Консультация «Детская агрессия и жестокость и ее профилактика. Младший школьный возраст. Муниципального образования г. саяногорск

Оксана Никифорова
Консультация «Детская агрессия и жестокость и ее профилактика»

Цель : указать причины

агрессивного и жестокого

поведения учащихся; факторы,

влияющие на детскую жестокость ;

привести примеры профилактики

детской агрессии и жестокости .

Вопросы для обсуждения :

1. Что такое жестокость ?

Формы проявления жестокости .

2 Причины детской жестокости .

3 Профилактика детской

жестокости .

“Если ребенка учат добру, в

результате будет добро, учат злу

в результате будет зло – ибо

ребенок не рождается готовым

человеком, человеком его надо

сделать”.

В. А. Сухомлинский

Тема нашей встречи серьёзна и трудна и в

последнее время стала очень актуальна.

Это тема проявления нашими детьми

жестокости и агрессии . К сожалению,

эти проявления живут среди нас,

взрослых, и среди детей. Что же это за

явление и стоит ли нам о нём говорить?

Стоит. А раз так, давайте рассмотрим,

что собой представляет агрессия и

жестокость и как мы , взрослые, можем

помочь детям преодолеть её.

Что же такое жестокость ?

Жестокость – это человеческое

чувство не знающее жалости,

сожаления, сочувствия. Это

способность причинять

страдания людям или

животным.

Почему дети равнодушны и жестоки ? – часто

спрашиваем мы. Как помочь детям стать чуткими,

щедрыми, милосердными, как своевременно

поставить заслон жестокости и черствости ? Каждый

из нас хочет воспитать детей так, чтобы из них

получились хорошие люди. Но когда ребенок

становится агрессивным или проявляет жестокость ,

у родителей опускаются руки. Почему малыш так

себя ведет? Дети от природы склонны быть

эгоцентричными. Их некоторые действия просто не

вписываются ни в какие рамки. При этом родители

недоумевают : откуда малыш набрался этого?

Формы проявления жестокости

целенаправленная жестокость

враждебная жестокость

прямая жестокость

косвенная вербальная

жестокость

Особенности жестокого поведения

Жертвами агрессии часто становятся

близкие люди

не все жестокие дети воспитываются в неблагополучных семьях

Жестокость часто возникает

без реального повода

Многие жестокие поступки подростков ,

являются следствием личностного кризиса

Жестокость у детей до трех лет неосознанная.

Родителям может казаться, что малыш

делает это специально и его нужно жестоко

наказывать. Например, ребенок может

швырнуть кошку о стену. Разве ему не жалко

кошечки? На самом деле, малыш делает это

не для того, чтобы ей отомстить. Так он

играет. Дети еще не знают всех ощущений -

от чего бывает больно, а от чего нет. Он

может просто не понимать, что кошка при

этом испытывает боль.

Такая жестокость ребенка – это лишь этап его развития и

формирования личности. Когда он таким же образом

ударит об стенку мягкую игрушку, мама не будет

негодовать, ведь это неживой предмет. Более того,

родители с пониманием к этому отнесутся : ребенок

познает мир. А на самом деле дети одинаково играют и с

живыми, и с неживыми объектами. Разница лишь в том,

что с живыми играть легче. Жестокость деток

дошкольного возраста бессознательна. Это всего лишь

этап развития личности, который он вскоре перерастет.

Другое дело – жестокость осознанная , когда ребенок

целенаправленно причиняет вред другому (всегда более

слабому, получая от этого удовольствие и не испытывая

чувства вины. Крайне важно закрепить навыки

социально приемлемого поведения в дошкольном

возрасте.

Надо отметить, что жестокость дошкольников обычно имеет

иные причины, нежели у детей старшего возраста. Во-

первых, поведение наперекор установкам взрослых

характерно для возраста 3-4 лет в силу того, что ребенок

начинает осознавать свое "я", и при помощи неприемлемого

поведения пытается отмежеваться от остальных. Во-вторых,

жестокость маленьких детей базируется на многих

физиологических основаниях – например, дети со сниженным

болевым порогом просто не понимают, как они могут

причинить кому-то вред, если сами ничего не чувствуют в

аналогичной ситуации. В-третьих, дети подобным образом

реагируют на плохую психологическую обстановку в семье –

ссоры, скандалы, презрение к отдельным членам семьи.

Главное, что до 6 лет подобное поведение в принципе

поддается корректировке. Иногда достаточно лишь того,

чтобы взрослые скорректировали свое поведение.

Наш мир жесток , и дети начинают действовать теми же

методами, что видят вокруг. Родители не показывают

должного примера, а дети прежде всего смотрят на

свою семью. У детей часто возникает протест, если они

видят несоответствие между тем, что говорят родители,

и тем, что делают. Этот протест зреет внутри и может

выливаться в разные проблемы, в том числе в

жестокость . Для ребенка важно, чтобы взрослый был

хорошо чувствует. Самый действенный метод

(впрочем, это применимо почти ко всем детским

проблемам) – личный пример.

Бывает, что добрый ребенок, который плачет над

кошками и собачками, может обижать своих

сверстников. Почему? Собачки и кошечки -

это нечто сказочно-игрушечное, для них

ребенок как покровитель, а детский коллектив

Это некий социум, где надо вести борьбу за

выживание. В детском коллективе нередко

один ребенок другого начинает воспринимать

как конкурента, соперника. Это же и у

взрослых так - собак жалеют, а людей

ненавидят. И выходит, что мы учим детей жить

по закону «джунглей» - это печально.

Агрессивность и жестокость у детей может проявляться если :

Родители не устанавливают правил поведения детей дома.

Не следят за местонахождением детей.

Не применяют соответствующих воспитательных мер

(наказания или поощрения) . Огромное значение в

воспитании детей имеет поощрение : словом, взглядом,

жестом , действием. Очень значимо для человека и

Оно следует незамедлительно за проступком.

Объяснено ребёнку. Оно суровое, но не жестокое .

Оно оценивает действие ребёнка, а не его человеческие

Не пытаются разрешать возникающие

проблемы и кризисные ситуации

с помощью компромиссных решений.

«Золотые» правила воспитания :

Учитесь слушать и слышать своего ребёнка.

Постарайтесь сделать так, чтобы только вы

снимали его эмоциональное напряжение.

Не запрещайте детям выражать отрицательные

Умейте принять и любить его таким, каков он

Повиновение, послушание и

исполнительность будут там, где они

предъявляются разумно.

К агрессивным проявлениям в поведении

ребёнка приводит агрессивность семьи .

Жестокость и насилие среди детей – очень страшное явление. Но

есть кое-что действительно ужасное - равнодушие, безразличие

родителей по отношению к своим детям и их проблемам. Именно

это корень всех бед.

Доброта нужна всем людям,

Пусть побольше добрых будет.

Говорят не зря при встрече

«Добрый день» и «Добрый вечер» .

И не зря ведь есть у нас

Пожелание «В добрый час» .

Доброта - она от века

Украшение человека…

Спасибо за

внимание.

История человечества полна страшных событий. Пытки, войны, насилие над детьми и женщинами, пренебрежение стариками — это только отдельные примеры жестокости, которая сопровождает развитие всякого общества. Люди уделяют огромное внимание преодолению агрессивности, считая ее одной из самых важных социальных проблем. Так, создаются всевозможные психосоциальные технологии, которые направлены на предупреждение у людей агрессивности. В нашей стране также есть проблема подростковой жестокости. Профилактика агрессивности детей - это объективная необходимость.

Как самые слабые и наименее защищенные члены общества, малыши первыми становятся жертвами плохого обращения в различных учреждениях, семье. Спустя короткий промежуток времени обществу за это они платят с лихвой. Из статьи мы узнаем, подростков, а также как ее можно скорректировать.

Культ злобы

Существует огромное количество фактов, которые подтверждают, что и в совершенно нормальных семьях иногда вырастают озлобленные дети. Поэтому семейное благополучие не дает гарантии, что ребенок при необходимости протянет руку помощи нуждающемуся. Жестокость подростков причины имеет в основном более глубокие. Часто она возникает из-за школьного воспитания. Не каждый учитель сегодня пойдет на выяснение истинной причины конфликта между учениками своего класса.

У ребенка характер проявляться начинает в раннем детстве. Классному учителю несложно выявить, кто из учеников лидер, кто - «мальчик для битья», а также кто по отношению к остальным людям часто проявляет агрессию. Не стоит игнорировать возникшую в классе накаленную атмосферу.

Известны грустные результаты того, как способна завершиться травля ученика его одноклассниками. Нельзя делать вид, что ничего не произошло. Есть возможность своевременным вмешательством даже спасти жизнь ребенка. Многие подростки, ощущая себя изгоями, находятся на краю самоубийства. Жестокие дети начинают травить ребенка, что абсолютно неприемлемо. Это ситуация, выходящая из ряда вон. Необходимо приложить все педагогическое мастерство для того, чтобы данное положение исправить.

