Методика на определение типа восприятия информации. Тест Аудиал, визуал, кинестетик, дискрет. Кто вы

По мнению психологов, люди воспринимают мир по-разному в буквальном смысле слова. И это касается не только разницы в мировоззрениях или религиозных убеждениях. Просто для одного мир - прежде всего звуки, для другого - картинка, для третьего - ощущения. Сейчас выделяют в отдельную группу и тех, кто воспринимает окружающую действительность как чистый поток информации, материал для логического анализа.

Три способа восприятия мира

Среди людей встречаются дигиталы, визуалы, аудиалы, кинестетики. Характеристика каждого типа основывается на его способе восприятия мира. Для визуалов это прежде

всего картинка, изображение. Если попросить визуала рассказать о прогулке по парку, то он прежде всего вспомнит цвет осенней листвы, голубизну неба и причудливые очертания старого дерева. Он расскажет, что он видел. А вот холодно было или тепло, пели птицы или нет - для визуала это не так важно.

Аудиал, наоборот, обратит внимание прежде всего на звуки. Беседа с товарищем, шелест листвы, пение птиц - вот то, что он вспомнит, рассказывая о прогулке. Кинестетик воспринимает реальность как ощущение: теплые лучи солнца, мягкий мох, жесткие стебли травы.

Новшество в классификации

Самый редкий тип - дигиталы. Психологи начали включать его в списки типирования не так давно, раньше там фигурировали только визуалы, аудиалы, кинестетики. Характеристика дигиталов довольно своеобразная и даже в определенном смысле спорная. Это люди, которые воспринимают мир в виде логической картины, четкой

структурированной схемы. Для аудиала беседа, общение - это голос и интонации, для визуала - одежда и мимика партнера, для кинестетика - прикосновения. Дигитал прежде всего воспринимает смысловую составляющую сказанного. Он может не вспомнить, как звучит голос собеседника или как он выглядел, зато точно оценит степень аргументированности сказанного и точность логических построений.

Спорность выделения этих людей в отдельную группу очевидна. Классическое определение строится на доминировании одного конкретного органа чувств. Логику, мышление к органам чувств отнести нельзя, это способ обработки информации, а не ее восприятия. Добавлять в данную классификацию дигиталов - то же самое, что добавить к перечню «большой, средний, маленький» еще и «круглый». Ведь это тоже характеристика предмета.

Впрочем, психологи, которые придерживаются точки зрения, что тип дигитала имеет право на существование, всегда уточняют, что таких людей очень мало. Это, скорее, исключение, чем правило.

Внешние различия психотипов

Определить, аудиал человек, визуал или кинестетик, можно даже на основании внешних наблюдений.

Аудиалы много и охотно говорят, всегда внимательно слушают, хотя они могут не смотреть на собеседника. Это не проявление антипатии, просто им не важна визуальная составляющая информации. Аудиалы чутко улавливают малейшие оттенки интонации, могут обидеться только на слишком грубую интонацию (хотя, к примеру, кинестетик и внимания на такую мелочь не обратит). Визуалы, наоборот, глаз с

собеседника не сводят. Они всегда отметят новую прическу или удачное сочетание цветов в одежде. Их мнение о собеседнике основывается на внешнем впечатлении. Одежда, мимика, жесты - все это очень важно для визуалов. А вот слушать они могут невнимательно, как, впрочем, и кинестетики. Это нормально для подобных психотипов.

Кинестетики во время беседы много двигаются, жестикулируют. Пожалуй, именно они - самый грациозный психотип. Ведь движение, ощущение тела во время него - это их стихия. Ответ на вопрос «как определить кинестетика» очевиден. Потому что именно такой тип всегда старается прикоснуться к собеседнику: похлопать его по плечу, дотронуться до руки. Это вовсе не посягательство на личное пространство. Просто кинестетики именно так ощущают мир.

Зачем нужно знать свой тип

Существуют сотни тестов для определения типа личности. Чтобы узнать это, достаточно ответить на пару десятков вопросов. Аудиал, визуал или кинестетик? Тест легко определит, каким типом восприятия обладает человек. Ничего общего с тестами

«Какой вы персонаж книги» или «Кто вы в мире животных» у этого опросника нет. Информация о типе восприятия имеет большое практическое значение. Ведь от этого зависит, к примеру, предпочтительный способ обучения.

Аудиалы легче запоминают материал на слух, визуалам нужна наглядная информация. Кинестетики лучше справляются с задачами, имеющими отношение к предметному миру. Характеристика кинестетика предполагает, что возможность прикоснуться, ощутить объект для них - основной способ познания мира. Поэтому абстрактные предметы даются кинестетикам с трудом.

Типы восприятия информации и обучение

Тесты на определение типа восприятия информации рекомендуют проводить в детских садах и школе. Так можно узнать, как лучше донести до детей учебный материал. Впрочем, вряд ли это скажется на способе преподавания. Даже если учитель готов изменить привычный метод подачи материала, наверняка окажется, что в классе есть представители каждого типа, а значит, нужно просто разнообразить уроки, используя и устные объяснения, и наглядные материалы.

Но это и без тестов ясно. А вот родители могут применить полученную информацию с пользой. Домашняя проработка материала может строиться уже на базе этого знания. Ребенок-кинестетик лучше усвоит урок, если у него будет возможность использовать материальное воплощение теоретического знания. Тут пригодятся и счетные палочки, и учебные модели. Объясняя ему, как именно Земля вращается вокруг Солнца, лучше не искать обучающее видео, а взять яблоко и лампу. Пускай ребенок сам попробует сделать на яблоке-"планете" ночь и день, потрогает теплый «летний» бочок и холодный «зимний». Кинестетики это понимают намного лучше, чем любое объяснение.

Методы усвоения нового материала

Чтобы усвоить новую информацию, аудиалы обычно проговаривают ее вслух. Попросить такого человека замолчать нельзя - он просто не запомнит то, что нужно выучить. Визуалы стремятся запомнить, как выглядит страница учебника, вплоть до картинок. А вот кинестетики это вряд ли оценят, такой способ усвоения материала для

них бесполезен. Для этого психотипа важно ощущение. Поэтому во время работы над материалом они ходят взад-вперед, что-то вертят в руках или теребят. В мультфильме «Утиные истории» у главного героя Скруджа Макдака была специальная комната для размышлений. В ней он ходил по кругу, раздумывая над решением очередной проблемы. Даже тропинку протоптал. Этот герой - пример классического кинестетика. Заставлять представителя данного психотипа сидеть спокойно бесполезно. Это не улучшит результат, а, наоборот, ухудшит его.

