Как оформить проект по патриотическому воспитанию образец. Механизмы реализации проекта. Поэтому в нашем подростковом клубе по месту жительства ведется дополнительная образовательная деятельность, где военно-патриотическое воспитание является приоритетным

Положение
о комплексной патриотической программе «Дела важнее слов»
Всероссийской общественной организации ветеранов
«БОЕВОЕ БРАТСТВО»

Комплексная патриотическая программа «Дела важнее слов» (далее Программа) направлена на популяризацию героического и трудового подвига наших современников, воспитание на их примере молодого поколения.
Программа включает в себя патриотические проекты различной направленности и предполагает проведение массовых акций, мероприятий, встреч, конкурсов в регионах России с привлечением известных людей, ветеранов и молодежи.
Главная задача программы, определенная Председателем Центрального Совета Организации Д.В. Саблиным: добиваться чтобы ветераны и молодежь всю свою душу, жар своих сердец отдавали служению Отечеству, чтобы когда-нибудь они смогли передать эту эстафету уже своим детям и внукам, ибо Отечество – это не только родной край, родная земля, но и деяния всех на ней живущих.

I. ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ

1. Сохранение исторической памяти и противодействие фальсификации истории России, увековечение памяти защитников Отечества.

3. Передача эстафеты служения Отечеству от поколения к поколению.

1. Молодежный социально-патриотический проект «Память сильнее времени»
Цель проекта: Распространение и утверждение в сознании молодежи военно-исторических знаний, патриотических взглядов и готовности к защите Отечества, его национальных интересов, формирование и укрепление у молодежи исторической памяти о подвиге ветеранов Великой Отечественной войны и локальных войн.
Задачи проекта:
организация и проведение военно-патриотических мероприятий, краеведческих экспедиций, реконструкций военно-исторических событий;
проведение встреч с ветеранами Великой Отечественной войны и локальных войн;
вовлечение школьников и их родителей в процесс создания мемориальной Книги памяти;
создание социального видеоролика о важности сохранения памяти о подвиге русского солдата;
увековечение имен героев - выпускников школ на мемориальных досках.
Формы работы по проекту:
1. Урок мужества, гражданственности и патриотизма.
В сознании современной молодежи слово «ветеран» ассоциируется с ветеранами Великой Отечественной войны, в результате чего лишь немногие знают о героизме советских и российских солдат проявленном в горах Афганистана, Северного Кавказа и в других горячих точках. С целью расширения кругозора школьников планируется проведение встреч, с ветеранами различных войн - Уроков мужества.
На Уроках мужества воскрешается слава, доблесть и высокий патриотизм старших поколений, оживают героические страницы истории страны.
Цель Уроков мужества: помочь детям и подросткам глубже осознать беспримерный подвиг нашего народа в грозные годы Великой Отечественной войны, связь нашего героического прошлого с современностью.
Задачи Урока мужества:
- популяризация истории России, Российской Армии, родного края;
- развитие мотивации личности к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей;
- формирование у детей и подростков любви к Родине и ее Вооруженным силам;
- развитие общей культуры у детей и подростков, их гражданских и нравственных качеств;
- пропаганда сведений о национальных святынях и символах, их почитание.
2. Вовлечение школьников и их родителей к участию в конкурсе эссе о ветеранах – членах их семей.
Лучшие сочинения будут включены в Книгу памяти, которая будет храниться в школе.
3. Увековечение памяти участников войн, обучавшихся или работавших в конкретных школах.
Имена героев – «однокашников», годы их жизни будут выгравированы на мемориальных досках, которые будут размещены на здании школы или в школьном музее.

2. Патриотический проект «Салют Героям наших дней»
Цели проекта:
1. Патриотическое воспитание молодежи на примерах трудовых достижений и героического служения Отечеству наших современников.
2. Формирование конструктивной гражданской позиции у молодежи, воспитание уважительного и бережного отношения к старшему поколению.
3. Достижение общественного признания заслуг современников, совершивших подвиг на трудовом, гражданском и военном поприще.
4. Развитие российского общества в духе сохранения и приумножения военных и исторических традиций.
Содержание проекта


В мероприятиях проекта его участники рассказывают о своих достижениях, подвигах, с использованием видео, фото и других архивных материалов, сюжетов из жизни этих людей, для которых в реальной жизни – дела важнее слов.
Участниками программы являются учащиеся средних школ и вузов, воспитанники суворовских и кадетских училищ, курсанты военно-учебных заведений, военнослужащие, представители общественно-политических, молодежных, ветеранских организаций, члены военно-исторических, спортивных и поисковых клубов, представители средств массовой информации.
Главными действующими лицами в мероприятиях программы являются ветераны, Герои СССР и Герои России, известные государственные деятели, военнослужащие, преподаватели, врачи, спортсмены, деятели культуры и искусства, представители духовенства и другие граждане, совершившие героические поступки (подвиги) на гражданском, трудовом и военном поприще.

3. Проект по развитию внутреннего туризма
Цели проекта:
1. Распространение в молодежной и ветеранской среде исторических знаний о России, недопущение попыток искажения ее истории.
2. Содействие в улучшении морально-психологического состояния ветеранов, а также духовному развитию личности;
Основным содержанием проекта являются паломнические поездки и исторические экскурсии. В начале поездки участники - это люди, внутренне разделенные, обремененные заботами и проблемами, знающие в основном достопримечательности исторического центра Москвы. А в конце поездки, это друзья, единомышленники, люди, узнавшие много важного о себе, своей стране и ее истории.
В рамках проекта паломники посещают Бутовский полигон, Храм святых новомучеников и исповедников российских на территории Бутовского полигона, храм Воскресения Христова в поселке Воскресенское, храм архангела Михаила в поселке Летово, полигон Коммунарка (ранее засекреченный объект НКВД и МВД), Свято-Екатерининский мужской монастырь, Зосимову пустынь. В разработке находятся новые маршруты.
Впрочем, нельзя ограничиваться наименованиями объектов, говоря о том, какие исторические знания и духовный опыт получают паломники...
...Любовь к России семьи фон Мекк и благодарность в виде расстрела для главы семьи в 1929 году, привычка к комфорту Всесоюзного старосты Михаила Ивановича Калинина и история о том, почему он сразу облюбовал имение фон Мекков, чудесное возрождение Летовского храма, жуткие страницы истязаний и расстрелов 30-х годов и поиски корней этих событий в клятве русского народа царю Михаилу Федоровичу, явление святой великомученицы Екатерины Алексею Михайловичу Романову и история о перстне настоятеля Свято-Екатерининского монастыря...Но главное даже не это. В каждой поездке паломники, основной состав которых пенсионеры, инвалиды, родители детей- инвалидов, блокадники и потомки репрессированных, могут получить духовную помощь во время бесед со священниками Русской православной церкви - настоятелями храмов и монахами обители. Это бережно выделенное и благословленное время для важных вопросов и важных ответов.