Когда ребенок видит, что на жестокое обращение никто внимания не обращает, издевательства становятся еще более страшными. Нужно собирать класс как можно чаще для разъяснительной беседы, а также постараться найти общие точки соприкосновения и интересы. Зачастую такой контроль дает положительные результаты.

Специфика и причины проявления агрессивности

Личность ребёнка формируется в среде, окружающей его, а не самостоятельно. Особенно важна в этом роль небольших групп, где взаимодействует с остальными людьми. Изначально касается это семьи. Различные авторы выделяют типы неблагополучных семей, в которых проявляется жестокость девочек-подростков (да и мальчиков тоже). Данные классификации дополняют, а не противоречат, иногда друг друга повторяя.

Сочетание факторов

Стоит отметить, что сочетание неблагоприятных психологических, биологических, семейных и остальных социальных факторов искажает образ жизни детей. Для них становится характерным нарушение с окружающими людьми эмоциональных отношений. Они попадают под большое влияние группы лидеров, зачастую формирующей асоциальные жизненные ценности. Образ жизни, культура подростков, среда, и стиль способствуют развитию девиантного поведения.

Отрицательный микроклимат в разных семьях обуславливает появление грубости, отчуждённости, неприязни некоторой части подростков, а также стремления всё делать вопреки воле старших, назло. Это создаёт предпосылки для возникновения демонстративного неповиновения, разрушительных действий и агрессивности.

Семья

Детские психологи и специалисты по всему миру пробуют выяснить причины усилившейся агрессии, которой сейчас подвержены девочки и мальчики-подростки. Они приходят к выводу, что в семье именно в первую очередь происходят процессы, которые способствуют формированию озлобленности малыша. Как ни странно, в основном ее причиной становится родительская слепая любовь.

Если, к примеру, родители опекают и оберегают свое дитя, при этом в нем не видя личности и не ценя его индивидуальность, у него в душе зарождается желание доказать и показать, что он способен делать что-то по-своему и сам. И на данном пути девочки и мальчики-подростки зачастую совершают агрессивные поступки по отношению к людям, окружающим их. Для того чтобы избежать этой ситуации, ребенку нужно давать право выбора, предоставить ему личное пространство, при этом не потеряв контроль.

Отсутствие запретов

Вторым опасным порождением родительской слепой любви считается вседозволенность, которую никакие аргументы оправдать не могут. У ребенка возникает чувство безнаказанности. Игнорирование проступков и исполнение любых капризов не помогут построить нормальные отношения, а также установить связь с другими детьми. Чуть позже это станет причиной деструктивного и агрессивного поведения, и ребенка начнут называть «трудным подростком».

Друзья

Практически все дети критику сверстников воспринимают чувствительнее, чем доводы родителей. Всегда острой остается проблема «плохой компании» - агрессивный и наглый ребенок способен задать пример и тон поведения группе детей, при этом стремление соответствовать его стилю и внутренний диссонанс лишь усугубляют жестокость подростков.

Выходом из такой ситуации будет постепенное развитие новых интересов и ценностей: необходимо «прощупать», что именно интересует ребенка - спорт, танцы, творчество и пр. Он сможет уделять больше времени увлечениям, там обзаведется другими друзьями, в чем его необходимо только поощрять.

Школа

Практически каждый школьник сталкивался хотя бы раз с самыми распространенными сложностями - недопониманием учителей или неприятием одноклассниками. Ребенок, а тем более новичок, таким образом, может стать объектом издевательств и изгоем со стороны остальных учеников по различным причинам - он может быть приверженцем другой религии, принадлежать к другой национальности, быть глупым, умным, с особенностями внешности. Жестокость подростков границ не знает, они могут несправедливо обойтись со сверстниками лишь из-за их непохожести на всех остальных.

По тому же поводу они могут подвергнуться нападкам и со стороны части учителей. Скандальный нашумевший фильм «Школа» Валерии Гай Германики как раз повествует о трудностях сегодняшних учреждений среднего образования.

Интернет, телевидение

Жестокость подростков возросла до пугающих размеров в XX-XXI веках. Специалисты видят причину этого в доступности и распространении интернета и телевидения. Самые захватывающие и популярные фильмы обязательно содержат сцены насилия, сильно влияющие на детскую несформированную психику. Различные компьютерные игры предполагают убийства и сражения для выигрыша. Видеоролики, которые показывают разврат, безответственность и грубость, в интернете есть в свободном доступе.

Нашим детям скучно стало «просто» драться - необходимо это обязательно снять на телефон, после чего видео выложить в сеть. Что делать с этим? Внимание ребенка переключать на другие, конструктивные занятия, а также приводить аргументы в защиту того, что жестокость и агрессивность - это совсем не «круто».

Трудный подросток: выявление

Профилактика жестокости в подростковой среде начинается с выявления эмоционального и психического состояния каждого ребенка путем анкетирования учащихся. При помощи такой процедуры можно выяснить, как часто подростку приходится сталкиваться с несправедливым или жестоким отношением к себе, и другие вопросы.

Ребенок - жертва

Для выявления этой проблемы необходимо внимательно следить за поведением подростка, когда он приходит из школы. Следует обращать внимание на незначительные, малейшие перемены в обычном его поведении. Каждая мать увидит, если вдруг у ребенка исчезло желание бывать в школе, что он временами приходит в рваных вещах, пропал аппетит. Это признаки наличия проблемы. Следует с ним поговорить по душам. Конечно, вывести его на такой разговор будет очень сложно. Не в каждой семье есть доверительные отношения. Следует с малых лет своей дочери или сыну показывать, что родители - это самые лучшие и надежные друзья.

При конфликте ребенка со сверстниками найти выход вместе будет значительно легче. Если он делиться не хочет, необходимо постараться проявлять доброжелательность и осторожность. Не следует выпытывать под давлением информацию. Продемонстрируйте ему, что вы на его стороне целиком и полностью. Вероятно, в этом случае он сочтет нужным попросить помощи, раскрыться.

Ребенок в этом случае опасается, что только усугубит свою непростую ситуацию такими откровениями с близкими. Он полагает, что стремление рассказать все родителям - это показатель слабого характера. Следует убедить его, что это не так.

Вы вместе сможете выбрать адекватное решение, отыскать правильный выход из сложившегося конфликта. Над детскими проблемами не насмехайтесь, заявляя, что это все ерунда. Подобным отношением ранимую юную душу можно сильно обидеть.

Новостные сайты в последнее время буквально переполнены различными материалами о случаях повышенной агрессии у подростков. При этом обилие компьютерных игр с различными элементами насилия и расправы отражается не лучшим образом на психике ребенка. Большое количество подростков после избиения одноклассниками пытались покончить с жизнью. Кроме того, такие сцены, как уже говорилось выше, снимаются на камеру и выкладываются на всеобщее обозрение в интернет.

Как избежать агрессии?

Подростковая и уже стала определенным социальным феноменом. В нынешний момент коррекция агрессивного поведения подростков предполагает задействование всех общественных институтов. При этом начать нужно с семьи, продолжить - в садике и школе, затем привлечь секции и кружки, а закончить уже вузами и рабочими коллективами.

Стоит отметить, что насилие с использованием особой жестокости — это широко встречающееся понятие в уголовном праве. Следовательно, подростки, в особенности достигшие возраста уголовной ответственности, за свои проступки могут быть наказаны.

Но основное количество жестоких подростков не являются социопатами и садистами, а значит, они способны исправиться и без лечебных и исправительных учреждений. Им необходимо поддержка и помощь взрослых, родителей и учителей в первую очередь, потом наставников и тренеров, сознательных старших товарищей.

Конечно, серьезно наказывать нужно не всю группу совершивших насилие над другими детьми, а лишь их лидера, в особенности если тот - явный социопат или садист.

С другими же детьми и их родителями нужно провести профилактические серьезные беседы, а также взять на контроль органами власти.

Кроме того, для улучшения эмоционально-психологического семейного климата, для помощи подросткам и детям в преодолении психологических внутренних проблем хорошо было бы пройти у опытного психолога курс семейных консультаций.

И напоследок…

Подросткам требуется руководство взрослого, который должен обладать авторитетом, харизмой, внутренней силой. В архаичных обществах недаром всегда выдвигались на роль наставников самые яркие, интересные люди. Но сейчас педагогическая сфера с этой задачей справляется не всегда. К счастью, есть еще руководители кружков, тренеры, учителя, обладающие качествами наставника, только вот их все меньше.

Стоит отметить, что агрессия - это не обязательно плохо. Она дает возможность защищать свою территорию, потомство, бороться за жизнь, добиваться цели, преодолевать трудности. Когда агрессия функционирует нормально, она работает, словно вода, крутящая жернова жизни.