Роль типов восприятия в конфликтах

Взрослым эта информация тоже не помешает. В пылу семейных ссор хорошо помнить, что оппонент вовсе не холодный, равнодушный и бесчувственный. Возможно, он просто иначе воспринимает мир. В ситуации, когда у жены психологический тип «кинестетик», а у мужа - «аудиал», найти взаимопонимание довольно сложно. Мужчина будет считать, что раз женщина мало с ним разговаривает или разговаривает, но каким-то «не таким» тоном, значит, чувства угасают. В то же время партнерша просто не услышит все слова «я тебя люблю», пропустит их мимо ушей. Зато обратит внимание на то, что муж не обнимает ее, не держит за руку, не прикасается нежно.

Как найти общий язык представителям разных психотипов

Партнеры сообщают о своих чувствах, но каждый - на своем языке. Но услышать, понять друг друга они не могут. Единственный выход в этом случае - компромисс. Партнер сколько угодно может убеждать себя, что если он не получает нужного подтверждения своим чувствам, но оно все равно есть, просто для него оно «невидимо». Эмоциональный голод ни к чему хорошему не приводит. Человеку нужно действительно чувствовать себя любимым, а не просто теоретически понимать истинность этого утверждения.

Потому партнеры должны учитывать потребности друг друга. Аудиалам о своих чувствах нужно говорить вслух, без этого полный контакт невозможен. Кинестетикам нужны прикосновения. Так почему бы просто не взять партнера за руку, если это так важно? Нужно просто вспомнить такой нюанс. Кинестетики это обязательно оценят.

Можно найти общий язык с любым психотипом. Главное - учитывать потребности друг друга и понимать, что партнер видит мир немного иначе.

Вы знаете, что за счет понимания своего типа восприятия (кто Вы: визуал, аудиал, кинестет, дигитал) можно увеличить качество и скорость вашего обучения и уметь доносить человеку свои мысли с высокой точностью? Как определить типы восприятия информации и как эти знания использовать в общении и обучении, разберем подробно в этой статье.

К одному мудрому учителю привели десятилетнего ребенка, которого считали совершенно неспособным к обучению. Родители жаловались, что как они ни бились, у них не получалось научить своего сына самой простой арифметике. Сколько они не старались складывать палочки, яблочки, показывали на пальцах, ничего не выходило. Он никак не мог научиться складывать и вычитать. Учитель поговорил с мальчиком несколько минут. Потом попросил родителей посидеть в стороне, пока он научит их мальчика считать. Затем учитель попросил встать мальчика и попрыгать через камушки. Мальчик сначала просто прыгал через камни. Затем учитель сказал: «Смотри, делаешь один прыжок, потом второй, а потом еще прыгай два раза. Сколько всего раз ты прыгнул?» И вдруг мальчик ответил — 4. Дальше мальчик прыгал и еще больше считал, за один день он освоил арифметику, которую осваивают обычные дети за полгода. Родители сидели, раскрыв рты.

Почему это стало возможным? Учитель был мудрым. Он понимал, что этому мальчику нужно преподать урок так, что бы он сумел воспринять . Не просто услышал, а воспринял наиболее понятным ему способом.

Сегодня мы поговорим о том, какие типы восприятия бывают, и как понимание типов восприятия информации помогает в отношениях и обучении. А также о том, как определить свой тип восприятия.

В самом простом приближении выделяют четыре типа восприятия информации: визуал, аудиал, кинестет, дигитал.

Каналы восприятия: визуал, аудиал, кинестет, дигитал

Человек воспринимает информацию через основные пять каналов: зрительный, слуховой, тактильный, вкусовой, обонятельный. И после восприятия информация перерабатывается в нашей голове, причем интересно то, что перерабатывается она на основе одной преобладающей системы .

Выделяют основные четыре типа сенсорных систем:

  • Визуальная. Когда доминирующим является зрительная система обработки информации: формы, расположения, цвета.
  • Слуховая. Доминирующей является слуховая система обработки информации: звуки, мелодии, их тон, громкость, тембр, чистота
  • Кинестетическая. Доминирующей является чувственная информация: прикосновения, вкус, запах, ощущение текстур, температуры
  • Дигитальная. Связанная с логическим построением внутреннего диалога.

Не следует думать, что доминирование одной означает слабость другой. Просто одна из систем чаще всего является пусковой, ведущей. Именно ведущая система запускает процесс мышления, становится толчком для других ментальных процессов: памяти, представления, воображения.

Например, вам говорят «Представьте мягкую шерсть кошки». Визуалу для того, чтобы представить шерсть, нужно сначала представить кошку, а уже потом вспомнить, какая у нее мягкая шерсть. Аудиал представляет себе сначала звуки кошки (мурчание, мяукание), а потом может вспомнить и другие ощущения. Кинестет сразу ощущает прикосновение шерсти, и только потом визуальный образ. Дигиталу нужно произнести про себя кошка и после внутренней речи представить образ кошки и шерсти.

Каждый из нас видит в голове образ кошки, но у одних он всплывает сразу, а у других через свою доминирующую систему. Пусковая система помогает быстро перевести стимул в образы в нашем мозгу. Именно поэтому понимание своей ведущей системы позволяет индивидуально и точно создать принцип восприятия и запоминания любой информации.

Как определить типы восприятия информации? Тест на определение типа восприятия

Существует несколько способов определить свой тип восприятия и узнать, кто Вы: аудиал, визуал, кинестет, дигитал. Остановимся на нескольких.

1. Наблюдение за собой. Посмотрите, что в ходе мыслительной деятельности Вы используете чаще всего? Как организованы Ваши мысли? Яркими картинками и образами (визуал), ощущениями (кинестет), звуками и интонациями (аудиал), внутренней речью, логическими связями, смыслами (дигитал).

2. Ниже приведен небольшой список слов . После прочтения, постарайтесь уловить, что первое Вам представилось, с какого элемента началось представления? А что возникло позже?

  • Мягкий на ощупь бархат
  • Музыкант играющий на скрипке
  • Лекарство
  • Взлетающий самолет

Если первое, с чего началось представление — это картинка, образ, то скорее всего, Вы визуал. Если образ начался со звуков, а только потом представились картинки, то Вы аудиал. Если Вам потребовалось телесно представить, как располагаются объекты или у Вас быстро пошли телесные ощущения — кинестет, и если Вам потребовалось проговорить слово, чтобы оно представилось — дигитал.

3. Пройти небольшой психологический тест по методике «Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева »

Можете его скачать напрямую и, ответив на вопросы, определить свой тип восприятия. Тест на проверку: визуал, аудиал, кинестет, дигитал

4. Понаблюдайте за собой и отметьте, какой тип кратковременной памяти у Вас развит больше всего? Что Вы схватываете быстро и легко: картинки, звуки, ощущения, логические связи? Что Вам легче запомнить?

