Упражнения на взаимодействие приемного и родного. Психологический тренинг для родителей: Радость воспитания. Тревожность в семье

Практическое занятие направлено на гармоничное взаимодействие родителей со своими детьми.

Цель практического занятия:

Повысить осведомленность родителей по особенностям воспитания детей дошкольного возраста ;

Расширить представления родителей об общении с ребенком; познакомить со стилями общения в семье;

Способствовать установлению и развитию отношений партнерства, пониманию и сотрудничеству между родителями и ребенком.

Материал: плакат «Правила работы в группе», плакат «Ожидания», плакат «Душа ребенок», листы А4, ручки, стикеры – перышки, бантики, информационные буклеты для родителей «Пять путей к сердцу ребенка, видеоролик.

Практическое занятие-практикум психолога с родителями

1.Вступительное слово

Семья – это важнейший фактор долголетия и здоровой жизни. Первые жизненные уроки ребенок получает в семье. Его первые учителя – отец и мать. Семья дает ребенку первые представления о добре и зле, формирует представления о нормах поведения в обществе. Ребенок, наблюдая за отношениями отца и матери в повседневной жизни, усваивает определенный тип отношений между мужчиной и женщиной. Именно эта модель будет определять дальнейшее поведение ребенка в социуме.

Наша сегодняшняя встреча посвящена такой теме как: «Все начинается с семьи: ребенок и общество, культура общения».

I . Знакомство с участниками

2. Упражнение «Знакомство»

Цель: способствовать установлению дружеской атмосферы в группе; настроить родителей на диалог; вызвать у них положительные мнения об их детях; снять эмоциональное напряжение.

Ход упражнения. Психолог. Для эффективной работы я предлагаю Вам, чтобы каждый из родителей назвал свое имя, имена и возраст своих детей. Каждый участник должен закончить одно из следующих предложений.

1. Два слова, которыми можно описать моего ребенка – ...

2. Если бы мой ребенок был звуком, он звучал бы, как -...

3. Больше всего мне в моем ребенке нравится – ...

4. Мой ребенок заставляет меня смеяться, когда – ...

Участник, который имеет более чем одного ребенка, может применять по одному предложению, говоря о каждом из них. Окончание предложения может быть забавным. Каждое предложение построено так, чтобы высказывание было положительным. Это веселое упражнение. Родители говорят, то, что приходит им в голову, ведь никто ничего не записывает.

3. Ожидания участников. Упражнение «Аист»

Перед началом занятия психолог прикрепляет к доске рисунок с изображением аиста, который несет в клюве младенца. Каждый участник получает бумажные перышко, на котором ему предлагается написать свои ожидания от тренинга.

После того как все участники записали свои ожидания, они по очереди подходят к аисту, зачитывают свои надежды и приклеивают перышки на его крылья.

4. Обсуждение правил группы

Цель: направить участников на соблюдение правил группы.

Ход упражнения. Правила крайне необходимы для создания такой обстановки, чтобы каждый участник мог откровенно высказываться и выражать свои чувства и взгляды. Итак, я предлагаю Вам, уважаемые родители, следующие правила:

1. Картинка «Волчок» – быть активным.

2. Картинка «Ухо» – слушать и слышать каждого.

3. Картинка «Человечки с мыслями» – говорить по очереди.

4. Картинка «Два смайлика берутся за руки» – ценим толерантность, точность, вежливость.

5. Картинка «Круглый стол» – мир вокруг нас бурлит, а мы «здесь и теперь» – учимся.

6. Картинка «Часы» – это время. Используем его для себя наиболее эффективно.

Психолог. Возможно, будут дополнения? Согласны ли Вы и принимаете эти правила?

II. Основная часть

Психолог. Сегодня мы будем обсуждать секреты эффективного общения родителей с детьми . И прежде чем перейти к основному содержанию занятия, отмечу три важных момента, которые стоит помнить.

Во-первых, идеальных родителей не бывает. Родители не боги, а живые люди со своими слабостями, настроениями, интересами. Во-вторых, какой бы выдающийся психолог и педагог не работал с нами, положительные изменения наступят лишь тогда, когда мы начнем действовать, использовать теорию на практике. В-третьих, наше занятие не случайно так называется, ведь без творческого подхода и чувства сердцем общение с детьми будет не эффективным.

Уважаемые родители! Какие ассоциации у вас вызывает слово «семья»?

Какую роль, функцию выполняет семья для ребенка?

5. Упражнение «Живой дом»

Цель: диагностировать субъективное восприятие психологического пространства семейных отношений.

Перед участниками лежит лист бумаги. Нужно написать в колонку имена 7-8 человек, которые влияют на их жизнь, рядом нарисовать дом, у которого обязательно должны быть фундамент, стены, окна, крыша, чердак, дверь, дымоход, порог, и предоставить каждой части дома имя конкретного человека. Затем происходит интерпретация результатов.

Фундамент – положительное значение: основная материальная и духовная опора семьи, тот на ком все держится; отрицательное значение: человек, на которого все давят.

Стены – человек, который отвечает за эмоциональное состояние семьи и автора рисунка непосредственно.

Окна – будущее, люди от которых родина ждет, на кого возлагает надежды (в норме – дети).

Крыша – человек в семье, который жалеет и оберегает автора рисунка, создает ощущение безопасности.

Чердак – символизирует секретные отношения, а также желание автора иметь с этим человеком более доверчивые отношения.

Двери – информационный портал, тот кто учил строить отношения с миром.

Выводы. Методика дает возможность за короткое время определить роль автора рисунка с каждого члена семьи.

6. Упражнение «Душа ребенка»

Психолог. Эта чаша – душа ребенка. Какой бы Вы хотели видеть своего ребенка? Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы хотели бы наделить своего ребенка?

