Пенсия по соут. Дополнительные тарифы страховых взносов в пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) и специальная оценка условий труда. Причины введения дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР

В продолжение темы предоставления , мы решили более подробно остановиться на системе страховых взносов в ПФР. Опираясь на материал к.т.н. Липина А.В. для книги «Специальная оценка условий труда в системе трудовых отношений», мы постарались охватить процесс реформирования пенсионной системы, начиная с 2013 года.

Причины введения дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР

  • Введение дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР явилось вынужденной мерой, обусловленной необходимостью снижения дефицита ПФР, обусловленной сложившейся демографической ситуацией в Российской Федерации, когда наблюдается рост количества населения пенсионного возраста при одновременном сокращении количества трудоспособного населения, которое в результате трудовой деятельности обеспечивает наполнение ПФР. Следует отметить, что такая ситуация типична для большинства европейских стран, однако их экономическая ситуация является более благоприятной.
  • Причиной введения дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР явилась также потребность поддержания необходимого уровня пенсионного обеспечения, размеры которого должны индексироваться с учетом инфляции и обеспечить необходимую социальную защиту граждан пенсионного возраста, что в условиях дефицита ПФР становится весьма сложной задачей.
  • Дополнительным стимулом решения данной задачи явилось наличие значительного количества работников, профессии, которых включены в соответствующие Списки № 1 и 2 профессий, должностей, производств и работ с вредными условиями труда, занятие которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, а также категорий работников, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение при условии выполнения предусмотренных законодательством видов работ в течение установленного промежутка времени – «льготного» стажа. При этом Списки № 1 и 2 предусматривают наличие у перечисленных в них профессий и должностей работников различных производств и видов работ во вредных условий труда* при полном отсутствии в этих Списках механизма влияния работодателя на эти условия, вследствие чего издержки вредных производств по существу перекладываются с работодателя на Пенсионный фонд Российской Федерации, который обеспечивает оплату досрочного пенсионного обеспечения работникам, профессии и должности которых включены в Списки № 1 и 2. Все это приводило и приводит к дополнительным расходам Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату пенсий таким категориям работников в период дожития с момента их выхода на досрочную пенсию до предусмотренного законодательством официального возраста выхода на пенсию.

Первый этап реформирования пенсионной системы

Преодоление этой негативной тенденции стало первоочередной задачей Стратегии реформирования пенсионной системы. И первым ее этапом стало принятие Федерального закона от 03.12.2012 № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования», в соответствии с которым, начиная с 1 января 2013 г., были установлены для работодателей дополнительные тарифы ежегодных страховых взносов в ПФР. В отношении рабочих мест работников, профессии и должности которых работ включены в Списки № 1 и 2 (Списки № 1 и 2 профессий, должностей, производств и работ с вредными условиями труда, занятие которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение по старости), а также видов работ, выполнение которых в течение «льготного» стажа дает право на досрочное пенсионное обеспечение (ч.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»). Указанное требование на другие категории работников не распространяется.

Итак, с 1 января 2013 г. работодатели, у которых имеются рабочие места, на которых заняты работники, профессии которых включены в Списки № 1 и 2, а также перечисленные в ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с Федеральным законом от 03.12.2012. № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» должны были ежегодно выплачивать в отношении указанных работников дополнительные страховые взносы в ПФР в следующих размерах:
в отношении выплат лицам, работающим на работах, предусмотренных п/п 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, на 2013 г. — 4 %, на 2014 г. — 6 %, на 2015 г. и далее — 9 %;
в отношении выплат лицам, работающим на работах, предусмотренных п/п 2 — 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, на 2013 г. — 2 %, на 2014 г. — 4 %, на 2015 г. и далее — 6 %.
Еще одной заслуживающей внимание особенностью поправок, внесенных Федеральным законом от 03.12.2012 № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» в ст. 583 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», явилось законодательное закрепление возможности освобождения работодателей от указанных дополнительных страховых взносов по результатам СОУТ.

Следующий этап реформирования пенсионной системы.

В дальнейшем указанный механизм стимулирования был в полной мере реализован в Федеральном законе от 28.12.2013 г. № 421-ФЗ путем внесения поправок в статью 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и статью 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», предусматривающих введение дифференцированных размеров тарифов дополнительных страховых взносов в ПФР в зависимости от класса (подкласса) условий труда, определенного по результатам СОУТ на рабочих местах, на которых заняты работники в профессиях (должностях) и на производствах, занятие которых дает в соответствии с законодательством право на досрочное пенсионное обеспечение.
Согласно этим поправкам ежегодный дополнительный страховой взнос в ПФР не начисляется, если на указанных выше рабочих местах по результатам СОУТ установлены оптимальные или допустимые условия труда. Тем самым реализована возможность освобождения работодателя от уплаты дополнительных страховых взносов, ранее прописанная Федеральным законом от 03.12.2012 № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» в ст. 583 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Для остальных рабочих мест, дающих право занятым на них работникам на досрочное пенсионное обеспечение, на которых класс (подкласс) условий труда по результатам оценки условий труда определен как вредный или опасный, установлен тариф дополнительных страховых взносов в ПФР в следующем размере: для класса (подкласса) условий труда 3.1 (вредный 1-й степени) – 2%, для класса (подкласса) условий труда 3.2 (вредный 2-й степени) – 4%, для класса (подкласса) условий труда 3.3 (вредный 3-й степени) – 6%, для класса (подкласса) условий труда 3.4 (вредный 4-й степени) – 7%, для класса (подкласса) условий труда 4 (опасный) – 8%.
При этом данная норма распространяется на всех работников, занятых на таких рабочих местах. При исчислении страхового стажа должны учитываться требования постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Указанные поправки, внесенные Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ обеспечили законодательное оформление механизма экономического стимулирования работодателя к улучшению условий труда на рабочих местах. С учетом этого, переходные положения, установленные ч. 5 ст.15 Федерального закона, разрешают применение дифференцированных размеров тарифов дополнительных страховых взносов в ПФР в зависимости от класса (подкласса) условий труда на рабочих местах, дающих право занятым на них работникам на досрочное пенсионное обеспечение, определенного как по результатам СОУТ, так и по результатам проведенной до 31 декабря 2013 г. аттестации рабочих мест по условиям труда, но только при условии установления на таких рабочих местах вредных или опасных условий труда.
Для рассматриваемых рабочих мест, на которых условия труда признаны оптимальными или допустимыми по результатам проведенной до 31 декабря 2013 г. аттестации рабочих мест по условиям труда, освобождение от уплаты ежегодного дополнительного страхового взноса в ПФР законодательством не предусмотрено, в связи с чем до проведения на этих рабочих местах СОУТ работодатель продолжает выплачивать дополнительные страховые взносы в ПФР в размерах, установленных с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 03.12.2012 № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования»:
в отношении выплат лицам, работающим на работах, предусмотренных п/п 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ.на 2015 г. и далее – 9 %;
в отношении выплат лицам, работающим на работах, предусмотренных п/п 2 — 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ на 2015 г. и далее – 6%.
Для рабочих мест, на которых условия труда признаны оптимальными или допустимыми по результатам проведения СОУТ, дополнительный страховой взнос в ПФР не устанавливается. Таким образом, для работодателя сформирован дополнительный экономический стимул к проведению СОУТ и улучшению условий труда на находящихся в его ведении рабочих местах.