ПРОФИЛАКТИКА ЖЕСТОКОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ И СПОСОБЫ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ Мальцева О.А., к.пс.н., доцент кафедры педагогики и андрогогии ТОГИРРО Скрябина О.С., студент ИППСУ ТюмГУ Мальцева О.А., к.пс.н., доцент кафедры педагогики и андрогогии ТОГИРРО Скрябина О.С., студент ИППСУ ТюмГУ


Насилие в школе Школьное насилие – это вид насилия, при котором имеет место применение силы между детьми или учителями по отношению к ученикам или – что в нашей культуре встречается крайне редко – учениками по отношению к учителю. Насилием является любое поведение, которое нарушает права другого. Школьное насилие – это вид насилия, при котором имеет место применение силы между детьми или учителями по отношению к ученикам или – что в нашей культуре встречается крайне редко – учениками по отношению к учителю. Насилием является любое поведение, которое нарушает права другого.


Школьное насилие Насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания, необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей, отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой и пр. Избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники, порча и отнятие вещей и др. Эмоциональноенасилие Физическое насилие насилие


Классификация различных видов насилия Физическое. Сексуальное насилие или совращение. Психическое (эмоциональное) насилие. Пренебрежение интересами и нуждами ребенка. Физическое. Сексуальное насилие или совращение. Психическое (эмоциональное) насилие. Пренебрежение интересами и нуждами ребенка.


В условиях школы прямыми признаками психического насилия над учащимися считаются: угрозы в адрес обучающегося; преднамеренная изоляция обучающегося; предъявление к обучающемуся чрезмерных требований, не соответствующих возрасту; оскорбление и унижение достоинства; систематическая необоснованная критика ребенка, выводящая его из душевного равновесия; постоянная негативная характеристика обучающегося; демонстративно негативное отношение к обучающемуся. угрозы в адрес обучающегося; преднамеренная изоляция обучающегося; предъявление к обучающемуся чрезмерных требований, не соответствующих возрасту; оскорбление и унижение достоинства; систематическая необоснованная критика ребенка, выводящая его из душевного равновесия; постоянная негативная характеристика обучающегося; демонстративно негативное отношение к обучающемуся.


Школьному насилию способствуют: Анонимность больших школ и отсутствие широкого выбора образовательных учреждений. Плохой микроклимат в учительском коллективе. Равнодушное и безучастное отношение учителей. Анонимность больших школ и отсутствие широкого выбора образовательных учреждений. Плохой микроклимат в учительском коллективе. Равнодушное и безучастное отношение учителей.


Влияние семьи на склонность детей к насилию Неполные семьи. Семьи, в которых у матери отмечается негативное отношение к жизни. Властные и авторитарные семьи. Семьи, которые отличаются конфликтными семейными отношениями. Семьи с генетической предрасположенностью к насилию. Неполные семьи. Семьи, в которых у матери отмечается негативное отношение к жизни. Властные и авторитарные семьи. Семьи, которые отличаются конфликтными семейными отношениями. Семьи с генетической предрасположенностью к насилию.




Уровни профилактики Первичная профилактика: 1. Изучение механизмов формирования материнского и отцовского поведения, типа семьи и воспитания. 2. Изучение и коррекция нарушения материнско-детских отношений, которые служат причиной снижения эмоционального благополучия ребенка и отклонений в его оптимальном психическом развитии в младенческом, раннем и дошкольном возрасте. 3. Формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий поведения и личностных ресурсов. 4. Направленное осознание имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения. 5. Развитие личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения. 6. Развитие высокоэффективных стратегий и навыков поведения. Первичная профилактика: 1. Изучение механизмов формирования материнского и отцовского поведения, типа семьи и воспитания. 2. Изучение и коррекция нарушения материнско-детских отношений, которые служат причиной снижения эмоционального благополучия ребенка и отклонений в его оптимальном психическом развитии в младенческом, раннем и дошкольном возрасте. 3. Формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий поведения и личностных ресурсов. 4. Направленное осознание имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения. 5. Развитие личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения. 6. Развитие высокоэффективных стратегий и навыков поведения.


Вторичная профилактика: 1. раннее вмешательство в коррекцию клинико-биологических нарушений у ребенка; 2. исследование генограммы семьи; 3. коррекция семейных отношений, физических и эмоциональных связей, определение детско- родительских границ; 4. определение четких семейных ролей. Третичная профилактика проводится в отношении подростков, совершивших правонарушение, и её целью является коррекция поведения подростка и его развитие. Вторичная профилактика: 1. раннее вмешательство в коррекцию клинико-биологических нарушений у ребенка; 2. исследование генограммы семьи; 3. коррекция семейных отношений, физических и эмоциональных связей, определение детско- родительских границ; 4. определение четких семейных ролей. Третичная профилактика проводится в отношении подростков, совершивших правонарушение, и её целью является коррекция поведения подростка и его развитие.


Основные факторы, провоцирующие жестокость в ученическом сообществе внутриличностная агрессивность учащихся, зависящая от индивидуальных особенностей; предшествующий опыт жизнедеятельности школьников, включающий в себя проявления собственной агрессивности и наблюдения аналогичных проявлений в ближайшем окружении; внутриличностная агрессивность учащихся, зависящая от индивидуальных особенностей; предшествующий опыт жизнедеятельности школьников, включающий в себя проявления собственной агрессивности и наблюдения аналогичных проявлений в ближайшем окружении;


Недостаточный уровень развития коммуникативных навыков, в том числе отсутствие примеров и опыта ненасильственных взаимоотношений и знаний о собственных правах; традиции школьной среды, провоцирующие и стимулирующие жестокость. К ним следует отнести: недостаточный уровень развития коммуникативных навыков, в том числе отсутствие примеров и опыта ненасильственных взаимоотношений и знаний о собственных правах; традиции школьной среды, провоцирующие и стимулирующие жестокость. К ним следует отнести:


А) общий психоэмоциональный фон учреждения образования; б) «политическую» систему учреждения образования; г) систему взаимоотношений внутри классного коллектива; д) наличие общепризнанных социальных ролей, включающих роли «жертвы» и «хозяина»; е) традиции в социуме, пропагандируемые средствами массовой информации. а) общий психоэмоциональный фон учреждения образования; б) «политическую» систему учреждения образования; г) систему взаимоотношений внутри классного коллектива; д) наличие общепризнанных социальных ролей, включающих роли «жертвы» и «хозяина»; е) традиции в социуме, пропагандируемые средствами массовой информации.






Не требовать работы от учеников, а работать вместе с ними. Дать учащимся возможность перенять рабочую позицию путем идентификации себя с (любимым) учителем, а не путем исполнения (абстрактных) требований «сверх – Я», проявляющихся в процессе педагогического манипулирования.




Формы реализации агрессии Формы реализации агрессии (по методике 13ТА Г. Аммона) Формы реализации агрессии Формы реализации агрессии (по методике 13ТА Г. Аммона) Социальная приемлемость проявления агрессии, способность индивида противостоять вредным для него воздействиям. Социальная приемлемость проявления агрессии, способность индивида противостоять вредным для него воздействиям. Прямое, связанное с нарушением морально- этических норм проявление агрессии, разрушение и деформация отношений с окружающими, присутствуют делинквентные и криминальные компоненты поведения, а также существенную роль играют различные личностные расстройства. Прямое, связанное с нарушением морально- этических норм проявление агрессии, разрушение и деформация отношений с окружающими, присутствуют делинквентные и криминальные компоненты поведения, а также существенную роль играют различные личностные расстройства. Низкий уровень социальной активности, недостаточное развитие поведенческих навыков, способствующих реализации агрессивных побуждений. Низкий уровень социальной активности, недостаточное развитие поведенческих навыков, способствующих реализации агрессивных побуждений. «Конструктивная»форма«Конструктивная»форма«Деструктивная»форма«Деструктивная»форма«Дефицитарная»форма«Дефицитарная»форма


Система психолого- педагогической профилактики диагностика психоэмоциональной среды и мотивационно-образовательная работа с администрацией; консультативно-образовательная работа с педагогическими кадрами и родителями; консультативно-коррекционная работа с детьми, подвергшимися жестокому обращению; информационно-образовательная работа с детьми; формирование психоэмоциональной среды учебного заведения, которая включает систему взаимоотношений между всеми субъектами образовательного процесса. диагностика психоэмоциональной среды и мотивационно-образовательная работа с администрацией; консультативно-образовательная работа с педагогическими кадрами и родителями; консультативно-коррекционная работа с детьми, подвергшимися жестокому обращению; информационно-образовательная работа с детьми; формирование психоэмоциональной среды учебного заведения, которая включает систему взаимоотношений между всеми субъектами образовательного процесса.


Мероприятия, направленные на сплочение школьного сообщества Улучшение психологического климата в школе; повышение психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов); повышение уровня коммуникативной культуры обучающихся. Улучшение психологического климата в школе; повышение психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов); повышение уровня коммуникативной культуры обучающихся.


