Ребенок не идет на. "неконтактный" ребенок

И что в таком случае делать взрослым?

«Линус уже давно хотел, чтобы ему купили волчок. Мама уговаривала его подождать. Теперь он приходит домой с желанной игрушкой, но выглядит не веселым, а скорее раздосадованным. «Откуда он у тебя?» — спрашивает мама с подозрением. «Я его нашел» — бормочет себе под нос Линус. Очевидная ложь злит маму Линуса, но на требование сказать правду Линус не реагирует. Он закрывается, делая, что не слышит».

Многим родителям знакомы такие сцены. Обычно они безобидные, и их можно решить какое-то время спустя, когда напряжение немного спадет.

Маленькие дети редко замыкаются в себе

Малыши, как правило, очень открыты. В детсадовском возрасте они еще едва могут держать свои тайны при себе.

Но с годами ситуация меняется. «Чем старше становятся дети, тем меньше они хотят рассказывать, тем короче становятся ответы на вопросы родителей», — пишут Ян Уве Рогге и Ангелика Бартрам в своей книге «Как говорить, чтобы ваш ребенок слушал, и как слушать, чтобы ваш ребенок говорил» .

Многие родители жалуются на то, что их дети не открываются, уходят от разговора, избегают любого контакта с родителями и, отстраняясь, выстраивают стену. Почему же так происходит?

Когда ребенок уходит от ответа: соблюдение личных границ

Упрямое молчание - в большинстве случаев это последнее средство, которое ребенок применяет, чтобы защитить себя от навязывания чужой воли, которую он не принимает. Обычно у ребенка к этому моменту уже есть опыт, что его аргументы не принимаются во внимание. Повторяющаяся практика наказаний так же часто ведет к молчанию.

«Не знаю», — так звучит ответ детей, которых родители спрашивают, почему они были невнимательны в школе. Если речь идет о подростках, то Вы, скорее всего, услышите: «Мне все равно». Когда родители слишком сильно наседают на детей, они не уважают их личные границы. И особенно нетерпимы к этому подростки.

«Даже если родители переживают за ребенка, к открытости невозможно принудить», — подчеркивает Хельга Гюртлер, автор нескольких книг по воспитанию.

Когда дети закрываются: конфронтация не поможет

Наталкиваясь на молчание ребенка, родители чувствуют свое бессилие. Чем упорнее они пытаются проникнуть в мысли ребенка, тем более упрямым становится его молчание. Угрозы и упреки все только испортят. В этот момент путь к ребенку просто закрыт. Лучше всего для начала просто принять эту ситуацию - каким бы трудным это не казалось. «Разговоры - особенно о конфликтах - требуют времени и наличия приятной атмосферы», — объясняет Ян-Уве Рогге.

Тот, кто хочет проложить новый путь к своему ребенку, должен быть готов слушать. Только если у детей есть ощущение, что родители их действительно слышат, они открываются.

«Слушать» в этом случае значит дать понять: «Я интересуюсь тобой и твоим видением ситуации, я хочу узнать больше». И, наоборот, высокомерие - самый простой способ заставить ребенка замолчать. Зачем «предкам» что-то рассказывать, если они даже не пытаются понять?

Техника активного слушания

Смотрите на ребенка приветливо.

Дайте ему понять, то, что он рассказывает и чувствует, Вас интересует.

Время от времени резюмируйте то, что ребенок только что сказал. Так Вы узнаете, правильно ли Вы его поняли. В то же время ребенок осознает, что Вы на полном серьезе стараетесь уловить то, что он хочет Вам объяснить.

Воздержитесь от комментариев и вместе ищите пути решения.

Вместо того, чтобы идти на конфронтацию, задавая Линусу прямой вопрос, откуда у него волчок, мама могла сказать: «Теперь у тебя есть волчок, который ты так долго хотел. Но, кажется, ты не рад». Возможно, из этого бы родился следующий конструктивный разговор :

Линус: «Нет, не особо».

