месяцев в связи расширением социализации ребенка, у него с новой силой возрастает потребность в общении с взрослыми. Особенно это касается мамы – самого близкого для малыша человека.

Ребенок в этом возрасте требует «делового», конструктивного общения, а не простого сюсюканья .

Ему нужно, чтобы близкий человек знакомил его с окружающим миром, разными явлениями и свойствами предметов.

Малыш уже хорошо понимает мимику, эмоции, жесты, действия и поступки родных ему людей, которым он с удовольствием старается подражать .

Отношения с окружающими В 7 месяцев малыш выбирает тактику привлечения к себе максимального внимания.

В этом возрасте присутствующая у крохи реакция страха посторонних людей постепенно заменяется жаждой познания .

Кроме мамы и папы, ребенку становится интересно общаться с другими людьми, получать знаки внимания и возможность общения. Если ребенок видит, что вы дружелюбно относитесь к какому-либо человеку, он легче пойдет на контакт с ним.

Чтобы в дальнейшей жизни малышу было легче адаптироваться в коллективе, нужно расширять круг его общения .

В этом возрасте можно научить кроху здороваться, кивая головкой и прощаться, махая ручкой.

Для гармоничного развития малыша нужно продолжать делать начатые в 5-6 месяцев физические упражнения, заниматься развивающими играми, помогать маленькому исследователю в изучении окружающего мира.

В связи с возросшей подвижностью малыша и его неуемной тяге к познанию, примите необходимые меры безопасности:

  • Уберите все опасные предметы, которые может достать ребенок.
  • Закройте розетки специальными заглушками.
  • Если в доме имеется мебель с острыми углами, закройте их поролоном или другим мягким материалом.
  • Уберите из ящиков тумбочек и комодов все, что может навредить ребенку.
  • Не оставляйте в доступных местах лекарственные препараты.

Так как в 7 месяцев у малыша активизируется потребность в общении, не оставляйте ребенка одного надолго. Сейчас ему, как никогда, нужно внимание и забота близких людей.

Ваш ребенок

Питание и уход за малышом

Сон и безопасность

Развивающие игры

Игра, которая научит малыша ползать

Игра 1. «Партизан»

В этом возрасте малыши пытаются вставать на четвереньки, однако ползти в таком положении получается далеко не у всех. Чтобы постепенно овладеть этим навыком, ребёнку нужно научиться ползать по-пластунски. Освоив попеременную работу рук и ног и укрепив мышцы, малыш довольно скоро сможет порадовать родителей «настоящим» ползанием.

Вам понадобятся

Ковёр (игровой коврик) или манеж, игрушка на колёсах, тонкая верёвка длиной 50 см.

План игры

1Положите ребёнка на живот на пол манежа или на игровой коврик и сядьте напротив него на расстоянии 50–70 см. 2. Привяжите верёвку к игрушке на колёсах и поставьте её перед малышом таким образом, чтобы он не мог до неё дотянуться. 3. Медленно покатайте игрушку из стороны в сторону, потянув за верёвку. Когда малыш попытается дотянуться до игрушки, подкатите её к нему, а потом потяните обратно, чтобы стимулировать ползание.

Родителям на заметку

1. Будьте готовы к тому, что малыш может выражать недовольство тем, что игрушку приходится доставать самостоятельно. Не поддавайтесь на его требования и постарайтесь сделать так, чтобы он прополз хотя бы несколько сантиметров. 2. Проследите за тем, чтобы ребёнок был в одежде, удобной для ползания, и ему не мешали складки слишком широких или слишком длинных штанишек. 3. У многих детей, которые только начинают ползать, движения с одной стороны могут быть более ловкими, чем с другой. Если у малыша не получается подтянуть какую-либо ногу или вытянуть руку во время ползания, аккуратно помогите ему. Игра подготовлена Марией Баулиной – нейропсихологом, кандидатом психологических наук, специалистом по детской нейропсихологии и проблемам развития психологических функций ребенка.

