Лицевая и изнаночная сторона ткани

Для начинающих портних раскрой ткани бывает достаточно сложной операцией.

Зная, на что надо обратить внимание при раскрое , Вы легко справитесь с этой работой.

При раскрое необходимо обратить внимание на следующие факторы:- определение лицевой стороны ткани

Определение дефектов

Направление ворса (если он есть)

Направление узора,

В т.ч. раскрой из ткани в полоску и клетку

Определение долевой нити

- раскрой по «косой».

Давайте подробнее рассмотрим все вышеперечисленные факторы.

Определение лицевой стороны ткани

Для правильного определения лицевой стороны ткани, нужно определить, к какому виду переплетения относится ткань для раскроя .

У гладкокрашеной ткани полотняного переплетения лицевой стороной является та, которая лучше отделана, выглядит чище и имеет более гладкую поверхность. Для определения лицевой стороны таких тканей положите ее на руку, покрыв ею ладонь. Поднимите руку на уровень глаз и при хорошем освещении рассмотрите поверхность ткани. Переверните ткань на другую сторону и повторите операцию. При внимательном изучении поверхности, вы увидите, как сторона более гладкая, имеет меньше шероховатостей – это и будет лицо. Еще один способ определение лицевой стороны – определение по кромке. На лице она выполнена более аккуратно, чем на изнанке.

Лицевую сторону у набивных тканей определить просто – т.к. печатной рисунок наносится на лицо.

При саржевом переплетении на ткани видно диагональное переплетение (рубчик). Лицевая сторона ткани саржевого переплетения определяется по рубчику – его направление снизу слева и вверх направо.

Обычно, если ткань саржевого переплетения раскроить в противоположном направлении, детали могут иметь разные оттенки.

Для тканей с сатиновым переплетением лицевой стороной является более блестящая и гладкая, сторона.

Определение дефектов ткани

После нужно проверить ткань на наличие дефектов, внимательно просмотреть рисунок и направление ворса.

При обнаружении дефектов, например, узелков, шероховатостей, неровностей, которых быть не должно, их необходимо отметить мелом или нитками по изнаночной стороне. Выкройки основных деталей располагать с учетом найденных дефектов. На этих участках можно расположить подборта, подворотники и другие детали, на которых дефекты не будут заметны.

Важно: производите только после того, как ткань остынет и окончательно просохнет

Рис.1 Определение направления ворса

К тканям с ворсом относятся: вельвет, бархат, махровые ткани, велюр, драп и некоторые виды шерстяных тканей, а также искусственный мех. Определить направление ворcа несложно – для этого проведите рукой по поверхности ворсованной ткани параллельно кромке. Если ворсинки под вашей ладонью приподнимутся, значит, ваше движение идет против направления ворса (рис.1, а если будут лежать ровно, то Вы провели рукой по направлению ворса.

Важно: На ворсованных тканях, а также на тканях, которые дают разные оттенки в противоположных направлениях, детали изделия нужно выкраивать так, чтобы ворс или оттенок располагался в одном направлении. Для этого все детали выкройки изделия располагаются на ткани так, чтобы верхние края деталей были направлены в одну сторону.

Рис.2 Расположение деталей выкройки: а) в разные стороны б) в одну сторону

Для бархата и вельвета направление ворса должно быть снизу вверх, а для панбархата, замши, фланели и байки - сверху вниз.

Если ткань без ворса, не дает оттенка в разных направлениях, или рисунок которых не зависит от направления, то детали изделия раскладывают в любом направлении для получения оптимальной раскладки (рис. 2,а).

Направление узора

На многих тканях узор имеет направление. Например, как на рис. 3, где – все цветки со стеблями имеют одно направление. На подобных тканях (рисунок расположен в одну сторону), обязательно все детали бумажной выкройки нужно располагать в оду сторону (рис. 2, б).

Если рисунок очень крупный, его нужно расположить так, чтобы на правой и левой стороне изделия рисунок смотрелся симметрично. При этом очень желательно сохранить целый рисунок на видных местах. На рис. 4 показано правильное и неправильное расположение крупного рисунка на изделии.

Также при очень крупном или редком рисунке детали выкройки должны располагаться так, чтобы середина детали совпадала с центральной линией рисунка. На (рис. 5,а) стрелки показывают центр рисунка.

Это же относится и к тканям с крупным горохом (рис. 5,б).

Для начала нужно разложить кусок материала таким образом, чтобы была видна и изнаночная и лицевая сторона. Теперь нужно сравнить те показатели, например, яркость рисунка, если он имеется и его четкость. Естественно, на лицевой стороне рисунок будет обладать более четкими контурами и у него будет более яркий цвет. Лицевая сторона более гладкая, чем изнаночная, и естественно, на ней меньше ворсинок.


Если при внимательном осмотре вы обнаружили небольшие дефекты на ткани, например, узелки или торчащие ниточки - по идее они должны быть расположены на изнанке, так как лицевая сторона должна быть без брака. Нужно так же обратить внимание на кромочную часть полотна. У шерстяных, так называемых суконных тканей, на лице полотна есть нити, которых плохо различимы на изнанке. Кромка такого полотна гладкая, на изнаночной стороне могут быть погрешности. Если вы приобрели сложенную в упаковку ткань, то производители делают сложение по-своему. Российские производители складывают лицевой стороной внутрь ткани из шерсти и шелка, а из хлопка - изнанкой внутрь.

