Коренные малочисленные народы ленинградской области. Народный костюм (финляндия)

Случайно набрел на одном из сайтов на сканы раритетного набора открыток, посвященного финскому национальному костюму. Кроме изображений никакой информации не было, поэтому и пришлось обратиться за помощью к интернету и переводчику Google, чтобы собрать информацию о самом финском народном костюме и его региональных разновидностях. Вот что у меня получилось.

Национальные костюмы (Kansallispukuja)
Изображения финских мужчин и женщин в костюмах в цвете
(Sisältää suomalaisia naisten ja miesten pukuja värikuvina)

Этнографы и модельеры утверждают, что «национальные костюмы изящно комбинируют богатое народное наследие ремесла с тканями и стилями платья». Народные костюмы, в основном, носятся «слой на слой», где каждый предмет одежды носят определенным способом, он является отличительным в его собственном виде, формируя богатый и часто красочный ансамбль. Финский национальный костюм разделяется на две группы: западную и карельскую. Эти две группы заметно отличаются по внешнему виду, хотя основные предметы одежды являются теми же самыми. Например, женский костюм повсюду состоит из юбки, блузы, лифа-безрукавки («киртл»), передника, жакета, головного убора, ботинок и носков. Кроме того, замужние женщины носили кружевной льняной чепец. Надо отметить, что женская одежда заметно различается по регионам, и даже в разных деревнях одной области костюмы могут быть разными.Типичные принадлежности костюма включают также драгоценности, пояса, платки, шарфы, множество лент и «свободные карманы». Традиционный же мужской костюм имеет тенденцию отражать общие черты всех регионов. Он состоит из рубашки, брюк или часто бриджей до колен, жилета, разнообразных курток-кафтанов и жакетов, шляп или кепок, шарфа, носков и ботинок. И мужчины, и женщины носили носки до колена, связанные из белого окрашенного хлопка, полотна или шерсти, которые поддерживались подвязками. Обувь включала черные ботинки с застежками, лодочки или мокасины из натуральной кожи.
Теперь поговорим о тех двух группах, на которые делится финский народный костюм. Хочу заметить, что некоторые из представленных в подборке костюмов принадлежат нынче территориально регионам, вошедшим в состав России - я имею ввиду не только Карелию, но и Ленинградскую область, некоторые районы которой до революции 1917 года и Отечественной войны были финскими территориями.
Западный финский костюм
Отличительной особенностью этого народного костюма было красочное множество полос, причем ткань использовалась щедро, поскольку считалась признаком богатства.
Женский костюм составляли длинный ажурный лиф с короткой спиной и тонкими лямками, жакет до бедра обычно черного цвета из шерстяной ткани, полосатую юбку и вертикально полосатый передник. В XIX веке полосы на одежде стали более узкими, а лифы стали носиться покороче. Дополнением служили матерчатые (тану - tanu) или шелковые (тыккимыссы - tykkimyssy) головные уборы, а также уборы в форме рога или имеющие форму шляпы.
Карельский костюм
В женских карельских костюмах использовалась шерстяная или полушерстяная ткань разных цветов - черная, синяя, цвета индиго или красная. Ткань использовалась более экономно по сравнению с западной Финляндией, зато карельский костюм более щедро украшен красочной вышивкой и традиционным кружевами. Юбки карельских женщин часто сильно плиссируются полностью по всей ширине. Передники украшены множеством горизонтальных полос. Лифы выполнены в прямом или свободном крое и вышиты в традиционном стиле.

Ну, а теперь осталось посмотреть сами костюмы.

1 - Ладожско карельский костюм (Laatokankarjalan puku)
2 - Костюм общины Яласъярви в провинции Южная Остроботния, Финляндия (Jalasjärven puku)
3 - Костюм города Кеуру в провинции Центральная Финляндия (Кески-Суоми) (Keuruun puku)
4 - Костюм города Курикка региона Ляяни, Западная Финляндия (Kurikan puku)


1 - Костюм города Алавус на северо-западе центральной части Финляндии, в области Южная Остроботния (Alavuden puku)
2 - Костюм города Юрва в Лапландии (Jurvan puku)
3 - Костюм общины Куортане в провинции Южная Остроботния (Kuortaneen puku)
4 - Костюм общины Киркконумми на юге Финляндии, в провинции Уусимаа. Община расположена на западной границе города Эспоо, входящего в агломерацию Хельсинки (Kirkkonummen puku)