Страховые взносы в ПФР и переход от аттестации рабочих мест к специальной оценке условий труда

Согласно ч. 3 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ периоды работы, предусмотренные п/п 1 — 18 п. 1 данной статьи и имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ. При этом условия назначения трудовой пенсии по старости, установленные п/п 1 — 18 п. 1 данной статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в п/п 1 — 18 п. 1 данной статьи, соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Из этого следует, что работникам, имеющим право на досрочное пенсионное обеспечение, в стаж, выработка которого обеспечивает реализацию данного права, с 1 января 2013 г. включаются периоды работы, за которые работодатель уплатил ежегодный дополнительный страховой взнос в ПФР, размер которого определяется в зависимости от класса (подкласса) условий труда на рабочих местах указанной категории работников.

При этом данным категориям работников в стаж засчитываются только периоды работы во вредных (опасных) условиях труда, определенных по результатам специальной оценки условий труда или проведенной
до 31 декабря 2013 г. аттестации рабочих мест по условиям труда. В этом случае работодатель выплачивает дополнительный страховой взнос в ПФР в размере, установленном Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ и соответствующему определенному по результатам специальной оценки условий труда или по результатам проведенной до 31 декабря 2013 г. аттестации рабочих мест по условиям труда классу (подклассу) условий труда на рабочих местах таких работников.
Если по результатам проведения до 31 декабря 2013 г. аттестации рабочих мест по условиям труда условия труда на рабочих местах работников, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение, признаны оптимальными или допустимыми, то в этом случае до определения по результатам специальной оценки условий труда класса (подкласса) условий труда на этих рабочих местах, занятым на них работникам период работы с 1 января 2013 г. до вступления в силу результатов специальной оценки условий труда засчитывается в стаж, обеспечивающий реализацию права на досрочное пенсионное обеспечение, при условии уплаты работодателем ежегодного дополнительного страхового взноса в ПФР в размере, установленном статьей 583 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

Если по результатам проведения специальной оценки условий труда условия труда на рабочих местах работников, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение, признаны оптимальными или допустимыми, то в этом случае периоды работы в таких условиях в стаж работы, обеспечивающий реализацию права на досрочное пенсионное обеспечение, не включаются. Однако это не препятствует реализации работником самого права на досрочное пенсионное обеспечение, если в дальнейшем он продолжит свою работу на рабочих местах, условия труда на которых признаны вредными или опасными.
Таким образом, реализация положений ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ не только обеспечивает сохранение гарантий досрочного пенсионного обеспечения имеющим на это право работникам, но и обеспечивает дополнительное стимулирование работодателя к проведению специальной оценки условий труда и улучшению условий труда на рабочих местах.

Вопросы начисления пенсионных выплат, особенно, если речь идет о досрочном выходе на пенсию, являются весьма актуальными. И особенно они вызывают тревогу у тех работодателей, предприятия которых отличаются опасными или вредными условиями труда. Для того, чтобы решить все вопросы и сложности, которые возникают в отношении досрочного назначения пенсий для отдельных категорий работников, необходимо чтобы была проведена специальная оценка условий труда. Именно данная процедура в будущем будет играть роль важнейшего фактора, на основании которого и будет проходить досрочный выход на пенсию.

Специальная оценка условий труда и досрочная пенсия

Главная сложность в понимании механизма и правил назначения досрочной пенсии связана с тем, что с 1 января 2014 г. отменена аттестация рабочих мест и введена специальная оценка условий труда. Мы расскажем, как столь серьезные изменения повлияли на установление льготной пенсии лицам, работающим в условиях, отклоняющихся от нормальных.

Порядок исчисления стажа для определения льготной пенсии установлен Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516.

Пять шагов, которых не избежать кадровику,

Как следует из п. 3 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон № 173-ФЗ), периоды трудовой деятельности на определенных видах работ засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты работодателем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным действующим законодательством РФ.

С 1 января 2014 г. дополнительный тариф можно определить только по итогам проведения специальной оценки условий труда.

Специальная оценка труда и особенности ее первого проведения

Если до 1 января 2014 г. в отношении рабочих мест была проведена аттестация, ее результаты действительны в течение пяти лет со дня завершения. Проводить специальную оценку в этот период необязательно.

Регламент проведения спецоценки установлен Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ) и Методикой проведения специальной оценки условий труда (далее – Методика), утв. приказом Минтруда от 24.01.2014 № 33н.

