Консультация на тему: «Роль игры и игрушки в воспитании детей младшего дошкольного возраста

Морозова Марина Юрьевна

Работа по изготовлению самодельной куклы включает в себя большие возможности. Изготовление самодельной игрушки - труд кропотливый, увлекательный и очень приятный.

Изготовление самодельной игрушки требует от ребёнка ловких движений, действий, и если вначале неточным движением руки он нередко делает ошибку, то впоследствии, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Всё это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе.

Ручной труд способствует развитию сенсомоторики

Согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления игрушки постепенно образуется система специальных навыков и умений. В. А. Сухомлинский писал : «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Огромное влияние работа по изготовлению самодельной игрушки оказывает на :

Умственное развитие ребёнка ,на развитие его мышления . Вначале ребёнок рассматривает образец, анализирует его структуру, способы изготовления ; затем после усвоения этого процесса задания усложняются , и, наконец, ребёнок без предварительного анализа изготавливает игрушку по заданию или по собственному замыслу.

Во время такой работы создаются условия для развития не только функции речи, но и речевой регуляции поведения. Занимательность работы по изготовлению самодельных игрушек способствует развитию у детей внимания - повышает его устойчивость, формируется произвольное внимание.

Самодельные игрушки в большей мере удовлетворяют любознательность детей . В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиться более совершенных результатов.

Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления игрушки , радость общения в труде, наслаждение, испытываемые в процессе создания новой красивой игрушки, очень важны для общего развития . Сколько искренней радости, восторга приносят детям самодельные игрушки . Самодельная игрушка , изготовленная своими руками , часто становится любимой игрушкой ребёнка. Положительные эмоции являются важным стимулом воспитания трудолюбия.

Работа по изготовлению самодельной игрушки способствует развитию личности ребёнка , воспитанию его характера.

Не так - то просто смастерить игрушку : её изготовление требует определённых волевых усилий. Когда ребёнок встречается с трудностями, он пытается самостоятельно их разрешить . Под руководством педагога ребёнок учится устанавливать причины неудач, преодолевать их. Постепенно у него формируются такие качества, как настойчивость, целеустремлённость, умение доводить начатое дело до конца.

В процессе этой работы создаются положительные условия для формирования общественных мотивов труда. Каждый ребёнок получает возможность почувствовать и пережить радость от личного участия в общем деле.

В работе по изготовлению самодельной игрушки есть реальные возможности формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности. Так, при изготовлении игрушки дети встречаются с необходимостью не только анализировать образец и планировать последовательность действий, но и контролировать себя по ходу работы, соотносить свой результат с образцом.

Применяя работу по изготовлению самодельных игрушек в коррекционно - , необходимо помнить о том, что эта работа будет являться дополнением к имеющимся в общей и специальной педагогике методическим и наглядным пособиям.


Мастерство педагога и коррекция развития детей с нарушениями речи через самодельную игрушку .

Мир входит в жизнь детей постепенно . Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Немалую роль в этом играют ежедневные впечатления от общения с людьми, мировосприятие ребёнка определяется и той информацией, которую он получает по радио и телевидению. Дошкольнику не свойственна созерцательность, он стремится к активному взаимодействию с окружающей его средой. Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Но это же порождает у ребёнка и множество вопросов. Значит, мир, приоткрыв свои тайны, пробуждает любознательность у маленького человека, желание узнать больше.

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит игра.

Игра и игрушка не отделимы друг от друга. Игрушка позволяет вызывать к жизни игру, а игра иной раз требует для себя новую игрушку. Большая часть игрушек - это так называемые образные игрушки. Это не точные копии, не уменьшенные модели людей, животных, различных предметов, а созданные профессиональными художниками или народными умельцами произведения, отражающие условно яркие, обобщённые образы реальной действительности или сказочные фантастические образы.

Среди образных игрушек главная - кукла . Она призвана выполнять в играх детей функции человека . Куклы чаще всего изображают детей разных возрастов . Одежда кукол может быть самой различной - детской , профессиональной, национальной. Различны и выражения их лиц, на них как бы отражаются те чувства, состояния, которые присущи детям. Но современный ребёнок должен знать и иметь народную куклу , и у педагогов есть замечательная возможность помочь ему в этом. Участие в игре взрослого позволяют подобрать сюжет и способы действия с народной куклой , а подготовительно - ознакомительный этап или продуктивная игровая деятельность, в процессе которой ребёнок сам может изготовить куклу , повышает интерес к ней. Если делать кукол вместе с детьми, то их увлекает сам процесс «рождения» куклы . При этом кукла обязательно должна быть «правильной» , т. е. иметь своё лицо, пусть даже нарисованное фломастером.

Методика проведения занятия с детьми по знакомству с народными куклами предполагает обязательный рассказ детям о том, что означает каждая кукла , почему её так называют и когда в неё играют. Рассказ о куклах сопровождается разговором с детьми, в процессе которого они должны не только пассивно знакомиться с куклами , но и заинтересоваться ими. Это происходит, когда воспитатель начинает привлекать дошкольников к их изготовлению , превращению кусочков ткани, шерстяных ниток в какой - то объект, который дети сами могут сотворить и потом играть в него.

Конечно, самодельная кукла не может и не должна заменять ребёнку фабричную, но игра с ней и участие в её создании позволяет развивать у него творческие начала, воображение, фантазию и в то же время узнавать о традициях и культуре своего народа. Детей необходимо знакомить с народной игрушкой, разыгрывать с детьми сказки, учить их на занятиях делать игрушку самостоятельно , рассказывать им её историю.


В коррекционно - развивающем и образовательном процессах с детьми с нарушениями в развитии речи , изготовление самодельной игрушки играет важную роль.

Педагогу в своей работе необходимо учитывать особенности развития таких детей . Неполноценная речевая деятельность (речь аграмматична, недостаточно фонетически оформлена, малоразборчива и т. д) накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной, познавательной и эмоционально - волевой сфер ребёнка, отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения, снижена вербальная память на фоне относительно сохранённых логической и смысловой. Сложные инструкции по выполнению заданий, элементы и последовательность их выполнения такие дети воспринимают с большим трудом или быстро забывают (нарушены психические процессы : мышление, память, внимание, воображение).

