Коротко, но по существу (сексуальное образование, половое воспитание, просвещение, обучение). Про это: мнение ученых, подростков и их родителей о сексуальном просвещении в России

Введение. 3

1 Теоретические основы полового воспитания. 5

1.1 Сущность и допустимые пределы полового воспитания. 5

1.2 Теоретические основы сексуального просвещения. 11

1.3 Законодательное определение границ допустимого и необходимого в сексуальном просвещении. 17

2 Анализ применяемых программ сексуального просвещения в России. 28

2.1 Информированность подростков. 28

2.2 Программы сексуального просвещения. 34

Заключение. 41

Список использованной литературы.. 43

Введение

Какой бы вопрос мы ни взяли, будь то психология любви, секреты эротики или профилактика венерических заболеваний, сексуальность - элемент культуры. А культура обязательно предполагает воспитание, образование и обучение. Но как только поднимается вопрос о половом воспитании - начинаются яростные споры.

Спорно уже само определение этого понятия. В широком смысле слова половое воспитание обозначает весь процесс гендерной социализации, все те направленные и спонтанные воздействия, которые помогают ребенку стать мужчиной или женщиной, приобщают его к принятой в обществе системе взаимоотношений между полами в трудовой, общественной и личной жизни. В более узком смысле половое или точнее, сексуальное образование обозначает подготовку ребенка к сексуальной жизни, более или менее систематическое сексуальное просвещение, то есть передача соответствующей информации.

Тема эта является в настоящее время остро актуальной, по поводу вопросов полового воспитания в научной литературе ведутся жаркие споры, однако ни ученые, ни педагоги к единому мнению до сих пор не пришли. Основной проблемой в настоящее время является определение границ допустимого и необходимого в половом воспитании и сексуальном просвещении. Дискуссионными являются все вопросы полового воспитания - как определение возраста, в котором необходимо начать раскрывать вопросы сексуального просвещения, так и границы допустимого и необходимого.

Целью данной курсовой работы является анализ необходимых и допустимых пределов в половом воспитании и сексуальном просвещении.

1 Теоретические основы полового воспитания

1.1 Сущность и допустимые пределы полового воспитания

Половое воспитание, система медицинских и педагогических мер, направленных на воспитание у детей, подростков и молодежи разумного, здорового отношения к вопросам пола и половой жизни. Задача полового воспитания— способствовать гармоничному развитию подрастающего поколения, полноценному формированию полового поведения и детородной функции, содействовать укреплению физиологических и нравственных основ брака и семьи. Полноценное половое воспитание предусматривает его начало задолго до вступления детей в период полового созревания. Половое воспитание следует отличать от полового просвещения, которое заключается в ознакомлении подростков с физиологическими, сексологическими, санитарно-гигиеническими и другими сведениями по вопросам пола и половой жизни и начинается примерно с 8-го класса.

Одной из главных черт, присущих подросткам в переходном возрасте, является желание утвердиться в жизни (самоутвердиться), стремление к

взрослости, а отсюда постоянный поиск своего «я», приводящий иногда к антисоциальным поступкам. Развитие каждого ребенка-подростка как личности— процесс индивидуальный, но он в значительной степени определяется и внешним окружением, и атмосферой в семье, школе, в кругу друзей. Знание воспитателями основ психофизиологии юношеского возраста помогает им найти правильные формы и методы адекватного воздействия. На этом этапе формирования личности подростка лейтмотивом полового воспитания должна стать дальнейшая кристаллизация у сына или дочери понятий «настоящий мужчина» и «настоящая женщина».

Половым воспитанием подростков также занимается и окружение наших детей, книги, кино, телевидение, интернет. С 13— 14 лет мальчики становятся чрезвычайно влюбчивыми. В абсолютном большинстве случаев пределом мечтаний оказывается поцелуй, однако интенсивность чувства от этого не снижается. Мальчики начинают хуже учиться, делаются непослушными и раздражительными. В отличие от девочек того же возраста они более склонны к сексуальным фантазиям. Все это сопровождается сновидениями эротическими, поллюциями и мастурбациями. В последнем случае надо активно пропагандировать мысль о том, что воздержание не вредит юношескому организму, а, наоборот, способствует его укреплению, созреванию. Далекая еще от совершенства половая система подростка не остается безразличной к тем нагрузкам, которые ей приходится выдерживать при мастурбациях. Значительно больше возрастает нагрузка при половом сношении (коитусе).

При половом воспитании мальчиков и юношей нельзя забывать и о необходимости поддерживать мужской авторитет. Крайне недопустимо, чтобы жена, пусть даже заслуженно, критиковала при детях действия отца, унижая его мужское достоинство. Пример отца в семье всегда оказывает влияние на формирование у детей обоего пола образа мужчины— мужа и отца. Сын в зависимости от этого образа усваивает свою линию поведения, в том числе и с лицами противоположного пола; дочь видит в нем возможный идеал будущего супруга или зарекается вообще когда бы то ни было выходить замуж. И поэтому родители в первую очередь в ответе за семейное будущее собственных детей.

1.2 Теоретические основы сексуального просвещения

Семья закладывает фундамент личности, как нравственный, так и чувственный, определяя отношение к себе и своему телу, половое самосознание, способность к самораскрытию и пониманию другого. Родительские ответы на первые наивные вопросы ребенка о тайне деторождения и половых различиях нс только несут в себе информацию, но и во многом, хотя и не во всем, предопределяют установки взрослого. Кстати сказать, ребенка не так легко обмануть.

Но как сексуальные просветители родители не особенно эффективны. Дело не столько в недостатке у них информации и знаний того, что именно и как рассказывать детям разного возраста. Исследования, проводившиеся в разных странах, показывают, что единственный работающий канал семейного сексуального просвещения - это линия мать-дочь (сведения о менструациях, половой гигиене и т. п.). С мальчиками большей частью не говорят всерьез на эти темы ни матери, ни отцы. И в архаических обществах подготовкой подростков к половой жизни обычно занимались не родители, а кто-то из старших членов рода, облеченный специальными полномочиями и знаниями. Возможно, это исторически как-то связано с запретом инцеста. Информация столь интимного свойства, если ее сообщает близкий человек, создает напряженное эмоционально-эротическое поле, в котором обе стороны чувствуют себя неуютно. Многие подростки сами предпочитают получать эту информацию другим путем, беседа с родителями на эти темы их смущает и даже шокирует.

Многие взрослые, даже признавая необходимость сексуального просвещения, бессознательно занимают жесткие охранительные позиции, исходят из того, что главная задача - уберечь молодежь от эротики и сексуальности, которые ассоциируются в их сознании только с всевозможными бедами и опасностями.

Чтобы быть эффективным, сексуальное просвещение должно опережать собственное развитие ребенка и не только отвечать на уже поставленные им вопросы, но и предвосхищать их, помогать ребенку правильно поставить, сформулировать их.

Крайне важным вопросом в сексуальном просвещении является вопрос об определении границ допустимого. В решении его помогает законодательство, которое определяет границы допустимого, наказание за их превышение.

1.3 Законодательное определение границ допустимого и необходимого в сексуальном просвещении

Общественный конфликт по поводу предпринимаемых в последние годы попыток массового сексуального просвещения несовершеннолетних и усилия по его разрешению высветили более общую - правозащитную проблему. Они продемонстрировали правовую и социальную незащищенность детей и подростков от потенциально вредного информационного воздействия, будь то внедрение в учебных заведениях не адаптированных к отечественным условиям, неапробированных образовательных программ по сексуальному воспитанию или сомнительные проекты некоторых развлекательно - просветительных журналов для юношества.

Анализ действующего законодательства и практики его применения свидетельствует о явно недостаточной правовой защищенности детей и подростков от неквалифицированного, низкопробного и игнорирующего специфику психологии несовершеннолетних информационного воздействия СМИ, в том числе в сфере публичного сексуального просвещения.

Особенности психического развития несовершеннолетних требуется учитывать и в правовом регулировании сексуально - просветительной деятельности средств массовой информации. Подобный подход характерен для большинства ведущих стран Запада (США, Франции, Германии, Италии) и международного права (например, в Директиве о вещании ЕЭС), где вводятся существенные ограничения и запреты на распространение среди детей и подростков информации, «разрушающей их нравственность» и «нарушающей их благополучие».

2 Анализ применяемых программ сексуального просвещения в России

2.1 Информированность подростков

Все основные направления работы в рамках сексуального просвещения в той или иной степени связаны с проблемой информированности подростков по поводу физиологических изменений, происходящих в их организмах, взаимоотношения полов, сексуального поведения, предохранения от заболеваний, передающихся половым путем, и т.п. Насколько эффективно осуществляется информирование подростков по перечисленным вопросам, можно судить, например, по результатам проведенных исследований.

Ученые Института социально-экономических исследований РАН опросили 300 старшеклассниц и студенток 1 курса 15-19 лет. Почти половина (47%) опрошенных девушек не знают, в какую женскую консультацию они могут обратиться в случае необходимости, в то время, как у каждой четвертой из них имеется в этом острая потребность. Только 11% опрошенных знают о существовании центра планирования семьи, 13% - о консультации «Брак и семья», 67% респонденток хотели бы расширить свои знания о том, какие услуги в связи с лечением гинекологического заболевания им могут быть предоставлены.

Значение родителей как информационного канала по вопросам секса невелико. Исследования в Москве и Санкт-Петербурге показывают, что более 2/3 родителей (а по данным ВЦИОМ - 87%) никогда не говорили со своими детьми о сексе или делали это эпизодически. Подростки стесняются обращаться к родителям с подобными вопросами - 67% девочек и 77% мальчиков ни разу не общались с родителями на темы секса. Большинство родителей не видят себя в роли просветителей своих детей по вопросам секса и предпочитают, чтобы этим квалифицированно занималась школа. 81% взрослых высказались за введение сексуального просвещения в школах для 14-16-летних подростков, только 10% были против, из них «категорически против» - 3% мужчин и 4% женщин.

