Как развить речь у ребенка. Советы молодым родителям. Игрушечные спектакли и постановки. Подготовка к обучению письму

Механизм формирования речи у ребенка запускается с самого первого дня жизни. Чтобы этот процесс протекал быстро и гладко, нам, взрослым, необходимо стать самыми активными его участниками. Это долгосрочное вложение наших сил и эмоций окупится с лихвой уже через три-четыре года, когда мы получим интересного собеседника со своим нестандартным мышлением и суждениями. Развитие речи у детей — это ежедневная работа малыша и родителей. Давайте рассмотрим этапы развития речи у ребенка.

С чего же начать? Родители являются речевым образцом для ребенка. Вот почему так важно тщательно следить не только за тем, что вы говорите, но и как вы говорите. С самых первых дней стимулируйте речь малыша: говорите с ребенком как можно больше — произносите слова четко, медленно, но эмоционально. Озвучивайте все, что вы делаете, при этом старайтесь не ограничиваться только бытовой речью. Читайте потешки, стихотворения — все то, что ритмично и хорошо ложится на слух. Вместе рассматривайте, точнее, изучайте картинки в полюбившейся малышу книжке, задавайте вопросы. Сначала он будет только показывать то, что вы просите, а затем и пытаться повторить за вами. Играйте вместе с ребенком в игрушки, в театр. Давайте ему образец выстраивания диалогов, ситуаций, и постепенно ребенок ответит вам, а затем и сам будет придумывать условия игры.

Речь — это сама жизнь, поэтому не замыкайте обучение в рамках печатной продукции и интерактивных игрушек . Окружающий мир, природа вдохновят вашего малыша на новые словесные открытия, разовьют фантазию и пробудят воображение. На прогулках старайтесь обращать внимание на такие детали, как свернувшийся сухой лист, похожий на трубочку, который может стать подзорной трубой или капельку росы, которая вполне может стать самым настоящим морем для муравьев. Летом стройте замки из песка с извилистыми ходами, запускайте совместно бумажные самолеты, выкладывайте на песке рисунки из природного материала. Осенью собирайте букеты листьев (заодно выучите названия деревьев, оттенки цветов), желуди, семена клена, которые потом пойдут на поделки. Зимой лепите снеговиков и раскрашивайте их красками, принесите домой сосульку — пусть она растает в тазике. Весной пускайте кораблики в ручьях, покажите малышу капель, прислушайтесь к чириканью воробьев. Все эти действия укладываются в режимные моменты ребенка и не требуют специальных затрат. Но вот если упустить время, предоставить малыша самому себе, то ближе к школе придется наверстывать упущенное семимильными шагами и то, что так естественно закладывалось в детстве, придется впихивать большими порциями. А от такого информационного переедания, сами знаете, что бывает: усталость, нервозность, нежелание учиться.

К сожалению, далеко не у каждого родителя есть время и возможность заниматься со своим ребенком системно. На помощь могут придти специалисты-педагоги, — в том числе детские логопеды в детских развивающих центрах. Чаще всего программы в них направлены на то, чтобы ребенок развивался гармонично, получая и усваивая информацию в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

Как продолжить обучение ребенка

Что же происходит дальше? А дальше мы учим ребенка пользоваться тем, что он накопил, то есть правильно и складно выражать свои мысли — объяснять, доказывать, выстраивать логику повествования и сочинять. Это уже более сложный процесс, выходящий за рамки бытовой речи и имеющий отношение к словесному творчеству. Здесь берут свои истоки будущие сочинения.

Начнем данный этап с азов — умения составить небольшой рассказ о любом живом и неживом объекте или предмете. В будущем подобного рода информация пригодится вашему первокласснику для подготовки докладов: ведь очень часто именно неумение правильно распорядиться большим объемом информации приводит к тому, что ребенок затрудняется начать повествование, составить рассказ по картинке. Этот процесс сравним с вопросом из взрослой жизни: "Как дела?", когда можно долго и разнообразно говорить на предложенную тему, но большинство ограничивается ответом: "Нормально". Воспользуемся схемами — этими универсальными картами, которые являются четкими пошаговыми инструкциями и не дают сбиться с верного пути словотворчества, в тоже время, избавляя от повторов и запинок в речи.

Что же представляет собой схема рассказа?
Кто → К какой группе относится → Описание → Где живет → Чем питается → Какую пользу приносит → Особенности

Например, вот какой рассказ о собаке можно составить по данной схеме:

"Собака — это домашнее животное. Внешний облик собаки зависит от породы. Таксы — маленькие, с длинным телом, вытянутой мордой и длинным хвостом. Лапы у них короткие. Эти собаки предназначены для охоты на лис в узких норах. Боксеры имеют приплюснутую морду, широкую грудь, крепкие лапы — это бойцовская порода. В деревнях собаки живут на улице в конуре. В городах собак держат в квартирах. Они питаются мясом, специальным кормом. Издавна собака была другом и незаменимым помощником человека. Она помогала ему сторожить дом, пасти овец, охотиться на волков, лис, птиц, спасала человека и на воде, и в горах. Есть специальные собаки-поводыри для слепых".

Подобная схема действует и для неживых предметов.
Что → К какой группе относится → Части → Из чего сделан → Для чего нужен

После того, как ребенок научился составлять рассказы-описания, можно переходить к следующему этапу — обучению составления рассказов по серии картинок. Здесь важно умение выстроить логическую цепочку: разложить картинки в правильном порядке, ведь все наши действия в обычной жизни совершаются по неким схемам.

Важно донести до ребенка, что картинки и происходящие на них события — это не абстрактные истории, а то, что окружает малыша в повседневной жизни. Пусть ребенок отождествит себя с главным героем. Расскажет, что бы он почувствовал, сказал и сделал на месте персонажа. Пусть даст свое имя и имена своих друзей нарисованным детям.

Пусть малыш расскажет правила игры в прятки, салочки, что нужно сделать, чтобы почистить зубы, вскипятить воду в чайнике или спуститься на первый этаж.

Очень важно расширять кругозор ребенка, рассказывать обо всем, что его окружает — это в значительной степени поможет обогатить словарный запас вашего малыша и быстрее развить полноценную грамотную речь. Старайтесь бывать с вашим ребенком в разных местах, перепробовать как можно больше разных дел, поиграть в самые разные игры. Например, если малыш ни разу не был на рыбалке, он не сможет сочинить рассказ о веселых приключениях мальчишек-рыболовов на речке, так как здесь действуют свои законы, своя терминология.

Затем мы учим ребенка составлять рассказы по картинке. Подключим воображение и превратим одну картинку в серию из трех, мысленно представив начало, а потом и концовку нашего рассказа.

И последний этап — наиболее сложный — это умение составить рассказ-описание природы по картинке. На первый взгляд, здесь нет ни действия, ни героев, только один лес. Но, закрыв глаза и шагнув из реальности в самую чащу воображаемого леса, обнаруживаешь, что жизнь здесь бьет ключом. Чтобы не заблудиться в этой чаще, на помощь нам придет, опять же, схема-описание примет времен года.

День и Ночь → Погода → Растительный мир → Мир птиц, зверей, насекомых.

Вот пример рассказа об осени, составленного по данной схеме:

"Осенью дни становятся короче, а ночи длиннее. В начале осени стоят погожие дни. Это время называют „бабье лето“. Но потом небо хмурится, затягивается тучами и целыми днями моросит нудный дождик. Дует пронзительный холодный ветер. Деревья наряжаются в расписные одежки — желтые, красные, оранжевые, пурпурные. Дунет ветер — и посыплется с деревьев разноцветный дождь из листьев. Осень — пора листопада. Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. Животные готовятся впасть в спячку, нагуливают жирок, делают запасы еды на зиму. Белки, зайцы меняют свои летние шубки на зимние".

И напоследок - общение с ребенком

В дошкольном возрасте естественная среда обитания ребенка — это игра, поэтому превратите учебу в игру. Занимайтесь, то есть общайтесь на прогулке, по дороге в сад, магазин. Не сидите дома за столом, как в школе: просто дайте ребенку полистать книгу, и то задание, которое его заинтересует, выполните вместе. Если ваш ребенок мотивирован на учебу, то, наоборот, можно поиграть с ним в школу. В любом случае, руководствуйтесь индивидуальными особенностями вашего ребенка, найдите к нему подход, и он ответит вам заинтересованностью, восприимчивостью и понятливостью.

Внимательно выслушивайте ребенка, не перебивайте и не торопите его, не ругайте и не сравнивайте с другими. Занимайтесь в то время, когда у ребенка хорошее настроение, когда он выспался и не голоден.