5. Люди каждого типа восприятия употребляют в своей речи определенные фразы и выражения, характерные именно для их ведущей, запускающей системы. Однако я не рекомендую упираться именно на этот тест для определения, каким типом вы являетесь. Он может дать ошибку в ряде случаев, когда человек приучил себя общаться определенным образом,используйте этот метод только как дополнительный к вышеуказанным методам.

Как же определить, кто Вы: визуал, аудиал, кинестет или дигитал по речи?

Внимательно проследите за своей речью и выпишите в точности фразы, которые вы используете для обозначения своего мнения, своих действий. Чаще всего человек конкретного типа восприятия использует характерные для этой модальности словосочетания.

Визуал

Использует слова и словосочетания, связанные со зрительными действиями : я не видел, я увидел, я заметил, мне кажется, это было красочно и великолепно, это выглядит, фокус сосредоточен, контраст, перспектива, видите ли.

Аудиал

Чаще пользуются фразами с слуховыми словосочетаниями : не могу понять, что говоришь; не услышала; мне послышалось; я недавно услышал; рада тебя слышать; мне послышалось; идея звучит заманчиво.

Кинестет

Для этого типа восприятия характерны фразы, показывающие их эмоциональные и телесные отклики: не выношу этого; это противно; это так приятно; мурашки по коже; такое приятно тепло; это было сильнейшее переживание. Часто их невербальные знаки очень показательны, мимика и жесты говорящие, отражают состояние и эмоции человека, даже если самих невербальных знаков не много.

Дигитал

Дигиталы обращают внимание на логику и связи. Какой-то конкретный набор слов для них не характерен: могут появляться фразы аудиального и кинестетического типа. Часто дигиталы спрашивают: какой же в этом смысл; не пойму, как это связано; хотелось бы привести все в систему; надо это как-то упорядочить. Однако подобные выражения характерны для большинства типов с хорошим чувством организованности. Поэтому определение дигитала по речи должно происходить с тщательной осторожностью.

Каждый из типов имеет свои особенности, которые влияют на его восприятие окружающей информации, на любые учебные процессы, на взаимодействие с другими людьми. Разберем особенности людей разных типов восприятия.

Визуал, аудиал, кинестет, дигитал в процессе обучения

Если Вы много учитесь, ходите на курс, тренинги, читаете, то понимание собственного типа восприятия поможет Вам организовать свой собственный процесс обучения с максимальной пользой.

Визуалы

Основа их обучения — это визуальная информация. Для визуалов слух и зрение составляют единое целое, поэтому, если такой человек только услышал материал (но не увидел), то с большой долей вероятности информация быстро забудется. Визуалы моментально усваивают всю наглядную информацию, поэтому наиболее выгодно использовать все методы и приемы наглядного представления материала:

  • интеллект-карты
  • схемы
  • графики
  • иллюстрации
  • фотографии
  • демонстрационные модели
  • опыты, эксперименты

Визуалы лучше всего учатся на наглядном примере, когда они видят изучаемый материал в режиме реального времени. Основная память — визуальная. Хорошо помнят расположение предметов, путь, дороги, неплохо ориентируются в пространстве. Некоторый шум для визуала не критичен, он может сосредоточиться в обстановке некоторого шума и успешно изучать материал.

Визуалы хорошо воспринимают текстовую информацию, способны быстро научиться скорочтению.

Аудиал

Использует слуховой канал восприятия как пусковой. Умеренно развита внутренняя речь. Хорошо воспринимают лекции, музыку, беседы, диалоги. Четко и эффективно удерживают линию разговора, беседы, часто именно в ходе беседы улавливают смыслы изучаемого материала. При сосредоточении необходима тишина. Если Вы аудиал, то старайтесь обязательно прослушивать лекционный материал, аудиокурсы. Учиться совместно с другими, обсуждая изучаемую тему, рассуждая вслух над проблемой.

Кинестет

Получает информацию через действия, движения. Хорошо запоминает любые действия, практические упражнения. Лучше всего всю информацию воспринимает через практические упражнения, эксперименты, где своими руками проверяет полученную информацию на практике. Особенно хорошо воспринимается информация практического характера: что и как двигается, где необходимо нажать.

Кинестетам важно все пощупать, потрогать, понюхать, попробовать на вкус и полноценно ощутить изучаемый предмет. Люди этого типа очень деятельностны, любят и с удовольствием трудятся. И не любят бездействие. Именно для кинестетов поговорка «Движение — это жизнь» имеет особый смысл. Кинестету очень сложно удерживать фокус внимания, они легко отвлекаются, им сложно усидеть на месте продолжительное время, заниматься рутинной работой.

Дигитал

Прекрасно обучаются всем наукам, имеющим строгую логику и последовательность: математике, физике, механике, технологии. Такие люди часто работают в области, где множество исследований, математической и статической обработки, программирования. Главное для дигитала — понять логику и связи в материале, упорядочить изучаемое в систему с понятными причинно-следственными связями. Поэтому старайтесь в ходе обучения выстраивать логику всей изучаемой темы. Для этого можно использовать:


Визуал, аудиал, кинестет, дигитал в общении

Визуалы

«Встречают по одежке…» начало этой известной пословицы всецело относится именно к визуалам. Они весомое значение придают внешнему виду человека и всегда обращают внимание на то, как человек выглядит, какая на нем одежда, какие черты лица, как двигается.

В общении могут спокойно и долго смотреть в глаза. Визуальный контакт, обращенность позы в общении, открытые позы необычайно важны именно для визуала. При этом они не любят быть близко к собеседнику, держатся на расстоянии. Главное — это хорошо видеть. Представители этого типа восприятия быстро на интуитивном уровне считывают сигналы языка жестов и мимики, часто этого не замечая. Иногда им кажется, что по одному только взгляду они знают мысли другого человека.

В случае, если Вам нужно произвести впечатление на визуала, старайтесь наибольшее внимание уделить внешней красоте. Обстановка, Ваша одежда, походка, мимика, жесты должны быть максимально располагающими. В доказательство своих слов приводите наглядные примеры, графики, рисунки, обязательно демонстрируйте на образцах и опытах свои аргументы. Вместо чисел покажите рисунок: визуалы плохо поймут разницу между 1000 и 10 000, но наглядный пример разницы убедит их в большинстве случаев.

Сами визуалы неплохие рассказчики. Они могут представить себе удивительно яркие и наполненные деталями картины и рассказывать о них часами.