В целом социальный институт семьи, родительства слабо выполняет функцию по подготовке детей к сексуальной жизни и реализации ими своих репродуктивных прав и возможностей. Причем институт семьи не делает этого прежде всего в силу собственной неготовности к данной деятельности.

2.2 Программы сексуального просвещения

Мнения подростков и родителей о необходимости полового просвещения разделяют и опрошенные нами эксперты-управленцы высшего звена (депутаты Госдумы, работники Министерств образования, здравоохранения и т.п.). Большинство экспертов считают, что половое просвещение в школе необходимо, но различие мнений по поводу того, каким оно должно быть, связано с тем, что именно каждый эксперт понимает под «половым просвещением». Одни трактуют его как набор медицинских знаний, другие - рассматривают в социокультурном аспекте. Большая часть экспертов признает, что должна быть школьная программа, предусматривающая образование и детей, и родителей.

Удачным примером программ, имеющих половое просвещение в качестве одного из разделов, могут служить латышские экспериментальные учебники, утвержденные Министерством образования и науки Латвийской Республики. Учебник для 5 класса красочно оформлен, в нем много фотографий, юмористических и серьезных рисунков (например, об устройстве различных органов человека), стихов, сказок, пословиц, жизненных историй, в популярной форме рассказывается детям обо всех аспектах здоровья. Вопросы полового просвещения обсуждаются наравне с заботой о зубах, питании, курении и пр. Каждый раздел заканчивается перечнем выводов «Это стоит запомнить!» Деликатно и просто рассказывается об основных этапах физиологических изменений человека, об устройстве репродуктивных органов, о взаимоотношениях мальчиков и девочек. Очень важно, что начинается учебник с обсуждения вопросов самооценки подростка, ценности и неповторимости его как личности, особенностей его психологического и эмоционального состояния, взаимоотношений с окружающими людьми.

Аналогичные программы по профилактике ВИЧ/СПИДа, разработанные с разной степенью детализации, осуществляются во многих городах России. Например, в Нижнем Новгороде такая программа Областного центра профилактики и борьбы со СПИДом предусматривает цикл лекций для преподавателей (программа «Учатся учителя»), школьников, их родителей. Темы полового просвещения занимают примерно 1/3 из 45 лекций.

Заключение

Когда сексуальное просвещение на Западе только начиналось, оно всюду вызывало жаркие споры, на его счет существовало множество необоснованных страхов и столько же беспочвенных упований. Клерикалы и консерваторы были непоколебимо уверены в том, что любая сексуальная информация развращает подростков, повышает их сексуальную активность, увеличивает количество добрачных связей, беременностей и прочих ужасов. Радикалы столь же категорически утверждали, что стоит только ввести половое просвещение, как все проблемы подростковой, да и взрослой сексуальности исчезнут, никто никого не будет насиловать, девушки будут строго следовать принципу «умри, но не давай поцелуй без любви», а в браках воцарится небывалая сексуальная и прочая гармония.

Проведенный анализ различных программ, полностью или частично посвященных вопросам полового просвещения, дает возможность сделать следующие выводы:

Только через несколько лет после внедрения образовательных программ по здоровью можно будет ожидать фактических изменений в состоянии здоровья детей и подростков.

Список использованной литературы

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.12.2006 №283-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, №25, ст. 2954.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 21.12.2004 №170-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, №31, ст. 3802.

3. Закон Российской Федерации от 27.12.1991 «О средствах массовой информации» №2124-1 (в ред. Федерального закона от 16.10.2006 №160-ФЗ) // Российская газета, №32, 08.02.1992.

4. Постановление Верховного Совета РСФСР от 22.11.1991 №1920-1 «О декларации прав и свобод человека и гражданина» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР, 26.12.1991, №52, ст. 1865.

5. Гаврилова Л.В. Состояние и перспективы развития специализированной гинекологической помощи детям и подросткам в России // Планирование семьи, 2006, №4.

6. Гребешева И.И., Камсюк Л.Г., Алесина И.Л. Концепция полового воспитания подростков, разработанная Российской Ассоциацией «Планирование семьи» // Выбор. М.: РАПС, 1997.

7. Каткова И.А., Андришина Е.В., Куликова О.И. Репродуктивное здоровье и права молодежи // Народонаселение., 1999, №1.

8. Кон И.С. Вкус запретного плода. М., 1992.

9. Кон И.С. Подростки и секс // Планирование семьи. 2004, №4.

10. Кон И.С. Подростки и сексуальная контрреволюция // Планирование семьи. 1998, №2.

11. Кон И.С., Подростковая сексуальность на пороге XXI века. Дубна, 2001.

12. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) // Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993.

13. Лузан Н.В. и др. Медико-социальные исследования полового поведения подростков Новосибирской области за 5 лет // ИППП. 1999, №3.

14. Мкиртичан Г.Л., Баласанян В.Г. Роль участковых педиатров в половом воспитании и образовании девочек // Планирование семьи. 1999, №3.

15. О совершенствовании деятельности молотдежных центров по охране репродуктивного здоровья детей подросткового возраста (по результатам реализации проекта Фонда ООН по народонаселению «Репродуктивное здоровье и права молодежи РФ в Москве, Твери, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Барнауле, Томске в 2000 - 2002 гг.). Информационное письмо. М.: МЗ РФ, 2002.

16. Образование в области здоровья и укрепление здоровья среди детей, подростков и молодежи в России / Под ред. А.К.Демина, И.А.Деминой. М.: РАОЗ, 1999.

17. Опыт организации работы молодежных центров России (информационное письмо). Министерство здравоохранения РФ. М., 1997.

18. Пристанская О.В. Правовая защита несовершеннолетних в сфере массового сексуального просвещения // Журнал российского права, 2000, №1.

19. Программа «Введение в сексуальность человека». Региональная программа пропаганды здорового образа жизни. Фонд Сороса «Культурная инициатива». Нижний Новгород, 1994.

20. Программа «Основы планирования семьи и здорового образа жизни». М., 1997.

21. Программа для муниципальных общеобразовательных и внешкольных учреждений по образованию в области здоровья. Городской центр психолого-медико-социального сопровождения, диагностики и консультирования школьников. Ярославль, 1998.

Часть II. Половое просвещение подростков в возрасте от 12 до 18 лет

Когда ребенку исполняется 12–13 лет, ему открывается новая сторона жизни, а родителям добавляется проблем: секс, отношения, изменения, происходящие с телом, привлекательность для сверстников… Но обсуждать подобные темы с «предками» подросток стесняется, по привычке черпая знания из Интернета. Могут ли случайные ссылки удовлетворить его жажду надеждой и актуальной информацией? Вряд ли. Нужна кропотливая работа и доброе участие родителей подростка. С помощью предложенных здесь ответов специалистов родители смогут сформировать у своих подрастающих детей сексуальную культуру, укрепить взаимное доверие и позаботиться об их здоровье и будущей счастливой жизни уже сегодня.

В этой части книги мы продолжаем откровенный разговор с родителями, чьи дети подросли и теперь называются подростками. Эта книга не энциклопедия, и не сборник ответов на все вопросы о сексуальности. Не нравоучительные статьи, и не учебник по сексу. Это ответы специалистов в области сексологии на вопросы, заданные современными подростками. Иногда в этой части будут возвращения к первым главам, повторение некоторых проблем, но уже с учетом взросления ребенка, изменения его взглядов на происходящие события. Мы предлагаем взрослым цифры, факты, аргументы, которые они могут использовать в половом воспитании подростков.

Именно в подростковом возрасте девушки и юноши, впервые почувствовав новые изменения в своем теле, пытаются понять, что с ними происходит. Первый поцелуй, лишение девственности, первый половой акт, способы предохранения, размеры половых органов, как поддерживать интимную близость, понравиться друг другу - такие вопросы всегда волновали и волнуют молодых людей. А родители, в лучшем случае, молчат, стараются не говорить на эти «скользкие» темы, а порою облекают их во что-то стыдное и непристойное. В школах нет полового просвещения, и учителя не знают, как говорить с подростками о сексуальности. Друзья и одноклассники «выуживают» информацию из интернета, щедро делятся своим «горе-опытом», самостоятельно отвечают на все волнующие их проблемы.

Чтобы узнать, что интересует современных юношей и девушек, мы провели опрос во многих российских городах и оказалось, что во всех регионах России подростков интересуют примерно одни и те же темы, только формулируют они их по-разному. Мы не ставим перед собой цели рассказывать обо всей сексуальности. В одной книге это просто невозможно.

Нам очень важно, чтобы каждый человек помнил: подростковый период - это только началобольшого пути интимных отношений мужчины и женщины. От того, каким будет это начало, напрямую зависит сексуальное здоровье в будущем. Эта книга поможет родителям вместе с подростком комфортнее пройти непростой возрастной этап полового созревания. Именно в нём формируется половая зрелость, а вместе с ней, счастье интимного общения. Мы постарались прислушаться к тому, что волнует родителей и дали профессиональные ответы на вопросы про «это»: Кто? Что? Когда? Сколько? С кем? Как? Почему?

