Шелковые картины китайских мастеров ручной работы. Искусство китайской вышивки: шелковыми нитями по шелку

Вышивка на шелке - самая изысканная и дорогостоящая, так как требует кропотливой работы и виртуозного мастерства вышивальшицы. Вышитая картина шелковыми нитками по шелку - вещь эксклюзивная, можно сказать, уникальная, единственная в своем роде, потому что каждое произведение создается вручную, и картины с повторяющимися сюжетами никогда не являются абсолютно одинаковыми. Для того чтобы освоить данную технику и самостоятельно выполнить двухстороннюю картину, необходимо учиться долгие годы. В Китае этому искусству начинают обучать с самого раннего детства, чтобы будучи взрослыми, мастера имели возможность создавать прекрасные шелковые шедевры.

Рукодельницы при вышивании используют более 100 видов стежков и швов, благодаря которым они достигают необычайной реалистичности изображений - цветов, рыб, животных, фруктов, пейзажей, и в своей работе используют только натуральные шелковые нити, которые окрашиваются вручную натуральными красителями специально под каждую картину.

При взгляде на картины, созданные китайскими вышивальщицами, не верится, что это вышивка. Полотно выглядит точно нарисованное - настолько маленькие незаметные стежки и нежные краски используются при его создании. Цвета переходят друг в друга так мягко и плавно, что кажутся нанесенными кистью красками. Мастера суачжоуской вышивки особенно гордятся тем, что умеют так искусно прятать узелки, вплетая их в общее полотно, что невозможно определить, где у картины изнанка, а где лицевая сторона. Техника вышивки шелком такова, что вышитое изображение с двух сторон выглядит абсолютно одинаковым.

Если одностороннюю вышивку шелковыми нитями по шелку можно назвать жемчужиной китайского мастерства, то двухстороннюю вышивку можно назвать алмазом. Она представляет собой сюжет, вышитый на тончайшем шелковом полотне с двух сторон. Вышитая картина помещается в специальный экран, располагаясь между двумя слоями стекла, который фиксируется на специальной подставке таким образом, что может вращаться вокруг оси, давая возможность любоваться «зеркальным» изображением картины. Как можно вышить подобную картину, знают только настоящие вышивальщицы, и свои секреты они передают из поколения в поколение.

Используя особую технику вышивки, мастерицы не только умело прячут кончики шелковой нити и узелочки, но и совершенно скрывают следы своей работы, поскольку даже при скрупулезном осмотре невозможно найти дырочки от иголок или же увидеть четкие стежки, свидетельствующие о человеческом присутствии. Поэтому величайшим мастерством считается уметь делать эту шикарную вещь, а величайшей ценностью - обладать двусторонней вышитой картиной, которая по сути является двумя картинами в одной.

Эти великолепные и изящные авторские картины шелковыми нитями по шелку выполнены мастерами-вышивальщицами Китая: Джао Дуньбин, Джан Чуньфан, Та Тин, Юнь Чен, Ван Вэй Чжун, Юнь Ванг, Сюе Динь Тин, Сунь Чжунь-шань, Ву Хуанг, Йо Ши Мэй, Тинг Юнь, Янг Чень, Ву Цянь, Йо Ши Мэй, Сыма Цянь.

Искусство китайской вышивки шелком по шелку

Китайская вышивка при использовании шелковых нитей это сложная и кропотливая работа. Она не подразумевает быстрого выполнения поставленной задачи, а может затянуться на 3,5 и более месяцев.

Особенной трепетливости к себе требуют именно нити, ведь они по своей структуре являются хрупкими и легко лохматятся , поэтому вышивка крестом по-китайски выполняется только вручную.

Разновидности китайских шелковых вышивок

Из Китая произошло множество вариаций вышивок, однако наиболее распространены следующие:

  • «Су». Технология, проявляющая максимальную утонченность и элегантность. При вышивании таким методом положено делить рабочую нить на несколько микрочастей . При выполнении технологии приветствуется аккуратность, гладкость, стежочная ровность и их плотность. Для выполнения картины в таком стиле потребуется использовать плавную цветовую гамму.