Методика более подробно расписывает порядок проведения спецоценки, детализируя процедуры идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, критериев классификации условий труда на рабочих местах, подлежащих специальной оценке, а также механизм снижения класса условий труда на рабочем месте в случае, предусмотренном п. 6 ст. 14 Закона № 426-ФЗ.

Спецоценка проводится совместно работодателем и организацией (организациями), основным или одним из видов деятельности которой (которых) является проведение указанной процедуры на основании гражданско-правового договора.

При этом работодатель в основном осуществляет функции по организации специальной оценки: он создает комиссию, возглавляемую им самим или его представителем, утверждает ее состав и порядок деятельности, а также график проведения мероприятий по спецоценке.

В состав комиссии включаются, в частности, специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при его наличии).

Участие кадровой службы в специальной оценке условий труда

Действующим законодательством прямо не предусмотрена обязанность работников кадровой службы принимать участие в комиссии по проведению спецоценки. Данный вопрос находится под полным контролем работодателя и его доверенных лиц.

Но поскольку работодатель формирует комиссию по своему усмотрению, он вправе привлечь к ее работе кадровика, ведь в процессе специальной оценки порой возникают вопросы, решить которые могут только эти специалисты.

НАПРИМЕР

При составлении перечня рабочих мест, предусмотренных Списками № 1 и 2, на которых будет проводиться спецоценка, с указанием аналогичных рабочих мест (список составляется до идентификации) или перечня подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов требуется знание законодательства по досрочному пенсионному обеспечению и умение применять его в отношении конкретных рабочих мест, подлежащих спецоценке.

Такими знаниями и опытом обладают именно работники кадровой службы. От правильно составленного перечня в конечном счете зависит право работника на досрочное пенсионное обеспечение.

Поскольку право на досрочную пенсию связано с работой во вредных и (или) опасных условиях, особое значение имеет процедура идентификации потенциально вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, которая проводится в соответствии с Методикой.

Отличия специальной оценки условий труда от аттестации рабочих мест

Основные отличия специальной оценки условий труда от аттестации рабочих мест заключаются в следующем.

Отличие 1. Спецоценка должна проводиться даже в отношении тех рабочих мест, аттестация которых ранее была необязательна. Таким образом, спецоценке подлежат все рабочие места.

Исключения установлены лишь в отношении надомных и дистанционных сотрудников, а также работников, занятых у физических лиц, которые не являются индивидуальными предпринимателями.

Отличие 2. Спецоценка включает мероприятия, направленные на выявление на рабочих местах потенциально опасных и вредных факторов и определение уровня их воздействия на работников. По итогам ее проведения устанавливается соответствующий класс (подкласс) условий труда.

Отличие 3. Идентификация потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса осуществляется экспертом организации, проводящей спецоценку.

В случае если на рабочем месте не идентифицированы потенциально вредные и (или) опасные факторы, условия труда на признаются допустимыми, исследования (испытания) и измерения факторов производственной среды и трудового процесса не проводятся.

В случае если на рабочем месте идентифицированы потенциально вредные и (или) опасные факторы, комиссия принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений выявленных факторов. Результаты идентификации утверждает комиссия, включающая представителей работодателя и выборного органа работников.

Отличие 4. При отсутствии вредных и (или) опасных производственных факторов декларируется соответствие рабочих мест государственным нормативам.

Размеры дополнительных тарифов страховых взносов

Порядок идентификации рабочих мест при специальной оценке условий труда в соответствии со Списками №1 и №2

Под идентификацией потенциально вредных и (или) опасных условий труда понимается сопоставление и установление их соответствия факторам производственной среды и трудового процесса, предусмотренным классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов.

Процедуре идентификации подлежат рабочие места, на которых присутствуют потенциально вредные и (или) опасные производственные факторы, кроме указанных в п. 10 Методики.

НАПРИМЕР

Идентификация не проводится в отношении рабочих мест сотрудников, профессии, должности, специальности которых включены в Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

К данной категории относятся не только застрахованные лица, чьи профессии и должности предусмотрены Списками № 1 и 2, но и работники, чьи профессии и должности указаны в других списках, с учетом которых назначается указанная пенсия:

  • железнодорожники (список утвержден постановлением Правительства РФ от 24.04.1992 № 272);
  • женщины-текстильщицы (список утвержден постановлением Правительства РФ от 01.03.1992 № 130);
  • лесозаготовители (список утвержден постановлением Правительства РФ от 24.04.1992 № 273) и др.

Особенности идентификации рабочих мест при специальной оценке условий труда

Следует отметить, что факт непроведения идентификации на указанных рабочих местах не является свидетельством оптимальных или допустимых условий труда на них. Наоборот, федеральными нормативными правовыми актами условия труда на рабочих местах сотрудников, предусмотренных в Списках № 1 и 2 и других списках, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, признаны вредными и (или) опасными.

Они подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям, но вначале необходимо установить наименование конкретного вредного или опасного производственного фактора.

Согласно п. 10 Методики перечень подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных факторов определяется в соответствии с классификатором экспертом организации, осуществляющей специальную оценку (далее – эксперт).

Результаты идентификации заносятся в раздел «Перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда» отчета о проведении специальной оценки условий труда (далее – отчет), форма которого предусмотрена приложением № 3 к Методике.

В случае если вредные и (или) опасные условия по результатам идентификации не выявлены или обнаруженные факторы не подпадают под это определение, эксперт фиксирует отсутствие вредных и (или) опасных производственных факторов.

Условия труда на таком рабочем месте признаются допустимыми, и работодатель в установленном порядке подает декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Экспертное мнение

Имеют ли право на досрочное назначение пенсии судовые сборщики-достройщики, выполняющие судоремонтные работы не внутри отсеков, а на поверхности судна?

