Мастер-класс «Изонить. Узор из заполненных окружностей. Заполнение окружности сплошной линией и через центр

«Изонить – не менее увлекательная и занимательная техника рукоделия. Можно встретить и другие названия: нитяная графика, изображение нитью, вышивка на картоне, ниточный дизайн, изографика. Главное – это ажурный узор на четких геометрических линиях.

Когда смотришь на готовые работы, в которых нити замысловато переплетаются, то можно подумать, что это очень сложно повторить. Но когда освоишь азы вышивки на плотной бумаге или картоне, тогда любая сложная схема под силу. Начинающим мастерицам вряд ли стоит браться за сложные композиции, важно научится делать базовые мотивы, их не так много, по сравнению с другими техниками.

Основные мотивы изонити

Первый мотив – заполнение угла .

Для начала возьмите лист картона и начертите прямой угол. Длина сторон 8-10 см. Через каждый сантиметр поставьте точку и сделайте отверстие шилом. Новичкам рекомендовано сразу проставить цифры, по которым будет двигаться иголка.

Итак, первый виток! Иголка заходит в картон с изнаночной стороны (там остается узелок) на цифру 1, перемещается по лицевой стороне в цифру 2.


Затем с изнаночной стороны переходите в цифру 3.


По лицевой стороне идете в отверстие под номером 4.

Перемещаетесь снизу на 5 и делаете виток в отверстие 6.


Дальше виден отрезок 7-8.


И по такому же принципу вы должны заполнить все отрезки на графическом рисунке.


Когда принцип заполнения понятен, вам не нужно будет рисовать цифры, начнете работать по памяти.
Углы могут быть различной длины и любого градуса, но принцип их заполнения одинаковый, а вот результат разный.

Для закрепления усвоения посмотрите этот видео урок:

Второй мотив – заполнение круга .

Здесь тоже есть свои нюансы, о которых должны знать новички.

Нужно начертить круг и поставить точки на равных отрезках. Чем больше точек, тем плотнее получится узор. Дальше все зависит от расстояния, на которых будут ложиться витки нитей. На примерах по фото видны варианты!

Чем длиннее отрезок нити, тем ближе заполнение к центру круга. Если виток ложится короче, будут переплетения нитей возле края линии.


При работе с кругами вам нужно тоже на первых этапах прописывать цифрами ход нити.

Овал и капля заполняются по принципу мотива круг или угол. Вы на практике все поймете.

Еще один принцип техники изонить, когда вся работа выполняется с одной точки . Например, графический рисунок – сердце. Два варианта его заполнения.


Движение идет поочередно.

Здесь витки ложатся с отступлением на шаг.

Эти варианты заполнения могут быть использованы для любого рисунка. Когда вы осилите основные мотивы, тогда будете комбинировать и совмещать их на свое усмотрение.

Полезная информация

Новичкам будут интересны некоторые советы и тонкости техники изонить . Остановимся на них подробнее.

Для основы лучше использовать плотную бумагу или гладкий картон, реже встречаются работы на бархатном картоне.

— Для нанесения рисунка нужен простой карандаш, лучше твердый и хорошо заточенный, чтобы линия мотивов была тонкой.

— Еще пригодится линейка для рисования линий и углов, циркуль для формирования окружностей разного диаметра.

Шило лучше использовать короткое, но острое. Им необходимо прокалывать картон с лицевой стороны, чтобы работа выглядела аккуратней.

Иголку советуют брать с большим ушком, чтобы легко проходила нить.

Нитки можно использовать любые, но самые хорошие для этой техники считаются мулине и ирис. На бархатной бумаге великолепно смотрятся работы, выполненные именно шерстяной нитью.

— Прокалывать отверстия следует на подложке, чтоб не повредить покрытие стола. Рекомендовано использовать кусок картона из коробки от упаковки или толстый пенопласт.

Для закрепления нити с изнаночной стороны можно использовать узкий скотч или клей ПВА.

— Чтобы нить во время работы не запутывалась, отрезайте не слишком длинный кусок.

Техника изонить используется для изготовления открыток, панно, картин, обложки для блокнота, закладки для книги.

— На начальных этапах важно следить за плотностью вышивки. Если вы сильно потянете виток, то можете порвать картон. А слабый зажим нитки будет провисать и неаккуратно смотреться на готовой работе.

— Чтобы скрыть изъяны изнаночной стороны, работу надо приклеить на картон или разместить в рамочке без стекла.

Картина «Бабочка» в технике изонить (мастер-класс)

А теперь перейдем к практической работе. Когда все азы техники понятны, можно приступать к вышивке отдельного предмета. Например, бабочки. Она будет состоять из самых простых узоров, когда заполняется все изображение полностью.

Для работы нужны такие материалы:

  • набор цветного картона;
  • графическое изображение бабочки (в котором прорисованы все точки);
  • нитки мулине двух цветов (желтые и зеленые);
  • шило;
  • иголка;
  • ножницы;
  • тонкий скотч.

Поэтапно


Возьмите цветной картон такого оттенка, чтобы выбранные вами нити хорошо просматривались. Например, фиолетовый, если вышивка будет желтыми и зелеными нитками.

На картоне разместите изображение бабочки и сделайте шилом отверстия. Не забудьте про подложку, чтобы не испортить рабочую поверхность.


На графическом рисунке распределите цифрами направление движения иголки.


Вот такая основа с отверстиями нужна для работы.


Возьмите иголку, введите в нее нить и начинайте формировать отрезки.


Вот такое ажурное плетение должно получиться.


Не забудьте с изнаночной стороны работы закреплять края нитей скотчем.

Второе желтое крыло нужно сделать симметрично.


Когда будете вышивать нижние крылышки, можно поменять цвет нитей, чтобы работа вышла более яркой.

Можно даже вышить одним цветом основу, а потом по краю пустить другой оттенок из более коротких отрезков.


