Социальная педагогика в. Что такое социальная педагогика как дисциплина

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Социальная педагогика изучает социальное воспитание человека, которое осуществляется фактически на протяжении всей его жизни.

Определить место и роль социального воспитания в жизни человека можно, лишь соотнеся его с такими процессами, как развитие и социализация.

Развитие - это реализация имманентных (внутренне присущих) задатков, свойств человека (процесс и результат его социализации!)

Социализация - развитие человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды, т.е. усвоение и воспроизводство культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвитие и самореализация в том обществе, в котором он живет.

Социализация происходит:

В процессе стихийного взаимодействия человека с обществом и стихийного влияния на него различных, порой разнонаправленных обстоятельств жизни;

В процессе влияния со стороны государства на обстоятельства жизни тех или иных категорий людей;

В процессе целенаправленного создания условий для развития человека, т. е. воспитания;

В процессе саморазвития, самовоспитания человека.

Воспитание же можно рассматривать как относительно социально контролируемый процесс развития человека в ходе его социализации .

1. Воспитание осуществляется в семье. В этом случае мы имеем дело с семейным, или частным, воспитанием, которое - объект семейной педагогики.

2. Воспитание осуществляется религиозными организациями. В этом случае мы имеем дело с религиозным, или конфессиональным, воспитанием; оно - объект конфессиональной педагогики.

3. Воспитание осуществляется обществом и государством в создаваемых для этого организациях. В этом случае мы имеем дело с социальным, или общественным, воспитанием, которое и является объектом изучения социальной педагогики.

4. Воспитание осуществляется в криминальных и тоталитарных политических и квазирелигиозных сообществах. В этом случае мы имеем дело с диссоциальным, или контрсоциальным, воспитанием.

Поскольку социальное воспитание (как и семейное, и конфессиональное) лишь составная часть процесса социализации, постольку социальная педагогика изучает его в контексте социализации, т.е. она рассматривает, какие социальные обстоятельства прямо или опосредованно влияют на воспитание человека в масштабах планеты, страны и места его проживания (региона, города, села, микрорайона), какую роль играют в его жизни и воспитании средства массовой коммуникации, семья, общение с окружающими людьми и некоторые другие факторы.

Как возникла социальная педагогика. Термин «социальная педагогика» был предложен немецким педагогом Фридрихом Дистервегом в середине XIX в., но стал активно употребляться лишь в начале XX в.

Педагогика возникла и развивалась как теория и методика воспитания детей в учебно-воспитательных учреждениях. С конца XVIII в., когда в качестве относительно самостоятельного этапа развития личности стал выделяться ранний юношеский возраст, юноши и девушки также стали объектом внимания педагогики.

Во второй половине XIX в. начинает расширяться заказ педагогике и системе общественного воспитания (последовательно «включается» воспитание молодежи и более старших возрастных групп; адаптация и перевоспитание представителей всех возрастных категорий, не вписывающихся в социальную систему или нарушающих установленные в ней нормы). Это связано с социокультурными процессами, которые происходили в Европе и Америке.

Индустриализация породила массовую миграцию сельского населения в города, где оно оказалось неприспособленным для жизни в новых условиях, зачастую не могло создать полноценных семей и дало всплеск преступности, аморального поведения, став основным поставщиком беспризорных, бродяг и нищих. В Америке положение усугублялось массовой иммиграцией из преимущественно слаборазвитых регионов Европы.

Урбанизация в Европе совпала со становлением национальных государств, а в Северной Америке - с формированием американской нации. И то и другое объективно требовало культивирования определенных ценностей (провозглашаемых или подразумеваемых как национальные) во всех социальных слоях, во всех возрастных группах населения.

Церковь как традиционный воспитатель, хотя и продолжала играть существенную роль в жизни людей, утратила монопольные позиции в сфере морали и воспитания (кроме того, она далеко не сразу осознала появление новых социокультурных реалий).

Образовался вакуум, который необходимо было заполнить.

Это и попытались сделать некоторые педагоги, начав разрабатывать социальную педагогику.

Возникает вполне резонный вопрос: почему понадобилось разрабатывать новую отрасль педагогического знания? И другой: могла ли уже сложившаяся педагогика и пыталась ли она дать ответ на изменившийся социальный заказ?

Педагогика дала свои ответы. Во-первых, появилась андрогогика - педагогика взрослых. Но она с самого начала (т.е. с середины XIX в.) и по настоящее время занимается в основном проблемами образования взрослых. В последние десятилетия от андрогогики отпочковалась герогогика (педагогика старости), которая стала заниматься главным образом различными вариантами образования людей пожилого возраста. Во-вторых, в конце XIX в. зародились и в течение нашего столетия сформировались педагогика перевоспитания детей и подростков, а также исправительная (пенитенциарная) педагогика, которые занимались исключительно трудными, проблемными детьми.

Таким образом ответы, которые дала традиционная педагогика на изменившийся социальный заказ, оказались ограниченными. Этому есть вполне резонное основание. Каждая отрасль знания достаточно консервативна и объективно сопротивляется изменению или расширению объекта своего исследования.

Консерватизм педагогики оказался столь силен, что даже появившуюся новую отрасль - социальную педагогику - ряд ученых стремились свести к изучению проблематики традиционных «клиентов» педагогики - детей, подростков, юношей. Это нашло отражение в том, что ряд основоположников социальной педагогики (Г. Ноль, Г. Боймер и др.) предметом ее исследования считали социальную помощь обездоленным детям и профилактику правонарушений несовершеннолетних.

Принципиально иначе определял предмет социальной педагогики немецкий ученый Пауль Наторп. Он считал, что социальная педагогика исследует проблему интеграции воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа. Такое понимание в достаточно полной мере соответствовало социальному заказу новейшего времени и позволяло рассматривать социальную педагогику как отрасль знания о воспитании человека на протяжении всего жизненного пути.

В России социальная педагогика, зародившись в конце XIX в., получила определенное развитие в 20-е гг. XX в. в виде разработки и попытки реализации идеи связи школы с жизнью и социальной средой. Эта идея получила теоретическое обоснование и относительно адекватное практическое воплощение у С.Т. Шацкого, в трудах и опыте ряда ярких педагогов-теоретиков и практиков. Однако в массовом опыте она воплощалась в довольно упрощенном виде, что, по сути, вело лишь к компрометации идеи как таковой.

Интерес к проблематике, характерной для социальной педагогики, обострился как у нас, так и за рубежом в 70-е гг. XX в., что было связано с очередным кризисом системы воспитания. У нас этот интерес проявился, в частности, в появлении различных вариантов работы с детьми по месту жительства и в разработке соответствующих методических рекомендаций (В.Г. Бочарова, М.М. Плоткин и др.). Несколько позже, уже в 80-е гг., на Урале М.А. Галагузова, а также В.Д. Семенов и его коллеги наряду с изучением опыта МЖК (молодежные жилищные комплексы) и СПК (социально-педагогические комплексы) приступают к теоретическим изысканиям в сфере собственно социальной педагогики, возрождая у нас и это понятие, и само направление исследований.

За рубежом теоретическая разработка проблем социальной педагогики возобновилась лишь в 50-60-е гг. в Германии. Однако фактически и в Европе, включая Германию, и вСША уже начиная с концаXIX в., все более широкое распространение получала практическая деятельность, обозначавшаяся термином социальная работа, организуемая государственными институтами, религиозными и общественными структурами. Содержанием ее была помощь семье, различным группам населения, интеграция воспитательных усилий школы и других организаций и т. п.