  • «Сян ». Чаще всего этот стиль можно наблюдать на вышивках пейзажа, животных и птиц, цветов. При использовании техники рукодельница смешивает несколько цветов и небрежно укладывает стежки.

  • «Yue ». На таких полотнах чаще всего передают всю мощь и волшебство, изображая птицу «Феникс», либо драконов. При вышивании используются яркие, насыщенные цветовые палитры, а стежки поражают ровностью и гладкостью.

  • «Шу». Такая картина не требует особой яркости и выполняется на атласной ткани, немного светлее самих ниток. Также она имеет специфические, и пыщащие разнообразием стежки.

Процесс вышивания картины по-китайски

Вышивка крестом по-китайски требует тщательной подготовки перед началом работы. Это особенно требуется начинающей вышивальщице. Для этого требуется очистить рабочее место, разложить нити и проверить их на качество окраски производителем. Для этого потребуется намочить её водой, завернуть в белую, чистую ткань и прогладить прогретым утюгом. Если нити некачественны , они начнут линять.

Что нужно для вышивки:

  • Пяльца или станок для вышивания, размером немного больше самой картины.
  • Ткань (шелковая).
  • Картонная заготовка или вышивальный комплект.
  • Карандаш, либо мел.
  • Разноцветные шелковые нити.
  • Иголочки с маленькими ушками (короткие 2,5 см).

Процесс вышивания картины:

Когда все готово, можно приступать непосредственно к самой вышивке. Для этого нужно:

  1. Закрепить шелковую ткань на вышивальном станке или пяльцах. Тогда материал будет в меру натянутым, создавая удобство во время работы, натуральным и однотонным. При выборе цвета фоновой ткани стоит обратить внимание на сочетаемость цветов фона и изображения. Для китайской глади характерен красный, голубой или белый цвет, но если вышивается современная картина, лучше использовать золотой или кремовый оттенок.
  2. Далее потребуется воспользоваться картонной заготовкой вышиваемого изображения. Прикладываем её и обводим, перенося на ткань карандашом, либо мелом. Начинающим вышивальщицам лучше приобретать уже готовое изображение, ведь там, на ткани уже помечен фронт работы.
  3. После проведения этих манипуляций можно приступать к самому вышиванию. Первым делом следует аккуратно закрепить нить на ткани.
  4. Далее потребуется воспользоваться всеми нитями, которые есть и как бы заштриховывать все фрагменты изображения. Здесь главное не ошибиться с выбором оттенка, иначе неправильные действия будут безвозвратны и оставят некрасивые дыры.
  5. Чтобы картина казалась объёмной, требуется прошить края мелкими стежками (1-2 мм.), нитками различных цветов.
  6. После окончания вышивки потребуется оставить небольшие припуски вокруг картины и вырезать её.
  7. Готовую картину приклеивают к заготовке любым клеем, а чтобы скрыть припуски, нужно взять картон и вырезать из него кусок требуемой формы. Приклеить с обратной стороны.
  8. В Китае такие вышивки декорирую шнурками, и помещают на стены в рамках. Если использовать такую методику, тогда нужно обклеить шнурком вышитую картину.

Профессиональное мастерство китайских вышивальщиц:

У каждого человека, даже результат одинаковой вышивки будет совершенно разный, ведь при работе, с накоплением опыта у вышивальщицы появляются свои «маленькие хитрости».

Вообще китайская методика вышивания картин, подразумевает изготовление двухсторонней картины. Маленькие изображения могут научиться выполнять многие, но что касается крупных картин, то не каждому дано. Китайские рукодельницы учат этому своих детей ещё с раннего детства, поэтому никому не достигнуть их опыта в создании шелковых шедевров.

Китайские рукодельницы выполняют работу немного иначе. Для вышивания они используют специальный подрамник, поднятый на удобную высоту, где одна рука работает сверху, а вторая снизу оборудования. Также по мере необходимости мастерица может поворачивать его.

Каждая вышивальщица кропотливо относится к своему «детищу» и продумывает каждый прокол ткани, чтоб не ошибиться. Её работа – трудоёмкий и тяжелый процесс при котором, наделав ошибок понадобиться много времени на их исправление.

