Старт в науке. Обязанности родителей по воспитанию детей

(264,8 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: Повышение правовой культуры родителей по вопросам юридической ответственности за воспитание и обучение детей.

Задачи:

  • Познакомить родителей с нормативно-правовыми документами.
  • Содействовать формированию у родителей ответственности за воспитание детей, способности адекватно и эффективно действовать в сложной проблемной ситуации.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер.

Оформление: изречения:

  • “По моему глубокому убеждению, педагогика должна стать наукой для всех и для учителей, и для родителей” (В.А. Сухомлинский).
  • “Большое зло нашего времени... заключается в том, что наши отцы и матери почти полностью лишились осознания того, что... могут сделать для воспитания своих детей” (И.Г. Песталоцци).
  • “Родители должны любить своего ребёнка таким, какой он есть, а не таким, каким он мог бы быть” (Монте)
  • “Дети никогда не поступают так, как мы велим поступать; они поступают, как поступаем мы сами” (Л.Хей)

Форма проведения: родительский лекторий

Подготовка:

  • Изучение научно-методической литературы, нормативно-правовых документов.
  • Анкетирование родителей “Правовое воспитание”
  • Подготовка памятки для родителей.
  • Составление презентации.

Ход родительского собрания

1. Вступительное слово классного руководителя

Добрый вечер, дорогие друзья и гости родительского собрания! Мы рады тому, что, Вы, не смотря на свои многочисленные хлопоты и заботы, несмотря ни на что, пришли сюда. В любой школе, в любом классе есть дети со своими учебными и личностными особенностями. В каждой семье, где растёт ребёнок, неизбежны вопросы, связанные с тем, как вырастить его здоровым, физически и психически закалённым, обогащённым духовно и нравственно, подготовленным к жизни и труду. Не обойтись здесь без сомнений и раздумий, желания узнать об опыте других родителей, о новых методах воспитания. Каждому родителю не хотелось бы учиться на своих ошибках, но как же не допустить ошибки в воспитании самого дорогого и всем сердцем любимого - своего ребёнка. Именно этим занимаются педагоги в школе, т.к. школа, семья и ребёнок - это краеугольный камень, на котором держится и развивается общество. Мы, призваны вместе решать все проблемы.

А сейчас, когда идёт становление характера, особенно необходимо ваше внимание. Многое начинает меняться в его жизни и поведении. И что за ним кроется?

“Об ответственности родителей за воспитание детей”

Воспитание детей – старейшее из человеческих дел. Зависит оно от трех переменных: взрослые, дети и отношения между ними. Домашнее воспитание – это задача с тремя неизвестными.

Ведь как бы высоко не занесла нас судьба, как бы круто не обошлась с нами, счастье или несчастье наше – в детях. Чем старше становимся, тем больше это понимаем. Часто учим одному, а научаем другому.

Одной из причин неблагополучия во всех сферах нашей жизни является бездуховность подрастающего поколения. Она влечет за собой нежелание некоторой части молодых людей честно трудиться и зачастую приводит их на путь совершения преступлений. Многие родители, представители общественности заблуждаются, считая, что центром воспитания является школа. Это не так. Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют: Семья – 50%, СМИ – 30%, школа – 10%, улица –10%.

К сожалению, у нас немало родителей, которые уклоняются от своих прямых обязанностей. На родительские собрания ходят в основном женщины. Мужского влияния на сыновей и дочерей не хватает и в школе и в семье. А ведь главная задача нашего общества – вернуть ребенку родителей, ведь успех воспитания зависит в основном от семьи. Порой трудно понять тех, кто после рождения ребенка, переложив его воспитание на бабушкины плечи, продолжает жить так, будто бы ничего в собственной жизни не изменилось. Зачем вообще ребенок, если он не становится главным содержанием наших мыслей и чувств. Любая женщина знает, что порой приходится пользоваться дистанционным управлением. Кто из нас не слышал телефонных переговоров работающих мам со своими детьми. Печальная необходимость, но объяснимая и простительная. И невозможно понять ни мужчин, ни женщин, знающих, что дома в одиночестве пребывает 10 летний сын или дочь и, тем не менее, не спешащих домой. Ребенок не может быть дополнением к жизни.

У родителей вечно недостает времени поговорить с ним. В пору, когда ему еще хочется, чтобы поговорили и расспросили. А эта пора так быстро проходит. Конечно, можно устроить свою жизнь так, чтобы ребенок не слишком обременял. Знаю такие семьи, где даже гордятся тем, что уже 6-7 лет малыша оставляют в доме на вечер одного. И он не проказничает, посмотрит телевизор и ляжет вовремя спать сам. Удобный ребенок. Только как оно откликнется это удобство, когда обрушатся на ребенка бури переходного возраста и он откажет родителям в праве интересоваться тем, где он был, с кем гулял, что читал.

Когда ребенок отстает, это тяжело, мучительно и для него и для родителей, но если он опережает остальных детей, тоже забот хватает. Одаренный ребенок (а родителям свойственно и преувеличивать меру одаренности) пробуждает весьма опасного зверя – родительское честолюбие.

Ребенок садится за рояль – маме с папой уже мнится: не Моцарт ли растет в их доме. Первые рисунки тоже наводят на мысль о чем-то исключительном. А математические способности. Родительские ожидания тяжким грузом ложатся на детские плечи, потому что этим ожиданиям надо обязательно отвечать. К сожалению, взрослые бывают легкомысленными, если не сказать больше: они иногда недооценивают проступки ребят и даже вольно или невольно – порой поощряют их.

Здесь налицо беспечность родителей, их невнимание к интересам ребенка, к его товарищам. Отсутствие должного контроля.

“Доверяй, но проверяй” – гласит народная мудрость. Конечно, делать это родители должны тактично и деликатно, не оскорбляя достоинства ребенка, не высказывая подозрений, а наоборот, всячески подчеркивая, что верят ему. Например: беря сдачу, принесенную сыном из магазина, можно сказать: “Давай сын посмотрим, как ты считаешь, не ошибся ли? Должно получиться столько-то”.

Всем взрослым, а родителям особенно, важно подавать ребенку только положительные примеры, требуя от себя того же, что требуют от него. Если мать и отец говорят о том, что воровство позорно, а сами приносят домой моток шерсти с фабрики, где работают – грош цена их словоизлияниям, они будут перечеркнуты их поступками. Если же дети постоянно видят честность, принципиальность, щепетильность родителей, особенно в отношении чего-то чужого, они растут честными людьми. Так, что, рассматривая родительскую должность как творческую, хорошо бы в то же время помнить, что ребенку предстоит самостоятельная жизнь.

Вывод: Родителям все время надо думать о том, как он будет жить вдали от их зоркого глаза среди людей. Как будет строить собственные отношения с окружающими, а когда-нибудь собственный дом. Высшая родительская доблесть как раз и определяется мерой готовности отпустить ребенка от себя.

Завуч школы по воспитательной работе “Правовое воспитание родителей”

Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели - отец и мать. Давно установлено, что для ребёнка общие семейные повседневные радости и огорчения, успехи и неудачи - это источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое отношение к людям. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.