Речь детей не всегда в должной степени обеспечивает коммуникативную функцию, а в ряде случаев без целенаправленного педагогического воздействия не становится достаточно полноценным регулятором поведения. Из - за особенностей словесно - логического мышления дети не могут самостоятельно овладеть навыками анализа и синтеза, сравнения и обобщения. У детей с задержкой речевого развития отмечается отставание в развитии двигательной сферы , выраженной в нарушении координации, снижении скорости и ловкости движений, а также недостаточная скоординированность движений пальцев, кистей рук, недоразвитие мелкой моторики .

Эти особенности развития детей с нарушениями речи , сказываются на развитии учебной , игровой, изобразительной, конструктивной деятельностях. Работа с такими детьми требует особо квалифицированного руководства со стороны педагога.


Мастерство педагога должно проявляться в стремлении и умении строить всю работу с детьми с учётом их особенностей в развитии . Педагогу необходимо чётко знать и учитывать в коррекционно - развивающем и образовательном процессах следующее :

Что необходимо развивать у детей ?:

- развитие интеллектуальных способностей (логическое мышление,

образное мышление, внимание, память тактильную и зрительную,

творческое воображение, фантазию и пр.)

- развитие речи ;

- развитие координации движений;

- развитие мелкой моторики ;

Умение конструировать;

Умение анализировать;

Умение владеть эмоциями;

- развитие коммуникативных качеств;

Умение позитивно относиться к другим, невзирая на их отличия от себя

самого и др .

С помощью чего педагог будет развивать эти способности ?:

Через комплексное развитие ;

С помощью основных и дополнительных занятий;

С помощью занятий дома с родителями;

С помощью использования интеллектуальных и развивающих игр и игрушек ;

Через сказки, беседы, прогулки.

Для чего необходимо развивать эти способности ?:

Для исправления нарушений в развитии речи ;

Для заложения основ интеллектуально-творческого развития ;

Для подготовки к школе;

Для того, чтобы ребёнок мог творчески подойти к любому делу.

Что требуется от ребёнка во время занятий?:

Желание заниматься;

Настроение.

Когда ребёнок испытывает радость от занятия?:

Когда ему интересно, когда у него что - то получается;

Когда его понимают, когда его принимают таким, каков он есть.

Что требуется от педагога во время занятия и в повседневном общении с ребёнком?:

Умение принять ребёнка таким, каков он есть;

Умение принять и понять любой ответ, предложение, решение ребёнка;

Умение почувствовать ребёнка с начала занятия (или раньше) ;

Терпение;

Умение подчеркнуть неповторимость, индивидуальность каждого ребёнка;

Умение не сравнивать одного ребёнка с другим;

Умение импровизировать; артистизм и творчество.

Роль игрушки в воспитании детей.

С.И.Хакимова

Муниципальное автономное

дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 405 комбинированного вида»

«Пусть ребенок узнает пока немного, но чтобы в этом немногом для него открылась красота нравственных ценностей» В.А.Сухомлинский

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».

Во все времена дети играли в игры. Даже взрослым необходима игра, хотя не все готовы в этом признаться. Что же стоит за игрой, в чем ее смысл и притягательность?

Игра - деятельность непродуктивная, ее целью является сам игровой процесс. Но какой бы ни была игра и ее правила, она остается не только развлечением или физической тренировкой, но и средством психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. Без игры немыслимо формирование человека как полноценной личности. Вне зависимости от типа культуры игра остается одним из важнейших видов деятельности личности, второй реальностью, включаясь в которую ребенок осваивает социокультурный опыт предшествующих поколений, осваивая нормы и ценности культуры этноса. Культура это совокупный (родовой) творческий опыт, и она (культура) не может быть прямо и однозначно передана ребенку. Во многом культурные традиции ребенок впитывает в процессе игры.

Игрушка является неотъемлемым атрибутом игры, и ее не случайно называют «зеркалом культуры». Как часть детской игровой реальности, она представляет собой незаменимое средство инкультурации – процесса освоения человеком черт и содержания культуры своего общества, менталитета, культурных образцов и стереотипов в поведении и мышлении. Как пишет В.В. Абраменкова, игрушка для ребенка не просто забава, а духовное орудие, с помощью которого он осваивает огромный и сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины.

«Охоты властвовать примета,

С послушной куклою дитя

Приготовляется шутя

К приличию – закону света,

И важно повторяет ей

Уроки маменьки своей».

Пишет А.С.Пушкин в «Евгении Онегине».

Вряд ли мы задумываемся, кто и когда слепил первый снежок, придумал кататься с горки на санках, сделал первую куклу. Но первые из известных кукол – египетские. Они имели подвижные суставы, настоящие волосы, тщательно выточенные конечности. Огромное разнообразие кукол было и в античном мире: здесь и глиняные животные (птицы, черепахи, лягушки, зайцы, змеи, обезьяны). Греческие дети забавлялись и троянским конем, начиненным солдатами и офицерами. Греческие и римские куклы делались частью из воска, частью из глины. В русских игрушках западных коллекционеров завораживает их экзотичность и разнообразие материалов, не привычных для Европы. «У русских есть своеобразный только им свойственный талант изготовления фигурок и игрушек из самых никчемных в мире материалов: соломы, стружек, льда, теста, они из всего извлекают выгоду» (Р. Сирс).

В перечень критериев оценки игрушки исследователями, помимо медицинских, экологических, эстетических и др., включаются и такие критерии, как креативность и культуросообразность. Это означает, что игрушка должна соответствовать культурным архетипам той страны, где проживает ребенок. А это под силу только национальной игрушке, отражающей значение и состояние древней и современной культуры той или иной нации. Мир игрушки емко и сложно впитывает в себя национальный характер, народные физиономии и глубинные характеристики духовного опыта. В.А. Соловьев пишет: «Русская народная игрушка на протяжении веков надежно обеспечивала передачу от поколения к поколению некой самой основной и сжатой до оптимального минимума суммы этико-эстетического опыта. Она служила своего рода культурным генетическим кодом, образующим сердцевину национального менталитета и обеспечивала его устойчивость».

