Тема: «Первые шаги в мир хороших манер. Летнее развлечение для детей дошкольного возраста. «День вежливости и хороших манер

Елена Красуцкая

Задачи :

1. Продолжать знакомить детей с хорошими манерами . Учить находить правильный выход из сложившейся ситуации и давать правильную оценку происходящему.

2. Развивать воображение, чувство взаимопомощи (толерантность)

3. Воспитывать доброжелательность, внимательность, вежливость, чувство гордости за свою половую принадлежность.

Оборудование :

Мягкая игрушка – солнышко, костюм Шапокляк, разрезные картинки, шапочки лисы, волка, медведя, 2 корзины, предметы для девочек, предметы для мальчиков, подарок для детей .

Предварительная работа :

Беседа, заучивание стихотворений, слов для инсценировки сказки.

Ход занятия:

Дети под мелодию «Настоящий друг» заходят в группу, здороваются, садятся на стулья полукругом.

Воспитатель : Сегодня мы поговорим о дружбе. А что такое дружба, как вы считаете? (ответы детей ) . А что значит дружить?

Воспитатель : Конечно, вы правы. Дружба – это когда люди хотят быть вместе, когда они доверяют друг другу. Дружба возможна только тогда, когда появляется уважение друг к другу, когда люди умеют признавать свои ошибки, нет конфликтов и споров. Друг готов разделить с тобой и радость и огорчение, утешить и прийти на помощь в любую минуту.

Воспитатель Ребята, я знаю, что вы о дружбе знаете много песен, стихов. Предлагаю и девочкам и мальчикам прочитать стихотворения.

1-й ребенок :

Хорошо быть одиноким ,

Если ты не одинок,

Хорошо , когда под боком

Есть и север, и восток,

Есть и запад осторожный,

Есть и теплый, тихий юг,

Когда рядом есть надежный,

Бескорыстный, верный друг.

2 – ребенок :

А разве друга надо звать,

Когда темно в пути,

Когда дороги не узнать

И нету сил идти?

Когда беда со всех сторон,

Когда при солнце – ночь,

Да разве не увидит он,

Не ринется помочь?

Ведь он не сможет есть и спать,

Когда такое вдруг!

Но…если друга надо звать –

То вряд ли это друг…

3 –й ребенок

Дружат с небом облака,

А роса с травою,

Дружит бабочка с цветком,

Дружим мы с тобою,

Дружат взрослые и дети,

Все должны дружить на свете

Воспитатель : Молодцы, ребята, хорошие стихотворения вы прочитали о дружбе.

А сейчас мы немного поиграем. Я вижу, что мы все разные, среди вас есть и девочки и мальчики. Условия игры такие : по кругу мы будем передавать солнышко по очереди каждому ребенку в руки и будем говорить : Я Ваня – мальчик, дружу с Аней, потому что она делится своими игрушками. А солнышко мы будем передавать потому что это– наш общий друг, без него никто не может жить. Начнем с меня. Я Елена Геннадьевна – женщина, дружу со всеми вами, так как очень люблю вас (дети передают друг другу солнышко, называя принадлежность к полу, говоря хорошие поступки друзей )

Воспитатель : Молодцы, хорошая игра у нас получилась. Мне приятно было на вас смотреть, замечательно, что вы вспомнили о своих друзьях и говорили о своей половой принадлежности.

А теперь давайте построимся , мальчики и девочки станут напротив друг друга. Мы будем называть лучшие качества по очереди. Девочкам надо называть лучшие качества мальчиков, а мальчикам – лучшие качества девочек. У нас замечательные и девочки и мальчики. Давайте начнем с девочек. Я, думаю, наши девочки назовут качества, которыми обладают наши мальчики, Ответы девочек : красивые, сильные, умные, талантливые, сообразительные, ловкие…

Ответы мальчиков : красивые, нежные, умные, нежные, внимательные, добрые…


Воспитатель : Мне очень понравилось, вы называли хорошие качества друг друга , видно, что вы дружные ребята, не ссоритесь.

Воспитатель : А теперь присядьте, пожалуйста, на стульчики, отдохните и послушайте мелодию «Голубой вагон» В. Шаинского. А пока вы ее будете слушать , я пойду встречу нашу гостью.

Появляется воспитатель, переодетый в Шапокляк.

Шапокляк : Здрасьте! Я очень известная старушка . Вы узнали меня? Как меня зовут? Правильно!

Мне моя крыска Лариска сказала, что вы здесь говорите о дружбе между мальчиками и девочками, о хороших поступках и манерах . У меня тоже есть свое мнение о дружбе. Хотите я с вами поделюсь им? Мои советы о том, как относиться друг к другу, как себя нужно вести.

Шапокляк читает «Вредные советы» из книги Г. Остера.

Шапокляк :

Девчонок надо никогда

Нигде не замечать.

И не давать прохода им

Нигде и никогда.

Им надо ножки подставлять,

Пугать из – за угла,

Чтоб сразу поняли они :

До них вам дела нет.

Шапокляк : Ой, какой хороший совет я вам даю !

Если ты пришел к знакомым,

Не здоровайся ни с кем.

Слов : «пожалуйста» , «спасибо»

Никому не говори.

Отвернись и на вопросы

Ни на чьи не отвечай.

И тогда никто не скажет

Про тебя, что ты болтун

Шапокляк : Правда замечательный совет!

