Личностно ориентированный подход в образовании дошкольников. Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников консультация на тему. Особенности работы в ДОУ

Из опыта работы «Создание условий для реализации личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе ДОУ»

Воспитатель I категории Кароваева С.Ю.

АНО ДО «Планета детства «Лада»,

д/с №188 «Степашка», г.о.Тольятти

Руководствуясь тем, что одним из основных положений ФГОС ДО является развитие личности каждого ребенка в течение всего периода дошкольного детства, в работе с детьми применяю личностно-ориентированные технологии воспитания и обучения. Создаю условия для развития детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, для раскрытия способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми и взрослыми.

Создаю психолого-педагогические условия. Обеспечиваю защиту детей от физического и психического насилия. Предоставляю детям выбор деятельности и материала. Поддерживаю инициативу и самостоятельность детей, взаимодействие друг с другом.

Взаимодействие с воспитанниками строю исходя из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. Стараюсь быть партнером детей во всех видах деятельности. Организую разные формы совместной деятельности: коллективная деятельность («Соберем букет осенних листьев и подарим детям в детском саду»), работа в парах («Раскрасим вдвоем рукавички для Снегурочки»), подгруппами (Сделаем вместе красивые бусы для елки»). При оценке деятельности использую поощрение и похвалу, без жестких оценок «правильно – неправильно», «хорошо - плохо». Поддерживаю детей с заниженной самооценкой, провожу с ними индивидуальную работу.

С целью улучшения психологической атмосферы стараюсь отказаться от воздействия на ребенка и перейти к взаимодействию. Предоставляю возможность детям самим выбирать занятие по интересам (в свободной деятельности, во время прогулок), откликаюсь на любую просьбу ребенка в совместной деятельности. Постоянно отмечаю новые достижения ребенка в разных видах деятельности, намеренно создаю ситуации, в которых робкие, неуверенные в себе дети достигают успеха. Поддерживаю эмоциональный комфорт «непопулярных» в группе детей, создаю условия для их принятия сверстниками.

Работая в старшей группе, отметила интерес детей к лепке. В связи с этим развитие творческих способностей воспитанников стала осуществлять посредством нетрадиционной техники - пластилинографии. Лепка давала возможность детям выплеснуть отрицательные эмоции через действия с послушным материалом (пластилином), проявить свою фантазию и воображение. Обучение приемам пластилинографии я начала с простых картинок и постепенно, с учетом новых возможностей детей, переходила к созданию более сложных. В совместной деятельности старалась не навязывать свою помощь, а дать возможность рисовать пластилином каждому так, как нравится. Со временем дети переходили к самостоятельной деятельности, а работы становились все интереснее и неповторимее. Для поощрения творчества устраивала выставки детских работ.

В продуктивный центр, для самостоятельной деятельности, я помещала переносные сумочки с различными средствами для лепки: классическим пластилином, шариковым пластилином, тестом, радужным песком и т.п. По желанию дети пользовались наполнением сумочек для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии.

Результаты работы показали, что нетрадиционная техника пластилинография дает возможность каждому ребенку раскрыть свои творческие способности, выразить свою фантазию, обрести уверенность в своих возможностях и почувствовать себя маленьким творцом.

Личность ребенка не может развиваться вне социума. Личностно-ориентированный подход подразумевает создание социальных условий развития детей. Для этого я организую взаимодействие воспитанников с ближайшим социальным окружением: с родителями, с сотрудниками детского сада, с детьми других возрастных групп.

Родители первые и самые главные помощники в воспитании. В процессе общения постоянно подчеркиваю свое уважение к родителям детей, поддерживаю у детей чувство гордости, любви к своему дому и семье. Взаимодействие с родителями организую в различных формах. Привлекаю родителей к изготовлению книжек-малышек («Усатый - полосатый», «Экспериментируем дома»), оформлению выставок совместного творчества («Осень в гости к нам пришла и подарки принесла»), участию в экологических акциях («Елочка живи», «Останови поджоги травы») и проектах («Отсутствие вредных привычек», «Мягкие лапки, а в лапках цап - царапки»). Участие в совместной деятельности вызывает у детей радость и гордость от хорошо и красиво выполненной работы. Организую совместные праздники («Новый год», «Восьмое марта»), которые способствуют воспитанию добрых чувств по отношению к родителям.

Я прошла курсы повышения квалификации по теме «Современные образовательные технологии в реализации ФГОС ДО». В рамках курсов освоила кейс - технологии. Применение данных технологий позволяет мне формировать у детей умение анализировать информацию, выявлять проблему, находить альтернативные пути ее решения, оценивать их и соотносить с жизненными ситуациями, развивать умение работать в группе, вести диалог со сверстниками .

Я привлекаю детей к участию в жизни детского сада, к подготовке к праздникам. Знакомлю с трудом взрослых, провожу экскурсии в медицинский кабинет, на кухню, прачечную. Поддерживаю интерес к сюжетно-ролевой игре.

Организуя взаимодействие детей разных возрастных групп, создаю ситуации, побуждающие старших дошкольников активно проявлять дружеское расположение, заботливое отношение к детям младших групп («В гости к малышам»). Организую совместные хороводные игры «Каравай», «Колпачок», «Карусель», игры-драматизации «Кисонька-мурысонька», «Репка», «Курочка Ряба». Младших детей побуждаю охотно откликаться на предложение участвовать в общем деле.

Организованный таким образом педагогический процесс представляет собой единую личностно-ориентированную систему совместной жизни детей и взрослых.

Материально-технические условия также имеют большое значение в личностном становлении детей. В связи с этим на каждом возрастном этапе организую развивающее пространство, позволяющее всем воспитанникам проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.

Я прошла курсы повышения квалификации по теме «Формирование личностно-профессиональной позиции педагога в процессе комплексного сопровождения ребенка в условиях ФГОС ДО» и освоила технологию проведения утреннего сбора детей. Данную технологию стала активно применять в работе с детьми второй младшей группы. Во время утреннего сбора создаю условия для развития у каждого ребенка уверенности в себе, инициативности, творческих способностей, самостоятельности и ответственности. Посредством организации утреннего сбора предоставляю детям возможность порадоваться встрече, началу нового дня, поиграть в различные игры, обменяться новостями, задать интересующие вопросы.

Продолжила повышение квалификации и освоила курс по теме «Планирование и реализация педагогом образовательной работы по развитию эмоциональной отзывчивости в соответствии с ФГОС ДО». Данное направление работы продолжила осуществлять на практике. Обновила во второй младшей группе содержание социально-эмоционального уголка пособиями и играми для детей 3-4 лет: «Волшебное слово», «Хорошо/плохо», «Ромашка вежливых слов», «Составь картинку», «Цветные ленточки» и мн.др. Для младших дошкольников оформила тематический лэпбук «Мальчики-девочки». Папка содержит конверты, книжечки-раскладушки, кармашки, наполнение которых способствует полоролевому воспитанию детей: «Любимые игрушки мальчиков», «Любимые игрушки девочек», «Папины помощники», «Маленькая модница» и мн.др.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр системы образования личность ребенка, обеспечение благоприятных условий ее развития, реализацию имеющихся природных потенциалов. Данная идея гуманной педагогики совпадает с моей профессиональной позицией. В связи с чем, я стараюсь создать условия для развития каждого воспитанника с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.

Личностно-ориентированный подход в деятельности дошкольного учреждения

Российское общество, находясь в начале XXI столетия, переживает новый этап культурной революции, характеризующийся как технико-интеллектуальный, в котором происходящие изменения, как известно, сильно отличаются по своим масштабам и динамизму от всех предыдущих этапов развития человеческой цивилизации. Такой динамизм развития современного общества требует переосмысления задач обновления образования. Развитие личности, ее творческой индивидуальности, раскрытие и реализация сущностных сил ребенка становится главной линией системы образования.