Русский язык, как и любой другой, требует регулярности, поэтому лучше заниматься каждый день по 15-20 минут, чем один раз в неделю по часу. Когда наши дети, начинают изучать иностранный язык — мы понимаем, что только регулярные занятия могу гарантировать результат и эффективность, изучение русского языка и развитие речи также не является исключением и требует системного подхода.

Уже с малых лет необходимо приучать ребенка говорить не только на языке быта, но использовать в своей речи все богатство русского языка. Общение — одна из основных потребностей человека, и ваш малыш нуждается в нем как никто другой. У каждого есть возможность творить, и мы можем это делать ежеминутно, создавая маленькие словесные шедевры. Язык не только одно из важнейших средств коммуникации, но и живой материал, имеющий свой цвет, форму и вкус. Нам предстоит открыть это детям, научив их творить в рамках определенных законов. Это долгий путь, и от нас, взрослых, зависит, будет ли им узкая блуждающая тропинка или широкая дорога на пути к новым знаниям, открытиям и свободному общению.

  • Т.Ю. Бардышева, Т.А. Чохонелидзе "Пересказы и рассказы".
  • Т.А. Ткаченко "Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша".
Попробуйте. Да и просите малыша рассказать что он слышал...
Выйдете из помещения на 5 минут... и... пусть он восстановит вам ход событий пока вас не было...и сравните с тем что на диске...вот и работа над ошибками...
УДАЧИ ВАМ.
[ссылка-1]

Не знаю, как это объяснить, но мой старший ребенок вообще не умел рассказывать по картинкам, не понимал очередность.. сколько я ни билась - результата не было...
А ведь он был очень развитым ребенком, говорил чисто с полутора лет, большой словарный запас, легко и быстро научился читать и считать и вообще соображал хорошо, сейчас тоже все в полном порядке...
Короче, мой вывод, что ни о чем это умение не говорит.. Просто кто-то видит эти картинки и умеет складывать в истории, кто-то нет. Допускаю также, что это полезно:) Но и неумение - не фатально:)

Статья действительно хорошая.
Но - скажу сразу - я -пед, не _лого_пед. Но речевыми проблемами своих детей пришлось заняться плотно, конкретно и э-э-э массированно.
Т.к. старший уже взрослый - а у него была куча речевых диагнозов - и, по сути, все выправили и он вообще в учебе и развитии показал вполне хороший результат, я посмею покритиковать: идея приучния маленького ребенка к схемам - крайне порочна.
Да, есть шанс получить в младшей школе отличника. Может быть это почетное звание продержится до средней и даже до старшей школы. И что?
В одной из лучших московских школ (собственно, что скрывать? - в 2007 *-)) существует методика, направленная на исправление "схематичной", "школярской" системы мышления - то есть избавления от последствий дрессуры, о которой нам рассказывают в этой статье. К сожалению, в этой школе нет начальных классов и учить ребенка мыслить не схемами начинают только лет в 11... Скажу честно - методика помогает далеко не всем *-(

Приличная статья и по делу, что приятно

Поставленную грамотную речь многие считают талантом, который дается избранным и необходим лишь в некоторых сферах деятельности. На самом же деле задумываться над тем, как развить речь, стоит каждому. Ведь хорошая дикция заставляет прислушиваться к говорящему человеку и больше доверять его мнению. К тому же, подобное умение нередко способствует карьерному росту, в особенности, если для выполнения должностных обязанностей необходимо часто общаться с людьми.

Основные техники и упражнения для развития речи

Далее мы приведем наиболее эффективные упражнения, позволяющие улучшить дикцию. Четкая речь и хорошо поставленный голос – это результат долгой и упорной работы над собой. Поэтому выполнять данные упражнения необходимо регулярно, а не от случая к случаю, потому что только так вы добьетесь прогресса в развитии своей речи.

Разминка для артикуляционного аппарата

Настроить себя на четкость произношения перед выполнением любых упражнений, направленных на развитие дикции, помогут короткие разминки. Один из ее вариантов – крепко сжать зубами карандаш и произнести фразу, длиной приблизительно в 10-15 слов. После чего вынуть карандаш и эту же фразу произнести еще раз. Чтобы каждый раз не задумываться над выбором текста, при выполнении этого упражнения можно использовать любое стихотворение.

Помочь начать лучше говорить и укрепить мышцы органов, участвующих в речевом процессе, помогут также упражнения, направленные на улучшение их подвижности и точности. Ведь именно эти характеристики обязательны для развития дикции и качественного произношения звуков.

Как известно, наиболее подвижный орган артикуляции – это язык. Поэтому большая часть гимнастики связана именно с ним. Существует множество упражнений, регулярное выполнение которых избавит от необходимости задуматься над вопросом относительно того, как развить речь. Например, можно высунуть язык и пытаться дотянуться им вначале до подбородка, а потом до носа. Либо словно кистью плавными движениями рисовать линии от зубов к гортани.

Произнесение фраз с искусственно усложненной артикуляцией

Скороговорки для развития дикции считаются классическим вариантом тренировки. С их помощью можно в спокойной обстановке потренироваться в четкости произнесения разных согласных. Чтобы добиться отличных результатов, достаточно ежедневно выделять на занятия не меньше 5-10 минут. Однако для развития хорошей дикции есть одно важное правило: каждую фразу нужно произносить в медленном, среднем и очень быстром темпе.

Начинать тренировки можно с наиболее простых предложений, которые учат четко произносить один или два звука. К примеру, это могут быть:

  • Все бобры добры для своих бобрят.
  • Тощий, немощный Кощей, тащит ящик овощей.
  • Колотил Клим в один блин клин.
  • Гроза грозна, грозна гроза.
  • Бороною боронили поле неборонованное.
  • Коси, коса, пока роса, роса долой – и мы домой.
  • На дворе трава, на траве дрова; не руби дрова на траве двора.
  • У села ли села лиса, у опушки ли леса.
  • Перепись переписала трижды переписанные результаты переписи.
  • Есть и более сложные фразы, которые помогают понять, как научиться говорить четко и быстро слова, в которых отрабатывается произношение двух и более звуков в непростых сочетаниях:

    • Говорил говорун говорунам: «говорил, не говори говоруну, что говорун заговорил», у говоруна говорилка говоривалка. Заговорил говорун, и глотка говоруна слегка заговорилась, и тут говорун говорит напоследок: «хватит говорить говорун говорилкин».
    • Говорил командир про полковника и про полковницу,про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпорутчицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу молчал.
    • На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вмещает двор дров! Наверно, выдворим дрова с вашего двора обратно на дровяной двор.
    • Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, перевыкалпоковать, переколпаковать.
    • Ужа ужалила ужица. Ужу с ужицей не ужиться. Уж от ужаса стал уже - ужа ужица съест на ужин и скажет: «Начинай сначала».

    Произнесение скороговорок

    Существуют также специальные скороговорки для развития дикции и устранения проблем с произношением определенных звуков. Хороший способ разобраться, что именно нужно будет исправлять – послушать собственную речь со стороны. После того, как проблемы будут выявлены, можно приступать к работе над развитием дикции.

    Для начала нужно научиться произносить изолированный звук правильно. Потом необходимо добиться разграничения в речи похожих звуков, например, «с» и «ш» или «р» и «л». Существенной помощью в том, чтобы исправить свою речь, может стать произнесение специальных фраз, например:

    • Лара играла на лире.
    • Шли сорок мышей, нашли сорок грошей, а две мыши поплоше нашли по два гроша.
    • Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.
    • Казак с шашкой скакал к Сашке играть в шашки.
    • Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры.
    • Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа тупа.
    • Был баран белокрыл, Всех баранов перебелокрылил.
    • Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.

    Переходить к работе над следующим звуком стоит только после того, как добьетесь правильного произношения первого звука.

    Чтение вслух

    Кроме проговаривания скороговорок для развития дикции полезно также читать вслух. Хорошим стимулом может стать запись голоса на диктофон. Мало кто, услышав свою речь, не захочет ее улучшить. Читая отрезки из книг и делая аудиозапись можно отрабатывать произношение до тех пор, пока оно не станет практически идеальным.

    Как научиться говорить, чтобы вас действительно было приятно и интересно слушать? При чтении вслух не допускайте монотонности, и меняйте интонации. Кроме того стоит изменять громкость и скорость чтения, научиться выделять паузами наиболее важные моменты. Но при этом контролируйте свою речь, чтобы подобные паузы были уместными и не слишком затянутыми.