III. РУКОВОДСТВО ПРОГРАММОЙ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ

Общее руководство программой осуществляет Центральный Оргкомитет программы созданный на базе Всероссийской организации «БОЕВОЕ БРАТСТВО».
Центральный оргкомитет занимается организацией главных мероприятий программы и их освещением в федеральных СМИ.
Организацию региональных мероприятий и их освещение в региональных и местных СМИ осуществляют рабочие группы, созданные на базе региональных отделений Всероссийской организации «БОЕВОЕ БРАТСТВО»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РТ

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ИСПОЛКОМА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 п.г.т. АКТЮБИНСКИЙ»

АЗНАКАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Интеллектуально-познавательный

творческий проект

«Кто, если не мы!»

Разработала: учитель технологии

Высшей квалификационной категории

Козлова Надежда Ивановна

2011 год

Творческий проект: «Кто, если не мы!»

Этапы реализации проекта:

  1. Выбор проблемы.
  2. Определение цели и задач проекта.
  3. Разработка плана действий.
  4. Сбор информации.
  5. Реализация проекта.
  6. Результаты проекта.

Эпиграф для педагогов и представителей общественности:

Если не мы, то кто же

Детям нашим поможет

Россию любить и знать,

Как важно – не опоздать!

Актуальность, определение ряда проблем

На сегодняшний день, наравне с другими стратегическими целями государства, немаловажное значение занимает гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Через стремление к стабильному и устойчивому социальному развитию общества определяются содержание и основные пути развития системы патриотического воспитания, которая направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания российских граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.

В настоящее время в Республике Татарстан, как и по всей России идёт всесторонняя работа над формированием гражданского общества и правового государства. Все это вносит изменения и в систему современной общеобразовательной школы.

Воспитание гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как основополагающие направления в образовании. Результатом учебно-воспитательного процесса общеобразовательного учреждения для воспитанников являются: самореализация личности в период обучения и после него, социализация её в обществе, адаптация к изменениям на рынке труда.

Гражданственность, патриотизм определяют активную жизненную позицию детей. М. Е. Салтыков-Щедрин сказал: «И в торжественные годины и в будни идея отечества одинаково должна быть присуща сынам его, ибо только при ясном ее сознании человек приобретает право назвать себя гражданином».

Формирование гражданского самосознания должно проходить через собственное отечественное чувствование каждого человека. Родина нуждается в каждом из своих сынов и дочерей, которые, используя свои права и свободу, неукоснительно соблюдают свои обязанности перед государством, другими людьми. Забота об общем благе является основой благосостояния каждого.

Возникает острая необходимость в переосмыслении вопросов гражданско-патриотического воспитания участниками воспитательного процесса. Не отказываясь от прежних традиций, достижений в этом направлении надо многое изменить в подходах и содержании воспитательной работы.

Всё это определяет актуальность данного проекта в рамках реализации внутришкольной программы «Развитие».

В чём проявляется патриотизм сегодня? Как воспитать это великое чувство в наших детях? Как донести до них тургеневскую мысль о том, что «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись».

2010 год был богат на юбилейные даты - 65-летие Великой Победы нашего народа над фашистской Германией, 90-летие образования Татарской Автономной Советской Социалистической Республики. Это явилось немаловажным дополнением в выборе темы нашего проекта. Донести до детей важность этих событий в жизни нашей страны – долг каждого учителя.

Патриотизм в нашей стране – это не искусственно придуманное, навязанное нам извне понятие. Это своеобразная народная идеология, корнями, уходящая в глубину истории. К сожалению, внимание к этой первоочередной задаче снизилось. И как результат – дети наши растут с ослабленным чувством национального долга, низкими знаниями исторических и культурных корней нашего общества.

Сегодня, когда на государственном уровне гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направления, наш проект, который направлен на сохранение преемственности поколений и формирование патриотизма, считаем особенно актуальным. Мы часто задаем вопрос: «Почему молодые ребята не хотят идти служить в армию? Кто сможет защитить нас и свою Родину?»

Воспитание патриотизма;

Данный проект рассчитан на создание атмосферы заинтересованности в среде подростков к проблемам локальных войн, происходивших в Афганистане и Чечне, к жизни участникам воинам-интернационалистам нашим землякам.

Участники проекта: учащиеся 5 класса, классный руководитель, жители посёлка, администрация посёлка, члены Клуба Афганцев и Совета ветеранов.

Количество участников: не более одного класса.

Характер контактов определяется как внешний, так как происходит сбор информации, выход на другие организации, на спонсоров.

По продолжительности выполнения: один учебный год.

Основной целью проекта является: - вовлечение учащихся, педагогов, родителей, социальных партнеров в активную деятельность по патриотическому воспитанию с целью формирования у обучающихся гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции для успешной их социализации на благо региона и Родины в целом.

Привлечение внимания подрастающего поколения и общественности к истории локальных войн России, к существованию таких ветеранов войны, как участников боевых действий в Афганистане и Чечне, путём создания баннера на здании Клуба Афганцев в посёлке Актюбинском.

Задачи:

Формировать у участников проекта представление об истинных ценностях настоящего гражданина, таких как интерес к истории своей Родины, к её героям, к малоизученным фактам прошедших локальных войн;

Обучать детей основам поисковой деятельности, коммуникативным качествам, помогающим наладить контакт с ветеранами войны;

Воспитывать у детей уважительное отношение к ветеранам воинам-интернационалистам, тактичность, понимание необходимости защищать внешние границы своей Родины.

Формы проведения проекта: уроки гражданственности, классные часы - встречи с воинами-интернационалистами, поисковая работа по сбору информации и мест памяти прошедших локальных войн (улицы, памятники, мемориальные таблички, фотографии, дома проживания ныне живущих и погибших воинов), диспуты, встречи за круглым столом, встречи с администрацией посёлка, со спонсорами, с членами Клуба Афганцев, с членами Совета ветеранов.

Организация разных видов деятельности: анкетирование, игра «Афоризм о патриотизме», психологический тренинг «Прощальное письмо», чтение стихов, монологов, постановка сценической миниатюры «Наше время в наших руках».

Идея групповой работы заключается в разделении класса на «Стрелки» . Это идея детей, так как « Стрелка» – это определённое направление деятельности, имеющее свою цель.

Перед тем, как приступить непосредственно к проведению данных мероприятий рекомендуется провести предварительную работу. Следует определить круг вопросов и проблем, волнующих на сегодняшний день детей по данной теме, провести предварительное анкетирование, беседу, опрос.

Характер координации: централизованный фронтальный тип коммуникативных структур малой группы. Главными координаторами являются классный руководитель и командиры «Стрелок» .

