Виртуальный ребенок или Как вернуть его в реальный мир? Дети в виртуальном мире: путешествие под присмотром

BabyX - виртуальный ребенок, который может обучаться и испытывать эмоции, как человек. На одном из представленных ниже видеороликов можно увидеть, как взрослый человек говорит с ребенком на экране и показывает ему изображения разных предметов. Ребенок реагирует на слова человека, узнает демонстрируемые ему картинки и называет узнанные на них предметы. Но это не родитель, общающийся со своим ребенком через Скайп, это ученый, разговаривающий с системой ИИ, имеющей название "BabyX", которая моделирует виртуального младенца, способного обучаться и действовать во всем остальном точно так же, как самый обычный ребенок. И создание такой системы является знаменательным этапом на пути разработки алгоритмов универсального самообучающегося и обучаемого искусственного интеллекта.
Виртуальная девочка BabyX является разработкой группы доктора Марка Сэгэра из Институтской лаборатории биоинженерии и анимационных технологий университета Окленда. А прототипом для BabyX послужил реальный ребенок, дочь доктора Сэгэра, Франческа.
Виртуальный ребенок BabyX #2
Все движения и выражения лица BabyX скопированы и смоделированы с движений настоящего ребенка, он может видеть окружающий его мир через камеру и, используя технологии распознавания лиц, BabyX способен узнать разговаривающего с ним человека. При помощи микрофона ребенок BabyX способен слышать звуки, связывая их при помощи специализированных алгоритмов в слова, фразы и вопросы, на которые он также отвечает голосом, используя звуковой синтезатор. В электронном мозге BabyX работают алгоритмы, максимально точно моделирующие нейрохимические реакции и процессы, происходящие в мозге человека, которые определяют его поведение и действия. К примеру, похвала ребенка приведет к выбросу в его мозг одного виртуального гормона, допамина, что заставит его улыбаться и смеяться с экрана. Неожиданное исчезновение собеседника приведет к повышению уровня виртуального кортизона, что приведет к увеличению уровня нервной напряженности виртуального ребенка.

Виртуальный ребенок BabyX #3
Несмотря на использование нейробиологических принципов, все, что происходит в мозге виртуального ребенка, является лишь компьютерной моделью, на основе которой в будущем можно будет создать действительно мощный искусственный интеллект, способный обучаться, думать и который, в конце концов, превратится в виртуального взрослого человека. Кроме этого, использование систем типа BabyX абсолютно не ограничено только моделированием виртуальных людей. Такие системы, прошедшие процесс соответствующего специализированного обучения, способные взаимодействовать с живыми людьми и другими подобными системами, смогут послужить заменой человеку при выполнении множества различных работ, начиная от управления технологическим производственным оборудованием и заканчивая управлением космическими кораблями, которые доберутся когда-нибудь до самых дальних уголков космоса.

«ВИРТУАЛЬНЫЙ РЕБЁНОК»: КАК ВЕРНУТЬ ЕГО В РЕАЛЬНЫЙ МИР?

"У моего ребенка компьютерная зависимость", "У него просто истерики, как только мы просим закончить игру", "Его ничего не интересует, кроме игр, это нормально?" - все чаще приходится слышать психологам от родителей. Что находят дети в компьютерных играх? Можно ли вернуть их в реальный мир? Советует автор популярной книги.

Условия развития современных детей изменились так радикально, что даже талантливым педагогам и очень любящим родителям трудно адаптироваться. Все системы воспитания мира не учитывали возможности ухода детей в воображаемые миры.

Кто-то стремится изолировать ребенка от виртуальных миров, потому что они де наносят непоправимый вред его уму и личности; кто-то, напротив, предоставляет ребенку возможность делать на компьютере все, что вздумается, поскольку не хочет мешать ему развиваться по-новому и навязывать стереотипы не столь уж безоблачного прошлого.

Я ставлю вопрос так: как совместить реальный и виртуальный миры в воспитании так, чтобы ребенок оставался адаптивным, его основные интересы лежали в реальном мире, а компьютеры расширяли, а не ограничивали возможности, желания, кругозор.

Итак, как совместить реальную и виртуальную жизни ребенка?