    Также не стоит упускать из виду, что окружающими лучше всего воспринимается спокойный и уверенный голос. Будет ли он таким, во многом зависит от настроения и внутреннего состояния человека, его умения контролировать эмоции. Однако, занимаясь развитием дикции, можно научиться говорить спокойно и убедительно. К примеру, почему бы не представить себя политиком и не рассказать о состоянии экономики в стране, сидя перед зеркалом?

    Пополнение словарного запаса

    Еще один важный аспект, который нужно учитывать – необходимость постоянного интеллектуального развития и пополнения словарного запаса. Хорошо развитый человек в любой ситуации может поддержать беседу и найти подходящие слова. Чтобы стать именно таким, стоит больше читать, чаще разгадывать кроссворды и посещать различные тренинги по .

    Если будете ежедневно уделять даже несколько минут для работы над улучшением дикции, уже через несколько месяцев вы начнете хорошо говорить, а сам голос преобразиться до неузнаваемости. При этом все приложенные усилия, несомненно, со временем будут вознаграждены.

    Тренировка диафрагмы

    В вопросе относительно того, как поставить речь, очень важным аспектом является умение контролировать дыхание. Без него текст может прерываться паузами и вдохами в тех местах, где это нарушает его смысл или ухудшает эмоциональность. В результате речь станет обрывистой, а смысл сказанного воспринимается хуже.

    Поэтому одним из первых упражнений по развитию дикции должны стать тренировки для выработки правильного дыхания:

    • Расставьте ноги на ширине плеч, выпрямите позвоночник, одну руку положите на грудную клетку, а вторую на живот. Вдыхая носом, выдвигайте живот вперед. После чего спокойно выдыхайте воздух через небольшое отверстие в губах, возвращая грудную клетку и живот в исходное положение.
    • Чтобы со временем начать лучше говорить, можно усложнить упражнение. Для этого попробуйте поддерживать правильное дыхание и при этом ходить, заниматься бегом не месте, имитировать колку дров или подметание пола.
    • Улучшить развитие дикции можно и с помощью следующего упражнения. Для начала спокойно вдохните, а на выдохе как можно дольше тяните любую гласную букву. Когда продержать гласную сможете больше 25 секунд – пробуйте менять тональность голоса.

    Основные причины проблем с речью

    Невозможно добиться положительных результатов в развитии дикции, если не разобраться в причинах нарушений речи. Лишь изредка они связаны с проблемами со здоровьем и развиваются, к примеру, из-за аномального строения челюсти или короткой уздечки языка.

    У многих людей проблемы с речью спровоцированы неправильным произношением свистящих и шипящих звуков, а также отсутствием звуков «Л» или «Р», либо нарушением их произношения. Может быть причиной и ослабленный артикуляционный аппарат.

    Даже если человек умеет хорошо говорить, правильно произнося все звуки, в особо значимых ситуациях его речь может стать смазанной и нечеткой. Ведь при произношении слов артикуляционному аппарату необходимо очень быстро переключаться от одного движения к другому. Достигается же это только при активной и интенсивной работе мышц, которые необходимо тренировать, к примеру, регулярно проговаривая скороговорки для дикции.

    Однако главной причиной невнятной, тихой речи является застенчивость человека и отсутствие уверенности в собственных силах. В такой ситуации развитие дикции – проблема второстепенная. Прежде всего, необходима работа над собственным характером и борьба с комплексами.

    С самых ранних лет следует учить малыша правильно выражать свои эмоции, грамотно строить предложения. На первый взгляд кажется, что процесс не вызовет труда, и на пути к достижению цели не возникнет сложностей. Однако каждый ребенок индивидуален, и может не сразу начать говорить.

    Когда учить ребенка говорить

    Есть возрастные периоды, по которым можно определить, насколько правильно проходит развитие речи у малыша. Строго определенных правил не существует. Процесс обучения следует начинать с самого рождения: крохе следует петь песни, рассказывать истории, разговаривать с ним во время прогулки. Материнское сердце подскажет, как нужно действовать.

    В период от 6 месяцев до года происходит активное формирование мозговых центров, которые ответственны за речь, поэтому общению с малышом следует уделять повышенное внимание.

    В период с 2 до 3 лет речевые области практически полностью сформированы. Именно в это время дети начинают свободно выражать свои мысли, говорить, и обучение должно проходить максимально активно. Не стоит переживать, если к этому возрасту не происходит резкого скачка. Оптимальный вариант – проконсультироваться со специалистом, и при отсутствии признаков болезни или физиологических отклонений продолжать развивать речевой аппарат.

    Нормы речи детей разного возраста

    Для каждого периода взросления характерны определенные звуки, слова и предложения, с помощью которых малыш выражает свои эмоции.

    Что говорит ребенок до 12 месяцев

    Первые звуки от ребенка можно услышать уже в 2 месяца (помимо крика и плача). Малыш с удовольствием говорит «-гу», протягивает гласную «-а». Важно отвечать крохе, давать понять, что общение важно. Через несколько месяцев можно услышать уже более сложные комбинации. Полезно включать ему музыку, аудиокниги и т. п. Годовалый малыш знает около 5-10 слов, состоящих из пары слогов.

    Нормы речи для детей 1-1,5 года

    Речь ребенка в год и старше становится более обширной. Его словарный запас пополняется с каждым днем. Он хорошо понимает, о чем его просят родители, например, идти помыть руки, ложиться спать и т. д.

    К 18 месяцам ребенок может запомнить до 20 новых слов.

    Крохе нравится познавать все новое, он сам радуется, если больше запоминает и воспроизводит. Хорошо в этом периоде помогают развиваться книжки с объемными картинками, которые нужно рассматривать вместе и задавать по ним вопросы.

    Как должны говорить дети 2-3 лет

    В 2 года словарный запас детей включает около 70 слов, а через год малыш знает больше 200 новых выражений и около 1000 слов. Кроме того, ребенок уже умеет склонять слова по падежам, вставляет в предложения местоимения. Звукопроизношение не отличается четкостью, но к 5 годам эта проблема решается сама собой.

    Что ребенок должен говорить в 3-4 года

    Начиная с трехлетнего возраста, малыши могут учить маленькие песенки и стихи, отгадывать легкие загадки. Речь крохи можно легко понять, даже несмотря на ошибки в употреблении рода, числа и падежа.

    Словарь достигает почти 2 000 слов к 4 годам.

    Малыш начинает фантазировать, выдумывать собственные выражения. Появляется больше наречий, местоимений, прилагательных и числительных. Основные проблемы в этом возрасте – перестановка слогов местами, отсутствие звуков [р], [л] или [ц].

    Что дети говорят в 4-5 лет

    Речь детей в период с 4 до 5 лет состоит из 3 000 слов, не включая «переделанные» на свой лад. Предложения уже насыщены разными предлогами, прилагательными. Малыши прекрасно справляются с такими задачами, как описание предмета, пересказ небольшой сказки, чтение наизусть стихотворения с интонацией, а также чередование тихого и громкого произношения. Большинство детей умеют считать до 10.

    Речь ребенка 6-7 лет

    Речь детей 6 лет и старше отличается грамотностью, небольшим количеством грамматических ошибок. Они легко объясняются со сверстниками и взрослыми, без труда могут описать любую жизненную ситуацию и предметы. Имея в запасе больше 4 000 слов, ребенок способен сочинить интересную историю, придумать для нее название. Из основных проблем в этом периоде выделяют искажение малознакомых слов, неправильную постановку ударения.

    Как учить говорить и развивать речь ребенка

    Развитие речи у годовалых детей, малышей постарше и дошкольников проходит по-разному. Важно не просто ориентироваться на установленные нормы, но и учитывать индивидуальные особенности ребенка.

    Как научить говорить ребенка в 1 год

    Часто родители сталкиваются с ситуацией, когда ребенок в год не говорит того, что считается нормой для этого возраста. Что делать в этом случае?

    • Старайтесь общаться таким образом, чтобы он отвечал. К примеру, собираясь на прогулку, можно спросить, какого цвета обувь ему больше нравится. Естественно, соответствующим образом малыш ответить не сможет, но несколько связных звуков – тоже результат.
    • Чаще общайтесь с малышом: на прогулке, дома, в магазине, в гостях.
    • Озвучивайте вслух все свои и его действия. Это может быть уборка по дому, обсуждение животных, игрушек.
    • Уделяйте внимание чтению большого количества книг, просмотру картинок. Можно выбирать не только сказки, но и энциклопедии для детей. Возможно, малыш проявит интерес к животным, насекомым, климатическим явлениям и т. п.
    • Общайтесь, используя правильную речь, без сокращения и коверканья слов. Разговаривайте с малышом как со взрослым человеком.