Ожидаемые результаты:

Установка баннера патриотического содержания на здании Клуба Афганцев в посёлке Актюбинском для привлечения внимания к патриотической истории своей малой Родины;

Обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания в образовательно-воспитательном пространстве школы;

Вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей администрации и общественности;

Развитие творческих способностей обучающихся;

Осознание ответственности за судьбу Родины, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

Осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Успешность выполнения проекта обеспечивается: заинтересованностью всех участников в совместном диалоге по обсуждению поставленных проектом вопросов; желанием установления диалога по вопросам привлечения внимания общественности к существованию воинов-интернационалистов

Финансовое обеспечение проекта: данный проект требует материальные затраты на установление баннера, посвящённого воинам-интернационалистам, благодаря спонсорской помощи.

В результате осуществления данного проекта была сделана ставка на истинную заинтересованность детей к изучению данной проблемы и на любознательность.

Всё, что происходит в данном проекте – это идеи детей, название «Стрелок» , пути действия

Осуществление проекта (описание):

1 этап – анкетирование детей;

2 этап – встречи с Советом ветеранов, с Клубом Афганцев, с воинами-интернационалистами и их родными, с администрацией посёлка - сбор информации;

3 этап – ряд мероприятий, направленных на решение поставленных проблем;

4 этап – оформление баннера, посвящённого воинам-интернационалистам. Анализ проведенной работы и определение последующих действий в данном направлении.

С целью исследования социально-личностных качеств был проведён опрос учащихся на тему:

1. «Знаете ли вы, что такое патриотизм?»

б) нет.

2. «Знаете ли вы, кто такие воины-интернационалисты?»

а) если «да», напишите, как вы это понимаете;

б) нет.

3. «Знаете ли вы, какие памятники, места памяти вы знаете, посвящённые воинам ВОВ 1941-1945 гг. и других войн?»

а) если «да», то перечислите их названия и местонахождение;

б) нет.

(Результаты ответов учащихся на диаграмме № 1)

№ 1

Для устранения пробелов предстояла большая и кропотливая работа. В начале, на мой взгляд, нужно было пробудить интерес у ребят к истории родного края. Для этого я провела интеллектуальную игру «Я познаю…».

III . Разработка плана действий

Разработать план действий

Определить «точки самостоятельности»: рисунки, стихи, фото репортажи, посещение ветеранов и т.д. (этапы работы, которые ребёнок считает возможным разрешить, выполнить самостоятельно, без содействия взрослых);

Определить «точки сотрудничества» (круг задач, для решения которых целесообразно привлечь взрослых помощников, старшеклассников, родителей, педагога)

План проведения работ для реализации проекта

IV. Сбор информации.

Внутри каждой группы-«Стрелки» была определена своя цель,

своё направление деятельности

Для работы над проектом были использованы различные пути

  1. Экскурсии.
  2. Прогулки и наблюдения.
  3. Посещение библиотек.
  4. Конкурсы сочинений.
  5. Конкурсы рисунков.
  6. Интернет – ресурсы.
  7. Посещение школьного музея.
  8. Встречи с администрацией, известными людьми и героями посёлка.
  9. Обращение к СМИ.
  10. Исследование первоисточников.

В ходе реализации данного этапа одной из самых трудных задач для меня и ребят оказалась задача – найти спонсоров. И в этом нам большую помощь оказали родители.

V. Презентация проекта.

Заключительным этапом работы стала неделя презентования проекта. В течение этого времени были приглашены гости из числа родителей, педагогов школ посёлка, сотрудников различных организаций, жителей посёлка, учащихся школы. На улицах посёлка были размещены листовки обращения и листовки – объявления с приглашением жителей на предстоящую презентацию проекта «Кто, если не мы!».

Текст обращения.

Уважаемые односельчане! К вам обращаются учащиеся 5А класса МБОУ «СОШ №2 п.г.т. Актюбинский» – участники проекта «Кто, если не мы!» Все мы с вами живём в красивом и замечательном посёлке, которым, действительно, можно гордиться! Для процветания нашего посёлка мы призываем вас беречь всё то, что было построено нашими жителями, соблюдать чистоту улиц, дворов, подъездов, облагораживать и поддерживать уют нашего общего дома, радовать окружающих своими добрыми делами и поступками, не скупиться на теплоту и душевность друг к другу.

Текст листовки – объявления.

Уважаемые жители посёлка! К вам обращаемся мы – ваши дети и внуки!

Если вы любите свой посёлок, если вам интересна его история и люди,

которые живут рядом с вами, если вы хотите узнать о воинах интернационалистах нашего поселка - Приглашаем Вас на презентацию проекта «Кто, если не мы!».

Мы ждем вас в стенах нашей школы.

Ученики 5А класса МБОУ СОШ №2

Целую неделю ребята по группам выступали с презентацией своих работ. Были проведены 3 крупных внеклассных мероприятия

План проведения презентации проекта

Проект был долгосрочный. Для осуществления поставленной цели потребовался год работы. Мы рады, что добытые нами сведения выйдут за рамки архивов и все могут узнать много интересного о воинах-интернационалистах нашего посёлка Актюба.

Как быстро время пролетело

Мы сделали большое дело!

И каждый в классе очень рад,

Что внёс в проект посильный вклад.

Мы, наконец его создали!

С людьми общались, фильм снимали,

Мы столько нового узнали!

И спонсоры нам помогали.

Пусть людям баннер наш поможет

Увидеть воинов, солдат,

Пусть подвиг их примером будет,

Для всех Актюбинских ребят!

VI. Результаты работы

Издание и выпуск календаря

Дети расширили свой кругозор. У них развился интерес к истории родного края, традициям посёлка. Работа способствовала также воспитанию чувства гордости за сельчан. Кроме того, дети в классе стали более дружными и получили навыки бесконфликтного общения.

Педагоги и родители пополнили и закрепили знания по истории, этнографии, краеведению. Работа в этом направлении способствовала активному сотрудничеству с жителями и администрацией посёлка, установлению партнёрских отношений, сплочению коллектива учащихся, родителей и педагогов. Все получили массу информации о родном посёлке, осознали значимость этой работы. У них появилась гордость за своих односельчан, желание быть не хуже, ответственность перед ними и своими детьми

Важным моментом в работе над проектом является анализ финансового обеспечения проекта.

Необходимо определить смету финансовых затрат:

  1. Изготовление листовок 100 штук - 250 рублей
  2. Выпуск календарей формат А-4 15 штук - 1830 рублей
  3. Грамоты, благодарственные письма 30 штук – 450 рублей

Итого: 2 530 рублей

Как сформировать этот бюджет? Необходимо привлечь спонсорскую помощь.

И в течение всего года принимать активное участие в сборе рябины, макулатуры, ветоши.

с целью формирования у обучающихся гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции для успешной их социализации на благо региона и Родины в целом.