Чтобы сформировать туловище и усики бабочки, нужно просто прошить отрезки по прямой и вернуться.

Вот так выгляди готовая работа.


Обратную сторону лучше заклеить белым листом бумаги, чтобы скрыть погрешности вышивки.

Согласитесь, приятно будет получить такую работу в качестве поздравительной открытки.

Надеюсь, мой подробный рассказ про технику изонить и удачный пример работы вдохновит вас на оригинальные идеи и вскоре в вашем доме появятся красивые вышитые изделия.

С уважением, Татьяна!»

Когда вы освоите технику изонить, сможете создавать такие красивые картины, как в этом видео, своими руками:

Схемы и шаблоны

Для начинающих рукодельниц могут пригодиться готовые схемы и шаблоны с цифрами. Можно распечатать картинки из интернета и вышивать по цифрам.

Сердечки:


Цветочки:










Как сделать оригинальное панно из ниток и гвоздей

И еще рассказ Татьяны о практическом применении этой техники:

«У нас в офисе работают креативные люди, как парни, так и девчонки. А расположен наш отдел на втором этаже. Приходится подниматься один лестничный пролет. И такой он унылый и однотонный. Дождливым утром моя сотрудница предложила «оживить» стену на лестнице. Рисовать красками на ней мы не рискнули, так как это помещение наш офис снимает за арендную плату. Поэтому нужно было делать какое-то большое панно или, на крайний случай, писать картину.

На просторах интернета нашли интересную технику стринг арт . Она основана на использовании гвоздиков и нитей. Получается изображение, когда витки нитей переплетаются в определенном узоре между шляпками гвоздей. Все идею оценили и принялись за ее воплощение.
После ремонта в кладовой стоял кусок гипсокартона размером 1 на 2 метра. Решили не резать его на куски, а использовать целиком. Девчонки нарисовали в центре основы птицу счастья (по сути, обычный павлин), по бокам от него — два дерева и внизу работы — импровизированные кустики травки.

Ребята купили большие гвозди с широкими шляпками и вбили их на расстоянии друг от друга примерно в 2 см по всему графическому изображению. Причем гвоздики на самой птице усеяны очень густо, где-то в 0,5 см. Это для того, чтобы узор получился заполненным и хорошо ложились витки нитей.

Когда все работы мужчин были завершены, снова пришел черед девочек показать ловкость своих ручек. Мы подобрали удивительные нити для всех элементов работы. Сиреневая на перьях и красная на туловище – это тонкие нити серии «ирис», а толстые на кружках хвоста и кронах деревьев – это фактурные нити для вязания.

Переплетения нужно было делать в технике изонить , строго по рисунку. Вот такая шикарная птичка!

Деревья проще формировать, так как нужно было только немного скрыть основу, поэтому переплетали витки нитей в хаотичном порядке. Обратите внимание, как оттеняются нити на стволах и хорошо смотрятся фактурные на кроне.

Потом парни предложили сделать рамку для панно, чтобы работа выглядела интереснее. Они прибили деревянный уголок по краю основы.

Робота была сложная и кропотливая, но результат того стоил. Получилось красивое и яркое панно из ниток и гвоздей.

Теперь наш лестничный пролет самый красочный во всем здании. И если нас судьба забросит на новое место работы, то и картина отправится вместе с нашим коллективом.»

Будем рады видеть фотографии и ваших работ!

Понравилось изделие и хотите заказать такое же у автора? Напишите нам .

Еще интересно:

Посмотрите также:

Открытки своими руками - скрапбукинг
Девушка, подписавшаяся именем Tradicia, рассказала, как она делает открытки своими руками. "Недавно...

Открытка с днем Святого Валентина своими руками
Открытки на День святого Валентина Романтический праздник 14 февраля всегда преподносит сюрпризы. О...

Пасхальная открытка в технике квиллинг
Открытка на Пасху в технике квиллинг от Забавы Полежаевой. Мастер-класс «Изготовление Пасхальной от...

Простая открытка pop-up
Pop-up, что это? - спросите вы. Искусство pop-up – это замечательная возможность создать из простой...

Детские открытки к Новому году
Детские новогодние открытки Новогодние праздники уже совсем скоро, пора бы подумать о приятных суве...

наталья виноградова

Мастер-класс по изонити для воспитателей .

Цели :

Познакомить родителей с техникой изонить ;

Способствовать развитию деловых и дружеских взаимоотношений между и сотрудниками ДОУ.

Задачи :

Познакомить педагогов с одним из основных приёмов техники изонить – заполнение угла , учить создавать образы посредством изонити .

Способствовать развитиютворческого потенциала и художественно-эстетического вкуса педагогов ДОУ.

Форма мастер-класса :

Теоретическая часть (С использованием презентации) ;

Практическая часть.

Предполагаемый результат : знание воспитателей об истории искусства изонить и умение правильно и последовательно заполнять угол, различая лицевую и изнаночную стороны.

Методическое оснащение : «Техника изонити для дошкольников » Н. Н. Гусарова.

Ход мастер-класса :

1. Вступительная часть.

Здравствуйте, уважаемые коллегии! Я рада приветствовать в нашем детском саду, в котором дети учатся играть, считать, петь, рисовать, лепить и т. д. я учу детей интересному занятию, которое называется изонить .

Вот уже несколько лет я являюсь руководителем кружка «Разноцветная паутинка» . Сегодня я предлагаю вашему вниманию мастер-класс «Нитяная графика или изонить » , научу вышивать один из элементов, и вы увидите, как это доступно, красиво и интересно.

2) Теоретическая часть.

2 слайд Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики. Формирование творческой личности должно начаться уже в дошкольном детстве. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию - т. е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей.

3 слайд Педагоги и психологи, занимающиеся проблемой развития художественного творчества и способностей детей, отмечают, что различные виды продуктивной деятельности, работа с разными материалами влияет на развитие способностей к творческой деятельности. Восприятие, творческое мышление и воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе работы с разными материалами.