Кони-свистульки были связаны с календарными праздниками начала полевых работ. Петушок считался сакральной птицей отгоняющей злых духов. Вспомните петушка из русской сказки «Лиса и заяц». Куклы также наделялись множеством символических значений. Куколка в русской сказке «Василиса Премудрая» - это куколка-оберег.

В. Беньямин собрал коллекцию игрушек, покупая их у уличных торговцев. «Игрушка это и есть то самое важное, то можно сказать, что из всех европейцев одни лишь немцы да русские наделены гением игрушки». Но если немецкая игрушка давно была «поставлена на поток, офабричена», то русская игрушка гораздо дольше сохраняла индивидуальность и неповторимость, тепло рук и души мастера-изготовителя. В этом огромная разница между современными игрушками и народными. Барби типична, она лишена индивидуальности и есть у каждой девочки. Барби существует только в окружении своих вещей, и чем их больше, тем лучше. Такие куклы формируют менталитет обывателя-потребителя, притупляют вкус к разнообразию и фантазии, и не приучают детей к труду и рукоделию.

В настоящее время в Александровском дворце осуществляется проект воссоздания коллекции игрушек детей императора Николая II под руководством С.Пчельниковой. Куклы великих княжон были в основном фарфоровые немецкого производства. К ним прилагалось полное приданное, и служили такие куклы больше как предмет роскоши, а не для забавы. Младшие девочки разглядывали кукол, часто не решаясь к ним прикоснуться!, такие они были красивые. Но ситуацию мудро исправляла их мать Александра Федоровна. Императрица приучала дочерей шить и вязать одежду для кукол, внося в игру необходимые элементы творчества и привычки к труду.

Великолепна коллекция игрушек миллионеров Онассисов, но такие игрушки не оставляют места развитию воображения ребенка - каждая мелочь уже продумана за него. Остается только пожалеть маленького обладателя кукольного богатства.

Психологи подчеркивают, что недостаточный уровень развития образных представлений вызывает трудности при дальнейшем обучении в школе и не только в начальных классах.

В то же время каждая народная игрушка – это целая история. «Этот волк, знать, добрый был, я его нарядно крашу. А этот волк – черный. Он овечку ухватил. На плечо закинул и потащил в лес. Я его прежде черным замарала, да на спине звезды навела: ночью ведь прибегал разбойник», рассказывает народная умелица в процессе изготовления игрушки.

Конечно, мы не предлагаем заменить у современных детей фабричные игрушки на народные и самодельные. Народные игрушки являются скорее сувенирами, т.к. не соответствуют таким критериям психолого-педагогической экспертизы как прочность и долговечность. С такими игрушками ребенок не может купаться, их, как правило, нельзя вымыть, если они запачкались, они легко ломаются, а кукол нельзя переодеть в другую одежду. Но такие игрушки обязательно должны присутствовать при воспитании ребенка.

В современной психологии давно известно понятие «куклотерапия». В 1940 году американец Я.Л.Морено основал Институт социометрии и психодрамы, где воспроизводил с пациентами в игровой форме наиболее травматичные для них ситуации. В 1990 г. И.Я.Медведева и Т.Л. Шишова использовали аналогичную методику для детей с участием кукол. Сегодня куклами лечат заикание, повышают саморегуляцию и эмоциональную устойчивость ребенка, корректируют отношения ребенок – родитель.

В школе мы на уроках технологии изготавливаем куклы, мягкие игрушки. Дети шьют их с удовольствием. Во время работы дети погружаются в сказочный мир, забывают об обидах и проблемах. Ценят игрушки, сделанные своими руками больше, чем купленные в магазине.

Литература

    Абраменкова В.В. Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба?: Современный ребенок в «игровой цивилизации». – М.: Данилов Благовестник, 1999.

    Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. – М.: Наука, 1999.

    Баткин Л.М. Культура всегда накануне себя // Красная книга культуры /Сост. В. Рабинович. – М.: Искусство, 1989.

    Белобрыкина О.А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста. – Новосибирск: ГЦРО, 2000.

    Белобрыкина О.А. Значение символа в социокультурном самоопределении человека /Человек: траектории понимания. Сборник статей МНК. – Новосибирск: Новосиб. кн. изд-во, 2002.

    Библер В.С. Школа диалога культур. – Кемерово, 1992.

    Винникотт Д. Игра и реальность. – М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2002.

    Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1966, №6.

    Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. – М.-Воронеж.: МОДЭК, 1996.

    Голан А. Миф и символ. – Иерусалим: Тарбут, – М.: Русслит, 1994.

    Запорожец А.В. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1991.

    Зворыгина Е. Формирование побуждений к игре // Дошкольное воспитание. – 1988, №2.

    Козловский В.П. Культурный смысл: генезис и функции. – Киев: Наукова думка, 1990.

    Кравцова Е.Е. Кравцова Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста // Вопросы психологии. – 1996, №6.

    Листик Е.М. Развитие способности к распознаванию эмоций в старшем дошкольном возрасте: Автореф. дис. канд. психол. наук. – М.: МПГУ, 2003.

    Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. – М.: МГУ, 1982.

    Лотман Ю.М. Статьи о семиотике и типологии культуры // Избр. Статьи. В 3 томах. Т. 1. – Таллин: «Александра», 1992.

    Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. – М.: Прогресс, 1996.

    Макарова Е.Г. Преодолеть страх, или Искусствотерапия. – М.: Школа-Пресс, 1996.

    Миллер С. Психология игры. – СПб.: Университетская книга, 1999.

    Мотяшов И. Культура игры и детская литература // Дошкольное воспитание. – 1985, №6.

    Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Вопросы психологии. – 1988, №2.

    Наговицын А.Е. Символика и образ народной игрушки psytoys/p429.html? frontsession

    Нестерова С.Б. Влияние гендерной игрушки на эмоциональное развитие ребенка в дошкольном возрасте. Дипломная работа. – Новосибирск НГПУ ФП – 2004.

    Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб.: Питер, 2000.

    Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. – СПб.: Питер, 2003.

    Рубцов Н.Н. Символ в искусстве и жизни. – М.: Наука, 1991.

    Смирнова Е.О. Коза, которая поет //wsyachina.narod/psychology.

    Тендрякова М. Время в зеркале детской игры // Педология /Новый век. – 2000. №6.

    Тресиддер Дж. Словарь символов /Пер. с англ. С. Палько. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.

    Филипповская О. Игры и игрушки // Школьный психолог. – 1999, №36.

    Фромм Э. Человек для себя. – Минск: «Харвест», 2003.

    Шамшикова О.А., Белобрыкина О.А. Дихотомия социокультурного развития ребенка в условиях двойных стандартов повседневности / В сб.: Ребенок в нормативном пространстве культуры. – М.: Институт дошкольного образования и семейного воспитания РАО – Бирск: БирГПИ, 2004.

    Шамшикова О.А., Белобрыкина О.А. К вопросу построения психологического пространства «ребенок – игрушка» // Философия образования. – 2004, №3 (11).

    Эльконин Б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития // Вопросы психологии. – 1992, №3–4.

    Юнг К.Г. Человек и его символы. – М.: Серебряные нити, 1998.

    Эльконинова Л.И., Антонова М.В. Специфика игры с куклой Барби у детей дошкольного возраста // Психологическая наука и образование. – 2002,

Введение.

1. Что такое игрушка? История игрушки.

2. Значение игрушки в психическом развитии ребенка дошкольного возраста.

3. Основные психолого-педагогические требования к игрушке.

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение

Из множества вещей, окружающих ребенка, для него важнее всего игрушка. Именно в ней отражаются впечатления о мире, имеющие большое влияние на дальнейшую жизнь ребенка, его характер.

Игрушка – одно из важных средств воспитания и обучения. Она должна развивать познавательные способности, воображение; помогать освоиться в мире взрослых; формировать у ребенка любовь к труду, любознательность, наблюдательность, воспитывать художественный вкус ребенка, побуждать его к творчеству.

У игрушки много сторон – педагогическая, эстетическая, нравственная, производственная, экономическая, культурная, социальная, психологическая и т.д. Все это разные стороны таких, казалось бы, простых предметов, но так ли просты они? Во многом ко всему, что касается детства, у нас, взрослых отношение часто несерьёзное. Взрослые, может быть, и не задумываются какие игрушки они покупают, какие дарят детям, какие игрушки приносят в детский сад.

Для ребёнка игрушка – неотъемлемая часть его жизни и поэтому требует к себе самого серьезного внимания!

Цель исследования – показать значение игрушки в психическом развитии ребенка.

Задачи исследования:

Определить понятие игрушки, осветить ее историю;

Охарактеризовать значение игрушки в психическом развитии ребенка дошкольного возраста;

Описать основные психолого-педагогические требования к игрушке.

Методы исследования – анализ научно-теоретической литературы по проблеме исследования, сравнительный анализ, синтез результатов исследования.


1. Что такое игрушка? История игрушки

Игрушки - специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых. Главной особенностью игрушки является то, что в ней в обобщенном виде представлены типичные черты, свойства предмета.

Игрушка, по образному выражению А. С. Макаренко, - «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности. К. Д. Ушинский одним из первых обратил внимание на то, что игрушка - это своеобразная школа воспитания чувств ребенка. Новая игрушка не сразу завоевывает сердце ребенка. Все зависит от тех игр, жизненных ситуаций, в которые малыш включит ее в качестве партнера. Любимые игрушки учат ребенка доброте, сопереживанию .

Смысл народной игрушки - развить, занять, повеселить, порадовать ребенка. Первые игрушки вешали над зыбкой. Это были колокольчики, подвески с шумом, пестрые лоскуты, трещотки.

На ранних этапах первобытнообщинного строя игрушки отсутствовали. Это было связанно с примитивными средствами и формами труда, которые позволяли детям принимать участие в несложной работе взрослых: собирать пригодные для еды растения, корни, ловить рыбу, охотиться на мелких зверей и птиц, заниматься земледелием. С переходом к более высоким формам производства, разделением труда изменился и характер участия детей в разных его видах. Встала задача, как можно раньше научить детей владеть сложными орудиями труда, чтобы приобщить их к более важным видам деятельности. Для этого создавалась уменьшенная копия орудия труда. С их помощью дети упражнялись в условиях, приближённых к реальной жизни. Но уменьшенные копии не могли выполнять функции по назначению в полном объёме. Именно в этот период и стали появляться игрушки.

Игрушка только внешне отражала предметы быта. На протяжении тысячелетий игрушка менялась. Изменение прежде всего касалось производства: от кустарной к промышленной. Развитие науки и техники влияет на технологию создания игрушек. Появлялись более сложные орудия труда, техника, краски и материалы. Под влиянием господствующей идеологии изменялось содержание образов (в начале века – куклы барыни, служанки, монахи, ангелы, городовые, цари; позже – мальчиши – кибальчиши, куклы – красноармейцы, пионеры). Под влиянием социальной политики общества и научно – технического прогресса меняется ассортимент игрушек и их качество. Об этом свидетельствует появление в наше время компьютерных игрушек, игрушек на космическую тематику, куклы Барби. На протяжении столетий менялись функции игрушек (когда-то для отпугивания злых духов, как защитники рода, символ благополучия и урожайности) .

XVI-XVII вв. В этот период получили развитие народная деревянная и гончарная игрушки.

Промышленное производство игрушек началось в немецком городе Нюрнберге в XIX в. Здесь в 1880 г. стали применять штамповку при изготовлении игрушек, что дало возможность выпускать массовую дешевую продукцию.

Со времен Ф. Фребеля большое внимание стали уделять строительным материалам для детских игр. Их выпускалось очень много - разнообразных размеров, конструкций. В 1901 г. в Великобритании создали первый металлический конструктор.