Список используемой литературы:

  1. М.К. Господникова, Н.Б. Полянина, Е.И.Самохвалова, Ю.А. Родионова, О.Ю. Эктова, Т.А.Гордиектов, Т.Е. Силаева «Проектная деятельность учащихся», Волгоград, 2008 г.
  1. Н.В. Кашлева, Ж.В.Дмитриева, Т.В.Игнаткина «Школьная проектная лаборатория», Волгоград 2009 г.
  1. Г.А. Минниханова «Актюба», ООО «АЛЬМЕДИА», 2006 г.
  1. Районная газета «Маяк» № 2,7,9 2005 год, № 4, 5, 1999 год.
  1. Научно - методический журнал «Воспитание школьников» № 2, 1998год,

№ 5,10, 2008 год.

  1. «Корпоративная библиотека ОАО «Татнефть»

«Три миллиарда. ИСТОРИЯ», Москва, «Закон и порядок», 2007 год

  1. И.Яковлева «Полвека созидания», Издательский дом «Граф и К», 2001год.
  1. «Здравствуй, земля родная», Татарское книжное издательство, Казань, 1970 год.
  1. З.Г. Гарифуллина « Әйтер сүзем бар», Азнакаево, 2001 год.
  1. В.Е.Черкин «Читай стихи, они: услада», Азнакаево 1992 год.
  1. Журнал «Татарстан» № 8, 2000 год.

Любовь к Родине – это главное, составляющее патриотического воспитания, являющегося основным качеством нравственного стержня человека. И, нам - учителям необходимо решать задачи первостепенной важности:

Формирование духовно-нравственных качеств личности;

Воспитание патриотизма;

Формирование толерантного отношения к миру;

Способствовать реализации индивидуальных, творческих, личностных и деловых качеств подрастающего поколения.

Основные идеи проекта

Выбор творческих работ детей

Сбор фотоматериала

Привлечение спонсоров

Сувениры для ветеранов

Создание макета баннера

Поисковая группа

Аналитики

Архивисты

«ФотоРАЖ»

Журналисты

Понедельник

Фотоэкспозиция работ

учащихся

Понедельник

Выставка рисунков

Вторник

Декламация стихотворений

собственного сочинения

Четверг

Выступления историков

Пятница

Просмотр видеороликов и

Мультимедийных слайдов


Интересные фотоотчёты и советы по разработке тематических проектов нравственно-патриотической направленности. Долгосрочные и красткосрочные тематические проекты, посвящённые малой и большой Родине; подвигам наших соотечественников в годы Великой Отечественной войны; обычаям и традициям народов нашей страны; духовно-нравственному просвещению и воспитанию детей.

Опыт педагогов по созданию соответствующей предметно-развивающей среды (уголок «Моя родина - Россия», дидактические и сюжетно-ролевые игры, художественная литература, картины, иллюстрации).

Тематические проекты - ступени воспитания патриотизма.

Содержится в разделах:

Показаны публикации 1-10 из 1787 .
Все разделы | Патриотическое воспитание. Проекты

Презентация к проекту «Моя Родина - Россия» В настоящее время отмечается интерес к изучению культуры нашей Родины.Учащиеся мало знают о прошлом России. В основу данного проекта заложена идея гражданско - патриотического воспитания через формирование у ребят интереса к русской деревне и жизни русского народа с опорой на...

Проект по патриотическому воспитанию детей в средней группе. Выполнение проекта : Краткосрочный, 1 месяц (14 января – 25 февраля 2019 год) Цель : воспитывать уважительное отношение к людям военных профессий, Узнавать символику - российский флаг, флаг Кубани. Воспитывать любовь и...

Патриотическое воспитание. Проекты - Кратковременный проект ко Дню города. Создание фотоальбома «Моя малая Родина» (вторая младшая группа)

Публикация «Кратковременный проект ко Дню города. Создание фотоальбома «Моя малая...»
Цель проекта: расширять знания детей о своей малой родине; воспитывать чувство гордости за свою малую родину, чувство сопричастности к истории и судьбе России; привлечь к работе над проектом родителей, способствовать сплочению детского коллектива и родительской...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Презентация «Орган - король инструментов» к проекту «Люблю тебя, мой край родной» Презентация «Орган – «король инструментов»» к проекту «Люблю тебя, мой край родной» Загадка Инструмент тот с давних пор Украшал собой собор. Украшает и играет, Весь оркестр заменяет (Орган) «Король инструментов» - именно так называют орган за огромные размеры, потрясающий...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Южа - маленькая Русь» Гипотеза: Система народного образования призвана обеспечить воспитания патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. О...

Презентация «Проект «Моя малая Родина» Слайд 1. Слайд 2. Родина для человека – самое дорогое и священное, без чего человек перестаёт быть личностью» ВЫСКАЗЫВАНИЕ Василий Александрович Сухомлинский. После проведения праздника «День народного единства» у Васильевой Вики возник вопрос «А что такое малая Родина?». Для...

Патриотическое воспитание. Проекты - Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста, через проектную деятельность

Цель проекта: Формирование нравственных ценностей. ЗАДАЧИ: -Сообщить элементарные сведения о Великой Отечественной Войне. -Расширение знаний о защитниках отечества, о функциях армии. -Воспитывать гордость и уважение к ветеранам ВОВ. -Развивать речь детей, обогащать, словарный...

Формирование основ нравственно-патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста с помощью проектного метода В силу последних перемен всё более заметной стала утрата традиционного российского патриотического сознания. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители всё меньше внимания уделяют детям и их воспитанию, растёт число неполных и неблагополучных семей. Ребёнку всё сложнее...

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА «ЭХО ПРОШЕДШЕЙ ВОЙНЫ»

    Направление программы (проекта): Организация историко-краеведческой работы молодежи

    Название программы (проекта): «Эхо прошедшей войны»

    Актуальность проекта.

Давно отгремели бои Великой отечественной... Всё дальше уносит от нас время эти суровые события. И с каждым годом редеют ряды ветеранов. В нашем селе Сидоровском, в котором проживает более тысячи жителей, участников войны не осталось ни одного. В октябре этого года ушёл из жизни последний из них – Халеев А. З. Это один из героев снятого нашим отрядом видеофильма «Нам дороги эти позабыть нельзя»

Ещё немного, и ниточка, связывающая нас с тем героическим поколением, навсегда оборвётся… Этого нельзя допустить. В преддверии 70-ой годовщины Великой Победы перед российским обществом стоят важнейшие задачи – сохранение преемственности поколений, активизация патриотического воспитания детей, молодежи и оказание должного внимания к судьбам ветеранов войн тружеников тыла. Понимая это, мы решили продолжить запись «живых голосов истории», чтобы через много лет наши дети и внуки смогли увидеть и услышать своих земляков, прочитать о героических страницах их биографии.

