Государство: Пенсионные системы стран мира в сравнении с Россией. Три уровня пенсионной системы в российской федерации

Опыт зарубежных пенсионных систем и его применение в процессе реформирования пенсионной системы России на современном этапе ее развития

Как устроены пенсионные системы в развитых странах? Чем они отличаются от российской? И насколько применимы эти принципы к российским реалиям жизни? Об этом рассказывает Александра Гвозденко, генеральный директор негосударственного пенсионного фонда «Социальное развитие»

- Как организована пенсионная система в развитых странах мира? Например, странах Европы, США, Японии? В чем плюсы и минусы пенсионных систем в этих странах, по вашему мнению?

Используемые западными странами пенсионные модели традиционно делят условно на два типа: построенные по модели Бевериджа (англо-саксонской) и Бисмарка (континентальной).

Модель Бевериджа в том или ином виде используют Великобритания, США, Канада, Голландия и др. Модель предполагает гарантированное государством предоставление минимального и заранее обусловленного пенсионного обеспечения всему населению. Как правило, имеет место специальный (социальный, пенсионный) налог, базовая пенсия от государства никак не связана с уровнем жизни и доходом человека, поэтому получили распространение дополнительные режимы пенсионного обеспечения, построенные по накопительному принципу.

В Великобритании минимальная базовая пенсия формируется за счет взносов работодателя и самого работника, эти взносы идут на выплаты текущих обязательств государства. Добровольные накопления развиты, так как государство гарантирует лишь минимальную пенсию.

В Канаде имеется три уровня: базовая пенсия финансируется из общих фондов государства, обязательная формируется за счет налога на доходы физических лиц и равных отчислений за счет работодателя и используется на текущие пенсионные обязательства по распределительному принципу, третья часть — добровольная (профессиональные пенсии и частные накопления).

В США функционируют как государственные, так и частные пенсионные системы. Американцы могут формировать три пенсии: государственную, частную коллективную по месту работы и индивидуальную (личный пенсионный счет). Государственная программа охватывает всех занятых в экономике и построена по распределительному принципу, обеспечивая минимальную пенсию. Накопительные системы делятся на государственные (для работающих на правительство и местные органы) и частные (дополнительные пенсионные системы в частном секторе экономики по месту работы). Программы с установленными выплатами финансируются за счет отчислений работодателей. Предприниматели и работники в равных долях, как правило, финансируют программы с установленными взносами. Участники, имеющие персональный счет в пенсионном фонде, имеют право выбора между различными инвестиционными программами, предлагаемыми управляющими компаниями. Американец может открыть свой личный пенсионный счет в банке, паевом фонде, страховой компании. Ежегодные взносы на личные счета ограничены лимитом, уплата налогов производится только при снятии или закрытии счета.

Александра Гвозденко

Генеральный директор «НПФ «Социальное развитие»

В модели пенсионного обеспечения Японии доминирует финансируемое из бюджета государственное социальное обеспечение. На базовые пенсии имеют право все жители, независимо от уровня доходов и рода деятельности. Дополнительно к базовой наемные работники получают государственные и профессиональные (финансируются равнозначными взносами работодателей и работников) пенсии. В случае выхода на пенсию ранее общеустановленного возраста, гражданин получает ее в урезанном размере, для продолжающих работать — пенсия растет ежегодно. Многим японцам государственной пенсии не хватает, и им приходится трудиться после выхода на пенсию, либо вести собственное хозяйство.

Израиль называют «страной двух пенсий», где имеет место двухуровневая пенсионная система. При выходе на пенсию гражданин получает государственную ежемесячную выплату — аналог страховой пенсии россиянина из фонда социального страхования, независимо от стажа работы. Дополняют ее накопления, сделанные работодателем.

Модели пенсионной системы, построенные по аналогии с моделью Бевериджа, обеспечивают минимальные гарантии от государства, играющие лишь роль защиты от бедности. В этих системах достижение желательных параметров пенсионного обеспечения зависит от участия работников в дополнительных программах, развитие которых всегда зависит от устойчивости экономики страны и уровня социально-экономической стабильности государства. В то же время, они не создают тяжелого бремени для государства и не способствуют развитию иждивенчества и безразличия в вопросах личных инвестиций, формируя активную гражданскую позицию будущих пенсионеров и ответственность за свое собственное будущее.

Модель Бисмарка используют Германия, Италия, Австрия, Франция, Бельгия, Греция.

Модель предполагает финансирование за счет взносов работающих, пропорционально распределяемых между имеющими право на пенсию. Также существуют режимы дополнительного пенсионного обеспечения, но они не очень развиты. Для этой модели характерен уравнительный принцип формирования пенсий, социальное иждивенчество, снижение интереса к сбережениям. Как правило, имеет место также монопольное положение государства, которое маневрирует условиями выплат и размером пенсий; в сегодняшней России подобные процессы стало принято называть «гибкой настройкой параметров системы».

В Германии пенсионная система основана на принципе солидарности поколений, работающие платят в госфонд, откуда потом и сами получают пенсию. Половину взноса оплачивает работодатель, во время службы в армии или декретного отпуска взносы платит государство. Размер назначаемой пенсии зависит от возраста выхода на пенсию, стажа, размера зарплаты, вида пенсии и других индивидуальных коэффициентов формулы расчета. На сегодняшний день государственную пенсию дополняет производственная пенсия от предприятий и личные пенсионные планы.