Аудиал

Разговор с аудиалом бывает часто очень приятен. Аудиалы сами требовательны к своей речи, говорят размеренно, с грамотными изменением интонации. Их приятно слушать, приятно разговаривать с аудиалом. Но и сами аудиалы весьма требовательны к речи своих собеседников, не выносят ошибок в речи, непонятной и исковерканной речи. На аудиалов совершенно нельзя кричать или повышать голос, это приведет к отчуждению человека. Аудиала всегда приятно слушать, это прекрасные рассказчики и не менее прекрасные собеседники, которые по интонации и манере речи могут понять с полуслова.

Кинестет

Кинестеты особенно чувствительны к пространственной обстановке и дистанциям между собеседниками. Близких людей допускают в личную зону, а людей малознакомых держат на расстоянии. Для кинестета вторжение в их личную зону является оскорбительным, они начинают испытывать сильные отрицательные эмоции. Лучше всего завоевать внимание и доверие кинестета действиями, совместными делами, общей деятельностью.

Если приходится что-то запоминать, то лучше это написать или нарисовать самому собственными руками. Разговоры и словесные доказательства произведут наименьшее впечатление на человека этого типа восприятия. А к близким людям кинестет всегда стремится прикоснуться, погладить. Ему важно телесное соприкосновение.

Дигитал

Малочувствительны в общении, редко проявляют эмоции на людях. Особенно сильно обращают внимание на смысловую, содержательную часть разговора. Красивая, но пустая речь им неприятна. С дигиталом лучше всего в разговоре переходить к сути дела, доказывая логичности и верность своих слов числами и фактами.

Особенности каждого типа восприятия

Визуалы

Особенность этого типа людей в том, что они восприимчивы к тому, что является видимым. Они ценят красоту в окружающем пространстве, плохо переносят беспорядок, грязь. В жизни визуала много идей, мечтаний, грез. Они часто являются генераторами идей, поскольку могут в своем воображении создать совершенно необычные ассоциации и связи.

Аудиал

Воспринимают окружающий мир, особенно сильно обращая внимание на звуки. Любят музыку, мелодии, сами часто могут мурлыкать себе под нос, напевать песни. Чувствительны и восприимчивы к разговорам, у аудиалов острый слух и хорошая память, особенно слуховая. Часто выбирают родом своей деятельности все, что связано с музыкой, мелодиями, ораторским искусством.

Кинестет

Кинестеты очень чувствительны ко всему, что происходит вокруг. Их телесные и эмоциональные ощущения тесно переплетены. Они любят телесный комфорт, удобство окружающего пространства. Неудобная одежда или ниточка, щекочущая им шею может вывести из себя кинестета. Любят глубокие личностные дискуссии, общение с эмоциональным обменом, обсуждением того, то чувствуют другие. Для кинестета прикосновение имеет глубочайший смысл и большую ценность.

Дигитал

Люди этого типа восприятия встречаются реже. Им свойственно воспринимать окружающий мир через внутреннюю речь, через диалог с самим собой. Такие люди, прежде всего, ориентированы на восприятие смысла, логики, последовательности. Дигиталы всегда стремятся понять, осмыслить суть происходящего. Они могут быть чувствительны и ранимы, но мир для них интересен с точки зрения познания смысла и логики, закономерностей. В стрессовой ситуации именно дигиталы лучше всего сохраняют самообладание и спокойствие, могут сохранять ясность мысли и восприятия окружающего пространства.

Строго говоря распределение людей на типы визуал, аудиал, кинестет, дигитал весьма упрощенно. На самом деле каждый из этих типов может быть смешанным, а может быть с разной ведущей полушарной системой, что увеличивает количество вариантов. Но об этом мы поговорим позже.

Безусловно, в каждом из нас нет чистого одного типа восприятия, иногда они смешиваются, иногда тип восприятия отличается в спокойной и экстренной обстановке, в разных ситуациях. Но понимание своей ведущей системы позволит более качественно усваивать любую информацию, понимать собеседника и более качественно доносить свои мысли до него. Понимание своего типа восприятия (визуал, аудиал, кинестет, дигитал), позволит вам понять, как учиться именно вам, с учетом ваших индивидуальных особенностей.

Читайте подробнее о том,

Тест аудиал, визуал, кинестетик. Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева. (Методика ведущий канал восприятия)

Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева служит для определения ведущего типа восприятия: аудиального, визуального или кинестетического.

А какие органы чувств скорее “откликаются” у вас при контактах с окружающим миром? К какому типу людей относятся ваши близкие? Как они воспринимают окружающий мир: визуально, на слух, или на ощупь? Методика канала восприятия поможет вам лучше понять себя и других.

У каждого из нас среди органов чувств есть ведущий, который быстрее и чаще остальных реагирует на сигналы и раздражители внешней среды. Сходство типов может способствовать любви, несовпадение порождает конфликты и недоразумения. Если вы знаете к какому типу относятся дорогие вам люди и просто знакомые, вам будет легче донести до них информацию и понять, что хотят сказать вам. Например, как люди с определенным видом восприятия узнают, что их кто-то любит?

Визуал (зрительное восприятие) – по тому, как на него смотрят.
- Кинестетик (тактильное восприятие) – по тому, как его касаются.
- Аудиал (слуховое восприятие) – по тому, что ему говорят.
- Дискрет (дигитальное восприятие) - по тому, что подсказывает логика.

Тест аудиал, визуал, кинестетик (диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева / методика на восприятие):

Инструкция к тесту.

Прочитайте предлагаемые утверждения. Поставьте знак "+", если Вы согласны с данным утверждением, и знак "-", если не согласны.

Тестовый материал (вопросы).

