Программное обеспечение для дошкольников. Программы развития в детских садах. ООО «Образовательный Консалтинг «Интеллект Групп»

Программное обеспечение образовательного процесса в ДОУ РФ. Виды основных и дополнительных программ. Структура и содержание программы «Крымский веночек», ее роль в воспитании и обучении детей дошкольного возраста Крыма

Согласно рекомендациям по экспертизе программ ДОУ программы должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми. Программы должны быть нацелены на развитие любознательности как основы познавательной активности у дошкольника; развитие способностей ребенка; формирование творческого воображения; развитие коммуникативности.

Программы должны обеспечивать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физические развитие; эмоциональное благополучие каждого ребенка; интеллектуальное развитие ребенка; создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Программы должны предусматривать организацию детской жизни в трех формах: занятия как специально организованная форма обучения; регламентированные виды деятельности; свободное время, предусмотренное для ребенка в детском саду в течение дня.

Программы должны строиться с учетом специфических для детей дошкольного возраста видов деятельности (игра, конструирование, изобразительная, музыкальная, театрализованная деятельности и т.д.);

Программы должны предусматривать возможность реализации индивидуального и дифференцированного подходов в работе с детьми.

Основные программы. Содержание основной программы отвечает требованиям комплексности, т.е. включает все основные направления развития личности ребенка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое, и содействует формированию разносторонних способностей ребенка (умственных, коммуникативных, регуляторных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметной, игровой, театрализованной, изобразительной, музыкальной, конструирования и др.). Таким образом, основная программа определяет весь спектр общеразвивающих (в том числе коррекционных) задач и все содержательные аспекты образовательной деятельности ДОУ в рамках реализации основных образовательных услуг.

К основным комплексным программам дошкольного образования отнесены: «Гармония развития» (Д.И.Воробьева); «Детский сад -- дом радости» (Н.М.Крылова), «Детство» (В.И. Логинова, Т.И. Бабаева и др.);«Золотой ключик» (Г.Г. Кравцов и др.); «Истоки» (под ред. Л.Е. Курнешовой), «Из детства -- в отрочество» (под ред. Т.Н.Дороновой), «Кроха» (Г.Г. Григорьева, Е.Г. Кравцова и др.); «Программа воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой); «Программа для групп кратковременного пребывания в детском саду: старший дошкольный возраст» (под ред. Т.Н.Дороновой, Н.А.Коротковой); «Радуга» (под ред. Т.Н.Дороновой); «Развитие» (под ред. О.М.Дьяченко).

В рамках реализации основной образовательной деятельности ДОУ могут применяться специализированные программы: «Красота. Радость. Творчество» (А.В.Антонова, Т.С.Комарова и др.); «Росинка. В мире прекрасного» (Л.В.Куцакова, С.И.Мерзлякова); «Художественный труд» (Н.А. Малышева); «Природа и художник» (Т.А.Копцева); «Камертон» (Э.П.Костина); «Гармония», «Синтез» (К.В.Тарасова, Т.В.Нестерено); «Малыш» (В.А.Петрова); «Музыкальные шедевры» (О.П.Радынова); «Ритмическая мозаика» (А.Н.Буренина); «Программа развития речи детей дошкольного возраста» (О.С.Ушакова); «Программа математического развития детей дошкольного возраста в системе "Школа-2000"» (Л.Г. Петерсон); «Росинка. Расту здоровым» (В.Н.Зимонина) и др.

Среди основных особое место занимают программы коррекционной направленности (по направлениям коррекции), реализация которых предполагает внесение комплекса необходимых изменений в организацию жизни детей, корректировку примерных режимов и создание особой предметно-развивающей среды ДОУ.

Дополнительные программы дошкольного образования. На основании п. 6 ст. 14 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может наряду с основными реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за пределами определяющих его статус основных образовательных программ.