Развитие: наблюдаем за малышом

В этом возрасте мальчики весят 7,4-9,2 кг при росте 65,5-69,8 см, соответствующие показатели для девочек: 6,7-8,6 кг и 65,0-69,6 см*. У большинства детей к 7 месяцам уже прорезались 2 срединных нижних резца.

Малыш сидит более уверено и может провести в таком положении большое количество времени. Ему уже не надо опираться на ручки, и он использует их для других действий. Ребенок может раскачиваться, опираясь на ручки и ножки, или ползать на животике, помогая себе руками. Самые активные дети учатся вставать на ноги, держась за опору - или даже без нее. Но вот садиться обратно из положения «стоя» малыш еще не научился, для этого ему приходится звать на помощь родителей.

Независимо от того, умеет ли малыш ползать или пока предпочитает сидеть на одном месте, он стремится досконально исследовать всю доступную ему территорию. В этом возрасте ребенок лучше ориентируется в пространстве и может оценить расстояние до предмета.

Теперь в детских играх одновременно могут участвовать несколько игрушек. Кроха сравнивает их, пытаясь понять, какие их свойства лучше использовать во время игры. Он может сосредотачивать свое внимание и решать встающие по ходу игры задачи: например, связка ключей, если ее трясти и бросать, ведет себя не так, как кубик, а значит, нужно выбрать, какой игрушкой лучше играть в данный момент.

Дети начинают осознавать, как вещи связаны между собой в трех измерениях. Если вы неожиданно появитесь рядом с ребенком, изучающим свое отражение в зеркале, скорее всего, он повернется к вам, так как уже понимает, что на самом деле вы не в зеркале, а в реальном мире. Малыш уже знает, что одна вещь может находиться на другой, и их можно разделить, хотя со стороны и кажется, что это один целый предмет. Если блюдечко положить на большую тарелку, кроха догадается, что блюдечко можно взять, а тарелку оставить на месте. Округлые предметы сейчас вызывают неизменное любопытство у ребенка: он будет вертеть в руках мячик или шарик, пытаясь понять, где же у него грани или углы, и как определить, где верх, а где низ.

С каждым днем малыш все более активно «разговаривает»: в его «словаре» появляются новые слоги, состоящие из гласного и согласного звуков. Мимика ребенка становится более выразительной.

Не беспокойтесь, если пока ваш кроха чего-то не умеет: все дети растут и развиваются с разной скоростью, скоро вы догоните своих ровесников.

*На основе данных, которые предоставили эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по результатам Многофокусного исследования по эталонам роста (МИЭР).

В нем участвовали дети, уход за которыми соответствовал правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ, - например таким, как грудное вскармливание и отказ матери от курения. На сегодняшний день результаты МИЭР - это признанные мировые стандарты, с которыми можно и нужно сверять развитие детей независимо от их места проживания, типа вскармливания и принадлежности к разным этническим группам и культурам.

Поведение: понимаем малыша

Внимание ребенка очень быстро переключается: он с любопытством изучает окружающий мир, в том числе и реакцию взрослых на свои поступки. Например, малыш может кинуть игрушку и сразу посмотреть на родителей, ожидая их одобрения.

Кроха начинает реагировать на свое имя. Ему нравится слушать разговоры родителей, и он спокойно может играть рядом, при условии, что время от времени мама и папа будут к нему обращаться. Услышав свое имя, малыш прервет игру и посмотрит на того, кто его позвал.

Теперь ребенок сам предлагает взрослым разные игры. Он легко может «озвучить» свое желание с помощью языка жестов: например, подпрыгивая или дергая взрослого за руку, кроха хочет обратить на себя его внимание и начать игру. Любимая игра семимесячных детей - «ты мне - я тебе»: малыш приносит и отдает маме кубик, а потом протягивает руку, чтобы получить его обратно, и снова предлагает его маме. Игра будет продолжаться до тех пор, пока мама проявляет к ней интерес. Если маме игра с кубиком наскучит, ребенок принесет ей другую игрушку, чтобы возобновить «обмен».