1. Люблю наблюдать за облаками и звездами.
2. Часто напеваю себе потихоньку.
3. Не признаю моду, которая неудобна.
4. Люблю ходить в сауну.
5. В автомашине цвет для меня имеет значение.
6. Узнаю по шагам, кто вошел в помещение.
7. Меня развлекает подражание диалектам.
8. Внешнему виду придаю серьезное значение.
9. Мне нравится принимать массаж.
10. Когда есть время, люблю наблюдать за людьми.
11. Плохо себя чувствую, когда не наслаждаюсь движением.
12. Видя одежду в витрине, знаю, что мне будет хорошо в ней.
13. Когда услышу старую мелодию, ко мне возвращается прошлое.
14. Люблю читать во время еды.
15. Люблю поговорить по телефону.
16. У меня есть склонность к полноте.
17. Предпочитаю слушать рассказ, который кто-то читает, чем читать самому.
18. После плохого дня мой организм в напряжении.
19. Охотно и много фотографирую.
20. Долго помню, что мне сказали приятели или знакомые.
21. Легко могу отдать деньги за цветы, потому что они украшают жизнь.
22. Вечером люблю принять горячую ванну.
23. Стараюсь записывать свои личные дела.
24. Часто разговариваю с собой.
25. После длительной езды на машине долго прихожу в себя.
26. Тембр голоса многое мне говорит о человеке.
27. Придаю значение манере одеваться, свойственной другим.
28. Люблю потягиваться, расправлять конечности, разминаться.
29. Слишком твердая или слишком мягкая постель для меня мука.
30. Мне нелегко найти удобную обувь.
31. Люблю смотреть теле- и видеофильмы.
32. Даже спустя годы могу узнать лица, которые когда-либо видел.
33. Люблю ходить под дождем, когда капли стучат по зонтику.
34. Люблю слушать, когда говорят.
35. Люблю заниматься подвижным спортом или выполнять какие-либо двигательные упражнения, иногда и потанцевать.
36. Когда близко тикает будильник, не могу уснуть.
37. У меня неплохая стереоаппаратура.
38. Когда слушаю музыку, отбиваю такт ногой.
39. На отдыхе не люблю осматривать памятники архитектуры.
40. Не выношу беспорядок.
41. Не люблю синтетических тканей.
42. Считаю, что атмосфера в помещении зависит от освещения.
43. Часто хожу на концерты.
44. Пожатие руки много говорит мне о данной личности.
45. Охотно посещаю галереи и выставки.
46. Серьезная дискуссия – это интересно.
47. Через прикосновение можно сказать значительно больше, чем словами.
48. В шуме не могу сосредоточиться.

Ключ к тесту аудиал, визуал, кинестетик.

Визуальный канал восприятия : 1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45.
Аудиальный канал восприятия : 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48.
Кинестетический канал восприятия : 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44, 47.

Уровни перцептивной модальности (ведущего типа восприятия) :
13 и более – высокий;
8-12 – средний;
7 и менее – низкий.

Интерпретация результатов:

Подсчитайте, количество положительных ответов в каждом разделе ключа. Определите, в каком разделе больше ответов "да" ("+"). Это Ваш тип ведущей модальности. Это ваш главный тип восприятия.

Визуал. Часто употребляются слова и фразы, которые связаны со зрением, с образами и воображением. Например: “не видел этого”, “это, конечно, проясняет все дело”, “заметил прекрасную особенность”. Рисунки, образные описания, фотографии значат для данного типа больше, чем слова. Принадлежащие к этому типу люди моментально схватывают то, что можно увидеть: цвета, формы, линии, гармонию и беспорядок.

Кинестетик. Тут чаще в ходу другие слова и определения , например: “не могу этого понять”, “атмосфера в квартире невыносимая”, “ее слова глубоко меня тронули”, “подарок был для меня чем-то похожим на теплый дождь”. Чувства и впечатления людей этого типа касаются, главным образом, того, что относится к прикосновению, интуиции, догадке. В разговоре их интересуют внутренние переживания.

Аудиал. “Не понимаю что мне говоришь”, “это известие для меня…”, “не выношу таких громких мелодий” – вот характерные высказывания для людей этого типа; огромное значение для них имеет все, что акустично: звуки, слова, музыка, шумовые эффекты.

Несмотря на то, что основных каналов восприятия существует три, человек обрабатывает свой жизненный опыт четырьмя способами. Ведь существует еще и дигитальный канал – некий внутренний монолог, связанный со словами и числами. Дигитал (он же дискрет ) – весьма своеобразный и достаточно редко встречающийся типаж, которому свойственно особое восприятие мира. Выражения эмоций, разговоров о чувствах, красочного описаний картин природы и т.п. от дискретов дождаться сложно. Этот тип ориентирован, прежде всего, на логику, смысл и функциональность. В разговоре с дискретом складывается впечатление, что он как будто ничего не чувствует, но много знает, и еще больше – стремится узнать, осмыслить, понять и разложить по полочкам. Но это совсем не так! Люди с дигитальным каналом восприятия как раз невероятно чувствительны и ранимы
Среди представителей этого типа особенно много шахматистов, программистов, а также всевозможных исследователей и ученых. В их лексиконе часто встречаются выражения: "где тут логика?", "надо проанализировать ситуацию", "итак, методом исключения мы выясняем…" Поскольку дискреты воспринимают мир через логическое осмысление, общаться с ними стоит именно с помощью логических доводов, желательно еще и подкрепленных статистическими данными.

Отличительные признаки

Визуальный тип

Способ получения информации

Посредством зрения – благодаря использованию наглядных пособий или непосредственно наблюдая за тем, как выполняются соответствующие действия

Восприятие окружающего мира

Восприимчивы к видимой стороне окружающего мира; испытывают жгучую потребность в том, чтобы мир вокруг них выглядел красиво; легко отвлекаются и впадают в беспокойство при виде беспорядка

На лицо человека, его одежду и внешность

Речь

Описывают видимые детали обстановки – цвет, форму, размер и внешний облик вещей

Движения глаз

Когда о чем-нибудь размышляют, обычно смотрят в потолок; когда слушают, испытывают потребность смотреть в глаза говорящему и хотят, чтобы те, кто их слушают, также смотрели им в глаза

Память

Хорошо запоминают зримые детали обстановки, а также тексты и учебные пособия, представленные в печатном или графическом виде

Отличительные признаки

Аудиальный тип

Способ получения информации

Посредством слуха – в процессе разговора, чтения вслух, спора или обмена мнениями со своими собеседниками

Восприятие окружающего мира

Испытывают потребность в непрерывной слуховой стимуляции, а когда вокруг тихо, начинают издавать различные звуки – мурлычут себе под нос, свистят или сами с собой разговаривают, но только не тогда, когда они заняты учебой, потому что в эти минуты им необходима тишина; в противном случае им приходится отключаться от раздражающего шума, который исходит от других людей

На что обращают внимание при общении с людьми

На имя и фамилию человека, звук его голоса, манеру его речи и сказанные им слова

Речь

Движения глаз

Обычно смотрят то влево, то вправо и лишь изредка и ненадолго заглядывают в глаза говорящему

Память

Хорошо запоминают разговоры, музыку и звуки

Отличительные признаки

Кинестетический тип

Способ получения информации

Посредством активных движений скелетных мышц – участвуя в подвижных играх и занятиях, экспериментируя, исследуя окружающий мир, при условии, что тело постоянно находится в движении

Восприятие окружающего мира

Привыкли к тому, что вокруг них кипит деятельность; им необходим простор для движения; их внимание всегда приковано к движущимся объектам; зачастую их отвлекает и раздражает, когда другие люди не могут усидеть на месте, однако им самим необходимо постоянно двигаться

На что обращают внимание при общении с людьми

На то, как другой себя ведет; что он делает и чем занимается

Речь

Широко применяют слова, обозначающие движения и действия; говорят в основном о делах, победах и достижениях; как правило, немногословны и быстро переходят к сути дела; часто используют в разговоре свое тело, жесты, пантомимику

