Какой наклон должен быть у левшей. Делаем левую руку сильнее. Приспособления для левшей

Ваш новорождённый младенец хватает погремушки и кошачий хвост левой ручкой? Именно ею пользуется, пытаясь донести до рта печенье или сосредоточенно собирая мозаику? Поздравляем! Ваш малыш – левша!

Это на самом деле подарок судьбы. Ведь леворукий ребёнок – нередко более чуткий, творчески одарённый, талантливый, чем его праворукие сверстники. Достаточно вспомнить таких гениев, как Александр Македонский, Леонардо да Винчи, Исаак Ньютон, и нашего современника – Билла Гейтса. Все они – левши.

Однако почти всё в нашем мире ориентировано на тех, кто принадлежит к большинству, то есть на правшей, даже школьные парты. Что же делать леворукому ребёнку? Как научиться правильно писать, чтобы не отставать от одноклассников и не создавать помех учебному процессу? Об этом нужно позаботиться заранее.

С чего начать

Самый худший совет, который могут получить родители маленького левши, это заставлять его действовать только правой рукой. В памяти многих ещё свежи времена, когда левую руку ребёнка привязывали к телу, в правую вкладывали карандаш и, сжав её в кулаке, выводили в тетради каракули. Со временем этот метод приносил определённый результат: маленький ученик приучался писать правой рукой. Но почерк на всю жизнь оставался весьма посредственным, если только, став взрослым, человек сознательно не начинал писать левой рукой.
Чтобы сформировать у малыша красивый почерк и непринуждённую манеру письма, необходимо с ранних лет заниматься развитием мелкой моторики. Дайте своему крохе пару кастрюль, перемешайте в пакете разноцветную фасоль и гречневую крупу и попросите его разобрать содержимое, отправив фасолины в большую кастрюлю, а крупу – в меньшую. Ребёнок будет занят важным делом, вы успеете неспеша приготовить обед, а маленькие пальчики тем временем привыкнут к обращению к мелкими предметами.

Учимся правильно держать ручку

Перед тем как малыш пойдёт в школу, очень важно научить его правильно держать ручку. Не стоит пускать это на самотёк. Неправильная постановка пальцев во время рисования или написания текста неизбежно приведёт к тому, что ребёнок будет быстро уставать, раздражаться, станет рассеянным и невнимательным. Пострадают не только навыки письма, но и качество усваивания учебного материала.
Если в семье есть взрослый левша, привить дошкольнику навык правильного письма не составит большого труда. Тем, у кого все взрослые члены семьи являются правшами, несколько сложнее. Однако и в этом случае отчаиваться не стоит: на помощь придут обучающие видеоматериалы из интернета.

Вкратце процесс написания текста левшой должен выглядеть так:

  • рабочая рука и ручка (или карандаш) образуют прямую линию, иногда с небольшим наклоном, правой рукой ребёнок передвигает тетрадку;
  • левая рука при письме располагается «под строчкой», положение «над строчкой» считается неправильным;
  • пальцы левшей должны охватывать ручку или карандаш на 3-3,5 см выше, чем это делают правши;
  • линии, которые выводит ребёнок при письме, должны быть только прямыми, достигнуть определённого наклона можно поворотом тетради;
  • необходимо избегать чрезмерной нагрузки на указательный палец – он должен двигаться совершенно свободно.

Родителям нужно помнить о том, что почерк у их маленького левши будет, по всей вероятности, либо прямым, либо с наклоном влево. Главное, чтобы он был чётким и разборчивым.

Выбираем правильную ручку

Основные критерии выбора ручки для левши:

  • она не должна быть чересчур объёмной: чем тоньше корпус, тем удобнее ею пользоваться;
  • стержень предпочтительно выбирать тонкий, который будет писать под любым углом наклона;
  • паста или чернила, которыми он заполнен, должны высыхать быстрее, чем в обычных ручках, потому что рука левши скользит при письме по только что написанному тексту.

Первое время можно пользоваться обычной ручкой, подкладывая под руку ребёнка промокательную бумагу.
Кроме специальных ручек в продаже можно найти немало других товаров, предназначенных для маленьких левшей: яркие ножницы, забавные точилки для карандашей, сами карандаши и линейки.

Организуем рабочее место

Для леворукого ребёнка крайне важны комфортные условия для занятий. Удобно должно быть именно ему, а вовсе не вам, двоюродной бабушке или учителю.

Постарайтесь поставить письменный стол таким образом, чтобы сидящий за ним ребёнок находился напротив окна или справа от него. Так он сможет заниматься за ним в дневное время, не напрягая зрение, а левая рука не будет мешать письму, загораживая свет.

В классе левше также нужно создать особые условия. Таких детей сажают только с левой стороны, так, чтобы локоть немного выступал за край парты. В таком положении самому ребёнку будет комфортно, да и своему соседу он не сможет помешать.

Как в школе, так и дома тетрадь при письме должна располагаться под наклоном, но не влево, как у правшей, а вправо. Тогда слова не будут закрываться, ребёнок сможет свободно прочесть то, что он написал. Классическое положение тетради под наклоном в 30° влево совершенно не подходит для левши. Это может вызвать у ребёнка сильнейший дискомфорт.

Самое удобное положение – когда нижний левый уголок тетради находится напротив правого плеча ребёнка. Контролировать это помогут специальные подложки, которые есть в продаже.
Впрочем, если ваше чадо начинает ёрзать и пробует передвинуть тетрадь поудобнее, не стоит ему мешать. Возможно, в этом положении ему действительно неудобно писать. Самый лучший вариант можно найти только опытным путём.

При этом очень важно выработать у ребёнка правильную осанку. Левши, как никто другой, способны во время выполнения письменных заданий принимать самые невероятные позы. Терпеливо возвращайте ребёнка в правильное положение, иначе вам придётся бороться со сколиозом.