Дети рисуют карандашами и красками, палочкой на снегу, мелом, углем и многими другими инструментами и материалами. А можно выполнить рисунок нитью, то есть в технике «изонить » .

В творческой продуктивной деятельности гораздо проще повествовать. Творя и создавая своими руками собственное произведение, ребёнок упорядочивает и отражает свои знания о мире. Предварительно создав что-то, ребёнку легче рассказать о нём, вот почему специалисты уточняют : заниматься продуктивной творческой деятельностью детям так же необходимо, как и разговаривать.

Поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга. (И. П. Павлов)

4 слайд Изонить - очень интересная техника. Она привлекает простотой исполнения и оригинальностью.

Термин «ниточный дизайн» (нитяная графика или изонить ) используется в России, в англоязычных и немецкоязычных странах, а также во Франции.

Нитяная графика, как вид декоративно-прикладного искусства, впервые появилась в Англии в XVII веке. Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они забивали в дощечки гвозди и в определенной последовательности натягивали на них нити. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища. (Возникла версия, что эти работы были своего рода эскизами для узоров на ткани).

В процессе работы в технике «изонить » развивается :

Мелкая моторика пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;

Сенсорное восприятие (восприятие цвета, формы и величины, глазомер;

Логическое и творческое мышление, воображение;

Волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца и т. п.) ;

Художественные способности и эстетический вкус.

Способствует формированию добрых чувств к близким, и дают возможность выразить эти чувства, ведь изонить позволяет сделать подарок своими руками.

Данная техника может быть использована на занятиях в детском саду, осуществление которой в комплексе с другими видами художественной деятельности может быть эффективной в развитии творческих способностей старших дощкольников. Техника выполнения изонити проста и доступна . Для ее освоения достаточно знать такие основные приемы :

Заполнение угла;

Заполнение окружности. (слайды 5 и 6) .

7 слайдИнструменты, необходимые для работы :

* картон (очень красиво смотрятся работы, выполненные на бархатной бумаге)

* нити различного цвета (швейные, мулине, ирис)

* игла с большим ушком

* ножницы

* шаблоны

* цветная бумага, фломастеры .

* бросовый материал (бусины, стразы, ткань и т. д.) .

8 слайд Работа строится на таких дидактических принципах как :

От простого к сложному (демонстрация детских работ) .

Наглядности.

9 слайд, 10 слайд, 11слайд,12слайд.

Посмотрите, на наши работы. Мы дополняем вышивку различными элементами аппликации, наклейками, пайетками, бусинами и другим материалом.

Ребята участвуют в выставках на уровне дошкольного учреждения и города, являются участниками и призёрами всероссийских конкурсов. 13,14 и 15 слайды.

3) Практическая часть. Заполнения угла.

А сейчас пусть Вас посетит её величество госпожа Фантазия. Родители выбирают цветной картон для работы, нитки в соответствии со цветом фона.

Научиться изображать в технике изонить различные углы легче, чем окружности, поэтому начинать обучение следует именно с этого.

Перед началом работы я обязательно напоминаю детям о соблюдении правил безопасности.

Далее я учу как правильно отмерять нить для работы. Короткая нитка быстро заканчивается, а длинная будет запутываться, поэтому оптимальная длина – обхват руки до локтя (показ правильного способа действия) . После того как нитка отмеряна и вставлена в иголку, завязываем узелок.

Нарисуйте контур угла на изнанке картона, разделите изображение точками на одинаковые части. Для удобства сначала пронумеруйте точки : на одной стороне угла снизу вверх, а на другой сверху вниз и проколите каждую точку иголкой.

От шила дырочки получаются очень большими и грубыми, поэтому его используют только для толстого картона.

Гораздо более аккуратный вариант – прокалывать швейной иголкой, или иголкой с шариком на конце, булавкой. Чем меньше расстояние между делениями, тем рисунок получится более четким, но при этом его будет сложнее и дольше вышивать.

Заполните угол по схеме, контролируем правильность выполнения с лицевой и изнаночной стороны, дополняется элементами рисунка и аппликации. По окончании работы, для придания работе эстетичного вида, изнаночная сторона заклеивается белой или цветной бумагой.

В завершении нашего мастер -класса я хочу пожелать Вам творческих побед и достижений, и прочитать такое стихотворение.

Что такое "ИЗОНИТЬ "?

Вы б у нас спросили.

Как нитью по картону шить,

Мы б Вам объяснили.

Нужно большое желание,

Бурная фантазия.

Старание, терпение

И хорошее настроение!

Ромашка расцветёт,

И Жар-птица оживёт.

Ангел крыльями взмахнёт,

И кораблик поплывёт!






Такая техника декоративно-прикладного искусства, как работа с изонитью, обладает двумя простыми в выполнении приемами: овладение вышивкой по геометрическим фигурам – круг и угол. Благодаря широкому воображению и неудержимой фантазии из двух фигур можно придумать шедевры, достойные выставочного зала. Картины, созданные в технике изонить – это необычный подарок близкому человеку, отличное дополнение к интерьерному стилю и просто хорошее настроение в унылый день.

Картины, созданные в технике изонить – это необычный подарок близкому человеку

В практике существует два вида схемы.

