Какие изменения происходят в организме подростка. Анатомо-физиологические особенности подростка и их влияние на развитие личности подростка

Физические изменения у подростков - это очень важная тема. В среднем у молодых людей в одиннадцать лет начинается жизнь с чистого листа. Ведь у них происходит вступление в подростковый возраст. Какие именно изменения настигают мальчиков и девочек, мы узнаем далее в статье.

В школе у большинства учеников на биологии был урок физических изменений у подростков. Именно по этой теме многие учителя иногда делают презентацию, чтобы наглядно показать все то, что, пожалуй, не расскажешь за 45 минут занятий. Для тех, кто прогулял урок или был недостаточно внимателен, создана эта статья. Начнем с того, что же все-таки это за изменения?

Очень быстрый рост ребенка в определенном возрасте и называют физическими изменениями у подростков. В это время начинают более упорно развиваться умственные способности ребенка, а мышцы быстрее набирают обороты при физических нагрузках. У детей начинает формироваться сила воли, характер, который нельзя будет изменить в течение всей жизни. И это все завершится ближе к юности, т. е. к пятнадцати-шестнадцати годам.

Половое созревание

Люди иногда называют период от одиннадцати до пятнадцати лет возрастом полового созревания. Уже к восемнадцатилетию заканчивается бурный рост человека и развитие основных органов и систем. В период этого созревания обычно люди начинают набирать вес, но вместе с набором роста это происходит незаметно. Иногда даже кажется, что человек худеет. Это все связано с половым созреванием. Заметно также ускорение процесса метаболизма в подростковом возрасте. Нервная система в период юношества ведет себя обычно, не подавая никаких особых признаков.

Созревание всего организма

Это очень непростой для ребенка процесс, и он не у всех людей проходит четко и слаженно. Пример этому можно привести такой: подростки часто замыкаются в себе, требуют внимания к себе ото всех, и от родителей в частности. Если родственники не способны справиться с возникающими проблемами, то приходится идти к психологу. Бывает и так, что непонятые подростки совершают суицид из-за своих чувств. Это самый худший исход событий.

Физические изменения у подростков также беспощадны. Стоит отметить, что развитие как мальчиков, так и девочек до 10 лет совершенно одинаково. После прохождения этой отметки девочки начинают ускоренно расти в высоту. Все мальчики помнят ситуацию, когда одноклассницы или девочки младше них были на голову выше по росту. Это продолжается до 14 лет, после чего мальчики начинают превосходить противоположный пол по всем показателям, включая рост.

Анатомическое развитие нервной системы

К пятнадцати годам у всех подростков завершается формирование двигательного аппарата, что имеет огромное значение для физических способностей детей. Ведь именно это влияет на выносливость, ловкость ребенка, а также на трудовую деятельность. Благодаря развитию они могут с ребятами бегать по улице, заниматься физкультурой, обеспечивая себе здоровое тело, развиваться умственно и, возможно, помочь учителю подготовить по интересующей теме презентацию.

Физические изменения у подростков при наступлении определенного возраста - это сложный процесс. Рост мускул юношей, который вызван эндокринной стимуляцией, очень сильно отражается на мышечной силе. То есть, начиная заниматься спортом и качать мышцы в подростком возрасте, вы сможете создать красивое и рельефное тело без особых усилий. Ведь именно в этом возрасте мышцы больше всего развиваются. Так что рекомендуем заниматься спортом именно в этом возрасте, когда физические изменения у подростков положительно влияют на все процессы в организме.

Подростковый возраст (10-11 - 15-16 лет) характеризуется значительными физическими и анатомо-физиологическими изменениями организма ребенка.

Прежде всего, в подростковом возрасте идет интенсивное нарастание массы и длины тела. Среднее увеличение роста за год у мальчиков доходит до 10 см, а у девочек до 3-5 см. Ежегодная прибавка в весе составляет соответственно 3-6 кг у мальчиков и 3-4 кг у девочек. У подростков обоих полов период «бурного роста» длится в среднем около 4-5 лет. У мальчиков пик развития приходится на возраст около 13 лет; у девочек - 11 лет. После окончания фазы «бурного роста» в более медленном темпе он может продолжаться еще несколько лет.

В тоже время физический рост характеризуется неравномерностью изменений различных частей тела. Первыми размеров, характерных для взрослых достигают голова, кисти и стопы. Руки и ноги растут быстрее, чем туловище, развитие которого завершается в последнюю очередь. В связи с этим фигура подростка часто выглядит нескладной, вытянутой, непропорциональной. Это иногда тяжело переживается подростками и отражается на их психическом состоянии.

Например, у некоторых ребят возникает чувство «физической неполноценности», в силу чего они начинают стесняться раздеваться в присутствии других людей, неохотно посещают занятия физкультуры. Девочки же, переживая неудовлетворенность своей внешностью, нередко пытаются улучшить свою фигуру, например, высокие начинают сутулиться, опускать голову.

Неравномерность физического развития сказывается и на характере движений подростка - они у него отличаются недостаточной координированностью, угловатостью, излишней резкостью.

Вместе с тем подростковый возраст является сензитивным для приобретения и совершенствования многих сложных движений. Если, например, подросток не овладел в свое время навыками езды на велосипеде, танцевальными или гимнастическими упражнениями, то в последующем развить их будет крайне сложно. (Асеев, С. 121-122).

Рост различных органов и тканей предъявляет повышенные требования к деятельности сердца. Оно тоже растет, но быстрее, чем кровеносные сосуды. Это может быть причиной функциональных нарушений в деятельности сердечно-сосудистой системы и проявляться в виде учащенного сердцебиения, повышенного кровяного давления, головных болей, головокружения, быстрой утомляемости. (Петровский, С. 104).

В подростковом возрасте происходят резкие изменения и во внутренней среде организма, которые связаны с изменениями в эндокринной системе , ЦНС (идет усиленное развитие дендритов), в нервной системе процессы возбуждения преобладают над торможением. Это является причиной бурного подъема Е , а также повышенной чуткостью к патогенным воздействиям .


Поэтому умственное и физическое переутомление, длительное нервное напряжение, аффекты , сильные отрицательные эмоции, переживания (страх, гнев) могут быть причиной эндокринных нарушений и функциональногорасстройства нервной системы. В результате подростки отличаются раздражительностью, утомляемостью, рассеянностью, низкой работоспособностью, бессонницей. Подросток может не реагировать на сильный раздражитель (успех в учебе) и давать бурную реакцию на незначительный (просьба не разговаривать на уроке).

Важнейшим биологическим процессом подросткового возраста является половое созревание , оказывающее огромное влияние на физическое и психическое развитие ребенка. Развиваются половые органы, вторичные половые признаки (изменение тембра голоса у мальчиков, формирование молочных желез у девочек, рост волос на теле).

Половое созревание вносит много нового в жизнь подростков. Во-первых , это является одним из источников возникающего чувства взрослости . Во-вторых , половое созревание стимулирует интерес к своей внешности, поведению. В-третьих , наконец, пробуждается интерес к противоположному полу, появляются новые чувства, переживания, в норме и проявление первой любви. В-четвертых, появляется интерес к сексуальной, эротической продукции, что необходимо контролировать взрослым. (Асеев и Петровский).

Следует отметить, что как в физическом развитии, так и половом созревании существуют заметные индивидуальные различия в возрасте их начала и завершения. Отклонения от групповых норм в темпах развития и физического облика являются источником беспокойства для многих подростков и могут снизить их самооценку. Например, если у некоторых мальчиков половое созревание может завершиться к 13,5 годам, то у других оно может продолжаться до 17-летнего возраста и даже дольше. У одних девочек развитие груди может начаться уже в 8-летнем возрасте, а у других - только в 13 лет. Возраст менархе может колебаться от 9 до 16,5 лет.

Нормальные временные вариации пубертата тесным образом связаны с генетическими факторами и фактором питания.

Важные физические изменения имеют определенные психологические последствия . В процессе физического созревания дети становятся все больше похожими на взрослых, на них иначе начинают реагировать другие люди, они сами начинают иначе к себе относиться.

Центральным событием для девочки в возрасте пубертата является начало менструаций , с которым сопряжен ряд психологических изменений. После менархе девочки начинают лучше чувствовать собственное тело, у них повышается уровень самосознания, социальной зрелости, репутация среди сверстников. Однако возможно и ухудшение отношений с родителями. Непосредственно после менархе повышается конфликтность взаимоотношений с матерью. Эта конфликтность постепенно угасает, но ей на смену приходит большая межличностная отчужденность. Но эта отчужденность является необходимым условием возникновения автономности личности.

Для мальчика центральным событием становится первая эякуляция и внезапное половое возбуждение, которое в период пубертата наступает особенно легко, спонтанно. Хотя для мальчиков эрекция как признак половой потенции является предметом гордости, у них может вызвать тревогу и смущение то, что кто-то может заметить их неспособность контролировать эту реакцию. Они могут избегать танцев, ответов у доски, начинают задумываться о том, есть ли у других мальчиков та же проблема неумения контролировать эрекцию.

Как и у девочек, у мальчиков пубертат связан с психологическими изменениями. Половое созревание сопряжено у них с повышением конфликтности в отношениях с родителями и дистанцировании от них. Эта конфликтность наиболее заметна в средний период пубертата и сначала затрагивает отношения сына и матери; конфликтность с отцом возникает позже.