1. ДЛЯ НАЧАЛА РЕШИТЕ: ЧТО ЗНАЧИТ КОМПЬЮТЕР В ВАШЕЙ СЕМЬЕ, В ЖИЗНИ ЛЮБОГО ЧЕЛОВЕКА? Заветный приз? Показатель благосостояния? Окно в мир? Технический помощник? Приспособление, делающее жизнь удобней? Преувеличение значения компьютера взрослыми повышает его значимость в жизни ребенка. Преувеличенные страхи перед компьютером играют ту же роль. Сакрализуя компьютер, мы создаем вокруг него ореол сверхзначимости. Спокойное, почти равнодушное отношение к технике позволяет ее использовать с большим умом, аккуратностью и пользой. А главное, не приведет к такой деформации системы ценностей, при которой обожествляется бездушная железяка с проводами. Компьютер – это только прибор, который можно включить и выключить.

2. НИЗКАЯ САМООЦЕНКА У РЕБЕНКА – ВОТ ПОЧВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЮБОЙ НЕЖЕЛАТЕЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ. Если приятных стимулов, которые доставляют радость, успокаивают, подбадривают, удивляют, смешат, вдохновляют, в жизни слишком мало, любое удовольствие, в том числе игра на компьютере, может вызвать зависимость. Это значит, что не только преувеличивая значение компьютера, но и недооценивая себя, своего ребенка, мы толкаем его довольствоваться ролью простого исполнителя чужих программ, в том числе компьютерных.

3. КОМПЬЮТЕР ЗАЙМЕТ ОСОБОЕ МЕСТО В ЖИЗНИ РЕБЕНКА, ЕСЛИ У НЕГО НЕТ ДРУЗЕЙ И ДРУГИХ СУЩЕСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ С МИРОМ. Это настоящая проблема в эпоху индивидуализма и жизни в больших густонаселенных городах. Если у вас есть хоть какая то возможность создавать условия для совместных игр, пребывания в группе сверстников, не упускайте ее. Боюсь, что наряду с экологической проблемой, проблемой здорового питания нас ждет контроль здорового образа жизни в целом. И на первое место выходят проблемы психического здоровья.

4. Нормативы пребывания ребенка перед экраном примерно таковы. ДО 3 ЛЕТ НИКАКИХ КОМПЬЮТЕРОВ И ПРИСТАВОК! Хотя бы до 3 лет… Потому что реальности трудно конкурировать с виртуальным миром, в котором отфильтровано все неинтересное и собрано все самое «прикольное». Дистанцируясь от компьютера, мы дистанцируемся на некоторое время и от проблем, связанных с ним. После 3 лет время игры должно быть дозировано и составлять максимум полчаса, лучше в перебивку, по 15 минут. Вы можете завести правило: «Компьютер только по выходным!», «Или компьютер, или телевизор!», «Играем только вместе!». Такие правила – основа культуры использования информационных ресурсов.

5. ПРАВИЛО «ИГРАЕМ ТОЛЬКО ВМЕСТЕ!» ОСОБЕННО ВАЖНО, ПОСКОЛЬКУ ГАРАНТИРУЕТ ВКЛЮЧЕННОСТЬ ВЗРОСЛОГО В ПРОЦЕСС ИГРЫ. Но главное, мы учим ребенка манере игры, моделируем отношение к компьютеру. Детям легче справиться с непреодолимым желанием играть еще и еще, если они видят, как останавливаются взрослые. Поставьте рядом часы, объясните, что ограничение времени – это условие игры.

6. Как ответить на вопрос ребенка, зачем ограничивать время? В 4 года можно рассказать сказку про обезьянку, которая очень любила апельсины, но объелась, и у нее заболел животик. Напомните, что у человечков есть не только голова и руки, которые так нужны для компьютера, но и ножки, спинка, животик. Им тоже хочется поиграть, побегать, попрыгать. Иначе вырастет не человек, а головастик со слабым тельцем. На малышей это производит впечатление! СТАВЬТЕ В ОЧЕРЕДЬ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И КОМПЬЮТЕРНЫЕ. Дети любят и то, и другое, и спокойно переключаются с одного интересного занятия на другое.