Семья является важнейшим фактором, влияющим на формирование личности. Именно в семье дети просто и естественно приобщаются к жизни. В семье закладываются основы понимания ребёнком мира, с первых лет он усваивает моральные ценности, социальные нормы, культурные традиции. Воспитание ребёнка теснейшим образом связано с проблемой сформированности личности родителей. Чтобы воспитать у ребёнка отзывчивость, нравственное отношение к людям, родителям необходимо самим быть на должном уровне.

Различают три уровня нормативно-правовых материалов.

1-й уровень - международный:

Декларация прав Ребенка (принята ООН в 1959 году)

Декларация в отличие от Конвенций, носит не столько законодательный характер, сколько “характер нравственного ориентира”;

Четыре принципа осуществления прав детей:

Первый принцип: ребенку должна предоставляться возможность нормального развития (материального и духовного). Голодный ребенок должен быть накормлен, больному ребенку должен быть предоставлен уход, порочные дети должны быть исправлены, сиротам и беспризорным детям должно быть дано укрытие и все необходимое для их существования.

Второй принцип: ребенок должен быть первым, кто получит помощь при бедствии.

Третий принцип: ребенку должна быть предоставлена возможность зарабатывать средства на существование, но он должен быть огражден от всех форм эксплуатации.

Четвертый принцип: ребенок должен воспитываться с сознанием того, что его лучшие качества будут использованы на благо следующего поколения.

Признавая ребенком каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, она рассматривает детей как особую демографическую группу населения, нуждающуюся в специальной системе защиты, создании благоприятных условий для выживания, здорового и гармоничного развития каждого ребенка как личности, признавая его самостоятельным субъектом права. Конвенция ставит перед государствами задачу подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его “в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства, солидарности”.

Нормы, зафиксированные в ней, служат ориентиром для государств в разработке собственных программ в отношении детей. Конвенция определяет задачи государства, его роль в защите прав детей, а также права ребенка как субъекта международного права.

Конвенция, в отличие от всех предшествующих международных актов по правам ребенка, ввела ряд новых прав: на выживание и развитие; на сохранение индивидуальности; на свободное выражение свои взглядов; на неучастие в военных действиях; на физическое и психологическое восстановление и социальную реинтеграцию жертв злоупотреблений и эксплуатации.

2-й уровень, регулирующий права ребенка:

Конституция Российской Федерации ст.38,42

Гражданский кодекс Российской Федерации (некоторые разделы, например, раздел о дееспособности несовершеннолетних детей).

Семейный кодекс РФ ст.61 “Равенство прав и обязанностей родителей”, ст.63 “Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей”, ст.64 “Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей”, ст.65 “Осуществление родительских прав”

3-й уровень, регулирующий права ребенка:

Федеральная президентская программа “Дети России”, в составе которой целевые программы “Дети-инвалиды”, “Дети-сироты”, “Планирование семьи”, “Одаренные дети” - утверждена Указом Президента РФ от 18.08.94 г. № 1696;

Федеральный закон “О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений” - принят 28.06.95 г.

Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” - принят 24.07.1998 года, действует в редакции от 20.07. 2000 года.

Образовательная правосубъектность ребенка возникает с момента его поступления в образовательное учреждение. Изменение правового статуса влечет не только возникновение новых прав ребенка, но и расширение объема его юридической ответственности.

Родители учащихся являются участниками образовательных правоотношений. Их правосубъектность в сфере образования определяется ст. 38, 42 Конституции РФ;

  • ст. 14-18, ст. 52 Закона РФ “Об образовании”;
  • ст. 63 Семейного кодекса РФ;

Типовым положением об образовательном учреждении;

Уставом образовательного учреждения.

К основным правам родителей обучающихся относят:

  • выбор формы обучения, вида образовательного учреждения для своего ребенка;
  • защиту законных прав и интересов ребенка;
  • участие в управлении образовательным учреждением;
  • ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса. а также оценками успеваемости обучающегося;
  • ознакомление с Уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности со свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса;
  • согласие на оставление ребенком до получения им основного общего образования образовательного учреждения по достижении 15 лет;
  • согласие на проведение начальной профессиональной подготовки в общеобразовательных учреждениях;
  • согласие оставления ребенка на повторный курс обучения в случае получения им на итоговой аттестации двух и более неудовлетворительных оценок;
  • оформление договора об оказании образовательным учреждением платных образовательных услуг.

Родители (законные представители) несовершеннолетних лен получения последними основного общего образования не только имеют права, но и несут юридические обязанности за их воспитание, образование и содержание.

Родители обучающегося, воспитанника обязаны:

  • заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте;
  • подать заявление о приеме ребенка в образовательное учреждение;
  • оформить договор с образовательным учреждением, если ребенок поступает в данное учреждение;
  • обеспечить получение детьми основного общего образования;
  • отвечать за воспитание своих детей и создание необходимых условий для получения ими образования;
  • выполнять Устав образовательного учреждения;
  • контролировать проведение перевода обучающегося в специальные (коррекционные) группы и классы только с их согласия и по заключению психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий;
  • контролировать осуществление гражданским образовательным учреждением военной подготовки учащихся только с их согласия и на факультативной основе;
  • контролировать проведение начальной профессиональной подготовки общеобразовательным учреждением только с их согласия и согласия их ребенка;
  • контролировать привлечение обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой, только с их согласия и согласия их ребенка;
  • отвечать за ликвидацию академической задолженности в течение следующего учебного года, если обучающиеся были переведены в следующий класс условно.

Обязанности и права родителей, не предусмотренные вышеуказанными документами, могут закрепляться заключенным между ними и образовательным учреждением договором в соответствии с Уставом данного учреждения.

Инспектор КДН или социальный педагог “Защита детей от жестокого обращения”.

Уважаемые родители!

Пусть Вас не удивляет тема моего выступления на сегодняшнем родительском собрании. К сожалению, жестокое обращение с детьми имеет место быть в нашем обществе, и, как не прискорбно мне сейчас об этом говорить, данное явление мы наблюдаем и в семьях некоторых наших воспитанников. Когда же мы начинаем говорить о недопустимости жестокого обращения с ребёнком в семье, некоторые родители искренне недоумевают: я же ничего такого не делаю, просто живу как всегда и воспитываю своего ребёнка, как могу и как умею. Очевидно, они не знают о том, что могут быть подвергнуты как административной, так и уголовной ответственности за неподобающее обращение с ребёнком, так же может быть принято решение об изъятии ребёнка из семьи и лишении родителей родительских прав в отношении данного ребёнка. Вот для того, чтобы ликвидировать данный пробел в Вашем правовом образовании я и попросила слова на сегодняшнем собрании.

Защита детей от жестокого обращения начинается на очень высоком уровне. Конвенция о правах ребёнка, которая является Законом международного уровня, предусматривает обязательство государства защитить детей, которые “подвергаются пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам общения или наказания”.

Международные правовые акты не дают конкретного определения жестокого обращения с ребенком. Каждое государство разработало свои механизмы защиты детей от жестокости, насилия, эксплуатации.

В нашей стране жестоким обращением с детьми считается действие (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое (эмоционально дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка).