Задача: родители на «сердцах» должны написать качества, которыми бы хотели наделить своего ребенка, затем кладут их в чашу.

Психолог. Посмотрите, какую красочную, многогранную душу мы хотим видеть в ребенке.

Рефлексия. Какие ощущения у вас вызвало это упражнение?

7. Упражнение «Один день из жизни Маши»

Во время зачитывания рассказа «Один день из жизни Маши» (на стенде - первый плакат с изображением девочки) ведущий отрывает горизонтальные полоски от плаката с изображением девочки. (Для удобства лучше сделать незаметные надрезы с обеих сторон плаката.) После окончания рассказа от плаката остаются только рваные куски бумаги.

Выдерживается пауза для эмоционального переживания содержания произведения. А после нее - активное обсуждение:

Является ли достоверным этот рассказ?

Бывают ли такие ситуации в жизни вашего ребенка?

class="eliadunit">

Задумывались ли вы над тем, что чувствует ваш ребенок в таких ситуациях?

Что можно было сделать всем героям повествования, чтобы с Машиной душой не произошло того, что произошло с плакатом? (При этом вывесить второй цельный плакат.)

Один день из жизни Маши

Сегодня Маша проснулась от звонка будильника. Сначала так хотелось еще немного поспать, но потом она вспомнила вчерашний день: и удачный рисунок на занятии, и похвалу няни, и Олины красные сапожки, и новый стишок, который воспитательница поручила ей изучить на праздник... И главное – то, что она так и не дождалась маму с работы, ведь мама так много работает... К тому же вчера маме выдали зарплату, и она со своей бывшей школьной подругой отметила это в кафе.

Утром мама была не в настроении, очень хотелось спать, да и прическа почему-то не выходила.

Ляп, ляп, ляп - раздались легкие детские шаги в коридоре. «Сейчас я все-все расскажу маме! И о похвале воспитателя, и о Олиных красных сапожках, и про новый стишок, который воспитательница поручила ей изучить на праздник... Пусть мама послушает, вот она обрадуется!» - с сияющей улыбкой бежала Маша к кухне, где мама делала уже завтрак.

Маша! Сколько раз говорить, не ходи босиком по квартире! Неужели нельзя надеть тапки?! - строго прозвучал мамин голос. (Оторвать полоску снизу плаката.)

Маша послушно вернулась в комнату и надела тапочки. «Вот и хорошо, сейчас все расскажу», - подумала она и быстренько побежала к кухне.

Мама, мама, ты знаешь, вчера... - начала Маша.

Маша, ты уже умылась? - снова строго спросила мама. (Оторвать еще полоску плаката.)

Маша молча направилась в ванную. «Ну, ничего, быстренько умоюсь и сразу расскажу маме про все свои новости», - подумала девочка, не теряя надежды.

Мама, вчера на занятии в детском саду.., - не очень радостно начала свой рассказ Маша, - когда Лариса Николаевна разглядывала мой рисунок...

Маша, ну что там опять, неужели у тебя могут быть проблемы с рисованием? Ты же дома рисуешь все время! (Оторвать еще полоску плаката.)

Я... Я... нарисовала, - почему-то еще грустнее сказала Маша. Уже никто не вспоминал об Олиных новых красных сапожках, о стишках, что поручила изучить воспитательница...

Маша! Ты уже готова? Почему ты всегда возишься? Сколько можно ждать?! Уже время выходить из дома! (Оторвать следующую полоску плаката.)

Да, мамочка, я уже иду, - сказала отрывистым голосом Маша и вовсе грустно поплелась за мамой.

Ночью прошел дождь, и на асфальте появились лужи - и круглые, и овальные, и такие, что похожи на волшебные облачка... «Мама, смотри, какая красивая лужа!» - радостно вскрикнула маме в спину Маша. Мама, торопясь, огляделась и произнесла: «Вон уже видно детский сад. Беги сама, а то я на работу опоздаю с твоими лужами». (Оторвать следующую полоску плаката.)

У ворот детсада Маша встретилась с Олей, которая перепрыгивала через небольшие лужи, держась за руку своей мамы. Олины красные сапожки так красиво сверкали на солнце! «Может, вечером расскажу о них маме?» - подумала Маша.

Оля, радостно улыбаясь, подбежала к Маше и начала рассказывать, как она вчера вместе с папой и мамой ходила в парк угощать белочек орешками. Маша сразу вспомнила свой вчерашний вечер: как она ждала маму, как папа молча сидел у окна, а она с бабушкой Ниной, которая пришла в гости, учила стишок...

«Стишок! Его обязательно нужно рассказать Ларисе Николаевне!» - вспомнила Маша. Девочка очень обрадовалась, когда увидела свою воспитательницу в группе:

Лариса Николаевна! - громко крикнула Маша и подбежала к ней.

Маша, а где твои папа или мама? Почему ты снова пришла сама? Дети не должны ходить одни в детский сад! Я же говорила твоим родителям об этом. (Оторвать следующую полоску плаката.)

Маша понуро разделась и пошла в группу. А потом - завтрак, занятия, прогулка... До стишков так дело и не дошло. Маша решила подойти к воспитательнице после обеда. Но, садясь к столу, Маша снова вспомнила про маму - блюда девочке показались невкусными, обед казался длинным, почти все дети пошли в спальную комнату укладываться спать, а Маше еще надо кушать и кушать. (Оторвать следующую полоску плаката.)

После тихого часа Машина группа пошла на занятия танцевального кружка, но движения у девочки не получались. Руководитель кружка спросила: «Маша, что с тобой? Я тебя сегодня не узнаю». Маше стало стыдно, но она ничего не могла сделать с собой... (Оторвать следующую полоску плаката.) Из детсада Машу забирал папа. Она спросила у него про маму, и он сердито буркнул: «На работе твоя мама! Собирайся быстрее, некогда мне... (Оторвать следующую полоску плаката.)

