Названия проектов о детях войны. Творческий проект на тему: "Дети войны". Великая отечественная война

В 2013 году в городе Балашиха было создано Балашихинское отделение Московской областной региональной общественной организации «Дети войны». Организация насчитывает около 2500 членов. Среди них образовалось ядро в 20 человек, наиболее социально-активных, имеющих потребность не просто в общении и проведении досуга, но и желающие быть востребованными, полезными для города. Члены клуба – и физики, и лирики одновременно. Их молодость пришлась на годы оттепели 60-х годов. Романтику тех лет они пронесли через всю жизнь. У членов организации разные политические взгляды. Объединяет их одно – они не равнодушные. Они патриоты города, страны. Им не все равно, что происходит сейчас в городе, стране, что будет дальше, после них. Отсюда и спектр мероприятий весьма широк: и встречи с представителями Администрации, и встречи с интересными людьми, и чисто досуговые, развлекательные мероприятия, и познавательные циклы, экскурсии, посещение выставок, обмен житейским опытом, работа по патриотическому воспитанию молодежи.
Такие встречи позволяют пожилым людям быть не только услышанными, но и стать активными участниками общественно полезных для города дел. Члены общественной организации «Дети войны» принимают активное участие в работе по патриотическому воспитанию в школах города, в различных общегородских мероприятиях. Живо интересуются члены общественной организации политическими вопросами.
Социально активные члены общественной организации выступили с инициативой провести серию бесед о своем трудном военном детстве для школьников и старших групп детских садов, о пионерах-героях. Эта инициатива, исходящая от последних очевидцев великих событий, очень важна в патриотическом воспитании молодежи, в сохранении исторической памяти о вкладе детей, переживших эвакуации, бомбежки, голод и холод, победу над фашизмом. Их рассказы находят отклик в юных душах. Часть детей войны выделилась в группу, сформировав вокальный коллектив. Вся деятельность общественной организации-живой пример и доказательство того, что и в пожилом возрасте можно не только заниматься огородом и растить внуков, но и вести равноправный диалог с городской властью, интересоваться литературой, искусством и сделать еще много полезного для общества, города, страны.
Историческая память о событиях Великой Отечественной войны является одним из важных источников патриотического и нравственного воспитания личности. Сохранить этот источник могут не только ветераны ВОВ, но и те, кто в суровую пору был детьми и подростками, т.е. ровесниками нынешних школьников. Дети войны последние свидетели тех страшных и героических лет и их воспоминания бесценны. Именно дети стали главной жертвой войны, так как лишились не только радостей детства, но и самых близких людей. Опыт работы с учащимися школ и других учебных заведений показывает, что о жизни этого поколения молодежь имеет слабое представление: у детей невелик интерес к художественной литературе о военном детстве, зачастую дети плохо знают какой след оставила война в жизни своей семьи.
В настоящее время в общественной организации «Дети войны» состоят пенсионеры 1928-1945 года рождения. Мы являемся некоммерческой организацией. Вся наша деятельность направлена на то, чтобы уделить как можно больше времени людям пожилого возраста, мотивировать их к общественной работе и культурной деятельности, быть на связи с молодежью, с другими общественными организациями города.

для детей старшего дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чебурашка»

Старший воспитатель: Козловская Валентина Ивановна, высшая квалификационная категория,

Адрес: п. Плесецк, Архангельская область

Проектная модель гражданского воспитания дошкольников:

(Дети Великой Отечественной войны)

Ежегодно празднование знаменательной даты – 9 Мая будет проходить в иных социально-экономических и культурных условия, чем 10 или тем более 20 лет назад. За прошедшие годы изменения затронули все стороны жизни каждого человека, живущего в нашей стране. Изменилась страна, изменилось отношение граждан к идее патриотизма. Все меньше остается ветеранов, которые могут рассказать детям о той героической Победе.

В нашем мировосприятии появились новые понятия – терроризм, толерантность, культура мира; иным смыслом наполнились слова демократия, гражданственность, патриотизм. Слышат такие слова и дети, пытаются разобраться в этих понятиях с помощью взрослых, и самостоятельно, черпая информацию из телевизионных передач, фильмов, журналов. Жизнь взрослых в меняющемся мире стала более сложной и трудной, наполнилась страхом за жизнь и здоровье детей, что не могут не чувствовать сами дети.

Как помочь дошкольникам сначала понять, а затем и принять ценности ненасилия, мира, как научить их противостоять войне, терроризму, насилию во всех его проявлениях? На этот вопрос пытаются ответить педагоги детского сада, работая над темой «Воспитание маленького гражданина» .

Мы убеждены: взрослые, педагоги и родители дошкольников, проживающие на нашей Плесецкой земле, продолжая традиции своих героических предков, а также защитников городов-героев смогут внести необходимый вклад в воспитание граждан России. Помогут детям в познании истории, культуры поселка и района.

Очень актуально сегодня звучат слова Н.А. Добролюбова: «Разумное воспитание требует, чтобы уже в самом раннем возрасте, еще прежде, чем дети станут хорошо сознавать себя, внушалось им стремление ко всему доброму, истинному, прекрасному и благородному; они как бы инстинктивно должны в это время привыкать к нравственной жизни…» .

Как в прошлом, так и ныне отечественные и зарубежные исследователи подчеркивают: ребенка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические способности (Х. Литтон, А.В. Запорожец, С.А. Козлова и др.) . Самостоятельно организовать такую деятельность ребенок не может. Это должен сделать взрослый. От него зависит, каким человек войдет в жизнь из детства.

Новый подход мы видим в использовании современных гуманитарных технологий. Важно ребенку обеспечить такое образование, которое позволит ему быть субъектом деятельности. Реализовать принцип оптимального соотношения между процессами развития, детерминированными действиями взрослого, и процессами саморазвития позволяет технология проектирования, ориентированная на уникальные отношения «ребенок – взрослый» , которые строятся на соучастии в деятельности.