Особенности обучения письму

Дети, у которых рабочая рука – левая, ничуть не хуже запоминают буквы и принцип их написания, чем правши. Однако их родители нередко сталкиваются с явлением «отзеркаливания», когда некоторые буквы, а то и целые слова ребёнок пишет в противоположную сторону – так, что прочесть их можно, только поднеся к зеркалу. Буква «И» при этом будет выглядеть, как «N», «Я» – как «R», а слово «МАМА» загадочным образом трансформируется в «АМАМ». Преодолеть подобные ошибки можно только упорными, терпеливыми занятиями. Но не стоит забывать о том, что даже у взрослых левшей в минуты рассеянности могут «проскакивать» подобные ошибки. А гениальный Леонардо да Винчи и вовсе использовал две разновидности письма: одну – традиционную – использовал для деловой и личной переписки, а другой – той, прочесть которую можно только с помощью зеркала, – писал свои знаменитые дневники.
Если вы только начинаете учить своего малыша писать, выработать разборчивый почерк и правильное написание сложных для ребёнка букв помогут прописи, разработанные специально для левшей.

Самое главное­ – не оставляйте своё чадо наедине с трудностями. Не забывайте похвалить за самое маленькое достижение. Если что-то не получается, тактично подскажите и покажите. Обязательно делайте уроки вместе с ребёнком, а не только контролируйте процесс. Только так у вас будет возможность вовремя разглядеть возникшую проблему и совместными усилиями справиться с ней.

Любой из нас может стать амбидекстром, то есть человеком, в равной степени владеющим левой и правой рукой. Амбидекстрами были Эйнштейн, Микеланджело, Тесла, да Винчи, Флеминг и Франклин. Конечно, для того, чтобы разбудить другую руку (в случае этой статьи - правую), вам потребуется немало времени и терпения, однако эта цель все же вполне достижима! И эта статья расскажет вам, что надо будет сделать.

Шаги

Отрабатываем навыки письма

    Каждый день пишите что-нибудь левой рукой. Нельзя сегодня захотеть, а завтра проснуться амбидекстром - придется поработать, причем достаточно долгое время - несколько месяцев или даже лет. Так что, если вы и в самом деле хотите научиться пользоваться левой рукой на все 100%, то придется ежедневно тренироваться.

    • Выделите время в своем расписании на то, чтобы писать левой рукой. Достаточно 15 минут в день.
    • Главное, не заставлять себя через силу, – разочарование и усталость загубили немало великих начинаний.
    • Практикуйтесь регулярно, и вы добьетесь своего.
  1. Правильно держите руку. Когда вы пытаетесь приучить себя писать левой рукой, важно удобно держать в ней ручку.

    • Многие из нас держат ручку слишком крепко, сжимая ее едва ли не мертвой хваткой, из-за чего рука быстро устает. Уставшая рука, в свою очередь, ухудшает качество письма.
    • Чтобы рука не уставала, держите левой рукой ручку так, как держали бы правой, но зеркально все отразив. И не отказывайте себе в перерывах для отдыха!
    • Писать на хорошей бумаге хорошей ручкой будет куда удобнее и проще.
    • Наклоните бумагу на 30-45 градусов вправо, – под таким углом вам будет удобнее.
  2. Отработайте написание символов алфавита. Левой ручкой запишите весь алфавит вашего языка, как строчные, так и заглавные буквы. Не спешите, сосредоточьтесь на том, чтобы буквы хотя бы отдаленно напоминали самих себя. Пока что вам важно качество, не скорость.

    • Сравнения ради, сделайте то же самое, но уже правой рукой. Соответственно, дальше уже работайте с этим образцом для подражания.
    • Держите свои черновики в какой-нибудь папке. Так, вам будет удобнее и проще отслеживать прогресс и, соответственно, легче бороться с недостатком мотивации.
  3. Отработайте написание предложений. Проработав алфавит, пора переходить к тексту, точнее, к предложениям.

    • Начните с чего-нибудь простого, например: “Я пишу это предложение левой рукой”. Помните, спешить не надо, надо стараться сделать все качественно.
    • Затем попробуйте написать какое-нибудь предложение из тех, что содержат все буквы русского языка.
    • А затем еще одно такое же.
  4. Работайте с прописями. Вы их помните, вы по ним сами писать учились, пусть даже давно и правой рукой. Тем не менее, ни ситуация в целом, ни правила написания букв еще не успели измениться. С помощью прописей вы отточите навыки написания букв левой рукой.

    • Строго говоря, вы не просто учитесь писать правой рукой, – вы заново учитесь писать и приучаете мозг к этому. А именно для таких случаев прописи и создавались.
    • Помните свои разлинованные тетрадки в строчку с наклонной линией? Они вам снова пригодятся, – так будет проще следить за тем, чтобы у букв были схожие пропорции.
  5. Попробуйте писать задом наперед. В русском, как и во многих других языках мира, текст идет слева направо, “от большого пальца к мизинцу”.

    • Для правшей в этом нет ничего странного. К тому же, так, они еще и не размазывают случайно чернила при письме.
    • Для левшей, в свою очередь, такое положение дел выглядит менее естественным. Левшам действительно проще писать справа налево.
    • К примеру, да Винчи был левшой и писал именно так - справа налево, зеркально отражая буквы при письме. Это создавало своего рода шифр, прочесть который можно было лишь отразив текст в зеркале.
    • Потренируйтесь в написании текста справа налево левой рукой, и вы удивитесь тому, как быстро и просто будут получать буквы. Впрочем, чтобы по-настоящему писать задом наперед, вам надо писать так еще и сами слова!
  6. Порисуйте. Это, конечно, не совсем то, но все же умение рисовать левой рукой вам пригодится – вы научитесь точнее контролировать руку, а также сделаете ее сильнее.

    • Начните с чего-то простого – скажем, с базовых геометрических форм, например, квадратов, кругов и треугольников. Затем переходите к более сложным фигурам – деревьям, стульям и так далее. Когда же и это будет даваться вам просто, начните рисовать людей и животных.
    • Рисуйте сверху вниз левой рукой. Это замечательное упражнение, с помощью которого вы начнете тренировать мозг и приучать его владеть левой рукой так же, как и правой.
    • Многие великие художники были амбидекстрами и частенько, когда уставала одна рука, просто брали кисть другой и продолжали рисовать. Сэр Эдвин Генри Ландсир, известный художник, так и вовсе славился тем, что умел рисовать двумя руками одновременно.
  7. Будьте терпеливы. Как уже упоминалось ранее, чтобы научиться писать левой рукой, вам потребуется немало времени и сил. Так что запаситесь терпением и не сдавайтесь!