Мама: «Что же случилось?»

Линус: «Йонас все время хвастался своим волчком. Я спросил у него, можно ли мне его взять ненадолго. Но он не хотел мне его давать».

Мама: «Тогда ты, наверное, очень разозлился?»

Линус: «Да, и я взял волчок без спроса».

Мама: «Но сейчас ты не рад».

Линус: «Мне очень стыдно, лучше я ему его отдам прямо сейчас».

На этом примере видно, к чему в идеальном случае приводит активное слушание: Ребенок чувствует, что его принимают и понимают - и находит решение своей проблемы самостоятельно.

  • энцефалопатия мозга

    В силу некоторых обстоятельств и тяжелых родов я с момента рождения крохи переживаю за то, чтобы не проглядеть у него некоторых отклонений. Я знаю, что к примеру энцефалопатию мозга очень сложно продиагностировать у малышей. Моему сейчас почти 5 месяцев. Порой замечаю, что ребенок плохо засыпает и долго капризничает перед сном. а инагда долго не может сфокусироваться на предмете любом. Какое обследование посоветуете пройти, чтобы исключить эцнцефалопатию, спасибо!

  • гиперактивный ребенок

    Что делать с гиперактивным ребенокм? Доктор, посоветукйте, что делать, у меня уже нет сил заниматься с третьим ребенокм. Роды были тяжелые, почти сразу после второй беременности. Третий ребенок родился недоношенным, но сейчас более менее набрал в весе. И сейчас ему почти год, ни минуты буквально покоя. Он ползает, воет, если я не смотрю на него или не занимаюсь с ним- начинает кричать, плакать, биться головой об пол ((Делали успокаивающие ванны, массаж, всё помогает на время. Такая гиперактивность - повод ли назначать специальное лечение? И можно ли обойтись домашними методам? спасибо большое

Что делать, если ребенок не идет на контакт?
К конкретному возрасту ребенку стает не интересно в узком домашнем кругу, у него возникает надобность увеличить собственный круг общения. Часто задаваемый вопрос: почему одним детям довольно просто занять достойное место в новом коллективе, найти приятелей и вольно с ними разговаривать, в то время, как остальным деткам тяжело не только найти общий язык в компании, а просто начать разговор с совершенно незнакомым человеком?

Идти в ногу вместе со своими одногодками и новоиспеченными играми, равномерно повышая круг своего общения, считается природным состоянием для нормально развитого ребенка. Если случилось так, что ребенок по той или иной причине не желает идти на контакт , ограничиваясь общением с собой и ценя одинокость, можно смело заявить, что такой малыш располагается в состоянии разногласия с миром, который находится вокруг него. Узнать фактор детской уединенности таки очень тяжело, однако нужно, если мы желаем вырастить общительного ребенка. Возможно выяснить главные факторы отказа от общения малыша: Болезнь передалась в наследстве от одного из родственников; Лишний контроль и забота родителей; Эгоистичность и самоволие дитя; Лимитированния общения ребенка с ровесниками из-за особых убеждений родителей (а вдруг обидят либо не хорошим делам научат); Занятость родителей на работе и недостаток времени для настоящего общения со своим чадом; Уклонение родителей звать приятелей собственного малыша в дом, из-за кавардака и играм, которые базируются на движении.

Надобность малыша в общении с ровесниками в случае принудительной оторванности, не довольствуется, малыш вынужден все не занятое время проводить один на один с игрушками либо компьютером. Заторможенный и неподвижный образ жизни приводят к головным недомоганиям и эмоциональном недовольстве. Если таковой образ провождения времени будет для ребенка обычным, то в будущем найти общий язык и подружиться с другими детьми будет очень сложно. Так как ребенок пристращается ощущать себя уютно лишь в обществе семьи и знакомых людей, то в необычном и новом для себя обществе малыш навряд ли сумеет справиться с внутренним противостоянием и свободно играть с другими детьми. Так как тут необходимо все улаживать без помощи других, в отсутствии матери, а потом он теряется и отказывается принимать участие в игре.

