Конспект интегрированного занятия по развитию эмоциональной сферы детей «Наши эмоции. Конспект занятия по коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы старших дошкольников «Мы веселые, добрые и смелые

Анастасия Пьянкова
Конспект открытого занятие по эмоциональному развитию в старшей группе «В царстве эмоций»

«В царстве эмоций »

Цель : помочь старшим дошкольникам научиться управлять своими эмоциями , препятствующими нормальному психоэмоциональному самочувствию и общению со сверстниками.

Задачи :

Создать положительный эмоциональный микроклимат в группе ,

активизировать детей на предстоящую деятельность;

Снять эмоциональное и мышечное напряжение, снизить тревогу, неуверенность в себе;

Продолжать развивать эмоциональную сферу ребёнка , его способность к рефлексии, мелкой моторики, воображения и творческих проявлений дошкольников;

Формировать коммуникативные навыки и активизировать словарь детей.

Обогащать представления детей о мотивационной подготовке к школьному обучению;

Методическое обеспечение :

CD-диск с релаксационной музыкой;

Разноцветные мешочки из ткани,

Пиктограммы, разных эмоциональных состояний ;

Методы и приёмы :

релаксация;

психогимнастика;

психологические игры и упражнения;

зрительная и дыхательная гимнастика.

Литература :

1. Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций . Дети 5-7 лет. Ярославль : Академия развития , 2001.-160с.: ил.

2. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников . Занятия . Игры. –АРКТИ, 2003.-48.

3. Маралов В. Г., Фролова Л. П. Коррекция личностного развития дошкольников . – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.

4. Филлипова Ю. В. Общение. Дети 7-10 лет. - Ярославль : Академия развития , 2002.-144.: ил.

5. Я-Ты-Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников / Сост .: О. Л. Князева. – М.: Мозайка-Синтез, 2003.-168с.

Ход занятия:

Педагог :

2. Ритуал вхождения. (звучит спокойная музыка)

Сегодня мы отправляемся в сказочную страну под названием «Царство эмоций » и войти в нее нам поможет «волшебный цветок» . Детям предлагается встать вокруг волшебного цветка, чтобы немешать друг другу, протянуть над ним руки, закрыть глаза и попросить цветок пропустить нас в сказочную страну.

Глубоко вдохните и полностью выдохните. Волшебный цветок несет нас по морю «Радости» , он дает нам силу, уверенность. Еще раз вдохните и выдохните. Тот, кто уже почувствовал в себе силу волшебного цветка, может открыть глаза , сделать глубокий вдох и выдох, расправить плечи.

Наш волшебный цветок привел нас в «Царство эмоций » , здесь нас ожидают разные игры и задания. Не мешая друг другу, дети отходят в сторону, и садятся в круг на стулья.

Посмотрите, какой красивый мешочек нам оставили жители сказочной страны. Это мешочек настроений, он расскажет нам какие эмоции , и настроение бывают у жителей сказочного царства .

Педагог :Давайте посмотрим, что же там внутри.

эмоцию это могло бы выражать)

Это мешочек не обычный, он с заданием. 1.«Мимическая гимнастика»

А вы можете показать сейчас, своё настроение своим выражением лица, своими эмоциями ?

Сейчас я предлагаю, потренировать свои эмоции ? Я буду вам давать задания, а вы его выполнять.

Упражнение «Тренируем эмоции »

1. Нахмурьтесь, как

осенняя грозовая туча;

как рассерженный человек;

как злая волшебница.

2. Улыбнитесь, как

кот на солнце;

как самый счастливый человек на свете;

как летний солнечный денек;

как хитрая лиса.

3. Разозлитесь, так

как ребенок, у которого отняли любимую игрушку;

как человек, которого ударили.

4. Испугайтесь, как

заяц, увидевший волка;

как котенок, на которого лает собака;

как ребёнок, потерявшийся в лесу.

5. Устаньте, как

папа после работы;

как человек, поднявший тяжелый груз;

как муравей, притащивший большую соломинку.

6. Отдохните, как

путник, прошедший длинный путь;

как ребёнок, который много потрудился;

как уставший воин после победы.

7. Засмейтесь самым счастливым смехом.

8. Удивитесь так, как будто вы увидели чудо.

Педагог :

Ребёнок не глядя вынимает из волшебного мешочка. Маленький мешочек определённого цвет. Звучит музыка, характеризующая этот цвет.

Какого цвета мешочек? Как ты думаешь, какое у него настроение? (ребёнок, опираясь на цвет и музыку, определяет, какую эмоцию это могло бы выражать)

2. Это мешочек тоже не обычный, он рассказал мне что сегодня Настя сидела одна раздевалке. (СЛАЙД) посмотрите, какое у неё настроение? (ответы детей)

Потом к ней подошёл Максим и настроение её изменилось (СЛАЙД)

Как вы думаете, почему произошло такое чудо? (Ответы детей)

Педагог :

Ну, молодцы! Давайте вытащим следующий мешочек.

Ребёнок не глядя вынимает из волшебного мешочка. Маленький мешочек определённого цвет. Звучит музыка, характеризующая этот цвет.

Какого цвета мешочек? Как ты думаешь, какое у него настроение? (ребёнок, опираясь на цвет и музыку, определяет, какую эмоцию это могло бы выражать)

Это мешочек не обычный, это 3.«Мешочек-Угадай-ка»

(робота с пиктограммами радость, удивление, злость, грусть, страх. Последовательно дети вытягивают по одной пиктограмме и задаются следующие вопросы)

Какое настроение здесь изображено?

По каким признакам его узнали?