В настоящее время во многих семьях имеется компьютер. ПК оказывает великую помощь в ведении бизнеса, в отдыхе, поиске нужной информации, в процессе обучения, помогает скоротать свободное время с пользой. Но в то же время компьютерные забавы зачастую могут пойти во вред, особенно, если у монитора находится ребёнок.

С чем же это связано и в чём проявляется? Давайте попробуем разобраться.

Компьютерные игры помогают человеку отдохнуть, расслабиться, «выпустить пар» после напряжённого дня. Но это относится к пониманию взрослых. Психология ребёнка воспринимает такое явление по-другому. Для него – это возможность сделать нечто, что в реальной жизни недопустимо, создать такого героя, которым хотел бы стать в реальности, делать всё то, что запрещают ему родители . Маленький человек подсознательно понимает, что в действительности ему не позволят сделать то, что дозволяется в пределах виртуальности. И настоящая реальная жизнь начинает ему казаться скучной, однообразной и бесцветной. Он с нетерпением ждёт окончания занятий в школе и бежит домой, чтобы с головой уйти в интересный и насыщенный виртуальный мир.

Так ребёнок со временем становится стеснительным, его перестаёт интересовать школа, сверстники, настоящая жизнь, постепенно он замыкается в себе. В итоге получается: плохой аппетит, раздражительность по поводу и без такового, снижается успеваемость и работоспособность. И если своевременно не помочь ему выбраться из этой пучины, то в дальнейшем может появиться серьёзная психологическая травма. Как следствие, врач может прописать лечение , обеспечить поход в новые лечебные кабинеты. Но это стоит предотвратить вовремя, как только вы заметили!

Что же делать, если ребёнку ничто больше не интересно, кроме проведения большей части свободного времени за компьютером? Во-первых, надо ограничить время компьютерных игр, установить определённые временные рамки. Во-вторых, объяснить ему, что виртуальный мир не есть реальный. Вся жизнь не сводится к одним только играм – есть ещё и земные реальные задачи, проблемы, цели, которые ждут своего решения не в том, а в этом мире и в это время. Чем раньше донести до ребёнка суть этих фраз, убедить его, тем будет лучше для него.

Родителям стоит чаще интересоваться реальными успехами отпрыска, чем виртуальными. Его надо периодически поддерживать, давать стимул к движению, достижению поставленных целей, учить и рассказывать о жизни, которая имеет место вне дома и компьютера. Можно сходить со своим чадом в зоопарк, на новый мультфильм, погулять или поиграть с ним во дворе. Вся жизнь складывается из мелочей, и в силах родителей сделать их для ребёнка приятными и интересными, заинтересовать его чем-то в реальном мире. Когда он это прочувствует, увидит внимание и поддержку родителей, то поймёт, что жить без компьютера тоже можно. Его даже убеждать не придётся.

Компьютерные игры – коварная вещь, которой по силам затянуть в свои сети как взрослого человека, так и ребёнка. Но первый может выбраться из него благодаря своим усилиям воли и знаниям. А для ребёнка всё сложнее: он выбирает виртуальность, потому что в ней он находит больше плюсов, чем в реальном мире. И самостоятельно оттуда ему выбраться практически невозможно. Так что, уважаемые родители, в ваших силах помочь своему малышу! Сделайте же так, чтобы в его реальной жизни было больше положительных и интересных событий, чем тех, которые он видит в виртуальном.

Изображение

Обсуждения Виртуальная зависимость ребенка

  • Смотрю советуете. Хорошо, обсудим.

    > Во-первых, надо ограничить время компьютерных игр, установить определённые временные рамки.
    - Что скорее всего ему не понравится и в подростковом возрасте прилетит "обратка" в виде полного неподчинения и наплевательского отношения к запретам и ограничениям. Важно начать договариваться, так чтобы это было выгодно и ребенку тоже. Приучать потихоньку брать на себя ответственность за свои слова. Есть конкретные техники, о которых тут не рассказать.