К дополнительным относятся образовательные программы различной направленности: художественно-эстетического цикла, этнокультурные, культурологические, интеллектуально-развивающие, коммуникативно-речевые, экологические, физкультурно-оздоровительные, различной коррекционной направленности и др. В отдельных случаях в качестве дополнительных могут использоваться парциальные программы дошкольного образования.

Дополнительные образовательные программы не могут реализовываться взамен или в рамках основной образовательной деятельности за счет времени, отведенного на реализацию основных образовательных программ дошкольного образования (прогулки, дневного сна, основных занятий, игр).

«КРЫМСКИЙ ВЕНОЧЕК» - региональная программа (Мухоморина Л. Г., Араджиони М. А., Горькая А., Кемилева Э. Ф., Короткова С. Н., Пичугина Т. Алексеевна., Тригуб Л. М., Феклистова Е. В.)

Крымский полуостров является полиэтничным и поликонфессиональным регионом. В этой связи особое значение приобретает проблема всестороннего этнического просвещения и привития навыков толерантного взаимодействия через сеть общеобразовательных заведений всех уровней, поскольку этот путь является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости как этнической, так и религиозной.

Структура

Комплекс программно-методических материалов состоит из «Введения», «Пояснительной записки», «Методических рекомендаций», разделов: «Природа Крыма», «Люди Крыма и их культуры», «Работа с семьей» и Приложений: «Терминологического словаря» и «Списка литературы». Раздел «Люди Крыма и их культуры» конкретизируется в подразделах: «Речевое общение на родном языке и «языке соседа», «Традиционная и современная культура людей, живущих в Крыму», «История людей и памятников», «Художественная литература», «Музыка», «Играем вместе».

Каждый раздел определяет основные цели и задачи в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, необходимый объем знаний и умений детей, показатели успешного развития детей среднего и старшего дошкольного возраста, а также содержит краткие методические рекомендации, относящиеся к содержанию данного раздела.

Средствами формирования у детей этики межнационального общения служат педагогически направленное общение со сверстниками и взрослыми людьми разных национальностей, народное творчество, игры, художественная литература и др. Началом работы по формированию у детей толерантности в межнациональном общении служит формирование эмоционально-положительного отношения к самому факту существования разных народов, языков, культур, вкусов.

Работа с детьми дошкольного возраста в этом направлении должна быть интегрирована по своему содержанию. Дошкольникам рекомендуется дать основные сведения по крымоведению, связанные с историей, культурой, обычаями и бытом народов Крыма, по этике, эстетике, экологии, доступные их возрастному восприятию. Необходимо познакомить детей с элементами разных видов искусств, в том числе живописи, музыки и литературы.

В контексте данной программы следует обратить внимание на то, что воспитание патриотических чувств к своей Родине у детей дошкольного возраста должно базироваться на добром отношении к представителям других национальностей, содействовать овладению дошкольниками элементарной этикой межнациональных отношений, на формировании у детей представлений о том, что люди на Земле должны жить в мире и дружбе.

- 106.00 Кб

Введение………………………………………………………… …………………………..3

Заключение…………………………………………………… ……………………………15

Список литературы………………………………… ……………………………………...16

Введение

Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации в них воспитательно- образовательного процесса, выбору и обоснованию содержания основных и парциальных учебных программ, результатам и результативности их деятельности, подбору и обучению педагогических кадров.

Новые подходы к управлению в системе дошкольного образования вызывают изменение спектра функций, принципов, методов и приемов управленческой деятельности руководителей образовательных учреждений. Эти изменения объективны и вызваны следующими основными факторами:

Становлением рыночных отношений, в том числе и в социальной сфере, и, как следствие, конкуренцией образовательных учреждений;

Становлением альтернативной системы сопровождения детей дошкольного возраста в форме гувернерства и частных образовательных учреждений;

Отходом от единой программы в области дошкольного воспитания и наличием веера общеобразовательных (учебных) программ, пособий, дидактических материалов;

Недостаточностью нормативного финансирования дошкольных образовательных учреждений;

Широкими возможностями для привлечения в учреждения внебюджетных финансовых средств;

Повышением заинтересованности родителей как основных социальных заказчиков в продуктивной деятельности конкретного образовательного учреждения;

Стремлением общественности влиять на воспитательно-образовательный процесс в учреждении и др.