Мы считаем, что, работая в этом направлении, нужно укреплять межпоколенческие связи, привлекать к совместной деятельности пенсионеров, ветеранов Великой отечественной войны, тружеников тыла, известных земляков прошлых лет и настоящего времени. Ведь не секрет, что нередко мы вспоминаем о наших пенсионерах только в День пожилого человека и в День Победы. Чтобы устранить этот серьёзный пробел, мы практикуем совместную деятельность представителей различных поколений, которая, с одной стороны, даёт наибольший эффект в духовно-нравственной работе с молодёжью, с другой стороны, создаёт у пожилых людей, ветеранов чувство востребованности, причастности к большому и важному делу воспитания молодого поколения. Работая над реализацией проекта, мы заинтересовываем и привлекаем к работе подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, с ограниченными возможностями здоровья, подростков из малообеспеченных семей, подростков, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних, а также родителей учащихся, что способствует формированию тёплых отношений между детьми и родителями, происходит их сближение во время общей деятельности.

В этом году мы закончили работу по реализации авторской программы «Горжусь тобой, земля отцов и дедов!», основанной на краеведческой работе.

Но, учитывая вышеизложенные проблемы, решили создать ещё один проект, который будет продолжением программы по патриотическому воспитанию.

    Основные цели и задачи проекта.

Цели: 1.Развитие системы патриотического воспитания школьников на основе совместной деятельности с ветеранами войны и тружениками тыла, нашими земляками.

2. Формирование активной гражданской позиции, чувства гордости за свою малую родину через широкую патриотическую работу, создание условий для личностного роста молодёжи.

3. Изучение истории края, сбор информации о земляках.

4. Оказание внимания и поддержки ветеранам войны и труда, увековечение их памяти.

Задачи : 1.Создать условия для укрепления межпоколенческих связей, привлечь старшее поколение, в том числе родителей учащихся, к духовно- нравственной работе с молодёжью.

2. Создать механизм, обеспечивающий становление и эффективное функционирование системы патриотического воспитания на основе совместной деятельности образовательного учреждения, общественности и сельского Дома культуры.

3. Выявить неизвестные факты военной биографии земляков, сохранять и развивать у детей и молодёжи чувство гордости за свою страну и малую родину, за своих земляков.

4. Развивать творческие способности школьников, предоставить возможность реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявлять и поддерживать нестандартность, индивидуальность личности

    Описание проекта.

Отряд «ШТОРМ» с 2010 года работает по авторской программе « Горжусь тобой, земля отцов и дедов!», основанной на краеведении. Нами были разработаны и реализованы проекты: «Мой дом, моё село, моя семья», «Нам дороги эти позабыть нельзя», «Юность, опалённая войной», «Человек с крылатым сердцем». Представляемый на конкурс проект является продолжением этой программы.

Проект представляет собой ролевую игру, в которой участвуют подростки и молодёжь, их родители, общественность, труженики военного тыла. Каждый участник проекта – игры сможет найти для себя дело согласно его интересам, в процессе игры будет происходить не только развитие патриотических чувств учащихся, формирование любви к малой родине, но и развитие творческих способностей каждого, умения работать в коллективе, осознавать ответственность за порученное дело. Форма ролевой игры выбрана нами не случайно: она способствует привлечению к работе широкой массы учащихся, в том числе и неблагополучных детей, которые с трудом вовлекаются в подобную деятельность. Форма игры заинтересует их, а достигнутый результат повысит их самооценку.

Для реализации проекта нами организован штаб, который будет координировать работу. В состав штаба входят 10 человек:

    от ветеранской организации – 3 человека,

    от отряда «ШТОРМ»- 2 человека (капитан и помощник),

    от родителей – 2 человека,

    от администрации Сидоровского сельского поселения – 1человек,

    от администрации школы – 1 человек,

    от Сидоровского Дома культуры – 1 человек.

Участники проекта – учащиеся распределяются на группы для решения конкретных задач.

1. Разведчики. Занимаются поисковой работой: работают со СМИ, находят необходимые для осуществления проекта сведения, адреса людей, с которыми будут проведены встречи.

2. Военные корреспонденты. Организуют встречи с жителями, записывают их воспоминания.

3. Редакторы. Роль редакторов берут на себя родители. Они обрабатывают собранный материал, вносят коррективы.

4. Военная типография. Выпускает рекламные листы. Составляет заметки и статьи для СМИ о ходе работы над проектом. (Под руководством руководителя проекта).

Выпускает «Боевые листки». Регулярно обновляет стенд «Юный краевед».

    Съёмочная группа . Проводит видеосъёмки. Монтирует записанный материал.

    Реставраторы . Организуют благоустройство памятников на территории сельского поселения.

Работа по реализации проекта будет проходить в несколько этапов.

1 этап: «По следам Тимура» (декабрь).

С помощью администрации Сидоровского сельского поселения составляются списки участников Великой Отечественной войны, наших земляков, и тружеников тыла. Учащиеся на уроках труда изготавливают специальные знаки.

Звёзды красного цвета с чёрной каймой (живых ветеранов войны на сегодняшний день не осталось) развешиваются на дома, где живут семьи ветеранов войны. Жёлтые звёзды вывешиваются на дома, где живут труженики тыла. Данные знаки обозначают, что эти дома находятся под защитой отряда «ШТОРМ». Жителям ребята объясняют, что они всегда могут обратиться за помощью. (При этом предполагается оказание помощи и остальным пенсионерам).

На этом этапе военной типографией организуется выпуск и распространение рекламных листов, отправляются статьи в газеты «Красное Приволжье»

(п. Красное-на-Влоге) и «Век» (г. Волгореченск) с целью вовлечения широких масс в работу над проектом.

2 этап. « Высокое звание Героя» (январь)

Наша Красносельская земля дала Родине 4 Героев Советского Союза: Б. П. Сыромятников, Н. А. Зеленов, П. И. Кулейкин и С. А. Богомолов. Два из них, Б. П. Сыромятников и Н. А. Зеленов, учились в Сидоровской школе.

«Разведчики» организуют встречу с племянником Б. П. Сыромятникова, Чечулиным Л. А., живущим в с. Сидоровском. На этой встрече обсуждается совместная работа по написанию воспоминаний о подвиге Героя. При помощи Чечулина Л. А. учащиеся налаживают контакт с дочерьми Б. П. Сыромятникова, живущими в Подмосковье и Сибири. Организуется переписка с ними, привлечение их к совместной работе, сбор воспоминаний.

Затем «разведчики» находят адреса родственников других Героев Советского Союза и налаживают с ними контакт. К работе приступают «военкоры», которые собирают воспоминания родственников и затем передают все материалы «редакторам».

С целью более детального знакомства с военной биографией Героев организуются экскурсии всего отряда в музеи д. Красные Пожни и г. Волгореченска. После знакомства с экспонатами обсуждается план дальнейшего сотрудничества с работниками музеев, отбирается материал, который может войти в будущий сборник.