Мечтой большинства педагогических коллективов и практически любого воспитателя является наиболее полное раскрытие возможностей и способностей каждого ребенка. Однако не все мечты сбываются. К сожалению, и эту следует отнести к разряду еще не исполненных. Но очевидно, что путь к осуществлению данной мечты – стратегическое направление развития дошкольного образовательного учреждения, педагогической науки и практики. Необходимо предпринять решительные действия по преобразованию преобладающего в учебных заведениях социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру процесса обучения и воспитания. Образовательный процесс должен быть гуманным и личностно-ориентированным. Не случайно педагогическим коллективом нашего детского дошкольного учреждения №32 “Рябинка” г. Серпухова в 2004 г. был взят курс на моделирование и построение комплексно-целевой программы “Личностно-ориентированное обучение как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста”. Основой учебно-воспитательного процесса в таком дошкольном учреждении является личностно-ориентированный подход. Суть образовательного процесса согласно личностно-ориентированному подходу заключается в порождении человека как субъекта активности в единстве четырех составляющих: вхождение в мир природы, в рукотворный мир, приобщение к миру значимых других, возникновение самосознания. Задача, стоящая перед воспитателем, состоит в том, чтобы, используя принципы эффективного общения, поддержать и развить самоценную активность ребенка. Тем самым достигается искомое взаимопроникновение, в чем и состоит основная идея личностно-ориентированной дидактики.

Личностно-ориентированная дидактика, опирающаяся на теоретическую модель трансактного анализа Э.Берна, предполагает реализацию трех стратегических принципов: вариативности, синтеза интеллекта, аффекта и действия, приоритетного старта.

1. Принцип вариативности. Взрослый, работающий с дошкольниками, ответственен за то, чтобы в модели обучения, которую он предлагает ребенку, была заложена возможность выбора собственной модели учения. Принцип предусматривает как вариативность содержания, методов и форм обучения, так и вариативность организации среды в детском саду.

2. Принцип синтеза интеллекта, аффекта и действия.

Работа с детьми в одинаковой мере должна вовлекать их в процессы познания, действия и эмоционального освоения мира. Идеалом личностно-ориентированной дидактики является конструирование таких условий образовательной работы с детьми, которые порождают гармонию трех названных аспектов освоения деятельности ребенка.

3. Принцип приоритетного старта.

Начинать работу следует с тех видов деятельности, которые самоценны для каждого конкретного ребенка, непременно учитывать стартовые предпочтения детей.

Кроме того, необходимо учитывать и склонности педагога, который также должен быть увлечен.

Реализация данных принципов предполагает “через-себя-понимание”, создание общего психологического пространства, игровое построение процесса образования, а в качестве форм работы с детьми - организацию дискуссий, диалогов, совместных наблюдений и экспериментов.

В истории современной педагогики имеется целый ряд образовательных технологий, которые можно отнести к личностно-ориентированным, так как они реализовывают аспекты развития творческой личности, ее неповторимой индивидуальности. В числе первых из них технология проблемного обучения, основанная на теоретических положениях американского философа, психологи и педагога Дж. Дьюи (1859-1952). Он полагал, что метод проектов – это одна из личностно-ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности детей, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.

Использование технологии проектирования как одной из форм поисковой деятельности позволяет эффективно решать важные задачи развития творческих способностей дошкольников. По определению В.Ротенберга, поисковая деятельность - это активное поведение (развитие мысли, фантазии, творчества) в условиях неопределенности. Такого рода деятельность стимулирует внутреннее развитие и в определенной степени влияет на личность в целом: подавление детской инициативы приводит к развитию пассивной позиции, а в будущем – к отказу от решения сложных как учебных, так и жизненных проблем, к капитуляции перед трудностями. Детская субкультура – огромный мир, живущий по своим законам, не всегда понятным взрослым. Для ребенка характерна колоссальная жажда жизни, что ярко проявляется в его потребности в активных действиях, общении, самовыражении, разнообразных впечатлениях.

Не потерявший связи с миром детей взрослый знает: огражденная от насильственного вмешательства окружающих жизнь проживается ребенком в формах игры, сказки, путешествия, приключений, экспериментирования.

В своей работе мы применяем вышеперечисленные методы, с помощью которых и была разработана комплексно-целевая программа “Личностно-ориентированное обучение как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста”, выступающая в качестве модели личностно-ориентированной системы обучения и воспитания.

Как показывает опыт работы в различных ДОУ, введение проектной деятельности в обучение и воспитание дошкольников во многом содействует становлению личностно-ориентированной педагогической системы. Роль обучаемого в организации его образования становится еще более значимой, поскольку при организованном учебном процессе самообучения: ребенок сам выбирает образовательную траекторию в детально разработанной и умело организованной учебной среде. Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, не следует ставить пред ними слишком отдаленные задачи, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности. Но индивидуальные кратковременные проекты могут быть объединены в объединенную систему - сложные длительные проекты или программы. Реализация проекта осуществляется в игровой форме, включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды (экскурсии, разведки, встречи с людьми разных профессий, игры на объектах социальной среды, практически полезные дела). В ходе такой работы ребенок не только приобретает опыт социального взаимодействия в творческом коллективе единомышленников, формирует собственное представление о принципах сотрудничества и научной организации труда, но и использует полученные знания в своей деятельности, интериозировав (присвоив) их, обозначив тем самым свое становление, субъектом познания, развивая в совокупности все стороны личностного “я” в конкретной деятельности, ее самоконтроль и самоанализ. Это способствует саморазвитию обучающегося, повышению его статуса субъекта учебного процесса. Такая форма организации обучения вДОУ позволила повысить эффективность обучения и воспитания. Она обеспечивает систему действенных обратных связей, что способствует развитию личности, самореализации не только дошкольников, но и педагогов, принимающих участие в разработке проектов. Им предоставляются новые возможности осмысления собственного опыта, совершенствования своего профессионального мастерства, дальнейшего углубления педагогического сотрудничества, направленного на выработку единства требований, что, в конечном счете, способствует оптимизации учебно-воспитательного процесса на основе его проектирования.

Таким образом, проведенное нами микроисследование дает основание заключить, что переводить полностью весь образовательный процесс на проектное обучение нецелесообразно. Для современного этапа развития системы образования важно обогатить практику многообразием личностно-ориентированных технологий, одной из которых может стать технология проектного обучения организованная в детском дошкольном учреждении.

В 1999 году были проведены III международные исследования учебных достижений школьников 31 страны мира. Россия заняла 25 общее место. Первые места заняли Китай, Сингапур, Япония, Гонконг, Бельгия, Австралия, Чехия, Англия, Канада и т.д. позади себя Россия оставила такие страны, как Болгария, США, Италия, Израиль, а самое последнее место заняла Южная Африка.

Что выявилось благодаря международным исследованиям?

Наши школьники не умеют:

Распознавать практические проблемы в повседневной жизни;

Формулировать выявленные проблемы;

Соотносить эти проблемы с ранее полученными знаниями;

Анализировать и оценивать результаты решения проблем.

Они умеют только воспроизводить заученное и решать задачи на репродуктивном уровне «по образцу».

Тогда как ценностным ориентиром образования на международном уровне является способность применять полученные ЗУНы на практике, в повседневной жизни.

При этом ЗУНы должны рассматриваться как основа, на которой формируются способы творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности.

Вот эти ориентиры и определяет современная педагогика.

Сравним эти ценностные ориентиры с ориентирами традиционной педагогики.