Решил подраться – выбирай

Того, кто послабей.

А сильный может сдачи дать,

Зачем тебе она?

Но если вдруг за малыша

Вступился кто – нибудь

Беги, кричи и громко плачь,

И мамочку зови.

Шапокляк : Ну, а этот совет как раз для вас!

Если друг твой самый лучший

Поскользнулся и упал,

Покажи на друга пальцем

И хватайся за живот.

Пусть он видит лежа в луже, -

Ты ничуть не огорчен.

Настоящий друг не любит

Огорчать своих друзей.

Шапокляк : Этот совет очень хороший !

Шапокляк : Ну, что понравились вам мои советы? (ответы детей ) А я так старалась , хотела дать вам хорошие советы . Теперь я буду знать, что кому говорить, как себя вести. Этому вы меня научили.

А теперь давайте с вами поиграем в игру «Комплименты» . И я хочу вам сделать комплименты, сказать, что вы умные и образованные. А что такое комплименты? (ответы детей )

Я вам раздам части карточек, у кого рисунок совпадет – образуется пара. В парах вы своим товарищам будете делать комплименты . Ваня скажет комплимент Даше, а Даша Ване. Ребята, человека, который говорит комплименты надо слушать внимательно, а те, кому говорят комплимент, должны поблагодарить, сказать спасибо.

Дети делают друг другу комплименты в парах.


Шапокляк : А может и мне кто–нибудь сделает комплимент? Дети делают комплимент Шапокляк. Ой, спасибо! Какие хорошие комплименты вы сказали друг другу и мне.

А может вы мне и сказку какую–нибудь расскажете о дружбе, о хороших манерах ? А я вам помогу, чем смогу.


Ведущий : Жил – был Медведь. Он любил, чтобы в лесу всегда был порядок и все звери жили дружно. Как – то раз, обходя свои владения, увидел он волка и лису, которые о чем – то спорили…

Медведь : Что случилось? Отчего вы такие сердитые? Поссорились? Надо срочно помириться!

Лиса : Я с Волком мириться не буду! Я сказала ему : «Здравствуй» , а он мне не ответил! А еще дразнится, кулачище свой показывает и хвастается, что он самый сильный в лесу.

Волк : Я вчера с ней здоровался. А сегодня не буду, что я с ней каждый день здороваться должен ? Ты, Лиса, сама не очень вежливая. Увидела вчера меня в лесу и кричишь : «Эй, ты Волчище – серый хвостище! Дразнишься, наверное?»

Медведь : Непорядок! Разве ты, Волк, не знаешь, что означает слово «здравствуй» ? Здравствуй – это значит будь здоров, не болей. Пожелаешь другому здоровья, и сам болеть не будешь. А ты, Лиса, будь повежливей, не дразнись.

Волк : Понял! Все понял! Здравствуй, Лисонька, здравствуй, дорогая!

Лиса : Здравствуй, Волчок – серый бочок! Какой ты теперь вежливый, внимательный.

Волк : А ты, Лисонька, никого не бойся, я буду тебя всегда защищать и в обиду не давать.

Медведь : Ну, вот и помирились. Молодцы! Будьте здоровы, живите дружно и никого в лесу не обижайте.

Шапокляк : Очень мне понравилась ваша сказка, я для себя сделала вывод. А вы какой вывод сделали из этой сказки? (ответы детей ) И я такой же сделала вывод! Хотите со мной еще поиграть? У меня есть 2 корзины и много разных предметов : предметы, которые используют в своих играх мальчики и предметы, которые используют в своих играх девочки. Мы разделимся на 2 команды. В одну корзину будем складывать предметы для игр девочек, а в другую для игр мальчиков.


Предметы для девочек : платок, пуговицы, фен, фантик, пупс, зеркало, резинка…

Предметы для мальчиков : молоток, отвертка, машинка, пистолет, самолет, конструктор, мяч…

Шапокляк : А давайте девочки проверят правильно ли сложили предметы мальчики, а мальчики, правильно ли предметы подобрали девочки.

Шапокляк : Какие вы молодцы! Хорошо со всем справились . Я рада, что к вам сегодня зашла в гости, многому научилась. А теперь мне пора прощаться, я надеюсь, мы с вами еще встретимся. Вредные советы я больше не буду давать. До свидания!

Воспитатель : Ребята, я сейчас встретилась со старухой Шапокляк , она сказала, что вы хорошие , дружные ребята, многому ее научили. А что вам больше всего понравилось сегодня? (ответы детей ) У нас сегодня было много интересного : мы говорили о дружбе, о своей половой принадлежности, называли лучшие качества девочек и мальчиков делали друг другу комплименты, инсценировали сказку, играли в игру. Ребята, вы очень дружные, мне все понравилось и я хочу подарить вам подарок – игру, чтобы вы в нее вместе играли и никогда не ссорились.


Анна Рольгейзер
Летнее развлечение для детей «День хороших манер»

«День хороших манер »

Летнее развлечение для детей

Ход занятия:

Дети под мелодию «Настоящий друг» заходят в группу, здороваются, садятся на стулья полукругом.

Воспитатель : Сегодня мы поговорим о дружбе. А что такое дружба, как вы считаете? (ответы детей ) . А что значит дружить?

