За семейным обеденным столом. Семь причин почему семья должна собираться за одним столом

Удивительно, но в последнее время мы все реже и реже садимся за стол всей семьей! И похоже, эта тенденция достаточно сильная. Так ли необходимы современной семье эти традиции совместных завтраков/обедов/ужинов? Мой ответ более чем утвердительный. Давайте поговорим об актуальности и пользе такого семейного времяпровождения.

Как бы я не мучила гугл на предмет темы семейных завтраков/обедов/ужинов, он выдал мне очень не большое количество ссылок. Что ж, мне есть что сказать и без дополнительной информации. И, буду очень рада вашим комментариям!

Итак, почему это важно для всех и чем полезно для детей?

1.Общение. В современном темпе жизни мы получаем слишком мало общения, особенно со своими любимыми людьми. Ведь согласитесь, что периодические перекидывания фразами на бытовые темы сложно назвать разговором, который еще и доставлял бы удовольствие. В семье просто должно быть время для обсуждения прошедшего дня, не спешного обсуждения планов, новых событий, просто веселых историй.
Часто мы не придаем этому особенного внимания, считая что все и так в порядке. Но постепенно, год за годом появляется тенденция к отсутствию полноценных разговоров. Вот это и есть разрушительный кусочек "бытовухи".

Кроме того важно как семья проводит время за столом. Если жена все время бегает по кухне периодически приседая схватить очередной кусок, если муж проверяет почту по телефону, а дети предоставлены сами себе и рисуют рожицы из еды на тарелке, то такой вариант не будет иметь никакого полезного действия.

Важно чтобы во время еды вся семья была сосредоточенна на еде и общении друг с другом. Отсутствие суеты это всего плюс несколько минут к обычному приему пищи.

Подготовьте весь стол заранее . (он же уже чистый и красивый, ?) Поставьте все что нужно заранее, вспомните что нужно каждому за столом! Можете даже памятку себе сделать на первое время, к примеру:


  • вскипятить чайник (муж любит чай после еды)

  • поставить сахар/соль/перец

  • поставить салфетки

  • достать хлеб, масло и то еще принято у вас дома

  • разложить каждому все столовые приборы, которые понадобятся

  • достать все сервировочные ложки для соусов, варенья, ножи для масла и тд

После такой подготовки вы сможете спокойно положить еду и насладиться едой вместе с остальными членами семьи. Это не означает что вам каждый раз необходимо накрывать стол как для приема царских особ, просто позаботьтесь чтобы он был чистый, опрятный и со всем необходимым под рукой.

2. Аппетит. Тут несколько составляющих.

Во-первых, сам факт того, что все садятся за подготовленный стол уже подсознательно повышает настроение. Даже если настроение не лучшее, то на это время можно забыть о мелких неурядицах.

Во-вторых, вкусная пища помогает мозгу восстанавливать свои резервы и повысить уровень эндорфинов, которые в простонародии называют гормоном счастья. Кстати, вопреки распространенному мифу, шоколад не помогает выработке этих гормонов, а помогают такие продукты как клубника, авокадо, бананы, перец чили и горчица. При чем они не влияют напрямую, а лишь помогают организму в их синтезе. Возвращаясь к теме и проще говоря, еда доставляет удовольствие.

3. Настроение.

Еда в кругу семьи, с накрытым столом и вкусной едой не может не поднять настроение! Я люблю создать приятную атмосферу с помощью музыки. Обычно это Эльдорадио, НеваФМ или подобная музыка. Выберите ту которую любите вы, но постарайтесь выбрать более спокойную и мелодичную. Не думаю что "колбаса" даст нужный эффект:)

4. Открытие новых вкусов

Проводя эксперименты с продуктами можно открыть для себя новые любимые блюда и просто удивлять своих домашних. Конечно не стоит сразу кормить всех продуктами с непонятным названием (волею случая в России их сейчас найти достаточно проблематично), а стоит потихоньку использовать те или иные новые, не привычные вам продукты. Сначала сделать соус с авокадо или добавить кедровых орехов в зеленый салат, добавить сухофрукты в кашу.... Идей море и я буду ими с вами делиться.

А если у ребенка есть проблемы с желанием есть, то он ГОРАЗДО охотнее попробует что-то новое, если это едят родители! И это желание будет отпадать, если ему не давать ничего с общего стола. Можно попасть в ситуацию, когда не хочет есть ни с общего стола ни специально приготовленные для него блюда.

5. Обучение

Ребенок за столом учится общению, вежливости (та же просьба передать соль) и правилам поведения за столом. Если вы хотите чтобы в гостях или ресторане вы могли сидеть спокойно с ребенком, то не надо позволять ему того, что считаете не допустимым дома. Пусть правила всегда будут одинаковыми. Согласитесь, ребенок, который не привык сидеть с семьей, плохо ведет себя вне дома, то вы не имеете права злиться на него за это.