Из книги Пол и характер автора Вейнингер Отто

Из книги Уши машут ослом [Современное социальное программирование. 1-е издание] автора Матвейчев Олег Анатольевич

Из книги Экзистенциальная психотерапия автора Ялом Ирвин

ПРОСВЕЩЕНИЕ ДЕТЕЙ НА ТЕМУ СМЕРТИ Многие родители (возможно, большинство) в нашей культуре непрестанно пытаются уйти от реальности в том, что касается информации о смерти. Маленьких детей защищают от смерти, их открыто и сознательно вводят в заблуждение. Очень рано в них

Из книги С.В. Березин, К.С. Лисецкий, Е.А. Назаров автора Академия Международная Педагогическая

У подростков с антинаркотическими установками обнаруживается высокая личностная значимость сценарного будущего. Мы полагаем, что вера в подобный сценарий в подростковом возрасте оказывается важным механизмом личностной эффективности. Существенно, что знакомство с

Из книги Психологические основы педагогической практики: учебное пособие автора Корнева Людмила Валентиновна

Приложение 1 Психологическое просвещение школьников Особенности психологического познания и его роль в жизниИзвестно, что самосознание и самосовершенствование невозможны без знания психологии. Но знание становится живым, если оно применяется для достижения

Из книги Гармония семейных отношений автора Владин Владислав Зиновьевич

ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ И женщина живет, беду тая, С душой усталой - а ведь не стара еще! А рядом - муж, не вышедший в мужья, И дети - настоящие товарищи… Р. Казакова «…Его

Из книги Половое воспитание детей автора Кругляк Лев

Из книги Педология: Утопия и реальность автора Залкинд Арон Борисович

Из книги Язык тела автора Антоненко Елена Юрьевна

Просвещение «Просвещение - это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по

Из книги Чего хотят мужчины и как им это дать автора Щедрова Юлия

Часть 4 Знакомства в зрелом возрасте

Из книги Самооценка у детей и подростков. Книга для родителей автора Эйестад Гюру

Часть III Самооценка у подростков В этой части книги мы увидим, какие факторы особенно сильно влияют на самооценку в подростковом возрасте и каким образом родители помогают своим детям совершить переход к самостоятельной взрослой жизни. Инструменты достижения

Из книги Чувственность и сексуальность автора Бурбо Лиз

Из книги Половое воспитание детей и подростков автора Котенёва Анна Николаевна

Часть I. Половое просвещение детей в возрасте от 6 до 12 лет Сексология Первый вопрос ребёнка о сексе, который может заставить вас врасплох: «Как рождаются дети?» или «Откуда они берутся?» Мы предлагаем ответ в интересной истории, где дедушка-врач отвечает на эти вопросы

Из книги Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте автора Семенович Анна Владимировна

Часть III. Вопросы подростков и ответы сексологов В этой части книги мы отобрали часть вопросов подростков, которые участвовали в нашем опросе, и предлагаем такие ответы на них, которые помогут родителям в щекотливой ситуации. Мы сознательно так поступаем, чтобы родители

  • 3.4. Цивилизация и её негативные последствия
  • 3.5. Факторы риска заболеваний в эпоху научно-технической революции, группы риска
  • Глава 4. Социально-психологические и психолого-педагогические аспекты здорового образа жизни
  • 4.1. Сознание и здоровье
  • 4.2. Мотивация и концепция здоровья и здорового образа жизни
  • 4. 3. Основные составляющие здорового образа жизни
  • Глава 5. Учение г. Селье о стрессе. Психогигиена и психопрофилактика
  • 5.1. Понятие о стрессе и дистрессе
  • 5.2. Определение понятий «психогигиена» и «психопрофилактика»
  • 5.3. Основы психопрофилактики. Психическая саморегуляция
  • 5.4. Психопрофилактика в учебно-воспитательной деятельности
  • Глава 6. Роль учителя и его место в первичной, вторичной и третичной профилактике заболеваемости у детей и подростков
  • Глава 7. Понятие о неотложных состояниях. Причины и факторы их вызывающие и первая доврачебная помощь
  • Определение понятия «неотложные состояния». Причины и факторы их вызывающие.
  • Шок, определение, виды. Механизм возникновения, признаки. Первая помощь при травматическом шоке на месте происшествия.
  • Первая помощь при обмороке, гипертоническом кризе, сердечном приступе, приступе бронхиальной астмы, гипергликемической и гипогликемической коме.
  • Гипергликемическая и гипогликемическая кома
  • Первая доврачебная помощь
  • Понятие «острый живот» и тактика при нем
  • Глава 8. Характеристика и профилактика детского травматизма
  • 8.1. Определение понятий «травма», «травматизм».
  • Классификация детского травматизма
  • 8.3. Виды повреждений у детей различных возрастных групп, их причины и меры профилактики
  • Глава 9. Терминальные состояния. Реанимация
  • 9.1. Определение понятий «терминальные состояния», «реанимация».
  • 9.2. Клиническая смерть, её причины и признаки. Биологическая смерть.
  • 9.3. Первая помощь при внезапной остановке дыхания и сердечной деятельности
  • Первая помощь при внезапной остановке сердечной деятельности
  • Глава 10. Роль учителя в профилактике заболеваний органов дыхания у детей и подростков
  • 10.1. Причины и признаки заболеваний органов дыхания
  • 10.2. Острый и хронический ларингит: причины, признаки, профилактика
  • 10.3. Ложный круп: признаки, первая помощь
  • 10.4. Острый и хронический бронхит, причины, признаки, профилактика
  • 10.5. Пневмония острая и хроническая: причины, признаки
  • 10.6. Бронхиальная астма
  • 10.7. Роль учителя в профилактике заболеваний дыхательной системы у детей и подростков
  • Глава 11. Роль учителя в профилактике нервно-психических расстройств у школьников
  • 11.1. Виды и причины нервно-психических расстройств у детей и подростков
  • 11.2. Основные формы неврозов у детей и подростков
  • 11.3. Психопатии (виды, причины, профилактика, коррекция)
  • 11.4. Понятие об олигофрении
  • 11.5. Роль учителя в профилактике нервно-психических расстройств и предупреждение стрессовых состояний у детей
  • Глава 12. Роль учителя в профилактике нарушений зрения и слуха у учащихся
  • 12.1. Виды нарушений зрения у детей и подростков и их причины
  • 12.2. Профилактика нарушений зрения у детей и подростков и особенности учебно-воспитательного процесса для детей с нарушением зрения
  • 12.3. Виды нарушений слуха у детей и подростков и их причины
  • Профилактика нарушений слуха у детей и подростков и особенности учебно-воспитательного процесса для детей с нарушением слуха.
  • Глава 13. Профилактика вредных привычек и болезненных пристрастий
  • 13.1. Влияние табакокурения на организм ребёнка, подростка. Профилактика табакокурения.
  • Профилактика табакокурения
  • 13.2. Механизм алкогольного поражения органов и систем организма. Алкоголь и потомство
  • Алкоголь и потомство
  • 13.3. Социальные аспекты алкоголизма
  • 13.4. Принципы антиалкогольного воспитания
  • 13.5. Понятие о наркомании: причины наркотизации, действие наркотических веществ на организм, последствия употребления наркотиков, признаки употребления некоторых наркотических средств
  • 13.6. Токсикомания: общее понятие, виды, признаки употребления токсических веществ, последствия
  • 13.7. Меры профилактики наркомании и токсикомании
  • Глава 14. Основы микробиологии, иммунологии, эпидемиологии. Меры профилактики инфекционных заболеваний
  • 14.1. Определение понятий «инфекция», «инфекционные болезни», «инфекционный процесс», «эпидемический процесс», «микробиология», «эпидемиология».
  • 14.3. Клинические формы инфекционных болезней
  • 14.4. Основные методы профилактики инфекционных болезней
  • 14.5. Общие сведения об иммунитете и его видах. Особенности иммунитета у детей
  • 14.6. Основные прививочные препараты, их краткая характеристика
  • Глава 15. Половое воспитание и половое просвещение детей и подростков
  • 15.1. Понятие о половом воспитании и половом просвещении детей и подростков.
  • 15.2. Этапы полового воспитания и просвещения. Роль семьи в формировании детских и юношеских представлений в вопросах пола.
  • 15.3. Профилактика половых отклонений и расстройств у детей и подростков
  • 15.4. Подготовка молодежи к семейной жизни
  • 15.5. Аборт и его последствия
  • Глава 16. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем
  • 16.1. Общая характеристика болезней, передающихся половым путём
  • 16.2. Синдром приобретённого иммунодефицита
  • 16.3. Венерические заболевания первого поколения причины, пути заражения, проявления, профилактика
  • 16.4. Венерические заболевания второго поколения, причины, пути заражения, проявления, профилактика
  • 16.5. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем
  • Глава 17. Применение лекарственных средств
  • 17.1.Понятие о лекарствах и лекарственных формах
  • 17.2. Пригодность лекарств к употреблению
  • 17.3. Хранение лекарственных средств
  • 17.4. Пути введения лекарств в организм
  • Наружное применение лекарственных веществ
  • Энтеральные пути введения лекарственных веществ
  • Парентеральные пути введения лекарственных веществ
  • 17.5. Техника постановки инъекций
  • 17.6. Основные осложнения при подкожном и внутримышечном введении лекарственных веществ
  • 17.7. Знакомство с правилами пользования шприц-тюбиком
  • 17.8. Домашняя аптечка
  • 17.9. Фитотерапия в домашних условиях
  • Глава 18. Уход за пораженными и больными, транспортировка
  • 18.1. Значение общего ухода
  • 18.2. Общие положения по уходу в домашних условиях
  • 18.3. Специальный уход в условиях больницы
  • Уход за полостью рта
  • Уход за кожей
  • Подмывание тяжелобольных
  • 18.4. Методы контроля за состоянием здоровья (измерение температуры тела, пульса, артериального давления, частоты дыхания)
  • 18.5. Транспортировка пораженных и больных
  • 18.6. Физиотерапевтические процедуры при уходе в домашних условиях
  • Глава 19. Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях
  • 19.1. Раневая инфекция. Асептика и антисептика
  • 19.2. Первая помощь при закрытых повреждениях
  • 19.3. Кровотечения и способы его временной остановки
  • 19.4. Раны и первая помощь при ранениях
  • 19.5. Первая помощь при переломах костей
  • Иммобилизация при переломах отдельных частей тела
  • 19.6. Первая помощь при ожогах и отморожениях
  • 19.7. Первая помощь при электротравме и утоплении
  • 19.8. Первая помощь при попадании инородных тел в дыхательные пути, глаза и уши
  • 19.9. Первая помощь при укусе животных, насекомых и змей
  • 19.10. Первая помощь при острых отравлениях
  • Глава 15. Половое воспитание и половое просвещение детей и подростков

    15.1. Понятие о половом воспитании и половом просвещении детей и подростков.