1 - Костюм общины Руоколахти на юго-востоке Финляндии, в провинции Южная Карелия (Ruokolahden puku)
2 - Костюм селения Саккола (после 1948 года - посёлок Громово на Карельском перешейке в Приозерском районе Ленинградской области) (Rautu-sakkolan puku)
3 - Костюм волости Ряйсяля на Карельском перешейке (Räisälän puku)

С середины XI в. распространенный ранее обычай сожжения мертвых вытесняется обрядом трупоположения. При этом значительно лучше сохраняется одежда и погребальный инвентарь. Только с этого времени становится возможной научная реконструкция древнефинской одежды и убора западнофинских и карельских женщин. Украшения становятся более вычурными. Серебро повсеместно применяется, серебряные украшения проникают в глухие и отдаленные районы, вплоть до Лапландии. Среди вещей много импортов, прежде всего с Готланда, но также и более дальних, из Центральной и Южной Европы. К ним относятся и некоторые серебряные изделия славянского происхождения. Традиционная женская одежда -- рубаха, блузы различного покроя, юбка (преимущественно полосатая), шерстяная лиф-безрукавка или кофта, передник, у замужних женщин -- льняной или шелковый на жесткой основе головной убор с кружевной отделкой; девушки носили открытые головные уборы в форме венца или повязки. Мужская одежда -- рубаха, штаны до колен, жилеты, куртки, кафтаны.

В восточных районах долго сохранялись женская рубаха с вышивкой и косым разрезом на груди, белый сермяжный или льняной полудлинный сарафан (виита), полотенчатый головной убор, чепцы. Орнаменты вышивки отражали северорусское влияние.

Народные формы одежды рано исчезают, особенно на западе страны. Их возрождение и формирование так называемого национального костюма происходит в конце XIX -- начале XX вв., в период национального движения. Этот костюм и в наши дни сохраняет празднично-символическую роль.

Типично финским украшением считали круглые выпуклые фибулы, отлитые из бронзы. Они были существенной составной частью древнего костюма финской женщины. Такие фибулы найдены также в могильниках на Аландских островах, в Бирке, на Готланде и даже на о. Рюген. Известно также несколько экземпляров, происходящих из Прибалтики и Северной Руси. Эти фибулы носили попарно на плечах (так же как в предшествующий период-равноплечные фибулы), они сохранялись в обиходе до XI в. Изготовленные в технике бронзового литья круглые выпуклые фибулы были сравнительно крупными и довольно тяжелыми. Массивными были и другие западнофинские украшения: равноплечные, подковообразные фибулы, браслеты. Все это -- массовая продукция местных кузнецов, незнакомых с тонкостями ювелирного дела, такими, как чернь или плакировка драгоценными металлами. Тяжесть украшений и преобладание бронзы в уборе финских женщин подчеркивались еще и множеством бронзовых спиралек, сплошными орнаментальными лентами окаймлявших передники и накидки.

Украшения из драгоценных металлов в финляндских находках практически отсутствуют. Исключение составляют относящиеся к мужскому наряду крупные серебряные декоративные булавки из Сальтвика на Аландах и Лайтила в юго-западной Финляндии; обе происходят с Британских островов. Стоит упомянуть также золотой браслет из Метсяпиртти на Карельском перешейке, аналогичные серебряные браслеты в большом количестве известны в Скандинавии и на Британских островах, включая Шотландию. В этот период Финляндии достигла продукция процветающих франкских мастерских. Появились подражания в местном оружейном производстве. Но в первую очередь эти импорты указывают на высокую покупательную способность местного населения. Весьма многочисленны в Финляндии знаменитые клинки, подписанные именем Ульфберт, которые на протяжении многих поколений изготавливались на Рейне. Впервые в стране становятся известны весы и гирьки, которыми пользовались для взвешивания драгоценных металлов при платежах. К эпохе викингов относятся найденные в многочисленных могильниках западной Финляндии серебряные монеты, прежде всего арабские, позднее, но в значительно большем количестве -- немецкие и англосаксонские. Их носили как украшение (пробив отверстие для подвешивания) либо же, разрубив на части, использовали для платежа, точно так же как серебро в слитках или кусках.