Какие цели ставила перед собой образовательная система? (ответы)

Воспитание всесторонне развитой личности, формирование строителя будущего общества.

Каковы цели современной педагогики?

Развитие личности. Здесь нет противоречия.

В чем же тогда различие, в чем корректировка целевой направленности?

Давайте проведем эксперимент.

1. Напишите на листочке каждый о себе: какой вы видите для себя цель воспитания? Так и пишите про себя: «Я хочу...» и указываете конкретные цели, которых вы добиваетесь в работе с детьми.

2. Теперь зачитайте (спросить одного). Кто согласен, у кого такие же цели? Подсчитайте. Определите процент по отношению к присутствующим. У кого иная формулировка? Также подсчитайте в процентах. Третьи - так же.

3. А теперь разложим все по полочкам:

А) Информационные цели - передать знания, умения, научить отличать плохое от хорошего (39% - пед. колледж Г. Москвы № 13)

Б) Нормативно-формирующие цели - воспитание нравственности, трудолюбия, дисциплины и т.д. (33%)

В) Неопределенно-расплывчатые цели - всестороннее развитие, формирование нравственно чистой, духовно богатой личности и т.д. (16%)

Г) Гуманистически-развивающие цели - создать условия для формирования человека со своим внутренним миром, умеющего жить среди людей и сотрудничать с ними. (16%)

Первые три позиции отражают субъект объектную установку воспитателя, а четвертая - субъект субъектную.

Таким образом, вырисовывается картина отличия декларируемой и фактически существующей системы отношений педагог-ребенок, существующей на практике учебно-дисциплинарной образовательной модели.

Только последнее (взаимодействие) можно отнести к педагогике сотрудничества.

Прежде чем говорить о личностно-ориентированной педагогике (педагогике, ориентированной на развитие личности) или личностно-ориентированном подходе, необходимо определить, а что же такое личность в принципе.

Психолого-педагогическая литература дает нам такие формулировки этого термина:

Личность - феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием (С.Ю. Головин)

Личность - это индивид, обладающий собственными взглядами и умеющий эти взгляды отстаивать (Я.А. Каменский)

Личность - субъект общественных отношений (К. Маркс)

Личность - это качество индивида, формируемое в совместной деятельности и общении (Леонтьев)

Критерии сформировавшейся личности таковы:

Осознанные мотивы поведения, дающие возможность преодоления личных побуждений. (объясните, как вы это понимаете)

Наличие общественно значимых мотивов поведения. (этот критерий по сути является расширением первого, но оба они свидетельствуют, что личность не может сформироваться вне общества, что это явление / феномен/ - общественное)

Личность характеризуется:

Активностью (стремлением субъекта расширить сферу деятельности, выйти за освоенные пределы)

Направленностью (устойчивой системой интересов, убеждений, вкусов и т.д)

Осознанным поведением (знание и свободное выполнение правил поведения в группе)

Развитым самосознанием (Я - концепция)

Личностно-ориентированный подход в воспитании.

Какая же модель предлагается как альтернативная?

Сравним признаки личностно-ориентированной и учебно-дисциплинарной образовательных моделей.

Основные че р ты педагогической позиции при реализации учебно-дисциплинарного подхода к образованию.

Основные черты педагогической позиции при реализации личностно-ориентированного подхода к образованию.

Цель: вооружить знаниями, умениями, навыками и привить послушание (без дисциплины ничего сделать нельзя)

Цель: содействие становлению и развитию личности ребенка

Лозунг в ходе взаимодействия педагога с детьми: «делай как я».

В общении с детьми педагог придерживается принципа: не рядом и не над, а вместе с ребенком (создавая условия для того, чтобы ребенок захотел это делать)

Вынужденная линия поведения: реализация «спущенной сверху» программы, использование в педагогической деятельности готовых чужих разработок без корректировки.

Основная линия поведения: не подтягивать ребенка к некоторым заранее известным стандартам, а координировать свои ожидания и требования с задачей максимально полно развернуть замечаемые в ходе общения возможности личностного роста ребенка. Составление авторских программ, разработок. Подчинение своей педагогической деятельности цели максимального создания условий для развития самобытной, творческой личности ребенка, раскрытия его потенциала.

Взгляд на ребенка лишь как на объект приложения сил учебно-дисциплинарной системы.

Взгляд на ребенка как на полноценного сотрудничающего партнера.

Ведущие способы общения: наставления, разъяснения, нотации, требования, запреты, угрозы и т.д.

Способы общения: понимание, принятие, признание ребенка, сочувствие и сопереживание ребенку (эмпатия). Эмпатия - это профессионально значимое качество личности педагога. Если эмпатии у педагога нет, то личностно-ориентированного подхода быть не может.

Результат: Взаимное отчуждение педагога и детей. На стороне педагога - закрепление или формирование негативных черт характера: менторство, внешне обвинительный стиль на промахи детей, эмоциональное застревание, «прокурорский» личностный профиль. На стороне ребенка: преобладание пассивности над активностью, невротизация и психопатизация. За пределами контакта с педагогом поведение ребенка может резко меняться, формируется двойной стандарт поведения.

Результат: Сами педагоги открыты, способны к росту, проявляют интерес к профессии. Эффект воспитания проявляется в расширении степени свободы ребенка, его способностей, прав, перспектив. Преодолевается возможный эгоцентризм и индивидуализм, мышление и воля не скованы страхом перед неудачей или насмешкой, дети раскрепощаются.

Особенности личностно-ориентированного подхода в дошкольном учреждении:

В дошкольном возрасте предметом личностно-ориентированной педагогики является формирование эмоционально-положительного отношения к себе, гордости за свои успехи и достижения (портфолио) интереса к окружающим, инициативности, активности, самостоятельности, целеполагания и целеустремленности, развития самосознания (критического отношения к оценке взрослого и сверстника, самооценка, осознание своих физических и психических возможностей), умения мотивировать самооценку, самокритичности и т.д.

Популярность личностно-ориентированного подхода обусловлена рядом обстоятельств: во-первых, динамичное развитие российского общества требует развития в человеке не столько типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку оставаться самим собой. Во-вторых, психологи и педагоги отмечают появление у современных детей раскрепощенности, некоторой прагматичности, что требует от педагогов применения новых подходов и методов во взаимодействии с детьми. В третьих, современное образование нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в его демократизации.

Что же такое личностно-ориентированный подход?

По определению личностно-ориентированный подход - это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.

Данный подход связан с устремлениями педагога содействовать развитию индивидуальности ребенка.

Часто личностно-ориентированный подход путают с индивидуальным подходом. В чем же их различие и особенности?

Использование в педагогической деятельности и того и другого подходов предполагает учет индивидуальных особенностей ребенка. Однако, при применении личностно-ориентированного подхода это делается с целью развития индивидуальности ребенка, а при использовании индивидуального подхода реализуется другая целевая установка - освоение ребенком социального опыта, знаний, умений, навыков, определенных программой и обязательных для каждого воспитанника. Избрание первого подхода связано с желанием содействовать проявлению и развитию в ребенке ярко индивидуального, а выбор второго - с направленностью педагогического процесса на формирование социально типичного, что тоже крайне сложно осуществить без учета индивидуальных особенностей. В этом заключается принципиально важное отличие двух названных подходов.

Чтобы показать наглядно целевое и принципиальное их различие, сравним их составляющие:

Индивидуальный подход

(учет особенностей ребенка при организации воспитательно-образовательного процесса)

Личностно-ориентированный подход

(направленность на развитие яркой индивидуальности ребенка)

Возрастные особенности ребенка, сензитивность, физические и психические особенности ребенка (здоровье, темперамент и т.д.), уровень имеющихся знаний,

обучаемость, уровень коммуникативных качеств и т.д.