    Половое воспитание – это система мер, направленных на воспитание у детей, подростков и молодежи правильного отношения к вопросам пола. Задача полового воспитания – способствовать гармоничному развитию подрастающего поколения, полноценному формированию детородной функции, соблюдению нравственных норм в половом поведении, содействовать укреплению брака и семьи. Представление о том, что половым воспитанием надо заниматься тогда, когда дети вступают в период полового созревания, неправильно, так как часть вопросов надо решать уже в детстве. Малыш вступает в мир не абстрактным дитятей, но будущим мужчиной или женщиной. Даже уход за ними не одинаков, а тем более – воспитание. Цель педагогических забот взрослых – как можно деликатнее учить мальчика быть мужчиной, девочку – женщиной. Медики и психологи считают, что утрата чувства пола порождает глубокие изменения всей личности человека. У такого человека наблюдается ощутимая потеря своего «Я», нарушается вся система его отношений с другими людьми. Даже небольшое отклонение от нормы в области полового самосознания влияет на семейную жизнь разрушающе.

    Половое воспитание должно быть составной частью комплекса учебно-воспитательных мероприятий, осуществляемых в семье, дошкольном учреждении, школе и т.д. Необходима строгая дифференцировка полового воспитания в зависимости от пола, возраста, степени подготовленности детей. Обязательное условие эффективности полового воспитания – единый подход со стороны родителей, медицинских работников, педагогов, воспитателей. Неподготовленность и неосведомлённость подростков в вопросах пола нередко является причиной тяжелых жизненных ситуаций. Неосведомлённые в вопросах пола подростки часто пугаются и стыдятся физиологических изменений, происходящих в их организме. Не найдя ответа у родителей и педагогов, они нередко прибегают к случайным источникам, получая, как правило, искаженные сведения. В свое время В.Г.Белинский отмечал, что нравственная чистота вовсе не заключается в неведении, но подразумевает сохранение добродетели при достаточной осведомлённости. Большую опасность несёт в себе и противоположная тенденция, характеризующаяся ростом сексуальной тематики в литературе, кино и на телевидении. В связи с этим очевидна роль полового воспитания в общей системе воспитания подрастающего поколения.

    Половое просвещение заключается в ознакомлении детей с анатомо-физиологическими, сексологическими, гигиеническими и другими сведениями по вопросам пола и половой жизни.

    15.2. Этапы полового воспитания и просвещения. Роль семьи в формировании детских и юношеских представлений в вопросах пола.

    В процессе полового воспитания можно условно выделить несколько этапов: 1-й до 5-7 лет, 2-й – 7-13 лет, 3-й – 12-15 лет, 4-й – 15-17 лет.

    Родителям необходимо знать, прежде всего, физиологические особенности развития ребёнка, то есть какие внешние проявления половой системы принимать за нормальные и какие следует считать отклонениями от нормы. Надо знать также, что является нормальным в сексуальном (половом) развитии ребёнка (например, у мальчиков первого года жизни перед мочеиспусканием может наблюдаться эрекция (напряжение полового члена). С первых дней жизни ребёнка необходимо проводить туалет наружных половых органов. После каждого мочеиспускания ребёнка подмывают без мыла, после дефекации – с мылом. При этом девочек надо подмывать в направлении спереди назад. Необходимо прививать гигиенические навыки по уходу за телом, умению подмываться (с 5-летнего возраста), регулярному мочеиспусканию и опорожнению кишечника. Необходимо устранять раздражающие действия на эрогенные зоны (избегать ношения тесной одежды, лечить глистные инвазии). Формированию понятия половой принадлежности способствует то, что взрослые постоянно подчёркивают: это дядя, это тётя, это мальчик, девочка. В 3 года ребёнок заявляет: «Я мальчик» или «Я девочка». Он уже знает назначение многих органов тела. Дети в этом возрасте задают вопросы типа: «Откуда я взялся?» На эти вопросы следует отвечать, например, так (для матери): «Я родила тебя в роддоме» Можно привести сравнения из жизни животных. Излишняя детализация процесса рождения может пробудить в детях интерес к сексуальным подробностям. Не надо отказываться отвечать на вопросы, это лишь увеличивает интерес ребёнка к теме, заставляет искать ответ у более «осведомлённых» лиц. Что касается вымысла и сказок, к которым иногда прибегают родители, то со временем наступает разоблачение этих уловок и как следствие возникает недоверие детей к родителям, стремление побольше узнать о скрываемой от них стороне жизни.

    Важно добиться у ребёнка уважения ко всему, что связано с рождением, и, в первую очередь, почтительное отношение к матери. Ребёнку надо внушить, что он появился потому, что мать и отец любили друг друга и очень хотели его появления. С первых лет жизни необходим дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек. Мальчикам покупают одни игрушки, девочкам – другие. Игры детей разные. Мальчики чаще играют в войну, а девочки – в куклы. Воспитание сына – это, прежде всего, будущего мужа, отца. Если мальчик с раннего возраста с уважением относится к матери, бабушке, сестре, то впоследствии будет так же относиться и к девушке, жене. В семье отношение к мальчику должно быть строже, неудачи следует критиковать резче. Будущих мужчин с раннего детства необходимо готовить к преодолению жизненных трудностей. С раннего возраста важно требовать от мальчиков, чтобы они защищали девочек, уступали им место, помогали выполнять более тяжелую физическую работу. У девочек же надо воспитывать правильное отношение к мальчикам, учить проявлять чуткость, заботливость. В дошкольном возрасте у девочек проявляется желание наряжаться, украшать себя. Они, подражая взрослым, красят губы, подводят брови, хотят быть красивыми. Надо не высмеивать раннее стремление девочек к красоте, а прививать им основы хорошего вкуса, чувство меры. При этом половое воспитание тесно связано с эстетическим.

    У детей в семье должны быть определённые обязанности. Мальчик, девочка после игры могут убрать игрушки в коробку. Чем старше ребёнок, тем сложнее обязанности.

    К.Д.Ушинский указывал на то, что стремление некоторых родителей огородить своего ребёнка от труда и любой ответственности, создать максимум благ и минимум трудностей, приводит к моральному притуплению, скуке, погоне за низменными наслаждениями.

    Родители должны внимательно следить за половым развитием ребёнка.

    Одно из наиболее частых проявлений задержки полового развития у мальчиков – крипторхизм, когда одно или оба яичка находятся в паховом канале или брюшной полости. При этом очень важно начать лечение как можно раньше, так как крипторхизм приводит к перерождению ткани яичек и к бесплодию. Бить тревогу надо и в том случае, если яички будут прощупываться как очень маленькие горошины, что говорит об их недоразвитии.

    У мальчиков может наблюдаться врождённое расширение вен семенного канатика (варикоцеле ): в области мошонки появляется клубок выпячивающихся сосудов. Устранить это можно только хирургическим путём.

    В первое время после рождения у мальчика внутренний листок крайней плоти как бы склеен с поверхностью головки полового члена. Такое состояние называется физиологическим фимозом и не должно вызывать опасений. На 2-м или 3-м году жизни ребёнка происходит самопроизвольное отделение крайней плоти от головки полового члена.

    Однако у некоторых детей отверстие крайней плоти узкое и головка не обнажается. В этом случае требуется несложная операция – рассечение крайней плоти; если этого не сделать своевременно, могут развиться осложнения, например, парафимоз – ущемление головки полового члена вплоть до омертвения тканей.

    При заболеваниях центральной нервной системы (ЦНС), опухолях, эндокринных желез возникает преждевременное половое развитие мальчиков. Такие мальчики в первые 2-3 года жизни быстро растут, в 3-5 лет их рост может соответствовать росту 7-8-летнего ребёнка. Зоны костного роста закрываются раньше – в 8-10 лет, вместо 19-20 лет. Интенсивно развиваются мышц, фигура становится непропорциональной. Рано, с 2-3 лет начинает расти половой член, а размеры яичек могут отставать от возрастной нормы. Преждевременно появляется и огрубение голоса. При начавшихся признаках раннего полового развития родители должны обратиться к эндокринологу. При ушибе или ранении половых органов ребёнка надо показать врачу. Если у девочки при этом произошло повреждение девственной плевы родители, должны сохранить документ, выданный врачом.

    На втором этапе – 7-13 лет – дети, до того дружно игравшие вместе, чётко разделяются на два лагеря: мальчики-девочки. Ребёнок выбирает себе половую (в социальном отношении) роль. В это же время формируется и характер. В этом возрастной период жизни ребёнка особую роль играют взаимоотношения родителей, которые воспринимаются им как образец взаимоотношений полов. В семьях, где мать требовательная, эмоционально сдержанная, а отец ласковый, уступчивый, девочки часто вырастают резкими, мужиковатыми, а мальчики – феминизированными. В играх детей этого возрастав нередко отмечаются мужское или женское социальное поведение: казаки-разбойники или дочки-матери и т.д.