    Не стоит волноваться, если не получается добиться положительного результата. Часто бывает, что малыш еще не готов в 1 год к полноценному общению.

    Развитие речи детей 2-3 лет

    Если ребенок общается с трудом или совсем не говорит в 2 года, необходимо стимулировать его речь.

    Что можно сделать:

    • Поиграть в «алфавит». Малыши этого возраста любят повторять буквы за взрослыми. Необходимо четко и звонко проговаривать звуки, это дает определенные навыки в познании азбуки.
    • Чаще задавать вопросы, на которые сложно ответить однозначно: «нет» или «да».
    • Повторять те слова, с которыми малышу трудно справиться, или те, где он «проглатывает» окончания.
    • На любой проблемный звук следует подбирать стихи или песенки. При этом нужно проговаривать каждую строчку вместе с ребенком, чтобы он видел, как взрослый это делает.
    • Поправлять малыша каждый раз, когда он пытается заменить сложный звук на более простой. Чаще всего это бывает с буквами «л», «ж», «р» и «с».
    • Давать слушать детские песенки, смотреть познавательные мультфильмы, знакомить с новыми людьми: сверстниками и взрослыми. В общении малыш будет быстрее развиваться.

    Насчет неправильного произношения буквы «р» в этом возрасте волноваться не стоит. Помощь специалиста потребуется, если проблема не решится к 6 годам.

    Обучение речи ребенка 4-5 лет

    Развитие речи для детей в возрасте от 4 и до 5 лет должно проходить посредством игр, упражнений и тренировок.

    Не следует забывать о совместном просмотре книг с картинками. Нужно, чтобы малыш пытался максимально много рассказывать о предметах, которые видит. Хорошо помогает разучивание стихов и песен наизусть.

    Как развить речь детям 6-7лет

    Главное в процессе развития речи ребенка 6 лет – сформировать фонематический слух, научить выделять из больших предложений слова, а из слов – конкретные звуки. Кроме того, важно, чтобы дети делили на слоги хотя бы маленькие слова. Это важно не только для речи, но и дальнейшего умения внимательно читать и осознавать прочитанное.

    Чтобы избежать речевых отставаний, необходимо делать следующее:

    • Регулярно давать детям самые лучшие литературные произведения. Причем ребенок не просто должен его послушать (если не умеет читать), а попытаться пересказать или приготовить сценку, где он играл бы роль главного героя.
    • Загадывать загадки, давать разнообразные задания, связанные с текстами или словами. К примеру, это может быть правильная расстановка слогов, слов в предложении. Следует внимательно следить за ошибками, вовремя их исправлять, регулярно повторять то, в чем у ребенка замечено слабое место.
    • Играть в словесные игры. Самые простые и популярные связаны с перестановкой букв в обратную сторону, подбором синонимов. Многим детям нравится игра «третий лишний».
    • Проговаривать с малышом пословицы и поговорки. Это считается одним из самых эффективных методов развития речевого аппарата, устранения дефектов.

    Лучше всего, если все проблемы будут устранены до похода в 1 класс, чтобы малыш не испытывал трудности в чтении и письме.

    Многие родители делают все, чтобы у малыша правильно развивался речевой аппарат: перечитывают горы литературы, записываются на консультации, обращаются в детские центры. Лучше всего – попробовать несколько способов, и выбрать максимально подходящий для малыша.

    Методика «Буквограмма»

    Развивающая методика «Буквограмма» – настоящий помощник для родителей. В основе программы, разработанной кандидатом психологических наук С. Шишковой, лежат принципы нейропсихологии, логопедии, а также дефектологии. Рассчитана не только на детей дошкольного возраста, которые слабо концентрируются на материале и неусидчивы, но и на подростков.

    Цель использования методики – активизация памяти и внимания, а также корректировка всех видов речи.

    Эти задачи осуществляются через увлекательные занятия, включенные в программу. Умственная работа чередуется с тренировками дыхания, физическими упражнениями. Шишкова считает, что правильное дыхание способствует усилению работы мозговых центров. Всего в программу включено 20 занятий, которые требуют регулярного выполнения.

    Шишкова о методике «Буквограмма»:


    Мультики для развития речи ребенка

    Просмотр мультфильмов – одно из любимых занятий любого ребенка. Однако даже это увлечение можно превратить в полезное. Есть множество мультиков для развития речи, которые принесут огромную пользу при правильном подборе.

    В возрасте от 3 до 5 лет малыш впитывает всю увиденную и услышанную информацию, поэтому пополнить его словарный запас можно через мультфильмы с красочными персонажами.

    Стоит обратить внимание, на возрастные ограничения. Некоторые познавательные мультсериалы («Смешарики. Пин-код», «Фиксики») будут интересны школьникам младших классов, а вот «Клуб Микки Мауса» или «Уроки тетушки Совы» – идеальные варианты для дошкольников.

    Игры, развивающие речь у детей

    Для развития речи можно играть с детьми. Если ребенок любит строить рожицы и кривляться, ему понравится играть в «забавные гримасы». Один из родителей должен сесть напротив малыша и рассказывать, что от него требуется. Это может быть просьба надуть щеки, высунуть язык, подвигать в разные стороны челюстью и т. п. Главное, использовать как можно больше комбинаций, чтобы задействовать максимум мышц лица.

    В игре «часики» нужно, чтобы ребенок поработал языком, представив, что это часовая стрелка. Двигать им следует, меняя каждый раз скорость, в разных направлениях.

    Другой вариант игры – предложить крохе изображать жирафа и мышку. В первом случае малыш должен встать на колени, поднять руки, сжатые в ладонях, потянуться максимально высоко на вдохе. Соответственно, на выдохе кроха изображает мышку, присев, опустив голову, обхватив руками колени. Обязательно соблюдение многократности повторений.

    Известный педиатр Евгений Комаровский советует родителям не переживать, если ребенок не говорит до 2 лет. Стоит забить тревогу, если малыш достиг трехлетнего возраста, и не умеет правильно выразить свои мысли или отказывается говорить вообще.

    • Говорить с крохой нужно, не используя уменьшительно-ласкательные суффиксы.
    • Если малыш долго молчит, то ситуацию поможет исправить детский сад. Некоторые дети раскрываются именно в такой обстановке.
    • Детям нужно регулярно включать музыку, начиная от забавных песенок из мультфильмов и сказок, заканчивая классикой. Все это оказывает положительное влияние на восприятие речи, звуков, мира.
    • Использовать для бесед любую свободную минуту. Обсуждать можно все: цвет проезжающей на улице машины, рост пробегающей собаки, растительность и т. п., главное – использовать большое количество прилагательных.
    • Постоянно задавать вопросы, даже, если кроха отказывается на них отвечать.

    Положительная динамика при регулярных занятиях обязательно будет заметна, если малыш здоров и у него не наблюдается каких-либо физиологических отклонений.

    Методика Ушаковой по развитию речи детей

    Обучение связной речи – процесс долгий и сложный. Помочь родителям может методика известного доктора педагогических наук О. Ушаковой. Цель программы – совершенствование произношения звуков, улучшение дикции.

    Методика построена на маленьких стихотворениях, скороговорках, потешках и играх.

    Программа подразумевает задействование синтаксического, лексического, а также фонетического строев с целью ускоренного развития осмысленной и связной речи. Она отлично подходит для маленьких ребят, посещающих детский сад, для школьников. Многие логопеды выбираю методику как базу для исправления дефектов речи.

    Развитие речи дошкольников на основе методики Ушаковой:

    Скороговорки для развития речи детей

    Скороговорки – помощники не только в познании родного языка, но и в совершенствовании речевого аппарата. Причем многие ребята отдают предпочтение именно скороговоркам, а не стихам или песням, что связано с увлекательностью их произношения и весельем. Быстрое произношение трудно построенной фразы помогает устранить большинство проблем.

    Если грамотно построить процесс ознакомления со скороговорками, то крохе будет уже тяжело оторваться от их изучения. Ему понравятся не только сами веселые занятия, но и возможность продемонстрировать свои способности друзьям. Начать можно с таких легких примеров, как «щеночкам щеточками чистили щечки» или же «жил жираф, жир жевал».

    Не стоит беспокоиться, если ребенок не разговаривает в раннем возрасте, ведь навыки речи у каждого проявляются в разное время. Единого правила обучения не существует, родителям придется выбирать из множества вариантов, экспериментировать, наблюдать за реакцией крохи. Терпение и умение прислушиваться к малышу приведут к положительному результату.

    Цель: информировать родителей о речи детей, о способах её развития для дальнейшего формирования красивой, правильной и чёткой речи.