Эти детки, как улитки, живут в собственном комфортном мире, с ревностью оберегая его от «злобного» окружения. Еще одной причиной происхождения проблем в общении с малышом может быть первое не хорошие воспоминание об общении со сверстниками. Может малыша при попытке пойти первым на контакт просто оскорбили (стукнули, обозвали, не признали). В последующие разы ребенок хорошо поразмышляет, прежде чем повторить это еще раз. Если первый опыт закончился травмой любого вида и ребенок его запомнил, то он может совершенно категорически отказаться от контакта с ровесниками. Излишняя робость, которая в предстоящем времени может стать чертой нрава такого малыша, будет непреодолимой преградой для новейших знакомств.

Если преградой общения с ребенком становится застенчивость, то можно определить какой тип застенчивости у него. Это можно сделать с помощью рисования. Если ребенок все-таки застенчив, то он нарисует себя в каком-то нелепом облике в каком-то углу бумаги, но не в центре. Это значит только одно, что ребенок хочет, чтобы его никто не замечал, а его самооценка совсем не высокая. Когда же ребенку предложить нарисовать своих товарищей, и он нарисует себя в центре, это значит, что он считает себя лидером. Подводя итоги, можно сказать, что проблемы в общении с детками характерны 2 типам детей – чрезвычайно робким и задатками фаворита.

«Мой ребенок замкнутый. Не знаю, что делать», «Он ни с кем не хочет общаться на площадке, играет один», «Воспитательница спрашивает, а она молчит, наверно, это аутизм» – с подобными жалобами родители часто приходят к детским психологу нашего центра. И правильно делают. Проблему замкнутости и неконтактности ребенка нельзя пускать на самотек. Ею должен заниматься специалист.

Что это такое, почему и как появляется?

Замкнутость – это не болезненное состояние и не аутизм. Это защитный механизм, который ребенок использует, чтобы оградить свой внутренний мир от вмешательства враждебных чужаков. Эта черта характера приобретается в результате внешнего воздействия, например, это могут быть:

  • чересчур строгие наказания,
  • постоянные скандалы в семье,
  • конфликтные ситуации в детском саду или школе,
  • сильная психологическая травма,
  • нехватка общения – ребенок просто не знает, как и зачем общаться,
  • тяжелая продолжительная болезнь,
  • родители постоянно выражают свое недовольство малышом.

Подумайте, какой темперамент у ребенка? Если он флегматик, то замкнутость является неотъемлемой чертой характера. Также замкнутость свойственна детям, родившимся раньше срока. Первые дни и даже недели своей жизни они проводят вдалеке от мамы, лишенные общения с семьей, и это может отразиться на их поведении в будущем. Как правило, замкнутость формируется у малышей старше одного года.

Как определить: ваш ребенок замкнутый или просто застенчивый? Действительно, и те, и те малыши примерно одинаково реагируют на одни и те же раздражители:

  • боятся незнакомцев и новых мест;
  • не терпят изменений в привычном образе жизни;
  • у них часто меняется настроение, их многое беспокоит.

Но застенчивые дети все же очень хотят общаться со сверстниками и взрослыми, а замкнутые ребята не нуждаются ни в каком общении. Если стеснительного ребенка достаточно научить выстраивать диалог с окружающими, то замкнутого ребенка нужно смотивировать на беседу, он должен сам захотеть общаться.

О замкнутости ребенка свидетельствуют следующие признаки:

  1. он почти всегда молчит, если и разговаривает, то очень тихо, робко, еле слышно;
  2. адаптация в новом коллективе проходит со сложностями, он предпочитает не участвовать в играх и оставаться наблюдателем;
  3. он не высказывает своего мнения, не дает никаких оценок и безучастно соглашается с большинством;
  4. друзей у малыша практически нет, он не общается с другими ребятами;
  5. у ребенка странные для его возраста увлечения, его интересы предполагают отсутствие общения и активности;
  6. ему трудно овладевать устными предметами – иностранные языки, чтение, история и другие дисциплины, связанные с коммуникацией, не идут;
  7. типичная реакция на изменение привычного графика или непонятную ситуацию – слезы или истерика.