Воспитатель : Конечно, вы правы. Дружба – это когда люди хотят быть вместе, когда они доверяют друг другу. Дружба возможна только тогда, когда появляется уважение друг к другу, когда люди умеют признавать свои ошибки, нет конфликтов и споров. Друг готов разделить с тобой и радость и огорчение, утешить и прийти на помощь в любую минуту.

Воспитатель : Ребята, я знаю, что вы о дружбе знаете много песен, стихов. Стихотворения

1. Дружат с небом облака, а роса с травою,

Дружит бабочка с цветком, дружим мы с тобою,

2. Дружат взрослые и дети,

Все должны дружить на свете.

Воспитатель : Молодцы, ребята. А сейчас мы немного поиграем. Я вижу, что мы все разные, среди вас есть и девочки и мальчики. А теперь давайте построимся, мальчики и девочки станут напротив друг друга. Мы будем называть лучшие качества по очереди. Девочкам надо называть лучшие качества мальчиков, а мальчикам – лучшие качества девочек. У нас замечательные и девочки и мальчики. Давайте начнем с девочек. Воспитатель : Мне очень понравилось, вы называли хорошие качества друг друга , видно, что вы дружные ребята.

Под музыку появляется Шапокляк.

Шапокляк : Здрасьте! Я очень известная старушка. Вы узнали меня? Как меня зовут? Правильно! Мне моя крыска Лариска сказала, что вы здесь говорите о дружбе между мальчиками и девочками, о хороших поступках и манерах . У меня тоже есть свое мнение о дружбе. Хотите я с вами поделюсь им? Мои советы о том, как относиться друг к другу, как себя нужно вести.

Шапокляк читает «Вредные советы» .

Шапокляк : Девчонок надо никогда нигде не замечать.

И не давать прохода им нигде и никогда.

Им надо ножки подставлять, пугать из – за угла,

Чтоб сразу поняли они : до них вам дела нет.

Шапокляк : Ой, какой хороший совет я вам даю !

Если ты пришел к знакомым, не здоровайся ни с кем.

Слов : «пожалуйста» , «спасибо» никому не говори.

Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай.

И тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун.

Шапокляк : Правда замечательный совет!

Решил подраться – выбирай того, кто послабей.

А сильный может сдачи дать, зачем тебе она?

Но если вдруг за малыша вступился кто – нибудь

Беги, кричи и громко плачь, и мамочку зови.

Шапокляк : Ну, а этот совет как раз для вас!

Если друг твой самый лучший поскользнулся и упал,

Покажи на друга пальцем и хватайся за живот.

Пусть он видит лежа в луже, ты ничуть не огорчен.

Настоящий друг не любит огорчать своих друзей.

Шапокляк : Ну, что понравились вам мои советы? (ответы детей ) А я так старалась, хотела дать вам хорошие советы . Теперь я буду знать, что кому говорить, как себя вести. Этому вы меня научили.

Ведущая : А теперь давайте с вами поиграем в игру «Комплименты» . А что такое комплименты? (ответы детей )

Игра «Комплименты»

Я вам раздам части карточек, у кого рисунок совпадет – образуется пара. В парах вы своим товарищам будете делать комплименты . Ваня скажет комплимент Даше, а Даша Ване. Ребята, человека, который говорит комплименты надо слушать внимательно, а те, кому говорят комплимент, должны поблагодарить, сказать спасибо.

Шапокляк : А может и мне кто–нибудь сделает комплимент? Дети делают комплимент Шапокляк. Ой, спасибо! Какие хорошие комплименты вы сказали друг другу и мне. Хотите со мной еще поиграть? У меня есть 2 корзины и много разных предметов : предметы, которые используют в своих играх мальчики и предметы, которые используют в своих играх девочки.

Эстафета «Разные предметы»

Мы разделимся на 2 команды. В одну корзину будем складывать предметы для игр девочек, а в другую для игр мальчиков. Предметы для девочек : платок, пуговицы, фен, фантик, пупс, зеркало, резинка…Предметы для мальчиков : молоток, отвертка, машинка, пистолет, самолет, конструктор, мяч…

Шапокляк : Какие вы молодцы! Хорошо со всем справились . Я рада, что к вам сегодня зашла в гости, многому научилась. А теперь мне пора прощаться, я надеюсь, мы с вами еще встретимся. Вредные советы я больше не буду давать. До свидания! (уходит)

Воспитатель : А что вам больше всего понравилось сегодня? (ответы детей ) У нас сегодня было много интересного : мы говорили о дружбе, о своей половой принадлежности, называли лучшие качества девочек и мальчиков делали друг другу комплименты, играли. (Все уходят)

Публикации по теме:

Под веселую песню дети проходят на место проведения праздника. Вед: Внимание! Внимание! Сегодня у нас необычный день, К нам пришло загадочное.

Летнее развлечение для детей 2–3 лет Летний праздник Праздник проводится на спортивной площадке, украшенной флажками, цветами, плоскостными игрушками, корзинами с мячами, лентами,.

Летнее развлечение для детей младшего дошкольного возраста «В гости к Алёнке» Это развлечение можно проводить в любое летнее время. На празднике дети играют в коммуникативные игры, проявляют творчество в импровизированных.

Летнее развлечение для детей. Папуасы в Александровском лесу. Площадка празднично украшена. Дети на площадке. К детям выбегает Ириска. Клоунесса Ириска – Здравствуйте, детишки: Девчонки и мальчишки.