Вышивая картину, любая мастерица хочет, чтобы она порадовала долгой жизнью и красотой. Поэтому есть несколько способов получить желаемое:

  • Перед началом вышивания крестом картины по-китайски, требуется проверять качество нитей. Это отразится на продолжительности жизни картины, насколько она будет яркой.
  • Подрамник должен быть поворачивающийся и удобный. Также для изготовления такой картины обязательно должны быть в работе обе руки.
  • При вышивании стоит всегда помнить, что технология подразумевает вхождение и выход иголки, перпендикулярно тканному полотну.
  • Для придания изображению объёмности, многие используют нити разной толщины.
  • Если поменять направление нити, тогда она будет выглядеть, как другим оттенком. Это обусловлено естественной особенностью шелка – иметь собственный матовый блеск.
  • Выполненные работы не хранятся в рамках со стеклом. Это подвергает шелковую структуру нитей к разрушению.

Законченная китайская вышивка поражает свей красотой, эстетически приятным внешним видом и позволяют долгие года любоваться ими. Чтобы результат работы порадовал, потребуется приложить множество усилий, желания и только тогда они смогут удивить, вызвать восхищение и трепет сердца, стать украшением жилища. Такие картины редко встречаются в продаже, ведь большинство из полотен передаются по наследству от матери к дочери.

Китайская цивилизация подарила миру множество уникальных открытий.
Изящная фарфоровая посуда, зеленый чай и шелк давно уже стали своеобразной визитной карточкой Китая. Резьба по камню и дереву, изготовление вырезок из бумаги, живопись и каллиграфия – это лишь немногая часть из того, чем по праву может гордиться Китай.
Вышивка – один из древнейших видов прикладного искусства, который заслуживает особенного внимания.


Согласно записям из книги исторических документов «Шуцзин», более 4 тыс. лет назад вышло постановление, в котором говорилось о том, чтобы официальная парадная одежда была украшена нарисованными цветами и вышивкой. В литературных произведениях эпохи Западная Чжоу встречаются слова – «вышивка и живопись неразрывны». Самые древние вышивки, дошедшие до наших дней – это изделия эпохи Воюющих царств (475-221 г. до н.э), которые выполнены в виде орнаментов с драконами и фениксами.

Особая гордость китайских мастериц - это вышивка по шелку. В Древнем Китае всех девочек, вне зависимости от их сословной принадлежности, обучали вышиванию. Художественная вышивка делалась на одежде, обуви, сумочках, веерах и других предметах.
Самой известной считается Сучжоуская вышивка, она выполняется на шелковой ткани шелковыми нитями. Невероятно живые картины, выполнены техникой двусторонней вышивки, когда лицевая и изнаночная стороны идентичны.

Первая вышивальная мастерская была открыта императорским двором во времена династии Сун (960-1279 гг.). И с тех самых пор искусство вышивания в Китае постоянно развивалось и совершенствовалось. Унаследовав лучшие традиции, и постоянно вбирая в себя все новое, вышивка становится все более популярной в народе.

Название вышивки – «сюйхуа», т.е. живопись иглой, образно отражает ее характер. С помощью иголки и ниток китайские рукодельницы создают прекрасные узоры. В Китае сохранилось несколько десятков традиционных приемов вышивки. Делятся они главным образом на «обыкновенные швы» (гладь, комбинированный, узловатый шов и др.) и «специальные швы», при котором в зависимости от изображаемых предметов применяются различные способы вышивки.
Как утверждают китайские мастера, чтобы получить наилучший эффект изделия, необходимо учитывать распределение и направление стежков, так как это играет важную роль для передачи формы, объема и тени. Расстановку швов в вышивании называют «фактурой». Если фактура подобрана удачно, то эффект вышитого изображения может превзойти эскиз к рисунку. Чтобы по завершению работы получить красивое художественное изделие, огромное значение имеет правильный выбор материала для основы. Обычно для нее служат тонкий шелк, атлас и др.
Среди китайских вышивок наиболее известными являются сучжоуская, хунаньская, гуандунская и сычуаньская. Их еще называют «четыре знаменитые вышивки» Китая. Кроме них так же известны пекинская, фуцзянская, шанхайская, чжэцзянская вышивки, а так же пестрые вышивки национальных меньшинств Китая.









