Упомянутые Списки содержат много наименований профессий и должностей, работники которых приобретают право на указанную пенсию при определенных показателях (условиях). В частности, Списком № 2 предусмотрены судовые сборщики-достройщики – в случае постоянной занятости внутри отсеков судов при производстве судостроительных и судоремонтных работ. В рассматриваемой ситуации работники трудятся на поверхности судна, а значит, условия их труда отличаются от указанных в Списке № 2. При этом данных о присутствии на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов нет. Определить их наличие или отсутствие поможет процедура идентификации.

Установление итогового класса (подкласса) в специальной оценке условий труда

Основанием для уплаты работодателем дополнительного тарифа, а также включения в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, того или иного периода трудовой деятельности является класс (подкласс) условий труда.

Классы (подклассы) отражают степень вредности и (или) опасности условий труда, но далеко не всегда служат единственным основанием для определения дополнительного тарифа. Итоговый класс (подкласс) условий труда на рабочем месте согласно п. 94 Методики может быть снижен в соответствии с Законом № 426-ФЗ.

Основанием для снижения и установления итогового класса (подкласса) является зафиксированный факт применения на рабочем месте эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом (оформляется решением комиссии на основе заключения эксперта).

Согласно Методике снижение класса (подкласса) условий труда осуществляется в порядке, предусмотренным Законом № 426-ФЗ.

В то же время ч. 6 и 7 ст. 14 Закона № 426-ФЗ установлено, что решением комиссии класс (подкласс) условий труда может быть снижен на одну степень в соответствии с Методикой, а по согласованию с территориальным структурным подразделением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по организации и осуществлению государственного санитарно-эпидемиологического надзора, допускается снижение класса (подкласса) условий труда более чем на одну степень.

В том и в другом случае снижение должно осуществляться в порядке, предусмотренном Методикой.

Специальная оценка условий труда и ее влияние на назначение досрочной пенсии по старости

Результаты специальной оценки условий труда применяются для определения дополнительного тарифа, уплачиваемого работодателем в Пенсионный фонд РФ. Как мы уже отметили, факт начисления и уплата дополнительного тарифа являются дополнительным условием для включения периодов работы, предусмотренных подп. 1–18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости. При этом основным условием является вредный и (или) опасный класс условий труда на конкретном рабочем месте, установленный по результатам специальной оценки.

Таким образом, указанные периоды работы включаются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при соблюдении всех трех условий:

  1. постоянной занятости в течение полного рабочего дня;
  2. уплаты страхового взноса на обязательное пенсионное страхование;
  3. начисления и уплаты дополнительного тарифа в ПФР.

Отсутствие хотя бы одного из трех этих элементов послужит основанием для отказа со стороны территориального органа ПФР во включении определенного периода в стаж работы, позволяющий претендовать на досрочное назначение трудовой пенсии.

Практический вопрос на тему проведения спецоценки

По результатам спецоценки, проведенной в 2014 г., на рабочем месте сортировщика алмазов установлен допустимый класс условий труда. Будут ли указанные работники иметь право на досрочную пенсию?

Указанная профессия предусмотрена в Списке № 2. Но если с 01.01.2014 работодатель прекратит начисление и уплату дополнительных страховых взносов в ПФР в связи с тем, что по результатам специальной оценки класс условий труда признан соответствующим допустимому, у территориальных органов ПФР не будет оснований для включения данного периода работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Навигация по статье

Работа в указанных производствах сопровождается наличием вредных условий труда , что связано с особой опасностью, повышенной тяжестью, наличием травматизма и других факторов (загазованность, радиационный фон, уровень шума, освещение и др.), которые могут привести к профессиональным заболеваниям, полной или частичной потере трудоспособности.

Список № 1 льготных профессий для досрочной пенсии

Списком № 1 (в повседневной жизни «первая сетка») определены производства и профессии для досрочного назначения пенсии по возрасту лицам, работавшим с вредными и опасными условиями труда - в горячих цехах, на подземных работах . В утвержденном перечне предусмотрены профессии по 24 видам производств:

  • металлообработка;
  • металлургическое производство;
  • химическое производство;
  • транспорт;
  • атомная энергетика и промышленность;
  • горные работы и т.д.

Полный перечень профессий, которые относятся к Списку 1, представлен в документе по .

Стаж работы по профессии, предусмотренной Списком 1, после 1 января 2013 г., засчитывается в спецстаж, если работодатель производит отчисление страховых взносов в ПФР .

Список № 2 производств, профессий и должностей

Списком № 2 (или «вторая сетка») определены профессии для досрочного назначения пенсии по возрасту лицам, работавшим с тяжелыми условиями труда . Такие профессии предусмотрены в 34 видах производств, например, в:

  • химическом;
  • электротехническом;
  • деревообрабатывающем;
  • полиграфическом и кинокопировальном;
  • стекольном и так далее.

С полным перечнем профессий и производств, которые относятся к Списку 2 для льготной пенсии, можно ознакомиться в документе по .

Стаж работы в профессии, предусмотренной Списком 2, после 1 января 2013 года, засчитывается в специальный (льготный), если работодатель отчисляет страховые взносы в ПФР .

Выход на пенсию по списку 1 и 2 (при полном и неполном льготном стаже)

Для назначения досрочной страховой пенсии по старости работникам по Спискам 1 и 2 законодательно определены три основных условия :

  • достижение установленного пенсионного возраста выхода на пенсию;
  • наличие полного страхового стажа;
  • продолжительность специального (льготного) стажа.

Условия досрочного выхода на пенсию по возрасту для мужчин и женщин в соответствии со Списками № 1 и № 2 приведены в таблице:

Условие назначения Мужчины Женщины
По Списку № 1
Пенсионный возраст 50 лет 45 лет
Общий страховой стаж не менее 20 лет не менее 15 лет
Специальный стаж* 10 лет 7,5 лет
По Списку № 2
Пенсионный возраст 55 лет 50 лет
Общий страховой стаж не менее 25 лет не менее 20 лет
Специальный стаж * 12,5 лет 10 лет
* Если указанные лица проработали на опасных и вредных (по Списку № 1) или на тяжелых работах (по Списку № 2) не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового (общего) стажа, досрочная пенсия им будет назначаться с уменьшением пенсионного возраста:
Снижение возраста по Списку № 1 на один год за каждый полный год льготной работы
Снижение возраста по Списку № 2 на один год за каждые 2,5 года льготной работы на один год за каждые 2 года льготной работы

Обязательным условием для досрочной пенсии является наличие не менее 30 (ИПК).