Перед началом и во время полового созревания некоторые мальчики страдают синдромом страха раздевания (на уроках физкультуры, в спортивных секциях и т.п.). Поскольку все развиваются с разной скоростью, то облик тела разный, что и вызывает у некоторых застенчивость и стыд своего тела.

Положительная самооценка подростка, принятие сверстниками и популярность в их среде во многом зависят от его физической привлекательности и внешнего облика. Это один из важнейших компонентов подростковых взаимоотношений, поэтому подростки (в особенности - девушки) уделяют пристальное внимание своему телу. Иногда желание иметь стройную фигуру доводит подростков до таких крайностей, что у них развиваются такие нарушения питания, как нервная анорексия и булимия .

Нервная анорексия - это опасное для жизни эмоциональное расстройство, которое характеризуется навязчивой идеей относительно еды и собственного веса . Ее главными симптомами являются постоянное и преувеличенное внимание к диете и еде, искажение нормальной самооценки, чрезмерная потеря в весе (не менее 15%), колебания настроения, чувство изоляции, беспомощности, подавленности и одиночества. От 5 до 10% больных анорексией умирают от медицинских последствий недоедания. Фанатичная диетомания сочетается у них с изнурительными физическими занятиями, что приводит к социальной изоляции и отдалению от родственников и друзей.

Мужчины редко страдают анорексией. Среди больных анорексией - 95% женщин, преимущественно в возрасте от 12 до 18 лет. Сегодня данным нарушением страдает около 1% девушек.

Булимия - это синдром обжорства, с последующим искусственно вызванным освобождением от съеденной пищи . Для булимии характерно неудержимое и быстрое поглощение за короткое время большого количества высококалорийной пищи. Переедание с последующим освобождением от съеденной пищи может происходить по много раз в день. Обжорство происходит тайно, часто по ночам. Обычным завершением эпизодов обжорства являлась произвольно вызванная рвота.

Булимики не довольны своим внешним видом и мечтают о стройной фигуре. Однако они не могут совладать со своим пристрастием к еде. Обычно приступы обжорства следуют за периодами стресса, сопровождаются тревожностью, подавленным настроением. Булимией страдают в основном девушки.

Раннее и позднее созревание у мальчиков и девочек имеет свои различия. Так, рано созревающие мальчики, как правило, являются более успешными в общении со сверстниками и в других видах деятельности. Они более ответственны, общительны, склонны к сотрудничеству; однако они более конфликтны, озабочены производимым впечатлением. Поздно созревающие мальчики менее уравновешенны, более напряжены, обидчивы. Им чаще свойственны тревожность, импульсивность, стремление командовать другими и находиться в центре внимания. Поздно созревающие мальчики менее популярны среди сверстников.

В отношении девочек исследования показывают, что раннее созревание оказывает преимущественно негативное влияние на девочек. Они менее довольны своим телом, т.к. они становятся крупнее и полнее своих поздно созревающих сверстниц. Также они более подвержены стрессу, более беспокойны, капризны и раздражительны, а также менее популярны среди своих сверстниц. Они хуже учатся, чаще наблюдается нарушение поведения в школе, преждевременное сексуальное поведение и ранние браки. Многие поведенческие проблемы этих девочек связаны непосредственно с вовлеченностью в отношения со старшими мальчиками. (Н. Ньюкомб, Ф. Райс, Г Крайг).

Общеизвестно, что весь жизненный цикл человека условно можно разделить на три основных этапа: созревание , зрелый возраст и, к сожалению, старение . При переходе от одного периода к другому выделяют критические возрастные периоды, в течение которых происходят качественные изменения в росте и развитии организма, его взаимодействии с окружающей средой.
Одним из таких очень ответственных периодов является подростковый (пубертатный) период . Это отрезок времени, когда происходит биологическая и психологическая перестройка организма, ведущая к зрелости. Что же происходит в это время?

Физиологические изменения

В этот период происходит очень быстрое биологическое созревание организма. Некоторые исследователи говорят даже о «физиологической буре» , имея в виду изменения, происходящие в подростковом периоде. Природа словно торопится завершить свое творение и в этой спешке не замечает, что в нем еще много «недоработок».
Кости растут так быстро, что мышечная ткань не успевает за ростом скелета. Из-за этого нередко бывают боли в мускулах, что удивляет и пугает самих подростков и их родителей. Резко меняется внешний вид: фигура становится нескладной, руки и ноги длинными и тонкими, движения неловкими и неуклюжими.
Многие начинают стесняться своего роста, а в связи с этим сутулиться, пытаясь уменьшить свой рост и сравняться с остальными в классе. Другие наоборот переживают из-за своего якобы маленького роста. Молодые девушки начинают переживать по поводу своей якобы полноты, недовольны пропорциями тела. На самом деле большинство этих проявлений временного порядка и исчезнут через некоторое время.

Противоречия в изменениях

В физиологических процессах, которые происходят в организме подростка, есть внутренние противоречия. Затраты на рост так велики, что в этот период человек часто ощущает усталость, необходимость дополнительного отдыха. Это время внутреннего противоречивого и нередко конфликтного состояния утраты привычного и обретения нового физического «Я».
Любые изменения в состоянии организма пробуждаю тревогу: физическое и половое созревание вызывают в первую очередь сомнение: «А правильно ли я развиваюсь?» Некоторые исследователи называют это комплексом «гадкого утенка» : человек сравнивает себя со сверстниками, которые переживают то же. Но он видит только их внешность, а не переживания, отчего приходит к выводу, что он не такой; в этот период никто не знает, каким он будет, а воображение рисует самое худшее. Сомнения и тревога выдают себя раздражительностью, нарочитой «крикливостью» одежды, прически, манер.

Гормональная перестройка организма

Важнейшее влияние на формирование подростка в период взросления оказывают гормоны. Железы внутренней секреции вырабатывают одинаковые гормоны, как у женщин, так и у мужчин. Исключение составляют половые железы : у мужчин - яички, продуцирующие половые гормоны андрогены (по большей части тестостерон), а у женщин - яичники, вырабатывающие эстроген и прогестерон.
Помимо секреции половые железы выполняют и другую функцию: в них созревают половые клетки - сперматозоиды у мужчин и яйцеклетки у женщин. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие.

Внешние изменения

Внешне это проявляется в первую очередь скачком роста, изменением фигуры, появлением вторичных половых признаков . Период полового созревания у девочек начинается, как правило, в 10-11 лет, т.е. несколько раньше, чем у мальчиков.
Как и было сказано, в этот период идет быстрый рост. У девочек, в отличие от мальчиков, заметнее увеличивается верхняя часть туловища, шире становятся бедра, фигура становится округлой. Увеличиваются наружные половые органы, кожа на них темнеет, начинают расти волосы в подмышечных впадинах, начинают развиваться молочные железы. Далее примерно через 2 года от начала полового созревания появляется первая менструация.
У мальчика также изменяется фигура: плечи становятся шире, а таз более узким, ноги длиннее и мускулистее; быстро растет скелет. Ежегодная прибавка роста у некоторых мальчиков доходит до 10 см. Начинают расти волосы на лобке, подмышечных впадинах и на лице (сначала над верхней губой, на подбородке, а затем и на щеках). Увеличиваются и изменяются хрящи гортани, а голосовые связки становятся толще - голос «ломается» и в дальнейшем тембр его становится ниже.
Под влиянием мужских половых гормонов усиливается секреция сальных желез, особенно на коже спины и лица. При недостаточном гигиеническом уходе нередко появляется угревая сыпь. Как правило, к 14 годам начинается выработка и выделение спермы (жидкости, вырабатываемая яичками и содержащая мужские половые клетки - сперматозоиды). В половых органах также происходят значительные изменения: увеличиваются яички и половой член (в длину и толщину). Кожа на них темнеет.
Все эти изменения касаются физиологического аспекта. Но важно также помнить и о том, что происходит во внутреннем мире подростка.

Психологические особенности подросткового периода

Часто родителям кажется, что детство - самый беззаботный и легкий этап жизни. Наверное, это можно сказать о дошкольниках и младших школьниках. Но только не о подростках. Кроме описанных физиологических изменений кардинально меняется сама личность подростка. Что же происходит в подростковом возрасте?
Кратко основные особенности подросткового возраста можно охарактеризовать так:

  • подросток становится эмоционально нестабильным , вспыльчивым, раздражительным и очень чувствительным к внешним оценкам;
  • подросток определяется со своей половой идентификацией , начинает задумываться об отношениях с противоположным полом и переживает первый опыт сексуального возбуждения;
  • подросток, сильно изменяясь физически, изменяет и внутренний образ себя , начинает иначе относится к себе в целом, к свой внешности, к своей новой социальной роли;
  • подросток кардинально изменяет свое самосознание - он начинает иначе мыслить, по-другому чувствовать, у него появляются новые ценности и цели.
Задачи подросткового периода

Такая картинка получается, если рассматривать этот период отстраненно. Если же посмотреть на все глазами самого подростка, то картина изменяется: вместо простой констатации фактов появляются реальные и очень сложные жизненные задачи , которые и взрослым, подчас, бывает трудно решить. Что же получается?
Подросток - уже не ребенок и еще не взрослый. Но ему предстоит осознать себя, понять, чего он хочет и что он может, выстроить свой внутренний мир и научиться эффективно общаться с внешним миром. При этом подростку необходимо еще и определиться с выбором профессии, научиться находить общий язык со сверстниками, изменить отношения с родителями… И все эти задачи встают перед подростком одновременно.