Таким образом, объективно к учреждениям образования предъявляются новые требования к обеспечению их стабильного функционирования и развития. Оптимальным механизмом, обеспечивающим данные процессы, является деятельность дошкольного образовательного учреждения по разработке и реализации своей образовательной программы.

  1. Программное обеспечение ДОУ. Образовательная программа

Программа – основной документ ДОУ, определяющий содержание образования определенного уровня и направленности. Образовательная программа - это модель организации воспитательно - образовательного процесса.

Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения разрабатывается в соответствии с требованиями основных нормативных документов: Закона Российской Федерации «Об образовании» и Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, в соответствии с временными государственными стандартами в области дошкольного воспитания и образования и является обязательным нормативным документом, разрабатываемым и реализуемым, согласно п. 5, ст. 14 Закона РФ «Об образовании», «каждым образовательным учреждением самостоятельно».

Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения является одним из основных нормативных документов, регламентирующих его жизнедеятельность. Она наряду с Уставом служит основой для лицензирования, аттестации, аккредитации, изменения бюджетного финансирования, организации платных образовательных услуг в соответствии с социальным заказом родителей (законных представителей).

Практика работы дошкольных образовательных учреждений, анализ литературы по этому вопросу позволили обозначить проблему неоднозначного понимания назначения, структуры и содержания данного документа. Наиболее распространенное заблуждение заключается в том, что образовательную программу зачастую отождествляют с учебной программой, реализуемой в том или ином дошкольном учреждении. В то же время существует реальный опыт разработки образовательных программ по аналогии со школьной моделью или исходя из собственной логики понимания данного документа. Таким образом, можно зафиксировать еще одно явное противоречие между требованием Закона РФ «Об образовании» и других нормативных документов о разработке и реализации каждым учреждением своей образовательной программы и отсутствием единого понимания ее назначения, структуры и содержания.

Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения рассматривается нами как нормативно-управленческий документ, обосновывающий выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации воспитательно-образовательного процесса в каждом конкретном дошкольном образовательном учреждении.

Назначение образовательной программы определяется исходя из того, что это внутренний (для данного учреждения) образовательный стандарт, обусловленный муниципальной программой развития образования, логикой развития самого образовательного учреждения, его возможностями, образовательными запросами основных социальных заказчиков - родителей (законных представителей).

Назначение образовательной программы - мотивированное обоснование содержания воспитательно-образовательного процесса, выбора общеобразовательной программы в каждом конкретном дошкольном образовательном учреждении.

Разработка и реализация образовательной программы как внутреннего стандарта дошкольного образовательного учреждения определяют ее назначение для руководителя и педагогического коллектива, органов управления образования, родителей (законных представителей), для средних общеобразовательных учреждений.

Для руководителей и педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения ценность представляет как процесс создания образовательной программы, так и совместная деятельность по ее реализации. В этом случае деятельность приобретает осмысленный и упорядоченный характер. В то же время образовательная программа позволяет увидеть перспективы своего развития, как личностного, так и коллективного; оценить свои сильные и слабые стороны; качественно подготовиться к процедурам лицензирования, государственной аттестации и аккредитации; более осознанно и целенаправленно управлять образовательным учреждением.

Образовательная программа позволяет показать конкурентоспособность образовательного учреждения, определяет взаимодополняемость предоставляемых образовательных услуг. Поскольку образовательная программа является описанием объекта управления, она может являться основой для разработки и совершенствования структуры и технологии управления воспитательно-образовательным процессом, позволяет повысить эффективность таких функций управления, как планирование, организация, анализ и контроль.

Для руководителей органов управления образованием образовательная программа является механизмом внешнего контроля за деятельностью дошкольного образовательного учреждения, причем, отмечаем это особо, механизмом демократическим, так как контролю и проверке подлежат именно то содержание воспитательно-образовательного процесса и те формы его организации, которые выбирают и обосновывают сами образовательные учреждения.