    • В конце концов, на то, чтобы научиться писать правой, у вас ушли годы! Да, вы были ребенком, но это не сильно меняет ситуацию. Более того, это значит, что левую вы разбудите даже быстрее! Тем не менее, даже с учетом этого не стоит ждать быстрых результатов.
    • Не задумывайтесь о скорости письма в первое время. Вы должны научиться управлять рукой, точно писать буквы, а не писать быстро. Скорость - это вопрос следующего этапа.
    • Мотивируйте себя тем, что умение писать левой рукой для правши - это круто и зрелищно. Уж что-что, а мотивация вам пригодится…

    Делаем левую руку сильнее

    1. Делайте левой рукой все. Вообще все. Это самый простой способ приучить ее к различным нагрузкам. Если вы что-то делаете правой, теперь начните делать это левой..

      • Чистите зубы левой рукой. Расчесывайтесь левой. Сахар в чашке размешивайте левой. Масло на хлеб – левой. Дверь открывайте – левой. Все левой!
      • Дротики бросайте – левой. Кий держите – левой. Боулинг – тоже левой.
      • Да, сперва будет сложно, вы будете случайно срываться и начинать делать все правой. На этот случай есть одно верное средство – свяжите пальцы правой руки. Все, рука бесполезна, придется делать все левой!
    2. Поднимайте левой рукой тяжести. Это поможет вам выправить разницу между доминирующей и недоминирующей рукой.

      • Гантели, кистевые эспандеры - все это сослужит вам верную службу.
      • Начните с небольших весов, постепенно увеличивая нагрузку.
    3. Научитесь жонглировать . Жонглирование тремя-четырьмя мячами – это, пожалуй, один из лучших способов усилить левую руку и улучшить координацию. Кроме того, это еще и зрелищно само по себе!

      Тренируйтесь с мячом. Так, одним из замечательных упражнений для не доминирующих рук является работа с мячом, отскакивающим от какой-то поверхности. Возьмите две теннисные ракетки и два мяча, затем начинайте отбивать их от пола - одновременно и двумя руками.

      Научитесь играть на музыкальном инструменте. Многие музыканты, чей инструмент требует работы двух рук, в определенной степени амбидекстры.

      Займитесь плаванием. Еще одно занятие для двух рук сразу, развивающее общую координацию движений и, как следствие, мозг.

      • Запишитесь в бассейн, проплывите пару дорожек, и вы не только начнете развивать левую руку, но и в целом для организма сделаете полезное дело. Кардио еще никому не мешало!
    4. Мойте посуду левой рукой. Регулярное мытье посуды левой рукой – простой и надежный способ развить ее ловкость. Это и увлекательно, и полезно на будущее, причем не только для мытья посуды.

    5. Начните выполнять левой рукой задачи, требующие большей точности. Пишите в зеркальном отражении, играйте в бильярд или в дартс, чистите креветок недоминирующей рукой, которую вы уже натренировали на более простых задачах. Это также разовьет в целом ваше умение автоматически переносить любое действие в зеркальном отражении на другую руку. В следующий раз, берясь левой рукой за новое дело, которое обычно выполняете правой, вы будете действовать с самого начала чуть более ловко, чем если бы ваша левая рука не была приучена к таким упражнениям. Чтобы левая рука сравнялась с правой, могут уйти годы, но уже через два месяца она приблизится к ней. Когда вы научитесь достаточно ловко справляться левой рукой, не нужно нетерпеливо добиваться, чтобы она догнала правую. Если вы спешите стать амбидекстром и готовы к тому, что поначалу все будет получаться медленно, можете пропустить шаги 2-7.

      • Тренируйтесь писать левой только дома. В школе или на работе пишете доминирующей рукой до тех пор, пока не научитесь писать левой достаточно быстро и аккуратно.
      • Когда начнете все делать левой, старайтесь не использовать правую.
      • Делайте левой рукой ежедневные дела - держите в ней вилку, пульт и т.д.
      • Будьте терпеливы и не спешите.
      • Все, что делали доселе правой, отныне делайте левой.
      • Учась писать левой, не забывайте про осанку.
      • Особое внимание уделяйте написанию предложений, содержащих все буквы алфавита.
      • Когда пишете левой рукой, смотрите правым глазом.

Не секрет, что мир заточен под праворукое большинство, поэтому тем 11-13% от общего населения, кто преимущественно пользуется левой рукой, приходится к этому миру приспосабливаться. Можно не воспринимать проблемы левшей всерьез, однако, если перечислить несколько трудностей, с которыми им приходится сталкиваться, станет ясно, почему в последнее время левшам уделяют больше внимания и разрабатывают для них специальные товары. Например, левши:

  • с трудом пользуются стандартными ножницами (лезвие правосторонних ножниц закрывает контур, по которому левша вырезает);
  • не могут писать в тетрадях на спирали или на кольцах;
  • имеют проблемы с письмом на школьной доске или белой маркерной доске: их рука, следуя за мелом или маркером, стирает только что написанный текст);
  • долго приспосабливаются к кухонным приборам: ножам, открывалке для консервных банок, мерным чашкам, деления на которых расположены в не логичном для левшей порядке;
  • размазывают рукой текст, написанный шариковой ручкой, а тыльная сторона ладони часто бывает испачкана чернилами.

Доходит и до забавного: левши признаются, что иногда за праздничным столом случайно пьют из бокала праворукого соседа, протягивают для рукопожатия левую руку, не могут ужиться с коллегами, которые переставляют папки в шкафу в неудобном для левшей порядке, по лестнице спускаются с той стороны, где встречные люди обычно поднимаются, а еще сетуют на то, что в автомобиле держатель для кофейного стакана находится с правой стороны.