Первая мысль, которая приходит в голову родителям замкнутого ребенка – он аутист. Подтвердить или опровергнуть диагноз поможет электроэнцефалография головного мозга. Направление даст невролог, у которого наблюдается малыш. Если аутизм подтвердится, врач и психолог немедленно начнут лечение и коррекцию. Многие аутичные дети, с которыми занимаются, успешно ходят в обычный детский сад и школу, ведут нормальный образ жизнь.

Как помочь ребенку открыться миру?

1. Увеличивайте круг общения

Чаще посещайте популярные детские площадки, где много детей. Старайтесь ходить туда постоянно, чтобы он привык к новым ребятам. Главное не заставляйте насильно участвовать в игре. Понаблюдав немного со стороны, он сам захочет войти в шумную компанию. Приглашайте гостей с детьми. Ребенок будет находиться на своей территории, будет чувствовать себя уверенно и мало-помалу начнет вступать в диалог.

2. Не спрашивайте ребенка, почему он замкнут

Подобные вопросы только раздражают и злят его. Если ребенок опять замер у окна или в кресле, подойдите и, задавая наводящие вопросы, выясните причину. Найдите способ заменить негативные эмоции более радостными чувствами. Предложите интересное задание: посмотреть мультик, поиграть с цветным рисом, что-то нарисовать. Обязательно обсудите занятие с ребенком, дайте ему возможность выразить чувства через творчество и словесно.

3. Создайте безопасную атмосферу

Избегайте ссор и скандалов в присутствии ребенка. Если он чем-то испуган, легко поглаживайте его по голове или спинке, возьмите его за руку, обнимите. Тактильный контакт успокоит его. То же самое следует сделать и в ситуации, когда вы разговариваете с незнакомым человеком или пришли в новое место.

4. Провоцируйте ребенка на общение

Создавайте коммуникативные ситуации искусственно. Например, в магазине сделайте вид, что без помощи ребенка вам не обойтись и попросите его узнать у продавца, сколько стоят яблоки. В заключение обязательно горячо поблагодарите ребенка. Если ничего не получилось, не ругайте его, он просто еще не готов к общению. Повторите эксперимент через неделю-другую. Читая сказки на ночь, выбирайте те, где много диалогов, которые можно разыграть по ролям, желательно, чтобы они были простыми типа «Теремка» или «Колобка». Ребенок будет уверен в правильности своей реплики. То же самое касается и игр, выбирайте те, где нужно разговаривать.

5. Общайтесь с малышом

Всегда интересуйтесь, как у него дела, что бы он хотел съесть на ужин, куда он хочет пойти на прогулку, что необычного он видел на улице и т. д. Зачастую дети ведут себя замкнуто просто, потому что никому нет дела до их переживаний, они не видят смысла в общении. Покажите, что общаться – это здорово!

Многих родителей волнует вопрос, как помочь ребенку наладить контакт с педагогом. Детские психологи советуют в первую очередь предупредить учителя или воспитателя, что Ваш ребенок – замкнутый, а, следовательно, он, скорее всего, будет игнорировать взрослого, пытающегося установить над ним контроль, и воспринимать его как врага. Педагог не должен навязывать общение с собой ребенку, чтобы не вызвать отторжения. Попросите разрешения присутствовать на занятиях в первое время, чтобы малыш не терял чувства безопасности и комфорта. Объясняйте ребенку, что в педагог – это друг, который не сделает ему ничего плохого, создавайте позитивное восприятие.