Создание условий и стимулирование развития индивидуальности, личностных качеств, помощь в самовыражении, самоактуализации ребенка, в формировании его

Я-концепции, педагогическая поддержка.

Если приводить образное сравнение, то индивидуальные свойства личности можно выразить как элементы мозаики, без учета которых нельзя сложить личность.

Из каких же компонентов складывается личностно-ориентированный подход? Это такие компоненты как понятия, принципы и методы (или способы воздействия). Раскроем их значение.

Первый компонент - понятия. Отсутствие этих понятий или неправильное понимание их смысла затрудняет или даже делает невозможным осознанное и целенаправленное применение рассматриваемого подхода на практике. Это такие понятия:

Индивидуальность - неповторимое своеобразие человека, уникальные особенности его черт, отличающие его от других;

Личность - постоян но изменяющееся системное качество, характеризующее социальную сущность человека;

Самоактуализация - осознанное активное стремление наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;

Самовыражение - процесс и результат развития, проявление своих качеств и способностей;

Субъект - индивид (или группа), обладающий осознанной творческой активностью в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;

Субъектность - качество отдельного человека (или группы), отражающее способность быть субъектом и обладать активностью и свободой в осуществлении деятельности;

Я-концепция - осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, отношение к себе и окружающим;

Выбор - осуществление человеком (или группой) возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;

Педагогическая поддержка - деятельность педагога по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успехами в образовательной деятельности и т.д.

Второй компонент - это исходные положения и основные принципы построения процесса воспитания и обучения:

Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление ребенка к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности ребенка и педагога - это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию.

Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому, кто реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в группе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания.

Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы ребенок жил и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса.

Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяют определять и развивать индивидуальные особенности ребенка. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности ребенка.

Принцип доверия и поддержки. Решительный отказ от идеологии и практики авторитарного воспитательно-образовательного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности ребенка. Важно обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно-ориентированными технологиями обучения и воспитания. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация обусловливает успех обучения и воспитания ребенка.

Третий компонент личностно-ориентированного подхода - это технологическая составляющая, которая включает в себя соответствующие данной ориентации способы педагогической деятельности. Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как:

Диалогичность;

Деятельностно-творческий характер;

Направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;

Предоставление ребенку необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов деятельности и поведения.

После описания основных компонентов личностно-ориентированного подхода его строение можно представить в виде схемы:

Личностно-ориентированный подход

Основные понятия Принципы Методы

Индивидуальность

Личность

Самоактуализированная личность

Самовыражение

Субъект

Субъектность

Я-концепция

Выбор

Педагогическая поддержка Самоактуализации

Индивидуальности

Субъектности

Выбора

Творчества и успеха

Доверия и поддержки Диалога и полилога

Рефлексии

Педагогической поддержки

Диагностические и самодиагностики

Создание ситуации выбора и успеха

Рассмотрим пример занятия в детском саду. Как известно, в образовательном процессе участвуют педагог и ребенок.

Кто ставит цель? Педагог. Кто реализует цели? Педагог. Кто осуществляет контроль реализации целей? Педагог. Но тогда где же участие ребенка в педпроцессе? Он - исполнитель. Стиль педагогической деятельности - субъект-объектный. Можно ли организовать педагогический процесс по личностно-ориентированной технологии? Как бы вы это сделали? (разобрать на примере конкретного занятия).

Такая модель служит примером одной из технологий личностно-ориентированного подхода - технологии сотрудничества.

Сегодня мы подробнее остановимся на другой технологии этого же подхода. Это Метод проектов, или методика проектирования.

Но прежде чем рассматривать метод проектов, нам предстоит разобраться, что же такое сам проект, из каких частей он состоит и как оформляется.


В соответствии с планом работы МКУ Информационно-методического центра на 2017-2018 учебный год, в целях обмена опытом работы по эффективной реализации ФГОС в дошкольной образовательной деятельности 16 февраля 2018 года на базе Турмасовского филиала МБДОУ Новоникольского детского сада состоялся районный семинар заведующих и воспитателей детских образовательных дошкольных организаций по теме: «Личностно-ориентированный подход в деятельности ДОУ. Проблемы, поиски, решения». В работе семинара приняли участие 19 работников дошкольных образовательных организаций: руководители и воспитатели ДОУ, методисты.

Программа семинара включала экскурсию по детскому саду, проведение открытого интегрированного занятия, представление передового педагогического опыта педагогов, мастер-класс для воспитателей.

С приветственным словом к участникам семинара обратилась заведующий Турмасовского филиалом МБДОУ Новоникольского детского сада Лошакова Наталья Николаевна. В своём выступлении она рассказал о работе детского сада, достижениях педагогического коллектива, инамике развития, инновационных процессах, поделилась планами на будущее.

Преимущества личностно-ориентированного подхода в деятельности ДОУ продемонстрировала на открытом интегрированном занятии по познавательно-речевому развитию в разновозрастной группе детей от 4 до 7 лет на тему: «Масленица», воспитатель Аносова Валентина Васильевна. На занятии дети познакомились с историей возникновения и традициями празднования Масленицы, как отмечали этот праздник на Руси, какое значение в этом празднике имело чучело Масленицы и блины.

Воспитатель МБОУ Стаевской СОШ (дошкольная группа) Кононова Татьяна Александровна провела мастер-класс с воспитателями. На мастер-классе были продемонстрированы игровые технологии, как одно из наиболее эффективных и доступных для формирования коммуникативных навыков общения дошкольников.

Воспитатели филиала «Радуга» МБДОУ Новоникольского детского сада в своих выступлениях поделились с коллегами инновационным опытом работы: Ходченкова Надежда Николаевна раскрыла тему «Развитие интеллектуальных способностей посредством включения их в дополнительную образовательную деятельность». Телкина Вера Михайловна заострила внимание присутствующих на проблемах развития творческих способностей воспитанников.

Итоги семинара были подведены за Круглым столом, где педагоги обменялись опытом работы с детьми дошкольного возраста в ДОУ. Методист МКУ ИМЦ Гаврилина Алла Александровна подчеркнула, что руководители и воспитатели Турмасовского филиала МБДОУ Новоникольского детского сада проводят большую работу с детьми дошкольного возраста в ДОУ, используют современные технологии обучения и воспитания, создают авторские приемы и методы обучения в соответствии с ФГОС.

Организация: МБДОУ «Д/с №6»

Населенный пункт: Кемеровская область, г. Мариинск

В связи с введением ФГОС перед нами, педагогами дошкольного образования, возникла проблема, которая выражается в необходимости перестройки всей системы дошкольного образования, смены способов общения и взаимодействия не только с ребенком, но и со всеми субъектами образования. Поэтому мы ставим перед собой основную задачу – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

Фундаментальная идея личностно-ориентированных технологий состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля – к развитию, от управления – к самоуправлению. Основная установка педагога – не на познание «предмета», а на общение, взаимопонимание с детьми, на их «освобождение» для творчества.

Личностно-ориентированный подход в воспитании детей предполагает обучение самостоятельности, ответственности и способствует формированию творческой личности.

Что бы личность правильно формировалась, при организации учебно-воспитательного процесса целесообразно придерживаемся следующих принципов :
1. Принцип деятельности - это включение ребёнка в учебно-игровую познавательную деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
2. Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности.
3. Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.
4. Принцип природосообразности – развитие в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, психической и физической конституцией, его способностями и склонностями, индивидуальными способностями, восприятием.
Внедряя выше перечисленные принципы, пользуюсь следующими методами :

  • Метод диалога;
  • Игровые методы;
  • Рефлексивный метод;
  • Метод педагогической поддержки;
  • Диагностические методы.