Бывает, что дети долго не определяются с ведущей рукой, и часто переключаются с правой на левую, например, едят правой рукой, а рисуют – левой. И этим ставят родителей в тупик, заставляя думать, что их дети – амбидекстры (люди, равно использующие обе руки). Но к началу школы, как правило, становится ясно, какая рука является доминантной. Существует и несколько простых тестов, которые помогут родителям понять, какой рукой ребенок совершает активные действия: бросает мяч в цель, расчесывается, нанизывает бусины на нитку, закручивает крышку на флаконе, держит ножницы, столовые приборы и карандаш. Если большинство этих действий ребенок совершает левой рукой, значит, он в команде тех, у кого сильнее развито правое полушарие, отвечающее за эмоции, творчество, способности к искусству.

Левшей часто подозревают в дисграфии (нарушении письма) и дислексии (нарушении чтения) из-за того, что дети читают слова справа-налево или зеркально пишут буквы. Однако современные специалисты связывают дислексию и дисграфию с логопедическими проблемами, а у левшей зеркальное письмо и чтение в обратном порядке связаны с индивидуальными особенностями восприятия текста и носят, как правило, временный характер. Распространено также заблуждение, что у левшей грязный почерк и неправильный наклон букв. Но многие родители леворуких детей не подтверждают этого. Почерк ребенка-левши будет аккуратным, если вовремя поставить ему правильный захват карандаша и ручки и приучить располагать бумагу так, чтобы рука оказывалась внизу строки: ребенок будет видеть, что он пишет, и не размазывать буквы.

Первое, что нужно сделать родителям будущего школьника – предупредить учителя о том, что их ребенок – левша. Это позволит педагогу проявлять понимание там, где левша будет действовать медленнее остальных. Большинство учителей работают правой рукой, и ребенку требуется время, чтобы переключиться на свою собственную систему координат и повторить то, что показывает учитель-правша. Ну а основная задача – научить ребенка писать, рисовать и пользоваться различными бытовыми приспособлениями ложится на родителей.

Приведем несколько советов, как можно облегчить жизнь левшам:

Правильно держать ручку или карандаш помогут специально разработанные канцелярские принадлежности с маркировкой «L». Это могут быть насадки с углублениями для пальцев, а также сами карандаши и ручки. Такие письменные инструменты имеют быстросохнущие чернила, которые не позволяют тексту размазываться, а также – специальную форму стержня, который не будет рвать бумагу (при письме левша совершает толкательное движение ручкой по бумаге, в то время как правша плавно тянет ручку за ведущей рукой). В течение нескольких недель обучения пальцы привыкнут к правильному расположению, и ребенок сможет перейти на письмо обычными ручками.

Свет от лампы за письменным столом должен падать для левши справа. Также приучите ребенка наклонять тетрадь вправо на 45 градусов: в такой позиции он сможет держать руку ниже строки и будет видеть то, что пишет.

За школьной партой леворукий ребенок должен занимать место с левой стороны, тогда его локти не будут соприкасаться с локтями праворукого соседа. Этот же момент относится и к рассаживанию за обеденным столом: левше лучше выделять место с левого края.

Как правило, дети не имеют проблем с пользованием стандартной компьютерной мышью, просто ставят ее слева от себя. Однако при желании можно поменять настройки в параметрах мыши, переставив конфигурацию кнопок.

Нередко можно видеть, что левши держат ножницы в правой руке: это происходит оттого, что, если брать стандартные ножницы в левую руку, их верхнее лезвие закрывает контур разреза. Если вы видите, что ребенок испытывает сложности с вырезанием, попробуйте приобрести специальные ножницы для левшей, у которых лезвия расположены противоположным образом.

Чтобы закрепить навык письма слева-направо, наклеивайте в левый угол листа звездочку и напоминайте, что начинать строку всегда следует от звездочки. Развивать будущую имитацию правильного письма можно и в играх, предлагая ребенку складывать узоры из мозаики, раскрашивать вагоны паровоза и считая окружающие предметы слева-направо.

Выбирая прописи для дошкольников, обратите внимание на те, в которых букву или фигуру предлагается сначала обводить по пунктиру. Рука левши лучше запомнит написание, чем, если ему будет предложено сразу срисовывать нужный знак с приведенного примера.

Если вы – правша, то, прежде чем учить ребенка каким-то движениям или спортивным навыкам, например, держать бадминтонную ракетку, попробуйте сами взять ее в левую руку и понять, как лучше продемонстрировать и объяснить захват. Родители левшей делятся секретом: каким-то вещам ребенка проще научить, если поставить перед собой зеркало, в которое он будет смотреть: например, так ребенку будет проще понять, как завязывать шнурки, чем, если он будет следить за вашими руками.

Начинающие читатели-левши часто теряют строчку. До того момента, как читательский навык приобретет автоматизм, можно держать под строчкой палец или закрывать пальцем следующий слог, чтобы взгляд фокусировался только на том слоге, который ребенок читает в данный момент.

Главный совет родителям маленьких левшей – набраться побольше терпения, потому что некоторым вещам дети учатся немного дольше, чем их праворукие сверстники: например, справляться с застежками, молниями и шнурками или определять время по циферблату. Нередкий случай, когда, глядя на часы, на которых показано время 1 час 30 минут, левша, путая маленькую и большую стрелку, отвечает – «пять минут седьмого». Свойственная левшам медлительность и задумчивость не всегда укладывается в голове у человека, который всю жизнь привык пользоваться правой рукой, поэтому даже показать ребенку, как правильно держать ручку, для родителей бывает проблемой: они просто не могут сложить пальцы левой руки так, как сами привычно их складывают при письме.

Однако левши впечатлительны и ранимы, поэтому взрослым необходимо проявить больше понимания и чаще использовать похвалу, тогда левши быстрее научатся читать, писать и аккуратно вырезать. Вы по-прежнему будете замечать за ними странные для ваших глаз особенности: как помешивают сахар в чае против часовой стрелки, режут хлеб с наклоном влево или расставляют кружки в шкафу ручками в «неправильную» сторону. Но это все-таки очень интересно: жить рядом с человеком, который воспринимает мир под другим углом.