Воспоминания о Героях Советского Союза составят первые страницы альманаха.

3 этап. «Этот день мы приближали, как могли» (февраль – март)

« Разведчики» обходят все дома, где проживают семьи ветеранов войны и труженики тыла (согласно развешенным знакам), разъясняют суть проекта и договариваются о том, какая форма записи воспоминаний удобна для каждого, кто готов принять участие в проекте: самостоятельная запись, запись учащимися под диктовку в школе, дома у ветеранов, запись на видеокамеру. Также выясняется, у кого имеются фотографии военных лет, письма с фронта, документальные материалы, вырезки из газет и т. д., которые с разрешения их владельцев могут быть помещены в альманах.

Все сведения передаются в штаб, где они обрабатываются, и планируется дальнейшая работа. Для каждого человека, изъявившего желание принять участие в проекте, подбирается удобная форма сотрудничества, распределяются «военкоры». Начинается запись рассказов жителей Сидоровского сельского поселения о событиях Великой отечественной войны: об их родственниках, участниках войны, погибших на фронте или умерших уже в мирное время, о тяжёлых военных буднях в тылу.

Собранный материал также передаётся «редакторам» для обработки.

«Военная типография» регулярно поставляет новый материал, выпущенный в виде «Боевого листка». Он распространяется в сельском поселении. Согласно предварительному плану, «типография» издаёт эти листки в количестве 50 штук

(это количество может быть изменено в зависимости от востребованности).

Таким образом осуществляется информирование жителей о ходе проекта.

Кроме того, в Сидоровском Доме культуры оформляется стенд «Юный краевед», куда периодически помещаются самые интересные находки, самые неожиданные открытия ребят.

Собранный материал систематизируется и используется для участия в областной акции «Ищу героя».

В рамках работы над проектом организуется творческая встреча, приуроченная к Дню защитника Отечества, с приглашением гостей: тружеников тыла, воинов – афганцев, участников локальных конфликтов, офицеров российской армии- выпускников нашей школы.

Цель этой встречи – показать учащимся школы (мероприятие общешкольное), что защита Отечества – это не только почётная обязанность, это гражданский долг каждого из нас.

Во время встречи будет проведена видеозапись выступлений защитников Отечества, представителей разных поколений. Для почётных гостей будет показана литературно-музыкальная композиция. Предполагается исполнение военных песен «всем залом» (текст будет заготовлен на слайдах), с записью на видеокамеру.

На протяжении всего этапа съёмочная группа (операторы, режиссёры, звукооператоры) проводят съёмки исполнителей военных песен как отдельными участниками, так и группами исполнителей..

4 этап. «Этот День победы…» (апрель-май).

Обработанная информация передаётся в издательство, с которым заранее заключён договор, для издания альманаха «Эхо прошедшей войны».

Предполагается 3 части этого сборника:

1) «Эх, дороги…» Воспоминания о жителях сельского поселения, прошедших фронтовые дороги.

2) «Всё для фронта, всё для победы!» Рассказы о том, как трудились в тылу, чтобы внести свой вклад в великое дело Победы.

3) «Песням тех лет – поверьте…» Народные песни и частушки военных лет.

Также мы планируем приложить к альманаху диск с видеозаписью воспоминаний и исполнением песен жителями сельского поселения.

В это время идёт подготовка к заключительному, очень важному мероприятию – празднованию 69 годовщины Великой победы.

Участие в акции «Долг и память».

«Реставраторы» проводят осмотр памятников погибшим воинам, расположенных на территории с. Сидоровского, с. Светочева Гора, д. Давыдково, составляют список материалов, закупают их, проводят необходимые работы по благоустройству памятников и прилегающей территории.

Мы планируем приурочить к этой дате благотворительный концерт.

    Оформление и распространение приглашений для ветеранов труда, тружеников тыла, представителей местной и районной администрации, спонсоров.

    Распространение в сельском поселении, в п. Кпасное-на-Волге и

    Составление сценария концерта с участие учащихся школы, родителей, хора Сидоровского ДК, музыкальной школы г. Волгореченска. В сценарий концерта также будет включено исполнение учащимися и пенсионерами песен и частушек, собранных во время реализации проекта.

    Оформление сцены, составление композиции на военную тему.

    Проведение концерта. Презентация альманаха. Распространение сборников среди присутствующих. Внесение добровольных взносов для благотворительной цели общественностью и спонсорами.

    Все собранные на благотворительном концерте средства будут направлены на создание мемориальной доски, открытие которой в

с. Сидоровском мы планируем приурочить к празднованию 70-летия Великой победы.

    Календарный план реализации проекта.

Наименование

этапов, мероприятий

Сроки начала и окончания

Ожидаемые итоги (с указанием количественных и качественных показателей)

1 этап – подготовительный.

Разработка проекта.

Составление плана работы.

Организация штаба проекта.

Ноябрь 2013 года

Активизация деятельности учащихся, привлечение общественности, тружеников тыла, ветеранов труда к работе над проектом.

2 этап – практический.

Сбор и обработка краеведческого материала. Проведение мероприятий с привлечением общественности.

Выпуск альманаха.

Проведение благотворительного концерта.

Декабрь – май 2013 года

Вовлечение в патриотическую работу не менее 95% учащихся, 100% тружеников тыла.

Создание альманаха, составленного из воспоминаний жителей сельского поселения.

Сбор средств для создания мемориальной доски в с. Сидоровском.

Усиление связи семьи и школы.

Помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

3 этап – аналитический.

Подведение итогов. Награждение активистов.

Июнь 2013 года

См. п. 8

    Описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации проекта.

В результате реализации Проекта ожидается в учреждении, как в образовательной системе:

    активизация работы по патриотическому воспитанию, основанной на краеведении;

    обогащение содержания патриотического воспитания;

    пополнение музейной комнаты краеведческим материалом;

    вовлечение в деятельность по патриотическому воспитанию представителей всех субъектов образовательного учреждения, общественность.

В образе выпускника:

    развитие творческих способностей учащихся;

    осознание ответственности за судьбу малой родины, страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

    способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции;

осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности

9. Источники финансирования проекта.

Средства, полученные за победу в конкурсе на получение грантов на поддержку деятельности патриотических клубов и объединений Костромской области в 2014 году

«Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно - деятельностной самореализации на благо Отечества».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Центр дополнительного образования для детей «Юность» города Белгорода

В строю

наследники

Победы

Социально – педагогический проект на тему: «Организация патриотического воспитания в системе дополнительного образования».

По месту жительства «им. Вити Захарченко»

Белгород

2014 г.