Малыш готов заводить новых друзей - партнеров по играм, но продолжает недоверчиво относится к незнакомцам. Не всем удается завоевать расположение малыша даже после достаточно длительного общения. Дети в этом возрасте хорошо различает знакомые и незнакомые лица. Они отлично разбираются в выражениях лица и понимают интонации голоса. Услышав строгое “нет”, малыш может на несколько секунд прекратить свои действия, даже не зная значения этого слова.

Питание

Материнское молоко – основной источник необходимых ребенку питательных веществ, но с появлением первых зубов процесс кормления может стать для мамы достаточно болезненным.

Малыш уже понимает слово «нет», поэтому обязательно прервите кормление, если почувствуете укус, скажите ему, что так делать нельзя, и только после этого продолжайте кормить дальше. Возможно, слово «нет» придется повторить несколько раз прежде, чем ребенок перестанет кусаться, зато кормление и снова будет доставлять радость не только ему, но и маме.

В этом возрасте детям необходимо ежедневно получать около 500 г материнского молока (или адаптированной молочной смеси при невозможности грудного вскармливания). Две основные порции (по 180-200 г) малышу лучше получать ранним утром и поздним вечером. В течение дня нужно докармливать ребенка материнским молоком, сочетая кормление грудью с прикормом.

На завтрак семимесячному малышу можно приготовить гречневую или рисовую кашу на грудном молоке. На обед предложите ему овощное пюре из брокколи, цветной капусты или картофеля. Для полдника хорошо подходит фруктовое пюре из яблок или груш. Морковь и другие ярко окрашенные овощи можно добавлять в детское меню не чаще трех раз в неделю.

Примерное меню малыша в семь месяцев: завтрак - грудное молоко 180-200 г; второй завтрак - молочная каша 150 г, фруктовый сок 50 мл, докорм молоком; обед - овощное пюре 150 г, докорм молоком; полдник - фруктовое пюре 50 г, докорм молоком; ужин - грудное молоко 180-200 г.

Примечание:

ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые шесть месяцев. Грудное вскармливание является наилучшим способом предоставления идеального питания для здорового роста и развития детей грудного возраста; оно также является составной частью репродуктивного процесса с важными последствиями для здоровья матерей.

Уход за ребенком

Если у малыша уже прорезались зубки, пора подумать об уходе за ними, ведь ему предстоит пользоваться молочными зубами еще несколько лет. Здоровые молочные зубы – крепкая основа для крепких коренных зубов.

Посоветуйтесь со своим педиатром, какую щетку и пасту лучше выбрать для ухода. Крохе легче будет соблюдать правила гигиены, если с самого раннего возраста приучить его к ежедневному уходу за зубами и деснами.

Если в рационе вашего ребенка появились соки и кипяченая вода - пора покупать поильник. Во фруктовых соках содержится сахар, оказывающий сильное воздействие на неокрепшую эмаль детских зубов. Чтобы предотвратить появление кариеса, необходимо максимально сократить время контакта сока с зубами малыша. Когда ребенок пьет из бутылочки с соской, жидкость может долго находиться у него во рту. При питье из поильника время контакта сока с зубками сокращается.

Кроха быстрее привыкнет к новому предмету обихода, если налить в поильник сцеженное грудное молоко. Первое время лучше использовать модели с мягким силиконовым носиком. Подросшему малышу будет удобнее пользоваться поильником с твердым носиком. Модель с двумя ручками и снимающейся крышкой позволит ребенку проявить самостоятельность: держать поильник обеими руками и учиться пить «по-взрослому» (глотками через край поильника), а не всасывать воду через носик.

Обучение и общение: занимаемся с малышом

Семимесячный малыш умеет различать основные цвета и начинает интересоваться разными свойствами предметов, их размерами, формой. Помогите ему понять, что один предмет можно поместить в другой, с помощью картонных коробок или пластмассовых формочек разных размеров. В этом возрасте можно начинать играть с игрушками, предназначенными для сортировки фигур. Если ребенок уже пытается вставать, то ему будет интересно играть в разных положениях - и стоя, и сидя. Разложите игрушки на полу и на детском столике, чтобы у него был стимул играть на разных уровнях.