Что вам помогло различить настроения? (перечисляются различные мимические признаки)

Молодцы ребята вы хорошо различаете настроения, но ведь мы узнаём настроение не только по мимике, но и по интонации голоса. Давайте попробуем сказать фразу «Маша ела кашу» с разными эмоциями , а значит используя соответствующую мимику и интонацию. (Последовательно дети вытягивают по одной пиктограмме и выполняют задание)

Педагог :

Ну, молодцы! Давайте вытащим следующий мешочек.

Ребёнок не глядя вынимает из волшебного мешочка. Маленький мешочек определённого цвет. Звучит музыка, характеризующая этот цвет.

Какого цвета мешочек? Как ты думаешь, какое у него настроение? (ребёнок, опираясь на цвет и музыку, определяет, какую эмоцию это могло бы выражать)

Это мешочек не обычный, этот 4. Мешочек с игрой.

Жители «Царства эмоций » любят играть в игры и у них есть любимая игра Психогимнастика «Солнышко и тучка» . в которую мы сейчас с вами поиграем (звучит аудиозапись) .

Представим, что мы сидим на зеленой лужайке - сесть на пол.

Светит солнышко, греет наше личико - поднять голову вверх, глазки закрыть.

Солнце зашло за тучку, стало прохладно - сжаться в комок, чтобы согреться.

Солнце вышло из-за тучки. Жарко - расслабиться - разморило на солнце.

Травка на лужайке высокая - встать на коленки.

Давайте погладим травку, какая она мягкая, нежная - Поворот верхней части корпуса слева направо и обратно. Одновременно с корпусом двигаются руки : та, которая идет первой - ладонью вверх, вторая - ладонью вниз.

А теперь нарисуем солнышко - Корпус прямо. Руки, согнутые полукругом, рисуют в воздухе круг 3 раза. Корпус поворачивается вправо, руки повторяют тоже движение, корпус поворачивается влево, руки повторяют тоже движение.

Упражнение «Три настроения»

Ребята, жители царства рассказали , что у них бывает разное настроение, оно зависит от мыслей, когда мысли чистые светлые они чувствует себя спокойно, хорошо, уверенно. В это время их настроение похоже на небо, и мысли у них ясные и чистые (загораются огни на звездном небе) .

Кода в голову приходят отличные идеи, жители царства радуется , удивляются настроение - бывает прекрасным, радостным и мысли становятся яркими, блестящими (огни на звездном небе переливаются) .

Но бывает, что жители злятся, грустят, обижаются, им плохо – мысли становятся мутными, серыми (звездное небо гаснет) .

Бывает ли у нас грустное, плохое настроение?

Что мы делаем, чтобы победить грусть? (ответы детей)

Упражнение «Волшебный мешочек с обидами»

Ребята, а вы представляете, оказывается эти мешочки, которые вы себе выбрали - не простые, а волшебные. Все свои обиды, злость, капризы, плохое настроение можно положить в него. Затем нужно мешочек крепко завязать, и все ваши отрицательные эмоции останутся в нем . Давайте попробуем?

А теперь ваши маленькие мешочки положим в большой, и его тоже завяжем, чтоб наши отрицательные эмоции навсегда остались там и никогда нас больше не посещали, так ведь, ребята? Пусть у нас всегда будут только хорошее настроение, и только положительные эмоции ! Вы согласны со мной? Педагог :

Ну что, ребята наше занятие подходит к концу . Вам понравилось, то чем мы сегодня занимались на занятии ? А что именно понравилось?

(Ответы детей)

А я вам предлагаю, поиграть ещё в прощальную игру. Вы готовы?

Прощальная игра :

А вот и прощальная игра…

Нам занятие заканчивать пора ,

А мы надеемся, на то, что оно,

Много положительных эмоций –

Для всех нас, принесло!

А нам с тобой, пришёл черёд,

Сыграть в игру «НАОБОРОТ» .

Слово я скажу : ВЫСОКО,

А ты ответишь : НИЗКО.

Скажу я слово : ДАЛЕКО,

А ты ответишь : ….

Скажу я слово : ПОТОЛОК,

А ты ответишь : ….

Слово я скажу : ПОТЕРЯЛ,

И скажешь ты : …

Скажу тебе я слово : ТРУС,

Ответишь ты : ХРАБРЕЦ.

Теперь НАЧАЛО, я скажу, -

НУ а ты, отвечай : …КОНЕЦ!

Занятие «Мои эмоции».

Цели: знакомство с понятием «эмоции», развитие умения распознавать и описывать свои эмоции и эмоции других людей; совершенствование навыков общения, формирование у обучающихся умение понимать друг друга.

Оборудование : пиктограммы эмоциональных состояний, демонстрационный материал «Чувства. Эмоции».

Ход занятия .

    Вступление. Ритуал приветствия.

Приветствие. «Хорошее настроение».

Разминка. Игра «Наоборот».

Цель: Развитие мыслительных операций, умения быстро отвечать на поставленный вопрос, понимать инструкции ведущего с первого раза.

Детям называются разные слова, при этом бросается мяч кому-нибудь из детей, тот, кто поймает мяч, должен говорить их противоположные значения:

    Основная часть.

Психолог: «Наше занятие называется «Мои эмоции». Сегодня мы будем говорить об эмоциях, которые испытывает человек. Будем учиться узнавать эмоции и выражать их с помощью мимики, жестов и слов.

Ребята, скажите, вам трудно было подбирать противоположные слова? Скажите мне, а что обозначают слова радость, злость, грусть? Правильно, это эмоции.

Упражнение «Назови эмоцию».

Цель: закрепление понятий, обозначающих различные эмоциональные состояния (радость, злость, грусть, страх).

Психолог: «Сегодня к нам в гости пришли братья-гномики (показать). Они познакомят нас с эмоциями.