Зачем изучать социальную педагогику. Воспитание образно можно определить как искусство предвидеть неизбежное и уменьшать эффект случившегося.

Социальная педагогика - отрасль знания, изучив которую можно узнать:

Во-первых, о том, что неизбежно произойдет или может произойти в жизни человека того или иного возраста в тех или иных обстоятельствах;

Во-вторых, как можно создать благоприятные условия для развития человека, для предотвращения «сбоев» в процессе его социализации;

В-третьих, как можно уменьшить эффект влияния тех неблагоприятных обстоятельств, в которые человек попадает, эффект того нежелательного, что случается в процессе социализации человека.

Социальная педагогика как отрасль знания изучает социальное воспитание в контексте социализации .

Лучшее, что можно сделать для людей, - это научить их самих себе помогать.
И. Г. Песталоцци

Возникновение социальной педагогики
Сложившаяся социально-политическая ситуация на рубеже ХХ– ХХI вв. выдвинула социальную педагогику в самостоятельную отрасль человекознания, ценность и значимость которой определяются в современных условиях:

● потребностью гуманизации отношений изменившейся личности и динамично меняющегося общества;

● значимостью социально-педагогических знаний в научном обеспечении развития всех сфер социальной практики (деятельности социальных учреждений, системы социальных служб);

● повышением роли социальной работы.

Идеи и традиции социальной педагогики зародились еще в Древнем мире. В V в. до н. э. Демокрит говорил о зависимости воспитания от общественных условий. Платон, Аристотель (V– IV вв. до н. э.) считали воспитание условием развития человека, связывали судьбу общества с развитием всех его граждан.

Существовавшие в античное время спартанская и афинская системы воспитания имели четкую социальную направленность, в которой отражались характер государства, особенности его социально-экономической и политической жизни.

В Новое время в общественном сознании утверждается мысль о том, что обучение и воспитание являются преобразующим фактором развития общества.

Словосочетание «социальная педагогика» было предложено во второй половине XIX в. немецким педагогом А. Дистервегом. Немецкий философ Пауль Наторп в начале XX в. выступил за всеобщую педагогизацию общества и призвал к созданию воспитательных союзов, способствующих реализации данной идеи. Эту деятельность он также назвал социальной педагогикой. Наторп считал, что человек становится человеком только благодаря человеческой общности. Провозглашенная идея стала основой его социальной педагогики и нашла отражение в книге «Социальная педагогика», вышедшей в 1911 г.

В концепции П. Наторпа об общей педагогизации общества отражены общедемократические и гуманистические взгляды передовых людей того времени.

О социальном становлении личности писал С. И. Гессен. Он рассматривал школьное самоуправление как основу социализации личности, выступал против классового подхода и принципа партийности в системе образования.

Одним из основателей социальной педагогики в России был В. В. Зеньковский. Его социальная педагогика основывалась на том, что человека нельзя понять, если не изучить окружающую его среду (главный фактор в социализации личности).

Для развития социальной педагогики многое сделал также И. Т. Шацкий, который считал, что развитие ребенка следует рассматривать не в его генетических задатках, а в той социальной и экономической среде, в которой происходит его воспитание и формирование. Главным в формировании личности является «социальная наследственность», под которой он подразумевал нормы, традиции и обычаи, передаваемые из поколения в поколение.

После Октябрьской революции советская педагогика определяет социальную сущность воспитания и образования. Ученые этого периода М. В. Крупенина и В. Н. Шульгин выдвинули задачу объединения воспитательной функции школы и социальной среды, привлечения социальной среды к воспитанию детей, так как без контакта с окружающей средой школа не в состоянии разрешить задачу воспитания.

Взгляды этих ученых разделял П. П. Блонский, который писал, что нельзя успешно обучать и воспитывать ребенка без знания норм и ценностей его социального окружения. Он видел причины отклонений в поведении ребенка в специфике детского организма и в особенностях окружающей его среды. П. П. Блонский охарактеризовал поведение ребенка в системе социальных отношений (поведение вожака и подчиненного, отношения между мальчиками и девочками, между трудными и благополучными детьми).

С именем П. Ф. Каптерева связана постановка проблемы соединения семейного и общественного воспитания. Он выступал за организацию яслей, детских садов, семейных школ и приютов для детей рабочих и крестьян.

К. Н. Венцель в 1905 г. поднимает вопрос о создании в России Великой хартии для защиты детей. Выступает за создание Интернационала учащихся и разрабатывает Декларацию прав ребенка.

С. Т. Шацкий разрабатывает идею двустороннего влияния: с одной стороны - влияние окружающей среды на формирование личности ребенка, а с другой стороны, влияние ребенка на окружающую среду.

В современных условиях потребность в социально-педагогической теории и практике усилилась, потому что возрастает роль социальных факторов в жизни общества и отдельных людей; увеличивается число детей и взрослых, нуждающихся в социальной защите, оказании социально-педагогической помощи.

Предмет, объект и функции социальной педагогики
Социальная педагогика как область науки и сфера педагогической деятельности нацелена на преобразование окружающей среды, формирование гуманных, воспитывающих межличностных отношений в различных видах социума.

Объектом социальной педагогики является целостная система социальных взаимодействий, межличностных отношений человека в сфере его ближайшего окружения.

Взгляды на определение предмета социальной педагогики различны. Некоторые считают предметом социальной педагогики процесс воспитания всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемый как в специальных воспитательных учреждениях, так и вне их. Другие определяют предмет социальной педагогики как воспитательное влияние социальной среды. Бочарова В. Г. предметом социальной педагогики называет процесс педагогического влияния на социальные взаимодействия человека в течение всех возрастных периодов жизни и в различных сферах его микросреды.

Рассмотрение личности в социуме, в конкретной социальной ситуации ее развития, деятельности и общения, выделяют социальную педагогику как самостоятельную отрасль педагогического знания, как педагогику отношений в социуме.

Существуют различные трактовки категории «социальная педагогика».

Социальная педагогика - это наука о духовной социализации тех, кто по каким-либо причинам «выпал» из системы «нормальных» социальных связей и поэтому сформировал у себя социально не одобряемые качества личности (В. С. Селиванов).

В «Российской педагогической энциклопедии» социальная педагогика определяется как отрасль педагогики, изучающая «социальное воспитание всех возрастов и социальных категорий людей, осуществляемое как в собственно воспитательных учреждениях, так и в различных организациях, для которых оно не является ведущей функцией».

Таким образом, социальная педагогика - это отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание, осуществляемое в организациях, специально для этого созданных, и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией.

Назначение социальной педагогики как науки состоит в том, чтобы:

● заложить основы педагогического мышления у различных субъектов социума;

● сформировать способности и умения принимать в социальной практике наиболее эффективные, педагогически целесообразные решения, адекватные конкретным личностно-средовым ситуациям и позволяющие привести в движение реальные механизмы развития социальных инициатив;

● полноценно использовать возможности семьи, других социальных институтов, микросреды личности и социума в целом для осуществления социальной защиты и повышения качества жизни.

Сущность социальной педагогики заключается в:

● своевременной диагностике социальных проблем личности;

● выявлении и педагогически целесообразном влиянии на взаимоотношения людей в социуме;

● формировании социально-ценностных ориентациях личности;

● оказании помощи личности в социализации и др.