Внутренняя позиция подростка

Важно также помнить, что позиция, в которой находится в это время подросток, очень уязвима. С одной стороны, подросток хочет, чтобы его воспринимали как взрослого, стремится отстаивать свои права. С другой же стороны, он не обладает жизненным опытом, знаниями, необходимыми навыками.
Нестабильность в позицию подростка вносит и изменяющаяся самооценка . В этом возрасте очень важно чувствовать себя уникальной, значимой личностью. Но как раз в это время подросток сталкивается с серьезной критикой в свой адрес: и учиться он мог бы лучше, и давно пора стать самостоятельным.
Вот и представьте, что чувствует подросток. Коротко можно обозначить его состояние как продолжительный стресс , который может распространиться на всю семью. Что же можно сделать, чтобы благополучно пережить этот, несомненно, сложный и для родителей, и для самих подростков период?

Что может помочь?

Во-первых , подросткам следует сказать о необходимости бережного и уважительного отношения к себе и своему телу , напомнить им, что они становятся взрослыми, а это непросто. Каждый человек уникален, неповторим в своем роде, и это нужно понимать и ценить! И к своей индивидуальности надо относиться с уважением.
Во-вторых , важно самим взрослым понимать и помогать понять подростку, что происходит в его жизни . Знание, что многие процессы обусловлены резкой перестройкой организма, помогут легче отнестись к таким непростым изменениям. Эмоциональная нестабильность, резкие перемены в настроении, противоречивость позиции - основные проблемы данного возрастного этапа - все это следствия гормональной перестройки организма и изменений в строении и функционировании мозга. Они неизбежны и правильны. Осознание этого факта может значительно снизить тревогу подростков и непонимание, иногда разочарование, родителей.
В-третьих , подросткам в это время может помочь опыт его родителей и близких взрослых . Разговаривая по душам, делясь собственным опытом и рассказывая про ваши чувства, вы помогаете подростку узнавать самого себя и окружающий его мир. Если же подросток понимает и с вниманием относится к своему внутреннему пространству, он легче сможет встроиться в новые для него, уже взрослые, социальные взаимодействия.
И, наконец , главная помощь - это внимательное, бережное и уважительное отношение друг к другу . Только так вы сможете сохранить доверительные отношения и без потерь пройти через этот непростой период. И помните: любой сложный период заканчивается, отношения же - остаются.

Основной особенностью подросткового возраста явля­ются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Процесс анатомо-физиологиче-ской перестройки является фоном, на котором протекает психологический кризис.

Активизация и сложное взаимодействие гормонов рос­та и половых гормонов вызывают интенсивное физиче­ское и физиологическое развитие. Увеличиваются рост и вес ребенка, причем у мальчиков в среднем пик «скачка роста» приходится на 13 лет, а заканчивается после 15 лет, иногда продолжаясь до 17. У девочек «скачок рос­та» обычно начинается и кончается на два года раньше.

Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Сначала до «взрослых» размеров дорас­тают голова, кисти рук и ступни, затем конечности -удлиняются руки и ноги - и в последнюю очередь тулови­ще. Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7 см в год, опережает развитие мускулатуры. Все это приво­дит к некоторой непропорциональности тела, подростко­вой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими.

В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении го­ловного мозга. Поэтому для подростков характерны из­менение АД (артериального давления), повышенная утомляемость, перепады настроения; гормональная буря => неуравновешенность. Эмоциональную нестабиль­ность усиливает сексуальное возбуждение, сопровож­дающее процесс полового созревания.

Половое созревание - центральный психофизиологи­ческий процесс подросткового возраста. Его специфи-


освобождается от конкретной привязанности к данным в поле восприятия объектам и начинает рассматривать мир с точки зрения того, как его можно изменить.

Л. С. Выготский отмечал основные новообразования подросткового периода: изменение интересов в связи с переходным возрастом, появление мышления в поняти­ях, изменение воображения, развитие рефлексии и на ее основе самосознания.

В концепции Д. Б. Эльконина подростковый воз­раст, как всякий новый период, связан с новообразова­ниями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность произ­водит «поворот» от направленности на мир к направлен­ности на самого себя. К концу младшего школьного воз­раста у ребенка возникают новые возможности, но он еще не знает, что он собой представляет. Решение вопроса «Что я такое?» может быть найдено только путем столкно­вения с действительностью.

бытия. Живя в предметном мире с момента появления на свет, сызмальства, осваивая его по функциональному на­значению и хтетической значимости, подросток начина­ет фетишировать этот мир. Благодаря тому что он входит в подростковые сообщества, которые представляют себя через присущие времени и возрасту знаковые системы, в состав которых подпадают и определенные вещи, под­росток превращается в потребителя. Приобретая вещи в личное владение, он обретает ценность в собственных глазах и в глазах сверстников. Именно через присущие подростковой культуре вещи происходит регулирование отношений внутри возрастных групп. Для подростка ста­новится значимым обладание определенным набором ве­щей, чтобы поддерживать свое чувство личности, т. е. он ориентирован на внешнее воплощение чувства взрослости. Социальная ситуация развития подростка может быть благоприятной, если окружающие взрослые признают взрослость подростка и всячески поддерживают его чув­ство взрослости, включая его в общественно полезную деятельность.

ческими функциональными признаками являются менар­хе (начало регулярных менструаций) у девочек и эякуляр-хе (начало эякуляций, первое семяизвержение) у мальчи­ков. В основе полового созревания лежат гормональные изменения, влекущие за собой сдвиги в телосложении (появление вторичных половых признаков), изменяющие физический облик подростка.

В этот период у мальчиков происходит заметное увели­чение и изменение формы гортани. Особенно значитель­но изменяется щитовидный хрящ, образуя гортанный вы­ступ - кадык, адамово яблоко. В результате у мальчиков изменяется тембр голоса, он понижается примерно на одну октаву - происходит мутация голоса.

На психическое состояние подростков оказывает за­метное влияние разница в темпах индивидуального фи­зического роста и физиологического развития.


ния с окружающими; расширяется поле деятельности и др.), наиважнейшим фактором, влияющим на возникно­вение кризиса, являются рефлексия на внутренний мир и глубокая неудовлетворенность собой. Потеря идентич­ности с самим собой, несовпадение прежних представле­ний о себе с сегодняшним образом - вот основное со­держание отроческих переживаний.

В подростковом возрасте могут с чрезмерной скоро­стью происходить изменения, связанные с ростом орга­низма. Многие подростки, подпадая под зависимость от физического состояния, начинают сильно нервничать и обвинять себя в несостоятельности.

Подростковый возраст - период отчаянных попыток «пройти через все». При этом подросток по большей час­ти начинает свой поход с табуированных или прежде не­возможных сторон взрослой жизни. Многие подростки «из любопытства» пробуют алкоголь и наркотики.


67. Изменения в когнитивной сфере подростков

Л. С. Выготский, как и Ж. Пиаже, особое внимание об­ращал на развитие мышления в подростковом возрас­те. Главное в развитии мышления - овладение подрост­ком процессом образования понятий, который ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности, новым способам поведения.

Для подростка все большее значение начинает приоб­ретать теоретическое мышление, способность устанавли­вать максимальное количество смысловых связей в окру­жающем мире. Подросток непрестанно трансформирует свои психические функции и присваиваемую систему знаков. Это обстоятельство изменяет мышление. Под­росток уже может рассуждать, не связывая себя с конк­ретной ситуацией, т. е. может действовать в логике рас­суждения. Он усваивает законы формальной логики.

Согласно Л. С. Выготскому существенные изменения происходят в этом возрасте и в развитии воображе­ния. Под влиянием абстрактного мышления воображение «уходит в сферу фантазии». Говоря о фантазии подрост­ка, Л. С. Выготский отмечал, что «она обращается у него в интимную сферу, которая скрывается обычно от людей, которая становится исключительно субъективной формой мышления, мышления исключительно для себя». Подрос­ток может проигрывать мыслительные задачи с матема­тическими знаками, может оперировать значениями и смыслами языка, соединяя две высшие психические функции: воображение и мышление.

Внимание. Подросток может хорошо концентриро­вать внимание в значимой для него деятельности. Внима­ние становится хорошо управляемым, контролируемым процессом.


68. Ведущая деятельность подростков 4

Главная тенденция в развитии подростка - переориен­тация общения с родителей и учителей на сверстников. Общение со своими сверстниками - ведущий тип дея­тельности в подростковом возрасте.

1.Общение является для подростков очень важным ин­формационным каналом.

2.Общение - специфический вид межличностных от­ношений, он формирует у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в то же время от­стаивать свои права.

3.Общение - специфический вид эмоционального кон­такта. Дает чувство солидарности, эмоционального бла­гополучия, самоуважения.

Психологи считают, что общение включает две проти­воречивые потребности: потребность в принадлежности к группе и в обособленности (появляется свой внутрен­ний мир, подросток испытывает потребность остаться на­едине с собой). Подросток, считая себя уникальной лич­ностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Типичной чертой подростко­вых групп является конформность - склонность человека к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей, подражательность. В отношениях исходного возрастного равенства подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. Взаимная заин­тересованность, совместное постижение окружающего мира и друг друга становятся самоценными. Общение оказывается настолько притягательным, что дети забыва­ют об уроках и домашних обязанностях. Связи с родите-

культуре потребность в друге. Друг здесь обретает осо­бую ценность. В друге как в зеркале подросток отражает собственное «Я». Сама дружба и служение ей становятся одной из значимых ценностей в отрочестве. Именно че­рез дружбу отрок усваивает черты высокого взаимодей­ствия людей: сотрудничество, взаимопомощь, взаимовы­ручка, риск ради другого и т. п. Дружба дает также возможность через доверительные отношения глубже по­знать другого и самого себя. Дружба в отрочестве, так же как и общение в группе, благодаря стремлению подрост­ков к взаимной идентификации повышает конформность во взаимоотношениях. Если отроки в семье негативисты, то в среде сверстников они нередко конформисты (под­вержены мнению группы). Успехи в среде сверстников в отрочестве ценятся более всего.