    > Во-вторых, объяснить ему, что виртуальный мир не есть реальный. Вся жизнь не сводится к одним только играм – есть ещё и земные реальные задачи, проблемы, цели, которые ждут своего решения не в том, а в этом мире и в это время. Чем раньше донести до ребёнка суть этих фраз, убедить его, тем будет лучше для него.
    - Он это прекрасно понимает. Осознает. Но там интереснее. Там свобода, отсутствие ответственности, анонимность, новые ощущения и возможности, самореализация. Естественно, что важно донести до ребенка важность реальных процессов, но как донести то?!

    > Родителям стоит чаще интересоваться реальными успехами отпрыска, чем виртуальными. Его надо периодически поддерживать, давать стимул к движению, достижению поставленных целей, учить и рассказывать о жизни, которая имеет место вне дома и компьютера.
    - Поддерживать важно не "периодически", а постоянно! Без поддержки ребенку будет совсем тяжко, а вопросов в его голове, как правило, масса. В итоге если он ее получал "периодически", или не получал вообще - он искал ее на просторах интернета, в виртуальном мире. И, поверьте, он ее нашел.

    > Можно сходить со своим чадом в зоопарк, на новый мультфильм, погулять или поиграть с ним во дворе. Вся жизнь складывается из мелочей, и в силах родителей сделать их для ребёнка приятными и интересными, заинтересовать его чем-то в реальном мире
    - Можно. Хорошо если получается. А если зависимость и он подросток - ему уже не до прогулок.

    > Компьютерные игры - коварная вещь, которой по силам затянуть в свои сети как взрослого человека, так и ребёнка. Но первый может выбраться из него благодаря своим усилиям воли и знаниям.
    - Взрослый выбирается скорее благодаря своему жизненному опыту. Он уже смог почувствовать красоту этого мира. Он понимает, что есть еще и реальные впечатления, которые на много ярче виртуальных. Ребенок же пока не получил возможности почувствовать красоту мира, следовательно выбора у него как такового и нет.

    > А для ребёнка всё сложнее: он выбирает виртуальность, потому что в ней он находит больше плюсов, чем в реальном мире.
    - И реальный мир часто для него очень стрессовый. Бегство от проблем, одиночества, не понимания, комплексов.

    > И самостоятельно оттуда ему выбраться практически невозможно.
    - Скорее маловероятно. Но если у него есть мотивация меняться - можно легко найти решение.

    > Так что, уважаемые родители, в ваших силах помочь своему малышу!
    - Вы не можете никому помочь. Он может только сам себе помочь, воспользовавшись предложенными знаниями. Ровно как нельзя научить - можно только научиться. Так что не питайте иллюзий, что Вы можете кому-то помочь.

    "Никто не хорош на столько, чтобы учить других" (ц).

    С уважением
    Стекольников Александр.

Приметой нашего времени является массовое применение технологий не только в профессиональной деятельности, но и в каждодневной жизни. Интересно, что технические новинки осваивают два, а иногда и три поколения сразу. У старших нет большого опыта в освоении компьютеров, а следовательно, и авторитета в подобных вещах. Перед лицом новых вызовов родители и дети оказались равными. Более того, дети в силу возрастной открытости и восприимчивости активнее вошли в виртуальный мир через социальные сети и игру.

Еще в прошлом веке писатели-фантасты проектировали возможные варианты развития технологически оснащенного общества. Рэй Брэдбери в рассказе «Вельд» описывает ситуацию, когда родители, озабоченные увлечением детей виртуальной игрой в африканское сафари, пытаются ввести ограничения, но мир игры для детей оказывается важнее отношений с родителями. Вот как объясняет это психиатр: «Ребенок не может жить без привязанностей. Вы с женой позволили этой комнате, этому дому занять ваше место в их сердцах. Детская комната стала для них матерью и отцом, оказалась в их жизни куда важнее подлинных родителей. Теперь вы хотите ее запереть. Неудивительно, что здесь появилась ненависть»*. Рассказ предостерегает взрослых, что виртуальный мир может стать для детей альтернативой семье.

На практике родители переживают уход детей «в компьютер», который занимает все свободное время и отстраняет их от друзей, активных занятий и других увлечений. Увлеченная игра продолжается долгими ночными часами, приводит к недосыпанию, пропуску занятий, забывчивости в отношении встреч и договоренностей, замещает друзей и подчиняет себе образ жизни.