Социальная педагогика как наука учитывает следующие закономерности:

● формирование индивида происходит при социально-педагогическом воздействии общественной среды и активности самой личности в процессе саморазвития;

● формирование и потребление социальных услуг обусловливается потребностями общества, особенностями этноса, преобладающим способом производства, городской или сельской спецификой;

● эффективность работы социального педагога обеспечивается целостностью воздействия на объект, реализацией общих интересов объекта и субъекта.

Субъекты социальной педагогики - это люди и организации, которые ведут социальную работу и управляют ею.

Цели и задачи, содержание и средства социальной педагогики различаются в зависимости от возраста человека, сферы его деятельности, обстоятельств его жизни, физического и умственного состояний, положения общества, в котором он живет. Социальная педагогика представляет собой достаточно сложную систему, включающую социально-педагогические системы разного уровня и форм.

Различают уровни социальной педагогики в зависимости от масштабов деятельности: социетальный, социально-средовой и индивидуальный.

● Социетальный уровень. Объектом изучения является общество как относительно устойчивая общность людей. Реализатором педагогических действий выступает государство, различные политические и общественные организации и движения, заинтересованные в социализации членов общества в определенном направлении. Средством осуществления воспитания выступает идеология как система ценностных ориентаций.

● Социально-средовой уровень. Объектом выступают социальная сфера общества, микросреда, коллективы людей и т. д. Средства реализации: культурно-просветительная, физкультурно-оздоровительная, социально-воспитательная работа и т. п.

● Индивидуальный уровень. Объектом социальной педагогики является отдельный человек на различных стадиях и уровнях социализации, в отношении которого применяются разнообразные социально-педагогические приемы и средства.

К функциям социальной педагогики относят теоретико-познавательную; прикладную; гуманистическую.

Теоретико-познавательная функция выражается в том, что социальная педагогика накапливает знания, синтезирует их, составляет наиболее полную картину изучаемых ею процессов и явлений в современном обществе, описывает и объясняет имеющиеся данные, вскрывает их глубинные основания.

Прикладная функция связана с поиском путей, способов, условий эффективного совершенствования социально-педагогического влияния на процесс социализации в организационно-педагогическом и психолого-педагогическом аспектах.

Гуманистическая функция выражается в разработке целей совершенствования социально-педагогических процессов, создающих благоприятные условия для развития личности и ее самореализации.

Методологическими основами социальной педагогики являются философия воспитания, современные данные человекознания. Как отрасль знания социальная педагогика представляет собой совокупность следующих разделов:

● Философия социального воспитания рассматривает фундаментальные методологические и мировоззренческие вопросы, дает трактовку сущности социального воспитания и его задач; разрабатывает общие подходы к соотношению таких понятий, как развитие, социализация и воспитание, определяет ценности и принципы социального воспитания и т. д.

● Социология социального воспитания исследует социальное воспитание в процессе социализации, пути и способы использования воспитательного потенциала; нивелирование отрицательного и усиление положительного влияния на развитие человека в процессе социализации, использует данные ряда отраслей социологического знания.

● Социально-педагогическая виктимология исследует те категории людей, которые стали или могут стать жертвами неблагоприятных условий социализации; в ней определяются направления социальной и педагогической помощи им.

● Теория социального воспитания описывает, объясняет, прогнозирует функционирование социального воспитания, исследует, что представляют собой индивидуальные, групповые и социальные субъекты социального воспитания, как они между собой взаимодействуют, что составляет содержание жизнедеятельности воспитательных организаций, какими должны быть содержание и характер индивидуальной помощи человеку.

● Психология социального воспитания на основе социально-психологических характеристик человека и групп выявляет психологические условия эффективности взаимодействия субъектов социального воспитания.

● Методика социального воспитания отбирает из практики и конструирует новые способы целесообразной организации социального воспитания и др.

Центральным разделом социальной педагогики является анализ процесса социализации, рассмотренный ранее.

Социально-педагогическая деятельность близка к педагогической деятельности, однако имеет свою специфику и собственные категории. Рассмотрим подробнее собственные категории социальной педагогики: социально-педагогическая деятельность, социальное воспитание, социальное обучение.

Категории социальной педагогики
Социально-педагогическая деятельность - это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи личности в процессе социализации, освоение ею социокультурного опыта и создание условий для самореализации в обществе.

Осуществляется социально-педагогическая деятельность социальными педагогами в образовательных и других учреждениях, организациях, объединениях.

Социально-педагогическая деятельность является адресной, направленной на конкретную личность и решение ее индивидуальных проблем, возникающих в процессе социализации, интеграции в общество.

Отличительными особенностями профессиональной социально-педагогической деятельности являются:

● передача социокультурного опыта, помощь в социализации личности (цель деятельности);

● адресный и локальный характер деятельности;

● воздействие на личности, имеющие проблемы в социализации (объект деятельности);

● работа в образовательных, социально-педагогических учреждениях, социальных службах и др.

Основными направлениями социально-педагогической деятельности являются:

● профилактика дезадаптации (социальной, психологической, педагогической);

● повышение уровня социальной адаптации;

● социальная реабилитация личностей, имеющих те или иные отклонения от нормы.

Осуществляется социально-педагогическая деятельность непосредственно с личностью или через посредническую деятельность (личность - среда).

Дадим краткую характеристику представленных выше направлений деятельности социальных педагогов и социальных работников.

Работа в семье. Семья представляет систему социального функционирования человека. Она обеспечивает экономическую, социальную, физическую безопасность своим членам; заботу о младших, престарелых и больных; создает условия для их социализации, объединяя всех чувством любви, общности.

Современный кризис семьи проявляется в снижении ее педагогического потенциала, ухудшении качества и содержания семейного воспитания. Семья воздействует на процесс социализации детей не только фактом своего существования, но и благоприятным морально-психологическим климатом семьи.

В настоящее время семье, имеющей детей, оказывают такие виды помощи, как:

денежные выплаты (пособия и пенсии);

● трудовые, налоговые, жилищные, медицинские и другие льготы;

● бесплатная выдача детского питания;

● социальное обслуживание (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи, консультирование).

Социальная работа в сфере занятости. Безработица (незанятость) определяется различными факторами: сокращением рабочих мест, вызванным структурными изменениями в экономике, уровнем и характером рыночных отношений.

В условиях экономического кризиса, дестабилизации экономики имеет место ухудшение уровня жизни людей.

Выделяют следующие формы безработицы:

● текущая - незанятость в связи с переходом работника с одного предприятия на другое;

● структурная - результат дисбаланса спроса и предложений на рынке труда;

● скрытая (латентная) - избыточная занятость, обусловленная стремлением сохранить кадры с выплатой минимального пособия (стаж сохраняется, трудовая деятельность не ведется).

Люди остро переживают невостребованность своих знаний, производственного опыта, поэтому главным в социальной политике является предупреждение массовой безработицы, развертывание профориентационной работы.

Служба занятости имеет разветвленную сеть и выполняет следующие задачи:

● сбор и распространение информации о спросе и предложениях на местном рынке труда;

● консультирование работников по вопросам профессионального обучения и трудоустройства;

● профессиональная ориентация всех групп населения;

● выплата пособий по временной незанятости;

● консультирование предпринимателей по проблемам занятости;

● организация переподготовки высвобождаемой с производства рабочей силы.

Социальные работники и социальные педагоги осуществляют психологическую поддержку в рамках индивидуальной консультации, обсуждая конкретную жизненную ситуацию, намечают план дальнейшего поиска работы. Кроме этого, они предоставляют информационную консультацию клиенту о наличии вакантных мест, об учреждениях, где можно пройти обучение и переобучение.