Вообще, игрушкой может стать все что угодно. Свойство быть игрушкой не привязано жёстко к внешне материальным признакам того или иного предмета. Его попадание в класс «игрушек» обусловлено отношением к нему играющего человека. Именно человек превращает предмет в истинную игрушку в процессе игры с ним.

Роль истинной игрушки может получить любой предмет, если он:

Привлекателен – вызывает желание общаться с предметом, смотреть на него манипулировать им;

Доступен для овладения – определяется возможностями играющего встроить этот объект в своё жизненное пространство;

Не воспринимается в данный момент как «серьезная вещь» - то есть на него не распространяется общепринятые правила обращения с «серьёзными» предметами.

Удовлетворяет возрастные потребности развития ребёнка;

Способен стать символическим объектом для личностных проекций - когда возможен перенос своих переживаний, чувств, мыслей и поступков на свою игрушку как осознанно, так и на подсознательном уровне .

Слово «игрушка» - для многих служит синонимом безделушки, забавы. В то время как это особый предмет, имеющий огромную власть, обладающий способностью обучать. И от того как мы относимся к выбору игрушек для своего ребёнка, умеем ли правильно организовать игру, направить его действия, развернуть сюжет зависит будущее наших детей.

2. Значение игрушки в психическом развитии ребенка дошкольного возраста

Значение игр и игрушек для развития ребенка в дошкольном возрасте часто недооценивается даже педагогами. Большинство родителей не понимают, насколько важны правильно подобранные игрушки для формирования личности ребенка.

Как и в какие игры должен играть ребенок? Информацию об этом родители получают в основном из рекламы, которая отражает интересы фирм-производителей, далеко не всегда совпадающие с интересами ребенка.

Отсутствие общей и правовой культуры в формировании игровой среды ребенка в России приводит к агрессивному наступлению на наш рынок игровой продукции как с Запада, так и с Востока .

В дошкольном возрасте есть сензитивные периоды развития способностей ребенка, когда правильный подбор развивающих игр и игра в них с ребенком определяют очень многое. Вместо учета особенностей психофизического развития детей, особенно дошкольников, развитие рынка игрушек происходит по привнесенным извне тенденциям. Выделим две из них.

Дешевизна в сочетании с крикливой яркостью и шумностью - визитная карточка игрушечных фирм из Юго-Восточной Азии. Гораздо более дорогие натуралистичные модели людей, животных, машин, самолетов, героев мультфильмов и кинофильмов (всего, что окружает в повседневной жизни) - продукция западных фирм. Современные западные игрушки все чаще и дальше уходят от детской игры в сторону потребительства и механического использования заложенных производителем операций. Ребенку кажется, что он манипулирует игрушкой, а на самом деле сама игрушка навязывает ему определенные действия, вырабатывая эмоциональную зависимость маленького человека от электронного устройства.

Главные качества детской игрушки: свобода действий, эмоциональная насыщенность, творческая активность, изобретательность - при этом совершенно не требуются и не развиваются.

Очевидность проблемы ясно выражена и актуальность поиска решения данного вопроса бесспорна. Стоит ли задуматься, как и чем играют наши дети и попытаться разобраться в данном вопросе – решать Вам.

Игрушка является неизменным спутником ребенка с первых дней его появления на свет. Это не только радость и забава, призванная увлекать кроху, но и великолепный воспитатель, подготавливающий ребенка к жизни в обществе и выступающий в качестве средства его психического развития .

Первыми игрушками, которые входят в жизнь новорожденного, являются погремушки. Происходит это прежде всего потому, что на первом месяце жизни у крохи формируются слуховые реакции. Родители привлекают внимание малыша разговором, мимикой и поглаживаниями, а погремушка способна поддерживать непроизвольное внимание малыша. В процессе игры погремушка в руках родителей становится привлекательной и сама по себе. А к пяти месяцам, когда у ребенка сформируется зрительно-двигательная координация и разовьется реакция хватания, он с удовольствием берет и трясет погремушку, вслушиваясь в звуки и сосредотачивая взгляд на игрушке. В итоге таких манипуляций к концу года жизни в мозге ребенка устанавливаются первые причинно-следственные связи – если потрясти погремушку, она создаст звук.

Музыкальные игрушки привлекают внимание малыша на протяжении всего дошкольного периода. Он с радостью играет с детскими гармошками, барабанами и колокольчиками, причем, ребенка привлекают уже не звуки как таковые, а различные мелодии, которые он пытается извлекать, а затем и включает их в свои сюжетно-ролевые игры. Малыш подстраивает свои движения под музыкальный ритм, совершенствуя тем самым свой музыкальный слух и чувство ритма.

На втором году жизни малыш знакомится с дидактическими игрушками. Они созданы по принципу автодидактизма, а значит, заключают в себе способ использования. Это примитивные сборные и разборные игрушки, предметы для нанизывания. Задача взрослых показать крохе способ их действия и объяснить, как можно получить результат. Зачастую, это сборка различных фрагментов игрушки в соответствии с величиной, формой и цветом. Малыш осваивает сенсорные эталоны и учится самостоятельности, пробуя своими усилиями достичь результата. Регулярно играя с игрушкой действия малыша приобретают целенаправленность и результативность .

Для развития ребенку дошкольного возраста необходимы и образные игрушки, которые участвуют в психическом развитии малыша. Они дают ребенку положительные эмоции и приятные переживания. К ним относятся любимые всеми машинки и солдатики и куклы. Такие игрушки позволяют крохам включаться в разнообразные виды игр: строительные, сюжетные, режиссерские или дидактические. Показательна в этом случае игра с куклой.

Играя с куклой ребенок наделяет ее мыслями и чувствами. Игрушка в его руках оживает и выполняет все, что он хочет. Сам же ребенок постоянно заботится о кукле, воспитывает, кормит укладывает спать и передает ей знания, то есть выполняет все те функции, которые выполняет взрослый человек по отношению к своему ребенку. В процессе игры малыш оценивает поведение куклы, передает ей свой нравственный и эмоциональный опыт, осознавая и закрепляя его тем самым. С игрушкой ребенок имеет возможность смоделировать и проиграть все формы поведения. Именно в этом игровом процессе и складываются моральные оценки, появляется нравственная и эмоциональная идентификация, развивается гамма эмоциональных переживаний, а значит, у ребенка формируются нравственные качества.