Во Франции пенсии также в большинстве своем распределительные, взносы также распределены между работниками и работодателем, лица свободных профессий полностью платят самостоятельно. Существует жесткая привязка выплачиваемых пенсий к стажу.

В чистом виде эти модели практически не существовали. Каждая страна имеет свои индивидуальные черты пенсионной системы.

В целом, как демонстрируют вышеприведенные примеры, пенсионные системы стран мира сочетают в себе два основных элемента: накопительный и распределительный, каждый из которых имеет свои плюсы и минусы.

Распределительная система пенсий в большей мере обеспечивает защищенность людей с низкими доходами, кроме того распределительный механизм срабатывает достаточно быстро, так как пенсии выплачиваются за счет платежей ныне работающих граждан. Развитые страны столкнулись с проблемой старения населения. Поэтому в том или ином виде был введен накопительный элемент, который не подвержен влиянию демографических факторов. При этом накопительные пенсионные системы отличаются большей степенью риска в условиях нестабильной экономической ситуации в стране: для накопления требуется более длительный срок, в течение которого инфляция обесценивает пенсионные сбережения. В то же время в случае распределительной системы инфляция также является негативным фактором, так как индексация становится финансовым бременем государства. Видимо поэтому системы, построенные по накопительной или по распределительной модели, в чистом виде в мире встречаются редко, в основном используются комбинированные варианты, в которых доминирующую роль играет одна из моделей. Распределительная система гарантирует некий минимальный уровень жизни пенсионерам, желаемый уровень пенсий достигается за счет использования страховых (накопительных) механизмов, которые в странах ОЭСР с высоким уровнем дохода (Швеция, Швейцария и др.) являются обязательными или наполовину обязательными. Стоит отметить, что в большинстве развитых стран совокупный размер взносов, уплачиваемых в пенсионную систему, выше, чем сегодня в России, а нагрузка на работодателя ниже.

Для большинства стран, столкнувшихся с демографическими трудностями, очевидной необходимостью оказалось повышение пенсионного возраста. Несмотря на то, что это весьма сложный политический процесс, страны Европейского Союза в этом вопросе оказались куда решительнее в сравнении с Россией, и уже давно применяют подобную практику. Сегодня правительство нашей страны приходит к осознанию того факта, что и нам данной участи не избежать, а некоторые эксперты говорят о том, что если бы эта непопулярная мера была реализована намного раньше, наша пенсионная система уже сейчас чувствовала бы себя гораздо комфортнее.

Различна и структура вложений пенсионных средств в пенсионных системах разных стран. Развивающиеся страны отдают предпочтение более консервативным и менее рисковым инструментам, таким как облигации, в то время развитые страны более активно инвестируют в акции и инвестиционные паи.

Ряд стран (например, Новая Зеландия) для снижения нагрузки на пенсионную систему исключают из нее высокодоходных граждан, предлагая им самостоятельно позаботиться о своем доходе после окончания трудовой деятельности. Этот опыт был положен в основу ряда предложений по реформированию пенсионной системы России.

Реформирование пенсионной системы характерно не только для России. Большинство развитых в социально-экономическом отношении государств (США, Франция, Германия, Италия, Испания и др.) пошли по пути постепенного реформирования пенсионной системы.

- Какой опыт среди зарубежных стран вы считаете успешным?

Ни в одной стране мира нет идеальной пенсионной системы, все испытывают те или иные трудности. Однако возможно применять отдельные практики, оказавшиеся успешными в ходе их реализации в той или иной стране. Так, из вышеописанного, на мой взгляд, стоит обратить внимание на следующие практики зарубежных стран:

Индексация пенсий должна производиться соизмеримо с возможностями бюджета страны. Уже сегодня мы столкнулись с проблемами пенсионной системы, связанными с несоизмеримым наращиванием обязательств, не подкрепленным реальными возможностями системы;

Планомерное повышение пенсионного возраста с учетом параметров здоровья современных пенсионеров по результатам соответствующих исследований, а также с учетом параметров возрастающих значений продолжительности жизни в стране, гибкая настройка периода дожития. В России женщины отправляются на заслуженный отдых в 55 лет, мужчины — в 60 лет, что является очень низким показателем по сравнению с другими странами;

Финансирование гарантированных государством пенсий за счет общих налогов. На мой взгляд, со временем мы вынуждены будем двигаться в этом направлении и постепенно уходить от страховых взносов, этому будет способствовать не только демография, но и автоматизация производства. Сегодня база для формирования страховых взносов — фонд оплаты труда (ФОТ). Работа техники и машин не формирует ФОТ, но формирует прибыль — базу для уплаты налогов в бюджет. Уже сегодня пенсионная система неработоспособна без трансфертов из федерального бюджета, и, учитывая тенденции развития ситуации, эта зависимость будет только возрастать, если параметры существующей системы не будут пересмотрены;

Повышение тарифов взносов, уплачиваемых в пенсионную систему. В большинстве стран мира общий тариф взносов, уплачиваемых в систему, выше, чем в России. В то же время в условиях существующей экономической ситуации, на мой взгляд, недопустимо увеличение нагрузки на бизнес, потому что только запустив процессы развития экономики, мы имеем реальный шанс выйти из сложной ситуации в пенсионной системе. В этом свете стоит рассматривать повышение тарифов за счет участия самих работников (распределения страховой нагрузки между работником и работодателем), что и демонстрирует опыт зарубежных стран, где развиты практики соразмерной уплаты взносов в пенсионную систему работником и работодателем;