Работа с личностными конструктами Профилактика и коррекция отклонений в эмоциональной сфере подростков; снижение асоциального поведения школьников; развитие стрессоустойчивых качеств личности обучающихся; Профилактика и коррекция отклонений в эмоциональной сфере подростков; снижение асоциального поведения школьников; развитие стрессоустойчивых качеств личности обучающихся;


Формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий и навыков поведения; навыков оценки социальной ситуации и принятия ответственности за собственное поведение в ней; навыков восприятия, использования и оказания психологической и социальной поддержки; навыков отстаивания своих границ и защиты своего персонального пространства; навыков защиты своего Я, самоподдержки и взаимоподдержки; навыков бесконфликтного и эффективного общения; направленное осознание и развитие имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения. формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий и навыков поведения; навыков оценки социальной ситуации и принятия ответственности за собственное поведение в ней; навыков восприятия, использования и оказания психологической и социальной поддержки; навыков отстаивания своих границ и защиты своего персонального пространства; навыков защиты своего Я, самоподдержки и взаимоподдержки; навыков бесконфликтного и эффективного общения; направленное осознание и развитие имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения.


В содержание психолого- педагогического модуля включены психолого-педагогические подходы к коррекции агрессивного поведения; рекомендации по коррекции агрессивного поведения подростков; рекомендации по работе с детьми, склонными к суицидальному поведению; рекомендации по профилактике тревожности и страхов у детей и подростков; индивидуальная работа с ребенком. психолого-педагогические подходы к коррекции агрессивного поведения; рекомендации по коррекции агрессивного поведения подростков; рекомендации по работе с детьми, склонными к суицидальному поведению; рекомендации по профилактике тревожности и страхов у детей и подростков; индивидуальная работа с ребенком.


При работе с агрессивными подростками возможно использование следующих диагностических методик Опросник Басса-Дарки (агрессивность); Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина (тревожность); Фрейбургская анкета на выявление склонности к агрессивному поведению; Тест «Склонности к риску»; «Шкала враждебности» Кука-Медлей; ПДО (А.Е. Личко); Методика экспресс-диагностики невроза (К.Хек и Х. Хесс). Опросник Басса-Дарки (агрессивность); Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина (тревожность); Фрейбургская анкета на выявление склонности к агрессивному поведению; Тест «Склонности к риску»; «Шкала враждебности» Кука-Медлей; ПДО (А.Е. Личко); Методика экспресс-диагностики невроза (К.Хек и Х. Хесс).




Организация безопасной среды учебно-воспитательного процесса 1. Учитель Двойная роль учителя - руководит обучением и содействует развитию детей; исполняет роль лидера. 2. Комплекс специальных мероприятий при помощи педагогического коллектива. 3. Предание гласности актов насилия в школе. 1. Учитель Двойная роль учителя - руководит обучением и содействует развитию детей; исполняет роль лидера. 2. Комплекс специальных мероприятий при помощи педагогического коллектива. 3. Предание гласности актов насилия в школе.




Специфика: - здесь на равных принимают участие взрослые и подростки; - такие игры предполагают высокий уровень самостоятельности и ответственности каждого участника, свободу и независимость его действий, постоянную необходимость осуществлять выбор и принимать решения; - распределение ролей, не зависящее от возраста и социального статуса участников, моделирование непривычных систем взаимоотношений - все это дает возможность изменить существующее положение и по-новому выстроить отношения между детьми и взрослыми. Специфика: - здесь на равных принимают участие взрослые и подростки; - такие игры предполагают высокий уровень самостоятельности и ответственности каждого участника, свободу и независимость его действий, постоянную необходимость осуществлять выбор и принимать решения; - распределение ролей, не зависящее от возраста и социального статуса участников, моделирование непривычных систем взаимоотношений - все это дает возможность изменить существующее положение и по-новому выстроить отношения между детьми и взрослыми. Ролевые игры


По данным Р. Бэрон и Д. Ричардсон, тренинг социальных умений при агрессивном поведении заключается в следующих процедурах: 1) моделирование, предполагающее демонстрацию лицам, не имеющим базовых социальных умений, примеров адекватного поведения; 2) ролевые игры, предлагающие представить себя в ситуации, когда тре­буется реализация базовых умений, что дает возможность на практике проверить модели поведения, которым испытуемые обучились в процессе моделирования; 3) установление обратной связи поощрения позитивного поведения («позитивное подкрепление»); 4) перенесение навыков из учебной ситуации в реальную жизненную обстановку. По данным Р. Бэрон и Д. Ричардсон, тренинг социальных умений при агрессивном поведении заключается в следующих процедурах: 1) моделирование, предполагающее демонстрацию лицам, не имеющим базовых социальных умений, примеров адекватного поведения; 2) ролевые игры, предлагающие представить себя в ситуации, когда тре­буется реализация базовых умений, что дает возможность на практике проверить модели поведения, которым испытуемые обучились в процессе моделирования; 3) установление обратной связи поощрения позитивного поведения («позитивное подкрепление»); 4) перенесение навыков из учебной ситуации в реальную жизненную обстановку. Тренинг социальных умений


В качестве мер по формированию ненасильственной среды образовательного учреждения выделяют так же: - расширение свобод и возможностей выбора видов деятельности; - введение принципов «педагогики сотрудничества» и «педагогической поддержки»; - расширение системы совместной деятельности всех субъектов образования; - создание психологического климата взаимного уважения и доверия. В качестве мер по формированию ненасильственной среды образовательного учреждения выделяют так же: - расширение свобод и возможностей выбора видов деятельности; - введение принципов «педагогики сотрудничества» и «педагогической поддержки»; - расширение системы совместной деятельности всех субъектов образования; - создание психологического климата взаимного уважения и доверия.




Формы школьного буллинга 1. Поведение ученика: Физическая агрессия; Словесный буллинг; Запугивание; Изоляция; Вымогательство; Повреждение имущества. 1. Поведение ученика: Физическая агрессия; Словесный буллинг; Запугивание; Изоляция; Вымогательство; Повреждение имущества. 2. Поведение взрослых: Унижения ученика, который не успевает/преуспевает в учёбе или уязвим в других отношениях. Негативных или саркастических высказываний по поводу внешности/ происхождения ученика. Устрашающие и угрожающие жесты или выражения. 2. Поведение взрослых: Унижения ученика, который не успевает/преуспевает в учёбе или уязвим в других отношениях. Негативных или саркастических высказываний по поводу внешности/ происхождения ученика. Устрашающие и угрожающие жесты или выражения.


Типичные черты учащихся, склонных становиться булли (Д. Ольвеус) - испытывают сильную потребность господствовать и подчинять себе других учеников, добиваясь таким путем своих целей; - импульсивны и легко приходят в ярость; - часто вызывающе и агрессивно ведут себя по отношению к взрослым, включая родителей и учителей; - не испытывают сочувствия к своим жертвам; - если это мальчики, они обычно физически сильнее других мальчиков; - испытывают сильную потребность господствовать и подчинять себе других учеников, добиваясь таким путем своих целей; - импульсивны и легко приходят в ярость; - часто вызывающе и агрессивно ведут себя по отношению к взрослым, включая родителей и учителей; - не испытывают сочувствия к своим жертвам; - если это мальчики, они обычно физически сильнее других мальчиков;


(По И. Колмену) - на уроке постоянно привлекает к себе внимание, вступает в пререкания при получении отрицательной отметки, вспыльчив и груб; - манипулирует кругом друзей и знакомых, многие дети его боятся или заискивают перед ним; - может лгать или жульничать, чтобы избежать ответственности за свои действия; - на его поведение поступают жалобы как от детей, так и взрослых; - прогуливает школу, часто бывает в компании сверстников из других школ, районов; - входит в состав небольшой девиантной группы, терроризирующей класс или школу; - спекулирует на непонимании, враждебном социуме, избегает общественно-полезной деятельности, поскольку это может быть истолковано как признак слабости. - на уроке постоянно привлекает к себе внимание, вступает в пререкания при получении отрицательной отметки, вспыльчив и груб; - манипулирует кругом друзей и знакомых, многие дети его боятся или заискивают перед ним; - может лгать или жульничать, чтобы избежать ответственности за свои действия; - на его поведение поступают жалобы как от детей, так и взрослых; - прогуливает школу, часто бывает в компании сверстников из других школ, районов; - входит в состав небольшой девиантной группы, терроризирующей класс или школу; - спекулирует на непонимании, враждебном социуме, избегает общественно-полезной деятельности, поскольку это может быть истолковано как признак слабости.