РЕБЕНОК ЛЕВША. УЖАСНЫЙ ПОЧЕРК! ЧТО ДЕЛАТЬ? ДЕЛЮСЬ ОПЫТОМ
Внук в первом классе учился в России в каком - то супер - пупер классе, в который принимали детей по конкурсу - после собеседования. Суперпуперский почерк после окончания первого класса выглядел так:

Надо отметить ради справедливости, что родители (в связи с занятостью) не уделяли должного внимания почерку ребенка, дополнительно с ним никто не занимался. В итоге - сами видите, какой почерк.

Кроме того, внук - левша. Но то, что левша - не оправдание. Во втором классе у них три девочки - левши разборчиво пишут.


"Перевод" каракулей:
ШЕСТЬ ЛАПОК

Шесть ловких лапок у Жука,
Восемь ног у Паука.
А червяк...
Червяк - смешной:
У червяка нет ни одной!

В какой последовательности мы стали выруливать?

1. Купили специальную шариковую ручку для левшей. Полная ерунда, т. к. выбрать хороший стержень нельзя - одна конструкция и все. Не помогла нам спецручка для левшей.

2. Нашли в Интернете специальные прописи для левшей http://gaka.narod.ru/left/prop.html . Скачали, размножили их. Много полезных советов, все подробно расписано.

3. Внука возили каждый день к учителю, который занимался с ребенком только почерком. Работали они по прописям для первого класса по математике и русскому языку. Занимались рисованием и лепкой. Но дело шло чрезвычайно медленно - не растягивать же это сомнительное удовольствие на целый год... Надо было как - то ускорить процесс. Кроме того, после того, как я увидела в тетради написанное учительницей (в качестве образца) слово "удот" ("удод" подразумевалось), методику и учителя захотелось срочно изменить. Отказались через месяц от учительницы, стала я сама заниматься с внуком.

4. Сначала продолжили заниматься по прописям по русскому языку и математике для первого класса. Скукота неимоверная. Результаты плачевные.

5. На всех стенках навешали плакаты с образцами написания букв и цифр

6.А вот теперь я расскажу о главном. О том, ради чего я все это пишу.

Нашла я в Интернете рассказ мамы трех сыновей о том, как она со своими детьми занималась почерком. (Мамочка, спасибо Вам огромное!). И наше кропотливое дело сразу очень быстро пошло на лад. Произошел качественный скачок, МОЖНО СКАЗАТЬ - РЕВОЛЮЦИЯ.
Почему? Да просто РЕБЕНКУ СТАЛО ИНТЕРЕСНО заниматься!

На первом этапе внук обводил текст "Тараканище". При этом он знакомился и с правильным написанием букв, и с тем, откуда нужно начинать писать букву и в каком направлении двигаться при ее написании. Как правильно соединять буквы. Какой наклон букв следует выдерживать. В учебном "Тараканище" внук находил ошибки и ставил оценки на каждой странице.

Каждый день мы выясняли с ним его ошибки, слабые места. И работали над ошибками. Он САМ находил эти ошибки. Вот, что важно. Например, внук сам выдумал правило, как соединять буквы:" Посмотри, как легко - только к буквам "М" и "Л" надо подбираться снизу, а к остальным буквам - сверху!" (это он о соединении букв говорит). Я присмотрелась - а ведь точно подметил!

Или обсуждаем вопрос: почему я настаиваю, чтобы "кружочки" в буквах А, Д, О, он писал, начиная сверху и так, как указано стрелочками в образце. И тут однажды внук пришел к выводу: "Если писать по стрелочкам, то получается БЫСТРЕЕ!"

Девочки! Работа кропотливейшая, требует огромного терпения. Но хоть дает результат (не то, что это занудное выписывание букв в прописях...)

А это уже о каках - маляках из Интернета:

Как научить ребенка красивому почерку?

Если вы пойдете в книжный магазин и спросите «Прописи для первого класса начальной школы», то вам укажут на целую полку. Но если вы, например, захотите приобрести «Прописи для пятого класса гимназии», то на вас, вероятно, посмотрят как на ненормального. А, собственно, почему? Разве к пятому классу у всех школьников уже вырабатывается беглый, красивый почерк?

Два года назад мой старший ребенок как раз пошел в пятый класс. Заглянув однажды в его тетрадки по русскому языку, я ужаснулся. Что за жуткие каракули! Всё вкривь и вкось! У каждой буквы свой индивидуальный наклон и свой индивидуальный размер. И это - у того самого ребенка, который в первом классе поражал свою первую учительницу ровностью и красотой выводимых им букв!

Мы с женой засели на кухне и принялись на чем свет стоит ругать современную школу: и учат, дескать, там не тому, и учат совсем не так, и за детьми-то там не следят, и здоровье им только губят. Мы ругали школу и день, и два и месяц, но почерк у ребенка от этого лучше не становился. Пришлось тогда заняться поиском более эффективного средства.

Результатом этого поиска явилась система прописей для всех возрастов, которую я разместил в свободном доступе на моем сайте «Тропинка к гениальности» (http://nekin.info). Слава компьютеру! Благодаря ему, я теперь не завишу от официальных методистов и могу сам без героических усилий изготавливать методические материалы для своих детей, следуя лишь собственным представлениям и вкусам. Система прописей состоит из трех частей, которые соответствуют трем этапам становления почерка.

Этап первый: отдельные «крючочки» и буковки
Начинать, конечно, нужно с самого начала - с прописей для первоклашек. Но уже на первом этапе мои прописи очень сильно отличаются от тех, которые продаются в магазинах. Главное и самое важное отличие заключается в том, что это - не сброшюрованная тетрадка, а компьютерный файл (в pdf-формате), каждую страницу которого можно распечатать сколько угодно раз.

Почему это так важно?
Покупные прописи ориентированы на школу, а в школе всем балом правит учебный план. Например, в учебном плане по математике на тему «умножение на однозначное число» отведено какое-то количество академических часов. Ученик, который за положенное время освоил данную тему, получает хорошую оценку. Ученик, который не уложился в отпущенный срок, получает плохую оценку. Но и тот, и другой переходят затем к новой теме - «умножение на многозначное число».