Технология проектирования, используемая нами в решении задач гражданского воспитания дошкольника, позволит получить результаты, отличные от традиционных. Мы убеждены, что использование данной технологии позволяет развивать внутреннюю активность ребенка, способность ставить цели, добывать знания, используя разные способы, приходить к результатам.

Тип проекта:

  • по методу – информационно-исследовательский;
  • по содержанию – «Ребенок – общество и его культурные ценности» ; детско-взрослый, ребенок – субъект проектирования;
  • открытый – в ДОУ и за его пределами;
  • фронтальный; средней продолжительности.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, потому что именно на данном этапе формируется личность ребенка. Перед специалистами дошкольного образования стоит задача найти наиболее верный метод приобщения ребенка к социально-значимым ценностям. Социокультурная ситуация современного общества обусловливает необходимость применять инновационные формы работы с дошкольниками.

Проводя воспитательно-образовательную работу, педагоги должны понимать, что любовь к Родине – высшее проявление любви ребенка к своим родителям, близким и родному городу, поселку поэтому формировать гражданственность нужно начиная с малых, понятных детям вещей.

ПРОБЛЕМА. Получить представления о военном детстве (ВОВ) , о жизни и судьбе детей войны.

ЦЕЛЬ: совершенствовать нравственно-патриотическое воспитание детей на основе изучения истории своей семьи, родного посёлка и страны (привить детям любовь и уважение к истории своей семьи, посёлка и страны) .

ЗАДАЧИ:

Дети:

  • уважение и гордость к людям, защищавшим свой город, поселок, деревню и внесшим свой вклад в их развитие;
  • совместно с взрослыми занимаются поиском информации о детях войны поселка Плесецк, умеют донести ее до сверстников;
  • проявление интереса к посещению музея, библиотеки поселка, общение со специалистами учреждения культуры;
  • понимание значимости этих учреждений для граждан, сохранения исторического и культурного наследия;
  • отражение полученных впечатлений (самостоятельно и вместе с взрослыми) в различных видах художественно-продуктивной деятельности (рисунки, рассказы, стихи) .

Педагоги:

  • ориентация специалистов учреждений культуры на психо-физические возможности дошкольников и учет объема информации, которая может быть ими воспринята;
  • помощь сотрудникам музея и библиотеки в отборе информации о детях войны поселка Плесецк и Плесецкого района;
  • создание мотивации у родителей к сохранению семейных традиций и зарождению новых, в том числе гордости за свою семью;
  • ориентация родителей на приобщение детей к культуре и истории поселка.

Родители:

  • знакомство детей с интересной информацией об истории родного поселка;
  • поддержание у детей интереса к историческому прошлому, помощь в поиске необходимой информации о гражданах (в том числе родных) , переживших военное детство;
  • развитие внимания детей к эмоциональному миру человека;
  • принятие помощи педагогов и специалистов в познании истории и культуры поселка;
  • поддержание авторитета в семье;
  • помощь детскому саду в организации встреч, экскурсий в музей.

МАТЕРИАЛ:

  • иллюстрации и фотографии детей, переживших радость, интерес, страх, гнев;
  • изобразительный материал (краски, карандаши, бумага, кисти, фломастеры и т. д.) .

1 этап. Рождение проблемы

Воспитатель приносит в группу фотографии детей (цветные фото – дети мира, черно-белые – дети войны) , предваряя их рассматривание эмоциональным рассказом. Показывает детям цветные фото. Спрашивает:

«Что вы можете рассказать о детях, изображенных на цветных фотографиях? Какие чувства они переживают? Почему так думаете?» .

Дети рассматривают фотографии и дают ответы:

«Красивые дети; счастливые; нарядные; веселые; улыбчивые и т. д.» .

Для сравнения детям предлагается рассмотреть черно-белые снимки, где изображены дети в годы Великой Отечественной войны:

«Можно ли этих детей назвать счастливыми? Почему?» .

Примерные ответы детей: «Несчастливые, потому что сразу видно, что после войны. Плачущие, печальные, несчастные, грязные, голодные, напуганные. Настроение у них не солнечное. Совсем не похожи на детей на цветных фотографиях» .

Воспитатель продолжает: «Почему люди воюют?» .

Ответы: «Хотят, чтобы у них было больше земли. Потому что есть просто злые люди. Хотят показать, какие они сильные. Хотят править миром. Когда была война, немцы воевали с нами, чтобы сделать нас своими рабами? Что было с детьми?» .

Воспитатель рассказывает о родном поселке в годы войны, о страданиях и мужестве, о том, как ждали дети своих отцов, братьев с фронта. Задумывается, где можно подробнее узнать о воинах и детях войны. Размышления приводят к следующим высказываниям:

«Прочитать в газетах. Можно услышать по телевизору, мы с бабушкой уже слушали, а бабушка плакала. Попросить рассказать родителей. Можно пойти в библиотеку. Сходить в музей. Можно пригласить в детский сад взрослых, которые воевали, а также тех, кто был маленькими в годы войны» .

Воспитатель предлагает еще подумать, посоветоваться с родителями, бабушками, дедушками и сделать выбор, определить источники информации.

На следующий день вопросы к детям: «Где мы можем получить более четкую и полную информацию о воинах и детях войны? (в газетах, в музее, где работают специальные люди и про все знают. Лучше сходить в музей, в музее всегда интересно» ).

После выбора детей музея как источника знаний об истории поселка обращается за помощью к работникам музея.

2 этап. Посещение музея поселка

Встреча с директором музея.

3 этап. Отражение полученных впечатлений в образовательной деятельности

Запечатлеть в рисунках, рассказах, стихах и т. д. (по желанию обратиться за помощью к родителям) . Праздник, посвященный Дню Победы, игры.