Продолжение следует..... впереди мой опыт, завтраки, сахар, соль и многое другое!

Знаменитая картина Зинаиды Серебряковой «За обедом» показывает быт русской семьи. Дети вернулись из школы, мать наливает им горячий вкусный суп. Стол покрыт белоснежной скатертью. Старший мальчик уже приступил к приему пищи, а младшенькая девочка ждет своей очереди. В этой, казалось бы, незначительной детали показывается уклад жизни русской дореволюционной семьи: сначала к еде приступал старший член семьи, а за ним – все остальные.

Картина наполнена атмосферой дома, тепла и уюта. Видно, что художник изобразила свою семью, а не придуманную. Рассматриваешь картину – и хочешь оказаться в этом доме, отведать с братьями и сестрой приготовленный мамой суп.

Дети, изображенные на картине, - эти школьники, которые вернулись домой голодные и немного уставшие после напряженной учебы. Девочка уже не может себя сдерживать: она положила маленькие ручонки прямо в тарелку, будто намекает матери побыстрее покормить ее. Судя по всему, девочка только пошла в первый класс. На ней надето красивое школьноt платье с белым фартуком. Девочка – всеобщая любимица, ведь она сидит во главе стола, где должно быть место отца. На столе стоит желтый кувшин, а возле него находится тарелка с шоколадным печеньем. Предположительно, в кувшине налит ягодный компот, любимое лакомство детей, или же полезное парное молоко. Еще на столе можно увидеть свежие булочки, они такие румяные, что хочется взять их и побыстрее съесть. Не обходится обед и без соли. Без нее не вкусен никакой обед. Стол очень большой – значит в этом доме любят собираться всей семьей за обедом или ужином, рассказывать о том, как прошел день, делиться радостями и горестями. Посуда очень красивая: синяя с замысловатым узором.

Настроение у героев картины разное: мальчик на заднем плане чем-то огорчен, может, он получил в школе плохую отметку или просто сильно устал. Он, призадумавшись о чем-то, медленно пьет воду из стакана. Дети на переднем плане чем-то обескуражены, словно их кто-то окликнул или неожиданно зашел в столовую.

Мама детей – хорошая и заботливая хозяйка. Видно, что она ждала возвращения ребят и приготовила вкусный и полезный обед. На картине видны только руки женщины, эта деталь говорит о ее трудолюбии. Еще это означает, что мама – самый главный человек в жизни каждого ребенка, а ее руки – это символ защищенности и спокойствия.

Зинаида Серебрякова в картине «За обедом» изобразила идеальную русскую семью, где царит любовь и радость. Хочется, чтобы каждый ребенок возвращался в дом, где его поймут, поддержат и вкусно накормят.

2 класс, 6 класс, 5 класс.

На картине художница изобразила, как проходит обед в её собственной семье. В гостиной за столом, покрытом белом льняной скатертью на стульях сидят дети - два мальчика и девочка. Стулья полированные, темные. Видно, что семья живёт в достатке. Дети очень похожи друг на друга и цветом волос, и выразительными карими глазами. Мальчик и девочка, сидящие на переднем плане картины, повернулись в сторону входящего человека. На большом стуле девочке низко, она не достаёт до стола и ей подложили подушку, она ещё и села, поджав под себя левую ногу. Маленькие дети любят так сидеть за столом. На ней надет белый фартук.

Стол сервирован по всем правилам этикета - льняные салфетки заправлены в специальные кольца. На столе стоит столовый сервиз.Суповые тарелки стоят на десертных тарелках. Это самое начало обеда. Подано первое блюдо - суп. Женская рука половником разливает суп по тарелкам из высокой фарфоровой супницы, которая стоит на деревянной подставке. Это сделано для того, чтобы не испортить горячим супом полировку стола под скатертью. Можно разглядеть красивый рисунок на супнице. Второй мальчик собирается попить воды из прозрачного стакана, взгляд его направлен внутрь него. Девочка положила правую руку на тарелку с голубой каёмочкой, пока она свободна, именно ей в данный момент наливают суп. К обеду поданы свежие булочки. Мальчик, сидящий спиной, в правой руке держит ложку и собирается отправить её в рот. Отвлекли ребёнка от еды.

Возле четвёртого стула стоит только мелкая тарелка. Стул придвинут к столу вплотную. За ним видно дверку от печки. Напротив него стоит жёлтый кувшин, сахарница и тарелка с печеньем. Ещё на столе можно увидеть солонку, прозрачные стаканчики, глиняный горшочек, графин с прозрачной жидкостью.