Этот же педагогический принцип лежит и в основе школьных прописей для первоклашек. Вот, например, образец написания буквы «а», и тут же - три пустые разлинованные строчки, чтобы ребенок тренировался писать свою собственную букву «а». Независимо от того, научился ли ребенок писать букву «а» или нет, - как только три строчки кончаются, он переходит затем к букве «б».

Но дети есть дети. Как только ребенок заметит, что ему отпущено всего лишь три строчки, вряд ли он будет выписывать буковку «а» с усиленным прилежанием - с тем, чтобы успеть наработать соответствующий моторный навык, пока еще остается свободное место. Нет, скорее всего он поступит в точности наоборот. Если уж он получил задание исписать буквой «а» три строчки, то он будет это делать не с максимальным прилежанием, а с максимальной скоростью. Как бы жутко ни выглядели его каракули, переделывать халтурно выполненную работу его уже не заставят - на это в его прописях просто физически нет места. Ну, подумаешь, взрослые скажут ему «ай-ай-ай» и покачают головой. Зато теперь можно подольше посмотреть телевизор.

В прописях-файлах пространство, отведенное ребенку для тренировки, никак не ограничено. Даже если ему не хватит листа для того, чтобы научиться писать какую-либо букву, точно такой же лист всегда можно распечатать заново. А значит, появляется возможность сформулировать задание для ребенка таким образом, что работать халтурно и наспех не будет иметь никакого смысла. Не «испиши столько-то строчек», а «напиши столько-то красивых букв».

Далее, в новых прописях образец буквы повторяется несколько раз на строке. После каждого образца следует пробел, куда ребенок вписывает свою букву. Это нужно для того, чтобы в поле зрения ребенка всегда находился именно образец, а не его же собственная корявая буква, написанная минутой раньше.

И наконец, я вернулся к частой косой линейке, которая так облегчала жизнь первоклашкам в пору моего детства и от которой в нынешних российских школах почему-то отказались.

Этап второй: каллиграфическое письмо
Наконец ребенок научился (в некоторой степени) выводить буквы. Что делать дальше?
В традиционных школьных прописях, помимо букв, имеется еще сотня-другая отдельных слов да пара десятков предложений-образцов, которые по содержательности и благозвучию примерно соответствуют знаменитому изречению: «Мама мыла раму». Я уверен, что содержание текста для переписывания окажет немаловажное влияние на формирование ребенка как личности. Вовсе не всё равно - выходит ли из-под его пера: «Мама мыла раму», - или же: «Ветер, ветер! Ты могуч…». Когда человек переписывает Пушкина, он становится немножко Пушкиным. А тот, кто переписывает не-Пушкина, в не-Пушкина же и превращается.

На мой взгляд, для переписывания лучше всего подходят стихи великих поэтов. Именно у них логичнее всего учиться родному языку. Я установил для своих детей правило - каждый день они должны переписать пять стихотворных строчек, да при этом заодно их и выучить. Халтура не принимается. Моя инструкция звучит так:
- Твое задание - переписать из этого стихотворения (поэмы) пять строк подряд красиво и без ошибок. Если ты делаешь ошибку или хотя бы помарку, то тебе ничего не надо переписывать заново, ты просто продолжаешь писать дальше, - пишешь, и пишешь, - и не отрываешь свою попу от стула, пока не окажется, что ты написал пять «хороших» строчек подряд.

На моем сайте представлено несколько образцов для переписывания, однако главное - это компьютерный шрифт Primo, который позволяет переформатировать любой текст в каллиграфическое письмо и, таким образом, «превратить» его в прописи.

У нас в ходу разные типы прописей-текстов: например, «черные» и «серые». Они названы так по цвету букв. Блеклые, серенькие буквы хороши тем, что ребенок может их обводить яркой (капиллярной) ручкой. Это прекрасное переходное упражнение, которое подготавливает к собственно переписыванию по образцу. Прописи с черными буквами лучше подходят именно для переписывания. Однако самой большой популярностью пользуются у нас «полосатые» прописи: сначала идет черная строка (для образца), затем - с тем же текстом - серая (для обводки), и, наконец, третья строка оставлена пустой для самостоятельного заполнения.

Все желающие могут установить шрифт Primo на своем компьютере и использовать его для изготовления собственных прописей.

Этап третий: выработка индивидуального почерка
Очень скоро школьники обнаруживают, что если они станут выводить буквы именно так, как их учили в первом классе, то они в буквальном смысле слова превратятся в неуспевающих учеников. Им поневоле приходится как-то переиначивать начертания букв, чтобы ускорить процесс письма. Это происходит совершенно стихийно, под девизом «кто во что горазд», без всякой помощи со стороны учителей. В результате такого переиначивания вырабатывается индивидуальный почерк, и неудивительно, что он далеко не всегда оказывается хорош.

Я полагаю, что было бы правильней обучать детей не только каллиграфическому, но и (гораздо более практичному) беглому письму. Для этого нужны особые прописи, которые написаны красивым взрослым почерком. Теперь подобные прописи можно изготовить с помощью компьютерного шрифта под названием Tempo, который также представлен на моем сайте.

Именно благодаря таким, «взрослым», прописям моему старшему ребенку - теперь уже семикласснику - удалось выровнять свой некогда жуткий почерк. Да и сам я, признаться, тоже немножко поупражнялся и кое в чем усовершенствовался. Учиться практичному и красивому почерку никогда не поздно.
http://obrazovanie.odessa.ua/stati/pismo.html

Кто позаботится о том, чтобы ребенок писал красиво, быстро и грамотно?
Научить писáть - это посложнее, чем научить читать.