4 этап. Подготовка к встрече с ветеранами и детьми войны

Педагог напоминает детям о том, что им предстоит встреча с ветеранами и детьми войны – главными свидетелями тех ужасных событий.

5 этап. Встреча детей с ветеранами и детьми войны

Педагог приветствует и представляет своим воспитанникам гостей – ветеранов, и детей войны, пришедших на встречу. Обращается к дошкольникам: «Откуда мы знаем о тех временах, которые были раньше?»

Дети называют:

  • смотрели фильмы;
  • слышали по телевизору;
  • рассказывали дедушки и бабушки;
  • ходили в музей, библиотеку;
  • видели памятники и надписи на них;
  • видели вечный огонь у обелиска.

Вопрос педагога: «Почему огонь вечный?» (Потому что никогда не гаснет. Потому, что люди помнят, кто погиб. Огонь любви к нашей Родине. Потому, что люди погибли в войне, а это плохо. А пока все помнят, войны не будет) .

А. Смирнов «Кто был на войне»

Дочь обратилась однажды ко мне:
- Папа, скажи мне, кто был на войне?
-Прадед Алеша холодной зимой
Бился с врагами под самой Москвой.

Дедушка Леня – военный пилот –
в небе водил боевой самолет.
Дедушка Женя десантником был.
Он вспоминать о войне не любил

и отвечал на вопросы мои:
- Слишком тяжелые были бои.
Бабушка Соня трудилась врачом,
жизни спасала бойцам под огнем.

Прадед Аркадий погиб на войне.
Родине все послужили вполне.
Много с войны не вернулось людей.
Легче ответить, кто не был на ней.

Приглашенные делятся воспоминаниями, впечатлениями о пережитых днях в годы войны:

  • «Когда я был маленьким, я очень любил рисовать, но у нас не было красивых красок, и мы рисовали мелком или угольком, а хорошие карандаши и ручки были только для учебы в школе. Как и все дети, мы устраивали разные игры, ходили в походы, а вечером любили собираться у костра у кого-нибудь во дворе и рассказывали разные истории.

Но однажды случилась беда, и всем в школе сообщили, что началась война. Об этом говорили и на улице прохожие, и по радио объявляли много-много раз. Мы прислушивались к разговорам старших и так узнавали разные новости. Например, что фашисты хотят завоевать столицу нашей родины Москву, а вех людей превратить в рабов. Мы тоже много говорили о войне, собирались на чердаках домов и рассказывали друг другу новости. Я ненавидел фашистов за то, что они все разрушили. Нам приходилось очень трудно, надо было доставать продукты, хлеб, варить похлебку, топить печь, мама была на работе, и мы с мальчишками из соседних домов бегали и искали еду».

  • «Всех детей, у кого погибли родители, собирали вместе и отправляли в детские дома. Там мы жили до конца войны. В детском доме я мечтал о том, что, когда кончится война и прогонят фашистов, я нарисую большую, очень большую картину, где будет изображен большой красивый город с зелеными аллеями, большим парком и в нем обязательно будут карусели, яркие клумбы с цветами» .
  • С.Я. Маршак «Мальчик из села Поповки»

Среди сугробов и воронок
В селе, разрушенном дотла,
Стоит, зажмурившись, ребенок –
Последний гражданин села.

Испуганный котенок белый,
Обломки печки и трубы –
И это все, что уцелело
От прежней жизни и избы.

Стоит белоголовый Петя
И плачет, как старик, без слез,
Три года прожил он на свете,
А что узнал и перенес.

При нем избу его спалили,
Угнали маму со двора,
И в наспех вырытой могиле
Лежит убитая сестра.

Не выпускай, боец, винтовки,
Пока не отомстишь врагу
За кровь, пролитую в Поповке,
И за ребенка на снегу.

  • Рассказ о прадедушке Шубине Н. Ф. «В период ВОВ мой дедушка участвовал в подвижной авиационной мастерской. Она ремонтировала моторы истребителей, которые дрались в небе во время Курской битвы и форсирования Днепра. Ремонтировал мотор самолета, на котором летчик в бою сбил 9 немецких самолетов» .
  • Рассказ о прадедушке Логинове П.Ф. «Воевал на Дальнем Востоке в пушечной артиллерийской бригаде. Награды: медаль «За победу над Японией» , «За доблесть и отвагу» , «25 лет Победы» , «50 лет Вооруженным силам» .
  • Рассказ о герое Советского Союза нашем земляке Птицыне А.Н. «В октябре 1943 году стрелковый полк подошел к Днепру. Предстояло переправиться на правый берег. Птицын шел с передовым отрядом. Связать плот? Но он демаскирует переправу, да и плыть на плоту небезопасно. С молодым бойцом столкнули бревно в воду. Одной рукой держась за него, а другой, гребя по воде, поплыли.

Трудно плыть одетому, к тому же и вода холодная, судороги сводят ноги, сапоги тянут вниз. Да еще течение сносит. Но и другим, плывущим на бревнах, тоже не легче. Вот ноги коснулись дна, стало спокойнее на душе: «доплыли» . А тело колотило от холода.

На рассвете фашисты обнаружили появление на правобережье Днепра красноармейцев, открыли по ним огонь из пулеметов и минометов, затем – из артиллерийских орудий. Разгорелся бой. Тяжело ранило в бою командира отделения. Поднялся Андрей Птицын. Приняв командование на себя, крикнул: «Вперед!» . Поднялось не толь отделение, а и взвод. Ворвались во вражеские окопы. Птицын лично уничтожил до десятка фашистов. Видя, как бывалый солдат храбро ведет себя в бою, не кланяясь каждой пуле, атакующие бойцы смело рвались ко второй линии вражеских окопов и выбили немцев. Андрею Николаевичу Птицыну было присвоено звание сержанта и Героя Советского Союза».