    Скажите мне, какой первый гномик? (Радостный) . А как вы догадались? Какое у него лицо? Какие у него глаза? Что происходит с его губами? (Показать).

    А какой второй гном? (Злой) . Правильно, давайте опишем его лицо. Какие у него глаза, рот, зубы?

Да, мы научились узнавать такие эмоции, как радость, страх, злость, грусть.

Игра «Собери эмоцию или

Работа в тетради «Разукрась ткань».

Цель: Развитие навыков межличностного общения, умения определять эмоциональное состояние.

Дети под музыку свободно передвигаются, держа каждый свою половинку. Как только музыка останавливается, дети должны найти себе среди ребят пару так, чтобы ваши половинки образовали целую картинку.

Знакомство с эмоциональными состояниями (удивление, любопытство).

Цель: Формирование представления детей об эмоциональных состояниях (удивление, любопытство).

Психолог: «Сегодня мы познакомимся еще с двумя эмоциями. Это удивление и любопытство. Посмотрите, пожалуйста, на экран.

    К нам выбежал еще один гном. (Показать рисунок). Как вы думаете, какой он? Что он делает? Правильно, этот гном удивляется .

Птичка пролетит, облако проплывет, распустится красивый цветок, – все вызывает у гномика удивление. Давайте внимательно рассмотрим гномика. Какие у него брови?... Правильно, они подняты вверх. Глаза? ... Они широко раскрыты. Губы?... Они растянуты и похожи на букву «О».

    А вот еще гномик. Какой он? Да, он любопытный . Видите, какие у него глазки? Они смотрят пристально. Рот полуоткрыт. Давайте вспомним случаи, когда мы испытывали любопытство. (Интересный рассказ, картинка, мультфильм).

Этюд «Теремок».

Цели: совершенствование навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, пантомимикой) – средствами человеческого общения.

Дети пробуют с помощью слов, мимики и жестов выразить различные эмоции. Для этого разыгрывается сказка «Теремок». В этой сказке все персонажи разные.

    Мышка – грустная,

    лягушка – веселая,

    зайка всех боится,

    лиса – любопытная,

    волк – злой,

    медведь – удивленный.

Конец сказки – другой. Мишка не будет ломать теремок, а попросит зверей: «Пустите меня в теремок». И звери его пустят.

Упражнение «Закончи предложение».

Детям раздаются карточки. Каждый должен по очереди читать предложение и заканчивать его. (Мне радостно, когда…Маме грустно, когда… Учительница удивляется, когда… Ребенок злиться, когда… Малышу страшно, когда… Мне любопытно, когда…)

Упражнение «Пирог эмоций».

Цели: снятие эмоционального напряжения, преодоление барьеров невербального общения, развитие групповой сплоченности.

Детям предлагается испечь пирог только с хорошими эмоциями и угостить всех собравшихся в классе. Дети повторяют слова учителя.

Взяли мы немножко смеха ,

И немножечко успеха ,

Удивления на ложке,

Любопытства поварешку,

Много радости налили,

Тесто быстро замесили.

Испекли пирог мы в печке,

Остудили на крылечке.

А потом пирог делили

И гостей всех угостили.

Все ладошки подставляйте,

Угощенье получайте!

(Дети делятся воображаемыми кусочками пирога друг с другом и с гостями).

Психолог: «Ребята, вам понравилось угощать друг друга, а наших гостей? Что вы испытываете сейчас, угостив гостей, сделав им приятное? Как вы считаете, приятно дарить радость?»

Упражнение «Цвет настроения».

Цель: развитие умения определять свое эмоциональное состояние.

Детям предлагается выбрать для себя цветок. Кому сейчас радостно, должен выбрать красный цветок, грустно – синий цветок, кто испытывает спокойствие – выбирает желтый цветок.

    Заключительная часть. Ритуал прощания.

Упражнение «Доброе животное».

Занятие «Радость»

(по развитию эмоциональной сферы у старших дошкольников)

(с использованием инновационных технологий)

Цель:

1.Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников. 2.Познакомить детей с чувством радости, учить выражать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов. 3.Развивать способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение выразить его в мимике, этюдах, жестах.
4. Расширять представления детей об эмоции радость, формировать положительные чувства и эмоции через улыбку.

Задачи:

Способствовать сплочению детского коллектива и установлению положительного эмоционального настроя в группе.

Оборудование : солнышко, конверт с заданием, картинка "Радость", чистые листки (формат А4), цветные карандаши.

Ход занятия

I Вводная

1. Упражнение " Солнышко по кругу"

Доброе утро, дети! Давайте встанем в круг. У меня в руках игрушка "солнышко". Солнце это свет, тепло, радость, хорошее настроение. Я предлагаю, передать его по кругу и подарить друг другу, самую красивую улыбку. Я, очень рада, что вы одарили улыбкой друг для друга, ведь когда человек улыбается, ему тоже, хочется улыбнуться в ответ. И от этого на душе, становится теплее. Солнышко, вернулось ко мне.

Психолог: Дети, тему нашего занятия, вам подскажет загадка, послушайте ее и скажите ответ.

Правильно, это радость, сегодня дети мы познакомимся и поговорим о радости. Чувства помогают нам понять самих себя, и являются частью нас. Некоторые чувства такие как, любовь, радость, счастье вызывают у нас ощущения тепла. Другие чувства, такие как страх, печаль, злость, стыд заставляют нас испытывать беззащитность и по телу пробегает холодок. Очень важно научится распознавать их и понимать, о чем они говорят нам.

II Основная часть.