Повышение роли и участия самого работника в формировании будущей пенсии, закрепление прав собственности на сформированные накопления за работником. Сегодня в нашей стране взносы в обязательную пенсионную систему уплачивает только работодатель, при этом работнику (а не работодателю) предоставлено право выбора провайдера пенсионных услуг. Подобное положение дел ведет к снижению заинтересованности работника в вопросах формирования будущей пенсии. Применение опыта зарубежных стран позволит обеспечить большую вовлеченность самих работников в процессы инвестирования и принятия значимых решений в вопросах формирования пенсии, что, в свою очередь, будет способствовать формированию культуры пенсионных накоплений и в перспективе сделает возможным создание предпосылок для развития добровольных форм накопления;

Введение квазидобровольных форм участия работника и работодателя в формировании пенсионных накоплений;

Привязка трудового стажа к размеру гарантированных государством выплат. В последнее время в России уже были предприняты правильные шаги в данном направлении, в то же время звучат предложения об увеличении минимального стажа, необходимого для получения права на страховую пенсию. В большинстве стран мира предъявляются более жесткие требования в части продолжительности страхового стажа. Постепенное и мягкое повышение — верное решение.

Кроме того, стоит развиваться в направлении повышения эффективности инвестирования. Современные тенденции связаны с применением опыта развитых стран в части вопросов инвестирования: расширением перечня инструментов для инвестирования, сокращением доли условно безрисковых инструментов, увеличением доли разрешенных инструментов, позволяющих использовать накопления в качестве длинного инвестиционного ресурса, способствующего развитию национальной экономики под контролем регулятора, развитием в направлении использования принципов ответственного инвестора и фидуциарной ответственности.

Особое внимание в последнее время было привлечено к опыту таких стран, как Австралия и Новая Зеландия, в связи с высоким рейтингом устойчивости их пенсионных систем. Поэтому считаю необходимым остановиться на рассмотрении опыта этих стран более подробно.

Австралийская система основывается на сочетании государственной и частной пенсии. Государственная финансируется из бюджета на распределительных принципах, не требует стажа работы и обеспечивает минимальные гарантии защиты от бедности. Выплачивается любому гражданину Австралии, достигшему пенсионного возраста. Размер выплат ранжирован в зависимости от условий ее получения, в том числе условия: является ли пенсионер одиночкой либо составляет семейную пару . Пенсионные нормативы регулярно пересматриваются в зависимости от роста цен. К пенсии прилагаются различные льготы (бесплатный проезд, лекарства). Размер государственной пенсии зависит от доходов и собственности гражданина. При наличии достаточно высокого дохода, либо высокого размера стоимости собственности (либо сочетания указанных параметров) размер пенсии сокращается, вплоть до отказа от выплат. Негосударственная пенсия тоже считается доходом .

Таким образом государство снимает с себя ответственность за пенсионное обеспечение граждан, которые в состоянии обеспечить себя самостоятельно, и не утяжеляет пенсионную систему обязательствами по отношению к богатым гражданам. Австралия, как и многие другие страны, быстро стареет, и в перспективе сокращение государственных пенсий — неизбежное следствие. Поэтому в стране большое значение придается развитию деятельности частных пенсионных фондов, в которые уже несколько десятилетий работающие граждане делают взносы в обязательном порядке . В большинстве случаев и работодатель обязан вносить равнозначную сумму. Пенсионные фонды — частные учреждения, но их деятельность довольно жестко регламентируется и контролируется. Австралийцы имеют право выбора пенсионного фонда, но часто остаются в фондах, которые когда-то установили постоянные связи с их компаниями-работодателями (ранее, до внесения изменений в законодательство, компании имели постоянные соглашения с фондами, которые в большинстве случаев имели одного вкладчика, который одновременно являлся и владельцем фонда). Если человек ничего не выбрал, накопления по умолчанию переводятся в фонд с максимально простым инвестиционным планом.

Пенсионные фонды обязаны предлагать своим вкладчикам на выбор несколько инвестиционных стратегий , отличающихся степенью риска и доходностью. Пенсионный фонд, в отличие от других финансовых организаций, имеет ряд налоговых льгот, что дает ему преимущества: австралиец, желающий скопить на старость, выберет именно пенсионный фонд.

Таким образом, в Австралии фактически работает три составляющих: первая выплачивается государством за счет сбора налогов, вторая — негосударственными пенсионными фондами за счет отчислений самих граждан, третья часть — добровольная (будущий пенсионер может делать добровольные отчисления). Пенсионный возраст у мужчин и женщин — 65 лет, воспользоваться накоплениями можно уже в 55. Планируется увеличение границ пенсионного возраста до 67 лет к 2023 году. Каждый австралиец имеет свой частный пенсионный план, согласно которому работодатель отчисляет в негосударственные пенсионные фонды взносы, составляющие как минимум 9,5% зарплаты работника (планируется увеличение до 12%). Работодатель освобождается от перечисления взносов, если зарплата работника окажется меньше минимально установленной величины, либо если в течение года работник уже скопил установленную сумму (напоминает предел страхуемого заработка в России). Доходность частных пенсионных фондов в Австралии достаточно высокая при относительно невысокой инфляции.