Профориентация является приоритетным направлением государственной политики в учреждениях службы занятости, что позволяет снижать уровень социальной напряженности и повышать степень социальной адаптации населения к современным условиям жизни.

Работа с детьми (социальная защита детства). Основой системы защиты детства выступает правовая база, включающая международное законодательство (Хартия детства, Декларация прав ребенка), российские государственные законы (Конституция РФ, Закон о семье, Закон об образовании).

Система защиты детства начинается с защиты семьи, матери и ребенка. Социальная защищенность детства определяется системой работы учреждений образования и воспитания детей.

Социальная защита интересов женщин. Социально-экономическая ситуация в стране вынуждает женщин трудиться в разных условиях, в том числе вредных и опасных для здоровья.

В стране принят Указ «О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин» (1993 г.), который направлен на обеспечение фактического равноправия женщин и мужчин в политической, социальной и экономической жизни страны, свободного выбора в самореализации женщин во всех областях деятельности. С целью реализации Указа создаются организации (консультационно-правовые службы, центры социально-психологической адаптации), позволяющие женщинам совмещать родительские обязанности с трудовой и общественной деятельностью.

Социальная забота о трудоустройстве и быте инвалидов. Инвалид - это человек, который имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленных заболеванием, последствием травм или дефектами, приводящими к ограниченной жизнедеятельности и вызывающими необходимость в социальной защите.

Инвалидов классифицируют:

● по возрасту (дети, взрослые);

● по происхождению инвалидности (инвалиды детства, инвалиды войны, труда, общего заболевания);

● по степени трудоспособности (нетрудоспособные - I группа, временно нетрудоспособные - II группа, трудоспособные в щадящих условиях - III группа);

● по характеру заболевания (мобильные, маломобильные и неподвижные).

Социальному работнику необходимо знать основные принципы обслуживания инвалидов, которые сформулированы в Декларации ООН о правах инвалидов, в Законе «О социальном обслуживании»:

● соблюдение прав человека и гражданина;

● предоставление государственных гарантий в сфере социального обслуживания;

● равные возможности получения социальных услуг;

● ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан;

● ответственность органов власти всех уровней за обеспечение прав граждан.

Социальные услуги предоставляются всем инвалидам независимо от пола, расы, национальности, места жительства, отношения к религии, убеждений.

Законом предусматриваются следующие формы социального обслуживания:

● на дому (социально-медицинское обслуживание);

● в отделениях - полустационарное социальное обслуживание (дневного или ночного пребывания граждан);

● социальное обслуживание (дома-интернаты, пансионаты);

● срочное социальное обслуживание (организация питания, обеспечение одеждой, обувью, ночлегом);

● социально-консультационная помощь.

Социальный работник содействует организации помощи при проведении медико-социальной реабилитации инвалидов, в их санаторно-курортном лечении, приобретении необходимых тренажеров, средств передвижения, корригирующих аппаратов, а также предоставлении рабочих мест для людей с ограниченными возможностями.

Социальная работа с пожилыми людьми. В социальной работе с пожилыми людьми используются разнообразные формы и методы: социальное обслуживание на дому, срочная и адресная социальная помощь и защита (оказывается одиноким пенсионерам, инвалидам, престарелым старше 80 лет).

Важное значение приобретает медико-социальная реабилитация пожилых людей. Социальные службы заботятся о физическом и духовном здоровье пожилых людей, содействуют их активному образу жизни, повышают оптимизм; привлекают к работе в различных обществах, организовывают встречи, приобщают к совместному проведению досуга.

Одним из основных направлений в социальной работе с пожилыми людьми является попечительство. Главной формой - функционирование домов-интернатов (временного или постоянного проживания).

Проблема бездомности в России. Бездомность трактуется как отсутствие укрытия, проживание без прав на жилье. Значительную часть бездомных составляют так называемые бомжи, т. е. лица без определенного местожительства.

Невозможность получить жилье, устроиться на работу побуждает часть таких людей на преступления. Положение бездомных детей особенно тяжелое. Многие дети покидают конфликтные семьи, бегут от побоев, угроз, оскорблений, родителей-алкоголиков. Для них создаются приюты, ночлежки, центры реабилитации.

Массовый наплыв беженцев также усугубляет проблему бездомности. Бесправное положение, ущемление свободы русскоязычного населения в странах ближнего зарубежья, межнациональные конфликты, военные действия, экологические катастрофы вынуждают многие семьи оставить свое жилье и стать беженцами (мигрантами). Необходимо совместное решение всех государств СНГ, единство их государственной политики для оказания помощи беженцам.

В настоящее время разработана программа «Миграция», согласно которой беженцев расселяют по отобранным регионам, обеспечивая им социальную защиту, рабочие места. Кроме того, учрежден фонд помощи беженцам «Соотечественники», отделения которого существуют в 20 городах России. Его целью стало комплексное обустройство переселенцев.

В решении проблем бездомности большую роль играют социальные педагоги, имеющие опыт работы в приютах, центрах социальной реабилитации, детских домах.

Социальная работа с молодежью. Молодежь - это особая социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости (возраст от 14 до 20 лет).

Главными направлениями в работе социального педагога с молодыми людьми являются:

● трудоустройство (хорошо оплачиваемая и интересная работа);

● оздоровление межличностных отношений;

● устранение психотравмирующих ситуаций;

● выработка навыков общения со взрослыми и сверстниками;

● создание условий для нормальной жизнедеятельности.

Девиантное поведение как проблема социальной работы. Нестандартное, отклоняющееся от норм поведение (преступность и аморальное поведение) называют девиантным. Девиантное поведение подразделяют на две группы: к первой относят людей с явной или скрытой психопатологией (астеники, шизоиды, эпилептики, а также лица с акцентуированным характером). Ко второй группе относятся люди, чье поведение отклоняется от морально-нравственных норм и проявляется в социальной патологии (пьянство, наркомания, проституция). В основе девиантного поведения данной группы лежит социальное неравенство, расслоение общества на богатых и бедных, бездуховность, отчуждение личности, морально-этическая деградация, неблагоприятные условия жизни в семье, неудачи в учебе и т. д.

С этими людьми ведется работа по их духовному развитию, нравственному возрождению на принципах общечеловеческой морали, поиска смысла жизни.

Работа с малообеспеченными гражданами. Уровень жизни характеризует степень удовлетворения материальных и духовных потребностей и включает в себя такие показатели, как уровень национального дохода, оплата труда, объем потребляемых благ, уровень потребления продовольственных и непродовольственных товаров, жилищные условия, уровень здравоохранения, образования и культуры.

На сегодняшний день поляризация по уровню материального положения различных групп и слоев населения достигла невиданного размаха. Регулирование уровня жизни населения - одно из основных направлений деятельности государства. Оно включает в себя такие механизмы, как индексация и компенсация.

Индексация осуществляется двумя способами: путем увеличения доходов через определенное время и путем корректировки доходов в связи с ростом уровня цен. Индексируются заработная плата, пенсии, стипендии. Выплаты индексации осуществляются за счет государственного и местных бюджетов.

Государство использует следующие меры по социальной защите малообеспеченных граждан: льготное налогообложение, предоставление бесплатных или льготных услуг (в здравоохранении, на транспорте, коммунальном обслуживании, пособии на детей, пенсии).

В настоящее время социальные работники оказывают социальную поддержку малоимущим гражданам, привлекая для этой деятельности спонсоров и благотворительные организации.