Наиболее часто жертвами школьного насилия становятся дети, имеющие: – физические недостатки – носящие очки, со сниженным слухом или с двигательными нарушениями (например, при ДЦП), то есть те, кто не может защитить себя, физически слабее своих ровесников; – особенности поведения – замкнутые, чувствительные, застенчивые, тревожные дети или дети с импульсивным поведением, не уверены в себе, несчастны и имеют низкое самоуважение; – особенности внешности – рыжие волосы веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особая форма готовы, вес тела (полнота или худоба) и т.д.; – физические недостатки – носящие очки, со сниженным слухом или с двигательными нарушениями (например, при ДЦП), то есть те, кто не может защитить себя, физически слабее своих ровесников; – особенности поведения – замкнутые, чувствительные, застенчивые, тревожные дети или дети с импульсивным поведением, не уверены в себе, несчастны и имеют низкое самоуважение; – особенности внешности – рыжие волосы веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особая форма готовы, вес тела (полнота или худоба) и т.д.;


– неразвитые социальные навыки – часто не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются со взрослыми, нежели со сверстниками; – страх перед школой; – отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети); – болезни – эпилепсию, тики и гиперкинезы, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), нарушения речи – дислалия (косноязычие), дисграфия (нарушение письменной речи), дислексия (нарушение чтения), дискалькулия (нарушение способности к счету) и т. д.; – низкий интеллект и трудности в обучении. – неразвитые социальные навыки – часто не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются со взрослыми, нежели со сверстниками; – страх перед школой; – отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети); – болезни – эпилепсию, тики и гиперкинезы, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), нарушения речи – дислалия (косноязычие), дисграфия (нарушение письменной речи), дислексия (нарушение чтения), дискалькулия (нарушение способности к счету) и т. д.; – низкий интеллект и трудности в обучении.


Поведение жертвы определяется по следующим показателям (И. Колмен) его школьные принадлежности (учебники, тетради, личные вещи) часто бывают разбросаны по классу, или спрятаны; на уроках ведет себя скрытно, боязливо, когда отвечает, в классе начинают распространяться шум, помехи, комментарии; во время перемены, в столовой, держится в стороне от других школьников, скрывается, убегает от сверстников и старших школьников, старается находиться недалеко от учителей, взрослых; его школьные принадлежности (учебники, тетради, личные вещи) часто бывают разбросаны по классу, или спрятаны; на уроках ведет себя скрытно, боязливо, когда отвечает, в классе начинают распространяться шум, помехи, комментарии; во время перемены, в столовой, держится в стороне от других школьников, скрывается, убегает от сверстников и старших школьников, старается находиться недалеко от учителей, взрослых;


Его оскорбляют, дразнят, дают обидные прозвища, на агрессивные действия со стороны на других детей он реагирует глупой улыбкой, старается отшутиться, убежать, плачет; хорошо ладит с учителями и плохо со сверстниками; опаздывает к началу занятий или поздно покидает школу; во время групповых игр, занятий, его игнорируют или выбирают последним. его оскорбляют, дразнят, дают обидные прозвища, на агрессивные действия со стороны на других детей он реагирует глупой улыбкой, старается отшутиться, убежать, плачет; хорошо ладит с учителями и плохо со сверстниками; опаздывает к началу занятий или поздно покидает школу; во время групповых игр, занятий, его игнорируют или выбирают последним.


Сравнительная таблица психологических портретов жертвы, агрессора и уверенного в себе ребенка Программа действий Отношение к окружающим Жертва Приносит себя в жертву, подавляет свои желания, чувства и эмоции, страдает, испытывает тревогу; позволяет другим делать выбор за себя; избегает конфликтов, не достигает своих целей Чувствует симпатию, вину или презрение по отношению к соперникам, достигает своих целей за счет усидчивости и интеграции вне школы Агрес- сор Добивается своих целей за счет других детей; предпочитает демонстративно выражать свои эмоции и причинять вред другим, делает выбор за других или оскорбляет, если его мнение игнорируют Чувствует себя победителем, чаще нападает, чем защищается, как и аутсайдер, может оказаться в изоляции от сверстников Уверен- ный в себе ребенок Утверждает собственную позицию; действует в своих интересах; адекватно выражает свои чувства; уважает права других людей, своих целей обычно достигает, сохраняет уважение к себе и другим Ощущает уважение к своим нуждам и способен открыто выражать свои мысли и чувства; имеет возможность достигать цели; стойко переносит конфликтные ситуации


Психологические аспекты профилактики буллинга В отношении постстрессовых последствий буллинга первичная профилактика реализуется по трем направлениям. 1. Создание условий недопущения буллинга. 2. Скорейшее и грамотное разобщение ребенка (подростка) с соответствующими стрессовыми воздействиями. 3. Укрепление защитных сил личности и организма в противостоянии травле как для условно здоровых детей и подростков, так и для уже имеющих соматическую или психическую патологию. В отношении постстрессовых последствий буллинга первичная профилактика реализуется по трем направлениям. 1. Создание условий недопущения буллинга. 2. Скорейшее и грамотное разобщение ребенка (подростка) с соответствующими стрессовыми воздействиями. 3. Укрепление защитных сил личности и организма в противостоянии травле как для условно здоровых детей и подростков, так и для уже имеющих соматическую или психическую патологию.


Рекомендации учителям, психологам, администрациям школ 1. Начните с точного, приемлемого для вашего образовательного учреждения определения буллинга. 2. Установите формы буллинга, которые имеют место в вашей школе. 3. Узнайте, какими способами поддерживают свой авторитет учителя, административные работники, ученики школы. 1. Начните с точного, приемлемого для вашего образовательного учреждения определения буллинга. 2. Установите формы буллинга, которые имеют место в вашей школе. 3. Узнайте, какими способами поддерживают свой авторитет учителя, административные работники, ученики школы.


4. К организации действий следует приступать после исследования проблемы насилия в школе с помощью анкет, изучения специальной литерату­ры и видеозаписей. 5. Обсуждение проблемы. Беседы со школьниками как индивидуальные, так и в группе очень важны и полезны. 6. Определите поведение персонала школы, которое способствует позитивным межличностным отношениям между учащимися. 4. К организации действий следует приступать после исследования проблемы насилия в школе с помощью анкет, изучения специальной литерату­ры и видеозаписей. 5. Обсуждение проблемы. Беседы со школьниками как индивидуальные, так и в группе очень важны и полезны. 6. Определите поведение персонала школы, которое способствует позитивным межличностным отношениям между учащимися.


7. Не исключайте из поля зрения «обидчиков». Обязательно беседуйте не только с виновными, но с их родите­лями, даже если это сложно сделать. Основные идеи по работе с компаниями обидчиков работая с обидчиками, «разделяй и властвуй» - обидчиков нужно экстренно и эффективно разоблачать; не напирать на наказание, это только лишь усилит групповую солидарность обидчиков; работая с одним человеком, нужно умело использовать силу конфронтации всего, например, классного сообщества. 7. Не исключайте из поля зрения «обидчиков». Обязательно беседуйте не только с виновными, но с их родите­лями, даже если это сложно сделать. Основные идеи по работе с компаниями обидчиков работая с обидчиками, «разделяй и властвуй» - обидчиков нужно экстренно и эффективно разоблачать; не напирать на наказание, это только лишь усилит групповую солидарность обидчиков; работая с одним человеком, нужно умело использовать силу конфронтации всего, например, классного сообщества.


8. Помогите ребёнку, который стал жертвой самому решить пробле­му, конечно с помощью других. 9. Конструктивно работайте с родителями. 8. Помогите ребёнку, который стал жертвой самому решить пробле­му, конечно с помощью других. 9. Конструктивно работайте с родителями.


Технология реагирования на выявленные либо установленные факты буллинга (травли) 1. При установлении факта либо подозрение на существование ситуации буллирования специалист сообщает о сложившейся ситуации представителю администрации. 2. Администрация, совместно с психологической службой школы принимает решение о неотложности реагирования на выявленный факт агрессии. 3.Непосредственная работа с жертвами и преследователями. 1. При установлении факта либо подозрение на существование ситуации буллирования специалист сообщает о сложившейся ситуации представителю администрации. 2. Администрация, совместно с психологической службой школы принимает решение о неотложности реагирования на выявленный факт агрессии. 3.Непосредственная работа с жертвами и преследователями.


Психолого-педагогические подходы к коррекции агрессивного поведения Первый шаг – достижение гармонизации эмоциональной сферы подростков через организацию различных мероприятий и психологических акций: Общешкольные мероприятия типа «Минута славы», «Фабрика звезд» и пр. «Доска знакомства» или «Наши открытия». «День звезды», «День имени». Организация «Выставки достижений». Организация игр, которые способствуют отреагированию негативных эмоций. Первый шаг – достижение гармонизации эмоциональной сферы подростков через организацию различных мероприятий и психологических акций: Общешкольные мероприятия типа «Минута славы», «Фабрика звезд» и пр. «Доска знакомства» или «Наши открытия». «День звезды», «День имени». Организация «Выставки достижений». Организация игр, которые способствуют отреагированию негативных эмоций.