Австралийцы продолжают зависеть от государственных пенсий, сегодня размер накоплений в пенсионных фондах недостаточно велик (сказывается влияние ранее действовавших либеральных законов и более низких норм отчисления). Получив право на получение денег с учетом возраста, гражданин полученную сумму (чаще всего в виде единовременной выплаты) предпочитает тратить на решение насущных проблем, оставаясь на будущее лишь с государственной минимальной пенсией. Тем не менее, в будущем жители Австралии смогут подходить к пенсионному возрасту с относительно более значительным объемом накоплений, и на общемировом фоне пенсионная система Австралии выглядит образцом для подражания.

В индексе устойчивости пенсионных систем по данным исследования Allianz Asset Management в сфере международных пенсионных систем австралийская заняла первое место, в то время как российская — 14 место из 50-ти (что тоже не самый плохой результат, означающий высокую устойчивость, мы следуем сразу за Финляндией и выше таких стран, как Франция, Германия и Япония). Это означает, что пенсионная система Австралии, имея аналогичную демографическую ситуацию, оказалась более приспособленной к вызовам современной реальности.

Сегодня пенсия в России состоит из фиксированных выплат, страховой пенсии (по старости, в том числе досрочная, по инвалидности и по случаю потери кормильца) и накопительной пенсии. Пенсионный возраст составляет 60 лет для мужчин, 55 лет — для женщин. Для получения права на пенсию необходимо иметь страховой стаж, до 1 января 2015 года его продолжительность составляла всего 5 лет, до 2025 года планируется постепенное увеличение до 15 лет. Также для получения права на пенсию необходимо иметь индивидуальный пенсионный коэффициент не ниже установленного законом (к 2025 году планируется увеличение до 30). Фиксированная выплата назначается при условии назначения страховой пенсии и является минимальной государственной гарантией пенсионного обеспечения. Пенсия в России формируется из взносов только в страховую пенсию или в страховую и накопительную (право выбора было реализовано до конца 2015 года). Накопительная пенсия может формироваться как в ПФ РФ, так и в НПФ по выбору гражданина.

Все работодатели сегодня отчисляют тариф 22%, рассчитываемый от заработной платы работников, в ПФ РФ. Далее эти деньги идут на выплаты пенсионерам либо на формирование пенсионных накоплений. Накопительная пенсия (6% в составе 22%) существует только для граждан 1967 года рождения и моложе, успевших до конца 2015 года сделать выбор способа формирования пенсионных накоплений.

Кроме того, в России имеют место быть добровольные программы негосударственного пенсионного обеспечения (как корпоративные, так и частные), однако этот сегмент в настоящее время активно не развивается и даже стагнирует.

Следующие признаки отличают австралийскую пенсионную систему от российской:

Наличие пенсионного плана для осуществления пенсионных отчислений работающим гражданином;

Основная часть выплат осуществляется из частной пенсионной системы;

Тариф взносов для работодателя ниже в сравнении с российским (это способствует развитию экономики);

Пенсионный возраст выше;

Необходимость и размер выплат определяются с учетом текущих потребностей и возможностей пенсионера;

Более высокая доходность пенсионных фондов;

Наличие нескольких инвестиционных стратегий, предлагаемых на выбор гражданам провайдерами услуг;

Источник выплат из государственной системы — налоги, а не страховые взносы.

Безусловно, невозможно весь этот опыт целиком перенести на российскую пенсионную систему. В то же время вопрос сокращения затрат государства на пенсионную систему в России сегодня стоит достаточно остро, поэтому все представленные позиции стоит рассмотреть, адаптировав их с учетом российских особенностей. В частности, на мой взгляд, стоит уделить внимание:

Вопросам мягкого повышения пенсионного возраста,

Возможностям учета реальных потребностей (с учетом финансового состояния пенсионера) в финансировании государством гражданина при назначении пенсии. Сегодня в России уже предприняты меры по сокращению затрат на выплаты пенсий в условиях дефицита бюджета (исключена индексация пенсий работающим пенсионерам). Кроме того, рассматриваются и такие предложения, как отмена досрочных пенсий для учителей, медиков и творческих работников, отказ от выплат пенсий (либо их фиксированной части) работающим пенсионерам, отказ от выплат досрочных пенсий тем, кто получил на них право по причине работы во вредных и опасных условиях, но продолжает работать на тех же самых производствах и др. Опыт Австралии может оказаться полезным в выработке решений по сокращению дефицита бюджета ПФ РФ и трансферта из федерального бюджета;

Развитию частных пенсионных систем;

Сокращению нагрузки на работодателя за счет перераспределения тарифа между работодателем и самим работником;

Развитию инструментов и механизмов инвестирования для достижения более высоких показателей доходности, а также расширения возможности выбора стратегий инвестирования (с различным соотношением риск-доходность).

Похожим образом работает пенсионная система в Новой Зеландии (третье место в индексе устойчивости пенсионных систем по данным исследования Allianz Asset Management в сфере международных пенсионных систем). Здесь существует две линии накопления средств.

Во-первых, государственная пенсия формируется из средств налогообложения, во-вторых, работающий гражданин ежемесячно отчисляет процент из заработанных денег в пенсионный фонд. Для получения пенсии от государства требуется прожить в стране установленный законом срок. Показателем для расчета пенсии является средняя заработная плата по стране, пенсионная ставка меняется с учетом инфляции. Стаж работы не учитывается, но на размер пенсии влияют другие показатели: состоит ли человек в браке, проживает один либо с кем-то еще, получает ли супруг пенсионное пособие, имеются ли другие доходы и др.