Социальные работники содействуют льготному бытовому обслуживанию в отделениях социальной помощи и на дому (уборка помещений, ремонт жилья, выдача напрокат бытовой техники).

Формирование здорового образа жизни как цель социальной работы. Здоровый образ жизни - это выработка у населения навыков и привычек действовать с пользой для здоровья. Главной задачей социальных работников и социальных педагогов является охрана здоровья и жизни клиентов. Большое значение в этой деятельности имеет воспитание культуры межличностных отношений, охрана психического здоровья, приобщение к физической культуре, социальное воспитание людей.

Таким образом, социальные педагоги в своей практической деятельности независимо от направления работы осуществляют социальное воспитание.

Социальное воспитание - целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств личности, необходимых ей для успешной социализации. Современная социальная педагогика рассматривает социальное воспитание как процесс содействия продуктивному личностному росту человека при решении им жизненно важных задач взаимодействия с окружающим миром (достижения жизненного успеха, социальной компетентности, конкурентоспособности, социального самоопределения, выживания в обществе).

Цели социального воспитания:

● направленная информационная и практическая поддержка процесса созидательного и творческого становления индивидуальности личности в конкретном обществе;

● содействие личности в самоорганизации собственной жизни на всех возрастных этапах жизненного пути (в детстве, отрочестве, юности, взрослости, старости) и в разных жизненных пространствах ее социального взаимодействия (в семье, школе, малой группе общения, трудовом коллективе, территориальной общине);

● конструктивная помощь в ключевых и критических ситуациях социализации и самореализации личности человека (полоролевой, семейно-бытовой, профессионально-трудовой, досуготворческой, социально-правовой, гражданской, физической, психической, нравственно-эстетической, эмоциональной и др.).

Социальные педагоги, занимаясь социальным воспитанием, осуществляют целенаправленное влияние на развитие личности.

Социальное обучение - целенаправленный процесс передачи социальных знаний и формирования социальных умений и навыков, способствующих социализации личности.

Обучаясь в образовательном учреждении, личность получает академические знания, необходимые для усвоения и использования. Одновременно она приобретает социальные знания, умения и навыки, которые обеспечивают освоение социальных норм, установок, ценностей и способствуют формированию собственного опыта.

СОЦ. ПЕДАГОГИКА

Социальная педагогика - это отрасль педагогики, кото­рая рассматривает социальное воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей в специально созданных для этого организациях. Социальная педагоги­ка, или педагогика среды, это научная дисциплина, инте­грирующая научные достижения смежных наук и реализую­щая их в практике общественного воспитания. В основе социальной педагогики лежит прошлый педагогический опыт обучения и воспитания и практика воспитания и обу­чения в других странах. Социальная педагогика является основой для таких отраслей педагогики, как:

Дошкольная педагогика;

Педагогика школы;

Педагогика профессионального образования;

Воспитание в закрытых учреждениях;

Детских и юношеских организациях;

Педагогика клубной работы;

Педагогика среды;

Военная педагогика;

Производственная педагогика;

Педагогика временных объединений;

Педагогика социальной работы.

Каждое из этих направлений социальной педагогики имеет свои особенности, свои методы и может рассмат­риваться как самостоятельное направление.

Социальная педагогика включает в себя изучение фи­лософии воспитания, особенностей воспитания в совре­менном обществе.

Особенностью современной социальной педагогики является ее гуманистическая направленность, т. е. акцент на содружестве и сотрудничестве воспитателя и ребенка.

Гуманизм социального воспитания заключается в том, чтобы личности помочь, а не заставить. Гуманизм соци­ального воспитателя выражается в том, чтобы принимать человека, его поступки без осуждения, оказать поддержку в критической ситуации.

В настоящее время социальная педагогика - это само­стоятельный раздел педагогики, обладающий особой ме­тодикой социальной воспитательной и образовательной деятельности. Методика социальной педагогики направ­лена на личность, на ее самосовершенствование, само­организацию.

Общественный смысл социальной педагогики состоит в том, чтобы помочь семье, ребенку найти свой путь со­циального жизненного самоопределения, развиваться в обществе на основании своих способностей и задатков. Помочь в стремлении человека выйти на путь нравствен­ных человеческих отношений.



Социальная педагогика - не новый раздел в педагоги­ке, а сложившаяся система семейного, сословного, на­родного и христианского воспитания.

Функции социальной педагогики:

1)первостепенной задачей является изучение ребен­ка, его состояние в стадии конфликта;

2)оказание помощи ребенку, попавшему в беду, на­хождение путей, вариантов выхода из кризиса, поддерж­ка в трудное время;

3)анализ состояния социального воспитания в различ­ных социальных сферах, которые окружают ребенка и воз­действуют на него;

4)социальная педагогика призвана анализировать, изу­чать и распространять, пропагандировать позитивный опыт;

5)она должна направлять деятельность ребенка на са­мовоспитание, самообучение и умение самостоятельно организовать свою жизнь и поступки;

6)социальный педагог занимается координацией и объединением различных специалистов, организаций, решающих проблемы ребенка, имеющих отношение к со­стоянию его кризиса, к защите его прав;

7)одна из функций социальной педагогики сводится к организации исследований различных проблем соци­ального воспитания, анализу работы социальных педаго­гов, коллективов, различных педагогических центров.

Воспитательная функция обозначает включение ребен­ка в окружающую его среду, процесс его социализации, его адаптацию в процессе обучения и воспитания.

Социально-правовая функция означает заботу государ­ства о детях, их правовую защиту.

Социально-реабилитационная функция - это воспита­тельная и образовательная работа с детьми-инвалидами, физически или психически неполноценными, где основ­ные социальные функции выполняет педагог.

Прикладные задачи социальной педагогики состоят в том, чтобы:

1)воспитывать в сознании ребенка понятия добра и справедливости, любви к ближнему, ко всему живому, творчеству, взаимопониманию;

2)поставить перед ним цель самостоятельно выйти из кризиса, наметить пути выхода, научиться общению с ок­ружающими людьми, определить цель и смысл жизни;

3)развивать стремление познавать окружающий мир, человека, его уникальность, физические и духовные осо­бенности, права и обязанности в обществе;

4)развивать чувство собственного достоинства, само­стоятельности, уверенности в себе;

5)прививать подростку умение и желание общаться с детьми, в малых и больших группах, в объединении сверстников, в семье, в труде, в школе.

Здесь социальному педагогу необходимы знания воз­растных особенностей своих воспитанников, для того чтобы научиться разрешать конфликты между людьми, личностью и обществом.

Основываясь на положениях «Кодекса этики социально­го работника и социального педагога», можно выделить следующие принципы.

1.Принятие человека таким, каков он есть. Клиентом социальной работы может быть отдельный человек или группа лиц, имеющих индивидуальные и групповые осо­бенности. Каждый клиент имеет право быть принятым и выслушанным любым социальным работником, право на получение помощи в улучшении социальной ситуации.

2.Уважение права клиента на принятие самостоятель­ного решения на любом этапе совместных действий. Это означает проявление уважения и соблюдение его прав. Клиент имеет право отказаться от предложенного вариан­та действий, от продолжения уже начатой работы, если его мнение или ситуация изменились. Клиент имеет пра­во отказаться от взаимодействия на любом этапе совмест­ной работы с уверенностью в сохранении конфиденциальности сведений о нем.

3.Конфиденциальность сотрудничества социального работника и социального педагога с клиентом. Конфиденциальной информацией является все, что касается усло­вий жизнедеятельности клиента, его личностных качеств и проблем, а также все остальное, что будет определено клиентом во взаимодействии с социальным работником и социальным педагогом.