Движения глаз

Им удобнее всего слушать и размышлять, когда их глаза опущены вниз и в сторону; они практически не смотрят в глаза собеседнику, поскольку именно такое положение глаз позволяет им учиться и одновременно действовать; но если поблизости от них происходит суета, их взгляд неизменно направляется в ту сторону

Память

Хорошо запоминают свои и чужие поступки, движения и жесты


"Я вижу звук, я слышу цвет,
Я ощущаю чьи-то мысли,
Предчувствия мозги прогрызли,
Словами плавится скелет.
Я знаю Бога и любовь,
Я чувствую пределы смысла,
Луна натянуто повисла,
Сжимает явью горло вновь.
Но открывая мягкий звон
Лилового сердцебиения,
Душа вдыхает в упоении
Цвета двенадцати сторон."
(С) Рада Войцеховская

Когда я училась в школе, я видела цвета букв и слов, и даже начала составлять сравнительную таблицу, пытаясь собрать статистику у одноклассников. Потом бросила это дело, поскольку поняла, что если кто и воспринимает цвет букв, то дело сие сугубо индивидуальное, и что если существует какая-нибудь общая закономерность, то мне для её выявления "подопытных" явно не хватит.
В раннем детстве все мы преимущественно кинестетики. Трудно не быть кинестетиком, когда лежишь в мокром подгузнике. Вырастая, мы расширяем диапазон способов восприятия окружающего мира и/или же смещаем фокус восприятия в сторону одного из типов восприятия.
Но также происходит и обратный процесс - под влиянием воспитания некоторые из каналов восприятия информации блокируются стереотипами, навязываемыми социумом.

Привожу ниже небольшую статью и тест на определение доминирующего типа восприятия. Ну, ежели кто ещё не в курсе относительно себя:)

"Аудиал, визуал, кинестетик, дигитал... В этой статье попробуем разобраться не только со значением, но и с практическим применением слов "аудиал, визуал, кинестетик, дигитал".
Человек получает информацию из внешнего мира через 5 сенсорных каналов: зрительный, слуховой, тактильный, обонятельный и вкусовой.(Это официально признанные каналы, есть более тонкие, на которые постепенно начинают обращать внимание учёные, прим моё). Каждый из этих каналов, в свою очередь, занимает определённое по значимости место в общей системе восприятия. Под значимостью подразумевается объём, важность и качество получаемой информации. Сенсорные системы человека могут иметь как врождённый доминирующий тип (гениальные композиторы, которые окружающий мир воспринимали как различную музыку), так и приобретённый (текстильщики, работающие на производстве чёрных тканей, различают до 40 оттенков чёрного цвета, в то время как все остальные люди - 2-3 оттенка).
В силу тех или иных причин у разных людей формируются доминирующие каналы восприятия.
Выделяют 3 основные типа восприятия:

1. Аудиал - это человек, основная информация для которого поступает через слуховой сенсорный канал. При этом сама аудиальная репрезентативная система имеет 2 направления восприятия:
а) аудиально-тональная - это система восприятия звуков и тональных последовательностей (т.е. звук как физическое явление, в чистом виде);
б) аудиально-дигитальная - система восприятия звука в виде слов и их сочетаний (т.е. восприятие звука в логической, смысловой форме).
Аудиалы имеют плохую зрительную память на лица, но хорошо узнают человека по голосу. Ярко выраженный аудиал во время очень серьёзного разговора может даже закрыть глаза, чтобы «лишний» канал информации не распылял его внимания. Аудиал в своей речи гораздо чаще употребляет слова, связанные с его доминирующей системой восприятия: «я слышал, что…», «звучит достаточно странно…» и т.д. Аудиалы в своём большинстве достаточно разговорчивы, хотя есть и исключения. Речь аудиала достаточно разнообразна и эмоционально насыщена, свои мысли чувства они предпочитают выразить с помощью звуков (слова, восклицания, крики). Аудиалы обычно любят музыку и неплохо разбираются в ней, часто во время своих раздумий или выполнении каких-то действий напевают что-то вслух. Среди категории аудиалов вообще достаточно много композиторов, музыкантов и других профессий, связанных с музыкой.

2. Визуал - человек, воспринимающий основной объём информации через зрительный канал. Здесь тоже выделяют различные формы визуального восприятия: цветовая гамма, образ картинки в целом, образ логических символов (цифры, слова и т.д.). Визуал во время разговора, как правило, много жестикулирует, пытаясь тем самым передать свою мысль или чувства с помощью создаваемых им изображений. Во время прослушивания серьёзной для себя информации визуалы, как и аудиалы, также могут не смотреть на собеседника, однако, в отличие от первых, глаза не закрывают, а могут что-то рисовать или писать, создавая таким способом своё восприятие услышанного. Визуалы имеют хорошую зрительную память на лица, легко узнают людей, которых могли видеть очень давно. В своей речи визуал чаще употребляет слова и фразы, связанные с его основной сенсорной системой: «мне кажется, что…», «это выглядит как-то…», «это очевидно…» и т.д. Визуалы любят наблюдать (в т.ч. за людьми), созерцать природу, из них могут получиться хорошие художники. Визуала можно узнать по его поведению, когда его взгляд постоянно пытается найти себе «занятие», что-то поймать в поле своего зрения (даже если этот предмет и не представляет для него особого интереса).

3. Кинестетик - человек, у которого информация лучше всего воспринимается через тактильные ощущения. Наша кожа является самым большим органом, имеющим множество дифференцированных рецепторов (давления, тепла, холода, боли). Количество тех или иных рецепторов у разных людей может достаточно сильно варьировать, поэтому все мы так по-разному воспринимаем боль, холод и другие раздражители. Кинестетик свои слова и действия так или иначе ассоциирует с физическими ощущениями. В разговоре с кинестетиком часто можно услышать фразы наподобие «ячувствую, что это…» или «в этом ощущается здравый смысл...». Кинестетики запоминают людей или события через призму своих ощущений при контакте (крепкое рукопожатие, холодный кабинет во время переговоров и т.д.). У кинестетиков, как правило, лучше развито чувство обоняния и вкуса (наименее информативные системы в нашем организме).

Иногда выделяют четвёртый тип восприятия в отдельную категорию -дигитал (или дискретный тип). Это тип подразумевает анализ всех остальных систем восприятия и на основе их идёт общая картина информации. Считать этот тип восприятия первичным тоже нельзя, так как он подразумевает некоторую обработку полученной другими системами информации, а также логическое осмысление, однако учитывать такой тип восприятия, как "дигитал" всё-таки нужно.