    Мальчик может играть в дочки-матери, но быть при этом отцом или сыном. Если же он легко соглашается на роль «мамы», «дочки», - над этим уже стоит серьезно задуматься. Но вмешиваться в детские игры не стоит, даже если они кажутся неприличными. Каждый 6-й ребёнок при игре в больницу, в доктора обнажает живот или ягодицы, каждый 8-й – половые органы. Педагогическое вмешательство может потребоваться только в тех случаях, когда в игре участвуют более старшие дети и подростки, которые могут оказать дурное влияние на детей. Для нормального полового развития и установления правильных отношений между мальчиками и девочками важно воспитать такие нравственные качества, как стыдливость, готовность оказать помощь. Необходимо формировать общие интересы (посещение музеев, театров и т.д.). Нередко в дошкольном и младшем школьном возрасте у детей возникает чувство симпатии, влюблённости. В таких случаях не надо фиксировать на этом внимание ребёнка, лучше постараться переключить его интересы на книги, игры и т.д.

    Третий период (с 12-14 лет у девочек, с 13-15 лет у мальчиков) – подростковый период, период полового созревания. К этому периоду подростки особенно девочки, должны приобрести все необходимые навыки ухода за собой. Мать должна подготовить девочку к появлению менструаций. Половое воспитание в этот период должно учитывать происходящие в организме подростка функциональные изменения. Этот возраст характеризуется усилением функции эндокринных желез, особенно половых, что, способствует постепенному пробуждению полового влечения.

    Характер появления новых черт: стремление к самостоятельности, самоутверждению. У подростков особенно выражена дисгармония между процессом полового созревания, проявлением полового влечения и уровнем зрелости. Поэтому очень важно, чтобы представление о половом развитии и гигиенических навыках подросток получил от родителей. Девочку в этот период следует подготовить к тому, что у неё появятся менструации, а мальчика – к появлению поллюций. Матери должны научить правилам туалета девочек при менструациях, ведение менструального дневника. Рассказать о физиологии этого явления, об одежде, питании и режиме в этот период. Мальчики должны знать, что поллюции – это закономерное, естественное явление, при котором необходимо соблюдение правил элементарной гигиены.

    Очень важно в период полового созревания оберегать подростка от преждевременного пробуждения чувственности; решающую роль при этом имеют условия жизни в семье. Такие явления, как пьянство, безнравственное поведение взрослых формируют распущенность, цинизм. Возбуждающе действуют эротические сцены в жизни, кино, литературе. Вредное влияние оказывает разрешение детям подолгу нежиться в постели, обильная жирная и пряная пища, сладости. Совершенно не допустим алкоголь.

    Основная цель полового воспитания подростков – воспитать в них моральную устойчивость к разным развращающим влияниям.

    Четвёртый этап – половое воспитание подростков старшего школьного возраста (юношей и девушек) и окончивших школу должно заключаться в освещении вопросов взаимоотношений полов в нравственном, социальном и гигиеническом аспектах, изложения основ гигиены и физиологии половой жизни, гигиены брака. В этот период у девушек возникает желание нравиться окружающим, стремление к любви, ласке. Юноши присматриваются к девушкам, стараются выглядеть взрослее, в связи, с чем нередко перенимают привычки взрослых (в том числе вредные: курение, употребление алкоголя). Молодые люди иногда чувствуют себя неловко в обществе сверстников противоположного пола и в этот период важно тактично помочь им. Если жизнь молодых людей наполнена увлекательными делами, то чрезмерного интереса к вопросам пола обычно не возникает. В связи с этим важное значение в этот период имеет воспитание творческих наклонностей, занятия физкультурой и спортом, которые способствуют гармоничному развитию организма. В юношеском возрасте между юношей и девушкой могут установиться дружеские отношения, что нередко пугает родителей и педагогов, которые иногда прибегают к всевозможным запретам, приводящим чаще всего к конфликтам. Вместе с тем, проявляя деликатность взрослые не должны занимать позицию полного невмешательства. При половом воспитании юношей важно сохранить у них чувство нежного отношения к матери, что «если, вырастая, ребёнок не научился любить родителей, братьев, сестёр…, очень трудно рассчитывать, что он способен глубоко полюбить избранную женщину». Родители должны воспитывать у сыновей мужскую сдержанность, уважение к девушке. В половом воспитании девушки необходимо большее внимание уделять разъяснению понятий «девичья честь», воспитанию чувства женского достоинства. Половое воспитание проводят родители, медработники, воспитатели и педагоги.

    Краткое содержание: Когда и как начинать говорить с ребенком о сексе? Следует ли говорить ребенку правду о сексуальных отношениях? Плюсы и минусы сексуального воспитания в школе.

    Существуют две крайние точки зрения по поводу сексуального просвещения:

    1. Не надо ничего обсуждать с детьми, в свое время сами все узнают.

    2. Необходимо дать максимум информации по этим вопросам.

    Соответственно и результаты просвещения оказываются совершенно разные. Одни утверждают, что любая информация такого рода развращает, побуждает к раннему началу половой жизни, увеличивает число подростковых беременностей, абортов и пр.

    Другие полны радужных ожиданий: с введением сексуального просвещения ни подростки, ни взрослые не будут испытывать проблем в этой сфере, исчезнет сексуальное насилие, а во всех браках наступит полная сексуальная гармония. Но... "реальный педагогический опыт рассеивает как иррациональные страхи, так и завышенные ожидания" (И. С. Кон). Главные вопросы этой животрепещущей темы:

    Когда начинать говорить с ребенком о сексе?

    Как вести себя, если он (она) сам (сама) спрашивает об этом?

    Что говорить? Говорить ли всю правду?

    Кто должен говорить?

    Когда и как начинать говорить с ребенком о сексе?

    Обычно ребенок интересуется, откуда берутся дети, в три-четыре года. Тогда и следует начинать. При этом нужно помнить, что сексуальное просвещение не должно быть оторвано от воспитания в целом.

    С чего начинать? С четкого пояснения различий между мужчиной и женщиной. В этом возрасте ребенок должен твердо знать, к какому полу он принадлежит. Будущая сексуальная жизнь будет гармоничной, если у ребенка сформированы правильные психосексуальные установки.

    Известные специалисты по вопросам сексуального воспитания (американская исследовательница К. Дайон, германский педагог X. Райнпрехт) обращают внимание родителей на следующие моменты.

    Не тешьте себя надеждой, что за полчаса разговора с ребенком можно разом решить все проблемы. Сексуальное просвещение - это постепенный процесс открывания. Начинается он с трепетного удивления перед тайнами жизни, перед процессами, происходящими в природе.

    Не должно быть больших сложностей в сексуальном воспитании, если в семье четко очерчены образы матери и отца, если семья благополучна.

    Сексуальное воспитание в семье невозможно без доверия между ребенком и родителем. Если доверие утрачено, надо его вернуть, тогда ребенок пойдет с вопросами к вам, а не на улицу.

    Разговаривая о сокровенном, старайтесь не напускать тумана, но и не застревайте в деталях. Одно из заблуждений: если мы посвятим ребенка во все детали, он будет уверенным и свободным в сексуальной сфере. На самом деле очень многие люди, получающие удовольствие и радость от секса, ничего не знают о физиологической стороне этого процесса.

    Делитесь с ребенком своими знаниями и своим опытом, а не теорией, почерпнутой из "умных книг".

    Не запугивайте ребенка или подростка. Например, страшными последствиями мастурбации или риском венерических заболеваний. Страх действует разрушающе.

    Вопросы типа "Откуда берутся дети?" ребенок задает среди прочих вопросов об устройстве окружающего мира. И продиктовано это естественным познавательным интересом. Родители уклоняются от ответа или реагируют слишком эмоционально? Тогда этот интерес и может стать нездоровым.

    Специалисты-медики утверждают: у нормально развивающегося ребенка (без гормональных нарушений) нет настоящей сексуальности и сексуальных интересов до подросткового возраста. Но по мере полового созревания такие интересы пробуждаются.

    Современные родители нередко знакомы и со взглядами психоаналитиков на сексуальное воспитание. Согласно традиционному психоанализу, сексуальные потребности свойственны ребенку с младенчества. А подавление их ведет к психическим травмам и отзывается неврозами и проблемами в сексуальной жизни у взрослого человека. Психоаналитическая педагогика выступает против сексуальных запретов.

    И все же очевидно, что слишком свободное или, скажем, поощрительное отношение к исследовательской тяге детей и чувственному удовлетворению от своих половых органов может угрожать ранним и чрезмерным возбуждением сексуальности. Современные педагоги-психоаналитики предлагают выбирать между двумя крайностями.

    Следует ли говорить ребенку правду?

    Да, конечно. Но в зависимости от возраста нужно давать ему ту часть информации, которую он в состоянии адекватно воспринять. Нельзя обрушивать на него всю информацию целиком. И выражения должны быть доступными детям.

    Родители могут спокойно брать в помощники современную литературу по сексуальным вопросам, изданную специально для детей. Те, кто давали своим детям читать французскую "Энциклопедию сексуальной жизни", потом встречали абсолютно спокойное отношение сына или дочери к этой теме. Если известен ответ на вопрос, интерес к нему угасает.

    "Задача взрослых - помочь ребенку открыто задавать любые вопросы... слышать их в момент, когда они задаются - в игре, в словах, в поведении ребенка, и отвечать на них по старому хорошему правилу: "Всегда правда, только правда", но не вся правда, сообразуясь с возможностями ребенка понимать ответ" (В. Каган).