Малыш уже начал догадываться, что спрятанные предметы не исчезают совсем. Помогите ему в этом убедиться. Положите на ладонь маленькую игрушку, покажите ее крохе и сожмите ладонь. Пусть он поищет пропажу. Если ребенку будет трудно разобраться в происходящем, покажите, где игрушка еще раз. Не забудьте похвалить малыша, когда он справится с заданием.

Одна из любимых игр детей этого возраста – «перетягивание каната». Дайте малышу в руки один конец шарфа, возьмитесь за другой – и несильно потяните. Предоставьте ребенку возможность «перетянуть» шарф и вслух восхититесь его силой и ловкостью. Покажите крохе, как можно стучать друг о друга двумя игрушками: скоро он и сам сможет повторить эти движения. Чтобы играть было интереснее, подарите малышу маракасы или сделайте их сами, наполнив гречневой крупой или горохом две небольшие пластиковые баночки с плотно заворачивающимися крышками.

Постарайтесь использовать простые названия, когда обсуждаете с малышом его игрушки. Не стоит называть плюшевого поросенка «Хряк Иванович», пусть он пока побудет просто «Хрюшей». Ребенку проще запомнить отдельные слова, чем словосочетания.

У каждого малыша в этом возрасте обязательно должна быть книжка с картинками. Перелистывайте страницы и рассматривайте с ребенком иллюстрации, четко проговаривая названия изображенных предметов и животных. Читайте крохе стихи и пойте детские песенки: малыши хорошо запоминают повторяющиеся рифмы и мелодии, радуются знакомой музыке и словам и даже стараются «подпевать» или «читать стихи» вместе с родителями.

Сон

Малыши в семь месяцев обычно спят 15 часов в сутки*, но единой нормы сна для детей не существует. Старайтесь планировать прогулки и поездки с детьми так, чтобы они могли полноценно отдохнуть, не выбиваясь из привычного режима.

Теперь, когда кроха научился самостоятельно сидеть, переворачиваться и ползать, детский сон может стать более беспокойным. Даже крепко спящий малыш будет пытаться во сне ползти или вставать, причем, некоторые движения могут удаваться ему гораздо лучше, чем в период бодрствования.

Дайте своему ребенку возможность успокоиться самостоятельно. В полутьме и тишине ему будет легче снова заснуть. В этом возрасте дети возбуждаются очень быстро: достаточно малышу увидеть мамину улыбку – и он тут же проснется окончательно, готовый к новым играм и приключениям.

Примечание:

(*) Вышеприведенные нормы – усредненные, продолжительность и время сна зависит от темперамента малыша. Главным критерием «нормы» всегда остается хорошее самочувствие малыша, улыбки и жизнерадостность. Если у Вас всё же возникают какие-то сомнения, проконсультируйтесь с Вашим педиатром.

Безопасность

Не оставляйте малыша без присмотра, если вы не уверены в безопасности помещения.

Еще раз осмотрите комнату, где живет малыш. Уберите подальше или закрепите на месте все вещи, которые могут упасть: цветочные горшки, картины в тяжелых рамах, фотографии и постеры под стеклом и другие предметы интерьера.

Малыш, который учится стоять, обязательно будет пытаться найти себе опору, поэтому лучше убрать со столов скатерти, а пледы и покрывала заправлять под матрас или основу мебели. Проверьте, достаточно ли надежно закреплен ваш карниз для штор. По возможности вместо длинных гардин повесьте короткие занавески, до которых ребенок не сможет дотянуться.

Помните: целлофановые пакеты, веревки, шнуры, фольга и воздушные шарики очень нравятся детям, но могут стать источником опасности, поэтому играть с ними следует только под контролем родителей.