Поскольку нет чистых типов восприятия (за исключением серьёзных анатомических или физиологических патологий) и все наши сенсорные системы работают содружественно (хотя и есть доминирующая система), зачастую возникают межсистемные связи в ощущениях. Например, есть такое понятие, как «холодные» или «тёплые» цвета. Человек, смотрящий на «холодные» цвета, ощущает температуру окружающей среды ниже на 3-5 градусов. Это явление используют в помещениях с постоянно повышенной температурой (красят стены «холодными красками в литейных цехах, машинных отделениях и т.д.). Здесь прослеживается связь между зрительной и тактильной системами восприятия. Другой пример - люди в темноте говорят гораздо тише (без видимой на то причины), чем при нормальном или ярком освещении. Здесь идёт синергия слуховой и зрительной систем человека. Ещё один пример этого типа - «цветной» слух композиторов Скрябина и Римского-Корсакова - они слышали звуки, «окрашенные» в разные цвета.

Для более точного определения ведущего типа восприятия существуют различные тесты, один из которых предлагается ниже.
Данный тест представляет собой список из 48 утверждений, на которые нужно ответить «согласен» или «не согласен» применимо к себе. Номера утверждений, с которыми Вы согласны, выписывайте в процессе прохождения теста на лист. Чтобы результаты имели наименьшую погрешность, нужно попробовать абстрагироваться от того, что Вы проходите тест и попробовать просто отвечать на вопросы, стараясь погрузиться в свои ощущения по отношению к предложенным ниже фразам.

1 - люблю наблюдать за облаками и звёздами
2 - часто напеваю себе под нос
3 - не признаю неудобную моду
4 - обожаю ходить в сауну
5 - в автомобиле для меня важен его цвет
6 - узнаю по шагах, кто вошёл в комнату
7 - меня развлекает копировать чей-то диалект
8 - много времени уделяю своей внешности
9 - очень люблю массаж
10 - когда есть время, люблю рассматривать людей
11 - плохо себя чувствую, когда не наслаждаюсь ходьбой
12 - рассматривая какую-то одежду в магазине, я убеждён, что мне в ней будет хорошо
13 - когда слушаю старую мелодию, вспоминаю прошлое
14 - часто читаю во время еды
15 - очень часто говорю по телефону
16 - я считаю, что у меня есть склонность к полноте
17 - отдаю предпочтение прослушиванию книги, чем самостоятельному прочтению
18 - после сложного дня моё тело находится в напряжении
19 - с удовольствием и очень много фотографирую
20 - долго помню, что мне сказали друзья и знакомые
21 - с лёгкостью отдаю деньги за цветы, потому что они украшают жизнь
22 - вечером люблю принимать горячую ванну
23 - стараюсь записывать свои дела
24 - часто разговариваю сам с собой
25 - после длительной поездки в машине долго прихожу в себя
26 - по тембру голоса я могу многое узнать о человеке
27 - очень часто оцениваю людей по манере одеваться
28 - люблю потянуться, расправить плечи, размяться во время работы
29 - слишком жёсткая или мягкая кровать - мучение для меня
30 - мне нелегко найти удобную обувь
31 - очень люблю ходить в кино
32 - могу узнать человека в лицо даже через много лет
33 - люблю ходить под дождём, когда капли постукивают по зонтику
34 - умею слушать то, что мне говорят
35 - люблю танцевать, а в свободное время ещё и занимаюсь спортом
36 - когда слышу стук часов, не могу заснуть
37 - у меня качественная стерео система
38 - когда слышу музыку, начинаю отбивать такт ногой или пальцами
39 - на отдыхе не люблю осматривать памятки архитектуры
40 - не выношу беспорядка
41 - не люблю искусственных тканей
42 - считаю, что атмосфера дома зависит от освещения
43 - люблю ходить на концерты
44 - рукопожатие многое может рассказать о человеке
45 - с удовольствием посещаю музеи и выставки
46 - серьёзная дискуссия - это увлекательное занятие
47 - прикосновение может рассказать гораздо больше слов
48 - в шуме не могу сосредоточиться

Обработка результатов теста:

Расставьте выписанные Вами цифры в те разделы, где они присутствуют в приведённой выше таблице ответов.
Подсчитайте, в каком разделе у Вас получилось больше всего цифр (утверждений, с которыми Вы согласны) и увидите свой доминирующий тип восприятия. Если количество цифр примерно равно в каждом из разделов, то у Вас нет какой-то одной доминирующей сенсорной системы и Ваш тип -дигитал (или дискретный)."

анна основа

По признакам воспринимания информации человечество делят на аудиалов, визуалов, кинестетиков и дигиталов.

Визуал

Для людей — визуалов существенным является восприятие зрительным образом. Они лучше всего получают и перерабатывают информацию посредством зрительных органов. У визуалов достаточно хорошо развита зрительная память. Разговаривая с собеседником, они держатся на расстоянии, чтобы рассмотреть его внешность. В предложениях они нередко употребляет слова «посмотри», «взгляни», «отчетливо».

Визуал обращает существенное внимание и на свою внешность, и на внешность других людей. Если вокруг человека порядок и чистота – он визуал без сомнения. Убранство квартиры этих людей тщательно продумано. Визуалы могут выбрать неудобную, но красивую обувь, одежду, поэтому выглядят обаятельно. Они любят, чтобы пища в независимости от ее вкуса, имела красивый вид. В речи визуалов — описания формы, цвета. Их можно распознать также по направлению взгляда. При общении с людьми у них взгляд устремляется вверх. Среди дизайнеров и художников много визуалов.

Ребенок – визуал, воспринимающий и обрабатывающий информацию, полагается на зрение и запоминает ее размер, форму и цвет. Дети — визуалы любят играть с пазлами, рисовать, лепить. При получении новой игрушки он вначале тщательно рассмотрит ее. Им больше нравится разглядывать картинки в книге, чем сказку послушать. Для маленького визуала важно во что он одет, какого цвета одежда. Возвращаясь из детского сада домой, он скажет, кто играл во дворе с самой блестящей игрушкой и кто к ним пришел в гости.

Визуалу — ребенку свойственна аккуратность. Он никогда не полезет в лужу, потому что ботинки испачкаются. Выбирая сверстников, он за ним внимательно понаблюдает, а затем поиграет. Он может много времени играть в одиночестве. Малыш — визуал неразговорчив, не очень коммуникабелен. Поэтому в их воспитании следует обращать внимание на речевое развитие, общение, физическое координирование. Покачайте головой или погрозите пальцем для замечания. Этого ему будет достаточно.

Аудиал

Для аудиалов первичным является восприятие звуком. Им хорошо воспринимается информация на слух и лучше удерживают в памяти голоса и звуки людей, чем лица и предметы. Аудиалом надолго запомнятся услышанные звуки или речи. Яркая, «живая» речь часто характеризует аудиалов. В их речи много эмоций, криков, восклицаний. Они нередко используют слова «звучать», «послушай».