Мужчина имеет 4 года стажа по Списку № 1, 9 лет по Списку № 2 и 26 лет общего страхового стажа. Право для выхода на пенсию по старости по Списку № 1 у него отсутствует. При наличии «чистого» стажа по Списку № 2 (9 лет) право на пенсию возникает в 57 лет. При сложении с периодами работы по Списку № 2 периодов работы Списка № 1 получается льготный стаж, равный 13 годам. Это дает право выхода на пенсию в 55 лет.

Малый список льготных профессий для досрочной пенсии

Порядок проведения специальной оценки условий труда (СОУТ) законодательно закреплен Законом № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О специальной оценке условий труда» .

Оценка производится работодателем вместе с привлекаемой специализированной организацией. В созданной комиссии для проведения оценки должны быть непосредственно задействованы специалисты отдела или службы по охране труда.

  • На рабочие места с не выявленными вредными или опасными факторами работодатель подает декларацию соответствия условий труда нормативным требованиям в трудовую инспекцию.
  • Рабочие места, на которых были выявлены опасные факторы, распределяются по соответствующим классам (подклассам) вредности :
    • оптимальные;
    • допустимые;
    • вредные;
    • опасные.

Дополнительные взносы в ПФР за вредные условия труда в 2019 году

Периоды работы по спискам после 1 января 2013 года засчитываются в специальный стаж при соблюдении условий:

  • соответствия класса условий труда на рабочих местах, установленным нормативам по результатам
  • уплаты работодателем страховых взносов по ОПС по дополнительным тарифам, установленным статьей 33.2 закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ.

Тариф доп. взноса определяется в зависимости от класса вредности, установленного в результате спец. оценки. Если работодатель не проводил оценку условий труда, то он будет уплачивать по стандартным тарифам (в 2015 г. они были увеличены):

Расчет размера пенсии по вредности в 2019 году

Подать заявление о назначении пенсии можно через интернет , воспользовавшись «Личным кабинетом гражданина» на официальном сайте ПФР.

Заявление будет рассмотрено в течение 10 дней со дня его приема. Пенсия будет назначена со дня обращения, но не ранее даты возникновения права на нее . Ранее даты обращения назначат лишь в том случае, если обращение последовало в течение 30 дней с даты увольнения с работы - в таком случае выплаты назначат со дня, следующего после увольнения.

Какие документы нужны для оформления

При подаче заявления в ПФР гражданину необходимо предоставить следующие документы :

  1. Паспорт.
  2. Документы, подтверждающий право на досрочное страховое обеспечение. Кроме трудовой книжки используются справки , уточняющие особый характер работы, выданные работодателем в соответствии с действующим законодательством - это могут карточки учета фактически отработанного времени на льготных производствах и так далее.
  3. Дополнительные документы при необходимости (архивные справки, договора, свидетельства о рождении детей, документ об образовании, для мужчин военный билет и т.п.).

Работа, связанная с вредными или опасными факторами является неотъемлемой частью технологической цепочки многих предприятий. Большинство из них составляют промышленные и сложные производства.

Однако ни работодатель, ни сам сотрудник не могут на основании своих впечатлений утверждать, что условия труда для конкретной должности негативно влияют на здоровье работника. Законодатель исключает конфликт интересов и передает эти полномочия профессиональным сертифицированным организациям.

Что такое вредные условия труда?

Еще несколько лет назад, до 2013 года, предприятия использовали понятие « » и самостоятельно принимали решение о необходимости ее проведения.

Федеральный закон № 426-ФЗ ввел понятие Специальной оценки условий труда (СОУТ) и правила ее проведения. Начиная с 2014 года работодатель инициирует эту процедуру в обязательном порядке.

И только на этом основании становится возможным утверждать, опасны ли рабочие места для здоровья работника, в связи с чем он имеет право на дополнительные льготы и гарантии.

Важно помнить о штрафных санкциях, которые будут наложены на работодателей, пренебрегающих законом о СОУТ. Результат оценки должен быть зафиксирован и предоставлен для ознакомления каждому сотруднику.

Кроме того, его необходимо включить в , прописав в разделе «Условия труда». Это означает, что работник еще до начала выполнения трудовой функции предупрежден о возможном риске для здоровья.

Проводить спецоценку необходимо каждые 5 лет. Актуальный список организаций, имеющих право оказывать услугу по проведению СОУТ, опубликован на официальном сайте Роструда.

Закон установил 4 класса рабочих факторов:

  1. Оптимальные;
  2. Допустимые;
  3. Вредные;
  4. Опасные.

Прежде чем отнести условия труда к одному из них, специалисты по оценке замеряют уровень и пульсацию освещенности, вибрации, загазованности, запыленность, температуру и шумы в месте выполнения работы.

Дополнительным фактором риска являются рентгеновское облучение, электромагнитные поля, инфра- и ультразвук, использование пневмооборудования, биологические препараты.

Третий класс опасности встречается наиболее часто, поэтому он разбит на несколько подкатегорий, от первой до четвертой, по степени возрастания риска для здоровья. Для удобства они обозначаются индексами 3.1, 3.2, 3.3., 3.4.

Льготы для работающих во вредных условиях

Список льгот за вредные условия.

Трудовой кодекс РФ обязывает работодателя компенсировать риски рядом льгот, регулируя при этом нормы производительности, периодов отдыха и медицинского обслуживания.

Для рабочих мест с индексом 3.1 и 3.2 выделяют следующие виды льгот:

  • сокращенная норма рабочих часов. Корректировка должна быть произведена в графике рабочего времени. Если основной нормой для большинства сотрудников является 40 часов еженедельно, то наличие вредных факторов сокращает ее до 36 часов.