Реализуя личностно-ориентированный подход, необходимо организовать педагогический процесс так, чтобы ребёнок играл, развивался и обучался одновременно. Основной формой взаимодействия детей дошкольного возраста с педагогом является их совместная деятельность .

Совместная деятельность является условием освоения ребенком позиции субъекта деятельности, в процессе которой удовлетворяются интересы, склонности, потребности, желания ребенка, развивается его творческий потенциал, формируются его личностные качества (активность, инициативность, самостоятельность, креативность)

Совместная деятельность выстраивается следующим образом:

  • Совместное выявление проблемы, интересующей детей;
  • Совместное определение цели деятельности детей;
  • Совместное планирование деятельности детей, выдвижение гипотез, выбор путей решения задач, средств, материалов;
  • Самостоятельная деятельность детей, дифференцированная помощь педагога;
  • Обсуждение полученного результата, хода совместной деятельности, обсуждение успехов, выяснение неудач.

В процессе взаимодействия с детьми необходимо создать ситуацию, ориентированные на личностное развитие: ситуации успеха, ситуации обращенные к личному опыту ребенка, ситуации выбора задания, оборудования, партнера по деятельности и т.д., предоставляем ребенку возможность реализовать себя как личность.

Создавая ситуацию успеха, ставлю перед собой следующую задачу: дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Создать ситуацию успеха помогают следующие игры:

Игра “Комплименты”

Каждый ребенок должен сделать комплимент соседу слева.

Обязательные условия.

  1. Обращение по имени.
  2. Сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему.
  3. Тот, кому предназначался комплимент должен выразить слова благодарности и вернуть комплимент, начиная со слов: “А ты сегодня очень…” или “А у тебя сегодня …”.

Игры-ситуации

Детям предлагается разыграть ряд ситуаций

1.Два мальчика поссорились – помири их.

2.Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.

3.Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.

В процессе личностно-ориентированного взаимодействия ребенку предоставляется право выбора (возможность выбрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности). Предлагая ребенку совершить осознанный выбор, помогаем ему формировать свою неповторимость.

Реализуя в своей педагогической деятельности личностно-ориентированные технологии применяю технологии руководства самостоятельной деятельностью детей «Правил», «Выбора», «Оценки и самооценки», «Пиктограмма дня», которые являются примером использования технологии личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. В настоящее время можно говорить об их эффективности в работе с детьми.

Важным условием реализации личностно-ориентированной технологии в педагогическом процессе – это знание индивидуальных особенностей каждого воспитанника и на основе этого разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута на каждого ребенка. Для этого следует оценить индивидуальную динамику развития детей в результате наблюдений в естественной среде: игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, в проектной деятельности, художественной деятельности, физическом развитии, а затем корректируем свои дальнейшие действия для работы с ребенком.

Индивидуальный образовательный маршрут можно рассматривать как персональный путь компенсации трудностей в обучении, а затем и реализации личностного потенциала ребёнка: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного.

Всю работу, построенную на основе индивидуального образовательного маршрута, можно разбить на несколько этапов:

    1. Этап наблюдения, цель котороговыявить группу дошкольников, испытывающих трудности: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявленные трудности дошкольников».

      Диагностический этап, в ходе которогопроводится ряд диагностик с целью выявление причин трудностей ребенка. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявленные трудности дошкольников и их причины (на начало и конец сопровождения)».

      Этап конструирования – этопостроение индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей и определение методов педагогической поддержки, содержания работы.

      Этап реализации образовательных маршрутов в процессе жизнедеятельности дошкольников. Индивидуальный образовательный маршрут может реализовываться во всех видах деятельности, в любое время, всё зависит от желания ребёнка, от его выбора, самоопределения. При этом необходимо учитывать, что ведущий вид деятельности ребёнка дошкольника – игра.

      Этап итоговой диагностики. На этом этапе проводится завершающая диагностика. Цель этапа: выявить результаты действия маршрута (трудность сохранилась или не сохранилась). По результатам наблюдения заполняется та же таблица.

С учётом данных этапов составляю и реализую индивидуальные образовательные маршруты.

Ориентируясь на индивидуальные, личностные особенности, создаю атмосферу заинтересованности каждого воспитанника в группе: сюрпризные моменты, новый дидактический материал с которым дети еще не знакомы, предыстория деятельности (о том, что будем делать, куда отправимся, для чего). Стимулирую воспитанников к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться. Ставя перед детьми проблему, не предоставляя готовых знаний, стремлюсь к тому, чтобы дети сами открывали что-то новое для себя.

Важно, чтобы у ребенка к окончанию подготовительной группы в детском саду были сформированы волевая и мотивационная готовность к школе. Что ребёнок выбирает в качестве мотивации – игру, развлечение или познание?

Требования Стандарта к результатам освоения представлены в виде целевых ориентиров образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования, а применяя личностно-ориентированный подход в ежедневной работе с детьми, мы воспитываем интеллектуально развитого ребенка, умеющего самостоятельно принимать решения, находить выход из разных ситуаций, формируем волевую и мотивационную готовность к школе.

Список литературы:

  1. Атемаскина Ю. В., Богославец Л. Г. Современные педагогические технологии в ДОУ//С.-П. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014
  2. Бунеев Р. Н. Еще раз о личностно-ориентированном образовании /Начальная школа до и после, 2006, № 12
  3. Галигузова Л.Н. Искусство общения с ребенком от года до шести лет / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. - М.: АРКТИ, 2004.

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Глава 1.

1.1.

История развития личностно-ориентированного подхода в отечественной педагогике………………………………………

1.2.

Понятие личностно-ориентированного обучения……………

Глава 2.

Особенности личностно-ориентированного подхода в дошкольном образовании. . . . . . . . . . . . . . . . …………………

2.1.

Основы личностно-ориентированного подхода ………………

2.2.

Различия между индивидуальным и личностно-ориентированным подходами ………………………………….

2.3.

Профессиональные и личностные качества педагога……….

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Введение.
Главной задачей российской образовательной политики в последние годы стало обеспечение современного качества образования при сохранении его фундаментальности и соответствии актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Для ее решения правительством РФ и Министерством образования была разработана «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.» (утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации от 11.02.2002г.№393).
Первоочередными в образовательной политике первого этапа модернизации оказываются реализация программ дошкольного образования и принятие мер для укрепления здоровья подрастающего поколения.
Говоря о современном состоянии дошкольного образования, необходимо отметить, что, несмотря на трудности, которые оно испытывает, ему удалось сохранить лучшие российские традиции. Педагогический процесс охватывает все основные направления развития ребенка (физическая культура, ознакомление с окружающим миром, художественно-эстетическое и др.), предусматривается система мер по охране и укреплению здоровья детей, соблюдается принцип комплексности, используются парциальные программы, сочетающие различные стороны педагогического процесса. Появляются также и новые, нетрадиционные виды содержания работы дошкольного образовательного учреждения: хореография и ритмика, обучение иностранному языку, новым технологиям изобразительного творчества, компьютерное обучение, приобщение к национальной культуре, делается больший акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Происходит переход на иной стиль общения и игры с ребенком - с учетом личностно-ориентированного взаимодействия.

Личностно-ориентированное образование является тем форматом образования на сегодняшний день, который позволит рассматривать образование как ресурс и механизм общественного развития.

Вместе с тем сущность личностно-ориентированного все еще подхода является предметом споров теоретиков и практиков.

В этой связи интересно познакомится с личностно-ориентированным подходом как таковым.