Рассмотрим подробно каждую из форм насилия над ребёнком и задумаемся: а не делаю ли я что-то такое со своим ребёнком, что подпадает под определение “жестокое обращение”.

1. Физическое насилие - действия (бездействие) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения. Какое же влияние оказывает физическое воздействие на ребёнка?

Признаки физического насилия над ребенком:

  • раны и синяки:
  • ожоги:
  • укусы:
  • “синдром тряски ребенка”: сопутствующие признаки - синяки на плечах и груди, имеющие отпечатки пальцев.

2. Психическое насилие (эмоционально дурное обращение с детьми):

  • обвинения в адрес ребенка (брань, крики);
  • принижение его успехов, унижение его достоинства;
  • отвержение ребенка;
  • длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы со стороны родителей;
  • принуждение к одиночеству;
  • совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям;
  • причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка.

Влияние на ребенка:

  • задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста;
  • импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (сосание пальцев, вырывание волос), злость;
  • попытки совершения самоубийства, потеря смысла жизни, цели в жизни;
  • уступчивость, податливость;
  • ночные кошмары, нарушение сна, страхи темноты, боязнь людей, их гнева;
  • депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность.

3. Сексуальное насилие над детьми - любой контакт или взаимодействие, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.

Влияние на ребенка:

  • обнаруживает странные (причудливые), слишком сложные или необычные сексуальные познания или действия;
  • может сексуально приставать к детям, подросткам, взрослым;
  • может жаловаться на зуд, воспаление, боль в области гениталий;

Прислушайтесь внимательно к моим словам; в Вашей семье происходит что-то подобное? Я не буду сейчас называть адреса и фамилии, но акты посещения семей воспитанников школы, рассказы детей, запущенный вид некоторых из них, постоянно возникающий вопрос с педикулёзом, конечно, наводят нас на размышления.

Я не пытаюсь учить Вас жизни или давать советы, просто задумайтесь, найдите в себе силы признать, что необходимо как-то менять жизнь, делать так, чтобы Вашим детям было хорошо в Ваших семьях, чтобы нам не приходилось защищать их от Вас, самых родных и близких для них людей.

В российском законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

1. Административная ответственность

Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации “Об административных правонарушениях” (ст. 5.35). Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

2. Уголовная ответственность

Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

3. Гражданско-правовая ответственность

Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности. В соответствии с семейным законодательством: лишению родительских прав (ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации), ограничение родительских прав (ст. 73 Семейного кодекса Российской Федерации), отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации).

4. Дисциплинарная ответственность

Наступает, если должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допускают сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми.

Вывод: Известно, что жестокость порождает жестокость, если Вы исчерпали все аргументы, пытаясь воздействовать на ребёнка, никогда как последнюю меру не применяйте физическое наказание, ни к чему хорошему это не приведёт, ребёнок просто затаит на вас обиду, замкнётся в себе, вы потеряете с ним всякий контакт, а проблема так и останется нерешённой. Успехов Вам и помните, что Ваши дети - это самое дорогое из того, чем наделил Вас Господь.

Психолог школы “Психологическая поддержка”

  • Оказание психологической поддержки ребёнку весьма необходимо.
  • Психологическая поддержка - это процесс, в котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах подростка

Психологическая поддержка - один из способов улучшить взаимоотношения между взрослыми и детьми. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование и склонен к различным проступкам.

Поддержать ребенка - значит верить в него

Эффективная поддержка позволяет достичь следующего: Укрепить самооценку, поверить в себя и в свои способности, избежать ошибок, пережить неудачи.

Психологическая поддержка осуществляется и при неудачных ситуациях. Надо дать понять ребенку, что его неудача ни в коей мере не умаляет его достоинств. Ненавязчивое прикосновение даёт сигнал ребенку - “Что бы ни произошло - я тебя люблю, и ты находишься под моей защитой”. Надо научить ребенка переживать неудачи и не зависать в негативе. Само депрессивное состояние является пагубным для взрослого человека, тем более для ребенка. Жизнь состоит взлетов и падений. Каждый негатив это урок, что здесь что-то не так, нужно пережить этот момент и сделать вывод.

Памятка родителям

Для успешности своего ребенка родителям необходимо видеть его на пьедестале. Для этого:

Разговаривайте с ребенком о своих делах и о его делах независимо от того, сколько Вашему ребенку лет, даже если Вы сильно устали за день.

Помните, жалея себя, вы теряете драгоценное время для установления доверия. Вы теряете доверие своего ребенка - это дорогая потеря, а оно восстанавливается с великим трудом.

Говорите о своей любви ребенку. Если Вы раньше стеснялись это делать, сегодня ещё не поздно. Ребёнок в любом возрасте хочет слышать, что его любят, видеть ласковые глаза. Дорогие предметы не заменят ему искренних слов о любви.

Доверяйте ребенку. Доверие - это ответственность за свои поступки, умение открыто анализировать их с Вашей помощью.

Не сравнивайте ни с кем своего ребенка. Если ребенок слышит хвалебные слова в сравнении, то тем самым вы переворачиваете его душевный мир. Подсознание получило информацию, что он хуже, что он не любим. Не удивляйтесь потом откуда у Вашей дочери ужасающий цинизм или жестокость. Дети не могут быть теми, кто Вам нравиться. Вы не хотите принимать такими, какими они есть - и они мстят Вам за Ваше предательство. Эта злая черта характера может пройти через всю жизнь.

Обратитесь к специалисту, если ваши отношения не налаживаются. Воздержитесь от мнения, что только ребёнку можно пойти к педагогу или психологу и что Вы сами не нуждаетесь в помощи. Это трудно, но ребёнку еще труднее, чем Вам.

Чувство собственного достоинства развивайте. Любая неудача не должна восприниматься как провал. Если ты упал в пути, то это не значит, что ты идёшь неверной дорогой.

Используйте свой авторитет. Папа и мама для ребенка являются теми, кто открывает ему взрослый мир. Авторитет взрослого человека играет огромную роль для него при формировании взглядов и убеждений, способствует становлению его самостоятельных суждений, влияет на его поведение. Если на глазах сына отец оскорбляет мать, то эта модель воспринимается им как норма. Если добрый юмор, ненавязчивые прикосновения, улыбка присутствуют в семье, для ребенка это тоже воспринимается как норма.

Заключительное слово классного руководителя

Рефлексия

Мы достаточно продуктивно провели время. Правила жизни: чтобы поняли тебя, должен и ты понять другого. А поэтому старайтесь жить так, чтобы в семье было все хорошо. Пусть ваши дети будут здоровы и физически и духовно, поддерживайте их, направляйте на благие дела и Вы увидите - ваш труд будет не напрасен. И в ваших семьях всегда будет светить солнышко, которое будет греть вас своими лучами, излучающее: добро, ласку и заботу.

Счастлива та семья, где есть взаимопонимание. Только когда мы вместе - ребёнок чувствует себя комфортно. А это в наших силах и возможностях.