Для родителей (законных представителей) воспитанников образовательная программа дает возможность принять участие в организации воспитательно-образовательного процесса, выборе и корректировке его содержания. Это позволяет учесть мнения и предложения основных «заказчиков» деятельности дошкольных образовательных учреждений. В таком плане привлечение родителей и представителей ближайшего социального окружения к разработке и реализации образовательной программы является необходимым условием для стабильного функционирования и развития каждого дошкольного образовательного учреждения. Это будет способствовать обеспечению реализации права родителей на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг, права на гарантию их получения.

Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения представляет интерес и для средних общеобразовательных учреждений, куда пойдут в дальнейшем воспитанники конкретного детского сада. В связи с этим считаем целесообразным налаживание деловых отношений с ближайшими образовательными учреждениями и также учреждениями дополнительного образования детей. Их (особенно учителей начальной ступени образования, членов администрации ближайших школ, курирующих вопросы начального общего образования) уместно привлекать на этапе разработки образовательной программы. Это дает надежду на возможное, в перспективе, решение вопроса о преемственности дошкольного и начального общего образования.

  1. Общеобразовательная программа ДОУ и требования к ней

Основная общеобразовательная программа дошкольного образова ния (далее - Программа) разрабатывается, утверждается и реализуется в образовательном учреждении на основе примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования, разработка которых обеспечивается уполномоченным федеральным государственным органом на основе федеральных требований.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (далее - Программа) разрабатывается, утверждается и реализуется в образовательном учреждении на основе примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования, разработка которых обеспечивается уполномоченным федеральным государственным органом на основе федеральных требований.

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

Программа должна:

Соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

Сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);

Соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);

Обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

Строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

Основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

Предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

Предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Программа состоит из двух частей:

1) обязательной части;

2) части, формируемой участниками образовательного процесса.

Обязательная часть Программы должна быть реализована в любом образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования. В группах компенсирующей и комбинированной направленности обязательная часть программы включает в себя деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

Часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса, отражает:

Описание работы

Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации в них воспитательно-образовательного процесса, выбору и обоснованию содержания основных и парциальных учебных программ, результатам и результативности их деятельности, подбору и обучению педагогических кадров.
Новые подходы к управлению в системе дошкольного образования вызывают изменение спектра функций, принципов, методов и приемов управленческой деятельности руководителей образовательных учреждений.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………..3
Программное обеспечение ДОУ. Образовательная программа…………………4
Общеобразовательная программа ДОУ и требования к ней…………………….7
Виды общеобразовательных программ. …………………………………………13
Заключение…………………………………………………………………………………15
Список литературы………………………………………………………………………...16

Программа - основной документ, в котором отражено содержание обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Анализируя совре­менное состояние организации педагогического процесса и нормативно-программное обеспечение дошкольных учреждений, целесообразно сде­лать небольшой экскурс в историю проблемы.

На III (1924 г.) и на IV (1928 г.) съездах по дошкольному воспитанию вопрос о программе для детского сада и принципах ее построения был выделен в специальный раздел. В 1928 г. под руководством Н. К. Крупской был создан первый проект программы, который обсуж­дался учеными-специалистами в области педагогики и психологии. В 1929 г. выходит методическое письмо Наркомпроса «О связи дошколь­ных учреждений со школой и о планировании работы». После этого на­чинается работа над созданием «Программы для дошкольных учрежде­ний». В 1932 г. такая программа была принята как руководство при пла­нировании учебно-воспитательного процесса. В 1934 г. был опубликован документ «Программа и внутренний распорядок детского сада». Она от­личалась от предыдущей по форме, расположению материала и была го­раздо проще и удобнее по структуре. В 1945 г. разрабатывается руково­дство для воспитателей, которое в 1948 г. переиздается с небольшими изменениями.

Первым документом, обязательным для выполнения, было новое «Ру­ководство для воспитателей детского сада», изданное в 1953 г.