Сучжоуская вышивка отличается тонкой техникой исполнения, ровными гладкими стежками, изящностью и богатой палитрой красок. Некоторые изделия выполняются несколькими приемами вышивки с использованием ниток более сто цветов. Чтобы правильно отобразить тонкие линии и переходы, например, крылышки цикады, хвосты и плавники золотых рыбок, по мере перехода тонов нитки подбираются все тоньше и тоньше.

Все девушки в городе Сучжоу умеют вышивать шелком. Но лишь единицы из них выдерживают жесткий конкурсный отбор в известный на весь Китай Институт шелковой вышивки. Девушка должна уметь рисовать, обладать превосходным вкусом, чувством цвета, знать китайское и мировое искусство, уметь делать много других, чисто профессиональных вещей. Работать на государственной фабрике Сучжоу большая честь для каждой вышивальщицы. В 2006 г. на ней работало 100 вышивальщиц и 1 вышивальщик-мужчина. Это стабильная работа, которая финансируется государством. Здесь создаются самые настоящие произведения искусства.
На создание маленькой картины уходит в среднем три месяца. Картины, вышитые на фабрике, не продаются, так как вышиваются только по госзаказу. Все картины этой фабрики являются собственностью государства и преподносятся в дар государственным деятелям всего мира.
В музее Востока в Москве хранится три картины, вышитые мастерами фабрики Сучжоу. Одна из них была преподнесена И.Сталину. В экспозицию входят уникальные двусторонние вышивки (ширмы), а также картины, выполненные в технике плоских и крестовых стежков шелком. В работе используются только шёлковые нити.

В небольшом произведении можно найти до 80 оттенков разных цветов. А в монументальных полотнах - до тысячи. Нитки окрашиваются вручную специально под каждую картину. Вышивальщица и красильщик зачастую работают в паре для того, чтобы добиться максимально необходимого оттенка. В работах учениц вышивка занимает все полотно.
Высшей степенью мастерства и отличительной чертой мастера является наличие в работе свободного от вышивки пространства. Примерами таких работ, представленных на выставке, могут послужить вышивки «Пагода и лес» (Чэнь Мэйцзюань, техника ровного вышивания), «Гонки» (Ши Бэй, техника разного вышивания) и «Весна в городе Сучжоу» (Хэ Вэньчжэнь, техника специального разного вышивания).
Китайская вышивка требует поистине громадного терпения и мастерства.

Хунаньская вышивка стилистически близка к китайской национальной живописи и отличается четкостью линий и яркой расцветкой.

Гуандунская вышивка включает главным образом вышивки шерстяными, хлопчатобумажными, а также шерстяными и серебряными нитками. Она славится насыщенностью композиции и яркой контрастностью красок.

Сычуаньская вышивка – это короткие и изящные стежки, очень ровно положенные в основу.
Продукция народной вышивки стала более разнообразной: вышивались одежда, театральные костюмы, покрывала, наволочки, обувь, сумочки и т.д.

В начале 20 века под влиянием западной культуры мастера шелковой вышивки начали искать и вносить инновации в свои работы.

Шэнь Юньчжи (1874-1921) интегрировала некоторые эффекты портретов маслом в свои вышивки и создала новый стиль, названный "реалистичной вышивкой".
"Реалистичная вышивка" Шэнь получила заслуженное признание в Китае и за рубежом.
Результатом усилий Шэнь Юньчжи было основание учебных заведений, ассоциаций и профсоюзов работников вышивания в Сучжоу, Наньтуне, Даньяне и Чаншу.