оспитание ребенка с четким представлением ы. Это целенаправленный и жедневный процесс, в котором происходит его амосовершенствование и саморазвитие. Данная работа ведет к риумфy личности ребенка. Это путь к динению ученика, его родителей и школы.

Источники.

  1. Конституция РФ. М., 2000
  2. Гражданский кодекс РФ. М., 2000 г.
  3. Семейный кодекс РФ. М., 2002 г.

Литература.

  1. “Простые истины воспитания” Б.Т. Лихачёв, издательство Москва “Просвещения”
  2. “Каким должен быть твой ребёнок?” Хельмут Штольц, Москва “Просвещение”
  3. “Дети и семейный конфликт” - Линда Анзорг Москва “Просвещение”
  4. Журнал “Классный руководитель” № 8, 2000 г., рубрика “Семья и школа” - стр. 77-83
  5. Журнал “Классный руководитель” № 7 , 2002 г., Поляков С.Д. “Возрастные проблемы и классный руководитель” стр. 93-105
  6. Болотова Е.Л. Права ребенка в современной России. М.: Школьная пресса, 2005 г.
  7. Правовое воспитание в школе. Волгоград. Учитель, 2007 г.

Приложение

Анкета для учащихся “Я и моя семья”

  1. С кем ты в семье особенно дружен?
  2. Кому доверяешь секреты?
  3. Все ли знают о тебе родители?
  4. Понимают ли тебя папа и мама?
  5. Всегда ли справедливы к тебе в семье?
  6. Если тебе плохо, то кому первому расскажешь о своих огорчениях?

Анкета для родителей “Правовое воспитание” Что такое права?

  1. Какие международные документы о правах детей Вы знаете?
  2. Основополагающие законы РФ - закрепляющие права детей?
  3. Какими статьями Семейного кодекса РФ определяются права и обязанности родителей?
  4. Правовой статус ребенка?
  5. Какие меры поощрения и наказания Вы применяете к своим детям?

Памятка для родителей

  1. Разговаривайте с ребенком.
  2. Говорите о своей любви.
  3. Доверяйте ребенку.
  4. Не сравнивайте ни с кем.
  5. Обратитесь к специалисту
  6. Развивайте чувство собственного достоинства.
  7. Используйте свой авторитет.

Детство - первая ступень развития человека. На страже защиты детских прав стоит государство, которое предусматривает ответственность родителей за ненадлежащее воспитание детей. Это не случайно. Ведь родителям отводится главная роль на пути становления юного гражданина: они должны принять меры, чтобы их ребёнок получил необходимое образование, развитие и воспитание.

Защита детских прав - обязанность родителей

Детство - это пора, которая должна быть счастливой, беззаботной, безопасной, наполненной теплом материнской и отцовской любви, заботой любящих бабушек и дедушек. Это тот самый возраст, когда человек, словно губка, впитывает в себя общепринятые поведенческие нормы, приобретает ценностные ориентиры и основные навыки общения с окружающим миром, приучается жить в обществе по установленным правилам.

Семья является основным звеном социализации для детей. Главная ценность для ответственных родителей - благополучие и безопасность собственного ребёнка. С момента рождения и до наступления совершеннолетия на страже его интересов должны стоять родители: защищать имущественные и личные права, право на достойное воспитание, необходимое содержание, успешное обучение, обеспечить защиту от насилия и жестокости, а также информации, которая вредит здоровью и развитию.

Нарушение прав ребёнка в семье приводит к тому, что наступает правовая ответственность родителей за ненадлежащее воспитание детей.


Основа воспитания - обучение

Конституция РФ гарантирует право граждан на образование. Основное общее образование на основе федеральных государственных стандартов является обязательным, и именно родители должны обеспечить его получение детьми.

Семейный кодекс определяет, что обучение и воспитание - не только право, но и важнейшая обязанность родителей, которые, согласно закону «Об образовании», являются первыми педагогами в жизни ребёнка. Они должны формировать личность будущего гражданина, заложив в раннем возрасте основы развития: физического, нравственного, интеллектуального.

Образование, которое ребёнок должен получать, начиная с 6,5 лет (но не позже 8), представляет собою целостный процесс развития и воспитания, направленный на получение социально значимых знаний и навыков в разнообразных областях деятельности. Итогом получения необходимых знаний является соответствующий документ об образовании.

Образование может быть получено в форме очной, заочной, очно-заочной. Родители могут выбрать форму семейного образования, заняться самообразованием ребёнка или выбрать экстернат в зависимости от состояния его здоровья, потребностей и возможностей, учитывая мнение самого ребёнка и рекомендации специалистов. Если этого не происходит, то неизбежно наступает ответственность родителей за ненадлежащее воспитание детей.


Важная составляющая воспитания - содержание ребёнка

Воспитание ребёнка напрямую зависит от условий его содержания. Семейный кодекс закрепляет за ребёнком право иметь достойный уровень жизни и предусматривает обязанность родителей содержать детей. Под содержанием понимается наличие продуктов питания для ребёнка в соответствии с его возрастом, одежды, соответствующей сезону и погодным условиям, предметов, которые необходимы для развития, обучения, организации отдыха и досуга.

Ответственность родителей за ненадлежащее воспитание детей наступает в том случае, если эти требования не соблюдаются, оба родителя (или один из них) не понимают и не желают понимать всей степени ответственности за своих детей, не осознают размера их потребностей, уклоняются от родительских обязанностей, тем самым нарушая имущественные права несовершеннолетних. Противоправным считается проживание ребёнка в антисанитарных условиях, если ему негде спать или делать уроки, а родители систематически употребляют алкоголь, вредно влияя на его развитие.

Российское законодательство устанавливает необходимость наказания родителей, совершающих противоправные действия: взыскание алиментов с нерадивых пап или мам (а в отношении злостных неплательщиков - применение норм административного воздействия), привлечение к уголовной ответственности, лишение или ограничение родительских прав.

Защита детей от вредоносной информации

Составной частью воспитания является информационная защита детей. Для предупреждения вреда от негативной информации необходимые меры принимаются субъектами Российской Федерации: запрещается нахождение детей ночью в общественных местах и на объектах, где реализуются товары только сексуального характера, алкогольная продукция, пиво, а также в иных местах (например, в учреждениях с выходом в интернет, на стадионах, вокзалах и мостах), перечень которых субъекты РФ определяют и утверждают самостоятельно с учётом особенностей региона или отдельного муниципалитета.

Важный момент: нахождение детей в определённых региональными законами местах влечёт административное воздействие в отношении должностных и юридических лиц, юридическую ответственность родителей за ненадлежащее воспитание детей, если они допустили, что ребёнок ночью находится в указанных местах.


Какие бывают виды ответственности

К родителям, виновным в совершении правонарушений в отношении своих детей, применяются меры государственного принуждения.

Существуют разные виды ответственности родителей за ненадлежащее воспитание детей. Среди них: административная ответственность, предусмотренная Семейным и Гражданским кодексами гражданско-правовая и уголовная.

Каждая из них характеризует определённые противоправные действия родителей, а также устанавливает санкции, соответствующие форме правонарушения и его тяжести.