Любой новозеландец, даже несовершеннолетний с согласия его родителей, может присоединиться к программе KiwiSaver и отчислять 3-5% своего дохода (и дополнительные средства по возможности) в выбранный инвестиционный фонд с участием государства и работодателя (не менее 3% до уплаты налогов). Фонды отличаются по уровню рискованности / доходности. За «молчунов» фонд выбирает работодатель или государство.

С момента начала трудовой деятельности присоединение к системе производится автоматически, и на счет сразу же зачисляется стартовая сумма. Кто не желает участвовать в системе, может от нее отказаться, для этого отводится срок с момента первого трудоустройства. Стартовая сумма стимулирует остаться в системе.

Кроме того, имеется мотивация копить: при достижении определенной величины счета на него поступает весомое софинансирование государства (до половины средств на счете).

Доступ к пенсионным деньгам граждане получают при наступлении установленного возраста или в особых случаях раньше (например, при приобретении жилья впервые, либо в случае тяжелого финансового положения, болезни). При достижении пенсионного возраста работник может всю сумму направить на выплаты пенсии, перевести на банковский счет, купить недвижимость.

- Применимы ли принципы зарубежного опыта к российским реалиям?

Россия все еще в поисках совершенной модели управления пенсионным обеспечением граждан. Сегодняшняя пенсионная модель России имеет свои особенности, и ее нельзя напрямую отнести к образцам западных систем. Мы используем комбинированную систему, сочетающую накопительный и распределительный элемент, что неоднократно подчеркивалось международными экспертами в качестве её преимущества.

России необходимо понимать и применять успешный опыт построения пенсионных систем в западных странах, адаптируя его к своим особенностям, а также этапу развития экономики, общества в целом и пенсионной системы.

Так, до реформы 2002 года в России имела место распределительная система, в максимальной степени приближенная к модели Бисмарка, после реформы она приобрела распределительно-накопительный характер. Подобная модель, уникальная в своем роде, подверглась многочисленным изменениям и продолжает реформироваться по сей день.

В частности, использовала Россия и опыт Чили, где ответственность за формирование пенсионных накоплений была перенесена на работающих граждан, которые сами выбирают управляющую компанию для инвестирования сформированных накоплений.

Культура сбережений формируется годами, поэтому важно обеспечить планомерность реформ, резкие движения в пенсионной отрасли неприемлемы. Возможно, частые смены правил игры в пенсионном законодательстве России — одна из ключевых причин, по которым добровольные накопления не развиваются так, как это происходит на Западе.

Возможно, российской системе не хватает гибкости. Размер пенсии россиян зависит от стажа работы, доходов и от того, сколько они смогли самостоятельно отложить на старость. Нет учета других факторов. Например, очевиден факт того, что расходы одинокого пенсионера выше, чем у того, кто живет с супругом, не учитывается уровень благосостояния (богатства) пенсионера.

В полной мере опыт зарубежных стран применить невозможно, необходимо учитывать степень развития экономики, пенсионной системы и состояние ее институтов. Кроме того, по официальным заявлениям главы Минтруда, за каждого пятого трудоспособного гражданина РФ не перечисляются страховые взносы. Поэтому в нашей стране в первую очередь стоит обратить внимание на механизмы вывода бизнеса из тени. Любые меры по увеличению нагрузки на работодателя могут иметь обратный эффект.

*Информация для подготовки материала была получена из открытых источников

Продолжаем говорить про пенсии. Сегодня обсудим, какие виды пенсионных систем есть и как они работают.

Виды пенсионных систем

Пенсионные системы бывают двух видов: распределительная и накопительная.

Накопительная пенсионная система

Суть уже заложена в названии: пока человек работает, он делает отчисления со своей зарплаты или это делает за него работодатель. Эти средства не тратятся на выплаты текущим пенсионерам, а учитываются на отдельном счету, инвестируются и приносят доход.

Плюс системы - на нее мало влияет снижение рождаемости, рост продолжительности жизни и, как следствие, рост числа пенсионеров. Сколько человек сам накопил, столько и будет получать. Демографическая ситуация его мало волнует.

  • в такой системе беззащитными оказываются те, кто сам не может накопить на пенсию: инвалиды, люди с маленьким стажем, многодетные матери и т.п. Также уязвимы и их родственники, на которых возлагается нагрузка по их обеспечению. Всем этим людям остается только ждать милости от государства
  • размер пенсии сильно зависит от выбранной инвестиционной стратегии. Про доходность НПФ уже была статья, и ситуация там не радужная
  • все положительные эффекты от внедрения накопительной системы чувствуются далеко не сразу. Ведь существующим пенсионерам, которые не затронуты накопительной системой, все равно необходимо платить пенсии. Это увеличивает нагрузку на госбюджет (или заставляет государство увеличить пенсионные отчисления).

Распределительная система

Распределительная система работает по принципу солидарности или взаимопомощи поколений. Поэтому ее еще называют солидарной. Работающие люди с помощью своих отчислений обеспечивают жизнь пенсионеров. Т. е. каждое поколение получает пенсии за счет следующего. При этом уплаченные взносы не инвестируются, а идут на выплату текущих пенсий.

Плюс распределительной системы - пенсии получают и те, кто сам не смог своими отчислениями обеспечить себе пенсии.

Минус -зависимость от демографической ситуации. Система зависит от соотношения доходов(а именно от количества плательщиков и размера отчислений) и расходов, то есть от количества пенсионеров и размера выплат. Изменение любого из этих чисел неизбежно сказывается на балансе всей системы. Если рождаемость падает, а продолжительность жизни растет, текущих отчислений перестает хватать на выплаты пенсий. Об этой проблеме еще в 1994 году писал Всемирный банк в своем докладе «Предупреждение всемирного кризиса старения» (Averting the Old Age Crisis).