Цель работы – выявить особенности личностно-ориентированного подхода к воспитанникам дошкольного образовательного учреждения – достигнута.

Глава 1. Теория организации личностно-ориентированного обучения

  1. История развития личностно-ориентированного подхода в отечественной педагогике.

В конце XIX –начале XX веков в России получили определенное распространение идеи свободного воспитания – «первого варианта» индивидуально-ориентированной педагогики. У истоков российского варианта школы свободного воспитания стоял Л.Н. Толстой.

Несмотря на отсутствие в России индивидуальной свободы, ориентация российского варианта школы свободного воспитания по содержанию была связана с идеей самоопределения человека во всех областях жизни, включая и религиозную. Будучи провозглашенной и обозначенной, частично даже опробованной, данная идея не получила широкого распространения в России начала века.

В советской дидактике проблемы «личностно-ориентированного обучения» ставились и решались по-разному на уровне теории и практики. В научных трудах того времени четко просматриваются установки на индивидуально-ориентированное обучение и вместе с тем на формирование прочных и конкретных знаний, умений, навыков. Воспитание активности и самостоятельности противопоставляется задаче вооружения учащихся прочными и системными знаниями основ наук.

Новый этап развития советской дидактики, который обычно связывают с 30-50-ми годами нашего столетия, характеризуется определенной сменой акцентов в «личностно-ориентированной» проблематике. Сама по себе идея формирования самостоятельности учащихся, учета их индивидуальности и возраста при организации обучения продолжает декларироваться, но на первый план выходит задача вооружения учащихся системой научных, предметных знаний. Требование учета личностного фактора нашло отражение в формулировании в этот период в качестве одного из основных дидактических принципов принципа сознательности и активности. Результативность работы учителя оценивалась по характеру успеваемости учащихся, причем успеваемость оценивалась в большей степени по умению учащихся воспроизводить усвоенное. Понятие «развитие личности» в то время «размывалось» до такой степени, что этот процесс начинает отождествляться с любым изменением личности, в том числе и с накоплением знаний.

Следующий период развития отечественной дидактики – 60 – 80-е годы – связан с углубленной проработкой проблемы «обучения и развития». Характерной чертой развития дидактики в указанный период следует считать исследование процесса обучения как целостного явления. Если в предшествующие периоды основное внимание уделялось изучению отдельных компонентов процесса обучения – методов, форм и т.п., то теперь на первый план вышли задачи раскрытия движущих сил учебного процесса. Способствовали этому исследования в области педагогической психологии. Исследования П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Л.В. Занкова и др. значительно расширили горизонты представлений о познавательных возможностях учащихся. В дидактики появляется «теоретически оформленная» идея о необходимости описания содержания образования в терминах изменения субъекта учения. В исследованиях и научных трудах, подчеркивается взаимообусловленный характер организации содержания и структуры качеств личности. Явно прослеживается внимание дидактики этого периода к личности учащегося. Предпринимаются попытки определения сущности самостоятельной работа учащихся, классификации видов самостоятельных работ.

Особняком среди исследований рассматриваемого периода стоят исследования и практический поиск педагогов-новаторов (Ш.А. Аамонашвили, И.П. Волков, Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов и др.). Некоторые из них в большей степени сосредоточивали своё внимание на инструментальной стороне деятельности учащихся, другие – на их личностном развитии, но системообразующим фактором для их работ всегда выступала ЦЕЛОСТНОСТЬ ученика. И даже если не всем удалось в конечном итоге концептуально оформить свои подходы, без их новаторского поиска содержание следующего этапа было бы совершенно иным.

С конца 80-х годов начинается следующий этап развития дидактической отечественной мысли. Это наша современность и давать оценку еще сложно, но, тем не менее, обозначить его наиболее характерные черты возможно.

Во-первых, настоящий период характеризует стремление исследователей к интеграции различных подходов. Прошел период «бумов» то проблемного, то программированного, то развивающего обучения.

Во-вторых, в процессе интеграции различных подходов четко обозначился системообразующий фактор – уникальная и неповторимая личность учащегося.

В последнее время появились и первые работы методологического характера, где достаточно обстоятельно обсуждается проблематика именно личностно-ориентированного обучения. Речь идет о работах Ш.А. Амонашвили «Педагогическая симфония»; В.В. Серикова «Личностный подход в образовании; концепция и технологии», И.С. Якиманской «Личностно-ориентированное обучение в современной школе» и др.

В-третьих, современный этап развития дидактики, характеризует повышенный интерес к технологии обучения. Всё чаще педагогическая технология интерпретируется как авторская система педагогической работы, а не отождествляется с унифицированным набором методов и форм.

В-четвертых, интерес дидактики к личности ученика, подталкивает её к рассмотрению жизненного пути личности в целом и в этом смысле ориентирует на выработку единой методологии организации развивающей среды, включая дошкольное образование и послешкольное в разных его вариантах.

  1. Понятие личностно-ориентированного обучения

Личностно-ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.

Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.

Личностно-ориентированное обучение, это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно-личностных функций или востребование его субъективного опыта .

Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».

Функции личностно-оринтированного образования:

Гуманитарная, суть которой состоит в признании самоценности человека и обеспечении его физического и нравственного здоровья, осознание смысла жизни и активной позиции в ней, личностной свободы и возможности максимальной реализации собственного потенциала. Средствами (механизмами) реализации данной функции являются понимание, общение и сотрудничество;

Культуросозидательная (культурообразующая), которая направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Механизмами реализации данной функции является культурная идентификация как установление духовной взаимосвязи между человеком и его народом, принятие его ценностей в качестве своих и построение собственной жизни с их учетом;

Социализации, которая предполагает обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, необходимого и достаточного для вхождение человека в жизнь общества. Механизмом реализации данной функции являются рефлексия, сохранение индивидуальности, творчество как личностная позиция в любой деятельности и средство самоопределения.

Реализация этих функций не может осуществляться в условиях командно-административного, авторитарного стиля отношений учителя к ученикам. В личностно-ориентированном образовании предполагается иная позиция педагога:

Оптимистический подход к ребенку и его будущему как стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и умение максимально стимулировать его развитие;

Отношение к ребенку как субъекту собственной учебной деятельности, как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность;

Опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные) каждого ребенка в учении, содействие их обретению и развитию.

Если в традиционной философии образования социально-педагогические модели развития личности описывались в виде извне задаваемых образцов, эталонов познания (познавательной деятельности), то личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого ребенка, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании.

Тем самым признается, что в образовании происходит не просто «принятие» ребенком заданных педагогических воздействий, а «встреча» задаваемого и субъектного опыта, своеобразное «окультуривание» последнего, его обогащение, приращение, преобразование, что и составляет «вектор» индивидуального развития. Признание ребенка главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть, по нашему мнению, личностно-ориентированная педагогика. При проектировании образовательного процесса мы исходим из признания двух равноправных источников: обучения и учения. Последнее не есть просто дериват первого, а является самостоятельным, личностно-значимым, а потому очень действенным источником развития личности.

Традиционно образовательный процесс описывался как учебно-воспитательный, основными составляющими которого являлись, обучение и воспитание. На организацию последних направлялись все усилия, так как считалось, что ребенок развивается только под влиянием специально организованных педагогических воздействий. Обучение, которое обеспечивает полноценное усвоение знаний, формирует учебную деятельность и тем самым непосредственно влияет на умственное развитие и есть развивающее обучение.

Таким образом, обобщая вышесказанное, можно дать такое определение личностно-ориентированного обучения:

«Личностно-ориентированное обучение» - такой тип обучения, в котором организация взаимодействия субъектов обучения в максимальной степени ориентирована на их личностные особенности и специфику личностно-предметного моделирования мира .