Высказывания детей:

  • «Война – это убийство. На войне стреляют, взрывают гранаты, бомбы, люди умирают. Когда нам рассказывали о войне, мне стало страшно. Я не думала, что это так страшно. Я не хочу, чтобы была война!» .
  • «Война – это когда одни люди нападают на других. Одни стреляют, бросают бомбы и хотят захватить землю. А те, на кого напали, защищают свою землю и свои границы» .
  • «Война – это плохо. Злые люди должны понять, что они поступают плохо. Если бы на них напали, им бы было плохо. Поэтому не надо делать плохо другим. На войну уходят папы, а мамы и дети остаются дома» .
  • «Война – это горе, потому что там людей убивают. У меня прабабушка была на войне. Но про войну ничего не рассказывает, говорит, что это страшно» .
  • «Война – это когда стреляют, мне мама рассказывала. Мне не нравится война, там убивают. Я бы хотела, чтобы люди жили и никогда не умирали» .
  • «Я не хочу, чтобы была война. Поиграть в войнушку можно с игрушечными пистолетами, а настоящую войну не хочу – там много людей убивают. Хочу, чтобы люди радостно жили» .
  • «Война – это грустно, там стреляют. Ребенок волнуется за маму, а мама – за ребенка, потому что они боятся, что их убьют. Я не хочу воевать, у меня тоже будет ребенок. Я бы хотела, чтобы люди жили без войны, долго и счастливо» .

РЕСУРСЫ:

Кадры (специалисты) :

  • воспитатели
  • музыкальные руководители
  • руководитель физического воспитания.

Оборудование, материалы:

  • мультимедийный проектор
  • ноутбук
  • магнитофон
  • демонстрационный материал
  • приложения к проекту.

БЮДЖЕТ ПРОЕКТА И КОММЕНТАРИИ К НЕМУ:

При реализации проекта дополнительные средства не требуются.

ПЕРСОНАЛ ПРОЕКТА:

Ф.И. О., должность, квалификация специалиста Функции, выполняемые в проекте

Козловская В.И., старший воспитатель, высшая квалификационная категория руководство подготовкой к посещению музея и встрече с ветеранами;

подготовка ИКТ

Воспитатели старших и подготовительных групп непосредственная образовательная деятельность

Друганина Н.М., Фуртикова Л.В., музыкальные руководители реализация образовательной области «Музыка»

Зыкова Л.В., руководитель физического воспитания, первая квалификационная категория реализация образовательной области «Физическая культура»

Пирожкина Ю.А., председатель родительского комитета помощь в реализации проекта (в подготовке информации, встрече с работниками музея)

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА:

  • Повысилась активность детей.
  • Повысился уровень знания детей при подведении итогов работы на итоговых занятиях (образовательная деятельность, самостоятельная деятельность детей) . Проект позволил сформировать у детей ясные представления о феномене войны. Проведенное исследование и анализ детских высказываний показал сформированность у детей картины войны, в которой прошлое и настоящее соединились.
  • Повысился уровень активности родителей.
  • Создан альбом с детскими рисунками «Война глазами детей» .
  • Создан видеофильм фотографий «Дети и война» .
  • Видеофильм «Праздник в детском саду, посвящённый Дню Победы» .
  • Составлен цикл тематических бесед-рассказов для занятий с детьми «Навстречу Дню Победы» .
  • Оформлено пособие для педагогов с практическими материалами «Наш район в Великую Отечественную войну» .

ПЕРЕЧЕНЬ РАБОЧЕЙ И ОТЧЁТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ:

  • дан в приложении

С каждым годом становится все меньше. Российские власти обращают особое внимание на так называемых детей войны - граждан, что пережили события 1941-1945 годов будучи несовершеннолетними. Представленная категория населения наделяется рядом особых льгот и полномочий, о которых будет рассказано далее.

Кто относится к группе "дети войны"?

К сожалению, специализированного Федерального закона о "детях войны" по состоянию на 2017 год не принято. Тем не менее в различных нормативных актах РФ существует ряд положений, указывающих на привилегии для граждан, переживших ВОВ. Но кто вообще относится к представленной категории? Пока не принят закон о "детях войны", нет и особого определения, которое позволило бы разобраться с соответствующей группой населения. Неофициально считается, что "детьми войны" являются все граждане, родившиеся не позднее 1945 года. Внесенный в Государственную Думу проект Федерального закона устанавливает дату с 22 июня 1928 года по 3 сентября 1945 года. При этом речь идет только про тех людей, что постоянно проживали на территории СССР (за исключением обвиненных, находящихся в местах лишения свободы).

Виды льгот

Поскольку Федеральный закон о "детях войны" все еще находится в разработке, в регионах страны действуют местные акты, направленные на социальную поддержку рассматриваемой категории населения. На данный момент в 15 регионах России «дети войны» выделяются в особую группу, а потому и привилегии для них устанавливаются отдельно. В большинстве же субъектов рассматриваемая категория граждан объединяется с ветеранами труда, инвалидами или

Какие существуют виды льгот для «детей войны»? Первое и самое важное это, конечно же, прибавка к пенсионным выплатам. Далее идут дополнительные услуги вроде бесплатного проезда, льгот на коммунальное и медицинское обслуживание, на установку некоторых видов техники, а также на погребение. Таким образом, большинство льгот объединены в медицинскую, проездную, налоговую и жилищную группы. Регионы имеют право дополнять представленный минимум льгот.

Льготы в 2017 году

Скидки на оплату услуг ЖКХ, право бесплатного проезда, доплаты к пенсии, преимущества в медицинском обслуживании - для пользования всеми этими привилегиями необходимо подтвердить свой статус. В МФЦ и органах соцзащиты некоторых регионов страны любой гражданин, родившийся в период с 1928 по 1945 год, может приобрести специальное удостоверение. Законы о "детях войны" Красноярского края, а также Белгородской, Тульской, Самарской, Волгоградской областей действуют на вполне официальной основе.