Дети уходят в виртуальный мир как в волшебный, знакомый им по сказкам. Воображение для детей является ведущим мотивом игровой деятельности, творческим постижением реальности жизни. Достаточно лишь одного предмета, принадлежащего реальности, все остальное ребенок воссоздает с помощью воображения. Мир детской фантазии замечательно выражен в стихах Барто: «А недавно было дело, - Я пропал средь бела дня. Мама даже похудела. Но поймите и меня! Мне кричат: - Сережа, где ты? Но в ответ я ни гугу. Я лечу вокруг планеты и ответить не могу». В подростковом возрасте для полета воображения никаких реальных предметов уже не требуется, напротив, по мысли Василия Зеньковского, острая иррациональность приводит воображение к мечтательности. Именно отказ от реальности, уход в неизвестность, мечту прекрасно реализуется в компьютерных играх, которые предлагают без особых усилий обрести власть, силу или влияние. Анонимность и возможность принять желаемый образ снимают «бремена» ответственности с подростка.

Эмоциональная увлеченность игровой реальностью часто накладывается на подростковый возраст, в котором ребенок ищет собственную систему ценностей, отказываясь от усвоенных ранее семейных традиций. В поисках смысла жизни ребенок открыт исследованию всего нового. Однако, не найдя желаемого смысла жизни и находясь в состоянии эмоционального кризиса, человек, согласно Виктору Франклу, наиболее склонен переживать экзистенциальный кризис, и тогда есть опасность перейти в состояние депрессии, агрессии или зависимости.

Привлекательность виртуального мира, не отягощенного ответственностью за поступки, опора на воображение и экзистенциальный кризис взросления делают подростков уязвимыми для компьютерной зависимости. Наиболее ранними ее симптомами являются приступы агрессии, истерики или манипулирование родителями, если они пытаются выключить компьютер или отобрать гаджет. Способность говорить себе «стоп» развивается у человека полностью только к двадцати годам. Это значит, что подростку нужна родительская помощь в виде правил или ограничений в работе с компьютером. Чтобы научиться самостоятельно жить, во время взросления ребенок должен развиваться социально, эмоционально и физически. Поэтому наряду с общением в интернете детям нужно развивать навыки межличностного общения и выхода из проблемных ситуаций. И именно их невозможно выработать, сидя за компьютером.

Родители, наблюдающие уход детей в виртуальный мир, испытывают растерянность и бессилие. Забрать у ребенка компьютер не современно, оставить - возникают сложности... Виртуальный мир - это новое пространство, которое человечество осваивает в XXI веке, подобно тому как в период освоения Земли отважные моряки и исследователи отправлялись в экспедиции в новые моря и страны. Что необходимо, чтобы путешествие было успешным?

Кто-то должен взять на себя командование. Эта ответственность лежит на родителях. Не важно, насколько продвинут ребенок в компьютере, родитель определяет распорядок дня и занятия ребенка. Часто введение простых правил существенно облегчает процесс освоения «новых земель». Идеально, если компьютер находится не в комнате у ребенка, а в общем помещении, чтобы родители могли контролировать занятия ребенка на компьютере. Здоровым отношением к занятиям на компьютере будет, если игры и интернет разрешаются только после выполнения домашнего задания и других обязанностей по дому. Нужно избегать мультизадачности, когда сочинение по литературе пишется одновременно с просмотром телешоу и прослушиванием музыки. Здесь от родителей потребуются выдержка, постоянство и дисциплина.


Второй, не менее важной, функцией командиров является обеспечение безопасности. Опросы показывают, что родители исходят из того, что интернет обеспечивает широкие образовательные возможности, и поэтому покупают детям лучшие гаджеты. Однако опросы детей проясняют, что 90% времени, проведенного за компьютером, посвящено развлечениям. Недостаточность родительского контроля приводит к тому, что дети не занимаются уроками, играют в более взрослые игрушки, чем позволяет их возраст, смотрят фильмы и сайты, которые не одобрили бы их родители.

Безопасность также означает родительский контроль над временем, проведенным ребенком за компьютером, и над содержанием просматриваемого им контента. Здесь полезно использовать известные программы родительского контроля.