Второй шаг реабилитация «Я». Мероприятия: Организация клубов или студий, в работе которых будут участвовать разные дети. Большие психологические игры. Индивидуальные коррекционные занятия. Третий шаг переориентация поведения через различные программы и тренинги, целью которых является модификация поведения. Второй шаг реабилитация «Я». Мероприятия: Организация клубов или студий, в работе которых будут участвовать разные дети. Большие психологические игры. Индивидуальные коррекционные занятия. Третий шаг переориентация поведения через различные программы и тренинги, целью которых является модификация поведения.


Как работать с агрессивными детьми: рекомендации для родителей и педагогов В зависимости от выявленных причин агрессии в работе со взрослыми необходимо делать несколько акцентов: изменение негативной установки по отношению к ребенку на позитивную; изменение стиля взаимодействия с детьми; расширение поведенческого репертуара родителей и педагогов через развитие их коммуникативных умений. В зависимости от выявленных причин агрессии в работе со взрослыми необходимо делать несколько акцентов: изменение негативной установки по отношению к ребенку на позитивную; изменение стиля взаимодействия с детьми; расширение поведенческого репертуара родителей и педагогов через развитие их коммуникативных умений.


Практические рекомендации родителям и педагогам, как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников. 1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии. 2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности. 3. Контроль над собственными негативными эмоциями. 4. Обсуждение проступка. 5.Сохранение положительной репутации ребенка. 6. Демонстрация модели неагрессивного поведения. 7. Снижение напряжения ситуации. 8. Работа восстановительного примирения. 1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии. 2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности. 3. Контроль над собственными негативными эмоциями. 4. Обсуждение проступка. 5.Сохранение положительной репутации ребенка. 6. Демонстрация модели неагрессивного поведения. 7. Снижение напряжения ситуации. 8. Работа восстановительного примирения.


Типы агрессии у детей и способы построения отношений с ними 1. Гиперактивно- агрессивный ребенок. Такие дети, воспитываясь в семье по типу «кумира» или в атмосфере вседозволенности, попадая в коллектив сверстников, могут стано­виться агрессивными. Необходимо грамотно выстраивать систему ограничений, используя в том числе и игровые ситуации с правилами. Стимулируйте у детей умение признавать собственные ошибки. Учите их не сваливать свою вину на других. Развивайте чувство эмпатии, сочувствия к другим - сверстникам, взрослым и ко всему живому.


2. Агрессивно-обидчивый и истощаемый ребенок. Обидчивость ребенка может быть связана не только с недостатками в воспитании или трудностями обучения, но и с болезнью роста, особенностями созревания нервной системы и организма. Повышенная чувствительность, раздражительность, ранимость могут провоцировать агрессивное поведение. Помогите ребенку разрядить психическое напряжение, повозитесь вместе с ним в шумной игре. И стремитесь избегать ситуаций перенапряжения, если ребенок почти всегда агрессивен.


3. Агрессивный ребенок с оппозиционно- вызывающим поведением. Если ребенок часто грубит, но не всем, а только родителям и знакомым ему людям, то, наверное, в ваших взаимоотношениях что-то не так. Вы редко занимаетесь и общаетесь с ребенком; вы уже не образец для подражания, как раньше; ребенку скучно, нечем заняться, и он переносит на вас собственное настроение и проблемы, перекладывает ответственность за свое поведение. Попытайтесь решать проблемы вместе, в сотрудничестве с ребенком, но не за него.


4. Агрессивно- боязливый ребенок. Враждебность, подозрительность могут быть средством зашиты ребенка от мнимой угрозы, «нападения». Работайте со страхами, моделируйте, то есть создавайте, опасную ситуацию и вместе с ребенком преодолевайте ее; при этом ситуация должна быть на грани приятного с неприятный с преобладанием приятного.


5. Агрессивно-бесчувственный ребенок. Есть дети, у которых способность к эмоциональному отклику, сопереживанию, сочувствию к другим нарушена. Причины могут быть в неблагоприятных условиях семейного воспитания, нарушениях интеллектуального развития ребенка, а также в чертах эмоциональной холодности, черствости, уплощенности, повышенной аффективной (эмоциональной) возбудимости, которые передаются от родителей или близких ребенка. При этом ему трудно понять, что другому, то есть обиженному 5. Агрессивно-бесчувственный ребенок. Есть дети, у которых способность к эмоциональному отклику, сопереживанию, сочувствию к другим нарушена. Причины могут быть в неблагоприятных условиях семейного воспитания, нарушениях интеллектуального развития ребенка, а также в чертах эмоциональной холодности, черствости, уплощенности, повышенной аффективной (эмоциональной) возбудимости, которые передаются от родителей или близких ребенка. При этом ему трудно понять, что другому, то есть обиженному, плохо или больно. Старайтесь стимулировать гуманные чувства у такого ребенка: жалейте, гладьте кошек и собак, ухаживайте за животными; обращайте внимание ребенка на грустное, подавленное состояние другого человека и стимулируйте желание помочь. Если это не помогает, приучайте ребенка нести ответственность - «отрабатывать» за свое агрессивное поведение («А теперь иди и извинись», «Погладь по голове», «Пожми руку», «Предложи игрушку обиженному тобой ребенку» и тому подобное).


Направления коррекционной работы с агрессивными детьми 1. Если агрессия является осознанным, контролируемым актом со стороны ребенка, то для взрослого важно не поддаться на эту манипуляцию. 2. Если агрессия является выражением гнева, возможно применение разнообразных стратегий воздействия: Обучение детей контролю над своими эмоциями и способам выражения негативных чувств без вреда для окружающих людей; Обучение умению предъявлять партнеру по общению свои чувства через их проговаривание и приглашение к сотрудничеству; Формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям. 1. Если агрессия является осознанным, контролируемым актом со стороны ребенка, то для взрослого важно не поддаться на эту манипуляцию. 2. Если агрессия является выражением гнева, возможно применение разнообразных стратегий воздействия: Обучение детей контролю над своими эмоциями и способам выражения негативных чувств без вреда для окружающих людей; Обучение умению предъявлять партнеру по общению свои чувства через их проговаривание и приглашение к сотрудничеству; Формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям.


ЛИТЕРАТУРА Берковиц Л. Агрессия: причины, пос­ледствия, контроль. СПб.: Нева, С Берон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, С Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия. СПб.: Академический проспект, – С. 98. Гребенкин Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе. – Ростов-на-Дону, «Феникс», Клейберт Ю.А. Психология девиантного поведения. М.: Сфера, С. 47. Романова О.Л. Программа профилактики жестокости «Остановить жестокость». – М.: Глобус, Семенюк Л.К. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М.: Флинта, – С. 27. Берковиц Л. Агрессия: причины, пос­ледствия, контроль. СПб.: Нева, С Берон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, С Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия. СПб.: Академический проспект, – С. 98. Гребенкин Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе. – Ростов-на-Дону, «Феникс», Клейберт Ю.А. Психология девиантного поведения. М.: Сфера, С. 47. Романова О.Л. Программа профилактики жестокости «Остановить жестокость». – М.: Глобус, Семенюк Л.К. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М.: Флинта, – С. 27.



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. САЯНОГОРСК

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6

СТАТЬЯ

Профилактика жестокости и агрессивности в детской среде

Выполнила:

социальный педагог

МБОУ СОШ № 6

Т.Ю. Проскурина

Саяногорск

На протяжении всей жизни человечества, люди всегда проявляли агрессию и жестокость к себе подобным. Многие ученые пытались определить природу агрессии и жестокости, причины их возникновения, факторы, способствующие их формированию и проявлению.

Агре́ссия (от лат. aggressio - нападение, приступ) - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический, моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и др.) (психологический словарь, 1997 г.)

Иными словами, агрессия – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим.

Следует различать понятия агрессия и агрессивность.

Агрессивность – это уже качество личности, которое может проявляться в различных ситуациях.

Жестокость – это понятие, близкое к агрессии, однако – она является более устойчивой личностоной структурой. Это черта личности, которая проявляется в бесчеловечном, грубом, оскорбительном отношении к другим живым существам, причинении им боли и в посягательстве на их жизнь. Так же считается, что это социально-психологический феномен, выражающийся в получении удовольствия от осознанного причинения страданий другому неприемлемым в данной культуре способом. Жестокости сопутствуют бесчувственнсть, эмоциональная холодность, безразличие, отсутствие милосердия.

Проблема детской жестокости и агрессивности также существовала всегда. Однако в современное время данная проблема стала особенно острой. Волна детской жестокости захлестнула благополучные страны Европы и Америку. И в нашей стране эти данные не утешительны. С экранов телевизоров, страниц газет, интернета мы часто видим факты издевательств одних подростков над другими и снятия это на видео, факты систематического физического насилия, словесных оскорблений и запугивания детей со стороны одноклассников. Возросло число преступлений, совершаемых подростками.

Откуда же все-таки берется агрессия и жестокость у детей?