Образные игрушки помогают усвоению половой роли, ведь на третьем году жизни мальчишкам становятся более интересны солдатики, пистолеты и машинки, а девочкам – куклы. Однако как тем, так и другим нравятся мягкие пушистые игрушки. Особенно ребятишки любят мягких мишек, котиков и собачек, ведь они так похожи на настоящих четвероногих друзей. Эти игрушки малыши обнимают, ласкают и даже спят с ними в обнимку, и создается впечатление, что игрушка отвечает ребенку своей привязанностью.

Примерно в этот период, в районе 3-х лет, у ребенка проявляется интерес к игрушкам-орудиям. Это ведерки, лопатки, формочки и прочие предметы, являющиеся уменьшенными копиями орудий труда взрослого человека, с помощью которых у малыша развиваются предметные действия. Он учится насыпать лопаткой песок в ведерко, строить различные формочки из песка, развивая и закрепляя тем самым понимание трудовой деятельности.

Более сложные технические игрушки, такие как самолеты, танки, луноходы и машины открывают перед крохой мир техники. Такие игрушки способствуют пробуждению интереса к тому, как движется игрушка, что у нее находится внутри, почему крутится колесо и т.д. Это отличная стимуляция технического мышления, а кроме того, малыш обретает представление о деятельности взрослых .

Театрализованные игрушки, как на ниточках так и куклы-бибабо, то есть надеваемые на руку, подходят для того, чтобы ребенок мог участвовать в спектакле, обыгрывать действия конкретного персонажа по разученной роли или импровизировать по ходу представления. Особенно нравится детишкам играть с игрушками созданными по образу персонажей известных и любимых всеми сказок. Играя с ними у малыша формируется правильная речь, мимика и пантомимика, а также театрально-речевые способности.

Подрастая, ребенок начинает тянуться к спортивно моторным игрушкам. Он стремится научиться кататься на велосипеде, роликах и лыжах, с удовольствием играет в мяч и берет в руки ракетку для бадминтона, что помогает формированию его основных движений, учит ориентироваться в пространстве, и развивает такие волевые качества как смелость, организованность, выдержку и инициативность.

К особой группе стоит отнести игрушки-самоделки, ведь их ребенок создает сам, с определенной игровой целью. Это помогает малышам развивать фантазию, учит доводить начатое до конца, позволяет познавать свойства материала и даже формирует общественные мотивы в поведении ребенка. Например, ребенок может сделать подарок для мамочки. К тому же такие игрушки являются и способом самовыражения, ведь ребенок невероятно гордится своим творением. А так как эти игрушки многофункциональны, они особенно интересны малышам .

Родители должны понимать, что для ребенка важно не количество игрушек, а их разнообразие, соответствующее возрасту малыша. Задачей же родителей является знакомство ребенка с игрушкой и обучение обращению с ней.


3. Основные психолого-педагогические требования к игрушке.

Игрушка приносит максимальную пользу, если она культуросообразна и способствует принятым в обществе нормам и духовно-нравственным ценностям .

Игрушка вредна, если она:

Провоцирует ребёнка на агрессию и жестокость;

Вызывает страх или тревогу;

Имеет грубый натурализм;

Унижает человеческое достоинство;

Вызывает психологическую зависимость в ущерб полноценному развитию ребенка;

Искажает восприятие окружающей действительности.

Игрушка полезна, если она:

Безопасна;

Привлекательна;

Эстетична;

Соответствует возрастным возможностям ребёнка;

Полифункциональна (предоставляет возможность для развития способностей ребенка: физических, духовных, нравственных и т.д.);

Выполнена из экологически чистых материалов;

Упакована.

Заключение.

Игрушка, как специальный предмет игры, как одно из проявлений культуры появилась в ходе исторического развития общества.

Игрушка, несмотря на свои высокие дидактические свойства и художественно – образные достоинства, сама по себе, без активного участия взрослого, не может воспитывать ребенка. Благодаря воспитанию, в частности средствами игрушек, у ребенка формируются способы действий с предметами, знание назначения этих предметов. Игрушка в этом процессе приобретает огромное педагогическое значение.

Игрушки являются неотъемлемой частью в умственном, физическом и эстетическом развитии ребёнка. Исходя из истории создания игрушек, мы понимаем, что они не возникли неожиданно. Игрушки создавались в ходе целого исторического развития, отражая быт и атмосферу того времени, в котором создавались. Так – же исходя из того, что дети – это самое главное и дорогое, что есть в нашей жизни очень хотелось бы, чтоб производители игрушек как можно качественнее относились к своей работе, ценя ту радость, что они несут детям. И чтоб они обращали внимание не только на внешность и цвет игрушки, но и на безопасность и положительное влияние игрушки на ребёнка. Потому что на втором месте после родителей у ребёнка всё-таки стоят игрушки. И с них дети тоже берут пример.

8. Осорина, М. Психологическая концепция игрушки: какой предмет может стать игрушкой? / М. Осорина // Детсад со всех сторон. - 2004. - № 7-8. - С. 2.

9. Решетникова, О. Играют все! : психологические концепции игрушки и проблемы экспертизы игрушек / О. Решетникова // Школьный психолог: методическая газета для учителей. - 2003. - № 37-38. - С. 14.

Игрушка - неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтобы подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Игрушка выступает для ребенка как предмет забавы, развлечения, радости, и в то же время она - важнейшее средство психического развития дошкольника.

С первых дней жизни ребенок знакомится с игрушкой. Самые первые игрушки малышей - погремушки. Взрослый показывает их ребенку, привлекает к ним внимание, старается вызывать интерес. Действия с погремушкой обычно подкрепляются словами, мимикой родителей, которые разговаривают с малышом, называют его ласково по имени, улыбаются. Так с помощью погремушки взрослый общается с младенцем.