    С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т.п. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка лишь речевые звуки, и то, только в словах, служат целям общения его с взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию. Немалую роль в становлении личности играет речь. Речь - это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих — ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильной, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.

    Советы для родителей по развитию речи детей

    Совет №1. Позаботьтесь о развитии речи ребёнка ещё до его рождения. Речь начинает формироваться за долго до появления первых слов. Большое значение имеет генетическая предрасположенность. Сейчас есть возможность в период планирования беременности пройти обследование и определить вероятность генетических отклонений будущего малыша. Предупреждён - значит вооружён. Женщина в период беременности должна получать только положительные эмоции. Специалисты предлагают различные варианты внутриутробного развития детей: звукотерапия, прослушивание классической музыки. Ребёнок хорошо развивается, если родители до его появления на свет обращаются к нему, разговаривают, читают, напевают любимые мелодии. Совет №2. Предречевой период - показатель того, как будет развиваться речь. Первый крик ребёнка после рождения - важная характеристика его здоровья и одно из первых проявлений доречевого развития. Потом при осмотре новорождённого специалист обращает внимание на его лицо. Если оно анемично (неподвижно), это может быть связано с психическими нарушениями. Проблемы с речью влекут за собой коммуникативные нарушения. Их поможет откорректировать детский психиатр, но некоторые родители избегают показывать ребёнка этому специалисту. Если у малыша проблемы с речью, значит у него есть нарушения и других функций высшей нервной деятельности. Развитие речи взаимосвязано с развитием внимания, памяти, психомоторной координации, гнозиса (способность распознавать на ощупь поверхность материала), праксиса (целенаправленная двигательная активность). Совет №3. Поведение ребёнка может рассказать о нарушениях в развитии речи. То, как развивается ребёнок до 3 лет, очень важно. Бывает, что родители игнорируют какие-то отклонения, надеются, что всё само собой нормализуется, и обращаются к специалистам перед школой. Упущенное время наверстать сложно. Задержка в развитии ребёнка отразится на его взрослой жизни. Могут возникнуть проблемы межличностного общения, карьерного роста, социальной адаптации. Любая речевая проблема меняет поведение человека, его эмоциональные реакции, отношения с внешним миром. Если у ребёнка нарушена речевая функция, ему трудно выразить свои просьбы, мысли. Он начинает нервничать, нарушается поведение, следующий этап - проявление агрессии. Совет №4. Чтобы исправить речь, нужно найти истинные причины её нарушения. Все нарушения речи можно разделить на четыре основных вида. Нарушение звукопроизношения, нарушение ритма и темпа речи, расстройства речи, связанные с нарушением слуха, недоразвитие речи или утрата раннее имевшейся речи. Наиболее распространённое - дислалия, нарушение звукопроизношения. Малыш пропускает некоторые звуки в словах или неправильно их произносит. Если рассматривать простые случаи, проблема может быть обусловлена снижением слуха, анатомическими дефектами органов артикуляции (неправильное строение зубов, дефекты прикуса, укороченная уздечка, форам языка). В этом случае нужна консультация хирурга, ортодонта. Дислалия развивается и при общении с другими детьми, у которых не сформировано правильное звукопроизношение. Ещё одна причина - нахождение малыша в двуязычной семье. Совет №5. Мальчиков и девочек, левшей и правшей учат говорить по-разному. По статистике, у мальчиков позже начинает развиваться речь, чем у девочек. Морфологическое созревание головного мозга у девочек происходит быстрее. Это влияет на рост словарного запаса. Девочки стараются говорить правильно, как взрослые, но позже мальчиков осваивают фразовую речь. У последних развитие слов направлено на действие, у девочек - на предметы. У правшей правое полушарие мозга отвечает за образное мышление, левое - за работу речевых центров, распознавание знаков. У левшей наоборот. Поэтому у этих детей медленнее формируется фонематический слух (способность различать звуки) и артикуляция. Они могут заговорить раньше правшей, но непонятной речью. Левшам тяжело понять сочетаемость слов, грамматические правила. Им проще запоминать словосочетания и целые предложения. Совет №6. Создать ребёнку благоприятные условия для развития речи. Часто мамы и папы не могут решить, что лучше - активный непоседа, которому надо всё знать и попробовать на вкус, или тихий, спокойный малыш, который никуда не лезет, ничего не трогает, никому не мешает. Многочисленные исследования доказывают: чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается речь. Активные игры с малышом, особенно на свежем воздухе, - основа для формирования его речевой функции. В ребёнке с рождения заложено стремление к исследованию. Он инстинктивно тянется к предметам. Взрослым надо поддерживать, грамотно направлять и развивать его двигательную активность. Мелкая моторика и речь взаимосвязаны. Пальчиковые игры считаются важным направлением речевого развития детей. В суете и спешке взрослые стараются сами собрать разбросанные игрушки, покормить, одеть ребёнка, застегнуть пуговицы, зашнуровать ему ботинки. Не хватает терпения доверить это малышу. Совет №7. Ребёнок должен захотеть говорить и говорить правильно. Малышу нужно слышать от взрослых правильную речь. Родители могут употреблять упрощённые формы слов “дай”, “ам-ам”, “ту-ту” при общении с ребёнком до года. Это поможет ему включиться в процесс развитии речи, Потом желательно упрощённые слова ребёнка сопровождать правильными названиями. Он увидел поезд: “Ту-ту!” - мама отреагировала: “ Да, поезд поехал”. Взрослым не стоит подражать малышу в неправильном произношении слов, шепелявить, картавить. Одна из проблем нарушений звукопроизношения в детском возрасте - неправильное формирование речи в семье. Жизнь ребёнка должна быть богатой на впечатления. Его надо постоянно удивлять, что-то показывать, рассказывать. У малыша будет развиваться кругозор, он захочет выражать свои эмоции, а это ускорит процесс формирования речи. Занятия по коррекции речи можно сделать интересными у увлекательными. Совет №8. Любые нарушения речи можно исправить. Не упустите время. Мозг малыша обладает большими компенсаторными возможностями. Чем младше ребёнок, тем больше у него возможностей для восстановительного потенциала и лучшего результата. Важно отметить, что лечение расстройства речевой функции надо проводить комплексно, при участии педиатра, психиатра, невролога, дефектолога, логопеда, психолога. Может понадобиться помощь сурдолога, окулиста, эндокринолога, генетика. От специалистов и современных методик по коррекции, восстановлению речевой функции ребёнка зависит многое, но не всё. Основная роль принадлежит родителям, семье малыша. Близким людям нужно объединиться с врачами, выполнять все назначения, домашние задания, идти одним путём, одной командой к намеченной цели. Комплексный медицинский подход и активное участие родителей в процессе развития речевой функции ребёнка обязательно дадут положительный эффект. Совет №9. Если ребёнок не говорит, что делать? Приемы стимулирования речи. Главное условие овладения речью - это подражание, но чтобы ребёнок сам по собственной инициативе начал говорить, у него должна сформироваться потребность в этом. Первые слова появляются при общении-взаимодействии со взрослым, при желании получить что-либо, т.е. когда необходимо назвать предмет. Нельзя запрещать ребёнку использовать жесты, нельзя давать словесный образец: “Скажи - часы, скажи - ложка”.Для стимулирования появления речи предлагаются следующие приёмы: -диалог -имитация и звукоподражание -стихи -чтение Имитация и звукоподражания. Говорить за разных зверюшек: гав-гав, мяу, ква-ква. Междометия: ой, ай, ох. Желательно создавая игровую ситуацию. Гуси, гуси! - га-га-га! -Есть хотите! -да-да-да и т.д. Сказки, где ребёнок добавляет за мышку: пи-пи- пи, за курицу: ко-ко-ко и т.д. Стихи. Сначала ребёнок только слушает стихи отхлопывая при этом в ладоши ритм. Далее можно учить с договариванием только последнего слова. Стихи должны быть хорошо знакомы ребёнку. Те которые ребёнок выучит проговаривайте их многократно. Чтение. Чтение доступных для понимания текстов с последующей беседой по картинкам. Что делать, если вы заняты, а ребенок рядом? Игры— «превращалки» Жили-были разные слова. Но, однажды они так веселились, играли, бегали, танцевали, что перепутали свои буквы и слоги. Наведи порядок в словах: босака (собака), ловосы (волосы), лекосо (колесо), посаги (сапоги) и т. д. Замени первый звук в словах, которые я скажу, звуком «Щ» и назови новое слово. Был кит, а стал щит, тучка — щучка, река — щека, венок — щенок, мель — щель. Давай искать слова на кухне. А вот и корзинка (коробочка, мешочек и т. д.), в которую мы их будем складывать. Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты?.. Игра в «слово». Я найду слова везде: И на небе, и в воде, На полу, на потолке, На носу и на руке! Вы не слышали такого? Не беда! Играем в СЛОВО! Угостим друг друга «вкусными» словами. Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» его вам на ладошку, а затем вы ему, и так до тех пор, пока не «съедите» все. Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова. «Наши помощники» Как одним словом назвать прибор, который варит кофе (кофеварка), режет овощи (овощерезка), мелет кофе (кофемолка), выжимает сок (соковыжималка), чистит картофель (картофелечистка)? «Приготовим сок» Спросите ребенка, какой сок получается из яблок (яблочный), из груш (грушевый), из слив (сливовый), из вишни (вишневый), из моркови, лимонов, апельсинов и т. д. И наоборот — из чего получается апельсиновый сок? «Назови ласково» Попросить ребенка назвать ласково все предметы на кухне. «Что, где лежит?» Предложить ребенку рассказать где какие предметы находятся (вверху, внизу, слева, справа, в…., на…., под…, за…, между…, около…. и т.д.) «Веселый счет» Предложить малышу посчитать посуду (тарелки, вилки…и т.д.). Например, одна тарелка, две тарелки, три тарелки, четыре тарелки, пять тарелок… и т.д. «Чего не стало?» Попросить ребенка внимательно посмотреть, что лежит на столе. Затем малыш закрывает глаза, а взрослый убирает один из предметов. «Приготовим вкусный обед (салат, суп, кашу, компот)» Взрослый просит ребенка озвучить его действия (Например: «Что я делаю?», «Ты трешь…, шинкуешь…, отрезаешь…» «Упражнения с тестом» Отщипывать кусочки двумя пальчиками, потом прилеплять их (напр. глазки). Хлопать по тесту, плющить его всей ладошкой, катать колбаски ладошкой и каждым из пальцев. Отпечатывать на тесте пальцы, палочки. Совмещать тесто с другими материалами (горохом, фасолью, веточками, вермишелью, соломкой). Можно слепить колечки и их нанизывать на шнурок. «Волшебный мешочек». Ребенку показываем несколько предметов, кладем в непрозрачный мешок, лучше из ткани, и предлагаем ребенку, ощупывая их внутри мешка, определить каждый предмет. «Парочки». Подбираем одинаковые предметы (специальные лото, носочки, варежки и т.п.) «Пересыпание-переливание». Ребенок пересыпает круглый рис из небольшого кувшинчика по чашкам. «Бусы». На шнурок для обуви (обязательно с жестким наконечником) нанизываем: колечки от гардин, крупные макароны, пуговицы, крупные бусины (список по мере усложнения задания). «Рисование пальчиком». Если ваш ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами, можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы или еще что-нибудь. Лучше всего рисунок закончить фломастерами или карандашами. Можно использовать специальные краски для рисования руками. Покажите, как можно, обмакнув палец в краску, рисовать горошки, потом - полоски или более сложные линии. Объединять их в цветочки, грибочки и т.п. Предложите ребенку: нарисовать глазки киске, собачке и пр. (вырезанным из бумаги и раскрашенным предварительно мамой) - разрисовать бумажную тарелку (настоящую или просто кружок из плотной бумаги) - разрисовать вырезанные из бумаги силуэты посуды, знакомой ребенку. Артикуляционная гимнастика. Огромное значение для развития речи ребенка играет артикуляционная гимнастика. Проводить их следует ежедневно или через день в форме игры. Для детей с пяти лет они проводятся перед зеркалом, в котором ребенок может контролировать правильность своих движений. Давая определенные целенаправленные упражнения, родители, помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению тех звуков, которые он плохо говорит. Принуждать ребенка заниматься нельзя. Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны для ребенка. За одно занятие не следует давать больше двух - трех упражнений. К последующим упражнениям надо переходить лишь усвоив предыдущие. Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения. «Построить забор» Улыбнуться без напряжения, показать сомкнутые верхние и нижние зубы. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10. «Сделать трубочку» Вытянуть губы вперед трубочкой (как при звуке у). Следить, чтобы зубы были сомкнуты. Если ребенок не может вытянуть губы вперед, предложите ему дотянуться губами до конфетки (находящейся на расстоянии 1,5-2 см. от губ) и взять ее губами. «Лопаточка» Улыбнуться, приоткрыть рот и положить широкий язык на нижнюю губу (губу не натягивать на нижние зубы) и удержать в данном положении под счет от 1 до 5-10. «Киска сердится» Улыбнуться, приоткрыть рот, зацепить кончик языка за нижние зубы и, не отрывая его от зубов, выдвигать спинку языка вперед, как кошка выгибает спинку. «Вкусное варенье» Слизать широким кончиком языка варенье с верхней губы, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Нижней губой не помогать. «Маляр» Улыбнуться. Приоткрыть рот и погладить широким кончиком языка нёбо, делая движения вперед-назад, как маляр красит кистью потолок. Следить, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной. «Чашечка» Улыбнуться. Приоткрыть рот, поднять широкий, вогнутый внутрь, язык за верхние зубы. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. «Качели» При открытом рте (губы в улыбке) положить кончик языка за нижние зубы и удерживать в данном положении под счет от 1 до 5, потом поднять широкий кончик языка за верхние зубы и удерживать в данном положении под счет от 1 до 5. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз. Следить, чтобы рот оставался открытым. «Пощелкать кончиком языка» При открытом рте пощелкать кончиком языка сначала медленно, потом быстрее. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, работает только язык. «Барабанщики» Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами со звуком д-д-д сначала медленно, потом все быстрее. Следить, чтобы рот был все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна. Для развития речи ребенка и формирования интереса к чтению необходимо помнить, что нужно использовать каждую возможность общения с ним: разговаривать о его и своих делах, о том, что он увидел или услышал, о прочитанном, отвечать на вопросы. Обязательно следует регулярно читать ребенку детские стихи, сказки, загадки, рассказы. У него под рукой должно быть достаточно материалов для чтения и рассматривания картинок. Сами родители должны подавать примеры регулярного чтения книг, газет. Почаще играйте с ребенком в игры. Не навязывайте ему ту или иную игру, предложите - а он пускай выберет сам. Разрешите ребенку свободно пользоваться карандашами, фломастерами, бумагой. Поощряйте игры с другими детьми. По возможности чаще водите ребенка в интересные для него места: лес, музей, театр, цирк. Маленькие дети могут и хотят учиться - это неоспоримый факт. В них спокойно сосуществует наивность и мудрость, талант и невежество.