Глава 2. Особенности личностно-ориентированного подхода в дошкольном образовании

2.1. Основы личностно-ориентированного подхода

Мечтой большинства педагогических коллективов и практически любого воспитателя является наиболее полное раскрытие возможностей и способностей каждого ребенка. Однако не все мечты сбываются. К сожалению, и эту следует отнести к разряду еще не исполненных. Но очевидно, что путь к осуществлению данной мечты – стратегическое направление развития дошкольного образовательного учреждения, педагогической науки и практики.

Образовательный процесс должен быть гуманным и личностно-ориентированным. Суть образовательного процесса согласно личностно-ориентированному подходу заключается в порождении человека как субъекта активности в единстве четырех составляющих: вхождение в мир природы, в рукотворный мир, приобщение к миру значимых других, возникновение самосознания.

Задача, стоящая перед воспитателем, состоит в том, чтобы, используя принципы эффективного общения, поддержать и развить самоценную активность ребенка. Тем самым достигается искомое взаимопроникновение, в чем и состоит основная идея личностно-ориентированной дидактики.

Личностно-ориентированная дидактика, опирающаяся на теоретическую модель трансактного анализа Э.Берна, предполагает реализацию трех стратегических принципов: вариативности, синтеза интеллекта, аффекта и действия, приоритетного старта.

  1. Принцип вариативности.

Взрослый, работающий с дошкольниками, ответственен за то, чтобы в модели обучения, которую он предлагает ребенку, была заложена возможность выбора собственной модели учения. Принцип предусматривает как вариативность содержания, методов и форм обучения, так и вариативность организации среды в детском саду.

2. Принцип синтеза интеллекта, аффекта и действия.

Работа с детьми в одинаковой мере должна вовлекать их в процессы познания, действия и эмоционального освоения мира. Идеалом личностно-ориентированной дидактики является конструирование таких условий образовательной работы с детьми, которые порождают гармонию трех названных аспектов освоения деятельности ребенка.

3. Принцип приоритетного старта.

Начинать работу следует с тех видов деятельности, которые самоценны для каждого конкретного ребенка, непременно учитывать стартовые предпочтения детей.

Кроме того, необходимо учитывать и склонности педагога, который также должен быть увлечен.

Основные принципы и методы личностно-ориентированного подхода:

Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление ребенка к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности ребенка и педагога - это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию.

Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому, кто реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в группе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания.

Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы ребенок жил и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса.

Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяют определять и развивать индивидуальные особенности ребенка. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности ребенка.

Принцип доверия и поддержки. Решительный отказ от идеологии и практики авторитарного воспитательно-образовательного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности ребенка. Важно обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно-ориентированными технологиями обучения и воспитания. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация обусловливает успех обучения и воспитания ребенка.

Реализация данных принципов предполагает “через-себя-понимание”, создание общего психологического пространства, игровое построение процесса образования, а в качестве форм работы с детьми - организацию дискуссий, диалогов, совместных наблюдений и экспериментов.

В истории современной педагогики имеется целый ряд образовательных технологий, которые можно отнести к личностно-ориентированным, так как они реализовывают аспекты развития творческой личности, ее неповторимой индивидуальности. В числе первых из них технология проблемного обучения, основанная на теоретических положениях американского философа, психологи и педагога Дж. Дьюи (1859-1952). Он полагал, что метод проектов – это одна из личностно-ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности детей, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики .

Использование технологии проектирования как одной из форм поисковой деятельности позволяет эффективно решать важные задачи развития творческих способностей дошкольников. По определению В.Ротенберга, поисковая деятельность - это активное поведение (развитие мысли, фантазии, творчества) в условиях неопределенности. Такого рода деятельность стимулирует внутреннее развитие и в определенной степени влияет на личность в целом: подавление детской инициативы приводит к развитию пассивной позиции, а в будущем – к отказу от решения сложных как учебных, так и жизненных проблем, к капитуляции перед трудностями. Детская субкультура – огромный мир, живущий по своим законам, не всегда понятным взрослым. Для ребенка характерна колоссальная жажда жизни, что ярко проявляется в его потребности в активных действиях, общении, самовыражении, разнообразных впечатлениях.

Не потерявший связи с миром детей взрослый знает: огражденная от насильственного вмешательства окружающих жизнь проживается ребенком в формах игры, сказки, путешествия, приключений, экспериментирования.

2.2. Различия между индивидуальным и личностно-ориентированным подходами

Использование в педагогической деятельности индивидуального подхода или личностно-ориентированного подхода предполагает учет индивидуальных особенностей ребенка.

При применении личностно-ориентированного подхода это делается с целью развития индивидуальности ребенка, а при использовании индивидуального подхода реализуется другая целевая установка - освоение ребенком социального опыта, знаний, умений, навыков, определенных программой и обязательных для каждого воспитанника.

Избрание первого подхода связано с желанием содействовать проявлению и развитию в ребенке ярко индивидуального, а выбор второго - с направленностью педагогического процесса на формирование социально типичного, что тоже крайне сложно осуществить без учета индивидуальных особенностей. В этом заключается принципиально важное отличие двух названных подходов.

Чтобы показать наглядно целевое и принципиальное их различие, сравним их составляющие:

Индивидуальный подход

учет особенностей ребенка при организации воспитательно-образовательного процесса)

Личностно-ориентированный подход (направленность на развитие яркой индивидуальности ребенка).

Возрастные особенности ребенка, сензитивность, физические и психические особенности ребенка (здоровье, темперамент и т.д.), уровень имеющихся знаний, обучаемость, уровень коммуникативных качеств и т.д.

Создание условий и стимулирование развития индивидуальности, личностных качеств, помощь в самовыражении, самоактуализации ребенка, в формировании его Я-концепции, педагогическая поддержка.

Если приводить образное сравнение, то индивидуальные свойства личности можно выразить как элементы мозаики, без учета которых нельзя сложить личность.

Для реализации поставленной цели необходимо провести психолого-педагогическую диагностику дошкольников по следующим критериям:

познавательная сфера (восприятие, память, внимание, мышление);

различия детей по доминанте функциональной асимметрии полушарий головного мозга;

эмоционально-волевая сфера (уровень тревожности, агрессии);

различия детей по темпераменту;

Для того чтобы результаты диагностики не были искажены, принимается во внимание: динамика физического развития (анамнез);психофизиологические особенности возраста ребёнка; состояние слуха, зрения; особенности развития двигательной сферы; нарушение общей моторики; особенности работоспособности.

По результатам диагностики составляется карта психолого-педагогических особенностей детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, имея перед собой карту психолого-педагогических особенностей воспитанников, педагоги могут подбирать техники и методики обучения индивидуально на каждого ребёнка.

Необходимо помнить: если у педагогов отсутствуют результаты диагностики индивидуальных особенностей детей группы, то все разговоры о дифференциации и индивидуализации обучения являются неискренними.

2.3. Профессиональные и личностные качества педагога

В современной педагогической литературе нет единого мнения на те значимые профессиональные и личностные качества педагога, определяющие его педагогическую деятельность. М.В.Кларин называет такие ведущие качества педагога, как искренний интерес к ребенку, широта кругозора, терпимость, конструктивность мышления, доброжелательность, принятие личности ребенка .

Составляя классификацию профессионально значимых качеств, Ю.К.Бабанский выделил те, которые наиболее слабо сформированы: требовательность к себе, педагогический такт, педагогическая ориентировка, чувство нового в педагогической деятельности, знание психолого-педагогических основ обучения и воспитания, индивидуальный подход к воспитанникам, обеспечение всестороннего развития детей, умение эффективно выполнять план работы, умение объединять свои действия с действиями родителей .