Какая модель наиболее гуманна?

Накопительная, где каждый сам за себя, или солидарная, где и взносы, и пенсии равномерно распределяются между людьми? Да, накопительная система хороша тем, что ваши взносы только ваши. Если они есть, и если их достаточно. А если нет - то это только ваша проблема. Хотите вы такой схемы для себя? И помните, что при такой системе, если ваши родители не накопили себе на пенсию, - это тоже ваши проблемы. Если ваша жена родила нескольких детей, и из-за этого ее отчислений не хватит на нормальную пенсию - это тоже будет ваша проблема. А у жены тоже есть родители, и если и они по каким-то причинам не накопили на пенсию, то угадайте, чья это проблема? Не много приходится на одного человека? Получается, что накопительная система хороша для здоровых холостых людей без малообеспеченных родителей. Сурово, но так. Остальным выгоднее солидарная система, в которой их могут хотя бы подстраховать от чрезмерной нагрузки.

У нас в России пенсионная система распределительная. , поэтому дальше давайте говорить про распределительную систему.

Почему выгодно иметь много людей с большими (и белыми) доходами?

Давайте рассмотрим на примерах.

Иван получает ежемесячно зарплату 130 500 рублей. Зарплата у Ивана белая, то есть работодатель исправно делает отчисления в ПФР. И не только туда, но сейчас не об этом.

Взносы в ПФР рассчитываются с зарплаты до вычета НДФЛ. У Ивана это 1 800 000 рублей в год.

Предельная сумма, с которой уплачивается 22% взносов, - 1 021 000 рублей.

То есть с этой суммы Иван платит в ПФР 224 620 рублей.

А что с остальными доходами?

С суммы дохода выше 1 021 000 рублей в год уплачиваются пенсионные взносы по ставке 10%.

То есть (1 800 000 - 1 021 000) * 10% = 779 000 * 10% = 77 900 рублей.

Итого с зарплаты Ивана в ПФР отчисляется 224 620 + 77 900 = 302 520 рублей взносов в год.

Или в среднем 25 210 рублей в месяц.

Средний размер пенсии в 2017 году составил 13 800 рублей.

То есть фактически отчислений Ивана хватает на пенсии 2 пенсионерам.

Еще пример.

Василий. Ежемесячная зарплата до налогов 15 000 рублей в месяц или 180 000 рублей в год.

Считаем, сколько денег идет с его дохода в ПФР.

180 000 * 22% = 39 600 рублей в год.

Или 3 300 рублей в месяц.

То есть чтобы выплатить среднюю пенсию одному пенсионеру нужны отчисления 4 работников с зарплатой 15 000 рублей.

Что немаловажно, при таких отчислениях в ПФР средств Василия не хватило бы даже для финансирования его собственной минимальной пенсии в будущем.

Стоит напомнить так же, что индивидуальные предприниматели (ИП) в 2018 году перечисляют в ПФР 26545 руб в год при доходах менее 300 тыс. руб. Если доходы ИП превышают 300 тыс. руб, до добавляется еще 1%. Но общая сумма пенсионных начислений все равно довольно маленькая. Если ИП заработал 1 млн. руб, то в ПФР он заплатит 33545 руб. Ситуация еще более плачевная чем у Василия. Пенсию ИП будут выплачивать "вскладчину" другие участники солидарной системы.

Вывод 1

При солидарной системе распределяются не только выплаты между всеми пенсионерами, но и взносы между работающими. Каждый обеспечивает столько пенсионеров, сколько может. Кто-то может обеспечить четверть пенсии, кто-то 2 и даже больше, а пенсии при этом получают все. Благодаря такой системе снижается нагрузка на людей с небольшими доходами.

Так, Василий из примера не смог бы содержать родителей. Ему распределительная система выгодна, т.к. при ней его родители получают в среднем 27 000 р. на двоих, при том, что Василий платит взносов 3 300 рублей.

Вывод 2

При распределительной системе обществу выгодно, чтобы максимальное число людей получали высокие доходы. И при этом платили все налоги и взносы. Так, Иван из примера своими отчислениями с зарплаты в 150 000 рублей (до уплаты НДФЛ) содержит 2 пенсионеров вне зависимости от того, есть у него родители или нет. При накопительной системе личные доходы были бы личной выгодой или проблемой каждого отдельного человека.

Вывод 3

Однако наилучший эффект достигается от одновременной работы распределительной и накопительной систем. Причем именно добровольной накопительной, когда человек сам решает, сколько он будет откладывать денег на пенсию и куда. Именно благодаря одновременному использованию обоих систем европейские и американские пенсионеры и получают высокие выплаты в размере 58-83% от предыдущих доходов.

Сегодня широкая законодательная база, учитывающая любые возможные нюансы, определяет такую важнейшую сторону жизни каждого гражданина нашей страны, как пенсионная система Российской Федерации. Реформа, появившаяся в 2001-м году, касающаяся пенсий, способствовала принятию Федерального закона о необходимости пенсионного страхования. Начиная с 2002-го года система выдачи пенсии стала такой, какой мы ее знаем сегодня.

Структура пенсионной системы Российской Федерации

Современная пенсионная система РФ - представляет собой совокупность законов, задачей которых является поддержка и организация регулярной передачи денежных средств для лиц, уже вышедших на пенсию.