Быстрое развитие дошкольной педагогики как науки и детской психо­логии привело к созданию более совершенного для практики дошкольно­го воспитания документа. В 1962 году была утверждена и рекомендована к использованию Министерством просвещения РСФСР как основной го­сударственный документ для дошкольных учреждений «Программа вос­питания в детском саду». Над усовершенствованием программы работали научно-исследовательские институты дошкольного воспитания АПН СССР и ведущие кафедры дошкольной педагогики. С 1962 по 1989 гг. программа переиздавалась 9 раз. В 1978 г. были внесены очередные из­менения, и программа получила название Типовой. Создание новой «Ти­повой программы воспитания и обучения в детском саду» (1984 г. Под редакцией Р.А. Курбатовой и Н.Н. Поддъякова) было обусловлено соци­альным развитием общества, достижениями педагогической науки, тре­бованиями «Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы». Программа разрабатывалась НИИ дошколь­ного воспитания АПН СССР, Министерством просвещения СССР и Управлением по дошкольному образованию. На основе этой программы разрабатывались программы союзных республик, а в 1985 г. в РСФСР была опубликована «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой. В 1987 г. программа была доработана, и вышло ее второе издание.

В 1989 г. Государственным комитетом по народному образованию СССР утверждена новая Концепция дошкольного воспитания (авторы В.А. Петровский и В.В. Давыдов), в которой был дан критический анализ состояния дошкольного воспитания и перспективы его развития в на­правлении гуманизации дошкольного воспитания.

В 1991 г. Постановлением Совмина РСФСР утверждено «Временное положение о дошкольном учреждении», в котором отмечалось, что единая программа неизбежно приводила к единообразию форм, содержания и ме­тодов педагогического процесса. Положением отменялся порядок действия программы как единого образовательного документа, теперь дошкольные учреждения были вправе не только выбирать программу, по которой бы хотели работать, но и вносить свои изменения в ее содержание.

В методических рекомендациях, подготовленных Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой (1992 г.) представлен анализ состояния дошкольного воспитания в период его реформирования. Авторы отмечали, что сущест­вующая программа не отвечает в полной мере требованиям обучения воспитания нового поколения. Она излишне идеологизирована, рассчи­тана в основном на усредненного ребенка, не учитывает региональных особенностей, имеющих важное значение для формирования личности ребенка.

В связи с принятием Закона РФ «Об образовании» (1992) многие на­учные коллективы приступили к разработке авторских, вариативных про­грамм по дошкольному образованию. Позднее, в 1995 г. Постановлением Правительства РФ было утверждено «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении», в котором было закреплено право ДОУ самостоятельно выбирать программы из комплекса вариативных про­грамм, рекомендованных государственными органами управления обра­зования, вносить в них изменения, а также разрабатывать собственные (авторские) программы в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.

Все программы можно разделить на комплексные и специализирован­ные. Комплексные (или общеразвивающие) программы направлены на формирование у ребенка универсальных способностей и их развитие до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям со­временного общества. К ним относятся следующие программы: «Радуга» (научный руководитель Т.Н. Доронова); «Развитие (авторский коллектив под руководством Л.А. Венгера); «Детство» (авторский коллектив РГПУ им. А.И. Герцена под ред. Т.П. Бабаевой); «Программа воспитания и обу­чения в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой); «Детский сад - дом радости» (Н. М. Крылова, В. Т. Иванова) и другие.

Специализированные (локальные или парциальные) программы вклю­чают одно или несколько направлений развития ребенка. К ним относят­ся: «Семицветик» (В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова); «Наш дом - природа» (Н. А. Рыжова); «Юный эколог» (С. Н. Николаева); «Музыкальные ше­девры» (О. П. Радынова); «Театр - творчество - дети» (Т. С. Комарова, А. В. Антонова, М. Б. Зацепина); «Я - человек» (С. А. Козлова) и другие.

Выбор программы зависит от вида дошкольного образовательного уч­реждения, утвержденного «Положением о дошкольном образовательном учреждении».