формы поведения, например физические контакты, и запретами, как внешними - со стороны родителей, так и собственными внутренними табу. Социально приемле­мой формой таких контактов считаются танцы.

Подростки с большим любопытством относятся к сек­суальным отношениям. Там, где слабы внутренние тор­моза, где слабо развито чувство ответственности за себя и другого, прорывается готовность к сексуальным контак­там с представителями противоположного, а иногда и своего пола. Высокая степень напряжения до и после сек­суального общения ложится сильнейшим испытанием на психику. Первые сексуальные впечатления могут оказать влияние на сферу сексуальной жизни взрослого челове­ка. Поэтому важно, чтобы эти впечатления отражали до­стойные формы взаимодействия юных сексуальных парт­неров.

лями, столь эмоциональные в детские годы, становятся не столь непосредственными. Свои дела, планы, тайны подросток доверяет уже не родителям, а обретенному другу. При этом в категорической форме отстаивает пра­во на дружбу со своим сверстником, не терпит никаких обсуждений и комментариев по поводу не только недо­статков, но и достоинств друга.

В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможно­сти в общении. Чтобы осуществлять эти стремления, ему нужны личная свобода и личная ответственность. И он от­стаивает эту личную свободу как право на взрослость.

Деятельность общения чрезвычайно важна для фор-мирования личности в полном смысле этого слова. В этой деятельности формируется самосознание - основное но­вообразование этого возраста - социальное сознание, перенесенное внутрь.


Память. Подросток способен управлять своим произ­вольным запоминанием, использовать различные мнеми-ческие средства. Память в этом возрасте пере­страивается, переходя от доминирования механического запоминания к смысловому. При этом перестраивается сама смысловая память - она приобретает опосредован­ный, логический характер, обязательно включается мыш­ление.

Развитие речи. В подростковом возрасте развитие речи идет, с одной стороны, за счет расширения богат­ства словаря, с другой - за счет усвоения множества зна­чений, которые способен закодировать словарь родного языка. Подросток интуитивно подходит к открытию того, что язык, будучи знаковой системой, позволяет, во-пер­вых, отражать окружающую действительность и, во-вто­рых, фиксировать определенный взгляд на мир.

Подросток сензитивен к словесному творчеству.


-?

72. Особенности личности подростка Выделяют следующие виды направленности личности подростка: -гуманистическая направленность - отношение под­ростка к себе и обществу положительны; -эгоистическая направленность - он сам является бо­лее значимым, чем общество; -депрессивная направленность - он сам никакой цен­ности не представляет для себя. Его отношение к общест-ву можно назвать условно положительным; -суицидальная направленность - ни общество, ни личность для самой себя не представляет никакой цен­ности. Важнейшей особенностью подростков является посте­пенный отход от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, все большая опора на внутренние крите­рии. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности - самопознания. Основной самопознания подростка является сравнение себя с другими людьми - взрослыми, сверстниками. Отрочество благодаря потребности познать себя (иден­тификация с собственным «Я») и стремлению открыть че­рез постоянные рефлексии свою ускользающую сущность лишает подростка спокойной душевной жизни. Рефлек­сии на себя и других открывают в отрочестве глубины своего несовершенства - и подросток уходит в состояние психологического кризиса. Но кризис отрочества обога­щает подростка знаниями и чувствами таких глубин, о ко­торых он даже не подозревал в детстве. Пройдя через собственные душевные муки, подросток приобретает идентификацию с собой и с другими, впервые овладевает опытом целенаправленного обособления.

Начало и окончание подросткового возраста психологи определяют по–разному. Ученые, придерживающиеся биологического подхода, считают, что начало подросткового периода совпадает с достижением половой зрелости. Это связано с репродуктивной функцией. Половое созревание проходит пять этапов.

Первый, инфантильный (детский, предпубертатный), начинается в 8–9 лет и заканчивается в 10 лет у девочек и 13 – у мальчиков.

По данным Т. Д. Марцинковской, в этот период медленно изменяется деятельность щитовидной железы и гипофиза.

На втором этапе, пубертатном, появляются первые признаки полового созревания, изменяется деятельность гипофиза, влияющего на физическое развитие, изменяется темп роста костной и мышечной систем, ускоряется обмен веществ. Такие изменения происходят в возрасте до 12–14 лет (соответственно у девочек и мальчиков).

Третий этап знаменует процесс активизации половых и щитовидной желез внутренней секреции. Этот этап характеризует начало собственно подросткового периода развития. В это время происходит бурный рост трубчатых костей (около 10 см в год), формирование грудной клетки. Кажется, что вытянутая фигура подростка непропорциональна, а координация движений нарушена. Но подростки очень чувствительны к физическому развитию, пластичны, умеют быстро развить у себя спортивную форму. На этом этапе растут сердце и легкие, увеличивается объем последних. Появляются боли в сердце, так как изменяется его работа, кровеносные сосуды растут медленнее, поэтому артериальное давление становится нестабильным. Результат этого – частые головные боли и повышенная утомляемость. Недостаточное насыщение мозга кислородом приводит к торможению и как следствие к изменению функционирования психических процессов, уменьшению объема внимания (способность удерживать в поле зрения несколько объектов одновременно), снижению скорости его переключения (умение перенести внимание с одного объекта на другой), к снижению способности распределения внимания (выполнение одновременно двух и более заданий) и его концентрации (умение работать сосредоточенно).

На четвертом этапе максимально активны половые гормоны. У мальчиков они влияют на рост тела, созревание половых органов и появление вторичных половых признаков – мутация голоса, изменение гортани (появление кадыка), оволосение, поллюции. У девочек устанавливается менструальный цикл, также происходит развитие половых органов, которые готовы к оплодотворению, беременности, кормлению ребенка.

К пятому этапу, в 15–17 лет (16–17 лет у мальчиков, 15–16 – у девочек), окончательно завершается половое созревание. Наступает анатомическая и физиологическая зрелость. Таким образом, девочки достигают половой зрелости в среднем на 18–34 месяца раньше, чем мальчики. Собственно говоря, этот этап в отечественной психологии считается началом юношеского возраста.

Одна из классификаций, основанная на биологических факторах, принадлежит З. Фрейду. Возраст 12–15 лет – это период пубертата (лат. pubertas – половая зрелость), т. е. именно тот период, когда происходит половое созревание. Для данного уровня развития характерны влюбленность, способность к гетеросексуальным, интимным отношениям. Вступление в генитальную стадию сопровождается биохимическими и физиологическими изменениями в организме. В результате этих изменений усиливается возбудимость и повышается сексуальная активность. Иначе говоря, на этой стадии требуется наиболее полное удовлетворение сексуального инстинкта. Так считают психоаналитики. Предпочтение подростками своих сверстников, по мнению Фрейда, свидетельствует о гомосексуальных тенденциях их поведения. Формируется генитальный характер – зрелость и ответственность в социально–сексуальных отношениях.

Основатель психоанализа терпимо относился к сексуальной свободе, а пассивность, свойственная начальному школьному возрасту, с его точки зрения, может привести к психическим травмам. Конфликты же в более позднем возрасте связаны со следами сексуальных конфликтов у подростка. Поэтому все напряжение энергии либидо проявляется в тревоге, так как подросток неспособен справиться с внешним и внутренним возбуждением. Тревога помогает подростку сформировать защиту своего «Я» (эго).

Э. Эриксон, последователь З. Фрейда, больше внимания обращал на социальные и культурные факторы, влияющие на процесс развития подростка. Фрейд был убежден в значимости первых 6 лет жизни ребенка и родителей, но личность, согласно представлениям Эриксона, более податлива и формируется на протяжении всей жизни под влиянием друзей, семьи и общества в целом. Возраст 6–14 лет Эриксон относит к позднему детству, а 14–20 – к юности.

Продолжает эти идеи другой представитель современного психоанализа (неофрейдизма) – Блос. Он различает пять фаз, характерных для перехода от детства к взрослости. Нас интересуют в первую очередь два этапа – предпубертат (примерно 10–12 лет) и ранний пубертат (13–14 лет). На первом происходит усиление влечений с появлением агрессий, подобных тем, что приводили к удовлетворению потребностей в первые годы жизни. Иначе говоря, в 10–12 лет еще имеют место капризы и упрямство, немотивированные действия, с помощью которых ребенок добивается того, чего хочет. На втором этапе девочки и мальчики отдаляются от близких людей из семейного круга и начинают ориентироваться на внешние объекты, приносящие им удовлетворение.

Несмотря на явную недооценку общения и семейных отношений, во всех подходах подмечен общий важный момент – влияние биологических факторов, имеющих значение для развития физиологических и нервных процессов.

Можно по–разному относиться к фрейдизму. Но психоанализ позволил увидеть некоторые биологические закономерности развития подросткового возраста, главные из которых – созревание сексуальных структур организма. А они не могут быть нейтральными в развитии психодинамики, психической устойчивости, чувствительности (сензитивности).