Сразу оговорюсь: под умением писать я подразумеваю отнюдь не складывание отдельных слов из кубиков Зайцева. Речь идет, во-первых, о выработке быстрого, красивого, разборчивого и грамотного почерка, а во-вторых, о компьютерном наборе слепым десятипальцевым методом. Я нарочно употребил тут не совсем обычное словосочетание - «грамотный почерк», - для того чтобы подчеркнуть, что грамотность - это не теоретические знания, а моторный навык, который должен быть привит не голове, а руке. Но о грамотности у нас еще будет возможность поговорить поподробнее, а сейчас на повестке дня другой вопрос: «Кто, вообще, должен обучать наших детей письму?»
Посмотрим для начала: что нам могут предложить модные ныне методики раннего развития?
Оказывается, ровным счетом ничего. Лена Данилова, один из ведущих экспертов в области раннего развития, пишет по этому поводу следующее.
Замечено, что дети, рано научившиеся писать, попав в школу, пишут отвратительно. Учителя начальных классов из года в год твердят родителям, чтобы они не занимались со своими детьми письмом в дошкольном возрасте. И в этом они, к сожалению, правы.
Дети, обучившись в раннем возрасте письму, быстро портят почерк за счет того, что рука еще не устоялась. Даже если с самого начала буквы получаются красивые, закрепить хороший почерк как навык невозможно из-за нереальности ежедневных интенсивных занятий с малышом.
Научить ребенка писать очень легко. Научить писать можно и в три, и в четыре, и в пять. Но заставить трех-четырехлетнюю кроху писать по часу в день, внимательно следя за правильным изображением каждого элемента букв, не только бессмысленно, но и жестоко. А по-другому добиться установки хорошего почерка невозможно. Ребенок, выучив письменный алфавит, начинает им пользоваться по собственному усмотрению. Остановить или проконтролировать этот процесс уже невозможно. Пишет что попало и, естественно, как попало. Почерк, даже если он был вполне сносным в момент обучения, быстро портится и именно в таком виде закрепляется как навык.
Честно говоря, я не ожидал от Лены Даниловой такого откровенно саморазоблачающего признания. Ведь здесь почти прямым текстом заявлено: «В сферу раннего развития входит только то, чему ребенок может научиться играючи, без усилий. А всё, что требует от него настойчивого, систематического труда, находится в исключительной компетенции школы».
Что ж, ладно: заглянем в школу. Как обучают письму там?
Следует отметить, что школьные методики по обучению письму за последние полвека кардинально изменились. В былые времена писали пером или перьевой ручкой, причем младшие школьники пользовались, как правило, самыми дешевыми письменными принадлежностями весьма скверного качества. Если плохую перьевую ручку держать неправильно, то она просто-напросто не пишет и, к тому же, быстро ломается. Поэтому школьные учителя волей-неволей должны были следить за правильной постановкой руки каждого из учеников. Процесс обучения письму был долгим. Он занимал весь период начальной школы (три года), и, пока дети не выучивались мало-мальски сносно писать, им не слишком забивали голову правилами орфографии.
Заглавные буквы из школьных прописей писались тогда красивее, но гораздо сложнее. Да и сами прописи были устроены не так. Предполагалось, что одна книжка прописей должна прослужить несколько лет разным ученикам, поэтому там приводились только образцы для переписывания, а упражняться письму следовало не в ней, а в отдельной тетради. Тетради для первого класса тоже были другими - в частую косую линейку, которая очень облегчала написание букв, служа им дополнительной «опорой».
С тех пор качество письменных принадлежностей и качество школьного преподавания существенно изменились. Первое - в лучшую сторону, второе - в худшую. Теперь в ходу неприхотливые шариковые ручки, и учителям нет надобности правильно ставить руку ученикам. После перехода к упрощенному написанию букв стало возможным значительно сократить время на освоение каллиграфии. Нынче уже первоклашки начинают писать диктанты и зубрить орфографические правила.
Что же касается современных прописей, то они заслуживают более пространного комментария. Вся абсурдность школьной системы получила в них свое законченное воплощение. Вот что я имею в виду.
Как известно, в школе всем балом правит учебный план. Например, в учебном плане по математике на тему «умножение на однозначное число» отведено какое-то количество академических часов. Ученик, который за положенное время освоил данную тему, получает пятерку. Ученик, который не уложился в отпущенный срок, получает двойку. Но и тот, и другой переходят затем к новой теме - «умножение на многозначное число».