Народный костюм из обихода исчез и используется только для выступлений ансамблей народного танца, певческих хоров, иногда как праздничная одежда.

Дольше всего народная одежда сохранялась у женщин восточной части страны, в Саво и особенно в Карьяла. Для женской одежды этих районов была характерна рубаха, украшенная на груди вышивкой (rekkopaita ). Вышивка имела форму прямоугольника, шитого геометрическим орнаментом, преимущественно красными нитками, и располагалась прямо от шеи посредине груди. Разрез был слева, по краю вышивки, и застегивался у горла пряжкой. Вышивка на рубахе была видна в вырез верхней одежды - белого сермяжного или льняного полудлинного кафтана в талию (viitta ) или верхней кофты свободного покроя длиной до середины бедер (kosto ). В восточной части страны очень долго, кое-где до начала XIX в., сохранялась несшитая поясная одежда (hurstut ). Она состояла из двух полотнищ, которые на лямках, идущих через плечо, закрывали одно правый, другое - левый бок. Аналогичная форма одежды сравнительно недавно еще бытовала у ижоры Ленинградской области в районе Ковашей. Юбки и лифы проникли из западной Финляндии в восточную сравнительно поздно, причем и с этой одеждой иногда надевалось еще полотнище на лямке, пережиток несшитой одежды. В Карьяла юбки на поясе особого распространения не получили, в пограничные районы Карьяла, напротив, из русской Карелии проник сарафан. Интересно, что православное население восточных районов еще в средние века заимствовало у русских в качестве головного убора замужней женщины вышитую сороку (harakka , sorokka ), в то время как у лютеран дольше сохранялся старинный полотен- чатый головной убор (huntu ), под который волосы, свернутые жгутами, укладывались особым образом. Девушки носили открытые головные уборы в форме венца или повязки. Обязательной принадлежностью женского костюма был передник, украшенный вышивкой, кружевами или тканым орнаментом.

Старые формы женской одежды западных районов страны известны плохо. С конца средних веков здесь стал обычным костюм, состоявший из рубахи и блузы, поверх которой надевалась юбка на поясе (vyotdrdhame ). Сначала юбки шили из однотонной ткани, затем распространились полосатые и клетчатые, Поверх блузы надевался лиф (lilvi ), оставлявший открытыми белые рукава и грудь кофты. Широко распространены были наплечные платки. Поверх юбки повязывали передник. Замужние женщины носили различного типа чепцы на твердой основе, девушки - открытые головные уборы.

Одежда женщин в северных районах была сходна с западной. На островах Финского залива - на Сейскари и Лавансари - одежда женщин короткой, не доходящей до пояса широкой блузкой напоминала северноэстонскую.

Мужской костюм в большинстве районов страны состоял из штанов чуть длиннее колена, белой рубахи, жилета, куртки и кафтана. На ногах и муж-

чины и женщины носили шерстяные чулки, постолы из цельного куска кожи или с треугольной вставкой на подъеме, лапти из бересты или лыка. Мужчины носили и высокие сапоги.

Пища

В феодальный период очень ощутим был в Финляндии недостаток своего хлеба, что сказывалось даже в урожайные годы.

Только в юго-западных районах крестьяне ели в будние дни хлеб из чистой муки, в остальной Финляндии его пекли лишь по праздникам. Обычно же в муку добавлялись различные примеси - мякина, гороховая ботва, тростник, капуста, а чаще всего заболонь (сосновая кора), которую в больших количествах заготовляли в начале лета, перед Ивановым днем («сосновые дни»).

Из повседневных блюд были характерны каши из муки и круп, преимущественно ячменной, а также овощные похлебки из брюквы, репы, гороховые и бобовые супы. Капусты ели мало; квашение ее было распространено только в карельских районах, паши и кашица из овощей до сих пор занимают большое место в народной кухне.