1 –

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине»

В. А. Сухомлинский

I. Актуальность проекта………………………………………………….2стр
II. Цель, задачи и ожидаемые результаты проекта…………………….3стр

III. Содержание проекта…………………………………………………4стр
IV. Основные участники проекта……………………………………….6стр

V.Механизмы выполнения проекта:

1. Этапы реализации…………………………………………………..6стр

2. Программа реализации проекта………………………………… 7стр

3. Возможные формы активных воспитательных мероприятий…..8стр

VIПродолжительность реализации проекта…………………………....9стр

VIIФормы подведения итогов реализации программы………………..9стр

VIII.Перспективы дальнейшего развития………………………………………………………………….10стр IX.Приложения

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»
  2. План мероприятий по патриотическому воспитанию на 2013-2014 учебный год
  3. Фотоматериалы
  4. Публикации в СМИ

2 –

  1. Актуальность проекта.

Трансформация Российского общества в 90-е годы привела к кардинальным изменениям направлений общественного развития, которые вызвали определенное расслоение общества, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в молодежной среде. На фоне обострения межнациональных конфликтов, в результате распада единого многонационального государства СССР, когда через средства массовой информации идет негласная пропаганда насилия, а в обществе насаждается приоритет материальных ценностей над духовными, отсутствуют условия для формирования высоконравственной, социально-активной личности с четко выраженной гражданской позицией. За последнее время в российском обществе значительно усилились националистические настроения. В детско-молодежной среде усилились негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. Резко возросла и «помолодела» преступность. Многие дети оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. За последнее десятилетие мы практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны.

Вследствие посткризисных явлений, присутствующих в социально-экономической, политической, культурной и других сферах общественной жизни, требуется повысить уровень воспитания и образования подрастающего поколения.

«Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно - деятельностной самореализации на благо Отечества». Патриотизм – вот что, прежде всего, отличает настоящего гражданина. Каждая эпоха наполняет понятия «патриот», « гражданин» конкретно-историческим содержанием. В понятии гражданин Российской Федерации есть и общечеловеческие черты гражданственности. Лучше всех о них сказал Н. А. Некрасов:

Не будет Гражданин достойный

К Отчизне холоден душой.

Ему нет горше укоризны.

Иди в огонь за честь Отчизны,

За убежденье, за любовь.

Исторически сложилось так, что фундаментом при формировании гражданского самосознания и причастности к родным истокам является школа. Но работа по патриотическому воспитанию должна проводиться комплексно. Комплексный подход отражает важнейшую особенность

3 –

воспитания - направленность на развитие личности высокой социальной активности и гражданской ответственности. Это должна быть отработанная система, а не случайные мероприятия.

Поэтому в нашем подростковом клубе по месту жительства ведется дополнительная образовательная деятельность, где военно-патриотическое воспитание является приоритетным направлением, с целью содействия образовательным учреждениям в развитии активной гражданской позиции у детей и подростков.

Важно, чтобы патриотические взгляды и убеждения стали нормой, основным принципом поведения учащихся в повседневной жизни подростков.

II. Цели и задачи, ожидаемые результаты проекта.

Цель: Патриотическое, духовно-нравственное воспитание подростков и создание информационного фонда, работа которого направлена на глубокое осознание великого подвига советского народа и постижение этого подвига и свершений через изучение фактов жизни ветеранов, переживших войну. Воспитание подрастающего поколения в духе любви и уважения к своей Родине, пропаганда здорового образа жизни. Осознание участниками проекта, что Родина - это не только живое чувство родственности между человеком и окружающими его близкими, но и государство Россия, которое надо любить, беречь, защищать и гордиться им. Увековечение памяти погибших земляков .

Задачи проекта:

  1. Воспитание поколения, здорового физически и нравственно.
  2. Подготовка юношей к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации. Профориентация.
  3. Пропаганда здорового образа жизни.
  4. Организация активного познавательно-развлекательного досуга детей и подростков.
  5. Организация работы по реабилитации асоциальных подростков.
  6. Сотрудничество с родителями, учителями МБОУ «Гимназия № 12», военнослужащими запаса, активистами округа №19.
  7. Создание здоровьесберегающей среды через снятие психологического напряжения и отрицательных эмоций.
  8. Развитие навыков самоуправления, лидерских качеств, волонтерского движения.

Ожидаемый результат:

  • повышение ответственности у воспитанников клуба за свои действия по отношению к природе Родины и уважению к своей нации и представителям других национальностей.

III. Содержание проекта.

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы»(приложение №1) определено содержание, основные направления и пути развития и формирования патриотического сознания «как важнейшей ценности».

Суть- охватить весь педагогический процесс, пронизать все структуры, интегрируя в учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.

Но реализация патриотического воспитания только с помощью знаний - невозможна. Новое время требует от учреждения дополнительного образования детей содержания, форм и методов патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней.

Проект посвящен занятости подростков "группы риска" совместно с благополучными детьми в каникулярное и внеурочное время. , включает в себя следующие приоритетные направления по работе с молодежью:

  • патриотическое воспитание молодежи;
  • развитие добровольческой (волонтерской) деятельности;
  • содействие интеграции молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества;
  • развитие лидерского потенциала молодежи и молодежного самоуправления.

Важной частью для подростков из "группы риска" является морально-психологическая подготовка. Воспитанники клуба знакомятся с именами и подвигами наших земляков, с участием белгородцев в ВОВ и в "горячих точках".

Идеология потребления, культ денег, снижение престижа службы в Армии и уровня образованности, переориентация детей и подростков на ценности западной и американской культуры - все это является следствием дефицита патриотического и нравственного воспитания в школе и в семье. Родителям порой не хватает времени и знаний на воспитание своих детей, поэтому совместная деятельность педагогов и общественности через работу клуба способствует установлению открытых, доверительных, уважительных

5 –

отношений между взрослыми и детьми, формированию гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру

Учреждение дополнительного образования детей, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами то, что составляет духовно-нравственную основу личности, формирующую ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине. Истинный патриотизм включает уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений.

Патриот – это человек, который чтит историю своей страны, уважает существующий государственный строй, свято относится к долгу по защите государственных границ и приумножению авторитета и богатств Родины, чувствует неразрывные корни со своей семьей, отечеством и национальной культурой.

Достаточно сложно с точки зрения проявления активной позиции детей рассматривать процесс патриотического воспитания. Реализация патриотических убеждений – это, прежде всего, демонстрация отношения к судьбе Родины, ее народа, своих близких.

Отмечено, что массовые проявления патриотизма происходят во время войны. Быть патриотом в мирное время сложнее, воспитывать патриотизм в новых социально- экономических условиях – еще более сложная проблема. И всё же это возможно. Благоприятные условия для работы над формированием одного из наиболее глубоких чувств – патриотизма – в современной системе образования существуют в учреждениях дополнительного образования детей.