Административная ответственность

Действия, указывающие на пренебрежение родителями основными нуждами и потребностями, воспитанием детей, нежелание встать на защиту их прав, признаются российским законодательством противоправными (ст. 5.35 КРФ об АП). Для наказания за подобные действия, продолжающиеся длительное время, применяется административная ответственность родителей за ненадлежащее воспитание детей.

Законодательство предусматривает юридическую ответственность и в тех случаях, когда у ребёнка отсутствует возможность общаться с близкими родственниками и родителями, когда остаётся без исполнения судебное решение, определяющее место его проживания.


Гражданская ответственность

Гражданская ответственность родителей за ненадлежащее воспитание детей кратко, но ёмко предусмотрена Семейным и Гражданским кодексами.

Гражданский кодекс указывает, что родители обязаны проживать с детьми, которые не достигли 14-летнего возраста, тем самым определяя, что родители, передающие без веских на то оснований воспитание своих детей другим людям, не исполняют родительские обязанности.

Семейный кодекс предусматривает лишение или ограничение в судебном порядке родительских прав. Это происходит в случае злостного уклонения родителей от своих обязанностей, жестокого обращения с детьми, признания родителей больными наркоманией (алкоголизмом).

Если ребёнку угрожает опасность, связанная с проживанием в семье, то органами системы профилактики может быть произведено отобрание у родителей ребёнка, а затем обращение в суд с ходатайством об ограничении (лишении) родительских прав.


Уголовная ответственность за противоправные действия родителей

В соответствии с Уголовным кодексом уголовная ответственность родителей за ненадлежащее воспитание детей (в совокупности с жестоким обращением) наступает в соответствии со ст. 156. Она предусматривает наказание за действия родителей, приведшие к негативным последствиям для несовершеннолетних: ухудшилось здоровье, нарушено нормальное психическое развитие, неправильно формируется личность.

Жестокость может выражаться в том, что ребёнку, к примеру, не предоставляются необходимое питание, одежда, жильё, его запирают на длительное время, систематически унижают, избивают, издеваются над ним.

По данной статье предусмотрены санкции в виде штрафа, обязательных работ, ограничения свободы (на срок до 3 лет) - мера наказания зависит от тяжести совершённого преступления.

Уголовная ответственность предусмотрена и за такие действия родителей, как намеренное уклонение от уплаты алиментов, так как это затрудняет создание условий, необходимых для достойного воспитания. Уголовный кодекс предусматривает санкции: исправительные или принудительные работы, арест, лишение свободы (ст. 157).

Защита прав детей в Республике Беларусь

Если сравнивать системы наказания родителей за нарушение прав детей, то российской правовой системе в большой мере соответствует законодательная система Республики Беларусь.

Право и обязанность родителей заниматься воспитанием детей, проявлять заботу, создавать необходимые для нормального развития и обучения условия, предоставлять средства на содержание закреплены в Конституции Республики Беларусь (ст. 32).

Ответственность родителей за ненадлежащее воспитание детей в РБ подразделяется на административную, гражданскую, уголовную.

Согласно законодательству РБ государственной защите подлежат несовершеннолетние, родители которых ведут образ жизни, признанный аморальным, больны алкоголизмом или наркоманией, ненадлежащим образом выполняют родительские обязанности в отношении детей, которые в результате этих действий находятся в социально опасном положении.


Безразличие взрослых - угроза детству

Российское законодательство, заботясь о защите прав своих несовершеннолетних граждан, предусматривает ответственность родителей за ненадлежащее воспитание детей в РФ. К родителям приравнивают усыновителей и приёмных родителей, опекунов и попечителей, роль которых может быть отведена не только гражданам, но и должностным лицам органов и государственных учреждений, на которые возложена обязанность государственного опекуна.

Обязанность воспитывать детей возложена на родителей (лиц, их заменяющих) вплоть до совершеннолетия ребёнка.

Принимая во внимание, что в большинстве случаев дети не могут сами обратиться за помощью в случае нарушения их прав, социально неблагополучные семьи не должны оставаться без должного внимания со стороны органов, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Долг неравнодушных граждан - помочь детям, воспитывающимся в семьях, где отсутствуют элементарные условия для их развития, воспитания, содержания, где дети подвергаются насилию со стороны взрослых.

О ставших известными фактах нарушения прав детей можно сообщить участковому, инспектору по делам несовершеннолетних, в органы опеки и попечительства при отделе образования, специалисту комиссии по делам несовершеннолетних.

Пусть дети будут живы, здоровы и счастливы.

Ответственность родителей за воспитание детей утверждена в Семейном Кодексе РФ. Конвенция по правам несовершеннолетних провозгласила эту обязанность, подтвердив, что обеспечить интересы своего потомства должны мать с отцом. Дети вырастут, станут достойными гражданами нашей страны - образованными, воспитанными, ответственными перед государством и заботливыми с предками. Для достижения положительного результата не нужно перекладывать заботы о подрастающем поколении на бабушек и дедушек и педагогов.

Равноправие всех членов в семье

Конституция и Семейный кодекс РФ определили ответственность родителей за воспитание детей. Кроме обязательств они имеют права, которые будут прекращены сразу после совершеннолетия подопечных. Положения закона так разработаны, что с одной стороны дана привилегия жить с ребенком, распоряжаться его временем, если это не противоречит его интересам, с другой — условия становятся долгом опекуна. Все установки в Семейном кодексе взаимосвязаны.

Дается гарантия матери со стороны закона в ее вправе сына:

  • опекать, рассказывать сказки, читать книги;
  • растить по правилам ею установленным;
  • воспитывать по семейным устоям.

В статье 61 СК РФ утверждено родительское равноправие. Отец должен проявлять заботу о дочери, развивать:

На обоих родителях лежит одинаковая ответственность за воспитание детей, у них преимущество перед другими родственниками:

  • бабушкой;
  • дедом;
  • сестрой;
  • братом.

Но запрет на встречи с родными людьми они не могут объявить, не имеют права мешать общению с ними. При разводе семейной пары и раздельном проживании, они должны прийти к мирному соглашению о дальнейшем нахождении несовершеннолетних граждан. Когда договориться не могут, этот вопрос переходит в судебную инстанцию.

Как в суде решают проблему при расторжении брака?

Ответственность родителей за воспитание детей, права и обязанности - равные. На этом основании, когда в суде рассматриваются дела по семейным конфликтам, во главу ставится интерес ребенка.

При бракоразводных процессах судьей учитывается детское:

  • мнение;
  • привязанность к матери или отцу;
  • любовь к сестре или брату;
  • возраст;
  • нравственность каждого попечителя;
  • сложность отношений, если они возникли с опекунами.

В правовом органе изучат, какие возможности есть у гражданина для воспитания своего ребенка:

  • работа, распорядок дня;
  • квартира;
  • уровень доходов;
  • отсутствие вредных привычек;
  • чистота перед законом.

В статье 66 Семейного кодекса РФ даны гарантии родителю, которому суд определит жить отдельно от детей:

  • воспитывать;
  • общаться;
  • принимать участие в жизни, образовании.