Летнее развлечение для детей средней группы Атрибуты:2 руля,картинки с полевыми цветами с загадками на обратной стороне,игрушки- заяц,лиса,зонтики и ленточки. Действующие лица:Клоуны.

Летнее развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Цветочная поляна» РАЗВЛЕЧЕНИЕ «ЦВЕТОЧНАЯ ПОЛЯНА» Музыкальный руководитель Афонченкова С. П. МБДОУ №8 Ст. Старощербиновская Краснодарский край Дети старших.

Тема: «Первые шаги в мир хороших манер»

Вид: практико-ориентированный, среднесрочный.

Особенности: для детей 4-5 лет.

Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности детей.

Задачи:

1. формировать навыки этического поведения;

2. развивать познавательный интерес к этическим правилам и нормам;

3. закреплять знания детей о речевом этикете в определённых бытовых ситуациях;

4. воспитывать уважение к окружающим людям.

2. Ожидаемый результат: овладение детьми среднего дошкольного возраста разными формами и способами культурного поведения, умение применять их в различных жизненных ситуациях.

Пути реализации проекта:

1. Изучение методической литературы по теме.

2. Составление перспективного плана проектной деятельности.

3. Создание атмосферы общей культуры и красоты в группе.

4. Совершенствование необходимой материально-технической базы и развивающей предметной среды (оборудование центра этикета в группе (сервировка стола в игровой зоне); фотоматериалы, дидактические игры; настольная кукла- фея Вежливости; подборка художественной литературы; сюжетно-ролевые игры, дидактические игры; конспекты занятий).

5. Работа с родителями (консультации для родителей; подготовка пособий и совместная работа родителей с детьми).

Этапы овладения детьми правилами этикета:

1. Знакомство с правилами этикета, закрепление и расширение имеющихся знаний (беседы, тематические занятия, чтение художественной литературы).

2. Закрепление знаний через совместную деятельность в уголке этикета (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, беседы, тематические занятия, досуги и развлечения, обыгрывание ситуаций, игры-драматизации)

3. Самостоятельное выполнение правил этикета в соответствии с конкретной ситуацией.

тема: «Мои друзья»

Знакомство с феей Вежливости; приглашение Добрых Волшебников.

Беседа «Чтобы у тебя было много друзей».

Работа с родителями: Папка для родителей «Советы родителям».

методы и приемы:

1.Чтение художественной литературы:

- «Мойдодыр» К. Чуковский

- «Федорино горе».

2. Дидактическая игра:

- «Как правильно себя вести»,

3. Разбор проблемных ситуаций.

4. Рассматривание иллюстраций:

- «Здоровый малыш»

- «О правилах этикета».

5. Конкурсы: «Сервировка стола» (между дежурными), «Накроем стол к празднику», «Культура поведения за столом»

6. Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «В гостях».

7. Занятие «Поможем Федоре Егоровне».

тема: «Этикет общения и культура речи»

Беседа «Разговор по телефону»

Беседа «Вежливый собеседник» и «Вежливый слушатель».

Работа с родителями: Консультация «Учим ребенка общаться».

Совместная деятельность родителей и детей - сочинение сказки «Добрый поступок»

Методы и приемы:

- «Телефон» К. Чуковский.

Чтение стих-ий.

2. Дидактические игры:

- «Кто знает больше вежливых слов»,

- «Телефонный разговор».

3. Загадки о вежливости

4. Разбор ситуаций по картинкам

5. Разыгрывание ситуаций

6. Сюжетно-ролевые игры:

«Магазин», «Салон красоты», Семья»

тема: «Культура поведения в общественных местах»

Беседа «Правила поведения в общественном транспорте».

Работа с родителями: "Правила этикета в театре и концертном зале."

Методы и приемы:

1 .Чтение художественной литературы:

- «Торопыжка»

- «Родные сказки» Т. А. Шорыгина.

Чтение стих-ий.

2. Дидактические игры:

- «Отгадай загадки и нарисуй отгадки»,

3. Разбор ситуаций.

4. Обыгрывание ситуаций.

5. Рассматривание дорожных знаков.

6. Сюжетно-ролевая игра:

- «Магазин».

тема: «Играем в гости и приглашаем гостей»

Беседа «Принимаем гостей».

Занятие «Что такое этикет».

Работа с родителями: консультации: «Вежливый хозяин»; «Формирование культуры трапезы»;

Совместная работа родителей и детей «Подарок другу»;

Составление альбомов «Семейные традиции», «Как мы отмечаем праздники дома»;

Методы и приемы:

1. Чтение художественной литературы:

- «День рождения вредного кота» перевод А. Кочарова;

- «Умнее всех» Д. Мамин-Сибиряк.

Чтение стих-ия «В гости».

2. Ситуации: «Что делать в гостях, если….», «Гости у тебя дома»

3. Рассматривание иллюстраций - «Любить прекрасное»

4. Изготовление подарка «Сюрприз для мамы»

5. Дидактические игры: «Гости», «Правильно или нет» (ситуации по картинкам), «Чтобы гости не скучали», «Вежливый кролик»

6. Сюжетно-ролевая игра: «Чаепитие».