Существуют также и некоторые другие области, края и республики, которые предоставляют рассматриваемый статус на официальной основе. При этом большинство субъектов ожидают принятия общего Федерального закона, а потому предоставляют лишь официально установленные статусы вроде военного ветеранского, труженика тыла, ветерана труда и др.

Для получения специального удостоверения от заявителя необходим только паспорт. Запрос на дополнительную документацию от государственного органа будет неправомерным. В течение 2 недель заявителю будет присвоен соответствующий статус.

Другие статусы

Органы соцзащиты часто идут навстречу гражданам. Несмотря на то что закон о "детях войны" пока не принят, государственные инстанции могут присвоить нуждающимся гражданам другой подходящий статус. В частности, гражданин, осуществлявший трудовую деятельность не менее полугода в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года, может получить статус труженика тыла. Единственное условие - работа должна была осуществляться на не оккупированных территориях СССР. Лица, обладающие медалью за самоотверженный труд в годы ВОВ, также имеют право на получение такого статуса. Блокадники и инвалиды ВОВ могут получить ряд привилегий, если предоставят в орган соцзащиты паспорт и документ о праве на льготы.

Если размер пенсионной выплаты ниже прожиточного минимума, то следует обратиться в Пенсионный фонд или инстанцию соцзащиты. Гарантированы дополнительные перечисления "детям войны", инвалидам и ветеранам.

Проект закона о "детях войны"

Фракция КПРФ внесла проект закона еще в 2013 году. Согласно нормативному акту, для рассматриваемой категории граждан устанавливаются льготы в виде внеочередной установки домашнего телефона, прохождения ежегодного медицинского осмотра, бесплатного проезда, а также преимущества при вступлении в кооперативы. Устанавливается в законопроекте и в 1 тыс. рублей.

По словам представителей КПРФ, данная сумма подлежит ежегодной индексации. Если гражданин имеет несколько статусов, то группа льгот предоставляется всего одна - по выбору гражданина. Проект коммунистов не был принят парламентариями. В 2016 году в Госдуму была подана повторная инициатива - на этот раз вместе с депутатами от "Справедливой России".

Политологи говорят о скором принятии закона о "детях войны" - либо в конце 2017, либо в начале 2018 года. Сам законопроект стоит рассмотреть чуть подробнее.

Общая характеристика готовящегося закона о «детях войны»

Законопроект состоит из трех глав - общих положений, мер социальной поддержки и заключительной части. В первой статье дается характеристика рассматриваемой группе граждан. Указывается возраст "детей войны", а именно точные даты рождения таких лиц. В статье 2 говорится про государственную политику.

Согласно законопроекту, к функционалу государственной власти относится выделение средств из федерального бюджета, реализация социальных мер и информирование граждан путем СМИ. Все организационные основы, согласно статье 3 законопроекта, лежат на федеральных органах исполнительной власти. То же касается расходных обязательств. В статье 5 закреплен принцип приоритета международных норм в случае обнаружения противоречий с национальным правом. Наконец, сфера применения, согласно статье 6 проекта, довольно обширна: здесь стоит отметить некоторых иностранных граждан, а также лиц, временно проживающих на территории Российской Федерации.

Социальная защита

По законопроекту составляют всего 1 тыс. рублей. Чуть большие суммы будут получить граждане, чьи пенсионные выплаты не достигают прожиточного минимума. Ежегодно 1 апреля сумма должна индексироваться. Получить свои выплаты граждане могут в Пенсионном фонде РФ. Закон довольно четко определяет основные льготы для пенсионеров с соответствующим статусом. Все те привилегии, что могли бы получать отдельные граждане в некоторые регионах страны, сгруппированы в законопроекте. Речь идет об установке телефона, приеме в интернаты, медицинской помощи вне очереди и о приоритете при вступлении в кооперативы. Надо сказать, что самих льгот не так уж и много. Возможно, связано это с отказом Госдумы в принятии проекта 2013 года, а там льгот было чуть больше.

Таким образом, вопрос о том, какие льготы "детям войны" устанавливает закон, нельзя считать закрытым. В проекте от 2017 года представлен лишь основной минимум привилегий, который, вполне возможно, будет изредка дополняться. К тому же до момента принятия нормативный акт может дополниться новыми положениями.

Защита "детей войны"

В третьей главе законопроекта о льготах и выплатах "детям войны" устанавливаются нормы, касающиеся общественных объединений. Законопроект закрепляет возможность создавать социальные группы, где их представители могли бы решать насущные проблемы. В частности, объединения могли бы подавать иски на органы соцзащиты, некачественно или несвоевременно исполняющие свои обязанности. Нормативный акт закрепляет меры ответственности для таких органов в статье 10.

На сайте, где выложен проект закона, приведено экономическое обоснование проекта. Если верить создателям нормативного акта, численность российских граждан, родившихся в период с 1927 по 1945 год, составляет порядка 13 млн человек. Из них получают льготы чуть меньше миллиона. Для выдачи одних лишь выплат в размере 1 тыс. рублей из федерального бюджета должно уходить 125 млрд рублей в год. По словам составителей проекта, для социальной поддержки это незначительная сумма.

Фонд развития Международного университета
НОУ средняя общеобразовательная школа «Росинка»

Проектная работа

У войны не детское лицо

Белоусов Иван

6 класс.

Научный руководитель:

Усанова Н.П.,

Воспитатель класса

Москва

2007 - 2008


Введение

Глава. 1 У войны не детское лицо

1.1. Участие детей в ВОВ

1.2. Блокада и дети

1.3. Работа детей в тылу и участие в партизанском движении.

1.4. Судьба детей в фашистских концлагерях

Глава.2 Экспериментальное исследование, посвященное участию детей в Великой Отечественной войне.

2.1 Методы, применяемые в исследовании.