Мать не может препятствовать отцу в воспитании несовершеннолетних отпрысков, если судом установлен порядок встреч. Когда будет доказано, что такие свидания опасны для здоровья, наносят вред детям — человека лишат родительских прав. Виновный родитель понесет наказание при невыполнении судебных определений. Он может опротестовать решение правового органа, который пересмотрит все условия и если интересы ребенка ущемлены, передаст его судьбу достойному воспитателю, при условии, что мнение несовершеннолетнего учтено.

Кто ответит, если дети нарушают закон?

Нарушение общественного порядка, совершение неправомерных действий другим лицам, на совести представителей несовершеннолетних, они обязаны вырастить достойных граждан для государства. Принадлежит ответственность родителям, за ненадлежащее воспитание детей. Это требование указано в Гражданском кодексе РФ, объясняют положения статьи 1073, 1074. Законодательные акты утверждают, за проступки малолетних граждан до исполнения ими 14 летнего возраста ответ предстоит держать:

  • родителям;
  • попечителям, опекунам;
  • сотрудникам соцзащиты;
  • организациям, где ребята находятся на содержании, если нет родственников;
  • образовательным учреждениям;
  • медицинским заведениям;
  • надзирающим органам.

После 14 дня рождения за тяжкие преступления подросток ответит по УК РФ. Нанесенный ущерб должны будут возместить родственники или усыновители, у которых он находится на попечении. С 18 лет закон об ответственности родителей за воспитание детей теряет свою актуальность, требования полностью переходят на совершеннолетнего.

Если произошло лишение остаются обязательства еще 3 года наблюдать и отвечать за преступные выходки малолетних отпрысков.

Неуважительное отношение к закону происходит по причине недостатка воспитательных мер, если мать с отцом были отстранены от ребенка, значит, по их вине появилась асоциальные намерения.

На педагогов возлагается контроль над поведением детей, устроенных в заведениях:

  • дошкольных;
  • образовательных;
  • спортивных.

Школьного учителя накажут, когда его ученик вместо занятий отлучится в торговый центр, украдет там игрушку, конфеты. Он обязан предупредить об ответственности родителей за ненадлежащее воспитание детей, сообщить им о прогуле или позвонить в правоохранительные органы.

Воспитатель детского сада тоже отвечает за поступки малышей, пока они там находятся или их повели в развлекательный центр. Педагоги могут переложить вину на официальных представителей детей, если докажут плохое содержание, отсутствие заботы со стороны взрослых, для этого семью нужно поставить на учет в надзорные организации, как неблагополучную.

Преступные деяния с уголовными последствиями

В законе об ответственности родителей за воспитание детей, УК РФ указывает на возрастное ограничение, на этом основании назначают наказания. В статье 20 п.1 сказано, что по уголовному праву судят граждан с 16 лет.

Есть исключения в п.2 акта, там обозначены преступления, отягчающие приговор и подсудность в 14 летнем возрасте:

  • умышленных убийствах;
  • сексуальных насильственных действиях;
  • намеренно нанесенных увечьях;
  • хищениях в крупных размерах;
  • транспортных угонах;
  • вымогательствах;
  • террористических актах.

Расследования уголовных происшествий с участием граждан возрастом 14 -17 лет находятся под особым контролем. Когда дело доходит до суда, во внимание принимается:

Перевоспитывают сложных подростков принудительным педагогическим воздействием. По возможности и степени совершенного деяния его могут отпустить под правовую ответственность родителей за воспитание детей или поместить в медицинское заведение, где учат и лечат. На судебных заседаниях должны присутствовать представители несовершеннолетних преступников.

Где будут рассмотрены:

  1. В каких условиях жил нарушитель порядка.
  2. Степень участия в жизни подростка его попечителей.
  3. Среду обитания, в которой формировалась личность.

По мнению юристов, от плохих отношений с близкими людьми, связи с криминогенным обществом, проявляются противоправные склонности. Если за воспитание детей несут ответственность родители по Семейному кодексу и статье 61, то наказания за нарушения этих положений наступает по УК РФ, о чем раскрывает статья 156.

Статистические выводы

Делая выводы по статистическим данным, аналитики утверждают, что неблагополучные семьи увеличивают преступный контингент, там в основном растут ребята без надзора. Хотя романтика из криминальных сериалов привлекает на совершение необдуманных поступков и подростков, выросших у интеллигентных профессоров, успешных бизнесменов.

Когда они выслушивают беседы об ответственности родителей за воспитание детей - не верят, что их дочь- отличница или сын- победитель олимпиад, которым не было ни в чем отказа, принимали участие в разбойном нападении. Судья при рассмотрении дела с участием несовершеннолетних лиц примет во внимание:

  • доказанную халатность к воспитательным обязанностям со стороны попечителей;
  • поддержку членов семьи противоправного поведения;
  • аморальное состояние представителей ребенка;
  • отсутствие досуга, развивающего интеллект.

Взрослые, занятые работой, материальным благополучием, порой забывают о моральной поддержке своим подопечным, одинаковой ответственности родителей за воспитание и содержание детей. Если в суде обнаружат злостные нарушения - ограничат или лишат родительских прав.

Какие предусмотрены наказания

После судебных разбирательств определяется тяжесть вины отцов и матерей за проступки их отпрысков.

От серьезности преступления зависит мера наказания:

  1. 100 000 руб. - штрафные санкции.
  2. 400- часовые обязательные отработки.
  3. 2-летний исправительный труд.
  4. 3 года принудительных работ.
  5. Отстранение от работы на 5 лет в определенном виде деятельности;
  6. 3-летнее заключение под стражу.

Старшему поколению придется возместить ущерб, который подростки нанесли пострадавшим. Оплатить лечение, если нанесен вред здоровью, компенсировать денежным эквивалентом моральное унижение.

Тесная связь семьи и школы

Постоянное взаимодействие представителей учеников с администрацией образовательного заведения поможет вовремя предупредить преступление. Классный руководитель расскажет о своих наблюдениях и подозрениях в сфере обучения, новых опасных интересах, обнаруженных вокруг школьного общества. Учитель предупредит о необходимости посещать род. собрания, ответственности родителей за воспитание детей.

Но она лежит на всех взрослых, которые по долгу службы или происхождению занимаются несовершеннолетними. В правовых актах нет положений, которые бы обязывали законных попечителей учащихся посещать совещания организованные для родителей, но только там они получат достоверную информацию об образовании и реализуют свои права принимать участие в учебном процессе.

Кто может заменить?

Постоянная загруженность работой не всегда позволяет встретиться с педагогами в школе. Нужно заранее предупредить классного руководителя, что известна ответственность родителей за воспитание детей, но родительское собрание посетит ближайший родственник, няня, работающая официально в семье.

Бабушкам, дедушкам, тетям и дядям никто не запретит прийти на беседу к учителю, если отец чрезмерно занят производственными делами, а мать не может оставить младенца, но они не официальные представители ребят, поэтому не могут принимать ответственных решений по обучению.

Когда наступает административная ответственность родителей за воспитание детей?

Когда ребенку исполнится 16 лет, он ответит за свои незаконные действия, если у него есть имущество и доход. Отсутствие заработка автоматически перекладывает возмещение ущерба на его попечителей. До этого возраста ответственность за воспитание и обучение детей — на родителях.