1. Упражнение "Собери солнышко" (познакомить детей с эмоцией радость, картинка солнышко с эмоцией радости)

Ребята, посмотрите, сегодня на улице светит солнышко, и от этого у нас хорошее настроение. Но, бывают дни, когда на улице пасмурно и идет дождь, и нам всем очень не хватает тепла, и улыбок. Я получила по почте письмо. Давайте откроем его, и посмотрим что в нем. (Круг с эмоцией радости и полоски, лучики). Дети, давайте сейчас попробуем собрать, солнышко. Вы должны взять по лучику, и произнести пожелание. Посмотрите, какое солнышко у нас получилось. Какие чувства вы испытывали, когда выполняли задание? Давайте изобразим эмоцию радости и улыбнемся друг другу. И то, что «От улыбки хмурый день светлей!» - это истинная, правда! Вы, все маленькие солнышки, которые светят и излучают добро. Молодцы, очень хорошо справились с заданием!

2. Беседа

Предлагаю сесть на стульчики в круг и продолжить предложения:

Когда я радуюсь, я … (улыбаюсь, прыгаю, смеюсь, танцую, пою…)

Я радуюсь, когда вижу... (подарки, мамино лицо, торт, сладости, клоуны…)

На, что похожа радость?... (Радость – похожа на салют, фейерверк, на праздник, радость - это когда все радуются, когда видишь маму, купаешься на речке и т. д.)

Как можно порадовать человека? (подарить подарок и т.д.)

Психолог. Молодцы, дети вы почувствовали: когда мы говорили о радостных моментах, на душе у нас тоже становилось радостно.

3. Этюд "Котенок, который хотел порадовать свою маму"

Педагог обращает внимание детей на то, что человек может улыбаться и радоваться не только тогда, когда ему что-то подарили или выполнили какое-то его желание, но и тогда, когда он сам сделает для другого что-то хорошее. В подтверждение своим словам педагог читает сказку:

"Жил-был на свете маленький котенок. Все у него было: много игрушек, сладостей, карандаши, краски и даже компьютер. Целыми днями он бегал, играл, ничего не замечая вокруг. А потом ему стало скучно. Все надоело и ничего не доставляло радости. Он перестал улыбаться. Мама забеспокоилась, не заболел ли ее сынок.

Однажды котенок ждал маму с работы и от нечего делать слонялся по дому. Забрел на кухню и, увидел в раковине много грязной посуды. "Мама придет уставшая с работы, и ей придется еще мыть эту гору посуды", - подумал малыш. - "Может, я справлюсь с этой работой?" И он попробовал. Когда пришла мама, радостный котенок потащил ее на кухню. "Посмотри, мама, я сделал тебе подарок", - и показал на чистую раковину. Мама улыбнулась: "Какой ты у меня молодец, спасибо тебе!" А котенок тоже улыбался - оказывается, так приятно доставить кому-то радость".

После чтения сказки педагог предлагает каждому ребенку по очереди изобразить котенка, а сам берет на себя роль мамы-кошки. Важно, чтобы дети прочувствовали радость от того, что помогли маме. В конце упражнения можно еще раз обратить внимание детей на то, как приятно сделать что-то для другого человека.

4. Упражнение "Радость"

А сейчас представьте себе, что мы художники и нам надо нарисовать картину на тему: «Радость». Каким цветом, можно нарисовать радость.

Возьмите листочки и карандаши, и пусть каждый нарисует радость так, как ему хочется. Расскажите о своей радости: кто был с вами рядом, или кого вы хотели бы видеть в радостный момент; что чувствовали и что делали, когда радовались. Может быть, кто-то захочет нарисовать «Портрет Радости». Расскажите о своей радости: где она живет, чем занимается, любит ли ходить в гости или чаще сидит одна дома, есть ли у нее друзья, а может быть враги

III Заключительная часть

    Упражнение "Подари улыбку"

Психолог: Закройте глаза, и улыбнитесь себе. Встречайтесь со своей радостью в своем теле, находите ее, это место должно излучать тепло. Запомните это место. А, теперь откройте глаза и улыбнитесь друг другу. И подарите своему соседу по кругу самую красивую улыбку.

Психолог:

Сегодня мы узнали о радости.

Скажите, радоваться – это хорошо, или плохо?

Как, можно создать себе хорошее настроение?

(Вспомнить лицо любимого человека, веселого героя из сказки, придумать историю о каком-то радостном событии, нарисовать его). Дети вспоминают о том, чем они занимались, что нового узнали.

Психолог хвалит детей, за приятное занятие, отмечает положительные моменты, высказывает пожелания всей группе: «Давайте же чаще улыбаться, и мир станет светлее от наших улыбок».

Цель: Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.

Задачи:

Закрепить умение узнавать и выражать эмоции, эмоциональные состояния в мимике.

Развивать саморегуляцию воспитанников через прослушивание музыкальных произведений.

Создать комфортный психологический микроклимат в группе, бодрое и радостное настроение;

формировать положительное отношение к окружающим, сбалансированность эмоций;

формировать доброжелательные и равноправные отношения между сверстниками;

упражнять в умении поддерживать беседу, участвовать в коллективном разговоре.

Материал для занятия:

«Волшебный клубочек»;

Пиктограммы эмоций и фотографии: страх, радость, злость и т.д.

Магнитная доска; Человечки-эмоции;

Бумага для рисования, карандаши;

Использованные технологии занятия:

Сопровождении музыки: Магнитофон с записью спокойной музыки; Аудиозапись «Радость» из подборки Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой; муз. Э.Грига «Шествие гномов» или «В пещере горного короля»; экран, проектор.

Методические приемы: беседа, групповое обсуждение различных чувств; вопросы детям; пиктограммы эмоциональных состояний; рассматривание; показ; объяснение; практическая деятельность детей.

Предварительная работа:

– знакомство с базовыми эмоциями: страх, радость, злость, грусть

– прослушивание музыкальных произведений

Ход занятия:

Приветствие. «Волшебный клубочек».