Сегодня в нашем МДБОУ прошел день хороших манер. Утро этого дня, как и всегда, началось с вошедшим в привычку с первых дней посещения детского сада приветствием. В ходе проведения бесед на тему «Кто и зачем придумал правила поведения» дети расширили знания о правилах поведения, рассказывали друг другу о том, как они ведут себя дома, в гостях, в детском саду, в общественных местах, как и чем они радуют своих близких.

Чтобы малыш рос воспитанным, добрым и аккуратным, родителям следует уделить внимание следующим манерам.

1. УЧИМ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ «ПОЖАЛУЙСТА»!

Обращайте внимание даже самого маленького малыша на то, что свою просьбу (например, «Дай мне игрушку») важно сопровождать словом «пожалуйста». Однако будьте внимательны! Это не сработает, если сами родители никогда не утруждают себя в вежливых фразах по отношению к ребенку! Поэтому если хотите от крохи услышать это волшебное слово, почаще обращайтесь к нему с просьбами: не «А ну-ка, принеси сюда свои носочки!», а «Принеси, пожалуйста, свои носочки!», не «Перестань шуметь сейчас же!», а «Перестань, пожалуйста, греметь игрушкой. Папа спит».

2. УЧИМ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ «СПАСИБО»

Очень хорошее слово, которое также не хотят использовать дети! Как им помочь освоить его? Во-первых, также активно им пользуясь в повседневной жизни – нет ничего важнее примера взрослых. Во-вторых, можно организовать специальную ситуацию, в которой малыш почувствует, как приятно, когда тебя благодарят.

Образовательная ситуация для ребенка 3 – 4 лет «Важное слово «спасибо»

Пусть малыш возьмет на себя роль повара и приготовит что-нибудь для своих любимых игрушек (например, Вы можете предложить ему сделать из пластилина ягодки и украсить ими тортик, вырезанный из картона). Допустим, у нас будет два героя – вежливая собачка и обезьянка-хулиганка. После того, как малыш угостит собачку, та должна сказать ему «спасибо», попрыгать от радости и поцеловать ребенка (дети очень отзывчивы на такую реакцию). А вот обезьянка после угощения не скажет ничего. А сразу побежит прыгать и резвиться. Проследите за реакцией ребенка. «Верните» обезьянку, объясните ей, что она забыла что-то сказать. Подскажите обезьянке, что именно нужно сказать. Закончите ситуацию песенкой на вольный мотив, но чтобы в ней звучало слово «спасибо».

3. УЧИМ РЕБЕНКА НЕ ПРЕРЫВАТЬ ВЗРОСЛЫХ ВО ВРЕМЯ РАЗГОВОРА

Пока взрослые разговаривают, нельзя вмешиваться в разговор, дергая маму за одежду, выкрикивая свои просьбы. В подобной ситуации обнимите ребенка (может, ему просто хотелось добиться Вашего внимания) и мягко скажите ребенку: «Я тебя слышу, но не могу ответить, потому что разговариваю с … . Надо подождать пару минут».

4. УЧИМ РЕБЕНКА НЕ ВЫСКАЗЫВАТЬСЯ О ФИЗИЧЕСКОЙ ФОРМЕ ИЛИ СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩИХ

Помогите малышу понять, что обсуждать недостатки других невежливо – это может обидеть человека, расстроить его. Да и сам человек состоит не только из этого недостатка. Он еще и добрый и умный. Объясните малышу, что нельзя пристально разглядывать людей с физическими недостатками, поскольку взгляд может обидеть не меньше слов. Из всех этих правил есть одно исключение. Обсуждать внешность человека можно, если она кажется ребенку привлекательной и он хочет сделать комплимент – это всегда порадует другого человека!

5. УЧИМ РЕБЕНКА ЗДОРОВАТЬСЯ

Когда люди здороваются с ребенком, им следует отвечать. И со старшими нужно здороваться первыми. Объясните ребенку 5 лет, что означает слово «здравствуйте», какой смысл вкладывают в него люди при приветствии. Объясните, что слово «здрассьте» (якобы облегченная версия) звучит невежливо и пренебрежительно.

6. УЧИМ РЕБЕНКА СТУЧАТЬСЯ ПЕРЕД ТЕМ, КАК ОТКРЫТЬ ДВЕРЬ

Это простое правило поможет и самим родителям в ряде ситуаций. А пример такого поведения кроха сможет увидеть на приеме у врача, в гостях.

7. УЧИМ РЕБЕНКА БЛАГОРОДСТВУ

Объясните малышу 4 лет, что дразниться не следует. Это обижает других людей, и выставляет не в лучшем свете того, кто дразнится. Ведь дразнит всегда тот, кто слабее и злее.

8. УЧИМ МАЛЫША ИЗВИНЯТЬСЯ

Если ребенок наступил кому-то на ногу, толкнул, нечаянно стукнул, то важно сразу же сказать «извини!»

9. ЕСЛИ КТО-ТО РАБОТАЕТ, НУЖНО СПРОСИТЬ, НЕ НУЖНА ЛИ ПОМОЩЬ

Вырастить трудолюбивого , отзывчивого ребенка не так уж сложно! Покажите малышу, что если он предлагает свою помощь, это может вылиться в интересное занятие и для него – шанс посмотреть, как взрослые выполняют какую-то увлекательную работу и даже принять в ней участие. А достижение совместного результата и радость по этому поводу закрепят хорошую привычку.