Яркость, озвученность, блеск погремушек поддерживают непроизвольное внимание малыша. Он рассматривает их, улыбается человеку, в руках которого находится игрушка, а затем погремушка становится привлекательной сама по себе, как предмет, с которым можно действовать. На пятом месяце жизни у малыша развивается реакция хватания, формируется зрительно-двигательная координация, и младенец начинает совершать с погремушкой неспецифические манипуляции: размахивает, трясет, бросает. Ребенок прислушивается к звуку, сосредоточивает взгляд на игрушке. Очень важно создать благоприятный эмоциональный фон, помочь ребенку сосредоточить внимание на игрушке, познакомить его с игрушками, разными по цвету и форме.

К концу первого года жизни младенец, действуя с погремушками, устанавливает первые причинно-следственные связи: теперь он понимает, что если игрушку потрясти, то услышишь звук.

Озвученные музыкальные игрушки привлекают ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Он с удовольствием играет с колокольчиками, погремушками, барабанами, детскими гармошками. По мере взросления игровые действия с такими игрушками усложняются. Дошкольника уже привлекают не звуки сами по себе, он стремится извлечь какую-нибудь мелодию, включает «музыкальное сопровождение» в сюжетно-ролевые игры. Ребенок подчиняет ритму свои движения, у него совершенствуется музыкальный слух, чувство ритма.

С дидактическими игрушками взрослый знакомит малыша на первом году жизни. Эти игрушки специально сконструированы в обучающих целях и построены по принципу автодидактизма, то есть заключают в себе способ их использования. К дидактическим относятся сборно-разборные игрушки, бирюльки, предметы для нанизывания. Именно взрослый открывает для малыша способ действия с дидактическими игрушками, показывает, как можно получить результат. Обычно это приведение частей и деталей в соответствие по признакам цвета, величины, формы и т. д. Поэтому особое значение использование дидактических игрушек имеет в раннем детстве, так как именно предметная деятельность в этом возрасте является ведущей. В играх с такими игрушками ребенок не только совершенствует умение действовать, но и осваивает сенсорные эталоны. В действиях с дидактическими игрушками создаются условия для проявления самостоятельности малыша, осознания им результатов своих усилий. Действия ребенка приобретают результативность и целенаправленность. Яркость, гармония цвета и формы игрушек вызывают у малыша эстетические переживания.

В течение всего периода дошкольного детства ребенку необходимы образные игрушки, но в разные возрастные периоды они выполняют различные функции в психическом развитии малыша. У младенца вызывают приятные переживания и положительные эмоции. В раннем дошкольном возрасте включаются в разнообразные виды игр: сюжетно- ролевые, строительные, дидактические, режиссерские, драматизации. Образные игрушки расширяют сферу применения игровых действий, помогают развивать сюжет, создавать игровые ситуации.

Образные игрушки способствуют усвоению половой роли, что сказывается в выборе игрушек и действиях с ними. Однако и девочкам, и мальчикам нравятся куклы и пушистые зверюшки, они совершают с ними различные действия.

Игры с образными игрушками помогают малышу защититься от отрицательных переживаний, снять эмоциональное напряжение, компенсировать недостаток любви и сочувствия со стороны взрослых и сверстников.

Не случайно именно образные игрушки чаще всего становятся любимыми друзьями. Ведь кукла похожа на человека. А мягкие игрушки вызывают нежное отношение, ребенок обнимает, гладит их, и ему кажется, что игрушка тоже отвечает ему привязанностью.

Игрушки-орудия (лопатки, формочки, ведерки и прочее) - это уменьшенные копии орудий труда взрослых. В раннем детстве с их помощью у детей развивают предметные действия, включают их в игры с природным материалом, например, малыш насыпает лопаткой в ведерко песок, высыпает и снова насыпает. В дошкольном детстве игрушки-орудия используются в других видах игр, например в строительных, а также в трудовой
деятельности.

Технические игрушки (машины, самолеты, луноходы) открывают для ребенка область техники и знакомят с ее использованием. Они подталкивают его к экспериментированию, пробуждают познавательные вопросы (почему крутятся колеса?) стимулируют развитие технического мышления, формируют представление о профессиональной деятельности взрослых.

Театрализованные игрушки используются при постановке спектаклей, в развлечениях. Дети наделяют их теми или иными чертами в соответствии с их внешним видом. Часто театрализованные игрушки представляют любимых персонажей сказок. Они вызывают у детей желание вспомнить и проиграть их содержание. Выполнение роли с помощью такой игрушки формирует у дошкольника выразительность речи, мимики, пантомимики, стимулирует развитие театрально-речевых способностей.

Спортивно-моторные игрушки способствуют не только формированию основных движений, но и развитию пространственных ориентировок, свойств внимания, таких волевых качеств, как организованность, смелость, выдержка, инициативность.

Особую группу составляют игрушки-самоделки, поскольку создаются самим ребенком с заранее определенной игровой целью. Изготовление таких игрушек формирует у дошкольника умение создавать и воплощать замысел, стимулирует творчество, позволяет познавать свойства материала, формирует общественные мотивы поведения, например, сделать подарок маме или помочь малышам. Игрушки-самоделки - это своеобразный способ самовыражения и предмет гордости. Самодельные игрушки нередко отличаются многофункциональностью, поэтому особенно интересны малышу.

Игрушки-забавы вызывают у детей любопытство, радость, положительные эмоции. Они поддерживают бодрое настроение, развивают чувство юмора и любознательность. Они побуждают детей к изучению их устройства, принципа действия, а также создают зону совместных со взрослым переживаний.

Подчеркнем, что для ребенка важно не количество игрушек, а их разнообразие в соответствии с возрастом малыша и ситуацией их использования. Главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать с игрушками.

Выделим особенности развития игровой деятельности в дошкольном возрасте:
- игра становится самостоятельной деятельностью ребенка;
- ребенок осваивает разные виды игры;
- с помощью игры дошкольник «входит» в разные сферы действительности, расширяя возможности познания этих сфер.