Система государственного пенсионного обеспечения распределяется по трем основным группам:

  • Государственное пенсионное обеспечение. Государственной организацией, отвечающей за оплату пенсии, является Пенсионный Фонд Российской Федерации. Пенсия от государства передается гражданам из федерального бюджета, распределение ведется среди узких слоев населения.
  • Обязательное пенсионное страхование. Это выплаты от Пенсионного Фонда или Негосударственной Пенсионной компании. Эта пенсия по труду, предоставляется большинству работающих людей. Накопление средств ведется из обязательных страховых взносов, которые переводятся работодателем в ПФР.
  • .­­ Данная система ведется частными Пенсионными Фондами и может быть индивидуальным и корпоративным. Получить подобные выплаты может любой человек или организация, решившая заключить отдельный договор с НПФ и обеспечить более высокий уровень жизни на пенсии. Оплачивается подобная услуга пенсионными взносами отдельного человека или компании, ведущей дополнительную защиту средств своих работников.

В трех этих группах можно установить ряд определенных особенностей, каждое отдельное обеспечение работает по определенным принципам, способно предоставить людям разнообразные варианты обеспечения на пенсии.

Стоит внимательно отнестись к структуре системы по расчету и выдаче пенсий РФ.

Структура системы по расчету и выдаче пенсий РФ
пенсионное страхование пенсионное обеспечение негосударственное пенсионное обеспечение
пенсии по труду пенсии от государства дополнительные пенсии
разновидности и причины
пожилой возраст потеря члена семьи, отвечающего за доход
  • пожилой возраст;
  • инвалидность;
  • потеря кормильца;
  • выслуга лет;
  • социальная пенсия.
  • до конца жизни;
  • срочная
инвалидность
  • страховая;
  • накопительная.
страховая
финансирование
из страховых взносов, уплачиваемых работодателем в бюджет ПФР из средств федерального бюджета из добровольных отчислений работника и работодателя
организации-страховщики
ПФР или НПР (только накопительная часть) Пенсионный Фонд Негосударственный Фонд

Как работает система государственного пенсионного обеспечения?

Целью государственного пенсионного обеспечения является начисление базовой части:

  • пенсии по выслуге лет;
  • по достижении пожилого возраста;

Финансируется государственное пенсионное обеспечение из федерального бюджета. Производится это из сумм единого социального налога, за перечисление которого отвечает работодатель.

Государственную систему пенсионного обеспечения составляют две части:

  • государственное пенсионное обеспечение;
  • государственное пенсионное страхование.

Аспекты обязательного страхования

Главное в системе страхования, обеспечивающего обязательную выплату пенсии – это создание определенного запаса средств за счет постоянного перевода работодателем определенной суммы на лицевой счет работника:

  • в Пенсионном Фонде России;
  • на Негосударственном пенсионном фонде.

Пенсионные накопления гражданина могут быть увеличены в результате грамотного управления ими и благодаря правильному инвестированию. В частности, заключив договор с негосударственным пенсионным фондом, а кроме того в результате самостоятельных дополнительных пенсионных взносов по государственной программе софинансирования пенсий или дополнительного пенсионного обеспечения.

Итак, теперь можно рассматривать средства, направляемые лицам, вышедшим на пенсию, как сумму трех составляющих, которыми являются обязательные пенсионные системы РФ:

  • Страховая;
  • Накопительная;
  • Дополнительная.

В чем суть частных пенсионных фондов?

Негосударственное пенсионное обеспечение занимается созданием добавочной поддержки пожилого населения, используя деньги, вложенные заинтересованными людьми, а так же из выплат работодателей. Таким образом, дополнительная пенсия формируется и выплачивается из сумм перечисленных пенсионных взносов.

В 2017 году правительством было принято решение увеличить пенсионный возраст для госслужащих. Каждый год будет к пенсионному возрасту будет прибавляться по полгода до тех пор, пока женщины не будут выходить на пенсию в 58, а мужчины в 63 года.

Пенсия - это гарантированная ежемесячная выплата для обеспечения граждан в старости в случае полной или частичной нетрудоспособности, потери кормильца, а также в связи с достижением установленного стажа работы в определенных сферах трудовой деятельности.

Пенсионная система в Российской Федерации состоит из трех уровней:

1. Государственное пенсионное обеспечение.

Предоставляется нетрудоспособным гражданам, которые в силу обстоятельств не приобрели права на трудовую пенсию - инвалидам I, II и III группы, в том числе инвалидам с детства, детям-инвалидам, мужчинам, достигшим возраста 65 лет, женщинам, достигшим возраста 60 лет, не имеющим страхового стажа; и др. Также пенсии по государственному пенсионному обеспечению назначаются гражданам для компенсации им заработка, утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной выслуги лет; либо для компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца и в ряде других случаев. Государственное пенсионное обеспечение осуществляется за счет средств Федерального бюджета Российской Федерации. 3 000 000 человек получают пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

2. Обязательное пенсионное страхование

В рамках обязательного пенсионного страхования (ОПС) назначается и выплачивается трудовая пенсия. Трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат, утраченных ими из-за наступления нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц - заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных из-за смерти этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с действующим законодательством.