Мы, взрослые люди, привыкли сдерживать свои эмоции, а дети – нет. У них они бьют ключом. Если обида, то смертельная, если счастье, то безграничное, а если жестокость – то ярко выраженная. Понятно, что у детей нет жизненного опыта, поэтому они не всегда могут предстказать последствия своих действий. Эмоции у ребенка захлестывают разум и сознание, поэтому ребенок совершает действие, а потом уже думает, правильно ли он сделал. Если ребенок ударил кого-то, это еще не значит, что он вырастит хулиганом. Проявление агрессивности и жестокости – это определнный этап взросления ребенка. Он должен осознать, пережить и научиться контролировать свои негативные эмоции. Неосознанная детская жестокость со временем проходит бесследно, а вот если подросток сознательно причиняет друним боль и понимает, что это плохо, это уже повод переживать и принимать меры.

Со слов детского психолога Марины Зввягинцевой, детская жестокость бывает неосознанной и осознанной.

Неосознанная жесткость проявляется, как правило, в дошкольном возрасте, когда ребенок еще не в полной мере осознает, что делает кому-то больно. Неосознанная жестокость может быть продиктована исследовательским интересом (например, оторвать бабочке крылья и посмотреть, что будет), может быть подражательной (наказать куклу или животное так, как наказали меня), жестокость ребенок может проявить и «за компанию», когда очень хочется быть похожим на других. Мучая зверюшку или более слабого сверстника, ребенок не испытывает удовольствия от своего поступка, для него в этой ситуации важно, как он выглядит в глазах компании, которой хочет понравиться.

Другое дело – жестокость осознанная, когда ребенок целенаправленно причиняет вред другому (всегда более слабому), получая от этого удовольствие и не испытывая чувства вины.

Кроме того, психолог подразделяет детскую агрессию на 2 вида – фрагментарную и устойчивую . Первая проявляется в неожиданных поступках ребенка, которому агрессивное поведение вообще-то не свойственно. Типичный пример фрагментарной жестокости: неожиданная агрессия. Данный вид агрессии свойственен ребенку шести-семи лет. 6-7 лет- переломный возраст, кода ребенок учится наблюдать себя со стороны. Но делает это крайне неловко: увидел где-то тот или иной образец поведения и примерил на себя. Обычно в такой момент мы видим в его глазах нинтерес: а что будет, если я сделаю то-то и то-то? С помощью агрессивных выходок дети подчас определяют для себя границы дозволенного.

Что касается устойчивой агрессии и жестокости – это несомненный сигнал беды. Как правило, она проявляется по отношению к каким-то группам (либо ко всем детям, либо к животным) и связана уже не с возрастом, а с личными особенностями ребенка.

Длительный процесс сознательного жестокого отношения, физического или психического, со стороны одного или группы детей к другому ребенку (другим детям) называется буллингом ( Дэвид Лейн и эндрю Миллер, 2001 г.)

Мотивация к буллингу различна: месть, восстановление справедливости, как инструмент подчинения лидеру, низвержение конкурентов, из чувства неприязни и др. Особенно опасна мотивация, связанная с удовлетворением садистических потребностей у определенной категории дисгармонично развивающихся личностей.

Буллинг - это социальное явление, свойственное преимущественно организованным детским коллективам, в первую очередь, школе. Многочисленные исследователи объясняют это обстоятельство, прежде всего, тем, что школа (или любое другое детское учреждение, где дети бывают регулярно) – это универсальная арена для разрядки детьми своих многочисленных накопившихся дома негативных импульсов. В школе (учреждении) складываются определенные ролевые отношения среди детей в диапазоне «лидер-изгой». Дополнительным фактором, способствующим живучести буллинга в пространстве детского учреждения, является неспособность, а в некоторых случаях и нежелание педагогов совладать с этой проблемой.

Некоторые исследователи предлагают систематизировать все проявления

буллинга в две большие группы:

1-я группа – проявления, связанные преимущественно с активными формами унижения;

2-я группа – проявления, связанные с сознательной изоляцией, исключением пострадавших из группы.

Две основные формы буллинга:

1. Физический буллинг - умышленные толчки, удары, пинки, побои нанесение иных телесных повреждений и др.;

Сексуальный буллинг является подвидом физического (действия сексуального характера).

2. Психологический буллин - насилие, связанное с действием на психику, наносящее психологическую травму путём словесных оскорблений или угроз, преследование, запугивание, которыми умышленно причиняется эмоциональные страдания. К этой форме можно отнести:

Вербальный буллинг, где орудием служит голос (обидное имя, с которым постоянно обращаются к жертве, обзывания, дразнение, распространение обидных слухов и т.д.);

Обидные жесты или действия (например, плевки в жертву либо в её направлении);

Запугивание (использование агрессивного языка тела и интонаций голоса для того, чтобы заставить жертву совершать или не совершать что-либо);

Изоляция (жертва умышленно изолируется, выгоняется или игнорируется частью учеников или всем классом, детским коллективом);

Вымогательство (денег, еды, иных вещей, принуждение что-либо украсть);

Повреждение и иные действия с имуществом (воровство, грабёж, прятанье личных вещей жертвы);

Кибербуллинг – унижение с помощью мобильных телефонов, Интернета, иных электронных устройств (пересылка обидных, угрожающих изображений и фотографий, обзывание, распространение слухов и др.).

Буллинг – в основном скрытый для окружающих процесс, но дети, которые подверглись травле, получают психологическую травму различной степени тяжести, что приводит к тяжёлым последствиям вплоть до самоубийства. И не имеет значения, имел место физический буллинг или психологический.

Прежде, чем говорить о профилактики агрессии и жестокости в десткой среде необходимо выявить причины данного яления:

    Семья.

Специалисты и детские психологи по всему миру пытаются выяснить причины возросшей агрессии у детей и приходят к тому, что именно в семье в первую очередь происходят процессы, способствующие формированию озлобленности ребенка.

Проявления агрессии зависят от эмоционального климата в семье, и как установили ученые, прежед всего, от того, как складываются его отношения с матерью. У 68% годовалых детей, привязанных к матери, проявляется больше дружелюбия, они лучше учатся, меньше конфликтуют со сверстниками, больше уверены в себе. Если же мать относится к воспитанию ребенка халатно, то ребенок страдает, у него появляются частые вспышки гнева, а впоследствии формируется стойкое агрессивное поведение. Агрессивные дети часто вырастают в семьях, где ими мало интересуются, предпочитают физические наказания терпеливому объяснению.

Как ни парадоксально, но зачастую причиной возникновения детской жестокости и агрессивности становится «слепая» родительская любовь.

Если, например, старшие оберегают и опекают свое дитя, не видя в нем личности и не уважая его индивидуальность, в душе ребенка зарождается желание показать и доказать родителям, что он что-то может делать сам и по-своему. И на этом пути ребенок зачастую совершает акты агрессии по отношению к сверстникам.

Другим опасным порождением «слепой» родительской любви является вседозволенность. У ребенка появляется чувство безнаказанности. Исполнение всех капризов и игнорирование проступков точно не помогут построить нормальные отношения и установить связь с детьми, а в подростковом возрасте с максимальной вероятностью станут причиной агрессивного и деструктивного поведения.

    Друзья

Проблема «плохой компании» остается острой всегда – наглый и агрессивный ребенок может задать тон поведения и пример группе детей и подростков, а стремление соответствовать стилю друзей и внутренний диссонанс только усугубляют детскую жестокость.

Согласно наблюдениям норвежского ученого и педагога Д. Олвеуса, юноши чаще выступают в роли агрессоров, чем девушки. Хотя девочки демонстрируют значительно меньше агрессии и насилия, это не означает, что они вообще не замешаны в конфликтных ситуациях. Если у мальчиков преимущественно доминирует физическая агрессия, то у девочек на первый план выступают косвенная агрессия и негативизм, проявляющиеся в сплетнях, «язвительных замечаниях», интригах, «пустых разговорах», «перешептываниях за спиной», «манипулировании кругом друзей и подруг» и подстрекательстве, которые иногда провоцируют физическую агрессию со стороны мальчиков. Таким образом, девочки проецируют на юношей неосуществленные потребности во власти. Они «заставляют принимать решительные меры», «заставляют бороться», испытывая при этом чувство защищенности и безопасности. Ответные действия с их стороны выражаются в поощрении победителя или выражении жалости к побежденному.

    Школа

Почти каждый школьник хотя бы раз сталкивался с самыми распространенными проблемами – неприятие одноклассниками или недопонимание со стороны учителей. Ребенок и в особенности новичок может стать изгоем и объектом издевательств со стороны других учеников по совершенно разным причинам – будь он другой национальности, религии, будь он умный, глупый, красивый или с особенностями внешности. Дети могут жестоко обойтись со сверстниками только лишь по причине их «непохожести» на остальных.

Буллинг в школе может непреднамеренно провоцировать учитель путем унижения ученика, который не успевает в учебе, негативных или саркастических высказываний по поводу внешности ученика, устрашающих или угрожающих жестов и выражений.