    Статья подскажет, как развивать речевые навыки ребенка на разных возрастных этапах, приведет примеры и конкретные практические методы освоения речи, даст рекомендации по формированию правильного произношения у ребенка

    Задача родителей − создавать благоприятную для развития ребенка обстановку, способствовать раскрытию заложенного в нем потенциала, направлять и в случае необходимости помогать своему ребенку на каждом из этапов его становления.

    Освоение речи − важная ступенька в развитии крохи. Первые слова родители ждут всегда с нетерпением. Во-первых, потому что это значительно облегчает процесс интерпретации желаний и потребностей чада, во-вторых, это свидетельствует о том, что ребенок развивается нормально и постепенно приобщается к взрослому миру.

    Мама занимается с ребенком

    Следует помнить, что примеров того, чтобы здоровый ребенок, находящийся в социуме, не говорил, в медицинской практике нет. Рано или поздно этот момент наступит, вне зависимости от того занимаются с ребенком дополнительно или нет.

    Однако детишки, развитию речи которых уделялось должное внимание, начинают говорить быстрее, строят предложения правильнее, не сильно искажают слова, обладают более богатым запасом слов, а значит, в последующем они вряд ли столкнуться с необходимостью наверстывания упущенного при подготовке к школе и смогут выделить дополнительное время на развитие иных интеллектуальных способностей.

    Как правильно развивать речь ребенка: памятка

    Для того чтобы облегчить задачу ребенку в освоении новых слов и правильном применении их на практике, нужно придерживаться следующих принципов:

    1. Начинать с самого начала
    Имеется ввиду с самого рождения ребенка, а можно еще, будучи беременной. Не бойтесь, что вы уже что-то упустили, речь не идет о специальных занятиях, главное − это простое общение, контакт глаз. Вряд ли найдется мама, которая не разговаривала со своим малышом со дня его рождения, а многие начинают даже задолго до этого



    мама с крохой

    2. Развивать в себе привычку комментировать все, что делаете и видите
    Общительным от природы или по долгу службы людям не составит труда находить постоянный предмет разговора с ребенком, более молчаливым придется немного развить в себе эти навыки

    3. Играть со своей интонацией
    На первых порах ребенок способен понять только разницу в вашей интонации, поэтому чаще меняйте ее, чтобы привлечь внимание ребенка к своей речи

    5. Говорить медленно, повторяя по несколько раз
    Очевидно, что при быстрой невнятной речи ребенок просто не уловит смысл слов и в будущем может неправильно их произносить



    гуление грудного ребенка

    6. Упрощать слова и предложения , но не увлекаться видоизменением слов и «сюсюканьем»
    Вначале ребенку сложно будет освоить сложные термины и длинные слова, поэтому методика сокращения и упрощения речи может быть эффективна. Например, вместо слова «собака» можно говорить «гав-гав», или объясняя ребенку, почему нельзя трогать розетку, не следует рассказывать про суть электричества и напряжение в сети, можно просто сказать «нельзя, будет больно» (или «бо-бо»). Но не надо намеренно коверкать слова, особенно после года, наподобие «сьто за класивый масянечка тут почмокивает?»

    7. Обогащать свою речь с ребенком постепенно, добавляя новые слова, уточнения и дополнения
    Например, поначалу можно говорить «Маша держит мишку», потом добавлять «Маша держит большого пушистого мишку. Мишка любит мед»

    8. Исключать фон при общении
    Множество фоновых звуков (например, телевизора) могут путать ребенка, не позволяют полноценно сосредоточиться на вас и на том, что вы говорите малышу

    9. Уделять внимание мелкой моторике рук
    Доказано, что развитие нервных окончаний на пальчиках и ладошках рук напрямую связано с развитием речи. Поэтому так важно стимулировать разносторонние тактильные ощущения ребенка (массаж рук, пальчиковые игры, перебирание мелких предметов, прикосновение к разным на ощупь поверхностям)

    Как развивать речь ребенка на первом году жизни?



    мама играет с грудным ребенком

    В привычной для мира взрослых манере общения, т.е. с помощью слов, ребенок начнет говорить только на втором году жизни. Речь, тем не менее, складывается из двух составляющих: воспроизведение и понимание (восприятие).

    ВАЖНО: Дети начинают понимать значения слов гораздо раньше, чем учатся их произносить.

    Другими словами, ребенок на протяжении первого года формирует так называемый пассивный багаж слов. А на втором году, как правило, переводит его в статус активного, т.е. начинает употреблять эти слова в своей речи.

    Очень важно помочь своей крохе выучить как можно больше слов, при этом устанавливая определенные связи и ассоциации слов с реальными предметами или действиями.



    мама общается с малышкой

    Учитывая, что ребенок на первом году развивается очень стремительно, рассмотрим основные этапы речевого развития ребенка в первые двенадцать месяцев.

    • 0-3 месяца
      Ребенок общается с помощью плача или крика, хорошо улавливает интонацию вашего голоса
    • 3-6 месяцев
      Период «гуления». Именно в этом возрасте малыш в хорошем расположении духа может порадовать звуками «агу», способен произносить многие гласные и некоторые согласные. Важной особенностью является умение вступать в диалог с ребенком, говорить с паузами, предоставляя возможность ребенку ответить. Можно поощрять малыша, повторяя произнесенные им звуки

    ВАЖНО: Примерно до 4-5 месяцев дети не понимают значения слов, а интерпретируют вашу речь по интонации.

    • 6-9 месяцев
      Фаза лепета. После полугодовалого возраста, многие родители способны уловить в хаотичном лепете слова «ба-ба», «па-па», «ма-ма». В самом начале это лишь набор слогов, чередующихся в разной последовательности. На этом этапе можно активно учить ребенка словам, называя окружающие его предметы


    ребенок с кубиками
    • 9-12 месяцев
      К концу первого года ребенок произносит свои первые слова. Некоторые детишки способны произнести до 10 слов. Но все индивидуально, и зависит, в том числе от темперамента ребенка. Если вы по натуре не словоохотливы, вряд ли ваш ребенок начнет болтать без умолку

    Отдельно следует упомянуть о методиках раннего развития ребенка. Желание родителей вырастить способного ребенка, умнее и успешнее себя, вполне естественно. Но в порыве наилучших побуждений, важно не добиться обратного результата. Жизнь ребенка первого года связана, прежде всего, с эмоциональной стороной. Поэтому первостепенным должно стать живое чувственное общение, а не механическое запоминание слов с карточек, показывать которые рекомендуют ребенку уже с первых дней жизни.



    ребенок смотрит на картинки

    Ряд методик действительно демонстрируют высокие результаты: дети знают много слов, начинают читать и писать раньше, чем говорить. Но часто они имеют проблемы с общением, эмоциями, социальной и личной жизнью в последующем. Поэтому ко всему нужно подходить разумно и ориентироваться прежде на желание и интерес ребенка.

    Основными техниками развития речи у детей первого года являются:

    • звуковое подражание ребенку
    • комментирование происходящего
    • песенки, потешки, пальчиковые игры
    • развитие мелкой моторики

    Песенки, стишки и потешки для развития речи у детей 2 — 3 лет

    Это, пожалуй, самые действенные, проверенные поколениями способы общения с маленькими детьми.

    Основные принципы:

    • простая рифма
    • повторение звуков или слов
    • небольшой размер
    • сопровождение жестами/действиями

    Стишки-рифмовки можно рассказывать, а можно напевать, используя различные мелодии.

    Основная цель потешек, пальчиковых игр, стишков:

    • эмоциональный контакт с ребенком
    • развитие его речевых навыков
    • массаж пальчиков
    • изучение частей тела
    • помощь в установлении режима

    Например, повторяя один и тот же стишок перед ночным сном, можно выработать у ребенка ожидание забавного стишка и понимание, что ему пора спать.

    ВАЖНО: Маленькие дети нуждаются в соблюдении последовательности действий и порядке, поскольку это развивает чувство стабильности и защищенности.

    Можно придумать или выбрать из множества имеющихся потешек по одной для разных случаев:

    • утренние гигиенические процедуры


    стишок для умывания
    • переодевание ребенка


    стишок при переодевании
    • подготовка к купанию


    стишок для купания
    • перед гимнастикой


    стишок для гимнастики
    • массаж пальчиков


    стишок для массажа пальчиков
    • перед сном


    стишки на ночь

    Порадуют малыша и будут полезными и классические потешки «ладушки», «петушок-гребешок», «коза рогатая», «сорока белобока» и многие другие.

    Пик развития речи наблюдается обычно у детей на втором-третьем году жизни. Как правило, в возрасте около года ребенок начинает ходить, и на смену рывку в физическом развитии приходит языковой прорыв. Родители, безусловно, могут стимулировать свое чадо к развитию речи, используя следующие приемы:

    • Совместное чтение сказок и их обсуждение


    чтение сказки
    • Связывание картинок с реальными предметами
      Показывая ребенку ту или иную картинку в книжке, старайтесь найти ее аналог в реальном мире и указать ребенку на сходство
    • Уточнение и правильное повторение сказанных ребенком слов
      Если ребенок показывает на предмет и произносит его не совсем правильно, не следует указывать ему на ошибку, нужно согласиться и повторить правильно. Например, ребенок сказал: «пашина», вам следует ответить: «да, это машина»
    • Предложение выбора
      Предлагая ребенку что-нибудь, расширяйте его словарный запас, предоставляя альтернативу. Например: «Ты хочешь яблоко или грушу?», «Ты будешь пить из кружки или из стакана?»
    • Словесные игры
      Играя с малышом, всегда сопровождайте вашу деятельность словами


    игра мамы с сыном
    • Озвучивание того, что делает и ощущает ребенок
      Старайтесь проговаривать все, что делает ребенок простыми несложными предложениями, в том числе описывайте его чувства, например, если ему больно, или горячо, или холодно
    • Комментирование своих действий
    • Обращение по имени, зрительный контакт
      Чаще обращайтесь к ребенку по имени, не забывайте при этом смотреть в глаза малышу, чтобы он понял, что обращение адресовано ему
    • Использование жестов
      Первое время жестикуляция − незаменимая вещь для взаимопонимания и обучения ребенка словам, поэтому дублируйте все слова и действия соответствующими жестами. Вскоре ребенок начнет ассоциировать их со словами
    • Тренировка мышц
      Для тренировки мышц речевого аппарата можно купить ребенку свисток, дудочку, губную гармошку, а чуть позже начать заниматься с малышом артикуляционной гимнастикой
    • Чтение по ролям
      Если вы регулярно рассказывали ребенку один и тот же стишок или потешку, он быстро выучит ее слова, поэтому со временем вы можете читать стишок, разбив строки по ролям, как бы отвечая друг другу. Хорошим примером для этого является диалог «Гуси-гуси, га-га-га»