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас всех! А какое у вас сейчас настроение? На что оно похоже: на солнышко или на темную тучку?
(ответы детей)

Дети, а что это у меня в руках? (ответы детей) Но это не простой клубок, а волшебный. Передавая «волшебный клубочек», давайте поприветствуем друг друга.

Воспитатель передаёт клубок ниток ребёнку, он наматывает нить на палец и ласково называет рядом сидящего ребёнка по имени или произносит «волшебное вежливое слово», затем передаёт клубок другому ребёнку и т.п.

- Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие. Мы посетим «Царство эмоций». Жители этого царства приглашают нас в гости и высылают ковер-самолет. Дети садятся на ковер и под музыку летят. Звучит песня “Дорогою добра”.

Какое настроение у этой песни (бодрое, веселое, доброе, светлое).

Как вы понимаете слова “Дорогою добра”.

Что вы почувствовали, когда слушали эту песню? Ребята у меня есть карточки с лицами. Они называются пиктограммы. Давайте рассмотрим их. На них изображены люди с разным выражением лица. Какое выражение лица у этого человека, у этого? (Раздает конверты с пиктограммами каждому ребенку.) - Какую пиктограмму вы покажите, прослушать эту песню? (показывают).

Ковёр-самолёт приземляется. Детей встречают герои сказок.

Воспитатель: - А сейчас мы вспомним героев наших любимых сказок.
- Какие чувства испытывают герои этих сказок?
1.Рады зайчики и белочки,
Рады мальчики и девочки.
Обнимают и целуют косолапого:
«Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко!» (радость)
2.Плачет серый воробей:
- Выйди, солнышко, скорей!
Нм без солнышка обидно,
В поле зернышка не видно! (грусть)
3.И доктор пришил ему ножки
И заинька прыгает снова.
А с ним и зайчиха мать
Тоже пошла танцевать (радость)
4.Прибежала зайчиха
И закричала: «Ай-ай!
Мой зайчик попал под трамвай
И теперь он больной и хромой
Маленький заинька мой!» (страх)
Воспитатель: - Дети, вы, наверное, догадались, о чем мы будем говорить с вами на занятии? (ответы детей)
- Да, мы будем говорить о чувствах. Как вы понимаете это выражение
«чувства»? (ответы детей)

Дети проходят на полянку.

Кого вы видите на этой поляне? (Человечек-радость)

А какое у него настроение?

Дети, а что такое радость?» (ответы детей)

«Радость - это когда все радуются, всем весело».

«Радость - это когда у всех праздник».

«Радость - это когда никто не плачет.

«Радость - это когда нет войны».

«Радость - это когда все здоровы».

«Радость - это я, потому что мама говорит: «Ты моя радость».

- Что вы делаете, когда вам весело? (Ответы детей.)

Этюд «Кто как радуется» Дети становятся в круг. Воспитатель предлагает им изобразить, показать без слов, как они радуются при встрече с мамой, когда они встречают гостей в свой день рождения, при совместных прогулках с родителями или при походе в зоопарк, цирк.

Выразительные движения: объятия, улыбки, смех, радостные восклицания.

Упражнение « Нарисуй эмоцию»

А сейчас представьте себе, что мы художники и нам надо нарисовать картину на тему – «Радость». Возьмите листочки и карандаши, и пусть каждый нарисует радость так, как хочется.

(Затем детям предлагается сесть в круг и рассказать о том, что они нарисовали.

Воспитатель: А теперь поиграем в игру, будьте внимательны.
Игра «Скажи наоборот»
Вы грустные ребята – Мы веселые ребята.
Вы ленивые - Мы трудолюбивые.
Вы злые - Мы добрые.
Вы рассеянные - Мы внимательные.
Вы неряшливые – Мы аккуратные.
Вы грубые - Мы вежливые.
Вы злые - Мы добрые.
Воспитатель: - Молодцы! А теперь я вас приглашаю на прогулку по улицам
этого города. Я хочу убедиться, что вы умеете чувствовать настроение тех
людей, которые встретятся нам в пути

По мостику дети проходят на остров. Их встречает Человечек-Грусть.

Что такое грусть?

Ребята, а кто живёт на этом острове? (Человечек-Грусть)

Посмотрите на этого мальчика. Какое выражение его лица... Что произошло с его ртом? Бровями? Какое выражение глаз? Что это за эмоция? (ответы детей)

- А как вы догадались? (по лицу, по глазам, брови сдвинуты, губы опущены)

Ребята, у вас тоже, наверное, бывает грустное настроение? Расскажите. (рассказы детей)

На острове могут жить не только человек, но и животное. И вот сейчас я вам предлагаю изобразить животное.

Игра « Доброе животное». Встаньте в круг и возьмитесь за руки. Сейчас я проверю, как вы умеете вместе дышать. Мы превратимся в одно большое, доброе животное. (Включается спокойная музыка.) Давайте послушаем, как оно дышит.

А теперь подышим вместе. Вдох – все вместе делайте шаг вперед. Выдох- шаг назад.

Наше животное дышит очень ровно и спокойно. А теперь давайте изобразим и послушаем, как бьется его большое сердце. Стук- делайте шаг вперед. Стук- шаг назад.

На пути « Пещера страха»

Добрались мы и до пещеры. (Воспитатель включает музыку.)

Упражнение « Страшные звуки» (звучит муз. Э.Грига «Шествие гномов» или «В пещере горного короля»)

- Угадайте, какие звуки мы слышим?(ответы детей)

- Мы слышим много звуков, среди них есть и страшные. Мы будем слушать звуки и угадывать, какие из них пугающие, страшные, а какие успокаивающие или радостные. (обсуждение детей)

А всегда ли звук был страшным? Звук поезда тоже вам кажется страшным, но если вы вспомните поездку в отпуск на поезде, что было весело и интересно, то страх проходит.