Белкина Нина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Структурное подразделение "Детский сад "Сказка" ГБОУ ООШ № 11
Населённый пункт: г. Новокуйбышевск, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: Роль игры и игрушки в воспитании детей дошкольного возраста
Дата публикации: 17.01.2017
Раздел: дошкольное образование

Роль игры и игрушки в воспитании детей дошкольного возраста
Белкина Нина Владимировна, воспитатель, Структурное подразделение «Детский сад «Сказка» ГБОУ ООШ № 11 г.о. Новокуйбышевск Игра - одно из наиболее эффективных средств воспитания. В «Программе воспитания в детском саду» указывается на большое значение игры для физического и психического развития ребенка, становления его индивидуальности, для формирования детского общества. Игрушка - это предмет, специально созданный для детских игр. Но это не уменьшенная копия реального предмета, а условное его изображение, предельно обобщенный художественный образ. Выразительная форма, подвижность, яркость и условность окраски - все это влечет ребенка к игрушке, вызывает желание играть с ней. Игрушка - источник радости ребенка. Из года в год повышается роль общественного дошкольного воспитания. Сегодня оно выполняет ряд социальных функций, имеющих государственное значение. Наши воспитанники к моменту поступления в школу достигают высокого уровня физического, умственного, нравственного, трудового, эстетического развития. Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и, прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью детей является игра. Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше становятся дети, тем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношений детей, на воспитание активной позиции. Из опыта работы, мы знаем что, через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный быт. Можно считать, что в игре ребенок получает впервые урок детского коллективного мышления. В игре ребенок познает окружающий мир, развиваются его познавательные функции, в том числе и коммуникативные качества. В процессе игры дети берут на себя различные социальные роли, как бы замещают людей, находящихся между собой в о п р е д е л е н н ы х взаимоотношениях, и их действия. Они постигают суть отношений между людьми. Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельностью. Она, как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребёнка, его личности.
Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами - заместителями, ребёнок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребёнок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребёнок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребёнок становится на разные точки зрения, и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения. Одним из педагогических средств, стимулирующих самостоятельную игру детей, являются игрушки. Особенно большое значение игрушки имеют на этапах раннего и младшего дошкольного детства, где предметно - игровая обстановка выступает в качестве пускового момента самостоятельной игры детей. Игрушка, выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия с которыми, надлежит ребёнку. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, иной раз, требует для развития новую игрушку. Желательно, чтобы игрушки вносил в игру взрослый. Он заинтересовывает ребёнка сюжетом совместной игры, задаёт ему вопросы, побуждает его к «общению» с новой игрушкой. «Кукла проснулась? Угости её компотом». Игрушка для ребёнка полна смысла. Значение игрушки для развертывания самостоятельной игры детьми старшего дошкольного возраста также специфично. Старшие дошкольники сами конструируют предметно - игровую ситуацию в зависимости от выбранной темы и намеченного хода игры, подчиняя ее игровому замыслу. Игры младших дошкольников Требуют в значительной степени опоры на игрушки и предметы, их заменяющие. Так, кукла может быть сделана из полотенца, если его скатать и надеть фартучек или бантик, вместо тарелки можно предложить кружок картона, диван может стать пароходом, стулья – вагонами поезда, шишки – смешными ёжиками и т. п. При правильном руководстве игрой дети не только с увлечением используют предложенные взрослым предметы - заместители, но и сами заранее выбирают и договариваются, что они будут обозначать «Вот это кукла», «Это тарелка». Иногда наделяют игрушку - заместитель ролью «Давай это будет папа, а это дочка». Игры средних дошкольников (4-5лет) Осуществляются игровыми действиями чаще всего с помощью игрушек, но они уже начинают пользоваться жестом, словом и определенным положением предмета или самого ребенка. В этот возрастной период особое значение приобретают предметы - атрибуты: всевозможные шапочки, фартуки, халаты, сумочки. Отражающие специфику орудийных действий в той или иной профессии. Например: врачу необходим халат, стол для приема, палочка, обозначающая градусник или шприц, и непременно нужны пациенты, терпеливо сносящие заботу врача и медсестры. Этими пациентами могут быть
большие куклы с легко снимающейся одеждой или голыши, завернутые в одеяло. У больных «детей» должны быть свои «папы» и «мамы». Игры старших дошкольников (6-7лет) . Именно в этом возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и регуляция поведении. Эта внутренняя жизнь проявляет себя в способности действовать в плане общих представлений, в воображении ребёнка, в произвольном поведении, в содержательном общении с взрослыми и сверстниками. Это существенно меняет требования к игрушке и заставляет искать ответ на вопрос, какой она должна быть не столько в самой игре, сколько в самой реальной сегодняшней жизни? Это уже не только игры в семью, школу, больницу, но и «Салон красоты», «Банковское дело», «Ферма», «Сбор урожая», «Строительство газопровода» и т. д. Дошкольники чрезвычайно придирчиво относятся к выполнению правил. Исполняя ту или иную роль, они внимательно следят, насколько соответствуют их действия и действия их партнёров общепринятым правилам поведения - бывает так или не бывает: "Мамы так не делают", "Суп после второго не подают". Это высший уровень развития игры, когда дети уже действуют не произвольно, а осмысленно, осознавая свои действия и свои отношения с партнёрами по игре. По определению Л. С. Макаренко, игрушка является материальной основой игры. Играя, ребенок реализует свои мысли, чувства в действии, а, следовательно, от того, во что он играет, какие игрушки попадают ему в руки, во многом зависит и направление его мыслей, чувств, поступков. Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Игра и игрушка два лингвистических понятия неотделимых друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек. Они в познавательном отношении выступают для ребенка в качестве своеобразного обобщенного эталона окружающей материальной действительности. Ценность игры и игрушки не только заключается в том, что они знакомят ребенка с жизнью, но и являются важным фактором развития дошкольников. Игра развивает и радует ребенка, делает его из года в год счастливым, повышается его личностную оценку. Дошкольник совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения, развиваются его мыслительные функции и коммуникативная личность.