Однако законодатель не отбирает у работника права выходить на работу чаще, но данные часы будут считаться переработкой и должны быть оплачены в двойном размере. Необходимо помнить, что законодательство запрещает переработку свыше 120 часов в год.

Особые нормы установлены для специалистов, которым установлен . Нарушением будет выбрать «вреднику» годовую норму, в данном случае возможна только ежеквартальная;

  • . Помимо основного оплачиваемого отпуска, который предоставляется ежегодно каждому работнику, существуют специальные гарантии добавленного времени отдыха. Эта льгота распространяется только на сотрудников, чье рабочее место по результатам проверки имеет индекс 3.2.

Минимальная продолжительность дополнительных отпусков равна 7 дням. По аналогии с основным их необходимо включить в график в порядке общей очереди. Преимущественного права в отношении сроков предоставления наличия вредных факторов не дает;

  • доплата за работу в неблагоприятных условиях труда. По общему правилу она составляет не менее 4% от окладов или тарифных ставок сотрудников, работающих на аналогичных должностях в более комфортных условиях. Во многих производственных сферах существуют также межотраслевые соглашения, действующие на территории одной или нескольких федеральных субъектов.
  • досрочный выход на пенсию, до наступления официально утвержденного в стране пенсионного возраста. В соответствии с данной нормой мужчины могут выйти на пенсию уже в 55 лет, а женщины – в 50. При этом необходимо соблюдение двух важных условий.

Во-первых, контакт с труда должен приходиться как минимум на 80% времени нахождения на рабочем месте. Во-вторых, необходимо точное соответствие названия должности с указанными в квалификационном справочнике ЕТКС.

Стоит отметить, что выход на досрочную пенсию будет невозможен, если общий рабочий стаж на вредном производстве менее 12 лет.

Таким образом, законодатель не допускает хитрости со стороны работника, готового поступить на работу в особых условиях труда непосредственно перед наступлением предпенсионного возраста;

  • плановые медицинские осмотры. Служба Роспотребнадзора несет ответственность за контроль правильного оформления медицинских книжек сотрудников. Регулярные медицинские осмотры регламентированы приказом №302-н. Их сроки и программа описаны в Приложениях к приказу.

Молоко и отпуск можно заменить денежной компенсацией.

Обязательным для всех является обследование на туберкулез, ВИЧ и нервно-психические расстройства. Работник проходит осмотр самостоятельно, а работодатель на основании представленных квитанций или чеков компенсирует эти расходы.

Если заключение, выданное медицинской организацией сотруднику, содержит противопоказания к работе на занимаемой должности, его необходимо перевести. В случае отсутствия подходящих ему штатных позиций, трудовой договор с ним прекращается;

  • выдача молока и его равнозначных заменителей. Это относится к работам, на которых специальной оценкой условий труда выявлены риски по химическим факторам;
  • оплата страхования жизни и здоровья. Федеральный закон № 125-ФЗ обязывает работодателя обеспечить страховку от несчастных случаев. При наступлении такой ситуации сотруднику будет выплачена страховая сумма. Получение работником травмы на производстве гарантирует оплату лечения, лекарственных средств, реабилитации и санаторно-курортного лечения.

Кроме того, многие работодатели с помощью дополнительной медицинской страховки (ДМС) дают возможность своим сотрудникам проходить профилактическое лечение по врачебным профилям зоны риска;

  • средства индивидуальной защиты (СИЗ). Их необходимо не просто выдать каждому работнику под подпись, но также провести инструктаж по правилам их использования. В стандартный набор СИЗ входят спецодежда, средства для защиты головы, органов дыхания, рук, смывающие средства, специальные мыла.

Законодатель категорически запрещает внутреннее и внешнее на должностях, каждая из которых выполняется во вредных условиях труда. Несовершеннолетие сотрудника также должно стать причиной отказа в приеме на должность с индексом 3.1 или 3.2.

Беременную сотрудницу также необходимо не просто перевести на легкий труд, как это принято делать, но оградить от воздействия вредных факторов, переместив рабочее место в другое подразделение.

Аналогично оформляют отношения с женщинами, имеющими детей в возрасте до полутора лет, но уже вышедшими на работу.

Многие предприятия имеют традицию составлять и подписывать коллективный договор. Все гарантии и компенсации необходимо зафиксировать и здесь. При приеме в организацию с документом ознакамливают под подпись каждого сотрудника.

Особый порядок начисления компенсаций.

Замена льгот на денежные выплаты законодателем не запрещена. Так, например, работодатель вместо выдачи молока может компенсировать его суммой, эквивалентной его стоимости.

До января 2014 г даже по желанию сотрудника не мог быть заменен выплатой дополнительный отпуск. Роструд обусловливал это логически и объяснял тем, что качественное питание работником может быть организовано самостоятельно, а отдых возможен только при условии отвлечения от работы.

В настоящее время стала возможна его частичная замена, в ситуации, когда накопленный отпуск более 7 календарных дней. Но с работником такая договоренность должна быть заранее закреплена в дополнительном соглашении к действующему трудовому договору.

Минимальный размер выплаченной компенсации рассчитывается исходя из среднего заработка работника за последний год. Отраслевые соглашения или коллективный договор могут устанавливать дополнительные коэффициенты, увеличивающие компенсации.

Большинство компенсационных выплат, которые связаны с выполнением рабочих обязанностей, законодатель освобождает от вычета НДФЛ. К ним относятся командировочные, расходы за эксплуатацию личного автотранспорта, амортизация.

Но по решению Министерства финансов в компенсации за особые условия на рабочем месте не относится к таким видам дохода. Официальным письмом, содержащим разъяснение по ситуации Минфин заявляет, что оснований для освобождения от налогообложения нет.

Приказ № 185, изданный Министерством здравоохранения, содержит перечень профессий, которые относятся к зоне риска. Среди них не только работники промышленного сектора, но и пекаря, педагоги, медики, сотрудники авиации, метро, железнодорожного сообщения, исправительных учреждений.