К административным правонарушениям принадлежат проступки:

  • антисоциального характера;
  • периодические пропуски занятий в школе;
  • совершение опасных для окружающих действий;
  • мелкие хищения, хулиганское поведение.

За это накажут:

  • штрафом;
  • публичным извинением перед потерпевшими;
  • оплатой компенсаций за моральный и фактический ущерб.

Подросток может сам оплатить расходы за последствия противоправных действий, если у него имеются собственные средства. В обратном случае издержки возмещают родители. Для законных представителей предусмотрены наказания, если контролирующие органы за содержанием малолетних обнаружат:

  • ребенок социально не воспитывается;
  • плохо одет и накормлен;
  • отсутствует обучение;
  • нарушены права, интересы.

Когда родитель не уделяет полноценного внимания для нормального развития детей, халатно относится к своим обязанностям, ответственность наступит в обязательном порядке. Если не вмешается школа - органы попечительства, соцзащита поставит на место нерадивых воспитателей.

Злоупотребление правом — что это?

Между административной ответственностью родителей за ненадлежащее воспитание детей и уголовной — тонкая грань. Вначале семью обязуют выплатить штраф в размере 500 руб. по КоАП РФ и статье 5.35. Законодательный акт дает такие основания в применении наказания. Если граждане систематически уклоняются от выполнения обязанностей, по достойному содержанию подрастающего поколения, злоупотребляют своим родительским правом, деяния могут сразу переквалифицироваться из одной степени в более серьезную, где штрафами не отделаться.

К таким действиям относятся:

  • постоянное отсутствие на школьных собраниях;
  • одежда не по сезону, при заболеваниях игнорирование медицинских обследований, плохое питание - все это признаки халатного отношения к детскому здоровью;
  • физические наказания, моральные унижения нецензурной бранью;
  • регулярные пьянки в семье;
  • привлечение несовершеннолетних к аморальным поступкам - кражам, попрошайничеству;
  • место проживания детей скрывают от отца, когда мать занимается воспитанием и наоборот;
  • дети школьного возраста не учатся в образовательных заведениях.

Есть семьи, в которых каждый год появляется младенец, но старшие ребята вообще не учатся в школе и даже не записаны там. Дать им образование — это обязанность родителей и право детей. Взрослые объясняют недостатком средств, собственной безграмотностью, нет денег, чтобы собрать школьников для обучения. В государстве разработаны программы для обеспечения малоимущих семей, если ячейка общества не воспользовалась такой помощью, значит, учеников переселят в заведения, где будут предоставлены все условия для достойного воспитания.

Чтобы восстановить семью, вернуть право на воспитание, гражданам долго придется доказывать:

  • пройдено ли лечение от зависимостей и реабилитация;
  • в квартире или доме выполнен ли ремонт, налажены ли коммуникации;
  • есть ли официальная работа, стабильный заработок;
  • куплены ли детские вещи, предметы обихода, заполнен ли холодильник продуктами.

Отец или мать лишенные прав на своих детей для их восстановления должны быть готовы:

  • забрать детей из интернатов для личного воспитания в чистое жилое помещение;
  • выбрать образовательный и воспитательный способ, который безопасен для учеников и не противоречит их интересам;
  • развивать духовно и психологически личность будущего взрослого человека.

Детство в нашей стране должно проходить благополучно. Правительство озабочено демографической ситуацией, для ее улучшения предлагают государственную помощь. Но дети должны не только рождаться, но и расти, воспитываться, получать образование в нормальных условиях. Это не значит, что, когда на свет появился гражданин РФ, вся забота переходит на госбюджет. Пока малышу не исполнится 18 лет, за него отвечают родители. Все поступки, мысли, мечты, намерения находятся под их контролем, чтобы знать, какого человека они передадут на службу государства.

Семья, являясь ячейкой общества, представляет ценность для социума и государства. Одной из важнейших задач, возложенных на семью, а именно на родителей, является забота о своих детях.

Согласно Конституции Российской Федерации родители в одинаковой мере обязаны проявлять заботу о ребенке. Как правило, совершение проступков, преступлений, причинение ущерба имуществу или вреда здоровью несовершеннолетними детьми является следствием недостаточного воспитания. Поэтому законодательством предусмотрена ответственность родителей не только за ненадлежащее воспитание, но и ответственность за причиненный их детьми вред.

Ответственность за вред причиненный несовершеннолетними детьми

Ответственность родителей (опекунов, попечителей) за вред, причиненный третьим лицам их несовершеннолетними детьми предусмотрена исключительно Гражданским кодексом.

Гражданская (имущественная) ответственность

Степень гражданской (имущественной) ответственности опекунов за вред, причиненный действиями несовершеннолетних детей, зависит в основном от возраста ребенка и иных обстоятельств. Рассмотрим подробнее.

За детей в возрасте до 14 лет родители несут полную имущественную ответственность (ст. 1073 ГК РФ). Опекуны обязаны полностью возместить имущественный вред, причиненный третьим лицам. Например, в случае боя товара на прилавке магазина, покрытие ущерба полностью возлагается на попечителей. Связано это с тем, что лица до 14 лет не обладают полной дееспособностью, в полной мере не могут нести права и обязанности.

За детей в возрасте от 14 до 18 лет на родителей не возлагается обязанности по возмещению, причиненного их детьми ущерба (ст. 1074 ГК РФ). Связано это с тем, что лица, достигшие возраста 14 лет являются частично дееспособными. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут имущественную ответственность. Однако, если у ребенка отсутствуют какие-либо доходы, самостоятельно покрыть причиненный ущерб он не в состоянии, то обязанность по возмещению ущерба возлагается на их опекунов.

Стоит отметить, что на родителей не возлагается обязанности по возмещению вреда, причиненного несовершеннолетним лицом, если в момент причинения ущерба ребенок находился под надзором образовательного учреждения либо медицинской организации. В этом случае обязанность по возмещению ущерба возлагается на специализированные учреждения. Однако, если организация докажет, что вред произошел не по ее вине (например, вследствие ненадлежащего воспитания), то обязанность по возмещению ущерба будет возложена на попечителей.

Особенностью российского законодательства является возможность привлечения к ответственности родителей за вред, причиненный несовершеннолетними детьми, которые лишены родительских прав (ст. 1075 ГК РФ). Таким образом, законодатель установил зависимость причинения вреда от воспитания. В данном случае необходимо установление между фактом причинения вреда и ненадлежащем воспитанием причинно-следственной связи. На родителей не может быть возложена обязанность по возмещению ущерба, если с момента лишения родительских прав прошло более 3 лет.

Ответственность за ненадлежащее воспитание

Обязанности, предусмотренные семейным законодательством

Обязанность по воспитанию несовершеннолетних детей предусмотрена Семейным кодексом (ст. 63 СК). Воспитание включает в себя целый комплекс мер, направленных на адаптацию ребенка в обществе. Опекуны вправе самостоятельно выбирать приемы и методы воспитания. Однако при этом они не должны нарушать права и интересы своих подопечных.

Родители должны создать условия по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних (ст. 63-67, 80 СК РФ).