10. ЭТИКЕТ ЗА СТОЛОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Детей 3, 4 и 5 лет следует учить аккуратному приему пищи. При этом малышей следует научить пользоваться салфеткой – ее нужно класть на колени (а не на голову себе или соседу), ею важно вовремя воспользоваться (прикладывая к уголкам рта). Зачем детям знать о правилах использования салфетки? Дошкольники часто попадают в общественные заведения такие, как ресторан или кафе (или же отправляются с родителями в гости). При этом дети, как правило, абсолютно не готовы к тому, чтобы «есть прилично на публике». При этом в 3 года малыш не вызывает у окружающих никаких негативных переживаний, а вот от пятилетнего ребенка уже ждут владения этикетом

Сценарий конкурса будет полезен педагогам дополнительного образования, учителям начальных классов; для детей младшего школьного возраста; конкурс для закрепления правил хороших манер.
«Этикет, или просто хорошие манеры»
Цель: расширить представления детей о правилах этикета, формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни.
Плакат на сцене
«Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой облик.» И. Гете.
« Вежливость – это вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.»
Пословицы.
Чего в других не любишь, того и сам не делай.
Всегда поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой.

Ход занятия

Тема нашего мероприятия «Этикет, или просто хорошие манеры». Что такое этикет? (Ответы детей)
-Этикет – совокупность правил поведения в обществе; умение вести себя в обществе; правила культурного поведения в обществе, которые нужно знать каждому. Как возникло слово «этикет»? (Ответы детей)
- На одном из пышных приемов у короля Людовика 14 гостям вручали карточки с перечислением некоторых требуемых от них правил поведения, от французского названия карточек «этикетки» и произошло слово «этикет».
Русский царь Петр I тоже часто давал балы, на которых бывали послы из других стран. Нужно было уметь себя вести, чтобы не опозориться перед иностранными гостями. Тогда-то и появилась книга о культуре поведения - «Юности честное зерцало». Петр сам принимал участие в её составлении. В книге были такие правила: «в платок громко не сморкаться и не чихать»; «перстом носа не чистить»; «не жри, как свинья, и не дуй в суп, чтобы везде брызгало»
Правил этикета очень много: есть правила поведения за столом, в гостях в театре и т.д. Какие вы знаете правила поведения?
- Здороваться.
- Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома,
Не молчите, не стесняйтесь
И немым не притворяйтесь,
Поздороваться спешите,
Громко «Здравствуйте!» скажите.
Здравствуйте! - Ты скажешь человеку.
Здравствуй, - улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
Добрый день! - тебе сказали.
Добрый день! - ответил ты.
Как две ниточки связали -
Теплоты и доброты!
-Спасибо.
За что мы говорим спасибо?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы
Кому сказали? Сколько раз?
примерные ответы детей:
- Не показывай пальцем на кого бы то ни было.
- Не перебивай говорящего.
- Не выкрикивай с места.
- Не разговаривай во время урока, иначе пропустишь самое главное.
- Следи за чистотой в классе не сори, не пиши на парте, не забывай сменную обувь.
- Почему надо соблюдать в обществе нормы этикета?
- Чтобы не доставлять людям неудобств, неприятностей, чтобы окружающим было приятно от общения с тобой.
- Существует огромное количество самых невероятных для нас правил, которые другим кажутся единственно возможными.
Ежегодно 21 ноября отмечается Всемирный день приветствий. Придумали его два брата-американца Майкл и Брайан Маккормак из штата Небраска. Случилось это в 1973 г., в самый разгар холодной войны. По их мнению, люди, приветствуя друг друга, способствуют миру и разрядке международной напряженности. Наверное, так и есть.
Сегодня более 140 стран мира участвуют в этом празднике-игре. Смысл этой игры заключается в том, чтобы в течение дня от всей души поприветствовать не менее 10 незнакомцев. Сделать это можно по-разному, как вам угодно, главное - искренность.
- Все правила этикета сводятся к одному главному принципу: «Уважай окружающих людей». А сейчас давайте разделимся на 2 команды и посоревнуемся, кто лучше знает правила этикета.
Начинаем 1 конкурс . Понадобиться 2 человека (девочка и мальчик) от каждой команды. Представьте себе ситуацию молодой человек с девушкой идут по улице, с одной стороны улицы стоят дома, а с другой -дорога, по которой идут машины. Итак, вопрос:с какой стороны должен идти молодой человек? (Со стороны дороги)
(Пары учеников изображают молодого человека и девушку. За правильный ответ – 1 балл)
Второй конкурс . Вы опоздали на урок. Как вы войдёте в класс? Выйдите за дверь и сыграйте сценку.
(Представители команд по очереди выполняют задание. Воспитатель перечисляет ошибки, которые допустили ребята. За правильный ответ – 2 балла. Правильный вариант: «Галина Николаевна, извините,пожалуйста, за опоздание. Разрешите войти!)
Третий конкурс . А сейчас мы проверим, умеете ли вы сервировать стол. Вот вам приборы. Время на сервирование стола - 1 минута.
(Около каждой тарелки нужно положить справа обеденную ложку и нож острием к тарелке, а слева – вилку (зубьями вверх). Стакан ставят перед тарелкой справа от нее. За правильный ответ – 3 балла)
- А сейчас я каждой команде буду задавать вопросы. За правильный ответ-1балл.

Викторина по этикету.