2.2 Описание результатов исследования

2.3 Описание продукта проекта

(разработка материалов к классному часу)

Заключение

Список источников информации

Приложения

Приложение 1 - анкета

Приложение 2 – разработка урока



Стр.3
Стр.5
Стр.25
Стр.43
Стр.43
Стр.47
Стр.71
Стр.73
Стр.75

Введение

В проекте «У войны не детское лицо» мы хотим показать значимость участия детей и подростков в событиях Великой Отечественной войны и факторы взросления детей военного поколения. В память о тех, кто перенес суровые годы войны на своих детских плечах, помог стране в трудные годы, мы молодое поколение, хотим больше узнать и рассказать другим.

В настоящее время мало исследовано фактов участия детей в событиях Великой Отечественной войны, причин взросления детей в те годы. Я считаю, что это очень серьезный пробел для современной молодежи. Жизнь моих сверстников, судьба которых складывалась в те годы, может стать для меня примером для подражания. Я очень хотел бы иметь те навыки взросления, которые имели дети в те годы. Ведь они работали не за деньги и не за награду, они работали за победу. И я думаю, что именно этот вклад детей в победу нашей страны был очень весомым. Ведь дети работали на заводах, фабриках, воевали в партизанских отрядах, участвовали в боевых действиях, работали на колхозных полях, работали в госпиталях. Мы можем сделать вывод, что в те суровые годы жизни дети не оставались в стороне, а принимали активное участие в достижении победы.

Актуальность нашей работы заключается в изучение фактов участия детей в суровые годы войны, выяснения причин быстрого взросления с исторической точки зрения.

Научная значимость состоит в изучении фактов участия детей в жизни страны в суровые годы войны и причин быстрого взросления с исторической точки зрения.

Социальная значимость состоит в пробуждении интереса у молодого поколения к мало известным фактам войны.

Личностная значимость . Мы откроем для себя много новых, интересных фактов из жизни своих сверстников в суровые годы Великой Отечественной войны.

Объектом исследования является Великая Отечественная война.

Предметом исследования является военное детство моих сверстников в годы тяжких испытаний.

Гипотеза: нашей работы состоит в изучение литературы, рассказы очевидцев тех времен, покажет, что роль детей в достижении победы была очевидна.

На основании вышесказанного мы ставим перед собой следующую цель: исследовать факты участия детей, в событиях Великой Отечественной войны.

Для реализации поставленной цели, нами были выдвинуты следующие задачи:


  1. Изучить литературу по этой теме.

  2. Провести опрос в среде своих сверстников в школе.

  3. Анализ и синтез подборки материала.

  4. Сделать выводы.

  5. Создать пособие для применения на уроках истории и классных часов.
В исследовании были использованы следующие методы и методики: эмпирические: анкетирование, интервьюирование, анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация.

Практическая значимость работы: изучив факты участия детей в событиях Великой Отечественной войны сделать подборку материала для использования на уроках истории и классных часов.

Взрослеет каждый в годы горя.

Его душа страдает. Нет покоя

И на ряду со взрослыми стремится

Такое совершить… Что можно удивиться!

(учитель словесности Озерова В.М.)


Глава 1. У войны не детское лицо
1.1 Участие детей в Великой Отечественной войне.

Наш проект о судьбе и участии наших сверстников в событиях войны. Это материал о подвиге детей и подростков в тылу, на фронте и судьбах в концлагерях. А Подвиг не умирает!

С каждым днем все дальше уходит в историю Великая Отечественная война, война героическая, победоносная! Война советского народа против фашизма. Но - кажущийся парадокс – все большую роль в нашей сегодняшней жизни играет память о ней.

Конечно, не просто воспоминания о пережитом, а осмысление уроков Великой Отечественной войны, того бесценного, героического опыта и во многом трагического опыта, который приобрел народ, опыта социально- исторического и духовно- нравственного. И, только память народа связывает – должна связывать! – прошлое с будущим. И в этом смысле воспоминания участников войны, порой невольных участников – это детей, сейчас являются для нас чрезвычайными послами от прошлого и настоящего человечества в его будущее. А именно тема участия детей в событиях войны освещается только в воспоминаниях.

Дети на войне. На первый взгляд в этих словах есть что-то неестественное, несовместимое. Но многое станет понятным, если мы вспомним, какую войну принесли гитлеровцы на нашу землю. Они сами назвали ее войной «тотальной», всеобщей, где с одинаковым равнодушием, беспощадностью и методичностью уничтожали и раненых бойцов, и безоружных пленных,

и хилых стариков, и женщин и детей. Отложив недочитанные книжки и школьные учебники, юные патриоты взяли в руки винтовки и гранаты, стали сынами полков и партизанскими разведчиками. Они выполняли боевые задания с ловкостью, смекалкой, присущей только детскому возрасту. Война отняла у детей дом и детство, и суровые командиры, нарушая инструкции, скупые строки которых не предусматривали солдатскую нежность, зачисляли рядовыми. Им наскоро перешивали одежду. Но мальчишки и девчонки часто проявляли изумительную хитрость. А потом, освоившись, были неуловимыми связными, отличными стрелками, смело ходили в разведку, часто неожиданно оказывались в самом пекле боя. Их вело в бой непреодолимое желание быть похожими на настоящих солдат, быть советским воином. И дело здесь не только во внешней похожести, или в романтике военной формы, а в сущности, в проявлении жгучей ненависти к врагу и неподдельной любви к Родине.

Рис.1. Раненые дети в палате Ленинградского государственного Педиатрического института. Дети и война - понятия несовместимые. Эти дети пострадали от бомбежек немецкой авиации.



Рис.2 Школьники хутора Синеоковского Сережа Землянский, Шура Величенко, Шура Иващенко и Володя Поломарщук собирают брошенные немцами боеприпасы и оружие.

Дети собирали трофеи после боя. Надо нашей родной советской армии помогать!