Воспитательно-образовательный процесс в дополнительном образовании детей имеет практическую направленность и реализует принцип единства обучения, воспитания и развития. Можно выделить следующие направления воспитательной работы по развитию патриотизма воспитанников клуба: героико-историческое, военно-патриотическое и духовно-нравственное.

Героико-историческое направление патриотического воспитания ориентировано на пропаганду военных профессий, знаменательных

6 –

Исторических дат, развитие чувства гордости за победу в Великой Отечественной войне и за деяния героических предков. Историческая память народа выступает основой этого направления.

Наиболее доступными формами работы в этом направлении считаются беседы и встречи с ветеранами боевых действий, достойными гражданами.

Военно-патриотическое направление реализует военно-патриотическое воспитание, которое призвано способствовать формированию у граждан страны, особенно у молодежи, патриотических, морально-психологических качеств, необходимых для выполнения задач по обеспечению безопасности Отечества.

Духовно-нравственное направление базируется на идее актуализации духовных сил подростков. Духовность сегодня рассматривается как свойство души, состоящее в преобладании нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.

VI.Основные участники проекта

  • подростки свободного посещения и обучающиеся в детских объединениях клуба в возрасте 7-17 лет

Предполагается, что будут категории детей:

  • подростки из "группы риска" -10 - 15 %
  • подростки, находящиеся в трудной жизненной ситуации – 20-25 %
  • учащиеся, увлеченные деятельностью военно-спортивного направления – 25-30 %

Проект также направлен и на жителей района: ветеранов ВОВ и тружеников тыла, дети войны и блокады, ветераны боевых действий в Афганистане и Чечне, пожилых активистов округа №19, родителей учащихся, военнослужащих запаса и всех заинтересованных лиц.

V. Механизмы выполнения проекта.

1. Этапы реализации.

Этапы реализации проекта «Организация патриотического воспитания в системе дополнительного образования».

I этап: проектный

Цель : подготовка условий создания системы патриотического воспитания.

7 –

Задачи:

1. Разработать, обсудить и утвердить план работы по патриотическому воспитанию.

2. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации.

II этап: практический

Цель: реализация плана работы по патриотическому воспитанию.

Задачи:

1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.

3. Укреплять отношения подросткового клуба с социальными партнерами микрорайона, составить совместный план мероприятий (МБОУ «Гимназия №12», Отдел обслуживания пользователей пожилого возраста ЦГБ «им.Н.Островского», МБУ «Социального обслуживания населения», активистами округа № 19)

4. Проводить мониторинг реализации.

III этап: аналитический

Цель: анализ итогов реализации.

Задачи:

1. Обобщить результаты работы.

2. Провести коррекцию затруднений в реализации.

3. Спланировать работу на следующий период.

2. Программа реализации проекта.

Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство - подростковый клуб по месту жительства сотрудничает с музеями, библиотеками, общественными организациями.

Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия. При планировании работы учитываются традиционные, институциональные, муниципальные, региональные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами.

Оценка результативности реализации проекта осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными параметрами:

1. Сформированность гражданских навыков:

  • умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
  • знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
  • умение принимать и защищать свои решения;
  • готовность к участию в общественных делах;
  • готовность к образованию.

2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

  • патриотизм и любовь к Родине;
  • права и свобода человека и гражданина;
  • символика Российской Федерации;
  • национальное самосознание;
  • уважение чести и достоинства других граждан;- гражданственность.

Проект отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Проекта должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание подростков, как основа личности гражданина России.

3.Возможные формы активных воспитательных мероприятий:

  • Мероприятия, посвящённые важным историческим датам
  • Деловые игры;
  • Диспуты, викторины;
  • Исследовательская деятельность,
  • Коллективные творческие дела;
  • Смотры-конкурсы, выставки;
  • Соревнования;
  • Экскурсии, поездки, походы;
  • Трудовые дела: акции, операции
  • Тренинги общения
  • Устный журнал
  • Конкурс творческих проектов (альбомы, презентации, сочинения, рисунки, плакаты)»;
  • Виртуальная экскурсия «Путешествие в прошлое и настоящее» (в детство наших родителей, бабушек, дедушек, дальних и близких родственников, нашего города, края, страны)
  • Семейные гостиные.
  • «Духовно нравственные основы русского народа».
  • «Передача героических и трудовых традиций семьи новым поколениям».
  • Создание семейных альбомов: «Гордость нашей родни»,«Наши династии» и др.

Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке.

Нельзя же по плану сформировать любовь к матери, к отцу, тем более к Родине. Поэтому наряду с плановыми мероприятиями по формированию у молодежи патриотизма в совместном плане работы с социальными партнерамистоят разнообразные мероприятия:

  • Праздники «Супер бабушка» и «Главное слово в каждой судьбе»,
  • Выставка поделок «Осенины – именины у рябины» и мастер-классы, соревнования по шашкам и шахматам,
  • Познавательно-развлекательные программы «В стране витаминов А,В,С.» и «Петровский указ»,
  • Риск-версия « Хочешь быть здоров - будь им.»,
  • Диспуты
  • Совместные концерты и даже чаепития, когда в неформальной и не официальной обстановке проходит общение поколений, ненавязчиво ведутся тематические беседы.

VI. Продолжительность реализации проекта.

Сентябрь 2013 г. – май 2014 г.

VII. Формы подведения итогов реализации программы

При подведении итогов реализации Проекта проводится итоговый праздник «В строю наследники Победы» , который включает в себя награждение лучших и самых активных учащихся в учебном году почетными грамотами, благодарственными письмами и призами; организацию итоговой выставки с художественно-прикладными работами; формирование лидерской группы из инициативных и активных участников программы.

Безусловно, широко описаны в педагогической науке и применяются на практике такие методы воспитания, как убеждение и беседа. Слово педагога – вот самый главный инструмент воздействия на ребенка. Но стоя на позиции деятельностного подхода, хотелось бы особо подчеркнуть субъектную сущность воспитания: подросток развивается только в самостоятельной активной деятельности. Необходимо проводить детей и подростков через систему конкретных действий, «вложения душевных сил», «создания радости для других», говоря словами В.А. Сухомлинского.

Особо хочется подчеркнуть, что в основе воспитания, а тем более – патриотического – лежит прежде всего воспитание чувств. Хотелось бы особо заострить на этом внимание, т.к. практические педагоги редко задумываются над тем, что источником чувства является пережитая эмоция. Поэтому фактором развития патриотических чувств должна стать

10 –

целенаправленно созданная ситуация, когда ребенок переживает гордость за мать, близких, свою семью; за коллектив, который должен стать для ребенка второй семьей; за совместный успех и достижения других членов коллектива, горожан, россиян.

VIII. Перспективы дальнейшего развития.

  1. Контроль за индивидуальным развитием познавательного интереса и информационной грамотностью воспитанников клуба;
  2. Составление плана работы на 2014-2015 учебный год.