    Ребенок может не только задавать вопросы. Всем известны детские игры в больницу или в маму и папу, в которых мальчики и девочки делают уколы, исследуют интимные части тела, имитируют постельные сцены. В этих исследованиях тела или подражании нет эротического интереса. Желая познать окружающий мир, дети хотят выяснить и строение тела представителей противоположного пола. Это не более ужасно, чем желание узнать устройство новой машинки или часового механизма в будильнике.

    Информируя детей, важно не перебарщивать, не внушать им значимость этой стороны жизни для взрослого человека. Если ребенок не в состоянии осмыслить полученные сведения, он начинает фантазировать, а искаженные таким образом представления могут травмировать его психику.

    Недопустимо, чтобы малыш становился свидетелем интимных сцен на экране и тем более - интимной близости родителей.

    В подростковом возрасте возникновение сексуальных интересов и потребностей закономерно. Контролировать эту озабоченность в период полового созревания родители не смогут при всем желании. Опасаться нужно лишь чрезмерности в проявлении этих интересов. Кто должен объяснять детям все, что относится к сексу?

    Вот здесь мнения многих специалистов расходятся. Одни настаивают, что основная информация должна исходить от родителей. Например, американский врач и психолог доктор Добсон считает: если родители в состоянии правильно и тактично объяснить все, что касается сексуальной жизни, то эти обязанности лучше всего выполнять им. Начинать это делать следует к трем-четырем годам и затем поддерживать отношения с ребенком на том же доверительном уровне. Тогда можно ожидать, что вы встретите намного меньше проблем в подростковом возрасте.

    Есть и другая точка зрения. Профессор И. С. Кон, признанный специалист в области сексуального воспитания, считает: родители в роли сексуальных просветителей не особенно эффективны. Единственный, по его мнению, "работающий канал сексуального просвещения" - когда мать сообщает дочери сведения о менструациях, половой гигиене и т. п.

    Информация интимного свойства воспринимается менее болезненно, когда ребенок получает ее не от родителей. Этому есть психологически достоверное объяснение. Если такая информация исходит от близкого человека, между ним и ребенком возникает "напряженное эмоционально-эротическое поле" (И. С. Кон). Обе стороны в этом случае испытывают значительный дискомфорт. Не секрет, что многие подростки предпочитают получать такую информацию не от отцов и матерей. И вовсе не потому, что не доверяют им.

    Многие родители также испытывают неловкость при мысли о необходимости обсуждения этих вопросов со своими детьми. Примерно десять лет назад на вопрос: "Говорили ли родители с вами на темы полового воспитания?" - утвердительно ответили только 13 процентов подростков; 87 процентов ответили: "Нет, не говорили".

    Кто, кроме родителей, может взять на себя просветительские функции?

    Сейчас не только в семье понимают важность удовлетворения этого интереса. Можно ли надеяться, что хорошо поставленное сексуальное воспитание в школе заменит родителей и избавит их от чувства неловкости?

    Большинство современных родителей не возражает против введения сексуального образования в государственной школе. Но при этом вы вправе знать, кто будет вести этот курс и по какой программе. Выясните, какое место в этой программе отводится вопросам безопасности секса, способам предохранения, какое - технике секса, а какое - моральной стороне сексуальных отношений. Взвесив все за и против, вы можете либо дать согласие на ведение такого курса в классе, где учится ваш ребенок, либо отказаться от этого нововведения.

    Немаловажный канал получения сексуальной информации для подростков - их сверстники. Но в этом случае информация может быть и односторонней, и недостоверной. Нередко ложные мифы о женской и мужской сексуальности исходят именно из этого источника. И все же иногда подростку важно проконсультироваться именно у сверстника.

    В некоторых европейских странах (например, в Германии) это можно сделать, войдя в специальный сайт в Интернете либо по телефону доверия. На вопросы ответят специально обученные сверстники-консультанты или взрослые специалисты. При желании можно продолжить разговор со специалистом (сексологом, психологом, психотерапевтом) при личной встрече. Есть еще один источник знаний - молодежные журналы и специальная литература. Не поленитесь познакомиться с этими источниками: убедитесь, можно ли им доверять.

    Другие публикации по теме данной статьи:

    Рекомендуем родителям и специалистам лучший в Рунете сайт с бесплатными развивающими играми и упражнениями для детей - games-for-kids.ru . Регулярно занимаясь с дошкольником по предложенным здесь методикам, вы без труда подготовите ребенка к школе. На этом сайте вы найдете игры и упражнения на развитие мышления, речи, памяти, внимания, обучение чтению и счету. Обязательно посетите специальный раздел сайта "Подготовка к школе игры" . Приведем для ознакомления примеры некоторых заданий:

    В некоторых европейских странах половое просвещение входит в школьную программу: например, в начале марта британское правительство обязало все школы проводить такие уроки - с четырех лет дети будут изучать основы безопасных и здоровых взаимоотношений, а в старших классах у них появится предмет по основам сексуальной жизни. В России отношение к секспросвету остается неоднозначным и, хотя к этой теме несколько раз пытались подступиться, до официальной программы дело так и не дошло. T&P спросили сексолога, психоаналитика, учителя и других экспертов, а также самих школьников и их родителей, как они относятся к отсутствию информации о сексе, гендерных отношениях и репродуктивном здоровье в школах и откуда подросткам эту информацию брать.

    История полового воспитания в России последних ста лет довольно противоречива. В течение десятилетия после Октябрьской революции оно было предметом научных и социальных исследований и включало в себя психологические, анатомо-физиологические и другие сферы знаний. Психологи, педагоги, врачи активно изучали проблемы сексологии и в частности детской сексуальности, которая тогда вошла в сферу педологии (науки о детях), также переживающей расцвет в 20-е годы. В 1924-м появились 12 половых заповедей революционного пролетариата - брошюра с рекомендациями воздерживаться от половой связи до брака, а после не заниматься сексом слишком часто. В 1936 году педологию разгромили как «псевдонауку». В «Книге для родителей» 1937 года классик советской педагогики Антон Макаренко пишет: «Никакие разговоры о «половом» вопросе с детьми не могут что-либо прибавить к тем знаниям, которые и без того придут в свое время. Но они опошлят проблему любви, они лишат ее той сдержанности, без которой любовь называется развратом. Раскрытие тайны, даже самое мудрое, усиливает физиологическую сторону любви, воспитывает не половое чувство, а половое любопытство, делая его простым и доступным».

    После смерти Сталина, в 60-е годы, внимание к проблемам семьи и гендерных отношений постепенно растет. В школах начинают появляться «Основы советской семьи и семейного воспитания», тематические факультативы и клубы. В 1983-м Министерство просвещения СССР ввело обязательные курсы «Гигиеническое и половое воспитание» и «Этика и психология семейной жизни» для старшеклассников - с помощью этих программ подростков психологически готовили к вступлению в брак и созданию семьи. В 1989-м в стране появилась ассоциация «Семья и здоровье», а в 1991-м (и уже в другой стране) - Российская ассоциация «Планирование семьи» (РАПС) и «Культура и здоровье», которые взяли на себя функцию сексуального просвещения (в том числе обучали постсоветских родителей и учителей, как разговаривать с детьми об «этом») и пропаганды конструктивного полового поведения. В середине 90-х РАПС подготовила программу полового воспитания российских школьников, которую должны были утвердить на государственном уровне, если бы не критика со стороны родителей, общественных и религиозных организаций.

    В 2009 году был подписан федеральный закон «О ратификации Европейской социальной хартии», международного договора, закрепляющего список социальных прав человека, в том числе детей: «Положения ст. 11 Хартии в области здоровья должны иметь приоритет в политике здорового общества и обеспечиваться через школу и быть частью учебного плана. В нем должно быть уделено внимание курению, наркотикам, злоупотреблению алкоголем, здоровому питанию и сексуальному просвещению». Однако до сих пор официальной просветительской программы на эту тему в России не существует.

    Сейчас каждая школа и каждый отдельный учитель решают этот вопрос в зависимости от внутренней политики учреждения и отношения родительского сообщества. Занятия по сексуальному образованию можно встретить только в гимназиях или лицеях. В 2013-м за уроки полового воспитания высказывался министр образования и науки Дмитрий Ливанов, но Павел Астахов, на тот момент уполномоченный по правам ребенка, заявлял, что лучшее половое воспитание - это русская литература.

    «Сегодняшние подростки гораздо продвинутее взрослых, которые их воспитывают»

    Виктор Каган

    Сексолог, доктор медицинских наук, автор первого в стране фундаментального исследования аутизма у детей и первых книг о нем для врачей и родителей. Один из пионеров возрождения детской и подростковой сексологии. В 2000–2013 годах работал в США. Доктор медицинских наук, лицензированный психолог.

    «Думаю, отсутствие таких занятий - это неправильно: если говорить о возрасте, согласен с тем, что лучше начать на год раньше, чем опоздать на день. Прекрасный пример - французская серия из пяти книг, первая из которых адресована малышам, а последняя - юношам и девушкам. Приведу пример. В 80-х я знал преподавателя, который вел в старших классах курс этики и психологии семейной жизни. Потом он получил разрешение вести такие уроки с первоклашками, родители которых дали на это согласие. На первых уроках было несколько ребятишек, потом их число стало расти, а потом пара десятиклассников попросилась на эти уроки. Он удивился: мол, зачем вам, вы же все знаете и даже больше. А они ответили - да, мы все знаем, но чувствуем, что что-то пропустили, когда были младше. Они оказались мудрее многих взрослых.