Какой здесь живёт человечек. (Человечек – Страх)

Как вы догадались? (ответы детей)

Игра « Я страшилок не боюсь, в кого хочешь - превращусь»

Дети идут по кругу, держась за руки, и проговаривают хором эти слова. Когда водящий называет какого-либо страшного персонажа (Кощея, волка, льва и т.п.), детям нужно быстро «превратиться» в него и замереть. Ведущий выбирает самого страшного и тот становится водящим и продолжает игру.

Упражнение « У страха глаза велики»

А теперь, давайте поиграем со страхом. Представьте, что у вас большой, огромный страх. (Дети широко разводят руки в стороны). У всех, кто боится, от страха большие глаза. (Изображают большие круглые глаза при помощи рук.) Но теперь страх уменьшается. (Дети сдвигают руки.)

А затем и вовсе исчезает. (Пожимают плечами и в недоумении разводят руками.)

Посмотрите друг на друга и убедитесь, что ни у кого нет больше больших глаз и, следовательно, никто из вас ничего не боится, так как страх исчез. Улыбнитесь друг другу.

«Гора Злости»

Кто живёт на этой горе? (Человечек-Злость)

Как вы догадались?

Что происходит со ртом? Покажите! Рот открылся, зубы соединены. Рот может быть перекошенным у злого человечка.

Что происходит с бровями? Покажите! Брови опущены, между ними складки. Нос наморщился.

Что происходит с глазами? Покажите! Глаза стали узкими, как щелочки.

– Дети, а в каких случаях испытывают такие эмоции? (придумать вместе с детьми жизненную ситуацию).

Упражнение «Зеркало»

Детям предлагается изобразить перед зеркалом злость.

Дети садятся на стулья полукругом. Ведущий задаёт вопрос, на который дети должны топать, если хотят ответить «да». Если «нет», то ноги стоят на месте.

Я расскажу, когда мамы злятся, а вы отгадаете, правильно ли я говорю.

Мамы злятся, когда опаздывают на работу.

Мамы злятся, когда кушают мороженое.

Мамы злятся, когда на них кричат.

Мамы злятся, когда им дарят подарки.

Мамы злятся, когда опаздывают с ребёнком в детский сад.

Мамы злятся, когда про мам говорят «плохая».

Мамы злятся, когда берут их личные вещи, не спрашивая разрешения.

Мамы злятся, когда их любят.

Молодцы, ребята. Вы отгадали, какие события любит человечек-Злость.

Упражнение «Закончи предложение».

Подумайте хорошенько и закончите предложение «Я радуюсь когда…»

Я злюсь, когда… и т.д.

– Ребята, посмотрите, какие бывают эмоции, и какие пиктограммы им соответствуют. (фото и пиктограммы)

Пиктограммы – это схематическое изображение эмоций.

Рефлексия. Беседа с детьми:

А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Садятся на еовёпр-самолёт.

Что вы сегодня узнали на занятии? (ответы детей)

А что вам больше всего понравилось? (ответы детей)

Молодцы, ребята! Вы были дружными, активными справились со всеми заданиями!

Мне тоже очень понравилось наше путешествие. Я желаю вам хорошего настроения, и чтобы вы говорили друг другу только хорошие и добрые слова.

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение Центр развития ребенка детский сад «Ромашка» с. Михайловка Муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан

Подготовила и провела педагог – психолог Киреева Б.Р.

Цель:

  • закрепление знаний детей об основных эмоциях человека (радость, грусть, страх, удивление, гнев) .

Задачи:

  1. способствовать осознанию, пониманию эмоций;
  2. повысить устойчивость эмоциональных состояний;
  3. помочь укрепить уверенность в себе, развить самосознание;
  4. помочь ребенку отреагировать на имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и др.) , препятствующие его полноценному личностному развитию;
  5. обогатить эмоциональную сферу ребенка.

Этапы занятия:

  1. Ритуал приветствия.
  2. Основное содержание занятия - совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия (игротерапия, групповая дискуссия.)
  3. Рефлексия занятия - оценка занятия.
  4. Ритуал прощания.

Продолжительность занятия: 25 минут.

Возраст участников: Старший дошкольный возраст.

Оборудование: картинки гномов с разными эмоциями; магнитофон, аудиозапись музыки, солнышко с прищепками, пиктограммы с изображением эмоций, «сухой дождик» , коробка с конфетами

Предварительная работа:

  • знакомство с базовыми эмоциями: страх, радость, удивление, злость.
  • прослушивание музыкальных произведений.
  • проведение психологических игр и упражнений.

Ход занятия:

Приветствие: Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Давайте мы поприветствуем друг друга:

Здравствуй солнце, (дети поднимают руки вверх)

Здравствуй я, (показывают на себя)

Здравствуй все мои друзья! (обнимают соседей справа и слева за плечи)

Нетрадиционная игра с прищепками Сегодня нас в группе встречает солнышко, которое решила раздать вам свои лучики, для того чтобы узнать с каким настроением вы сегодня пришли в детский сад. Вы должны рассказать, как вас зовут, какое у вас настроение. Продолжить предложения: Меня зовут… У меня сегодня … настроение, потому что…

(детям раздаются прищепки, солнышко передают по кругу и одевая прищепку (лучик) ребенок рассказывает о своем настроении.)