Рис.3. Дети колхозников одной из деревень Калининской области в лесу, у землянки, где они жили в дни оккупации
В годы войны от фашистов прятались в землянках. А жизнь продолжалась и в холодных землянках.

Дети гибли от бомб и снарядов, они умирали от голода в блокированном Ленинграде, их бросали живыми в охваченные огнем хаты белорусских деревень, их превращали в ходячие скелеты в Освенциме и жгли в крематориях Майданека. Можно ли удивляться тому, что в эти страшные горестные годы дети так быстро взрослели, что сердца их рано затвердевали в ненависти к врагу и руки подростков тянулись к оружию.

Враг объявил нам свою тотальную войну и получил от нас народную, священную войну, в которую слабые руки детей тоже внесли свой вклад.

Это были только отдельные маленькие герои - сыны и дочери фронтовых полков, партизанских отрядов, подпольных организаций в тылу врага. Но все же их были сотни, может быть даже тысячи, и многие из них легли в братские могилы фронтовиков, приняли мучительную смерть в застенках гестапо, пали неизвестными героями.



Рис.4. На улице освобожденной от оккупантов деревни.
Ленинградская область, 1944.

А многие с честью прошли ратный путь и сейчас живут и трудятся в городах и селах, а их соседи и знакомые порой и не подозревают, какая биография за плечами этих еще сравнительно молодых людей.

А в Великую Отечественную войну они были маленькими разведчиками и связными, юными пехотинцами, артиллеристами, танкистами и матросами – они с полным правом могут сказать о себе «выросли мы в пламени, в пороховом дыму». Конечно, лишь те, которым военная судьба позволила вырасти, а не оборвала преждевременно жизнь.

Около 20000 пионеров, участников обороны столицы СССР, награждено медалями «За оборону Москвы»

Война не та школа, где должен воспитываться подросток. Но те из них, что волею судьбы прошли эту школу в годы борьбы с гитлеризмом то ли по классу фронта, то ли по классу партизан, по существу, окончили целый «университет жизни». Нет сомнения, что из них выработались люди мужественные, волевые, готовые к борьбе с любыми трудностями, какие только могут встретиться человеку на жизненном пути.


Рис.5 Наводчик А.Ошурко с юным воспитанником гвардейцев К.Степановым

Маленький боец принял участие в настоящем бою, но это не первая и не последняя его победа!

Рис.6 6-летний Толя Воронов, прошедший боевой путь с одной из гвардейских дивизий. Маленький герой рассказывает фронтовые байки. Сколько – же такому мальцу надо было пройти фронтовыми дорогами, или что такое совершить, чтобы получить этот орден?



Рис. 7 Отличницы 4-го класса 47-й школы г.Ленинграда, награжденные медалями «За оборону Ленинграда»

Есть теперь что рассказать, когда, наконец - то встретились фронтовые

подруги! А фронтовым подругам лет по 10-12! И эту дружбу, они пронесут через года! И встретят Победу на Красной площади 9 мая 1945 года. И уже повзрослев, в этот день будут каждый год встречаться в сквере у Большого театра.



Рис.8. 15-летний разведчик Вова Егоров с бойцами своего подразделения

Взгляни на этих мальчика! Он уже ни один день идет фронтовыми дорогами со своими сослуживцами! А сколько будет еще пройдено, пока не дойдет до фашистского логова – Берлина, до рейхстага! Может и он распишется на его стенах?


Рис.9. Мальчишки в солдатских гимнастерках и их сверстники в тылу вместе со взрослыми приближали победу, не жалея сил и самой жизни.
Война. Это было суровое время. Но это было и героическое время. 1418 тревожных дней и ночей длилась Великая Отечественная война с фашистскими ордами. Все эти 1418 дней наряду со взрослыми рядом были дети и подростки. В эти грозные годы дети встали в шеренги бойцов - рядом с отцами и старшими братьями, чтобы помочь стране в ратном и трудовом деле на благо Великой Победы.

Отложив недочитанные книжки и школьные учебники, юные патриоты взяли в руки винтовки и гранаты, стали сынами полков и партизанскими разведчиками, неутомимо работали в цехах заводов и на колхозных полях, вдохновляемые одной мыслью: «Все для фронта, все для победы!»

Мальчишки в солдатских гимнастерках и их сверстники в тылу вместе со взрослыми приближали победу, не жалея сил и самой жизни. Сколько таких мальчишек и девчонок, в не по росту гимнастерках и шинелях встало на защиту Советской Родины, которая олицетворялась в их красных галстуках и октябрятских звездочках и, конечно в настоящих медалях, которые дети получали.

Медаль Вити Киселева .

Советская Армия гнала фашистов на запад. Было освобождено село Иваново Московской области. В этот незабываемый день пионер Витя Киселев, у которого мать погибла, а отец воевал на фронте, был взят в гвардейский полк.

Витя стал разведчиком. Однажды он пробрался в деревню Шиловка, чтобы собрать сведения о противнике. Фашисты схватили Витю и стали допрашивать. Ни слова не сказал юный разведчик о своей гвардейской части. Смерть угрожала Вите Киселеву, но в это время в деревню ворвались советские войска и освободили сыны полка. За участие в боях против фашистских захватчиков Витя Киселев был награжден медалью «За отвагу». Московская область, 1942 год.

Когда нынешний подросток – юноша или девушка – оглядывается вокруг со своим неизбежным вопросом «делать жизнь с кого?» Так не с бывших - ли сынов и дочерей полков? Ведь они пример - сложной судьбы, взросления в условиях войны, формирования характера будущего строителя мирной послевоенной жизни. И они – эти подростки победили самого страшного врага, потому, что верили и жили только Победой. А потом приняли активное участие в ликвидации послевоенной разрухи. И они эти мальчики и девочки строили страну.


1.2 Блокада и дети.