1.Что такое этикет?
Совокупность правил поведения, принятых в обществе.
2.Как переводится с французского слово «этикет»?
Слово «этикет» имеет два значения а) ярлык, этикетка
б) церемониал
3. Кто должен пройти первым: входящий в магазин или выходящий из него?
Говорят, что уступает дорогу тот, кто лучше воспитан. А вообще при выходе (не только из магазина) входящий должен пропустить выходящего.
4. Можно ли войти в магазин с собакой?
Ни в коем случае, даже если это магазин, торгующий товарами для животных. С собаками нельзя входить ни в одно общественное здание.
5. Можно ли есть в фойе или зрительном театре?
Нет. Для этого существует буфет.
6.Что можно рассматривать в бинокль?
Только сцену. Рассматривать зрительный зал и публику недопустимо.
7. Нужно ли обмениваться во время спектакля впечатлениями?
Нет. Это можно сделать во время антракта и после окончания спектакля.
8. Как идти вдоль сидящих в ряду к своему месту: лицом к ним идти или спиной?
Лицом и только лицом.
9. В какое время нужно звонить кому-либо по телефону?
С 9 до 22 ч., если вы не обговорили более раннее или позднее время звонка особо.
10.С какого слова звонящий должен начинать разговор?

Со слова «Здравствуйте!»
11. Кто перезванивает, если во время разговора телефон внезапно отключился?
Тот, кто звонил.
12.Кто первым должен заканчивать разговор по телефону?
Женщина при разговоре с мужчиной.
Старший при разговоре с младшим. При равных условиях – тот, кто звонил.
13. Как правильно произносить слова «звонишь», «звонит»?
С ударением на «и».
14. Какой стороны надо держаться, когда идешь по улице: правой или левой?
Правой.
15. Что нужно сделать, если вы случайно столкнулись с кем-нибудь?
Извиниться.
16. Где должен находиться мужчина, когда он спускается с дамой по лестнице?
На одну-две ступеньки впереди дамы.
17. А когда поднимаешься?
На одну-две ступеньки позади.
18.Можно ли заглядывать в книгу, журнал сидящего или стоящего рядом с вами в транспорте пассажира?
Нет.
19. Кто должен здороваться первым: старший по возрасту или младший?
Младший.
20. А подавать руку для рукопожатия?
Старший.
21. Мужчина первый приветствует даму. А в каких случаях первой здоровается женщина?
Если надо приветствовать мужчину, который намного старше её, руко-
водителя, группу знакомых людей.
22. При входе в транспорт, кто заходит первым и выходит первым?
Женщины, пожилые люди, дети.
23.Если к вам домой пришли друзья и вы хотите познакомить их с родителями – кого кому представлять?
Друзей родителям.
24. Сколько цветов одновременно можно сочетать в своей одежде?
Не более трех цветов.
25. Нужно ли застегивать пиджак на все пуговицы?
Нет, не надо застегивать нижнюю пуговицу на пиджаке.
26. Может ли мужчина снять пиджак и остаться в жилете?
Нет, жилет в таком случае также надо снимать.
27. Почему нельзя надевать нечищеные ботинки?
Это придает их владельцу неопрятный внешний вид.
28. Можно ли опаздывать, идя в гости?
Это недопустимо.
29. Как, сидя за столом, нужно держать вилку и нож?
Когда вы едите овощные блюда – держите вилку в правой руке, когда же мясо- вилку в левой, а нож в правой.
30. Как нужно брать хлеб: вилкой или рукой?
Только рукой.
31. Что делать с чайной ложечкой, после того как вы размешали в чашке или стакане сахар?
Вынуть и положить на блюдце. Ни в коем случае нельзя оставлять ложку в чашке или стакане и так пить чай либо другой напиток.
Предлагаю вам такую игру.
Задаю вам вопрос и даю три варианта ответа. Вы выбираете правильный и, если возможно, озвучиваете или демонстрируете.
1. Монголы при встрече спрашивают:
а) А где бабуля?
б) Как пройти в библиотеку?
в) Здоров ли ваш скот?
(Стадо для монгола-кочевника - основа его жизни. Здоровы животные - значит, хватает еды и, соответственно, все благополучно в семье. Вот и получается: пожелать здоровья четвероногому кормильцу - все равно, что пожелать здоровья самому скотоводу.)
2. Молодой американец, приветствуя приятеля:
а) Хлопает по своей правой коленке.
б) По спине приятеля.
в) По мягкому месту приятеля.
3. Папуасы при встрече произносят:
а) Дай я тебя всего обнюхаю!
б) Дай-ка я лизну тебя в щеку!
в) Вот ты мне и попался!
4. Зулусы (африканское племя) при встрече обмениваются следующими словами:
а) Я тебя вижу!
б) Я тебя не съем!
в) Куда ты провалился? 100 лет тебя не видел!
5. Тибетцы, здороваясь:
а) Снимают головной убор правой рукой, левую руку они закладывают за ухо и еще при этом высовывают язык.
б) Надувают щеки и громко хлопают в ладоши.
в) Пожимают руки сами себе.
6. Знатные особы в ХУП-ХУШ веках при встрече:
а) Закрывались веерами.
б) Обменивались визитками.
в) Раскланивались, делая реверансы и другие движения.
7. В древнем Китае китайцы приветствовали друг друга следующим образом:
а) Протягивали друг другу левые руки.