Для того чтобы эти рекомендации оказались действенными, ребенок должен видеть дисциплинированность и выдержку в использовании компьютера в жизни родителей. Если при введении ограничений для ребенка мама сама засиживается ночью в интернете, то ребенок будет копировать поведение родителя. Это особенно действует в отношении духовной и нравственной стороны воспитания. Дисциплина и самоконтроль - трудные предметы в школе жизни, они могут быть переданы только примером и последовательным, терпеливым научением.

Христос обличает нас: «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как можешь сказать брату твоему: “брат! дай, я выну сучок из глаза твоего”, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Лк 6:41–42). Он указывает на два важных принципа воспитания: во-первых, у всех есть недостатки, прегрешения и ошибки, поэтому у человека нет морального права судить другого; во-вторых, осуждение без сочувствия и любви никак не помогает человеку исправиться. Не секрет, что наиболее эффективны помощь и служение того человека, который прошел через подобные трудности в собственной жизни. Он не осуждает, но, имея опыт преодоления и победы, знает, как надо. Именно такого отношения любви и ожидают дети от родителей.

Самым важным принципом воспитания в современных условиях является развитие крепких семейных отношений с ребенком. Уход ребенка в компьютер часто связан с тем, что родителям не хватает ни времени, ни сил для общения с ним. Если же наладить общение, то это позволит и в дальнейшем найти пути к сохранению близких отношений. Родителям необходимы понимание уникальности ребенка и мудрость в воспитании, которая предполагает не только введение ограничений, но и привитие семейных традиций и ценностей. Проверкой существования таких отношений могут служить вопросы, которые задает вам ребенок. Обо всем ли он может вас спросить?

Развивают отношения совместная деятельность, отдых, занятия спортом или общение. Психологи утверждают, что при регулярном общении времени нужно не так уж и много, достаточно полчаса безраздельного внимания в день. Конечно, это время должно быть позитивно окрашено. Совместная игра или решение задачи, приготовление ужина или прогулка на лыжах дадут ребенку уверенность в том, что он любим и дорог. Это время обеспечит ниточку любви, так необходимую в жизненных трудностях.

Время сегодня дорого. На детей времени не хватает. И они находятся в постоянном ожидании, когда мама или папа доделает работу. Чтобы ожидание не было столь тяжелым, они начинают играть, находить иные способы удовлетворить потребность в любви. Давление времени сказывается и на состоянии родителей: когда по возвращении домой они раздражены и устали, какое уж тут плодотворное общение. Социальное устройство, ориентированное только на получение выгоды, стремится выжать из работника максимум, пусть даже за счет семьи. Ответственность родителей - выделять драгоценное время для семейного общения, потому что это прямые инвестиции в будущую жизнь детей и свои отношения с ними.

Итак, изучение нового виртуального мира, его рельефов и подводных камней - задача сложная, но реальная. При осознанном отношении родителей к вызовам виртуальной реальности, внимательном отношении к взрослению ребенка, понимании динамики подросткового кризиса исследование информационного пространства станет занимательным и полезным. В процессе совместного путешествия возможно и развитие духовных характеристик - целеполагания и достижения результатов, самоограничения и внутренней дисциплины как в детях, так и в родителях.

По мнению большинства специалистов, радикальные методы воспитания — не лучший выход для тех родителей, которых беспокоит увлеченность ребенка интернетом. Жесткое ограничение доступа к компьютерным играм может, наоборот, лишь подогреть к ним интерес. «Кроме того, такие меры заставят ребенка чувствовать себя среди сверстников аутсайдером: «Все играют, одному мне нельзя», а это может значительно подорвать его самооценку и доверие к вам. Особенно, если речь идет о подростке», — объясняет клинический психолог Алиса Галац .

По мнению многих экспертов, лучше ограничить доступ к разрушающим психику ребенка играм, попутно приобщив его к тем компьютерным развлечениям, которые будут и интересными, и полезными одновременно. «При этом, очень важно обсудить эту ситуацию с ребенком, независимо от того, сколько ему лет. Честно объясните ему, чем вредны кровавые «стрелялки», и почему ему выгодно тратить время на другие вещи», — комментирует Алиса Галац.