Этот же педагогический принцип лежит теперь в основе прописей для первоклашек. Вот, например, образец написания буквы «а», и тут же - три пустые разлинованные строчки, чтобы ребенок тренировался писать свою собственную букву «а». Независимо от того, научился ли ребенок писать букву «а» или нет, - как только три строчки кончаются, он переходит затем к букве «б».
Вероятно, нынешние школьные методисты полагают, что дети - это какая-то особенно сознательная разновидность людей. Когда ребенок заметит, что ему отпущено всего лишь три строчки, он уж, конечно, будет выписывать буковку «а» с усиленным прилежанием - чтобы успеть наработать соответствующий моторный навык, пока еще остается свободное место.
Плохо, в таком случае, школьные методисты знают детскую психологию. Нормальный, психически здоровый ребенок поступит в точности наоборот. Если уж он получил задание исписать буквой «а» три строчки, то он будет это делать не с максимальным прилежанием, а с максимальной скоростью. Как бы жутко ни выглядели его каракули, переделывать халтурно выполненную работу его уже не заставят - на это в его прописях просто физически нет места. Ну, подумаешь, назавтра учительница скажет «ай-ай-ай» и покачает головой. Зато теперь можно подольше посмотреть телевизор.
Любопытно отметить, что в первом классе школы оценок теперь не ставят. Плохие оценки за плохой почерк ученики начинают получать только во втором классе, когда все занятия по прописям уже далеко позади.
Итак, быстренько заполнив пустые строчки в прописях, дети переходят к изучению орфограмм.
Гм… гм… Читатель благородный! Знаете ли Вы, что такое орфограмма? Я впервые столкнулся с этим словом, когда отвел старшего сына в первый класс и заглянул в его учебники, чтобы поинтересоваться, чем же он там занимается. Оказывается, это центральное понятие, вокруг которого вертится изучение русского языка в современной школе на протяжении многих лет. Я тогда принялся расспрашивать всех своих знакомых, не знают ли они, что такое орфограмма. Нет, никто не знал. Тогда я обратился к словарям. Иногда значение какого-то незнакомого русского слова проще всего уяснить, если взглянуть на его перевод на какой-нибудь иностранный язык. Так вот, если обратиться, например, к словарю Яндекса, то в его английской, немецкой, французской, итальянской и испанской частях комбинация букв «орфограмма» воспринимается как опечатка. А в русской части это слово встречается лишь в единственном источнике - в Большой Советской энциклопедии. Здесь написано следующее.
Орфограмма (от греч. orthós - правильный и grámma - письмо)
1) последовательно воспроизводимый способ передачи на письме фономорфологического явления в том или ином языке (…);
2) Написание, соответствующее правилам орфографии.
Надо отдать справедливость школьным методистам: они прививают первоклашкам всё же не первое из указанных определений, а второе. Так, в учебнике А.В.Поляковой для 1 класса начальной школы читаем:
Орфограммы - это написание слов по определенным правилам. <Например,> большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей - это орфограмма.
Кто понял, что такое орфограмма, - поднимите руку! Я уж точно руки не подниму. Наверно, всё дело в моем математическом образовании. Я машинально делаю подстановку и получаю:
Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей - это написание слова по определенным правилам.
В этой фразе не больше логики, чем, например, в такой:
Лестница между двумя этажами - это строительство дома по определенным правилам.
Конечно, некоторый смысл тут интуитивно угадывается, но какое неряшество мысли! какое неуважение к русскому языку! В разговорной речи подобные ляпсусы, пожалуй, еще допустимы, однако учебник для первого класса можно было бы написать и покорректнее.
Итак, лишь только пустые строчки в прописях заканчиваются, каллиграфия считается пройденным этапом, и первоклашки принимаются осваивать правописание. Их обучают отыскивать в словах орфограммы. Например, ребенок пишет под диктовку: «У Маши тетрадь». По замыслу школьных методистов, он должен про себя проговаривать: «Маша - это имя человека. Значит, оно пишется с большой буквы, потому что большая буква в именах людей - это орфограмма. На конце у Маши должна стоять буква и, потому что буква и в буквосочетаниях жи, ши - это орфограмма. Буква е в слове тетрадь - это безударная гласная. Значит, это тоже орфограмма. Проверочного слова тут подобрать нельзя. Такие случаи следует проверять по словарю и запоминать. На конце слова тетрадь слышится ть, а надо писать дь, потому что можно подобрать проверочное слово - тетради, - и это опять-таки орфограмма».
Где уж тут уследить за красивостью почерка!
Короче говоря, тот мрачный сценарий, которым Лена Данилова пугает родителей дошкольников, как раз в школе-то и реализуется в полной мере. Есть, правда, два несущественных отличия. Во-первых, Лена Данилова предполагает, что хотя бы попервоначалу буквы у дошкольников получаются всё же красивыми, а про школьников мы такого утверждать не можем. Во-вторых, согласно Лене Даниловой, дошкольники принимаются писать что попало и как попало, реализуя свои собственные необузданные фантазии, в то время как школьникам приходится писать под строгим надзором учителей, воплощая в жизнь убогие фантазии методистов.
Нет, я не хочу огульно хаять все подряд школы и всех подряд учителей. Наверняка, в наших необъятных просторах найдется такой учитель, который действительно учит писать красиво и грамотно. Однако всерьез рассчитывать на то, что мой ребенок попадет именно к нему, увы, не приходится.
23.03.2007, отредактировано: 07.06.2012

Дети, у которых более развито правое полушарие, практически ничем не отличаются от детей, с активным левым. Разница только в использовании правой или левой руки. Но когда приходит время учиться писать, то леворукость проявляет себя довольно явно, дети испытывают настоящие трудности в овладении письмом, так как все, даже написание букв, приспособлено в нашей жизни для праворуких людей.

Если родители определили, что их ребенок левша, то позаботиться о подготовке его руки к письму, должны с самого раннего детства. Ему будет гораздо труднее, чем его праворуким сверстникам, держать ручку и выводить буквы. Поэтому его рука должна быть подготовлена к школе.

Существует множество упражнений на развитие мелкой моторики. Хорошо укрепляют мышцы руки лепка и рисование. Присутствие этих заданий в достаточном количестве необходимо.

Рабочее место ребенка должно быть полностью организовано под леворукого ребенка. Свет располагается либо справа, либо перед ребенком, с учетом, того, чтобы сам он себе его не закрывал.

Нужно обязательно следить за тем, как сидит левша за столом. Ведь для того, чтобы видеть, что он пишет, малыш может изогнуться так, что искривление позвоночника неминуемо.

Поэтому важно найти правильное положение тетради. Правое плечо ребенка должно располагаться напротив левого угла той страницы, на которой он пишет. При заполнении страницы, ее постепенно передвигает правая рука. Тогда и рабочая рука не так будет уставать, и ребенку виден написанный текст. Но можно и принять способ расположения страницы, повернутой на 90%, а ручка двигается снизу вверх.

Следует учить школьника левшу правильно держать ручку, если пальцы расположены не так, как надо, то рука быстро устает, да и сам ребенок утомляется.

Ручка не должна быть толстой, а чернила размазываться. Ее нужно держать тремя пальцами, не очень крепко, конец направлен на правое плечо пишущего. Большой палец и средний удерживают ручку, а указательный контролирует и направляет ее сверху. Мизинец руки согнут, а кисть опирается на него и согнутую ладонь. Указательный палец должен находиться от конца ручки сантиметра на 2 – 4. Этот способ называют зеркальным, он как бы отражает письмо праворукого человека. Именно им пользуется большинство левшей.

Принятый в школе наклон букв леворукие дети соблюдать не могут, поэтому они пишут буквы прямо или с наклоном влево.

В помощь левшам созданы прописи специально для левшей, ручки, контролирующие правильный захват при письме, различные тренажеры-насадки для них.

Конечно, когда ребенок-левша учится писать, и родители испытывают затруднения, особенно, если они праворукие, ведь даже мамы не могут им показать, как пишутся буквы. Но дети должны ощущать поддержку родителей, и если на первых порах у них что-то не получается, испытывать только позитивные эмоции. А задача родителей, сделать все возможное, чтобы их малыш с радостью ходил в школу.