Высший подвиг – жить в подвиге не одно мгновенье, а дни месяцы, жить между бытием и небытием и вытаскивать из бездны других. Нам, в настоящем, всем бы такими быть – чувствовать других, слышать…

Найдите на карте Ленинград. Но почему Ленинград окружен черными ломаными крестами? Что значит? Зачем художник нарисовал их?

Сейчас ты поймешь.

Ломаный черный крест – это фашистский знак. Знак этот называется «свастика». На всех знаменах фашистов была изображена свастика, похожая на черного паука.

Теперь взгляни еще раз на карту. Видишь коричневую землю. Если земля нарисована коричневой, значит, ее захватили фашисты. Поэтому на коричневой земле и нарисована фашистская свастика. А там, где стоит Красная Армия, художник нарисовал красные звезды.

Видишь, как близко подошли враги к Ленинграду? Теперь фашисты могли обстреливать из пушек все ленинградские улицы. А на фронт можно было доехать на трамвае.

Немецкое радио кричало на весь мир «Ленинград в блокаде! Ленинград в блокаде!»

Знаешь ли ты что такое блокада? Видите, враги не просто подошли близко к Ленинграду. Фашистам удалось окружить его. А из окруженного города нельзя выехать ни на поезде, ни на машине. А приехать теперь никто не может в окруженный Ленинград. Все пути на суше были захвачены фашистами. А когда город окружен врагами, это и значит, что он в блокаде.

Днем и ночью немцы бомбят и обстреливают Ленинград. Падают на землю убитые и полыхают пожары.

На Нюрнбергском процессе, который состоялся после войны, когда народы мира судили главных военных преступников – фашистских главарей, были зачитаны страшные цифры.

За 900 дней блокады фашисты сбросили на Ленинград:

102520 зажигательных бомб, 4638 фугасных, 148478 тяжелых артиллерийских снарядов.

Среди мирного населения было 16747 убитых, 33782 раненых.

От голода и холода погибло 632253 человека. Ложились и не вставали в темных промерзших квартирах, падали на улицах, на заводах у станков.

Опустели цехи ленинградских заводов. Потому что много рабочих ушло на фронт. Тогда на заводы пришли женщины и подростки.

Женщины сказали: - Мы заменим наших мужей.

А подростки сказали: - Мы научимся работать на станках наших отцов и старших братьев.

15249 ленинградских пионеров - активных участников обороны Ленинграда получили правительственную награду – медаль «За оборону Ленинграда».

Рис.10. Взгляни на этих мальчиков. Они – ленинградцы. Они встретились на Дворцовой площади в первые дни мира. Двое из них были на фронте, они защищали свой город с оружием в руках. За мужество, за храбрость их наградили медалями. У мальчика в кепке тоже медали. Он голодал и мерз в блокадном Ленинграде, тушил вместе с бойцами зажигательные бомбы, работал на заводе – помогал делать снаряды. Его наградили медалью «За оборону Ленинграда» и медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

Нечеловеческие испытания голодом и холодом легли на неокрепшие детские плечи в блокадном Ленинграде. Об этом свидетельствую дневниковые записи Тани Савичевой.

Таня Савичева

Двенадцатилетняя ленинградка Таня Савичева начала вести свой дневник чуть раньше Анны Франк, жертвы Холокоста. Они были почти ровесницами и писали об одном и том же - об ужасе фашизма. И погибли эти две девочки, не дождавшись Победы: Таня – в июле 1944, Анна – в марте 1945 года. «Дневник Анны Франк» был опубликован после войны и рассказал о своем авторе всему миру. «Дневник Тани Савичевой» не был издан, в нем всего 7 страшных записей о гибели ее большой семьи в блокадном Ленинграде. «Дневник Тани Савичевой» выставлен в Музее истории Ленинграда (Санкт-Петербург), его копия - в витрине мемориала Пискаревского кладбища, где покоятся 570 тысяч жителей города, умерших во время 900-дневной фашистской блокады (1941-1943 гг.), и на Поклонной горе в Москве. Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Хрупкая душа, пораженная невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции. Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия - трагические «визиты смерти» в родной дом. И когда читаешь это, цепенеешь:


«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год». Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».

«Умерли все». «Осталась одна Таня».

Пронзительно поведала людям о войне, принёсшей столько горя ей и её близким, двенадцатилетняя ленинградская девочка Таня Савичева. Среди обвинительных документов фашизму, представленных на Нюрнбергском процессе, была и маленькая записная книжка. В ней всего девять страниц. На шести из них - даты. И за каждой датой смерть. Шесть страниц - шесть смертей. Сжатые, лаконичные записи. Сам дневник сегодня выставлен в музее истории Ленинграде, а его копия - в витрине одного из павильонов Пискарёвского мемориального кладбища, что до сих пор останавливаются перед этими строчками, старательно выведенными детской рукой, потрясённые люди разных возрастов и разных национальностей, вглядываются в простые и страшные слова. Не удалось спасти и саму Таню. Даже после того, как её вывезли из блокадного города.

140 ленинградских детей привезли в августе 1942 года в село Красный Бор Горьковской области. Встречать их вышли все красноборцы. Несли детям кто, что мог: пяток яиц, тарелку творога, тёплую одежду. А дети были - страшно смотреть - измождённые, больные. В первый раз в баню многих несли на одеялах. Но человеческая доброта, целебный воздух сделали своё дело. Дети крепли, поднимались на ноги. Все ленинградские дети остались жить. Кроме Тани Савичевой, истощённая голодом и страданиями девочка не смогла уже подняться.

Рис.11. Такие объявления висели в Ленинграде все 900 блокадных дней в магазинах, где выдавали хлеб по карточкам.


Рис.12. Блокадные дети. Сколько горя и лишений они вынесли на своих хрупких плечах: голодали, теряли близких?! Но они выжили! Потому, что это были советские дети. Они жили мечтой о Победе. И она все-таки пришла!