    Но такие программы не должны и не могут вводиться по приказу мгновенно. Нужны, по крайней мере, несколько вещей. Первое - грамотная разработка программ просвещения начиная с младшего возраста. Они должны быть преемственными. Второе - разработка пособий для детей и занимающихся с ними взрослых. Третье - подготовка педагогов к осуществлению этих программ. Четвертое - подготовка родителей к сексуальному просвещению детей. В России были попытки введения сексуального просвещения, но ни одна из них не выполняла эти условия. О результатах этого я узнал от сына, когда он был в восьмом классе: «Сегодня нам рассказывали о размножении. Пока она [учительница] говорила об одноклеточных, было еще ничего, но чем больше клеток было в размножающихся организмах, тем больше она краснела, мялась и заикалась, а когда дело дошло до человека, я бы рассказал лучше». Не надо делать из сексуального просвещения непоправимых фокусов - это дорого обходится и детям, и культуре. К сожалению, сегодня в России вокруг сексуального просвещения слишком много идеологических разногласий и конфликтов, в жертву которым приносятся реальные нужды самих детей.

    Дело, по-моему, не только и не столько в отсутствии внимания государства, сколько в культуре: государство мало что может, если культура это не принимает. Сегодняшние подростки во многих отношениях гораздо продвинутее взрослых, которые их воспитывают. Дети как-то наверстывают недодаваемое взрослыми и обходят их запреты. К тому же на прилавках достаточно много хорошей литературы, так что им не приходится выкрадывать из-под белья в шкафу запрятанные «Госпожу Бовари» и «Тысячу и одну ночь» или, воровато оглядываясь, постигать пол по учебникам гинекологии в книжных магазинах. Что-либо советовать подросткам нужно при наличии их запроса: советы, опережающие спрос, будут отвергаться. Если же у подростка возникают связанные с полом и сексуальностью проблемы, которыми он делится с вами, то резонно отнестись к ним спокойно и с уважением и помочь ему встретиться с хорошим психологом - не приволочь за руку, а помочь самостоятельно встретиться».

    «Сексуальное просвещение нужно всей России в добровольно-принудительном порядке»

    Ольга Бурмакова

    Социолог, независимый гендерный исследователь, MA in Gender Studies, Central European University. В настоящее время получает PhD в Европейском университете в Санкт-Петербурге. Сфера научных интересов - гендер и сексуальность, квир-теория, права женщин и ЛГБТ.

    «Естественно, к ситуации с сексуальным образованием и качественным информированием в школах я отношусь крайне отрицательно. Отсутствие информации о гендере и сексуальности приводит к сотням тысяч личных трагедий и к масштабным проблемам на уровне населения: венерические заболевания, нежелательные беременности, сексуальное насилие, а также дискриминация ЛГБТК+ и женщин. Это проблема не только для сегодняшних подростков, но и для взрослых: миллионы людей в России, даже состоящие в браке или живущие активной сексуальной жизнью, на самом деле удивительно мало знают о собственных телах и телах своих партнеров, не обладают сексуальной грамотностью. Во многих случаях информация, которой они обладают, ошибочна и даже опасна. По сути, сексуальное просвещение нужно всей России в добровольно-принудительном порядке.

    Если ограничиться подростками, то начнем с того, что они не знают, как работают их тела и как они меняются с возрастом (в период радикальных перемен!). Особенно это касается молодых женщин: информация о женской сексуальности не включена в учебник по биологии даже в минимальном количестве, а в публичном пространстве куда больше дезинформации на эту тему, чем даже базовых знаний. Гинекологи (врачи, которые в первую очередь сталкиваются с последствиями) во многих случаях знают репродуктивную систему, но, дезинформированы в вопросах сексуальности, как и остальное общество. Разумеется, еще меньше подростки знают о телах другого пола. Представления о сексуальном взаимодействии отсутствуют у большей части населения, и некому учить подростков, например, тому, как обеспечить друг другу удовольствие или как распознать недобровольный секс, харассмент и тому подобные вещи. Вопросы насилия в семье замалчиваются совершенно.

    К сожалению, очень трудно советовать, к кому подросток может обратиться. Даже специалисты, которые должны помогать - психологи, врачи, учителя, - могут иметь совершенно непредсказуемые пещерные представления о сексуальности, гендере и тому подобном. Образование специалистов в этих вопросах отсутствует так же, как сексуальное образование в школах. По сути, получение подростком необходимой информации - вопрос везения. ЛГБТК+ подростки, как ни странно, могут быть даже в несколько лучшей ситуации, потому что ЛГБТК+ организации, по крайней мере, опознаваемы, они обладают адекватной информацией и умеют грамотно ее предоставлять. (Конечно, при условии, что доступ к такой организации есть; однако ЛГБТК+ онлайн-ресурсы тоже в большинстве случаев грамотные.)

    Что касается более широкой информации, то подросток, который пытается найти ее самостоятельно, рискует утонуть в чудовищном количестве обманчивых, ошибочных и совершенно абсурдных данных. Онлайн-ресурсы, которым можно доверять, если и существуют, то растворяются среди тех, кто пропагандирует гетеронормативность и сексизм, стереотипы и оправдание насилия. Кроме того, качественные ресурсы обычно опираются на медицинские знания, но медицина, особенно в России, остается консервативной наукой и, несмотря на объем необходимых знаний, продолжает воспроизводить гендерные стереотипы и нормы.

    Поводя итоги, я могу только посоветовать подросткам собирать информацию из множества источников, стараться воспринимать ее критически и анализировать. Но учитывая, что этому школы тоже учат редко, перед ними стоит сложная задача».

    «Не дай бог к этому вопросу будет проявлять интерес государство»

    Михаил Страхов

    психоаналитик, Член международной психоаналитической ассоциации

    «Я положительно отношусь к отсутствию секс-просвещения в школе, поскольку связываю это отсутствие лишь с тем, чем российская школа является для ученика. Сегодня она точно не очень хороший собеседник и, увы, как правило, не отличается тактом и честностью. Так что мой ответ скорее связан с сожалением, но, возможно, когда-нибудь это изменится. Дело не в школе, а в нашем обществе в целом, отражением которого школа и является, так что этот вопрос выходит далеко за рамки школьных реформ. Школе пока не нужно лезть в эту область - хотя бы потому, что современная российская школа - это институт нормализации, а сексуальность - это область, которая является антиподом нормализованного и стандартизированного. В обществе уже есть те, с кем можно об этом говорить: это искусство, литература, семья, друзья наконец.

    Сексуальность - это такая область, которой никогда не начинают интересоваться с чисто научной точки зрения. Или так: иногда ей начинают интересоваться и с научной точки зрения - для того, чтобы чего-то действительно не узнать. Сексуальность (по крайней мере, та, о которой мне интересно говорить и думать) носит сугубо личный и частный характер, посему, если о ней хочется действительно что-то узнать (а такое желание не бывает праздным), то лучше всего для этого подойдет кто-то из моих коллег-психоаналитиков. Не дай бог к этому вопросу параллельно будет проявлять интерес государство».

    «Лучше учить детей предохраняться и задумываться о последствиях, чем ставить под вопрос их здоровье»

    «Отсутствие сексуального просвещения в школе - большая проблема. Даже если не брать в расчет этическую сторону, дети имеют право на знания об одной из важнейших сторон жизни. С практической же точки зрения отсутствие сексуального образования, во-первых, сохраняет распространенность злоупотреблений в отношении детей и подростков (они не знают, что можно, а что нельзя, и не понимают, как и кого позвать на помощь в случае нежелательных домогательств), а во-вторых, негативно сказывается на их будущем.

    Многие опасаются, что сексуальное образование приводит к сексуальной невоздержанности, но на практике все происходит наоборот. В Швеции и Германии сексуальное образование в школах обязательно, в результате на тысячу девушек 15–19 лет приходится шесть и семь случаев родов в год соответственно. В США разрешение на образование зависит от конкретного штата: например, в библейском поясе распространена пропаганда воздержания до брака, в России такое образование не ведется вообще. В результате в обеих странах приходится 24 случая родов на тысячу девушек того же возраста в год. И это не считая абортов - в 2013 году в России почти 12 тысяч девочек-подростков прервали беременность. В мире на подростков приходится половина всех осложнений при беременности и родах, так что гораздо лучше учить детей предохраняться и задумываться о последствиях, чем ставить под вопрос их здоровье и возможность в будущем получить образование, найти хорошую работу и завести желанных детей. Пытаться уговорить подростков не заниматься сексом - дело гиблое, но современные дети не дураки, и если они будут достаточно информированы о потенциальных проблемах, то сами могут отложить начало сексуальной жизни.

    Другая проблема - это ЛГБТ-подростки. На них приходится слишком много самоубийств, отсутствие принятия в обществе их в прямом смысле убивает. При отсутствии общественной (в том числе и на уровне школьного образования) позиции по сексуальному просвещению ситуацию изменить невозможно.

    Конечно, в идеальной ситуации подросткам стоит обратиться к родителям, но родители сами часто не знают, как говорить на подобные темы, поэтому не стоит от них ожидать серьезной помощи. С другой стороны (и это полезная информация как раз для родителей), подросткам очень помогает возможность обсудить тему сексуальности с родителями. Анализ исследований 25 тысяч подростков показал , что если дети могут что-то такое обсуждать с родителями, то у них появляется определенный словарь и смелость, поэтому они чаще обсуждают вопросы секса и своего неудовольствия с партнерами и чаще пользуются презервативами. От родителей при этом не требуется никаких особенных знаний, достаточно просто поддерживать разговор. Это трудно, но вариантов нет. Если же подросток видит, что понимания от родителей не дождешься, придется обращаться к интернету. Искать других взрослых не советую: возраст сам по себе не способствует сознательности, и запрос подростка может быть истолкован как предложение заняться сексом. К сожалению, заранее вычислить насильника невозможно, а в подавляющем большинстве случаев сексуального насилия в нем участвуют люди, которых пострадавший знает. Лучше всего искать информацию в пабликах и на ресурсах, которые придерживаются русла интерсекционального феминизма, они предлагают рассматривать секс как процесс равноправных партнеров и поднимают темы злоупотреблений, учат их распознавать, рассматривают вопросы сексуальности без отрыва от реальной жизни и ее проблем и много обсуждают ЛГБТ-тематику .