Программы ДОУ (Пискарева – Арапова Н.А. О российских программах дошкольного образования. //Дошкольное воспитание. 8, 2005, с.3-8) Основная программа + дополнительные Парциальные Адаптированные (авторизированные) авторские Комплексная + Парциальные Образовательная программа ДОУ (авторство – в идее соединения программ согласно целей ОУ)


Законодательная база: Ст.14 п.5 Закона «Об образовании» дает педагогам, образовательному учреждению право выбирать программы. Ст. 9 Закона «Об образовании» констатирует, что программы ДОУ делятся на основные, дополнительные и примерные Ст. 14 п.6 Закона «Об образовании» разрешает реализацию дополнительных программ.


Дополнительные программы дошкольного образования На основании п.6 ст 14 Закона РФ «Об образовании» ДОУ в соответствии со своими уставными целями и задачами наряду с основными может реализовывать дополнительные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги. Предоставление дополнительных образовательных услуг (платных, бесплатных) и реализация дополнительных образовательных программ осуществляются только по желанию родителей (законных представителей ребенка) на основе договора с ними.


Цель дополнительных программ – создание условий для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей, обеспечение развития индивидуальных способностей, творческой сферы ребенка и интересной и значимой для него деятельности. Дополнительные программы позволяют более глубоко, дифференцированно, адресно построить образовательный процесс с учетом склонностей и предпочтений каждого ребенка, каждой семьи.


К дополнительным программам могут относиться программы различной направленности: художественно-эстетического цикла; этно-культурные; культурологические; интеллектуально-развивающие; коммуникативно-речевые; экологические; физкультурно-оздоровительные; коррекционные и др. В отдельных случаях в качестве дополнительных программ могут использоваться парциальные программы дошкольного образования.






Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от




1.1. Авторская образовательная программа - это результат теоретических и практических исследований педагога, его определенных взглядов и убеждений, которые он в этом документе излагает. Это предложение, проба своих сил, которые не могут закончиться только написанным текстом Авторская образовательная программа должна отвечать требованиям существующих образовательных стандартов по овладению обучающимися необходимыми знаниями, умениями и навыками.


Уровень авторской программы предполагает соответствие современному состоянию науки, новизну, инновационный характер; направленность на развитие природных особенностей и способностей ребенка, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, мышления, его социальный адаптации; установку на развитие целостного взгляда на мир; соответствие требованиям системности и преемственности в образовании, построении учебного процесса; использование основных дидактических средств; обеспеченность учебными пособиями, методическими рекомендациями по реализации учебной программы.


Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы: Титульный лист. Пояснительную записку. Учебно-тематический план. Содержание изучаемого курса. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы. Список литературы. Приложения


Пояснительная записка, в которой отражается: обоснование актуальности программы, ее новизны и основных отличий от других аналогичных или смежных по профилю деятельности; основные ведущие идеи (научные, общепедагогические, социальные и др.), раскрывающие научную и методическую позиции автора; цели и задачи программы на все годы (если она долгосрочная), а также цели, определяемые на каждый год деятельности.


Цель - это «образ» результата, на достижение которого направлены все усилия педагога и детей. Она должна быть реальна, конкретна, иметь мотивирующий, стимулирующий, побуждающий характер для всех участников образовательного процесса. Задачи ставятся, исходя из целей и назначения всего процесса образования, их должно быть столько, сколько необходимо для осуществления задуманного.


Задачи должны: соответствовать содержанию, формам и методам предполагаемой образовательной деятельности; конкретно и четко определены; сформулированы максимально кратко, но развернуты во времени и пространстве; поставлены в определенной последовательности (классифицированы); иметь в формулировке ключевое слово - глагол, определяющий основное действие (оказать, открыть, отработать и т.д.); знания, умения и навыки, которые должны приобрести обучающиеся в результате изучения данной дисциплины; основные виды учебных занятий и особенности их проведения (практические, лабораторные занятия, экскурсии, походы, массовые мероприятия и т.п.); виды текущего, промежуточного и итогового контроля (диагностики); средства, необходимые для реализации программы: научно- методическое, материально-техническое обеспечение и др.