Дома папа с бутылкой пива сел у телевизора и начал смотреть какое-то непонятное кино про чудовищ, от которого Маше стало очень страшно. Она побежала в свою комнату и тихонько села в уголок за дверью.

(Оторвать следующую полоску плаката.)

Поздно вечером, когда Маша готовилась ко сну, пришла с работы мама. Она была в хорошем настроении, ведь начальник похвалил ее за хорошую работу.

Маша слышала, как мама на кухне рассказывала об этом папе. Папа был доволен. Маша и хотела выбежать к маме, но потом подумала, что маме опять будет некогда... Мама сама зашла к Маше в комнату:

Машуня! Я так соскучилась за тобой! Ну, рассказывай про свой рисунок, о своем стишке. Что нового сегодня?

Но Маше уже не хотелось ни о чем рассказывать, она лежала в постели, свернувшись в комочек, и тихонько плакала. Почему? Она сама этого не понимала...

8. Упражнение «Стили родительского воспитания»

Психолог. Уважаемые родители, сейчас мы с Вами попытаемся отразить с помощью пантомимики и жестов один из стилей родительского воспитания .

II – либеральный;

III – демократический.

Остальные участники должны определить, какой из стилей был продемонстрирован. На помощь участникам даются подсказки – краткие характеристики каждого из стилей.

Обсуждение:

– Какой из стилей, на ваш взгляд, является наиболее эффективным для воспитания?

– Какие результаты, по вашему мнению, можно ожидать от каждого из них?

– Какой из стилей наиболее близок лично вам?

9. Упражнение «Я люблю своего ребенка»

Психолог. А сейчас закройте глаза, представьте своего ребенка и решите для себя: «Я буду любить своего ребенка, даже если он не лучший и звезд с неба не срывает. Я буду любить его, даже если он не оправдает моих надежд. Я буду любить его, какой бы он не был, как бы не поступил. Это не означает, что любой поступок я одобрю. Это значит, что я люблю ее, даже если ее поведение должно быть лучше. Я люблю просто потому, что это мой сын или дочь».

Откройте глаза.

Обсуждение:

Что вы чувствовали во время выполнения этого упражнения?

Итог: любовь к ребенку еще не навредила ни одному из них. Любви не может быть много. Помните: какими бы не были отношения в ваших семьях, они могут стать лучше.

10. Информационные буклеты для родителей «Пять путей к сердцу ребенка»

Психолог: Уважаемые родители! Дети по-разному чувствуют любовь, но она нужна каждому малышу. Есть 5 основных способов, которыми родители показывают свою любовь к ребенку (психолог раздает рекомендации):

Прикосновение;

Слова поощрения;

Время;

Помощь;

Подарки.

Поэтому дарите своим детям любовь и подарки, а моим подарком для вас станет просмотр видеоролика «Притча о любви».

11. Упражнение «Осуществление ожиданий»

Цель: определить, оправдались ли ожидания участников.

Уважаемые родители, обратите внимание на лист ожиданий с изображением аиста, с которыми вы работали в начале тренинга и определится, насколько оправдались ожидания каждого. (Высказывания)

Аист несет в клюве младенца. Младенец ассоциируется с новой жизнью, чем-то удивительным, светлым, обязательно счастливым. Поэтому предлагаю вам написать на бантиках пожелания себе или группе и прикрепить их на изображение одеяла, в которое завернут младенец.

Светлана Кудашова
Коммуникативный совместный тренинг для подростков из приёмных и опекаемых семей и их замещающих родителей

Коммуникативный 3-х дневный совместный тренинг для подростков из приёмных и опекаемых семей и их замещающих родителей .

Педагог-психолог МБУ ДО «Центр «Позитив» Кудашова С. В.

Педагог-психолог МЭЛ им Шнитке Бригадиренко Н. В

город Энгельс2017г.

День 1. САМОПОЗНАНИЕ

Цель : Создание единого социально-психологического комфортного пространства для детей в замещающих семьях , а также их приёмных родителей и опекунов . Оптимизация детско-родительских отношений в замещающих семьях .

Отработка коммуникативных навыков подростков по вертикали и горизонтали.

Организационная часть.

Организаторы проекта приветствуют участников и дают установки на плодотворную работу.

Здравствуйте, ребята! Мы с вами оказались участниками интересного проекта. Кто запомнил его название? «Самжи» -что это означает, по-вашему (самому строить свою жизнь, самостоятельно жить,)

Почему именно в кругу?. Мы не случайно сели в круг. Это значит, что мы будем работать с вами в тренинговом режиме . Поднимите руку, кто уже участвовал в тренинге ? Вы будете нашими помощниками…

Кто знает, что такое тренинг ?. Верно, тренинг , это тренировка . Мы предлагаем Вам в течении трех дней поработать в тренинговом режиме и потренировать навыки общения .

Эти навыки нам не даются от природы. Но их можно развить целенаправленно и, причем, довольно успешно.

Ведь такие навыки нужны не только в учебной и трудовой деятельности, но и в обычной жизни. Сегодня на занятии мы с вами как раз и будем заниматься развитием навыков эффективного общения.

В тренинге существуют правила (см Приложение)

Важное условие : и взрослые и подростки принимают участие во всех упражнениях на равных!

I. Знакомство.

Предлагаем познакомиться…

Имя + качество, которое помогает вам общаться (по кругу) .

II. Разогрев.

Упражнение : "Ветер дует на того, кто…"

Цели : усилить групповую динамику; поменять местами учащихся перед следующим заданием.

Время : 5 минут.

Всем, кто соответствует названному признаку, необходимо поменяться местами.

В брюках?

Умеет играть на муз. инструменте?

Любит поспать?

Может починить утюг?

Умеет готовить?

Кто чувствует себя уверено в общении?

Что значит общаться?