При определении перечня специалисты руководствовались частотой появления профессиональных заболеваний, принимающих хронический характер.

Особую роль и влияние на предприятии имеет профсоюзная организация. Она контролирует качество проведения СОУТ, соблюдение гарантий, предоставленных «вредникам», своевременный инструктаж по технике безопасности, выдачу СИЗ и их качество.

Профсоюз не имеет полномочий, разрешающих запретить или приостановить работы, грозящие рисками для здоровья. Однако он может оформить свое мнение в виде письма работодателю, подать коллективное обращение в надзорные органы.

Документ не будет являться руководством к действию, но при назревании конфликта разумно договориться с профсоюзом. Практика споров показывает, что в большинстве случаев суды и трудовая инспекция встают на сторону представителя работников. Минимизировать риски конфликта поможет заключение коллективного трудового договора с подробным описанием всех компенсаций и гарантий.

Из этого видео вы узнаете о льготах и компенсациях за вредные условия труда.

Форма для приема вопроса, напишите свой

Каждый гражданин РФ в соответствии с Конституцией имеет право на труд, а также создание условий занятости, отвечающих и технике безопасности и санитарно-гигиеническим нормативам.

Именно поэтому на законодательном уровне предусмотрен ряд льгот для тружеников, которые выполняют свои обязанности в условиях, отклоняющихся от нормальных в связи с наличием опасных факторов, что позволяет сохранить и высокую работоспособность, и предупредить профессиональную заболеваемость.

Законодательное регулирование

Согласно норм, закрепленных в ст.210 ТК РФ, приоритетом государственной политики является сохранение жизни и здоровья работников путем внедрения ряда мероприятий направленных на улучшение условий труда, обеспечения безопасности, а также компенсации условий занятости отклоняющихся от нормы.

Также с целью предотвращения развития профессиональных заболеваний и повышенного травматизма на федеральном уровне предусмотрен ряд обязательств для работодателей , призванных усовершенствовать производственный процесс и уменьшить влияние вредных факторов на здоровье тружеников.

В частности, во исполнение норм ФЗ №426, в каждой компании независимо от формы собственности должна быть проведена оценка условий труда с целью выявления факторов, которые относятся к особо вредным либо опасным. На основании ст.210 ТК РФ должен быть разработан ряд мероприятий, которые позволят уменьшить негативное влияние путем выдачи средств защиты и осуществления контроля за санитарно-гигиеническими нормами.

Во исполнение норм ст.212 ТК РФ должна быть создана служба охраны труда , целью которой является разработка и обеспечения правил техники безопасности, обучение сотрудников безопасным методам труда, позволяющим уменьшим травматизм и установление соответствия норм труда действующим нормативам.

Также в порядке ст.210 ТК РФ в компании должен быть установлены ряд льгот и гарантий для тружеников, которые осуществляют трудовую функцию в условиях, отклоняющихся от нормы.

Причем размер гарантий должен быть не меньше установленного законом, а в ряде случаев и больше в виду норм закрепленных в отраслевых соглашениях либо приказах.

Виды льгот

В ФЗ №426 установлены 4 класса , в частности:

  • оптимальные;
  • допустимые;
  • вредные;
  • опасные.

Естественно оптимальные условия считаются нормой и каких-либо мероприятий, кроме осуществления контроля не требуют. А вот 2 класс , считается уже допустимым, что предполагает наличие некоторых факторов, способных привести к возникновению расстройства функций здоровья на кратковременной основе и которые купируются за счет предоставления средств защиты и отдыха.

Опасные условия, соответствующие 4 классу , встречаются достаточно редко, учитывая, что работа с химическими элементами и излучениями присутствует только в компаниях с определенной спецификой.

А вот 3 класс вредности является более распространенным в виду того, что в нем учтены множество факторов, присутствующих в большинстве компаний, от запыленности и вибрации, до занятости в условиях повышенной температуры, не говоря уже о работе с газосваркой или испарениями. А учитывая, что опасных факторов достаточно много, данный класс разбит на подклассы, позволяющие учесть степень воздействия и предусмотреть льготы, позволяющие компенсировать причиненный вред.

В частности, на законодательном уровне установлены следующие льготы :

Сокращенная продолжительность рабочего времени

В порядке ст.91 ТК РФ нормой трудовых часов в неделю является 40 часов. Труженикам, которые по результатам оценки заняты в условиях признанных вредными и отнесенными к степени вредности 3.3 и 3.4 положено сокращение нормы трудовых часов до 36 , на основании ст.92 ТК РФ.

При этом у них есть право трудиться и полную неделю, но только за дополнительную плату, ведь разница в 4 часа для них будет являться уже сверхурочной работой, которая оплачивается в порядке ст.152 ТК РФ.

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск

На основании ст.117 ТК РФ труженикам при наличии класса вредности: 3.2,3.3,3.4 также положен и дополнительный период отдыха не менее 7 дней , оплачиваемый в размере среднего заработка и подлежащий предоставлению в порядке очередности, определяемый графиком.

Причем на законодательном уровне установлена минимальная продолжительность сего периода отдыха, и руководство компании за счет собственных средств может увеличить его протяженность.

Оплата труда в повышенном размере

Положена за труд в условиях, отклоняющихся от нормальных, и доплата в размере 4% на основании ст.147 ТК РФ.

Причем данный вид поощрения полагается всем сотрудникам имеющим класс вредности 3 на местах труда, независимо от подкласса, но на отраслевом уровне для некоторых категорий граждан могут быть предусмотрены и повышенные размеры, естественно в прямой зависимости от степени вреда.

Проведение периодических медицинских осмотров

Во исполнение норм ст.212 ТК РФ руководство компании обязано периодически осуществлять меры направленные на выявления развития профессиональных заболеваний, путем проведения периодических медицинских освидетельствований в отношении всех сотрудников компании.