Нарушение конфиденциальности возможно только в усло­виях непосредственной опасности для клиента.

4. Полнота информирования человека о предпринима­емых в его интересах действиях. Соблюдение принципа

защиты прав клиента обусловливают обязанность социаль­ного педагога информировать человека, обратившегося к нему за помощью, обо всех действиях, предпринимае­мых им для решения его проблем.

5. Ответственность социального педагога за результа­ты своей деятельности. Социальный педагог, занимаясь решением конкретных проблем клиента, несет личную ответственность за результаты своей деятельности, за качество и эффективность, своевременность и действен­ность социальной помощи и за ее последствия.

6. Порядочность социального работника и социально­го педагога во взаимодействии с клиентом. Порядочность социального педагога является весьма важным принци­пом в связи с необходимостью обеспечить баланс инте­ресов, как своих личных, так и интересов клиента и его социального окружения; интересов профессионального сообщества социальных работников и социальных педа­гогов, общества в целом. Социальные педагоги делают для своего клиента все, что, по их мнению, необходимо для разрешения проблемы.

Социальная педагогика как наука

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Определение науки……………………………………………………………...4

2.История формирования социальной педагогики……………………………..6

Заключение……………………………………………………………………….12

Список литературы

Введение

Социальная педагогика – одно из направлений педагогики, предметом изучения которой является пограничные социально-педагогические проблемы.

Почему же мы сегодня выделяем социальную педагогику и к ней обращаются самые разные категории общества? Ответ заключается в том, что сейчас особенно обострилось противостояние человека и среды, взаимодействие личности и среды, происходит активная социализация личности. Она включает в себя семейное, гражданское, религиозное и правовое воспитание. Это целенаправленное воздействие на человека. Это и есть социальное воспитание, многоуровневый процесс усвоения знаний, норм поведения, отношений в обществе, в результате которого личность становится полноправным членом общества. Следовательно, социальная педагогика рассматривает процесс воспитания, социологию личности в теоретическом и прикладном аспектах. Она рассматривает отклонения или соответствия поведения человека под влиянием среды, то, что принято обозначать социализацией личности.

    Определение науки

Социальная педагогика – относительно молодая наука, в апреле 1991 года решением Государственного комитета по труду и социальным вопросам №92 перечень профессий Российской Федерации был дополнен этой новой специальностью.

На протяжении всего времени существования этих профессий ведутся споры о том, нужно ли было выделять социальную педагогику в отдельную науку, отделяя этим ее от социальной работы. Если это действительно самостоятельная наука, то она дополняет или противоречит практике социальной работы.

По утверждению ученых, социальная педагогика – это «отрасль педагогики, рассматривающая социальное воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, в организациях, специально для этого созданных» (А.В. Мудрик). По мнению В.Д. Семенова, «социальная педагогика, или педагогикам среды, является научной дисциплиной, которая интегрирует научные достижения смежных наук и реализует их в практике общественного воспитания».

Социальная педагогика опирается на историю педагогики, на опыт обучения и воспитания в прошлом, на практику воспитания и обучения в других странах. Социальная педагогика является основой для отраслей педагогики, которые представляют отрасли социальной педагогики: дошкольную педагогику, педагогику школы, педагогику профессионального образования, воспитания в закрытых учреждениях, детских и юношеских организациях, педагогику клубной работы, педагогику среды, военную педагогику, производственную педагогику, педагогику временных объединений, педагогику социальной работы. Каждое из этих направлений социальной педагогики имеют свои особенности, свои методы и может рассматриваться как самостоятельное направление.

Социальная педагогика вступает в междисциплинарные контакты с социологией образования, социологией воспитания, педагогической социальной психологией, психологией управления. Она включает в себя изучение философии воспитания, особенностей воспитания в современном обществе. Поэтому в условиях кризисного состояния общества она выступает ведущей отраслью знаний. Особенностью современной социальной педагогики является ее гуманистическая направленность, т.е. сотрудничество, содружество, сотворчество воспитателя и ребенка.

В современных условиях социальная педагогика – это самостоятельный раздел педагогики, где сложилась особая методика социальной воспитательной и образовательной деятельности. Методика социальной педагогики направлена на личность, на ее самосовершенствование, самовоспитание, самоорганизацию.

Общественный смысл социальной педагогики состоит в том, чтобы помочь человеку, попавшему в беду: помочь семье, ребенку найти свой путь социального жизненного самоопределения, развиваться в обществе на основании своих способностей и задатков. Помочь в стремлении человека выйти на путь нравственных человеческих отношений.

    История формирования социальной педагогики

Время возникновения социальной педагогики (рубеж ХIХ – ХХ вв.) в значительной степени условно. Обычно ее создание связывают с Паулем Наторпом, считавшим главными задачами педагогики выявление тех социальных условий, которые наиболее благоприятны для воспитания человека. Наторп понимает воспитание как преимущественно воспитание воли. Воля в ее общей форме – в форме активности или деятельного направления сознания, являющаяся как бы центром психической жизни 1 .

Однако еще древнегреческие мыслители Демокрит, Протагор, Сократ, Платон, Аристотель отмечали тесную зависимость воспитания от политики государства. Французские материалисты 18 века подчеркивали значение воспитания для социальных преобразований, а социалисты-утописты не только теоретически обосновали эту мысль, но и совершили первый в истории социально-педагогический эксперимент. На тесную зависимость воспитания от социальных интересов правящих классов указывали и русские революционные демократы.

Социальная педагогика возникла в противовес тем существовавшим в педагогике тенденциям, сторонники которых утверждали независимость воспитания от политики и жизни общества (Ж.Ж. Руссо, Г. Спенсер, С. Холл, Л. Толстой и др.). Несмотря на существование различия в их концепциях, общим для всех является утверждение о том, что воспитание определяется психологическими особенностями развивающегося ребенка и не должно зависеть от политики или идеологии каких либо классов. Наиболее четко эти идеи высказывались представителями экспериментальной педагогики (Мейман, В. Лай и А.П. Нечаев).

Научное представление о социальной природе и социальной функции воспитания было дано К. Марксом и Ф. Энгельсом. Классики марксизма показали общественную детерминированность воспитания и отвергли утопические претензии на разрешение всех социальных противоречий с его помощью. В тоже время они подвергли глубокой критике представление о том, что духовный мир человека – пассивный обстоятельств жизни. Преобразуя своей деятельностью природу и общество, человек преобразует и свою психику. Воспитание становится великой силой, если оно направлено на решение задач, поставленных самой жизнью, ходом истории.

Советская педагогика в первые же послеоктябрьские годы разрабатывалась в тесной связей с марксистской социологией. Тем не менее, научное соотношение между педагогикой и социологией было найдено не сразу. В период становления советской педагогики боролись крайние точки зрения. В.Н. Шульгин и М.В. Крупенина пытались свести педагогику к социологии и политике, сторонники «свободного воспитания» совсем игнорировали их связь и выводили закономерности воспитания из психологии ребенка. И та и другая точка зрения были подвергнуты резкой критике.

Советские педагоги четко различают воспитание как специально организованную деятельность и социальной формирование личности, происходящее под воздействием всей жизни. Марксистская педагогика считает, что нет такой области образования и воспитания, которая не была так или иначе связана с жизнью общества и что по этому вся педагогика социальна. Вот почему создание социальной педагогики как особой отрасли педагогической науки не правомерно. В то же время имеются пограничные области знания между педагогикой и социологией, которые изучаются специальными отраслями педагогической науки – сравнительной педагогикой, социология и воспитание, педагогической социологии и экономико-народного образования.