Под воспитанием понимается привитие элементарных навыков поведения в обществе, вежливости, уважения к старшим и прочее.

Обучение – в первую очередь создание условий для посещения образовательных учреждений, а также обеспечением всем необходимым (тетради, учебники).

Защита интересов детей подразумевает представление интересов ребенка в суде или иных публичных организациях.

При уклонении от воспитания, ненадлежащем воспитании, злоупотреблении родительскими правами, а также жестоком обращении Семейным кодексом предусмотрены меры воздействия — ограничение либо полное лишение родительских прав (ст. 69 СК РФ).

Административная ответственность за ненадлежащее воспитание детей

За неисполнение возложенных на родителей обязанностей, предусмотренных Семейным кодексом, на опекунов может быть возложен административный штраф (ст. 5.35 КоАП РФ). Как правило, рассматриваемое правонарушение совершается в форме бездействия. Дела об административных правонарушениях уполномочены рассматривать комиссии по делам несовершеннолетних (п. 2 ч. 1 ст. 22.1. КоАП РФ).

Отдельно стоит отметить нарушение одним из родителей обязательств по уплате алиментов, так как алименты можно отнести к обязанности по содержанию детей (ст. 5.35.1. КоАП РФ).

Положения статьи 5.35.1 КоАП РФ являются новыми для российского законодательства, появившиеся в 2016 году в результате проведения реформы по декриминализации отдельных статей Уголовного кодекса. Рассматриваемой статьей предусмотрена ответственность за неуплату алиментов свыше 2 месяцев.

При совершении указанного правонарушения неоднократно (2 и более раза) лицо подлежит уголовному преследованию.

Уголовно-правовая ответственность за несовершеннолетних детей

Неоднократное неисполнение обязанности по уплате алиментов влечет привлечение опекунов к уголовной ответственности (ст. 157 УК РФ). Одним из обязательных условий является наличие вступившего в силу административного наказания по ст. 5.35.1. КоАП РФ.

Также Уголовным кодексом предусмотрена мера наказания за ненадлежащее воспитание, которое сопряжено с жестоким обращением (ст. 156 УК РФ). Понятие жестокого обращения в контексте рассматриваемого вопроса довольно обширное – это и избиение ребенка, и игнорирование требований лечащего врача опекунами, и отсутствие в доме необходимых продуктов для поддержания организма ребенка в нормальном состоянии и т.д. Таким образом, жестокое обращение с детьми является квалифицирующим признаком, позволяющим применить к родителям меры именно уголовного, а не административного воздействия. Уголовная мера воздействия может быть применена не только в отношении опекунов, но и в отношении педагогов, врачей или других лиц, под присмотром которых находится ребенок.

Так же Уголовным кодексом предусмотрены санкции за склонение ребенка к совершению преступления (ст. 150 КУ РФ) или вовлечение в совершение антиобщественных действий (ст. 151 УК РФ). Санкции статей 150 и 151 УК РФ могут быть применены не только к опекунам несовершеннолетнего ребенка, но и к иным лицам.

Для справки. Антиобщественными действиями признаются действия ребенка, выражающиеся в систематическом употреблении запрещенных веществ (наркотики, а также алкогольная и табачная продукция) занятии проституцией, попрошайничеством.

Правовые аспекты, связанные с ответственностью родителей за воспитание детей

В Российской Федерации п. 2 ст. 38 Конституции установлено, что забота о детях, их воспитании - равное право и обязанность родителей. Данная конституционная норма обеспечивается и конкретизируется семейным законодательствомРФ. Ст. 61 СК гласит, что родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).Родительские права основаны на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке. Под родительскими правами понимается совокупность прав и обязанностей, которыми наделяются родители, как субъекты родительских правоотношений (родительские правоотношения - это правоотношения между родителями и детьми).

К личным неимущественным правам родителей относятся:

  • право на воспитание и образование детей,
  • право на защиту прав и интересов детей,
  • право на защиту родительских прав.

Семейный Кодекс Глава 12. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

Статья 61. Равенство прав и обязанностей родителей

1. Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).

В соответствии с ч. 2 ст. 38 Конституции РФ - забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Наделение родителей правами в отношении их несовершеннолетних детей означает, что им предоставляется возможность совершать одобряемые, желательные с точки зрения государства действия и поступки, направленные на благо ребенка. Права родителей порождают соответствующие обязанности.

2.Родительские права, предусмотренные настоящей главой, прекращаются по достижении детьми возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия.(вступление в брак и эмансипация (п. 2 ст. 21 ГК и ст. 27 ГК).

Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Право на воспитание ребенка есть личное неотъемлемое право каждого родителя. Утратить это право можно лишь в случаях, предусмотренных законом: при лишении родительских прав и усыновлении ребенка(см. ст. ст. 69, 70 и 140 СК и комментарий к ним). Право на воспитание заключается в предоставлении родителям возможности лично воспитывать своих детей. При этом родители свободны в выборе способов и методов воспитания, согласующихся с развивающимися способностями ребенка (п. 2 ст. 14 Конвенции ООН о правах ребенка) .

Типичной ответственностью за ненадлежащее семейное воспитание детей является лишение родительских прав(комментарий к ст. 69 СК).

2. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.

Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования. Закон РФ "Об образовании" рассматривает образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Этот процесс обеспечивает не только государство, но и родители. Согласно п. 4 ст. 43 Конституции РФ родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования, т.е. образования в объеме 9 классов общеобразовательной школы. Уклонение от выполнения этой обязанности служит основанием для лишения родительских прав, отстранения опекуна (попечителя).

Статья 64. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей

1. Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей.

Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий. Защита родителями прав и интересов ребенка осуществляется в соответствии со ст. 8 СК . Предметом защиты являются все права детей, перечисленные в ст. ст. 54 - 58, 60 СК.

2. Родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей.

Статья 65. Осуществление родительских прав

1. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Родители несут ответственность за осуществление своих прав и обязанностей в ущерб правам и интересам ребенка. При этом имеется в виду не только злоупотребление родительскими правами, но и другие действия, поступки родителей, которые наносят или могут нанести ущерб правам и интересам ребенка как личности. То же самое можно сказать применительно к имущественным правам ребенка. Речь идет об ответственности, предусмотренной законом. Это может быть ответственность административно - правовая - ст. 5.35, 6.10, 20.22 КоАП , гражданско-правовая - ст. ст. 1073, 1074 ГК , семейно - правовая - ст. 69 СК , уголовная - ст. 156 УК и др. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

2. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд.

3. Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей.

При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. При этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое.) Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда.

У родителей может возникнуть вопрос, а как же им поступать, если ребенок не поддается их положительному воздействию,

игнорирует их требования. В таком случае хочется обратить внимание на то, что касается обязанностей ребенка в семье,

то они определяются только нормами нравственности.

Но основным фактором в воспитании было и остается постоянное влияние родителей на формирование личности ребенка с момента его рождения.

Если же в какой-то период жизни ребенка воспитательное воздействие на него было утрачено или ослаблено,

то пожинать плоды придется в первую очередь самим родителям.

И происходить это будет как в моральном, так и в правовом плане.