Что развивает педагог в детях Физическое здоровье Наличие или отсутствие хронических заболеваний, интеллектуальных нарушений, приведших к некоторому отставанию в общем развитии ребенка Интеллектуальное развитие Степень развития психических качеств: - внимание, - восприятие, - воображение, - память, - мышление, - речь Социальный опыт - Развитость коммуникативных качеств. - Ориентировка в окружающей действительности. - Запас знаний о мире. - Степень - самостоятельности; - активности; - - инициативности.


III. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3.1. Учебно-тематический план представляется как учебный курс, включающий в себя основные темы программы и их продолжительность Оформлять его рекомендуется в виде таблицы, в которой указываются: перечень разделов, тем; количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.




Содержание авторских программ должно быть направлено на: создание условий для развития личности ребенка; развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучия ребенка; приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям; профилактику асоциального поведения; создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур; целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка; укрепление психического и физического здоровья детей; взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.


V. ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОГРАММЕ обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т. д.); рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т. д.; дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.






На титульном листе должно быть указано: Название образовательного учреждения согласно уставу. Название программы, ее статус (авторская или авторизированная) и для какого возраста разработана. Фамилия, имя и отчество автора (полностью), должность, образовательное учреждение. Фамилия, имя и отчество рецензентов (полностью), ученая степень, должность. Год представления программы.


Образец титульного листа Название учреждения по уставу Авторская (авторизированная) программа Название программы, для какого возраста Автор фамилия, имя, отчество (полностью), должность Рецензенты: фамилия, имя, отчество (полностью), ученая степень Тюмень 2006 г.




Рекомендации по рецензированию авторской программы 1. Рецензия на программу: «__________________» (название) 2. Педагог (ФИО)_________________________ 3. Общая характеристика программы: образовательная область; комплекс, объединение (студия, ансамбль и т.д.), в рамках которого реализуется рецензируемая программа; адресат (категория детей, возраст, социальный состав и т.д.); срок реализации, на который рассчитана программа; степень новизны программного курса в системе образования детей; оригинальность рецензируемой программы и ее соответствие учреждению дошкольного образования; качество подачи материала с точки зрения профессионализма и грамотности.


4. Характеристика структуры программы (краткое описание частей и их анализ): пояснительная записка должна включать цель, задачи, краткие аргументы в пользу актуальности и новизны работы; указания адресата, срока реализации программы; содержательная часть программы должна раскрывать основные темы занятий, их содержание и обоснование; методическая часть программы должна содержать характеристики педагогических, психологических, организационных условий, необходимых для получения образовательного результата; раскрывать методику работы над содержанием учебного материала, систему отслеживания и фиксации результатов, методику оценки знаний и умений учащихся; список литературы должен быть достаточно полным, современным и соответствовать содержанию программы, а также иметь два варианта: для педагога и для детей.


5. Язык и стиль изложения должен отличаться четкостью, ясностью, убедительностью и логикой. 6. Рецензентам следует учитывать, в какой степени материалы программы соответствуют специфике дошкольного образования, т.е.: стимулируют познавательную деятельность ребенка; развивают коммуникативные умения; создают социокультурную среду общения; способствуют развитию творческих способностей; стимулируют стремление к самостоятельной деятельности. 7. Характеристика приложений к программе, их содержания (методических разработок, дидактического материала, схем проведения занятий и др.)


8. Оценка профессиональных умений и знаний педагога как автора программы. 9. Общий вывод о качестве программы и рекомендации по ее использованию. 10. Рецензия на программу должна содержать ее аргументированную оценку, рекомендации по совершенствованию недостатков и заключительный вывод о возможности использования в системе дошкольного образования. Рецензент заверяет содержание рецензии личной подписью, указывает полностью свои фамилию, имя, отчество, должность и место работы. Документ скрепляется печатью организации, удостоверяющей подпись рецензента.