Виртуальные игры: какие жанры выбрать для ребенка?

По мнению врача-психотерапевта Анны Куликовой , экшн, симуляторы, а также различные боевики — не лучший вариант для развития ребенка. «Они создают «иллюзию реальности, власти и успешности», хотя в реальной жизни не формируют ни лидерских, ни волевых компетенций», — подчеркивает эксперт.

По словам специалиста, игры в этих жанрах не только не приносят пользу, но и наоборот, могут разрушить психику ребенка, формируя игровую зависимость.

Кроме того, именно в этих жанрах чаще всего присутствует агрессивный сюжет. «Для психики ребенка разрушительны два главных момента — отрыв от реальности и разрушительный контекст, в котором побеждает тот, кто быстрее убьет», — добавляет Алиса Галац.

Как считает Анна Куликова, действительно полезны для ребенка логические и развивающие игры, а также различные игры-головоломки. «Эти жанры помогают структуре головного мозга простраивать новые нейронные связи, анализировать большие потоки информации и применять их точечно», — объясняет специалист.

По словам эксперта, сюжет таких игр должен быть логичным, состоящим из множества деталей и нескольких хорошо проработанных сюжетных линий.

«С маленькими детьми (3-5 лет) лучше играть вместе, объяснять правила, смысл игры. Детям постарше (от 7 лет) лучше дать возможность самостоятельно выбрать то, что будет интересно. А чтобы дать ребенку почувствовать себя компетентным, вы можете, например, попросить его научить вас этой игре, объяснить ее правила. В процессе не забудьте восхититься тем, как он отлично справляется», — добавляет Алиса Галац.

Ну а чтобы интеллектуальные виртуальные игры действительно пошли на пользу ребенку, важно также соблюдать некоторые правила:

* Следите за временем. «В любом возрасте время, которое тратится на виртуальные игры, не должно превышать здорового лимита в час-полтора. Все что выше — является фактором для потенциального развития зависимого поведения», — комментирует Анна Куликова. При этом, временные рамки игр лучше устанавливать заранее, чтобы ребенок был к ним психологически готов.

* Не используйте виртуальные игры в своих целях. Как подчеркивает психотерапевт, очень часто родители пытаются за счет манипуляций с компьютерными играми решить свои проблемы. Например, суют планшет малышу, чтобы не мешал им смотреть сериал, или обещают дать поиграть, если он будет «хорошо себя вести».

Такое поведение разрушительно влияет на развитие ребенка, так как лишает его возможности нормально удовлетворять свои возрастные потребности — в любви, внимании, поддержке. «Что касается малышей в возрасте 2-3 лет, то их развитие происходит в совместной деятельности с родителем. Поэтому любая компьютерная «развивалка» будет бесполезна, если ребенок в нее играет, пока вы на маникюре», — добавяет Алиса Галац.

* Проводите параллели с реальностью. В идеале развивающие игры должны стать вспомогательным материалом для ребенка в реальной жизни. «Обратите внимание на то, какие игры особенно нравятся ребенку, и подумайте, как можно в реальности организовать для него что-то подобное», — рекомендует Алиса Галац. Например, если ребенку нравится что-то мастерить, высчитывать, то можно отдать его на курсы робототехники, если нравятся шахматы — отвести в настоящий шахматный кружок.

* Организуйте семейные игры. Чтобы виртуальный досуг не «выбрасывал» ребенка из семьи, находите те игры, в которые вы могли бы играть все вместе. «И в этом случае, они не всегда должны быть строго интеллектуальными или развивающими. Главное, чтобы всем было весело, развивался командный дух», — подчеркивает психолог.

* Общайтесь с ребенком. «Не стоит забывать о том, что обычно дети с головой уходят в виртуальный мир тогда, когда их не устраивает реальность. Поэтому почаще уделяйте ребенку внимание, создавайте для него комфортную, принимающую обстановку дома. Спрашивайте, как дела, обнимайте, обсуждайте фильмы, книги, и тогда вопрос о пристрастии к играм, может, и не встанет вовсе», — отмечает Алиса Галац.