    Есть несколько категорий вопросов, которые мне постоянно задают. И чаще всего это вопросы о собственной сексуальности и ее проявлениях: «А это нормально?», «Я нормальный/нормальная?» Причем зачастую речь идет о самых невинных вещах, то есть на самом деле существует большой внутренний запрос на сексуальное образование».

    Страницы из книги Андре Львоффа и Жана Моно «Энциклопедия сексуальной жизни»

    Страницы из книги Андре Львоффа и Жана Моно «Энциклопедия сексуальной жизни»

    «Есть вероятность, что наставления учителей пойдут прахом, даже самые добронамеренные»

    Сергей Круглов

    священник, поэт, воспитывает троих детей

    «Я считаю (наверное, не только я), что школа - дело хорошее, но это среда все-таки достаточно вторичная по отношению к семье (семья вообще, как известно, образованье изначальное: церкви еще не было, а семья, Адам и его жена, иш и иша и заповедь Бога про «плодитесь и размножайтесь» уже были.

    На мой взгляд, было бы хорошо, если бы сыну про сексуальную жизнь рассказал отец, а дочери - мама. Это как-то естественнее. Не то чтобы я не доверяю школе как социальному институту, но помните слова профессора Преображенского из «Собачьего сердца»: «А водка должна быть в сорок градусов, а не в тридцать, - это во-первых. А во-вторых, бог их знает, чего они туда плеснули...»

    Гендерные роли познаются подрастающим человеком из самой жизни. Трудно, часто больно, но как-то более верно. А если человека будут наставлять учителя, есть вероятность, что эти наставления пойдут прахом, даже самые добронамеренные. У меня трое детей. Старшей, дочери, уже 27 лет, она вполне самостоятельна, внуку полтора года. Младшие - сыновья - учатся пока в школе, один в восьмом, другой в десятом классе. Как только я увижу, что они задружат с девочками, я буду готов поговорить с ними и объяснить им доходчиво правила безопасного секса. Главное из них, на мой взгляд, сформулировал летчик и поэт Экзюпери. Это правило такое: нет отношений «серьезных-несерьезных», все отношения между людьми достаточно серьезны. И мы всегда в ответе за тех, кого приручили. Ну а коли ты собрался отвечать за кого-то - будь добр, научись сначала контролировать самого себя. И в этом я тебе, сынок, всемерно помогу, чем могу».

    «Говорить о половом развитии - обязанность любого учителя биологии»

    Артем Новиченков

    учитель русского языка и литературы в 8–11 классах

    «Тень советских стереотипов нависает над нами: мы до сих пор не умеем говорить о сексе с детьми. Секс в России - это про запретное, греховное; взрослые с ним еле справляются, что уж говорить о детях. И что им говорить о сексе? Ведь он есть. Школа учит нас всему понемножку, кроме важного. Ты, главное, квадратное уравнение научись решать и не путать именительный с винительным, а уж в постели как-нибудь разберешься. И мы учимся сами. Обычно - на ошибках. Мы, русские, вообще привыкли все делать сами. Я считаю, мне повезло не заразиться ВИЧ в подростковом возрасте. А кому-то не повезло.

    Что бы я посоветовал школьнику? Если у вас есть адекватный учитель биологии, попросите его поговорить с вами о половом развитии. Всем классом. Я считаю, это вообще обязанность любого учителя биологии. Не доверяйте подростковым журналам типа Cool, который, например, обманул ожидания моего поколения насчет всего, что касается отношений полов. Поговорите с родителями (если вы доверяете им, это тоже их обязанность), с друзьями. Сопоставляйте информацию. Доверяйте врачам-профессионалам. Кроме того, вы можете позвонить на анонимную горячую линию какого-либо психологического центра помощи подросткам вроде «Перекрестка», где с вами побеседуют. Увы, даже не могу назвать сайта, где доступно было бы написано про секс. Главное - берегите себя».

    «Желательно, чтобы родители сами были готовы к такому разговору»

    Дмитрий Споров

    историк, руководитель проекта «Устная история», воспитывает троих детей

    «Я с трудом представляю себе уроки сексуального воспитания в наших школах. Такие уроки должны быть очень яркими, грамотными, понятными и полезными. Урок, от которого дети, родители и учителя чувствуют только неловкость, не нужен. Сейчас всю информацию о сексе подросток получает в Сети и сам формирует свои представления. Зачастую они корректнее тех, что были у нас в подростковом возрасте, но, конечно, все равно страшно мифологизированы. Структурирование и осмысление этих знаний, конечно, крайне необходимо. Но тут ситуация такая же, как с уроками информатики: большинство учителей не поспевают за уровнем грамотности учеников. На это и надежда, что те огромные изменения в вопросах сексуальности, которые происходят в последние десятилетия, заставят и наше общество осмысливать и преподавать сексологию в школе.

    В моем понимании государство-то как раз и не должно кодифицировать секс. Советую хорошую художественную литературу и научно-популярные фильмы. А говорить, конечно, с родителями. Желательно, чтобы родители сами были готовы к такому разговору».


    В детстве мне не повезло: я росла с родителем, который еще до какого-либо сексуального взросления предупредил меня, что быть геем - страшный грех. Все-таки в 15 лет я влюбилась в девочку, пришлось проделать долгую внутреннюю работу над собой, чтобы убедить себя в том, что это нормально. Поэтому мне кажется, что если говорить про сексуальные ощущения, то главное - доверять себе, а не маме/папе/одноклассникам. Просто когда ты подросток, вроде как нужно у всех спрашивать разрешения, но это заканчивается в какой-то момент, и можно просто быть собой. Сейчас довольно легко залезть в интернет и найти такие группы поддержки, как «Дети-404». Но если говорить про сексуальную безопасность, то тут все гораздо сложнее, ведь вряд ли подросток полезет в Google искать статистику о том, каким способом чаще всего в России заражаются ВИЧ (через незащищенный секс). Поэтому здесь на самом деле мало что может заменить адекватное отношение к теме секса в обществе и культуре, которого у нас пока нет».
    Я часто знакомился с разными людьми, что-то узнавал от них при близком общении, что-то - из литературы или фильмов, а что-то - из собственного опыта. Я никогда не спрашивал ничего у родителей, потому что отношения у нас, мягко говоря, не очень не доверительные. Единственное, о чем они со мной говорили, это предохранение.

    Родители у меня очень резко и негативно реагируют на все вопросы сексуального характера. Слишком много рассказов о том, что есть лишь две ориентации: традиционная и нетрадиционная. Так как я считаю, что это не так, что ориентация - это ярлык, который вешают на человека, то хорошо бы, если бы детям и подросткам рассказывали о том, что они сами могут выбирать для себя, кем быть, кем себя видеть и считать. Я никогда не обсуждал мои проблемы с родителями. Я ходил несколько раз к психотерапевтам, разговаривал с друзьями».

    Галя, ученица 10-го класса

    «Я склоняюсь к тому, что отсутствие подобных занятий в школе - это плохо. Но, думая об этом, понимаю, что эти занятия не имели бы никакого смысла. Я уверена, что наша система образования не подразумевает адекватную подачу такой важной информации. Скорее всего, они начали бы пропагандировать ценность семьи, исключительно гетеросексуальные отношения или то, что женщина обязана иметь детей - все, что касается дискриминации, отсутствия собственного мнения, угнетения тех, кто считает себя «не таким» и еще не понял, что с этим делать.

    Сама я даже не могу вспомнить, откуда именно узнала обо всем этом. Что-то рассказали друзья, что-то узнала в интернете. Кажется, мне известно довольно много, хотя у самой опыта еще не было. Впрочем, никогда не скрывала своих знаний от родителей и считаю приемлемым поговорить об этом с матерью, когда мне покажется это необходимым. Я не доверяю всякого рода психологам и остальным людям, которые так добродушно предлагают все обсудить. Я точно могу сказать, что меня не поймут и, скорее всего, просто скажут моим родителям, что у меня проблемы. Не думаю, что это хорошая идея.

    Мне кажется, что ситуация с сексуальным просвещением в стране не лучшая. Меня окружают люди, с которыми я могу спокойно поговорить об этом, но думаю, что мне просто повезло. Никакая часть нашей школьной программы, кроме курса биологии в седьмом, кажется, классе, не подразумевает, что детям и подросткам расскажут что-то про то, откуда они берутся. В каждой семье абсолютно разная ситуация, которая ухудшается странной идеей о том, что ребенок должен узнать о существовании секса как можно позже. Надо сказать, эта задержка становится причиной серьезных депрессий и конфликтов с родителями. Подросток чаще всего теряется, пытаясь понять: должно ли так быть? Правильный ли он? А что, если он не такой, как все? Если он и правда не такой - что с этим делать? И если в его семье нет таких доверительных отношений, как в моей, это становится настоящей проблемой, которая может повлиять на будущую взрослую личность, создав множество комплексов».

    За помощь в подготовке материала благодарим секс-евангелиста Елену Рыдкину.