В начале 30-х годов новый стиль шелковой вышивки, получивший название "произвольный стежок", был создан Ян Шоуюй, деканом факультета вышивки профессиональной женской школы Чжэнцзэ в Даньяне, провинция Цзянсу. Ян Шоуюй с детства любила рисовать и училась этому у своего двоюродного брата Лю Хайсу, который был известным художником и пользовался большой популярностью не только в Китае, но и за рубежом. Позже Ян Шоуюй начала учиться вышиванию и достигла в это большого мастерства.
Для этого стиля характерно произвольное наложение стежков шелковых нитей различной длины и направлений, использование нитей множества цветовых оттенков, а в отдельных случаях - расщепление шелковой нити на отдельные волокна, термическая обработка шелка, и другие приемы, проверенные и отработанные веками, что создает совершенно невероятные эффекты при экспозиции работ, выполненных мастерами из Сучжоу. В вышивках стилем «произвольный стежок» за основу берется эскиз или набросок на холсте. Выработана даже специальная теория использования цвета и тени. В лучших работах сочетаются особый колорит и своеобразие восточных вышивок и изысканностью западной живописи.
Это изобретение ознаменовало начало новой эпохи в развитии шелковой вышивки.

Источники текста.

Уникальные произведения китайских мастеров ручной вышивки шелком по шелку, не имеющих аналогов во всем мире, известные, как Сучжоуская вышивка более 2 тысяч лет.

Немного о технике…..

Вышивка делается на полупрозрачном шелке. Узелки прячут так что обе стороны вышивки кажутся лицевыми.Отдельным видом двусторонней вышивки, требующим высшего мастерства, является исполнение двух разных сюжетов на разных сторонах одного полотна (два разных пейзажа, тигр и павлин, кот и собака)! При этом вышивальщица прячет нити одного
изображения под нити другого и добивается полного совпадения размеров
изображаемых объектов – глядя на разноцветного павлина, невозможно
догадаться, что на противоположной стороне вышит желто-коричневый тигр!!!

Весь секрет в том, что вышивкой с обеих сторон покрывалась ВСЯ
поверхность ткани – и фон в том числе (разумеется под цвет фона). Тогда
свет проходил сквозь основу и рисунок через ОДИНАКОВЫЕ препятствия, и не
менял интенсивности (не возникало теней).
Но это только на словах так просто. На деле это как минимум означает, что
толщина нитей должна быть раза в четыре меньше той, что идёт на обычную
вышивку, а трудоёмкость такого изделия – поистине фантастическая. И это
ещё не всё!

Оставалась проблема контура, который даже в тканях равной толщины, всё равно будет заметен, через места прокалывания дырочек иглой и пропуска нити сквозь основу. Судя по всему, вышивка шла ОДНОЙ непрерывной нитью, “срощенной” из кусочков разного цвета!

Вышитая шелком по шелку картина – вещь эксклюзивная, единственная в своем роде, т.к. каждое произведение создается вручную, в связи с чем, картины, с повторяющимся сюжетом, никогда не являются абсолютно одинаковыми.

Процесс создания уникальных вышитых картин очень трудоемок (в среднем, мастер тратит от 3 до 6 месяцев, а то и год на одно произведение), вкладывая в картину частичку своей души. Вышивка расценивается как сокровище китайского традиционного искусства за красивые узоры, гармоничные цвета и аккуратные стежки.

Картина, вышитая руками мастера, это предмет любования и гордости
хозяев дома, лучший подарок на память, уникальное украшение домашнего интерьера, которое создает неповторимую атмосферу и гармонизирует пространство. Шелковую картину можно передать по наследству. Элитарное искусство ручной вышивки никогда не обесценится. Шелковая нить не выцветает и сохраняет свой первоначальный вид десятилетиями, а лучшие вышивки превосходят даже рисованные картины.

К сожалению, фотография просто не может передать огромное количество цветовых оттенков и игру света шёлковых нитей… Так как эти произведения полностью создаются вручную, каждая картина имеет свой характер, свое настроение, которое передает ей мастер-вышивальщица.