Однако труженики, занятые в условиях, отклоняющихся от нормальных и имеющих класс вредности 3, подлежат еще и:

  • психиатрическому обследованию во исполнение норм ФЗ № 3185-1;
  • медицинскому обследованию с целью предупреждения развития ВИЧ (ФЗ №38);
  • обследованию с целью предупреждения развития туберкулезного заболевания (ФЗ № 77).

Обеспечение лечебно-профилактическим питанием

В Постановлении Правительства РФ № 168 сказано, что в случае наличия вредных условий занятости на местах труда, работникам положена выдача молока не менее полулитра за смену либо профилактическое питание, которое оговоренный продукт может заменить.

Отдельно для получения каждого продукта классность не установлена в связи с тем, что молочная компенсация предоставляется на основании перечня вредных факторов и занимаемой должности.

То есть при наличии класса вредности 3,1 и 3,2 на получение молока можно рассчитывать, если труженик занят, к примеру, в сфере энергетики или строительных работ.

Право на досрочное назначение трудовой пенсии

Пенсионное обеспечение тружеников регламентируется нормами ст.30 ФЗ №400, в соответствии с которой, лица занятые в отрасли с вредными факторами, имеют право на получении пенсии досрочно, то есть по достижении 55 лет для мужчин и 50 лет для женщин соответственно.

Причем досрочное назначение оговоренной выплаты напрямую зависит от наименования должности, которая должна и выработанного стажа в определенной отрасли и условиях.

Страхование от несчастных случаев

В порядке, оговоренном в ФЗ № 125, руководство компании обязано осуществлять страхование сотрудников от наступления несчастного случая, а также предоставлять определенные гарантии в связи с получением травмы в отношении сотрудников занятых в условиях вредности 3 класса.

В частности, согласно норм, закрепленных в ст.17 сотрудников направляют на курортное лечение, а также предоставляют лекарственные средства и оплату лечения за счет предприятия.

Запрет на совместительство

В соответствии со ст.282 ТК РФ работа в качестве совместителя возможна на нескольких предприятиях с учетом нормы часов и наличия свободного времени.

Однако, если труженик по основному месту занятости работает в условиях, отнесенных к 3 классу вредности, и на должности по совместительству присутствуют аналогичные факторы, дополнительной занятости он не подлежит, в виду превышения нормы негативного воздействия и риска развития тяжелых заболеваний.

Порядок оформления

Основанием для установления определенного класса вредности, то есть того же 3.1 или 3.2, является проведение оценки условий занятости, закрепленного в заключении эксперта. Также в соответствии с нормами трудового законодательства, условия труда, а также предоставляемые в связи с этим льготы и гарантии, должны быть оговорены в локальных актах компании с целью определения порядка и условий предоставления гарантий и их размера.

То есть при издании коллективного договора руководство компании изначально должно прописать, какие условия труда присутствуют в учреждении с указанием класса, а также на какие льготы работники могут рассчитывать. К примеру, дополнительный отпуск положен только при наличии класса 3.2, а вот выдача молока и при классе 3.1, в случае если должность сотрудника присутствует в Списке №1.

Также во исполнение норм, закрепленных в ст.57 ТК РФ, в договоре о взаимном сотрудничестве должны быть прописаны условия о предоставлении гарантий в связи с трудом в условиях, отклоняющихся от нормальных, в частности, размер доплаты и режим труда. Должен быть оговорен перечень льгот и в других актах, а именно в Положении о заработной плате и Правилах распорядка.

Основанием для предоставления вышеуказанных льгот также является табель выходов и приказы о приеме и предоставлении отпусков, в связи с тем, что в порядке норм закрепленных Постановлением №168 оговоренные гарантии положены только за фактически отработанное время в определенных условиях. То есть работник получит доплату либо отпуск только с учетом отработанного времени за минусом выходных, и времени пребывания в основном отпуске.

Денежные компенсации

Вышеуказанные льготы предусмотрены для тружеников с целью предотвращения развития профессиональных заболеваний путем увеличения времени отдыха за счет дополнительных дней отдыха и предоставления специального питания. Однако законодательством также допускается возможность замены продуктовой компенсации материальным обеспечением, эквивалентным стоимости оговоренных продуктов, о чем сказано в Приказе №45н.

А замена дополнительных отпусков деньгами не допускается в связи с нормами ст.126 ТК РФ в связи с тем, что питаться полноценно работник может и сам, а вот отдохнуть от непосредственных обязанностей и воздействия опасных факторов может только посредством получения отпуска.

Особенности для медицинских работников

Основным условием получения льгот является присутствие вредных условий труда на рабочих местах, отнесенных к классу 3 и принадлежность к определенной отрасли. К примеру, медицинские работники, занятые в области охраны здоровья могут сталкиваться со многими вредными факторами в процессе осуществления своей деятельности, а соответственно и иметь право на льготы.

В частности, в порядке Постановления №101 медикам положен сокращенный рабочий день в зависимости от занимаемой должности и факторов труда, а на основании Постановления № 482 дополнительный отпуск протяженностью от 35 до 14 дней в зависимости от занимаемой должности и присутствия вредных факторов.

В соответствии с нормами Постановления № 781 медицинские работники имеют право и на досрочную пенсию , при наличии стажа не менее 15 лет в определенных условиях, предусматривающих отклонения от нормальных. А на основании Постановления № 168 медики вправе рассчитывать и на спец.питание, если работают в рентген кабинетах либо иммунных лабораториях, не говоря уже о сотрудниках ВИЧ и турб-дитспансеров.

Работа в условиях вредности, относящихся к классу 3.1 и 3.2, не является простой, учитывая, что труженик вынужден принимать на себя воздействия всех негативных факторов, присутствующих на месте труда. Именно поэтому для данной категории работников и установлены льготы с целью предотвращения развития заболеваний и снижения работоспособности.

О льготах и компенсациях за вредные условия труда смотрите в следующем видеоматериале: