Семинар практикум в доу по здоровьесбережению. План проведения программы. Глазки влево, глазки вправо - упражнение на славу

Цель:

  • Познакомить участников семинара с опытом работы по применению здоровьесберегающих технологий в ДОУ, посредствам развивающей среды по физическому воспитанию для дальнейшего применения в домашних условиях.

Здравствуйте, уважаемые родители. Меня зовут Елена Николаевна. Я занимаю должность инструктора по физкультуре в детском саду. Хочу познакомить вас со здоровьесберегающими технологиями, которые я использую на занятиях по физической культуре.

Начать наше занятие с вами, уважаемые родители, я хочу словами: «Кто рассчитывает обеспечить себе здоровье, пребывая в лени, тот поступает так же глупо, как и человек, думающий молчанием усовершенствовать свой голос» . Приучать ребенка к спорту нужно с детства, детский сад, родители должны показывать своим детям пример активной, интересной и подвижной жизни. Чем более крепким здоровьем и хорошими физическими данными мы вооружим наших детей в дошкольном возрасте, тем лучше они потом приспособятся к новым социальным условиям.

Для занятий физкультурой в нашем саду есть большой физкультурный зал. Есть физкультурное оборудование, которое соответствует всем санитарным нормам. Занятия по физкультуре проводятся 2 раза в неделю в первой половине дня. Продолжительность занятия 20 минут. У ребенка обязательно должна быть специальная форма для занятий физкультурой: футболка, шортики, носочки, чешки.

ЗСТ – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение и укрепление здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Одним из видов здоровьесберегающих технологий являются физкультурные занятия включающие дыхательную гимнастику, точечный массаж, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, релаксация и т.д.

1. Для чего нужна дыхательная гимнастика?

Этот вопрос часто возникает у нас, когда мы слышим данный термин. С помощью дыхательной гимнастики ваш ребенок не только оздоровится, будет пребывать в хорошем настроении и дышать полной грудью, но и вы вместе с ним вздохнете с облегчением. При регулярном выполнении такой гимнастики простуды будут обходить ваше чадо стороной!

Дыхательные упражнения - эти упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, выздоравливающим после воспаления лёгких, детям, страдающим бронхиальной астмой. Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое) , развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма.

Правильное дыхание.

Еще одно необходимое условие правильного развития, хорошего роста – умение правильно дышать. Ребенка легко можно научить правильному дыханию. Девять детей из десяти дышат неправильно и по этой причине плохо себя чувствуют.

Ребенка, не умеющего правильно дышать, можно узнать сразу: узкие плечи, слабая грудь, рот открыт, движения нервозны.

  • Ваша задача – научить ребенка хорошо очищать легкие. Если он полностью не выдыхает, то в глубине легких остается изрядное количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кислорода. Научив ребенка дышать через нос, вы поможете ему избавиться от частых насморков, гриппа, ангины и т.п.

Нужно приучить ребенка к полному дыханию, чтобы он расширял грудную клетку и развивал мышцы живота. Покажите, как втягивать живот во время дыхания, сделать его плоским и впалым.

Практическая часть

Дыхательная гимнастика (на развитие дыхание) укрепляет защитные силы организма, насыщает каждую клеточку кислородоми

Упражнение на развитие дыхания «Кашка» :

Кашка на плите пыхтела:
«Пых-пых, пых-пых!» Спокойно.
Разговаривать хотела:
«Пых-пых, пых-пых!» Радостно.

Но никто ее не слушал:
«Пых-пых, пых-пых!» Жалобно.
Все хотели кашку скушать:
«Пых-пых, пых-пых!» Грустно.

Кашка очень рассердилась:
«Пых-пых, пых-пых!» Сердито.
Рассердилась… и сварилась:
«Пш-ш-ш.» Удивленно, показывают, как снимают с кастрюли крышку.

2. Пальчиковая гимнастика

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» .

Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

Пальчиковая гимнастика «Ладошки»

Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу.
Поздороваюсь со всеми,
Никого не обойду.

С ноготками поиграю,
Друг о друга их потру.
Потом руки «помочалю» ,
Плечи мягко разомну.

Затем руки я помою,
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу.

Вытяну я пальчики,
Пусть бегут, как зайчики.
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.

Вот и кончилась игра,
Отдыхает детвора

Гимнастики для глаз

Необходима как профилактика нарушений зрения дошкольников:

  • предупреждение утомления, укрепление глазных мышц, снятие напряжения

общее оздоровление зрительного аппарата.

Гимнастика для глаз «Стрекоза» :

Вот какая стрекоза – Как горошины глаза! (пальчиками сделать очки)

Влево – вправо, назад – вперед (смотрят глазами вправо-влево)

Ну, совсем, как вертолет (круговые движения глаз)
Мы летаем высоко (смотрим вверх,
Мы летаем низко (смотрим вниз) .
Мы летаем далеко (прищурить глаза,

Мы летаем близко (поморгать быстро глазами) .

Точечный массаж - элементарный прием самопомощи своему организму. Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своем организме и являются и являются профилактикой простудных заболеваний.

Оздоровительный массаж всего тела

15. Самомассаж

По тексту стихотворения дети выполняют шлепки ладонями:

Вот у нас игра какая:
Хлоп, ладошка, (Хлопки в ладоши.)
Хлоп, другая!
Правой, правою ладошкой (Шлепки по левой руке от плеча к кисти.)

Мы пошлепаем немножко. (Шлепки по правой руке.) А потом ладошкой левой
Ты хлопки погромче делай.
А потом, потом, потом (Легкое похлопывание по щекам.)
Даже щечки побьем.

Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп! (Хлопки над головой.)
По коленкам - шлеп, шлеп! (Хлопки по коленям.)
По плечикам теперь похлопай! (Шлепки по плечам.)
По бокам себя пошлепай! (Шлепки по бокам.)

Можем хлопнуть за спиной! (Шлепки по спине.)
Хлопаем перед собой! (Шлепки по груди.)
Справа - можем! Слева - можем!
И крест-накрест руки сложим! (Поколачивание по груди справа, слева.)

И погладим мы себя.

Вот какая красота. (Поглаживание по рукам, груди, бокам, спине, ногам.)

Релаксация

Родители, давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит. А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца солнышко. Яркий и тёплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас.

Давайте пошлём друг другу немного света и тепла своего сердца.

Похлопали и улыбнулись. Спасибо.

Семинар -практикум

« Здоровьесберегающие компоненты в организации образовательного процесса»

План семинара:

1. Игра- средаздоровьесбережения(сообщение) - воспитатель Дегтярева О.И.

2. Нетрадиционные техники рисования по здоровьесбережению(практикум) - воспитательВоробьева Н.В.

3. Игры- экпериментированияв воспитании дошкольника как субъекта здоровьесберегающейдеятельности (презентация игр)- старший воспитатель Мамонова С.В., воспитатель Агаркина Н.И.

1.Игра среда здоровьесбережения.

Забота о здоровье- это

важнейший труд воспитателя

От жизнерадости, бодрости детей

зависит их духовная жизнь,

мировозрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы.

В.А. Сухомлинский.

Дошкольный возраст является решающим периодом в формировании фундамента физического и психического здоровья, именно на этом этапе важно воспитывать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.

Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте- игра. Через игру воспитатели укрепляют физическое здоровье детей. Наша цель формировать представление о здоровье, как главной человеческой ценности, осознания личной значимости здоровья, необходимости заботится, и укреплять его. Через какие игры мы это осуществляем:

1.Музыкально-творческие игры:

Формируют навыки самостоятельного выражения движений по музыку, развивают мышление, воображение, находчивость. Воспитывают умения эмонационального выражения. Специальныезадания, способствующие развитию выдумки, творческой инициативы, для развития созидательных способностей детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения.

2.Игры «Минуты тишины».

Это игры способствующие развитию волевых качеств детей. Дети познают мир через услышанные звуки.

3.Гимнстика для глаз.

Зрение- основной источник знаний о внешнем мире, поэтомуглаза ребенка заслуживают исключительного внимания и бережного отношения, 90% информации поступают ребенку через зрительный канал связи. Сохранить зрение, научить ребенка рационально им пользоваться- важнейшая задача воспитателя. Зрительная гимнастика проводится с целью предупреждения утомления, укрепления глазных мышц и снятия напряжения. Гимнастику можно включать в занятия и режимные моменты, гимнастика проводится в течении 2-3 мин.

Основной приём проведения- наглядный показ действий педагога. Для фиксации взора используются сигнальные символы в соответствии с заданным сюжетом- птички, бабочки, снежинки. Демонстрацию предмета проводить необходимо на уровне глаз детей. Упражнения хорошо проводить под музыку. Гимнастика для глаз способствует более быстрому восстановлению работоспособности, эффективному усвоению учебного материала.

3.Игры для поднятия настроения «Минуты шалости».

Эмонациональное развитие дошкольника является одним из важнейших условий его воспитания. Рост эмонационально-психологического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических явлений среди детей. Дети легко перенимают образцы агрессивного поведения взрослых, повсеместно демонстрируя их в группах ДОУ.

В связи с этим перед нами встает задачаразвития умения детей жить в обществе сверстников и взрослых, уметь отзываться на чужие переживая, т.е. стать социально-эмонационально компетентным. Наиболее эффективным методом развития эмоций у детей является игровая терапия.

«Минута шалости»- психологическая разгрузка. Ведущий по сигналу предлагает детям шалить: каждый делает то, что ему хочется: прыгает, бегает, кувыркается… Повторный сигнал ведущего через 1-2 мин. объявляется конец шалости.

4.Игровой- стретчит.

Комплекс упражнений, основанный на растяжку мышц тела, суставносвязачногоаппарата и позвоночника ребенка. Эти упражнения способствуют предотвращению нарушений осанки, оказывают глубокое оздоровительное воздействие на весь организм.

Игровой стретчит, упражнение которого носят имитационный характер и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуации, заданий. Упражнений, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задач. С подражания образу начинается познание ребенком техники движений спортивных и танцевальных упражнений, игр,театрализованной деятельности.

5.Сказкотерапия.

Это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, либо театрализованное представление детьми. Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Для этого используем ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев. Дети сами сочиняют сказки, ведь придуманная сказка ребёнком, открывающая суть проблемы- основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.

По ходу сказки дети учатся расслабляться, правильно дышать, преодолеваются барьеры общения, развивается речь, внимание, мышление, воображение. Под влиянием сказкотерапии ребенок корректирует своё поведение мягко и без потрясений.
6. Улыбкотерапия.

Здоровье детей станет крепче и от улыбки взрослого, потому что в улыбающемся человеке дети видят друга, а процесс обучения проходит плодотворней. А еще у детей появляется ответная улыбка, которая поднимает настроение.

Таким образом, каждая из рассмотренных игр имеет оздоровительную направленность, а используется в комплексе здоровьесберегающая деятельность и в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.

2. « Использование нетрадиционной техники рисования в работе по здоровьесбережению»

В центре организации образовательного процесса в дошкольном учреждении сегодня - ребенок, его неповторимый внутренний мир. Поэтому основная задача дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности ребенка. Особое место в образовательной работе детей в нашем учреждении отводится использованию нетрадиционной технике рисования, в процессе которой ребёнок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы, а также направлению усилий на оздоровление детей, формирование привычки к здоровому образу жизни. Именно эти задачи являются на сегодняшний день актуальными в программе модернизации российского образования.

Педагогический процесс современного дошкольного учреждения невозможен без здоровьесберегающих технологий. Организация образовательной области «Художественное творчество» и здоровьесберегающие технологии тесно взаимосвязаны. Можно сказать, что здоровьесберегающие технологии никак не связаны с изобразительной деятельностью, к сожалению это не так. Если рассмотреть данную проблему, то можно сказать, что важной характеристикой педагогических технологий есть воспроизводимость.

На непосредственно образовательной деятельности «Художественное творчество» осуществляются следующие подходы по здоровьесбережению в работе с дошкольниками:

Соблюдение требований к структуре образовательной деятельности;

Рациональная организация учебной непосредственно образовательной деятельности;

Двигательные и эмоциональные разгрузки на образовательной деятельности;

Выполнение ФГТ и требований СанПиН к созданию условий для проведения интегрированных мероприятий по изобразительной деятельности;

Гуманный стиль общения детей и взрослых;

Эмоционально положительный микроклимат.

Использование необычного и нестандартного материала позволяет деткам ощутить незабываемые эмоции, развиваются творческие способности, общий психический и личностный настрой ребят.

Дети получают возможность отразить свои впечатления, свое настроение в творческой деятельности.

Педагоги в работе с детьми по нетрадиционному рисованию используют следующие материалы:

Поролон;

Зубные щетки;

Нити;

Песок;

Соль;

Манку;

Листья деревьев, кустарников;

Пластилин и др.

В процессе работы также применяется бросовый материал как изобразительное средство:

Бусины;

Пуговицы;

Пробки и т.д.

Используем разные техники и приемы нетрадиционного рисования:

Рисование пальчиками рук;

Ладошками;

Водой;

Поролоном;

Набрызги (с помощью зубной щетки);

Кляксография;

Монотипия.

Нетрадиционные техники и приемы рисования благотворно влияют на состояние детей, а также развивают их творчество. Дети изображают свое мастерство свободно, ярко, неповторимо. Каждый ребенок незаметно для себя старается наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать. Использование в художественном творчестве поролона и зубной щетки у ребят проявляется интерес к данной работе, а рисование пальчиками и ладошкой вызывает бурный восторг. Такой подход к организации изобразительной деятельности восхищают детей.

Из практической деятельности замечено, что те детки, которые хоть один раз поработали с нетрадиционными приемами рисования, никогда уже не расстаются с ними. Нетрадиционное рисование играет важную роль в развитии ребенка. Ведь главное не конечный результат, а развитие личности и его здоровья: формирование уверенности в себе, своих способностях в творческой деятельности. Ведущая роль в становлении личности ребенка, формирование его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этой особенностью психики дошкольника связана высокая сила воздействия на него искусства – явления эмоционально - образного по своей сути.

Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых всем предметов в качестве художественных материалов. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание «остановить прекрасное мгновение», отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги с помощью нетрадиционного рисования.

Целью и задачами нашей деятельности является - развитие умения видеть свои работы, фантазировать, создавать интересные композиции. Развитие яркой индивидуальности ребенка, оригинальности в творчестве.

Педагоги совершенствуют навыки пользования различными изобразительными, необычными материалами, развивают образное и пространственное мышление, ловкость рук и точность глазомера. Оказывают активное педагогическое воздействие на развитие изобразительных творческих способностей детей через изобразительную деятельность.

Поощряют стремление детей дополнить, изменить, преобразовать уже знакомое, создать новую комбинацию из освоенных старых элементов, подводят к самостоятельным поискам, развивают стремление находить оригинальные приемы решения творческих заданий. Каждый педагог старается направлять и развивать скрытые возможности детей к индивидуальной манере исполнения работы – индивидуальному почерку. Любой ребенок выражает свои мысли, переживания, эмоции, тем самым учится воображать, думать, фантазировать.

Используя инновационные методы обучения мы добиваемся, чтобы для ребенка изобразительное искусство стало радостным, вдохновенным трудом, к которому не нужно принуждать. Такое оригинальное обучение расковывает творческие возможности, позволяет почувствовать используемый материал (вата, соль, свеча, краски, листочки, и т.д.), их характер и настроение.

Конечно, дети, работая в необычной обстановке, могут перепачкаться, но это временные трудности, которые можно предусмотреть. Маленький художник узнает, что такое палитра, смешивание красок, как запомнить цвета, какой материал можно использовать, куда его можно применить. Каждый ребенок - творец. Как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к увлеченности искусством, возможно разбудить эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности. Человек, развитый искусством, отличается более чуткими и умными органами чувств. Его глаза, в буквальном смысле, видят в вещах гораздо больше значимого, чем неразвитый глаз. В этом отношении искусство участвует не только в развитии художественных, но и универсальных способностей человека, в частности, ребенка. Игры с красками, водой и бумагой развивают пространственное воображение и неординарное мышление. Учат ценить все красивое, целесообразное, хорошо выполненное.

А самое главное – он научится видеть красоту многоцветного мира, совершенств его форм и гармонию красок. Педагог вместе с ребенком должен радоваться его успехам и с благодарностью принимать полученные результаты.

Детство держит в своих слабых пальцах истину, которую не могут удержать люди своими мужественными руками и открытие которой составляет гордость дальнейших лет.

Данная работа выполнена с применением нескольких нетрадиционных техник. Вначале выполняется фон для работы (листок залить водой, а затем акварельными красками, после этого взять целлофановый пакет и приложить его к листку, немного смять и оставить высохнуть, затем убрать пакет – фон готов). Затем приклеиваем на клей ПВА уже заранее расписанные барельефы из гипса – рыбки (так же даем высохнуть). Для завершения работы необходимо лишь украсить картинку водорослями и камнями. Для этого возьмем ватные палочки, акварельные краски и нарисуйте дополнения.

Данная работа выполнена фломастерами в технике мозаика. Предназначена для обучения детей симметричному рисованию и закрашиванию рисунка.

Данная работа является фоном для создания будущего рисунка. Фон выполнен в технике акварель + поваренная соль. Листок залить водой, затем акварелью и посыпать солью (лучше использовать крупную соль – так рисунки получаться более четкими и оригинальными) .

Данная работа выполнена в технике акварель + мыло. Для ее создания необходимо при рисовании фламинго сначала кисть помещать в краски, а затем в мыло и рисовать. Так рисунок получится более воздушным и насыщенным .

Данная работа выполнена в технике акварель + пастель. В-первую очередь рисуется грибок пастелью (восковыми мелками). Затем фон и сам рисунок заливается акварелью необходимого цвета.

Данная работа выполнена в технике «Пуантилизм». Для создания такого рисунка необходимы лишь фломастеры. Заполняем весь рисунок кружечками разных цветов.

Данная работа выполнена в технике рисование цветной манкой. Заливаем рисунок клеем и сыпим манку нужного цвета. Покрасить манку очень легко. Берем водку или спирт в одинаковой пропорции с водой. Вначале можно взять 3 столовые ложки водки (спирта) и с помощью кисточки добавлять туда краску нужного цвета. Когда цвет станет насыщенным добавить в смесь манку (чтобы получилась масса похожая на очень густую кашу) затем высушить. Цветная манка готова.

3.« Игры экспериментированияв воспитании дошкольника как

субъектаздоровьесберегающейдеятельности »

Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуяна его чувства своей яркостьюи многообразием. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но порой не замечают самого главного. Чем раньше ребенок познает природу, научиться беречь ее, чем ярче и добрее станет мир. Воспитатель должен стать таким человеком для детей, который будет удивляться вместе сними, учить не только смотреть, но и видеть и не только слушать, но и слышать, приобщать к красивому, яркому, испытывать радость от общения с природой.Одно из основных средств познания природы наряду с чтением художественной литературы- наблюдениеи исследовательская работа, эксперименты. Огромное значение имеет экспериментальнаяработа с детьми дошкольного возраста, вызывающая у ребенка интерес к исследованию мира, природы и развивающуюспособность мыслить, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизируя восприятие материала по ознакомлению с природными явлениями. Метод экспериментирования – средство, позволяющее ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимосвязей, закономерностей. Тематика опытов может быть различной - выявление свойстви последующее сравнение агрегатных состояний, свойства снега, умеющего сохранять тепло и таять при определенной температуре, свойства льда, и исследование природного материала, растений. Вот примеры несложных экспериментов которые можно провести не только в детском саду, но и рекомендовать родителям для проведения их в домашних условиях.

Эксперимент со снегом . Снег сохраняет тепло: он укрывает землю, словно одеялом, охраняя растения и деревья от мороза. Возьмите на прогулку 2 бутылки с водой одинаковой температуры. Одну бутылку закопайте в снег, другую оставьте на поверхности. В конце прогулки измерьте температуруводы в обеих бутылках. Вода в бутылке,закопанной в снегу будет охлаждена меньше.

Эксперимент со льдом . Воспитатель предлагает детям отгадать, где быстрее растает лед: в миске с холодной или горячей водой.Воспитатель раскладывает лед и дети наблюдают за происходящими изменениями. Время фиксируетсяс помощью цифр, которые раскладываютсявозле мисок, дети делают выводы.

«Игры-экспериментирования в воспитании дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности»

Психологами и педагогами (Л.С. Выготский, Н.Н. Поддьяков) доказано, что детям первых семи лет жизни свойственно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Следовательно,экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям при ознакомлении ребенка с окружающим миром.

Сочетание двух детских видов деятельности- игровой и опытно-экспериментальной -благоприятное условие для развития дошкольника.

Детское экспериментирование предоставляет возможность саморазвития, самореализации, дает представление о реальных сторонах изучаемого объекта, способствует не только развитию личности ребенка, но и сохранению здоровья за счет повышения уровня двигательной активности и положительного влияния на егоэмоциональную сферу.

Условия для проведения опытно-практической и опытно-экспериментальной деятельности.

1.Оборудовать лабораторию сразнообразными материалами: семена, растворимые продукты (соль, сахар, пищевые красители) , бумага разных видов, набор тканей, прозрачные и непрозрачные сосуды разных форм и размеров, бытовые предметы из керамики, дерева, бересты, стекла, природный материал(желуди, шишки, камешки), пух, перья, бросовый материал(упаковки от киндер –сюрпризов, кожа, поролон, пенопласт, коробки),специальные столы «песок-вода», увеличительные стекла, песочные и механические часы, настольная лампа, глобус, свечи, карандаши, фломастеры, краски, трафареты, ножницы, треугольник, линейка, клеенки.

На занятиях дети должны быть в форме и нарукавниках, клеенчатых фартуках, шапочках.

Инициатива по проведению того или иного эксперимента может исходить как от воспитателя, так и от воспитанников. Дети этого возраста способны делать выводы о свойствах предметов и самостоятельно делать выводы, давать красочное описание увиденного и фиксировать результат.

Все опыты проводятся только в присутствии педагога, отвечающего за соблюдение техники безопасности.

Представьте себе, что вы находитесь в творческой лаборатории «Любопытная Варвара»и мы с вами проведем эксперимент: «ВОЗДУХ-НЕВИДИМКА»

Цель: Формирование основы естественно-научных и экологических знаний.

Задачи:

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

Знакомить с понятием «воздух» его свойствами и значением;

Воспитывать любознательность и наблюдательность.

Словарная работа:

Невидимый, прозрачный, упругий.

Оборудование: воздушные шары,(по кол. детей) тазики, банки, стакан с водой, соломинки для коктейля(по кол. дет) мяч или надувные игрушки.

Мотивация: познавательно-игровая.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Ребята, сегодня к нам на занятие прилетели воздушные шарики. Один веселые, толстый, румяный, а второй бледный,худой и грустный.

Почему второй шарик такой?

Что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?

ПРАВИЛЬНО, и сегодня мы с вами поговорим о воздухе.

Откуда же берется в шарике воздух?

Давайте вместе попробуем вдохнуть и выдохнуть воздух, подставьте ладонь ко рту и выдохните, что вы почувствовали? (движение воздуха)

А теперь возьмите шари и надуйте их, чтобы они стали круглыми и упругими. Теперь опустите шарики в воду отверстием в низ и уберите руки.

Что появляется в воде? (пузыри)

Откуда берутся пузыри?

А теперь возьмите трубочку. Подуйте в нее подставьте ладонь.

Что вы чувствуете? (струю воздуха)

Опустите один конец трубочки в воду и подуйте в нее.

Что происходит? (выходят пузырьки– это воздух)

Ребята из трубочки и шарика выходит воздух, который мы сначала вдыхаем, а потом выдыхаем. Потому что воздух вокруг нас. Скажите для чего нужен воздух человеку?

А как попадает воздух внутрь человека?

Воздух можно чувствовать. Как мы это делали?(мы подставляли ладонь ко рту)

Воздух можно увидеть. Как мы это делали?(мы дули в трубочку опущенную в воду, и видели пузыри)

Ребята как вы думаете этот стакан пустой?

Внимательно посмотрите, есть ли в нем что – нибудь?

Вот мы сейчас проверим.

Воспитатель переворачивает стакакн вверх дном и медленно опускает его в банку. Обращает внимание на то. Что стакан нужно держать очень ровно.

Что получается? Попадает вода в стакан? Почему нет?

В стакане есть воздух, он не пускает воду. Давайте снова опустим стакан в воду, но держать его будем не прямо, но держать его будем не прямо, а немного наклонив. Что появляется в воде?(видны пузырьки воздуха)

Откуда они взялись?(воздух выходит из стакана, а его место занимает вода.

А почему вы думали, что в стакане ничего нет? (потому, что воздух невидимый, прзрачный.)

Сейчас мы поиграем в игру отгадайте в какую?

Чтение стихотворения С. Маршака «Мыльные пузыри)

Ребята, что, мы с вами сегодня узнали о воздухе?

Как можно доказать, что воздух есть? А почему мы не видим воздух?.

Провела: социальный педагог первой квалификационной категории Моисеенко Ольга Борисовна, муниципального дошкольного учреждения «Детский сад № 290 Дзержинского района Волгограда» (МОУ детский сад №290)

Семинар – практикум для педагогов «Особенности здоровьесберегающих технологий в детском саду»

Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие педагогические технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

Цель здоровьесберегающей технологии — обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.

Здоровьесберегающие технологии можно разделить на:

  • технологии сохранения и стимулирования здоровья:
    (динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз;
  • дыхательная гимнастика, физкультурно-оздоровительная работа, массаж, психогимнастика);
  • технологии обучения здоровому образу жизни: (физкультурные занятия);
  • коррекционные технологии: (технологии музыкального воздействия — используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр., сказкотерапия, технологии воздействия светом — правильно подобранные цвета интерьера в нашей группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка);

Существует 10 золотых правил здоровьесбережения.

  • Соблюдайте режим дня!
  • Обращайте больше внимания на питание!
  • Больше двигайтесь!
  • Спите в прохладной комнате!
  • Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
  • Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
  • Гоните прочь уныние и хандру!
  • Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
  • Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
  • Желайте себе и окружающим только добра! (Это касается всех нас, не только детей)

Но детский сад – не лечебное учреждение. Наша с вами задача не заменить поликлинику, а проводить систематическую профилактическую работу, направленную на снижение заболеваемости и укрепление здоровья детей.

Педагогический тренинг «Уровень педагогического мастерства»

Воспитатели называют формы работы, направленные на оздоровление физическое развитие детей, а ведущий на фланелеграфе составляет эту схему, используя заранее приготовленные таблицы.

Педагогам предлагается оценить себя по каждому разделу схемы, используя цветные квадраты, обозначающие уровни педагогического мастерства:

  • зеленый – хорошие знания, нет затруднений;
  • желтый – слабо, недостаточно знаю, не всегда получается;
  • красный – внимание – беда, не знаю, не получается.

В результате наглядно видно, какая из проблем вызывает затруднения у большинства педагогов.
(Формы работы: физкультурные занятия, утренняя гимнастика, прогулки, подвижные игры, походы, закаливание, гимнастика после сна, физминутки, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, массаж, спортивные развлечения, спортивные праздники, походы, Дни здоровья, самостоятельная деятельность детей)

Рефлексивно-ролевая игра «Что мешает ребёнку в нашем детском саду быть здоровыми»

Мы сознательно поставили вопрос о негативных воздействиях на ребёнка в детском саду, так как начинать необходимо с тех причин, на последствия которых мы можем повлиять, не затрагивая глобальные: неблагоприятную экологию, наследственную предрасположенность и пр.

Участники игры объединяются в следующие группы:

  • «Воспитатели»
  • «Специалисты»
  • «Родители»
  • «Администрация»

Участникам каждой группы необходимо в письменном виде определить те причины, которые с их точки зрения, мешают ребёнку, посещающему наш детский сад, быть здоровым, а затем это обсудить.

В каждой группе должна быть копилка упражнений, направленных на всестороннее развитие каждого ребенка и группы детей в целом.

Наша основная задача – сохранить и укрепить физическое и нервно-психическое развитие ребенка. Практическая работа по этим направлениям организуется с учетом возрастных особенностей детей, что позволяет повысить ее эффективность и оказать положительной влияние на состояние здоровья и динамику их физической подготовленности.

Кроссворд «Здоровье – это движение!»

Записываем ответы по порядку по горизонтали:
1. Основной и любимый вид деятельности детей (игра)
2. Гимнастический предмет для совершенствования талии. (обруч)
3. Кружок физического воспитания. (секция)
4. Один из видов движения. (метание)
5. Гимнастические танцы под музыку. (аэробика)
6. Один из способов пробуждения организма. (гимнастика)
7. Один из видов профилактики заболеваний. (закаливание)
Должно получится слово по вертикали:
8. То, что предотвращает заболевание. (профилактика)

«Здоровье – самый главный показатель жизнедеятельности каждого человека, и только с хорошим здоровьем можно жить полноценной жизнью. С самого раннего детства каждый из нас осознаёт важность разумного отношения к своему здоровью…

Сегодня мы много говорили о здоровье, о здоровье наших детей. А сейчас я предлагаю вспомнить о собственном здоровье. Все мы прекрасно понимаем, как важно беречь свое здоровье. Но делаем ли мы что-то для того, чтобы сохранить его на долгие годы? Давайте ответим на несколько вопросов теста и узнаем, как мы относимся к своему здоровью.

Тренинг «Моё здоровье»

1. Ваш любимый напиток?
2. Как вы относитесь к жирной пище?
3. Если вас одолела бессонница, вы:
4. Если у вас нет жалоб, ходите ли вы к врачам?
5. Если что-то заболело, сразу ли вы обратитесь к врачу?
6. Дружите ли вы со спортом?
7. Принимаете ли вы лекарства?
8. Если у вас дурное настроение, вы:

Сейчас мы выполним с вами психотехническое упражнение, с помощью которого можно снять усталость, обрести внутреннюю стабильность и почувствовать уверенность в себе.

Упражнение называется «Внутренний луч».
Приметите удобную позу, сядьте удобно. (Включается спокойная музыка)

Представьте, что внутри вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и медленно, постепенно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность — спокойного, освобожденного человека, удовлетворенного собой, своей жизнью и своей профессией.

И теперь вместе, не открывая глаза, произносим «Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным, спокойным и стабильным! Я все буду делать хорошо!»

«Немного о серьезном в шутку». Сказка «Красная шапочка!»

— Бабушка, бабушка, а почему у тебя такое морщинистое лицо?
— Это потому что я не любила умываться по утрам и вечерам, моя внученька.
— Бабушка, а почему у тебя такие желтые зубы?
— Потому, что я их не чистила и курила, как и твой дедушка.
— Бабушка, бабушка, почему у тебя такие тусклые глаза?
— Потому, что я не любила есть морковь, моя внученька.
— Бабушка, бабушка, а почему ты вся дрожишь и медленно ходишь?
— Это потому, моя деточка, что по утрам никогда не делала зарядку.

Если ты не хочешь выглядеть, как эта бабушка, веди здоровый образ жизни!

В.А.Сухомлинский говорил: «Забота о человеческом здоровье, о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм, не свод требований к режиму, питанию, труду и учебе. Это прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил».

Детский сад должен стать садом, где ребенка научат с ранних лет заботиться о своем здоровье. А это зависит от нас, взрослых, мы подаем пример своим поведением ибо ребенок, как банк, что в него вложишь, то и получишь. А прежде чем научить кого-то что-то делать, надо научиться это делать самому. Ведь каждый из нас знает, что своё здоровье или близких тебе людей нельзя купить ни за какие деньги. Оно сохраняется или приобретается ежедневным трудом. Давайте же человеческую ценность – «здоровье» поставим из всех своих приоритетов на 1-ое место. И давайте это важное дело не оставлять на понедельник, а начнем прямо сейчас, неважно утро это, день или вечер.

Презентация на слайдах «Я здоровым быть могу – сам себе я помогу».

  • Новый день начинайте с улыбки и утренней зарядки.
  • Соблюдайте сами режим дня и требуйте этого у своих детей.
  • Помните: лучше умная книга, чем бесцельный просмотр телевизора.
  • Любите своего ребенка – он ваш. Уважайте членов своей семьи, они – ваши попутчики.
  • Положительное отношение к себе – основа психологического выживания.
  • Не бывает плохих детей, бывают плохие поступки.
  • Личный пример по здоровому образу жизни – лучше всякой морали.
  • Используйте естественные факторы закаливания, чтобы быть здоровыми.
  • Помните: простая пища полезнее для здоровья, чем искусные яства.
  • Лучший вид отдыха – прогулка с семьей на свежем воздухе, лучшее развлечение для ребенка – совместная игра с родителями.
  • Успехов всем нам в сохранении и улучшении своего здоровья. Будьте молоды и жизнерадостны, как и ваши воспитанники.

Использованная литература.
1. Сыромятникова Л.М. Педагогические советы в дошкольном образовательном учреждении: Функции. Содержание. Планирование. Методы. Традиционные и нетрадиционные формы. – М.: «Планета», 2011.
2. Елжова Н.В. Здоровый образ жизни в дошкольном образовательном учреждении. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2011.
3. Белая К.Ю. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
4. Педагогические советы / авт.-сост. И.М.Бушнева. – Волгоград: Учитель, 2012г.

Кривцова Анастасия Сергеевна
Семинар-практикум для родителей «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

Семинар практикум для родителей

«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ »

Участники семинара : воспитатели и родители .

Цель семинара : раскрыть смысл необходимости внедрения .

Задачи семинара :

1. Познакомить участников семинара -практикума с опытом работы по применению здоровьесберегающих технологий в ДОУ ;

2. Пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в ДОУ;

3. Установить тесную связь воспитателей и родителей в формировании навыков ЗОЖ у детей младшего дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты :

1. Повышена педагогическая грамотность родителей в вопросах здоровьесбережения ;

2. Сформировано ответственное отношение родителей к своему здоровью и здоровью своих детей ;

3. Родители овладели конкретными приёмами оздоровления .

4. Актуализированы детско-родительские отношения посредством проведения оздоровительных мероприятий в условиях семейного воспитания.

Ход семинара:

1. Даём родителям описание видов , их актуальности, а также, как их можно внедрять в образовательный и воспитательный процесс в ДОУ.

2. Проводим анкетирование.

3. Рассказываем какие закаливающие мероприятия мы проводим в группе.

4. Проводим с родителями физминутки , дыхательные гимнастики, зарядки.

6. Отвечаем на вопросы родителей .

7. Раздаем буклеты «В здоровом теле – здоровый дух » .

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

В. А. Сухомлинский

Здоровье человека всегда будет актуальной темой. Его невозможно удержать лекарствами. Есть более действенное средство - движение. Физические упражнения непременно должны войти в образ жизни каждого человека, который думает о том, что нужно сохранять на всю жизнь работоспособность, здоровье и полноценную жизнь .

Дошкольный возраст - это решающий этап в формировании основ психического и физического здоровья детей . Именно в эти годы интенсивно формируются органы и развиваются функциональные системы организма. В последние годы замечена устойчивая тенденция снижения уровня здоровья дошкольников , все больше детей показывают нарушение речевого и психического развития. Это все делает необходимым поиск механизмов, которые бы помогли изменить ситуацию.

Главная задача воспитателей детского сада - подготовить дошкольника к будущей самостоятельной жизни, предоставив ему необходимые условия для получения и закрепления устойчивых навыков, умений, знаний, воспитав в нем необходимые привычки. Но, может ли каждый педагог или просто взрослый человек относиться равнодушно к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников , к его заметному ухудшению? Одним из ответов и выступает востребованность среди педагогов здоровьесберегающих технологий .

Здоровьесберегающие технологии - это :

Организованная совокупность приемов, программ, методов организации процесса образования, которая не причиняет ущерба здоровью детей ;

Качественная характеристика педтехнологий по критерию их действия на здоровье участников педпроцесса;

технологическая база здоровьесберегающей педагогики .

Цель здоровьесберегающей технологии - предоставить каждому дошкольнику высокий уровень здоровья , дав ему необходимый багаж умений, знаний, навыков, которые нужны для здорового образа жизни , заложив в нем культуру здоровья .

Эта цель достигается путем решения многих задач педагогом в ходе своей деятельности. Воспитатели учат детей культуре здоровья , как следует ухаживать за своим телом, т. е. разумному отношению к личному здоровью , безопасному поведению.

Задачи здоровьесберегающих технологий :

1. Объединить усилия родителей и педагогического коллектива для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы , профилактики нарушений осанки и плоскостопия;

2. Обучить воспитанников безопасному поведению в условиях чрезвычайных ситуаций в городе и в природных условиях;

3. Осуществить преемственность между ДОУ и школой посредством физкультурно-оздоровительной работы .

Здоровьесберегающие технологии в целом делятся на 4 группы :

I. Технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольников .

Динамические паузы (физкультминутки, включающие пальчиковую, дыхательную, гимнастику для глаз и артикуляционную гимнастику);

Спортивные и подвижные игры;

Тренажеры, контрастная дорожка.

II. Технологии обучения ЗОЖ .

Физкультурные занятия;

Гимнастика после сна;

Точечный массаж;

Бассейн;

Спортивные праздники, развлечения;

СМИ (ситуативные малые игры - подражательная ролевая имитационная игра) ;

День здоровья .

III. Технологии музыкального воздействия.

Музыкотерапия;

Сказкотерапия.

IV. Технология коррекции поведения .

Педагог, ощущающий себя стражем здоровья детей , который воспитывает культуру здоровья детей и их родителей , сам должен быть здоровым , иметь валеологические знания, не переутомлен работой, уметь оценивать объективно свои недостатки и достоинства, связанные с профессией. Он должен составить план по самокоррекции и начать его осуществлять.

Чтобы реализовать обогащенное физическое развитие и оздоровление детей в ДОУ применяются нетрадиционные приемы.

В каждой группе должен быть оборудован "Уголок здоровья ". В нем должны находиться традиционные пособия (массажеры, массажные коврики, спортивный инвентарь, а также нестандартное оборудование, изготовленное своими руками :

"Сухой аквариум". Он способствует снятию напряжения и усталости, расслабляет мышцы плечевого пояса.

Пробковый коврик. Ходьба по такому коврику делает массаж стоп ног.

Вертушки, султанчики. Необходимы для развития речевого дыхания, чтобы тренировать работу легких, увеличивать их объем.

Массажеры, в том числе самодельные. Известно, что на ладонях рук есть много точек, массажируя которые можно воздействовать на разные точки организма.

Коврики и веревки с узелками. Нужны для массажа ступней ног, который способствует развитию координации движений.

Оздоровительную гимнастику нужно проводить ежедневно после сна, босиком под музыку.

В оздоровительные режимы группы должны входить спектры медико-восстановительных методик :

Гимнастика для глаз (снимает статическое напряжение глазных мышц, улучшает кровообращение) ;

Мимические разминки;

Пальчиковая гимнастика (влияет на развитие мелкой моторики, стимулирует развитие речи, внимания, пространственного мышления, помогает развить быстроту реакции);

Дыхательная гимнастика (укрепляет и развивает грудную клетку) ;

Точечный массаж;

Упражнения и игры для коррекции и профилактики осанки и плоскостопия.

Здоровьесберегающая деятельность формирует в результате у ребенка мотивацию на здоровый образ жизни , полноценное развитие.

Создание условий здоровьесберегающего воспитания дошкольников подразумевает :

Организацию деятельности детей в игровой форме;

Организацию культуротворчества дошкольников;

Построение педагогического процесса в образе модели культуры;

Снабжение деятельности детей игрушками, оборудованием, играми, пособиями.

Эта вся работа должна проводиться комплексно, на протяжении всего дня. В этой работе должны участвовать и педагогические, и медицинские работники : педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель.

Родители - главные воспитатели ребенка. От того, как организован режим дня ребенка, сколько внимания родители уделяют здоровью ребенка , зависит его настроение, психологический комфорт. Здоровый образ жизни ребенка , к которому его приучают в детском саду, может или поддерживать ежедневно дома, и закрепляться, либо не находить поддержку, тогда информация, полученная ребенком, будет для него тягостной и лишней.

Итак, забота о здоровье - одна из самых важных задач каждого человека. Здоровье среди всех благ на Земле - самый ценный дар, который невозможно ничем заменить, но люди о нем не заботятся так, как это необходимо. Важно понимать, что забота о детском здоровье сегодня - это полноценный трудовой потенциал всей нашей страны в ближайшем будущем.

Педагоги, врачи, родители , все хотят, чтобы наши дети учились хорошо, становились с каждым годом сильнее, вырастали и выходили в большую жизнь людьми не просто знающими, но и здоровыми . Ведь здоровье - бесценный дар !

2. Анкета :

1. Часто ли болеет Ваш ребёнок?

а) совсем не болеет

б) редко болеет

в) часто болеет

2. Знаете ли Вы физические показатели, по которым можно следить за

правильным развитием Вашего ребёнка?

в) частично

3. На что, на Ваш взгляд, должны семья и детский сад обращать особое внимание, заботясь о здоровье и физической культуре ребёнка?

а) соблюдение режима

б) полноценный сон

в) достаточное пребывание на свежем воздухе

г) здоровая гигиеническая среда

д) благоприятная психологическая атмосфера

е) физические занятия

ж) закаливающие мероприятия.

4. Какие закаливающие процедуры наиболее приемлемы для Вашего ребёнка?

а) облегчённая форма одежды на прогулке

б) облегчённая одежда в группе

в) обливание ног водой контрастной температуры

г) хождение босиком

д) прогулка в любую погоду

е) полоскание горла водой комнатной температуры

5. Знаете ли Вы, как укреплять здоровье ребёнка ?

б) частично

6. Ваш ребенок занимается физкультурой и спортом?

а) постоянно

в) очень редко

г) не занимается

7. Считаете ли Вы питание своего ребенка вне детского сада рациональным?

б) отчасти

г) затрудняюсь ответить

8. Какой отдых Вы предпочитаете для ребенка?

а) на море

в) в санатории

г) в деревне

д) другое ___

9. Как Ваши дети проводят досуг?

а) у бабушки

б) гуляют во дворе

в) смотрят телевизор

г) с друзьями

10. Откуда Вы получаете знания о здоровом образе жизни ?

а) из специальных книг

б) из средств информации

в) из беседы с ___

г) в детском саду

11. Вы прививаете здоровый образ жизни своим детям?

б) затрудняюсь ответить

12. Если прививаете, то каким образом?

а) с помощью бесед

б) личным примером

в) совместно

13. Нужна ли Вам помощь детского сада?

б) частично

3. В нашей группе мы проводим с детьми следующие закаливающие мероприятия :

Проветривание в группе, приемной и в спальне;

Ежедневная утренняя зарядка;

Дыхательная гимнастика во всех видах деятельности, физминутки, пальчиковые игры;

Физкультурные занятия 3 раза в неделю;

Дневной сон без маек;

Умывание лица и рук под краном (1 мин) ;

Ежедневные прогулки (днем и вечером) ;

Босохождение после дневного сна по ребристой доске и массажным дорожкам.

Гимнастика после сна.

4. Упражнения для родителей , которые мы проводим с деться :

Утренняя гимнастика :

«Как у нашей кошки»

Педагог предлагает детям стать не просто детками, а котятами.

Как у нашей кошки

Подросли ребята,

Подросли ребята,

Пушистые котята.

Спинки выгибают,

(Дети изображают действия котят)

Хвостиком играют.

(горбят спинки и шипят)

А у них на лапках

(стоят на коленях, вытягивают руки вперед)

Острые царапки,

(шевелят пальчиками, сжимают и разжимают кулачки)

Длинные усищи,

Зеленые глазища.

Очень любят умываться,

(Имитируют умывание)

Лапкой ушки почесать

(чешут за ушками)

И животик полизать.

(«лижут» животик)

Улеглись на бочок

(прогибают спинки)

И свернулись в клубок, А потом прогнули спинки Убежали из корзинки.

(разбегаются (бег в течение 30 секунд)

Пальчиковая гимнастика :

«Я хочу построить дом»

Я хочу построить дом,

(Руки над головой «домиком» ).

Чтоб окошко было в нём,

(Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в «окошко» ).

Чтоб у дома дверь была,

(Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями) .

Рядом чтоб сосна росла

(Пальцы растопырены. Руки тянем вверх) .

Чтоб вокруг забор стоял,

(Руки перед собой кольцом, пальцы соединены) .

Пёс ворота охранял.

(Одна рука «пёс» , мизинец отсоединить от других пальцев).

Солнце было,

(Скрестить кисти рук, пальцы растопырены) .

Дождик шёл,

(«Стряхивающие» движения)

И тюльпан в саду расцвёл

(Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх) .

Физминутка :

«Зайка»

Скок-поскок, скок-поскок,

Зайка прыгнул на пенек.

Зайцу холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть,

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочках подтянись,

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-поскок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки.

Движения по тексту стихотворения.

Дыхательная гимнастика :

Вы задаёте вопросы, малыш отвечает.

Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту - ту.

Как машинка гудит? Би – би. Би – би.

Как «дышит» тесто? Пых – пых – пых.

Можно ещё попеть гласные звуки : о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.

Гимнастика для глаз :

Са-са-са – прилетела к нам оса.

(Вытянуть перед собой указательный палец, зафиксировать взгляд на его кончике. Прослеживать движение пальца вправо-влево. Голова неподвижна)

Су-су-су – мы увидели осу.

(Проследить движение пальца вверх-вниз)

Сы-сы-сы – испугались мы осы.

(Описать в воздухе круг и проследить взглядом)

Са-са-са – улетай скорей оса.

(Проследить движение по кругу в другую сторону)

Ай-ай-ай – ты нас больше не кусай.

(Спрятать руки за спину и покачать головой.)

Ой-ой-ой – побежали мы домой. (Мигать глазами.)

Семья, где есть постоянно болеющий малыш, нуждается в особом образе жизни. И речь ни в коем случае не идет о снятии физической нагрузки или уменьшении контактов. В большинстве случаев активная социальная жизнь не только не мешает малышу адаптироваться, но, наоборот, помогает. Даже если все проблемы идут, на первый взгляд, из социума. Посудите сами, чего можно добиться, заперев кроху в четырех стенах? В лучшем случае - потери интереса к общению и неумению выстраивать отношения с людьми в будущем. А в худшем случае можно спровоцировать устойчивые фобии по поводу общения с людьми и ухудшение исходного, и без того непростого, состояния.

В борьбе со статусом ЧБД нет ничего непосильного. Главная трудность заключается в том, чтобы поверить в собственные силы, запастить терпением и начать серьезно и честно использовать советы и рекомендации, о которых речь пойдет дальше.

Рациональный режим дня

В идеале - необходимо придерживаться одному и тому же распорядку дня. Он лежит в основе здорового образа жизни , и каждый врач с удовольствием подпишется под этой рекомендацией. Для детей соблюдение режима дня еще более важно : ведь их психика более тонкая, чувствительная и легкоранимая. Сбалансированный распорядок дня оказывается для нее хорошей палочкой-выручалочкой.

Не придерживаться следующих правил :

Увеличить ночной сон на 1 - 1,5 часа, укладывая ребенка пораньше в постель;

Обязательно ввести дневной сон или отдых в постели (даже если ребенок уже не спит днем, ему нужно выделить час на «лежание» без музыки, мультиков и игрушек);

Увеличить время прогулки на свежем воздухе на 1 час или добавить прогулку перед самым сном, которая, естественно, не должна отличаться шумностью и слишком большой активностью;

Ограничить поездки в общественном транспорте;

Полностью исключить телевизор со «взрослыми» программами и ограничить мультики (до 1-2 в день) ;

Свести к минимуму время, проводимое ребенком за компьютером, игровой приставкой и т. п.

Подобные меры очень хорошо восстанавливают нервную систему.

Также деткам со статусом ЧБД полезны выезды на отдых, однако лучше исключить длительные перелеты и смену климата. В межсезонье и в холодное время года можно совершать кратковременные поездки в загородные пансионаты на выходные. Отдых на природе, свежий воздух пойдут на пользу не только нервной системе малыша и его физическому здоровью , но и здоровью родителей .

Рациональный режим питания

«Мы - то, что мы едим» .

Следите за тем, чтобы ребенок ел ежедневно крупы, молочные и кисломолочные продукты, фрукты и овощи. А вот сладостями можно пожертвовать, заменив их сухофруктами и цукатами.

Не секрет, что ребенка сложно заставить есть полезную пищу, поэтому придумывайте «обманки» , например, можно добавлять измельченные фрукты в творог и каши, а из отварных овощей делать забавные фигурки. Детская еда должна быть не только полезной, но и выглядеть привлекательно. Пожалуй, только так можно заставить ребёнка съесть то, что ему необходимо.

Родителям , чьи дети страдают пищевой аллергией, надо не только придерживаться рекомендованной диеты, но и следить, чтобы стол крохи был по возможности разнообразен. Безусловно, это требует определенных усилий и изобретательности. Однако не жалко никаких стараний, когда видишь, как драгоценное чадо уплетает за обе щеки обед.

Также необходимо с пониманием относиться к рекомендациям врачей. Порой кажется, что они перестраховываются и запрещают слишком многие продукты. Такое щепетильное отношение продиктовано серьезными последствиями употребления не подходящей ребенку еды, которая может сильно ослабить организм и спровоцировать очередное заболевание.

Общеоздоровительные мероприятия - ключ к избавлению от частых болезней

Одной из причин частых заболеваний у малышей является так называемая плохая тренированность систем терморегуляции. В результате чуть меняется погода - ребёнок реагирует на это кашлем.

Мы говорим сейчас о системе закаливания. Процесс закаливания действует сразу на нескольких уровнях, оздоравливая весь организм в целом.

Прежде всего, это контрастный душ. Достаточно легкого, но ощутимого чередования. Начинайте с перепада всего в 1-3 °С. Если ребёнок купается при температуре воды 36-37 °С, то сначала температуру можно понизить до 33 °С. Затем доведите постепенно эту разницу до 8-10 °С. Если у ребенка не возникает негативной реакции, попробуйте достичь разницы в 12 °С. Однако если ваше чадо боится, сжимается, нервничает, остановитесь на комфортной температуре.

Контрастный душ стоит применять в холодное время года днем или вечером, раз в день, в теплое - дважды в день.

Обливание - это тоже водное закаливание. С той лишь разницей, что обливание подразумевает единовременный выплеск большого количества воды.

Вы, наверное, удивитесь, если узнаете, что обливаться, по сути, можно любой водой. Не обязательно ледяной, как все мы привыкли думать. Специалисты по закаливанию утверждают, что смысл обливания в единовременной «встряске» центральной и вегетативной нервной системы.

Обливание обязательно происходит с головы и желательно неожиданно. При этом выливается всегда большой объем воды. Ну, как минимум, большой таз.

В момент резкого выплеска воды человек вольно или невольно восклицает : «Ух!» Это «ух!» и считается целительным. А от температуры воды оно особо не зависит. Мобилизовать и «пробудить» детский организм можно как водой температуры 36 °С, так и 23-26 °С. Ниже температуру воды опускать не стоит.

Массаж - еще один способ активизировать и закалить организм. Если говорить о профессиональном массаже, то его очень полезно проходить курсами всем деткам со статусом ЧБД несколько раз в год. Детям, у которых острые респираторные заболевания часто осложняются бронхитом, врач может назначить специальный массаж грудной клетки.

Что же касается массажа в домашних условиях, то он тоже очень эффективно укрепляет здоровье ребенка , который часто болеет. Например, легкие поглаживания, постукивания и растирания спины и груди (1-2 раза в неделю) обеспечивают постоянный дренаж дыхательных путей.

Сказка на ночь с хорошим концом

Рассказанная ребенку перед сном сказка - это очень мощное средство психологического воздействия, в результате которого малыш усваивает новую информацию. Психологическая работа происходит щадящим образом и не отвлекает кроху от дел, например от засыпания.

Оптимальная манера чтения (или рассказывания) - чуть нараспев, тихим голосом со спокойными интонациями. А вот содержание - особая статья. Оно-то и должно отрабатывать главные проблемы.

Спасибо за внимание!

Леушина Лада Анатольевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ ДС №21 "Звёздочка"
Населённый пункт: Нижневартовск, ХМАО-ЮГРА
Наименование материала: конспект родительского собрания
Тема: "Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности ДОУ" "Семинар – практикум для родителей с элементами тренинга"
Дата публикации: 11.09.2016
Раздел: дошкольное образование

«Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности ДОУ»

«Семинар – практикум для родителей с элементами тренинга»

Л.А. Леушина,

г. Нижневартовск, ХМАО-Югра,

МАДОУ ДС № 21 «Звёздочка»,

музыкальный руководитель.
1

«Здоровьесберегающие технологии в музыкальной

деятельности ДОУ»

Цель
– Повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах использования здоровьесберегающих технологий, показать на практике использование различных методик оздоровления, которые можно использовать в семье.
Задачи:
1. Дать представление родителям о здоровьесберегающих технологиях в музыкальной деятельности ДОУ. 2. Познакомить родителей с технологиями: игровой массаж и самомассаж, пальчиковая гимнастика. 3. Закрепить полученные знания в процессе тренинга (практического упражнения) по игровому массажу и пальчиковой гимнастике.
Форма проведения
: Семинар –практикум с элементами тренинга.
Место проведения
: музыкальный зал.
Оборудование:
Задания для родителей в виде практических упражнений, содержащих комплексы игрового массажа и самомассажа и пальчиковой гимнастики. Наглядная информация: буклеты – памятки для родителей по теме: «Пальчиковая гимнастика», «Пальчиковые игры» «Дыхательная гимнастика», «Музыкотерапия в детском саду и дома», «Комплекс дыхательной гимнастики по методике А. Стрельниковой»
План проведения:
2
1. Вступительное слово по теме « Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности ДОУ» 2. Семинар –практикум с элементами тренинга по теме « Игровой массаж и самомассаж» и «Пальчиковая гимнастика» 3. Вопросы к родителям. 4. Раздача буклетов.
Ход мероприятия:

1. Вступительное слово:
Здравствуйте, уважаемые родители! Нам очень приятно, что вы нашли время и откликнулись на наше приглашение. Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Ребенок должен обладать хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие; формируются основные движения, осанка, а так же необходимые навыки и привычки; приобретаются базовые физические качества; вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе и нашего дошкольного учреждения. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Здоровьесберегающая технология - это система мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его о б у ч е н и я и р а з в и т и я. Здоровьесберегающие технологии должны присутствовать во всех видах педагогической деятельности, включая музыкальную деятельность. 3
Сегодня мы поговорим о здоровьесберегающих технологиях в музыкальной деятельности ДОУ. При проведении занятий, развлечений, занятий по развитию вокальных способностей, танцевальных способностей, применяются следующие здоровьесберегающие технологии:  Пальчиковые игры;  Речевые игры;  Логопедические песенки – распевки (распевки на отдельные гласные звуки, на слоги, на слова, сочетающие в себе глухие и звонкие звуки, твердые и мягкие);  Дыхательная гимнастика (А. Стрельниковой);  Артикуляционная гимнастика (включает в себя несложные статические и динамические упражнения для языка и губ);  Динамические паузы (рекомендуются при утомлении);  Оздоровительные фонопедические упражнения (упражнения для профилактики заболеваний горла и голосового аппарата) ;  Музыкотерапия;  Игровой массаж.
2.

Семинар

–практикум

элементами

тренинга

теме

«Игровой

массаж и самомассаж» и «Пальчиковая гимнастика».

Теоретическая часть. «Игровой массаж и самомассаж»

Цель
игрового массажа– научить детей посредством правильного выполнения игрового массажа благотворно влиять на внутренние органы: сердце, лёгкие, печень, кишечник, воздействуя на биологически активные точки тела. Почему нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком? Почему всем и взрослым, и детям – нравится массаж? Всё дело в том, что массируя определённые точки тела, мы бессознательно посылаем положительные 4
сигналы внутренним органам - сердцу, лёгким, печени, почкам, желудку, другим органам. Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Кроме того, поднимает настроение и улучшает самочувствие человека. Приёмы массажа, разработанные врачами древности, полезны не только больному, но и здоровому человеку. Взрослый человек сам понимает, что массаж и самомассаж необходимы для здоровья, а ребёнка может научить грамотный и опытный педагог. Обучение простейшим массажным приёмам происходит в игре. В непосредственно организованной образовательной деятельности по музыкальному воспитанию массаж проводится под музыку – слова пропеваются, или ритмодекламируются, или музыка звучит просто фоном. Дети закрепляют в игре навыки правильного выполнения элементарного самомассажа, развивают мелкую мускулатуру пальцев рук. Чтобы детям было ещё интереснее, можно предложить им стать героями известных сказок, песен. Они могут вообразить себя скульпторами, художниками, которые «лепят» или «рисуют» своё тело и лицо. При проведении массажа рекомендуется обучать детей не давить с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру (от кистей рук к плечу и т.д.) Проводя массаж определённых частей тела, используют приёмы: поглаживание, разминание, растирание, пощипывания, лёгкие постукивания. Далее родителям, предварительно разделённым на 2 команды, были предложены заранее подготовленные задания в виде комплексов игрового массажа и самомассажа. Нужно было в течение небольшого времени ознакомиться с текстом игрового массажа (по 2 каждой команде) и показать этот комплекс другой команде. 5

Игровой массаж «Били лён».
И.П.- встать друг за другом, «паровозиком». Били лён, били, Стучат друг другу кулачками по спине. Топил, топили, Растирают ладонями Колотили, колотили, Шлепают ладошками. Мяли, мяли, Разминают пальцами. Трепали, трепали, Трясут за плечи. Белы скатерти ткали, «Чертят» по спине ребрами ладоней. На столы накрывали. Поглаживают ладонями.
Игровой массаж и самомассаж « Гусёнок Тимошка».
Гусёнок Тимошка пошёл погулять, Шлёпают ладошками по коленям. Зелёной и сочной травы пощипать. Щиплют пальцами мочки ушей. Гусёнок: «Га-га!» Показывает пальцами «клювики» Весёлый всегда, Хлопают. Он травку пошёл пощипать. Щиплют пальцами мочки ушей. Гусёнок Тимошка пошёл на лужок, Шлёпают ладошками по коленям. Увидел красивый и вкусный цветок. Гладят шею сверху вниз. Гусёнок: «Га-га!» Показывает пальцами клювики « Весёлый всегда, Хлопают Уж очень был вкусный цветок! Круг. движения по животу Гусенок Тимошка на речку пошёл, Шлёпают ладошками по груди. В высокой осоке лягушку нашёл Щиплют щечки. Гусёнок: «Га-га!» Показывает пальцами клювики Лягушка: «Ква-ква» Качают ладонями с растопыренными пальцами 6
Подружку себе он нашёл Хлопают.

Игровой массаж «Кошкин дом».
И.П.- встать друг за другом, «паровозиком». Тили-бом! Тили-бом! Стучат кулачками по спине. Загорелся кошкин дом! Хлопают в ладоши. Загорелся кошкин дом! Идёт дым столбом! «Рисую» на спине спирали – «дым» Кошка выскочила! Шлёпают ладошками по спине. Глаза выпучила. Бежит курочка с ведром, «Бегают» по спине пальцами. Заливает кошкин дом, Гладят по спине сверху вниз. А лошадка – с фонарем, Стучат кулачками. А собачка – с помелом, Гладят по спине вправо-влево. Серый заюшка – с листом. Стучат ребром ладони. Раз! Раз! Раз! Раз! И огонь Погас! Гладят по спине сверху вниз.

Игровой массаж и самомассаж «Две Наталочки».

Две Наталочки.
Дети легко щиплют себя в соответствии со словами текста. Две бойкие Наталочки Не играют в «салочки» Две смелые Наталочки Играют –Ах! –в «щипалочки». Щиплют ушки, Щиплют ручки, Локоточки Щиплют шейку, Щиплют ножки, А потом живот немножко. 7
Не ругайте вы Наташ- Они делают массаж! Родители по очереди выполняют комплексы игрового массажа.
Теоретическая часть. «Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры»
Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно – ассоциативное мышление на основе русского народного творчества. Кончики пальцев - есть второй головной мозг. В жизнедеятельности человека рука играет важную роль на протяжении всей его жизни. Работа пальцев рук бесконечно разнообразна и важна для каждого человека. Пальцами можно трогать, брать, поглаживать, зажимать... Невозможно перечислить все глаголы, описывающие все, что можно делать нашими руками. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук. Упражнения с дошкольниками необходимо начинать выполнять сначала в медленном темпе от 3 до 5 раз сначала одной рукой, затем другой, а в завершение - двумя руками вме сте. Указания ребенку должны быть с п о ко й н ы м и, доброжелательными и четкими.
Практические упражнения для 1 команды:
8

Пальчиковая игра «Поросенок»
Громкий звук раздался утром рано: Хлопки Я в окошко выглянул спросонок: Рисуют пальцами « окошко» Розовый, веселый, аккуратный: Гладят себя по голове На машине ехал поросенок: Прижимают пальцем кончик носа. Поросенок был красив собою: Был костюмчик в клеточку на нем: «Рисуют» пальцами клеточки Он вертел довольно головою: Вертят головой Вместе с головой вертел рулем: « Крутят руль» На копытцах – белые перчатки: Гладят поочередно одну руку другой И панама вышита цветами: Делают руками бутон цветка Ехал он на травке поваляться: «Крутят руль» Или же в деревню в гости к маме… Ехал поросенок на рассвете Поднимают руки вверх Розовый, похожий на зарю… Описывают руками дугу. И, предупреждая всех на свете Грозят пальцем Нажимал на пятачок: Прижимают пальцем кончик носа, говорят -Хрю – хрю! «Хрю-хрю».
Практические упражнения для 2 команды:
9

пальчиковая игра «Веселится детвора»
Тр-р-р- машины загудели, « Заводят мотор» руками Вж-ж-ж-колеса засвистели! Отойди в сторонку, На площадке гонки! Грозят пальцем Обгоняет всех лисица Пальчиком правой руки бегают» по левой руке. На машинке голубой, А за нею кукла мчится. Пальчиками левой руки» бегают» по правой руке. Машет зрителям рукой. Мишка в красном колпачке Стучат кулачками по коленям Едет на грузовичке. Зайка тоже очень рад: Пальчиками « бегают по телу вверх до шеи. Дали зайке самокат. Вот и финиш. Стоп. Руки скрестили на груди, похлопали ладошками по плечам. Ура! Руки вверх Веселится детвора! Хлопают в ладоши. Далее с родителями был проведен

общий комплекс игрового массажа «Дружок». 10