Рассмотрим более основательно существо терминов и понятий социальной педагогики. Прежде всего, надо определить, что такое социальная среда. Это, во-первых, широкая социальная действительность, общество, государство и, во-вторых, среда, которая непосредственно окружает личность, влияет на ее формирование.

Социальное воспитание – понятие многомерное. Это забота общества о поколении будущего, это поддержка человека обществом, коллективом, другим человеком. Это помощь человеку в усвоении и принятии нравственных отношений, которые сложились в семье и обществе, принятых правовых, экономических, гражданских и бытовых отношений.

Понятие «социальное воспитание» означает процесс помогающий человеку совершенствовать себя, достигнуть успеха в определенной жизненной ситуации, ориентироваться в общественных отношениях. Процесс социального воспитания происходит в семье, в школе, во всех звеньях образования, в труде. Основными очагами социального воспитания ребенка (подростка) являются семья, школа, среда «улица». Распространенной формой социального воспитания взрослых являются семейные клубы. Чаще их организовывают энтузиасты, увлеченные одним делом, спортом, искусством, идеей закаливания и т. д.

Термин «социальная работа» означает профессиональную деятельность по оказанию помощи человеку, группе, с тем, чтобы улучшить их социальное положение.

«Социально-педагогическая деятельность» – это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленную на помощь ребенку (подростку) в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе. Теорию этого процесса и представляет социальная педагогика – «наука о воспитательном влиянии социальной среды».

Социальная педагогика учитывает особенности семейного воспитания, национальные особенности религиозного и общественного воспитания, поэтому социальному работнику надо основательно знать историю отечественного социального воспитания.

Так как в основе социальной педагогики стоит воспитание личности (в обществе и для общества) следует помнить, что задача социального воспитания состоит в формировании гражданской личности, самостоятельной, творческой, способной на позитивные отношения с людьми, ответственной за свое здоровье, за свое время.

Социальная педагогика рассматривает воспитание и образование в государственных, муниципальных и частных учреждениях. Эта система социального воспитания, существующая в современных условиях, затрагивает вопросы теории и методики социальной защиты детей, вопросы теории и методики социальной деятельности различных учебных и воспитательных учреждений, педагогических коллективов с семьей и детьми.

Социальная педагогика – не новый раздел в педагогики, а сложившаяся система семейного, сословного, народного и христианского воспитания, поэтому прежде чем рассмотреть практику современного социального воспитания, следует обратиться к истории семейного воспитания, к отечественным историческим и литературным памятникам воспитания в семье, заботы государства о детях-сиротах и вдовах, к памятникам народной педагогики, воспитании христианина, к истории общественного воспитания, благотворительности.

Какие процессы воспитания, организации ребенка (подростка) в обществе охватывает социальная педагогика? Каковы ее социальные функции и задачи?

1. Первостепенной задачей является изучение ребенка (подростка), его состояние в стадии конфликта.

2. Оказание помощи ребенку (подростку) попавшему в беду. Важно найти пути, варианты выхода из кризиса, поддержать в трудное время.

3. Анализ состояния социального воспитания в различных социальных сферах, окружающих ребенка и воздействующих на него.

4. Социальная педагогика призвана анализировать, изучать и распространять, пропагандировать позитивный опыт.

5. Она должна направлять деятельность ребенка (подростка) на самовоспитание, самообучение и умение самостоятельно организовать свою жизнь и поступки.

6. Социальный педагог занимается координацией и объединением различных специалистов, организаций, решающих проблемы ребенка (подростка), имеющих отношение к состоянию его кризиса, к защите его прав.

7. Одна из функций социальной педагогики сводится к организации, исследований различных проблем социального воспитания, анализу работы социальных педагогов, коллективов, различных педагогических центров. Более сжато функции социальной педагогики можно сформулировать следующим образом, включив те, что перечислены выше. Это: воспитательная, социально-правовая и социально-реабилитационная.

Воспитательная функция предполагает включение ребенка (подростка) в окружающую его среду, процесс его социализации, его адаптацию в процессе обучения и воспитания. Социально-правовая означает заботу государства о детях, их правовую защиту. Социально-реабилитационная функция – это воспитательная и образовательная работа с детьми-инвалидами, Физически или психически неполноценными, где основные социальные функции выполняет педагог.

Прикладные задачи социальной педагогики кратко можно сформулировать так:

Воспитать делать добро;

Научить организовывать свою жизнь;

Развивать познавательные интересы;

Помочь организовать свою индивидуальность, свои задатки и способности.

Заключение

Социальная педагогика представляет собой сложное полифункциональное явление в жизни и деятельности человеческого сообщества. Как прак­тика она отражает научно-преобразовательную деятельность субъектов (субъект-субъектов и субъект-объектов) в социуме и представляет собой педагогику социальной работы, ее педагогической компонент. Как наука она является частью общей педагогической науки, изучающей отношения в социуме, не ограничиваясь рамками одной какой-либо его структуры; при этом она отражает научно-познавательную деятельность субъектов и выступает как педагогика отношений в социальной среде. Как образовательный комплекс она отражает научно-образовательную деятельность социальных педагогов в различных учреж­дениях образовательного типа на различных уровнях (допрофессиональном, профессиональном и постпрофессиональном). В совокупности своих Компонентов она представляет собой педагогику социума, педагогику социальной среды и отражает потребности в интеграции знаний о человеке, о механизмах и способах его взаимодействия с ней. В связи с этим возможно утверждать, что социальный педагог - это специфический социальный работник (хотя социальный работник - не всегда социальный педагог).

Список литературы

    Горячев М.Д. Социальная педагогика. – М., 1999. – С. 8.

    Гурова В.Г. Социальная педагогика. Педагогическая энциклопедия.

Т. 4. – М., 1968.

    Колобов О.А. Социальная работа как профессия. - Н. Новгород,

1996. – С. 45.

    Макаренко А.С. Соч. т. 5. М.,1958.

    Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – М., 1997.

    Мудрик А.В. Социализация. Магистр. – 1993. - №3. – С. 19-24.

    Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. – М.,

    Семенов В.Д. О проблемах социальной педагогики. Магистр. –

1991. - № 11. – С. 6-10.

    Социальная работа в России: прошлое и настоящее. Под ред.

1. Профессиональная деятельность социального педагога

Специфика профессиональной деятельности социального педагога. Структура профессиональной деятельности. Социальный педагог как субъект профессиональной деятельности: личностная характеристика и профессиональная компетентность. Сферы профессиональной деятельности социального педагога.

Название специалиста «социальный педагог» является производным от слова «педагог», которое ассоциируется, прежде всего, с учителем. Поэтому не удивительно, что после введения такой должности первыми социальными педагогами стали учителя, они же составляют большую часть слушателей всех форм курсовой переподготовки кадров для получения сертификата по этой специальности. Не удивительно и то, что профессиональная подготовка социальных педагогов ведется, в основном, в педагогических учебных заведениях. Действительно, в профессиональной деятельности учителя и социального педагога есть много общего. Прежде всего, эти две профессии роднит то, что объектом их внимания является ребенок (согласно Конвенции ООН о правах ребенка – «человеческое существо до достижения 18 – летнего возраста»), его развитие и социальное становление.