Ю.Н.Кулюткин выделяет три группы качеств личности педагога, исходя из умений рефлексивно управлять педагогической деятельностью: способность понимать внутренний мир другого человека, способность к активному воздействию на воспитанника и устойчивость, то есть способность владеть собой .

Достаточно репрезентативной является шкала основных качеств профессионально значимых для педагога, составленная К.М.Левитаном: умение передавать знания и навыки воспитанникам, требовательность; умение заинтересовать воспитанников, общая эрудиция, доброжелательность; педагогический такт; умение организовывать интересные занятия; любовь к профессии, любовь к детям; терпение, понимание детей, справедливость; стремление к самосовершенствованию, умение внедрять новые технологии в обучение и воспитание; чувство юмора, общительность, хорошая дикция, трудолюбие, уравновешенность, артистичность, умение организовывать работу с родителями и эмоциональность, добросовестность .

По мнению Р. Бруннера, модель идеального педагога состоит из десяти компонентов: эмоциональная стабильность, положительная самооценка, дифференцированное и систематическое планирование профессиональной деятельности, партнёрская установка на воспитанника, преобладание непрямых педагогических воздействий, применение методов взаимодействия между воспитанниками, избегание ригидных способов педагогического воздействия, дифференциальное использование положительных подкреплений, стимулов, гибкость, знание и учёт ожиданий партнёров по профессиональной роли.

На наш взгляд, главные качества воспитателя в дошкольном образовательном учреждении – доброта, любовь к людям, щедрость души, искренность в отношениях с ребёнком.

В настоящее время в педагогике выделяют две основные образовательные парадигмы: авторитарную и личностно-ориентированную (гуманитарную). Альтернативой авторитарной педагогике является педагогика гуманизма. В зарубежной психологи и педагогике идеи гуманизма были привнесены К. Роджерсом, Г. Шарельманом, Д. Дьюи и др. Личностно-ориентированная модель предлагает содействие становлению ребёнка как личности.

Личностно-ориентированный подход на базе изучения личностных качеств, эмоциональной сферы ребенка, системы его отношений, мотивов и результатов деятельности, в известной мере, позволяют руководить и управлять воспитательным процессом.

При рассмотрении гуманизма, как педагогического явления, закономерно обращение к опыту В. А. Сухомлинского, всемирно призванного идеологом гуманистической педагогики. В его учении личностно-ориентированный педагог – это тот, кто реализует убеждения, выраженные в следующих идеях, способен воспитать гуманную личность:

  1. ЗАБОТЬСЯ О РАЗВИТИИ РЕБЕНКА – главная, системообразующая идея, определяющая и подчиняющая все другие.
  2. ЛЮБИТЬ ДЕТЕЙ – важнейший компонент принципа гуманизма, самое ценное и важное качество воспитателя.
  3. УВАЖАТЬ РЕБЕНКА – идея тесно связана спредыдущими; видеть в каждом ребенке личность – необходимое качество воспитателя.
  4. ВЕРИТЬ В РЕБЕНКА – залог успеха педагогического процесса; идея выражает оптимистическую линию гуманизма.
  5. ЗНАТЬ РЕБЕНКА – без знания души каждого ребенка воспитание невозможно.
  6. ПОНИМАТЬ РЕБЕНКА – знать ребенка мало, нужно уметь поставить себя на его место, увидеть мир его глазами. «Способность все понять» и «Чувствование детства» В.А.Сухомлинский рассматривал как показатель педагогической мудрости.
  7. БЕРЕЖНО ОТНОСИТЬСЯ К ДУХОВНОМУ МИРУ И ПРИРОДЕ РЕБЕНКА – все дети разные, каждый имеет свой неповторимый духовный мир, приходит в дошкольное образовательное учреждение уже со своим сложившимся опытом, привычками, взглядами; нельзя ломать природу ребенка, тем самым, ломая, коверкая личность.
  8. БЕРЕЧЬ И РАЗВИВАТЬ ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА – идея отражает линию воинствующего оптимизма, то есть активную позицию воспитателя в формировании личности ребенка: гуманизм требует не только признавать в ребенке чувство собственного достоинства, но и развивать его – без этого не возможно ни воспитание, ни самовоспитание.
  9. СТАТЬ ДРУГОМ РЕБЕНКА – ребенок – субъект воспитания, соучастник педагогического процесса, а для этого он должен верить в своего воспитателя, видеть в нем друга, чувствовать его поддержку и помощь, понимать, что воспитатель к нему не безразличен .

Только следуя этим принципам возможно воспитание у ребенка таких черт как внимание, благородство, благотворительность, патриотизм, добро, доверие, долг, достоинство, интеллект, красота, культура, мудрость, образованность, ответственность, понимание, совесть, сопереживание, справедливость, милосердие, сострадание, сочувствие, тактичность, трудолюбие, честь, чуткость.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современный этап развития дидактики, характеризует повышенный интерес к технологии обучения. Всё чаще педагогическая технология интерпретируется как авторская система педагогической работы, а не отождествляется с унифицированным набором методов и форм.

Интерес дидактики к личности ученика, подталкивает её к рассмотрению жизненного пути личности в целом и в этом смысле ориентирует на выработку единой методологии организации развивающей среды, включая дошкольное образование и послешкольное в разных его вариантах.

Один из множества путей развития личности ребенка является личностно-ориентированное обучение. «Личностно-ориентированное обучение» - такой тип обучения, в котором организация взаимодействия субъектов обучения в максимальной степени ориентирована на их личностные особенности и специфику личностно-предметного моделирования мира .

Использование технологии проектирования как одной из форм поисковой деятельности позволяет эффективно решать важные задачи развития творческих способностей дошкольников. Такого рода деятельность стимулирует внутреннее развитие и в определенной степени влияет на личность в целом: подавление детской инициативы приводит к развитию пассивной позиции, а в будущем – к отказу от решения сложных как учебных, так и жизненных проблем, к капитуляции перед трудностями.

Необходимо понимать, что осуществление личностно-ориентированного подхода невозможно без изучения личности воспитанника.

Таким образом, роль педагога в образовательном процессе очень велика в становлении и развитии личности воспитанников, с одной стороны он должен быть сам личностью, соответствовать идеалу, которого ждет от него ребенок, то есть обладать профессиональной и личностной нравственностью, а с другой стороны, он должен овладеть такими профессиональными качествами, педагогической компетентностью, чтобы влиять на саморазвитие детей.

Цель работы – выявить особенности личностно-ориентированного подхода к учащимся в процессе обучения в начальной школе – достигнута.

Задачи, поставленные в работе, решены.

Список литературы

  1. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе - Ростов н / Д: Феникс, 2006.-332 с.
  2. Бабанский К. Ю. Рациональная организация учебной деятельности – М.: Знание, 1981. – 96 с.
  3. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. – Рига: ИПП «Эксперимент», 1995. – 176 с.
  4. Левитан К. М. Личность педагога: Становление и развитие. – Саратов: СГУ, 1990. – 168 с.
  5. Новое педагогическое мышление/ Под ред. А. В. Петровского. – М.: Педагогика, 1990. с. 14 – 18.
  6. Проблема подготовки учителя для современной российской школы. Сборник материалов. – М., 2007. с 9; 14-19.

Статьи из сборников, журналов и газет

  1. Алексеев Н.А., Якиманская И.С., Газман О.С., Петровский В.А. м др. Новая профессия в педагогике // Учительская газета. 1994. № 17-18
  2. Антонов А.А. Тенденции развития современного образования// Вестник Российского государственного университете им. И. Канта, 2010. Вып. 11 С. 22-27.
  3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. № 6. 2002.