Подумайте, как прошла адаптация? Не слишком ли быстро Вы стали увеличивать время пребывания в садике? Если да, стоит забрать ребенка на две-три недели и начать процесс адаптации с самого начала. Когда отношения с педагогом у ребенка не складываются вообще, поищите другого учителя или воспитателя, который имеет опыт общения с замкнутыми детьми.

Не опускайте руки, если ребенок не хочет общаться с окружающим миром. Придите с ним на консультацию к детскому психологу, он обязательно поможет справиться с этой проблемой!

Анна Павловская
Ребенок не идет на контакт с другими детьми. Чем вы можете помочь ребенку?

Первый опыт коммуникации ребенок получает в кругу семьи. Общение играет значимую роль и во многом предопределяет, как ребенок в будущем будет выстраивать свои отношения с окружающими. В раннем возрасте эмоциональные игры и эмоциональный контакт очень важен для гармоничного развития ребенка . Только в общении дети могут узнать много нового, проявить позитивные и негативные эмоции.

Чем вы можете помочь ребенку ?

1. Обратите внимание на себя. Подобные ситуации часто возникают, когда мама сама несколько замкнута. Личный пример в этом случае – лучший способ демонстрации ребенку как взаимодействовать с другими людьми . Попробуйте постепенно расширить свой круг общения, соответственно и ребенка .

2. Старайтесь чаще бывать в новых местах, но желательно не в многолюдных, так как большое скопление народа не способствует тесному межличностному общению и ребенок может почувствовать себя дискомфортно. Зачастую ребенок боится не столько контакта , сколько агрессивного поведения других детей , громких криков.

3. Попробуйте пригласить детей в гости, приходите в гости сами. И постепенно пытайтесь организовать детскую игру. На своей территории ваш ребенок будет чувствовать себя более уверенно. Если сначала ваш ребенок не проявляет желания включиться в игру, то начните сами играть с другим ребенком . Дайте возможность своему ребенку понаблюдать за вашими действиями. А потом в какой-то момент и сам захочет принять участие в такой интересной совместной деятельности.

4. Помогут в развитии коммуникативных навыков театрализованные игры с использованием разных видов театра (пальчиковый, настольный, плоскостной театр на фланели, би-ба-бо и т. д.). Действия актёра происходят не в реальной, а в вымышленной ситуации. Дети выражают свои переживания, тревоги и радости, поскольку полностью отождествляют себя с куклой. Поэтому дома, в полной безопасности, вы можете поиграть со своим ребенком , вместе спеть песенку, прочитать стихотворение, сказку.

Публикации по теме:

Адаптация к детскому саду. Как помочь ребенку? Адаптация детей к детскому саду-дело весьма нелегкое и для родителей и для детей. Одному ребенку требуется два дня, чтобы разобраться в.

Я поступаю в детский сад… Как помочь ребенку в адаптации к детскому саду В жизни каждого современного малыша наступает время, когда он начинает посещать детский сад. Ведь детский сад дает ребенку хорошую возможность.

Как помочь леворукому ребенку в обучении Интерес к леворукости не угасает уже много лет. Известно, что в среднем около 10% людей в мире все делают левой рукой. Левшам в праворуком.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку заговорить?» В жизни малыша до достижения им возраста трех лет происходит много знаковых событий, дарящих незабываемые впечатления его близким, таких,.

«Как помочь ребенку запомнить английские слова». Рекомендации для родителей Как помочь ребенку запомнить английские слова Рекомендации Знание английского языка в наше время просто необходимо. По мнению психологов.

Консультация для родителей «Как помочь гиперактивному ребенку» Цель: 1. Расширять знания и представления родителей о синдроме гиперактивности.

Консультация для родителей «Как помочь гиперактивному ребенку» Гиперактивность проявляется у детей в виде чрезмерной энергичности, повышенной активности, неспособности сосредоточиться на каком-либо конкретном.

Консультация для родителей «Как помочь медлительному ребенку» Задачи: 1. Дать рекомендации родителям в развитии медлительного ребенка. 2. Для развития коррекции движения, предложить игры со сменой темпа.