Посмотрите, сколько лучиков у солнышко и каждый лучик с разным чувством и настроением, у нас лучики и радостные и грустные. И поэтому, чтобы поднять всем настроение мы поиграем с «Солнечным лучиком»

Игра «Солнечный лучик» Солнечный лучик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, но ротике, на щёчках, на подбородке. Поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть солнечного лучика, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался на живот, погладь его. Лучик не озорник - он просто любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним.

Отлично! Мы подружились с солнечным лучиком, глубоко вздохнем и улыбнемся друг другу. Как здорово, что мы с вами встретились!

Основная часть:

Сегодня к нам из страны эмоций пришли в гости сказочные гномы

Они нам помогут вспомнить эмоции, о которых мы с вами говорили на прошлых занятиях.

  • Отгадайте, ребятишки, и девчонки, и мальчишки, эмоцию какую сейчас вам покажу я?

(звучит радостная музыка. Педагог-психолог показывает картинку гнома с эмоцией радости. Ответы детей)

Наш гномик принес нам пиктограммы с различными эмоциями и хочет нас проверить, все ли эмоции вы знаете. (детям раздаются пиктограммы с эмоциями радость, грусть, страх, злость, удивление) А теперь назовите гномику вашу эмоцию, которая изображена на пиктограмме и расскажите гному, когда вы испытываете это чувство. Например: У меня радость «Я радуюсь, когда никто не болеет» .

  • На гнома посмотрите. Эмоцию мне назовите… (звучит грустная музыка. Педагог-психолог показывает картинку гнома с эмоцией грусти. Ответы детей.)

Как вы думаете, что с ним могло произойти, почему он грустит?

  • Идет гномик к нам другой. Посмотрите, он какой? (звучит страшная музыка. Педагог-психолог показывает гнома с эмоцией страха. Ответы детей.)

Упражнение «У страха глаза велики» .

Педагог-психолог: А теперь давайте поиграем со страхом. Представьте, что у вас большой, огромный страх. (Дети широко разводят руки в стороны) . У всех, кто боится, от страха большие глаза. (Изображают большие круглые глаза при помощи рук) . Но теперь страх уменьшается. (Дети сдвигают руки) . А затем вовсе исчезает. (Пожимают плечами и в недоумении разводят руками) . Посмотрите друг на друга и убедитесь, что ни у кого нет больше больших глаз и, следовательно, никто из вас ничего не боится, так как страх исчез. Улыбнитесь друг другу.

Молодцы, ребята, вы справились со страхом.

  • На этого гнома посмотрите. Эмоцию мне назовите… (Звучит гневная музыка. Педагог-психолог показывает картинку гнома с эмоцией гнева. Ответы детей.)

А знаете этот гном мне рассказал, на что он сильно разозлился. Оказывается ему в волшебной стране никто не хотел рассказывать сказки и поэтому он такой злой. Давайте мы с вами расскажем ему сказку. (дети соглашаются)

Сейчас я буду рассказывать сказку, а вы будете изображать героев сказки после того, как услышите слова «вот так» .

Есть одна замечательная планета, которое носит название Земля. Она большая и круглая. На ней много лесов, морей, рек. И живут на ней люди, звери, птицы, насекомые. Так вот, на этой планете есть огромная ярко – зеленая поляна. Над этой поляной небо часто бывает синим. В небе летают птицы. Эту поляну согревает своими теплыми лучами солнце.

Однажды среди белого дня на этой поляне вдруг появился город. Откуда взялся? Может, кто и знает, но мне не известно. Все в этом городе было необыкновенным. Дома были разного цвета: красные, желтые, зеленые, синие, фиолетовые – будто радуга оставила свой след на каждом из них, разной формы – круглые, квадратные и даже треугольные. Окна в домах были очень большими, чтобы в дом проникало много света. Ф еще было много дверей, и все они были открыты. Входи когда хочешь и иди куда хочешь.

А жили в этом необычном городе маленькие волшебники, похожие на вас. И на тебя Денис, и на тебя, Ирина (и т. д.) . Волшебники были очень добрые и дружные. Они трудились и многое умели. А если у них что-то не получалось, они знали, что обязательно получится, пусть не сразу. Любили волшебники играть и веселиться. То и дело слышался их веселый смех. А смеялись они вот так… (Дети ложатся на спину, болтают ногами, руками, хлопают себе по животу и громко смеются.)

Но бывало волшебникам и грустно, и тогда они грустили вот так… (Дети изображают печаль с помощью мимики.)

Иногда им хотелось поплакать, и они позволяли себе это. Они плакали вот так… (Дети изображают плач с помощью пантомимики.) Огромные слезы катились по их щекам, а когда они падали на землю, то превращались в хрустальные бусинки. Звон от них был мелодичным и успокаивающим.

Волшебники любили придумывать разные чудеса с превращениями. Когда кто-нибудь в кого-нибудь превращался, то они удивлялись вот так (Дети широко открывают глаза, приоткрывают рот, произносят «ах» .)

Сейчас мы попадем в эту страну. Закройте глаза и следите за дыханием. Насчет три вы откроете глаза и окажетесь в волшебном городе. Вдох – выдох – один, вдох – выдох – два, вдох – выдох – три. (Дети выполняют инструкцию.)

Откройте глаза. Мы в необычном городе. (Дети открывают глаза.)

Не успели мы попасть в этот город, как тут же превратились в большущих слонов. У слона четыре мощные ноги. Он ходит важно, не спеша, медленно перенося массу тела с одной ноги на другую. Ставит ногу на всю ступню, как бы продавливая землю. Попробуем ходить вот так… (Дети плавно, медленно переносят тело с одной ноги на другую, шумно вдыхают, на выдохе длительно произнося звук «а» .)