Вышивка шелком по шелку – жемчужина восточных искусств
Согласно письменным источникам, данный вид прикладного искусства зародился
в эпоху Троецарствия (Древний Китай, более 2 тысяч лет назад.): император
царства У (нынешняя территория нижнего и среднего течения реки Янцзы) Сунь
Цюань приказал сестре своего главного министра вышить “Карту Царств”.
Горы, реки, города и строения были изображены в мельчайщих деталях на
одном квадратном полотне шелковой ткани.

В книге "Тайные сокровища Цинов" написано, что мастера вышивки используют иглы, тонкие как волос. Цвета столь ярки, что слепят глаза, пейзажи и дома размещены с правильной перспективой, а цветы и птицы словно оживают.
Город Сучжоу по праву является одним из самых известных и посещаемых туристами городов Китая. Сами китайцы называют эту местность "Рай на земле"; иностранцы предпочитают другое название "Китайская Венеция" – из-за множества каналов, придающих сходство Сучжоу с известным итальянским городом. В 1276 году этот город посетил Марко Поло, который описывал его словами "великий" и "благородный".

В начале XX века с этим видом искусства познакомилась Западная Европа. В 1909 году портрет итальянской королевы Лины был послан в Италию как государственный подарок и произвел там сенсацию. В 1915 году изображение Иисуса получило первый приз на Панамо-Тихоокеанской международной выставке в США.

Традиции и опыт сохраняются и приумножаются в современных работах.
Шелковая нить не выцветает и сохраняет первоначальный вид десятилетиями.
Лучшие вышивки превосходят рисованные картины. Вышивка шелком по шелку может быть и двусторонней – вышитое изображение с двух сторон выглядит абсолютно одинаковой. Такие картины не вешают, а ставят на горизонтальную поверхность.

Сучжоуская техника шелковой вышивки появилась более 2000 лет назад, и, благодаря постоянному оттачиванию мастерства, передающегося из поколения в поколения, постепенно достигла совершенства. Были времена, когда в Сучжоу практически каждая семья занималась разведением тутовых шелкопрядов для получения шелковых нитей, использовавшихся для вышивки. Даже названия, сохранившиеся в Сучжоу до настоящего времени, говорят сами за себя: "переулок шелковой нити", "фабрика шелка", "улица вышивки цветов", и другие.
Город Сучжоу превратился в центр шелковой вышивки, он стал широко известен не только в Китае, но и за рубежом. Уже в начале XX веке техника шелковой вышивки значительно усовершенствовалась благодаря влиянию запада.

Появилась "Реалистичная вышивка" – именно этой техникой был выполнен вышитый портрет Лины, королевы Италии, который был преподнесен Италии в 1909 году в качестве государственного подарка, и стал настоящей мировой сенсацией. В 30-е годы появился стиль "Произвольный стежок": эта техника вышивки предполагает использование стежков различной длины и направлений, а также наложение многочисленных слоев шелковых нитей различных цветовых оттенков, что позволяет добиться поразительного эффекта игры света, "трехмерности" и реалистичности вышитых картин.

Как и в прежние времена, процесс создания вышитой картины требует огромных затрат труда мастера-вышивальщика: в среднем, одна вышитая картина создается в течение нескольких месяцев непрерывного и тяжелого труда, а отдельные работы мастера вышивают больше года! Сучжоуская техника ручной вышивки продолжает свое развитие. В настоящее время промышленность провинции Сучжоу производит шелк по усовершенствованной технологии, что позволяет создавать вышитые картины в еще более ярких и живых красках и добиваться поразительных визуальных эффектов. .

Эти шёлковые картины – тонкая, изящная авторская вышивка мастеров-вышивальщиц Китая: Джао Дуньбин, известной талантом необычайно точно вышивать животных. С помощью богатой цветовой палитры шелковых нитей сумела создать иллюзию живой теплой шерсти животных и ласковой степной травы в зените лета…

Д жан Чуньфан. Ей 31 год, вышивкой занимается с 7 лет. С 17 лет создает высокопрофессиональные работы (после окончания Института
вышивки).Спокойный, умиротворяющий дух вышивки мастера – вышивальщицы навевает мысли о вечности и непреходящей красоте природы абсолютную иллюзию живой теплой шерсти

Нежная, гармоничная работа известной мастера-вышивальщицы Та Тин,
прозванной за изящество исполнения "мастер -волшебные руки"….Её волшебные руки изумительно, очень тонко, и необычайно точно и достоверно вышивают животных.