Круглый год шла в пищу рыба, которую в прошлом часто заготовляли впрок в квашеном виде. Еще в XVIII в. квашеная рыба употреблялась в Финляндии повсеместно, а в восточных районах и у лопарей ее квасили и в начале XX в. Ели рыбу также в соленом, сушеном и свежем виде. Рыбные блюда и сейчас занимают большое место в рационе. В XIX в. после убоя скота лучшие части туши продавали, оставляя себе небольшой запас мяса, а также кости и ножки для супов и студня. В западных районах страны употребляли в пищу и кровь (готовили кровяные колбасы, пекли блины). Молоко, как и сейчас, шло в пищу преимущественно квашеное и по большей части снятое.

Восточная и западная части Финляндии имеют локальные отличия в приготовлении пищи. Особенно ярко проявляются они в способе печения хлеба. В западных районах хлеб выпекается в виде кислых лепешек с круглым отверстием в центре (reikaleipa ) . Лепешки пекли сразу на несколько месяцев и хранили нанизанными на тонкие жерди. В восточных районах пекут высокий кислый хлеб, как у восточных славян. И в западных и в восточных районах едят толокно (talkkuna ), но состав злаков, из которых его готовят, различен. Различно приготовляют и простоквашу - в западных районах тянущуюся (pitka piima ), а в восточных - комковую, аналогичную русской «ломтихе».

Только для восточной части страны характерно приготовление рыбников (пирогов с рыбой), только в западной ее части крестьянам известно изготовление твердого сыра.

Из напитков в прошлом приготовляли различные квасы, варили солодовое пиво. С середины прошлого века стал распространяться кофе, превратившийся со временем в национальный напиток.

По праздникам готовили различные традиционные кушанья. Например, на масленицу обязательным был гороховый суп со свиными ножками, на пасху - мямми (mammi ) - особый сладкий хлеб из солодовой муки и т. д. Многие традиционные блюда приготовляют на праздники и до сих пор не только в деревне, но и в городе. Так, на рождество стараются запечь окорок, особым способом приготовить сушеную треску с картошкой, сделать запеканку из брюквы. Наряду с этим в деревенскую кухню в наши дни широко проникли городские рецепты различных супов, мясных блюд, кондитерских изделий и т. д. Это привело к значительному стиранию старых локальных различий в пище.

Традиционный женский костюм, который вышел из повседневного употребления в 19 веке, состоял из юбки (как правило полосатой или клетчатой), кофты или лифа-безрукавки, передника. Замужние женщины носили льняной или кружевной чепец. В женской одежде преобладал красный цвет.
Мужской костюм включал короткие (до колен) штаны, рубаху, разнообразные жилеты и куртки, кафтаны.
Современный вариант женского традиционного костюма:

Финский национальный костюм

Современный вид «Финского национального костюма» представляет собой точную копию праздничного одеяния, которое обычно носили в 18-ых и 19-ых столетиях. Они показывают навык своих производителей и были расценены как драгоценное имущество. Национальные костюмы изящно комбинируют богатое народное наследие ремесла с тканями и стилями платья, фешенебельными в своё время. Народные костюмы - в основном носились слой на слой. Каждый предмет одежды носят определенным способом, и он является отличительным в его собственном виде, формируя богатый и часто красочный ансамбль. Усилие было предпринято, чтобы сохранить эти особенности в национальных костюмах сегодня. Финское народное платье разделено на две широкие группы: западное и карельское. Эти две группы отличаются заметно по внешнему виду, хотя основные предметы одежды, составляющие костюмы, являются в значительной степени теми же самыми. Региональное изменение является более заметным в женском одеянии, в то время как мужское одеяние имеет тенденцию отражать общие преобладающие тенденции платья. Только в Карельских костюмах это региональное изменение столь тонкое, что возможно провести различия между различными округами. Костюм традиционного мужчины состоит из рубашки, длинных брюк или бриджей до колена, жилета, жакета или пальто, шляпы или кепки, шарфа, носков и ботинок. Костюм женщины состоит из блузы, юбки, лифчика или «киртла», передника, жакета, головного убора, ботинок и носков. Типичные принадлежности включают драгоценности, пояса, платки и «свободные карманы».