Хитрости определения стороны ткани

Если в ткани присутствует ниточка люрекс, то на лицевой стороне он уложен более аккуратно, и на изнанке его гораздо меньше. Так же такая ткань на лицевой стороне блестит гораздо больше, чем на изнанке.


Если ткань из разряда гладкошерстных, и в ней имеется саржевое или же полотняное переплетение, то в таких видах тканей нет лицевой или изнаночной стороны. Они, грубо говоря, универсальны. Такие ткани могут иметь разные рисунка на каждой из сторон, но обе стороны можно считать лицевыми. Если ткань имеет ворс, то на лицевой стороне ворса гораздо больше, и он намного гуще, чем на изнанке. Если ворс начесной, то он расположен на изнаночной стороне ткани.


Если ткань имеет саржевое переплетение, то на лицевой стороне узор будет более рельефный и с более четкими сторонами, а вот на изнаночной стороне - как бы смазанный рисунок.

Насыщенный цвет.

На лицевой стороне печатный рисунок более яркий, чем на изнанке. Например, на лице различные узоры, цветочки видны отчётливо. На изнанке они тусклые. Лицевой стороне свойственен насыщенный цвет.

2 шаг

В гладких тканях изнаночная сторона более пушистая, так как лицевая сторона опаливается. Процесс опаливания делается при изготовлении ткани. Этот процесс невидим нашему глазу. В результате получается красивая и гладкая ткань.

3 шаг

Отдельные тканые пороки выводятся на изнанку. Если вы могли наблюдать различные изъяны, шишечки на ткани, то это и есть изнанка. На лице всё идеально гладко.

4 шаг

В дорогих тканях металлизированные нити (золото, серебро) выносятся на лицо. Эти нити отчётливо видны и аккуратно расположены на лицевой стороне. При этом создаётся какая-то форма. Изнанка без труда определяется.

5 шаг

Саржевое переплетение характеризуется наклонным расположением нити под углом 45 градусов, т.е. диагональное переплетение. В этом случае диагональ на лице идёт снизу слева вверх направо. Вот так ///. Но, а на изнанке наоборот. Вот так \\\.

Как сообщает www.hunky-dory.ru в описаниях моделей достаточно часто встречаются сокращения, уточняющие, что вы вяжете на лицевой (лиц.) или на изнаночной стороне (изн.). Нередко подобные уточнения предшествуют целой серии указаний.

Проще отличить лицевую сторону от изнаночной, когда связано несколько рядов и виден узор. Конечно, это зависит также от используемого вида петель. Чтобы понять, на какой стороне вы вяжете, можно также ориентироваться на свободный конец нити, свисающей в начале изделия.

Если эта нить находится в левом углу изделия, то вы вяжете на лицевой стороне и, наоборот, если она находится в правом углу, то вы вяжете на изнанке. Это объясняется тем, что базовый ряд, следующий за начальной цепочкой из воздушных петель, вяжется справа налево.

Если вы вяжете единое полотно и используете такой вид петель, который имеет различную структуру на лицевой и изнаночной стороне, то вы можете по своему желанию выбрать, какую сторону считать «лицевой». При этом некоторые сложные узоры, в которых использовано несколько цветов пряжи, имеют легко узнаваемую изнаночную сторону.

Некоторые виды петель имеют похожую структуру на лицевой и изнаночной стороне. Чтобы различать их, можно посмотреть на свободный конец нити, свисающей в начале изделия.

Если перед вами лицевая сторона изделия, то эта нить будет находиться в левом нижнем углу.И, наоборот, другие виды петель имеют различную структуру на лицевой и изнаночной стороне.

В описании нередко уточняется, на какой стороне изделия следует работать: на лицевой (лиц.) или изнаночной (изн.). Как правило, эти сокращения предшествуют описанию работы над формой изделия.

При вязании сложных разноцветных узоров очень важно уметь различать лицевую и изнаночную стороны, поскольку неиспользуемые нити мотивов следует протягивать по изнаночной стороне.

По материалам журнала "Чудесный крючок"

  • Можно ли крючком связать кайму резинкой подобно тому, как это делается спицами? Чтобы добиться того же эффекта, как при вязании спицами, нужно работать перпендикулярно краю изделия. Скорее всего вы
  • Фантазийная пряжа очень изысканна и требует особого умения. Закрепление ленточной пряжи достаточно необычно, ведь если «вплетать» концы пряжи в петли на изнанке работы, то в изделии получатся
  • Образец вывязывается для того, чтобы измерить размер петель до начала работы над изделием. Этот образец может быть не квадратным, но однако достаточно большим, чтобы можно было измерить ширину
  • Нередко получается так, что некоторые тона разноцветной пряжи совмещаются и образуют на связанном изделии линии, пятна, зигзаги или большие одноцветные участки. Наши советы позволят избежать
  • У тех, кто только начинает вязать крючком, часто получаются неровными края изделия. Вероятно, вы не совершаете грубых технических ошибок. Скорее всего, вы недостаточно внимательно относитесь к