Необыкновенно тонкая, изящная вышивка известного современного автора Юнь Чен,выполненная в двух техниках – свободный стежок(фон) и и рельефная точечная вышивка(ваза),создающая волшебную иллюзию настоящей живой фарфоровой мозаики.Вся будто пронизана солнечным светом. Всё это мастер сумела передать с помощью богатой цветовой палитры шелковых нитей.
Изящная вышивка мастера – вышивальщицы Ван Вэй Чжун. Богатая палитра нежных оттенков шелковых нитей, а также оформление картины выполнено художником методом прорисовки сюжета, создают волшебный эффект присутствия.

Юнь Ванг(получила в 2002 г. золотую премию на выставке в Нью-Йорке за работу "Мона Лиза" по мотивам Да Винчи). Изящная, жизнерадостная вышивка мастера очень нежная, гармонизирующая пространство.

Тонкая, элегантная авторская вышивка высочайшего уровня, выполненная известной современной мастером-вышивальщицей Сюе Динь Тин (получила Золотую премию Британии за выполненный ею портрет Королевы Елизаветы Второй).
Для достижения эффекта нежной игры красок живых цветов мастер, разделяла тонкую шелковую нить на 24 волокна, использовала около 1000 цветовых оттенков натурального шелка.

Необыкновенно тонкая, изящная вышивка мастера – вышивальщицы Сунь Чжунь-шань. Спокойные и вместе с тем яркие и сочные переливы нежных тонов шелка дарят умиротворение, нежность,располагают к созерцательному настроению. Необычайно жизнерадостная, тонкая, изящная авторская работа известного мастера Ву Хуанг.
Очень нежная, изящная вышивка мастера- вышивальщицы Йо Ши Мэй, вся будто пронизана солнечным светом. Богатая палитра натуральных шелковых нитей создает полную иллюзию роскошно цветущего дерева, Нежные переливыполутонов шелка создают абсолютную иллюзию живого цветка.

Методом подрисовки сюжета вышивки на багет создается волшебный эффект присутствия живой природы в доме. Богатая палитра натуральных шелковых нитей создает полную иллюзию роскошно цветущей ветки.

Талантливые мастера известны исполнением вышивок на высочайшем уровне по сюжетам художников-авангардистов, по мотивам картины известного современного американского художника китайского происхождения Дин Шаогуан, который творит в стиле попмодерн.

Очень тонкие работы известных мастеров-вышивальщиц высочайшего мастерства. Спокойный, умиротворяющий дух работ навевает мысли о вечности и непреходящей красоте природы.

Наиболее распространенными считаются 4 вида вышивки шелковыми нитками. Они отличаются друг от друга сюжетами, техникой исполнения и даже цветовой гаммой:

  • Самой утонченной и элегантной считается вышивка под названием «Су». Ее характерной особенностью является то, что нить, используемая для вышивки, делится на несколько очень тонких частей. Кроме того подобного рода вышивка выполняется исключительно плотными, гладкими и аккуратными стежками. Для создания картины при помощи такой техники вам нужно будет использовать лаконичную и довольно плавную цветовую палитру;
  • На картинах вышитых при помощи техники «Сян» чаще всего изображены различные пейзажи, цветы, животные или птицы. Во время такой вышивки вместе смешиваются совершенно разные по цвету нити и стежки укладываются с некоторой небрежностью;
  • Картины, вышитые при помощи «Yue» поражают воображение своими яркими насыщенными цветами, а также наличием серебряных и золотых элементов. На таких полотнах, как правило, изображены драконы или птицы-фениксы. Стежки в такой вышивке должны быть очень точными, ровными и гладкими;
  • Отличительной особенностью вышивки «Шу» является то, что в ней используются весьма разнообразные и можно сказать даже специфичные стежки. Картины при помощи такой техники вышивают на мягкой атласной ткани, используя при этом нитки, максимально приближенные по цвету к самой основе.