Западный финский костюм.
Отличительной особенностью западных финских народных костюмов было красочное множество полос, устроенных в различных образцах. Ткань использовалась великодушно, поскольку ткань, как полагали, была признаком богатства. Костюм Моухижарви (Mouhijarvi) - типичный западный финский костюм, показывает высокую схваченную блузу, полосатую юбку, вертикально полосатый передник и лифчик с короткой спиной и с тонкими лямками, и белые носки и черные ботинки. Костюм носят с кепкой "тыккимыссы", и черным жакетом из шерстяной ткани.
Костюм традиционной женщины типично показывает длинный ажурный лифчик и жакет до бедра, и использование полосатой ткани. Позже в 19-ом столетии, полосы стали прогрессивно более узкими, а лифчики стали одеваться покороче. Это развитие было сохранено в национальных костюмах, которые носят сегодня.
Женщины носят тану (tanu) матерчатую кепку, тыккимыссы (tykkimyssy) шелковую кепку, кепку в форме рога или имеющую форму шляпы.

Карельский костюм.
Шерстяная или полушерстяная ткань использовалась женских карельских костюмов - не совсем белая, черная, синяя, цвета индиго или красная. Хотя ткань используется экономно по сравнению с западной Финляндией, Карельский костюм более щедро украшен красочной вышивкой и традиционным кружевами. Лифчики входят в прямое или свободное сокращение, вообще в единственном цвете, хотя часто вышиты в традиционном стиле. Юбки карельских женщин часто сильно плиссируются полностью по всей ширине. Передники украшены множеством горизонтальных полос.
Оба и мужчины, и женщины носят носки до колена, связанные из белого окрашенного хлопка, полотна или шерсти. Они вообще поддерживались подвязками. Обувь включает застежки для ботинок, черные блестящие ботинки, лодочки или мокасины из натуральной кожи, в зависимости от костюма.
Стандартные или дополнительные принадлежности включают драгоценности, пояса, шарфы, карманы и широкое множество лент.

Основа традиционной одежды и женского и мужского костюма саами (лопарей) - прямая холщовая или суконная (у мужчин иногда ситцевая) рубаха. Мужчины подпоясывали её кожаным поясом с крепившимися к нему ножнами. Мужские штаны шили из сукна или оленьей кожи. Для женского костюма была характерна пестрая юбка на лямках. Зимняя одежда саами (пэск или печок) шуба из оленьих шкур со стоячим воротником, стягивающимися ремешками, мехом наружу. Зимние головные уборы - суконные шапки на меху, летний женский головной убор - шамшура, сходная с русским кокошником. Девушки носили перевязь в форме полого цилиндра. Традиционная женская одежда и головные уборы как правило, украшались тесьмой, бисером, кусочками сукна, перламутром. Традиционная обувь саами - низкая из кожи или меха с обкручивающимися вокруг ноги ремешками, а также высокие меховые сапоги с загнутыми носами.

Фото с сайта мастерской национальных костюмов http://www.kolumbus.fi/janne.hovi/kansallispuku.htm

Говоря о национальном костюме ингерманландских финнов, мы говорим, в первую очередь, о женском костюме. Мужской костюм тоже, безусловно, существовал, но вышел из повседневного ношения гораздо раньше, чем женский. Причин тому много — мужская одежда больше склонна к унификации, стремление «угнаться» за городской модой Петербурга (будучи зажиточными крестьянами, финны могли себе это позволить), а также, видимо, и то, что мужчины чаще имели дело с горожанами, чем женщины. Женщины в ингерманландских семьях все-таки чаще занимались хозяйством и домом, а мода в ингерманландской деревне была, безусловно, своя. К костюму относились с трепетом, носили его с гордостью. Самую нарядную рубаху и передник берегли для особых случаев. Оно и понятно — соткать полосатую ткань для юбки или вышить рекко по всем правилам было делом непростым.

Лютеранский финский костюм — слева

Выделяют 2 типа национальных костюмов ингерманландских финнов: рекко-костюм и костюм с жилетом (он же в некоторых источниках — лютеранский финский костюм). Первый — с украшением «рекко» — является более архаичным, более древним. Этот костюм носили, в основном, выходцы из Южной Карелии. Подобный костюм существовал во многих финских (финляндских) приходах на Карельском перешейке. В Ингерманландии такие костюмы носили эвремейсы (условно — выходцы из Äyräpää) на территориях приходов Туутари, Тюрё, Скворицы в центральной части, и на севере в Лемпаала, Мииккулайнен, Вуоле, Токсово. Финны-саваккот (условно — выходцы из провинции Саво) чаще носили более современный костюм — юбка, рубашка и жилет. Такой костюм был популярен не только в Ингерманландии, но и в Финляндии, поэтому его часто называют «финский лютеранский костюм». Их внешний вид различался в разных областях и приходах.