Обед проходит в полуденное время. Тень от оконной рамы падает на рубашку мальчика, который сидит спиной к окну. Если присмотреться, то оконную раму видно и на глиняном горшочке, и на жёлтом кувшине.

Так и хочется сказать детям: «Приятного аппетита».

2 класс, 6 класс, 5 класс.

Сейчас читают:

  • История создания Ревизора Гоголя сочинение

    В начале октября 1835 года во время личной встрече Николай Васильевич Гоголь просит своего приятеля А.С Пушкина подсказать ему смешной сюжет о русской действительности, который может лечь в основу комедийного произведения. Существует две версии того,

    Поэма Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри» написана в тот историко-литературный период, когда романтизм плавно уходил в прошлое, уступая место реализму. Однако, несмотря на столь позднее написания (1839год), это произведение считается одним главных

  • Сочинение по картине Серова Девочка с персиками 6 класс

    Свою знаменитую картину «Девочка с персиками», которая сегодня находится в Третьяковской галерее, молодой двадцатидвухлетний художник Валентин Серов написал в 1887 году в усадьбе Абрамцево,

Зинаида Евгеньевна Серебрякова выросла в интеллигентной семье, которая жила в мире искусства и с раннего детства решила быть художником. Уже в детских набросках маленькой 3иночки проявляется собственный почерк и стиль.

В 1900-х годах Серебрякова довольно часто рисовала своих детей: Женю, Шуру, Танюшку и Катюшу. На сей раз картина За обедом, хотя конечно, сюжет еще назвают "За завтраком", но об этом ниже. В 1914 г. она создала их общий портрет. За семейным обеденным столом трое ребятишек ожидают трапезу. Один мальчик пьет воду, другой начал есть суп, а малышка, положила свою ручонку прямо на тарелку, ожидая чего-то вкусненького.

Все ребята активны, не возникает впечатления, что они позируют. Живой, общительный семилетний Шурик, повернулся, чтобы взглянуть на маму и посмотреть, чем она занята. Ведь маму уже ждет суп, а ее стул еще даже не отодвинут от стола.

Мечтательный, немного медлительный восьмилетний Женя в ожидании, когда бабушка нальет и ему в тарелку ароматный горячий суп. Трехлетняя малышка Таня тоже смотрит на маму. Каждый ребенок отличается своим, только ему присущим выражением лица и позой.

Создать портрет ребенка трудная задача для художника, Как мы знаем дети всегда вертлявыи не сидят в одном положении, настроение меняется каждую минуту, и необходимо в какое-то мгновение уловить интересное выражение лица и мимолетное настроение.

Картина Серебряковой За обедом стала Одной из самых запоминающихся картин художницы. Неудивительно картину часто называют именно "За обедом", наверное из за сложившегося стереотипа нашего мышления в повседневной жизни, потому как, на столе стоит супница.

Однако стоит отметить, что семья художницы жила по европейскому режиму: в восемь часов утра на стол подавалась булочка и молоко, а в полдень, так называемый большой завтрак, напоминающий обед.

Да и стол сервирован скорее по западному образцу. Стол накрыт не клеенкой, как в большинстве домов в целях практичности, а белой накрахмаленной льняной скатертью.

Столовый фарфоровый сервиз включает в себя и нарядную супницу, похожую на обеденную в нащем понимании. Сей кухонный атрибут редко можно увидеть на обычных российских кухнях. Расписная супница служит украшением стола. Видно, что в этой семье детей с первых дней их жизни приучают видеть красоту во всем окружающем их мире.

Остальные предметы более обыденны: стаканы, молочник, сахарница… Но как аппетитно выглядят только что испеченные румяные булочки. То есть жизнь идет спокойно, размеренно, без излишеств, но достаток есть, хотя и скромный.

Дети хорошо одеты, согласно их возрасту, а Танюшка, которую часто называли Татой, в красивом кружевном передничке.

А вот Катюша в период написания картины, была еще очень мала, поэтому за столом не присутствовала. Возможно, чуть попозже мама возьмет ее на ручки и покормит сама.

Дети за обедом поражают кристальной чистотой внутренних отношений, чувствуется душевность. Однако нет сентиментальности. Серебрякова рассказывает о семье удивительно искренне и поэтично.

Мало кто из творческих личностей может соперничать с Серебряковой по количеству работ, которые она посвятила детям. Возможно, именно материнство принесло ей столько одухотворенности и обнажило натуру художника - нежную, тонкую, любящую.

Серебрякова продолжила традиции русской реалистической школы и достойно заняла почетное место в истории искусства. В настоящее время картина «За завтраком» находится в экспозиции Государственной Третьяковской галереи.