Некоторые ученые стремились соотнести индивидуальное развитие человека с развитием человеческого рода. При этом все особенности индивидуального взросления сопоставлялись с общественным. Например, период от 10 до 12 лет назывался периодом робинзонады (детства человечества). Ребенка в эти годы привлекают походы: ему интересно строить шалаши, разводить костры.

Следующий период – от 12 лет – период «охоты и захвата добычи», когда ребенок начинает интересоваться сельским хозяйством, ухаживает за животными. Затем наступает торгово–промышленный период (зрелость человечества). У подростка 14–15 лет возникает интерес к деньгам, их накопительству, обмену на товары.

Как видим, определение возрастной периодизации учеными соответствовало их представлениям о предназначении человека в жизненный период от 11 до 15 лет.

Физиологические изменения влияют на психологическую и социальную зрелость, которые могут не совпадать. Это несовпадение стало точкой отсчета начала и окончания подросткового возраста, легло в основу разных оценок подростка и подростковой периодизации.

Так, психологическую зрелость В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев определяют как кризис отрочества и становление субъекта социальных отношений в 11–14 лет. В. В. Давыдов считает, что подростковый период начинается с 10 лет и заканчивается в 15 лет. Характерная черта этого периода – общение на основе различных видов общественно полезной деятельности, благодаря которой у подростков формируются осознанные нормы поведения, умение строить и регулировать общение, способность оценивать свои действия, опираясь на мнения одноклассников. Психологическая зрелость позволяет подростку осознавать себя, принимать решения, соотносить реальное, возможное и вымышленное.

С. Холл рассматривает зрелость подростка с точки зрения социально–психологического подхода. Он видел в подростковой стадии отражение эпохи романтизма и хаоса человечества, когда природные силы противоречат требованиям социальной жизни. Холл впервые описал психологические особенности подросткового возраста. Он считал, что негативные проявления подростка обусловлены спецификой этого этапа в общем развитии человека, а именно переходностью и промежуточностью. Но все же главное в подростке – природно–биологическое.

Следует особо подчеркнуть, что анатомо–физиологические изменения влияют на психическое развитие подростка опосредованно, через культурные и социальные представления о развитии и культурном взрослении, а природные (биологические) особенности являются только предпосылкой развития, но непосредственно не определяют его результаты.

В основе социальной зрелости подростка лежит его способность самостоятельно определять свою судьбу, т. е выбирать место учебы, представлять характер профессии.

Этапы развития разных видов зрелости отличаются друг от друга. Однако они дополняют представление о том, как подросток становится взрослым и какие особенности возникают на пути взросления.

Понятие о созревании и развитии, их влияние на формирование личности подростка

Подростковый возраст часто называют отроческим, переходным, периодом «бури и натиска», «гормонального взрыва» и пубертата – короче говоря, сложным периодом, связанным с кризисами развития. В это время происходит переход от ребенка к взрослому во всех сферах – физической (конституциональной), физиологической, личностной (нравственной, умственной, социальной). Все телесное постепенно приобретает черты мужского или женского организма. Изменения касаются созревания всех структур мозга, и как следствие развитие и формирование личности претерпевают большие изменения. Выше, давая периодизацию подросткового развития на основе биологического подхода, где созревание и развитие являются основными понятиями, мы рассматривали некоторые их показатели. Остановимся подробнее на этих вопросах.

Понятия созревания и развития тесно связаны с другим понятием – ростом. Обычно под этим имеют в виду биологические изменения, увеличение массы организма за счет увеличения числа и размеров клеток и внеклеточных образований. Рост организма зависит от времени суток, сезонов года и характеризуется биологической ритмичностью. Когда говорят о росте человека – в нашем случае подростка – имеют в виду физические изменения, т. е. длину и массу тела. Это показатели физического развития человека. Обычно физический рост имеет цикличность, определяется наследственностью, зависит от внешнесредовых факторов и определяется многими веками эволюции. Например, авария на Чернобыльской АЭС, по данным исследований, задела южные районы Тульской области. Школьники–подростки стали медленнее расти, у них отмечена недостаточная масса тела по сравнению со своими сверстниками из других регионов России (Екимова, 2002). Физический рост завершается у мужчин в18–20 лет, ауженщин – в 16–18. Особенно бурно рост тела проходит с 12 до 15 лет. Девочки–подростки ниже своих сверстников–мальчиков на 8–11 см.

Не случайно бурные изменения во внешнем облике и в физиологии ребенка ученые предпочитают описывать в выражениях «гормональная буря», «скачок роста», «эндокринный шторм» и т. п.

Созревание – постепенное раскрытие физических, физиологических, конституциональных признаков, заложенных еще до рождения человека как биологического существа. Оно начинается во внутриутробном развитии и заканчивается с наступлением биологической зрелости. Созреванию подвержены различные структуры организма: происходят изменения в больших полушариях мозга (он покрывается миелиновой оболочкой), в легких и сердце (увеличиваются объем легких и масса сердца). Вместе с тем на этот процесс влияет не только наследственная программа, но и питание, режим, внешние условия и пр.

Рост и созревание – неразрывные процессы – становятся основой для развития. Развитие – это процесс изменения психических функций в частности и личности в целом под влиянием взаимодействия с другими людьми и при овладении ведущей деятельностью.

К примеру, подростки бурно начинают расти, у них увеличивается окружность грудной клетки. Но масса тела увеличивается медленнее, хотя пропорции тела сохраняются. Поэтому подросток выглядит неуклюже: длинные руки, большие ступни, сутулый, с нарушенной осанкой. Вследствие развития лицевой части черепа изменяется лицо, но выделяется нос. У мальчиков выдается кадык, и голова по сравнению с телом кажется маленькой. С точки зрения подростка, это не вполне привлекательные черты, но они влияют на его поведение и самооценку: в новой обстановке он чувствует себя неуверенно, а потому застенчив. Конечно, подросток начинает сравнивать себя с другими и страдает от несоответствия идеалу.

Физиологическими изменениями, накладывающими отпечаток на развитие подростка, обусловлены противоречия в его личности (о них будет сказано ниже).

Примерно полвека назад был впервые отмечен сдвиг в физиологическом развитии и половом созревании подростка – акселерация (ускорение). Если в прежние времена деятельность гипофиза, передняя доля которого вырабатывает гормоны, отвечающие за рост тканей и функционирование других желез внутренней секреции (щитовидной, половых, надпочечников), активизировалась в 11–13 и 1315 лет у девочек и мальчиков соответственно, то сейчас это происходит на три года раньше: в 8–10 лет у девочек и 10–12 – у мальчиков. Однако имеет место и противоположный процесс – ретардация,т. е. замедление физиологического развития примерно на 2–3 года.

Все физиологические изменения в организме подростка стали предметом обсуждения ученых различной теоретической ориентации. С точки зрения социологизаторского подхода можно сформировать любую черту личности, если только создать необходимые условия для ее появления. Те, кто придерживаются другого подхода – биологизаторского, полагают, что в личности детерминантой всего является только биологическое, врожденное. Второе утверждение присуще психоанализу. Но и первое и второе мнение не совсем верны. Тем не менее игнорировать значение бессознательного, т. е. врожденного, в формировании личности ребенка и подростка, на чем настаивали представители биологизаторского подхода, не целесообразно. Обратимся к некоторым исследованиям.

Основатель психоанализа З. Фрейд все изменения в личности подростка объяснял биологическими законами, которые, с его точки зрения, и создают кризисы, приводят к непослушанию. Поэтому трудности взросления обойти невозможно. Любопытно, что некоторые из представителей фрейдизма доказывали: бурление страстей служит признаком нормальности подростка, а отсутствие такого бурления становится признаком задержки психического развития. Например, А. Фрейд считала, что само по себе аномально быть нормальным в подростковый период. Очень многие реакции в подростке фрейдизм объяснял инстинктами. Например, агрессивность понималась как проявление инстинкта донатос (смерти и разрушения), если подросток не находил достойного сексуального замещения.

За рубежом и в нашей стране в последнее десятилетие стала популярной идея о том, что агрессивность подростка влияет на его социальное развитие и имеет последствия во взрослой жизни.

В Швеции были проведены исследования школьников–подростков в возрасте 10–15 лет. Мальчики с ранней агрессивностью и непоседливостью (гиперактивностью) совершали больше правонарушений и антиобщественных действий при переходе в юность – следующий жизненный период. Кроме того, раннее непослушание оказалось связанным с другими проблемами уже взрослых людей. Выяснилось, что существует прямая зависимость между ранним непослушанием и неуживчивостью (или другими взрослыми проблемами, такими как алкоголизм, суицидальные намерения и иные психиатрические диагнозы).

Другой подход, также традиционный, перепады настроения и непредсказуемость поведения подростка объясняет иначе. Представители культурной антропологии М. Мид и Р. Бенедикт доказали, что в культурах, где подростки рано принимают на себя обязанности взрослых, не происходит кризисов, нет и непредсказуемости в их поведении. К примеру, китайские подростки из Гонконга имеют меньше конфликтов с родителями, чем их сверстники из западных культур. Ученые объясняют это особенностями культурных традиций и хорошей адаптацией. У подростков, которые плохо приспосабливаются к меняющимся условиям, «буря и натиск» проявляются и на следующем этапе. Кроме того, Мид показала, что наличие кризисов и конфликтов не является неизбежным. Существует гармонический, бесконфликтный переход от детства к взрослости. Изучив подростков Самоа, она описала условия жизни и воспитание девочек. Наступление половой зрелости не является для них важным фактом, поскольку племя решает, стоит ли готовить их к брачной церемонии.