Аудиалам нравится петь песенку вслух и слушать музыку. Композиторы, музыканты, лектора, психологи – в основном аудиалы. Разговаривая с собеседником, они располагаются к ним близко, чтобы отчетливо услышать интонации и звуки. У них острый слух и прекрасная память. По телефону они общаются легко. Средняя линия взгляда и скрещивание рук на груди характеризуют аудиалов.

Дети – аудиалы дошкольного возраста также познают мир с помощью звуков. Словарный запас у них большой, поэтому говорят они раньше сверстников. Им нравится слушать музыку, разговаривать, говорить о чем-то. Они могут уговаривать людей, придумывать сказки. Участие в динамических играх не принимают, но они очень коммуникабельны. От товарищей – одногодок могут отставать в визуальном и двигательном восприятии: плохо лазят на горку, мало бегают или медленно находят отличия на картинках. Поэтому эти способности необходимо развивать упражнениями и играми. Делать замечания аудиалу нужно шепотом.

Кинестетик

Через ощущения в основном происходит получение информации человека – кинестетика. Ему важны движения, прикосновения, телесные ощущения. У них хорошо развита мышечная память. Так, кинестетику легко все запомнить телом и мышцами, поскольку у тела – своя память. Это метод результативен и помогает запомнить моторные действия при обучении езды на велосипеде или плавании, но для решения интеграла он может быть неудобен. Когда кинестетик общается с собеседником, он для соприкосновения с ним, подходит ближе к нему. Для того чтобы воспринять и понять человека им нужен близкий контакт.

Кинестетику нужно иметь вокруг себя много свободной территории. Ему в доме нравятся вкусные запахи, ароматы, удобство и комфорт. Это для него крайне важно. Одежда для него должна быть удобной. Речь у них медленная, мягкая и неторопливая. Он свое сказанное зафиксирует в памяти на долгое время. При его разговоре, часто можно услышать слова «теплый», «я чувствую». У кинестетиков во время общения взгляд устремлен вниз. Массажист, циркач, танцор, спортсмен — те профессии, которые очень подходят кинестетику.

У детей – кинестетиков двигательные движения хорошо развиты, они рано начинают ходить. Такой ребенок трогая, ощупывая, пронюхивая, чувствует окружающую среду. Он очень подвижен и любит энергичные игры, относящиеся к бегу и прыжкам. Долго сидеть на одном месте и заниматься только одним действием он не может. Поэтому целуйте его, прижимайте к себе и осыпайте ласками. Делая им замечания, руку положите на плечо и похлопайте.

Итак, визуалы уделяют внимание жестикуляции и мимике, аудиалы – голосовому тембру и интонации, а кинестетики – прикосновению.

Отличия на практике

Рассмотрим некоторые примеры, отличающих на практике визуалов, аудиалов и кинестетиков:

Для запоминания номера телефона визуал запоминает, как он выглядит, аудиал произносит его, а кинестетик пишет его собственноручно.
Продавая швейную машинку, телевизор, пылесос или другой прибор визуалу необходимо дать в руки яркий журнал с выразительными красочными картинками, показать прибор и отметить оригинальный дизайн с восхитительным цветовым соотношением. Аудиалу лучше рассказывать об этих приборах красноречивым, а не однообразным голосом и выделять звуками и нотками главные моменты. Эти приборы дайте кинестетику и после вашего объяснения, пусть посмотрит, нажмет, покрутит то, что необходимо и пусть сам увидит его удобства.

Если вы зададите задание или тест всем троим, вы четко увидите их отличия. Так, вы им говорите «Представьте себе горную речку». Как увидят они? Картинка речки предстанет перед визуалом. Звук журчания речки сразу услышит аудиал, а кинестетик ощутит ее холод.
Слово «комфорт» как ассоциируется у них? Визуал представит себя, в изящном шезлонге, аудиал услышит морские звуки, а кинестетик почувствует в теле расслабление.
Украшения, интерьерные предметы – интересные подарки визуалу. Аудиал будет очень доволен диском с любимым певцом или любовным излиянием друга с красочным голосом, а кинестетику приятно будет получить мягкие на ощупь игрушки, работы ручной вышивки, пушистенький свитер.

Отличия и характеристика школьников по группе восприятия

Визуал. Мечтательный, исполнительный учащийся, которому учеба удается несложно. Он с трудом контактирует с людьми. Ему не нравится гулять. К животным он равнодушен, но это не мешает полюбоваться. Ему нравится смотреть телевизор, компьютер, любит конструктор. Учащиеся — визуалы разбираются в одежде и пище. На них оказывают яркие впечатления представления, картины, но они говорят о них не так много. Когда визуалы испытывают стресс, замыкаются в себе.

Аудиал. Много говорит, при чтении или рассказа любит слушать, буквенное написание фиксируется им нелегко. Он очень коммуникабельный, но в то же время непокорный, выражает несогласие на замечания, безразличен к одежде, к пище и не любит яркие зрелища. Когда он переживает стресс, кричит. Ему нелегко сосредоточиться.

Кинестетик. Крайне подвижный. Для него главным является занятие делом. Школьник – кинестетик свободный, одаренный, ему нравятся животные. Он любит все потрогать, ощупать. У него прекрасно развито . Хорошо воспринимает запахи.

Задания, которые можно предложить школьникам

Для визуалов – школьников необходимо дать задания в записной форме и писать карточки в красочном виде. Им предложите следующее задание: поискать самостоятельно что – то в книге или тетради, рассмотреть и сделать заключение.
Для аудиалов. Во время диктанта по математике вызвать школьника к доске, прочитать вслух задание родителям или учителю, дать задание на сочинение и порекомендовать, чтобы потом он рассказал его другу или всему классу.
Задания для кинестетиков: перекладывать фишки, рисовать, моделировать, пересчитывать предметы.

Дигитал

Упомянем еще о дигиталов. Для представителей этого вида важны числа и слова. Они говорят однозвучно и однообразно, уклоняются от жестикулирования. При разговоре с собеседником им важна логика и при разговоре с ним смотрят на его лоб. Среди них удачные программисты, шахматисты и юристы.

Если вы хотите, чтобы у вас сложился контакт с тем или иным человеком, говорите на их языке. Визуалу необходимо показывать красивые и наглядные вещи, аудиалу рассказывать, используя фразы типа «Это идея великолепно звучит» или «У вас такой нежный голос», а кинестетику дать погладить или потрогать, акцентируя на комфорте. С дигиталом в разговоре используйте слова «логично», «следовательно».

29 марта 2014