На вставку - ст. 39, "Конституция Российской Федерации 1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. 2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. 3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. Необходимое условие для назначения трудовой пенсии - не менее 5 лет страхового стажа. Общеустановленный возраст выхода на трудовую пенсию по старости: 60 лет - для мужчин и 55 лет - для женщин. Страховой стаж - это общая продолжительность периодов работы, в течение которых за работника уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Существуют три вида пенсий по ОПС: трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по случаю потери кормильца. ОПС осуществляется за счет страховых взносов работодателей за своих работников в Пенсионный фонд Российской Федерации. 36 000 000 человек в России получают трудовые пенсии.

3. Негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение

Негосударственные пенсионные фонды обслуживают свыше 20 млн. граждан России. В негосударственных пенсионных фондах накопительную часть трудовой пенсии формируют свыше 15,44 млн. человек. Почти 6,6 млн. человек накапливают в НПФ пенсию по добровольному (негосударственному) пенсионному обеспечению.

Это дополнительные пенсии, которые выплачивают негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Чтобы получать такую пенсию, гражданин должен заключить договор с негосударственным пенсионным фондом и в течение определенного времени осуществлять собственные добровольные взносы. Кроме самого гражданина, взносы на дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение может делать его работодатель. 6 700 000 человек сегодня принимают участие в программах негосударственного пенсионного обеспечения.

Дополнительная пенсия формируется не только за счет добровольных взносов в НПФ, но и за счет инвестиционного дохода, полученного от инвестирования этих взносов. Как устроена система обязательного пенсионного страхования? Обязательное пенсионное страхование - это отложенная часть заработка, которая выплачивается при наступлении страхового случая - например, достижении пенсионного возраста. Чем больше денег было направлено в фонд твоей будущей пенсии за всю трудовую жизнь, тем выше она будет. Граждане, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, называются застрахованными лицами. Застрахованные лица - это граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства:

  • - работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера (так работает большинство людей-наемных работников);
  • - самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой); являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;
  • - работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;
  • - являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
  • - священнослужители.

Подтверждение того, что ты стал участником системы обязательного пенсионного страхования - страховое свидетельство ОПС (обычно это зеленая пластиковая или ламинированная карточка). Оформить его можно самостоятельно в управлении Пенсионного фонда по месту жительства. С 2011 года Пенсионный фонд Российской Федерации начинает регистрацию в системе ПФР всех россиян независимо от возраста. До 2010 года страховые свидетельства ОПС выдавались только лицам старше 14 лет при обращении их в органы ПФР, либо их выдавал первый работодатель. В свидетельстве указаны персональные данные и номер персонального счета в ПФР - СНИЛС.

СНИЛС - страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина в системе обязательного пенсионного страхования. Перед ПФР поставлена задача уже в 2011 г. зарегистрировать в системе ПФР и выдать каждому несовершеннолетнему гражданину РФ СНИЛС. Для этого нужно личное участие. Необходимо заполнить специальную анкету и передать ее в ПФР. Это важно, так как СНИЛС становится единственным идентификатором персональных данных граждан во всех федеральных и региональных ведомствах России, идентификатором универсальных карт. С помощью таких карт можно получать разнообразные государственные услуги - от медицинской помощи до льготного проезда в транспорте.

Есть много способов не дать умереть с голоду людям, которые не могут больше зарабатывать себе на жизнь:

  • помощь родных и друзей;
  • помощь общины;
  • благотворительность;
  • забота бывшего работодателя.

Некоторые люди не уповают на помощь извне, а предпочитают заботиться о себе сами, откладывая деньги на старость или приобретая активы, которые будут приносить доходы, достаточные для жизни в старости.

Однако в большинстве современных государств пенсионным обеспечением стариков занимается именно государство.

Тому есть несколько причин.

  • Люди предпочитают текущее потребление будущему, особенно в столь отдаленном времени, как старость. Всегда находятся потребности, которые необходимо удовлетворить сейчас. О том, что эти же потребности, а возможно, еще и расходы на дорогостоящее лечение, появятся в будущем, большинство предпочитает не думать. Как результат - к старости люди могут ничего не накопить и у них не будет средств к существованию.
  • Не во всех обществах сохранились тесные семейные связи. Сейчас взрослый трудоспособный человек может прожить один, зарабатывая достаточно, чтобы прокормить себя. И даже заводя семью и детей, никто не может быть уверен, что родственники поддержат его в старости.
  • Существенно возросла мобильность населения, рассчитывать на помощь общины стало сложно, соседи могут смениться много раз.
  • Лишь в небольшом количестве развитых стран еще сохранилась традиция устраиваться на работу один раз в жизни, большинство людей меняет работодателей довольно часто, а некоторые открывают свой бизнес. В этих условиях сложно рассчитывать на помощь работодателя в старости.
  • Люди стали рожать меньше детей, а старики стали жить дольше благодаря повышению уровня жизни и медицинскому обслуживанию. На одного трудоспособного члена семьи теперь может приходиться несколько пожилых и старых родственников, и обеспечить всех сложно.

Осталось понять, зачем забота о стариках государству.

В демократических государствах со стареющим населением пенсионеры становятся мощным ресурсом на выборах. Они голосуют за политиков, предлагающих развитие социальных программ, в том числе пенсионного обеспечения. Известный исторический факт, что первая пенсионная система национального уровня была введена в Германии Отто фон Бисмарком в 1889 году для того, чтобы народ отвернулся от социалистов. Но и там, где выборы не играют большой роли или не проводятся, правители редко могут себе позволить отказаться от государственных пенсионных систем, поскольку это усилит социальное расслоение и создаст угрозу власти.