Для окружности

  1. На листе плотного картона выбрать начальную точку – центр окружности. Циркулем начертить круг. Для определения равного расстояния между будущими отверстиями используем транспортир. На окружности делаем равное количество отверстий согласно разметкам.
  2. Условно нумеруем по часовой стрелке числами от 1 до 16 не пропуская отверстий. Следуя указаниям, пропускайте нить по последовательности: с изнаночной 1 до 3, возврат по изнанке на 2, с 2 до 4, назад на 3, с 3 до 5 и так до конца круга. Узор хорош для вышивания контура фигурных изображений. С целью создания дуги основой используйте полукруг.
  3. Следующий узор получается длинными стежками, удобен при выполнении овалов в рисунке. От обозначения 1 отсчитываем семь проколов, по лицевой стороне делаем стежку в восьмой. С изнаночной переходим на седьмую и лицевой возвращаемся назад перед обозначением 1.Движение нити получается против часовой стрелки. Орнамент идеально подходит для вышивки новогоднего снеговика, элементов декора в изображениях животных, крыльев бабочки и бантиков.
  4. Теперь делаем тот же узор длинными стежками с расстоянием через пять проколов. Центровая окружность будет немного больше, что дает возможность сделать внутренний орнамент стежками «через один» или наискосок.

Для угла

  1. Чертим на плотном картоне с изнанки угол произвольной формы. По обе стороны фигуры отметить одинаковое количество точек на равном расстоянии. Проколоть обозначения булавкой по 5 проколов с каждой стороны.
  2. Нумеруем точки с одной стороны сверху – вниз от 1до 5, с другой снизу – вверх от 6 до 10 соответственно.
  3. Из точки 1 протянуть нить до 6, по изнаночной до 7, от нее лицевая нить до 2. Затем вниз 3 и по внешней 8. Завершить узор креплением скетчем конца нити с изнаночной 10.

Галерея: изонить (25 фото)













Как вышить круг изонитью: мастер – класс

Оформление круга изонитью требует сосредоточенности и последовательности совершаемых действий.

Необходимо:

  • Лист плотного картона;
  • Нитки ирис, мулине;
  • Циркуль, иголка, шило;
  • Ножницы, клей, транспортир.

Как сделать:

  1. Перевернуть картон изнаночной стороной, по центру циркулем начертить круг. При помощи транспортира точно распределить по окружности точки карандашом, взяв за основу градусную линейку. Например, каждые 10 градусов ставим обозначение.
  2. Места обозначений проколоть аккуратно шилом. Во избежание повреждения рабочей поверхности положите под картон ткань или деревянную дощечку. Чтобы дырочки были меньше, можно применить иголку.
  3. Теперь мысленно представьте себе часовой циферблат.Там где должна быть цифра 12, ставим цифру 1 над проколом, далее по часовой стрелке нумеруем цифрами все дырочки.
  4. Работу начинать с обозначения 1. С изнаночной стороны бумаги через цифру 1 протягиваем иголку с нитью до 5 с лицевой стороны. Затем к 6 изнанка до 2. Соблюдая цифровой порядок, со стороны изнанки получается шов по окружности, с лицевой стороны – круговой узор наподобие многогранной звездочки.
  5. Узелки завязывать нельзя, стягиваясь, нить деформирует и портит изображение картины. Скрепите кончики нитки клеем.

Есть варианты других узоров окружности:

  1. Равный диаметру стежок: Внутри фигуры измеряем центр, ставим точку. Проколоть с изнанки дырочку шилом. Затем из изнаночной 1по лицевой в центральную точку протянуть нить, возвращаемся на изнаночную 2, с нее по лицевой в центральную и опять возврат внизу на 3.
  2. Равной длины стежки: Мысленно поделить круг на циферблат. Там где должна быть цифра 12, отступаем по изнанке до 11, с нее лицевая нить до 5, по изнаночной стороне от 5 до 4, от 4 лицевая вверх до 10.

Очень важно не сбиваться с последовательности обозначений, прежде чем сделать шов, обдумайте расположение дальнейших цифр.

Вышивка изонитью на гвоздях: как это

Такие поделки смотрятся эффектно, создавая зрительную объемность за счет поднятия нити над поверхностью основы.

Понадобится:

  • Маленькие гвоздики со шляпками;
  • Нити мулине;
  • Деревянная доска или фанерный лист;
  • Шаблон рисунка, молоток.

Такие поделки смотрятся эффектно, создавая зрительную объемность за счет поднятия нити над поверхностью основы

Как делать:

  1. Выбрав рисунок для будущего шедевра, зафиксируйте его полоской скотча на рабочей поверхности.
  2. Для соблюдения точного расстояния между гвоздями воспользуйтесь карандашом, нанося разметки на основу. Вбейте гвозди по точкам контурных границ. Убрать рисунок.
  3. На конце нити сформируйте петлю, накинуть ее на гвоздь первого угла, прокрутить вокруг крепления. Затем протянуть по диагонали на противоположный гвоздик. Техника изонити на гвоздях позволяет формировать рисунок как в определенной последовательности наложения нитки, так и в хаотичном порядке.
  4. Работу выполнять по часовой стрелке, не нарушая порядок расположения ниток.

В конце выполнения закрепить конец нити клеем.

Изонить: звезда для детей

Понадобится:

  • Лист плотной бумаги;
  • Нити ирис или мулине;
  • Карандаш, линейка;
  • Игла, шило.

Что делать:

  1. Начертить на изнаночной стороне листа симметричную звезду. За первоначальную основу рисунка возьмем верхний луч звезды. Вершинную точку луча обозначим условно буквой А. От обозначения вниз по сторонам угла отсчитать четное количество точек. Например, по пять с каждой стороны, итого получается десять. Обозначим их цифрами слева направо.
  2. Сделать дырочки шилом в месте обозначения точек. Получилась схема рисунка.
  3. С внутренней стороны 9 точки протянуть нитку до вершины А. затем с А вернуться на 2 и вниз до 7 точки. Соответственно с 7 на 5 переходим по изнанке, по лицевой стороне от 5 до 4. От 4 до 6 вниз по изнанке. С 6 до3 по лицевой, с 3 до 1 по изнаночной и до 8. С 8 до 10 и на вершину А. По этой схеме поэтапно сделать все лучи звезды.
  4. После окончания вышивки углов можно придумать оригинальное изображение в середине звезды. Например, здесь используем технику вышивки равной длины стежков.