III. Основная часть.

(Общение начинается с умения слушать собеседника)

Упражнение «Тетушка из Бразилии»

Цель : создание условий для повышения работоспособности и энергичности, эффективного взаимодействия друг с другом, развития умения слушать.

Все участники встают в круг. Ведущая говорит, что к ней приехала тётушка из Бразилии с вот таким чемоданом, изображая руками его размеры. Далее каждый по очереди по кругу повторяет все предыдущие слова и жесты, добавляя свою фразу….

Игра должна быть динамичной, движения не должны повторяться.

(В общении важно понять другого, установить контакт)

Упражнение «Интервью на букву»

Цель : установление контакта, развитие навыков понимания других.

В кругу каждый участник получает одну карточку с буквой и задает 4 вопроса соседу справа. Сосед отвечает на эти вопросы только словами, которые начинаются на «его» букву.

Обсуждение :

Чему учит данное упражнение?

Что было проще : отвечать или задавать вопросы?

Упражнение «Копилка трудностей»

Цель : определить проблемное поле участников.

На листочках необходимо написать о ситуациях, которые для вас трудны (когда нужно выступать на сцене, отвечать у доски, отпрашиваться куда то у родителей , прийти в незнакомую компанию, договориться о доп. времени за комп-ом) (Ведущие анализируют написанное для проработки на следующих занятиях)

IV. Рефлексия :

Что запомнилось больше всего?

Что показалось интересным?

Что полезное вы возьмете с собой?

День 2. САМОРАСКРЫТИЕ

Приветствие ведущих.

I. Продолжаем знакомство. Имя + прилагательное на первую букву своего имени.

II. Упражнение «У меня сегодня настроение вот такое…» и изображаем пантомимой

Утверждения

Проще и интереснее общаться : девочки с девочками, а мальчики с мальчиками.

Если говорить тихо, то убедить другого не получится.

Если человек имеет свою точку зрения и отстаивает ее, то его можно назвать самостоятельным.

Ответы : «ДА» , «НЕТ» , «МОЖЕТ БЫТЬ» .

IV. Упражнение «Красный карандаш»

Цель : дать участникам группы возможность почувствовать на себе эффект разного отношения со стороны партнеров от жёсткой критики до поддержки.

Упражнение выполняется в круге. Один из участников рассказывает о какой-то своей небольшой проблеме или затруднении. В ответ круг должен отреагировать с позиции осуждения или критики (ничего удивительного)

Второй круг дает возможность участникам почувствовать эффект поддерживающего отношения со стороны партнера (зато ты)

После выполнения этих упражнений участники обсуждают в группе чувства, возникшие при их выполнении :

Что для вас было проще- критиковать или поддерживать?

Какие чувства вы испытывали при этом?

V. «Копилка преодоления трудностей или Мозговой штурм» (одна голова хорошо, а 10 лучше)

Из «Копилки» выбирается одна, связанная с общением трудность и круг пытается найти решение.

VI. Упражнение «Ассоциации»

Цель : получение обратной связи, развитие навыка размышлять о свойствах других людей, сравнивая их с другими объектами.

Один из участников садится в центр круга. Остальные участники по очереди дают свои ассоциации на этого человека, после чего ведущий выбирает ту ассоциацию, которая наиболее точно охарактеризовала его.

Рефлексия

Может ли интуиция или умение почувствовать другого человека быть полезным в жизни?

В каких случаях?

VII. Упражнение «Картинка на память»

Необходимо выбрать для соседа метафорическую карту «Я хочу подарить тебе, чтобы…или потому что…

Рефлексия.

Была ли наша встреча полезной и интересной?

Что запомнилось из сегодняшнего занятия?

В качестве резервного может быть упражнение на доверие партнёру «Маятник» или «Индейцы на болоте» .После которого важно обсудить тему доверия.

День 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

I. Оргмомент. Поздороваться с как можно большим количеством участников : «Привет, как дела?»

II. Основная часть.

Упражнение «Шнуровка» . Самостоятельным быть хорошо (плохо…

Упражнение «Пчелы и змеи»

Результат игры зависит от слаженности действий внутри группы.

Инструкция. Нужно разбиться на две равные команды : пчелы и змеи. Каждая группа должна выбрать своего короля. Оба короля выходят за дверь и ждут, пока их не позовут. Затем ведущий прячет два предмета, которые короли должны разыскать в классе. Король пчел должен найти мед - губку. А змеиный король должен отыскать ящерицу - карандаш. Пчелы и змеи должны помогать своим королям. Каждая группа может делать это, издавая определенный звук. Все пчелы должны жужжать. А змеи должны помогать своему королю шипением. Чем ближе змеиный король подходит к ящерице, тем громче должно быть шипение.

Пожалуйста, помните о том, что во время этой игры вы не имеете права ничего говорить. Мне очень интересно узнать, кто из королей окажется первым.

Упражнение «Пройди через кольцо!»

Цели :

Снять напряжение участников тренинга путем вовлечения их в групповое физическое действие;

Создать в группе атмосферу взаимной ответственности, эмоциональной свободы, радости от коллективного успеха;

Объединить участников для решения задачи на основе партнерства.

Ресурсы : гимнастический обруч или широкая резиновая лента-кольцо диаметром около метра.

Участники стоят в кругу. На руку одного из игроков надевается обруч или резиновое кольцо-лента. Затем все участники берутся за руки.

Задание : обруч передается по кругу, пока не вернется в начальную точку. Так как руки игроков сцеплены, то им придется приложить определенные физические усилия и смекалку, продевая кольцо через себя (без участия рук, перешагивая через него и т. д. По сути, вся живая цепочка должна «пролезть» через обруч, не разжав соединенных рук. По итогам упражнения объявляется время, затраченное на выполнения задания.