б) Протягивали друг другу правые руки.
в) Пожимали руки сами себе.
- Международная напряженность, может быть, и не очень уменьшилась, а вот хорошего настроения, точно, прибавилось.
Следующее задание: помоги литературным героям найти правильный выход из создавшейся ситуации.
«Театр уж полон…» (инсценируют дети в костюмах)
Мальвина всерьез занялась воспитанием Буратино и решила съездить с ним в музей и театр.
1. Как вы думаете, можно ли Буратино трогать руками музейные экспонаты?
а) Можно, если он уверен в прочности материала, из которого они изготовлены.
б) Нежелательно.
в) Нельзя ни в коем случае.
2. Допустимо ли шумное выражение восторга в музее, на выставке?
а) Допустимо,
б) Нежелательно. В любом случае предпочтительна сдержанность.
в) Шумное поведение допустимо везде.
3. Нужно ли Буратино слушать экскурсовода, если его рассказ ему неинтересен?
а) Нужно.
б) Не нужно.
в) Постараться дать понять экскурсоводу, что его рассказ
неинтересен,
4. Как нужно Мальвине и Буратино пройти на свои места перед сидящими зрителями?
а) Спиной к сидящим, наклоняясь вперед, чтобы не загораживать сцену.
б) Лицом к сидящим.
в) Боком к сидящим, наклоняясь вперед, чтобы не загораживать сцену.
5. Как проявить неодобрение в связи с содержанием спектакля или игрой актеров?
а) Свистеть и топать ногами.
б) Немедленно встать и покинуть зал,
в) Молчать и не аплодировать.
«Кто ходит в гости по утрам?»
1. Кролик пригласил к себе гостей на чашку чая. Сова опаздывает. Как долго следует ждать опаздывающих гостей?
а) Столько, сколько вытерпят уже пришедшие Винни-Пух и Пятачок.
б) Не более 15 мин.
в) Ждать вообще не следует, т. к. Сова должна была прийти вовремя.
2. Кролик угощает своих гостей очень вкусными блюдами. Можно ли издавать при еде какие-либо звуки?
а) «Озвученная» еда свидетельствует об удовольствии от вкусного угощения.
б) За столом следует вести себя беззвучно.
в) Издавать звуки не обязательно - достаточно громкого звона столовых приборов.
3. Пятачок случайно разбил чашку: как поступить Кролику?
а) Порадоваться, что чашка разбилась «на счастье».
б) Сделать вид, что он ничего не заметил.
в) Убрать осколки и без комментариев заменить чашку.
4. Нужно ли хвалить угощения, приготовленные заботливым Кроликом?
а) Совсем необязательно, и так очевидно, что Кролик хороший хозяин.
б) Обязательно - это дань вежливости.
в) Можно не только похвалить, но и «заказать» наиболее понравившиеся блюда, например горшочек с медом, к следующему званому вечеру.
5. Как поступить Пятачку, если ему нужно уйти из гостей пораньше?
а) Заблаговременно подготовить всех гостей к своему преждевременному уходу.
б) Попросить Кролика объявить всем об его уходе, после чего распрощаться с Тигрой, Кенгой, Крошкой Ру.
в) Уйти незаметно, попрощавшись с Кроликом.
«Мы едем, едем, едем.,.»
1. Незнайка и Синеглазка решили поехать на автобусе из Солнечного города в Цветочный. В каком порядке Незнайка и Синеглазка садятся в транспорт?
а) Сначала с помощью Незнайки садится Синеглазка, а потом ее спутник.
б) Сначала в транспорт входит Незнайка, как бы прокладывая Синеглазке дорогу, а она - за ним.
в) Если в транспорте много народу, стараются протиснуться одновременно, держась за руки, а иначе в толпе можно потерять друг друга.
2. В автобусе Коротышки заметили Знайку, увлеченно читавшего какую-то книгу. Можно ли и Незнайке с Синеглазкой читать ту же самую книгу?
а) Можно, они же не мешают ему читать!
б) Нельзя.
в) Можно, если им хорошо все видно и темп чтения у них со Знайкой совпадает.
3. Нужно ли представиться, когда уступаешь место в транспорте?
а) Желательно, потому что только в этом случае есть надежда, что тот, кому вы уступили место, вас запомнит.
б) Необязательно, так как пока вы будете представляться, ваше пустующее место может занять кто-то другой.
в) Не нужно, достаточно молча встать а предложить свое место.
4. В каком порядке Незнайка и Синеглазка выходят из транспорта?
а) Сначала выходит Синеглазка, а за ней, легонько ее подталкивая, Незнайка.
б) Сначала выходит Незнайка и, подав руку? помогает выйти Синеглазке.
в) Если в транспорте немного народу, то выходят одновременно, держась за руки, чтобы было удобнее спрыгнуть со ступеньки автобуса.
5. Находясь на улице, куда деть обертки от конфет?
а) Бросить в урну.
б) Ясли поблизости нет урны, все сложить в карман или сумку и при случае выбросить.

в) Выбросить в укромное место, чтобы мусор не попался на глаза прохожим.
- Подведем итог нашего конкурса.
- Вот и закончилась наше мероприятие. Жюри подводит итог (объявляет счёт и команду победителей). Конкурс показал, что вы знаете правила этикета. Но правила этикета надо не только знать, но и соблюдать, чтобы окружающим людям было с вами приятно. Я надеюсь, что это занятие поможет вам стать культурнее.