Вместе с тем профессиональная деятельность этих специалистов имеет и ряд существенных отличий, позволяющих выявить специфику двух родственных профессий. Учитель, выполняя свою главную образовательную функцию, передает молодому поколению знания и социокультурный опыт, накопленный обществом, в процессе чего осуществляется развитие и воспитание ребенка. В центре же внимания социального педагога находится социализация ребенка, его успешная интеграция в общество как альтернатива обособлению, «выпадению» из нормальных социальных отношений.

Отличаются эти профессии и с точки зрения сферы деятельности. Если учитель ориентирован в процессе профессиональной подготовки на работу в учреждении определенного типа, а именно в общеобразовательном учебном заведении, то социальный педагог может осуществлять свою деятельность в самых разных учреждениях.

С этой точки зрения, а также функционально деятельность социального педагога гораздо ближе к профессиональной деятельности специалиста по социальной работе. Разграничить социально-педагогическую сферу и сферу социальной работы чрезвычайно трудно еще и потому, что обе они только формируются. Вместе с тем, по крайней мере, одно существенное отличие, определяющее специфику этих двух сфер профессиональной деятельности, может быть отмечено. Оно заключается в том, что в отличие от социального педагога, который в своей профессиональной деятельности имеет дело с ребенком в процессе его развития, воспитания, социального становления, объектом социальной работы могут оказаться люди, имеющие те или иные социальные проблемы или затруднения, независимо от возраста.

В нормативных документах, касающихся профессиональной деятельности социального педагога, описаны только ее общие черты: задачи, функции, сферы деятельности, общие требования к знаниям и умениям специалиста. При этом не учитывается конкретная разновидность деятельности, которой занимается социальный педагог (адаптация, реабилитация, коррекция и др.). Специфика учреждения, в котором он работает (школа, приют, детская больница, центр реабилитации и др.), особенности социума, в котором проживает ребенок (городская или сельская среда, крупный промышленный город, криминогенный район и др.).

Поэтому представляется необходимым дать описание профессиональной деятельности социального педагога, раскрыть ее задачи и функции с учетом специфических видов этой деятельности, типов учреждений, в которых может работать социальный педагог, и видов помощи, которые могут быть оказаны ребенку.

Любая деятельность имеет свою структуру, которая определяет взаимосвязь и взаимообусловленность элементов деятельности. Структура деятельности социального педагога, как и любой другой профессиональной деятельности, предполагает наличие следующих компонентов. Субъекта (того, кто осуществляет), объекта (того, для кого она специально организована, на кого направлена), цели (к чему она стремится), функция (какие при этом функции выполняются), средства (при помощи каких методов и технологий достигается ее цель).

Схематично это можно представить следующим образом:

Любая деятельность осуществляется в направлении от субъекта к объекту, хотя объект является главным, определяющим содержание деятельности.

Объектом деятельности социального педагога являются дети и молодежь, нуждающиеся в помощи в процессе их социализации. К этой категории относятся дети с интеллектуальными, педагогическими, психологическими, социальными отклонениями от нормы, возникшими как следствие дефицита полноценного социального воспитания. А также довольно большое количество детей, имеющие физические, психические и интеллектуальные нарушения развития (слепые, глухонемые, больные детским церебральным параличом – ДЦП, умственно отсталые и др.), все эти дети требуют особой заботы общества.

Профессиональная задача деятельности социального педагога в обществе легче всего выявляется от противного. Если процесс социализации ребенка проходит успешно, то он не нуждается в профессиональной помощи социального педагога. Необходимость в ней возникает там и тогда, где и когда семья и школа не обеспечивают необходимое развитие, воспитание и образование ребенка, в результате чего появляются «социально выпавшие» дети.

Содержательно задачу деятельности социального педагога соответственно можно определить как помощь в интеграции ребенка в общество, помощь в его развитии, воспитании, образовании, профессиональном становлении, иными словами – помощь в социализации ребенка. По сути дела, эта деятельность направлена на изменение тех обстоятельств в жизни ребенка, которые характеризуются отсутствием чего-либо, зависимостью от чего-либо или потребностью в чем-либо.

Следовательно, целью деятельности социального педагога является создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах.

Прежде чем реализовать цель своей деятельности, социальный педагог должен хорошо представлять особенности развития ребенка и среду, в которой он развивается. Особо следует подчеркнуть то, что ребенок, как правило, не может осознавать свои проблемы и объяснить их социальному педагогу. Поэтому социальный педагог часто оказывается перед необходимостью самостоятельно выявлять факторы, негативно влияющие на ребенка, чтобы помочь ему.

Следует помнить, что объектом деятельности социального педагога является ребенок, однако в процессе деятельности социальный педагог и ребенок вступают в субъектно-субъектные отношения, при котором ребенок является активным участником процесса решения своих проблем, когда это возможно, с помощью социального педагога или других специалистов.

Поскольку деятельность социального педагога, в первую очередь, связана с диагностикой проблем ребенка и среды, он должен знать и уметь применить диагностические методики или же обращаться за помощью к специалистам, которые могут квалифицированно поставить тот или иной диагноз.

В зависимости от диагноза и общих целей воспитания и развития ребенка социальный педагог должен уметь прогнозировать условия, обеспечивающие его оптимальное развитие; уметь выбирать методы и средства, позволяющие достичь намеченных результатов. Вполне вероятно, что многие проблемы (улучшение здоровья, материального положения) социальный педагог не сможет решить сам. В этом случае он должен уметь выступать посредником в координации усилий разных специалистов, а также ведомств и административных органов для комплексного разрешения проблем ребенка.

Следующим направлением деятельности социального педагога является участие в разработке и реализации социальных проектов и программ, частных инициатив, содействующих полноценному развитию ребенка.

Таким образом, в деятельности социального педагога можно выделить следующие функции:

· Диагностическую;

· Прогностическую;

· Посредническую;

· Коррекционно-реабилитационную;

· Охрано-защитную;

· Предупредительно-профилактическую;

· Эвристическую.

Любая деятельность осуществляется с помощью средств. К средствам относятся все действия, предметы, орудия, приспособления, методы, формы и технологии, с помощью которых достигаются цели деятельности. Многообразие функций деятельности социального педагога обусловливает и многообразие ее средств.

Вначале рассмотрим личностную характеристику социального педагога. Рассматривая профессиональную деятельность социального педагога, мы должны выделить субъекта этой деятельности – специалиста – профессионала, глубоко разбирающегося в социальных ситуативных трудностях жизнедеятельности ребенка, способного прийти ему на помощь, в совершенстве владеющего комплексом общетеоретических и специальных знаний, совокупностью необходимых умений и навыков, обладающего определенными способностями.

Что же это за человек – социальный педагог? Каков его психологический портрет, его личностная характеристика? На какую область распространяется его компетенция? Чем он принципиально отличается от других профессий?

В обыденной жизни мы часто замечаем, что профессиональная принадлежность накладывает своеобразный отпечаток на мышление человека, его поведение, отношение к миру. Этот феномен в психологии характеризуется понятием «профессиональная ментальность».

Ментальность как характеристика личности представляет собой совокупность определенных социально – психологических установок, ценностных ориентаций, особенности восприятия и осмысления действительности, отражающих человека к миру и определяющих его выбор способа поведения в повседневных жизненных ситуациях. Ментальность интегрирует в себе весь предшествующий социокультурный опыт индивида и определяется принадлежностью человека к той или иной социальной группе по признаку пола, возраста, национальности, профессии и др. с этой точки зрения ментальность – характеристика групповая, и поэтому может быть выделен ряд ментальностей: национальная, возрастная, половая и др.