Завершение : обсуждается упражнение. Что понравилось в нем, а что - нет? Помогает ли игра созданию коммуникативных связей ?

Упражнение «Копилка преодоления трудностей»

Из «Копилки» выбирается одна, общая для всех, трудность и круг пытается найти решение.

Упражнение «Путешествие» (предварительно участники делятся на 4 группы)

Задание группам :

1 этап : нарисовать картину на тему «Путешествие…в» :

В джунгли;

В пустыню.

В город.

2 этап : презентовать «шедевр» .

Обсуждение :

Что помогло (помешало) достижению цели, что получилось (не получилось?;

Удалось ли установить контакт и понять других участников?

Работали вместе или рядом?

Упражнение "Подарок".

Эта игра уже не только служит для знакомства, но и учит принимать коллективное решение.

1 этап : Начать игру может любой ученик. Он передает мяч - подарок любому другому игроку, отчетливо называя что, кому и почему он дарит. Получивший мяч передает его следующему.

Так продолжается до тех пор, пока мяч не побывает у всех игроков по одному разу.

Когда мяч вернется к тому, кто начинал игру, начинается 2 этап : необходимо передать мяч в том же порядке, но молча и как можно быстрее.

3 этап : Необходимо придумать варианты, как можно провести игру быстрее, сохраняя первоначальные правила : мяч в определенной последовательности должен побывать у каждого игрока только один раз.

На самом деле результатом будет не высочайшая скорость передачи мяча, а бесценный опыт сотрудничества, принятия совместных решений , появление чувства сопричастности.

4 этап : Обсуждение процесса и результата игры.

V. Завершение работы.

Общая оценка дня : ведущий просит каждого участника оценить день одним из способов :

Понравилось - поднять руку вверх;

Понравилось средне - вытянуть руку вперед;

Не понравилось - опустить руку вниз.

Рефлексия.

Была ли наша встреча полезной и интересной? На сколько?

Хотели бы вы встретиться еще раз?

Упражнение "Фотография на память".

ПРАВИЛА ТРЕНИНГА

1. Правило «00» .

2. Правило микрофона.

3. Правило активности.

4. Правило «Я-высказывания» .

5. Правило тактичности.

6. Правило имени.

7. Правило вежливости.

8. Правило «Здесь и сейчас» .

9. Правило конфиденциальности.

10. Правило «СТОП» .

Тренинг: « Эффективное взаимодействие родителей с детьми».

Цель : повышение психолого-педагогических компетенций у родителей относительно взаимодействия с детьми.

Задачи:

    раскрытие особенностей правильного общения и взаимодействия с детьми;

    гармонизация внутрисемейных отношений.

    Упражнение «Клубочек знакомств»

Материал: клубок ниток.

Инструкция: Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. У каждого из вас есть возможность сообщить нам свое имя и что-нибудь рассказать о себе. Может быть, кто-нибудь из вас захочет рассказать о своей работе, или о том, чем он любит заниматься в свободное время. У вас есть минута, чтобы подумать, что вы хотите рассказать нам о себе...

Например, «Меня зовут... и я очень люблю петь...» (Зажмите свободный конец нити крепко в руке и киньте клубок следующему родителю).

Таким образом, клубок передается дальше и дальше, пока все родители не окажутся частью одной постепенно разрастающейся паутины. Затем поговорите с родителями обо всем, что может способствовать сплоченности. Спросите их: «Как вы думаете, почему мы составили такую паутину?»

После этого разговора нужно будет снова распутать паутину. Для этого каждый родитель должен возвращать клубок предыдущему, называя его по имени. Так продолжается до тех пор, пока клубок не вернется к вам обратно. Возможно, когда нить будет запутываться в таких ситуациях, можно с юмором прокомментировать ситуацию, сказав, что члены группы уже связаны между собой.

    Упражнение «Прочувствуйте»

Материалы: карточки с заданиями.

Примерные варианты заданий и ответов:

«Не смей его бить! Это же твой брат!» («Ты можешь злиться на брата, но бить его нельзя»).

«Не бойся. Собака тебя не тронет». («Симпатичный пес... Но если боишься – давай, перейдем на другую сторону»).

«Улыбнись. Все не так плохо, как тебе кажется» («Я бы тоже расстроился. Но, может, мы вместе найдем выход?»).

«Подумаешь – укол! Даже малыш не боится, а ты...» («Да, укол – это больно. Если ты боишься, можешь взять меня за руку»).

3. Ролевая игра «Услышать ребенка».

В игре принимают участие четыре родителя, исполняя роли подростка, его отца, матери и бабушки. Предлагается следующая ситуация: «Ребенок приходит злой из школы, забрасывает свой портфель в самый дальний угол комнаты и кричит: «Не пойду я больше в эту школу! Там математичка ко мне цепляется! Я сам эту контрольную сделал, а она говорит - списал! Сказала: «Завтра прийти с родителями к директору» и.т.д.

Родителям-актерам тихо даются следующие установки к использованию ролей:

    «ребенок» злиться, дерзит, очень эмоционально протестует, приводит различные аргументы своей правоты и т.д;

    «мать» принимает роль гиперопекающего родителя (постоянно оправдывает ребенка, ругается из-за него с мужем; обвиняет учителя в несправедливости и т.д);

    «бабушка» демонстрирует хаотический, непоследовательный стиль поведения (в замешательстве; боясь остаться в немилости у сына или у снохи, поддерживает то одного, сомневается в своих словах; не может точно сформулировать суть проблемы и свои советы, и т.д);

Зрителям (остальным родителям) дается задание наблюдать, за всем происходящим, отслеживать плюсы и минусы в разговоре родителей со своим ребенком, отметить наиболее распространенные ошибки в общении с детьми.

Проигрывание ролевых игр, в ходе которых психолог помогает участникам более ярко продемонстрировать неконструктивность данных тактик поведения.