Только учтите обязательный нюанс – для предотвращения смешения графических стилей рисунка целесообразнее будет сделать некоторое отступление от проколотых отверстий первоначального изображения.

Как сделать снежинку изонитью

Узор снежинки будет весьма легок для пытливых и неугомонных рукодельниц.

Нитяная графика изображения представляет собой круг или квадрат, из середины по краям обтянутый нитью. Здесь размер шва можно варьировать, к примеру, один делать больше, то есть за пределами фигуры, следующий шов меньше, соответственно не доходя до краев изображения.

В начале работы над снежинкой малышу понадобится помощь взрослых. Нарисуйте на листе бумаги квадрат с центральной точкой О внутри. Из нее замеряем одинакового расстояния отрезки до края фигуры и за ее пределы, чередуя через один. В отмеченных местах ставим обозначения от 1 до 10. С 1 вытягиваем нить до О, затем с О до 2, от 2 до 3 и обратно возвращаемся в центральную точку. Если придерживаться последовательности выполнения узора, на рисунке получается маленькая снежинка. После окончания рисунка легкими движениями стереть ластиком фигуру квадрата.

Узор снежинки будет весьма легок для пытливых и неугомонных рукодельниц

Второй вариант вышивки снежинки предполагает обшивку контуров рисунка стежкой «через один»(1-3,2-4). Внутри контуров можно декорировать изображение бисером или пайетками, вплетая их в стежки.

Идея исполнения снежинки по принципу угловой вышивки более сложна. Понадобится:

  • Картон или бархатная бумага;
  • Схема восьмиугольной снежинки (из интернета);
  • Цветные нити шерсти, акрила, ириса;
  • Булавка, иголка, скотч, скрепки.

Как сделать:

  1. Закрепить скрепками схему рисунка к картону, булавкой протыкаем отверстия по изображению.
  2. Условно нумеруем угол снежинки, цифра один – окончание отрезка от начала угла, далее вниз к началу угла. Другая сторона цифры снизу вверх, для удобства обозначим от 9 до 1.
  3. Первый шов делаем с изнанки 1, закрепляя хвостик скотчем. С 1 спускаемся ниткой до 9, возвращаемся на 8 по той же стороне и к 2 на следующую сторону угла. Заполняйте угол последовательно, не нарушая порядка наложения ниток.
  4. По такому принципу выполнить остальные углы снежинки.

Обезьянка изонитью

Для изготовления изображения обезьянки необходимо:

  • Нитки для вышивки или мулине, ирис соответствующих оттенков;
  • Картон цветной (зеленый под лужайку), лист бумаги плотной;
  • Иголка, ножницы, клей, карандаш, булавка.

Как делать:

  1. Для картинки необходимо взять рисунок обезьянки. Можно скопировать его через копирку из раскраски или найти в интернете.
  2. Чтобы у рисунка была изнаночная сторона, копируйте фигуру обезьянки через стекло. Перевернутое изображение перенести через копировальную бумагу на изнанку фонового картона.
  3. Контуры фигуры проколоть булавкой.
  4. Животик, внутренние части лапок, ушки вышить желтой ниткой как окружность. Контуры рисунка шьем коричневого цвета нитками стежком «через один». Особенность такого стежка в том, что расстоянием между его началом и концом является один прокол. То есть, если условно разделить проколы на нумерацию, получим длину стежка 2 -4, 3 пропускаем, 5-7, 6 пропускаем. По второму кругу захватываем пропущенные дырочки, пропуская уже 2, 4, 5, 7 соответственно.
  5. Нос, глазки вышиваем черной ниткой.

В картинку можно добавить элементы декора, например, вышить рядом с обезьянкой бисером мячик или глазки сделать в виде черных пуговиц.

Изонить: техника вышивания (видео)

Уникальная техника вышивки на твердой поверхности позволяет не только творчески развиваться, но и вволю пофантазировать. Первоначальные узоры нитяной графики понятны, а желание творить и удивлять поможет приготовить оригинальный и красочный рукотворный подарок близкому человеку. А стилизованные под интерьер картины дополнят домашний уют нотками необычайной живописи.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка- детский сад №104 «Бэлэкэч»

города Набережные Челны Республики Татарстан

Выступление на тему:

(Из опыта работы)

Подготовила

Воспитатель I кв. категории

Хакимуллина Айгуль Мударисовна

2015г.

Обучение детей старше дошкольного возраста технике «Изонить»

(Из опыта работы)

Дошкольное детство - большой ответственный период психического развития ребёнка. По выражению А.Н.Леонтьева, это возраст первоначального становления личности. На протяжении дошкольного периода у ребёнка не только интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности, например игра, общение с взрослыми и сверстниками, но и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей и творческой активности.

Перед нами стоит очень важная цель – воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, самостоятельности и активности мышления, которые способствуют достижению положительных изменений в жизни общества. Мы должны воспитывать у детей те качества, которые находят яркое выражение в творчестве: то есть смекалку, инициативу, фантазию, воображение.

Развитие художественно-творческих способностей – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности ребенка.
Изобразительная деятельность дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют радость и удовлетворение от созданного ими, если у них процесс творчества вызовет хорошее настроение.
Творя и создавая своими руками собственное произведение, ребенок упорядочивает и отражает свои знания о мире. Предварительно создав что-то, ребенку легче рассказать о нем, вот почему специалисты уточняют: заниматься продуктивной деятельностью детям так же необходимо, как и разговаривать.
"Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок" - утверждал В.А.Сухомлинский. Вот почему так важны в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью. Они служат улучшению художественного образования и эстетического воспитания детей. Необходимо научить детей видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.

«Поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» И.П. Павлов.

В прошлом веке Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Уже позже на основании электрофизиологических исследований Л.А. Панащенко были сделаны выводы, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко, значит речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Именно этот факт стал предопределяющим в выборе способов организации деятельности детей и достижении определенных результатов в процесс развития мелкой моторики рук.