Повышению агрессивности детей способствует и то, если учитель или классный руководитель предъявляет к своим ученикам необоснованные требования, подавляет и оскорбляет их, кричит на них. В таком классе агрессивность и жестокость детей друг к другу гораздо выше, нежели в классах, где педагог относится к ученикам уважительно и доброжелательно.

    Телевидение, Интернет и другие СМИ

Причину возрастания детской жестокости до пугающих размеров именно в 20-21 веках многие специалисты видят в распространении и доступности телевидения и Интернета. Самые популярные и захватывающие фильмы непременно содержат сцены насилия, которые сильно влияют на несформированную детскую психику. Многие компьютерные игры предполагают сражения и убийства с целью выиграть. Видеоролики, показывающие грубость, безответственность и разврат, в Интернете имеются в свободном доступе. Детям стало скучно «просто» подраться – надо непременно снять на телефон и выложить видео в сеть.

На первый план, наряду с необходимостью организации помощи пострадавшим детям при выявленных случаях жестокости и агрессии, необходимо ставить профилактические мероприятия, снижающие вероятность появления случаев жестокости и агрессии в среде школьников. Для создания такой системы мероприятий необходимо своевременное выявление факторов, провоцирующих жестокое обращение детей друг к другу, и создание условий, снижающих возможность агрессивного поведения. В данную систему мероприятмй должна быть включена работа со всеми участниками образовательного процесса: учащиеся, педагоги, родители:

    Своевременное изучение типа семьи, детско-родительских отношений в семье, особенностей воспитания ребенка в семье.

    Проведение социометрии в классах.

    Ежедневные наблюдения за отношениями учеников в классе, школе. Метод наблюдения эффективен тем, что в поведении детей-агрессоров и аутсайдеров (которые обычно и становятся жертвами), как правило, наблюдаются наиболее типичные отклонения от нормы.

С этой целью можно разработать памятки для родителей и педагогов, в которых указать индикаторы поведения детей-жертв и детей - агрессоров

Памятка для родителей

Не приводит домой кого-либо из одноклассников или сверстников и постоянно проводит свободное время дома в полном одиночестве;

Не имеет близких приятелей, с которыми проводит досуг (спорт, компьютерные игры, музыка, долгие беседы по телефону);

Одноклассники редко приглашают его на дни рождения, праздники или, он сам не никого не приглашает к себе;

По утрам часто жалуется на головные боли, расстройство в желудке или придумывает какие-либо причины, чтобы не идти в школу;

Задумчив, замкнут, ест без аппетита, неспокойно спит, плачет или кричит во сне;

У него наблюдается пессимистичное настроение, может говорить о том, что боится ходить в школу или покончит жизнь самоубийством;

Выглядит неудачником, в его поведении просматриваются резкие перемены в настроении. Злость, обиду, раздражение, вымещает на родителях, родственниках, более слабых объектах (младшие братья и сестры, домашние животные);

Выпрашивает или тайно крадет деньги, внятно не объясняя причину своего проступка. Особую тревогу стоит проявлять в том случае, если исчезают крупные суммы денег, дорогие вещи, украшения. Деньги могут быть использованы на откуп от вымогателей, покупку алкоголя, наркотиков;

Приходит домой с мелкими ссадинами, ушибами, его вещи выглядят так, словно кто-то ими вытирал пол. Книги, тетради, школьная сумка находятся в аварийном состоянии;

Выбирает нестандартную дорогу в школу.

Агрессор

Вспыльчив, неуравновешен (дерется, обзывается, ябедничает, кусается);

Постоянно вступает в споры, конфликты со сверстниками и взрослыми;

В раннем возрасте начинает проявлять асоциальное поведение (курить, прогуливать уроки, пробовать алкоголь, наркотики, вымогать деньги у одноклассников и младших школьников);

Приносит домой дорогие безделушки, имеет собственные деньги, не объясняя причину их появления;

Группируется со старшими подростками;

Имеет садистские наклонности;

В мгновение ока переходит от довольства к злобе;

В игре навязывает друзьям свои правила;

Злопамятен на мелкие обиды, вместо того, чтобы забывать их;

Игнорирует указания и легко раздражается;

Введет себя так, будто ищет повод к ссоре;

Не уважает родителей или не считается с ними, особенно с мамами.

Памятка для педагогических работников

Аутсайдер (жертва жестокого обращения со стороны одноклассников)

Его школьные принадлежности (учебники, тетради, личные вещи) часто бывают разбросаны по классу, или спрятаны;

На уроках ведет себя скрытно, боязливо, когда отвечает, в классе начинают распространяться шум, помехи, комментарии;

Во время перемены, в столовой, держится в стороне от других школьников, скрывается, убегает от сверстников и старших школьников, старается находиться недалеко от учителей, взрослых;

Его оскорбляют, дразнят, дают обидные прозвища;

На агрессивные действия со стороны других детей он реагирует глупой улыбкой, старается отшутиться, убежать, плачет;

Как правило, потенциальными жертвами агрессии являются физически слабые, неспортивные юноши, девочки, которые одеваются беднее своих сверстниц;

Хорошо ладит с учителями и плохо со сверстниками;

Опаздывает к началу занятий или поздно покидает школу;

Во время групповых игр, занятий, его игнорируют или выбирают последним.

Агрессор

На уроке постоянно привлекает к себе внимание, вступает в пререкания при получении отрицательной отметки, вспыльчив и груб;

Манипулирует кругом друзей и знакомых, многие дети его боятся или заискивают перед ним;

Может лгать или жульничать, чтобы избежать ответственности за свои действия;

На его поведение поступают жалобы как от детей, так и взрослых;

Не может обуздать свой нрав, так, как это умеют делать его ровесники;

Прогуливает школу, часто бывает в компании сверстников из других школ, районов;

Входит в состав небольшой девиантной группы, терроризирующей класс или школу;

Спекулирует на непонимании, враждебном социуме, избегает общественно полезной деятельности, поскольку это может быть истолковано как признак слабости.

Кроме этого, классные руководители должны знать три ведущих фактора, наличие которых позволяет говорить о том, что ребенок может оказаться жертвой агрессивности и жестокого обращения со стороны одноклассников:

А. Множественный стресс – жертвы травли обременены множеством проблем (плохое здоровье, низкий социальный статус, неудовлетворительные отношения со сверстниками, большая семья, выраженное социальное неблагополучие)

Б. Провоцирующие особенности жертвы – речь идет о феномене «инакости» в детском коллективе. «Необычная» манера речи, «необычный» смех, «необычный» юмор и т.д., уже с точки зрения «обычных» школьников, может явиться достаточным поводом для негативного отношения к данным детям.

В. Сигмантизация – национальные или физические особенности ребенка. Здесь подразумевается не только не только наличие явных физических отличий (заячья губа, тугоухость и т.п.), но и фенотипические особенности (рыжий цвет волос, форма ушных раковин, косолапость и т.п.) для определенной категории детей и подростков может явиться побудительным мотивом к травле своих сверстников.

4. Разработка анкет для учащихся класса, дающих возможность оценить, кто из учащихся сталкивается с агрессией со стороны одноклассников или других учащихся школы и нуждаются ли они в помощи.

    Диагностика, консультирование, беседы со школьниками, как индивидуальные, так и групповые, как с потенциальными жертвами, так и с потенциальными агрессорами.

    Беседы с родителями детей, потенциальных жертв и агрессоров. Зачастую, дети, проявляющие жестокость, это дети из неблагополучных семей.

7. Улучшение психологического климата в классе, школе, сплочение школьного коллектива.

8. Повышение психолого-педагогической компетенции взрослых (учителей и родителей).

9. Повышение уровня коммуникативной культуры обучающихся.

10. Профилактика и коррекция отклонений в эмоциональной сфере подростков;

11. Снижение асоциального поведения школьников;

12. Формирование здорового жизненного стиля, навыков поведения, а именно навыков принятия решений и преодоления жизненных проблем; навыков безконфликтного и эффективного общения.

В нашей школе, профилактика жестокости и агрессивности в среде учащихся осуществляется через «Тренинги жизненных навыков». Мною проводятся ТЖН с учащимися 5-6 классов, куда включаются занятия следующие занятия: «Навыки общения», «Конфликты и способы их преодоления», «Принятие решений и независимость мышления», «Неагрессивное настаивание на своем», «Социальные навыки», «Преодоление тревожности» , «Образ «Я» и самосовершенствование». На данных занятиях дети учатся умению строить отношения со сверстниками, умению расположить к себе, рассматривают причины влияния группы на процесс принятия решений, учатся сопротивлению убеждениям, учатся неагрессивно настаивать на своем, усваивают способы разрешения конфликтов, сопротивляться давлению сверстников, преодолению стеснительности, умению улучшить социальные навыки, преодолению тревожности, регуляции своего поведения.