Обсуждение ситуации начинается с обращения к «актерам»:

    Что вы чувствуете сейчас?

    Что вы чувствовали, исполняя свою роль?

    Какие выводы вы для себя сделали?

Анализ чувств и формулирование выводов.

Обращение к зрителям, анализ их наблюдений и выводов.

Ведущий: Сын приходит после уроков домой, бросает портфель и кричит: «Не пойду я больше в эту школу!». Как правильно отреагировать? Что сказать ребенку? Как сохранить спокойствие, особенно если вы сами в этом момент устали, раздражены, поглощены своими проблемами? На ум чаще всего приходят обычные, автоматические ответы, из которых можно составить внушительный список наших ошибок:

    это приказы, команды, угрозы («Что значит не пойду?! Ты хочешь остаться неучем? Стать дворником? Не будешь учиться - ни копейки от меня не получишь!»);

    морали, нравоучения, ведущие к так называемой «психологической глухоте», когда ребенок просто перестает вас слышать;

    критика, выговоры («У всех дети как дети, а у меня…… И в кого ты такой уродился? Что ты там опять натворил?!», «Если ты еще раз так сделаешь, то…!»);

    выспрашивания, расследования, высмеивание, обвинения («Ты сам виноват! Не спорь с учителем! Двоечник!» и т.д);

    «стирание» проблемы и безоговорочное оправдание ребенка во всем без учета особенностей ситуации, позиции учителя;

    а также предложения готовых решений («Сделай так…», «Скажи завтра учителю это…»), которые ведут к тому, что ребенок не учится самостоятельности, растет инфантильным.

И это далеко не полный перечень наших неправильных реакций. Возможно, мы поступаем так из лучших побуждений, желая объяснить научить, призвать к совести, указать на ошибки и недостатки… А, на самом деле, - выплескиваем свои негативные эмоции. И конечно, такое наше поведение не способствуют установлению лучшего контакта, формированию гармоничной личности ребенка и разрешению проблемы. Скорее, раздражение и обида с обеих сторон возрастают, еще более и могут перерасти в конфликт.

В ходе обсуждения психолог делает акцент на следующих моментах:

    несовпадение воспитательных позиций родителей в данной ситуации-авторитарный стиль общения отца, гиперопекающий стиль матери, непоследовательность бабушки;

    наблюдения за невербальными знаками в ходе проигрывания сценки;

    подчеркивание парадоксальности, неэффективности данных методов взаимодействия, но, тем не менее, их широкую распространенность, и, при этом, недоумение родителей, что их сын не поддается воспитанию;

Существуют ли какие-нибудь практические приемы, позволяющие улучшить отношения в семье и достичь взаимопонимания, которыми можно воспользоваться в повседневной - жизни?

Самая распространенная (и совершенно справедливая!) жалоба детей и подростков на своих родителей: «Они меня не слушают!».

Вопросы к родителям:

    Скажите, пожалуйста, а был ли ребенок в нашей сценки выслушан и услышан?

    Как вы думаете, по каким причинам это очень часто происходит?

    Какие чувства испытывал ребенок в данной ситуации?

    В каких словах и действиях родителей ребенок нуждался больше всего в данной ситуации?

Спешка, неумение и нежелание слушать, понять то, что происходит в сложном детском мире, постараться взглянуть на проблему глазами сына или дочери, самодовольная уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта - вот что в первую очередь создает психологический барьер между родителями и растущими детьми.

4.Упражнение «Идеальный родитель».

«У хороших родителей вырастают хорошие дети» - как часто мы слышим это утверждение, но часто затрудняемся объяснить, какие они - хорошие родители.

Смысл упражнения заключается в том, что каждому из вас предлагается написать на листе, какие качества вы бы хотели видеть в своем супруге как в родителе. Ведущий может создать соревновательный характер упражнения, пообещав тем, у кого список будет самым большим и полным, приз.

Когда родители завершат свою работу, психолог приглашает «на сцену» победителей: тех, кто составил о своем партнере самый большой «список ожиданий». Пусть они сначала прочтут свою запись форму под аплодисменты. Можно обсудить пункты списка, поговорить о значении того или иного качества или умения. Самое же главное наступает, когда, обращаясь к маме/папе, психолог задаст наивный вопрос: «Вы ждете этого перечня качеств, умений, навыков от супруга. А вы сами - такие?!»

Дополнительные вопросы:

    Умеете ли вы просить прощения у своего ребенка?

    Случалось, ли это в истории ваших с ним отношений? Когда? Как часто?

    Чем вы готовы научиться…. У своего ребенка?

Итог ведущего: При оценке любой человеческой деятельности обычно исходят из некоторого идеала, нормы. В воспитательной деятельности, по-видимому, такой абсолютной нормы не существует. Мы учимся быть родителями, так же, как учимся быть мужьями и женами как постигаем секреты мастерства и профессионализма в любом деле.

    Упражнение «Семья».

1) Несколько участников (5-7 человек и более), исполняющих роли различных членов семьи, выходят и берут за руки, образуя круг; кто-то периодически тянет всех на себя, кто-то приходит в круг, кто-то может уйти (комментарий ведущего: «в семью могут приходить новые члены, кто-то ее покидает; люди живут вмести, но это еще не семья»).

2) Когда прослеживаются корни семьи, появляются традиции (потопайте ножками – ощутите «корни») появляются прочные эмоциональные связи (можете сблизиться в центре; отойти как можно дальше друг от друга, чуть-чуть отклониться назад, не отпуская рук) – это уже настоящая семья -устойчивая и дружная.

3) Если мы имеем дело с воспитанием ребенка, оно не всегда бывает лёгким, а может быть даже проблемным («ребенок» виснет на руках «родителей», других «родственников»; прыгает, может сесть на сцепленные руки. Двое соседей по обе стороны от «ребенка» - это «родители». Ведущий спрашивает у «родителей»: «Как вам?» (тяжело, но семья еще стоит; родителям достаётся больше всего проблем, но и другим становиться не сладко).