Если ребенок, трогает какой – либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать. Рука познает, а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегрированные образы и представления.

Как мы обычно развиваем зрительно-моторную координацию? С 2-3 летками играем в игры шнуровки, перебираем различные крупы. Детей постарше учим застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки, раскрашивать рисунки по контуру. Если ребенок в 4 года не может застегнуть пуговицы, если в 5 лет ничего кроме колбасок не лепит, если в 6 лет не умеет пришивать пуговицы, это повод бить тревогу. Ведь развитие мелкой моторики рук дошкольников – это важный этап при подготовке к школе, к письму являющийся показателем интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению.

Изучая литературу по данной теме, собственные наблюдения за воспитанниками во время художественно-творческой деятельности: рисование, аппликации, лепке, ручной труд привели меня к выводу, что использования нетрадиционной техники изонить могут быть доступны, интересны и для детей моей группы. Я приняла решение организовать в своей группе дополнительные занятия «Волшебная нить». Занятия интересны как для девочек, так и для мальчиков.

Что же такое изонить?

Изонить («ниточный дизайн») - изображение нитью, или ниткография,- как вид искусства впервые появилась в Англии.

Интерес к нитяной графике то появлялся, то исчезал. Один из пиков популярности был в конце ХIХ века. Издавались книги по рукоделию, в которых описывался необычный способ вышивки на бумаге, простой и легкий, доступный детям. Она заключался в создании художественного образа путём пересечения цветных нитей. Это оригинальный и необычный вид рукоделия, суть которого - вышивка нитками по бумаге.

Достоинства такого вида работы в том, что изображение выполняется быстро, она не требует особой предварительной подготовки, работу можно выполнить очень быстро и аккуратно, да и фантазии нет предела, отличается доступностью и волшебной для ребенка «возвратностью» - возможностью исправить работу на любой стадии, не повредив ее. Но работа эта требует точных и ловких мелких движений кисти и пальцев. Особенно полезны занятия этого вида для детей старшего дошкольного возраста.

Изонить расширяет представления об окружающем мире, учит внимательно вглядываться в окружающие предметы, выделять наиболее выразительные и характерные детали, основные конструктивные части, сохраняя при этом целостность восприятия объекта или композиции. Отсюда вывод: занятия изонитью способствуют развитию конструктивного мышления, творческих способностей и таких умственных умений, как анализ, синтез, абстрагирование и обобщение.

Техника изонити требует ловких и тонких движений пальцев. Вот почему в процессе занятий рука приобретает уверенность, гибкость и точность, развивается глазомер, чувство пропорциональности (в соотнесении элементов композиции) и дизайнерское видение: умение выбрать и распределить элементы узора или сюжета, подобрать цвета и сочетание нитей, придумать, подобрать цвета и сочетание нитей, придумать композиционное решение изображения. Можно сказать: предлагаемый вид деятельности оказывает значительное влияние и на личностное развитие ребенка.

На занятиях дети приобретают практические навыки: владение шилом, иглой, ножницами, ниткой, знакомятся с фигурными трафаретами, опытом рисования и ручного труда, закрепляют полученные ранее знания о геометрических фигурах, счёте.

Работа в технике изонити формирует такие качества личности, как

настойчивость, умение доводить начатое дело до конца (последовательность и упорство в достижении поставленной цели, требующие целенаправленных волевых усилий, усидчивость и аккуратность. Развивается способность работать руками под контролем сознания, согласованность движений руки и глаза (зрительно-моторная координация, «осмысленная моторика»).

Итак целью моего кружка стало знакомство детей с новым видом художественно - творческой деятельности, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники ручного труда как художественного способа вышивания на картоне.

Развитие творческих способностей и логического мышления у детей.

В ходе проведения занятий по изонити решаются следующие задачи:

Образовательные:

Дети знакомятся с основными формами работы с картоном.

Учатся приемам работы с линейкой и трафаретом.

У детей формируются умения следовать устным инструкциям.

Идет знакомства детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д.

Дети учатся различать острые, прямые и тупые углы, создавать композиции из углов и окружностей.

Обогащается словарь ребенка специальными терминами.

Развивающие:

Развивается память, внимание, пространственное и логическое воображение.

Развивается глазомер и мелкая моторика пальцев.

Развивается художественный вкус, творческие способности и воображение детей.

Развивается пространственное воображение.

Воспитательные:

Воспитывается усидчивость, терпение, внимательность, старательность.

Воспитывается интерес к изображению в технике «Изонить».

Формируется культура труда и совершенствуются трудовые навыки.

Для достижения этой цели я разработала перспективный план кружковой работы на 2 года с использованием нетрадиционной техники - изонить для детей старшей и подготовительной группы. (Кому интересно может ознакомится)

Основной формой обучения детей является занятие кружковой работы. Значение занятий многосторонне. Здесь я осуществляю систематическое и планомерное развитие каждого ребенка.

Первым делом я провела диагностику (проводится при наборе или на начальном этапе формирования коллектива) изучила отношения детей к выбранной деятельности, достижения в этой области, личностные качества детей. Целью – выявления возможностей и индивидуальных особенностей детей в начале цикла обучения.

Методы обучения:

репродуктивный (воспроизводящий);

объяснительно–иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

практический

метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);

предполагаемые результаты:

Дети должны знать:

правила техники безопасности при работе с иглой, ножницами;

правила заполнения угла, круга, завиток;

правила нанесения проколов для вышивания;

историю возникновения техники Изонить.

Дети должны уметь:

заполнять угол, круг, завиток,

подбирать нитки нужного цвета,

выполнять вышивки, содержащие в себе основные фигуры,

делать разбивку любого изображения на основные фигуры,

аккуратно выполнять вышивку,

оформлять свои изделия,

анализировать свою работу.