С точки зрения Р. Бенедикт, есть два типа перехода от детства к взрослости: 1) между детскими обязанностями и способами поведения взрослых существует разрыв; 2) нормы и требования к детям и взрослым схожи.

Представляет интерес портрет современного нормального подростка, составленный американскими психологами Р. Герригом и Ф. Зимбардо. Они просили подростков выразить согласие с предложенными утверждениями. На первом месте оказалось утверждение «При нормальных обстоятельствах я чувствую себя спокойно». C ним согласились 91 % подростков. Довольны жизнью и обычно владеют собой – по 90 %. Чувствуют себя сильными и здоровыми 86 % подростков, счастливы 85 %, способны радоваться любой шутке, когда плохое настроение, 83 %.

Немецкий психолог и философ Э. Шпрангер рассматривал подростка в культурном аспекте. Он стремился доказать, что переживание связи внутренней душевной жизни и ценностей общественной духовной жизни осуществляется в деятельности «Я». Подросток в этой связи движется к объективному духу истинности, полезности, самовыражению, общественной деятельности, власти как к ценностям и смыслу жизни. Подросток «врастает» в культуру тремя способами. Первый – резкий, бурный, кризисный. Это своего рода второе рождение подростка, когда он понимает свое «Я». Второй – плавный, постепенный, бескризисный. Подросток приобщается к культуре и взрослой жизни без потрясений. В третьем случае он начинает воспитывать себя сам, так как обладает высокой сознательностью.

Исследования других ученых, например М. Мид, показали, что биологические факторы у всех подростков в разных культурах остаются неизменными, а изменениям подвержены прежде всего интересы и направленность личности. Было установлено, что подростки в культурах Запада и Востока значительно различаются психологически. Б. Заззо, изучая подростков–буржуа и подростков–рабочих, обнаружила существенную разницу между ними: вторые взрослели иначе, их беспокоило и тревожило совсем не то, что их сверстников из обеспеченных семей. Это беспокойство было обусловлено разным социальным положением подростков.

Исследования М. Кле также показали, что процессы развития обусловлены обществом и связаны с развитием тела, мышления, с социальной жизнью и самосознанием. Ученый отождествлял развитие подростка с развитием юноши и полагал, что это последовательное изменение тела, мышления и его самосознания.

Таким образом, социальные обстоятельства определяют длительность подросткового периода, наличие или отсутствие кризиса, конфликтов, трудностей взросления и особенности перехода от детства к взрослости. То есть в личности подростка чисто природное наполняется социальным и психологическим содержанием, а чем становится та или иная природная особенность, зависит от выполняемой деятельности (например, высокий рост может побудить заняться баскетболом).

Итак, главное в подростке одни ученые видели в биологических, естественных особенностях, другие – в социальных условиях его жизни. Между тем независимо друг от друга они не проявляются. На это обращала внимание Л. И. Божович, полагавшая, что биологическая особенность на каждом этапе выступает с приобретаемой социальной в единстве и по–новому.

Что лежит в основе периодизации подросткового возраста и какие особенности подростка непременно следует отметить? Мы будем опираться на критерии, разработанные отечественными психологами.

Выдающийся отечественный психолог Л. С. Выготский выделил основные новобразования подростков, выявил социальную ситуацию развития, где происходит формирование личности в ведущей деятельности, каковой является учение, сделал акцент на отношениях взрослых и подростков, занимающих в мире взрослых определенное место. На последнее положение следует обратить особое внимание, потому что путь к взрослому состоянию лежит через обретение определенных прав и выполнение конкретных взрослых обязанностей.

Обратимся к особенностям развития всех систем организма подростка.

Созревание и развитие костно–мышечной системы подростка

Ученые отмечают у подростков так называемый рывок роста, который происходит в начале подросткового периода. Это означает, что ребенок быстро растет и набирает массу тела. У девочек рывок роста обычно начинается в 10,5 лет, достигает максимума к 12 годам и вновь замедляется в 13–13,5 лет. У мальчиков рывок роста начинается примерно на 2–3 года позже, чем у девочек: активный рост – в 13 лет, максимум – в 14 и замедление – к 16 годам. Рост костных тканей определяется наследственностью, тем не менее могут быть небольшие отклонения, связанные с внутриутробным развитием. Общая картина физического роста такова: девочки, созревая быстрее, оказываются намного выше своих сверстников–мальчиков, что влияет на их (девочек) статус в классе. По физическим признакам они не всегда занимают высокий статус. Наоборот, сверстники–мальчики могут сопровождать эти изменения своими комментариями: «Велика фигура да…»

Тело ребенка тоже «взрослеет» – приобретает очертания взрослого человека. Самые заметные изменения происходят у девочек: расширяются бедра и формируется грудь, у мальчиков «разворачиваются» плечи. Черты лица тоже меняются: более рельефными становятся скулы, нос, лоб выдается вперед, увеличиваются губы. От 11–12 до 15–16 лет позвоночник отстает в годичной прибавке от темпа роста тела в длину. До 14 лет пространство между позвонками заполнено хрящом. Именно этим объясняются искривления позвоночника. Чувствителен позвоночник и к чрезмерным нагрузкам (подъем больших тяжелых гирь), неправильному положению тела и длительному напряжению, когда подросток часами не меняет позу (сидит за компьютером или упражняется на скрипке, например). Кости таза легко смещаются, так как они срастаются только к 21 году, а такое смещение у девочек может повлечь за собой проблемы при рождении ребенка. В этом возрасте девочкам вредно носить обувь на высоких каблуках. Смещение костей таза у мальчиков наблюдается в том случае, если они занимаются легкой атлетикой без наблюдения врача–педиатра, который определяет объем и характер нагрузок на позвоночник и костно–мышечную систему.

Интенсивно изменяется мышечная система Однако она отстает в развитии от костной, поэтому подростки кажутся непропорционально сложенными, долговязыми. Мышечная сила еще только развивается, что часто приводит к утомлению, слабости, спаду энергии, резкому снижению результатов спортивных занятий.

В связи с этим обратим особое внимание на моторное развитие, т. е. координацию движений, выработку двигательных навыков и др. В процессе моторного развития нервные окончания и мышцы созревают в направлении сверху вниз и от центра к периферии. В результате этого подросток может контролировать деятельность нижних частей тела, приобретать двигательные навыки. При малоподвижном образе жизни или недостаточных нагрузках двигательных функций моторное развитие замедляется. Однако костно–мышечная система подростка очень чувствительна, поэтому каждое новое умение представляет собой конструкцию, которая возникает по мере того, как он реорганизует имеющиеся навыки в более сложные системы действий. Поначалу эти движения могут быть малоэффективными и нескоординированными. По прошествии определенного времени такие конструкции реорганизуются, регулируются самосознанием подростка, и движения становятся плавными, скоординированными (так происходит, например, когда человек учится кататься на коньках).

По мере развития костно–мышечной системы развиваются и двигательные навыки подростков. Школьники–подростки бегают быстрее, прыгают выше, бросают мяч дальше, чем раньше. Это происходит потому, что развивается крупная мускулатура, дети становятся сильнее. Совершенствуется и мелкая мускулатура. Подростки способны скоординировать работу плеча, руки, корпуса и ног. Более того, подросток способен, например, координировать зрение и движение кисти руки. В результате время реакции уменьшается, поэтому он может добиться успеха в настольном или большом теннисе.

Но в развитии костно–мышечной системы мальчиков и девочек имеются различия. У мальчиков–подростков доля мышечной ткани больше, а жировой меньше, чем у девочек. Поэтому они лучше выполняют задания, связанные с физической выносливостью и силой. Однако известно, что иногда девочки–подростки продолжают расти в период между 12–17 годами, прибавляют в весе, тем не менее мальчики остаются сильнее. Известно и другое: девочки, продолжая физические тренировки и занятия спортом, не только достигают силы и выносливости мальчиков, но и опережают их в этом. Правда, они начинают приобретать некоторые физические признаки, характерные для мужчин.

Исследователи пришли к выводу, что занятия подвижными играми положительно влияют на здоровье подростков, увеличивая их мышечную силу, выносливость и снижая долю жировой ткани. Но физическая активность, особенно девочек, снижается. И все–таки занятия физической культурой усиливают у девочек и мальчиков чувство физической состоятельности, формируют положительный образ тела, приводят к появлению целеустремленности, выдержки, напористости и др.

Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что костно–мышеч–ная система подростка, развивающаяся бурно, иногда скачкообразно, становится для него личностно значимой. Он пристально оценивает свои особенности, сопоставляет их с особенностями сверстников, поэтому родителям или учителям не рекомендуется обращать внимание на те стороны, которые могут вызвать переживания у подростка. К примеру, учитель вызывает отвечать к доске подростка, выросшего за лето, но сутулого, непропорционально сложенного. Не зная ответа на вопрос, мальчик переминается с ноги на ногу, еще больше сутулится. Потеряв терпение, учитель замечает: «Ты что, опять ничего не знаешь? Вон какой вымахал, а толку нет!»

Отметим в развитии костно–мышечной системы аспект, связанный с индивидуальными различиями. Мы описали стандарты нормального развития. Но возможны ускоренный или замедленный рост и созревание костно–мышечной системы. Как слишком медленное, так и очень быстрое развитие трубчатых костей не может остаться незамеченным. Если это вызывает беспокойство, следует обратиться к врачу. Только необходимо знать особенности развития костно–мышечной системы у родственников, поскольку подросток может получить их по наследству.