Слон подошел к стройке, где маленькие волшебники строили дом. Наверное, для нас с вами. Слон – сильное животное и он принялся помогать волшебникам поднимать тяжелые камни вот так… Он поставил устойчиво ноги (дети ставят ноги на ширину плеч) , чуть согнул колени, поднял камень передней правой ногой и с силой вытолкнул ее вверх, подавая камень наверх (имитируя движения) . Затем поднял камень передней левой ногой и так же подал его наверх строителям (имитируя движения) . Ему было нелегко, и он не скрывал этого. Тяжело дышал вот так… (Дети на выдохе длительно произносят «а» ) .

Но тут слона постигла неудача: тяжелый камень упал ему на ногу. Слон поднял ушибленную ногу и застонал вот так… «о» ) .

Слон очень разозлился, его тело напряглось, он сжал челюсти, стал размахивать хоботом, грозно трубить вот так… (дети имитируют движения и длительно произносят звук «а» ) .

А затем слон пошел по городу сотрясая воздух ревом вот так… (дети движутся, перенося массу тела с одной ноги на другую с резким движением рук, сжатых в кулаки, вверх; на выдохе опускают руки вниз, произнося звук «а» ) .

Тут слон увидел газету. Он хватил ее и принялся мять. Он топтал ее ногами, рвал на части вот так… (дети мнут газету, топчут, рвут) .

Затем слон завалился на спин и принялся колотить по земле ногами, вертеть головой и реветь вот так… (дети ложатся на спину, стучат об пол ногами, мотают головой, длительно произносят звук «а» ) .

Постепенно чувство злости стало покидать слона, он закрыл глаза, вытянувшись на земле во весь рост вот так… (дети ложатся на пол, закрывают глаза, слушают текст на релаксацию) .

Наши руки отдыхают, ноги тоже отдыхают.
Отдыхают, …засыпают… (2 раза)
Напряжение улетело
И расслаблено все тело (2 раза)

Губы не напряжены
Приоткрыты и теплы (2 раза)
И послушный наш язык
Быть расслабленным привык (2 раза)

Дышится легко…ровно…глубоко…

Вскоре слон совсем успокоился, он лежал расслабленный. Открыв глаза, он огляделся кругом вот так… (дети открывают глаза, осматриваются по сторонам) .

Как хорошо: солнышко пригревает, небо голубое, трава зеленая, в речке вода течет. И ему стало совсем спокойно и уютно. А о злости напоминали только разбросанная по земле обрывки бумаги. Давайте уберем все остатки «злости» , чтобы она нас больше не беспокоила (все убирают обрывки газет) .

Ну что пришло время возвращаться домой. Закройте глаза, следите за дыханием. На счет «три» вы откройте глаза и снова окажитесь в нашей группе детского сада. Вдох – выдох – один, вдох – выдох – два, вдох – выдох – три. (Дети выполняют инструкцию.)

Символическое возвращение из сказки - упражнение «Это я»

Дети встают в круг, взявшись за руки, топают ногами, повторяя на выдохе: «Это я. Это я» .

Ну вот мы и вернулись. Вам понравилось быть слонами? Какое чувство переживал слон, когда камень свалился ему на ногу? Как он выражал это чувство? Что он при этом делал? Вы заметили, что слон, несмотря на то, что был зол, никого не оскорблял и не обижал. Слон - миролюбивое животное. И если вдруг вас когда – нибудь посетит чувство гнева, злости, вспомните слона.

  • На гномика взгляните, Эмоцию определите… (Звучит необычная музыка. Педагог-психолог показывает гнома с эмоцией удивление. Ответы детей.)

Правильно, это удивление! Я вам расскажу чему же удивился сказочный гном, может вы тоже удивитесь.

1. Игра - релаксация «Сухой дождь» .

Прислушайтесь, что за звуки? Это дождь шумит. Пойдём, посмотрим (аудиозапись - Шопен «Вальс дождя» ) .

К нам прилетела дождевая тучка, но дождь не простой, а волшебный (на зонтике разноцветные атласные ленты) . Погладьте его.

Наш дождь разноцветный, сухой, тёплый, веселый, добрый, ласковый, нежный. Дождик нас радует, успокаивает. Можно немного потанцевать под музыку.

Дождик, дождик, мой дружок, ты пролейся на лужок,

По рукам и по лицу, ты пляши без лени, первый, весенний.

Так приятно гулять под нашим дождиком.

Наш волшебный дождик словно смывает все переживания, страхи, усталость и наполняет нас здоровьем и весенним настроением.

Рефлексия занятия

  • Давайте вспомним, какие эмоции живут в сказочной стране?

Какая игра показалась вам наиболее интересной?

  • А какое у вас сейчас настроение?

(Дети вспоминают) .

Ритуал прощания.

Подошло к концу наше встреча с сказочными гномами.

Они на прощание дают нам наставление:

Быть добрым, без капризов

И дарят вам сюрпризы. Гномы в гости к нам пришли тоже не с пустыми руками а с сюрпризом (Показываю детям коробочку, закрытую крышкой. Трясу коробочку и предлагаю детям отгадать на слух, что там находится.) Как вы думаете, что это может быть?

На самом деле это конфетки. Но они не простые. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем людям что – то такое, отчего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что можно пожелать всем людям, которые живут на земле… (Детям раздаются конфеты, они высказывают свои пожелания) .

Спасибо! Вы сегодня молодцы. До свидания.

Список используемой литературы:

  1. Программа Эмоционального развития детей дошкольного возраста «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» Крюкова С.В., Слободяник Н. П. Практическое пособие. – 6-е изд. – М.: Генезис, 2011. – 208 с.; ил.
  2. Ганичева И.В. Телесно – ориентированные подходы к психо- коррекционной и развивающей работе с детьми (5 – 7 лет) . – М.: Национальный книжный центр, 2011. – 136 с. (Психологическая служба.)