Занятия по технике изонить провожу 4 раза в месяц, длительность зависит от возраста детей (25-30 минут). При планировании учитываю возрастные особенности, подготовленность детей, доступность. Дети не только вышивают, но и дорисовывают не достающие детали. Дети работают не более получаса. Дольше заниматься не имеет смысла - ребенок устает, его внимание станет рассеянным или вообще охладеет к занятию.

Структура занятия включает в себя 3 части: вводная, основная и заключительная.

Вводная часть- каждое занятие начинается с организационного момента. Именно здесь я создаю эмоциональное настроение у детей, и объясняю новый материал. Использую художественное слово, загадки, игровые упражнения.

Каждый раз, прежде чем начать работу с острыми и опасными инструментами, мы с детьми обговариваем правила работы и технику безопасности.

В основной части или практической дети выполняют задание, а при необходимости помогаю советом, провожу индивидуальную работу.

Очень важна заключительная часть, в ней подводиться итог занятия, и анализируется работа. Просмотр и анализ детских работ в конце занятия - важное условие успешного развития детского продуктивного творчества. Во - первых, детям это нравится, а во - вторых, позволяет ребёнку полнее осмыслить результат своей деятельности, учит его задуматься над тем, что у него получилось, как его поделка выглядит среди работ других детей и как оценивается.

Развивая интерес к занятию, предоставляю детям, как можно больше самостоятельности, помогаю в выполнении поставленных задач.

Свою работу строю на следующих принципах:

От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.

Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно - образная память, чем словесно - логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

Принцип индивидуализации - обеспечивает развитие каждого ребенка.

Когда работа будет закончена, я прошу ребят рассказать, что они хотели изобразить. Дети ждут одобрения. Им очень хочется, что бы его работа всем понравилась.

Для решения главной цели (активизация мыслительной деятельности) на занятиях кружка я применяю следующие технологии:

1. «На все руки мастер». Эта технология – игровой тренинг, в котором путь создания поделки лежит в направлении «от материалов – к образу». Суть его заключается в том, что в начале занятия детям объявляется о том, что с каким или какими элементами мы будем работать сегодня А вот дальше предлагаю детям подумать, опираясь на имеющийся опыт работы по изонити, о том, какой цветок, птицу и т.д. можно сделать, используя эти схемы и материалы.

2. «Наблюдение»

Это задание развивает наблюдательность, развивает способности к анализу, приучает к самостоятельному восприятию задания, планированию своих действий.

3. «Открытие»

Одним из важнейших моментов в творческой работе детей я считаю дать возможность ребенку самому открыть новый для него технологический прием, новое использование схемы.

4. Прием «Варианты»

Один и тот же способ выполнения элемента можно использовать на разных уровнях сложности.

Одним из важных средств поощрения являются разнообразные выставки детских поделок.

Выставка - очень важный момент сравнения своей работы с работой сверстников. В эти минуты ребенок лучше видит свою работу и лучше понимает другие. Такие выставки очень радуют детей и их родителей.

Взаимодействие с родителями делала индивидуальными и коллективными.

Провожу с родителями консультации и беседы.

Таким образом, в процессе работы по своей теме, я поняла, что уровень развития мелкой моторики – один из важных показателей интеллектуальной готовности детей к школе и самостоятельной жизни; ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развита память, внимание, связная речь.

Считаю, что работа с детьми по ручному труду является важной и значимой для воспитанников ДОУ.

Для проведения занятий я использовала методическое пособие

    Белашова А.В. Юрченко Н.В.
    Веселая паутинка. Пособие для детей. Просвещение; 2010.

    Бурундукова Л. Волшебная изонить. АСТ- Пресс Книга., 2009.

    Волшебные ниточки: Пособие для занятий с детьми / Авт.-сост. А.В. Белошистая, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2007. – 32с., ил. – (Мастерилка)

    Гусарова Н.Н. Техника изонити для дошкольников. Методическое пособие. – СПб.: «Детство-Пресс», 2000. – 40с., ил.

    Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. М.: Легпромбытиздат, 1993.

    Леонова О. Рисуем нитью. Ажурные картины. - С.-П.: Литеро, 2001 г.

    Дошкольное воспитание: №3.2010г. стр.68-72

    Маргарита Максимова, Марина Кузьмина. Вышивка первые шаги. –
    М.: 2001.

    Сотникова Н. Вышиваем вместе с детьми. – М.: Эксмо, 2007.

    Торгашова В. Рисуем нитью.
    Скрипторий-2003; 2009.

    Журналы из серии « Вышивка».

    Журналы из серии «Веселые петельки».

    Интернет ресурсы.

Все новое – хорошо забытое старое – известную пословицу подтверждает вернувшаяся из прошлого техника изонить. Необычная вышивка сегодня снова на пике популярности.

Изонить, или нитяная графика, – это техника вышивания на твердой основе. Особенностью направления являются необычные переплетения и узоры, которые получаются в результате натягивания нитей в определенной последовательности. Это рукоделие захватывает и позволяет почувствовать себя не только вышивальщицей, но и ткачихой, ведь процесс чем-то напоминает работу на мини-станке.

Немного истории – откуда появилось необычное рукоделие

Считается, что техника изонить зародилась в Англии. В качестве основы английские ткачи использовали деревянные дощечки, в которые вбивались гвозди, а затем на них натягивались нитки в нужном порядке. Полученные панно использовались для оформления домов.

Каждое направление рукоделия сначала находится на пике популярности, но через некоторое время приходит в упадок. С изонитью случилось то же самое, но на конец 19 века пришелся расцвет нитяной графики. В книжных магазинах продавалось немало изданий по этому рукоделию. В 21 веке мир снова вспомнил об изонити. Конечно, со временем дощечку с гвоздями заменил всем известный картон, но суть осталась неизменной.

Изонить как новое увлекательной хобби

Разумеется, осваивать новые направления начинают с малого. Изонить для начинающих в этом деле не станет слишком сложной техникой. Овладев основными методами, вы сможете сами составлять композиции. Для фантазии остается огромный простор. Из простых элементов (круга, квадрата, сердца, угла, дуги и других) получаются интересные картины.