Особенности кровеносной и дыхательной систем у подростка

Развитие костно–мышечной системы подростка связано с изменением в кровеносной и дыхательной сферах. Изменения касаются работы и массы сердца, кровяного давления, кровеносных сосудов. Несоответствие увеличивающейся массы сердца состоянию кровеносных сосудов, которые растут медленнее, приводит к повышению кровяного давления. Пульс более частый, чем у взрослого. Возможно появление болей в сердце, их называют подростковыми сердечными болями. Дыхательная система также имеет особенности. Объем легких увеличивается, как и масса сердца. Но у подростка учащенное дыхание, поэтому мозг испытывает дефицит кислорода. В результате могут возникнуть головные боли.

Развитие нервной системы подростка

Родители отмечают, что подростки могут задавать отвлеченные вопросы: «Можно ли считать, что в большой голове больше мозга, а значит, ума?», «Что будет, если клонировать только отдельные органы?», рассуждать абстрактно или придумывать собственный язык, непонятный окружающим. Все изменения в мышлении и речи связаны с развитием головного мозга и нервной системы в целом.

Головной мозг состоит из двух полушарий, соединенных между собой пучком нервных волокон. Каждое полушарие мозга покрыто корой мозга – слоем серого вещества, которое контролирует сенсорные и двигательные процессы, восприятие и интеллектуальную деятельность. Несмотря на то что правое и левое полушария идентичны, они выполняют разные функции и контролируют разные участки тела.

Левое полушарие мозга, контролирующее правую сторону тела, включает центры речи, слуха, словесной памяти, принятия решений, обработки речевых сообщений и выражения положительных эмоций. В правом полушарии расположены центры обработки зрительно–пространственной информации, не относящихся к речи звуков, тактильных ощущений и выражения отрицательных эмоций. Оно контролирует левую сторону тела. Но это не значит, что полушария мозга не зависят друг от друга.

Развитие нервной системы, особенно передних отделов больших полушарий, делает подростка «говорливым»: он не допускает никаких замечаний в свой адрес, реагирует на них словесно и чаще всего возмущается, выражает несогласие. Процессы возбуждения и торможения не уравновешены: возбуждение преобладает над торможением. Вследствие быстрого распространения возбуждения подросток легко раздражается, становится вспыльчивым. Кроме силы реакции возбуждения отмечается и подвижность (иррадиация) нервных процессов. Так, подростки достаточно быстро реагируют на какие–то раздражители, особенно новые. Они легко переходят от одного состояния к другому (взаимная индукция). Возможна ситуация, когда ребенок в этом возрасте может заснуть на уроке, почувствовать себя разбитым, измученным, хотя ничего не делал. Смена настроения, необычно высокая чувствительность приводят к своеобразной мимикрии – подросток может быстро попасть под влияние группы сверстников, переняв особенности их поведения и поступая «как все».

Разные разделы нервной системы разбалансированы. Вегетативная, соединяющая кору головного мозга с нервными волокнами, которые расположены во внутренних органах и железах, работает неритмично и нескоординированно (учащенный пульс, неравномерное наполнение кровеносных сосудов и др.), что приводит к вегетососудистой дистонии, упадку сил, мышечной слабости. В подростковом возрасте усиливается деятельность подкорки, что и влияет на дестабилизацию коры головного мозга и подкорки. В целом активность мозга возрастает неравномерно.

Такие особенности нервной системы подростка влияют на регуляцию, т. е. произвольность, осмысленность деятельности. Произвольность деятельности, требующая умения доводить все до конца, развита плохо. Поэтому подросток часто бросает начатое. От этого создается впечатление, что он редко переходит от слов к делу. Резкая смена настроений и психических состояний, повышенная возбудимость, импульсивность, проявление полярности и амбивалентности реакций, эмоциональная неустойчивость, утомляемость, раздражительность – наиболее яркие особенности проявления изменений в нервной системе и эмоциях, возникающих у подростка. В сфере личности они приводят к неусидчивости, смене настроения, которые родители и учителя часто воспринимают как лень.

Некоторые ученые (например, А. Г. Хрипкова) считают, что в подростковом возрасте происходит своего рода регресс нервной системы, поскольку реакции на внешние раздражители очень сильно изменяются, что приводит в замешательство родителей и педагогов, готовых обратиться за помощью к врачу. Между тем эти изменения естественны, происходят у всех подростков в любых культурных условиях и не зависят от вмешательства взрослых. Разумеется, взрослые могут сглаживать противоречивость и крайность в поведении, психических процессах и особенностях личности – ценностях, потребностях, отношениях. Этому мы посвятим специальный раздел книги.

Остановимся еще на одной физиологической особенности подростка – гормональных изменениях.

Изменения в гормональной системе подростка

Не случайно в этом возрасте отмечают гормональные «бури». Большие изменения в функционировании желез внутренней секреции, особенно шитовидной и половых, прежде всего влияют на обмен веществ. Изменения в эндокринной системе выражаются в повышенной активности щитовидной железы, которая провоцирует появление бурных аффектов, подъем энергии и следующий за ними спад, усталость. Эндокринная система связана с нервной, что приводит к одновременному подъему возбуждения, умственному переутомлению, повышенной раздражительности, расстройствам сна и пр.

В этом возрасте происходит половое созревание. У большинства девочек половое созревание начинается между 9 и 10 годами. В этом возрасте жировая ткань скапливается вокруг репродуктивных органов. Примерно к 12,5 годам наступает менархе (греч. arche – начало, первая менструация), появляются и другие вторичные половые признаки. У мальчиков половое созревание начинается с увеличения яичек между 11–12 годами, а половая зрелость наступает между 14–15. Несколько позже начинают расти волосы на лице – над верхней губой, щеках и подбородке, руках и ногах. Признаком полового созревания у мальчиков служит понижение голоса вследствие роста гортани и удлинения голосовых связок. Голос ломается, повышаясь до сопрано и опускаясь до глубокого баритона даже на протяжении одной фразы. У мальчиков появляются поллюции (лат. pollutio – марание) – семяизвержение. Этот признак созревания сперматозоидов свидетельствует об окончательном половом созревании мальчика (1416 лет). Но, как считают врачи и ученые, в этот период не все сперматозоиды способны оплодотворить яйцеклетку.

Изменения в функционировании половых желез могут быть связаны с нервными перегрузками, переутомлением и сильными эмоциональными переживаниями. От полового созревания зависит общая неуравновешенность подростка. Появление вторичных половых признаков сопровождается выработкой мужских и женских половых гормонов – эстрогенов и андрогенов. В течение 12–18 месяцев от начала месячных менструации проходят без овуляции, а затем половое развитие девочек завершается. Менструальный цикл составляет 24–30 дней, месячные продолжаются 3–5 дней, затем они могут сократиться до 3 дней. Иные сроки свидетельствуют о заболевании женских органов.

Индивидуально–типологические особенности организма подростка

Рассмотрим индивидуальные и типологические, т. е. наиболее общие для этой возрастной группы, анатомо–физиологические особенности подростка. Это важно потому, что взрослые могут соотнести свои наблюдения за детьми с научными данными. Такое сопоставление поможет выбрать наиболее адекватные виды помощи подросткам.

С одной стороны, индивидуальные особенности свидетельствуют о наиболее ярких проявлениях взросления и, возможно, о полном соответствии нормативному развитию или же, наоборот, о несоответствии тем или иным параметрам, но без отклонения от нормы, с другой – они позволяют понять, насколько анатомо–физиологические особенности, индивидуальные и типологические, влияют на формирование личности, на взросление подростка, его социализацию. Иными словами, индивидуальные и типологические проявления анатомических и физиологических особенностей организма влияют на качественные изменения личности, новообразования в психической деятельности подростка (учение, эмоциональная сфера, отношение к родителям, сверстникам, формирование ценностей и пр.). Они, как отмечал Л. С. Выготский в анализе высших психических функций, помогут «прочертить и путь изучения личности» как наиболее высокого и сложного по своей структуре системного образования.

Любое физическое или физиологическое свойство становится значимым, если оно выступает в структуре личности и сам подросток придает ему особый смысл. (Например, рост может свидетельствовать о достижениях в баскетболе или волейболе и в этом случае воспринимается как достоинство. Но он может оцениваться и как недостаток, если не помогает в освоении новых видов деятельности.) С этой точки зрения проанализируем индивидуальные и типологические проявления физиологических и анатомических признаков подростка. Остановимся сначала на половых (гендерных) различиях – отличии мальчиков от девочек в подростковом возрасте.

Прежде всего следует отметить, что период полового созревания оказывает определенное, но разное влияние на жизнь девочек и мальчиков.

Д. Шэффер описал проводившиеся в Калифорнии на протяжении нескольких лет исследования 16 рано созревших и 16 поздно созревших мальчиков. Оказалось, что поздно созревшие мальчики были больше напряжены, тревожны и желали привлечь к себе внимание. Учителя же оценивали их как менее привлекательных, так как подростки были менее зрелыми физически. А вот их сверстники, рано созревшие, были увереннее, уравновешеннее, чаще выигрывали соревнования. Более того, оказалось, что вторые ожидали от других большего внимания, а первые – занимали более высокий статус.