    общение мамы и дочки
    • Развернутое определение свойств предмета
      Важно не только называть предмет, но и рассказывать немного о нем. Например, показывая малышу книгу, следует продемонстрировать также, что книгу можно листать, открывать и закрывать
    • Ответ с дополнением
      Когда ребенок начинает задавать вопросы: «а что это?», «а что вон то?», ему будет легче запомнить название и значение слова, если дать короткое описание предмету из слов, которые он уже знает. Например: «это грузовик, он перевозит большие предметы» или «это чайник, в нем заваривают горячий чай»
    • Выражение непонимания ребенка, который знает, но ленится произносить слова вслух
      Можно намеренно не сразу выполнять прихоть ребенка, если он знает как, но не озвучивает просьбу, а лишь указывает рукой. Как вариант, можно предложить ребенку заведомо неверный предмет, как-будто вы его не поняли, и только с третьего раза дать ему то, что он хочет

    ВАЖНО: Дети в этом возрасте чуть ли не каждый день узнают новое слово. Можно вести так называемый журнал «Слово дня» и записывать каждый день новое произнесенное ребенком слово. Это позволит следить за развитием речи малыша.



    ребенок с мамой на природе

    В любом деле главное много практиковаться, поэтому общайтесь с ребенком всегда и везде: дома, гуляя в парке, по дороге в поликлинику, делая покупки в магазине.
    Но не следует навязывать малышу общение, когда он устал, хочет спать или кушать, развитие речи не должно также выглядеть как занятие строго по времени. Важно учиться говорить в процессе игры, во время ежедневных повседневных ритуалов ребенка или на прогулке, когда малыш сам активно ищет общения.

    Играем и учимся говорить: сюжетно-ролевые игры для детей

    Варианты игр с ребенком ограничены лишь фантазией родителей. При этом малыш часто самостоятельно подсказывает, чем ему хочется заняться, распределяет роли и организует игру.
    Ваша миссия − наполнить игру развернутыми диалогами, чтобы игра была не только увлекательна, но и полезна для развития речи крохи. Это могут быть:

    • Прятки
      Классическая игра «ку-ку» с грудничками, постепенно может видоизменяться. Можно прятаться за чем угодно, привлекая ребенка словами «где мама?», «найди маму». По мере взросления ребенок начнет с удовольствием прятаться сам, а вы с соответствующим словесным сопровождением будете его искать
    • Сюжетно-ролевые игры
      Поначалу это могут быть совсем простые игры. Например, можно играть с игрушечным телефоном, ребенок может звонить маме, папе, братику, сестричке, говорить «алло», узнавать «как дела?» и наоборот. Затем можно разыгрывать сказки по ролям, придумывать сюжеты самостоятельно, используя предметы быта и игрушки


    мама играет с дочкой
    • «Угадай-ка»
      Вариаций игр множество. Можно спрашивать ребенка: «угадай, что я делаю?» и показывать какое-нибудь действие: расчесываться, разливать чай в чашки. Или спрашивать: «угадай, кто я?» и изображать зайчика или медвежонка. Можно показывать мягких зверушек и спрашивать: «угадай, кто это?», «а что он любит кушать», «где живет?». Если ребенок не может ответить, следует давать развернутый ответ самостоятельно, и через некоторое время повторять малышу вопросы
    • Активные игры
      Потешки и песенки можно использовать в активной игре с ребенком, побуждая его повторять вместе со словами соответствующие действия. Это параллельно с речевыми навыками позволит развивать и физические, и музыкальные способности ребенка. Примеры:


    потешка с движениями 1 потешка с движениями 2

    Почему ребенок плохо говорит: причины

    По усредненным показателям ребенок к 18 месяцам говорит 10-15 слов, к двум годам – 30-50 слов, к трем годам – сотни слов, к четырем – тысячу.

    Основные тревоги, возникающие у родителей, связаны с тем, что ребенок:

    • мало говорит
    • говорит неправильно

    Как правило, дети не сразу осваивают правильную речь, в том числе сокращают слова, пропускают звуки, путают слова, неверно строят предложения. Это вполне нормально, поскольку малыш в первую очередь учится говорить простые, легко запоминаемые слова, часто произносит не название предмета, а звук, с которым он ассоциируется. Например, не машина, а «би-би», не упал, а «бах».



    ребенок не хочет говорить

    Кроме этого, естественным считается обобщение многих предметов и действий одним словом. Например, слово «мама» будет звучать из уст ребенка, и когда он захочет на ручки, и когда он захочет есть, и когда ему что-то нужно будет от мамы. Постепенно ребенок станет добавлять необходимое уточнение. Слово «машина» или «би-би» может относиться и к велосипеду, и к автобусу, и ко всему что движется.

    Тем не менее, важно не упустить момент, если в развитии речи ребенка появятся проблемы:

    • ограниченный запас слов
    • заикание
    • шепелявость
    • потеря букв

    Если ребенок в 2,5-3 года ребенок знает меньше 30-50 слов, коверкает слова, шепелявит или заикается, следует навестить врача. Своевременно скорректировав речевое развитие, пик которого наблюдается до трехлетнего возраста, можно избежать серьезных проблем в будущем.



    ребенок занимается с логопедом

    Основные причины, почему ребенок не говорит или говорит неправильно:

    • Его понимают и без слов
      Малыш просто лениться произносить слова, потому что прекрасно обходится без них. В этом случае необходимо хитрить, что вы не понимаете, чего хочет ребенок, и вынуждать его сказать это
    • Имеются проблемы со слухом
      Возможно, образовалась серная пробка или есть другие препятствия для нормального слуха
    • Быстрый темп речи
      Малыш слишком торопится при произношении слов, что приводит к потере букв или заиканию. Обычно это проходит к 4 годам
    • Подражание неправильным звукам
      Ребенок подражает звукам и словам, которые слышит от окружающих его людей. Следует последить за своей речью, за правильностью произношения слов и построения фраз

    ВАЖНО: При оценке развития речи ребенка ориентируйтесь не на произношение, а на способность малыша использовать свой словарный багаж в разных формах предложений.

    К возрасту 3 лет ребенок должен составлять предложения из 3-4 слов, при этом используя различные формы глаголов, склонения, лица, падежи. Если это не так, следует обратиться за консультацией к педиатру, который направит ребенка при необходимости к лору или логопеду.

    Работа над правильным произношением: упражнения, артикуляционная гимнастика в картинках

    Для того чтобы ребенок быстрее освоил правильное произношение слов, и вам не пришлось обращаться к логопеду, существует так называемая артикуляционная гимнастика.
    Регулярные упражнения с ребенком, постоянно путающим и неверно произносящим звуки, заложат основу для правильной и красивой речи в будущем.
    Проводить тренировку мышц языка, неба, губ, гортани и щек лучше перед зеркалом.

    Примеры упражнений:



    артикуляционная гимнастика 1 стишок для артикуляции 2

    стишок для артикуляции 3

    Как развивать речь у детей школьного возраста: советы, рекомендации

    В этом возрасте происходит дальнейшее совершенствование речи, ребенок учится мыслить логически и излагать свои мысли последовательно, учится описывать, сочинять, объяснять, спорить, приводить доводы и убеждать. Для этого ребенку нужно по прежнему обогащать свой словарный запас, учиться анализировать, красиво излагать мысли. Следует отметить, что это также период развития письменной речи.



    общение с родителями

    Основными способами развития речи в школьном возрасте могут быть:

    • составление рассказа с помощью ответов на заданные вопросы
      например, для рассказа про животное вы можете заготовить для ребенка такие вопросы: кто? какого цвета? как выглядит? где живет? чем питается? в чем предназначение?
    • составление рассказа по серии картинок или фото
    • сочинение по одной картинке
    • чтение книг
    • расширение кругозора ребенка, посещение различных мероприятий, пребывание на природе
    • раскрытие творческой стороны ребенка
    • разностороннее общение


    общение с сверстниками

    В настоящее время существует огромное количество кружков, секций и специальных групп по развитию ребенка, подготовке к школе, изучению языка и других. Если есть возможность, безусловно, можно отправить ребенка к опытным специалистам. Однако это не исключает необходимости участия родителей в развитии своего чада. Поистине больших успехов малыш сможет достигнуть, если он будет окружен вниманием и теплом самых близких людей. Ежедневное позитивно эмоциональное общение со своим чадом − залог формирования не только правильной и красивой речи у ребенка, но и крепкой сплоченной семьи.