4) А бывает, когда кто-то из членов семьи выбывает: или из семьи, или из процесса воспитания (участники через одного выходят из круга, «ребенок» продолжает всех изводить ведущий: «Нелегко воспитывать ребенка, а если этот ребенок еще и с трудом поддается воспитанию, тогда совсем туго приходится членам семьи»).

5) А сейчас прошу всех опять встать в круг. Смотря на ноги стоящих, представьте членов своей реальной семьи и вклад каждого. Почувствуйте эту силу- силу круга, силу семьи. Наберитесь силы у этого круга. Периодически передавайте это своим детям через просматривание семейных альбомов, соблюдение традиций и ритуалов вашей семьи. В заключение ведущий просит обменяться впечатлениями тех, кто стоял в кругу и тех, кто наблюдал за происходящим.

Итог ведущего: «Круг-это символ формирования привязанности, единения членов семьи. Если родители не смогли создать этих чувств, ребенок чувствует себя лишним. В таком случае может вырасти, так называемый, «эмоциональный инвалид».

6.Упражнение «Ладошка».

Тихо звучит спокойная музыка. Ведущий просит всех присутствующих закрыть глаза и положить свои руки на колени ладонями вверх. Один человек подходит к любому другому, кладет свои ладони на его ладони и садится на его место, а тот продолжает упражнение, и т.д. Упражнение выполняется, молча в течение 5-7 минут.

Чему учит нас это упражнение?

Итог ведущего: «Для детей очень важно почувствовать прикосновение, внимание к себе взрослых. Когда ладони одного человека прикасаются к ладоням другого, происходит контакт двух людей: и третьего нет, никто не может вмешаться в контакт родителя с ребенком - ни второй родитель, не бабушка, ни другие дети. Конечно, этот контакт не должен быть направлен против кого-то третьего, иначе это приведет к формированию невротической личности ребенка!

Кроме согласованности воспитательных тактик в семье, еще должны быть выстроены диадические отношения: у мамы и папа, у папы с ребенком, у мамы с ребенком.

    Домашнее задание для родителей.

Вопросы к родителям:

Ученые давно доказали, что если ребенок рождается и растет в атмосфере любви, то он вырастает более счастливым и благополучным. Существует много способов проявления любви. Одним из таких замечательных способов является объятие. Медики и психологи единогласно к заключению, что объятия крайне необходимы в семье. Они не портят характер людей, всегда доступные, всем приятны и необходимы людям любого возраста. Хотя это внешнее проявление любви, однако, объятия оказывают незамедлительный внутренний эффект. Считается, что ежедневно необходимо 5 объятий для выживания, 10-для поддержки и 15- для роста и развития ребенка. Наилучший результат достигается тогда, когда объятия используются в нужный момент в течение всего дня. Выполнение данной рекомендации не требует тренировки и поэтому будет вашим постоянным домашним заданием.

Кроме того, попробуйте выполнить следующее:

    В течение четырех дней после собрания, ни при каких обстоятельствах не повышать на ребенка голос. Стремиться добиваться от него выполнения ваших распоряжений другими способами. Главное - без крика.

    В течение двух дней после собрания стараться изменить все директивные указания свободным выбором. Например, вместо: «Иди спать» вопрос: «Спать ляжешь сейчас или через 10 минут?»; «Молока целый стакан налить или половину?»; «Из школы придешь сразу или на полчаса задержишься?»; не «Делай, как я скажу», а «Может быть, ты сделаешь, как я предложу?».

    В минуту сильнейшего раздражения на ребенка сесть напротив него и пристально в течение минуты разглядывать его от макушки до пят, пытаясь обнаружить в нем свои черточки. Как выдумаете, чем должен закончиться это упражнение?

    Рефлексия.

Пояснительная записка

Актуальность: общение со сверстниками играет очень важную роль в социальном и интеллектуальном развитии приемного ребенка. С друзьями ребенок учится взаимному доверию и уважению, общению на равных. Исследования показывают, что дети, воспитывающиеся в учреждениях господдержки, крайне редко задумываются над тем, что такое семья, что такое дружба. Это объясняется тем, что в большинстве ситуаций ребенок вынужден приспосабливаться к группе в целом, так как его успех зависит от того примет его группа или нет. Он объективно лишен возможности выстраивать взаимоотношения с другими детьми согласно своим предпочтением.
Ребенок, воспитываясь в замещающей семье, в процессе адаптации к своей новой социальной роли пересматривает взгляды на мир, ценностные ориентиры и цели, а так же отношения с окружающими. Он получает бесценный опыт семейного общения и приобретает право самостоятельно выбирать себе друзей вне семьи. Однако он по-прежнему испытывает трудности в выстраивании межличностных отношений, так как не имеет должного навыка.

К тому же родители не готовы принимать выбор детей, им сложно согласиться с тем, что дети, делая свой выбор, руководствуются исключительно своими представлениями о дружбе и друзьях. Идеал дружбы родителя может существенно отличаться от того, что является важным для ребенка. Зачастую родители навязывают детям свои жизненные принципы и готовые решения, это почти всегда приводит к отстраненности в семейных отношениях. Признание за ребенком права на собственный выбор, на собственную позицию обеспечивает понимание и лучшее взаимодействие в семье, так как при нарушенных межличностных отношениях процесс осуществление воспитательной функции родителями весьма проблематичен.