Нитяная графика поспособствует формированию вкуса, воспитает усидчивость и терпение. Со временем ваши руки станут более ловкими, а движения увереннее и точнее. Творческий процесс увлекает и расслабляет, проблемы и тревоги растворяются в полученных узорах.

На одну работу уходит достаточно много времени, но ведь интересно придумывать идею и замысел, переносить свои мысли на бумагу и рисовать схему, а потом протягивать нити и наблюдать, как получается сюжетная картина.

Что потребуется для начала работы

Для вышивания в технике изонить обязательно нужно приготовить материалы и инструменты:

  • основу (фон);
  • нитки (катушечные, мулине, ирис и другие);
  • иголку;
  • ножницы;
  • линейку;
  • циркуль;

По желанию:

  • подложку (тонкий пенопласт, кожу и другие);
  • клей или скотч;
  • булавку или шило.

Основой для работы чаще всего служит картон или диск. Если говорить о первом, то лучше взять обычный цветной, который продается в каждом канцелярском магазине. Он достаточно плотный, чтобы дырочки были аккуратными, но и не толстый.

Тонкая бумага будет рваться в некоторых местах и мяться. Роскошно смотрится изонить на бархатном картоне, но и он недостаточно плотный, поэтому лучше дополнительно использовать обыкновенный картон. Более сложной поверхностью является ткань.

Нити могут быть совершенно разными в зависимости от концепции будущего изображения. Для тренировок хорошо подойдут катушечные, но самыми популярными являются мулине и ирис. У них богатая цветовая гамма. Они яркие и сочные. Шерстяные нити обычно смотрятся грубовато, но порой их используют, если того требует идея.

Основные детали композиции в технике изонить – это круги, углы, квадраты и так далее, поэтому нужны линейка и циркуль.

Перед тем как начать вышивать, нужно проделать дырочки в основе, чтобы не поранить себя или не поцарапать стол. Для этого под работу подкладывают тонкий пенопласт , кожу, полотенце или другие материалы. Прокалывать можно и навесу, но всегда существует риск помять и испортить основу.

Чтобы лучше закрепить нить после окончания вышивки или в случае разрыва, ее подклеивают скотчем или клеем с изнаночной стороны.

Прокалывать дырочки в основе будет удобней не тонкой иголкой, которую держать в руках некомфортно, а иногда и больно, а шилом (для плотного материала) или булавкой.

Основные приемы и их использование

В вышивке изонитью главных приемов всего два. Одним из них является заполнение окружности , а вторым – заполнение угла . Дополнительные приемы используются для получения оригинальных эффектов.

Прием «Окружность»

С помощью циркуля чертится окружность. Для обучения радиус лучше выбирать небольшой (от 0,5 см до 3 см). На глаз окружность делится на равные части, а в полученных точках выполняются проколы. Особенно важно, чтобы количество проколов было четным. Очень красиво смотрится картина, в которой расстояние между соседними точками маленькое, но начать лучше с 12-14 дырочек.

Иголкой с ниткой узор прошивается по схеме. Нитка продевается в первый прокол с изнаночной стороны. Необходимым условием является то, чтобы выбранное расстояние между двумя соединенными точками (хорда) не равнялось диаметру окружности.

Этот метод берется за основу для вышивания квадрата, сердца и любой замкнутой фигуры.

Прием «Угол»

С помощью линейки чертится угол. Его стороны делятся на части. Сами стороны необязательно должны быть равными, но количество дырочек должно совпадать. Над вершиной угла ставится цифра ноль, а прокол на ней не делается. В первый прокол нитку продевают с обратной стороны, а затем угол вышивается по схеме. Выбирается отрезок неравный стороне угла, и нитка продевается каждый раз через определенное количество дырочек.

Прием «Веер»

Веером может стать лепесток цветка, весь бутон, листок. У веера есть своеобразное основание – отрезок какой-то длины, а также есть дуга, находящаяся над основанием. На дуге отмечается нужное количество точек, находящихся на равном расстоянии друг от друга, и делаются проколы на них и на концах основания.

Вышивать начинают с первого прокола в дуге (иголка с ниткой продевается с изнаночной стороны работы), затем нитка проходит через первый конец основания и с обратной стороны входит в другой конец. Оттуда нитка снова вставляется в первую дырочку на дуге и с изнанки проходит во вторую. Далее все повторяется.

Дополнительные приемы

«Дуга» . За основу берется метод окружность. Соединять дырочки нужно через расстояние меньше половины дуги. Чем меньше это расстояние, тем тоньше получается дуга. Если взять среднее значение, то получится аккуратная фигура.

Похожий принцип существует для вышивания спирали, но для нее расстояние между точками лучше взять от 3 до 5 промежутков. Вышивается она в одном направление.

«Капелька» . За основу берется метод окружность. Капелька – это примерно половина овала, у которого будет два острых конца. С одного из них и начинают вышивать, в другом заканчивают. Расстояние между проколами в идеале должно быть ровно касательной капельки, а точнее ее нижней части.

Маленькие секреты для начинающих

С практикой приходит опыт, но не будет лишним воспользоваться опытом бывалых рукодельниц:

  1. При вышивке круга на лицевой стороне получается звездочка, на оборотной – круг.
  2. Когда вы вышиваете угол, на изнаночной стороне получается точно такой же, но выполненный штрихом.
  3. Чем больше выбранная вами хорда для заполнения окружности, тем более заполненной она выйдет в итоге. Интересно смотрится изображение, в котором окружность прошивается дважды. Один раз с большей хордой, другой с меньшей.
  4. Уже готовую работу с изнаночной стороны лучше заклеить белой или другой подходящей бумагой большей по размеру. Тогда она приобретет аккуратный и законченный вид, а также получится рамка.