Что же такое «рекко»? Рекко — это, в первую очередь, центральная вышивка на груди рубашки и особая сборка ткани посередине, а также название всей рубашки целиком (rekkopaita). Рубашка шилась из прямоугольных кусков полотна по четким правилам. Изначально, вышивка осуществлялась прямо по сборкам ткани, закрепляя эту часть рекко. Вышивальные нити справа оставляли с запасом, чтобы в дальнейшем из них получилась характерная полосатая бахрома сбоку от вышивки. В нынешнее время вышивку делают на отдельном куске ткани, который нашивается поверх готовой рубашки, тем не менее, всё так же пришивая сбоку бахрому, мы имитирует тот первоначальный метод вышивания рекко.


Вышивка рекко по традиционной технологии

Рекко-костюм считается более красивым по сравнению с другими костюмами. Даже в Финляндии, куда образцы костюма из Туутари попали вместе с вынужденными переселенцами начала и середины ХХ века, этот костюм считается самым красивым из всех финских костюмов и весьма популярен у жительниц разных областей Финляндии, хотя они порой не знают, где находится Туутари и, более того, считают Туутари и Туутери разными населенными пунктами (на самом деле, это одно и то же место). В частности, костюм Туутари можно купить в любой уважающей себя мастерской по пошиву национальных костюмов, каких в Финляндии немало. Впрочем, стоит он больших денег, поэтому не каждая женщина может себе его позволить. В классификации костюмы Туутари и Туутери, всё же, несколько различаются: костюм Туутари основан на старой версии костюма (в частности, сарафана), в то время как Туутери — более современная, обновлённая версия.

На ворот рядом с рекко крепили традиционное украшение — кованную фибулу. С рубашкой «рекко» носили сарафан (в южных районах) или юбку (на севере). В праздничные дни надевали белый или полосатый передник с вышивкой или кружевом. По подолу юбки часто шла красная окантовка, но могла быть и пестрая лента, вытканная на бердо или на дощечках. На бердо или дощечках делался также и традиционный тканый пояс — vironvyö (дословно — эстонский ремень).

Что касается костюма саваккот, где использовалась юбка и жилет, то юбка могла быть однотонная, полосатая или клетчатая, в зависимости от местности. Ткань использовалась шерстяная (сукно). Жилет мог быть черного или другого цвета, например, красного или синего. Жители деревень прихода Keltto считались зажиточными, поэтому женщины этих деревень украшали свои жилеты широким шелковым кантом. Жительницы деревни Куйвары использовали для юбки, жилета и передника клетчатую ткань — интересно, что для костюма они ткали ткани одинаковой расцветки, но различного рисунка — например, крупная клетка сочеталась с мелкой клеткой того же цвета.

Зимой носили овчинные тулупы — turkki. Из верхней одежды также стоит отметить кафтаны — viitta. Естественно, носили вязанные варежки с традиционными узорами — kintaat, rukkaset. Сапоги и кожаные женские ботиночки (lipokkat, kotit) иногда имели загнутый нос. На голове девушки-äyrämöiset носили украшение сяппели (сеппели). В северных районах носили на лбу хунту — маленький круглый головной убор, больше похожий на заколку. Хунту крепился на специальное приспособление под названием sykeröt. В некоторых приходах головной платок также назывался huntu, хоть и не имел той специфической формы, как хунту в северных приходах. Такой платок завязывался особым образом (способ завязывания зависит от прихода). Православные замужние женщины носили головной убор sorokka (harakka), похожий на ижорский sappana. Повсеместно носили чепцы lakki (korkki), а также могли надевать платок, шляпку или капор по моде своего времени.




Задняя часть лифа Тюрё
Сяппели

Передник







Sorokka, harakka

Обувь финки из Туутари — Kotit. Конец XIX века Хунту на голове. Мииккулайнен