Конечно же, это не означает, что взрослые вообще не должны быть причастны тому, как ребенок общается и взаимодействует с окружающими. Более того, поддержка и помощь родителей бывает просто необходима. При этом взрослые должны помнить о разделении степени ответственности между ними и ребенком за результат его инициативности и активности ребенка. Родительская роль – направляющая. Взрослые всегда должны оставлять за ребенком право на собственный выбор, на собственную позицию, поощрять проявления инициативности, активности и самостоятельности.
Данный игровой тренинг призван помочь замещающим родителям расширить представления об особенностях восприятия приемными детьми социального окружения, а у детей из замещающих семей представления о дружбе и о его активной роли в формировании дружеских отношений с другими детьми.

Цель тренинга для родителей: формирование у замещающих родителей воспитательных компетенций, направленных на стимулирование инициативности, активности и самостоятельности приемного ребенка в межличностных отношениях.

Цель тренинга с детьми: формирование у приемного ребенка инициативности, активности и самостоятельности в процессе построения межличностных отношений.

Задачи тренинга для родителей:

  • исследовать у взрослых родительские компетенции, направленные на стимулирование инициативности, активности и самостоятельности ребенка;
  • проанализировать родительские установки в отношении вопросов, связанных с проявлением инициативности, активности и самостоятельности ребенка;
  • сформировать родительскую компетенцию, направленную на воспитание в ребенке инициативности и активности;
  • сформировать родительскую компетенцию, направленную на воспитание в ребенке самостоятельности;
  • сформировать родительскую компетенцию, направленную на умение взрослого разделять степень ответственности между ним и ребенком за результат проявления ребенком инициативности, активности и самостоятельности;
  • развить родительские компетенции, направленные на стимулирование инициативности, активности и самостоятельности ребенка.

Задачи тренинга с детьми:

  • создать положительное эмоциональное настроение у детей;
  • сформировать доброжелательное и доверительное отношение детей друг к другу;
  • создать условия для межличностного общения и обретения новых знакомств;
  • создать ситуации для размышления о роли дружбы в жизни ребенка;
  • повысить сплоченность детей;
  • развить умение эмоционального сопереживания;
  • повысить самооценку детей;
  • развить творческий потенциал детей.

Адресат: родители и дети из замещающих семей.

Форма проведения: по отдельности с группой родителей и группой детей того или иного возраста.

Время: 8 академических часов.

Структура тренинга: тренинг состоит из двух встреч психолога с членами замещающей семьи. Первое занятие проводится с родителями, второе – с детьми. Содержание встречи с детьми зависит от их возраста, поэтому нами разработаны занятия для трех возрастных групп: от 7 до 10 лет, от 11 до 14 лет, от 15 до 18 лет.

Для родителей:

«Родитель – не учитель – друг» (Приложение 1 ).

Для детей:

«Мой друг – хороший!» (от 7 до 10 лет) (Приложение 2 ).
«Дружба есть равенство» (от 11 до 14 лет).
«Мы так близки, что слов не нужно» (от 15 до 18 лет).

Разделение детей на три возрастные группы – это не наша прихоть, а закономерная необходимость. Есть такое понятие – «эволюция дружбы» (С. Иевлева). Оказывается, что в том или ином возрасте дети дружат по-разному.
Первые проявления дружеских чувств можно заметить у детей даже младшего дошкольного возраста, но настоящей дружбой это назвать нельзя – стойкой привязанности в этом возрасте нет. Маленькие дети могут увлеченно играть вместе каждый день, но с легкостью перенесут расставание и даже не вспомнят друг о друге, пока не встретятся вновь.
С возрастом все меняется. Первоклассник скучает по отсутствующему в школе товарищу и стремится к общению с ним вне школьных стен. Его дружба носит предметный характер, она основана на совместной деятельности. Часто ребенок даже не может назвать отдельные качества своего друга, характеризуя его просто: «Он хороший».
В подростковом возрасте ребята могут дружить и без постоянной совместной деятельности. Их объединяют общие интересы и взгляды на жизнь. Есть еще один важный момент. Несмотря на то, что подросток все еще находится в поиске и его дружеские привязанности могут меняться относительно легко, свое право на дружбу с тем или иным человеком он будет отстаивать, что называется, до победного конца. Даже если родители будут против этих отношений.
В юношеском возрасте практически завершается формирование характера, личностных особенностей, и среди большого количества дружеских связей начинают развиваться те, которые дают молодым людям ощущение абсолютной гармонии, понимания и чего-то такого, чему даже трудно подобрать название. У юноши или девушки появляется потребность делиться своими впечатлениями и мыслями с другими людьми. И лучшим другом становится тот, кто может выслушать и понять.

Список литературы:

  1. Материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. СПб.: Речь. М.: Сфера. 2008. 125 с.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: АСТ: Астрель. 2010. 238 с.
  3. Грецов А.Г. Тренинги развития с подростками: творчество, общение, самопознание. СПб.: Питер. 2011. 416 с.
  4. Иевлева С. Эволюция дружбы // Здоровье школьника. № 11. 2007. [Электронный ресурс] URL: http://www.za-partoi.ru/friends.html (дата обращения: 20.08.2013).
  5. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению: характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития». 1997. 240 с.
  6. Павлов И.В. Общение с ребенком: тренинг взаимодействия. СПб.: Речь; М.: Сфера. 2008. 87 с.
  7. Психологический тренинг в группе: Игры и упражнения: Учебное пособие / Авт.-сост. Т.Л. Бука, М.Л. Митрофанова. 2-е изд. М.: Психотерапия. 2008. 144 с.
  8. Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга. СПб.: Издательство «Речь». 2010. 224 с.
  9. Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире: Кн. для учителей и родителей. М.: Просвещение. 1991. 223 с.
  10. Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги. Монография. СПб.: Речь. 2008. 192 с.
  11. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? М.: Генезис. 2006. 541 с.
  12. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). 4-е изд. М.: Генезис. 2011. 344 с.
  13. Хухлаева О.В. Практические сказки. 3-е изд. М.: Генезис. 2011. 176 с.: ил.