Наблюдения за этими подростками показали, что более рано созревшие становились увереннее, лучше учились, а поздно созревшие физически получали более низкие отметки, испытывали меньшее желание учиться. Кроме этого, возможно и другое влияние позднего созревания на учение: например, занимающийся в музыкальной школе по классу скрипки считает, что именно это занятие мешает ему развиваться физически и расти. Значит, рано созревающие подростки находятся в более выгодном положении из–за того, что их физическая сила и рост способствуют спортивным достижениям. Последнее приносит уважение со стороны взрослых и сверстников. Иногда эти качества приводят к тому, что взрослые переоценивают их эрудицию, социальную компетентность и потому предоставляют им больше привилегий, обычно закрепленных за более старшими. Поздно созревающие мальчики больше контролируются родителями, в связи с чем могут возникать конфликты. Рано созревшие мальчики и впоследствии были увереннее: в 30 лет они становились общительнее, ответственнее, занимали лидирующее положение в социальной группе.

К окончанию школы различия чаще всего, однако, выравниваются.

Девочкам более раннее созревание может принести неудобства. Отмечено, что рано созревающие девочки менее общительны и популярны среди сверстников. Они более беспокойны и напряжены. Над ними подшучивают, их поддразнивают. В итоге такие девочки выбирают себе подруг и друзей постарше, а значит, могут попасть в сомнительные компании, где курят, пьют, «тусуются» на ночных дискотеках. Часто эти девочки начинают учиться хуже или вообще бросают школу. Но со временем, в юношеском возрасте, рано созревшие девочки становятся уверенными, чувствуют себя более комфортно, чем их поздно созревающие сверстницы.

Биологические изменения в подростковом возрасте вызывают проявления гормонального развития. Уже отмечалось, что увеличивается продукция половых желез, которая резко усиливает влечение к противоположному полу. Побуждения подростка приводят его к осознанию своей сексуальности и тому, как ее следует показывать или сдерживать. В разных культурах эти вопросы решаются по–разному. В некоторых африканских племенах детей дошкольного возраста уже обучают любви, заставляют экспериментировать с противоположным полом. Но все–таки в основном все эти вопросы табуированы.


Консультации по половому развитию свидетельствуют, что родители относятся к вопросам пола несколько консервативнее, чем их дети. Но подростки стали более осторожными в случайных связях. Однако они считают вполне допустимыми отношения близости, если они происходят по любви, а секс до вступления в брак считают вполне приемлемым. Вместе с тем большинство подростков считают, что ранние половые отношения не могут принести ничего хорошего.

Ученые отмечают, что ежегодно подростки видят по телевизору более 12 тысяч пикантных ситуаций, в которых слышат скабрезные выражения, и передач, где прямо или косвенно популяризируется возможность половых связей, отнюдь не брачных. Данные свидетельствуют о том, что сегодня среди школьников опыт половой жизни имеет половина девочек (в 1990 г. – 55 %) и 55 % мальчиков (против 60 % в 1990 г.), а половое поведение девочек значительно изменилось. В результате половые различия в сексуальном поведении подростков практически исчезли. Только 30 % американских подростков начинают половую жизнь раньше 15 лет. Девочки реже, чем мальчики, положительно отзываются о своем первом сексуальном опыте, но при этом чаще сохраняют с первым партнером длительные отношения. Девочки и мальчики не понимают друг друга, поэтому ранят чувства друг друга, и это становится причиной как различий в их поведении, так и отрицательных отзывов.

Отметим еще один важный момент – беременность и роды в подростковом возрасте. Частота подростковых беременностей в США в два раза выше, чем в Европе, и составляет примерно 16 на 100.

Следует отметить, что такое положение больше наблюдается в семьях, социально неблагополучных. Самое печальное в такой ситуации то, что девочка–мама психологически не готова к материнству, и это сказывается на ее ребенке, который чаще всего воспитывается впоследствии в лишении комфорта и благополучия.

К индивидуально–типологическим особенностям организма подростка относится как акселерация, так и ретардация.

Л. И. Божович описала девушку, страдающую потерей аппетита. Ее болезнь развилась в подростковом возрасте. Она стойко отказывалась от пищи и довела себя до состояния, которое угрожало ее жизни. Мотив сформировался в такой форме, что подчинил себе другие потребности, в том числе и самосохранение. Девочка имела высокий уровень притязания, стремление к самоутверждению и привилегированному положению в классном коллективе, которое она завоевала хорошими успехами в учении и активным участием в школьной жизни. Склонность к полноте ее не волновала, но у подростков сложился идеальный образ девушки: изящной, с тонкой талией, стройной фигурой. Поведение девочки стало меняться в подростковом возрасте, когда она начала ориентироваться на мнение сверстников. Это мнение определялось не столько качествами учения, сколько внешностью. Девочка теряла свою позицию в классе. Появилось желание исправить внешность, в связи с чем она усиленно голодала. Но это привело к снижению успехов в учении и общественной активности и, в свою очередь, к еще большей утрате позиции в коллективе одноклассников. Такое положение усиливало стремление достигнуть своего идеала. Выдержать голодание помог другой мотив – демонстрация силы воли и выдержки, престижные в подростковом возрасте.

К индивидуальным особенностям организма подростка можно отнести различия в функционировании мозга – преобладание левого или правого полушария. Люди с доминирующим правым полушарием склонны к целостному восприятию предметов. Такие подростки больше сосредоточены на форме, размерах, так как у них больше развиты воображение и интуиция. Они высказывают вздорные мысли, желают неосуществимого, планируют такие дела, которые им не под силу. Правое полушарие помогает живо представить прошлое и будущее, отвечать на вопросы учителя живо и увлеченно, но неточно. Такие подростки любят поэзию, музыку, хорошо запоминают артистов, мелодии, пробуют писать стихи, влюбляясь, переживают и домысливают то, чего на самом деле не было. Они более открыты, непредсказуемы, эмоциональны.

Развитое левое полушарие влияет на обработку информации. «Левополушарные» подростки более основательны, склонны к занятиям техникой и точными науками, любят возиться с велосипедом и конструктором.

Однако обычно у большинства людей оба полушария работают гармонично, слаженно, потому что мозг представляет собой единое целое и сам определяет участие того или другого полушария в выполнении деятельности. Вместе с тем следует иметь в виду, что и деятельность лучше выполняется, если она контролируется соответствующим полушарием мозга. По мнению многих психологов, если некоторые правополушарные виды деятельности не практикуются регулярно, то они никогда не разовьются в полную силу. Поэтому, например, излишне «сухое» обучение в школе снижает творческий потенциал подростка.

Рассмотрим характерные особенности подростков с преобладанием того или другого полушария (табл. 1).

Считается, что у девочек–подростков чаще доминирует правое полушарие, поэтому у них преобладает интерес к гуманитарным предметам; у мальчиков–подростков доминирует левое полушарие, и поэтому они больше склонны к выполнению заданий по математике и физике.

Таблица 1

Особенности подростков в зависимости от преобладания правого или левого полушария



Одна из индивидуальных особенностей развития организма подростка – связь полушарий мозга с мыслительными способностями. Так, дивергентным мышлением обладают подростки с развитым правым полушарием. Они мыслят творчески, выдвигают неожиданные и порой странные идеи, как правило, тяготеют к художественному творчеству. Конвергентно мыслящие левополушарные подростки действуют по правилам, стремятся мыслить логически и действовать аргументированно. Они лучше справляются с заданиями, требующими точных ответов.

К индивидуальным особенностям организма подростка можно отнести проявление типа высшей нервной деятельности и темперамента. Под типом высшей нервной деятельности будем иметь в виду наиболее яркое сочетание силы, уравновешенности и подвижности возбуждения и торможения. Сила нервных процессов, по И.П.Павлову, это способность нервных клеток выдержать сильные и продолжительно действующие раздражители. Сильная нервная система в обычной жизни видна по тому, как долго и усиленно, не отвлекаясь и не входя в запредельное торможение, может заниматься подросток. Причем после таких занятий он быстро восстанавливается и снова упорно занимается.

Уравновешенность нервных процессов – соотношение возбуждения и торможения. При уравновешенной нервной системе возбуждение и торможение проявляются умеренно. Подросток с такой нервной системой ведет себя живо, эмоционально, без срывов, умеет вовремя остановиться, действует осмысленно и без аффектов, но если они возникают, то быстро проходят. Подвижность нервных процессов означает, насколько быстро или медленно они захватывают весь организм. Подвижность проявляется прежде всего в моторике и мимике. У подростка с подвижными нервными процессами живая мимика, хороша развита моторика.

Из сочетания вышеперечисленных свойств нервных процессов И. П. Павлов вывел четыре типа высшей нервной деятельности: безудержный, живой, инертный и слабый. Безудержный тип обладает сильной, неуравновешенной, подвижной нервной системой, а живой – сильной, уравновешенной, подвижной. Инертный тип имеет сильную, малоподвижную, уравновешенную нервную систему, слабый характеризуется Павловым как неспособный выдержать сильные и длительные раздражители. Подростки этого типа в стрессовой ситуации начинают паниковать, плакать, легко расстраиваются.

Мы рассмотрели самые общие индивидуальные и типологические различия в развитии организма подростков. В одной из следующих глав мы покажем, как проявляются эти особенности у подростков, как они влияют на свойства личности и какая помощь необходима родителям и педагогам при воспитании и обучении.

Как влияют физиологические процессы на психику подростка? Для ответа на этот вопрос подчеркнем главное: мозг и психика едины. Нет ни одного психического процесса (внимание, память, мышление, формирование ценностей, потребностей и т. д.), которые не зависели бы от нервной системы и существовали автономно. Причинную обусловленность всех психических явлений отмечают все без исключения ученые. Остановимся и мы на этих вопросах.